Комплекс С-300 сжег себя своей ракетой. Ракета в 300


Управляемая ракета большой дальности Г-300.

Управляемая ракета большой дальности Г-300 (изделие 210/211).

Разработчик: КБ-1 Страна: СССР Начало разработки: 1950 г. Начало испытаний: 1952 г.

Комплекс перехвата воздушных целей с управляемой ракетой класса «воздух-воздух» Г-300 разрабатывался как авиационная компонента к наземной зенитной системе С-25 «Беркут».

Зенитная ракета В-300 комплекса С-25 «Беркут».

Зенитная ракета В-300 на ПУ комплекса С-25 «Беркут».

Разработка авиационного компонента системы ПВО с самолетом дальнего радиолокационного дозора Г-310 с радиолокационным комплексом Д-500 и ракетами воздушного базирования Г-300 начата КБ-1 совместно с ОКБ-301 С.А.Лавочкина в 1950 году. Работы велись по Постановлению СМ СССР от 23 сентября 1950 года в рамках работ по созданию системы ПВО С-25 (головной разработчик — КБ-1, главные конструкторы — П.Н.Куксенко и С.Л.Берия, разработка велась по Постановлению СМ СССР № 3389-1426 от 9 августа 1950 года).

Разработки осуществлялись под неустанным вниманием со стороны высшего государственного руководства и велись кооперацией организаций во главе с КБ-1, в руководстве которого одну из главных должностей занимал Сергей Лаврентьевич Берия — сын одного из ближайших сподвижников Сталина. Эти обстоятельства, с одной стороны, способствовали быстрому развертыванию работ с привлечением всех необходимых смежников, но с другой — послужили одной из причин столь же решительного свертывания разработки авиационного комплекса после достижения решающих успехов в создании «Беркута» и ареста Л.П.Берия.

По замыслу КБ-1 воздушный компонент системы ПВО С-25 должен был стать третьим эшелоном, предназначенным для уничтожения целей, прорвавшихся через два наземных эшелона системы. К началу 1951 года КБ-1 выдало ТТЗ на создание ракеты и в ОКБ-301 было начато её проектирование.

В феврале-марте 1951 года МАП СССР провел выбор самолета-носителя системы — требования по длительному продолжительному барражированию комплекса и по максимальной независимости самолета-носителя от наземных радиолокационных средств определили выбор в качестве базы для создания «истребителя-перехватчика» самого тяжелого из отечественных серийных военных самолетов того времени — бомбардировщика Ту-4. Носитель получил индекс Г-310 (встречается обозначение Ту-4-Д-500). Г-310 предусматривал объединение функций самолета дальнего радиолокационного дозора — своего рода АВАКС — и перехватчика в одном летательном аппарате. Самолет был оснащен 4 радиолокационными станциями системы «Тайфун» Д-500 с дальностью 80-100 км, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Наведение ракет планировалось осуществлять по лучу РЛС носителя в равносигнальной зоне луча РЛС. Разработкой РЛС занималось НИИ-17 МАП СССР, главный конструктор — В.В.Тихомиров. В состав комплекса РЛС Д-500 самолета-носителя входили:— РЛС обнаружения воздушных целей АР-27 — дальность обнаружения цели типа Ту-4 — 35 км;— РЛС опознавания АР-33;— РЛС автоматического сопровождения цели и наведения ракет АР-46 — дальность захвата цели — 20 км;— РЛС ввода ракеты в луч АР-49 (после старта ракета «проседала» на 100 м и для ввода ракеты в луч РЛС требовалось управление маневром).

Ту-4Д-500 (Г-310) с ракетами Г-300. Рисунок.

Ракета Г-300 (изделие 210) проектировалась как уменьшенная копия ракеты В-300 (изделие 205) наземной системы ПВО С-25 с Х-образным расположением крыльев и с двумя РДТТ-ускорителями. В марте 1951 года результаты испытания системы управления на самолете-летающий лаборатории Ту-2ЛЛ показали, что при текущих ТТХ ракеты поражение цели по методу «трех точек» не обеспечивается из-за слишком больших относительных скоростей объектов.

