Зенитно-ракетный комплекс М-22 «Ураган». Ракета ураган


Комплекс M-22 Ураган | Ракетная техника

]]>]]>

Корабельный зенитный ракетный комплекс "Ураган" не имеет своей радиолокационной станции обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправдано большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию "Ураган" получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания, что позволило сократить время реакции ( от обнаружения до схода ракеты) до 6с.

Корабельная система управления ЗР-90 функционирует от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 (“Фрегат-М”). Координаты всех обнаруженных целей поступают в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3) (см. ]]>фото]]>), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие — вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляют 12 и 6 целей соответственно.

В состав системы управления комплекса входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении.

Зенитная ракета 9М38/9M38M1 выполнена с применением двухрежимного твердотопливного двигателя (общее время работы - около 15 секунд), по нормальной аэродинамической схеме с "Х"-размещением крыльев малого удлинения. В передней части ракеты последовательно размещаются полуактивная головка самонаведения, аппаратура автопилота, источники питания и боевая часть. Для уменьшения разброса центровки по времени полета камера сгорания РДТТ размещена ближе к середине ракеты и сопловой блок включает удлиненный газоход, вокруг которого расположены элементы рулевого привода. Ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Для ракеты разрабатывалась новая ГСН с комбинированной системой управления. В комплексе было реализовано самонаведение ЗУР по методу пропорциональной навигации. Контактный подрыв БЧ используется при стрельбе по надводным целям.

]]>]]>

Ракета развивает скорость полета до 1200 м/с и может маневрировать с перегрузками до 19 ед.

Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активно-импульсным и контактным взрывателями, ]]>осколочной]]> боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации.

Время на подготовку пуска ракеты от момента обнаружения цели занимает всего 16 секунд. Обслуживают весь ЗРК, в зависимости от его модификации, до двух десятков человек, которые в основном лишь контролируют работу систем. Привычной для всех кнопки «Пуск» на пульте командного прибора «Штиля» нет. Человек только сообщает вычислительной машине о необходимости пуска, может сообщить, сколько ракет выпустить по цели, а остальное - расчет курса цели, ее траектории и времени подлета к точке поражения ЭВМ берет на себя, так же, как и последующее уничтожение атакующей корабли ракеты или самолета. При этом она отслеживает одновременно до 12 целей и производит пуски ракет с интервалом от 3 до 12 секунд, в зависимости от боевой задачи и модификации комплекса

Пусковая установка МС-196 палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Вес пусковой установки без ракет - 30т. Площадь погреба 5.2 х 5.2, глубина 7.42м. Пусковая установка разработана в КБ "Старт" ( бывшее ГКБКМ) главный конструктор А.И.Яскин.

Комплекс обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

Одним из главных свойств структуры комплекса стала практически полная неуязвимость всех его основных систем. Во время боя отсеки с аппаратурой управления могут даже гореть, подвергаться механическим повреждениям - попаданиям осколков ракет и снарядов, частично затапливаться, но при этом ЗРК будет продолжать работать.

rbase.new-factoria.ru

От А до Я - М-22 «Ураган»

Разработка зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» для советского Военно-морского флота была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. Также в данном Постановлении была задана разработка войскового ЗРК 9К37 «Бук». Данные комплексы унифицировались по зенитной управляемой ракете. Корабельный универсальный многоканальный комплекс средней дальности «Ураган» был разработан в НПО «Альтаир», главный конструктор Г.Н. Волгин.

Зенитный ракетный комплекс «Ураган» предназначен для противовоздушной обороны кораблей путем прикрытия охраняемых кораблей и индивидуальной защиты корабля-носителя от одновременно нападающих с различных направлений противокорабельных ракет и самолетов. НПО «Альтаир» создало многоканальный корабельный зенитный комплекс модульного типа, благодаря которому появилась возможность иметь на корабле-носителе заказываемое число каналов (до 12), в зависимости от водоизмещения носителя и потребностей заказчика.

В 1974-1976 гг. большой противолодочный корабль пр.61 «Проворный» был переоборудован в пр.61-Э (экспериментальный) для испытания комплекса «Ураган» с РЛС «Фрегат». С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы «Волна», и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК «Ураган». В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и «Проворный» остался единственным фрегатом пр.61, вооруженным ЗРК «Ураган». А сам «Проворный» в 1990 г. был сдан на лом. Также ЗРК «Ураган» вооружены ЭМ пр.956. Головной ЭМ пр.956 «Современный» (заводской номер 861) был заложен в 1976 году, спущен на воду в декабре 1978 года, а летом 1980 года прошел приемные испытания на Балтике, 25 декабря 1980 года был подписан приемный акт. Сам же ЗРК «Ураган» был официально принят на вооружение только в 1983 году. К середине 1992 года в строй введено 15 ЭМ пр.956 с этим комплексом.

ЗРК «Ураган» может размещаться на кораблях водоизмещением от 1500 т, имеющих общекорабельные трехкоординатные РЛС (кругового обзора). В состав ЗРК может дополнительно вводиться встроенная система телевизионно-оптических визиров с заказываемым числом каналов. «Ураган» не имеет своей РЛС обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправданно большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию «Ураган» получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания, что позволило сократить время реакции (от обнаружения цели до схода ракеты) до 6 с.

В состав корабельной системы управления комплекса ЗР-90 входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении. Система управления функционирует от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 («Фрегат-М»). Координаты всех обнаруженных целей поступают в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие - вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно. Время готовности комплекса из холодного состояния не превышает 3 минут. В ходе боя комплекс может работать в автономном режиме или с централизованным управлением от общекорабельных систем управления ПВО. «Ураган» обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

В ЗРК «Ураган» используется универсальная для сухопутных войск и ВМФ ракета 9М38, созданная Свердловским машиностроительным КБ «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В.Люльева. В сухопутных войсках 9М38 входит в состав ЗРК «Бук». Ракеты 9М38 и ее модификации (9М38М1 и другие) одноступенчатые с двухступенчатым твердотопливным двигателем. Ракета способна маневрировать с перегрузкой 20g. Максимальная скорость полета ракеты 1200 м/с. Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активным радиовзрывателем, осколочной боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Перед пуском ракеты системами комплекса для нее формируется полетное задание. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации. Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, имеющей в своем составе бортовой вычислитель. На каждую цель может наводиться одновременно до 3-х ракет. Поражение цели производится боевыми частями, в состав которых входят активно-импульсный радиовзрыватель, боевая часть осколочно-фугасного действия и система контактных датчиков. Радиус зоны поражения целей – 17 м. Контактный подрыв боевой части используется при стрельбе по надводным целям.

