П-120 Малахит (4К85) - крылатая противокорабельная ракета. Ракета малахит


П-120 «Малахит» (4К85) - противокорабельная ракета

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР «Аметист» (ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса П-70).

ПКР П-120 Малахит - видео

Постановление Совета Министров на разработку вышло 28 февраля 1963 года. В 1964 году был выполнен эскизный проект ракеты 4К85 для нового комплекса П-120 «Малахит». Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР «Аметист», отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной системой наведения (была улучшена ее избирательность).Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым. Она имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. Ракета несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. По сравнению с ПКР «Аметист» была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения» - инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ, разработанной НПО «Альтаир», реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса «Малахит» проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И.Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения.

 

МРК "Мираж" с ПКР П-120 "Малахит"

МРК "Мираж" с ПКР П-120 "Малахит"

Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории Ил-14, модельных испытаний и наземной отработки КР «Малахит» позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний.Для испытаний ракеты, проводившихся в 1963-1968 годах, был разработан проект переоборудования стенда ПС-А, созданного для испытания ракет «Аметист», под ПКР «Малахит» - стенд ПС-120 (разработчик ЦПБ «Волна», главный конструктор Я.Е.Евграфов. Испытания ракеты проходили с 25 сентября 1968 года, в 1969 году ракета испытывалась с погруженного на 50 м стенда, позднее испытания были продолжены с боевых кораблей.В 1970-1972 годах комплекс проходил испытания с малого ракетного корабля пр. 1234 («Буря») с пусками из ПУ типа КТ-120-1234, а в 1974-1975 с ПЛ пр. 670М с пусками из ПУ СМ-156 (пусковой контейнер КТ-84) под углами старта около 32°.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года для ПЛ проекта 670М. Возможно, ракетами 4К85 была перевооружена и ПЛАРК проекта 661. Ракетным комплексом «Малахит» планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).На АПЛ проекта 670М оружие сочеталось с новым ГАК «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой «главный калибр» на полную дальность, без внешнего целеуказания.

 

ПКР П-120 "Малахит" - фото разгрузки с малого ракетного корабля "Штиль"

ПКР П-120 "Малахит"

Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.Испытания противокорабельного комплекса «Малахит» были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.Старт ракеты с подводной лодки выполнялся из подводного положения (с глубины 50 м) из контейнера заполненного водой («мокрый старт»). Стартовая установка разработана в ленинградском ЦКБ-34 (Конструкторское бюро специального машиностроения).На базе ПКР 4К85 была создана ракета-мишень «Малахит». Подводные лодки проекта 670М были исключены из состава флота в 1991-1995 гг.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

Тактико-технические характеристики ПКР П-120 «Малахит» (4К85)

Длина 8,84 м
Диаметр корпуса 0,8 м
Размах крыла 2,5 м
Стартовый вес 5400 кг
Масса БЧ Фугасно-кумулятивная 800 кгспецбоеприпас до 2 Мегатонн
Скорость M=0,9
Дальность 15-150 км
Система управления инерциальная + радиолокационная + тепловая
Годы производства 1969-1992

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

Крылатая ракета средней дальности П-120 "Малахит"

Комплекс был разработан научно-производственным объединением (НПО) Машиностроение (ОКБ-52) в 1963-1972 годах и представлял собой усовершенствованную модификацию комплекса П 70 «Аметист». При модернизации ракеты была улучшена система наведения, уменьшена высота полета, в 1.5 раза увеличена дальность стрельбы и обеспечена возможность пуска как с надводного положения, так и из-под воды.

ОТ «АМЕТИСТА» К «МАЛАХИТУ»

Первые крылатые ракеты, при всех своих достоинствах, могли стартовать только из надводного положения. Новые идеи дали возможность в конце 50-х годов прошлого века начать разработку крылатых ракет, которые можно было бы запускать из-под воды (такой проект в ОКБ-52 назвали «Аметист»). Во второй половине 60-х годов П-70 «Аметист» был принят на вооружение ВМФ СССР. На «Аметисте» использовался твердотопливный маршевый двигатель. Эта разработка на 10 лет опередила подобные разработки в странах Запада (первая крылатая ракета с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение в США только в 1977 году).

malakhit_01

Вслед за «Аметистом» коллектив НПО «Машиностроение» приступил к разработке ракеты П-120 «Малахит», способной стартовать как с подводной лодки в подводном положении, так и с надводного корабля. Одним из требований проекта было обеспечение возможности старта новой ракеты из пусковой установки комплекса П-70.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Ракета П 120 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. Стартовая масса составляла 3180 кг. а осколочно-фугасная боевая часть — 840 кг. Принципиальным отличием «Малахита» от «Аметиста» стал стартовый агрегат, обеспечивающий возможность и подводного, и надводного старта. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, которые дополнительно устанавливали на ракетах, запускаемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 был разработан КБ-2 авиазавода № 81 возглавляемого И. И. Картуковым. В неснаряженном состоянии он весил 627± 15 кг, а в снаряженном — 2776±25 кг. Тяга на разгонном режиме составляла 1200-1600 кгс а на маршевом участке — 600-950 кгс. Полное время работы маршевого двигателя составляло 385 с при температуре окружающей среды -2 °С и 360 с — при температуре +32 °С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70). Работы по созданию П-120 проводились под общим руководством генерального конструктора В. Н. Челомея. Комплекс П-120 «Малахит» был принят на вооружение 17 марта 1972 года. Серийное производство комплекса было развернуто на машиностроительном заводе № 47 в Оренбурге.

С конца 1975 года и до середины 1980 года проводилась модернизация Малахита, была повышена надежность работы бортовой системы управления, существенно увеличились чувствительность, помехозащищенность и избирательность головки самонаведения. Было сокращено время выработки команд в корабельной системе управления Дунай-1234, усовершенствована трехконтейнерная пусковая установка.

Несмотря на то что в 1991 -1995 годах подводные лодки типа 670М, оснащенные П-120 были исключены из состава ВМФ России, «Малахит» до сих пор находится на вооружении малых кораблей флота.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

10 августа 2008 года во время грузиноюгоосетинского конфликта группа российских кораблей с пятьюстами миротворцами и боевой техникой на борту вышла из порта Новороссийск в сторону порта Сухуми на побережье Абхазии. В 18:39 радиоразведка засекла группу из пяти грузинских катеров, которые вышли из порта Поти и пытались перехватить российский конвой.

Предупредительная стрельба ни к чему не привела, и тогда с расстояния в 25 км российский МРК Черноморского флота «Мираж» по приказу флагмана выпустил по одному из грузинских катеров две ракеты комплекса П-120. Подлетное время ракет до цели составило 1 мин. 20 секунд.

Грузинский сторожевой катер (предположительно «Георгий Торели») был последовательно поражен обеими ракетами и затонул. Еще один катер достала зенитная ракета Миража — Оса. Остальные катера противника прекратили сближение с конвоем и ушли в сторону своего побережья. Угроза обстрела российского десанта была предотвращена.

    2315      

warfor.me

Противокорабельная ракета П-120 Малахит ( 4К85 )

]]>Малахит]]>Первый этап летно-конструкторских испытаний П-120 начался в сентябре 1968г. на полигоне "Песчаная Балка" и выполнялся с береговой пусковой установки в автономном варианте, то есть ракета имела только автопилот и радиовысотомер. Пусковая установка была смонтирована на боевом поле полигона в поселке Черноморск. Первый пуск состоялся 20 сентября. Запланированная дальность стрельбы составляла 100—120км. Однако из-за отказа автопилота ракета сразу после cтарта начала вращаться вокруг своей оси и упала в море на 15-й секунде полета. Второй пуск состоялся 13 декабря 1968г. Ракета пролетела около 85км за 415с. Программа пуска в целом была выполнена, но скорость оказалась мала - всего 770 км/час вместо расчетной в 1200 км/час. Третий пуск произведен 26 февраля 1969г. На сей раз ракета пролетела 106 км за 411с, то есть скорость достигла около 1000 км/час. Программа пуска была выполнена, но на 70-й секунде полета вышла из строя бортовая телеметрическая станция.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проводился как на полигоне "Песчаная Балка", так и с погружающегося стенда в Балаклаве. С 23 июня по 10 октября 1969г. с наземной пусковой установки был выполнен пуск четырех ракет в полной комплектации. Ракеты запускались по мишени. Первый пуск состоялся 23 июня. Ракета не имела тепловой головки самонаведения (ТГС) . Заданная дальность стрельбы составляла 40км. Из-за сбоя в работе РГС ракета не долетела до цели около 200м и упала в море. Время полета — 131с. Следующий пуск производился 8 августа. Из-за выхода из строя магнетрона РГС цель не обнаружила и ракета была взорвана после того, как пролетела 65,8 км за 217с. Ракета, запущенная 10 сентября, уже имела на борту ТГС, но она не была включена. Заданная дальность составляла 40км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6м от ватерлинии и в 25м вправо от центра мишени. Время полета составило 137,6 с. 8 октября 1969 г. состоялся пуск ракеты с работающей ТГС по мишени с установленным тепловым имитатором "Балансир". Заданная дальность — 40км. Ракета попала в мишень на высоте 11м от ватерлинии и в 13м вправо от центра мишени.

Для подводных пусков в ЦКБ-16 был разработан проект переоборудования погружающегося стенда ПСА, который ранее использовался для пусков ракеты "Аметист", в стенд ПСП-120. То же ЦКБ-16 получило задание на переоборудование подводной лодки проекта 613АД в проект 613П-120 для подводного пуска ракет "Малахит". Однако проработки ЦКБ-16 показали, что из-за малого водоизмещения подводная лодка проекта 613П-120 в момент старта будет малоуправляемой, поэтому разработчики предложили использовать для опытных пусков лодки проекта 611с большим водоизмещением. ВМФ согласился с заключением Бюро по проектной проработке и дал согласие выделить для переоборудования подводную лодку проекта АВ611. Однако переоборудование выполнено не было. ГКС и ВМФ приняли решение проводить летно-конструкторские испытания с боевой подводной лодки, проекта 670М. Переоборудование стенда ПСА по проекту ПСП-120 на заводе № 444 продвигалось медленно из-за задержки основными разработчиками и изготовителями поставок частей комплекса. Только в августе 1968 г. закончились основные монтажные работы и стенд перевели на техническую позицию в/ч 99375 в Балаклаву, где продолжалось его дооборудование После швартовых испытаний и пробных погружений 28 декабря 1968 г. был подписан акт о готовности погружающегося стенда ПСП-120. С 17 июля по 20 октября 1969 г. в районе Балаклавы с ПСП-120 было запущено 3 ракеты "Малахит". Три пуска подтвердили устойчивое и стабильное прохождение ракетой всех участков траектории: контейнера стенда, подводной траектории, перехода с водной на воздушную траекторию и воздушной траектории.

]]>Головной корабль Буря]]>

Головной корабль проекта 1234 МРК-3 (заводской № 51, 24 апреля 1970 г. получил имя "Буря") был заложен 13 января 1967 г. на стапели ленинградского Приморского завода. 18 октября 1968 г. он был спущен на воду. С началом навигации 1969 г. корабль перевели по внутренним водным путям на Черное море. Первый пуск с МРК-3 был произведен 27 марта 1970 г. на дистанцию 40 км по мишени, оснащенной тепловым имитатором "Балансир". Скорость МРК в момент пуска составляла 24 уз. Из-за отказа аппаратуры РГС цель не была захвачена, ракета пролетела мимо и на 198-й секунде самоликвидировалась, пролетев 58,6 км Следующий пуск состоялся 28 мая. Стрельба велась без тепловой головки самонаведения, так как к тому времени появилась необходимость в проведении ее специальных испытаний. Заданная дальность — 40км. Скорость МРК — 24 уз. Достигнуто прямое попадание в сеть мишени на высоте 6,5 м от ватерлинии и на 8,8 м вправо от центра мишени. Ракета приводнилась за мишенью в 105 м. Время полета 135,4 с. Этим пуском был закончен этап летно-конструкторских испытаний.

Далее начались совместные испытания. Пуски проводились с МРК "Буря". Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 10 июня 1970 г. ТГС на ракете была отключена. Заданная дальность составляла 40 км, скорость МРК 24 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,2м от ватерлинии и правее центра мишени на 31,5м. Время полета составило 136с. Следующий пуск состоялся 26 июня на дальность 80км. Скорость МРК по-прежнему была 24 уз. Из-за "непромеса" топлива в маршевом двигателе произошло резкое увеличение давления в камере сгорания: ракета взорвалась на 41,4-й секунде полета, пролетев всего 9,2км. 31 июля ракета стартовала при тех же условиях и с тем же заданием. Из-за неправильного функционирования ТГС в полете ракета в мишень не попала и приводнилась в 300 м за мишенью на 252,3-й секунде полета. 19 августа "Буря" впервые стреляла по групповой цели. На расстоянии 80 км от МРК находились две мишени. МРК шел со скоростью 24 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень — прямо в стойку теплового имитатора "Балансир". Ракета сбила стойку и приводнилась в 80 м от мишени. Время полета составило 252,8с. Здесь стоит сделать маленькое замечание. РГС "Малахита" не могла обнаружить цели на дистанции 80 км, а ТГС обнаруживала тепловое излучение, дай бог, на дистанции 10—12 км. Так как же ракеты попадали в цели? Дело в том что командиры кораблей-носителей на испытаниях досконально знали расположение мишеней и очень точно выдерживали пеленг стрельбы, так что ракеты не могли не прийти в район цели. А в реальной обстановке целеуказание должно было производиться с самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также с других самолетов, вертолетов и кораблей. 10 сентября 1970 г. впервые состоялась залповая стрельба. "Буря" выпустила сразу две ракеты (№ 0411 и № 504) по двум целям на дальность 80 км. Скорость МРК была 24 уз., интервал между пусками 5с. Ракета № 0411 из-за сбоя в системе управления приводнилась в 160м перед мишенью и поразила мишень многочисленными осколками. Время полета — 255,6с. Со второй ракетой (№ 504) произошло то же самое, и она приводнилась на 253,6-й секунде полета, не долетев 130м до той же мишени. 10 октября был произведен пуск с МРК "Буря" по мишени на дальности всего 15км. Скорость МРК была та же. Из-за выхода из строя ТГС ракета упала в 10км от места пуска на 40,9-й секунде полета. 14 декабря 1970 г. произведен пуск с тем же заданием и при тех же условиях. Из-за выхода из строя РГС произошел недолет до мишени на 4,8 км Ракета приводнилась на 42,5-й секунде полета.

Весной 1970 г. из Ленинграда по внутренним водным системам в Феодосию был переведен второй корабль проекта 1234 МРК-7, 24 апреля 1970 г. получивший название "Бриз". С декабря 1970 г. “Малахит” испытывался уже на "Бризе" (командир капитан 3 ранга А.И. Бондаренко). Первый пуск П-120 с "Бриза" состоялся 29 декабря 1970 г. Стрельба велась по мишени на дистанцию 100 км при скорости МРК 22 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень на высоте 9 м от ватерлинии и в 1,5 м вправо от центра мишени. Время полета — 321,4 с. Пуск 23 января 1971 г. был произведен при скорости корабля 24 уз. на дальность 30км. Достигнуто прямое попадание в борт мишени в 3м выше ватерлинии на 105,8-й секунде полета.