Летающая лаборатория Ту-2ЛЛ для отработки системы наведения ракет Г-300.

Начиная с марта 1951 года разработан второй вариант «изделия 210» — ракета с крестообразным расположением крыльев и с одним РДТТ-ускорителем, расположенным в хвостовой части. Этот вариант ракеты был запущен в производство для проведения испытаний, в КБ А.М.Исаева построен ЖРД и начаты его стендовые испытания, ведется отработка автопилота и РДТТ-ускорителя для ракеты. Результаты расчетов и испытания компонентов будущей ракеты показали необходимость внесения существенных изменений в ТЗ на разработку комплекса — требовалось улучшение маневренности ракеты для быстрого и уверенного ввода в радиолуч наведения, улучшение силовой установки ракеты и применение нового боевого заряда.

«Изделие 210» (1-й вариант) без РДТТ-ускорителей.

«Изделие 210» (2-й вариант) с РДТТ-ускорителем.

Конструктивно ракета Г-300 была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с размещением элеронов только на одной паре крыльев ракеты, расположенных в одной плоскости. Корпус состоял из шести отсеков:— головной обтекатель с РЛ ГСН (в перспективе) и радиовзрывателем;— рулевой отсек с аэродинамическими рулями;— боевая часть;— баки топлива;— приборный отсек;— ЖРД.

Проекции ракеты Г-300. Схема.

Создание нового варианта ракеты «изделие 211» под измененное ТТЗ начато ОКБ-301 по Постановлению Совмина СССР от 3 ноября 1951 года. Проектирование завершено в концу 1951 году. В январе 1952 года начато производство и наземная отработка узлов и агрегатов ракет, а позже и сборка самих ракет. Всего в 1952 году заводом ОКБ-301 собрано 63 ракеты Г-300 (изделие 211).

В марте 1952 года подготовили самолет Ту-4 с РЛС, в мае-сентябре — провели его летные Испытания. Кроме того, выполнили 5 пусков «изделий 211» с наземной пусковой установки, а в августе следующего года – семь пусков без радиоуправления с Ту-4, в ходе которых выявилась недостаточная надежность включения двигателя С2.219, разработанного в КБ-2 НИИ-88 под руководством Исаева. При летных испытаниях преобразованной в истребитель «сверхкрепости» произошла авария. По свидетельству непосредственного участника этих работ, в полете винт одного из двигателей пошел «в разнос» и отлетевшая лопасть пробила фюзеляж. Все обошлось без жертв, но работы прервали, а затем и приостановили.

Испытательный пуск «изделия 211» с носителя Г-310, 1952 г.

Для пуска ракет Г-300 под крыльями Ту-4 / Г-310 монтировались параллелограммные фермы-пусковые установки, по по две на крыло. При сбросе ракеты открывался замок подвески, под собственным весом ракета раскрывала параллелограммный шарнирный механизм, который при полном раскрытии освобождал цапфы ракеты и снимал блокировку запуска двигателя ракеты.

Пуск «изделия 211» с пусковой установки носителя Г-310, 1952 г.

Испытания двигателей для «изделий 210/211» проводились на стендах НИИ-229 (до 1956 года — филиал № 2 НИИ-88, теперь НИИ ХИММАШ) в Загорске: в 1952-м и 1953 году на испытательной станции № 3, далее работы по теме были прекращены. Испытания включали отработку пуска, КДИ камеры (от стендовой системы подачи компонентов), ОСИ ДУ в составе изделия. На качающемся стенде отрабатывалась работа системы подачи компонентов при различных пространственных положениях изделия с вращением относительно двух осей.

Испытания ракеты «изделие 211» на качающемся стенде филиала №2 НИИ-88, 1952 г.

Испытания ракеты «изделие 211» на качающемся стенде филиала №2 НИИ-88, 1952 г.

