БраМос. Ракета брамос википедия


БраМос — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos») — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

История создания

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[2]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

Описание

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. БраМос способен развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (т. е. в 2,5-2,8 раз превышающую скорость звука).

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолётов — например, Су-30МКИ. Производятся две версии вооружения: морского базирования и вариант для сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики

  • Дальность стрельбы:
    • По комбинированной траектории 300 км
    • На малой высоте 120 км[3]
  • Высота полёта: 5-15000 м
  • Скорость полёта:
    • На большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч)
    • На малой высоте — М=2 [3]
  • Система управления: инерциальная с РГСН
  • Стартовая масса ракеты:
    • авиационного базирования — 2500 кг
    • корабельного базирования — 3000 кг
  • Тип маршевого двигателя СПВРД
  • Боевая часть: проникающая
    • масса БЧ — до 300 кг
  • Срок службы: до 10 лет

Статус

Ракета принята на вооружение ВМС Индии. 4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени.[4]

Сборка осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО „Стрела“» в Оренбурге. До 2016 года планируется произвести 1000 ракет, из которых половину планируется продать третьим странам.[5]

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и впервые в мире показала пикирование на сверхзвуковой скорости.[6]

Пуски

  • 12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). Со стационарной пусковой установки. Вертикальный
  • 28.04.2002 г. — 2-й пуск.
  • 12.02.2003 г. — 3-й пуск.
  • 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea).[7]
  • 03.11.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Бенгальский залив. С корабля.[8]
  • 21.12.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ.[8]
  • 15.04.2005 г. хх: хх?m — 10-й пуск[9]
  • 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки (СПУ).[10]
  • 31.05.2006 г. хх: хх?m — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ.[11]
  • 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова[12]
  • хх.хх.хххх г. хх: хх?m — 16-й пуск —
  • 18.12.2008 г. хх: хх?m — хх-й пуск — Корабль[13]
  • 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2[14]
  • 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ
  • 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3[15]
  • 29.07.2012 г. xx:xxxm — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный. [16]
  • 07.10.2012 г. хх:хххm — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа

Цена

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США[17]

Операторы

  •  — несколько сотен единиц, по состоянию на июнь 2011 года.[18] Ракета уже установлена или готовится к установке на девяти кораблях ВМС Индии[19]. В марте 2012 года Сухопутные войска Индии включили в свой состав второй полк наземных сверхзвуковых ракетных комплексов «БраМос».[20]

Варианты

  • Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям
  • Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)

Модификации

  • Брамос-А[21] — версия Брамос для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:
    • Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
    • Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
    • Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
    • Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.
  • Брамос-2 — гиперзвуковая версия Брамос с запуском с наземного носителя.

Дальнейшее развитие

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России.[22] В сентябре 2010 года Вооруженные силы Индии планировали приобрести в ближайшие 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов.[6]

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет.[23]

12 марта 2011 года в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[24].

В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую планируется использовать на различных типах самолетов, в частности, Су-30МКИ[19].

БраМос-2

Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает её практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был[2].

В июне 2011 года содиректор совместного предприятия Александр Максичев заявил о том, что «БраМос Аэроспейс» приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты в течение 2011 года. По его словам, основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты «БраМос-2» уже согласованы[19].

Напишите отзыв о статье "БраМос"

