Ракеты и реактивные снаряды класса «земля — воздух». Ракеты земля воздух


Авиационные ракеты "воздух-воздух": основные характеристики

Для борьбы с воздушными целями предназначаются ракетные системы различных типов. Огромное разнообразие вооружения в первую очередь классифицируются по месту старта и местоположению цели. Например: “земля-воздух” - ракета наземного базирования (первое слово) для уничтожения объектов в воздушном пространстве (второе слово). Этот тип боеприпасов чаще всего именуется зенитным, то есть стреляющим в зенит – вверх. Значительная скорость ракеты “земля-воздух”, более чем в четыре раза превышающая скорость звука, позволяет эффективно бороться не только с самолетами и баллистическими ракетами, но и поражать высокоманевренные крылатые ракеты.

Авиационное вооружение

Вооружение современного боевого самолета представляет собой интегрированный высокотехнологичный комплекс нескольких систем, который условно состоит из системы управления и непосредственно подвесного и встроенного вооружения. Реактивные снаряды, предназначенные для запуска с воздушных подвижных платформ и поражения воздушных летательных аппаратов, в соответствии с отечественной системой классифицируются как ракеты “воздух-воздух” (В-В). На Западе для боеприпасов подобного класса принята в употреблении аббревиатура AAM от английского сочетания air-to-air missile. Эффективные образцы этого вооружения впервые появились в середине сороковых годов прошлого века. Первые отечественные самонаводящиеся боеприпасы были скопированы с американской ракеты “воздух-воздух”. Россия в настоящее время в этой области боевых технических средств признана безусловным лидером. Некоторые системы не имеют аналогов даже среди разрабатываемых зарубежных комплексов.

ракеты воздух воздух

Дистанция атаки

По расстоянию, на котором уничтожается объект в воздухе, ракеты “воздух-воздух” подразделяются на несколько классов. Авиационные боеприпасы создаются для применения на трех видах дистанций боя:

  • Для уничтожения летательных аппаратов в пределах прямой видимости используются ракеты малой дальности. Эти боеприпасы оснащаются инфракрасными приборами самонаведения. Принятое обозначение стран НАТО – SRAAM.
  • На дистанциях до 100 км применяются ракеты средней дальности (MRAAM) с радиолокационной системой самонаведения.
  • Боеприпасы, применяющиеся на расстояниях до 200 км, большой дальности (LRAAM), имеют комплексную систему наведения, использующую разные принципы на марше и на конечном участке атаки.

Классифицируя таким образом по принципу дальнобойности, разработчики считают, что на заданных расстояниях ракета сможет гарантированно поразить цель. На языке специалистов это называется эффективной дистанцией стрельбы.

Системы наведения на цель

В головной части ракеты помещается измерительная аппаратура, позволяющая автономно, те есть без участия оператора, навести снаряд на цель и поразить ее. Автоматическое устройство на фоне окружающих физических полей способно определить цель, параметры ее движения, перемещение самой ракеты и сформировать команды для системы управления при необходимости совершения маневра. Системы самонаведения ракеты “воздух-воздух” используют различные виды излучений цели: оптические, акустические, инфракрасные, радиоизлучения. По месту расположения источника излучения, комплексы наведения бывают:

  • Пассивные – используют излучаемые целью сигналы.
  • Для полуактивных головок необходим отраженный от цели сигнал, излучаемый самолетом-носителем.
  • Активные сами подсвечивают цель, для чего снабжаются штатными передатчиками сигналов.

земля воздух ракета

Поражающие элементы и детонаторы

В воздушной среде, особенно на больших высотах, фугасное действие взрывчатого вещества малоэффективно. Авиационные ракеты “воздух- воздух” вооружаются боевой частью осколочно-фугасного действия. Вследствие большой скорости перемещения как цели, так и самой ракеты, к боевой части применяются жесткие требования по формированию поражающей сферы. Необходимого результата можно добиться применив систему заданного дробления на осколки либо готовые поражающие элементы (шарики, стержни). В большинстве изделий используется вариант, формирующий радиальное поле из осколков цилиндрической боевой части, осколочной рубашки. При разлете поражающие элементы образуют конус с усеченной вершиной с направлением движения, попутным ракете.

Планируемое разделение на поражающие осколки достигается посредством точечной закалки лазером или высокочастотными токами, нанесением насечек или «маски» из инертного материала. Осколочными поражающими элементами оснащаются боевые части ракет ближнего боя. В ракетных системах средней дальности применяется боевая часть, сформированная из стержней. Поражающие элементы располагаются наклонно вокруг взрывчатого вещества и между собой попеременно свариваются верхними и нижними концами. При раскрытии стержни образуют замкнутое кольцо большой поражающей силы. Ведутся перспективные разработки по управлению формированием и направлением действия осколочного поля.

Подрыв боевой части на оптимальном расстоянии осуществляется радиолокационным взрывателем, оснащенным одной или двумя антеннами. Современные ракеты класса “воздух-воздух” оснащаются лазерными установками, непрерывно отслеживающими расстояние до цели. На всех ракетах имеется инерционный детонатор на случай прямого попадания в цель.

На страже воздушных просторов

Для нашей страны, с ее огромными расстояниями и слаборазвитой наземной инфраструктурой на восточном и северном направлениях, ключевым звеном обеспечения обороноспособности являются ракеты “воздух-воздух”. Россия, совершив в последние годы технологический рывок, обладает целым спектром высокоэффективных боеприпасов. Отечественные ракеты предназначены не только для оснащения существующих летательных аппаратов, но и перспективных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов, принятие на вооружение которых ожидается в ближайшем будущем. Современные российские самолеты оснащены некоторыми типами ракет. О них будет сказано дальше.

ракеты воздух воздух россия

Управляемая ракета Р-73 малой дальности

Изделие принято на вооружение в 1983 году, в натовской классификации AA-11 "Archer". Предназначается для уничтожения активно маневрирующих пилотируемых и беспилотных целей на максимальной скорости до 2 500 км/ч днем и ночью в любых погодных условиях в передней и задней полусферах. Для стрельбы по преследующим целям используется режим обратного старта. Двигатель с изменяемым вектором тяги и другие ноухау позволили превзойти все существующие мировые аналоги по маневренности. Возможно использование против неуправляемых аэростатов, вертолетов и крылатых ракет. Ракета входит в штатный комплект вооружения МиГ-29 и Су-27 последних модификаций, а также тактических бомбардировщиков Су-34 и штурмовиков Су-25. Производится в двух вариантах модификаций РМД-1 и РМД-2. Может использоваться для борьбы с крылатыми ракетами. Ракета поставляется на экспорт. Боеприпас обладает следующими характеристиками:

  • Масса - 110 кг.
  • Длина - 2,9 м.
  • Масса стержневой боевой части 8 кг.
  • Дальность пуска - 40 км (РМД 2).

