Википедия о Ракке: Ракка на наших вики страницах. Ракка город


Город Ракка

Краткое описание

За свою долгую историю, тянущуюся еще с библейских времен, сирийский город Эр-Ракка разрушали так часто, что ученые затрудняются сказать точно: сколько раз его сравнивали с землей и восстанавливали. Но люди все равно устремлялись сюда, в этот райский уголок Сирийской пустыни на перекрестие караванных путей, надеясь разбогатеть на торговле с Индией и Левантом. В наше время город подвергся самому катастрофическому разрушению в своей истории.

НАСЛЕДИЕ «СЛАВНЫХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Этот сирийский край с древних времен процветал за счет своего выгодного положения: он находился ровно на полпути из Византии в Персию.

Мухафаза Эр-Ракка — пограничная область Сирии. С запада на восток мухафазу пересекает река Евфрат, на которой в настоящее находится крупное водохранилище Эль-Асад. Прочие реки, такие как Балик, — с непостоянным течением, пересыхающие в годы, когда нет дождя.

На берегах рек сохранились следы древних племен: уже как минимум 8000 лет назад, в эпоху позднего неолита, здесь жили люди. 5000 лет назад, в бронзовый век, появились первые крупные поселения, после чего начались бесконечные войны между оседлым населением и кочевыми племенами.

Город Эр-Ракка был основан в III в. до н. э. царем селевкидов Селевком II Каллиником. Царь назвал город своим именем, что в переводе с греческого языка означает «славный победитель».

В эпоху Византии город под названием Леонтополь был экономическим и военным центром. В 542 г. из Персии в Сирию ворвались войска Сасанидов и разрушили город, но позднее его заново отстроил византийский император Юстиниан I (483-565 гг.).

Название Эр-Ракка город получил от арабов, в 639 г. захвативших его. Город находился в стратегически важном месте Ближнего Востока. Это оценили аббасидские халифы, в VIII в. укрепившие город. В 796 г. халиф Гарун Аль-Рашид (763-809 гг.) сделал Эр-Ракку столицей империи Аббасидов. И даже после возвращения халифского двора в Багдад в 809 г. Эр-Ракка оставалась столицей западной части империи.

Пережив несколько взлетов и падений, побывав под властью бедуинских племен, в XIII в. Эр-Ракка стала сельскохозяйственным и ремесленным центром при Зангидах и Айюбидах.

В 1260-х гг. Эр-Ракку полностью разрушили монголы.

В XVI в. несколько раз разрушенная и возрожденная Эр-Ракка становится ничем не примечательным городком на границе Османской империи. В XIX в. он пережил приток беженцев с Кавказа, спасавшихся от войны. Как и вся Сирия, с 1923 по 1943 г. находился под мандатом французских властей.

Новый подъем экономики город пережил в 1950-х гг., когда ажиотажный спрос на хлопок превратил Эр-Ракку в многонаселенный центр района орошаемых земель в среднем течении Евфрата.

Сегодня здесь идет война.

До начала выступлений сирийской оппозиции и войны с ИГИЛ («Исламским государством Ирака и Леванта») Эр-Ракка была довольно мирным и относительно тихим городом. Протесты носили исключительно мирный характер вплоть до конца 2012 г., когда волнения во всей остальной Сирии были в самом разгаре. Кроме того, сюда стекались беженцы из мест боевых действий сирийцев — Ид-либа, Дайр-эз-Заура и Алеппо.

Из восточной Сирии в мухафазу Эр-Ракка проникли группировки вооруженной оппозиции, насилие, чинимое всеми сторонами конфликта, ширилось. К началу 2013 г. сирийская оппозиция взяла под свой контроль значительные территории в Сирии и планировала наступление на Эр-Ракку. Им был нужен этот город, потому что Эр-Ракка стала оплотом правительственных сил, откуда они эффективно давали отпор оппозиции.

В начале марта отряды оппозиции — в основном исламисты, впоследствии открыто заявившие о своей принадлежности к ИГИЛ — стали прорываться в город и сумели вытеснить из него правительственную армию. Захватив главную площадь, они немедленно снесли большую золоченую статую бывшего президента Сирии Хафеза эль-Асада (1930-2000 гг.) — отца ныне действующего президента Башара Асада (род. 1965 г.), против режима которого ведут непримиримую войну несколько политических сил разной степени радикальности. Сразу же в городе было установлено шариатское правление. Те шииты и курды, кто уцелел, покинули город. ИГИЛ объявила Эр-Ракку «столицей халифата». Все христианское население оставило город.

Мухафаза Эр-Ракка выходит к Турции, что во многом определяет ее нынешнее положение: через нее в Турцию идет поток беженцев, в обратном направлении проникают группы боевиков ИГ со всего мира.

ТЕРРИТОРИЯ ВОЙНЫ

Военные действия в Эр-Ракке угрожают полным уничтожением не только определенным группам населения, но и древнейшим культурным памятникам.

Население мухафазы и города — арабы и курды. Данные об их численности расходятся: одни утверждают, что курды составляют до 45% населения, другие настаивают, что арабы доминируют — 98%. По всей вероятности, такое расхождение — результат непрекращающихся военных действий, из-за которых курдское население вынуждено покинуть места, занимаемые группировками ИГИЛ, сейчас называющих себя просто ИГ — Исламское государство (запрещенное в России), провозглашенное всемирным халифатом.

Вся территория мухафазы в настоящее время является зоной боевых действий между ИГ и противостоящими ему в основном курдами и террористической организацией «Фронт ан-Нусра» (запрещенной в России), правительственные войска территорию мухафазы более не контролируют. Группировки ИГ, занимая города, тут же требуют от курдов покинуть их, в противном случае угрожая смертью. Большинство местного курдского населения оставило этот район. Их вооруженные отряды противостоят ИГ с переменным успехом.

Практически вся промышленность мухафазы и города с середины 1970-х гг. была представлена выработкой гидроэлектроэнергии на плотине Табка. Сельское хозяйство специализируется на хлопке, и в настоящее время из-за войны находится в состоянии упадка.

С полезными ископаемыми Эр-Ракке повезло: здесь находятся важнейшие из немногих сирийских месторождений нефти. Но сейчас мухафаза стала заложником этого богатства: она стала целью ИГ, качающей нефть и продающей ее за бесценок в соседние страны.

Столица мухафазы — город Эр-Ракка — стоит на северном берегу реки Евфрат. До войны город находился на шестом месте по численности населения (220 тыс. чел., 2004 г.).

Выше по течению от города Эр-Ракка находится водохранилище Эль-Асад. Оно жизненно важно не только для Эр-Ракки (огромное количество воды необходимо для полива главной здешней сельскохозяйственной культуры — хлопка), но и для города Алеппо, который она снабжает питьевой водой. Также Эль-Асад стало местом рыбного промысла. Водохранилище было создано в 1973 г. при помощи специалистов из СССР, когда была построена земляная плотина и ГЭС «Табка» на Евфрате.

В районе плотины и ГЭС идут постоянные бои с ИГ, ее занимают то отряды сирийской оппозиции, то группы, вообще непонятно кого представляющие. Однако четыре из восьми турбин ГЭС продолжают вырабатывать энергию, обслуживающий персонал работает, получая зарплату от сирийского правительства. Электроэнергия нужна всем воюющим сторонам, и на время ремонта ГЭС бои прекращаются.

По берегу водохранилища проходят автомобильная и железная дороги, свя-зывающые Эр-Ракку с Алеппо. Природное значение водохранилища не менее ценно: оно стало главным местом для мигрирующих и зимующих птиц в Западной Азии. А на юго-восточном берегу сирийцы смогли заново высадить и восстановить некогда обширные вечнозеленые леса из алеппской сосны и евфратского тополя.

О судьбе находящихся в городе Эр-Ракка Исторического музея, дворца Аббасидов, Багдадских ворот и Большой мечети сегодня ничего неизвестно. Но об этом можно судить по тому, как ИГ поступило с шиитской мечетью Увайс аль-Карани. Построенная в 2003 г. по инициативе президента Хафеза эль-Асада и лидера исламской революции в Иране великого аятоллы Хомейни, она стала символом Эр-Ракки и одной из красивейших на всем Ближнем Востоке. В ней покоились останки святого Увайс ибн Амир аль-Карани (594-657 гг.), погибшего в Сиффинской битве. 31 мая (по другим данным — 23 июня) 2014 г. мечеть была взорвана и полностью разрушена ИГ.

Ссылка на источник: http://asonov.com/goroda-i-strany/er-rakka-stolitsa-halifatov.html

chrontime.com

Ракка (Сирия): историческая справка и достопримечательности

Ракка (Сирия) – это один из самых красивых городов на Ближнем Востоке. История этой провинции интересна и сложна, поэтому требует основательного изучения. Это один из городов богатых нефтью, который на сегодняшний день является центром Исламского государства.

Ракка Сирия

Немного исторических сведений

Город Ракка в Сирии, согласно некоторым источникам, был основан в 244 году до нашей эры. Первое название города – Каллиник. В Византийский этап населенный пункт переименовали в город Леонтополь, но местные жители остались непреклонными и называли свою обитель в честь царя-основателя. Современное название город получил лишь в 693 году, когда его территория перешла под управление арабских мусульман.

Современный этап

После того как Исламское государство нарастило свое влияние на территории Ближнего Востока, территория г. Ракка (Сирия) перешла под управление представителей террористической организации ИГИЛ. Это произошло в результате ожесточенной битвы за покровительство над Эр-Раккой. В гражданской войне принимали участие силы сирийской государственной армии и террористы Исламского государства. Август 2014 года, а точнее битва за ключевую базу Табка, стал финалом этого сражения, по результатам которого провинция Ракка (Сирия) стала контролироваться повстанцами. Сегодня в городе установлен шариат. Населенный пункт был обозначен как столица Исламского государства.

город Ракка в Сирии

Обстановка в городе Ракка сегодня

После того как в провинции Ракка были установлены законы Шариата, жизнь местных жителей резко изменилась. Караются любые преступления, но особенно воровство и нарушение законов ислама. За кражу отрубают руку, а за нарушение религиозных догм жители будут отвечать головой в прямом смысле этого слова.

Ужесточились правила проживания женщин. Все представительницы слабого пола должны носить паранджу черного цвета, а за нарушение этого правила будут самые ужасные последствия, в том числе и общественное порицание. Христианские церкви полностью уничтожаются до последнего камня и выжигаются дотла, также осуществляются гонения и казни иноверцев. Полностью запрещена продажа алкогольных напитков и сигарет.

Пятничная мечеть – основная достопримечательность города Ракка

Одной из самых почитаемых достопримечательностей в этом регионе признается Большая мечеть, расположенная в городе Ракка (Сирия). Это архитектурное строение было возведено в далеком VIII веке во время правления Халифа Аль-Мансура. Из-за постоянных битв и сражений первоначальный вид мечети сохранить не удалось. В прошлом это религиозное здание имело 11 башен, которые располагались по периферии. Сегодня осталась лишь одна башня, высота которой составляет 25 метров. Кроме того, уцелела надпись, свидетельствующая о неоценимом вкладе в восстановление мечети Нур аль-Дина. Внутренний двор Большой мечети является уникальным подтверждением арабской архитектуры.

г. Ракка Сирия

Каср аль-Банат – архитектурный шедевр XII столетия

Ракка (Сирия) – это один из самых древних городов Ближнего Востока. Именно поэтому здесь сосредоточено большое число исторических памятников, к которым можно причислить и Девичий дворец. На сегодняшний день Каср аль-Банат представляет собой развалины бывшей резиденции. Люди, которые видели их, высказывают восторженные слова об этом архитектурном сооружении. Многочисленные исследователи, проводившие неоднократно раскопки в городе, пришли к единому мнению, что стиль постройки напоминает здания, возведенные в Иране. Открытые залы соседствуют со сводчатыми потолками. На современном этапе неоднократно предпринимались попытки восстановить Девичий Дворец до первоначального состояния, поэтому территория огорожена забором.

провинция Ракка Сирия

Багдадские ворота – свидетельство прошлого

Не меньшей популярностью со стороны исследователей пользуются знаменитые Багдадские ворота, а точнее их остатки, расположенные в городе Ракка (Сирия). Согласно данным, которые получили археологи во время раскопок и исследований, возведение ворот проходило в XII столетии. Отличает этот предмет культурного и исторического наследия уникальный стиль. Месопатамский стиль выделяется своеобразной декоративной кладкой кирпича и сводными арками, которые можно увидеть в верхней части каменных ворот.

Багдадские ворота находятся на юго-востоке столицы Исламского государства. Доступ к достопримечательности открыт для всех желающих, но в последние годы посещение иностранцами этих развалин крайне не рекомендуется с целью безопасности здоровья и сохранности жизни.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что провинция Ракка с одноименным городом представляет собой объект культурного и исторического наследия. Однако на сегодняшний день город, как и все достопримечательности, находящиеся в нем, находятся под угрозой, которая именуется в современном мире Исламским государством.

fb.ru

Ракка Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ракка.

Эр-Ра́кка[1][2], Ра́кка[3][4] (араб. الرّقّة‎, латинская транслитерация: alRʌq̑ë[источник не указан 318 дней]) — город на севере Сирии, административный центр одноимённой мухафазы (области).

Расположен на северном берегу реки Евфрат, в 160 км к востоку от Алеппо (Халеба). С середины 1970-х годов экономика города базируется на выработке электроэнергии на плотине Табка на Евфрате, сельском хозяйстве и добыче нефти на близлежащих месторождениях. Имеется небольшой исторический музей, дворец Аббасидов, Большая мечеть, построенная в VIII веке.

История

Эллинистический и византийский периоды

Город Эр-Ракка был основан в 242 или 244 году до н. э. царем селевкидов Селевком II Каллиником под названием Каллиник. В византийский период город был переименован в Леонтополь, однако чаще город продолжали называть Каллиником. В то время город был экономическим и военным центром. В 542 году н. э. город был разрушен при нашествии Сасанидов из Персии во главе с Хосровом I Ануширваном, но был позднее отстроен византийским императором Юстинианом I.

Ранний исламский период

Остатки Багдадских ворот

В 639 году город был захвачен арабскими мусульманскими племенами. С тех пор он получил название Эр-Ракка. В 640 году строится первая мечеть.

Из-за стратегического положения значение Эр-Ракки ещё более возрастает во время войн при Омейядах и в начале правления Аббасидов. В 771—772 годах аббасидский халиф Аль-Мансур строит военный гарнизон в 200 м от Эр-Ракки.

В 796 году халиф Харун ар-Рашид принимает решение сделать Эр-Ракку своей резиденцией в империи. На протяжении тринадцати лет Эр-Ракка была формальной столицей империи Аббасидов, простиравшейся от Северной Африки до Центральной Азии, в то время как основной административный аппарат оставался в Багдаде. После переезда двора обратно в Багдад в 809 году Эр-Ракка осталась столицей западной части империи, включая Египет.

Период упадка

В конце IX века Эр-Ракка пришла в упадок из-за продолжительных военных действий между Аббасидами и Тулунидами, а позднее с радикальными шиитами карматами. С конца X века до XII века город находился под контролем бедуинских династий.

Период возрождения

Ракка пережила новый подъём в XII и первой половине XIII века, став сельскохозяйственным и ремесленным центром при Зангидах и Айюбидах. В этот период были построены Багдадские ворота.

Убитый атабек Имад ад-Дин Занги был изначально похоронен в Эр-Ракке.

Эр-Ракка была разрушена во время нашествия монголов в 1260-х годах. Имеются свидетельства о смерти последних жителей города в 1288 году.

Османский период и XX век

В XVI веке Эр-Ракка опять упоминается в истории, на сей раз как таможенный пост Османской империи на Евфрате, был даже создан вилайят Ракка, столица которого, однако, находилась не в городе, а в 200 км к северу.

Город Эр-Ракка был вновь заселён в 1864 году, сначала как военная застава, затем как посёлок для арабских бедуинов, черкесов и чеченцев, которые спасались от войн на Кавказе в середине XIX века. При французском мандате было построено здание администрации, сейчас там находится городской музей.

В 1950-х годах мировой бум на хлопок стимулировал беспрецедентный рост города и культивацию земель в среднем течении Евфрата.

XXI век. Гражданская война в Сирии

В марте 2013 года в результате боёв за Эр-Ракку город за несколько дней был занят силами террористической организации «Исламское государство».

В середине 2017 года на город велось наступление с нескольких сторон с целью очистить его от формирований ИГ.

14 октября 2017 года телеканал Al Arabiya сообщил, что город полностью освобождён от террористов «Демократическими силами Сирии» (СДС)[5], однако позже в штабе коалиции эту информацию не подтвердили[6].

17 октября 2017 года город был полностью освобождён силами «СДС». Более 450 боевиков ИГ сдались и были отправлены в тюрьму города Ат-Танфа (Табка)[7], ещё около 4000 человек — 250 боевиков ИГ с оружием и боеприсами, а также 3500 членов их семей — беспрепятственно выехали на грузовиках и автобусах по соглашению с местными властями и силами американской коалиции[8]. В результате боёв за город и воздушных бомбардировок Эр-Ракка была сильно разрушена, серьезно пострадали объекты гражданской инфраструктуры[9][10]. По разным данным в результате боёв погибло от 1300 до 1800 мирных жителей[11][12]. Около 270,000 жителей бежали из города[13].

Примечания

  1. ↑ Страны восточного Средиземноморья, Ирак // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред.: Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 176—177. — ISBN 5-85120-055-3.
  2. ↑ Ливан, Сирия, Израиль, Палестинские территории, Иордания // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 120. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  3. ↑ Юго-Западная Азия // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Н. Н. Полункина; отв. ред. Н. В. Смурова. — М.: Роскартография : Оникс, 2000. — С. 194—195. — ISBN 5-85576-095-2.
  4. ↑ Эр-Ракка // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 297.
  5. ↑ https://m.gazeta.ru/army/2017/10/14/10942280.shtml
  6. ↑ http://www.rbc.ru/politics/14/10/2017/59e1d13d9a7947880a80e644
  7. ↑ Видео: Ракка освобождена от ИГ. Проверено 25 октября 2017.
  8. ↑ Грязная тайна Ракки
  9. ↑ Jared Malsin. The Islamic State Is Gone. But Raqqa Lies in Pieces. Time. Проверено 29 января 2018. Архивировано 4 декабря 2017 года.
  10. ↑ Raqqa: IS 'capital' falls to US-backed Syrian forces. BBC (17.10.2017). Проверено 29 января 2018. Архивировано 17 октября 2017 года.
  11. ↑ John Davison. Raqqa: Isis completely driven out of Syria 'capital' by US-backed forces. The Independent (17.10.2017). Проверено 29 января 2018. Архивировано 18 октября 2017 года.
  12. ↑ Louisa Loveluck. U.S.-led airstrikes are killing hundreds of civilians in the battle for ISIS-held Raqqa, groups say. The Washington Post (23.08.2017). Проверено 29 января 2018. Архивировано 23 августа 2017 года.
  13. ↑ Patrick Cockburn. Raqqa: Isis 'capital' liberated by US-backed forces - but civilians face months of hardship with city left devastated. The Independent (17.10.2017). Проверено 29 января 2018. Архивировано 9 октября 2017 года.

Литература

  • Густерин П. В. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. — ISBN 978-5-478-00729-4
  • Michael Meinecke. Raqqa on the Euphrates. Recent Excavations at the Residence of Harun er-Rashid, in: Susanne Kerner (ed.), The Near East in Antiquity. German Contributions to the Archaeology of Jordan, Palestine, Syria, Lebanon and Egypt II, Amman 1991, pp. 17—32.
  • Michael Meinecke. Early Abbasid Stucco Decoration in Bilad al-Sham. In: Muhammad Adnan al-Bakhit — Robert Schick (edd.): Bilad al-Sham During the 'Abbasid Period (132 A.H./750A.D.-451 A.H./1059A.D.). Proceedings of the Fifth International Conference for the History of the Bilad al-Sham 7-11 Sha’ban 1410 A.H./4-8 March, 1990, English and French Section, Amman 1412/1991, pp. 226—237.
  • Michael Meinecke. Forced Labor in Early Islamic Architecture: The Case of ar-Raqqa/ar-Rafiqa on the Euphrates. In: Ders.: Patterns and Stylistic Changes in Islamic Architecture. Local Traditions Versus Migrating Artists, New York, London 1996, pp. 5—30.
  • Michael Meinecke. Ar-Raqqa am Euphrat: Imperiale und religiöse Strukturen der islamischen Stadt, in: Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft 128 (1996), pp. 157—172.
  • Stefan Heidemann. Die Renaissance der Städte in Nordsyrien und Nordmesopotamien. Städtische Entwicklung und wirtschaftliche Bedingungen in ar-Raqqa und Harran von der Zeit der beduinischen Vorherrschaft bis zu den Seldschuken (Islamic History and Civilization. Studies and Texts 40), Leiden u. a. (Brill) 2002.
  • Myriam Ababsa. Les mausolées invisibles: Raqqa, ville de pèlerinage ou pôle étatique en Jazîra syrienne? In: Annales de Géographie 622 (2002), pp. 647—664.
  • Stefan Heidemann, Andrea Becker (edd.) Raqqa II — Die islamische Stadt, Mainz (Philipp von Zabern) 2003.

wikiredia.ru

Ракка - это... Что такое Ракка?

Ра́кка (араб. الرقة‎‎ - ar-Raqqa) — город на севере Сирии, административный центр одноименной мухафазы. Расположен на северном берегу реки Евфрат, в 160 км к северу от Алеппо. С середины 1970-х годов экономика города базируется на выработке электроэнергии на Евфратской плотине, сельском хозяйстве и добыче нефти на близлежащих месторождениях. Имеется небольшой исторический музей, дворец Аббасидов, Большая мечеть, построенная в VIII веке.

История

Эллинистический и византийский периоды

Город Ракка был основан в 242 или 244 до н. э. царем селевкидов Селевком II Каллиником как Каллиникум или Каллиникос. В византийский период город был переименован в Леонтуполис, однако чаше город продолжали называть Каллиникос. В то время город был экономическим и военным центром. В 542 город был разрушен при нашествии сасанидов из Персии во главе с Хосровом I Ануширваном, но был позднее отстроен византийским императором Юстинианом I.

Ранний исламский период

Остатки Багдадских ворот

В 639 город был захвачен арабскими мусульманскими племенами. С тех пор он получил название Ракка. В 640 строится первая мечеть. Из-за стратегического положения значение Ракки еще более возрастает во время войн при омейядах и в начале правления аббасидов. В 771-772 аббасидский халиф Аль-Мансур строит военный гарнизон в 200 м от Ракки. В 796 халиф Гарун Аль-Рашид принимает решение сделать Ракку своей резиденцией в империи. На протяжении тринадцати лет Ракка была формальной столицей Империи Аббасидов, простирающейся от Северной Африки до Центральной Азии, в то время как основной административный аппарат оставался в Багдаде. После переезда двора обратно в Багдад в 809 Ракка осталась столицей западной части империи, включая Египет.

Период упадка

В конце IX века Ракка пришла в упадок из-за продолжительных военных действий между аббасидами и тулунидами, а позднее с радикальными шиитами карматами. С конца X века до XII века город находился под контролем бедуинских династий.

Период возрождения

Ракка пережила новый подъем в XII и первой половине XIII века, став сельскохозяйственным и ремесленным центром при зангидах и айюбидах. В этот период были построены Багдадские ворота. Убитый атабек Имад ад-Дин Занги был изначально похоронен в Ракке. Ракка была разрушена во время нашествия монголов в 1260-е. Имеются свидетельства о смерти последних жителей города в 1288.

Османский период и современность

В XVI веке Ракка опять упоминается в истории, на сей раз как таможенный пост Османской империи на Евфрате, был даже создан вилайят Ракка, столица которого, однако, находилась не в городе, а в 200 км к северу. Город Ракка был вновь заселен в 1864, сначала как военная застава, затем как поселок для арабских бедуинов и чеченцев, которые спасались от войн на Кавказе в середине XIX века. При французском мандате было построено здание администрации, сейчас там находится городской музей. В 1950-е годы, в разгар Корейской войны, мировой бум на хлопок стимулировал беспрецедентный рост города и культивацию земель в среднем течении Евфрата.

Ссылки

  • Michael Meinecke, Raqqa on the Euphrates. Recent Excavations at the Residence of Harun er-Rashid, in: Susanne Kerner (ed.), The Near East in Antiquity. German Contributions to the Archaeology of Jordan, Palestine, Syria, Lebanon and Egypt II, Amman 1991, pp. 17–32.
  • Michael Meinecke, Early Abbasid Stucco Decoration in Bilad al-Sham. In: Muhammad Adnan al-Bakhit – Robert Schick (edd.): Bilad al-Sham During the 'Abbasid Period (132 A.H./750A.D.–451 A.H./1059A.D.). Proceedings of the Fifth International Conference for the History of the Bilad al-Sham 7–11 Sha'ban 1410 A.H./4–8 March, 1990, English and French Section, Amman 1412/1991, pp. 226–237.
  • Michael Meinecke, Forced Labor in Early Islamic Architecture: The Case of ar-Raqqa/ar-Rafiqa on the Euphrates. In: Ders.: Patterns and Stylistic Changes in Islamic Architecture. Local Traditions Versus Migrating Artists, New York, London 1996, pp. 5–30.
  • Michael Meinecke, Ar-Raqqa am Euphrat: Imperiale und religiöse Strukturen der islamischen Stadt, in: Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft 128 (1996), pp. 157–172.
  • Stefan Heidemann, Die Renaissance der Städte in Nordsyrien und Nordmesopotamien. Städtische Entwicklung und wirtschaftliche Bedingungen in ar-Raqqa und Harran von der Zeit der beduinischen Vorherrschaft bis zu den Seldschuken (Islamic History and Civilization. Studies and Texts 40), Leiden u. a. (Brill) 2002.
  • Myriam Ababsa, Les mausolées invisibles: Raqqa, ville de pèlerinage ou pôle étatique en Jazîra syrienne? In: Annales de Géographie 622 (2002), pp. 647-664.
  • Stefan Heidemann - Andrea Becker (edd.), Raqqa II – Die islamische Stadt, Mainz (Philipp von Zabern) 2003.

dic.academic.ru

Ракка, История, Период возрождения, Османский период и современность

Страна Сирия
Мухафаза Ракка
Координаты Координаты: 35°57′00″ с. ш. 39°01′00″ в. д. / 35.95° с. ш. 39.016667° в. д. (G) (O) (Я)35°57′00″ с. ш. 39°01′00″ в. д. / 35.95° с. ш. 39.016667° в. д. (G) (O) (Я)
Губернатор Ахмед Шахада Халиль
Основан 242-244 до н. э.
Площадь 1962 км²
Плотность 77 чел./км²
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население более 300 000 человек (2005)

Ракка (араб. - ar-Raqqa) — город на севере Сирии, административный центр одноименной мухафазы. Расположен на северном берегу реки Евфрат, в 160 км к северу от Алеппо. С середины 1970-х годов экономика города базируется на выработке электроэнергии на Евфратской плотине, сельском хозяйстве и добыче нефти на близлежащих месторождениях. Имеется небольшой исторический музей, дворец Аббасидов, Большая мечеть, построенная в VIII веке.

История

Период возрождения

Ракка пережила новый подъем в XII и первой половине XIII века, став сельскохозяйственным и ремесленным центром при зангидах и айюбидах. В этот период были построены Багдадские ворота. Убитый правитель Эмад эд-Дин Зенги был изначально похоронен в Ракке. Ракка была разрушена во время нашествия монголов в 1260-е. Имеются свидетельства о смерти последних жителей города в 1288.

Османский период и современность

В XVI веке Ракка опять упоминается в истории, на сей раз как таможенный пост Османской империи на Евфрате, был даже создан вилайят Ракка, столица которого, однако, находилась не в городе, а в 200 км к северу. Город Ракка был вновь заселен в 1864, сначала как военная застава, затем как поселок для арабских бедуинов и чеченцев, которые спасались от войн на Кавказе в середине XIX века. При французском мандате было построено здание администрации, сейчас там находится городской музей. В 1950-е годы, в разгар Корейской войны, мировой бум на хлопок стимулировал беспрецидентный рост города и культивацию земель в среднем течении Евфрата.

Элинистический и византийский периоды

Город Ракка был основан в 242 или 244 до н. э. царем селевкидов Селевком II Каллиником как Каллиникум или Каллиникос. В византийский период город был переименован в Леонтуполис, однако чаше город продолжали называть Каллиникос. В то время город был экономическим и военным центром. В 542 город был разрушен при нашествии сасанидов из Персии во главе с Хосровом I Ануширваном, но был позднее отстроен византийским императором Юстинианом I.

Период упадка

В конце IX века Ракка пришла в упадок из-за продолжительных военных действий между аббасидами и тулунидами, а позднее с радикальными шиитами карматами. С конца X века до XII века город находился под контролем бедуинских династий.

Ранний исламский период

Остатки Багдадских ворот

Остатки Багдадских ворот

Закат над крышами одного из современных кварталов

Закат над крышами одного из современных кварталов

В 639 город был захвачен арабскими мусульманскими племенами. С тех пор он получил название Ракка. В 640 строится первая мечеть. Из-за стратегического положения значение Ракки еще более возрастает во время войн при омейядах и в начале правления аббасидов. В 771-772 аббасидский халиф Аль-Мансур строит военный гарнизон в 200 м от Ракки. В 796 халиф Гарун Аль-Рашид принимает решение сделать Ракку своей резиденцией в империи. На протяжении тринадцати лет Ракка была формальной столицей Империи Аббасидов, простирающейся от Северной Африки до Центральной Азии, в то время как основной административный аппарат оставался в Багдаде. После переезда двора обратно в Багдад в 809 Ракка осталась столицей западной части империи, включая Египет.

 

www.travellers.ru

Ракка википедия - википедия карта Ракки - информация из википедии на карте

Страна НП контролирует Мухафаза Координаты Губернатор Основан Площадь Высота центра Население Плотность Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Официальный сайт
Город
Эр-Раккаараб. الرّقّة‎
Сирия
«ИГ»

Эр-Ракка

35°57′00″ с. ш. 39°01′00″ в. д.

Ахмед Шахада Халиль

244 год до н. э.

1962 км²

245±1 м

более 300 000 человек (2005)

77 чел./км²

UTC+2, летом UTC+3

+963 22

C5710

esyria.sy/eraqqa/

Эр-Ракка

Эр-Ра́кка, Ра́кка (араб. الرّقّة‎, латинская транслитерация: alRʌq̑ë) — город на севере Сирии, административный центр одноимённой мухафазы (области).

Расположен на северном берегу реки Евфрат, в 160 км к востоку от Алеппо (Халеба). С середины 1970-х годов экономика города базируется на выработке электроэнергии на плотине Табка на Евфрате, сельском хозяйстве и добыче нефти на близлежащих месторождениях. Имеется небольшой исторический музей, дворец Аббасидов, Большая мечеть, построенная в VIII веке.

История

Эллинистический и византийский периоды

Город Эр-Ракка был основан в 242 или 244 году до н. э. царем селевкидов Селевком II Каллиником под названием Каллиник. В византийский период город был переименован в Леонтополь, однако чаще город продолжали называть Каллиником. В то время город был экономическим и военным центром. В 542 году н. э. город был разрушен при нашествии Сасанидов из Персии во главе с Хосровом I Ануширваном, но был позднее отстроен византийским императором Юстинианом I.

Ранний исламский период

Остатки Багдадских ворот

Берег реки Евфрат

В 639 году город был захвачен арабскими мусульманскими племенами. С тех пор он получил название Эр-Ракка. В 640 году строится первая мечеть.

Из-за стратегического положения значение Эр-Ракки ещё более возрастает во время войн при Омейядах и в начале правления Аббасидов. В 771—772 годах аббасидский халиф Аль-Мансур строит военный гарнизон в 200 м от Эр-Ракки.

В 796 году халиф Харун ар-Рашид принимает решение сделать Эр-Ракку своей резиденцией в империи. На протяжении тринадцати лет Эр-Ракка была формальной столицей империи Аббасидов, простиравшейся от Северной Африки до Центральной Азии, в то время как основной административный аппарат оставался в Багдаде. После переезда двора обратно в Багдад в 809 году Эр-Ракка осталась столицей западной части империи, включая Египет.

Период упадка

В конце IX века Эр-Ракка пришла в упадок из-за продолжительных военных действий между Аббасидами и Тулунидами, а позднее с радикальными шиитами карматами. С конца X века до XII века город находился под контролем бедуинских династий.

Период возрождения

Ракка пережила новый подъём в XII и первой половине XIII века, став сельскохозяйственным и ремесленным центром при Зангидах и Айюбидах. В этот период были построены Багдадские ворота.

Убитый атабек Имад ад-Дин Занги был изначально похоронен в Эр-Ракке.

Эр-Ракка была разрушена во время нашествия монголов в 1260-х годах. Имеются свидетельства о смерти последних жителей города в 1288 году.

Османский период и XX век

В XVI веке Эр-Ракка опять упоминается в истории, на сей раз как таможенный пост Османской империи на Евфрате, был даже создан вилайят Ракка, столица которого, однако, находилась не в городе, а в 200 км к северу.

Город Эр-Ракка был вновь заселён в 1864 году, сначала как военная застава, затем как поселок для арабских бедуинов, черкесов и чеченцев, которые спасались от войн на Кавказе в середине XIX века. При французском мандате было построено здание администрации, сейчас там находится городской музей.

В 1950-х годах мировой бум на хлопок стимулировал беспрецедентный рост города и культивацию земель в среднем течении Евфрата.

ХХI век. Гражданская война в Сирии

В марте 2013 года в результате боёв за Эр-Ракку город за несколько дней был захвачен силами террористической организации «Исламское государство» (ИГ; ранее ИГИЛ).

По состоянию на середину 2017 года, на город ведётся наступление с нескольких сторон с целью очистить его от формирований ИГ.

ru.gulliway.org

РАККА | Зарубежные задворки

Город Ракка на севере Сирии захвачен боевиками-салафитами, местным жителям отрубают головы и конечности, оправдывая это введением норм шариата, исламских законов. Читаю в новостях в интернете. Салафиты, среди них полно иностранцев, с автоматами и гранатометами на улицах – останавливают любого, кого захотят, и мужчин, и женщин, и детей, и ведут на допрос в «шариатскую полицию». Сирийская правительственная армия завершает окружение города, готовится штурмовать его. В провинции Ракка – город ее административный центр – происходят частые скоротечные стычки между подразделения правительственной армии и отрядами салафиты. Фотографии простреленных голов, сожженных автомобилей и автобусов, вооруженные бородачи, усы выбриты, обязательно выбриты, салафитский стиль ношения бороды, черные флаги над зданиями – на флагах написаны цитаты из «Корана».

Я помню Ракку другой, за полтора года до этих событий.

Ничего особенного культурно и исторически в городе не было. На восточном выезде, чуть в стороне от автотрассы стояли каменные Бададские ворота – буква «П» в два человеческих роста, сложенная из красных маленьких кирпичиков, огороженная низкой металлической решеткой. За Багдадскими воротами россыпь каменных огрызков, похоже на заброшенную строительную площадку, — сухие высокие травы в нишах, всевозможный мусор и жуткая, до кашля вонь мочи. На самом деле – это развалины арабской военной крепости со сказочным названием «Замок Прекрасной Дамы»: раскрошившиеся кирпичи, вонь мочи, пластиковые рваные пакеты, упаковки, сломанные деревянные ящики. Вот и все, что осталось от средневекового величия, самого значимого периода в истории города. Современная Ракка – прямоугольные, в длинных балконах коробки жилых и прочих зданий, типичные для сирийских городов, невысокие, этажей в пять, перпендикулярно-параллельные широкие улицы, асфальтированные тротуары, автомобили, светофоры – обычная урбан-безликость начала XXI века. Через город протекала плюгавая мелководная речушка – таким являл себя в здешнем течении Ефрат. У нас, меня и моей спутницы Насти, не было совершенно никакого интереса там задерживаться. Мы решили поскорее выбираться из города – на юг, в сторону заброшенного византийского города Расафа. Выбираться, не привлекая к себе внимания – чтобы не попасться в очередные гости. О, эти бесконечно гостеприимные сирийские люди! Особенно на севере Сирии. Особенно в провинции Ракка.

Мы въехали в провинцию с запада, из Алеппо мы направлялись. Водитель попутки, как только мы сели в кабину, начал нас уговаривать поехать к нему в гости. Он говорил исключительно по-арабски, мы общались с помощью словаря. Он тыкал пальцем в слова «гости», «дом», «еда», «отдыхать». Мы провели в Сирии меньше недели, нагоститься у местных не успели – один день провели у крестьян в селе между турецкой границей и Алеппо, в Алеппо прожили три дня у местного баскетболиста. Конечно, нам было интересно побывать в новых гостях. Конечно, мы согласились. Машина свернула с асфальта на проселок и поехала через серую пустыню. Остановились возле озера. Водитель показал на слова «оазис», «рыба», «птицы» и изобразил, как в птиц стреляют из ружья. По озеру, беззвучно перебирая веслами, плыл в узкой лодочке старик – черная вода расходилась в стороны слабой рябью. Водитель объяснил, что старик тут рыбачит. И махнул рукой: давайте обратно в кабину. Доехали до его деревни. Он показал нас жене, показал нам жену – она растапливала бензиновую металлическую печь, возле нее ползал глазастый чернявый ребенок без штанишек, в одной рубашке. Он показал свои гряды – комья серой перепаханной земли, между ними проложен шланг с отверстиями – шланг присоединен к железной трубе водяной скважины; когда требуется поливать урожай, двигатель нагнетает из скважины в шланг воду и она сочится из отверстий – черные жирные пятна солярки и машинного масла вокруг двигателя и скважины. Водитель брал комья земли и растирал их – по ветру летела завеса пыли, он объяснял, что это очень хорошая земля, плодородная, он очень заботится о своей земле, земля – главное богатство человека, она все может дать человеку, если много трудиться. Это походило на сцену советского фильма про молодых горожан, любопытных романтиков, приехавших в колхоз и колхозник показывает им драгоценную пахоту, рассказывает о сельском хозяйстве своим костлявым и мозолистым крестьянским языком, языком скупым, но мощным и с глубокими корнями.

Мы пошли к родственникам водителя – к соседним домам. Дома в деревне похожи на среднеазиатские: саманные, с крохотными окнами, плоскими крышами, одно- и двухэтажные, вытянутые длинной змеей – чем больше членов семьи, тем длиннее змея, тем больше комнат, одна комната пристраивается к другой, но не вверх, как в тесной Европе, а горизонтально, простора на всех хватит. Перед домом на раскладных стульях сидели пожилые мужчины и женщины, сидели вокруг черного казана, в котором тлели угли. Со мной все мужчины поздоровались за руку, с Настей раскланялись. Тут же для нас освободили пару стульев, мы противились, но нас мягко придавили к ним. Жаркие угли в казане – от какого-то кустарника, их перемешивали периодически, они ало тлели, медленно стачивались горением. Появились дети, прислонившись к старшим, или уцепившись в края их одежд, они рассматривали нас. С помощью словаря мы рассказывали, откуда мы, что тут делаем, куда собираемся. Сирийцы радостно кивали, дети лезли в словарь, выглядывали иностранные слова, обсуждали между собой, рассказывали старшим. У всех без исключения мужчин на головах были намотаны красно-белые платки, одеты они были в длиннополые рубахи, свисающие шаровары и кожаные или резиновые сланцы. Женщины – в платьях с длинными рукавами, длинные, почти до земли юбки, в платках, повязанных, как у русских бабушек в деревнях – то есть только волосы закрывали, это не хиджабы. У мужчин одежда темных оттенков, у женщин яркая, как у цыганок.

Люди постоянно множились, подошли молодые пацаны, мои сверстники – они уже без платков на головах, под черными длиннополыми рубахами джинсы. Пацаны худощавые, подтянутые, ни животов, ни мягких толстых щек – подсушенные, гибкие. Водителя уже куда-то оттерли. Женщины и девочки расспрашивали Настю. Меня – мужчины и пацаны. Девочки принесли свои украшения и предложили Насте примерить, она примерила, девочки принесли другие и уже сами начали навешивать на нее. Нам показывали и давали подержать совсем маленьких детей, грудничков.

Изумительные, радостные люди, они были достаточно простодушны и в то же время достаточно этичны, в нашем, в русском понимании – они сохраняли приемлемую дистанцию в общении, не далеко, совсем отчужденно, не близко, когда уже становятся назойливыми, а именно ту, которая была комфортна. Позже мы побывали в гостях у других сирийцев Ракки – эти были типичными местными крестьянами, в других домах люди вели себя таким же образом. К Насте ни один мужчина, ни один мальчик не прикоснулся. Зато девочки восторженно облепили ее.

Нас позвали в дом. Показали, что пора есть. Мы расселись на пол на матрасы, вроде среднеазиатских курпачи, вокруг металлической бензиновой печки. Пацаны мне тут же показали, как функционирует печка, откуда капает бензин и как правильно разводить в ней огонь. Женщины расстелили покрывало-дастархан и расставили подносы с оливками, оливковым маслом, сметаной, козьим соленым сыром. Принесли тонкие, как лаваш, круглые лепешки. Еду брали куском лепешки. Ели все вместе: и мужчины, и женщины, и дети – к дастархану не присаживались лишь женщины, обслуживавшие трапезу. Девочки подливали в округлые с узкой талией, с женскими формами стаканчики крепкий черный чай. Большие подносы, пиалы с едой, чайник с длинным изогнутым носиком, женственных форм стаканчики, крохотные ложечки, чтобы насыпать и размешивать сахар, — атрибуты восточной сказки.

Высоко под потолком в комнате висел портрет президента страны – Башара Асада. Особой религиозности в сирийцах не было заметно. Они не вскакивали и не расходились на молитву, мы просидели с ними весь долгий вечер, до середины ночи просидели – они все время общались с нами, и молодые, и старые не уходили на обязательный намаз. В их речах мелькало слово «Аллах», но так же редко, как в разговоре русских крестьян слова «Господь» и «Бог».

В них, в их поведении, ритме, движениях совершенно ясно чувствовалась радость жизни. Мы в них, в замечательных селянах севера Сирии, увидели талант жить. Через них проходил спокойный сильный поток, в котором любая секунда в удовольствие. У них любое свершение, равно, как и несвершение, есть жизнь, ход жизни, во всем приемлемый для них, поэтому они постоянно радостны, довольны, благожелательны и пытаются поделиться с тобой этим – потомки обитателей Райских садов, они сидели вместе с нами вокруг пузатой печурки и улыбались, по-настоящему живые люди.

После еды один из пожилых мужчин стал разносить по кругу, начиная с нас, с гостей, кофейник с убойно крепким и горьким кофе «мырра». Кофе наливалось на самое донышко крохотной чашечки. После кофе поставили в центе комнаты кальян. Трубка пускалась по кругу. Курили исключительно мужчины. Сирийцы постоянно шутили друг над другом, особенно молодые пацаны над пожилыми, и объясняли нам смысл шуток. В сущности, их юмор идентичен нашему. Старших высмеивали за то, что они уже все забывают, путают, много едят и мало работают.

Нам разъяснили, кто и каким родственником приходится хозяину дома – мы были в доме главы семейного клана, полного мужчины с короткой седой бородкой и щеткой усов, чаще молчавшего, чем говорившего, но много смеявшегося. Братья хозяина дома попытались уговорить нас пойти ночевать к ним. Дети хозяина вступили в спор, объясняли, что сегодня мы должны ночевать именно у них, в доме их отца, а завтра можно будет пойти в гости к другим родственникам. Родственники стали распределять, к кому и в какой день мы должны придти. Выяснялось, что в деревне мы должны задержаться, как минимум, на неделю. Мы постарались объяснить, что у нас короткая виза, что нам хочется увидеть разные районы Сирии. Сирийцы горячо заспорили, говорили, что мы все успеем, но сначала надо хорошенько у них у всех погостить.

Для сна нам отвели комнату мальчиков-школьников на втором этаже – дверь в комнату напротив голубятни. В комнате стол с учебниками, карандашами и ручками. Ящик с одеждой и зеркала. Пространство не захламлено обилием разного барахла, как в российских квартирах. Вообще, быт сирийцев, сельских жителей, горожане ближе к европейцам, быт селян достаточно аскетичен, на страдает от многочисленного нагромождения вещей. С точки зрения ислама – это очень правильно, человек не привязывается к материальным вещам, не привязывает свою душу к настоящему миру, убогому и несовершенному, в сравнении с миром метафизическим, загробным.

Утром сирийцы совсем не торопились нас отпускать. Мы говорили, что нам пора ехать дальше, они кивали и продолжали сидеть на месте, поясняли, что скоро приедет родственник, который вывезет нас из деревни к центральной автотрассе. Так продолжалось часа три. Мы успели поесть, опять попить «мырры». Подтягивались родственники, которые вчера нас убеждали погостить и у них. Казалось, некорректно встать сейчас, надеть рюкзаки и выйти. Но нам пришлось именно так сделать. Сирийцы пошли за нами, тут же позвонили родственнику с машиной – это был вчерашний водитель. Нам пришлось несколько раз пообещать, что мы обязательно приедем в их деревню снова, совсем скоро приедем, когда посетим несколько достопримечательностей.

Водитель довез нас до трассы, по дороге убеждал, что вряд ли нам удастся поймать попутку, что лучше вернуться в деревню, написал номер своего мобильника, выяснил, какого именно числа мы приедем снова. И стоял ждал, пока мы не застопили попутку. Тогда он помахал рукой и поехал обратно.

Если нам доводилось пересекать деревни пешком, то местные жители тут же начинали кричать нам «чай-чай» и махать руками, чтобы мы к ним зашли. За нами вдогонку посылали детей, чтобы они нам сообщили, что нас ждут в гости. Местные водители настойчиво уговаривали заехать к ним хотя бы поесть. Если мы соглашались, то вовремя еды нас уговаривали остаться отдохнуть и переночевать. Складывалось впечатление, что местные жители только и занимаются тем, что поджидают каких-нибудь путешественников, чтобы заманить их к себе домой и продержать их там под своей опекой, заботой, насколько можно дольше. И нигде религиозного фанатизма. Мы не скрывали, что православные христиане и местные тогда живо интересовались, как у нас молятся, куда ходят молиться. В деревнях, лишь в самых крупных попадались мечети. Но и в них не звучал громогласно частый «азан». Люди жили, патриархально, неспешно, комфортно для себя, занимались обязательными сельскохозяйственными делами… и поджидали гостей.

Мы доехали до заброшенной римской крепости на берегу Ефрата – Халябия. Крепость растянута по склону невысокой каменной горы. Толстые крепостные стены, гулкие с узкими окнами башни, остатки углов и ворот церкви, дворца, других зданий. Гладкие каменные блоки. И на всем тонким слоем песок. Ни одного дерева, ни одного куста. Кусты и трава лишь вдоль Ефрата тонкой полосой. Я поднялся на вершину горы, на вершину крепости, под арку дворца. Вокруг безжизненные, лунные круглые горы, серые, с промоинами. По склону ближайшей горы мальчик гнал стадо коз. Блеяние, позвякивание колокольчиков, окрики мальчика, он подгонял отстающих животных палкой. Пыль длинным шлейфом за стадом. Картинка из Библии. «И враги во страхе оставили оплот свой, тысячелетниюю крепость, и вошел в нее мальчик, погоняющий коз отца своего. И сказано ему было ангелом, сей оплот отныне и во веки веков твой, разведи же здесь прекрасный сад, чтобы люди более не боялись стен и башен сей крепости». И ветер гудел в пустых окнах и арках дворца.

Из крепости мы дошли до понтонного моста через Ефрат. Его охраняли военные. Трое пацанов с «калашниковыми» под начальством усатого офицера стояли за мешками с песком. Пустая бочка, раскрашенная в цвета сирийского флага, в ней сирийский флаг. Через мост пропускали, проверив документы. Узнав, что мы русские, нас тут же пригласили попить чай. Офицер показал свой автомобиль – ВАЗ 12-ой модели. Он нахваливал автомобиль, показывал, в каком он хорошем состоянии. Еще офицер сказал, что мост сделан советскими специалистами. Мы пошли его разглядывать – да, в этой древней, из Ветхого Завета, древнее, из клинописных шумерских табличек стране, через реку, известную нам по школьным учебникам, качались понтоны с русскоязычными надписями. Пацаны-солдаты показали свои «калашниковы» — «Русия, Русия», — повторяли они и жестикулировали, что это очень хорошие автоматы.

Мы побывали в еще одной крепости – сельджукской, стены сложены из тонких каменных пластин – месопотамский стиль, крепость Джабар, Калаат-Джабар. В нее нужно было покупать входной билет, но нас пустили бесплатно, потому что «Русия Сурия уахед», «Россия и Сирия вместе, друзья». Мы одни бродили и лазили по месопотамским руинам – ни одного посетителя, ни одного туриста, кроме нас. Поднимались на красный, с отломанной маковкой минарет – узкий винтовой подъем, рукавами терлись о стена, высокие ступени. От Джабара почти до горизонта тянулось водохранилище имени Хафеза Асада, отца Башара Асада, сирийское пресноводное море. По берегам водохранилища лиственные леса, высокие травы. Именно в этой местности появлялись древнейшие оседлые человеческие поселения. Почти 13 тысяч лет назад появились они. Люди строили круглые известняковые хижины с крышами из камыша, под полами хижин складывали скелеты предков.

Мы спустились из крепости на берег водохранилища и встретили молодых ребят: троих ребят и девушку. Они расстелили ковер, выставили еду, кальян и включили музыку. Они тут же попытались втянуть нас в свой отдых. Хитростью нам удалось сбежать от их гостеприимчивости. Но все равно к вечеру мы снова оказались в очередном доме жителей провинции Ракка.

Что теперь со всеми этими замечательными людьми? Перемолотила ли их война? Что сталось с их талантом жить?

 Половецкое, 2013

za-za.net