Примечания

  1. ↑ [www.waronline.org/analysis/p-800-onix-yaxont/index.html waronline.org - «Яхонтовая угроза»]
  2. ↑ 1 2 [www.kommersant.ru/News/1001809 Россия и Индия создадут гиперзвуковую ракету]  (рус.)
  3. ↑ 1 2 3 [www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/800/brahmos/brahmos.htm Ракета PJ-10 «Brahmos»]
  4. ↑ [arms-tass.su/?page=article&aid=67516&cid=25 В Индии состоялось успешное испытание новой версии КР «Брамос» «блок-2»] — arms-tass.su
  5. ↑ [armstass.su/?page=article&aid=32008&cid=25 armstass.su]
  6. ↑ 1 2 [www.lenta.ru/news/2010/09/05/bramos/ Российско-индийская ракета показала первое в истории сверхзвуковое пике] — lenta.ru
  7. ↑ [pib.nic.in/archieve/lreleng/lyr2003/roct2003/29102003/r291020038.html | BRAHMOS TEST FIRED. Пресс-релиз Минобороны Индии. 29.10.2003]
  8. ↑ 1 2 [pib.nic.in/release/release.asp?relid=6205 | Year End Review 2004 — Ministry of Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.12.2004]
  9. ↑ [pib.nic.in/release/release.asp?relid=9283 One Year of UPA Government : Major Decisions and Initiatives — Defence. Пресс-релиз Минобороны Индии. 15.05.2005]
  10. ↑ [pib.nic.in/release/release.asp?relid=13713 Army version of BrahMos missile successfully testfired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 30.11.2005]
  11. ↑ [pib.nic.in/release/release.asp?relid=18143 Brahmos successfully test fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 31.05.2010]
  12. ↑ [pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=36060 Brahmos naval version tested successfully. Пресс-релиз Минобороны Индии. 05.03.2008]
  13. ↑ [www.indiajournal.com/pages/event.php?id=5493 Supersonic Cruise Missile Test Successful. India Journal, США. 28.12.2008]
  14. ↑ [www.hindu.com/2009/03/30/stories/2009033056860100.htm BrahMos launch successful. The Hindu, Индия. 29.03.2009]
  15. ↑ [pib.nic.in/release/release.asp?relid=68008 Brahmos Block III Successfully Test Fired. Пресс-релиз Минобороны Индии. 02.12.2010]
  16. ↑ [vpk-news.ru/news/2353/ Очередной пуск ракеты «Брамос» оказался неудачным. Военно-промышленный курьер. 06.09.2012]
  17. ↑ [army.lv/ru/bramos/901/26198 Индийские ВС сделали заказ «БраМос аэроспейс» на поставку сверхзвуковых крылатых ракет на сумму 4 млрд долларов]
  18. ↑ [lenta.ru/news/2011/08/16/brahmos/ Lenta.ru: МАКС-2011: Ракеты «БраМос» научились огибать рельеф местности]
  19. ↑ 1 2 3 [lenta.ru/news/2011/06/14/bramos/ Сверхзвуковую ракету «БраМос» впервые пустят из-под воды]  (рус.)
  20. ↑ [www.lenta.ru/news/2012/03/05/brahmos/ Армия Индии вооружилась вторым полком ракет «БраМос»]
  21. ↑ [warinform.ru/News-view-368.html ПКР «Брамос»] — warinform.ru
  22. ↑ [rian.ru/society/20080620/111492744.html Ракеты «БраМос» могут быть размещены на новом фрегате ВМФ России, rian.ru, 20/ 06/ 2008]
  23. ↑ [www.roe.ru/news/lenty/lenta_11_02_10.html Рособоронэкспорт, обзор прессы]
  24. ↑ [interfax.ru/news.asp?id=180977 Индия оснастит российско-индийские истребители пятого поколения сверхзвуковой крылатой ракетой «БраМос»]  (рус.)

Ссылки

Официальные сайты и порталы
  • [brahmos.com/ru-home.php Официальный сайт проекта «БраМос»]
  • [www.npomash.ru/cooperation/ru/brahmos.htm?l=0 Проект «БраМос» на сайте «НПО машиностроения»]  (рус.)
Прочее
  • [www.arms-expo.ru/site.xp/049055051054124049052050051.html «Оникс» («Яхонт»), сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета 3М55 (3М55Э) ракетных комплексов противокорабельного оружия]. Федеральный справочник «Оружие России». Проверено 17 января 2010. [www.webcitation.org/65WvX5sdy Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012].
  • [www.wired.com/dangerroom/2012/06/hypersonic/ Russia Preps Mach 7 Missiles — With India’s Help] (англ.)

