Долетит ли российская крылатая ракета Х-101 до Вашингтона? Ракета x101


Обзор ракет Х-101 и Х-102

Сирийская кампания позволила российским вооруженным силам не только испытать в реальных боевых условиях новейшие крылатые ракеты морского базирования «Оникс», но и стала первой со времен Афганистана возможностью испытать стратегическую авиацию.

Начиная с 17 ноября российская стратегическая авиация, используя самолеты Ту-95 и Ту-160 начала наносить ракетные удары по территории Сирии. Для ударов была использованы крылатые ракеты Х-55 и Х-555, а также новейшая российская разработка Х-101.

Х-101 – это новейшая российская крылатая ракета воздушного базирования, разработка которой началась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Она имеет дозвуковую скорость, дальность полета до 5000 километров, форму, которая делает ее незаметной для радаров.

Новая ракета по своим размерам больше крылатых ракет Х-55 и Х-555, поэтому стратегический бомбардировщик Т-95 может нести их только на внешней подвеске (8 ракет), а модернизированный Ту-160 может брать сразу 12 ракет Х-101, которые размещаются в двух грузовых отсеках.

Данные об этой крылатой ракете засекречены, но известно, что для навигации и наведения Х-101 использует систему «Спрут» с системой коррекции траектории полёта, а также данные от спутниковой системы ГЛОНАСС. На завершающем этапе полета для повышения точности используется телевизионная система наведения. По другим данным, Х-101 имеет инерциальную систему наведения, с приемником данных от ГЛОНАСС и телевизионную систему наведения на конечном этапе траектории. Это позволяет уменьшить круговое возможное отклонение до 10-20 метров.

Существует еще одна ракета: Х-102, она отличается от Х-101 только боевой частью. На ракете Х-102 можно устанавливать ядерный боевой заряд, ориентировочной мощностью до 250 килотонн. Боевая часть Х-101 имеет вес 400 кг.

Х-101 может лететь на разных высотах: от 30 метров до 6000.

Новая крылатые ракеты Х-101 и Х-102 значительно усилят потенциал российской стратегической авиации, которая ранее не слишком высоко оценивалась американскими военными экспертами. В принципе, это и немудрено. Большая часть российской стратегической авиации представлена самолетами Ту-95, первый полет которого состоялся еще при жизни Сталина (1952 год). Теперь же российские «стратеги» могут наносить удары, не входя в зону ПВО потенциального противника.

Если говорить о результатах ударов, нанесенных в Сирии с использованием российских крылатых ракет, то здесь информация довольно неопределенная. Российские генералы заявляют, что все ракеты поразили свои цели, нанеся серьезный урон инфраструктуре ИГИЛ (эта организация запрещена в России). Однако сирийская умеренная оппозиция заявляет, что большая часть ракет упала в зоне, которую контролируют именно они (опубликованы фото обломков). Другая часть ракет, запущенная по Алеппо, так и не достигла своих целей.

Ниже приводятся технические характеристики российской крылатой ракеты Х-101.

ПараметрЗначение
РазработчикМКБ «Радуга»
Год начала испытаний1999
Длина, м7,45
Диаметр, мм742
Размах крыла, м3
Стартовый вес, кг2200—2400
Масса БЧ, кг400
Масса топлива, кг1250
Скорость, м/c, крейсерская190—200
Скорость, м/c, максимальная250—270
Дальность пуска, кмдо 4500—5500 по разным данным
Профиль полётаИзменяемый
Высота профиля полёта, мот 30—70 до 10 000
ЭПР, м²0,01
Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ
Силовая установкаДвигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс
Точность (КВО), м5—6
Ядерный вариант ракетыХ-102 (250 кт)
НосителиТу-95 (8 ракет)

Ту-160 (12 ракет)

militaryarms.ru

Долетит ли Х-101 до Вашингтона? Сирийская премьера нашей крылатой ракеты прошла отлично

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».

Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.

Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт.

Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.

Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.

У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.

Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.

ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32

Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620

Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65

Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950

Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540

Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д

Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275

Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775

Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000

Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200

Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д

ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2

КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3

Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в

svpressa.ru

Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 » Военное обозрение

Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.

Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com)

Ориентировочно в первой половине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную. К сожалению, большинство информации о проекте Х-101/102 до сих пор засекречено и поэтому часть имеющихся сведений о нем носит оценочный характер. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.

Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты – около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ – около 0,75-0,8 метра.

Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), снимки не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com)

Исходя из информации о том, что Х-101/102 является дальнейшим развитием концепции, заложенной в проекте Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700-750 километров в час или с максимальной не более 1000 км/ч. Наибольший интерес из всех характеристик перспективной ракеты представляет дальность полета. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 и Х-102 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.

Точные данные о типе системы наведения ракеты отсутствуют. В то же время, несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Ввиду дефицита информации трудно говорить, насколько правдива эта информация. Однако куда более правдоподобной выглядит другая версия: ракета имеет инерциальную систему наведения, а также аппаратуру для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета.

Предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, уточненный вариант от 30.01.2011 г.

Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.

В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.

Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.

Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net)

В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.

С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.

По материалам сайтов:http://rbase.new-factoria.ru/http://testpilot.ru/http://ktrv.ru/

topwar.ru

Крылатая ракета большой дальности Х-101 (Х-102) – оружие возмездия

 

17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр». Как сообщил представитель Минобороны РФ, с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12-ю дальними бомбардировщиками Ту-22М3 были нанесены бомбовые удары по объектам ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор, а стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34-х крылатых ракет воздушного базирования по объектам боевиков в провинциях Идлиб и Алеппо. В ходе первого массированного авиационного удара крылатыми ракетами большой дальности было уничтожено 14 важных целей: пункты управления вооруженными формированиями, склады боеприпасов и других материальных средств, защищенные укрытия, лагеря подготовки боевиков.

В очередной раз Россия заявила о себе, как об одном из ключевых игроков на мировой шахматной доске, получив не только политическое, но и военное преимущество. Боевое применение новейших крылатых ракет в реальных условиях позволит поддерживать боевую готовность стратегической авиации на высоком уровне, а также в значительной мере усовершенствовать это оружие в будущем.  До сего времени характеристики ракеты Х-101 являются секретными, однако информация о ней постоянно циркулирует во всемирной сети и постоянно дополняется новыми сведениями, которые в большей степени являются предположительными.

 

 

Разработка новой крылатой ракеты авиационного базирования большой дальности была начата в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проектирование велось в МКБ «Радуга» с использованием наработок по стратегической крылатой ракете Х-55, которая была принята на вооружение советской стратегической авиации в 1979 году. При разработке использовались технологии снижения радиолокационной заметности, была значительно увеличена дальность, а кроме того, изначально предусматривались два варианта: Х-101 с обычной боевой часть и Х-102 – с ядерной.

По своей конструкции новая ракета в целом повторяла свою предшественницу с нормальной аэродинамической схемой, но имела более оптимальную форму фюзеляжа, а крылья в транспортном положении складывались снизу под фюзеляжем, а не во внутренние ниши, то есть ракета имела схему низкоплан. В хвостовой части находилось оперение из трех складывающихся плоскостей и складной обтекаемый кок. Двигатель представляет собой малогабаритный ТРДД (возможно РД-95ТМ-300) с тягой 360 кг, который после старта выдвигается снизу в хвостовой части из ниши в фюзеляже, как на Х-55.

Бортовая система управления ракеты имеет высокоточную инерциальную систему с коррекцией по заложенным в память БЦВМ цифровым картам рельефа местности и спутниковой навигацией. При этом сообщалось, что и в отличие от радиолокационного высотомера на Х-55, ракета Х-101 (Х-102) оборудована более точным оптико-электронным лазерным высотомером. В зависимости от профиля полета и заданной дальности, ракета может лететь как на высоте 6 км, так и у самой земли — 30-70 м, огибая рельеф местности и обходя заранее разведанные зоны ПВО противника. Для наведения на цель на конечном этапе устанавливается телевизионная система «Спрут» либо радиолокационная ГСН.