Двигатели:

— «изделие 210» (оба варианта ракеты) — однокамерный ЖРД С2.219, вариант двигателя С09.29 для ракеты «изделие 205» системы ПВО С-25, разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор — А.М.Исаев.Система подачи топлива: вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)Запуск двигателя с помощью двухкомпонентного пускового топлива — горючего ТГ-02 и окислителя меланж М-50 (самовоспламеняющаяся пара)Окислитель: азотная кислотаГорючее: керосин / триэтиламинксилидинТяга двигателя: не более 2000 кгВремя работы: 16-17 сНа ракете «изделие 210» (первый вариант) предполагалось использование РДТТ-ускорителей, парами устанавливаемые в центральной части корпуса в горизонтальной плоскости. Ускорители синхронно сбрасывались с ракеты.Масса топлива одного РДТТ: 210 кгВремя работы: 2,5 с

— «изделие 211» — двухрежимный однокамерный ЖРД С.911.0100 разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор — А.М.Исаев. Двигатель вероятно является вариантом ЖРД С2.219 с использованием других топливных компонентов. В части источников содержатся сведения о том, что ЖРД мог запускаться при снижении температуры до -57°С, но стенд 4Г НИИ-229, позволявший проводить испытания с термостатированием компонентов и двигателя (специально для авиационных средств поражения) был создан только в 1960 году, так же ЛИИ ВВС в те годы еще не было готово к высотным испытаниям ЖРД на борту самолетов-летающих лабораторий.Система подачи топлива: вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)Окислитель: 80% азотная кислота и 20% азотный тетроксид (АК-20Ф)Горючее: керосин / триэтиламинксилидинПусковое горючее: ТГ-02 (один компонент, самовоспламеняется со штатным окислителем)Тяга на стартовом участке: 4200 кгТяга на маршевом участке: 2400 кгТяга двигателя: 1220 кгВремя работы:— стартовый участок: 4-6 с— снижение тяги до маршевой: 13-16 с— общее время работы двигателя: 30 с

В 1952 году группа военных во главе с министром обороны маршалом А.М.Василевским приступила к проработке развертывания частей перехватчиков Г-310. Предполагалось развертывание в составе системы ПВО Москвы дивизии особого назначения в составе двух полков по три эскадрильи в каждом. Для базирования дивизии предполагалось выделить два основных аэродрома (внутри и вне кольца системы ПВО Москвы) и два запасных аэродрома (аналогично). Для эксплуатации самолетов Ту-4 требовались аэродромы 1-го класса и потому а марте 1952 года маршал Л.Л.Говоров предложил в качестве основных аэродромы Чкаловский и Мигалово (Калинин), а в качестве запасных — Раменское и Дягилево (Рязань). К концу 1952 года вероятно с подачи Л.П.Берии решено построить новый аэродром для использования в качестве основного — западнее дачного поселка Шереметьевский — будущий аэропорт Шереметьево.

В январе 1953 года в ОКБ-301 начаты работы по устранению, выявленных в ходе первых испытательных пусков, недочетов — доработана двигательная установка, автопилот АПГ-301Р заменен на АПГ-301С, установлен ответчик. Произведена настройка аппаратуры ракет для пусков в управляемом варианте. В августе 1953 года произведены пуски второй группы из пяти ракет «изделие 211» без радиоуправления с автопилотом АПГ-301С. Пуски прошли успешно, нареканий к ракетам и к работе автопилота не было. По результатам пусков сделан вывод о возможности перехода к управляемым пускам ракет. По другим данным в августе 1953 года было выполнено еще 7 пусков.

После начала работ по созданию ракет «воздух-воздух» К-15 для вооружения реактивных истребителей (по Постановлению СМ СССР № 2837-1200 от 20 ноября 1953 года) все работы по ракетам Г-300 (изделие 211) решено вести только в интересах разработки комплекса К-15. Но из-за недоведенности бортовой аппаратуры радионаведения испытания ракет «изделие 211» в управляемом варианте так и не состоялись. Работы по аппаратуре управления Г-301 прекращены приказом МАП от 9 июня 1954 года. Позже, по приказу МАП СССР от 16 августа 1954 года прекращены и все работы по ракетам «изделие 211». Для прикрытия Москвы сочли достаточной зенитную ракетную систему С-25, а на меньшем удалении от границ Ту-4 были уже явно уязвимы. Более важной посчитали разработку управляемого ракетного оружия для настоящих истребителей.