Отрывок, характеризующий БраМос

Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий. Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге. Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись. – Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера. – Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди. И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем. Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то. Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору. Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда: – В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево. Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули. Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями. Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу. – Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем… – Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле… Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу. В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему. Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее». Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно. Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал. Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!» Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве. Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.

wiki-org.ru

БраМос — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos») — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

До 2016 года планировалось произвести 1000 ракет, из которых половина предназначалась для третьих стран[2].

История разработки и испытаний

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[3]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России[4].

4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени[5].

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости[6].

В сентябре 2010 года Вооруженные силы Индии планировали приобрести в течение 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов[6].

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет[7]. 12 марта в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[8]. В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую планируется использовать на различных типах самолетов, в частности, на Су-30МКИ[9]. Также в этом же году содиректор совместного предприятия Александр Максичев заявил о том, что «БраМос Аэроспейс» приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты под названием «БраМос-2». По его словам, основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты уже согласованы[9].

11 марта 2017 года вышел пресс-релиз, в котором сообщается, что на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлён успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER (Extended Range — увеличенная дальность). По данным индийской прессы, дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км[10].

Видео по теме

Описание

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. Ракета БраМос способна развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (то есть в 2,5—2,8 раза превышающую скорость звука).

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолётов — например, Су-30МКИ.

Сборка ракет осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО „Стрела“» в Оренбурге.

Стоимость

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США[11].

Тактико-технические характеристики

  • Дальность стрельбы:
    • по комбинированной траектории 300 км
    • на малой высоте 120 км[12]
  • Высота полёта: 5-15000 м
  • Скорость полёта:
    • на большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч)
    • на малой высоте — М=2 [12]
  • Система управления: инерциальная с РГСН
  • Стартовая масса ракеты:
    • авиационного базирования — 2500 кг
    • корабельного базирования — 3000 кг
  • Тип маршевого двигателя СПВРД
  • Боевая часть: проникающая
    • масса БЧ — до 300 кг
  • Срок службы: до 10 лет

Модификации

БраМос-А[13] 

Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:

  • Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
  • Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.
БраМос-2

Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя.

Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает её практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был[3].

Варианты

  • Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям
  • Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)

Пуски

  • 12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). Со стационарной пусковой установки. Вертикальный
  • 28.04.2002 г. — 2-й пуск.
  • 12.02.2003 г. — 3-й пуск.
  • 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea).[14]
  • 03.11.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Бенгальский залив. С корабля.[15]
  • 21.12.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ.[15]
  • 15.04.2005 г. хх: хх?m — 10-й пуск[16]
  • 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки (СПУ).[17]
  • 31.05.2006 г. хх: хх?m — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ.[18]
  • 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова[19]
  • хх.хх.хххх г. хх: хх?m — 16-й пуск —
  • 18.12.2008 г. хх: хх?m — хх-й пуск — Корабль[20]
  • 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2[21]
  • 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ
  • 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3[22]
  • 29.07.2012 г. xx:xxxm — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный.[23]
  • 07.10.2012 г. хх:хххm — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа

Операторы

  •  — несколько сотен единиц, по состоянию на июнь 2011 года[24]. Ракета уже установлена или готовится к установке на девяти кораблях ВМС Индии[9]. В марте 2012 года Сухопутные войска Индии включили в свой состав второй полк наземных сверхзвуковых ракетных комплексов «БраМос»[25].

Смотри также

Примечания

Ссылки

Официальные сайты и порталыПрочее

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

Брамос Википедия

PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos») — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

До 2016 года планировалось произвести 1000 ракет, из которых половина предназначалась для третьих стран[2].

История разработки и испытаний[ | код]

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[3]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России[4].

4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени[5].

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости[6].

В сентябре 2010 года Вооруженные силы Индии планировали приобрести в течение 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов[6].

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет[7]. 12 марта в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[8]. В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую плани

ru-wiki.ru

БраМос — WiKi

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[3]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России[4].

4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени[5].

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости[6].

В сентябре 2010 года Вооруженные силы Индии планировали приобрести в течение 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов[6].