авиационные ракеты воздух воздух

Ракета ближнего маневренного боя РВВ-МД

Новейший боеприпас имеет всеракурсное инфракрасное наведение. Применение аэрогазодинамической системы маневрирования позволяет уничтожать цели с любых направлений. Предполагается, что этим образцом будут вооружаться все типы самолетов истребительной авиации и вертолеты. РВВ-МД и ракета “воздух-поверхность” Х-38 составят основу боевой мощи истребителя пятого поколения.

  • Стартовый вес не более 106 кг.
  • Длина ракеты - 2,92 м.
  • Масса боевой части со стержневым поражающим элементом - 8 кг.
  • Дистанция поражения целей до 40 км.

Авиационные ракеты “воздух-воздух” Р-27

Управляемый боеприпас создавался для вооружения истребителей четвертого поколения. По натовской классификации АА-10 "Alamo". Специфический боеприпас предназначен для уничтожения самолетов противника в ближнем маневренном бою и на средних дистанциях при максимальной скорости цели до 3 500 км/ч. Применена новая концепция управления и твердотопливный двигатель. На некоторых модификациях используются ускорители. Скорость ракеты “воздух-воздух” Р-27 в четыре с половиной раза превышает скорость звука. Характеристики в зависимости от модификации следующие:

  • Масса различных образцов колеблется от 250 до 350 кг.
  • Максимальная длина от 3,7 до 4,9 м.
  • Масса боевой части стержневого типа - 39 кг.
  • Дальность поражения объектов от 50 до 110 км.

Авиационная ракета Р-77 средней дальности

Проектировалась для истребителя пятого поколения МиГ – 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 "Adder". Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.

  • Масса - 700 кг.
  • Длина изделия – 3,5 м.
  • Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами - 22 кг.
  • Максимальная дальность поражения объектов - 100 км.

На базе этого боеприпаса создана модификация “земля-воздух”. Ракета наземного базирования отличается большим диаметром двигателя.

дальность ракеты воздух воздух

Самонаводящаяся ракета РВВ-СД средней дальности

Новейший образец вооружения отечественных самолетов предназначен для уничтожения целей всех типов, в том числе и крылатых ракет на высотах до 25 км в условиях интенсивного радиолокационного противодействия противника. Применен активный комплекс наведения с использованием инерциальной радиокоррекции. Детонационное устройство использует лазерный неконтактный датчик.

  • Стартовый вес до 190 кг.
  • Длина – 3,7 м.
  • Тип боевой части - мультикумулятивная стержневая, масса – 22,5 кг.
  • Дистанция пуска до 110 км.

Ракета РВВ-АЕ среднего радиуса действия

Этот вариант ракеты создан для оснащения истребителей четвертого ++ поколения и предназначен для борьбы со всеми существующими типами летательных аппаратов, в том числе и крылатыми ракетами. Боеприпас может использоваться в любое время суток над сушей и акваторией моря в прибрежной зоне. Разработчиками предусмотрена установка на иностранные типы самолетов. В качестве детонатора применен бесконтактный лазерный взрыватель. Для маневрирования применяются решетчатые рули с электроприводом – техническое устройство аналогов в мире не имеет.

  • Максимальный стартовый вес - 180 кг.
  • Наибольшая длина – 3,6 м.
  • Боевая часть стержневая мультикумулятивная, масса - 22,5 кг.
  • Дистанция стрельбы до 80 км.

Управляемая ракета Р-33 большой дальности

Предназначена для вооружения истребителей-перехватчиков территориальной ПВО со слаборазвитой наземной инфраструктурой. В натовских справочниках обозначается как AA-9 "Amos". В комплексе с МиГ-31-33 была принята на вооружение в начале 80-х годов и составила один из элементов многоканальной системы перехвата "Заслон". Комплекс позволяет одновременно использовать весь боекомплект звена из 4-х самолетов. При этом радиолокационное оборудование самолетов и полуактивная ГСН ракеты предоставляют возможность одновременно поражать четыре объекта четырьмя ракетами. Р-33 создана для уничтожения самолетов и низколетящих крылатых ракет при любых погодных условиях, на фоне земли во всех диапазонах высот и скоростей и обладает следующими техническими данными:

  • Масса - 490 кг.
  • Длина - 4,15 м.
  • Масса осколочно-фугасной боевой части 47 кг.
  • Дальность пуска – 120 км, при дополнительном подсвечивании цели – до 300 км.

скорость ракеты воздух воздух

"Длинная рука" Р-37

На базе Р-33 для вооружения новейшего комплекса перехвата на основе Миг-31БМ разработана ракета большой дальности Р-37. В некоторых источниках именуется РВВ-БД и К-37. По натовской классификации AA-13 "Arrow". Испытания последних образцов завершены в 2012 году. При ее создании использован новый двухрежимный двигатель на твердом топливе и новейшая аппаратура управления и наведения. Во время испытаний поразила цель на рекордном расстоянии 307 км.

  • Стартовая масса различных модификаций от 510 до 600 кг.
  • Длина ракеты - 4,2 м.
  • Боевая часть - осколочно-фугасная, вес - 60 кг.
  • Дальность ракеты “воздух-воздух” Р-73 - 300 км, в экспортном исполнении - 200 км.

скорость ракеты земля воздух

Превосходство останется за нами

Поступление на вооружение российской армии высокотехнологичных изделий в последние годы позволило значительно опередить западные державы. Разрабатываемые управляемые ракеты “воздух-воздух” будут оснащаться еще более мощными бортовыми вычислительными комплексами и быстродействующими сигнальными процессорами. Новое поколение ракет будет способно не просто отслеживать цель в условиях сильного радиолокационного и инфракрасного противодействия, но и осуществлять скрытое сопровождение атакуемого воздушного объекта.

fb.ru

Ракета земля-воздух Википедия

Немецкая ЗУР «Вассерфаль» 1945 года, не успевшая пойти в серию

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) — ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.

Классификация[ | код]

Ракеты различаются по типу базирования, дальности и высоте поражения, максимальной скорости поражаемых целей, принципам запуска. Существуют ракеты на жидкостных и твердотопливных двигателях.

По управлению По компоновке (аэродинамической схеме)
  • нормальная (стабилизаторы впереди, рули сзади) и её подвид — бесхвостка (стабилизатор «сросся» с рулём)
  • утка (рули впереди, стабилизаторы сзади)
  • несущий конус (конический фюзеляж с рулями в задней части)

Зенитные ракеты могут применяться как в стационарных, так и в мобильных и переносных ракетных комплексах.

Устройство[ | код]

Зенитная управляемая ракета состоит из

История[ | код]

Первые опыты[ |

ru-wiki.ru

Ракеты и реактивные снаряды класса «земля — воздух»

Ракеты и реактивные снаряды класса «земля — воздух»

Германские ракеты и реактивные снаряды класса «земля — воздух» отличались такими передовыми конструктивными особенностями как отделяемые ракеты-носители и разнообразные системы наведения, которые в послевоенный период активно использовали в собственных разработках западные и советские конструкторы ракет.

Несмотря на эти преимущества, было бы преувеличением говорить, что осуществление программ сопровождалось избытком внимания к конструкциям самих ракет или его недостатком к преодолению таких традиционных технологических проблем как радары и системы контроля запуска.