Сейчас трудно однозначно оценить оправданность этого решения. С одной стороны, в результате опытно-конструкторские работы по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения в нашей стране прервались до конца десятилетия и были возобновлены почти с чистого листа на Ту-126. И только спустя еще много лет заложенная в систему Г-300 идея сочетания истребителя и самолета типа «АВАКС» «в одном флаконе» была наконец реализована в комплексе на базе самолета МиГ-31 с РЛС «Заслон» и ракет К-33. С другой стороны, авиация ПВО избавилась от перспективы сложной и опасной эксплуатации ракет с жидкостными ракетными двигателями.

ТТХ:

Модель: изделие 210 (1-й вариант, расчетные данные) / изделие 210 (2-й вариант, расчетные данные) / изделие 211 (расчетные данные)Длина, мм: 7650 / — / 8340Диаметр, мм: 450 / — / 530Размах крыла, мм: 2292 / — / 2292Размах стабилизатора, мм: 1085 / — / 1088Площадь крыла (в одной плоскости, с корпусом), кв.м: 2,3 / — / 3,5Масса стартовая, кг: 1182 / 1015 / 1060Масса пустой, кг: 584 / — / 652,5Масса РДТТ-ускорителей, кг: 370 / — / —Масса топлива: 220 кг (46 кг керосина, 174 кг азотной кислоты) / — / 395 кгМасса БЧ, кг: 100 / — / 100Высота полета ракеты в момент выключения двигателя (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м), м: 15000Скорость максимальная (высота), м/с (м): 740 (15000) / 742 (16160) / 848Скорость конечная (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м), м/с: 577 / 640 / —Время активного участка полета, сек: 16 / — / —Время полета (при старте с высоты 10000 м по цели летящей на высоте 20000 м), сек: 27 / — / —Максимальная располагаемая поперечная перегрузка в конце полета, ед: 1,9 / 2,13 / 4,64

.

.

Список источников:Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты класса «воздух-воздух».Журнал «Авиация и космонавтика» 11-2002. Р.Ангельский. Ракета Г-300 (изделия 210 и 211).«Русавиа», 2002. Н.В.Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.Военно-технический сборник «Бастион». А.В.Карпенко. Отечественные авиационные ракеты класса «воздух-воздух».Сайт НПО им. С.А.Лавочкина. Комплекс «Г-300» воздушной обороны на базе Ту-4.Сайт «MILITARY RUSSIA». Отечественная военная техника. Г-300 «Беркут».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ракета РЛ-300 Эгоист - очень легкая надувная лодка

Характеристики РЛ-300 «Эгоист»

Длина (наибольшая)300 см
Ширина (наибольшая)145 см
Длина кокпита (по палубе)200 см
Ширина кокпита (по палубе, у транца)58 см
Ширина кокпита (по баллонам, у транца)55 см
Диаметр баллона45 см
Кол-во надувных отсеков4
Вместительность2 чел
Макс. грузоподъемность460 кг
Материал: ПВХ Taltex850 гр/м.кв
Вес лодки~ 16,5 кг 1
Вес комплекта~ 25 кг 2
Длина «ноги» мотораS (короткая)3
Толщина транца18 мм
Макс. мощность мотора6 л.с.
Макс. вес мотора 28 кг 4
Рекомендуемая мощность5—6 л.с.
Рабочее давление в баллонах0,25–0,3 Ба
Рекомендуемое давление в баллонах0,25 Ба
Рабочее давление в днище0,25–0,4 Ба
Рекомендуемое давление в днище0,25—0,3 Ба
Лодка в собранном виде~ 75*45*25 см 5

Приведенные характеристики имеют справочный характер. Лодка является надувной конструкцией, ее габаритные характеристики могут незначительно отличаться от заявленных (погрешность в пределах 2—5%).