Следующий пуск состоялся 5 марта 1971 г. с "Бури" по мишени на дальность 100 км. МРК шел со скоростью 12 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 5м от ватерлинии и в 25,5 м вправо от центра мишени. При этом работала РГС, так как ТГС вышла из строя. Время полета составило 336 с. 10 марта "Буря" вновь стреляла по мишени при тех же условиях. Ракета попала в сеть на высоте 13,5 м от ватерлинии и в 2,5 м вправо от центра мишени. Время полета —331,8 с. • 10 апреля "Буря" стреляла по подвижной мишени пр. 183-Ц с тепловым имитатором "Циклон" на дистанцию 20км. Скорость корабля составляла 17,5 уз., а мишени — 25 уз. Ракета, в отличие от предшествующих пусков, была не с инертной, а с боевой частью. По невыясненной причине ракета взорвалась в 80—100м от мишени и поразила ее большим количеством осколков. 16 апреля 1971 г. "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15км. Скорость МРК была 17 уз. Из-за нештатного отделения стартового двигателя ракета приводнилась в 1,8 км от МРК на 13,1-й секунде полета. 2 июня "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15 км. Скорость корабля составляла 22 уз. Из-за сбоя работы ТГС ракета упала в воду, не долетев до мишени 35м, мишень была поражена осколками. 39 июня "Буря" дала трехракетный залп (ракеты № 0301, № 507,и № 1101) по двум мишеням с тепловым имитатором "Балансир" и пр. 183-Ц без теплового имитатора "Циклон" — на дистанцию 100 км. Мишени находились в 600м друг от друга. Интервал между пусками ракет составил 5с. МРК шел со скоростью 23 уз. Ракета № 0301 попала в мишень в основание левой стойки теплового имитатора выше палубы на 1,5 м. Время полета — 315 с. Вторая ракета (№507) попала в "розу" уголковых отражателей мишени пр. 183-Ц на 311-й секунде полета, то есть ракета № 507 не стала "разбираться" и предпочла авианосцу корабль охранения. Зато третья ракета (№ 1101) попала куда надо, то есть в мишень в 4м выше ватерлинии и в 15м вправо от центра мишени. Время полета составило 315,9c. На этом испытания комплекса "Малахит" для вооружения МРК проекта 1234 были закончены.

rbase.new-factoria.ru

Что представляет собой ракета «Малахит»? | Справка | Вопрос-Ответ

Третий и последний малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) РФ «Мираж» отправился из акватории Крыма к берегам Сирии. На борту «Миража» установлен противокорабельный комплекс «Малахит».

Напомним, что 3 октября из Чёрного моря вышли два малых ракетных корабля ЧФ «Серпухов» и «Зелёный дол», которые вооружены крылатыми ракетами «Калибр».

П-120 «Малахит» — российский ракетный комплекс, производящий запуски противокорабельных крылатых ракет 4К85. Эта «крылатка» способна поразить цель на расстоянии 150 км. Её очень сложно засечь, так как она подлетает к цели на высоте всего нескольких метров над уровнем воды. Кроме того, ракета обладает большой помехозащищённостью и сама в зависимости от ситуации выбирает траекторию полёта. 

Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения»: инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске.

Ракета комплекса имеет стартовую массу 5400 кг и длину почти 9 метров. Размах крыла составляет 2,5 метра. Скорость околозвуковая, максимальная дальность стрельбы до 150 км у модернизированной версии. Маршевая высота полёта — 60 метров. Боевая часть массой 840 кг — фугасно-кумулятивная или ядерная.

Надводная версия «Малахита» была принята на вооружение в 1972 году, её получили малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод»*. Подводная — только в 1977 году, под неё специально строили серию из шести атомоходов с крылатыми ракетами проекта 670 М «Чайка»**.

С использованием ракетного комплекса П-120 «Малахит» был выигран первый после 1945 года морской бой отечественного флота. 10 августа 2008 года малый ракетный корабль «Мираж», сопровождавший конвой с морским десантом, шедшим в Абхазию, эффективно использовал две ракеты против грузинских катеров.

Технические характеристики 

Максимальная дальность пуска — 150 км 

Масса взрывчатого вещества боевой части — 840 кг 

Длина ракеты — 9,15 м

Размах крыла — 2,5 м

Масса ракеты на старте — 3800 кг 

* Ракетные корабли проекта 1234 «Овод» — тип малых ракетных кораблей (МРК), строившихся на судостроительных заводах СССР в 1967–1992 годах. Предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах. 

** Атомоходы проекта 670 М «Чайка» — серия подводных лодок, построенных в 1972–1981 годах. Субмарины предназначены для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев, в основном — авианосцев, следующих в составе ударных групп. Подводные лодки проекта были исключены из состава флота в 1991-1995 годах.

www.aif.ru

П-120 Малахит (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР «Аметист» (ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса П-70).

ПКР П-120 «Малахит» - видео

Постановление Совета Министров на разработку вышло 28 февраля 1963 года. В 1964 году был выполнен эскизный проект ракеты 4К85 для нового комплекса П-120 «Малахит». Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР «Аметист», отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной системой наведения (была улучшена ее избирательность).Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым. Она имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. Ракета несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. По сравнению с ПКР «Аметист» была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения» - инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ, разработанной НПО «Альтаир», реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса «Малахит» проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И.Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения.

 

МРК "Мираж" с ПКР П-120 "Малахит"

МРК "Мираж" с ПКР П-120 "Малахит"

Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории Ил-14, модельных испытаний и наземной отработки КР «Малахит» позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний.Для испытаний ракеты, проводившихся в 1963-1968 годах, был разработан проект переоборудования стенда ПС-А, созданного для испытания ракет «Аметист», под ПКР «Малахит» - стенд ПС-120 (разработчик ЦПБ «Волна», главный конструктор Я.Е.Евграфов. Испытания ракеты проходили с 25 сентября 1968 года, в 1969 году ракета испытывалась с погруженного на 50 м стенда, позднее испытания были продолжены с боевых кораблей.В 1970-1972 годах комплекс проходил испытания с малого ракетного корабля пр. 1234 («Буря») с пусками из ПУ типа КТ-120-1234, а в 1974-1975 с ПЛ пр. 670М с пусками из ПУ СМ-156 (пусковой контейнер КТ-84) под углами старта около 32°.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года для ПЛ проекта 670М. Возможно, ракетами 4К85 была перевооружена и ПЛАРК проекта 661. Ракетным комплексом «Малахит» планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).На АПЛ проекта 670М оружие сочеталось с новым ГАК «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой «главный калибр» на полную дальность, без внешнего целеуказания.