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет[7]. 12 марта в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[8]. В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую планируется использовать на различных типах самолетов, в частности, на Су-30МКИ[9]. Также в этом же году содиректор совместного предприятия Александр Максичев заявил о том, что «БраМос Аэроспейс» приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты под названием «БраМос-2». По его словам, основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты уже согласованы[9].

11 марта 2017 года вышел пресс-релиз, в котором сообщается, что на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлён успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER (Extended Range — увеличенная дальность). По данным индийской прессы, дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км[10].

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. Ракета БраМос способна развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (то есть в 2,5—2,8 раза превышающую скорость звука).

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолётов — например, Су-30МКИ.

Сборка ракет осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО „Стрела“» в Оренбурге.

Стоимость

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США[11].

БраМос-А[13] 

Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:

  • Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
  • Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.
БраМос-2

Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя.

Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает её практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был[3].

ru-wiki.org

БраМос - это... Что такое БраМос?

PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos») — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно "ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

История создания

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[2]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

Описание

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. БраМос способен развивать скорость от 2,5 до 2,8 чисел Mаха.

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолётов — например, Су-30МКИ. Производятся две версии вооружения: морского базирования и вариант для сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики

  • Дальность стрельбы:
    • По комбинированной траектории 300 км
    • На малой высоте 120 км[3]
  • Высота полета: 5-15000 м
  • Скорость полета:
    • На большой высоте — 750 м/с
    • На малой высоте — 2 М[3]
  • Система управления: инерциальная с РГСН
  • Стартовая масса ракеты:
    • авиационного базирования — 2500 кг
    • корабельного базирования — 3000 кг
  • Тип маршевого двигателя СПВРД
  • Боевая часть: проникающая
    • масса БЧ — до 300 кг
  • Срок службы: до 10 лет

Статус

Ракета принята на вооружение ВМС Индии. 4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени.[4]

Сборка осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО „Стрела“» в Оренбурге. До 2016 года планируется произвести 1000 ракет, из которых половину планируется продать третьим странам.[5]

5 сентября 2010 года, ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и впервые в мире продемонстрировала пикирование на сверхзвуковой скорости.[6]

Пуски

  • 12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea). Со стационарной пусковой установки. Вертикальный
  • 28.04.2002 г. — 2-й пуск.
  • 12.02.2003 г. — 3-й пуск.
  • 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea).[7]
  • 03.11.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Бенгальский залив. С корабля.[8]
  • 21.12.2004 г. хх: хх?m — ?-й пуск — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ.[8]
  • 15.04.2005 г. хх: хх?m — 10-й пуск[9]
  • 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки (СПУ).[10]
  • 31.05.2006 г. хх: хх?m — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ.[11]
  • 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова[12]
  • хх.хх.хххх г. хх: хх?m — 16-й пуск —
  • 18.12.2008 г. хх: хх?m — хх-й пуск — Корабль[13]
  • 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2[14]
  • 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ
  • 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3[15]
  • 29.07.2012 г. xx:xxxm — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный. [16]

Цена

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США[17]

Операторы

  •  — несколько сотен единиц, по состоянию на июнь 2011 года.[18] Ракета уже установлена или готовится к установке на девяти кораблях ВМС Индии[19]. В марте 2012 года Сухопутные войска Индии включили в свой состав второй полк наземных сверхзвуковых ракетных комплексов «БраМос».[20]

Варианты

  • Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям
  • Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям
  • Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году)
  • «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года)

Модификации

  • Брамос-А[21] — версия Брамос для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:
    • Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
    • Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
    • Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
    • Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.
  • Брамос-2 — гиперзвуковая версия Брамос с запуском с наземного носителя.

Дальнейшее развитие

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России.[22] В сентябре 2010 года, Вооруженные силы Индии планировали приобрести в ближайшие 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов.[6]

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет.[23]

12 марта 2011 года в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[24].

В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую планируется использовать на различных типах самолетов, в частности, Су-30МКИ[19].

БраМос-2

Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает её практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был[2].

В июне 2011 года содиректор совместного предприятия Александр Максичев заявил о том, что «БраМос Аэроспейс» приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты в течение 2011 года. По его словам, основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты «БраМос-2» уже согласованы[19].