1 — минимальный неделимый вес лодки с несъемной фурнитурой (ручки, лееры, транец, накладки, ликтросы, уключины и т.д.). Может незначительно отличаться в большую или меньшую сторону в зависимости от конструктивных особенностей лодки. 2 — вес стандартного комплекта (2 банки, 2 весла, насос, ремнабор, сумка: итого ~ 9 кг). 3 — высота транца соответствует усредненному значению длины т.н. «короткой ноги» и в редких случаях может потребовать настройки высоты посадки мотора. Это связано с тем, что длинна дейдвуда может отличаться (вплоть до нескольких см) в зависимости от марки мотора. 4 — подразумевается «сухой» вес, указанный в паспорте на мотор. 5 — зависит от навыка и погодных условий (на холоде ПВХ «дубеет» и сворачивать компактно становится сложнее).

Комплектация РЛ-300 «Эгоист»

  • — лодка
  • — 2 складных весла (1,6 м)
  • — 2 банки
  • — ножной насос (5 л) *
  • — штуцер для насоса
  • — тканевая сумка-конверт **
  • — бортовые леера
  • — транцевый рым ***
  • — клей, заплатки, клапан, ключ
  • — паспорт, инструкция

* - Насос, идущий в комплекте с лодкой, способен набивать давление в отсеках до 0,25 Ба. В отсутствие манометра его можно использовать в качестве инструмента контроля за давлением в отсеках (если качать становится очень трудно, то это означает вход в диапазон рабочего давления). Для достижения более высоких показателей необходимо приобрести более производительный насос.

** - Тканевая сумка служит, в первую очередь, для хранения лодки и не предназначена для серьезных нагрузок. Если вам нужен надежный вариант для активной эксплуатации, то обратите внимание на специальную усиленную сумку из ПВХ (приобретается отдельно).

*** - Обратите внимание, что по правилам безопасности мотор следует надежно закреплять за надежный элемент лодки. Таким элементом является транец лодки, а в роли дополнительного крепежа может выступать транцевый рым. Выбор надежного троса (или цепи) для страховочного крепления мотора и метод крепления вам следует осуществить самостоятельно, основываясь на рекомендациях производителя мотора. Обратите внимание, что многие производители моторов устанавливают правила безопасности, требующие крепления мотора к транцу не только струбцинами, но и болтами (через заранее просверленные и обработанные герметиком в транце отверстия). Подготовительные работы при таком методе должны быть выполнены специалистами.

Продукция соответствует ГОСТ 21292-89 (Пп. 1.1, 1.2, 2.1-2.5, 4.1-4.3, 5.2-5.10)Производитель оставляет за собой право вносить без предупреждения изменения в конструкцию, не меняющие потребительских свойств изделия.

raketa-boats.ru

Комплекс С-300 сжег себя своей ракетой

Видеозапись неудачного запуска ракеты из зенитной ракетной системы С-300П появилась в интернете. ЧП случилось еще летом во время учений, но широко известно о нем стало лишь сейчас.

 

На кадрах показано, что после старта у боеголовки не включился маршевый двигатель, и она отвесно рухнула обратно на установку. Затем произошел сильный пожар, который серьезно повредил ракетный комплекс.

Судя по подписи к ролику, инцидент имел место в ходе международных учений «Ключи от неба» с участием зенитчиков из Белоруссии, Казахстана и Китая. Маневры проходили в августе 2016 года на полигоне Ашулук Астраханской области в России.

 

Фото: SHAKED_IL

Принадлежность С-300 по съемке достоверно установить не удалось.

Фото: SHAKED_IL

Отметим, что у комплекса С-300 ракеты из контейнера выстреливаются «холодным способом» с помощью парогазогенератора. Затем происходит запуск стартового двигателя и наведение ЗУР на углы оптимальной траектории полета до зоны нахождения цели.

 

Напомним, Украина на учениях в начале декабря этого года потеряла две ракеты ЗРК С-300ПС, которые отклонились от целей и самоуничтожились.

Источник

https://cont.ws/post/452990

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru