Ракета-носитель «Союз-5SL» будет работать с двигателями советского образца. Ракета носитель союз 5


Ракета-носитель «Союз-5SL» будет работать с двигателями советского образца / Хабр

Так выглядит Falcon Heavy, тяжелая ракета-носитель от SpaceX, с которой собирается конкурировать S7 Space

Генеральный директор S7 Space Сергей Сопов на днях заявил о том, что эта частная аэрокосмическая компания (в некоторых СМИ ее называют “Российской SpaceX”) собирается возродить производство ракетных двигателей НК-33 и НК-43 для создания возвращаемой ракеты «Союз-5SL».

«Мы хотели бы купить у государства известные во всем мире двигатели НК-33 и НК-43, произведенные ранее самарским заводом «Кузнецов», а также документацию, оснастку, технический задел. Вообще все, что сохранилось по этой теме от советской программы. Мы намерены восстановить производство, построить свой завод ракетных двигателей в Самаре», — сказал Сопов. Предприниматель считает, что на строительство завода вместе с процессом восстановления производства понадобится не менее пяти лет, а до этого момента S7 Space будут использовать 36 двигателей, которые остались в наличии у государства. «Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты «Союз-5SL», не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43», — сказал гендиректор компании.

По приблизительным подсчетам расходы на возобновление выпуска российских двигателей оцениваются в $300 млн. «Наше предложение обсуждается в правительстве. Также ведем переговоры с Объединенной двигателестроительной корпорацией», — сообщил Сопов.

Ракета «Союз-5SL» будет представлять собой обновленную версию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Запускать ее будут с плавучего космодрома «Морской старт» с последующим возвращением первой ступени на Землю. В данный момент площадка призвана работать для выпуска российско-украинских ракет семейства «Зенит-3SL».

«S7 представила нам свои требования к проекту, и мы рассматриваем создание такой ракеты-носителя, как модификации «Союза-5», с учетом максимальной унификации основных конструктивных решений», — сообщил гендиректор ракетно-космической корпорации “Энергия” Владимир Солнцев.

S7 Space решили использовать опыт американских коллег из SpaceX. По мнению Илона Маска, главы SpaceX, использование относительно большого количества не слишком мощных двигателей Merlin в первой ступени целесообразнее, чем использовать один-два мощных двигателя. В случае с Falcon Heavy это повышает уровень безопасности — если один или даже несколько двигателей выходят из строя, ракета все равно летит.

Предполагается, что базовая версия «Союз-5» будет использовать первую ступень российской модификации РД-170 производства «Энергомаш». Этот силовой агрегат, ранее устанавливавшийся на сверхтяжелую ракету «Энергия», считается самым мощным в мире ракетным двигателем на жидких компонентах топлива.

НК-33 и НК-43 это многоразовые двигатели, которые использовались на другой сверхтяжелой ракете Н-1. При этом на сегодняшний день двигатель НК-33 устанавливается на российском легком носителе «Союз-2.1в», а ранее он использовался при построении американской ракеты Antares. Упомянутые двигатели были разработаны в конце 60-х годов прошлого века на куйбышевском ОКБ-276 (современный самарский «Кузнецов»). Ну а НК-43 (11Д112) — жидкостный ракетный двигатель, самый мощный в мире высотный кислородно-керосиновый ЖРД, предназначенный для установки на вторую ступень ракет-носителей Н1Ф, Н1Ф-Л3М. Конструкционно РК-43 похож на НК-33. У них общие камера сгорания, ТНА, агрегаты автоматики и начальный участок сопла. Но степени расширения сопла у НК-43 увеличена. Внутренняя оболочка сопла до сечения диаметром в 1500 мм создана из бронзы, остальное — чистая сталь. Схема двигателя замкнутая, с дожиганием.

Ранее представители S7 Space заявляли о том, что компания действительно собирается конкурировать со SpaceX. Для осуществления пусков ракет отечественная компания приобрела космодром «Морской старт». По словам руководителя S7 Space, конкуренция со SpaceX будет заключаться, в первую очередь, в ценовой политике, качестве, удобстве и комфорте работы при выполнении заказанных услуг.

Первый запуск с «Морского старта» должен состояться в 2019 году. В течение последующих 15 лет компания собирается реализовать примерно 70 пусков. Кроме SpaceX конкурентом S7 Space является и «Роскосмос», дела которого, насколько можно судить, идут не очень.

habr.com

Определен технический облик и характеристики новой ракеты-носителя "Союз-5"

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Научно-технического совет (НТС) по разработке эскизного проекта новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" определил ее технический облик и основные характеристики, говорится в сообщении Роскосмоса.

Спутники на Земной орбите. Архивное фотоКитай вывел на орбиту три спутника с помощью ракеты нового поколения

"Специалисты РКЦ "Прогресс" доложили о результатах разработки эскизного проекта. В частности, по результатам работ были определены технический облик, основные характеристики, технические и технологические решения по новой ракете для обеспечения запусков автоматических космических аппаратов и транспортных пилотируемых кораблей. Также представили РКЦ "Прогресс" сообщили, что при создании носителя будут использоваться современные аддитивные технологии и технологии сварки трением с перемешиванием", — отмечается в сообщении.

Сварка трением с перемешиванием осуществляется с помощью специального инструмента, состоящего из основания — бурта и наконечника — пина. Инструмент вращается между свариваемыми материалами и размягчает их за счет тепловыделения в результате трения. Бурт создает давление с зоне сварки, в результате чего размягченный материал "течет" (теряет упругость). Пин служит для переноса материала и его перемешивания.

Стартовый комплекс на космодроме Восточный. Архивное фотоВ "Роскосмосе" рассказали о подготовке второго запуска с ВосточногоУчастие в заседании НТС под руководством генерального директора РКЦ "Прогресс" Александра Кирилина приняли первый заместитель генерального директора Роскосмоса Александр Иванов, генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев, представители НПО "Энергомаш", ЦНИИмаш и других предприятий.

Кирилин поблагодарил специалистов кооперации ракетно-космической за оперативное представление материалов эскизного проекта и подчеркнул, что сжатые сроки, предусмотренные генеральным графиком, реализуемы.

На заседании НТС о результатах разработки эскизного проекта составных частей ракеты выступили представители предприятий кооперации: "НПО "Энергомаш", "НПЦ АП", "НПО автоматика" и других. Специалисты отрасли также рассмотрели проект на комплект транспортного оборудования носителя среднего класса.

ria.ru

В РКК "Энергия" рассказали о перспективах новой ракеты "Союз-5"

09:2621.06.2017

(обновлено: 09:44 21.06.2017)

2799122

ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 21 июн — РИА Новости. Проектируемая новая российская ракета-носитель "Союз-5" грузоподъемностью около 17 тонн будет максимально адаптирована под пуски как с плавучего космодрома "Морской старт" и модернизированной "зенитовской" площадки на "Байконуре", так и впоследствии с космодрома "Восточный", заявил журналистам глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев на авиакосмическом салоне Paris Air Show.

ОАО РКК Энергия. Архивное фотоОпыт проекта "Энергия-Буран" учтут при создании новой ракеты "Союз-5""Мы можем интегрировать ее ("Союз-5") и на "Морской старт" и, отработав по сути дела на "Байконуре", мы ее можем переносить уже на космодром "Восточный". Развитие пилотируемой программы в России никто не отменял, но тем самым мы экономим средства, время, максимально используем тот задел, который у нас еще не реализован в части и системы управления и двигателей первой, второй и третьей ступени", — отметил Солнцев.

По его словам, адаптация новой ракеты потребует времени и будет осуществляться в привязке к стартовым комплексам на "Байконуре", "Восточном" и "Морскому старту".

"Любой космический аппарат, вот он ставится на "Союз", но это все равно новый ракетно-космический комплекс и его надо "вязать", потому что другие массовые характеристики, орбитальные задачи и так далее. Поэтому любой аппарат, не потому что это ракета, а потому что это комплекс, и его надо вязать: пневмо-, гидросистемы, электрические схемы, заправки, коммуникации", — уточнил глава "Энергии".

Генеральный директор Государственной корпорации Роскосмос Игорь Комаров во время панельной сессии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума 2017"Роскосмос" назвал сроки запуска "Союза-5" с БайконураОтвечая на вопрос, в чем будет отличие версий ракеты для "Морского старта", "Байконура" и "Восточного", Солнцев сказал: "Практически ничем. В какой-то части может быть по интерфейсу, но абсолютно не затрагивает никакой принципиальный конструктив ракеты. Они будут полностью унифицированы, но к унификации тоже нужно философски подходить, то есть будут какие-то адаптации. Есть нюансы стартового стола на "Морском старте", на земле, но это вопросы к интерфейсу".

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что Россия и Казахстан согласовали программу по ускоренному созданию ракеты "Союз-5" и стартовой инфраструктуры для нее на "Байконуре". Речь идет о создании новой программы, основанной на модернизации и дальнейшем строительстве комплекса "Байтерек" на базе стартового стола для ракеты "Зенит". По словам Рогозина, Россия берет на себя повышенные обязательства по финансированию и созданию ракеты среднего класса, Казахстан — по модернизации стартового комплекса.

Наиболее представительной на салоне по традиции является делегация хозяйки выставки — Франции. В Ле Бурже показывают свою продукцию более тысячи французских компаний. На фото: французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Rafale F3.

Россия представляет на выставке как гражданскую, так и военную авиатехнику: участие в салоне принимают 34 российские компании. На фото: макет российского пассажирского самолета МС-21.

В течение первых четырех дней выставка в Ле Бурже будет открыта исключительно для профессионалов авиакосмической отрасли. В остальные три дня работы салон смогут посетить все желающие.

Пилотажная группа Patrouille de France на самолетах Alphajet на авиасалоне "Ле Бурже — 2017".

Французский переносной зенитно-ракетный комплекс "Мистраль", предназначенный для поражения низколетящих вертолетов и самолетов противника.

Европейская тяжелая ракета-носитель Ariane-5 на салоне "Ле Бурже — 2017".

Делегация российской корпорации "Иркут" во главе с президентом компании Олегом Демченко на авиасалоне в Ле Бурже ведет переговоры с потенциальными заказчиками самолетов МС-21, а также с партнерами по этой программе.

Самолет Airbus A380 на Международном авиасалоне "Ле Бурже — 2017".

В первый день работы авиасалона стало известно, что Китай пригласил "Роскосмос" участвовать в проекте Китайской космической станции, однако Россия пока не приняла решение по этому вопросу.

Частный самолет на Международном авиасалоне "Ле Бурже — 2017" во Франции.

Украина на авиасалоне показала турбовинтовой многоцелевой транспортный самолет Ан-132D, который представляет собой модернизированный вариант самолета Ан-32, созданного в середине 70-х годов.

Российский радиолокационный спутник "Обзор-Р" в павильоне "Роскосмоса" на выставке "Ле Бурже — 2017".

Военно-транспортный самолет Airbus A400M в небе над Ле Бурже.

Кабина пилотажного тренажера авиалайнера МС-21. Устройство имеет идентичную самолету конструкцию пультов и органов управления.

Франко-германский консорциум Eurocopter на авиасалоне представил ударный вертолет Tiger, оснащенный ракетным комплексом Mistral.

 

ria.ru

Ракета-носитель "Союз-5" может заменить "Протоны"

10:1419.07.2017

(обновлено: 10:15 19.07.2017)

3169182

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

ЖУКОВСКИЙ (Московская область), 19 июл — РИА Новости. Разрабатываемая в России ракета среднего класса "Союз-5" с разгонным блоком "Фрегат" повышенной грузоподъемности, разрабатываемым НПО имени Лавочкина, будет сопоставима по грузоподъемности с "Протоном-М", сообщил журналистам гендиректор предприятия Сергей Лемешевский.

Вывоз ракеты космического назначения Зенит-3М с разгонным блоком Фрегат-СБ. Архивное фотоНПО Лавочкина планирует изготовить 33 разгонных блока "Фрегат" за три года"Для "Союза-5" у нас есть предложения по варианту утяжеленного "Фрегата". Мы считаем, что мы можем запас топлива на борту довести до 14 тонн, и это перекроет все необходимые задачи для средней ракеты… А если увеличивать до 17 тонн…, тогда нужно 5-метровый головной обтекатель (в стандартом варианте — 4,1 метра)", — сказал он на авиакосмическом салоне МАКС-2017.

По словам главы НПО Лавочкина, "Союз-5" с этим разгонным блоком "сможет, фактически, заменить "Протоны", выводя 3600-3800 килограммов на геостационарную орбиту и 6400 на геопереходную орбиту".

Одно из зеркал рентгеновского телескопа eROSITA, который будет работать на борту российской астрофизической обсерватории Спектр-РГОбсерватория "Спектр-РГ" поможет находить черные дыры""Союз-5" с таким разгонным блоком однозначно закроет возможности "Протона"", — констатировал Лемешевский.

"Союз-5" — ракета среднего класса, разрабатываемая в России на замену украинским "Зенитам". Носитель будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн полезной нагрузки, в том числе по пилотируемой программе, а на геостационарную орбиту (с помощью разгонного блока) — до 2,5 тонны.

На "Союзе-5" планируется впервые запустить новейший российский космический корабль "Федерация" в беспилотном варианте в 2022 году и с экипажем в 2024 году. Ракета будет взлетать с модернизированного стартового комплекса под ракеты "Зенит" на космодроме Байконур.

ria.ru

Ракета "Союз-5" может стать альтернативой "Ангаре"

Сборка РН / Фото: ТАСС: Сергей Фадеичев

Минобороны России готово рассмотреть разрабатываемую в Самаре ракету-носитель "Союз-5" в качестве альтернативы "Ангаре", сообщил в пятницу заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, отвечающий за вопросы вооружения.

«Семейство ракет-носителей "Союз-5" — это перспективная разработка, предназначенная для запусков пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, а также спутников различного назначения»

"Что касается вопросов по предоставлению услуг по запуску (ракет-носителей), РКЦ "Прогресс" является надежным поставщиком, но вы знаете, что перспектива вся дальнейшая пока связана с "Ангарой". Хотя сейчас мы услышали от руководства предложение по носителю "Союз-5". Мы договорились, что они нам дадут материалы эскизно-технического проекта, и мы оценим возможность по критерию "цена-качество" использования этого носителя в интересах космической группировки Минобороны", — сказал Борисов во время посещения ракетно-космического центра "Прогресс".

Он отметил, что разработку "Союза-5" пока ведут на предприятии в инициативном порядке.

Семейство ракет-носителей "Союз-5" — это перспективная разработка, предназначенная для запусков пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, а также спутников различного назначения.

Ракеты-носители типа "Ангара" являются экологически чистыми, так как их двигатели работают на керосине и кислороде, без использования крайне токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает ракеты четырех классов (от легкого до тяжелого) грузоподъемностью от 3,8 тонны до 35 тонн для запусков с космодрома "Плесецк", а в перспективе — с "Восточного", сообщило РИА Новости.

Cправочная информация

Ракетно-космический центр "Прогресс" предложит включить в Федеральную космическую программу на период 2016-2025 гг проект по созданию новой ракеты-носителя "Союз-5", которая будет работать на сжиженном природном газе. Об этом сообщил гендиректор предприятия Александр Кирилин.

"В настоящее время РКЦ "Прогресс" в инициативном порядке заканчивает разработку эскизного проекта "Союза-5", - сказал он. - Это новая ракета на современном перспективном топливе - сжиженном природном газе, ее экономическая эффективность достигается за счет унификации и снижения номенклатуры деталей сборочных единиц. Этот проект мы будем предлагать для включения в Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы".

Ранее первый заместитель генерального директора центра Равиль Ахметов сообщил  что СПГ - более экологически чистое горючее, чем керосин, и обладает большими энергетическими возможностями. На базе "Союза-5" можно будет создать серию ракет, включая тяжелую и сверхтяжелую. Это достигается в том числе путем использования абсолютно новой схемы - двухступенчатого носителя с двумя боковыми блоками.

Как пояснил Ахметов, "трехступенчатая и четырехступенчатая ракеты возникли тогда, когда мощности двигателей не хватало для выведения полезной нагрузки на определенный тип орбиты". С появлением более мощных двигателей необходимость ступенчатости отпадает.

"При наличии мощных двигателей двухступенчатая ракета (легкого класса) легче, проще в управлении и изготовлении. А боковые блоки позволяют увеличивать ее подъемную силу и, соответственно, массу выводимого на орбиту груза", - сказал замгендиректора. Планируется, что "Союз-5" будет создан к 2021 году. Новые ракеты планируется запускать с космодрома Восточный в Амурской области.

ОАО "РКЦ "Прогресс" — ведущее российское предприятие и один из лидеров мировой космической отрасли по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса. Ракеты-носители, созданные на предприятии, используются для запуска пилотируемых и транспортных кораблей на Международную космическую станцию, а также запусков зарубежных полезных нагрузок. Благодаря высокому уровню надежности самарские ракеты-носители получили признание на мировом уровне.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru 1

www.arms-expo.ru