Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-38. Ракеты воздух земля


Ракета земля-воздух Википедия

Немецкая ЗУР «Вассерфаль» 1945 года, не успевшая пойти в серию

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) — ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.

Классификация

Ракеты различаются по типу базирования, дальности и высоте поражения, максимальной скорости поражаемых целей, принципам запуска. Существуют ракеты на жидкостных и твердотопливных двигателях.

По управлению По компоновке (аэродинамической схеме)
  • нормальная (стабилизаторы впереди, рули сзади) и её подвид — бесхвостка (стабилизатор «сросся» с рулём)
  • утка (рули впереди, стабилизаторы сзади)
  • несущий конус (конический фюзеляж с рулями в задней части)

Зенитные ракеты могут применяться как в стационарных, так и в мобильных и переносных ракетных комплексах.

Устройство

Зенитная управляемая ракета состоит из

История

Первые опыты

Первая попытка создать управляемый дистанционно снаряд для поражения воздушных целей была предпринята в Великобритании Арчибальдом Лоу. Его «воздушная цель» (Aerial Target), названная так для введения в заблуждение немецкой разведки, представляла собой радиокомандно управляемый винтовой аппарат с поршневым двигателем ABC Gnat. Снаряд предназначался для уничтожения цеппелинов и тяжёлых германских бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС.

В 1935 году Сергей Королев предложил идею зенитной ракеты «217», наводящейся по лучу прожектора при помощи фотоэлементов. Работы над снарядом велись некоторое время до стадии отработки.

Первыми в мире зенитными управляемыми ракетами были создаваемые с 1943 года в Третьем рейхе ракеты «Рейнтохтер», Hs-117 «Шметтерлинг» и «Вассерфаль» (последняя к началу 1945 года была испытана и готова к запуску в серийное производство, которое так и не началось).

В 1944 году, столкнувшись с угрозой со стороны японских камикадзе, ВМФ США инициировал разработку зенитных управляемых снарядов, предназначенных для защиты кораблей. Были запущены два проекта — дальнобойная зенитная ракета Lark и более простая KAN[1]. Ни одна из них не успела принять участия в боевых действиях. Разработка Lark продолжалась до 1950 года, и хотя ракета успешно прошла испытания, она была сочтена слишком устаревшей и никогда не устанавливалась на корабли.

В Великобритании с аналогичными целями разрабатывали зенитные управляемые снаряды Brakemine и Stooge, также не завершённые в связи с окончанием военных действий[2].

Первые ракеты на вооружении

Первоначально, послевоенные разработки уделяли значительное внимание германскому техническому опыту.

В Советском Союзе по постановлению СМ СССР с 1946 года велись работы по воспроизводству и развитию целого ряда немецких зенитных ракет, как управляемых, так и неуправляемых: «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг», «Тайфун» и других. Так немецкая «Вассерфаль», после некоторой доработки, получила индекс Р-101, её разрабатывал НИИ-88, однако, из высокой загруженности тематикой баллистических ракет дальнего действия, работы по ней продвигались медленно, а понимание важности системы боевого управления в тот период ещё отсутствовало. После серий испытаний, которые выявили недостатки в ручной системе наведения, было принято решение о прекращении модернизации трофейной ракеты.

В начале 1950-х принимается решение о начале разработки системы ПВО Москвы, которая должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника с участием до 1200 самолётов. Разработчиками советского зенитного ракетного комплекса по проекту «Беркут» (главные конструктора Куксенко, Берия и заместитель главного конструктора Расплетин), в итоге была создана С-25 (принята на вооружение в 1955 году). Чрезвычайно эффективный для своего времени, комплекс оказался очень сложным и дорогим, и развёртывался только вокруг Москвы (2 кольца ПВО, 2000 км подъездных путей, 56 стартовых позиций многоканальных ЗРК и соответственно, 56 зенитных ракетных полков). От дальнейшего развёртывания системы отказались по экономическим причинам[3]. Первым широко развёртываемым советским зенитно-ракетным комплексом стал С-75.

В США сразу после войны существовали де-факто три независимые программы разработки зенитных ракет: армейская программа «Nike», программа ВВС США SAM-A-1 GAPA и флотская программа «Bumblebee». Американские инженеры также предприняли попытку создания зенитной ракеты на базе германской «Вассерфаль» в рамках программы «Гермес», но отказались от этой идеи ещё на ранней стадии проработки.

Первой зенитной ракетой, созданной в США, была MIM-3 Nike Ajax, разработанная армией США. Ракета имела определённое техническое сходство с С-25, но комплекс «Nike-Ajax» был гораздо проще советского аналога. В то же время, MIM-3 Nike Ajax был гораздо дешевле С-25, и, принятый на вооружение в 1953, разворачивался в огромных количествах для прикрытия городов и военных баз на территории США. Всего к 1958 году было развёрнуто более 200 батарей MIM-3 Nike Ajax.

Третьей страной, развернувшей в 1950-х собственные ЗРК, была Великобритания. В 1958 году, Королевские военно-воздушные силы Великобритании приняли на вооружение дальнобойный ЗРК Bristol Bloodhound. Британские ЗРК существенно отличались от ранних советских и американских аналогов.

Помимо США, СССР и Великобритании, собственный ЗРК в начале 1950-х создала Швейцария. Разработанный ею комплекс Oerlikon RSC-51 поступил на вооружение в 1951 году и стал первым коммерчески доступным ЗРК в мире (хотя его закупки в основном предпринимались с исследовательскими целями)[4]. Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, но послужил основной для развития ракетостроения в Италии и Японии, закупивших его в 1950-х[5].

В это же время были созданы и первые ЗРК морского базирования. В 1956 году американский флот принял на вооружение ЗРК RIM-2 Terrier средней дальности, предназначенный для защиты кораблей от крылатых ракет и бомбардировщиков-торпедоносцев.

ЗУР второго поколения

В конце 1950-х — начале 1960-х, развитие реактивной военной авиации и крылатых ракет привело к широкому развитию ЗРК. Появление летательных аппаратов, двигающихся быстрее скорости звука, окончательно отодвинуло на второй план тяжёлую ствольную зенитную артиллерию. В свою очередь, миниатюризация ядерных боевых частей позволила оснащать ими зенитные ракеты. Радиус поражения ядерного заряда эффективно компенсировал любую мыслимую ошибку наведения ракеты, позволяя поразить и разрушить самолёт противника даже при сильном промахе.

В 1958 году США приняли на вооружение первый в мире дальнобойный ЗРК MIM-14 Nike-Hercules. Являвшийся развитием MIM-3 Nike Ajax, комплекс имел гораздо большую дальность (до 140 км) и мог оснащаться ядерным зарядом W31[en] мощностью 2—40 кт. Массово развертываясь на основе инфраструктуры, созданной для предшествующего комплекса «Аякс», комплекс MIM-14 Nike-Hercules оставался наиболее эффективным ЗРК мира до 1967 года[источник не указан 2167 дней].

В это же время, ВВС США разработали свой собственный, единственный сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс CIM-10 Bomarc. Ракета представляла собой де-факто беспилотный истребитель-перехватчик с прямоточным двигателем и активным самонаведением. К цели она выводилась с помощью сигналов системы наземных радаров и радиомаяков. Радиус эффективного действия «Бомарка» составлял, в зависимости от модификации, 450—800 км, что делало его наиболее дальнобойным зенитным комплексом когда-либо созданным. «Бомарк» предназначался для эффективного прикрытия территорий Канады и США от пилотируемых бомбардировщиков и крылатых ракет, но в связи с бурным развитием баллистических ракет быстро утратил своё значение.

Советский Союз в 1957 году принял на вооружение свой первый массовый зенитно-ракетный комплекс С-75, примерно аналогичный по характеристикам MIM-3 Nike Ajax, но более мобильный и адаптированный для передового развертывания. Система С-75 производилась в больших количествах, став основой ПВО как территории страны, так и войск СССР. Комплекс наиболее широко за всю историю ЗРК поставлялся на экспорт, став основой систем ПВО более чем в 40 странах, успешно применялся в военных действиях во Вьетнаме.