Обычная (неядерная) боевая часть может быть осколочно-фугасной, фугасной, объемно-детонирующей или кассетной. С ее помощью можно уничтожать как открыто расположенные, так и высокозащищенные объекты противника, в том числе заглубленные бункеры. Специальная (ядерная) боевая часть имеет мощность 250 кт.

 

Бомбардировщик Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-101 на испытаниях

 

В 1995 г. разработка ракеты была завершена и начато ее опытное производство для испытаний. Первые пуски прототипов Х-101 производились с переоборудованного бомбардировщика Ту-95МС в 1998 г. в Ахтубинске. Самолет мог нести под крылом на пилонах до 8 ракет. Испытания продолжились в 1999 и в 2000 годах, после чего было начато серийное производство ракет на заводе в Смоленске с декабря 2002 г. Тогда же было запланировано начать переоборудование строевых бомбардировщиков-носителей до уровня Ту-95МСМ с возможностью нести 6 ракет на внутренней револьверной установке и еще 8 ракет на четырех пилонах под крылом. Помимо этого, ракеты Х-101 и Х-102 должны были нести модернизированные самолеты Ту-160 (до 12 штук в двух отсеках вооружения на револьверных установках), а также модернизированные Ту-22М5 (до 4 штук под крылом и во внутреннем отсеке).

По некоторым данным принятие на вооружение новых ракет состоялось в 2013 г. уже после развертывания их серийного производства, начатого в 2011 г. За счет высочайшей точности (1-5 метров) и большой дальности (по разным оценкам до 3500 км) ракета Х-101 даже с обычной боевой частью способна решать не только тактические, но и стратегические задачи. Сообщалось также о разработке с 2000 г. ракеты средней дальности Х-СД с использованием готовых технических решений Х-101, с такой же системой управления, но с уменьшенными габаритами и дальностью стрельбы.

 

 

 

Предположительные характеристики

крылатой ракеты большой дальности Х-101 (Х-102)

 

Стартовая масса, кг

2200…2400

Масса БЧ, кг

400

Тип снаряжения БЧ

обычная или ядерная

Дальность стрельбы, км

3000…3500

Скорость максимальная, м/с

250…270

Скорость крейсерская, м/с

190…200

Основные размерения, мм:

 

- длина

~7600

- размах крыла

~4400

- ширина корпуса

~750

Площадь ЭПР, кв.м

~0.01

Высота полета, м:

 

- минимальная

30…70

- максимальная маршевая

6000

Бортовая система управления

Автономная, инерциальная с коррекцией по рельефу местности от лазерного высотомера и системы спутниковой навигации

Наведение на конечном участке – телевизионная или радиолокационная ГСН

 

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

По крылатой ракете Х-101/102

По крылатой ракете Х-101/102

Российским ученым удалось создать лучшую крылатую ракету в мире — ее наименование Х-101/Х-102. Сегодня она является венцом эволюции этого вида вооружений. Постановка ракеты на боевое дежурство позволит укрепить отечественные ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.

Это, безусловно, новая стратегическая крылатая ракета — Х-101/Х-102. В ракете идеально совместили параметры точности и дальности при весьма высокой разрушительной силе и многофункциональности (напомню, что Х-101 — ракеты с неядерной боевой частью, а Х-102 имеют ЯБЧ). Работы над ней начались еще в 1984 году, однако только через 11 лет ракета была создана и начались испытания и последующие доработки.При этом, наиболее поражает дальность полета ракеты, которая, по некоторым данным, составляет от 5500 до 10 000 км. Другие источники приводят информацию о том, что она может провести в полете 10 часов, что позволит ей на крейсерской скорости около 700 км/час поражать цели на расстоянии почти 7000 км. Скорее всего, такая разница в цифрах может быть вызвана лишь продолжающимися доработками и малым количеством информации от официальных источников об этом изделии.