Пусковая установка МС-196 (индекс МО 3С-90) - палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Темп схода ракет с одной ПУ - 12 секунд. Вес ПУ без ракет 30 тонн. Площадь погреба 5.2 х 5.2 м, глубина – 7.42 м. ПУ разработана КБ «Старт» (бывшее ГКБКМ - компрессорного машиностроения), главный конструктор А.И.Яскин.

Максимальная дальность поражения целей комплексом «Ураган» на высоте более 1 км составляет 25 км, на высоте 25 м и ниже - 12 км. Зона обстрела — 360о. Максимальная скорость поражаемых целей — 830 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей (определяется комплектацией комплекса) — до 12 ед.

Комплекс устанавливался на советских эскадренных миноносцах типа «Сарыч» (проект 956). На ЭМ пр. 956 установлены две пусковые установки ЗРК М-22, которые находятся соответственно в носовой и кормовой частях корабля непосредственно за артиллерийскими установками АК-130. Боезапас ракет - 48 штук. На экспорт корабельный ЗРК «Ураган» предлагается под наименованием «Штиль». В настоящее время комплексы «Штиль» были поставлены Китаю в составе вооружения ЭМ пр. 956Э, Индии - фрегата пр. 1135.6, ЭМ типа «Дели».

По данным А.Павлова на ЭМ пр.956, начиная с «Безудержного», устанавливается новая модификация ЗРК «Ураган» - «Ураган-Торнадо». У нового комплекса увеличена дальняя граница поражения до 40 км, нижняя граница поражения снижена до 5 м. В западной прессе было упоминание о другой модернизации ЗРК «Ураган» - «Еж». В этом комплексе предполагается применть новую универсальную ракету 9М317 от сухопутного комплекса «Бук-М2».

В настоящее время ЗРК М-22 «Ураган» является самым эффективным в мире корабельным комплексом ЗУРО средней дальности. При массированной ракетной атаке комплекс способен поразить до 14-15 единиц ПКР «Гарпун».

ot-a-do-ya.org

Корабельный универсальный комплекс M-22 «Ураган»

Описание

Корабельный универсальный многоканальный ракетный комплекс средней дальности М-22 «Ураган» предназначен для противовоздушной обороны кораблей путем прикрытия охраняемых кораблей и индивидуальной защиты корабля-носителя от одновременно нападающих с различных направлений противокорабельных ракет и самолетов.

Разработка зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» для советского Военно-морского флота была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. в НПО «Альтаир» (гл. конструктор Волгин Г. Н.). В данном Постановлении была также задана разработка войскового ЗРК 9К37 «Бук». Комплексы «Ураган» и «Бук» унифицировались по зенитной управляемой ракете.

В 1983 году ЗРК ВМФ М-22 был принят на вооружение с ЗУР 9М38.

Комплекс устанавливался на советских эскадренных миноносцах типа «Современный» (проект 956). С 1985 года по настоящее время было построенно 16 кораблей данного класса, а также после 2000 года будут построены 2 эсминца для ВМФ Китая.

Две пусковые установки МС-196 ЗРК М-22 находятся соответственно в носовой и кормовой частях корабля непосредственно за артиллерийскими установками АК-130-МР184. Боезапас ракет — 48 штук.

На экспорт корабельный ЗРК «Ураган» предлагается под наименованием «Штиль»

Дальнейшим развитием данного комплекса стал ЗРК «Еж», унифицированный с армейским ЗРК «Бук-М2» по ЗУР 9М317.

Корабельный зенитный ракетный комплекс «Ураган» не имеет своей радиолокационной станции обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправдано большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию «Ураган» получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания, что позволило сократить время реакции ( от обнаружения до схода ракеты) до 6с.

Корабельная система управления ЗР-90 функционирует от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 («Фрегат-М»). Координаты всех обнаруженных целей поступают в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие — вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляют 12 и 6 целей соответственно.

В состав системы управления комплекса входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении.

Зенитная ракета 9М38/9M38M1 выполнена с применением двухрежимного твердотопливного двигателя (общее время работы — около 15 секунд), по нормальной аэродинамической схеме с «Х»-размещением крыльев малого удлинения. В передней части ракеты последовательно размещаются полуактивная головка самонаведения, аппаратура автопилота, источники питания и боевая часть. Для уменьшения разброса центровки по времени полета камера сгорания РДТТ размещена ближе к середине ракеты и сопловой блок включает удлиненный газоход, вокруг которого расположены элементы рулевого привода. Ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Для ракеты разрабатывалась новая ГСН с комбинированной системой управления. В комплексе было реализовано самонаведение ЗУР по методу пропорциональной навигации. Контактный подрыв БЧ используется при стрельбе по надводным целям.

Ракета развивает скорость полета до 1200 м/с и может маневрировать с перегрузками до 19 ед.

Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активно-импульсным и контактным взрывателями, осколочной боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации.

Время на подготовку пуска ракеты от момента обнаружения цели занимает всего 16 секунд. Обслуживают весь ЗРК, в зависимости от его модификации, до двух десятков человек, которые в основном лишь контролируют работу систем. Привычной для всех кнопки «Пуск» на пульте командного прибора «Штиля» нет. Человек только сообщает вычислительной машине о необходимости пуска, может сообщить, сколько ракет выпустить по цели, а остальное — расчет курса цели, ее траектории и времени подлета к точке поражения ЭВМ берет на себя, так же, как и последующее уничтожение атакующей корабли ракеты или самолета. При этом она отслеживает одновременно до 12 целей и производит пуски ракет с интервалом от 3 до 12 секунд, в зависимости от боевой задачи и модификации комплекса

Пусковая установка МС-196 палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Вес пусковой установки без ракет — 30 т. Площадь погреба 5,2 х 5,2, глубина 7,42 м. Пусковая установка разработана в КБ «Старт» ( бывшее ГКБКМ) главный конструктор А. И.Яскин.