Геншель Hs 117 Шметтерлинг (Бабочка)

Hs 117 была предложена еще в 1941 году доктором Вагнером. Однако его проект был отклонен, так как ракету посчитали излишним оружием, поскольку в то время были уверены, что война закончится раньше, чем такие ракеты успеют поступить на вооружение. Плачевная ситуация на фронтах, сложившаяся к 1943 году, заставила возродить почти забытую программу и наметить начало серийного выпуска этих ракет на первые месяцы 1945 года.

Первый прототип, готовый к испытаниям в начале 1944 года, своими стреловидными крыльями и крестообразной формой хвоста напоминал миниатюрный самолет. В действие он приводился работавшим на жидком топливе мотором «BMW 109-558», но в последующих экземплярах он был заменен двигателем «Вальтер HWK 109-729» с гиперголовой жидкостью «R-Stoff» и ги пер головым топливом «SV-Stoff» или «R-Stoff». При взлете главному двигателю помогали две отделяемые твердотопливные ракеты-носители «Шмиддинг 109-553», работавшие приблизительно в течение пяти секунд.

Испытательные запуски, при которых на первых 28 опытных образцах ракет были установлены двигатели BMW, начались в мае 1944 года. Все учебные стрельбы выполнялись при помощи системы радионаведения «Страсбург-Кель», а детонация 25-килограммовой боеголовки осуществлялась радиовзрывателем «AEG Фухс». Всего было сделано 59 запусков, из которых 29 оказались успешными — эти ракеты поразили низколетящие цели на расстоянии до 32 километров. При испытаниях на высоколетящих целях было установлено, что оперативный потолок высоты «Шметтерлинга» составляет 10976 метров. Испытания были признаны удовлетворительными, и был отдан приказ начать серийное производство этих ракет, выпуская по 3000 штук в месяц, однако в хаосе последних месяцев войны поточное производство так и не удалось начать.

Вассерфалль (Водопад)

Проектные расчеты ракеты «Вассерфалль» начались в 1941 году и были закончены в ноябре 1942 года. По сути, это была уменьшенная противовоздушная версия ракеты V-2, сохранившая общие очертания своей предшественницы, однако в средней части корпуса она была оборудована дополнительными стабилизаторами, повышавшими ее маневренность. Прототипы, работавшие на жидкотопливных ракетных двигателях, прошли испытания в начале 1943 года, но затем вся программа едва не потерпела полный крах после того, как ее главный конструктор доктор Вальтер Тиль погиб при бомбежке британской авиацией исследовательского центра в Пенемюнде в августе 1943 года.

Как противовоздушный снаряд, ракета «Вассерфалль» постоянно должна была находиться в состоянии готовности к запуску и в течение месяцев оставаться полностью заправленной, поэтому в ней не могла использоваться жидкая кислородно-спиртовая топливная система V-2. Вместо нее применялись «Визоль» (винилизобутиловый эфир) и «SV-Stoff» или «Сальбей» (90% азотной кислоты и 10% серной кислоты). Эта гиперголовая смесь нагнеталась в камеру сгорания находящимся под высоким давлением азотом.

Наведение на цель в ясную погоду осуществлялось по радио с помощью простой системы «неавтоматического командного наведения по линии визирования», но эффективное поражение целей ночью или в плохую погоду представляло собой задачу куда более сложную. Для этих условий разрабатывалась новая система «Рейнланд», в которой использовались радарное устройство для отслеживания цели и простой аналоговый компьютер для наведения ракеты на радарный луч как можно быстрее после ее запуска. Оператор видел на экране радара две светящиеся точки и направлял ракету на цель.

Вассерфаль W-10. Технические характеристики

Длина — 6,13 метров

Максимальный диаметр — 0,72 м

Размах крыльев — 1,58 м

Стартовая масса — 3500 кг

Боеголовка — 306 кг

Дальность полета — 26,4 км

? Испытательный запуск ракеты «Вассерфалль»

Геншель Hs 117 Шметтерлинг

Технические характеристики

Длина: 4,29 м

Размах крыльев: 2 м

Максимальный диаметр: 0,35 м

Стартовая масса: 445 кг

Боеголовка: 25 кг (осколочно-фугасная)

Дальность полета: 32 км

Рулевое управление в фазе запуска выполнялось четырьмя графитовыми рулями направления, установленными в выхлопной трубе ракетного двигателя, а затем эта функция переходила к расположенным на стабилизаторах рулям. Команды направлялись на ракету с помощью усовершенствованной версии канала командной радиосвязи «Страсбург-Кель» под названием «Бургунд».

Проводились исследования обновленной системы наведения, в которой использовался единственный крестовидный луч радара, вращавшийся при обнаружении цели. Как и в системе «Рейнланд», сначала ракета направлялась на луч, а затем она уже сама придерживалась его центра, пользуясь системой отрицательной обратной связи, принимавшей сигналы радара; если ракета уклонялась от курса, сигнал, вместо непрерывного, становился пульсирующим, и ракета автоматически возвращалась на траекторию, проходящую по центру луча. Однако скорость «Вассерфалля», достигавшая числа Маха 2, означала, что точность этой системы должна быть очень высокой, чтобы вывести ракету в зону поражения цели, поэтому было принято решение дополнить ее на конечном участке траектории инфракрасной системой наведения.

Первая версия ракеты была оснащена 100-килограммовой боеголовкой, однако, по причине сомнений в точности снаряда, позже она была заменена значительно более массивной боеголовкой весом в 306 килограмм. Ее предполагалось оборудовать радиолокационным взрывателем наряду с резервной системой командного детонирования.

Первый успешный запуск опытного образца состоялся 8 марта 1944 года, и всего 35 прототипов «Вассерфалля» успели пройти испытания к тому моменту, когда в феврале 1945 года исследовательский центр в Пенемюнде был эвакуирован. Эта ракета вне всяких сомнений обладала огромным потенциалом. Позже Шпеер сказал: «По сей день я совершенно убежден в том, что активное применение «Вассерфалля», начиная с весны 1944 года, при постоянной поддержке реактивных истребителей в роли перехватчиков в значительной степени способно было остановить атаки стратегическими бомбардировщиками союзников наших промышленных объектов. Нам вполне по силам было сдержать наступательную кампанию союзников — в конце концов, даже в более поздний период, когда мы испытывали куда больший дефицит ресурсов, нам удавалось ежемесячно производить по 900 ракет V-2».

Энциан (Горечавка)

Это была очень мощная ракета, внешне сильно напоминавшая миниатюрный «Мессершмитт Me 163». Она появилась в июне 1943 года как «Флак Ракете (противовоздушная ракета) 1», FR 1, несколько различных моделей которой было разработано, прежде чем в начале 1944 года проект был переименован в «Энциан».

Запуск этой ракеты производился с рельсовых направляющих модифицированной для этой цели 88-миллиметровой орудийной установки при помощи четырех сбрасываемых твердотопливных ракет-носителей «Райнметалл-Борзиг RI 503», усиливавших тягу главного жидкотопливного ракетного двигателя «Вальтер HWK 109-739». Однако постоянные задержки в поставках двигателей «Вальтер» привели к тому, что вскоре они были заменены более дешевыми и простыми реактивными двигателями «VFK 613-А01».

