"Булава" (ракета): характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава". Ракета булава


характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава"

«Булава» - это одна из новейших разработок отечественного ракетостроения. До сих пор проходят испытания по данному объекту. Часть из них прошла неудачно, что вызвало массу критики со стороны экспертов. Можно с уверенностью говорить о том, что «Булава» - ракета, характеристики которой действительно уникальны, а чем именно, вы узнаете в данной статье. Стоит обратить ваше внимание на то, что данная твердотопливная баллистическая ракета предназначена для размещения на атомных подводных лодках (типа «Акула»).

История создания

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.

Проводимые испытания

На сегодняшний день было выполнено порядка 20 испытаний, лишь 55% оказались успешными. Первый запуск ракеты «Булава» (массогабаритный макет) был осуществлен 23 сентября 2004 года. Второй, который можно назвать и первым настоящим, был выполнен 25 сентября 2005 года. Тогда межконтинентальная ракета «Булава» успешно достигла своей цели и поразила ее. Третий запуск из подводного положения с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был выполнен в октябре 2005 года. Цель на полигоне Кура, что на Камчатке, была успешно поражена. Несколько следующих испытаний прошли безрезультатно. То отказывал двигатель последней жидкостной ступени ракеты, то она отклонялась от курса и падала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и доработаны определенные узлы. В результате этого 9 из 10 последних испытаний оказались успешными, а это очень даже неплохой результат. Ну а сейчас давайте рассмотрим еще один интересный момент.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя - жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Последние изменения комплекса

Стало известно, что в составе комплекса будет специальная система по преодолению противоракетной обороны. Но что это будет за система, пока не поясняется. Возможно, это будут ложные цели или специальное покрытие, которое сделает блок невидимым для радаров. Это совершенно секретные данные, которые не будут разглашаться. Отдельно несколько слов нужно сказать о том, что ракета «Булава», характеристики которой мы уже рассмотрели, была несколько модернизирована в последние годы разработки. В частности, был изменен принцип разведения ядерных блоков. Если раньше ракета выводила блоки над целью, после чего сбрасывала (рассыпала) их, то сейчас используется принцип «виноградной грозди», или «школьный автобус» - по терминологии США. Так как «Тополь-М» и «Булава» разрабатывались на одной и той же базе (Московский институт теплотехники), а точность первого комплекса весьма велика, то можно с большой уверенностью говорить о высокой эффективности межконтинентальной ракеты "Булава". Но, так как существуют различные модификации - "Булава-30", "Булава-М", то сложно что-то говорить о точности и других характеристиках отдельно взятого комплекса.

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном - о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Размещение комплекса

Так как данная ракета создавалась как ракетный корабельный комплекс, то вполне логично предположить, что основное место размещение – атомные подводные лодки. Подводные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта «Акула», например, «Дмитрий Донской» и «Архангельск», уже имеют в своем вооружении данный комплекс. Кстати, в нашей статье есть картинки, где комплекс стартует с АПЛ, в этот момент довольно эффектно выглядит «Булава» (фото). Ракета также устанавливается на объекты проекта «Борей». Среди них «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и другие. К концу 2020 года планируется построить еще порядка 8 субмарин, 3 из которых по проекту «Акула» и 5 - по «Борей». На каждой подводке будет по 16 ракет «Булава».

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами ключевые особенности комплекса «Булава» (фото), ракета как вы видите, выглядит очень внушительно, да и последние испытания говорят о ее высокой эффективности. Тем не менее идеальной назвать ее довольно сложно. Но вот укрепить подводный потенциал РФ она сможет. Кроме того, пониженная мощность комплекса обусловлена повышенной точностью. Многие критики не брали во внимание живучесть ракеты по сравнению с аналогами. Стойкость к поражающим факторам играет чуть ли не ключевую роль во время ведения боевых действий.

fb.ru

характеристики Российской твердотопливной баллистической ракеты комплекса Д-30

Р-30 «Булава-30»

Булава — твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 размещена на подводных лодках России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М».

