БТР-90 «Росток»: последняя реплика советских бронетранспортеров. Расход топлива бтр 80


(ТТХ) тактико-технические характеристики, вес, вооружение, расход топлива, расположение внутри машины

Проблема транспортировки пехоты и поддержки ее в бою остро встала перед советской армией уже в годы Великой Отечественной войны. Для решения этих задач разрабатывались бронетранспортеры. Однако первоначально их конструкции имели множество «детских болезней», справиться с которыми было достаточно сложно.

Новые решения, как часто бывает, подсказала война. После восстания в Будапеште отказались от открытого верха БТР, наследия еще Великой Отечественной. Эксплуатация БТР-60 и ее модификаций привела к созданию БТР-70, а бои в Афганистане выявили проблемы уже у «семидесятой». После модернизации этой машины армия получила новый БТР-80.

Содержание статьи

История создания

Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.

Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортёра, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.

Огневая поддержка на поле боя так же была невелика. Опыт боев показал, что угол подъема стволов оружия БТР недостаточен для ведения огня в горах. Недостаточной была и броневая защита «семидесятки». Не эффективно действовала водометная система, при пересечении водоемов забивавшаяся илом, торфом и водорослями.

Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.

Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.

Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.

Было усиленно бронирование корпуса, все изменения привели к увеличению массы машины на 18 %. Если БТР-70 весил 11,5 тонн, то «восьмидесятка» поправилась до 13,6 тонн. После испытаний на полигонах, в 1986 году новый бронетранспортер был официально принят на вооружение.

Конструкция БТР-80

Компоновка машины предусматривает три части. В головной части находится отделение управления с экипажем из механика-водителя и командира. Они располагаются так: слева мех-вод, справа командир. Среднюю часть занимает наводчик-оператор и семь человек десанта.

К слову, десять – двенадцать человек может поместиться «на броне».

Десант внутри машины расположен на сидячих местах по центральной оси, лицом к бортам для наиболее эффективного наблюдения и стрельбы из личного оружия.

Десант ведет огонь через амбразуры с шаровыми установками. Они рассчитаны на углы ведения огня от ±15 до ±25° от центральной оси машины. Башней управляет наводчик оператор, боевое место которого находится в подвесном сиденье башни с круговым вращением.

Командир мотострелкового отделения, сидит на отдельном сидении сразу за мехводом и командиром, и ведет огонь из амбразуры по ходу движения машины. Мертвые зоны для десанта – задняя полусфера и передняя левая часть, за механиком-водителем.

Двигатель в данном БТР находится в хвостовой части. На корпусе конструкторы расположили несколько небольших технологических люков для возможности быстро добраться до узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии.

Бронирование машины противопульное, слабо дифференцированное. Корпус собирают из катаных стальных листов, соединяя сваркой, толщина брони 5-9 мм. Корпус обтекаемой формы для лучшего прохождения водных преград, листы установлены с разными углами наклона для повышения защиты при обстреле.

Средний лобовой лист укрыт специальным щитком-волноотражателем.

В поднятом положении он защищает смотровое стекло механика-водителя от захлестывания волной при движении на плаву.

Были установлены новые, широкие двухсоставные двери десантного отделения. Верхняя половина откидывается вбок и фиксируется пружинной задержкой, нижняя в открытом положении образует ступеньку, своеобразную аппарель и облегчает десантирование из движущейся машины.

Вооружение машины составляют спаренные: крупнокалиберный (14,5 мм) пулемет КПВТ и 7,62 мм ПКТ. Оружие размещается в небольшой бронированной башенке кругового обстрела, установка цапфенная, угол возвышения в пределах от −4 до +60°.

Наведение блока вооружения и поворот башни осуществляется вручную. Прицеливание обеспечивается перископическим прицелом 1ПЗ-2. Монокулярная оптика позволяет накрывать цель КПВТ на дистанции до 2000 м, ПКТ до 1500 м. Боеукладка включает 500 патронов в коробах для КПВТ и 2000 для ПКТ.

Наблюдение осуществляется через перископы. У механика-водителя располагается три перископа ТНПО-115. Для действий в ночное время предполагается использование инфракрасных фар и оптического прибора.

Видимость через приборы наблюдения, ночью, в зависимости от условий, варьируется от 60 до 120 метров.

Обзор командира обеспечен смотровым прибором комбинированного типа ТКН-3, для использования его в ночное время на корпусе машины установлен прожектор ОУ-3ГА2М с инфракрасным фильтром, который обеспечивает работу в активном режиме, дальность видимости до 400 метров.

Оператор-стрелок обеспечен круговым наблюдением: перископами переднего и тылового обзора типа ТНП и прицелом. В десантном отсеке дополнительно установлено шесть ТНПО для обеспечения десантникам обзора.

Связь обеспечивается радиостанциями Р-123 на ранних сериях машин, впоследствии их сменили более совершенные Р-173. Кроме того на части машин в ходе модернизации были установлены симплексные радиостанции Р-163. Внутренняя связь обеспечивается Р-124, рассчитанной на трёх абонентов.

Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами

За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:

  • командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
  • БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
  • БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
  • БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.

Кроме России эти транспортёры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:

  • BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
  • BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
  • BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
  • BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
  • BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.

Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине. Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле.

Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.

В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.

Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.

Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.

Боевое применение БТР-80

С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.

БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.

Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.

В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.

Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.

Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются дымовые шашки, и создается полное впечатление поражения машины.

По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожжённые бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.

В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.

След в культуре

БТР-80, одна из самых массовых машин последних десятилетий внесла громадный вклад в кино и видео. Все, что, так или иначе, связано с боевыми действиями, обязательно рано или поздно покажет БТР-80. Благодаря характерному силуэту перепутать эту машину невозможно.

Интересно, что увидеть аппарат можно не только в кино, но и многочисленных клипах музыкальных исполнителей.

С высокой долей вероятности если они хотят изобразить «что-то военное» в своих творениях, то там появится трудяга БТР-80. Часто эти машины используют в небольших городах на День Победы.

Если сильно захотеть, можно не только полететь в космос, но и самостоятельно построить БТР-80 и поставить у себя дома на полочке. Российская компания «Звезда», а так же китайская «Trumpeter» и итальянская «ITALERY» и многие другие занимаются выпуском сборных моделей БТР-80.

Продукция пользуется большим спросом в Китае. Восточные соседи, увлеченные реконструкцией советской и российской армий в Афганской и Чеченской войне, интересуются этой техникой не меньше россиян.

Видео

warbook.club

БТР-90 «Росток»: последняя реплика советских бронетранспортеров

БТР-90 «Росток» — это российский колесный бронетранспортер, разработанный еще в середине 90-х годов конструкторами Горьковского автомобильного и Арзамасского машиностроительного заводов. БТР-90 – это последняя машина из семейства отлично зарекомендовавших себя советских восьмиколесных бронетранспортеров (БТР-60, 70, 80).

БТР-90 «Росток» был принят на вооружение в 2008 году. Планировалось, что серийное производство бронетранспортера начнется в 2011 году, но Министерство обороны отказалось от закупки этой машины. Свое решение военные объяснили нежеланием тратить бюджет на приобретение очередного «апгрейда» старой советской техники. Их аргументацию вполне можно понять: любая техника имеет свой предел модернизации, и, видимо, в Министерстве обороны посчитали, что для данного ряда боевых машин он уже достигнут.

Существует две модификации бронетранспортера – БТР-90 «Бережок» и БТР-90М «Бахча», – которые отличаются от базовой модели конструкцией боевого отделения. Кроме того, велась работа над созданием на базе бронетранспортера БТР-90 санитарной машины БММ «Сухожилие» и самоходной артиллерийской установки. Однако оба проекта так и не были реализованы.

История создания

Работа над созданием нового колесного бронетранспортера началась в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х годов, сразу после получения ТТЗ от Министерства обороны.

Следует сказать, что требования военных к новой машине были довольно жесткими. В задании предусматривалось наличие внутри корпуса десяти мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера. Особое внимание заказчики требовали уделить броневой защите. И все вышеперечисленное не должно было отрицательно сказываться на авиатранспортабельности боевой машины.

Подготовка тактико-технического задания бронетранспортера, да и вся его дальнейшая разработка велась с учетом опыта использования подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было предостаточно.

В 1994 году на Арзамасском заводе собрали опытный образец машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В том же году БТР-90 был представлен широкой общественности.

Девяностые годы были нелегким временем для отечественного ВПК, поэтому испытания и доработки нового бронетранспортера затянулись до 2004 года.

Параллельно шли работы над созданием бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они начались в 1997 году. Разработчиком этого проекта была выбрана компания «Прибор-Контроль». Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.

БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, однако статус его оставался неопределенным. Дело в том, что в государственном оборонном заказе шла речь только о производстве БТР-82А, никакого другого колесного бронетранспортера в документе не было. В это же время шла разработка новой концепции вооружений сухопутных войск ВС РФ, и места в ней для БТР-90, увы, нашлось – в 2011 году Министерство обороны официально отказалось от бронетранспортера, и не включила его в государственную программу закупок до 2020 года.

Вероятно, предполагая такой исход событий заранее, в 2010 году на том же Арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростка». Он получил название «Гильза». В этой машине конструкторы попытались выполнить главное требование военных – изменить саму компоновку боевой машины. Планировалось перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть бронетранспортера, а отсек для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.

В настоящее время на финальной стадии находятся работы над «Бумерангом» — унифицированной колесной платформой, на базе которой планируется создать целое семейство боевой техники. Впервые она была показана широкой публике во время парада Победы в 2015 году. Поставки в войска этой боевой машины должны начаться в 2019 году.

Описание конструкции

БТР-90 – это бронированная восьмиколесная боевая машина с формулой 8 × 8. Его корпус сварен из катаных броневых плит. Верхняя передняя часть не имеет излома, характерного для других колесных БТР, созданных на Горьковском автозаводе. Днище машины имеет V-образную форму, которая обеспечивает ей высокий уровень противоминной защиты. Толщина лобовой брони «Ростка» позволяет выдерживать попадание 25-мм снаряда, а при необходимости на бронетранспортер можно установить дополнительное бронирование, а также навесить системы динамической или активной защиты.

Компоновка БТР-90 повторяет схему предыдущих восьмиколесных бронетранспортеров из данной серии (БТР-60, 70, 80). В передней части машины находится отделение управления, в котором размещены места стрелка (справа) и водителя (слева). Последний для наблюдения использует пять перископических приборов, которые обеспечивают обзор в секторе 180°.

За отделением управления следует боевой отсек, в котором расположено основное вооружение БТР-90, установленное в броневой башне кругового вращения. Здесь же находятся места командира машины и оператора-наводчика. Все вооружение бронетранспортера стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести точный огонь во время движения. Наводчик оснащен комбинированным (с дневным и ночным режимом) прицелом БПК-3-42, а командир – прибором наблюдения ТКН-АМ, который также выполняет и функции дальномера.

Кроме основного вооружения, БТР-90 может комплектоваться ПЗРК «Игла» и противотанковым гранатометом РПГ-7.

Десантное отделение боевой машины может вместить семерых пехотинцев в полной экипировке. Высадка и посадка производится через боковые двери в бортах корпуса (аналогично БТР-80), а также через люки в верхней части корпуса. Причем нижние половинки боковых люков в откинутом положении выполняют функции подножек, что существенно облегчает процесс десантирования. Пехотинцы, находясь в десантном отделении, имеют возможность вести огонь из личного оружия. Для этого в корпусе БТР сделаны амбразуры. Каждая из них имеет шаровую опору, которую при необходимости можно закрыть бронезаслонкой.

В корме бронетранспортера находится моторно-трансмиссионное отделение, доступ к которому возможен как через два больших люка на крыше корпуса, так и изнутри машины. От воздействия зажигательных боеприпасов радиатор защищен специальными щитками. Топливные баки БТР-90 также расположены в задней части машины.

В состав силовой установки машины входит двигатель жидкостного охлаждения 2В-06-2С, который в качестве топлива может использовать и бензин, и дизель. Его высокая мощность (510 л. с.) обеспечивает довольно тяжелой машине отличный уровень маневренности и подвижности. Благодаря низкому расходу топлива и значительному объему топливных баков запас хода БТР-90 увеличился на 100 км по сравнению с БТР-80.

Отдельно следует отметить конструкцию трансмиссии бронетранспортера, которая позволяет машине поворачиваться на одном месте (как танк). Это особенно важно в условиях городского боя или в горной местности.

Подвеска бронетранспортера независимая торсионная с полным приводом. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Следует отметить, что БТР-90 может двигаться даже при разрушении четырех колес, хотя большинство его западных аналогов останавливаются даже при потере одного колеса.

БТР-90 способен без подготовки преодолевать водные препятствия. Его движение на воде обеспечивают два водометных движителя, расположенные в задней части машины. Плавать бронетранспортер может при волнении до трех баллов, он способен заходить с воды на десантный корабль и сходить с него. Скорость передвижения на воде составляет примерно 9 км/ч.

Вооружение базовой модификации бронетранспортера состоит из автоматической пушки 2А42 (30 мм), гранатомета АГС-17, пулемета ПКТ (7,62 мм) и ракетного комплекса «Конкурс-М». Автоматическая пушка может поражать бронированные цели и живую силу противника на дальности до 4 км, а также вести огонь по низколетящим воздушным целям на дистанции до 2,5 км. На башне машины установлены шесть гранатометов «Туча» для постановки дымовых завес.

Управление вооружением БТР-90 осуществляется с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС).

Бронетранспортер имеет комплекс защиты от факторов поражения ОМП, есть автоматическая система пожаротушения.

В завершение можно добавить, что конструкторы уделили много внимания эргономике машины.

Модификации бронетранспортера БТР-90

На базе БТР-90 «Росток» было разработано две модификации, главное отличие которых комплекс вооружения:

  • БТР-90 «Бережок». Этот бронетранспортер вооружен 30-мм пушкой 2А42, гранатометом АГС-30, пулеметом ПКТМ и ПТРК «Корнет». В отличие от базовой модификации у «Бережка» есть СУО и тепловизор;
  • БТР-90М. Этот бронетранспортер имеет боевой модуль «Бахча», в состав которого входит 100-мм орудие, автоматическая пушка 2А72, ПТРК и пулемет ПКТМ. Есть тепловизор и СУО.

Оценка проекта

БТР-90 «Росток» смело можно назвать «венцом развития» линейки советских восьмиколесных бронетранспортеров. По сравнению с предшественниками он имеет лучшую броневую защиту, более высокую маневренность и скоростные характеристики, мощный комплекс вооружения. Но есть несколько важных «но»…

Конструкторы значительно увеличили массу машины. Если БТР-80 имел вес 13,6 т, то «Росток» «подрос» до 22 т. Кроме того, БТР-90 был оснащен тяжелым – возможно, даже слишком тяжелым – вооружением. В итоге получилась странная «химера» – уже не привычный армейский БТР, но еще не тяжелая боевая машина пехоты.

Назвать БТР-90 современным как-то не поворачивается язык, ведь проектирование этой машины началось еще в первой половине 90-х годов. Однако главной претензией военных к бронетранспортеру стала его компоновка, унаследованная БТР-90 от череды своих предшественников периода Холодной войны. От советских бронетранспортеров требовали плавучесть, поэтому десантные люки были выполнены по бортам машин. Это делает пехотинцев уязвимыми для огня противника. БТР-90 унаследовал такую схему.

Современные бронетранспортеры обычно имеют компоновку с МТО, расположенным в передней части машины, и десантным отделением – в кормовой. В этом случае повышается общая защищенность БТР, и улучшаются условия для десантирования.

Однако даже не в этом главная проблема БТР-90. Изменилась сама концепция использования мотострелковых подразделений. Она требует максимальной унификации всех боевых, специальных и транспортных машин, которые используются в войсках. Кроме того, подобный подход значительно уменьшает затраты на производство и обслуживание техники.

Ее реализацию можно увидеть на примере создания нескольких отечественных универсальных платформ. Это всем известная «Армата», легкий гусеничный «Курганец» и линейка колесных бронетранспортеров «Бумеранг». Именно последний в будущем заменит линейку советских БТР.

Технические характеристики

Масса, т22
Длина, мм8300
Ширина, мм3125
Высота, мм3025
Клиренс, мм525
Мощность двигателя, л. с.510
Расход топлива, гр/л. с.·ч155
Макс. скорость, км/ч:
по шоссе100
на плаву9
Запас хода, км700
Экипаж, чел3
Десант, чел7

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

БТР-80 / ГАЗ-5903. Характеристики, описание, фото, видео..

Унифицированная командная машина Р-149МА3 на базе БТР-80БТР-80 / ГАЗ-5903. Подборка-1Боевая противодиверсионная машина 15Ц56М "Тайфун-М"

БТР-80-бронетранспортер советского производства. Заводской индекс ГАЗ-5903. Бронетранспортёр стал продолжением развития советский 8-колесных бронетранспортёров БТР-60 и БТР-70. На модернизацию БТР-70 повлияли недостатки выявление во время его эксплуатации и боевого применяя вовремя Афганской войны, где были выявлены ряд недочетов, которые выявились именно в горной местности. Массовое-конвейерное производство БТР-80 началось в 1984 году, производится и по нынешний момент 2016 год. За годы производства многократно модернизировался, а на базе БТР-80 были созданы различные модификации: радиостанции, медицинские, командные и т.п. БТР-80 стал основным бронетранспортёром в Российской армии и стран СНГ после распада СССР и применялся практически во всех современных военных конфликтах на территории бывшего СССР. На данный момент примерно 25-30 стран мира имеют на вооружение БТР-80 и его модификации.

 История создания

К началу 1980-ых годов БТР-70, принятый на вооружение в 1976 году был основным бронетранспортёром в советской армии. Предшественником БТР-70 являлся БТР-60 и БРДМ-2. После глубокой модернизации БТР-70 оставался со спаренным бензиновыми двигателями ГАЗ-66, который терял мощность в жарку погоду и высокогорье, появились боковое двери для десанта. Не смотря на модернизацию БТР-70 продолжал иметь существенные недостатки. Высадка/посадка десанта, через боковые двери вызывала неудобства. Водометные движитель новой конструкции часто забивался водорослями, торфом и другими предметами. Пулемет КПВТ при стрельбе в горной местности часто не мог обеспечить поддержку десантников, прижатых засевшими душманами в горах, так как имел недостаточный угол наклона.

В начале 1980-ых годов в КБ ГАЗа под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина стали проектировать бронетранспортер ГАЗ-5903. Компоновка нового корпуса мало отличалась от БТР-70. Корпус стал длинней и шире на 115 мм, шире на 80 мм и выше на 30 мм. Защита корпус БТР-80 была незначительно улучшена, что увеличило массу на 18% с 11,5 тонн до 13,6 тонн. Бронетранспортёр получил более удобные двухстворчатые двери для высадки/посадки десанта и экипажа. Несмотря на это БТР-80 получился более безопасным за счет замены спаренных бензиновых двигателей на дизельный, так как дизельное топливо менее огнеопасно по сравнению с бензином. Замена бензиновых двигателей повысило тяговитость моторов и запас хода. Пулеметная башня получила угол возвышения пулемета до 60 градусов, так же на ней разместили дымовые 6 гранатомётов для создания дымовых завес. После успешный полигонных испытаний ГАЗ-5903 был принят на вооружение советской армии в 1986 году под обозначением БТР-80.

Корпус

Корпус бронетранспортёра имеет наклонную гомогенную броню от 7 до 10 мм. За счет наклонных листов повышается толщина брони, плюс наклон брони увеличивает вероятность рикошета. Корпус БТР-80 изготавливают посредством сварки катанных листов. В передней части бронемашины расположен волноотрожатель, который в походном положении увеличивает толщину лобовой брони. Часто корпус амфибийной техники называют лодкой.

Кабина управления бронетранспортёра выполнена в классическое виде-рулевое управление для механика-водителя с левой стороны, с правой стороны находится место командира. Позади водителя-механика и командира располагалось десантное отделение на 7 человек. На самом деле в десантном отделении 8 посадочных мест-6 мест располагаются в центральной части бронемашины посадка на две скамьи по 3 места (спина к спине) и два одиночных места за сидениями водителя и командира на которых усаживался один десантник и оператор башенного пулемета. В десантном отделении имеются восемь шаровых бойниц для ведения огня из стрелкового вооружения десантников, бойницы в сторону движения бронемашины. Для посадки высадки десантников имеются боковые двухстворчатые двери, распаляющие по центру БТР-80. Складные дверцы выполняют роль подножки и позволяют посадку/высадку десанта на небольшой скорости. На крыше бронетранспортёра для десанта имеется дополнительные прямоугольные люка. Для механика-водителя и командира имеются полукруглые люки, через которые можно покинуть машину и вести визуальную обстановку в походном положении. На корпусе машины имеются дополнительные люки для обслуживания двигателя и других узлов. В передней части имеется лебедка с цепным приводом от карданного вала. Бронемашина оборудована автоматической системой пожаротушения двигателя, может работать в ручном режиме. Машина адаптирована для использования во время использования врагом ОМП, для этого имеется воздушна-фильтрационный агрегат для очистки воздуха и создания избыточного давления внутри корпуса машины.

Вооружение

БТР-80 вооружен крупнокалиберным пулеметом КПВТ со спаренным ПКТ способен поражать живую сила врага, легкобронированную силу врага на дистанции 2000 метров бронебойными патронами и до 4000 зажигательными (те же самые разрывные). Стреляя бронебойными патронами Б-32 14,5х114-мм обеспечивает пробитие практически все модели легкобронированной техники не только в боковую броню, а также в лобовую. Для стрельбы так же могут использоваться патроны МДЗ (мгновенного действия, зажигательные-проще говоря-разрывные), ЗА (зажигательные патроны), БЗТ-бронебойно-зажигательные-трассирующие).  С помощи КПВТ можно разрушать огневые точки врага и живую сила врага укрывающуюся за стенами зданий. При необходимости возможна стрельба по низколетящим вертолетам противника на дистанции до 1000 метров. Новая башня позволяет «задирать» ствол пулемета до 60 градусов, что необходимо во время военных действий в горной местности или городе, когда враг располагается на высотных зданиях. После поражения БТР с них демонтируют пулемет для их дальнейшего использования на «тачанках» или ДОТах. Для поражения живой силы врага на дистанции 1500 метров используется спаренный пулемет ПКТ. Для прицеливания используется оптический прицел 1ПЗ-2 с изменяемой кратностью от 1,2 до 4 крат, поле зрения 49 и 14 градусов. Боекомплект БТР-80 составляет 500 патронов для КПВТ и 1500 патронов для ПКТ. Наводчик пулеметной башни усаживается в кресло с верхним креплением к башне и вращается одновременно с башней.

Средства наблюдения и связь

Для наблюдения за дорогой механиком-водителем используются ветровые окна, которые во время боя закрываются во время боя бронестворками. Наблюдение за дорогой и происходящим вокруг происходит с помощи перископов ТНОП-115. Для вождения в темное время суток используются приборы ночного видения ТВНЕ-4Б, которые обеспечивают обзор до 60 метров и до 120 метров при включении инфракрасной фары ФГ125 усиливающая принимаемый сигнал.  Командир машины, как правило использует бинокулярный прибор ночного видения ТКН-3 имеющий оптическое увеличение до 5 крат днем и до 4 крат ночью. ТКН-3 соединяется с инфракрасным прожектором ОУ-3ГА2М, которые обеспечивает подсветку в ночное время суток на дистанции 300-400 метров. Как у механика-водителя у командира имеется 3 перископа ТНПО-115.Перископами ТНПО-115 оснащен, так же десантное отделение. Обзор пулеметчика обеспечивает пулеметный прицел 1ПЗ-2, дополнительно имеется перископ наблюдения ТНП-20 на левой стороне башни и перископ ТНПТ-1 в крыше башни обеспечивает обзор задней области башни. В качестве связи на БТР-80 установлена радиостанция Р-123М "Магнолия-М" (на ранних выпусках, радиус действия 13-20 км) и Р-163 "Арбалет" (радиус действия 5-24 км) или Р-173 "Абзац" (радиус действия до 20 км). В качестве внутреннего коммутатора используется танковое переговорное устройство Р-124 для связи между водителем, командиром и пулемётчиком.

Плавание

БТР-80 способен преодолевать водные препятствия. Для преодоления водных препятствия или высадке с десантных кораблей применяется воолноотрожатель в передней части машины и дополнительные воздухозаборники (при большом волнение воды). Перед плаванием открывается заслонка (люк) с водометным движителем, который обеспечивает скорость на воде до 9 км/ час. Вращения водометного двигателя обеспечивается за счет отбора мощности из коробки передач. При выводе из строя водометного движителя плавание возможно продолжить с помощи вращения колес на 2-3 скорости, таким способом плавания скорость составляет 1-3 км/час. Поворот на воде обеспечивается колесами и поворотными рулями водомета. Во время плавания включается электронасос для откачки поступающей забортной воды используется электронасос и насос с приводом от водомета (работает за счет разницы давления воды, производительностью 800 л/минуту). За счет закрывания заслонки водомета вода направляется в две трубы против хода движения, что обеспечивает плавание задним ходом. Несмотря на то, что бронемашина адаптирована для плавания известны случаи затопления бронемашин на учениях повлекших к гибели экипажа.

Двигатель и трансмиссия

В качестве двигателя используется 8-ми цилиндровый дизельный двигатель КАМАЗ-7403 мощностью 260 лошадиных сил, объем двигателя 10,85 литра. Двигатель обеспечивает среднюю скорость 20-40 км/час по грунтовым дорогам и до 80 км/час по шоссе. Расход топлива по пересеченной местности 80-100 литров и 40 литров по шоссе.  Запас хода по шоссе 600 км.Колесная формула машины 8х8, два передних моста рулевые. БТР-80 способен продолжить движение при полном повреждении (наезд на мину) одного переднего колеса. Подвеска торсионная, рычажная, торсионная с телескопическими амортизаторами. Руль имеет гидроусилитель. Тормоза снабжены вакуумным усилителем с барабанными тормоза. Автомобиль снабжен автоматической централизованной подкачкой шин, что обеспечивает сброс/увеличения давления в зависимости от необходимого давления на грунт. Система подкачки воздуха обеспечивает подкачку шин во время прокола/прострела шин, пока машина не доберется до ремонтной базы. Все колеса бронемашины бескамерные. Машина способна продолжить движение даже при потери одного или двух колес.

Боевое применение и выводы

Машина используется, как бронированное транспортное средство для перевозки личного состава внутри брони и на самой брони. БТР-80 гибнет в первую очередь, так как имеют противопульную броню от стрелкового оружия калибром 7,62. Часто на броне перевозят личные вещи десанта, ящики с боеприпасами. Во время первой-второй Чеченской компании, военного конфликта на востоке Украины БТРы часто обвешивали самодельной броней в виде противокумулятивных решеток, резиновых лент транспортера, мешков с песком. Некоторые способы брони подвергаются критике. Так противокумулятивные решетки увеличивают размер и вес БТРов, расчет использование решеток на механическое повреждение (деактивация) кумулятивных выстрелов гранатомета (вероятность такого исхода примерно 30%) за счет удара корпуса заряда о ребро решетки. Бытует ошибочное мнение, что решетка должна взрывать заряд и рассеивать кумулятивную струю до подлета к броне-на практике данное расстояние должно быть гораздо больше, плюс броня БТР все равно не достаточна даже частичного поглощения энергии кумулятивной струи. Даже при таком исходе у БТРов хорошие шансы на выживание, так как кумулятивная струя проходит на сквозь корпус, так как боекомплект БТРов менее взрывоопасен чем у БМП/БМД или танков. Даже при подрыве на мине или фугасе при потере одного (иногда даже двух колес) БТРы часто могут покинут поле боя своим ходом. Пулемет КПВТ может дать достойный отпор в первые минуты боя, если экипаж не растеряется.

Не смотря на свои недостатки бронемашина популярна во многих странах мира, куда поставлялась на экспорт почтив 30 стран мира. Помимо России БТР-80 и его модификации продолжают выпускать на Украине, Румынии, Колумбии. На базе БТР-80 созданы более совершенные БТР-82 и БТР-90. Недостаток БТР-80 его двигатель кушащий до 100 литров на 100 км по пересеченной местности и ограниченный обзор из кабины. Второй недостаток-слабая броня, данным недостатком обладают практически все БТР и БМП, так как данный класс бронетехники относится к легкоборонированной технике, а не танкам.

ТТХ БТР-80 / ГАЗ-5903
 Колесная формула  8х8
 Тип подвески  индивидуальная торсионная, гидравлические армотизаторы
 Двигатель  КАМАЗ-7403, дизельный, турбированный
 Объем двигателя  10,85 литра
 Мощность   260 л.с. 19 л.с./т.
 Топливо дизель
 Объем бака   2х150 литров
 КПП  четырехступенчатая
 Габариты  длина 7650-мм, ширина 2900-мм, высота 2350-2460-мм
 Колея  2410-мм
 Клиренс  475-мм
 Базовая масса  нет данных
 Снаряженная масса  13 600 кг
 Грузоподъемность  500 кг
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Экипаж  3 экипаж+7 десантника
 Скорость максимальная 85 км/час, крейсерская 20-40 км/час, 9 на плаву
 Запас хода 200-400 км по пересеченной местности и 600 км по шоссе
 Расход топлива  50 л/100 км по шоссе, до 100 л/100 км по пересеченной местности
 Преодолеваемое препятствие подъем-30 гр., стенка 0,5 метра, ров 2 метра, плавает
 Броня 7-10 мм, катаная, противопульная
 Вооружение ПКТ-2000 патронов (7,62х54-мм), КПВТ-500 патронов (14,5х114-мм), 6-еть дымовых гранатометов 

Модификации:

Советского/Российского производства

  • БТР-80-основная (базовая) модификация бронемашины с пулеметом 7,62-мм ПКТ и 14,5-мм пулеметом КПВТ
  • БТР-80К (ГАЗ-59031)-командный вариант на базе БТР-80, отличается дополнительным оборудованием связи. Фото-1, фото-2.
  • БТР-80А-модернизированный вариант БТР-80 отличается дополнительной кевларовой защитой и 30-мм автоматической пушкой с пулемётом ПКТ на лафете. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БТР-80С-вариант БТР-80, вместо пушки на лафете пулемет КПВТ и ПКТ. Машина поставляется для войск Национальной Гвардии РФ. Фото-1
  • БТР-80М-удлиненный вариант БТР-80 с установленным дизелем ЯМЗ-238 (модностью 240 л.с.), установлены шины КИ-126 с повышенной пулестойкостью. Фото-1, фото-2
  • 1B152-командно-наблюдательная машина. Фото-1, фото-2
  • 2С23 "Нона-СВК"-120-мм "Нона" в башенной установке. Фото-1, фото-2
  • БРВМ-К-бронированная ремонтно-восстановительная машина
  • БРДМ-З-бронированная разведывательно-дозорная машина
  • БРЭМ-К-бронированная ремонтно-эвакуационная-машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5
  • ГАЗ-59037-гражданский вариант БТР-80. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5, фото-6, фото-7, фото-8, фото-9
  • БПДМ "Тайфун"-боевая противодиверсионная машина, создана в конце 1990-ых годов
  • БМПД-"Тайфун-М"-боевая противодиверсионная машина, создавалась в 2007-2012 годах на базе БТР-82. Подборка детальных фото
  • ГАЗ-59402 "Пурга"-бронированная пожарная машина. Фото-1, фото-2
  • ГАЗ-5903В "Ветлуга"-бронированная пожарная машина, порошковая-многозарядная. Фото-1, фото-2
  • ПЛС 2С23-передвижной лафетный ствол на базе "Нона-СВК". Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5
  • УНШ (К1Ш1)-шасси для использования в качестве: штабной машины, медицинской и т.п.
  • Р-439-МД2-машина спутниковой связи. Фото-1, фото-2
  • РБ-531Б "Инфауна"-машина радиоэлектронной борьбы. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БММ-80 "Симфония"-медицинская бронированная машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4
  • ПУ-12М6 (9С482М6)-командный пункт управления войсками ПВО. Фото-1
  • Р-149БМР "Кушетка-Б"-командно-штабная машина. Фото-1, фото-2, фото-3
  • Р-149МА1-командно-штабная машина. Фото-1, фото-2
  • РХМ-4-машина РХБЗ.
  • РХМ-6-машина РХБЗ
  • РМП-2-машина разведки РХБЗ
  • ЗС-88-звуковещательная машина. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4
  • ЗС-96-звуковещательная машина. Фото-1

Украинские модификации

 

  • БТР-80-КБА-2-отличается 30-мм автоматической пушкой КБА-2. Фото-1
  • БТР-80УМ "Рогань"-отличается дизельным двигателем мощностью 300 л.с.. В башне установлена 23-мм автоматическая пушка.
  • БТР-80М "Гром"-вместо башни установлен боевой модуль "Гром". Вооружение: 30-мм автоматическая пушка, ПКТ, 30-мм гранатомет АГС, ПТУР "Конкурс".
  • БТР-80Т (БТР-94)-вооружен башней БАУ-23-2. Вооружен двумя автоматическими 23-мм пушками. Дизельный двигатель модностью 303 л.с и 8-ми ступенчатая коробка передач. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БРЭМ-бронированная ремонтно-эвакуационная машина производится на Киевском ремонтно-механическом заводе
  • ASGLA "ASPAD-IGLA"-ЗРК представляет собой переделку БТР-80 экспортировавшихся для армии ГДР. Разработкой машины занималась европейская компания MBDA совместно с украинской фирмой "Арсенал".

Венгерские

warbook.info

БТР-80 – лучший бронетранспортёр СССР, находящийся в строю до сих пор

Середина 50-х годов была непростым временем для бронетранспортёров всех армии мира. Так как новая тактика ведения боевых действий требовала от моторизированной пехоты не только постоянно сопровождать танковые соединения, но и зачастую идти перед ними. Колёсные бронетранспортёры тех лет не справлялись с такой задачей, поэтому во многих странах полностью отказались от них, в пользу техники на гусеничном ходу. Советский Союз же решил продолжить традицию выпуска боевых машин на колёсном ходу.

История появления БТР-80

В конце 50-х годов перед рядом советских конструкторских бюро была поставлена задача создать новый бронетранспортёр. Эта машина должна была не отставать от гусеничной техники, и даже превосходить её по проходимости и скорости. После объявления конкурса, было создано несколько интересных экземпляров от разных производителей:

  • ЗИЛ-153, который имел всего три пары колёс, закрытый бронёй корпус и торсионную подвеску. Поворачивал он за счёт передних и задних колёс, которые были подвижными. Данная машина была способна не только держаться на плаву, но и передвигаться по воде, используя для этого дополнительный водомётный двигатель;
  • Интересную модель представили машиностроители из Брянска. Главной особенностью её устройства была гидропневматическая подвеска, которая могла менять клиренс до 300 мм. Эту боевую машину планировалось вооружить 73 мм пушкой;
  • Самым удачным вариантом оказался бронетранспортёр, созданный в конструкторском бюро «ГАЗ». Боевая машина, под названием «49» уже в 1959 году была принята на вооружение. В 1961 году было начато серийное производство. Горьковский бронетранспортёр получил новое название – БТР-60П.

Бронетранспортёр БТР-60П получил корпус с открытым верхом из броневых листов. Для защиты от осадков открытый верх закрывался тентом. В качестве вооружения использовался пулемёт СГМБ, который был установлен на станке. Устанавливать пулемёт можно было в нескольких положениях, так как для этого были предусмотрены специальные кронштейны:

  • При движении боевой машины пулемёт крепился на лобовом листе;
  • Если бронетранспортёр находился в бою, то пулемёт мог крепиться как спереди, так и сбоку.

В 1963 году БТР-60П был модернизирован, в результате чего получил полностью закрытый корпус с 4 люками для выхода десанта. В этом же году появился БТР-60ПБ, который получил коническую башню с двумя спаренными пулемётами.

Через 9 лет была создана новая модель бронетранспортёра – БТР-70. В 1976 году его начали производить серийно. Главными отличиями БТР-70 от предшественника были следующие изменения:

  • На БТР-70 были установлены два новых двигателя от ГАЗ-66, которые развивали по 115 л.с. каждый;
  • Теперь десантники в кузове сидели лицом к бортам, а не спиной, что сократило время подготовки к ведению огня;
  • Появились боковые люки для десантников;
  • Бензобаки поместили в изолированные отсеки, что позволило не опасаться сильного повреждения бронемашины при взрыве одного из баков;
  • Установлена автоматическая система противопожарной обороны БТР;
  • Появился независимый и раздельный привод тормозов, что позволяло тормозить при повреждении одной из тормозных систем;
  • Стало возможно при выходе из строя одного двигателя ехать на втором исправном, так как силовую передачу можно было отключить с водительского места;
  • Теперь на машину стали устанавливать два генератора.

Вооружение БТР-70 было аналогичным вооружению БТР-60ПБ, только модели последних лет выпуска оснащались новой башней, которая позволяла вести огонь с большим углом. БТР-70 до сих пор состоят на вооружении многих стран СНГ.

Технические характеристики и описание БТР-80

После боевых действий в Афганистане было решено выпустить новую модель бронетранспортёра, ТТХ которого лучше бы соответствовали боевым задачам, возлагаемым на данный класс бронетехники. Новую модель назвали БТР-80. С 1984 года эта модель начала производиться вместо устаревшего БТР-70.

Внешний вид и общая компоновка БТР-80 практически не отличается от своего предшественника –БТР-70. Рабочие места командира и водителя расположены в передней части корпуса бронетранспортёра. Там же установлены все приборы наблюдения и органы управления.

Моторное отделение изолировано от общего отсека глухой перегородкой. Всё оборудование (двигатель, КПП, топливные баки и прочее) размещены за этой перегородкой. Новый двигатель КАМАЗ-7403 был оснащен турбонаддувом и развивал 260 л.с. Дизельный двигатель позволил существенно сократить расход топлива, что увеличило запас хода в два раза. При этом объём топливных баков остался на том же уровне. Благодаря более высокому крутящему моменту, скорость движения бронетранспортёра значительно повысилась.

Так как дизельный двигатель тяжело запустить при низкой температуре, конструкторы БТР-80 установили на двигатель предпусковой запускатель, который использует электрофакельное устройство. Чтобы вода не попадала в двигатель при преодолении водных преград, воздухозаборные трубы были установлены очень высоко.

Так как ранее на БТР предыдущих серий устанавливались два двигателя, пришлось адаптировать трансмиссию к одному двигателю.

Раздаточная коробка передаёт мощность на лебёдку и водомётный двигатель (который используется для движения бронетранспортёра на воде). Два стояночных тормоза установлены на раздаточную коробку.

Конструкторы БТР-80 постарались так сделать раздаточную коробку, чтобы на неё можно было устанавливать детали и узлы от БТР-70. Кроме этого, на БТР-80 прекрасно устанавливаются следующие узлы от предыдущей модели:

  • Ведущие мосты;
  • Элементы подвески;
  • Рулевое управление;
  • Тормозная система.

Все эти детали без переделки устанавливаются на БТР-80, чего и добивались конструкторы, так как сделать с нуля полностью новую конвейерную линию — весьма затратное дело.

БТР-80 получился очень маневренным и подвижным аппаратом. Это обусловлено следующими факторами:

  • Мощный двигатель, который обеспечивает высокую динамику и проходимость;
  • Полный привод на все 8 колёс;
  • Независимая торсионная подвеска;
  • Высокий клиренс;
  • Система регулирования давления в шинах, благодаря которой бронетранспортёр не только может следовать за танками по бездорожью, но и значительно опережает их.

Боевая машина способна ехать даже при выходе из строя двух колёс. При наезде на мину, как правило, повреждается лишь одно из колёс, после чего бронетранспортёр продолжает движение.

Вооружение БТР-80

Боевое отделение бронетранспортёра находится в середине корпуса и башне. Вооружение БТР-80 состоит из двух спаренных пулемётов:

  • Пулемет КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова), калибра 14,5 мм. Данный пулемёт является одним из самых мощных пулемётов, которые когда-либо использовались в армиях мира. Он сочетает в себе бронебойность противотанкового ружья и скорострельность обычного пулемёта. Способен пробивать легкобронированные цели;
  • 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемёт Калашникова танковый), который спарен с основным пулемётом.

Кроме пулемётов, в башне располагаются:

  • Прицел дневной;
  • Смотровые приборы;
  • Ручные приборы наведения.

Сам наводчик сидит на специальном подвесном сиденье, которое расположено под башней. Наводчик может прицельно бить из крупнокалиберного пулемёта на расстояние около 2 000 метров. Из пулемёта Калашникова прицельная дальность в два раза меньше и составляет 1 000 метров. Также крупнокалиберный пулемёт способен вести огонь по низколетящим малоскоростным целям, например по вертолётам. Скорострельность крупнокалиберного пулемёта Владимирова достигает 600 выстрелов в минуту, а пулемёт Калашникова стреляет со скоростью до 800 выстрелов в минуту. Боекомплект в лентах уложен в патронные коробки и составляет 500 патронов к КПВТ и 2 000 патронов к ПКТ.

Десант, размещённый в бронетранспортёре, может вести огонь, не выходя из него, так как БТР-80 оборудован амбразурами. Всего в корпусе имеется 7 амбразур, 2 из которых позволяют вести пулемётный огонь. Люки, расположенные на крыше, приспособлены для метания гранат, стрельбы ракетных ручных комплексов и гранатомётов. Имеются специальные приспособления, для запуска дымовых гранат, которые позволяют создать плотную дымовую завесу.

Корпус БТР-80 легко выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Лобовая броня, традиционно более крепкая, способна выдержать попадание пуль из крупнокалиберного пулемёта.

Система вентилирования воздуха обеспечивает экипаж и десант БТР-80 надёжную защиту от отравляющих и радиоактивных веществ. Благодаря 4 люкам и двум двустворчатым дверям, десант способен производить посадку и высадку в считанные секунды. При открывании нижней створки дверей образуется удобная ступенька, позволяющая производить посадку и высадку в движении.

ТТХ БТР-80 имеют следующие характеристики:

  • Боевой вес бронетранспортёра – 13 600 килограммов;
  • Экипаж составляет 10 человек;
  • Максимальная скорость БТР-80 на суше составляет 80 километров;
  • Предельная скорость на воде ограничена 9 километрами;
  • На полных баках бронетранспортёр способен проехать 600 километров или проплыть 12.

БТР-80 способны решать любые боевые задачи как в условиях крайнего севера, так и в песках пустынь.

Машины на базе БТР-80

На базе БТР-80 была разработана целая серия боевых машин различного назначения:

  • Бронетранспортёр для командирского состава;
  • Артиллерийское самоходное орудие 2С23 «Нона СВК», которое было разработано в конце 80-х годов и поставлялось в армию с 1990 года;
  • Ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, которая предназначена для ремонтных подразделений мотострелковых войск. В её задачу входит буксировка и мелкий ремонт повреждённых бронетранспортёров и специальных машин на базе БТР-80. Для этого БРЭМ-К оборудована всем необходимым оборудованием;
  • РХМ-4 или разведывательно-химическая машина.

В 1994 году конструкторами была разработана модифицированная модель БТР-80, которая получила индекс БТР-80А. Новая боевая машина получила все плюсы предыдущей модели, кроме этого, была существенно повышена огневая мощь. Вместо крупнокалиберного пулемёта на новую машину была установлена автоматическая пушка калибра 30-мм. Боекомплект хранится в нижней части башни бронетранспортёра и составляет 300 снарядов для пушки и 2 000 для пулемёта. Пушка оснащается осколочно-фугасно-зажигательными снарядами, осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. Первые два типа снарядов могут использоваться для стрельбы по воздушным и наземным целям, а бронебойные могут поражать огневые точки и бронированные цели.

Для наведения пушки на цель используются два типа прицелов, дневного и ночного видения. Днём огонь из пушки может вестись на расстоянии до 2 000 метров бронебойными, и до 4 000 осколочно-фугасно-зажигательными снарядами. Прицел ночного видения способен обеспечить прицельную дальность ночью до 800 метров.

Наводчик располагает всеми приборами управления, наведения, перезарядки, смены типов снарядов и другими приборами, необходимыми для ведения огня по различным целям.

Масса новой боевой машины увеличилась незначительно, и составляет 14 500 килограммов. Высота клиренса БТР-80А увеличена до 2 800 мм. Остальные характеристики ни чем не отличаются от БТР-80.

В 2004 году были завершены испытания новой модели бронетранспортёра БТР-90, серийный выпуск которых должен был начаться в 2011 году. К сожалению, в 2011 году Министерство обороны Российской Федерации отказалось от закупки БТР-90, поэтому данная машина так и не была запущена в серийное производство.

БТР-80, которые прекрасно проявили себя во время войны в Афганистане, до сих пор являются главным бронетранспортёром мотострелковых войск. Кроме этого, они используются во Внутренних войсках и морской пехоте.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

БТР-80: технические характеристики и эксплуатация

Несмотря на выход в новой модели БТР-82, БТР-80 является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации - дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

Помимо России БТР-80 активно используется в странах СНГ, Эстонии, Турции и др.

Места боевой славы

С 1976 г. в Советском Союзе основным бронетранспортером был БТР-70 - машина неплохая, но унаследовавшая недостатки своего предшественника - БТР-60ПБ. У него был большой расход топлива, недостаточно продуманная система высадки и посадки десанта, ненадёжная силовая установка. В начале 80-х годов конструкторским бюро Горьковского автомобильного завода был спроектирован новый бронетранспортер – БТР-80, характеристики которого позволяют использовать его в самых различных условиях. Новая техника заслужила свою славу нелегким трудом, пройдя дорогами всех военных конфликтов СССР и СНГ с конца 1980-х годов: Молдавия, Таджикистан, Чечня, Нагорный Карабах и т.д.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное - видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту - БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ - 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе - 80 км/ч, по грунтовой дороге - от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом понижающая передача и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже противотанковой мины таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов - до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу – такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер - машина тяжелая, и без гидроусилителя руля тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты - от штурмовых войск до связи командования - все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с оптическим прицелом 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 оС предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на боевых машинах пехоты и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения - до 70 градусов. Дальность выстрела - до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием - до 900 м.

Прочие модификации БТР-80

Характеристики бронетранспортера допускают его дальнейшее улучшение. Для нужд внутренних войск был разработан БТР-80С, имеющий вместо атоматической пушки КПВТ 14,5-мм. На фотографиях подразделений ОСНАЗа всегда изображается эта техника.

БТР-80М был разработан после пожара на Горьковском автомобильном заводе. Никто не ожидал, что производство и оборудование будет восстановлено меньше чем за год, поэтому использовали более слабый двигатель ЯМЗ-238, зато шины КИ-128 более устойчивы к повреждениям.

Для полевых командных пунктов было разработано несколько вариаций командно-штабных машин, например БТР-80К, оборудованный дополнительным устройством связи. Также были созданы машины для управления артиллерией и установления связи, имеющие вместо вооружения крупногабаритные антенны. Есть даже самоходная гаубица с 120-миллиметровым орудием.

Кумулятивные противотанковые снаряды - настоящий бич для бронированной техники. В итоге бронетранспортеры начали оснащать сетчатыми экранами, которые также защищают от пуль крупного калибра. Есть опыт в установке динамической защиты на БТР-80, а ходовую часть начинают прикрывать экранами от Т-72.

Модификации на базе БТР-80 создаются и в других странах.

fb.ru

Расход ГСМ для танков, САУ, БМП, БТР — Мегаобучалка

ФАКТОРЫ

ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВВТ

Условия эксплуатации ВВТ

Внутренние Внешние

1. Типы, марки, количество и состояние ВВТ 1. Природно-климатические 2. Типы, марки, количество и состояние средств эксплуатации 2. Физико-географические

3. Морально-психологическое состояние и подготовка л/с 3. Время года и суток

4. Вид, режимы эксплуатации 4. Экологические факторы

5. Обеспечение эксплуатации ВВТ 5. Социально-политические

Характеристики внешних условий эксплуатации ВВТ

Природно-климатические Физико-географические

- леса - континентальный - Пересечен.местн. Почвен.покров

- болота - резкоконтинентальный - горы - черноземье

- степи - умеренный - плоскогорье - глина

- тундра - тропический - возвышенность - песок

- равнины - суглинок

- пустыни - каменистый покров

Климатические условия

Показателями, определяющими климат, являются температура воздуха, относительная влажность, а также преобладающие направление и сила ветра, солнечная радиация, количество осадков.

В основу климатического районирования территории положены температура и влажность воздуха, оказывающие наиболее значительное влияние на металлы и другие материалы. В качестве критериев, обусловливающих районирование территории, приняты показатель средней месячной температуры в наиболее холодный (январь) и наиболее теплый (июль) месяцы года, а также показатель относительной влажности воздуха в 13 часов в июле месяце. Таким образом, по результатам многолетних наблюдений холодная климатическая зона занимает 67,35% территории, умеренная - 22,96%, теплая влажная - 0,7%, жаркая климатическая зона - 9,62%.

Для определении коэффициента расчета нормы наработки до ремонта и списания АТ при интенсивном использовании предписывается пользоваться таблицей.

Физико-географические условия

В зависимости от высоты над уровнем моря рельеф местности по условиям эксплуатации объектов ВВТ подразделяют на:

равнинный - 500 м;

холмистый - от 500 м до 1000 м;

горный - от 1000 м до 2000 м;

высокогорный - свыше 2000 м.

 

Условия горный и высокогорных районов характеризуются по сравнению с равнинными районами по мере увеличения высоты над уровнем моря понижением температуры воздуха, уменьшением атмосферного давления и плотности воздуха, значительными колебаниями температуры воздуха в течение суток, а также частыми туманами, глубоким снежным покровом зимой.

Представляют собой труднопроходимую местность в то время, как предельно допустимая крутизна дорог составит 12%, подъемы и спуски занимают в некоторых районах 15-40%.

В пустынно-песчаных районах условий эксплуатации танков и БМП определяются климатическими и грунтово-почвенными факторами.

Климатические условий характеризуются высокой температурой окружающего воздуха, в сочетании с низкой относительной влажностью и интенсивной солнечной радиацией, резкими колебаниями температуры в течение суток.

Грунтово-почвенные условия характеризуются большой запыленностью воздуха, песчанными и пыльными бурями слабо развитой дорожной сетью.

Субтропической и тропической зоны характеризуются:

повышенной относительной влажностью воздуха;

высокой температурой окружающего воздуха,;

резкими колебаниями температуры окружающего воздуха в течение суток, с обильным выпадением росы в ночное время;

содержание в воздухе большого количества озона, солей морей и океанов;

наличием большого количества различных биологических вредителей (грызунов, термитов, лесных клопов, муравьев, москитов и т.п.).

Время года и суток Экологические

- осенне-зимнее - дневное - загрязненность окружающей среды

- весенне-летнее - ночное

существенно зависит интенсивность

процессов коррозии металлов

Социально-политические

- состояние экономики страны - отношение общества к армии

- состояние финансирования ВС - военная доктрина страны

- правовая защищенность в/с - уровень образования

 

С учетом условий эксплуатации применяются значения коэффициентов корректирования и порядок их применения для снижения норм наработки машин до очередного капитального ремонта или списания

К1— коэффициент, характеризующий дорожные условия эксплуатации автомобилей и учитывающий рельеф местности, дорожное покрытие, условия движения. Его значение находится в пределах от 0,6 до 1,0.

К2— коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Его значение находится в пределах от 0,7 до 1,0 .

К3- коэффициент, учитывающий тип машин и характер их использования (интенсивность, нагруженность). Его значение находится в пределах от 0,6 до 0,95.

Итоговый коэффициент корректирования нормы наработки до капитального ремонта и списания

К определяется перемножением коэффициентов К1,К2,К3.

Скорректированная норма наработки до капитального ремонта и списания автомобильной техники не должна быть ниже 60% от нормы, установленной в таблицах.

КОЭФФИЦИЕНТ К1

Категория дорожных условий эксплуатации   Условия движения  
  за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в городах с населением до 100 тыс. жителей и в пригородной зоне в городах с населением более 100 тыс. жителей Значение коэффициента К1
Д1 Р1, Р2 1.0
  Д1 РЗ Д1 Р1, Р2, РЗ      
Д2 Р1, Р2, РЗ Д2 Р1     0.9
  Д3 Р1,Р2  
  Д3 Р3 Д2 Р2,Р3 Д1 Р1,Р2,Р3  
Д4 Р1,Р2,Р3 Д3 Р1,Р2,Р3 Д2 Р1,Р2,Р3 0,8
      Д4 Р1,Р2,Р3 Д3 Р1,Р2,Р3  
Д5 Р1,Р2,Р3 0,7
Д6 Р1,Р2,Р3 0,6

 

 

Типы дорожных покрытий:

Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 — битумоминеральные смеси;

ДЗ — щебень, гравий, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, зимники, а также грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Типы рельефа местности характеризуются высотой над уровнем моря:

Р1 — равнинный — до 200 м;

Р2 — холмистый — от 200 до 1000 м;

РЗ — горный — выше 1000 м.

Пример определения значения коэффициента К1:

Например, если машина эксплуатируется за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) по дорогам с покрытием из щебня и гравия (ДЗ) в горной местности (РЗ). то в графе 2 таблицы 1 находим сочетание ДЗ и РЗ, которое находится в третьей строке таблицы, что соответствует III категории дорожных условий эксплуатации и значению коэффициента К1=0,8.

КОЭФФИЦИЕНТ К2

Природно-климатический район Значение коэффициента К2
1. Очень холодный 0,7
2. Холодный 0,8
3. Умеренно-холодный 0.9
4. Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9
5. С высокой агрессивностью окружающей среды 0,8
б. Остальные районы 1,0

 

 

КОЭФФИЦИЕНТ К3

Типы машин и характер их использования Значение коэффициента К3
Седельные тягачи 0.95
Автомобили, постоянно используемые с одним прицепом и для буксировки артиллерийского вооружения и военной техники 0,9
Автомобили, постоянно используемые с двумя прицелами 0,85
Учебные автомобили, используемые для практического вождения 0,8  
   
Гусеничные тягачи и транспортеры-тягачи, используемые с навесным оборудованием, учебные гусеничные машины и модификации гусеничных машин с удлиненной базой 0,8  
Специальные автомобили:
со смонтированным на них тяжелым (сверх номинальной грузоподъемности) вооружением или оборудованием 0,7  
с технологическим оборудованием, используемым в подготовке к пуску ракет, скреперы и самоходные катки 0,65  
тракторы специального назначения (погрузчики, подъемные краны, работающие со скрепером и другим навесным оборудованием) 0,85  

 

Значения коэффициентов корректирования К1 и К2 устанавливаются начальниками автомобильной службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов.

Коэффициент К3 устанавливается начальником автомобильной службы воинской части.

Установленные значения коэффициентов К1, К2 и К3 записываются в паспорте (формуляре) машины в разделе «Особые отметки» при поступлении машины в воинскую часть (подразделение).

НОРМЫ РАСХОДА ГСМ

Расход ГСМ для танков, САУ, БМП, БТР

Марка изделия Горючее Масло в % Пласт. Смазки в% от расх.топл. Амморт. жидкости на 10км движ.
На 1км На 1час На 1ч мест. моторное трансмис-сионное
Т-80,80Б 7,5 0,2 0,01 0,3 0,002
Т-72Б 4,3 6,5 0,05 0,5 0,002
Т-64 4,3 9,5 0,01 1,5 -
БМП1 БМП-2 1,3 7,8 0,2 1,0 0,002
БМП-3 2,2 7,8 0,5 1,0 0,002
БМД-1,2 0,8 7,8 0,2 0,8 0,002

Горючее, масло – в литрах, смазка – в килограммах.

megaobuchalka.ru

Бронетранспортер БТР-80, Описание Технических Характеристик ТТХ, Устройство и Вооружение, Двигатель, Вес, Толщина Брони

Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Масса, т13,6
Длина, мм7650
Ширина, мм2900
Высота, мм2520
Колея, мм2410
База, мм4400
Клиренс, мм475
Скорость, км/ч
по шоссе≥80
на плаву≥9
по грунтовой дороге20-40
Запас хода
по шоссе, км600
по грунтовой дороге, км200-500
Преодолеваемые препятствия
угол подъёма30
угол крена25
ширина рва, м2
высота стенки, м0,5
ВооружениеКПВТ; ПКТ
Боекомплект, патронов500; 2000
Экипаж, чел3
Десант, чел7

Видео о БТР-80

militaryarms.ru