Ракетный комплекс РК-55 «Гранат». Ракета гранат википедия


3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов - полигон "Песчаная балка" УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне "Песчаная балка", пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне "Песчаная балка".Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.). - первый этап испытаний: "Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70". Проведено два пуска. - второй этап испытаний - "Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки" - использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).- третий этап испытаний - "Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик". Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.- четвертый этап испытаний - "Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления". Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне "Песчаная балка" и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).

Совместные испытания средств комплекса С-10 "Гранат" проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.

Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 - завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. - первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г. Первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.

Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):

№пп Дата Ракета Пусковая установка Дальность пуска Примечания
1 05.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град.
2 12.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град.
3 28.07.1977 КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ   Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м - ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, "сбросила" капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился.
4 10.08.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ   Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м.
5 27.09.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 ПЛ С-49 пр.633РВ 2129 м Второй этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой - 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево.
6 20.10.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 ПЛ С-49 пр.633РВ   Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался.
7 01.11.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 КС-93В-3   Старт произведен под углом 50 град.
8 24.12.1977 КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 Ту-16КСР-2 57 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море.
9 27.01.1978 КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 Ту-16КСР-2 82.5 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета - 376 с, плановая дальность - 90 км.
10 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ   Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
11 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ   Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
12 04.07.1978 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 ПЛ С-49 пр.633РВ 130 км Четвертый этап. Полностью успешный пуск с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута.
13 10.08.1978 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 ПЛ С-49 пр.633РВ 27,6 км Четвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился.
14 26.12.1978 3М-10В1, аппаратура управления АБ-13 КС-93В-3 24.7 км Старт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км.
15 23.04.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 КС-93В-3   Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта.
16 05.06.1979 3М-10В1, аппаратура управления КС-93В-3 125 км Успешный пуск. Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета - 506 с, средняя скорость на марше - 240 м/с
17 19.07.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 КС-93В-3 0.9 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки.
18 23.09.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 ПЛ С-49 пр.633РВ 1.49 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта.
19 30.05.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 23.1 км Пуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность - 23.1 км. Плановая дальность - 125 км.
20 31.07.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 21 км Из-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность - 125 км.
21 18.09.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 206 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с.
22 04.11.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 220 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с.
23 23.12.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС   Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета.
24 25.05.198123.04.1982 3М-10В2 наземная полигонная ПУ   Программа ЛКИ.
25 30.11.1981 (источники по ПЛА К-254)30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП) 3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ   Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя.
26 21.07.1982 3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ   Первый пуск программы Государственных испытаний.
27 08.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ   Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море.
28 15.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ   Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море.
.. 23.08.1983 3М-10В5 ? ПЛА К-264 пр.671РТМ   Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным - Белое море, Северодвинск).

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 "Гранат", вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Пусковая установка:- КС-93В3 - опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 - использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне "Песчаная балка" в Крыму.

- 533-мм торпедные аппараты подводных лодок - ракетно-торпедный комплекс разработки КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Ракета КС-122РС:Конструкция - нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.

Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com, обработано).

Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).

Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции  и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры - АБ-12, АБ-13, АБ-51 и , возможно, другие. АБ - "аппаратура бортовая".

Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Двигатели: Стартовый двигатель (агрегат) - РДТТ массой 382 кг

Маршевый - малогабаритный ТРДД - на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых  ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".

- Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга", изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль. Длина ТРДД - 850 ммДиаметр - 330 ммМасса сухая - 82 кгМарки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТМасло - ВТ-301Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час

Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).

Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).Длина - 850 ммДиаметр - 315 ммМасса сухая - 100 кгТопливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)Пилонный вариант ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке "Двигатели-2008" (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru). ТТХ ракеты:Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 ммДлина ракеты маршевая - 6200 ммРазмах крыла - 3300 ммДиаметр фюзеляжа ракеты - 510 ммДиаметр капсулы:- внутренний - 518 мм- наружный - 533 мм

Масса стартовая в капсуле - 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)Масса стартовая:- 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)- ок. 1700 кг (3М-10)Масса без стартового двигателя - 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)Масса стартового РДТТ - 382 кгМасса БЧ - до 200 кг

Дальность действия - 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)Скорость крейсерская:- 240 м/с (испытания, 1979 г.)- 720 км/ч - 0.7 МПотолок крейсерский - 15-200 м

Глубина пуска - 40 м (в ходе испытаний)Время прохождения подводного участка после пуска - 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)

Типы БЧ: - ядерная, мощностью 200 кт - основной тип боевой части.

- фугасная - по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).

Модификации:- КС-122РС - первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Статический" - без системы управления и маршевого двигателя.

- КС-122РТ - второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Телеметрический" - с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

- КС-122РП - третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Программный" - предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

- 3М-10В1А - вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

- 3М-10В1 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

- 3М-10В2 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда - 23.04.1982 г.

- 3М-10В5 - вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск - 8 апреля 1983 г.

- КС-122 / 3М-10 - базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.

Носители:- ПЛ пр.633РВ - опытовая ПЛ разработки КБ "Малахит" (главный конструктор Р.А.Шмаков) для испытания ракет и торпед калибров 533 и 650 мм.

На буксире ПЛ ПЗС-50 (ранее - С-49) пр.633РВ Черноморского флота. Севастополь, 2 апреля 2007 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru). - ПЛ пр.633КС - опытовая ПЛ для испытания КР "Гранат",  разработка проекта опытовой ПЛ - СПМБМ "Малахит" (главный конструктор Р.А.Шмаков, технический проект - 1977 г.). ПЛ С-128 переоборудована в 1978 г. на Севастопольском морском заводе - установлены два носовых торпедных аппарата - пусковые установки калибра 533 мм. Первый пуск КР "Гранат" произведен 21 сентября 1979 г. В период 1979-1980 г.г. произведено всего 6 пусков КР "Гранат". - ПЛА пр.671РТМ - VICTOR-III - ракета принята на вооружение ПЛА проекта 31 декабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным). Испытания комплекса проходили на ПЛА К-254 пр.671РТМ на Белом море.ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 "Гранат" (http://www.atrinaflot.narod.ru). - ПЛАРК пр.667АТ "Груша" - YANKEE NOTCH - переоборудованная ПЛАРБ пр.667АУ с установкой отсека с 2 группами по 4 ТА расположенными под углом к диаметральной плоскости. Общий боезапас  - 32 КР, в т.ч. 8 КР в торпедных аппаратах.Носитель ракет 3М-10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ - YANKEE NOTCH (фото - US DoD, http://militaryphotos.net). - ПЛА пр.971 - AKULA - первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г. Одна из первых фотографий ПЛА пр.971 AKULA (вероятно, К-284 "Акула") опубликованная в западных СМИ (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.) - ПЛА пр.945 - SIERRA / пр.945А - SIERRA-II - ударные ракетно-торпедные ПЛА.

- ПЛАРК пр.885 - YASEN - ударная ПЛА оборудованная универсальной ПУ вертикального пуска. При начале проектирования предполагалось применение в т.ч. и КРБД "Гранат".

Проекции ПЛАРК пр.885 "Ясень" и пр.08851 (автор проекций - Diletant2010, разрез - Deep Blue Sea, http://paralay.com, небольшие корректировки).

Статус: СССР / Россия- 1988 г. - по западным данным к концу 1988 г. на ПЛА ВМФ базируется около 100 ракет комплексов С-10 "Гранат".

- 1989 г. начало года - согласно советско-американским договоренностям в составе вооружений Флотов обоих стран (за исключением стратегических сил - БРПЛ) не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями - соответственно ракеты 3М-10 со всех носителей сданы на хранение.

- 2012 г. - вероятно, некоторое количество ракет 3М-10 находится на хранении в базах ВМФ России. Информации о снятии ракет с вооружения и их утилизации до сих пор не было.

- 2016 г. - на утилизацию с баз хранения Северного флота переданы ракеты 3М-10. С базы в Заозерске 40 ракет и с базы в Североморске - 20. ракеты переданы без боевых частей (источник).

Источники:Асанин В. Ракеты отечественного флота. (источник)."Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет". Документальный фильм, 2004 г.РК-55 Рельеф - SSC-X-4 SLINGSHOT. 2012 г. Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2012 г.RK-55. Сайт http://en.wikipedia.org, 2012 г.

militaryrussia.ru

Ракетный комплекс С-10 «Гранат». Советский «Томагавк»

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122. Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; 971 «Щука-Б».

Пуск ракеты КС-122. Фото: militaryrussia.ru

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122. Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122. В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.

Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами «Искандер-К».

Основные характеристики:
  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м: — длина 8,09 (со стартовым ускорителем), — диаметр 0,51, — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.

defendingrussia.ru

От А до Я - РК-55 «Гранат»

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

ot-a-do-ya.org

Гранат (КР) - это... Что такое Гранат (КР)?

Х-55СМ
Технические характеристики КР
Система наведения инерциальная с коррекцией
Двигатель ДТРД Р95-300
Длина 8,09 м
Диаметр корпуса 0,77 м
Размах крыльев 3,1 м
Стартовая масса 1700 кг
Скорость полёта 0,48-0,77 М
Максимальная дальность пуска 4500 км
КВО 150 м
Боевая часть ядерная, 200 кт
Масса боевой части 130[1] кг

Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent») — советская (российская) стратегическая крылатая ракета большой дальности.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Рассчитана исключительно для нанесения ядерных ударов.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160.

Ракета разработана в Дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва.

Ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины

История

В 1971 году с инициативой о создании новой, малогабаритной, низковысотной дозвуковой крылатой ракеты с ядерной боевой частью дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» было поручено разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Но из-за высокой загрузки дубнинского производства выпуском Х-22, было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

25 декаря 1979 года, ввиду исключительной важности проекта ракеты Х-55 были приняты на вооружение, ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 тбап в Семипалатинске. Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО "ВМП "АВИТЕК"). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета имеет металлический сварной корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. Крылья, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крылья до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Р95-300
ТТХ двигателя
Тяга 300—350 кг
Длина 850 мм
Диаметр 315 мм
Вес 95 кг

Двухконтурный ТРД Р95-300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающимся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.

При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответсвует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения с корректировкой траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит цифровую эталонную карту рельефа местности по маршруту. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
  • Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
  • Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг[1].

Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:

  • РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot») — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
  • С-10 «Гранат» (по классификации НАТО — SS-N-21 «Sampson») — крылатая ракета морского базирования.

Современное состояние

По состоянию на 2008 год двигатели для ракет Х-55 (а также для Х-35 и Х-59) выпускает украинское предприятие Мотор Сич.[2]

Литература

  • Марковский В. Авиационные крылатые ракеты // Авиация и космонавтика. — 2005. — № 9 — 1682-7759
  • Мороз С. Г. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. — М.: Майор, Пилот, 2001
  • Городейко Ю. В. и др. Военная авиация. — Мн.: Попурри, 1999. — Т.2 — ISBN 985—438-348-2

См. также

Ссылки

Источники

  1. ↑ 1 2 nvo.ng.ru, «Крылатая ракета, испытанная президентом», 26 августа 2005
  2. ↑ Россия хочет выпускать ракеты без Украины, news.bbc.co.uk, 16 июня 2008

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

РК-55 «Гранат» - это... Что такое РК-55 «Гранат»?

Х-55СМ
Технические характеристики КР
Система наведения инерциальная с коррекцией
Двигатель ДТРД Р95-300
Длина 8,09 м
Диаметр корпуса 0,77 м
Размах крыльев 3,1 м
Стартовая масса 1700 кг
Скорость полёта 0,48-0,77 М
Максимальная дальность пуска 4500 км
КВО 150 м
Боевая часть ядерная, 200 кт
Масса боевой части 130[1] кг

Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent») — советская (российская) стратегическая крылатая ракета большой дальности.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Рассчитана исключительно для нанесения ядерных ударов.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160.

Ракета разработана в Дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва.

Ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины

История

В 1971 году с инициативой о создании новой, малогабаритной, низковысотной дозвуковой крылатой ракеты с ядерной боевой частью дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» было поручено разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Но из-за высокой загрузки дубнинского производства выпуском Х-22, было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

25 декаря 1979 года, ввиду исключительной важности проекта ракеты Х-55 были приняты на вооружение, ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 тбап в Семипалатинске. Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО "ВМП "АВИТЕК"). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета имеет металлический сварной корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. Крылья, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крылья до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Р95-300
ТТХ двигателя
Тяга 300—350 кг
Длина 850 мм
Диаметр 315 мм
Вес 95 кг

Двухконтурный ТРД Р95-300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающимся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.

При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответсвует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения с корректировкой траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит цифровую эталонную карту рельефа местности по маршруту. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
  • Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
  • Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг[1].

Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:

  • РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot») — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
  • С-10 «Гранат» (по классификации НАТО — SS-N-21 «Sampson») — крылатая ракета морского базирования.

Современное состояние

По состоянию на 2008 год двигатели для ракет Х-55 (а также для Х-35 и Х-59) выпускает украинское предприятие Мотор Сич.[2]

Литература

  • Марковский В. Авиационные крылатые ракеты // Авиация и космонавтика. — 2005. — № 9 — 1682-7759
  • Мороз С. Г. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. — М.: Майор, Пилот, 2001
  • Городейко Ю. В. и др. Военная авиация. — Мн.: Попурри, 1999. — Т.2 — ISBN 985—438-348-2

См. также

Ссылки

Источники

  1. ↑ 1 2 nvo.ng.ru, «Крылатая ракета, испытанная президентом», 26 августа 2005
  2. ↑ Россия хочет выпускать ракеты без Украины, news.bbc.co.uk, 16 июня 2008

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Система "Гранат"

С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.

Корабельный комплекс ПКРРакета РК-55Тип ПУ - ТА 533ммНоситель - ПЛДальность - 3000 кмСкорость - 0.7 МТип БЧ - ядернаяДлина - 8.09 мДиаметр - 0.51 мРазмах крыльев - 3.3 мСтартовый вес - 1.7 тИНС+по рельефу местности

 

В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области созданияминиатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерныхвооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственныхассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).

Вернуться на страницу "ОРУЖИЕ"

 

www.kremalera.narod.ru

Противотанковая граната — WiKi

Вначале основным видом оружия самообороны пехоты против бронированных машин стали ручные противотанковые гранаты. Их первые образцы представляли собой довольно тяжёлый (около 1 кг) бросаемый заряд взрывчатого вещества, способный при плотном прилегании своим фугасным действием раздробить 15—20 мм брони. Примером такого оружия являются советские гранаты РПГ-40 и РПГ-41 (с увеличенным до 1400 г зарядом взрываемого вещества и с повышенной до 25 мм бронепробиваемостью). Боевая эффективность противотанковых гранат дробящего действия оказалась весьма невысокой из-за опасности для гранатометчика, который должен был точно забросить тяжелую гранату подобравшись близко к танку, а затем попытаться укрыться от мощного взрыва, что ограничивало эффективное применение таких гранат.

Первые противотанковые гранаты представляли из себя самодельные устройства. Немцы первыми во время Первой мировой войны придумали импровизированные противотанковые гранаты, связав несколько корпусов распространённой гранаты Stielhandgranate без рукоятки с одной гранатой с рукояткой, чтобы создать одну более мощную гранату. В бою граната забрасывалась на крышу или под днище медленно (2-3 км/ч) движущегося танка, где броня была наиболее тонкой. Такая же граната применялась немцами и во время Второй мировой войны. Так как граната снаряжалась в основном суррогатами, она не обладала мощным ни фугасным, ни бризантным действием. Чтобы нанести значительный урон тяжелой бронетанковой технике РККА, германской пехотой практиковался рискованный прием: связка гранат из 3-5 штук при помощи поясного ремня подсовывалась под кормовую нишу башни танка и подрывалась; дистанции взрывателя гренадеру вполне хватало, чтобы спрыгнуть с движущейся машины и укрыться от взрыва. В случае успеха башню срывало с погона или, как минимум, заклинивало. Для поражения танка прорыва КВ-2 было очень действенным средством забросить гранату в ствол 152 мм гаубицы, которой тот был вооружен. Даже если в стволе на момент взрыва не было снаряда, сам ствол утрачивал целостность и при следующем выстреле разрывался.[2].

Во время Второй мировой войны, солдаты всех армий делали импровизированные противотанковые гранаты, укладывая несколько оборонительных фугасных гранат в мешок. Из-за их большого веса, такие устройства обычно применялись с очень близкого расстояния или же непосредственно помещались в уязвимых местах на вражеской технике, что конечно было очень опасным приемом. Другой метод, используемый например бойцами британского ополчения в 1940 году, предполагал укладку динамита или какого-либо фугасного заряда в толстом носке покрытым густой смазкой, который до применения клали в подходящую размером консервную банку. Для применения боец поджигал бикфордов шнур и вынув устройство из банки, кидал его в направлении башни танка в надежде, что оно прилипнет к броне до взрыва. В случае успеха, это вызывало внутреннее растрескивание броневого листа, поражая экипаж танка. Неизвестно, применялся ли успешно этот тип импровизированной противотанковой гранаты когда-либо в бою. К концу 1940 года англичане ввели в эксплуатацию специально разработанную клейкую противотанковую гранату — известную как «Липкая граната» (Sticky Bomb).

«Липкая бомба» производимая во время Второй мировой войны была одним из видов противотанкового оружия, разработанного для использования в британской армии и ополчении в качестве специального решения проблемы отсутствия достаточного количества противотанковых орудий в период после эвакуации Дюнкерка. Разработанная группой военного ведомства MD1, включающей майора Миллиса Джефферса и Стюарта Макрэ, граната состояла из стеклянной сферы, содержащей нитроглицерин, покрытый мощным клеем, в окружении листового металлического корпуса. Когда солдат вытаскивал чеку на ручке гранаты, корпус раскрывался и открывал сферу; другая чека активировала спусковой механизм, и солдат должен был затем попытаться приложить гранату к одному из вражеских танков или другому транспортному средству с достаточной силой для разлома стеклянной сферы. После того как она была прикреплена к борту, отпускание рычага на ручке активировало пятисекундный предохранитель, который затем взрывал нитроглицерин.

  Финские гранаты времен Зимней войны. Тяжелая фугасная граната слева. Крючок на коробе был предназначен для закрепления гранаты на танке, что было не исключено в случае, если моторное отделение было покрыто сеткой-рабицей.

Во время Зимней войны финская армия, которой катастрофически не хватало эффективного противотанкового оружия, широко использовала тяжелые фугасные гранаты. Финны использовали несколько вариантов фугасных гранат в зависимости от типа советской бронемашины. Считалось, что для повреждения гусеницы достаточно было 1-2 кг тротила. Взрыв зачастую разбивал 3-4 трака гусеницы, несколько повреждая каток. Удачно расположенная граната приводила каток в полную негодность. Нередко повреждался и балансир, вернее разбивало его подшипник. Трёх килограмм тротила, когда заряд был заброшен на крышу моторного отделения танка было достаточно, чтобы уничтожить любой танк, используемый в войне. Помимо фабричных гранат фугасного типа солдатами зачастую изготовлялись кустарные устройства из блоков взрывчатки, прикрепленных проволокой к дощечке.

В феврале 1940 года финская армия получила наставление по применению фугасных гранат, в которой было приведено количество тротила, достаточное для выведения из строя различных танков и бронемашин:

  • 2 кг было достаточно, для уничтожения 6-тонных бронемашин (Т-38)
  • 3 кг было достаточно, для уничтожения 12-тонных бронемашин (Т-26, БТ-7)
  • 4 кг было достаточно, для уничтожения 30-тонных бронемашин (Т-28)

Ручные противотанковые гранаты или метательные мины с кумулятивными головными частями

  Японская метательная кумулятивная граната времен ВМВ  Югославская граната М79 - вариант советской гранаты РКГ-3

Теоретическая пробивная способность кумулятивных снарядов пропорциональна длине кумулятивной струи и квадратному корню отношения плотности облицовки воронки к плотности брони. Практическая глубина проникновения кумулятивной струи в монолитную броню у существующих боеприпасов варьируется в диапазоне от 1,5 до 4 калибров. Средняя дальность броска составляет 18-20 метров. Если солдат в окопе и танк идёт на него, рекомендуется лечь на дно окопа, пропустить танк над собой и метнуть гранату в корму[3].

Ещё в 1888 году американец Чарльз Манро (Charles Edward Munro) исследовал и подробно описал кумулятивный эффект в своих работах. Однако по той или иной причине в военных целях эти разработки были использованы лишь полвека спустя. В Советском Союзе в 1925—1926 годах изучением зарядов взрывчатых веществ с выемкой занимался профессор М. Я. Сухаревский. Первоначально кумулятивные снаряды назывались бронепрожигающими, так как считалось — исходя из формы пробитой воронки, — что они именно прожигают броню. В реальности же при подрыве заряда температура облицовки достигает всего лишь 200—600 °C, что значительно ниже температуры её плавления.

В 1938 году Франц Томанэк (Franz Rudolf Thomanek) в Германии и Генри Мохоупт (Henry Hans Mohaupt) в США независимо друг от друга открыли эффект увеличения пробивной способности при применении металлической облицовки конуса. Несмотря на это кумулятивные противотанковые гранаты получили широкое распространение лишь к середине Второй Мировой. Советская ружейная граната ВПГС-41 (Винтовочная противотанковая граната Сердюка образца 1941 года) производилась в 1941—1942 годах в качестве противотанкового оружия, но из за невысоких качеств и небезопасности конструкции широкого применения не получила и была заменена на ручные противотанковые гранаты. Позже появились ручные противотанковые гранаты или метательные мины с кумулятивными головными частями, например советские РПГ-43, РПГ-6 или немецкие PWM-1L. Бронепробиваемость выросла до 70—100 мм при встрече с преградой под прямым углом, что для многих типов танков завершающего периода войны было уже недостаточно. Кроме того, для эффективного выведения танка из строя требовался целый набор условий, что дополнительно снижало эффективность ручного метательного оружия с кумулятивной боевой частью.

В конце Второй мировой войны японцы, не имея достаточно эффективной противотанковой артиллерии и пехотных противотанковых средств, часто применяли тактику самоубийственных атак, посылая против американских танков своих пехотинцев с ранцевыми, магнитными минами и противотанковыми гранатами, и использовали смертников-камикадзе вооруженных кумулятивной гранатой на шесте в качестве оружия, против американских танков. После этого аналогичное оружие было также использовалось вьетнамцами в ходе Вьетнамской войны. Камикадзе должен был использовать гранату в качестве противобортовой мины обеспечивая оптимальный угол наклона по отношению к броне, что обеспечивало поражение брони толщиной до 150 мм. Однако к концу войны японские противотанковые камикадзе (Тэйсинтай) были малоэффективны потому что американские войска всегда сопровождали танки сильными подразделениями морской пехоты. Танковые сражения как на Восточном или Западном фронтах в Европе, были редки. Основную тяжесть боев на Тихом океане несла пехота которая сопровождала танки и была в состоянии защитить их от неприятеля.

В 1950 году принята на вооружение РКГ-3 — кумулятивная граната ударного действия. В полёте граната стабилизируется и летит донной частью вперёд, для этого во время полёта раскрывается матерчатый стабилизатор в форме конуса. При попадании в цель граната пробивает броню толщиной до 150 мм. Для борьбы с современными танками, оснащёнными динамической защитой, эти гранаты уже мало пригодны, но с БМП, БТР и другими бронемашинами они справляются без труда.

В конце 1970-х, руководство армии США было обеспокоено отсутствием противотанковых средств у своих тыловых частей, необходимых для борьбы с прорвавшимся в тыл или же десантироваными с воздуха вражескими бронемашинами. Когда армия США попросила разобраться с этим делом, армейские инженеры предложили скопировать противотанковую гранату производства ГДР (AZ-58-K-100[4]), которая была добыта американской разведкой. Эта концепция была названа «ХАГ» (HAG то есть High-explosive Antiarmor grenade) то есть фугасная противотанковая граната (так как по армейской терминологии кумулятивные противотанковые боеприпасы назывались HEAT то есть High-explosive Anti-tank). В то время как гражданские инженеры, работающие для армии США думали, что это была прекрасная идея, она была немедленно отвергнута, так как почти все старшие офицеры армии США с опытом военных действий считали, что это оружие будет более опасным для своих войск, чем для неприятеля. Разработки были тихо положены «на полку» к середине 1980-х годов. Это решение оставило многие тыловые части без противотанкового оружия, более эффективного, нежели крупнокалиберный пулемет M2.

ru-wiki.org