Примечания

Ссылки

Официальные сайты и порталы Прочее

dic.academic.ru

Зачем России сверхзвуковая ракета BrahMos?

Индийские ВВС получили первый истребитель Су-30МКИ вооруженный воздушной версией сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты BrahMos-А. Это событие можно считать знаковым как для индийских, так и российских ВВС. Это в перспективе может стать главным ударным средством морской авиации обоих государств.

Церемония передачи документов командованию ВВС Индии прошла в павильонах выставки Aero India 2015 в Бангалоре с участием глав индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited Суварны Раджу и российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Судхира Мишры. По словам разработчиков, в последние шесть-семь месяцев в самолет внесли несколько ключевых изменений, перераспределив нагрузки на несущие элементы истребителя. При этом вес воздушной версии ракеты уменьшили на полтонны, а длину — примерно на полметра.

Разработчик пообещал ВВС Индии авиационный вариант БраМоса к 2016 году

Первые испытания, которые позволят оценить результат более чем двухлетней совместной работы индийских и российских специалистов, пройдут в марте. Второй истребитель начнут готовить к испытаниям сразу после мартовских тестов. В дальнейшем схему планируется применить к 42 Су-30МКИ ВВС Индии. На приобретение 200 ракет BrahMos-А для Су-30МКИ выделяется $1,1 млрд.

Ракета BrahMos создана на базе российской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Оникс». Эта машина идет в составе вооружения береговых ракетных комплексов «Бастион» и будет установлена в ходе модернизации на больших тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Орлан» вместо ракет «Гранит». На атомных подводных лодках 949 проекта типа «Антей» и новейший АПЛ 955 типа «Ясень». BrahMos Aerospace работает над тремя типами ракеты BrahMos: морского, наземного и воздушного базирования. Последняя новинка компании — мини версия «большой» ракеты — «Mini-BrahMos», который должен стать своеобразным компромиссом. Сохранив боевые характеристики «большой сестры» — похудеть в весе и размере.

Решение о начале работы над «Mini- BrahMos» было принято в рамках работы салона «Оборонэкспо-2014». Как и «большой» ракетой, «мини» версией займутся российское НПО машиностроения и Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии. Первый старт ракеты ожидается в 2017 году.

«Фактически это будет совершенно новая ракета, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов. — Ракета уменьшится в 1,3 раза. Благодаря этому мы сможем запускать ее через торпедные аппараты подводных лодок и с боевых самолетов».

Испытательный пуск сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos с эсминца INS KolkataИспытательный пуск сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos с эсминца INS Kolkata

BrahMos — один из самых коммерчески успешных совместных проектов России и Индии. Ракета активно производится и продается, в том числе благодаря возможности запуска с разных носителей наземных, надводных, подводных и воздушных. Ее и раньше можно было запускать с истребителя Су-30МКИ. Однако, по словам конструктора, в случае с подводной лодкой под BrahMos нужно специально делать вертикальные пусковые установки, а авиационный вариант ракеты «все-таки тяжеловат для истребителя». Первоначально индийцы хотели «повесить» на Су-30МКИ три ракеты BrahMos, которая весит 2,5 тонны. Теперь на всех выставках на макете истребителя красуется только одна ракета.

«Проблема в том, — говорят в Объединенной авиастроительной корпорации, – что с такой большой ракетой истребитель может взлететь, но вот приземлиться, если он ее не применил по цели, будет куда сложней. Это одна из причин, почему авиационной противокорабельной ракеты такого класса в наших ВВС нет».

С «Mini-BrahMos» таких проблем, уверены конструкторы, быть не должно. Уменьшенный вариант будет иметь вес в две тонны. Аэродинамическая схема останется прежней: лобовой воздухозаборник с центральным телом. Предполагается, что длина ракеты будет достигать 6 м, а диаметр 0,5 м. Она сможет развивать скорость, в 3,5 раза превышающую скорость звука, и нести боезаряд массой до 300 кг на максимальную дальность до 290 км. Испытанные к настоящему времени ракеты «БраМос» представляют собой двухступенчатые крылатые ракеты длиной 10 м и диаметром 0,7 м, скоростью в 2,8 маха.