Большие габариты советских ядерных боевых частей препятствовали вооружению ими зенитных ракет. Первый советский ЗРК большой дальности С-200, имевший радиус действия до 240 км и способный нести ядерный заряд, появился лишь в 1967 году. На протяжении 1970-х, ЗРК С-200 являлся наиболее дальнобойной и эффективной системой ПВО в мире[источник не указан 2167 дней].

К началу 1960-х стало ясно, что существующие ЗРК имеют ряд тактических недостатков: низкая мобильность и неспособность поражать цели на малых высотах. Появление сверхзвуковых самолётов поля боя, подобных Су-7 и Republic F-105 Thunderchief сделало обычную зенитную артиллерию недостаточно эффективным средством защиты.

В 1959—1962 годах, были созданы первые зенитные ракетные комплексы, предназначенные для передового прикрытия войск и борьбы с низколетящими целями: американский MIM-23 Hawk 1959 года, и советский С-125 1961 года.

Активно развивались и системы ПВО военно-морского флота. В 1958 году, ВМФ США впервые принял на вооружение дальнобойный морской ЗРК RIM-8 Talos. Ракета дальностью от 90 до 150 км предназначалась для противостояния массированным налётам морской ракетоносной авиации, и могла нести ядерный заряд. Ввиду чрезвычайной стоимости и огромных габаритов комплекса, он развертывался сравнительно ограниченно, в основном на перестроенных крейсерах времён Второй мировой (единственным специально построенным под «Талос» носителем стал атомный ракетный крейсер USS Long Beach).

Основным ЗРК ВМФ США оставался активно модернизируемый RIM-2 Terrier, возможности и дальность которого были сильно увеличены, включая создание модификаций ЗУР с ядерными боевыми частями. В 1958 году также был разработан ЗРК малого радиуса действия RIM-24 Tartar, предназначенный для вооружения небольших кораблей.

Программа разработки ЗРК для защиты советских кораблей от авиации была начата в 1955 году, к разработке предлагались ЗРК ближнего, среднего, большого радиуса действия и ЗРК непосредственной защиты корабля. Первым советский зенитно-ракетный комплекс ВМФ созданным в рамках этой программы стал ЗРК M-1 «Волна», который появился в 1962 году. Комплекс представлял собой морскую версию ЗРК С-125, использовавшую те же ракеты. Его точность и эффективность была достаточно высока, но в то же время комплекс имел ряд недостатков, связанных с необходимостью приспосабливать к морским условиям наземную ракету: малый радиус действия (первоначально только 12 км) и низкая огневая производительность.

Попытка СССР разработать более дальнобойный комплекс М-2 «Волхов» на базе С-75 оказалась безуспешной — несмотря на эффективность самой ракеты В-753, ограничения, вызванные значительными габаритами исходной ракеты, применением на маршевой ступени ЗУР жидкостного двигателя и низкой огневой производительности комплекса, привели к остановке развития этого проекта.

В начале 1960-х свои собственные морские ЗРК создала также Великобритания. Принятый на вооружение в 1961 году Sea Slug оказался недостаточно эффективным, и к концу 1960-х годов ВМФ Великобритании разработал ему на смену значительно более совершенный ЗРК Sea Dart, способный поражать самолёты на расстоянии до 75—150 км. В это же время, в Великобритании был создан первый в мире ЗРК ближней самообороны Sea Cat, активно поставлявшийся на экспорт ввиду своей высочайшей надёжности и сравнительно малых габаритов[источник не указан 2167 дней].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-38 » Военное обозрение

В 1980 году на вооружение военно-воздушных сил СССР была принята управляемая ракета «воздух-земля» малой дальности Х-29 с двумя вариантами головок самонаведения. Это изделие создавалось с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущего вооружения своего класса, благодаря чему было лишено практически всех недостатков, присущих управляемым ракетам первых моделей, за исключением принципиально неустранимых. Ракеты Х-29 различных модификаций до сих пор используются ВВС России и других стран, являясь одним из самых эффективных видов авиационного управляемого вооружения.

Несмотря на существование различных модификаций с достаточно высокими характеристиками, изделие Х-29 остается достаточно старым, поскольку основные его элементы создавались еще в конце семидесятых годов. С начала девяностых годов в России разрабатывался проект новой ракеты, призванной дополнить или заменить устаревающие Х-29. Новое изделие получило обозначение Х-38. Макет этой ракеты впервые был представлен в 2007 году на авиасалоне МАКС, на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В дальнейшем его неоднократно показывали на различных выставках, однако какая-либо информация о серийном производстве или принятии на вооружение до определенного времени не поступала.

Ракета Х-29 имела модульную конструкцию, что позволило разработать несколько типов головок самонаведения, которые могут устанавливаться на унифицированный блок с автопилотом, двигателем и боевой частью. В проекте Х-38 было решено использовать аналогичный подход. Кроме того, специалисты КТРВ применили модульную архитектуру не только в случае с ГСН, но и в отношении боевой части. Таким образом, в зависимости от боевой задачи фронтовая авиация может использовать ракету с головкой самонаведения и боевой частью, соответствующими типу поражаемой цели.

Ракета Х-38 строится по классической схеме и имеет цилиндрический корпус длиной 4,2 м диаметром 0,31 м. Форма головного обтекателя зависит от типа используемой ГСН. В головной части ракеты закрепляются неподвижные Х-образные стабилизаторы. На средней части корпуса имеются Х-образные крылья размахом 1,14 м, в хвостовой – рули. Для удобства транспортировки крылья и рули выполнены складными. Верхние плоскости складываются вбок-вниз, нижние – вбок-вверх. При сложенных крыльях и стабилизаторе поперечник ракеты незначительно превышает диаметр корпуса, что позволяет использовать транспортные контейнеры меньшего размера. Стартовый вес ракеты Х-38, в зависимости от модификации, – до 520 кг.

В головной части ракет семейства Х-38 монтируется головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Средняя часть отдана под размещение боевой части, а в хвостовой находится твердотопливный ракетный двигатель. Двухрежимный двигатель позволяет ракете на маршевом участке полета развивать скорость до М=2,2. Дальность пуска – от 3 до 40 км. Допускается запуск при скорости полета носителя от 15 до 450 м/с на высотах от 200 м до 12 км.

Ракеты семейства Х-38 могут комплектоваться системами наведения четырех типов. При этом во всех модификациях присутствует инерциальная система наведения, отвечающая за вывод ракеты в заданный район цели. После выхода на заранее определенный рубеж ракета должна включать и использовать вторую систему наведения. Известно о существовании следующих вариантов оружия:- Х-38МЛЭ. Ракета с инерциальной и пассивной лазерной системами наведения. Предназначается для нанесения ударов по целям, помеченным лазерным лучом. В зависимости от дальности пуска может требоваться стороннее целеуказание от БПЛА или разведывательной группы;- Х-38МАЭ. Ракета с инерциальной и активной радиолокационной ГСН. После выхода в район цели способна самостоятельно обнаружить ее при помощи встроенной РЛС. Внешнее целеуказание не требуется, реализуется принцип «запустил-забыл»;- Х-38МТЭ. Ракета с инерциальной и тепловизионной головками самонаведения. По методикам применения похожа на Х-38МАЭ, хотя отличается аппаратурой и принципами поиска целей;- Х-38МКЭ. Ракета с инерциальной и спутниковой системами наведения. Предназначается для ударов по стационарным целям с заранее разведанными координатами. Для определения собственных координат и местоположения цели ракета использует спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС.

По официальным данным, ракеты семейства Х-38 могут нести боевые части трех типов. Осколочно-фугасной или проникающей могут оснащаться модификации Х-38МЛЭ, Х-38МАЭ и Х-38МТЭ, а Х-38МКЭ несет кассетную боевую часть с суббоеприпасами. В зависимости от модификации боевая часть имеет вес до 250 кг.

Для поставки в войска предлагаются не только ракеты, но и ряд сопутствующих изделий, предназначенных для обучения личного состава. Так, существуют и могут поставляться габаритно-массовые макеты, инертные, учебно-действующие, учебно-летные и учебно-разрезные ракеты. Кроме того, в комплект поставки партии ракет входит пакет необходимой документации и набор ЗИП, рассчитанный на длительную эксплуатацию ракет. Для наземного обслуживания ракет предлагается применять комплекс подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э-1».