Сначала предлагалось с помощью системы командного наведения выводить ракету в точку непосредственно над формированиями бомбардировщиков противника, после чего по радиосвязи должна была отдаваться команда о детонировании боеголовки. Считалось, что колоссальной ударной волны, возникающей вследствие взрыва 500-килограммовой боеголовки, будет достаточно для уничтожения нескольких самолетов противника без какой-либо сложной дополнительной системы наведения. Исследования вскоре показали неэффективность такого способа поражения, и прототипы испытывались уже с высокочастотной системой передачи радиокоманд «Страсбург-Кель III», которую предполагалось устанавливать на серийных образцах наряду с системой «Телефункен Когге», работавшей в радиочастотном диапазоне 390-1550 мегагерц. Кроме того, ракету планировалось оборудовать, по меньшей мере, двумя дополнительными устройствами самонаведения: сканирующей инфракрасной системой наведения «Кепка Мадрид» и активной радарной системой наведения «Эльзас».

При выборе наиболее эффективной боеголовки рассматривались три возможных варианта. Первый из них представлял собой тонкую металлическую оболочку, начиненную полезным грузом из 25-миллиметровых стальных шариков, наполненных зажигательной смесью и погруженных во взрывчатку. Вторая боеголовка являлась контейнером, выстреливавшим 550 маленькими ракетами, расходящимися конусом перед ракетой с эффективным радиусом поражения приблизительно 500 метров. Третий вариант был обычной осколочно-фугасной боеголовкой с предполагаемым радиусом поражения в 45 метров. Предлагались также несколько дистанционных взрывателей, включая радиолокационные взрыватели «Марабу» или «Фухс» и инфракрасный взрыватель «Паплитц».

Испытания ракеты, включившие в себя 38 успешных запусков, начались в мае 1944 года, но в январе 1945 года проект был закрыт в рамках срочной программы по изысканию дополнительных ресурсов для производства «Me 262» и «Не 162».

Рейнтохтер (Рейнская дева)

Компания «Райнметалл-Борзиг» приступила к разработкам двухступенчатой ракеты «Рейнтохтер R I» в 1942 году, а ее первый опытный образец поднялся в воздух в августе 1943 года. Ее отличительной особенностью от прочих германских ракет того периода стало то, что на обеих ступенях использовались твердотопливные ракеты, благодаря чему существенно упрощались конструкция и обслуживание. Наведение ракеты на цель осуществлялось по каналу передачи радиокоманд, при этом оператор визуально ориентировался по свечению на хвосте ракеты. 150-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку детонировал акустический взрыватель, который приводил ее в действие, реагируя на изменения доплеровского смещения в звуке двигателя цели.

Всего испытания прошли 82 ракеты «R I», причем неудачными оказались всего четыре запуска, однако ее максимальный потолок составлял лишь 6098 метров, что было значительно ниже минимально допустимых 8232 метров, считавшихся необходимыми на этой стадии войны. По этой причине был разработан вариант «R III», в котором практически неизменной осталась вторая ступень «R I», но появились упрощенные крестообразные крылья и пара установленных для создания дополнительной тяги наружных ракет-носителей, заменивших первую ступень «R I».

Для различных вариантов «Рейнтохтер» были разработаны не менее пяти систем наведения:

• «Бургунд»: оптическое слежение с радиокомандным наведением;

• «Франкен»: оптическое слежение и радионаведение на частоте 10 метров;

• «Эльзас»: радиослежение и радионаведение на ультравысокой частоте;

• «Брабант»: радиослежение и радиоконтроль на частоте 10 метров;

• «Ганза»: панорамное наблюдение и наведение по радиолучу на частоте 10 метров.

Хотя, по предварительным оценкам, ракета «Рейнтохтер III» должна была полностью соответствовать заявленным характеристикам, этот проект, как и многие другие, был закрыт в январе 1945 года.

Технические характеристики ракеты «Рейнтохтер»

Длина — 4,75 м

Максимальный диаметр — 0,537 м

Размах крыльев — 2,65 м

Стартовая масса — 1746 кг

Боеголовка — 150 кг (осколочно-фугасная)

Дальность полета — 12,1 км

? Редкий архивный снимок ракеты «Рейнтохтер» в полете

Ракета «Энциан»

Технические характеристики

Длина: 4 м

Максимальный диаметр: 0,88 м

Размах крыльев: 4 м

Стартовая масса: 1800 кг

Боеголовка: 500 кг

Дальность полета: 25,7 км

Ракета «Энциан»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Ракета земля-воздух • ru.knowledgr.com

Ракета земля-воздух (SAM) или ракета класса «земля-воздух» (GTAM), является ракетой, разработанной, чтобы быть начатой от земли, чтобы уничтожить самолет или другие ракеты. Это - один тип зенитной системы; в современных вооруженных силах ракеты заменили большинство других форм специального зенитного оружия с зенитными орудиями, выдвинутыми в специализированные роли.

Первые серьезные попытки развития SAM имели место во время Второй мировой войны, хотя никакие эксплуатационные системы не были введены. Дальнейшее развитие в течение 1940-х и 50-х привело к первым эксплуатационным системам, вводимым большинством главных сил в течение второй половины 1950-х. Меньшие системы, подходящие для работы с ближнего расстояния, развились, хотя 1960-е и 70-е, к современным системам, которые являются портативными. Корабельные системы следовали за развитием наземных моделей, начинающихся с оружия дальнего действия и постоянно развивающихся к меньшим проектам, чтобы обеспечить многоуровневую защиту, которые выдвинули основанные на оружии системы в роли самого короткого диапазона.

Исторически известные системы включают американский Nike Аякс, первая эксплуатационная управляемая ракета система SAM, и Двина Советского Союза S-75, наиболее произведенный SAM. Широко используемые современные примеры включают Патриота и системы широкой области S-300, SA-N-6 Ворчание и военно-морские ракеты SM3 и малая дальность портативные системы как Жало и Strela-3.

История

Первая известная идея для управляемой ракеты земля-воздух была в 1925, когда система поездки луча была предложена, посредством чего ракета будет следовать за лучом прожектора на цель. Клетка селена была установлена на наконечнике каждого из четырех килей ракеты с клетками, стоящими назад. Когда одна клетка селена больше не была в луче света, она будет управляться в противоположном направлении назад в луч. Первое историческое упоминание о фактическом понятии и дизайн ракеты земля-воздух, в которой был представлен фактический рисунок, были изобретателем доктором Густавом Рэсмусом в 1931, который предложил дизайн, который сконцентрируется на звуке двигателей самолета.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны много усилий были начаты, чтобы разработать ракеты земля-воздух, поскольку обычно считалось, что зенитный огонь был мало полезен против бомбардировщиков постоянно увеличивающейся работы. Летальный радиус снаряда зенитного огня довольно маленький, и шанс поставки «хита» является по существу фиксированным процентом за раунд. Чтобы напасть на цель, оружие стреляет все время, в то время как самолеты находятся в диапазоне, чтобы запустить как можно больше раковин, увеличив шанс, что один из них закончится в пределах летального диапазона. Против Boeing B-17, который работал только в пределах диапазона многочисленного восьмидесяти-eights немца, должно было стрелять оружие зенитного огня, среднее число 2 805 раундов за бомбардировщик разрушило.

Бомбардировщики, летящие в более высоких высотах, требуют, чтобы большее оружие и снаряды достигли их. Это значительно увеличивает стоимость системы, и (обычно) замедляет скорострельность. Более быстрые самолеты означают, что летят из диапазона более быстро, сокращая количество очередей, пущенных против них. Против проектов последней войны как Boeing B-29 Superfortress или проектов с реактивным двигателем как Площадь Arado 234, зенитный огонь был бы чрезвычайно бесполезен. Этот потенциал был уже очевиден к 1942, когда Вальтер фон Акстельм обрисовал в общих чертах растущие проблемы с защитами зенитного огня, которые он предсказал, будет скоро иметь дело со «скоростями самолета и высотами полета [которые] будут постепенно достигать 625 миль в час и между 33,000 и 49 000 футов».

Немецкие усилия

Первое серьезное внимание проекта развития SAM было рядом разговоров, которые имели место в Германии в течение 1941. В феврале Фридерик Гальдер предложил «понятие» ракеты зенитного огня, которое принудило Вальтера Дорнбергера просить, чтобы Вернхер фон Браун подготовил исследование управляемой ракеты, которая в состоянии достигнуть между 50,000-и 60 000-футовой высотой. фон Браун стал убежденным, лучшее решение было пилотируемым перехватчиком ракеты и сказало так же директору T-Amt, Roluf Lucht, в июле. Директора руки зенитного огня Люфтваффе не интересовались пилотируемым самолетом, и получающиеся разногласия между командами задержали серьезное внимание SAM в течение двух лет.

Это было, когда Фон Акстельм издал свои опасения в 1942, что предмет видел серьезное внимание впервые, и программы начального развития для жидкости - и твердотопливные ракеты стали частью Программы разработки Зенитных огней 1942. Этим пунктом более серьезные исследования командой Peenemünde были подготовлены, и несколько проектов ракеты были предложены, включая 1940-е Feuerlilie, и Wasserfall 1941 и Henschel Hs 117 Schmetterling. Однако ни один из этих проектов не видел реального развития до 1943, когда первые крупномасштабные набеги Союзническими военно-воздушными силами начались. Как безотлагательность проблемы вырос, новые проекты были добавлены к соединению, включая Enzian и Rheintochter, а также неуправляемый Taifun, который был разработан, чтобы быть начатым в волнах.

В целом эти проекты могли быть разделены на две группы. Один набор проектов повышался бы к высоте перед бомбардировщиками и затем управлялся бы к ним на лобовом подходе на низких скоростях, сопоставимых с пилотируемым самолетом. Эти проекты включали Feuerlilie, Schmetterling и Enzian. Вторая группа была быстродействующими ракетами, типично сверхзвуковыми, который летел непосредственно к их целям снизу. Они включали Wasserfall и Rheintochter. Оба типа использовали радиоуправление для руководства, или глазом, или сравнивая прибыль ракеты и цели на единственном радиолокационном изображении. Развитие всех этих систем было выполнено в то же время, и война, законченная, прежде чем любой из них был готов к боевому использованию. Борьба между различными группами в вооруженных силах также повредила развитие. Некоторые чрезвычайные проекты борца, как Komet и Natter, также наложились с SAMs в их надлежащих использованиях.

Альберт Шпеер особенно поддержал разработку ракет. По его мнению, имел их последовательно развиваемый из начала, крупномасштабные рейды бомбардировщиков 1944 будут невозможны.

Союзнические усилия

Британские разработанные неуправляемые зенитные ракеты (управляемый под именем Батарея Z) близко к началу Второй мировой войны, но воздушному превосходству, обычно поддержанному Союзниками, означали, что спрос на подобное оружие не был столь же острым. Вещи изменились в 1943, когда несколько союзнических судов были потоплены бомбами скольжения Henschel Hs 293 и противокорабельными ракетами Фрица X. Это оружие было выпущено от расстояний тупика с бомбардировщиком, остающимся вне радиуса поражения зенитных орудий судна, и сами ракеты были слишком маленькими и быстрыми, чтобы подвергнуться нападению эффективно.

Чтобы бороться с этой угрозой, американский военно-морской флот начал Операционного Шмеля, чтобы разработать приведенную в действие прямоточным воздушно-реактивным двигателем ракету, чтобы уничтожить самолет запуска в большом расстоянии. Начальными исполнительными целями была целевая точка пересечения в горизонтальном диапазоне 10-мильной и 30 000-футовой высоты с боеголовкой за 300 - 600 фунтов для 30-процентной вероятности убийства. Это оружие не появлялось в течение 16 лет, когда оно вошло в операцию как в ОПРАВУ 8 Talos.

Тяжелые судоходные потери для нападений камикадзе во время Освобождения Филиппин и Сражения Окинавы обеспечили дополнительный стимул для разработки управляемых ракет. Это привело к британским усилиям Fairey Stooge и Brakemine и Жаворонку SAM-N-2 американского военно-морского флота. Жаворонок столкнулся со значительной трудностью, и это никогда не входило в эксплуатационное использование. Конец войны привел к британским усилиям, используемым строго для научных исследований всюду по их целой жизни.

Послевоенное развертывание

В непосредственную послевоенную эру много событий SAM были в стадии реализации во всем мире с несколькими из них поступающих в эксплуатацию в раннем - и середина 1950-х.

Приходя к тем же самым заключениям как немцы относительно зенитного огня, армия США начала свой Проект события Nike в 1944. Во главе с Bell Labs Nike Аякс был проверен в производственной форме в 1952, став первой эксплуатационной системой SAM, когда это было активировано в марте 1954. Опасения по поводу способности Аякса иметь дело с формированиями самолета привели к значительно обновленной версии той же самой базовой конструкции, поступившей в эксплуатацию в 1958 как Nike Геркулес, первый SAM с ядерным оружием. Армия США Военно-воздушные силы также рассмотрела оружие острых разногласий (как немецкие радиоуправляемые понятия) и начала Thumper Проекта в 1946. Это было слито с другим проектом, Волшебником, и появилось в качестве Крылатой ракеты типа «земля - воздух» CIM-10 в 1959. У Крылатой ракеты типа «земля - воздух» был диапазон более чем 500 км, но это было довольно дорого и несколько ненадежно.

Развитие RSD 58 Оерликона началось в 1947 и было близко проводимой тайной до 1955. Ранние версии ракеты были доступны для покупки уже в 1952, но никогда не входили в эксплуатационное обслуживание. RSD 58 использовал руководство поездки луча, которое ограничило работу против высокоскоростного самолета, поскольку ракета неспособна «привести» цель к пункту столкновения. Примеры были куплены несколькими странами для тестирования и учебных целей, но никакие эксплуатационные продажи не были сделаны.

Советский Союз начал развитие системы SAM всерьез с открытием холодной войны. Иосиф Сталин волновался, что Москва будет подвергнута американским и британским воздушным налетам как те против Берлина, и в 1951, он потребовал, чтобы ракетная система, чтобы противостоять 1 000 рейдов бомбардировщиков была построена как можно быстрее. Это привело к системе Беркута S-25 (SA-1 в терминологии НАТО), который был разработан, развился и развернулся в программе порыва. 7 мая 1955 ранние единицы вошли в эксплуатационное обслуживание, и вся система, звонящая Москву, была полностью активирована к июню 1956. S-25 был статической системой, но усилия были также приложены к меньшему дизайну, который будет намного более мобильным. Это появилось в 1957 в качестве известной Двины S-75 (SA-2), портативной системы, с очень высокой эффективностью, которая остается в операции в 2000-е. Советский Союз остался в центре деятельности развития SAM всюду по его истории; и Россия следовала примеру.

Ранние британские события с Stooge и Brakemine были успешны, но дальнейшее развитие было сокращено в послевоенную эру. Эти усилия, взятые снова с открытием холодной войны, после «Плана Стадии» улучшения британской противовоздушной обороны с новыми радарами, борцами и ракетами. Два конкурирующих проекта были предложены для «Стадии 1», основанной на общем радаре и блоках управления, и они появились в качестве Бристольской Ищейки Королевских ВВС в 1958 и английского Электрического Тандерберда армии в 1959. Третий дизайн следовал за американскими усилиями по Шмелю с точки зрения роли и графика времени, и поступил в эксплуатацию в 1961 как Морской Слизняк.

Война во Вьетнаме

Война во Вьетнаме была первой современной войной, во время которой управлял зенитными ракетами, серьезно бросил вызов высоко передовому сверхзвуковому реактивному самолету. Это также было бы первое и единственное время, когда последние и самые современные технологии ПВО Советского Союза и самые современные самолеты реактивного истребителя и бомбардировщики Соединенных Штатов противостояли друг другу в бою. Действительно, почти 17 000 советских ракетных технических персоналов и оператора/преподавателей развернулись бы в Северный Вьетнам в 1965, чтобы помочь защитить Ханой от американских бомбардировщиков, в то время как Северный вьетнамский missilemen закончил их шесть - девять месяцев обучения SAM в Советском Союзе.

С 1965 до всего 1966 почти все 48 американских реактивных самолетов, подстреленных SAMs по Северному Вьетнаму, были сбиты советскими ракетными мужчинами. В течение ПВО Северного Вьетнама одному российскому оператору SAM, лейтенанту Вадиму Петровичу Щербакову, приписали разрушение 12 американских самолетов от 20 обязательств. Советский Союз поставлял 7,658 SAMs Северному Вьетнаму, и их силы обороны провели приблизительно 5 800 запусков, обычно в сети магазинов три. К концу войны приблизительно 205 самолетов были потеряны Северным вьетнамским ракетам земля-воздух.

ВВС США ответили на эту угрозу со все более и более эффективным средством. Ранние усилия непосредственно напасть на ракетные места как на часть Операционной Железной Руки были вообще неудачны, но введение Дикого самолета Ласки, несущего на борту ракеты Сорокопута и Стандартную ракету РУКИ, изменило вещи существенно. Маневр и противоманевр следовали, поскольку каждая сторона ввела новую тактику, чтобы попытаться получить власть. Ко времени Операционного Полузащитника II в 1972, американцы получили критическую информацию о работе и операциях S-75, и использовали эти миссии в качестве способа продемонстрировать, что способность стратегических бомбардировщиков работать в SAM насыщала окружающую среду. Их первые миссии, казалось, продемонстрировали полную противоположность с потерей трех B-52 и нескольких других, раненых в единственной миссии. Разительные перемены следовали, и к концу ряда миссии были выполнены с дополнительной мякиной, ECM, Железная Рука и другие изменения существенно изменили счет – Северные вьетнамцы израсходовали почти свой весь запас остающихся ракет за потерю еще двух B-52 по серии миссий.

Меньший, быстрее

Все эти ранние системы были «тяжелыми» проектами с ограниченной подвижностью и требованием значительного времени установки (и стычка). Однако они были также все более и более эффективными. К началу 1960-х развертывание SAMs отдало быстродействующий высотный полет в практически убийственном бою. Способ избежать этого состоял в том, чтобы полететь ниже ниже угла обзора радарных систем ракеты. Этот потребованный совсем другой самолет, как F-111, TSR-2 и Торнадо Panavia.

В результате SAMs развился быстро в 1960-х. Поскольку их цели теперь вынуждались полететь ниже из-за присутствия больших ракет, обязательства обязательно будут с близких расстояний и произойдут быстро. Более короткие диапазоны означали, что ракеты могли быть намного меньшими, который помог им с точки зрения подвижности. К середине 1960-х почти всем современным вооруженным силам установили ракеты малой дальности на грузовиках или легкой броне, которая могла переместиться с вооруженными силами, которые они защитили. Примеры включают 2K12 Kub (SA-6) и 9K33 Osa (SA-8), Ястреб MIM 23, Рапира, Роланд и Кротэйл.

Введение ракет скользящих над поверхностью в конце 1960-х и 1970-х привело к дополнительной середине - и проекты малой дальности для защиты против этих целей. Морская Кошка Великобритании была ранним примером, который был специально разработан, чтобы заменить оружие 40 мм Bofors на его горе и стал первой эксплуатационной защитой пункта SAM. Американская ОПРАВА 7 Морских Воробьев быстро распространилась в большое разнообразие проектов, выставленных большинством военно-морских флотов. Многие из них адаптированы от более ранних мобильных проектов, но специальные потребности военно-морской роли привели к длительному существованию многих таможенных ракет.

MANPADS

В то время как самолет, перемещенный еще ниже, и ракетная работа, продолжал улучшаться, в конечном счете стало возможно построить эффективную портативную зенитную ракету. Известный как MANPADS, первым примером была система Королевского флота, известная как Проектор Холмана, используемый в качестве последнего оружия на судах меньшего размера. Немцы также произвели подобное оружие малой дальности, известное как Fliegerfaust, но он никогда не входил в операцию. Исполнительный промежуток между этим оружием и реактивными истребителями послевоенной эры был столь большим, что такие проекты не будут эффективными.

К 1960-м технология преодолела этот разрыв в известной степени, приведя к введению FIM-43 Redeye, Чаши Грааля SA-7 и Сварочной горелки. Быстрое улучшение в 1980-х привело к вторым проектам поколения как Жало FIM-92, 9K34 Strela-3 (SA-14) и Starstreak существенно улучшенной работы. К 1990-м к 2010-м китайцы развили проекты, тянущие влияние из них, особенно FN-6.

Посредством развития SAMs улучшения также делались к зенитной артиллерии, но ракеты выдвинули их в когда-либо роли более короткого диапазона. К 1980-м единственное остающееся широкое использование было защитой пункта аэродромов и судов, особенно против крылатых ракет. К 1990-м даже эти роли посягались на новыми MANPADS и подобным оружием малой дальности как ОПРАВА 116 Катящихся Ракет Корпуса.

Общая информация

Ракеты земля-воздух классифицированы их руководством, подвижностью, высотой и диапазоном.

Подвижность и диапазон

Ракеты, которые в состоянии управлять более длинными расстояниями, обычно более тяжелы, и поэтому менее мобильны. Это приводит к трем «естественным» классам систем SAM; тяжелые системы дальнего действия, которые фиксированы или полумобильны, средний диапазон установленные транспортным средством системы, которые могут стрелять в движении, и малая дальность портативные системы ПВО (MANPADS).

Современное оружие дальнего действия включает Патриота и системы S-300 с эффективными диапазонами на заказе 150 км, и предлагает относительно хорошую подвижность и короткие времена подготовки. Они соответствуют более старым системам с подобным или меньшим количеством диапазона, как Геркулес MIM 14 Nike или Двины S-75, которая потребовала фиксированных мест значительного размера. Большая часть этого исполнительного увеличения происходит из-за улучшенного топлива ракеты и еще меньшей электроники в системах наведения. Некоторые системы очень дальнего действия остаются, особенно российский S-400, у которого есть диапазон 400 км.

Проекты среднего диапазона как Рапира и 2K12 Kub специально предназначены, чтобы быть очень мобильными с очень быстрым, или ноль, времена установки. Многие из этих проектов были организованы на бронированных машинах, позволив им идти в ногу с мобильными операциями во время обычной войны. Однажды главная группа на себя, проекты среднего диапазона видели меньше развития с 1990-х, поскольку центр изменился на нетрадиционную войну.

Системы MANPAD, сначала разработанные в 1960-х и, оказались в сражении в течение 1970-х. MANPADS обычно имеют диапазоны на заказе 3 км и эффективные против вертолетов нападения и самолета, делающего измельченные нападения. Против самолета с неподвижным крылом они могут быть очень эффективными, вынудив их полететь вне конверта ракеты и таким образом значительно уменьшив их эффективность в ролях измельченного нападения. Системы MANPAD иногда используются с горами транспортного средства, чтобы улучшить маневренность, как система Мстителя. Эти системы посягнули на исполнительную нишу, раньше заполненную специальными средними системами.

Основанные на судне зенитные ракеты, как также полагают, являются SAMs, хотя на практике ожидается, что они более широко использовались бы против морских ракет скользящего, а не самолета. Фактически все поверхностные военные корабли могут быть вооружены SAMs, и военно-морские SAMs - необходимость всех пограничных военных кораблей поверхности. Некоторые типы военного корабля специализируются на антивоздушной войне, например, крейсерах Класса Тайкондероги, оборудованных боевой системой Эгиды или Кировскими крейсерами класса с Любимой ракетной системой S-300PMU.

Системы наведения

Системы SAM обычно попадают в две широких группы, основанные на их системах наведения, те, которые используют радар и тех, которые используют некоторые другие средства.

Более длинные ракеты диапазона обычно используют радар для раннего обнаружения и руководства. Ранние системы SAM обычно использовали прослеживание радаров и питаемой информации о руководстве к ракете, используя понятия радиоуправления, упомянутые в области как руководство команды. В течение 1960-х намного больше стало распространено понятие полуактивного радарного возвращения (SARH). В САРХЕ размышления передач радара прослеживания взяты приемником в ракете, которая концентрируется на этом сигнале. САРХ имеет преимущество отъезда большей части оборудования на земле, также избавляя от необходимости наземную станцию общаться с ракетой после запуска.

Ракеты меньшего размера, особенно MANPADS, обычно используют системы наведения тепловой головки самонаведения. Они имеют преимущество того, чтобы быть «выпустил-забыл», когда-то начал, они будут домой на цели самостоятельно без внешних необходимых сигналов. В сравнении системы САРХА требуют, чтобы радар прослеживания осветил цель, которая может потребовать, чтобы они были выставлены посредством нападения. Системы, объединяющиеся инфракрасного ищущего как предельная система наведения на ракете, используя САРХ, также известны, как MIM 46 Mauler, но они вообще редки.

Некоторые более новые системы малой дальности используют изменение метода САРХА, но основанный на лазерном освещении вместо радара. Они имеют преимущество того, чтобы быть маленьким и очень быстрым действием, а также очень точный. Несколько более старых проектов используют чисто оптическое прослеживание и руководство команды, возможно самый известный пример этого - британская система Рапиры, которая была первоначально все-оптической системой с высокой точностью.

Все системы SAM от самого маленького до самого большого обычно включают идентифицированный как друг или противник (IFF) системы, чтобы помочь определить цель прежде чем быть занятый. IFF не так важен с MANPADS, где цель почти всегда визуально определяется до запуска, но самые современные MANPADS действительно включают IFF.

Целевое приобретение

Системы дальнего действия обычно используют радарные системы для целевого обнаружения, и в зависимости от поколения системы, могут «передать» к отдельному радару прослеживания для нападения. Системы малой дальности, более вероятно, будут полностью визуальны для обнаружения.

Гибридные системы также распространены. Чапараль MIM 72 был запущен оптически, но обычно управлялся с радаром дальнего обнаружения малой дальности, который показал цели оператору. Этот радар, FAAR, был взят в область с a? и настроенный позади линий. Информация была передана к Чапаралю через канал связи. Аналогично, система Рапиры Великобритании включала простой радар, который показал грубое направление цели на серии ламп, устроенных в кругу. Ракетный оператор указал бы свой телескоп в том грубом направлении и затем охотился бы для цели визуально.

См. также

  • Ракетная система Buk
  • Зенитная война
  • Портативные системы ПВО
  • Ракетное руководство
  • Список НАТО, сообщая о названиях ракет земля-воздух
  • Список ракет земля-воздух

Примечания

Цитаты

Библиография

  • Дэвис, Питер. F-105 дикая ласка против «директивы» SA-2 SAM, Вьетнам 1965–73. Скопа 2011. ISBN 978-1-84908-471-0.
  • Хобсон, Крис. Вьетнамские воздушные потери, Военно-воздушные силы США, военно-морской флот и потери самолета с неподвижным крылом корпуса морской пехоты в Юго-Восточной Азии 1961–1973. Midland Publishing 2001. ISBN 1-85780-115-6.
  • Мишель III, Маршал Л. Столкновения, воздушный бой по северному Вьетнаму 1965–1972. 1997, Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-519-6
  • http://artofwar .ru/k/kolesnik_n_n/text_0160.shtml
.org.ua/mambo3/index.php?option=com_content&task=view&id=330&ltemid=60

Внешние ссылки

ru.knowledgr.com

Ракета «воздух-земля» Википедия

Эту страницу предлагается переименовать в Ракета «воздух-земля».Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/29 марта 2018.Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.
Пуск AGM-65 штурмовиком A-10.

Раке́та «во́здух-земля́»[1][2] («во́здух-пове́рхность[источник не указан 140 дней]») — управляемая авиационная ракета, предназначенная для поражения целей на поверхности земли, воды, а также заглублённых объектов. Является частью авиационного комплекса ракетного оружия. В англоязычной литературе ракеты «воздух-поверхность» обозначаются «ASM» («air-surface missile») или «AGM» («air-ground missile»), во франкоязычной — «AS» («air-sol»).[источник не указан 330 дней]

Ракеты «воздух-поверхность» различают по назначению, дальности, характеру полёта, системам наведения, двигательным установкам и другим параметрам.[источник не указан 330 дней]

Неуправляемые авиационные ракеты «воздух-поверхность» описаны отдельно в статье НАР.[источник не указан 330 дней]

Содержание

  • 1 Историческая справка
  • 2 Классификация
    • 2.1 Назначение
    • 2.2 Цели
    • 2.3 Дальность
    • 2.4 Характер полёта
  • 3 Конструкция
  • 4 Системы наведения
    • 4.1 Теленаведение
    • 4.2 Самонаведение
      • 4.2.1 Активное самонаведение
      • 4.2.2 Полуактивное самонаведение
      • 4.2.3 Пассивное самонаведение
    • 4.3 Автономное
    • 4.4 Комбинированные
  • 5 Двигатели
    • 5.1 Ракетные двигатели
    • 5.2 Воздушно-реактивные двигатели
  • 6 Список ракет по странам
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Историческая справка[ | код]

ru-wiki.ru

Ракета «земля-воздух» Википедия

Немецкая ЗУР «Вассерфаль» 1945 года, не успевшая пойти в серию

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) — ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.

Классификация[ | код]

Ракеты различаются по типу базирования, дальности и высоте поражения, максимальной скорости поражаемых целей, принципам запуска. Существуют ракеты на жидкостных и твердотопливных двигателях.

По управлению По компоновке (аэродинамической схеме)
  • нормальная (стабилизаторы впереди, рули сзади) и её подвид — бесхвостка (стабилизатор «сросся» с рулём)
  • утка (рули впереди, стабилизаторы сзади)
  • несущий конус (конический фюзеляж с рулями в задней части)

Зенитные ракеты могут применяться как в стационарных, так и в мобильных и переносных ракетных комплексах.

Устройство[ | код]

Зенитная управляемая ракета состоит из

История[ |

ru-wiki.ru

Управляемые ракеты «воздух-земля» NATO

Страница 1 из 3

В настоящее время ракеты этого класса, предназначенные для поражения разнообразных наземных целей, состоят на вооружении авиации всех стран НАТО. На вооружении авиации США состоят управляемые ракеты (УР) «Буллпап» AGM-12 и «Маверик» AGM-65. Ракеты «Буллпап» AGM-12 представлены, в основном, тремя модификациями: AGM-12B, AGM-12С и AGM-12E. Все они имеют аэродинамическую схему «утка» и состоят из трех отсеков. В переднем отсеке смонтирован блок командной системы наведения и управления, включающий приемник радиокоманд, усилитель радиосигналов, пневмопривод, гироскоп, батарею электропитания и контактную цепь взрывателя. В центральном отсеке помещается боевая часть и электровзрыватель. В хвостовой части ракеты расположен двигательный отсек, в котором смонтирован жидкостный или твердотопливный двигатель.

Система подачи топлива в жидкостном двигателе - вытеснительная. Окислитель и топливо помещаются в двух алюминиевых баках, расположенных тандемом. Внутри переднего бака с окислителем расположен газогенератор, работающий на двухосновном твердом топливе и предназначающийся для создания давления в баках. В центральной части бака с горючим установлена камера сгорания с соплом, имеющим керамическое покрытие. Оба бака связаны каналами, в которых установлены диафрагмы, разрушающиеся пороховыми газами при запуске двигателя. Твердотопливный двигатель снаряжен двухосновным топливным зарядом, имеет стартовый и маршевый режимы работы.

Модификации ракеты «Буллпап» отличаются стартовой массой, что объясняется, главным образом, использованием различных типов боевых частей: у AGM-12B и AGM-12C - полубронебойная, а у AGM-12E - кассетная. Кассетная боевая часть включает в себя 800 осколочных бомб малого калибра массой около 0,5 кг, а каждая бомба, в свою очередь, содержит несколько сотен стальных шариков.

После обнаружения цели осуществляется первоначальное наведение и пуск ракеты. Летчик визуально следит за ракетой и целью в течение всего времени полета ракеты. Специалисты отмечают это как недостаток, так как самолет-носитель лишен возможности совершать маневр сразу после пуска. К недостаткам ракеты относят и то, что использовать ее можно только в условиях хорошей видимости. Кроме того, система наведения УР не защищена от радиопомех.

Ракеты «Маверик» представлены в настоящее время модификациями AGM-65А и AGM-65B. УР AGM-65A построена по нормальной аэродинамической схеме и разделена на четыре отсека. В головном отсеке находится ГСН, включающая координатор цели с телевизионной камерой на карданном подвесе, оптическую систему и электронную аппаратуру. В следующем - установлены кумулятивная боевая часть и контактный взрыватель, взведение которого происходит после удаления ракеты от самолета на безопасное расстояние. Твердотопливный двигатель, работающий в стартовом и маршевом режимах, размещен в двигательном отсеке. И, наконец, в заднем отсеке расположены пневмоаккумулятор, гидронасос, гидропривод рулей и термобатарея.

Наведение ракеты осуществляется следующим образом. ГСН ракеты включается летчиком после визуального обнаружения цели. Изображение местности, имеющееся в поле зрения ГСН, передается на телевизионный экран в кабине летчика. Прицеливание заключается в наложении центра перекрестия телевизионного экрана на изображение цели, после чего ГСН захватывает цель. Как только самолет достигнет разрешенной дальности стрельбы, летчик производит пуск, после этого наведение УР на цель осуществляется автономно.

Ракета AGM-65B в отличие от AGM-65А имеет усовершенствованную телевизионную ГСН, что обеспечивает лучшее качество изображения на экране, размещенном в кабине летчика. Поле зрения ГСН уменьшено с 5° до 2,5°, она имеет увеличенную дальность действия и обеспечивает захват целей меньшего размера.

По мнению зарубежных специалистов, ракеты AGM-65A и AGM-65B обладают рядом существенных недостатков. Во-первых, их можно применять лишь при хорошей видимости. Во-вторых, их боевая часть недостаточно мощна, чтобы поражать сильнозащищенные цели. Чтобы исключить эти недостатки, ведутся работы по созданию новых вариантов УР. В частности, разрабатывается ракета AGM-65D, которую планируют оснастить осколочно-фугасной боевой частью и тепловизионной ГСН.

Осколочно-фугасная боевая часть будет более массивной и снаряжена более мощным зарядом ВВ. Большая масса боевой части обеспечит пробивание цели, и подрыв ВВ произойдет уже внутри ее, что увеличит поражающий эффект.

ПерваяПредыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

www.dogswar.ru