 

ПКР П-120 "Малахит" - фото разгрузки с малого ракетного корабля "Штиль"

ПКР П-120 "Малахит"

Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.Испытания противокорабельного комплекса «Малахит» были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.Старт ракеты с подводной лодки выполнялся из подводного положения (с глубины 50 м) из контейнера заполненного водой («мокрый старт»). Стартовая установка разработана в ленинградском ЦКБ-34 (Конструкторское бюро специального машиностроения).На базе ПКР 4К85 была создана ракета-мишень «Малахит». Подводные лодки проекта 670М были исключены из состава флота в 1991-1995 гг.

П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

Тактико-технические характеристики ПКР П-120 «Малахит» (4К85)

Длина 8,84 м
Диаметр корпуса 0,8 м
Размах крыла 2,5 м
Стартовый вес 5400 кг
Масса БЧ Фугасно-кумулятивная 800 кгспецбоеприпас до 2 Мегатонн
Скорость M=0,9
Дальность 15-150 км
Система управления инерциальная + радиолокационная + тепловая
Годы производства 1969-1992
П-120 «Малахит» (4К85) - крылатая противокорабельная ракета

militaryarticle.ru

Противокорабельный ракетный комплекс П-120 «Малахит»

Универсальный комплекс ракет подводного и надводного старта, повоевавший в 2008 году на Черном море.

Проектирование комплекса П-120 «Малахит» было запущено в 1963 году. Ставилась задача превзойти характеристики первого советского противокорабельного комплекса подводного старта П-80 «Аметист». Кроме того, задание предусматривало и версии комплекса для надводных кораблей. Ракета комплекса была универсальной, ее твердотопливный стартовый агрегат обеспечивал применение как из-под воды, так и с поверхности.

Надводная версия «Малахита» была принята на вооружение в 1972 году, ее получили малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод» (две строенные пусковые установки). Подводная — только в 1977 году, под нее специально строили серию из шести атомоходов с крылатыми ракетами проекта 670 М «Чайка» (по 8 контейнеров наклонного старта в межкорпусном промежутке).

Ракета комплекса 4К85 имеет стартовую массу 5400 кг и длину почти 9 метров. Размах крыла 2,5 метра. Скорость околозвуковая, максимальная дальность стрельбы до 150 км у модернизированной версии. Маршевая высота полета 60 метров. Боевая часть массой 840 кг — фугасно-кумулятивная или ядерная.

Противокорабельная ракета комплекса П-120 «Малахит». Фото: flot.sevastopol.info

По сравнению с «Аметистом» была улучшена помехозащищенность и избирательность системы наведения, представленной активной радиолокационной головкой самонаведения в комплексе с инфракрасным блоком доведения «Дрофа», дававшим на конечном этапе траектории дополнительный канал наведения.

Бортовая система управления ракеты значительно лучше, чем у «Аметиста», обеспечивала наведение на главную цель в ордере противника.

На лодках проекта 670 М комплекс «Малахит» сочетался с гидроакустическим комплексом нового поколения МГК-400 «Рубикон» (и, далее, МГК-500 «Скат»), имевшим дальность обнаружения целей до 150−200 км и позволявших тем самым использовать ракеты автономно, «с опорой на собственные силы» (без внешнего целеуказания).

ПКР «Малахит» — разгрузка с малого ракетного корабля «Штиль», 2008 год. Фото: А.Бричевский

С использованием ракетного комплекса П-120 «Малахит» был выигран первый после 1945 года морской бой отечественного флота: 10 августа 2008 года малый ракетный корабль «Мираж», сопровождавший конвой с морским десантом, шедшим в Абхазию, применил две ракеты по грузинским катерам, уничтожив один из них.

defendingrussia.ru

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть третья. Под водой

Предыдущие статьи серии материалов об отечественных противокорабельных крылатых ракетах были посвящены береговым комплексам и комплексам авиационного базирования. Читайте ниже о ракетных комплексах, которыми вооружаются подводные лодки.

Проект 651

В 1955 году начались работы по созданию новой подводной лодки пр. 651. Изначально разработка подводной лодки по этому проекту должна была основываться на пр. 645. Однако в этом случае можно было разместить четыре контейнера с ракетами П-5, а вот резервов для размещения оборудования, которое требовалось для ракет П-6, не было. Были и другие причины, по которым пришлось отказаться от первоначального замысла. Жесткие требования по унификации с предыдущими проектами отменили.

Глубина применения четырех торпедных аппаратов нормального калибра менее 100 м. Важнее было оборонительное вооружение, которое состояло из 4 торпедных аппаратов калибра 400 мм, имеющих большой боезапас и использующихся на глубине до 200 м. Контейнеры, в которых были размещены ракеты П-6, находились в высокой надстройке корпуса. Если посмотреть слева, хорошо заметны вырезы за контейнерами, предназначенные для истечения струй ракетных двигателей.

Ракетоносец пр. 651 – это самая большая дизель-электрическая субмарина в отечественном кораблестроении. Столь крупный корабль старались довести до уровня атомохода, только вот практические результаты не всегда соответствовали замыслу. Установка дизелей 1Д43 по 4000 л.с. и электродвигателей ПГ-141 мощностью 6000 л.с. позволяло достигнуть скорости 16 узлов при надводном ходе и 18,1 узла при подводном. Вот только новые дизели, не вполне отработанные еще в стендовых условиях, часто отказывали.

История с энергоустановкой была еще интереснее. Для того чтобы еще больше увеличить дальность подводного хода, конструкторы заменили свинцово-кислотные аккумуляторные батареи на серебряно-цинковые. Возникшая проблема была связана не с тем, что десятая часть батарей первой лодки вышла из строя, основной проблемой стал дефицит серебра. Именно дефицит, а не его стоимость. Поэтому лодок с серебряно-цинковыми аккумуляторами было построено всего три. Рассматривался также вариант использования атомной энергии, но эти разработки не были особенно успешными.

Строительство головной лодки было начато в 1960 году, первый спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. На Балтике в том же году прошли ходовые испытания. Ракетное оружие испытывали только весной следующего года. При этом выяснилось, что струя продуктов сгорания топлива от двигателя ракеты заглушает двигатель ракеты, находящейся позади. Проведенные эксперименты показали, что оптимальным будет пуск ракет в шахматном порядке, то есть 1-4-2-3, минимальные интервалы между пусками должны составлять соответственно 6, 26 и 5 секунд. Основные стрельбы состоялись в ходе государственных испытаний, когда лодка перешла в состав Северного флота. Все три ракеты П-6, пущенные 21 ноября 1963 года, достигли цели. Стрельбы ракетами П-5 дали странный результат: «ракета дошла до боевого поля, но координаты падения определить не удалось».

В середине 1960-х годов пр. 651 присвоили название «Касатка», на флоте же эти подводные лодки называли не иначе как «утюги».

Большая часть «утюгов» несла службу на Севере, две лодки – на Тихом океане. Спустя десять лет после вывода кораблей из состава флота один из них оказался в качестве музейного экспоната в американском городе Санкт-Петерсберг, другой – в немецком Пенемюнде.

Проект 675

Спустя три года после начала работ над пр. 651 вышло постановление о создании пр. 675 с максимально возможным уровнем унификации с пр. 659. Предполагалось уменьшить время на разработку из-за отказа от проектной документации. Основой технического проекта послужило не тактико-техническое задание, а дополнение к требованиям моряков к пр. 659. Время показало, что быстрее разработать лодку за счет этого не удалось. Рассмотрение эскизного проекта выявило, что для размещения системы управления «Аргумент» для П-6 при сохранении стоек системы «Север», необходимых для П-5, требуется увеличение диаметра корпуса на 1,2 м. Затем выявили, что увеличение длины корпуса на 2,8 м поможет разместить уже не 6 контейнеров с ракетами, а 8. Новшеством стало добавление гидроакустического комплекса «Керчь». Перекомпоновали отсеки, уменьшили в два раза количество 400-мм торпедных аппаратов, соответственно и их боезапас. А вооружение нормального калибра оставили без изменения. Подводная лодка проекта 675 развивала скорость до 22,8 узлов, что вполне приемлемо для ракетоносца.

Изначально ракетный комплекс П-6 был рассчитан на 4 ракеты лодки пр. 659. В пр. 675 количество ракет увеличилось до 8, а вот возможность залпа более чем из четырех ракет не появилась. В результате вторые четыре ракеты можно было выпустить только через полчаса, а не через 12-18 минут, когда второй залп стал уже маловероятным из-за смертельной угрозы для подводной лодки, так долго находящейся на поверхности.

Была проблема и с размещением одновременно ракет П-5 и П-6. В двух из восьми контейнерах ракеты П-5 вообще нельзя было разместить, были и другие сложности, в результате чего ракеты П-5 вообще стали снимать с вооружения.

Головная лодка была заложена в мае 1961 года, спуск на воду произошел 6 сентября 1962 года. Первые испытания в июне 1963-го прошли неудачно: только одна из пяти ракет попала в цель. Они же показали, что благодаря высокой надстройке можно было производить пуск ракет на скорости восемь-десять узлов при волнении моря до 5 баллов. Лодку доработали. В результате следующих испытаний, прошедших 30 октября, две ракеты в цель попали, третья пролетела над целью и самоликвидировалась через 26 км. Уже на следующий день подводная лодка была введена в боевой состав.

Проект 675 «Акула» был единственным типом отечественных атомоходов в середине 1960-х годов. Название не прижилось. Позже его применили к пр. 941. Лодка пр. 675 активно несла боевую службу как средство борьбы с авианосцами противника. В составе флота они прослужили до 1989-95 годов, долгая и интенсивная служба нередко сопровождалась авариями.

Еще до закладки первой подводной лодки пр. 675 велись работы по модернизации ракетоносцев. Планировалось создание лодки пр. 675М, вооруженной 10-12 ракетами П-6, с двумя реакторами, автономностью 60 суток, способной развивать скорость до 28-30 узлов и погружаться на глубину до 400 м. Дополнительная пара ракет, увеличение скорости на шесть-семь узлов и глубины погружения на 100 м не сумели оправдать наращивание мощность энергоустановки и увеличения водоизмещения в полтора раза. Остались неисправленными и недостатки пр. 675. При пуске ракет П-6 лодке приходилось находиться в надводном положении 24 минуты, залп был ограничен 4 ракетами П-6 или 5 стратегическими П-7.