Ракеты семейства Х-38 могут храниться до 10 лет с условием проведения проверок и необходимого обслуживания. Для подвески оружия на самолеты и вертолеты предлагается использовать устройства семейств АПУ и АКУ. Имеется назначенный ресурс при использовании в связке с техникой. Так, подвешенная на пилоне ракета может выдержать до 15 посадок самолета или 30 посадок вертолета. Допустимый налет в подвешенном состоянии – 75 часов. Ресурс по наработке аппаратуры – 90 часов вне зависимости от типа носителя.

До определенного времени КТРВ и министерство обороны не спешили делиться сведениями о ходе проекта Х-38 и достигнутых успехах. В январе 2013 года отечественные средства массовой информации сообщили, что новое оружие принято на вооружение российских ВВС. Утверждалось, что в течение 2012 года военные и специалисты-ракетчики провели полный комплекс испытаний новых изделий, по результатам которых в декабре ракеты были приняты на вооружение. Сообщалось, что на 2013 год намечены первые поставки серийных ракет новой модели. Другие подробности не публиковались. Сведения о поставках серийного вооружения не оглашались.

В настоящее время доступно не слишком много информации об управляемых ракетах «воздух-земля» семейства Х-38. Тем не менее, опубликованные данные позволяют составить общее представление и сделать некоторые выводы. Важной особенностью ракет Х-38, значительно повышающей их боевой потенциал, является увеличенная в сравнении с предыдущими изделиями дальность. Ракеты Х-25 или Х-29 способны поражать цели на дальности не более 10-12 км (до 20-30 км для поздних модификаций), а у Х-38 этот параметр достигает 40 км. Таким образом, летательный аппарат-носитель может осуществлять сброс ракеты на большем расстоянии от цели, меньше подвергаясь риску быть атакованным средствами противовоздушной обороны противника малой дальности.

Большой интерес представляет существование нескольких головок самонаведения, которые могут комбинироваться с различными боевыми частями. Таким образом, для поражения конкретной цели может использоваться наиболее эффективная в данной ситуации аппаратура. Для наведения на стационарные цели предлагается использовать спутниковую ГСН, стороннее целеуказание позволяет с большей точностью наводить ракету с лазерной ГСН, а тепловизионная и активная радиолокационная головки обеспечивают атаку в режиме «запустил-забыл». Похожая ситуация наблюдается и в случае с боевыми частями. Уничтожение живой силы и незащищенной техники противника может осуществляться осколочно-фугасной или кассетной боевой частью. Для атаки укрепленных построек или бункеров, в свою очередь, предлагается проникающая боевая часть.

В настоящее время ведется активное переоснащение вооруженных сил России, в том числе военно-воздушных сил. Текущее перевооружение подразумевает строительство и поставку новой техники, а также крупные заказы новых вооружений. По данным начала 2013 года, к настоящему времени корпорация «Тактическое ракетное вооружение» должна была освоить полномасштабное производство управляемых ракет семейства Х-38 и начать их поставку в войска.

По материалам сайтов:http://ktrv.ru/http://missiles.ru/http://rbase.new-factoria.ru/http://lenta.ru/

topwar.ru

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-23 (СССР) » Военное обозрение

С начала шестидесятых годов прошлого века советские инженеры работали над проектами перспективных авиационных ракет «воздух-земля», предназначенных для вооружения фронтовой авиации. К этому времени уже имелись определенные наработки в области систем управления, однако создание пригодного для эксплуатации оружия было связано с некоторыми затруднениями. Из-за подобных сложностей ракета Х-23, которая могла стать первым советским боеприпасом своего класса, уступила этот почетный титул изделию Х-66.

Весной 1965 года ОКБ-134 (ныне ГосМКБ «Вымпел») приступило к рабочему проектированию новой управляемой ракеты, получившей обозначение Х-23 и название «Гром». Задачей конструкторов было создание нового управляемого боеприпаса, предназначенного для поражения сравнительно небольших наземных или надводных целей. Требовалось обеспечить дальность прицельной стрельбы до 10 км и высокую точность попаданий. На ранних стадиях проекта были изучены несколько вариантов систем наведения, по результатам которых выбрали радиокомандное управление. Подобная система управления позволяла в определенной мере упростить бортовую аппаратуру ракеты при сохранении прочих характеристик на требуемом уровне.

Советские конструкторские бюро к тому времени уже имели опыт создания радиокомандных систем управления. Тем не менее, разработка ракеты Х-23 столкнулась с рядом серьезных трудностей. Проект оказался настолько сложным, что в начале 1966 года министерству авиационной промышленности пришлось одобрить разработку альтернативной ракеты Х-66. В основе этого изделия предлагалось использовать существующие узлы и агрегаты. Благодаря такому подходу уже в 1966 году начались испытания, а в 68-м ракету Х-66 приняли на вооружение. Тем временем работы по проекту «Гром» продолжались с некоторыми затруднениями.

Неудачи ОКБ-134 привели к тому, что в 1966 году вся документация по проекту Х-23 была передана в конструкторское бюро завода №455 (позднее ОКБ «Звезда», г. Калининград Московской области), где к тому времени завершалось проектирование ракеты Х-66. Главным конструктором переданного проекта стал Г.И. Хохлов, уже отвечавший за разработку альтернативного боеприпаса. После передачи документации работы ускорились и в результате привели к появлению новой авиационной ракеты.

Для упрощения и ускорения конструкторских работ ракеты калининградские инженеры решили не разрабатывать ракету «Гром» с нуля, а построить ее на базе изделия Х-66, которое, в свою очередь, было собрано из заимствованных комплектующих. При этом радиокомандная система наведения должна была разрабатываться специально для нового проекта. Идея о применении существующих агрегатов оправдала себя. Уже в конце 1967 года первая партия опытных ракет Х-23 была готова к проведению испытаний.

Все агрегаты ракеты Х-23, за исключением системы наведения, были с некоторыми доработками взяты из проекта Х-66, чем объясняется сходство внешнего вида и характеристик двух управляемых боеприпасов. Основной элемент изделия «Гром» – корпус длиной 3,6 м, имеющий веретенообразную форму. Диаметр корпуса в наиболее широкой части – 275 мм. В носовой части корпуса крепились Х-образные рули размахом 424 мм, в средней – крылья похожей конструкции размахом 785 мм. На боковой поверхности корпуса между крыльями имелись два сопла ракетного двигателя. На нижней поверхности хвоста серийных ракет крепился специальный обтекатель с трассером. На ранних опытных изделиях трассер находился внутри корпуса. Стартовый вес ракеты – 289 кг.

Компоновка агрегатов внутри корпуса была полностью заимствована из проекта Х-66. В носовой части ракеты Х-23 находился контакт электровзрывателя, состоявший из двух конусов, вложенных друг в друга. За ним располагался отсек с рулевыми машинками и источником электроэнергии. Третий и четвертый отсеки вмещали боевую часть и твердотопливный ракетный двигатель. Позади двигателя имелись два отсека с различным оборудованием, в том числе аппаратурой наведения.

Управляемая ракета «Гром» получила твердотопливный двигатель ПРД-204 с зарядом весом 62 кг, создававшийся для проекта Х-66. Горение заряда длилось 4,7-6 секунд и давало тягу до 3500 кг при суммарном импульсе 10850 кгс. В двигателе использовался заряд топлива сложной формы, изменявшей его тягу. Предполагалось, что на стартовом участке полета скорость ракеты будет меньше, чем на маршевом. Интересной особенностью двигателя было его происхождение: изделие ПРД-204 для ракеты Х-66 представляло собой доработанный двигатель ПРД-25 ракеты К-8.

Сразу после отцепки от самолета-носителя ракета должна была развивать скорость около 440 м/с, после чего происходил разгон до маршевых 750 м/с. На конечном участке полета, после выработки заряда твердого топлива, скорость постепенно снижалась. Обеспечивалось управление ракетой при скоростях не менее 300 м/с. Дальность полета изделия Х-23 серьезно зависела от высоты пуска и не превышала 10 км. Минимальная дальность до цели, обусловленная особенностями применения, – 3 км.

Ракету «Гром» оснастили боевой частью комбинированного действия весом 111 кг. В ее составе имелся кумулятивный и осколочно-фугасный заряды. Для поражения живой силы и незащищенной техники в составе боевой части присутствовало большое количество готовых осколков – металлических кубиков с гранью 10 мм. Кумулятивный заряд мог пробивать до 250 мм брони, а готовые осколки эффективно поражали незащищенные цели в радиусе 40 м. За подрыв боевой части отвечали контактный взрыватель с датчиком в головном обтекателе ракеты и бесконтактный, обеспечивавший подрыв при пролете в стороне от цели.

Для наведения ракеты на цель предлагалось использовать метод трех точек. Предполагалось, что летчик или автоматика будет удерживать ракету на условной линии, соединяющей самолет и цель. В 1967 году КБ завода №455 получила от смежных предприятий первые экземпляры новой системы управления «Дельта». В хвостовой части ракеты Х-23 устанавливались приемная антенна и система «Дельта-Р1М» для обработки команд, поступающих с самолета. Маневрирование ракеты должно было осуществляться в соответствии с командами пилота или автоматической системы управления. Емкость бортовых источников энергии позволяла управлять ракетой в течение 27 секунд после запуска.

На самолете-носителе должна была устанавливаться система управления «Дельта-Н» с двумя режимами работы. Пилот мог использовать ракету с ручным или полуавтоматическим управлением по радиоканалу. В первом случае летчику приходилось следить за трассером ракеты, определять ее положение и корректировать направление полета при помощи кнюпеля на ручке управления самолета. В полуавтоматическом режиме в обязанности летчика входило удержание цели в перекрестии прицела. При помощи теплопеленгатора система «Дельта-Н» следила за полетом ракеты и автоматически вырабатывала необходимые команды.

Запускать ракету Х-23 «Гром» можно было как в пикировании с углом от 2° до 40°, как и в горизонтальном полете. При этом, однако, до момента поражения цели летчик должен был сохранять текущий курс с минимальными отклонениями от него, чтобы ракета не вышла из луча управляющей антенны. Сброс ракеты рекомендовалось проводить на высотах от 100 до 5000 м при скорости 550-1500 м/с. Для подвески ракет предлагались авиационные пусковые устройства АПУ-68У. При соблюдении всех правил пуска круговое вероятное отклонение достигало 6 м.

Первая партия опытных ракет Х-23 была изготовлена в конце 1967 года, после чего начались испытания нового оружия. Заводские испытания и доводка изделия стартовали в начале 1968 года и продолжались до конца 69-го. Первые испытательные запуски проводились с использованием наземной пусковой установки, после чего носителем нового изделия стали самолеты нескольких типов.

В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки ракеты, которые вскоре были исправлены. К примеру, в первых запусках с использованием системы управления наблюдались проблемы с удержанием ракеты на заданном курсе. Как вскоре выяснилось, трассер, установленный в хвостовой части ракеты, нагревал приемную антенну и вносил мешал нормальному приему сигнала. Из-за этого его пришлось вынести наружу на специальном кронштейне с обтекателем.

Управляемые ракеты Х-23 могли применяться всеми самолетами, оснащенными системами семейства «Дельта» («Дельта-Н», «Дельта-НМ» и «Дельта-ИМ»). Это были истребители-бомбардировщики МиГ-23 и МиГ-27 нескольких модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-24 и т.д. Был разработан контейнерный вариант системы управления под названием «Дельта-НГ», который позволял использовать ракеты «Гром» на самолетах Су-17, Су-22 и т.д.

Испытания и доработки ракеты Х-23 продолжались до 1973 года, когда она успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Изделие «Гром» официально пополнило арсеналы советских ВВС в 1974 году. Вместе с ракетой на вооружение приняли несколько вариантов системы управления, в том числе в составе бортового оборудования самолетов.

В семидесятых годах специалисты завода №455 продолжили развитие проекта Х-23, в результате чего получилось усовершенствованное изделие Х-23М. Проект модернизации подразумевал некоторые изменения планера ракеты, а также использование нового оборудования. Для приема и обработки команд управления ракета получила систему «Дельта-Р2М», имевшую более высокие характеристики. В частности, она позволила увеличить створ радиолуча управления, тем самым в определенной мере упростив наведение и применение ракеты. Для более эффективного слежения за ракетой в полете был использован новый трассер большей яркости. Основные характеристики обновленного боеприпаса остались на прежнем уровне.

Первоначально носителями ракеты Х-23 были фронтовые самолеты нескольких типов. В конце семидесятых годов советские специалисты предприняли попытку дополнения списка возможных носителей. К 1983 году был создан вариант ракетного комплекса, предназначенный для установки на противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ. Кроме того, носителями ракеты «Гром» могли стать вертолеты Ка-25 и Ка-252.

Имеются сведения о разработке управляемой ракеты Х-23Л, которая должна была оснащаться полуактивной лазерной системой наведения. Такая модификация требовала подсвечивать цель лазерным дальномером. Автоматика должна была наводить ракету на пятно от луча лазера. Изделие Х-23Л осталось на стадии разработки проекта.

Ракеты «Гром» ограниченно использовались во время войны в Афганистане. 111-килограммовая боевая часть комбинированного действия позволяла эффективно уничтожать транспорт, незащищенные постройки и живую силу противника. Тем не менее, ручное и полуавтоматическое управление затрудняли применение такого оружия. До момента поражения цели летчику приходилось сохранять выбранный курс и удерживать в прицеле атакуемый объект. Одновременно с этим нужно было следить за обстановкой, выполнять противозенитный маневр и вести самолет с учетом рельефа местности. В ряде случаев работа зенитных средств противника приводила к прекращению атаки, поскольку пилот был вынужден уклоняться от вражеского огня, теряя управление ракетой.

Стартовым заказчиком ракет Х-23 стали военно-воздушные силы СССР. В дальнейшем ракеты этого типа поставлялись зарубежным странам: Болгарии, Индии, Ираку, Польше, Румынии и Югославии. В Румынии было налажено лицензионное производство. В конце восьмидесятых годов югославские специалисты начали модернизацию приобретенной у Советского Союза ракеты. Изделие «Гром» (югославский вариант) имело усовершенствованную бортовую аппаратуру. В конце девяностых появилась ракета «Гром-Б» с телевизионной головкой самонаведения.

По летным данным и могуществу боевой части ракета Х-23 «Гром» была сравнима с изделием Х-66, принятым на вооружение за несколько лет до нее. Однако по точности попадания боеприпас с радиокомандным управлением превосходил ракету Х-66, вследствие чего считался более перспективным. Эксплуатация ракеты Х-23 продолжалась в течение нескольких десятилетий, хотя с начала восьмидесятых годов она начала постепенно уступать свое место новым вооружениям с более высокими характеристиками. Тем не менее, некоторое количество таких изделий оставалось на складах ВВС России до начала двухтысячных годов.

По материалам сайтов:http://rbase.new-factoria.ru/http://airwar.ru/http://ktrv.ru/http://aviaros.narod.ru/

topwar.ru

Русская ракета «воздух-земля» Х-29Л // ОПТИМИСТ

≡  4 Октябрь 2015

А А А

Представитель Воздушно-космических сил РФ рассказал, что российская группировка ударной авиации в Сирии применяет высокоточную управляемую ракету Х-29Л.

Ракета Х-29Л предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно-высадочные средства. Разработка ракеты Х-29 начиналась в КБ "Молния" под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата, в дальнейшем работы были переданы в МКБ "Вымпел".

Х-29Л принята на вооружение в 1980 году. Х-29Л (изделие 64л) оснащена ГСН того же типа (24Н1), что и ракета Х-25МЛ. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации. Самолеты -носители: Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Су-34, Су-35, МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, МиГ-29М.