Общие сведения

  • Страна: Россия
  • Обозначение: 3М30
  • Код: СНВ РСМ-56
  • По систематизации НАТО: SS-NX-30
  • Предназначение: БРПЛ
  • Разработчик: МИТ

Главные свойства

Видео: Характеристики Булавы

  • Количество ступеней: 3
  • Длина (с ГЧ): 12,1 м
  • Длина (без ГЧ): 11,5 м
  • Поперечник: 2 м
  • Стартовая масса: 36,8
  • Забрасываемый вес: 1150
  • Вид горючего: твёрдое смесевое
  • Дальность полета: 8000 км
  • Тип головной части: разделяющаяся, ядерная, отделяемая
  • Количество боевых блоков: 6
  • Мощность заряда: мт
  • Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
  • Метод базирования 955 «Борей» (941 «Акула»)

История запусков

Схема хронологии запуска Булавы

 

  • Состояние разрабатываемая
  • Принята на вооружение 2009 (план)

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в интернациональных договорах; SS-NX-30 — по систематизации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новая русская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты Булава ведётся Столичным институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под управлением Ю. С. Соломонова.

Видео: Залповая стрельба двумя МБР «Булава» с борта АПРК «Владимир Мономах»

Предположительная дата принятия Булавы на вооружение: 2009 год. из стратегических атомных подводных лодок 941-го проекта «Акула» должно вернуть изменившийся баланс сил в русской ядерной триаде. Новенькая ракета не только лишь приостановит её старение, да и выведет ударную мощь морского компонента на новейшую доброкачественную ступень развития.

История сотворения

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».

Учебный пуск ракеты Булава — 30

Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.

Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы

После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.

Тесты

Воткинский завод

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.

Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.

Видео:20-ый Пуск Булавы

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.

  1. 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
  2. 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
  3. 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
  4. Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
  5. 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
  6. 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно — 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
  7. Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года — он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
  8. Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», — произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

ТТХ

Схема как происходи запуск и отделение ступеней Булавы

Стартовый вес Булавы — 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, 1-ые две ступени обустроены твёрдотопливными движками, 3-я — жидкостным, обеспечивающим нужную скорость и сверхманевренность на заключительном шаге полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков личного наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Радиус деяния — более 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Наша родина представила информацию о технических свойствах собственной новой ракеты «Булава».

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для 2-ух типов ракетных подводных крейсеров стратегического предназначения:

  • модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь»;
  • проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (заложен в 2006 году). Всего до 2015 года подразумевается выстроить 5 субмарин проекта 955. Любая АПЛ будет нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью.

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3—4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Сравнительные свойства

Характеристики Булавы на подлотке Юрий Долгорукий

  • Тактико-технические свойства Р-29РМ, Р-39, Булава, Трайдент I, Трайдент II
  • Год принятия на вооружение 1986, 1984, 2012(план), 1979, 1990
  • Наибольшая дальность стрельбы, км 8300, 8250, 8000, 7400, 11300
  • Забрасываемый вес, кг 2800, 2250, 1150, 1360, 2800
  • Количество боевых блоков 4..10 (100 кт), 10 (200 кт), 6 8 W76 (100 кт), 8 W88 (475 кт) либо 14 W76 (100 кт)
  • КВО, м 250 500 ? 380 90-120
  • Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
  • настильная линия движения,
  • маневрирующие РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ?
  • Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5
  • Длина, м 14,8; 16,0; 11,5; 10,3; 13,4;
  • Тип старта наполнение водой; сухой; сухой; сухой; сухой;

Необходимо подчеркнуть, что сопоставление не учитывает такие принципиальные характеристики, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её линию движения, длительность активного участка (что может очень сказываться на забрасываемом весе).

Оценка испытаний

Булава на подводной лодке

Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально — кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.

И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.

Место запуска Булавы на Гугол карте

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Российская Баллистическая Ракета Р-30 Булава МБР, Технические Характеристики ТТХ Ракетного Комплекса, Мощность РК, Скорость Полета

С большой уверенностью можно заявить, что на сегодняшний день стратегические ядерные силы являются одной из основных гарантий суверенитета российского государства. Если сравнивать нынешний потенциал российской армии с потенциалом армий стран НАТО (количественный и качественный), то это сравнение будет не в пользу России. Проходит модернизация ВС России (много полезного сделано в 2018 году и запланировано на 2018), в войска поступают новые образцы оружия, но все это происходит чрезвычайно медленно и в недостаточных количествах. Так что, на сегодняшний момент роль ядерного оружия стратегического назначения в обеспечении национальной безопасности России переоценить тяжело. Ядерный арсенал – это один из серьезных факторов, позволяющих России оставаться одним из важнейших геополитических игроков в современном мире.

Большая часть «ядерного щита» досталась России от Советского Союза и сегодня этот арсенал постепенно выбывает из строя по естественной причине старения. Российские стратегические ядерные силы требуют серьезного обновления, причем это можно сказать обо всех трех компонентах «ядерной триады». Движение в этом направлении есть, но скорость изменений явно недостаточна. Особенно, учитывая огромный объем работ, который необходимо выполнить. Модернизация стратегических ядерных сил потребует огромного количества ресурсов, прежде всего материальных. Для того, чтобы решить эту поистине грандиозную задачу, российскому государству необходимо будет мобилизовать весь имеющийся в его распоряжении управленческий и интеллектуальный потенциал.

Одной из важнейших составляющих российских стратегических сил являются межконтинентальные баллистические ракеты, установленные на атомных подводных ракетоносцах. Эта составляющая «ядерной триады» наиболее опасна для противника, ибо обладает большой скрытностью и наименее уязвима для уничтожения. Подводные ядерные левиафаны способны месяцами скрытно маневрировать в водах Мирового океана и молниеносно наносить смертоносный удар по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника. Запуск ракет производится из подводного положения, подлодка может всплыть среди льдов Арктики и нанести кинжальный молниеносный удар. Уничтожить субмарину до запуска ракет очень сложно.

Развитие атомного подводного флота было одним из приоритетных направлений в СССР. На подводные лодки не жалели денег, над их созданием работали лучшие умы страны. Советские подлодки несли регулярное дежурство в водах Мирового океана, готовые в любую минуту нанести ядерный удар по врагу. В 1991 году СССР не стало, и для подводного флота настали тяжелые времена. Новые корабли не закладывались, финансирование было урезано, серьезный удар был нанесен по научной и производственной базе. Подводные лодки, построенные еще при СССР, старели как морально, так и физически. Лишь в 2007 году был спущен на воду первый атомный ракетоносец нового четвертого поколения – подводная лодка «Юрий Долгорукий». Его основным оружием стала межконтинентальная ракета Р-30 «Булава».

Разработку подводных лодок четвертого поколения начали еще в конце 70-х годов прошлого века, в это же время для будущих кораблей стали разрабатывать их основное оружие – ракетный комплекс с межконтинентальной ракетой.

История создания «Булавы»

Начиная с 1986 года в Советском Союзе для перевооружения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» и вооружения будущих кораблей проекта 955 «Борей» разрабатывалась новая баллистическая ракета «Барк». До 1998 года были проведены три испытания новой ракеты и все они оказались неудачными. Кроме того, в те годы общая ситуация на предприятиях, которые изготавливали ракетный комплекс, складывалась настолько плохо, что от проекта «Барк» решили отказаться. Нужно было строить новую ракету. Заказ на ее постройку забрали у Миасского КБ им. Макеева (которое изготавливало почти все советские баллистические ракеты морского базирования) и передали в Московский институт теплотехники (МИТ). Именно там создали ракеты «Тополь» и «Тополь-М». Это стало одним из аргументов передачи заказа разработчикам, которые никогда ранее не строили ракет для подводных лодок.

Таким образом, хотели унифицировать морские и наземные баллистические ракеты, снизив их стоимость. Противники такого подхода указывали на отсутствие опыта у МИТ и на необходимость переделки подводной лодки под новую ракету. Тем не менее, было принято решение и начались проектные работы.

Первый испытательный запуск макета будущей ракеты «Булава» состоялся 23 сентября 2004 года с борта атомохода «Дмитрий Донской». Три первых испытательных пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой закончились неудачами. Ракета в первые минуты полета отклонялась от курса и падала в море. Во время шестого запуска у ракеты отказали двигатели третьей ступени и она самоликвидировалась. Седьмой пуск прошел частично удачно: один боевой блок не долетел до полигона на Камчатке.

Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно, а во время десятого пуска ракета сбилась с курса и самоликвидировалась. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет также закончились неутешительно.

28 июня 2011 года состоялся первый запуск «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» — штатного носителя ракеты и прошел успешно.

В марте 2012 года министр обороны Сердюков заявил об успешном завершении испытаний «Булавы», в октябре того же года ракета была принята на вооружение. Производство ракетного комплекса проводит ФГУП «Воткинский завод», который также производит и баллистические ракеты «Тополь».

Описание ракеты «Булава»

Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.

Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Есть мнение, чтоступень разделения блоков работает на жидком топливе, однако, это вызывает сомнения, так как МИТ специализируется на твердотопливных системах. В ракете использовано топливо пятого поколения с высокой энергетической эффективностью.

Корпус ступеней ракеты создан из композитных материалов, с использованием арамидного волокна высокой прочности, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.

Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после этого включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции ступени разведения боевых частей очень скудна.