Комплекс обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

Одним из главных свойств структуры комплекса стала практически полная неуязвимость всех его основных систем. Во время боя отсеки с аппаратурой управления могут даже гореть, подвергаться механическим повреждениям — попаданиям осколков ракет и снарядов, частично затапливаться, но при этом ЗРК будет продолжать работать.

war-arms.info

Ураган (РСЗО) — WiKi

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» История Размеры Вооружение Подвижность
Боевая машина 9П140 на доработанном шасси ЗИЛ-135ЛМ
Классификация Реактивная система залпового огня
Шасси ЗИЛ-135ЛМ
Страна-разработчик
Год(ы) производства 1975 — 1991
Год(ы) эксплуатации с 1975
Масса без снарядов и расчета, кг 15 100
Масса в боевом положении, кг 20 000
Длина в походном положении, мм 9630
Ширина в походном положении, мм 2800
Высота в походном положении, мм 3223
Клиренс, мм 475
Калибр, мм 220
Количество направляющих 16
Дальность стрельбы минимальная, м 8000 (10 000)
Дальность стрельбы максимальная, м 35 800
Площадь поражения, м² 426 000
Максимальный угол возвышения, ° +55
Точность (рассеивание), м по ТТТ на макс. дальность Вд 1/170,Вб 1/125[1]
Расчёт БМ, чел. 4
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин 3
Время залпа, с 8,8..20[2]
Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин 1,5
Тип двигателя

два ЗИЛ-375

Производитель:ЗИЛ
Марка:два ЗИЛ-375
Тип:Бензиновый
Объём:6962[3] см3
Максимальная мощность:180[3]л. с. (133[3] кВт ), при 3200[4] об/мин
Максимальный крутящий момент:465[3] Н·м, при 1800 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:8×2[3]
Диаметр цилиндра:108 мм
Ход поршня:95 мм
Степень сжатия:6,5[3]
Система питания:двухкамерный карбюратор
Охлаждение:Жидкостное[3]
Клапанной механизм:OHV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4[3]
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:бензин основной — АИ-93 (92) допустимый — А-76 (АИ-80)[3]
Мощность двигателя, л. с. 2х180
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 570
Колёсная формула 8х8

ru-wiki.org

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ «УРАГАН-1М»

MULTIPLE ROCKET LAUNCHERS «URAGAN-1M»

11.02.2016На вооружение одного из артиллерийских соединений Западного военного округа (ЗВО), дислоцирующегося в Московской области, в рамках программы перевооружения поступили 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» и 16 транспортно-заряжающих машин. Об этом сообщил ТАСС начальник пресс-службы ЗВО полковник Игорь Мугинов.«Эти комплексы значительно повысят боевые возможности артиллеристов при проведении оборонительных и наступательных операций. РСЗО предназначены для поражения любых групповых целей, открытой и укрытой живой силы, легкобронированной и бронированной боевой техники, подразделений артиллерии, тактических ракет, командных пунктов, узлов связи и другой инфраструктуры условного противника», — уточнил офицер.

24.04.2016Новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (калибр 300 мм) и «Ураган-1М» (220 мм) уже поступают на вооружение российской армии.Об этом сообщил в субботу начальник управления по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) ВВТ сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента Минобороны РФ по обеспечению ГОЗ полковник Михаил Осыко в эфире радиостанции «Русская служба новостей».«На сегодняшний день взамен РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч» у нас сейчас поступают на вооружение новые комплексы: вместо «Града» — «Торнадо-Г», вместо «Урагана» — «Ураган-1М», вместо «Смерча» — «Торнадо-С». Они работают на более высокие дальности, у них более мощные ракеты», — сказал Осыко.Эффективность поражения у них, по его словам, значительно выше.РИА Новости

РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ (РСЗО) «ТОРНАДО» («ТОРНАДО-Г» и «ТОРНАДО-С»)17.09.2016Новая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М» начала поступать в Вооруженные силы России, но пока таких систем мало. Об этом сообщил в пятницу журналистам заместитель министра обороны Юрий Борисов.«Ураган-1М» уже поступает в войска, но пока в недостаточном количестве», — сказал он.По его словам, на данный момент существуют некоторые проблемы у предприятий, которые выступают в качестве подрядчиков выпускающего «Ураганы» холдинга «Сплав».«Их состояние разное, сегодня мы обсуждали с руководством «Сплава» проблемы кооперации и пути их решения, после которого станет возможной поставка этих РСЗО в необходимом для нас объеме», — отметил Борисов.ТАСС

11.11.2016Новейшая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М», способная вести стрельбу двумя калибрами, поступила в Михайловскую военную артиллерийскую академию.Уже в ближайшее время курсанты и слушатели академии приступят к изучению новой артиллерийской техники.Комплекс «Ураган-1М» состоит из боевой и транспортно-заряжающей машин. На шасси боевой машины монтируются две направляющие со сменными пакетами. Бикалиберность реализуется применением двух типов реактивных снарядов — от 220-мм системы «Ураган» и от 300-мм системы «Смерч».Боевая и транспортно-заряжающая машины системы «Ураган-1М» выполнены на базе шасси «Астролог», которое уже используется в оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер».Пресс-служба Западного военного округа

МИХАЙЛОВСКАЯ ВОЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ21.11.2016ФОТОРЕПОРТАЖ: РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016

На празднике, посвященном Дню ракетных войск и артиллерии, на полигоне Луга в Ленинградской области впервые были показаны боевая машина (БМ) и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) новой РСЗО «Ураган-1М».РСЗО предназначена для поражения площадных целей, командных пунктов, вертолетов на посадочных площадках.ВТС «БАСТИОН», 21.11.2016

РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 9К57 «УРАГАН»22.11.2016ФОТОРЕПОРТАЖ: РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016

Продолжаем серию публикации с Лужского полигона о праздновании Дня ракетных войск и артиллерии от 19 ноября 2016 года. Как уже ранее сообщалось, на полигоне Луга в Ленинградской области впервые были показаны боевая машина (БМ) и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) новой РСЗО «Ураган-1М». Сегодня предлагаем серию фотографий о данной РСЗО и с самого праздника.ВТС «БАСТИОН», 22.11.2016

РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016 ВЫСТАВКА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016. ЧАСТЬ 3 ЛУЖСКИЙ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ ПОЛИГОН (33-Й АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОЛИГОН)27.01.2017«Нам есть что сегодня предложить министерству обороны – это система «Торнадо-Г», «Торнадо-С», «Ураган-1М». Разработки новые и они сразу отразились в гособоронзаказе. Последние два года, особенно 2016-й, для нас показательны, мы увеличили объем производства более чем в 2 раза», — сказал генеральный директор НПО «Сплав» Владимир Лепин в интервью газете «Комсомольская правда».Новый комплекс «Торнадо-Г», он принят на вооружение совсем недавно – в 2014 году. И призван постепенно заменить в войсках РСЗО «Град». А в 2016 году принята еще одна бикалиберная система «Ураган-1М», отметил гендиректор.«Ураган-1М» это первый комплекс, который предусматривает пакетное заряжание. На одной платформе можно использовать снаряды калибров 220 мм или 300 мм, и вести стрельбу не только новыми снарядами, но и всеми типами снарядов РСЗО «Смерч» и «Ураган», об этом заявил Владимир Лепин.ВТС «БАСТИОН»

РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ (РСЗО) «ТОРНАДО» («ТОРНАДО-Г» и «ТОРНАДО-С»)НПО «СПЛАВ»06.10.2018Российские берега защитят «Ураганы». Военно-морской флот начал перевооружение своих артиллерийских частей в Крыму и в Калининградском особом районе. Туда поступят дальнобойные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган» и их модернизированная версия «Ураган-1М». Они дадут возможность создать непроницаемый огневой заслон вдоль российского берега, а также поддержать высокоточным огнем морскую пехоту.Как рассказали «Известиям» в Министерстве обороны, военное ведомство приняло решение радикально усилить огневую мощь артиллерийских частей ВМФ. Артиллерийский полк Черноморского и артиллерийская бригада Балтийского флотов перевооружаются на 220-мм РСЗО 9К57 «Ураган». Балтийские артиллеристы уже получили первые боевые машины. А в сентябре бригада провела первые ракетные стрельбы. В дальнейшем «Ураганы» будут заменены более современной дальнобойной РСЗО «Ураган-1М».Таким образом, артиллеристы получат «длинную руку». Дальность поражения целей увеличится до 70 км. У РСЗО «Торнадо-Г» и «Град», которые сейчас стоят на вооружении морских артиллеристов, этот показатель значительно меньше — 40 и 20 км соответственно.Про «Ураган-1М» известно мало. Их основное отличие — пакетное заряжание пусковых установок с помощью транспортно-пусковых контейнеров, что в несколько раз повышает скорострельность артиллерийских систем. Для артсистем разработаны новые разновидности боеприпасов — кассетные и объемного взрыва, а также повышенной дальности. В арсенале «Урагана-1М» появятся управляемые ракеты. Также эта РСЗО может использовать боеприпасы от «Града» калибром 122 мм.Благодаря автоматизированной системе управления (АСУ) и бортовому вычислительному комплексу РСЗО может уничтожать цели в режиме реального времени без вмешательства расчета.Известия.ру

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ

РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ «УРАГАН-1М»Реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М» разработана тульским предприятием НПО “Сплав”, которое входит в концерн “Техмаш”. РСЗО “Ураган-1М”- это глубокая модернизация хорошо зарекомендовавших себя реактивных систем залпового огня “Ураган” предыдущего поколения.На новой РСЗО «Ураган-1М» применены сменные пакеты с реактивными снарядами двух калибров 220-мм и 300-мм, система может применять боеприпасы большего калибра чем «Ураган» — 300-мм, кроме того все процессы в “Урагане-1М” полностью автоматизированы, в частности это подготовка стрельбы.РСЗО «Ураган-1М» предназначена для поражения площадных целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.В середине 1990-х годов в России была начата разработка новой реактивной бикалиберной системы 9К512 «Ураган-1М». В 1995 году Брянский автомобильный завод начал работы по проектированию шасси на базе автомобилей БАЗ-6910 «Вощина-1» для новой РСЗО, однако по причине отсутствия финансирования в конце 1996 года все работы были остановлены. Одновременно с шасси производства Брянского автомобильного завода конструкторами Мотовилихинских заводов был проработан вариант размещения системы на базе шасси МЗКТ-7930 «Астролог». После рассмотрения проектов, Министерством обороны был выбран вариант с размещением на шасси производства Минского завода колёсных тягачей. В таком виде, новая РСЗО «Ураган-1М» поступила на испытания. В 2012 году были начаты государственные испытания системы.

В состав системы 9К512 входят:• Боевая машина 9А53;• Транспортно-заряжающая машина 9Т249;• Реактивные снаряды в транспортно-пусковых контейнерах (пакетах).

Бикалиберность реализуется применением двух типов реактивных снарядов — от 220-мм системы «Ураган» и от 300-мм системы «Смерч».Боевая и транспортно-заряжающая машины системы «Ураган-1М» выполнены на базе шасси «Астролог», которое уже используется в оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер».На шасси боевой машины монтируются две направляющие со сменными пакетами. Бикалиберность реализуется применением двух типов реактивных снарядов. Первый тип ставится в двух пакетах по 15 снарядов, это стандартные 220-ммснаряды от РСЗО 9К57 «Ураган»: масса 270−280 кг, максимальная дальность стрельбы до 35 км. Снаряды осколочно-фугасные, термобарические, кассетные и зажигательные.Второй тип — в двух пакетах по 6 снарядов, это 300-мм снаряды от РСЗО 9К58 «Смерч»: масса снаряда 800−815 кг, максимальная дальность стрельбы 70−90 км. Снаряды осколочно-фугасные, термобарические, кассетные.В комплектации кассетных снарядов могут применяться самоприцеливающиеся поражающие элементы, а также «высеваемые» по площади противотанковые мины ПТМ-3.Транспортно-заряжающая машина 9Т249 предназначена для размещения и транспортировки реактивных снарядов, заряжания и разряжания боевой машины (БМ) 9А53 «Ураган-1М».Перспективная бикалиберная РСЗО «Ураган-1М» прошла госиспытания и в ближайшее время будет принята на вооружение российской армии, сообщил летом 2015 года заместитель гендиректора концерна «Техмаш» (входит в Ростех) Владимир Тихонов.

Новая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М» начала поступать в Вооруженные силы России, но пока таких систем мало, об этом сообщил в сентябре 2016 года заместитель министра обороны Юрий Борисов. По его словам, на данный момент существуют некоторые проблемы у предприятий, которые выступают в качестве подрядчиков выпускающего «Ураганы» холдинга «Сплав».«Их состояние разное, сегодня мы обсуждали с руководством «Сплава» проблемы кооперации и пути их решения, после которого станет возможной поставка этих РСЗО в необходимом для нас объеме», — отметил Борисов.На вооружение одного из артиллерийских соединений Западного военного округа (ЗВО), дислоцирующегося в Московской области, в рамках программы перевооружения в феврале 2016 года поступили 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» и 16 транспортно-заряжающих машин.

Новейшая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М», способная вести стрельбу двумя калибрами, поступила а середине 2016 года в Михайловскую военную артиллерийскую академию.На празднике, посвященном Дню ракетных войск и артиллерии, на полигоне Луга в Ленинградской области впервые были показаны боевая машина (БМ) и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) новой РСЗО «Ураган-1М».Реактивная система залпового огня «Ураган-1М» принята на вооружение ВС РФ в 2016 году.

«Нам есть что сегодня предложить министерству обороны – это система «Торнадо-Г», «Торнадо-С», «Ураган-1М». Разработки новые и они сразу отразились в гособоронзаказе. Последние два года, особенно 2016-й, для нас показательны, мы увеличили объем производства более чем в 2 раза», — сказал генеральный директор НПО «Сплав» Владимир Лепин в конце января 2017 года.Новый комплекс «Торнадо-Г», он принят на вооружение совсем недавно – в 2014 году. И призван постепенно заменить в войсках РСЗО «Град». А в 2016 году принята еще одна бикалиберная система «Ураган-1М», отметил гендиректор.«Ураган-1М» это первый комплекс, который предусматривает пакетное заряжание. На одной платформе можно использовать снаряды калибров 220 мм или 300 мм, и вести стрельбу не только новыми снарядами, но и всеми типами снарядов РСЗО «Смерч» и «Ураган», об этом заявил Владимир Лепин.

В рамках полевого выхода более 200 курсантов старших курсов Михайловской военной артиллерийской академии в начале февраля 2017 года выполнили упражнения боевых стрельб из новейших реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М» и «Град» на 33-й артиллерийском полигоне под Лугой. В течение трех дней будущие офицеры осваивали новую боевую технику и совершенствовали навыки стрельбы штатными снарядами РСЗО по полноразмерным мишеням, имитирующим боевую технику и инженерные укрепления условного противника. Точные координаты целей выдали расчёты беспилотных летательных аппаратов.В ходе полевого выхода были отработаны вопросы одиночного и группового занятия огневых позиций, ведение артиллерийской разведки и корректирование стрельбы различными способами.В полевом выходе было задействовано более 50 единиц боевой и специальной техники.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

БОЕВАЯ МАШИНА 9А53 «УРАГАН-1М»Тип шасси МЗКТКолесная формула 8×8Масса, кг• без контейнеров 31,54• с контейнерами «Ураган» 42,20• с контейнерами «Смерч» 43,60Длина в походном положении, м:• с контейнерами «Ураган» 12,67• с контейнерами «Смерч» 13,00Ширина в походном положении, м:• с контейнерами «Ураган» 6,09• с контейнерами «Смерч» 7,44Высота, м 3,35Скорость движения км/ч 70Время перевода из походного в боевое положение, сек 20Время оставления ОП, сек 45Запас хода, км 1000Расчет, чел 3

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ЧАСТЬ

Количество устанавливаемых контейнеров, шт 2Время стрельбы, сек:— изделиями 220-мм «Ураган» 14-60— изделиями 300-мм «Смерч» 22-40

ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА 9Т249 «УРАГАН-1М»Тип шасси МЗКТКолесная формула 8 х 8Полная масса, кг 46000Длина в походном положении, м 14Ширина в походном положении, м 3,14Высота в походном положении, м 3,55Максимальная скорость движения, км,ч 70Запас хода, км 1000Расчет, чел. 3Количество перевозимых контейнеров 2Грузоподъемность крана, кг 6300

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.11.2016 + доп.

Источники: материалы выставки на полигоне «Луга» 19.11.2016, ВТС «БАСТИОН», Пресс-служба Западного военного округа, ТАСС, defendingrussia.ru, ru.wikipedia.org, topwar.ru, promvest.info и др.

РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016РСЗО «УРАГАН-1М» НА ЛУЖСКОМ ПОЛИГОНЕ. 19.11.2016РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 9К57 «УРАГАН» НПО «СПЛАВ»

bastion-karpenko.ru

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» » Военное обозрение

В конце сороковых годов перед советскими конструкторами встал вопрос доставки новых ядерных боезарядов к целям. В качестве перспективных носителей атомного вооружения рассматривались бомбардировщики и баллистические ракеты. Однако развитие авиационной и ракетной техники того времени не позволяло возлагать на нее большие надежды. Существующие и перспективные баллистические ракеты имели недостаточную дальность полета для поражения целей на территории США, а самолеты для выполнения боевой задачи должны были прорываться через противовоздушную оборону противника. Требовалось найти способ решения сложившейся проблемы.

Предварительные работы

В качестве перспективного средства доставки ядерных боезарядов в начале пятидесятых годов рассматривались сверхзвуковые бомбардировщики и крылатые ракеты (самолеты-снаряды по классификации тех лет). Подобная техника могла бы атаковать цели, преодолевая ПВО противника. Однако достижение высоких летных данных, необходимых для прорыва обороны, было связано с массой технических и технологических проблем. Тем не менее, путь развития средств доставки был определен. В Советском Союзе стартовали несколько проектов по созданию перспективной авиационной и ракетной техники.

Еще в конце сороковых несколько научно-исследовательских организаций доказали принципиальную возможность создания межконтинентальной крылатой ракеты (МКР) с крейсерской скоростью не менее 3000 км/ч и дальностью порядка 6000 километров. Подобный боеприпас мог бы уничтожать цели на территории противника при помощи ядерной боевой части, а также был способен преодолевать все существующие системы противовоздушной обороны. Однако для строительства межконтинентальной крылатой ракеты требовалось создать новые технологии и новое специальное оборудование.

Первый проект отечественной МКР разрабатывался в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Одной из важнейших задач в ходе этого проекта стало создание систем навигации и управления. Без подобной аппаратуры перспективная крылатая ракета не могла выйти в район цели, а о надежном ее поражении даже не шло речи. Новая МКР должна была использовать систему астронавигации и ориентироваться по звездам. Разработка астронавигационной системы оказалась непростой задачей – это оборудование должно было не только точно определять координаты ракеты, следя за звездами, но и работать в условиях многочисленных помех (Солнце, другие звезды, блики от облаков и т.п.). В 1953 году сотрудники НИИ-88 под руководством И.М. Лисовича завершили работы по астронавигационной системе АН-2Ш. В дальнейшем эту систему совершенствовали, но кардинальные изменения в ее конструкцию не вносились.

Проект МКР, создававшийся в ОКБ-1, определил основные черты облика всех будущих ракет этого класса. Королев предложил использовать двухступенчатую схему. Это значит, что межконтинентальная крылатая ракета должна была взлетать вертикально, используя первую ступень с жидкостными двигателями. После подъема на нужную высоту должен был включаться маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель второй ступени. Вторая ступень фактически представляла собой самолет-снаряд. Теоретическая проработка этого предложения показала его перспективы, вследствие чего все новые проекты МКР подразумевали использование двухступенчатой архитектуры.

Проект «Буря»/«350»

Конструкторское бюро под руководством Королева работало над новой МКР до 1954 года, после чего было вынуждено отказаться от этого проекта, поскольку все его силы уходили на проект межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Весной 54-го все работы по тематике МКР были переданы в ведение министерства авиационной промышленности.

20 мая 1954 года Совмин выпустил постановление, в соответствии с которым требовалось разработать два варианта межконтинентальных крылатых ракет. К работам по программе «КРМД» («Крылатая ракета межконтинентальной дальности») привлекли ОКБ-301 во главе с С.А. Лавочкиным и ОКБ-23 В.М. Мясищева. Проекты получили условные названия «Буря» (ОКБ-301) и «Буран» (ОКБ-23). Кроме того, проекты носили заводские обозначения «350» и «40» соответственно. Научным руководителем темы «КРМД» назначили директора НИИ-1 академика М.В. Келдыша.

Конструкторскому коллективу ОКБ-301 при создании проекта «Буря»/«350» пришлось искать новые нетривиальные решения возникающих технических задач. Требования к перспективной МКР были таковы, что создание удовлетворяющего им изделия было связано с созданием и освоением новых технологий. Забегая вперед, необходимо отметить, что в ходе проекта «Буря» советская промышленность освоила изготовление и обработку деталей из титана, создала несколько новых термостойких сплавов и материалов, а также разработала большое количество специального оборудования. В дальнейшем все эти технологии неоднократно применялись в новых проектах. Интересен тот факт, что главным конструктором «титановой» крылатой ракеты «Буря» был Н.С. Черняков, позже ушедший в ОКБ П.О. Сухого и руководивший созданием «титанового» ракетоносца Т-4.

Эскизное проектирование МКР «Буря» заняло всего несколько месяцев. Уже в августе 1954 года ОКБ-301 представило заказчику документацию по проекту. Изделие «350» должно было строиться по той же схеме, что и МКР, ранее разрабатывавшаяся под руководством С.П. Королева. «Бурю» предлагалось сделать двухступенчатой, причем вторая ступень должна была представлять собой самолет-снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, автономной системой управления и ядерной боевой частью.

Заказчик рассмотрел предложенный проект, однако высказал некоторые новые пожелания и скорректировал технические требования. В частности, вес боевой части увеличили на 250 кг, до 2,35 тонны. Из-за этого конструкторам КБ С.А. Лавочкина пришлось внести в проект «350» значительные коррективы. Межконтинентальная крылатая ракета сохранила общие черты облика, но заметно потяжелела и увеличилась в размерах. Из-за этого стартовый вес двухступенчатой системы вырос до 95 тонн, 33 из которых приходилось на вторую ступень.

В соответствии с обновленным проектом было построено несколько моделей, которые испытывались в ЦАГИ и ЛИИ. В Летно-исследовательском институте аэродинамика моделей проверялась путем сброса с переоборудованного самолета-носителя. Все предварительные испытания и конструкторские работы завершились в начале 1957 года. К этому времени проект приобрел окончательный облик, который в дальнейшем почти не менялся. Вскоре после окончания проекта началось строительство нескольких опытных образцов.

Технические особенности

Будучи построенной по схеме, предложенной еще в начале десятилетия, МКР «Буря» состояла из первой (разгонной) ступени с жидкостными ракетными двигателями и второй (маршевой), представлявшей собой самолет-снаряд и оснащенной ядерной боевой частью. Как отмечает историк авиации Н. Якубович, конструкцию «Бури» можно описывать как с позиций ракетной техники, так и с точки зрения авиации. В первом случае «Буря» выглядит, как двух- или трехступенчатая (если учитывать отделяемую боевую часть) ракетная система, во втором – как самолет-снаряд вертикального взлета с ракетными ускорителями.

Первая ступень МКР «Буря» состояла из двух блоков. В каждом из них имелись топливные баки для 6300 кг горючего и 20840 кг окислителя. В хвостовой части блоков размещались четырехкамерные двигатели С2.1100, разработанные в ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева. В газовой струе двигателей располагались рули, предназначенные для корректировки траектории полета на первом этапе полета. Первая ступень межконтинентальной крылатой ракеты предназначалась для подъема маршевой на высоту около 17500 метров. После этого автоматика должна была включать прямоточный двигатель второй ступени и производить сброс разгонных блоков.

Вторая ступень изделия «350» являлась собственно крылатой ракетой. Фюзеляж второй ступени почти полностью был отдан под сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-012, разработанный под руководством М.М. Бондарюка. Между обшивкой и каналом воздухозаборника в фюзеляже располагались топливные баки. На верхней поверхности фюзеляжа, в средней и хвостовой его части, размещался отсек с аппаратурой наведения и системой охлаждения. Боевая часть располагалась в центральном теле регулируемого воздухозаборника. Вторая ступень «Бури» была выполнена по аэродинамической схеме среднеплан и имела треугольное крыло малого удлинения. Стреловидность по передней кромке – 70°. В хвостовой части ракеты предусмотрели Х-образное оперение с рулями.

Несмотря на расчетную максимальную дальность полета не менее 7000-7500 километров, МКР «350» получилась достаточно компактной. Общая длина готовой к старту ракеты равнялась примерно 19,9 метрам. Первая и вторая ступени были немного короче. Стартовые ускорители имели длину 18,9 метра и диаметр не более 1,5 метра. Каждый из блоков первой ступени при старте обеспечивал тягу порядка 68,6 тс. 18-метровая вторая ступень имела фюзеляж диаметром 2,2 метра и крыло размаха 7,75 метра. Ее прямоточный двигатель на крейсерской скорости обеспечивал тягу до 7,65 тс. Общая масса готовой к старту МКР превышала 97 тонн, 33,5 из которых приходилось на каждый из блоков первой ступени и 34,6 тонны – на вторую ступень. Необходимо отметить, что в ходе доработок и испытаний стартовый вес ракеты «Буря» неоднократно изменялся, как в большую, так и в меньшую сторону.

Для запуска ракеты «Буря» был создан специальный стартовый комплекс на железнодорожной платформе. После вывода на стартовую позицию стартовый комплекс предполагалось разворачивать в нужном направлении и поднимать ракету в вертикальное положение. По команде ракета с помощью двигателей первой ступени должна была подниматься на высоту порядка 17,5 километров. На этой высоте происходила отцепка отработанных блоков первой ступени и запуск прямоточного двигателя второй. При помощи прямоточного двигателя вторая ступень должна была разгоняться до скорости порядка М=3,1-3,2. На маршевом участке включалась система астронавигации, корректировавшая траекторию полета. В нескольких десятках километров от цели «Буря» должна была подниматься на высоту 25 км и переходить в пикирование. Во время пикирования предлагалось сбрасывать центральное тело воздухозаборника с боевой частью. Испытания макетов, сбрасываемых с самолета-носителя, показали, что отклонение боеголовки ракеты на максимальной дальности не превысит 10 километров от цели.

Испытания

К середине 1957 года были изготовлены несколько экземпляров изделия «350». В июле их доставили на полигон Капустин Яр (согласно некоторым источникам, испытания велись на полигоне Владимировка). Первый запуск ракеты «Буря» был запланирован на 31 июля 1957 года (по другим данным, на 1 августа). В ходе первого испытательного пуска предполагалось проверить работу первой ступени. Тем не менее, из-за отказа систем запуск не состоялся и ракету отправили на доработку. В нескольких первых испытаниях вместо готовой второй ступени использовался ее массогабаритный макет. Он представлял собой корпус ракеты с топливными баками, заполненными песком или водой. Первый полет перспективной МКР состоялся лишь 1 сентября и закончился неудачей. Через несколько секунд после старта произошел аварийный отстрел газовых рулей, из-за чего изделие потеряло управление и упало недалеко от стартовой позиции. Последний запуск 57-го года, состоявшийся 30 октября, тоже закончился аварией.

После ряда доработок испытания возобновились 21 марта 1958 года. Целью четвертого пуска была отработка полета на начальном участке траектории. Вместо запланированных 95 секунд ракета «350» пробыла в воздухе чуть более одной минуты. На 60-й секунде полета автоматика управления по неким причинам перевела ракету в пикирование, и через 3 секунды изделие врезалось в землю. 28 апреля очередной «Буре» удалось совершить полет продолжительностью более 80 секунд. На этот раз причиной преждевременного падения ракеты стал сбой в работе электросистем, из-за которого произошел сброс блоков первой ступени. Ракета поднялась на высотку около 15 километров.

Запуск 22 мая 1958 года стал первым удачным в ходе программы испытаний. Облегченное на 30% изделие «350» за 90 секунд работы двигателей первой ступени поднялось на высоту более 17 километров и достигло скорости около М=2,95. На этой скорости произошел штатный запуск прямоточного двигателя второй ступени. Испытываемая ракета упала в заданном районе через две минуты после старта. Тестовые запуски с целью отработки полета на начальном участке траектории и испытания второй ступени продолжались до конца марта 1959 года. Из семи запусков, проведенных с 11 июня 1958 года по 29 марта 59-го, лишь один был признан удачным. В двух произошли отказы различных систем на старте, остальные завершились авариями в полете.

Стоит отметить, успешный полет 29 марта 1959 года прошел не в полной мере удачно. Первая ступень успешно вывела МКР на расчетную высоту, после чего начал работу сверхзвуковой прямоточный двигатель. Полет второй ступени изделия «350» с половинной заправкой топливом проходил на высоте 15 километров. За 25 минут 20 секунд ракета преодолела более 1300 километров. Тем не менее, во время горизонтального полета из-за сбоя бортового оборудования немного уменьшилась скорость.

С 19 апреля 1959 года по 20 февраля 60-го были проведены еще три запуска, признанные успешными. В ходе апрельского полета МКР «Буря» находилась в воздухе более 33 минут и преодолела свыше 1760 километров. В некоторых источниках утверждается, что во время этих испытаний ракета пролетела около 2000 км, затем повернула в обратном направлении и пролетела еще 2000 км.

В середине 1959 года ОКБ-301 обновило проект, оснастив межконтинентальную крылатую ракету «Буря» новыми двигателями. Первая ступень теперь оснащалась двигателями С2.1150, а вторая получила силовую установку типа РД-012У. Двигатели новых типов обеспечили прирост в тяге и, как следствие, в летных характеристиках. Первый полет модернизированной МКР состоялся 2 октября 1959 года. На маршевом участке траектории ракета впервые использовала астронавигационную систему. 20 февраля следующего года ракета «Буря» установила новый рекорд дальности, пролетев около 5500 километров.

Из четырех испытательных запусков 1960 года лишь один завершился аварией. 6 марта через 25-26 минут после старта начались неполадки в работе маршевого прямоточного двигателя. Полет прервали, дав команду на самоуничтожение. К этому времени ракета пролетела около 1500 километров.

Согласно программе испытательного полета 23 марта 1960 года, МКР «Буря» должна была достигнуть мыса Озерный (Камчатка). Пуск, подъем на высоту 18 км и последующий полет на маршевом участке прошли без каких-либо проблем. На включение и начало работы астронавигационной системы ушло не более 12-15 секунд. На 118-й минуте полета в баках второй ступени закончилось топливо. Еще через 2-2,5 минуты ракета должна была перейти в пикирование, однако произошел отказ системы управления. Устойчивый полет ракеты «350» продолжался 124 минуты, после чего она упала, преодолев в общей сложности свыше 6500 километров. Скорость на маршевом участке достигала М=3,2.

16 декабря того же года ракета «Буря» должна была долететь до полигона Кура (Камчатка). Изделие пролетело более 6400 километров и отклонилось от расчетной траектории не более чем на 5-7 километров. Скорость второй ступени достигала М=3,2. Все системы в ходе этого полета работали штатно. Полет был прекращен после израсходования запаса топлива.

Проекты на основе «Бури»

Уже в 1957-58 годах, после нескольких успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, стало ясно, что проект «350» в виде ударной системы не имеет практически никаких перспектив. Межконтинентальные крылатые ракеты проигрывали баллистическим по подлетному времени и, как следствие, по боевым возможностям. Кроме того, МКР, в отличие от боевых блоков МБР в будущем могли стать достаточно легкой целью для перспективных систем противовоздушной обороны. Из-за этого 5 февраля 1960 года Совмин постановил прекратить работы по проекту межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Тем же постановлением ОКБ-301 разрешалось провести пять дополнительных испытательных запусков, предназначенных для отработки различных систем.

Это разрешение было обусловлено тем, что еще в 1958 году конструкторы под руководством С.А. Лавочкина и Н.С. Чернякова начали работать над перспективным беспилотным разведчиком на базе «Бури». В июле 1960 года руководство страны потребовало разработать стратегический комплекс фото- и радиотехнической разведки, используя имеющиеся наработки по МКР «350». Разведчик должен был летать на высотах порядка 25 км со скоростью 3500-4000 км/ч. Радиус действия задавался на уровне 4000-4500 километров. Беспилотный разведчик нужно было оснастить несколькими аэрофотоаппаратами ПАФА-К и АФА-41, а также комплексом радиотехнической разведки «Ромб-К». Предлагалось создать два варианта беспилотного летательного аппарата. Один из них должен был получить посадочные устройства, обеспечивавшие его многоразовое применение. Второй вариант предполагалось сделать одноразовым. Для этого он должен был нести запас топлива, необходимый для полета на дальность до 12000-14000 километров, а также радиоаппаратуру для передачи данных на расстоянии до 9 тыс. км.

9 июня 1960 года не стало С.А. Лавочкина. Проект перспективного стратегического разведчика буквально осиротел. Из-за отсутствия поддержки со стороны генерального конструктора проект сбавил темпы, а к концу года был закрыт. Стоит отметить, на судьбе проекта сказалась не только смерть Лавочкина. К этому времени появилась реальная возможность создать разведывательный спутник с подходящим составом оборудования. Эксплуатация подобных систем была незначительно сложнее использования доработанной крылатой ракеты. Кроме того, для запуска разведывательных спутников предлагалось использовать ракеты-носители, унифицированные с МБР Р-7. Из-за этого проект стратегического фото- и радиотехнического разведчика был закрыт.

Во время разработки разведчика было проведено лишь три из пяти разрешенных испытательных пусков. Еще один, состоявшийся 16 декабря 1960 года, имел иные цели. В начале 60-го сотрудники ОКБ-301 предложили использовать МКР «350» в качестве основы для скоростной высотной мишени, которую можно было бы использовать для подготовки расчетов зенитных ракетных комплексов «Даль». После единственного тестового запуска по программе разработки мишени проект был прекращен. Сам проект ЗРК «Даль» тоже не был успешным – его закрыли в 1963 году.

Итоги

В декабре 1960 года все работы по разведчику и мишеням прекратились. Подобные переработки проекта МКР «Буря» посчитали бесперспективными. Таким образом, проект «350» не дал никаких результатов в виде практически применимой ударной, разведывательной и т.п. системы. Тем не менее, этот проект нельзя признать неудачным. При разработке межконтинентальных крылатых ракет советские ученые и конструкторы провели большое количество исследований, создали массу новых технологий и развили несколько важных направлений. Специально для перспективных МКР была создана первая в стране астронавигационная система и ряд другой радиоэлектронной аппаратуры. Также нельзя не отметить освоение нескольких новых технологий, связанных с изготовлением и обработкой титановых деталей. Немаловажной частью проекта «Буря» стала разработка сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Разработка двигателя РД-012 позволила накопить большой объем знаний в этой области, который был использован в более поздних проектах.

Что касается непосредственных итогов проекта, то «Буря», равно как и весь класс межконтинентальных крылатых ракет, попросту не выдержала конкуренции с межконтинентальными баллистическими ракетами, появившимися в конце пятидесятых годов. Баллистические ракеты, такие как Р-7, имели больший модернизационный потенциал и более высокие боевые возможности. Советский Союз пятидесятых и шестидесятых годов не мог позволить себе одновременно вести несколько проектов стратегических ударных систем и поэтому был вынужден учитывать их перспективы. Баллистические ракеты межконтинентальной дальности оказались выгоднее и удобнее крылатых по целому ряду параметров. Необходимо отметить, что подобная экономия ранее привела к прекращению работ по проекту МКР «Буран», разрабатывавшемуся в ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева. Руководство страны и командование вооруженных сил посчитали невыгодным одновременное создание двух крылатых ракет с примерно равными характеристиками.

В итоге межконтинентальная крылатая ракета «Буря» стала очередным пунктом в длинном списке оружия и военной техники, позволивших создать новое оборудование или освоить новые технологии, но не поступивших на вооружение. В последние годы ведущие страны вновь проявляют внимание к высокоскоростным крылатым ракетам большой дальности. Возможно, в будущем новые проекты приведут к созданию МКР, в некотором роде похожей на «Бурю». Однако нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором новые проекты повторят судьбу советского изделия «350».

По материалам:http://testpilot.ru/http://buran.ru/http://cosmopark.ru/http://militaryrussia.ru/blog/topic-767.htmlЯкубович Н.В. Неизвестный Лавочкин. – М.: Яуза, Эксмо, 2012

topwar.ru

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган»

En ЗащищатьРоссию
  • Армия
  • Люди
  • Железо
  • Мир
  • Любовь
  • Сирия
  • Армия
  • Люди
  • Железо
  • Мир
  • Любовь
  • Сирия
  • Новости
  • Инфографика
  • Энциклопедия
  • Опросы
  • Тесты
  • Техника 3D
  • Редакция

Зенитные

  • Техника и вооружение РВСН
    • Межконтинентальные ракетные комплексы стационарного базирования
    • Мобильные межконтинентальные ракетные комплексы
    • Ракетные комплексы средней дальности
  • Техника и вооружение сухопутных войск и ВДВ
    • Стрелковое оружие
      • Автоматы
      • Пистолеты и револьверы
      • Пистолеты-пулеметы
      • Снайперские винтовки
      • Пулеметы
    • Тяжелое оружие пехоты
      • Гранатометы
      • Огнеметы
      • Переносные зенитные ракетные комплексы

defendingrussia.ru