На вооружении ВВС России кроме ракеты Х-29Л имеются и другие модификации ракеты этой ракеты: Х-29Т - с телевизионной и Х-29МП - с пассивной радиолокационной головками самонаведения. Ракеты семейства Х-29 имеют модульную конструкцию и различаются типом установленной ГСН.

Ракета Х-29Л поставлялась на экспорт. Экспортированные в Ирак Х-29Л использовались и с французских истребителей "Mirage"-F.1, прошедших доработку прицельной системы системы и оборудованных АКУ-58.

На западе ракета получила обозначение AS-14 "Kedge".

Ракета Х-29Л выполнена по аэродинамической схеме "утка" и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, боевой части (БЧ), двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков (см. проекции).

Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения - подсвеченная лучом лазера цель становится вторичным "светящимся" источником излучения. Наведение на цель проводится по методу пропорционального сближения, заключающемся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН типа 24Н1.

Для поражения прочных и защищенных целей ракеты семейства Х-29 оснащены мощной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды. БЧ имеет специальное противорикошетное устройство на передней части корпуса, повышающее эффективность действия при малых "скользящих" углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя ("мгновенно" или с "замедлением") задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.

Большая масса потребовала использования мощного источника питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 сек.

Система управления в вертикальной плоскости может работать в двух режимах.

При пусках ракеты с носителей, оборудованных станцией подсвета типа "Прожектор", у которой луч подсвета неподвижен относительно продольной оси самолета, система управления в двух плоскостях работает в режиме самонаведения. При пусках с носителей, на которых установлены станции подсвета типа "Клен" и "Кайра" (луч подсвета подвижен относительно оси самолета), система управления ракеты в вертикальной плоскости позволяет проводить наведение в три этапа: на первом этапе по логарифмической траектории (автономное наведение), на втором - происходит разворот ракеты на цель, на третьем - ракета переходит на самонаведение. Это позволяет увеличить угол подхода к цели при пусках с малых высот. Перед целью ракета делает "горку". Система управления также стабилизирует ракету по курсу, крену, тангажу.

Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней с необходимой точностью лазерного луча были созданы станция подсвета и дальнометрирования "Клен-ПС", а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы "Кайра" и "Кайра-К". В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других станций самолетов группы. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого обьекта на TV-индикаторе. Точное удержание луча подсветки на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Л используется контейнер.

ОАО "Корпорация "Фазатрон-НИИР" предлагает установить на ракеты Х-29Л и Х-29Т когерентные АРЛГСН весом 15-18кг, при этом вес ракет составит 650-680 кг и дальность пуска до 10 км.

Испытания и эксплуатация

В апреле 1987 года в Афганистане Су-25 А.Руцкого и комэска Высоцкого, атакуя вырубленные в скалах под Хостом склады, впервые применили управляемые ракеты Х-29Л и Х-25 с лазерным самонаведением, подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя "Клен-ПС" мог вести и другой штурмовик, но такая методика использовалась нечасто по той же причине - летчикам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные объекты. Так, при первом применении из четырех пущенных Х-29Л в цели, затянутые дымом, попали только две. Лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время наземные лазерные целеуказатели пробовали монтировать на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-70, на которых система была укрыта под броней и выдвигалась наружу при работе.

Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять их в первую очередь. После нескольких особенно удачных пусков, когда ракеты накрыли штабы и исламские комитеты, охота на БОМАН началась на дорогах и стоянках, заставляя прятать машины за колючей проволокой и минными заграждениями хорошо охраняемых аэродромов. Ракеты стали надежным оружием поражения пещерных укрытий, практически неуязвимых для других боеприпасов. Моджахеды использовали их под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости - затащив наверх безоткатные орудия ДШК и минометы, душманы устраивали огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить их оттуда артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, а бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-29Л и Х-25 была поразительной - ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной БЧ с избытком хватало для уничтожения цели. Особой эффективностью отличалась тяжелая Х-29Л с БЧ массой 317 кг, заключенной в прочный корпус. Пробивая камень, она уходила вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Если же в пещере скрывался склад боеприпасов, успех был поистине оглушительным.

Ракетную атаку Су-25 ярко описал командир десантной роты, прижатой к земле огнем из нависшего над Багланским ущельем дота: "Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебенку". Чаще достаточно дорогие ракеты применяли по штучным целям, используя данные разведки и тщательно готовя каждый удар. Пуски выполняли с дальности 4-5 км с пологого пикирования под углом 25-30 град., отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1.5-2 м. По данным ОКБ Сухого всего в ДРА было произведено 139 пусков управляемых ракет.

Произведенные расчеты боевой эффективности применения Х-29Л выглядят вполне убедительно: так для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-29.

Метки: воздух-земля • вооружение • интересно • ракета • русская • самолет • ттх

Комментарии:

oppps.ru

Советские авиационные ракеты "Воздух-земля" - Виктор Марковский

 

Москва

Издательский центр «Экспринт»

Управляемые авиационные ракеты для борьбы с наземными целями в советской фронтовой авиации появились несколько позже, чем в других странах, и были приняты на вооружение лишь в конце 60-х годов XX века. Основными причинами такого отставания были общее пренебрежение развитием пилотируемой военной авиации на рубеже 50 - 60-х годов и ставка на широкое применение ракетно-ядерного оружия на поле боя. Самолеты в борьбе с малоразмерными объектами недооценивались из-за заметно возросших скоростей полета и якобы ухудшившейся маневренности.

Дистанции стрельбы и высоты бомбометания росли, а время прицеливания становилось минимальным. Точность попадания обычными боеприпасами при этом снижалась и вероятность поражения целей оказывалась недостаточной. Еще более существенными оказались причины политического характера - усиливающаяся холодная война и повсеместная конфронтация с Западом привели к ставке на наиболее грозное, ядерное оружие. Его возможности, впечатляюще продемонстрированные руководству страны на учениях, привели к пренебрежительному отношению к обычным средствам поражения, сочтенным устаревшими. Не только стратегические и оперативные задачи предполагалось решать всепоражающим ядерным ударом - даже авиационная поддержка войск на поле боя рассматривалась как часть ядерного и химического поражения противника. Об эффективности использования неядерных бомб и ракет вообще рекомендовалось не говорить, и авиаподдержка войск только с их применением вообще не рассматривалась ни в военных училищах, ни при проведении учений.

Сформировавшаяся доктрина предполагала массовое использование оперативно-тактических ракет, на разработку которых и были направлены основные усилия. В соответствии с решением Пленума ЦК КПСС в ноябре 1957 года было решено реформировать ВВС, включив в их состав ракетные полки с фронтовыми крылатыми ракетами. С января 1955 года в авиации уже началось развертывание инженерных полков и соединений баллистических ракет.

Была упразднена штурмовая авиация, та же участь ожидала и фронтовые бомбардировщики. Оставшимся авиационным силам на поле боя отводилась второстепенная роль развития успеха всемогущего ядерного удара. Это считалось «революцией» в теории и практике тактики ВВС. Такая концепция формирования вооруженных сил, естественно, затормозила работы по созданию управляемых ракет для «ненужной» фронтовой авиации.

Однако, развитие военной мысли и уроки многочисленных военных конфликтов вскоре привели к пониманию: нанесение мощных площадных ударов при решении тактических задач не всегда целесообразно. Американская авиация, засыпая Вьетнам тысячами тонн бомб, добивалась более чем скромных результатов. Тактические ракеты, на которые возлагалось столько надежд, из-за малой точности в локальных конфликтах не применялись вовсе.

Изменившаяся обстановка на поле боя требовала ориентации на борьбу с малоразмеренными подвижными целями (танками, БТР и БМП), огневыми точками, укреплениями, командными пунктами и другими защищенными сооружениями. Опыт показал, что такие цели необходимо выводить из строя прямым попаданием. В этом случае полностью использовалась убойная сила бомбы или ракеты и резко снижался расход боеприпасов, соответственно уменьшалось количество боевых вылетов и трудоемкость снаряжения самолетов.