П-70 "Аметист"

Любая подводная лодка, показавшаяся на поверхности, легко обнаруживается РЛС противника и становится добычей авиации и кораблей противника. К тому же от всплытия до запуска ракеты проходит не менее 6-15 минут, которые противник использует для перехвата ракеты. Поэтому подводники долгое время мечтали о пуске ракет из-под воды.

В 1959 году вышло постановление о разработке крылатой ракеты с подводным стартом. Мировых аналогов на тот момент просто не было. В том же году был закончен эскизный проект. В период август-сентябрь 1960-го года проходили бросковые испытания ракеты. На первом этапе было сделано 10 пусков с погружаемого стенда «Аметист» в Балаклаве. 24 июня 1961 года был произведен пуск габаритно-весового макета, имевшего из штатного оборудования один лишь стартовый агрегат. Результаты испытания были хорошими – макет придерживался расчетной траектории под водой и нормально вышел на поверхность.В 1963-1964 годах было произведено переоборудование подводной лодки С-229 по проекту 613АД в носитель ракет «Аметист». Во втором полугодии 1964 года было совершено 6 одиночных запусков с ее борта, было три прямых попадания ракет в цель. В марте 1965 – сентябре 1966 года проводились испытания на Черном море, проведенные 13 пусков были в основном успешными.

Ракетоносителем для «Аметиста» стала подводная лодка пр. 661, созданная для борьбы с авианосцами противника. При длительном подводном ходе лодка развивала скорость до 37-38 узлов, то есть на 5-7 узлов больше, чем ее предполагаемая добыча. Вдоль бортов носовой части корпуса размещалось в контейнерах 10 ракет «Аметист». Основным недостатком ракетоносца было то, что для пуска всех ракет требовалось произвести два залпа с интервалом в три минуты, что существенно снижало эффект от ракетной атаки.

Следующим ракетоносцем стали подводные лодки пр. 670. Первая такая лодка вступила в строй в 1967 году. Контейнерные пусковые установки в количестве восьми штук размещались вне корпуса в передней части лодки. Две ракеты «Аметист» были оснащены ядерными боеприпасами, остальные шесть – обычными. Стрельба велась двумя залпами по четыре ракеты при скорости лодки до 5,5 узлов на глубине до 30 м. Волнение моря при этом должно быть в пределах 5 баллов.

Пуск производился из контейнера, который предварительно заполнялся забортной водой. После выхода из контейнера ракета раскладывала крылья, включались стартовые двигатели и двигатели подводного хода. При выходе на поверхность срабатывали стартовые двигатели воздушной траектории, потом маршевый двигатель. Полет продолжался на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, это сильно затрудняло перехват ракеты ПВО кораблей противника. Небольшая дальность стрельбы (40-60 км или 80 км) дала возможность осуществлять целеуказание средствами подводной лодки. Ракеты «Аметист» были оснащены автономными бортовыми системами управления «Тор», реализующими принцип «выстрелил и забыл».

Испытания ракет «Аметист» с подводной лодки пр. 670 А проходили в октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте. Было произведено 2 одиночных пуска, 2 двойных и один пуск четырех ракет сразу. О результатах можно судить хотя бы по тому, что в 1968 году ракетный комплекс «Аметист» получил секретный индекс П-70 и был принят на вооружение.

Основные недостатки этого типа ракет – небольшая дальность стрельбы, малая помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. К тому же ракета не была универсальной, пуск мог производиться исключительно с подводной лодки и из-под воды.

Одна из подводных лодок, вооруженных ракетами «Аметист», с начала 1988 года и по 1991 год находилась в составе военно-морского флота Индии, около года проведя в автономных плаваниях, все стрельбы завершались прямыми попаданиями в цель. Индия предлагала продлить лизинг или выкупить подобную лодку, однако, под нажимом США, руководство РФ отказалось от продолжения сотрудничества в этом направлении.

П-120 Малахит

В 1963 годы вышло постановление о разработке унифицированной ПКР для применения с подводных лодок и с надводных кораблей, в частности для того, чтобы заменить П-70 на подводных лодках пр. 670А. Эскизный проект ракеты «Малахит» был закончен в феврале 1964 года, первые образцы были изготовлены спустя четыре года. В 1972 году П-120 были приняты на вооружение для надводных малых ракетных кораблей «Овод» пр. 1234, а в 1973 году – для оснащения подводных лодок «Чайка» пр. 670М, работа над которыми была начата в конце 1960-х годов.

Ракета П-120 имела складное крыло и внешне сильно напоминала свою предшественницу – П-70. Боевая часть ракеты была осколочно-фугасной (840 кг) или ядерной (200 кт). Скорость полета ракеты соответствовала М=1, а дальность доходила до 150 км. Новшеством стало использование универсального стартового агрегата, который позволял делать старт как с погруженной подводной лодки, так и с надводного корабля. Бортовая система управления АПЛИ-5 сильно отличалась от той, что была установлена на П-70.

