БРЗК ССВ-33 «Урал» (12 фото). Разведывательный корабль урал


Трагедия уникального «Урала» » Военное обозрение

По ряду причин, количество построенных в Советском Союзе боевых кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) оставляло желать лучшего. Более того, построенные корабли, начиная со второй половины восьмидесятых годов, стали жертвами политических, экономических и т.п. изменений в жизни страны. В результате сейчас в боевом составе ВМФ России имеется лишь один крейсер с ядерной энергоустановкой, а три другие находятся в отстое и ждут своей участи. Несколько лет назад решилась судьба еще одного отечественного корабля с ЯЭУ. В соответствии с решением командования военно-морского флота и министерства обороны, началась утилизация большого атомного разведывательного корабля ССВ-33 «Урал». Судьба этого уникального корабля сложилась самым неприятным образом. Он успел прослужить считанные месяцы и всего один раз выйти в поход.

Как известно, залогом успешного перехвата вражеской баллистической ракеты является своевременное обнаружение пуска и передача информации соответствующему подразделению. Для этого ведущие страны мира строили и продолжают строить радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении и запускают специализированные космические аппараты. Ввиду своего географического и военно-политического положения Советский Союз не имел возможности размещать РЛС предупреждения за пределами своей территории. В результате немалая часть планеты оставалась, что называется, белым пятном. Решением этой проблемы должны были стать новые корабли, оснащенные соответствующим радиолокационным оборудованием. Благодаря своей мобильности они могли бы находиться в нужном районе мирового океана, а радиолокационная станция, системы радиоразведки и вычислительный комплекс позволили бы таким кораблям выполнять обнаружение и сопровождение целей, прежде всего баллистических ракет.

В 1977 году все идеи по поводу большого разведывательного корабля для патрулирования на удалении от баз и слежения за пусками ракет вероятного противника были закреплены соответствующим Постановлением Совмина СССР, которым требовалось создать такой корабль. Также в документе говорилось о разработке комплекса средств разведки «Коралл». Проектированием самого корабля, согласно Постановлению, должно было заняться ленинградское ЦКБ «Айсберг», а к созданию «Коралла» привлекли около двух сотен разных организаций по главе с ЦНПО «Вымпел». Проект получил цифровой индекс «1941» и шифр «Титан».

Согласно некоторым источникам, при создании проекта 1941 активно использовались наработки, полученные при создании гражданских судов. К примеру, нередко утверждается, что основой для корпуса «Титана» стала конструкция некоего рудовоза. Подтверждений этой информации нет, но стоит учесть, что при проектировании и строительстве других судов с развитым радиоэлектронным оборудованием – кораблей измерительного комплекса, использовавшихся в космической программе – применялся именно такой подход. Вне зависимости от своего «происхождения», корабли проекта 1941 обещали стать, как минимум, одними из самых крупных отечественных судов. Уже на ранних стадиях проектирования сформировались габариты «Титана»: длина корпуса в 265 метров, ширина 30 и общая высота около 70. Расчетное водоизмещение корабля было на уровне 34-35 тысяч тонн. Таким образом, перспективные разведывательные корабли получались крупнее и тяжелее, чем новейшие тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан».

При таких габаритах требовалась соответствующая силовая установка. По результатам недолгих размышлений и обсуждений чиновники от судостроения, командиры флота и конструкторы выбрали ядерную энергетическую установку. Из соображений экономии решили использовать ЯЭУ, ранее использованную на «Орланах», но при этом применить ряд наработок, полученных при проектировании ядерных энергоустановок для ледоколов. В ее основе были два двухконтурных водо-водяных реактора КН-3 (по другим данным, КЛ-40) тепловой мощностью по 170 МВт. Пар из второго контура реакторов подавался на турбозубчатые агрегаты ГТЗА-688, которые давали мощность по 23 тыс. л.с. каждый. Кроме того, выработанное реакторами тепло шло на обеспечение электроэнергией целевого оборудования. В качестве дополнительной силовой установки проект 1941 получил два котла ВДРК-500. Последние располагались в носовом и кормовом трюмах. Как оказалось, при достаточно больших габаритах самого корабля вписать все элементы силовой установки было весьма непросто.

Применение ядерной энергоустановки давало новому кораблю неплохие характеристики. Несмотря на значительное водоизмещение и размеры, он мог бы перемещаться со скоростью до 20-22 узлов, а дальность плавания была ограничена исключительно запасами продовольствия. При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.

Над корпусом корабля предусмотрели крупную трехъярусную надстройку с жилыми помещениями, постами управления и целевой аппаратурой. На крыше надстройки поместили четыре мачты с местами для установки различных антенн, а также антенну главной РЛС под сферическим кожухом. Специально разработанный комплекс радиоразведки и радиолокации «Коралл» был сопряжен с несколькими радиоэлектронными системами, как то РЛС МР-750 «Фрегат-МА», МР-123 «Вымпел», МР-212/201 «Вычегда-У», «Неман-П» и «Атолл». Кроме того, для слежения за запусками имелся оптико-электронный комплекс «Лебедь». По некоторым данным, он оснащался оптической системой с диаметром зеркала около полутора метров. При таких параметрах «Лебедь» мог бы засекать пуск межконтинентальной ракеты с расстояния в несколько сотен километров. Для обнаружения подводных объектов корабли проекта 1941 должны были оснащаться гидроакустическими станциями МГК-335М «Аргунь» и МГ-747 «Амулет». Обработкой информации, в соответствии с проектом, должен был заниматься специальный вычислительный комплекс с двумя ЭВМ типа «Эльбрус» и несколькими ЕС-1046. Вероятно, на кораблях предусматривались и другие системы, но точный состав специального оборудования проекта «Титан» не известен до сих пор.

Антенна главной РЛС без кожуха. Фото середины двухтысячных годов.

Поскольку большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 был интересной целью для противокорабельного оружия противника, его решили оснастить комплексом оборонительного вооружения. На носу и корме проектом предлагалось ставить по одной артиллерийской установке АК-176М с автоматическим орудием калибра 76 мм. Для борьбы с высокоскоростными целями наподобие ракет корабли «Титан» должны были нести четыре автоматических пушки АК-630 калибра 30 мм. Список ствольного вооружения разведывательных кораблей завершали четыре установки «Утес-М» со спаренными крупнокалиберными пулеметами НСВ-12,7. Также на корабле предлагалось перевозить и использовать переносные зенитные ракетные комплексы и легкое противодиверсионное вооружение. В кормовой части корабля предусмотрели ангар и взлетную площадку для вертолета, например, Ка-32.

В середине 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка первого корабля проекта 1941, получившего имя «Урал». Помимо имени новый корабль получил бортовой номер ССВ-33. Примечательно, что литеры «ССВ» в номере говорили о принадлежности корабля к судам связи. Тем не менее, в ВМФ СССР не было такого класса кораблей и все имевшиеся «ССВ» фактически являлись разведчиками. Чуть позже началась подготовка к строительству второго корабля проекта «Титан», но он так и не был построен. Согласно материалам журнала «Популярная механика», полученным от сотрудников ЦКБ «Айсберг», второй корабль был заложен. Тем не менее, из-за целого ряда проблем постройка второго корабля с заводским номером «811» закончилась на стадии сборки одной из секций корпуса. Вскоре работы остановили, а собранный агрегат порезали на металл. Строительство самого «Урала» заняло примерно два года, после чего начались ходовые испытания. Комбинированная силовая установка с атомными реакторами и котлами вызывала много нареканий. Кроме того, поступали предложения использовать элементы энергоустановки попеременно: выходить с базы и возвращаться на нее корабль должен был при помощи котлов, а на определенном удалении от берега переходить на ЯЭУ. Проверки этой идеи также заняли некоторое время.

Стоит отметить, во время испытаний корабля «Урал» было выявлено множество недоработок и неполадок. Некоторые проблемы возникли с системами ядерной энергоустановки, но больше всего досаждали постоянные поломки вычислительного комплекса. На борту нового разведывательного корабля было слишком много новейшей радиоэлектронной аппаратуры, чтобы все работало без сбоев. Исправление недочетов конструкции и выявление проблем заняло массу времени. В результате новый корабль ССВ-33 «Урал» вошел в состав военно-морского флота только в самом конце декабря 1988 года.

Сразу же после принятия в строй ССВ-33 совершил свой первый поход: из Ленинграда на базу недалеко от города Фокино. На переход ушло чуть менее двух месяцев. По пути на тихоокеанскую базу «Урал» на несколько дней зашел в порт Камрань, где тогда располагалась советская военно-морская база. Рассказывают, что во время стоянки во вьетнамском порту от бдительности караульных пострадала черепаха: ее приняли за диверсанта и обстреляли из противодесантного комплекса «Дождь». Вероятно, именно в ходе плавания через три океана (Атлантический, Индийский и Тихий) к официальной расшифровке индекса «ССВ» добавилась неофициальная: «Специальный спальный вагон», а также корабль обзавелся прозвищем «каютоносец». Несмотря на большую численность экипажа, габариты корабля позволили обеспечить морякам неплохие бытовые условия. Помимо удобных кают и кубриков на «Урале» были полноценный медблок, курительный салон, спортзал, две сауны с душами, бассейн и даже кинозал. Таким образом, на корабле было все для того, чтобы дать экипажу не только комфортные условия проживания, но и обеспечить его «культурной программой».

В то же время, большие габариты «Урала» сыграли с ним злую шутку. Как и несколько крупных крейсеров Тихоокеанского флота, он большую часть времени стоял не у причала, а на бочках. Тем не менее, и в таких условиях он смог стать флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота. Примечательно, что ССВ-33 мог выполнять некоторые разведывательные задачи, находясь в порту или на бочках. Потенциал разведывательных систем позволял «видеть» все необходимые вещи и события в радиусе нескольких сотен километров. Имеются сведения, что, находясь в бухте Стрелок, «Урал» перехватывал переговоры американских и японских кораблей, находившихся в северной части Тихого океана. Тем не менее, основной задачей корабля оставались дальние походы и слежение за пусками ракет.

Во второй половине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались преобразования, приведшие в итоге к распаду страны. Они сказались на состоянии военно-морского флота в целом и «Урала» в частности. Флот уже не мог позволить себе полноценное содержание и эксплуатацию сложного разведывательного корабля. Предлагалось разделить расходы между ВМФ и ПВО/ПРО. Однако все эти предложения так и остались на уровне разговоров. Вероятно, именно недостаток финансирования в итоге стал причиной первых бед корабля. Еще одной предпосылкой к дальнейшей печальной судьбе «Урала» иногда называется решение освободить от воинской службы бывших студентов, из-за чего экипаж корабля потерял массу молодых и грамотных специалистов.

У пирса в бухте Абрек

В середине 1990 года на корабле ССВ-33 «Урал» произошел пожар. Предположительно в результате короткого замыкания загорелись кабельные трассы. Огонь перекинулся на агрегаты кормового машинного отделения. Пожар удалось потушить, но кормовая машина пришла в негодность. На ее ремонт уже не было денег. После этого инцидента ни о каких дальних походах речи уже не шло. Чуть больше чем через год случилась еще одна беда: сгорело носовое машинное отделение, на которое после предыдущего пожара легла вся нагрузка по обеспечению корабля электроэнергией. Теперь «Урал» потерял возможность выполнять какие-либо задачи. Реакторы стояли заглушенными, а питание жизненно важных систем шло от аварийных дизель-генераторов.

Помимо пожаров на борту «Урал» подвергался другим опасностям. Так, в 1990 году произошел печально известный пожар главного боезапаса Тихоокеанского флота. ССВ-33 в это время находился буквально в паре километров от складов, но экипажи корабля и подоспевшего на помощь буксира смогли отвести его на безопасное расстояние. Осенью 1991 года пострадавший от пожара «Урал» во время шторма сорвался с бочки и его стало дрейфовать. Вернуть обездвиженный корабль на место удалось только через несколько часов.

На протяжении всех девяностых годов большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стоял на бочках, а затем у пирса в заливе Стрелок и ждал своей участи. Из-за финансовых проблем и отсутствия всяких перспектив экипаж корабля постоянно сокращался. Со временем ССВ-33 сделали плавучей казармой. Такие «обязанности» уникальный разведывательный корабль выполнял в течение нескольких лет. Судьба «Урала» решилась в начале двухтысячных годов. По результатам обследования конструкции и аппаратуры, а также анализа перспектив командование ВМФ приняло решение не восстанавливать корабль. Ремонт обошелся бы слишком дорого, да и аппаратура конца восьмидесятых уже не имела высоких перспектив. Поэтому ориентировочно в 2001 году корабль ССВ-33 поставили на прикол к пирсу в бухте Абрек (залив Стрелок). По иронии судьбы, рядом с «Уралом» стоял тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), принадлежащий к проекту 1144 «Орлан». Наработки именно по этому проекту активно использовались при создании разведывательного корабля.

В 2008 году состоялся тендер, после которого соседей по пирсу «разлучили». Крейсер остался на месте, где и стоит до сих пор, а «Урал» отбуксировали в город Большой Камень, на завод «Звезда». По имеющимся данным, утилизация корабля не началась до сих пор либо идет крайне низкими темпами. Летом прошлого года руководители «Росатома» рассказали о возможном использовании агрегатов корабля ССВ-33 для ремонта других судов с ядерными энергоустановками. На тот момент сам «Урал» ждал начала демонтажа и резки.

Напоследок стоит сказать, что через пару лет после решения об окончательном списании «Урала» – в декабре 2004 года – на заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) был заложен первый большой разведывательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов». Скоро ожидается закладка второго корабля такого типа. Об этом проекте известно крайне мало, но есть надежда на то, что новые корабли, несмотря на свои меньшие размеры по сравнению с проектом 1941, смогут хотя бы частично заменить списанный «Урал».

"Урал" на заводе "Звезда"Э, координаты: 43° 7'6.61"СШ 132°20'6.43"ВД

По материалам сайтов:http://russian-ships.info/http://anders.narod.ru/http://warships.ru/http://popmech.ru/http://globalsecurity.org/http://old.vladnews.ru/http://ria.ru/

За помощь и важные замечания к статье автор выражает благодарность председателю Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса им. адмирала Ю.И.Максюты А.М. Курочкину

topwar.ru

Корабль БРЗК ССВ-33 «Урал»

Большой разведывательный корабль «Урал» — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta).

По ряду причин, количество построенных в Советском Союзе боевых кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) оставляло желать лучшего. Более того, построенные корабли, начиная со второй половины восьмидесятых годов, стали жертвами политических, экономических и т.п. изменений в жизни страны. В результате сейчас в боевом составе ВМФ России имеется лишь один крейсер с ядерной энергоустановкой, а три другие находятся в отстое и ждут своей участи. Несколько лет назад решилась судьба еще одного отечественного корабля с ЯЭУ. В соответствии с решением командования военно-морского флота и министерства обороны, началась утилизация большого атомного разведывательного корабля ССВ-33 «Урал». Судьба этого уникального корабля сложилась самым неприятным образом. Он успел прослужить считанные месяцы и всего один раз выйти в поход.

Как известно, залогом успешного перехвата вражеской баллистической ракеты является своевременное обнаружение пуска и передача информации соответствующему подразделению. Для этого ведущие страны мира строили и продолжают строить радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении и запускают специализированные космические аппараты. Ввиду своего географического и военно-политического положения Советский Союз не имел возможности размещать РЛС предупреждения за пределами своей территории. В результате немалая часть планеты оставалась, что называется, белым пятном. Решением этой проблемы должны были стать новые корабли, оснащенные соответствующим радиолокационным оборудованием. Благодаря своей мобильности они могли бы находиться в нужном районе мирового океана, а радиолокационная станция, системы радиоразведки и вычислительный комплекс позволили бы таким кораблям выполнять обнаружение и сопровождение целей, прежде всего баллистических ракет.

На Балтийском заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. И правда, корабль не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. Организация монтажных работ внутри этих лабиринтов представляла собой непростую управленческую проблему. Говорят, что лишь тогдашний директор Балтийского завода Виктор Шершнев свободно ориентировался внутри строившегося корабля.Поскольку большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 был интересной целью для противокорабельного оружия противника, его решили оснастить комплексом оборонительного вооружения. На носу и корме проектом предлагалось ставить по одной артиллерийской установке АК-176М с автоматическим орудием калибра 76 мм. Для борьбы с высокоскоростными целями наподобие ракет корабли «Титан» должны были нести четыре автоматических пушки АК-630 калибра 30 мм. Список ствольного вооружения разведывательных кораблей завершали четыре установки «Утес-М» со спаренными крупнокалиберными пулеметами НСВ-12,7. Также на корабле предлагалось перевозить и использовать переносные зенитные ракетные комплексы и легкое противодиверсионное вооружение. В кормовой части корабля предусмотрели ангар и взлетную площадку для вертолета, например, Ка-32.В середине 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка первого корабля проекта 1941, получившего имя «Урал». Помимо имени новый корабль получил бортовой номер ССВ-33. Примечательно, что литеры «ССВ» в номере говорили о принадлежности корабля к судам связи. Тем не менее, в ВМФ СССР не было такого класса кораблей и все имевшиеся «ССВ» фактически являлись разведчиками. Чуть позже планировалось начать строительство второго корабля проекта «Титан», но этим планам не суждено было сбыться. Более того, есть все основания полагать, что судьба второго корабля закончилась на этапе рассмотрения предложения о его строительстве. Строительство «Урала» заняла примерно два года, после чего начались ходовые испытания. Комбинированная силовая установка с атомными реакторами и котлами вызывала много нареканий. Кроме того, поступали предложения использовать элементы энергоустановки попеременно: выходить с базы и возвращаться на нее корабль должен был при помощи котлов, а на определенном удалении от берега переходить на ЯЭУ. Проверки этой идеи также заняли некоторое время.

В 1977 году все идеи по поводу большого разведывательного корабля для патрулирования на удалении от баз и слежения за пусками ракет вероятного противника были закреплены соответствующим Постановлением Совмина СССР, которым требовалось создать такой корабль. Также в документе говорилось о разработке комплекса средств разведки «Коралл». Проектированием самого корабля, согласно Постановлению, должно было заняться ленинградское ЦКБ «Айсберг», а к созданию «Коралла» привлекли около двух сотен разных организаций по главе с ЦНПО «Вымпел». Проект получил цифровой индекс «1941» и шифр «Титан».

Согласно некоторым источникам, при создании проекта 1941 активно использовались наработки, полученные при создании гражданских судов. К примеру, нередко утверждается, что основой для корпуса «Титана» стала конструкция некоего рудовоза. Подтверждений этой информации нет, но стоит учесть, что при проектировании и строительстве других судов с развитым радиоэлектронным оборудованием – кораблей измерительного комплекса, использовавшихся в космической программе – применялся именно такой подход. Вне зависимости от своего «происхождения», корабли проекта 1941 обещали стать, как минимум, одними из самых крупных отечественных судов. Уже на ранних стадиях проектирования сформировались габариты «Титана»: длина корпуса в 265 метров, ширина 30 и общая высота около 70. Расчетное водоизмещение корабля было на уровне 34-35 тысяч тонн. Таким образом, перспективные разведывательные корабли получались крупнее и тяжелее, чем новейшие тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан».

Применение ядерной энергоустановки давало новому кораблю неплохие характеристики. Несмотря на значительное водоизмещение и размеры, он мог бы перемещаться со скоростью до 20-22 узлов, а дальность плавания была ограничена исключительно запасами продовольствия. При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.

Над корпусом корабля предусмотрели крупную трехъярусную надстройку с жилыми помещениями, постами управления и целевой аппаратурой. На крыше надстройки поместили четыре мачты с местами для установки различных антенн, а также антенну главной РЛС под сферическим кожухом. Специально разработанный комплекс радиоразведки и радиолокации «Коралл» был сопряжен с несколькими радиоэлектронными системами, как то РЛС МР-750 «Фрегат-МА», МР-123 «Вымпел», МР-212/201 «Вычегда-У», «Неман-П» и «Атолл». Кроме того, для слежения за запусками имелся оптико-электронный комплекс «Лебедь». По некоторым данным, он оснащался оптической системой с диаметром зеркала около полутора метров. При таких параметрах «Лебедь» мог бы засекать пуск межконтинентальной ракеты с расстояния в несколько сотен километров. Для обнаружения подводных объектов корабли проекта 1941 должны были оснащаться гидроакустическими станциями МГК-335М «Аргунь» и МГ-747 «Амулет». Обработкой информации, в соответствии с проектом, должен был заниматься специальный вычислительный комплекс с двумя ЭВМ типа «Эльбрус» и несколькими ЕС-1046. Вероятно, на кораблях предусматривались и другие системы, но точный состав специального оборудования проекта «Титан» не известен до сих пор.

Стоит отметить, во время испытаний корабля «Урал» было выявлено множество недоработок и неполадок. Некоторые проблемы возникли с системами ядерной энергоустановки.

Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическою установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа. Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации — Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала — ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов, было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала».

Другая, история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьми тонный узел при морской качке было невероятно тяжело После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось.

Но больше всего досаждали постоянные поломки вычислительного комплекса. На борту нового разведывательного корабля было слишком много новейшей радиоэлектронной аппаратуры, чтобы все работало без сбоев. Исправление недочетов конструкции и выявление проблем заняло массу времени. В результате новый корабль ССВ-33 «Урал» вошел в состав военно-морского флота только в самом конце декабря 1988 года.

Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.

Корабль имел построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами (датчики килевой и боковой качки), а также датчики прогиба корпуса показывали нормальное состояние.

* Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» являлся единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).

* В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1.5 метра.

6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг. Корабль получил бортовой номер ССВ-33.В 1989 году был подписан акт государственной приемки корабля и начался его переход в порт приписки Владивосток.

В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще – множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?

По пути на тихоокеанскую базу «Урал» на несколько дней зашел в порт Камрань, где тогда располагалась советская военно-морская база. Рассказывают, что во время стоянки во вьетнамском порту от бдительности караульных пострадала черепаха: ее приняли за диверсанта и обстреляли из противодесантного комплекса «Дождь». Вероятно, именно в ходе плавания через три океана (Атлантический, Индийский и Тихий) к официальной расшифровке индекса «ССВ» добавилась неофициальная: «Специальный спальный вагон», а также корабль обзавелся прозвищем «каютоносец». Несмотря на большую численность экипажа, габариты корабля позволили обеспечить морякам неплохие бытовые условия. Помимо удобных кают и кубриков на «Урале» были полноценный медблок, курительный салон, спортзал, две сауны с душами, бассейн и даже кинозал. Таким образом, на корабле было все для того, чтобы дать экипажу не только комфортные условия проживания, но и обеспечить его «культурной программой».

В то же время, большие габариты «Урала» сыграли с ним злую шутку. Как и несколько крупных крейсеров Тихоокеанского флота, он большую часть времени стоял не у причала, а на бочках. Тем не менее, и в таких условиях он смог стать флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота. Примечательно, что ССВ-33 мог выполнять некоторые разведывательные задачи, находясь в порту или на бочках. Потенциал разведывательных систем позволял «видеть» все необходимые вещи и события в радиусе нескольких сотен километров. Имеются сведения, что, находясь в бухте Стрелок, «Урал» перехватывал переговоры американских и японских кораблей, находившихся в северной части Тихого океана. Тем не менее, основной задачей корабля оставались дальние походы и слежение за пусками ракет.

Во второй половине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались преобразования, приведшие в итоге к распаду страны. Они сказались на состоянии военно-морского флота в целом и «Урала» в частности. Флот уже не мог позволить себе полноценное содержание и эксплуатацию сложного разведывательного корабля. Предлагалось разделить расходы между ВМФ и ПВО/ПРО. Однако все эти предложения так и остались на уровне разговоров. Вероятно, именно недостаток финансирования в итоге стал причиной первых бед корабля. Еще одной предпосылкой к дальнейшей печальной судьбе «Урала» иногда называется решение освободить от воинской службы бывших студентов, из-за чего экипаж корабля потерял массу молодых и грамотных специалистов.

Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».

В середине 1990 года на корабле ССВ-33 «Урал» произошел пожар. Предположительно в результате короткого замыкания загорелись кабельные трассы. Огонь перекинулся на агрегаты кормового машинного отделения. Пожар удалось потушить, но кормовая машина пришла в негодность. На ее ремонт уже не было денег. После этого инцидента ни о каких дальних походах речи уже не шло. Чуть больше чем через год случилась еще одна беда: сгорело носовое машинное отделение, на которое после предыдущего пожара легла вся нагрузка по обеспечению корабля электроэнергией. Теперь «Урал» потерял возможность выполнять какие-либо задачи. Реакторы стояли заглушенными, а питание жизненно важных систем шло от аварийных дизель-генераторов.

Помимо пожаров на борту «Урал» подвергался другим опасностям. Так, в 1990 году произошел печально известный пожар главного боезапаса Тихоокеанского флота. ССВ-33 в это время находился буквально в паре километров от складов, но экипажи корабля и подоспевшего на помощь буксира смогли отвести его на безопасное расстояние. Осенью 1991 года пострадавший от пожара «Урал» во время шторма сорвался с бочки и его стало дрейфовать. Вернуть обездвиженный корабль на место удалось только через несколько часов.

На протяжении всех девяностых годов большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стоял на бочках, а затем у пирса в заливе Стрелок и ждал своей участи. Из-за финансовых проблем и отсутствия всяких перспектив экипаж корабля постоянно сокращался. Со временем ССВ-33 сделали плавучей казармой. Такие «обязанности» уникальный разведывательный корабль выполнял в течение нескольких лет. Судьба «Урала» решилась в начале двухтысячных годов. По результатам обследования конструкции и аппаратуры, а также анализа перспектив командование ВМФ приняло решение не восстанавливать корабль. Ремонт обошелся бы слишком дорого, да и аппаратура конца восьмидесятых уже не имела высоких перспектив. Поэтому ориентировочно в 2001 году корабль ССВ-33 поставили на прикол к пирсу в бухте Абрек (залив Стрелок). По иронии судьбы, рядом с «Уралом» стоял тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), принадлежащий к проекту 1144 «Орлан». Наработки именно по этому проекту активно использовались при создании разведывательного корабля.

Первый командир «Урала”, капитан 1 ранга Илья Кешков обращался за помощью к президенту России Борису Ельцину, но ответа не получил.

Главная антенна уже без кожуха.

В 2008 году состоялся тендер, после которого соседей по пирсу «разлучили». Крейсер остался на месте, где и стоит до сих пор, а «Урал» отбуксировали в город Большой Камень, на завод «Звезда». По имеющимся данным, утилизация корабля не началась до сих пор либо идет крайне низкими темпами. Руководители «Росатома» рассказали о возможном использовании агрегатов корабля ССВ-33 для ремонта других судов с ядерными энергоустановками. На тот момент сам «Урал» ждал начала демонтажа и резки.

Напоследок стоит сказать, что через пару лет после решения об окончательном списании «Урала» – в декабре 2004 года – на заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) был заложен первый большой разведывательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов» (включен в состав Северного флота в конце 2014 года). Заложен второй корабля такого типа «Иван Хурс». Есть надежда на то, что новые корабли, несмотря на свои меньшие размеры по сравнению с проектом 1941, смогут хотя бы частично заменить списанный «Урал».

my-cccp.ru

Корабль ССВ-33 «Урал» - это... Что такое Корабль ССВ-33 «Урал»?

Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было. Корабли ПИК МО СССР и гражданские суда, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.

Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведовательный корабль «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ служила легендой прикрытия и расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ открыто классифицировали разведывательные корабли.

Устройство корабля

Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что, как правило, суда телеметрического контроля (например, «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАКР проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке АК-176М в носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. На корабле были установлены и средства ППДО — 4 установки комплекса «Дождь» для стрельбы специальными глубинными бомбами против подводных диверсантов. Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-27.

В массивной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля состоял из 890 человек, из них не менее 400 — офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля являлся разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался в городе Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) ТОФ. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

В то же время, на стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после того, как в соответствии с решением Верховного Совета СССР[1] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас.

Это отразилось на общей подготовленности и компетентности экипажа корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2011.

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В 1984 г. новый экипаж размещался в ВГ-67 (военный городок, Ленинград, Кожевенная линия). При попытке самовольного оставления части через окно второго этажа по простыням сорвался и погиб матрос Ладыгин.
  • В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивостока скончался матрос с «Урала».
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса Баскова, спасшего своих сослуживцев и ещё двух пострадавших: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зубакина, скончавшихся в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон матроса Баскова передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • В феврале 1994 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призванный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация

ССВ-33 «Урал» незадолго до консервации.

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу рядом с ракетным крейсером «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Утилизация корабля проводится (2010) на ДВЗ «Звезда».

В июне 2012 генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша заявил о намерениях использовать оборудование и силовую установку «Урала» для ремонта действующих атомных ледоколов.[2]

Командиры корабля

Нагрудный знак ССВ-33 «Урал».
  • Капитан 1-го ранга Кешков (1983—1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991—1992)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (1992—1995)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (1995—1997?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (1997—2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000—2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец был командиром до августа 2011 (пока у него печать не отобрали) (2002—2011)

Интересные факты

  • Главному конструктору «Урала», Архарову М. А., за этот уникальный проект было присвоено звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами — работающие датчики килевой и боковой качки, а также прогиба корпуса показывали нормальное состояние.
  • В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1.5 метра.
  • «Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» планировал посетить Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально выкрасили корабль со стороны пирса, срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • В 1990 году во время пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течение дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

Примечания

Ссылки

   Вспомогательные корабли и суда ВМФ СССР в послевоенный период Разведывательные корабли Корабли измерительного комплекса Корабли комплексного снабжения Морские танкеры Рейдовые и специальные танкеры Транспорты вооружения

проект 393-А • проект 394-Б • проект 850-М • проект 861-М • проект 862 • проект 864 • проект 1826 • проект 10221 • проект 1941

проект 563 • проект 1589 • проект 1559-В • проект 577 • проект 160 • Дубна • Иман • Аргунь

проект 437-К • проект 1545 • проект 1844 • проект 1541

проект 1791 • проект 11570 • проект 10680

См. также: {{Надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}, {{ВМФ СССР (1951—1991)}}

dic.academic.ru

БРЗК ССВ-33 Урал

Стоит отметить, во время испытаний корабля «Урал» было выявлено множество недоработок и неполадок. Некоторые проблемы возникли с системами ядерной энергоустановки. Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическою установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа. Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации - Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала - ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов, было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала». Другая, история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьми тонный узел при морской качке было невероятно тяжело После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось. Но больше всего досаждали постоянные поломки вычислительного комплекса. На борту нового разведывательного корабля было слишком много новейшей радиоэлектронной аппаратуры, чтобы все работало без сбоев. Исправление недочетов конструкции и выявление проблем заняло массу времени. В результате новый корабль ССВ-33 «Урал» вошел в состав военно-морского флота только в самом конце декабря 1988 года. Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.

на фото "Урал" и будущий "Нахимов"

fishki.net

Корабль ССВ-33 «Урал» Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). «Урал»ССВ-33 или «Урал»«Урал» в заливе Стрело́кСлужбаНазван в честьКласс и тип суднаПорт припискиИзготовительСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаАвтономность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР (1989—1991)Россия Россия (1991—2001)
Урал
Большой атомный разведывательный корабль
Тихоокеанск
Балтийский завод
май 1983 года
7 января 1989 года
2001 год
Утилизация
32 780 т/ 36 500 т
265 м
30 м
70 м
7,5 м
Нет
ЯЭУ типа ОК-900, 2 × 171 МВт,2 котла ВДРК-500,2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688
66 500 л. с.
2
21,6 узла (40 км/ч)
180 суток
950 человек
2 × 76-мм АУ АК-176М4 × 12,7-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М»
4 × 30-мм АК-630
ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313)
4 × 4 ПУ комплекса ППДО «Дождь»
Вертолёт Ка-27

Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 или «Урал» — самый большой в мире советский и российский разведывательный корабль, единственный корабль проекта 1941 шифр «Титан» (по классификации NATO — Kapusta), самый большой в СССР и Российской Федерации надводный корабль с ядерной энергетической установкой.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Устройство корабля
  • 3 Боевая служба
  • 4 Аварийность

ru-wiki.ru

Атомный разведывательный корабль "Урал" проекта 1941

Корабль ССВ-33 «Урал»Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

Основная информация

Тип Большой разведывательный корабльГосударство флага СССР (1989—1991) Россия (1991—2001)Порт приписки ТихоокеанскПринадлежность ТОФВерфь Балтийский завод имени С.Орджоникидзе, ЛенинградСпущен на воду Май 1983Введён в эксплуатацию 7 января 1989Выведен из состава флота 2001Современный статус Утилизация

Параметры

Тоннаж 32 780 т/ 36 500 тДлина 265 метровШирина 30 метровВысота 70 метровОсадка 7,5 метраБронирование отсутствуетТехнические данныеСиловая установка ЯЭУ типа ОК-900, 2 х 171 МВт,2 котла ВДРК-500,2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688Винты 2 винтаМощность 66 500 л. с.Скорость 21,6 узловАвтономность плавания 180 сутокЭкипаж 950 человек

Вооружение

Артиллерия2 x 76-мм АУ АК-1764 x 30-мм АК-6304 x 12-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М»Зенитное вооружение ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313).Авиация Вертолёт Ка-32

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданские корабли, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.

Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведчик «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ называли и разведывательные корабли.

Устройство корабля

Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что некоторые корабли-измерительные комплексы (тот же ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАРК проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.

Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-32.

В мощной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля составлял 890 человек, из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался на город Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) ТОФ. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

На стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после перехода корабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР[2] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым экипаж уникального корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспечённость корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

В этом сказывалась общая некомпетентность экипажа корабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготовки новых младших флотских специалистов из числа матросов срочной службы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивостока скончался матрос с «Урала».В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса, спасшего своих сослуживцев и ещё одного пострадавшего: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зубакина, скончавшихся в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон передавали по корабельной сети.В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.Летом 1992 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.Утилизация

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Командиры корабля

Капитан 1-го ранга Кешков (1983—1991)Капитан 2-го ранга Яриш (1991-?)Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (?-?)Капитан 1-го ранга Максимчук (?-?)Капитан 1-го ранга Стуканев (?-2000)Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)Капитан 1-го ранга Бакунец (2002—2008)

Интересные факты

Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт.Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).«Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного комплекса корабля.В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.Во время знаменитого пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течение дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?p=55870

 

kliper2011.mirtesen.ru

Корабль ССВ-33 "Урал" - это... Что такое Корабль ССВ-33 "Урал"?

Большой разведывательный корабль «Урал» Основная информация Параметры Технические данные Вооружение
ССВ-33 «Урал»
«Урал» в заливе Стрело́к
Тип Большой разведывательный корабль
Государство флага СССР (1989—1991)Россия (1991—2001)
Порт приписки Тихоокеанск
Принадлежность ТОФ
Верфь Балтийский завод имени С.Орджоникидзе, Ленинград
Спущен на воду Май 1983
Введён в эксплуатацию 7 января 1989
Выведен из состава флота 2001
Современный статус Утилизация
Тоннаж 32 780 т/ 36 500 т
Длина 265 метров
Ширина 30 метров
Высота 70 метров
Осадка 7,5 метра
Бронирование отсутствует
Силовая установка ЯЭУ типа ОК-900, 2 х 171 МВт,2 котла ВДРК-500,2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688
Винты 2 винта
Мощность 66 500 л. с.
Скорость 21,6 узлов
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 950 человек
Артиллерия 2 x 76-мм АУ АК-1764 x 30-мм АК-6304 x 12-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М»
Зенитное вооружение ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313).
Авиация Вертолёт Ка-32

Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданские корабли, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров») всё-таки оставались гражданскими и предназначались для другой работы.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведчик «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ называли и разведывательные корабли тоже.

Устройство корабля

Схема ССВ-33 «Урал»

Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что некоторые корабли-измерительные комплексы (тот же ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Так же, по мнению большинства источников «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАРК проекта 1144 «Орлан»[1] (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.

Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-32.

В мощной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля составлял 890 человек, из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

Файл:Ural03.jpg

ССВ-33 «Урал» в походе.

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался на город Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас», и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) ТОФ. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Файл:Ural01.jpg

ССВ-33 «Урал» у стенки.

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

На стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после перехода корабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР[2] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым экипаж уникального корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспечённость корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

В этом сказывалась общая некомпетентность экипажа корабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготовки новых младших флотских специалистов из числа матросов срочной службы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивостока скончался матрос c «Урала».
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса спасшего своих сослуживцев и скончавшегося в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • Летом 1992 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация

Файл:Uuralft7.jpg

Буксировка корпуса «Урала» на утилизацию.

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Командиры корабля

Нагрудный знак ССВ-33 «Урал».

  • Капитан 1-го ранга Кешков (1985???—1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991-?)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (?-2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец (2002—2008)

Интересные факты

  • Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт.
  • Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).
  • «Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведовательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • Во время знаменитого пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течении дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru