Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.). Рапиры фото


Рапира (изящное оружие). Оружие и военная техника. Добавил Данил Лавинов — VilingStore.net

Колющее холодное оружие - рапира

Рапира (нем. Rapier, от фр. rapiere, изначально исп. espadas roperas — буквально, «меч для одежды» (то есть не для доспеха), искажённое в фр. la rapiere) — преимущественно колющее холодное оружие, разновидность шпаги, в изначальном значении длинная «гражданская » шпага , в отличие от «боевой » шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия. В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком — трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

Рапира (изящное оружие)

Исторические и современные рапиры

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию (см. ниже). Исторические рапиры — популярное оружие XVI—XVII веков, были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

Рапира (изящное оружие)

Разновидность шпаги с лезвиями

, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere, вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas — меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

История появления рапиры

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха, а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи, и открытий Колумба. Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами. В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита — было достаточно кинжала или даги, а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом, намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

Короткая шпага заменила рапиру

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

vilingstore.net

Рапира

История рапиры

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира, или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования.

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч, эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

Типы рапир

Многообразию эфесов рапир за период XVI-XVII в.в. практически не было предела, тут всё определяло желание заказчика и традиционные вкусы существовашие в той области, где изготовлялась рапира, в связи с этим, некоторые типы рапир получали названия по той области где были более всего популярны. Обычно все рапиры делят на три группы по форме эфеса:

Клинок рапиры

Клинок рапиры, как правило, практически невозможно датировать(если отсутствует клеймо оружейника). Дело в том, что мода на клинки различных форм быстро и регулярно менялась. Иногда обновляли старый клинок, изменяя его профиль, или крепили на нём модный, на тот период, эфес - на некоторых образцах рапир есть явные следы таких переделок.

Рапира середины XVI века

На протяжении всего XVI столетия, клинки рапир становились всё длиннее и уже, постепенно утрачивая свои режущие свойства, и если в середине XVI века, длина клинка рапиры, в средем составляла 90 - 95 см., а ширина 3 см., то к началу XVII века, длина клинков увеличилась до 110 - 115 см., а ширина уменьшилась до 2 - 2.5 см. Такое оружие предназначалось иключительно для нанесения уколов.

Рапира начала XVII века

Большинство клинков рапир, особенно изготовленных в первой половине XVII века, очень простые, с гладкой поверхностью. Иногда на внешней стороне клинка имелось имя мастера, нанесённое мелкими буквами или выбитое в виде клейма. Встречались и даты изготовления клинков. Те клинки, которые украшались, обычно имели узор в виде завитков, сюжетные сцены и девизы, выполненные в технике травления или гравировки с добавлением позолоты. Сталь нередко воронили, и на отдельных доживших до нашего времени экземплярах остались едва заметные следы этого покрытия.

Дуэльная рапира XVII век

После 1640-х годов возникла тенденция укорачивать клинки. В некоторых случаях их не меняли на более короткие, а просто перековывали соответствующим образом. Приблизительно в это время появляются рапиры предназначенные исключительно для дуэлей - они по прежнему имели очень длинный и узкий клинок и простую гарду, состоящуюю из переднего защитно щитка, в виде широкого блюдца и крестовины, снабжённой кольцами для пальцев.

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник - кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться "мода" на частные поединки - дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

oruzhejnaya.ru

Шпага вообще или "Шпага или рапира?" | Екабу.ру

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием. Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell'arte e dell'uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа: - reitschwert (буквально «меч всадника») — тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте. - espada ropera (буквально «меч для одежды») — предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами. - smallsword (буквально «малый меч») — был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины. Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д'Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один — чтобы вернуть ее себе, другой — чтобы завладеть ею. Д'Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д'Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также.

Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия. Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть , что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword — придворный меч, town sword — городской меч, scarf sword — меч для орденской ленты, small sword — малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много. На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда? Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами. Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы. ______________________ Автор Хольгер Виксон

PSНемножко добавлю от себя о фехтовании (хотя сам полнейший дилетант), всего лишь замечания от практикующих знакомых (КМС и МС еще СССР).

Истфех, ножевой бой, кендо - это все хорошо и замечательно. Но нельзя посредственно относится к спортивному фехтованию и особенно к прикладному аспекту. Именно в спортивных секциях бойцам дается техника, скорость, реакция. Все это благодаря методике преподавания. Над спортивными дисциплинами работают институты, совершенствуя методическую часть и технику боя.

Кто-то скажет что фехтование, как спорт, лишает бойца некоторых преимуществ и навыков, вносит ограничения в технику из-за правил поединков. Например, экипировка спортсмена не дает нарабатывать технику защиты. Но это всего лишь мнение дилетанта, который не практиковал спортивные рапиру, шпагу и эспандон.

Я общаюсь в ЖЖ с френдом с Украины, который там развивает спортивный ножевой бой. Он отметил, что наиболее подготовленные и неуязвимые бойцы получаются именно из спортсменов фехтовальщиков и рукопашников. Они не зашорены. У них есть физическая и спец. подготовка. Они легче других вникают в специфику ножевого боя, при этом привносят из своих видов спорта очень много полезных и эффективных моментов, тем самым развивая технику СНБ.

ekabu.ru

Рапира: что представляет собой колющее оружие прирожденных фехтовальщиков

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы — Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.) » Военное обозрение

Рапира с закрытым эфесом, инкрустированным серебром. Клинок сделан в Золингене около 1610 г. Рукоятка в Милане — около 1610-1615 г.г.Длина (общая): 127 см. Длина клинка: 110 см. Ширина (у рикассо): 2,8 см. Вес: 1,43 кг. Точка баланса: 12,3 см. вниз от гарды. Чем ближе баланс к гарде, тем более меч (в широком смысле слова) управляем. Его легче вернуть в исходное положение после удара, а также быстро нанести удар снова. Это более "фехтовальный" вариант меча. Если же баланс смещен к центру меча, то удары становятся сильнее. Главное для такого меча — постоянное движение. Наносить им удары труднее, и остановить тоже.С внутренней стороны от экюссона и нижнего кольца к защитной дужке отходят четыре защитных прутка, выше сходящихся вместе, образуя противозащиту.От передней части крестовины отходит защитная дужка, закрывающая пальцы и соединяющаяся впритык с навершием рукоятки.Внутренние поверхности украшены повсюду тонкими образцами завивающейся листвы, слегка украшенной насечкой из серебра и немного золота.Пластина в нижнем кольце украшена миниатюрой с зайцем, преследуемым двумя собаками.Эфес завершается навершием с утоньшением и пуговкой.Клинок характерной тонкой конической формы, шестиугольной секции, сглаженной к основе, со сглаженным прямоугольным рикассо и серией небольших декоративных отметок на обеих сторонах. На внешней стороне клинка выбита надпись ANTONIO, на внутренней — PICININO.Рапира как идентифицируемый тип клинкового оружия была продуктом все более и более развивающихся и совершенствующихся методов боя холодным оружием. Рапира появилась в период Ренессанса, в первой половине XVI в., в Италии и Испании.

В 1536 г. некто Achille Marozzo Bolognese, самозванный “maestro generale de l’arte de l’armi“, издал иллюстрированную книгу, предоставлявшую благородным и аристократическим читателям возможность изучить новейшие приемы боя холодным оружием.

После этого в течение XVI в. последовала целая серия учебных пособий, изданных итальянскими и испанскими мастерами фехтования все более набиравшими популярность рапирами, по большей части хорошо иллюстрированных и в мельчайших подробностях описывающих разнообразные приемы.

Таким образом, книги, описывающие искусство боя с рапирой, быстро распространились по всем королевским дворам Северной Европы, а оттуда и среди более широкого круга дворянства.

Создание полностью развитой рукоятки рапиры не только предоставило оптимальное средство защиты руки от ударов противника, возможность более тонкой регулировки баланса оружия благодаря дополнительному весу защитных дужек и колец на эфесе, но также обеспечило увеличение поверхностей на эфесе, доступных для богатого художественного оформления.

Тонкая элегантность лезвия рапиры ни в коем случае не противоречит ее прекрасному балансу, высоким характеристикам и смертоносности ее клинка.

Несмотря на стиль декоративной отделки и рукоятку миланского производства, это, однако, рапира германского происхождения.

Клинок, несомненно, был сделан в Золингене (герцогство Юлих-Клеве-Берг в пределах Священной Римской империи), знаменитом на всю Западную Европу наряду с Толедо (Испания) как центр производства лучших клинков уже на протяжении шести веков.

Присутствие же имени итальянского мастера на немецком клинке нисколько не необычно для той исторической эпохи.

Имя знаменитого итальянского мастера-оружейника придавало оружию дополнительную цену. Это истинная мера высокого уважения, в которой творения североитальянских мастеров (и не только оружия и доспехов) считались по всей остальной Европе со времени начала Возрождения, и небезосновательно, верхом совершенства и изящества. Слава таких городов, как Милан, Флоренция, Сиена и Венеция уже со второй половины XV в. гремела по всей Европе.

Антонио Пикинино был знаменитым мастером известной миланской семьи оружейников. Годы его жизни: 1509-1589.

Популярность этого итальянского мастера не была ограничена Германией. О том, насколько это имя было известно, иллюстрирует английская рапира приблизительно 1600 г., которая хранится в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), Лондон. На клинке этой английской рапиры также выбито имя Антонио Пикинино.

Некоторые другие рапиры той эпохи, сохранившиеся до наших дней:

Рапира. Италия. Длина (общая) 122,2 см. Длина клинка 105,4 см. Ширина 2,9 см. Вес 1,36 кг. Точка баланса 9,5 см вниз от гарды. Около 1600-1610 г.г.

Рапира. Мастер Андрэа Ферара. Италия. Длина клинка 109,3 см. Ширина 2,5 см. Вес 1,26 кг. Около 1610 г.

Рапира. Италия. Длина клинка 113,8 см. Ширина 2,4 см. Вес 1,39 кг. Около 1610-1620 г.г.

Рапира. Мастер Гонзало Симон. Толедо. Длина (общая) 120,4 см. Ширина 2 см. Вес 1,15 кг. Точка баланса 10 см вниз от гарды. Около 1590 г.

Рапира. Мастер Йоханес Хопп. Рукоятка Северная Европа. Клинок Золинген. Длина клинка 92 см. Ширина 2,8 см. Вес 1,41 кг. Около 1630 г.

Рапира. Мастер Хейнрих Патзер. Золинген. Длина (общая) 118,9 см. Ширина 3,1 см. Вес 1,2 кг. Около 1610-1620 г.г.

Рапира. Милан и Северная Европа. Длина клинка 113,5 см. Ширина 2,2 см. Вес 1,355 кг. Около 1600-1620 г.г.

Рапира. Рукоятка Италия. Клинок Германия. Длина (общая) 138,7 см. Длина клинка 123,6 см. Ширина 3 см. Вес 1,23 кг. Около 1620-1630 г.г.

Рапира. Рукоятка Италия. Клинок Толедо. Длина клинка 121,5 см. Ширина 2,6 см. Вес 1,55 кг. Около 1610 г.

Рапира. Рукоятка Милан. Клинок Северная Италия. Длина клинка 114,1 см. Ширина 2,6 см. Вес 1,23 кг. Около 1610 г.

topwar.ru

Шпага или рапира?

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое оружие. Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» — постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell'arte e dell'uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев — корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:— reitschwert (буквально «меч всадника») — тяжёлая шпага годная для рубящих ударов — именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.— espada ropera (буквально «меч для одежды») — предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.

- smallsword (буквально «малый меч») — был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д'Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один — чтобы вернуть ее себе, другой — чтобы завладеть ею. Д'Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д'Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении — плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" — "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» — меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть , что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» — шпага, «roperas» — рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском — «spada»; на французском — «epee»; англичане используют слово «sword» — меч: court sword — придворный меч, town sword — городской меч, scarf sword — меч для орденской ленты, small sword — малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

спасибо

feldgrau.info

фехтование Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#37174865 - fencer with fencing mask and rapier.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#37444131 - fencing mask and rapier on floor.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#26206853 - Two men in a duel

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#26551345 - Wooden fence panel

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#7944479 - A fence is a freestanding structure designed to restrict or prevent..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#19902539 - Fencer Attacking with Rapier Foil

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44646247 - white fence in front of garden look so relax among green bush

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#54663986 - Black and white seamless pattern of abstract athlete figures...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50907011 - Seamless Tileable Steel Chain Link Fence Texture

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#22519594 - Closeup of green steel palisade security fence against blue sky..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51749177 - Set of fencing club labels, emblems, badges templates and design..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#36626543 - male asian fencer in action.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#26204953 - Two men in fencing suits in a duel

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com