После прохождения зоны блокирующих ядерных ударов, отделяется головной обтекатель. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, которая состоит из шести (по другой информации, из десяти) боевых блоков. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также в ступени разведения блоков находится комплекс преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках мы ничего не знаем. Боевые блоки ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.

Существует непроверенная информация об изменениях принципа разведения боеголовок ракеты «Булава». В некоторых источниках сообщается, что боевые блоки ракеты могут свободно маневрировать, также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами. По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать сравнительно небольшую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей – не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты Соломонов утверждает, что «Булава» имеет более высокую степень живучести, чем ракеты предыдущих поколений.

Система управления «Булавы» — астрорадиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные полученные от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучая расположение звезд, а также обмениваясь информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.

Видео о ракете Булава

Ракета Р-30 «Булава» отправляется в полет из специального контейнера, установленного в пусковой шахте ракетоносца, с помощью порохового аккумулятора. Возможен залповый запуск всего боекомплекта, находящего на борту подводной лодки. Пуск осуществляется как в подводном, так и надводном положении.

По оценкам специалистов, российская промышленность может изготавливать до 25 ракет Р-30 «Булава» в год.

Технические характеристики Р-30 «Булава»

Типмежконтинентальная, морского базирования
Дальность полета, км8000
Тип боевой частиразделяющаяся, с блоками индивидуального наведения
Число боевых блоков6-10
Система управленияавтономная, инерциальная на базе ЦБВК
Забрасываемый вес, кг1150
Тип стартасухой
Стартовая масса, т36,8
Число ступеней3
Длина, м:
ракеты без головной части11,5
ракеты в пусковом контейнере12,1
Диаметр, м:
ракеты (максимальный)2
пускового контейнера2,1
Длина первой ступени, м3,8
Диаметр первой ступени, м2
Масса первой ступени18,6

Ракета «Булава» часто подвергается критике. Ее в основном вызывают два показателя: недостаточная дальность и скромный забрасываемый вес. По мнению критиков, по этим характеристикам «Булава» соответствует устаревшим американским ракетам «Трайдент» предыдущего поколения.

В 2018 году произошла закладка еще двух подлодок проекта 955, которые вооружат ракетой Р-30.

militaryarms.ru

Баллистическая ракета «Булава-30» | Армейский вестник

• Ракета Р-30 «Булава-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».• Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

• В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

• В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

• Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.• Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

• На 2010 год планировалась к проведению серия из трёх испытательных пусков: 7 октября 2010 г. произведен первый успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск. Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачётный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 году, потом в 2009, но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 годов.

• Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков — в мае 2011 года планируется начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ проекта 955 с завершением в августе 2011 года. В случае успешных пусков №№ 15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 года.

• Пусковая установка — тип старта — сухой, пуск производится из ТПК (транспортно-пускового контейнера) с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя. Глубина запуска — до 50-55 метров.

Ракета Р-30 «Булава»:

Количество ступеней — 3 (третья ступень — маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем).

Система управления — инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. «Булава-47» корректирует свой полёт с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несёт боевые блоки с активными радиолокационными  головками самонаведения (ГСН).

Двигатели:1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.Длина – 3,8 мМасса  — 18,6 т2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК – 12,1 мДлина ракеты без ТПК – 11,5 мДиаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 мДиаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) — 2 мМасса – 36,8 тМасса забрасываемая — 1150 кгМасса одного боевого блока — 95 кгДальность действия:— 5500 км (в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка)— 8000 км (по проекту, «Булава-30»)Время полёта — 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка),КВО:— 350 м (по западным данным)— 250 м (по данным отечественных СМИ)Высота апогея траектории в ходе испытаний — 1000 кмВозможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно).

• Типы БЧ:Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками — газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.— «Булава-30» (в ходе испытаний) — 3 х РГЧ ИН;— «Булава-30» (стандартная комплектация) — 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;— «Булава-30» / «Булава-47» — 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

• Модификации:— ракета «Булава-30» — базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.— ракета «Булава-45» / «Булава-47» — тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса — 45 или 47 тонн.— ракета «Булава-М» — модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.

• Носители:— ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» — 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».— ПЛАРБ проекта 955 «Борей» — 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М». По состоянию на 2010 год испытания проходит первая ПЛАРБ серии 955А «Юрий Долгорукий». Пуски с ПЛАРБ по состоянию на 31.10.2010 года не производились, погрузки макетов БРПЛ производились.

Испытательные пуски ракет Р-30 «Булава»

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка), преодолев примерно за 14 минут более 5,5 тысяч километров
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом  на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя — бракованный пиропатрон разделения ступеней;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета; по неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты.
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени — нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано «Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура». Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы «удовлетворительными».
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно
15 план — декабрь 2010 г. план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 «Юрий Долгорукий»
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955 вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№ 15-18

Критика• Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

• Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

• По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».• Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими — в 1,5…2 раза.

• Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

• Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

• Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

/Алекс Варламик, по материалам militaryrussia.ru/

___________________________________________________________________________________________ Спонсор данной статьи – компания «ВендоСофт», которая не только разрабатывает и продаёт программное обеспечение для работы с sms, но и предлагает очень удобный сервис рассылки СМС сообщений. Если у Вас свой бизнес, связанный с большим количеством клиентов, то Вам просто необходима программа смс рассылки, которая легко поможет организовать централизованную рассылку смс сообщений клиентам. Много интересного о возможностях и достоинствах сервиса рассылки смс Вы можете узнать на сайте smsdelivery.ru компании «ВендоСофт».___________________________________________________________________________________________

army-news.ru

Булава - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета

Критика • Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

• Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

• По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».• Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими — в 1,5…2 раза.

• Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

• Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

• Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

fishki.net

оружие сверхдержавы или деньги на ветер?

Что бы ни говорилось о сотрудничестве в рамках мирового сообщества, о демократических принципах и международном праве, реалии современной политики свидетельствуют, что, как и во все времена, прав тот, кто сильнее. В этой связи значение фактора обороноспособности как инструмента мировой политики не только не падает, но в некоторых аспектах даже растёт. Поэтому вопрос укрепления отдельными странами и военными боками своих вооружённых сил остаётся актуальным. Одним из приоритетов военного развития российских вооружённых сил на данном этапе считается баллистическая ракета «Булава», которая должна в ближайшее время стать на вооружение стратегических подводных лодок.

Чем опасна «Булава»

Твёрдотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава-30» разрабатывается Московским институтом теплотехники с 1998 года. Именно тогда Совет Безопасности России передал МИТ право на разработку баллистических ракет нового поколения, предназначенных для запуска с атомных подводных лодок. Связано это было с тем, что предназначавшийся для этих целей прежде комплекс баллистических ракет типа «Барк» в результате трёх испытаний подряд показал неудовлетворительные результаты. В своё время это решение правительства с подачи экспертов Министерства обороны вызвало определённую критику. Связана она была с двумя обстоятельствами: во-первых, Московский институт теплотехники прежде никогда не занимался разработкой баллистических ракет. Во-вторых, строящиеся на тот момент атомные подводные лодки уже были спроектированы с расчётом на установку на них ракетных комплексов «Барк», так что возникала необходимость изменения уже запущенных проектов.

 

Однако после серии испытаний в 2007 году серийное производство ракет Р-30 «Булава» и их дальнейшая постановка на вооружение армии и флота России были официально одобрены.

 

Технические характеристики ракеты «Булава», по мнению правительственных военных экспертов, позволяют решать широкий комплекс боевых задач, отвечающий современным требованиям. Правда, ключевые показатели ракеты, касающиеся ядерных боеголовок, являются засекреченными. Известно лишь, что «Булава» является трёхступенчатой ракетой, первые две ступени которой точно работают на твёрдом топливе, относительно третьей возможны варианты.

Стартовый вес ракеты составляет почти 37 тонн, из которых 1150 килограмм приходится на 10 ядерных зарядов. На ракете установлена система преодоления противоракетной обороны возможного противника. Радиус действия «Булавы» составляет не менее 8 тысяч километров. Запуск ракеты должен осуществляться с одной из 9 атомных подводных лодок: одна из них относится к модернизированному проекту «Акула» (АПЛ «Дмитрий Донской»), оставшиеся восемь будут относиться к проекту «Борей» и «Борей-А».

Запуск ракеты «Булава»: не «русская рулетка», но тоже дело азартное

За десять лет с момента первого испытательного пуска ракеты «Булава» осуществлено 20 запусков. Из них более половины, одиннадцать были признаны успешными, два – частично успешными, семь закончились неудачно. Вот более список удачных запусков «Булавы»:

  • первый запуск 23 сентября 2004 года – пуск весогабаритного макета ракеты из подводного состояния;
  • второй запуск 27 сентября 2005 года – ракета была запущена из акватории Белого моря из надводного положения, за 14 минут преодолела 5,5 тысяч километров и успешно поразила цели на камчатском полигоне Кура;
  • третий запуск 21 декабря 2005 года – успешный запуск ракеты по цели на Камчатке из подводного положения;
  • девятый запуск 28 ноября 2008 года – запуск ракеты из подводного положения, «Булава» в штатном режиме выполнила всю программу испытаний и достигла полигона Кура;
  • тринадцатый (7 октября 2010 года), четырнадцатый (29 октября 2010 года) и пятнадцатый (28 июня 2011 года) запуски ракеты – все запуски были осуществлены в штатном режиме и закончились успешным поражением цели на камчатском полигоне;
  • шестнадцатый запуск 27 августа 2011 года – в ходе этого запуска ракета преодолела максимальное расстояние, пролетев от места запуска до цели около 9 тысяч 300 километров;
  • семнадцатый запуск 28 октября 2011 года – запуск был осуществлён в штатном режиме;
  • восемнадцатый запуск 23 декабря 2011 года – впервые был проведён успешный залповый пуск ракеты: атомная подводная лодка выпустила из подводного положения сразу две ракеты, обе из которых поразили заданные цели;
  • двадцатый запуск 10 сентября 2014 года – успешный запуск, прошедший в штатном режиме.

Так ли надёжна «Булава»?

Относительно надёжности, технических и боевых характеристик ракеты Р-30 «Булава-30» уже не первый год ведутся серьёзные споры между специалистами. Часть экспертов критикует «Булаву» за те неудачные испытания, которые имели место, и на их основании делают выводы о будущих проблемах с серийным производством этих ракет. Однако большинство специалистов признают, что частые неудачные пуски испытываемых новых ракет это дело обычное, в том числе и для образцов, которые в дальнейшем показывают себя как весьма эффективные. Другой вопрос это негативная оценка технических и боевых характеристик «Булавы».

Наибольшие вопросы у скептиков вызывают радиус действия ракеты и забрасываемый вес находящихся на её борту ядерных боеголовок. Указывается, что показатель в 8 тысяч километров уступает аналогичному показателю самых современных американских баллистических ракет. Точно также и забрасываемый вес боеголовок «Булавы» не дотягивает до лучших показателей американских вооружений. В связи с этим критикуется решение конструкторов сделать «Булаву» твёрдотопливной, так как жидкотопливные ракеты способны нести больший груз на большее расстояние.

 

Защитники боевого потенциала «Булавы» указывают на то, что её характеристик вполне достаточно для выполнения всех нужных боевых задач.

 

Радиуса действия в 8 тысяч километров (а испытания показали, что ракеты способна лететь свыше 9 тысяч километров) достаточно для поражения любой цели на территории США или Китая. Меньший забрасываемый вес боеголовок компенсируется более точной системой их наведения. Твёрдое топливо было выбрано для ракет по двум основным причинам: во-первых, ракеты такого типа гораздо дольше находятся в эксплуатации, во-вторых, они обладают большей устойчивостью в условиях ядерного взрыва, то есть повышаются шансы выполнения боевой задачи.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Булава (ракета) Википедия

Общие сведения Страна Индекс Код СНВ Классификация НАТО Назначение Разработчик Изготовитель Основные характеристики Количество ступеней Длина (с ГЧ) Длина (без ГЧ) Диаметр Стартовая масса Забрасываемый вес Вид топлива Максимальная дальность Тип головной части Количество боевых блоков Мощность заряда Система управления Способ базирования История запусков Состояние Места запуска Число запусков  • успешных  • неудачных  • частично неудачных Принята на вооружение Принята на вооружение в странах Первый запуск Последний запуск
Р-30 «Булава-30»
Россия Россия
3М30
РСМ-56
SS-N-30
БРПЛ
МИТ (ракета), ЛОМО (СУО)
Воткинский завод
3
12,1 м[1]
11,5 м[1]
2 м [1]
36,8 т[1]
1150 кг[1]
твёрдое смесевое
8 000[2]-9 300[3] км
РГЧ ИН, термоядерная
10[4]
150 кт
автономная, инерциальная на базе БЦВК
941УМ «Акула» — испытания 955 «Борей» — штатный носитель
принята на вооружение
Белое море
32
25
7
2
2018[5]
Россия Россия
27 сентября 2005
22 мая 2018

Р-30 «Булава́-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ-III — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-N-30; «Булава-М», «Булава-47») — российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955[6]. Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» (впрочем, в 2012 году от модернизации было решено отказаться[7]) восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень.[8].

Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский[9].

ru-wiki.ru