Новая ракета значительно тяжелее своих предшественников — почти в 2 раза по сравнению с Х-55. Ее вес составляет от 2200 до 2400 кг, а масса боевой части — 400 кг. Сердцем ракеты является реактивный двигатель РД-95ТМ-300, который имеет тягу то ли 360, то ли 500 килограмм-сил. Изначально планировалось, что ракета должна иметь винтовентиляторный двигатель, имеющий два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Но в середине 90-х годов конструкторы приняли решение ради экономии средств прекратить разработку нового двигателя и вернуться к идее об установке более мощного реактивного.

Корпус ракеты представляет собой привычный низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Это необходимо для уменьшения ЭПР (эффективной площади рассеяния — площадь некоторой фиктивной плоской поверхности, расположенной нормально к направлению падающей плоской волны, которая, будучи помещена в точку расположения цели, создает у антенны радиолокационной станции ту же плотность потока мощности, что и реальная цель) ракеты — в итоге она составляет до 0,01 м2. Это необходимо и для того, чтобы более рационально использовать место в бомбоотсеке самолета, ведь из-за увеличенных размеров требуется дополнительная модернизация носителей.

По точности ракета вполне может посоревноваться даже с высокоточными боеприпасами США JDAM. При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м! Автономная корреляционная система «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полета, интегрированный приемник системы ГЛОНАСС, и, возможно, радиолокационная корреляционная ГСН на конечном участке, позволяют ракете наносить смертельный удар по врагу, укрывающемуся как в малозаметных (всего 2-3 м), так и в движущихся целях (вроде автомобиля или танка). Такие технологические новшества нужны прежде всего для неядерного варианта изделия.

Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты. Кроме БЧ с двумя боеголовками существуют ещё и 2 варианта БЧ с одной боеголовкой: проникающего действия и с кассетным боеприпасом. Вполне вероятно, что будут использоваться самоприцеливающиеся противотанковые боевые элементы в варианте кассетной боеголовки подобно РБК-500 СПБЭ-Д. Это позволит уничтожать сразу более 10 вражеских танков. Мощность ядерной боевой части для Х-102 предположительно составляет 200 килотонн, что всего в два раза меньше, чем от взрыва метеорита «Челябинск».

Носителями этого чуда техники выступят стратегические бомбардировщики России. Эта ракета является одним из основных предлогов для модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Все Ту-160 должны быть модернизированы до варианта Ту-160М к 2020 году, что позволит в два раза увеличить его боевую эффективность. Ту-95МС будут усовершенствованны до стандарта Ту-95МСМ. Предположительно, что и модернизированные Ту-22М5 будут иметь возможность нести четыре таких ракеты.

Сейчас Ту-95МС поднимают 8 ракет Х-101/Х-102 только на внешних узлах подвески. Ту-160 сможет нести до 12 ракет в двух отсеках для вооружения. Многоцелевые атомные подводные лодки пр.885/885М могут вместить до 32 КР этого типа.

Важно, что ракета имеет собственную станцию постановки активных помех и устройство для пуска ловушек. Она может изменять профиль полета и имеет очень низкий показатель заметности, что позволяет самостоятельно избегать огня даже самых современных и перспективных средств ПВО/ПРО. Благодаря большой дальности полета, носитель может производить пуски, не заходя в зону поражения вражеских средств ПВО, и не будучи обнаруженным радарами противника. К моменту поражения ракетой цели пилоты уже могут в безопасности обсуждать прошедший полёт за чашечкой кофе на родной авиабазе.

Как видите, российским специалистам удалось подготовить достойную смену советской крылатой ракете Х-55. Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов. Принятие ее на вооружение позволит укрепить ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.

The following two tabs change content below. Оружейник Оружейник

warweapons.ru

Х-101/102, крылатые ракеты

Компания участник: Радуга, Государственное Машиностроительное конструкторское бюро , АО

Разработка крылатых ракет для замены Х-55 в составе вооружения стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев началась еще в середине 80-х годов. Велись работы как над гиперзвуковыми, сверхскоростными ракетами, так и над ракетами значительно большей дальности, чем Х-55. Это привело к созданию силами МКБ «Радуга» в середине 90-х ракеты Х-101. Первые бросковые испытания состоялись в 1995 году (по другим данным — в 1998). Ракета была принята на вооружение стратегической авиацией России в 2012 году. В данный момент, судя по обрывочной информации, выпускается небольшими сериями — возможно, продолжает проходить испытания и доработки.

Ракета выпускается в обычном (Х-101) и ядерном (Х-102) оснащении. Возможно, Х-102 обладает большей дальностью за счет меньшей массы и габаритов боевой части. Также весьма вероятны отличия в системах наведения — у ядерной ракеты ниже требования к точности, но выше к надежности и помехозащищенности.

Крылатая ракета нового поколения имеет ряд качественных отличий от Х-55. В первую очередь, это дальность полета, достигающая 5000−5500 км при полете по смешанному профилю. У Х-55 она в схожей ситуации 2000−2500 км (у модификации Х-55 СМ с ядерной БЧ и накладными топливными баками — до 3500 км). Расплатой стала увеличившаяся масса ракеты. Это оправданно, так как пуск заведомо за пределами зоны действия ПВО значительно повышает выживаемость носителя, а больший запас по дальности ракеты позволяет выбирать более безопасный маршрут полета и раньше переходить на полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности — более безопасный, но требующий большего расхода топлива. Еще одним фактором, способствующим достижению цели, является широкое внедрение средств понижения радиолокационной заметности.

Вторым качественным отличием от аналогов является сочетание высокой дальности с высочайшей точностью, в том числе и по движущимся целям. Наряду с взаимодополняющими инерциальной и спутниковой навигационными системами на Х-101 установлена оптическая головка самонаведения. На конечном участке коррекция осуществляется телевизионной системой «Спрут», что обеспечивает возможность поражения, в том числе и движущихся целей.

Носителями ракет семейства Х-101/102 являются прошедшие модернизацию стратегические бомбардировщики-ракетоносцыТу-95МС (до 8 на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 на внутренних барабанных пусковых установках). Есть непроверенная информация о том, что в перспективе будет обеспечена их установка и на фронтовые бомбардировщики Су-34, и модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3.

Технические характеристики

Длина, м: 7,45
Диаметр, мм 742
Размах крыла, м 3
Стартовый вес, кг 2200—2400
Масса БЧ, кг 400
Масса топлива, кг: 1250
Скорость, м/c, крейсерская 190—200
Скорость, м/c, максимальная 250—270
Дальность пуска, км до 4500—5500 по разным данным
Профиль полёта изменяемый
Высота профиля полёта, м от 30—70 до 10 000
ЭПР, кв. м. 0,01
Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ
Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс
Точность (КВО), м 5-6
Ядерный вариант ракеты Х-102 (250 кт)

Видео

www.arms-expo.ru

Долетит ли российская крылатая ракета Х-101 до Вашингтона?

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками, пишет СП.

Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».

Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.

Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт.

Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.

Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки. У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио — и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв. м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.

Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс.

Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.

 ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9–7,45–7,35–6,32

Диаметр, мм: 770–742–740–620

Размах крыла, м: 3,1–3,0–3,12–3,65

Стартовая масса, кг: 1500–2400–1250–1950

Масса БЧ, кг: 410–400–200–540

Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д

Тяга двигателя, кГс: 400–500–330–275

Скорость крейсерская, км/ч: 720–720 — н/д — 775

Скорость максимальная, км/ч: 970–970–800–1000

Дальность, км: 2500–5500–3700–1200

Маршевая высота полета, м: 40/110–30/70 — н/д — н/д

ЭПР, кв. м.: 0,1–0,01–0,01–0,2

КВО, м: 20–5 — 30–3

Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007–2002-н/в

rusvesna.su