Однако, точно поразить цель обычными авиабомбами и НАР при высоких скоростях и высотах «сверхзвуковых всепогодных» самолетов практически не удавалось. Рассеивание боеприпасов при бомбометании с пикирования с наклонных дальностей 4000 - 5000 м, допустимых по условию безопасности от собственных осколков, давало среднюю вероятную круговую ошибку в 30 - 50 м (то есть в круг такого диаметра удавалось уложить 50% бомб), что было явно недостаточно для выведения из строя защищенных объектов. Удары с горизонтального полета давали на порядок большее рассеивание; применение штурмовых авиабомб с низких высот также не решало проблему - цель при этом появлялась перед летчиком внезапно и времени на прицеливание толком не оставалось. Рассеивание НАР на дистанциях прицельного пуска достигало 9,5 - 10% дальности, что также не соответствовало требуемой точности.

Другим фактором было совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. На смену батареям зениток пришли мобильные ЗСУ и ЗРК, а в обороне важных объектов - эшелонированные комплексы ПВО, защищавшие цели от воздушного нападения. Результативность боевых вылетов снизилась, так как в этих условиях вероятность прорыва ударных самолетов к цели и уничтожения ее обычным вооружением была невелика. Вместе с тем, возрастали собственные потери.

Наряду с совершенствованием тактики требовалось создать новые средства поражения - мощные, точные, большой дальности. Решением стало появление авиационных управляемых ракет (АУР), которые позволили уничтожать наземные цели точным попаданием, нанося удар с безопасного удаления от зоны поражения зенитных средств.

Поучительным был эпизод вьетнамской войны: при неоднократных бомбардировках железнодорожного моста Тань Хоа под Ханоем ВВС США потеряли около десятка самолетов, но окончательно разрушен он был лишь в мае 1972 года при налете F-4D, оснащенных управляемым оружием, причем хватило одной атаки.

С завершением в 1964 году хрущевской «эпохи волюнтаризма» работы над подобными системами развернулись и у нас в стране. (Хотя и с десятилетним опозданием - американцы вплотную занялись созданием такого оружия еще в 1954 году на основе опыта корейской войны, и уже в апреле 1959 года приняли на вооружение довольно удачную ракету AGM-12 «Буллпап»). Наличие у потенциального противника такого оружия и поступившие из Вьетнама сведения о его эффективном применении, естественным образом, подстегнули разработку и у нас. Период «ядерной эйфории» сменил более разумный подход, отражением чего в тактике стало отделение ядерного поражения противника от огневого поражения с применением обычных средств. Соответственно возросла роль авиаподдержки войск, предназначавшейся для обеспечения выдвижения войск, подготовки атаки и сопровождения войск с воздуха в глубине вражеской обороны. Эффективное выполнение этих задач нуждалось в высокоточном оружии. Соответствующее задание было выдано ОКБ-134 (с 1966 года - МКБ «Вымпел») и КБ завода № 455 в подмосковном Калининграде (позднее ОКБ «Звезда» при ПО «Стрела»), занимавшегося выпуском авиационного вооружения, включая и управляемые ракеты для истребительной авиации.

Надо сказать, что первые попытки создания ракет такого класса были предприняты еще в 40-е годы в КБ В.Н. Челомея. Как и другие оборонные проекты, эти работы курировались ведомством всемогущего Берия и в силу особой важности зашифрованы были индексом «X» («икс» - секретное оружие). Создававшиеся опытные образцы ракет получали название 10Х, 14Х, 16Х и так далее, как очередная модификация секретного оружия. Позднее, с принятием ракетных систем на вооружение ВВС, «икс» переместился на привычное место в начале названия и трансформировался в русскоязычное «х», ставшее отечественным обозначением АУР «воздух - земля». Наименование «тактические авиационные ракеты», принятое для этого типа оружия на Западе, у нас не прижилось ввиду отсутствия в отечественных ВВС самой тактической авиации как рода войск - ей соответствовала Фронтовая Авиация (ФА).

Самым простым решением было использование существовавших ракет «воздух - воздух», находившихся на вооружении истребительной авиации, и для уничтожения наземных целей. Такие испытания со стрельбами ракетами РС-2УС с перехватчиков МиГ-19ПМ и Су-9 были проведены, продемонстрировав вполне приемлемую точность попадания, однако, мощность 13-кг БЧ оказалась явно недостаточной. Приспособить же другие ракеты было невозможно из-за заложенных в них принципов самонаведения - если захватить контрастную цель на фоне неба ГСН ракеты могла, то на фоне земли это сделать не удавалось. К тому же мощности боевой части этих ракет (обычно осколочной), достаточной для поражения воздушной цели, явно не хватало для поражения бронированной машины и, тем более, бетонного дота.

Ракеты Х-66 и Х-23

Х-66 опытной партии в заводском цеху

litresp.ru

Управляемая ракета "воздух-земля" "פופאי" / AGM-142 "Have Nap" ("Raptor") (Израиль - США. 1985 год)

Высокоточная тактическая ракета AGM-142 "Have Nap" ("Raptor") предназначена для уничтожения высокоценных стационарных целей противника без захода в зону ПВО. Ракета была разработана израильской фирмой "Rafael" и американской "Martin - Marietta". Используется в ВВС США для оснащения стратегических бомбардировщиков B-52H. В Израиле имеет название "Попай". Для ВВС Израиля производится с 1985 года ...1

Ракета оснащена инерциальной системой наведения с цифровой линией связи, а также телевизионной или инфракрасной ГСН. Линия связи обеспечивает возможность передачи управления ракетой с одного самолета на другой, что дает возможность первому самолету покинуть зону стрельбы. Боевая часть и ГСН выполнены по модульной схеме, это обеспечивает возможность применения ракеты в четырех вариантах. Используются 340-кг осколочно-фугасная и 350-кг проникающая боевые части. Также для данной ракеты была разработана кассетная БЧ. Применение этих БЧ с ИК или ТВ ГСН дает четыре конфигурации ракеты.

2Основным целями ракеты являются электростанции, подстанции, башни крэкинга и дистилляции, коммуникационные узлы, подвижные и стационарные РЛС, центры связи, научно-исследовательские центры и полигоны.3На данный момент, AGM-142 находится в производстве, включая программу улучшения производственного процесса (Producibility Enhancement Program - PEP), которая была начата в октябре 1993 года. Эта программа состоит из трех последовательных этапов, предназначенных для снижения стоимости ракеты, стоимости производства ракеты и оборудования для обслуживания, в то время как улучшается процесс техэксплуатации и основные ТТХ. Конструктивные изменения включают в себя установку новой инерциальной платформы, ИКГСН, компонентов топлива двигателя, крыльев и рулей, и улучшенный цифровой процессор, в соответствии с тенденцией снижения количества элементов на плате в отсеке БРЭО.4Кроме ВВС США ракеты закупает ВВС Израиля, Королевские ВВС Австралии, Турции и с августа 1999 года ВВС Южной Кореи.

Австралия в своё время разместила модернизированные ракеты AGM-142 на тактических бомбардировщиках F-111, которые были впоследствии сняты с вооружения. Носителями "Попаев" стали F-18. Изначально, Турция планировала закупить 50 ракет Popeye I для оснащения истребителей-бомбардировщиков F-4, но после поставки 40, заказ увеличили до 100 ракет.

78В мае 1997 года Израиль и Турция подписали соглашение о совместном выпуске ракет Popeye II. Начальная стоимость программы составила 100 млн. у.е. Ракета Popeye II меньше по размерам, но выполняется по более продвинутым технологиям. Popeye II так же известна под названием Have Lite, создана для многофункциональных истребителей, и имеет дальность 150 км. По оценкам, стоимость совместной программы может составить 500 млн. долларов.5В 1999 году Израиль планировал продать Индии партию ракет Popeye II. Но США, сказали, что не заинтересованы в продаже оружия Индии из-за напряженности в регионе. Есть сведения, что в Израиле ракета может оснащаться малогабаритной ядерной БЧ.6Система наведения - инерциальная + ТВ или ИКВес, кг - 1360Вес БЧ, кг - 340 / 350Диаметр, м - 0,533Длина, м - 4,8Размах крыла,м - 1,98Дальность, км - 75-80

Источники : http://www.airwar.ru/ , https://ru.wikipedia.org/ , http://www.rafael.co.il , https://en.wikipedia.org/ , https://fas.org/ , http://www.designation-systems.net

raigap.livejournal.com

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ

В большинстве образцов авиационного управляемого оружия нового поколения широкое применение найдут инерциальные системы управления (ИСУ), корректируемые по сигналам КРНС NAVSTAR. Эта аппаратура будет использоваться как на среднем участке траектории полета ракеты (до включения режима самонаведения), так и на конечном. В настоящее время приемник КРНС обеспечивает точность стрельбы с круговым вероятным отклонением (КВО), равным 10-13 м. В США планируют улучшить точность стрельбы до КВО = 3-5 м, а в перспективе довести КВО до 1 м.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 12/2004, стр. 43-46

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ - ЗЕМЛЯ»

Полковник В.ЗУБРОВ

Управляемые ракеты класса «воздух - земля» применяются с самолетов стратегической авиации, а также с самолетов и вертолетов тактической, морской и армейской авиации для поражения наземных и надводных целей.

Ракеты класса «воздух - земля», применяемые с самолетов и вертолетов тактической, морской и армейской авиации, подразделяются на несколько типов:УР общего назначения, предназначенные для поражения военных, административных и промышленных объектов, позиций ЗРК и артиллерии, командных пунктов, узлов связи, мостов, переправ и т.д.; противо-радиолокационные ракеты, основным назначением которых является поражение радиоизлучающих целей; противотанковые ракеты - для борьбы с бронетанковой техникой; противокорабельные ракеты - для борьбы с надводными целями.

Разрабатываемые в настоящее время перспективные управляемые ракеты класса «воздух - земля» будут отличаться от состоящих на вооружении возможностью автономного обнаружения, распознавания, сопровождения и точного поражения широкой номенклатуры наземных и надводных целей круглосуточно и в сложных метеоусловиях на дальности за пределами зоны действия ПВО противника. Анализ основных НИОКР, направленных на реализацию этих направлений, свидетельствует о том, что главное внимание уделяется системам наведения и самонаведения, двигательным установкам, боевым частям, специальным материалам и программному обеспечению.

В большинстве образцов авиационного управляемого оружия нового поколения широкое применение найдут инерциальные системы управления (ИСУ), корректируемые по сигналам КРНС NAVSTAR. Эта аппаратура будет использоваться как на среднем участке траектории полета ракеты (до включения режима самонаведения), так и на конечном. В настоящее время приемник КРНС обеспечивает точность стрельбы с круговым вероятным отклонением (КВО), равным 10-13 м. В США планируют улучшить точность стрельбы до КВО = 3-5 м, а в перспективе довести КВО до 1 м.

В рамках работ по совершенствованию систем самонаведения важнейшее место отводится созданию новых типов ГСН: тепловизионной, радиолокационной с синтезированием апертуры и цифровой обработкой сигналов, с активной ФАР и активной лазерной. Преимущество состоит в возможности распознавания целей и наведения оружия в их наиболее уязвимую часть, действий в сложных метеоусловиях, выделения на фоне земли слабоконтрастных целей. Использование таких ГСН позволит повысить точность наведения управляемого оружия до значений менее 3 м.

В настоящее время в США и других странах НАТО полным ходом идет разработка концепции «Ведение боевых действий в единой информационно-коммутационной среде» (NCW - Network Centric Warfare). Создание такой технологии позволит обеспечить авиационную систему оружия информацией о любой цели в реальном масштабе времени, после чего может быть принято решение о ее поражении. При этом цель может быть как мобильной, так и стационарной. В зарубежных СМИ отмечается, что в настоящее время разрабатываются промышленные стандарты, которые позволят создавать соответствующее оборудование и программное обеспечение для использования в любой системе оружия.

Развитие силовых установок идет по пути совершенствования ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ): создание новых составов высокоэнергетического твердого топлива с большой удельной плотностью, разработка бездымных и малодымных составов топлива, создание и применение новых КМ (в первую очередь углепластиков) и высокопрочных сплавов для изготовления отдельных узлов РДТТ с целью уменьшения массы конструкции. Разрабатываются импульсные РДТТ, которые предусматривается многократно включать в течение всего полета. Использование таких двигателей позволит расширить зону возможных пусков УР и увеличить дальность полета ракет на 25-30 проц.

На дозвуковых малогабаритных ракетах большой дальности будут использоваться малоразмерные газотурбинные двигатели, а на сверхзвуковых УР - прямоточные воздушно-реактивные. К числу приоритетных направлений в области ракетных двигательных установок следует отнести создание комбинированного ракетно-прямоточного двигателя (КРПД) с твердотопливным газогенератором, использующим высокоэнергетическое борсодержащее топливо. Применение этого двигателя позволит ракете при увеличенной дальности полета иметь меньшие размеры и развивать на малых высотах скорость до М=3,5.

В настоящее время в США активно ведутся исследования, связанные с созданием гиперзвуковых управляемых ракет, предназначенных в первую очередь для уничтожения мобильных наземных целей. Большой интерес, проявляемый МО страны к гиперзвуковым УР, способным выполнять полет со скоростями, соответствующими числам М > 5-6, обусловлен их значительными преимуществами по сравнению с современными образцами. Это связано с их высокой оперативностью (малым временем реакции) таких ракет, что особенно важно при поражении мобильных наземных целей, малой уязвимостью и увеличенной поражающей способностью. В частности, ведутся исследовательские работы в рамках программы ARRMD (Affordable Rapid Response Missile Demonstrator) по созданию гиперзвуковой УР, которая будет предназначена для поражения критических по времени целей. Разрабатываемая фирмой «Боинг» гиперзвуковая УР будет иметь следующие характеристики: стартовая масса 1 400 кг; дальность стрельбы - 1 500 км; скорость полета М=7-8; масса кассетной или унитарной БЧ-110-115 кг; тип системы наведения (СН) - инерци-альная с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR; точность наведения (КВО) 9 м; тип ДУ - ГПВРД с твердотопливным ускорителем. Предварительная стоимость одной ракеты составляет 200 тыс. долларов. Поступление на вооружение этой УР ожидается после 2010 года. Носителями таких ракет будут стратегические бомбардировщики и самолеты тактической авиации.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ - ЗЕМЛЯ

Рис. 1.KPBБ JASSM-ER

Большое внимание уделяется проблеме снижения заметности УР в широком спектре электромагнитного излучения (видимом, ИК и РЛ). В этой области ведется поиск оптимальных конструктивных решений путем расчетов (моделирования), проработки на макетах в безэховой камере и выявление «ярких точек» (основных источников отражения сигналов), которые будут устранены путем нанесения на них различных поглощающих материалов.

По сообщениям зарубежной печати, во Франции по программе «Скальп-EG» разрабатывается УР общего назначения в конструкции которой используются элементы технологии «стелт». Ракета будет иметь большую дальность стрельбы (до 600 км) и БЧ проникающего типа. УР предназначена для поражения сильно защищенных целей типа КП и узлов связи. Стартовая масса ракеты 200-1 300 кг, длина 5,1 м, в состав системы наведения входит инерциальная навигационная система, радиовысотомер, двухрежимная ГСН с активным радиолокационным миллиметрового диапазона волн и теп-ловизионным датчиками. Носителями ракеты будут самолеты «Мираж-2000» и «Рафаль». Поступление этой УР на вооружение национальных ВВС Франции ожидается в 2005 году.