По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех «mini-BrahMos», корабельный МиГ-29К/КУБ — две, индийский аналог истребителя пятого поколения Т-50 FGFA поднимет две ракеты. Новая BrahMos будет интегрирована в состав вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской змей») индийских ВВС. А также будет поставлена на вооружение подводных лодок, имеющих 533-мм торпедные аппараты — несколько подобных субмарин российского производства есть на вооружении индийских ВМС.

В ВВС Индии сегодня находится на вооружении 350 истребителей Су-30МКИ. По планам BrahMos Aerospace, «большими» BrahMos планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут дооснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующихся на авианосце «Викрамадитья» (бывшем авианесущем крейсере «Адмирал Горшков») — их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако поднять «большой» BrahMos МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому мини-версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.

Разработчик пообещал ВВС Индии авиационный вариант БраМоса к 2016 году

Появление мини-версии BrahMos, как рассчитывают индийские военные, позволит вооружить мощной противокорабельной ракетой большое количество истребителей и тем самым компенсировать рост военно-морской мощи Китая. По похожему пути в свое время пошел Советский Союз в противостоянии с США. Не имея авианосного флота, Москва создала группировку ударных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, чем нивелировала преимущества Вашингтона в авианосцах. «Mini-BrahMos» позволит Индии не только повысить боевой потенциал в противостоянии с китайскими ВМС, но и расширить экспортный потенциал своей военной промышленности. Ракетная система вдвое меньшего веса, которую в результате удастся разместить на широком спектре надводных и подводных кораблей, самолетах и в береговых системах, может пользоваться еще более высоким спросом, чем ее исходная модификация.

«BrahMos имеет очень хорошие экспортные перспективы, — уверен Александр Леонов. — Кроме России и Индии, никто не производит сверхзвуковые крылатые ракеты. Новый вариант машины откроет для нас и дополнительные рынки авиационных средств поражения. Можно надеяться на то, что новой ракетой заинтересуются и наши военные». Тем более, уже в ближайшее время российско-индийское предприятие планирует показать гиперзвуковой вариант ракеты.

militaryreview.ru

БраМос — Википедия РУ

Совместное российско-индийское предприятие «БраМос» было создано в 1998 году. Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — «БраМос»[3]. Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

По состоянию на 2008 год рассматривается возможность размещения ракет на строящемся корабле ВМФ России[4].

4 марта 2009 года было проведено успешное испытание на поражение мишени[5].

5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости[6].

В сентябре 2010 года Вооруженные силы Индии планировали приобрести в течение 10 лет около тысячи ракет различных версий. Более того, на международном рынке вооружений «БраМос» вызвала значительный интерес — такие страны как Бразилия, ЮАР, Чили и многие другие уже заказали ракет на 13 миллиардов долларов[6].

В феврале 2011 года стало известно о том, что МО Индии выдало заказ на ракеты «Брамос» на сумму около 4 млрд долларов США, в заказ входит поставка 200 ракет[7]. 12 марта в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Сиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты FGFA, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[8]. В июне 2011 года появилась информация о том, что на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии ракеты, которую планируется использовать на различных типах самолетов, в частности, на Су-30МКИ[9]. Также в этом же году содиректор совместного предприятия Александр Максичев заявил о том, что «БраМос Аэроспейс» приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты под названием «БраМос-2». По его словам, основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты уже согласованы[9].

11 марта 2017 года вышел пресс-релиз, в котором сообщается, что на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлён успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER (Extended Range — увеличенная дальность). По данным индийской прессы, дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км[10].

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. Ракета БраМос способна развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (то есть в 2,5—2,8 раза превышающую скорость звука).

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолётов — например, Су-30МКИ.

Сборка ракет осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО „Стрела“» в Оренбурге.

Стоимость

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США[11].

БраМос-А[13] 

Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса Брамос корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:

  • Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
  • Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  • Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.
БраМос-2

Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя.

Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает её практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был[3].

http-wikipediya.ru