Подлодки пр. 670 М были оснащены 8 пусковыми установками СМ-156, которые, в сочетании с гидроакустическим комплексом «Рубикон» (дальность обнаружения свыше 150 км), давали возможность использовать комплекс «Малахит» на максимальную дальность без внешнего целеуказания. КСУ «Дунай-670М» одновременно проверяла все восемь ракет и готовила их к старту, при этом время подготовки снизилось в 1,3 раза по сравнению с комплексом «Аметист». Пуск ракет осуществлялся на глубине 50 м из контейнера, заполненного забортной водой. Всего таких лодок было шесть, они отслужили 25 лет – свой установленный срок эксплуатации. И были благополучно выведены из состава ВМФ.

Конец 1975 - середина 1980 года – период модернизации П-120. За это время были достигнуты значительные успехи. Работа бортовой системы управления стала более надежна, что касается головки самонаведения, были увеличены ее чувствительность, защищенность от помех и избирательность. Выработка команд в корабельной системе управления «Дунай-1234» и ввод данных в БСУ ракеты были ускорены. Да и конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства изменилась в лучшую сторону.

П-700 «Гранит»

Работы над новым ПРК на основе ракеты П-700 «Гранит», имеющем возможность подводного старта, были закончены в 1981 году. Два года спустя ПКР приняли на вооружение подводных лодок пр. 949, атомном крейсере пр. 11442 и тяжелом авианесущем крейсере пр. 11435.

П-700 имеет маршевый турбореактивный двигатель, развивает сверхзвуковую скорость полета до 4М, дальность достигает 500 км. Автономная на всем протяжении полета, ракета имеет многовариантную программу атаки и повышенный уровень помехозащищенности, поэтому применяется для поражения групп надводных целей.

Бортовая система управления способна легко разбираться в помеховой обстановке, отбрасывать ложные цели и выделять истинные.

Стрельба может вестись залпом из всех ракет либо в режиме беглого огня. Во втором случае над несколькими ракетами с низкой траекторией поднимается ракета-наводчик. Происходит обмен информацией о целях, их распределение, классификация по степени важности, а также тактика атаки и план ее проведения. Если наводчик сбит, его место занимает другая ракета. Бортовая вычислительная машина среди прочего имеет данные по противодействию современным средствам радиоэлектронной борьбы, а также приемы уклонения от огня средств ПВО противника. Сбить такую ракету почти невозможно. Даже если в нее попадет противоракета, благодаря своей скорости и массе «Гранит» долетит до цели.

П-700 состоит на вооружении 12 атомных подводных крейсеров пр. 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом. По 20 ракет в подпалубных пусковых установках СМ-233 имеют 4 тяжелых атомных крейсера пр. 1144. ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (пр. 1143.5) оснащен 12 ПКР.

«Клаб-С»

Первый пуск разработанных и созданных в Екатеринбурге ракетных систем «Клаб-С» состоялся в марте 2000 года с атомной подводной лодки на Северной флоте, а в июне – с дизельной подводной лодки. Результаты стрельб признаны успешными.

Ракетная система основана на ракетах «Альфа», которые начали разрабатываться еще в 1983 году и впервые были показаны общественности в 1993 году. В том же 1993 ракеты были приняты на вооружение. Данный ракетный комплекс состоит из боевых средств (разного назначения ракет, универсальной системы управления и пусковых установок), а также комплекса наземного оборудования, который решает задачи технического обеспечения.

Комплекс «Клаб-С» использует несколько видов ракет. Первый – ПКР ЗМ-54Э подводного базирования, которая предназначена для поражения разных классов надводных кораблей поодиночке или в группах при условии активного противодействия. ГСН ракеты имеет дальность действия 60 км, функционирует при волнении моря до 5-6 баллов и хорошо защищена от помех. Составные части ракеты – стартовый ускоритель, низколетящая дозвуковая маршевая ступень и сверхзвуковая отделяемая проникающая боевая часть. Двухступенчатая дозвуковая ПКР ЗМ-54Э1 применяется в тех же целях, отличается меньшей длиной, в два раза большей массой боевой части и в 1,4 раза большей дальностью.

Баллистическая управляемая ракета 91РЭ1 применяется против субмарин противника. Боевой частью ракеты может выступать как высокоскоростная противолодочная торпеда МПТ-1УМЭ, так и подводная ракета АПР-3МЭ с гидроакустической системой самонаведения. Пуск ракеты возможен при скорости носителя до 15 узлов.

Предназначением двухступенчатой крылатой ракеты ЗМ-14Э подводного базирования является поражение наземных целей, внешний вид, габариты и двигательная установка аналогичны ПКР ЗМ-54Э1, некоторое сходство наблюдается и с РК-55 «Гранат». Подрывная часть уже фугасная, а не проникающая, подрыв осуществляется в воздухе для причинения наибольшего ущерба объекту. Ракета оснащена активной ГСН, показатели эффективности которой превосходят зарубежные аналоги. Стартовая масса равна 2000 кг, масса боевой части – 450 кг. На скорости полета до 240 м/с ракета поражает цели на расстоянии до 300 км.

Для использования ракетной системы «Клаб-С» практически нет погодно-климатических и физико-географических ограничений. Унифицированная корабельная часть ракет позволяет легко менять состав боекомплекта в связи с конкретной задачей. Мировых аналогов «Клаб-С» не существует, поэтому наличие этой ракетной системы может даже слабый флот превратить в серьезного противника.

Последняя, четвертая статья серии, посвященной противокорабельным крылатым ракетам, будет о корабельных комплексах.

topwar.ru