В США ведется разработка КРВБ JASSM-ER, в конструкции которой также используются элементы технологии «стелт» (рис. 1). Ракета предназначается для уничтожения объектов военного управления и связи, аэродромных сооружений и самолетов в укрытиях, пусковых установок баллистических ракет, а также предприятий по их производству, позиций ПВО, боевых кораблей в портах, электростанций, промышленных предприятий на расстоянии до 1 000 км. Ракета будет оснащаться ТРДД. На ней предполагается использовать проникающую БЧ массой около 400 кг. Длина КРВБ 4,3 м, стартовая масса 1 100-1 200 кг. На ней будет устанавливаться СН, состоящая из инерциаль-ной системы с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR, и тепловизионной ГСН с системой автоматического распознавания целей. Предполагается, что ракета поступит на вооружение в 2005-2006 годах. Ее носителями будут самолеты В-52Н, В-IB, B-2, F-16C/D и F/A-18.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ - ЗЕМЛЯ

Рис. 2. Противорадиолокационная ракета AGM-88E HARM

Наряду с улучшением точностных характеристик систем наведения большое внимание уделяется разработке боевых частей с высокой поражающей способностью. Основные усилия в этой области будут направлены на создание новых БЧ полубронебойного и осколочного типов и взрывателей к ним. В боевых частях УР следует ожидать применение взрывчатых веществ (ВВ), обладающих пониженной чувствительностью к внешним воздействиям, например ВВ на пластмассовом связующем. Широкое применение найдут материалы с высокой энергетической плотностью. Они представляют собой составы из высокоэнергетических ингредиентов, используемых в качестве взрывчатых веществ, топлив или пиротехники, и применяются почти во всех системах вооружения.

В США проводятся НИОКР, направленные на разработку новых технических решений по повышению эффективности бронебойного, осколочно-фугасного и осколочного действия БЧ управляемых ракет. Эта проблема решается на основе применения новых высокоэнергетических ВВ и конструкционных материалов (например, магний-алюминиевых сплавов), повышающих энергию взрыва основного заряда в 3-4 раза.

Новые технологии находят широкое применение в перспективных «умных» взрывателях, которые значительно увеличивают эффективность действия проникающего оружия путем управления моментом и направлением подрыва боевой части. К их числу относится взрыватель FMU-152/ В, который может быть перепрограммирован летчиком в полете в соответствии с характеристиками цели.

Основные усилия разработчиков противорадиолокационных ракет направлены на совершенствование их систем наведения за счет оснащения комбинированными устройствами: инерциальной системой управления с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и двухрежим-ными ГСН (тепловизионной и пассивной радиолокационной или активной радиолокационной миллиметрового диапазона), обеспечивающими надежное наведение на мобильные РЛС, в том числе временно прекративших работу, выбор точки прицеливания, повышение скорости полета, увеличения дальности стрельбы. Другим важным направлением развития является расширение спектра поражаемых целей, например РЛС как морского (наземного), так и воздушного базирования. Фирма АТК (США) получила контракт стоимостью 222,6 млн долларов на разработку и демонстрационные испытания противорадиолокационной ракеты AGM-88E HARM (США), предназначенной для поражения наземных РЛС-целей (рис. 2). На ней будут устанавливаться многорежимная ГСН (пассивно-активная) ММВ-диапазона, инерциальная система управления с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и двухсторонняя линия передачи данных (ЛПД). С помощью ЛПД можно будет осуществить целеуказание ракете как с самолета-носителя, так и от внешних источников (БЛА, космических аппаратов, самолетов ДРЛО и управления), что позволит осуществлять перенацеливание УР в полете на приоритетную цель. По расчетам западных экспертов УР AGM-88E HARM поступит на вооружение не ранее 2010 года. В дальнейшем, установив новое программное обеспечение, эту ПРР можно будет использовать для поражения как воздушных, так и наземных целей.

Важным направлением развития противотанковых ракет является повышение эффективности поражения бронированных целей, оснащенных многослойной с динамической защитой броней и обеспечение одновременного пуска нескольких ракет по разным целям. Осуществляются демонстрационные программы по оснащению ПТУР двухрежимными ГСН, работающими в ИК- и ММВ-диапазонах. Продолжается разработка автономных ПТУР, которые после пуска поражают цель без участия оператора наведения.

Фирма «Локхид-Мартин» выбрана основным подрядчиком по разработке и производству многоцелевой УР JCM (Joint Common Missile) класса «воздух - земля», предназначенной для поражения как воздушных (вертолеты, БЛА), так и наземных (морских) целей (бронетехника, бункеры, хорошо укрепленные здания и надводные корабли) с помощью тандем-ной кумулятивной БЧ (рис. 3).

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ - ЗЕМЛЯ

Рис. 3. УР JCM фирмы «Локхид-Мартин»

Разработка УР JCM ведется в интересах авиации СВ и ВМС США. В программе принимает участие Великобритания. На ракете будет устанавливаться комбинированная ГСН с системой автоматического распознавания целей, имеющая радиолокационный, тепловизионный и лазерный полуактивный каналы и защищенную линию передачи данных. В будущем

предполагается оснастить УР аппаратурой перенацеливания в полете и обеспечить применение по радиоизлучающим целям. Для ракеты разрабатывается РДТТ на шугообразном топливе, который позволит увеличить дальность стрельбы ПТУР. Длина ракеты 1,9 м, диаметр 0,178 м, размах крыла 0,35 м, стартовая масса 50 кг. По предварительной оценке, дальность стрельбы УР при пуске с вертолетов составит 16 км, а с самолетов - 28 км. Основными носителями ракеты будут вертолеты AH-64D, MH-60R, AH-1Z и самолет F/A-18E и F. В качестве носителя рассматривается также беспилотный ЛА. УР JCM будет принята на вооружение не ранее 2010 года и предназначена для замены УР AGM-65 «Мейверик», ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» и BGM-71 ТОУ. Стоимость разработки и производства 54 тыс. единиц этого оружия составит 5-6 млрд долларов.

Таким образом, НИОКР в области создания перспективных управляемых ракет класса «воздух - земля» сосредоточены на обеспечении полной автономности систем наведения и всепогодности применения, улучшения их точности и помехозащищенности.

Происшествия

Венесуэла. 10 декабря 2004 года потерпел катастрофу военно-транспортный самолет военизированной полиции. Погибли 16 человек. Министерство внутренних дел и юстиции страны подтвердило факт гибели в авиакатастрофе командующего силами национальной гвардии страны дивизионного генерала Рафаэля Дуброна Торреса и командующего военным округом штата Амасонас бригадного генерала Хосе Блондета Сурфати. Помимо генералов в авиакатастрофе погибли их личные адъютанты, экипаж самолета, а также семь гражданских лиц, в том числе четырехлетний ребенок. В специальном коммюнике министерства коммуникаций и информации выражаются глубокие соболезнования правительства всем жителям и вооруженным силам страны. Причины катастрофы расследуются.

Германия. 9 декабря 2004 года при выполнении тренировочного полета близ г. Кауферинг потерпел аварию тактический истребитель «Торнадо» национальных ВВС. Полиция и военнослужащие бундесвера проводят поисково-спасательную операцию

Канада. 10 декабря 2004 года в ходе отработки элементов высшего пилотажа над южной частью провинции Саскачеван близ от н. п. Моссбэнк столкнулись в воздухе два самолета ST-114 пилотажной группы «Showbirds» (авиабаза Муз-Джо) ВВС страны. Представители министерства национальной обороны страны подтвердили гибель капитана Майлза Селби, другой пилот капитан Чак Малле, получил незначительные травмы. Все тренировочные полеты этой группы прекращены до выяснения обстоятельств трагедии.

США. 27 ноября 2004 года в ходе выполнения задания по плану командования США в горах центральной части Афганистана потерпел катастрофу пассажирский самолет CASA-112, арендованный Пентагоном для решения задач обеспечения подразделений в труднодоступных районах. Погибли три члена экипажа и три пассажира.

* 29 ноября 2004 года при выполнении полета в условиях тумана потерпел аварию многоцелевой вертолет UH-60 сухопутных войск. На борту машины находились семь военнослужащих.

* 8 декабря 2004 года завершилось неудачей испытание самолета, на котором министерство обороны США планирует установить боевой лазер для уничтожения баллистических ракет вероятного противника. Как сообщили представители агентства ПРО, полет Боинг 747 продолжался вместо запланированных двух часов только 22 мин. Пилоты были вынуждены прекратить выполнение задания после того, как в их кабине начало падать давление. Специалисты пояснили, что в тех помещениях самолета, где находится экипаж, поддерживается более высокое давление, чем в отсеке, отведенном под установку высокоэнергетического лазера. Это делается для того, чтобы обезопасить пилотов в случае утечки ядовитых веществ из боевой системы. Лазера в ходе полета самолета не было на борту, и людям ничего не угрожало.

militaryarticle.ru