Управляемая авиационная ракета «Метеор». Ракета авиационная


Авиационные ракеты "воздух-воздух": основные характеристики

Для борьбы с воздушными целями предназначаются ракетные системы различных типов. Огромное разнообразие вооружения в первую очередь классифицируются по месту старта и местоположению цели. Например: “земля-воздух” - ракета наземного базирования (первое слово) для уничтожения объектов в воздушном пространстве (второе слово). Этот тип боеприпасов чаще всего именуется зенитным, то есть стреляющим в зенит – вверх. Значительная скорость ракеты “земля-воздух”, более чем в четыре раза превышающая скорость звука, позволяет эффективно бороться не только с самолетами и баллистическими ракетами, но и поражать высокоманевренные крылатые ракеты.

Авиационное вооружение

Вооружение современного боевого самолета представляет собой интегрированный высокотехнологичный комплекс нескольких систем, который условно состоит из системы управления и непосредственно подвесного и встроенного вооружения. Реактивные снаряды, предназначенные для запуска с воздушных подвижных платформ и поражения воздушных летательных аппаратов, в соответствии с отечественной системой классифицируются как ракеты “воздух-воздух” (В-В). На Западе для боеприпасов подобного класса принята в употреблении аббревиатура AAM от английского сочетания air-to-air missile. Эффективные образцы этого вооружения впервые появились в середине сороковых годов прошлого века. Первые отечественные самонаводящиеся боеприпасы были скопированы с американской ракеты “воздух-воздух”. Россия в настоящее время в этой области боевых технических средств признана безусловным лидером. Некоторые системы не имеют аналогов даже среди разрабатываемых зарубежных комплексов.

Дистанция атаки

По расстоянию, на котором уничтожается объект в воздухе, ракеты “воздух-воздух” подразделяются на несколько классов. Авиационные боеприпасы создаются для применения на трех видах дистанций боя:

  • Для уничтожения летательных аппаратов в пределах прямой видимости используются ракеты малой дальности. Эти боеприпасы оснащаются инфракрасными приборами самонаведения. Принятое обозначение стран НАТО – SRAAM.
  • На дистанциях до 100 км применяются ракеты средней дальности (MRAAM) с радиолокационной системой самонаведения.
  • Боеприпасы, применяющиеся на расстояниях до 200 км, большой дальности (LRAAM), имеют комплексную систему наведения, использующую разные принципы на марше и на конечном участке атаки.

Классифицируя таким образом по принципу дальнобойности, разработчики считают, что на заданных расстояниях ракета сможет гарантированно поразить цель. На языке специалистов это называется эффективной дистанцией стрельбы.

Системы наведения на цель

В головной части ракеты помещается измерительная аппаратура, позволяющая автономно, те есть без участия оператора, навести снаряд на цель и поразить ее. Автоматическое устройство на фоне окружающих физических полей способно определить цель, параметры ее движения, перемещение самой ракеты и сформировать команды для системы управления при необходимости совершения маневра. Системы самонаведения ракеты “воздух-воздух” используют различные виды излучений цели: оптические, акустические, инфракрасные, радиоизлучения. По месту расположения источника излучения, комплексы наведения бывают:

  • Пассивные – используют излучаемые целью сигналы.
  • Для полуактивных головок необходим отраженный от цели сигнал, излучаемый самолетом-носителем.
  • Активные сами подсвечивают цель, для чего снабжаются штатными передатчиками сигналов.

Поражающие элементы и детонаторы

В воздушной среде, особенно на больших высотах, фугасное действие взрывчатого вещества малоэффективно. Авиационные ракеты “воздух- воздух” вооружаются боевой частью осколочно-фугасного действия. Вследствие большой скорости перемещения как цели, так и самой ракеты, к боевой части применяются жесткие требования по формированию поражающей сферы. Необходимого результата можно добиться применив систему заданного дробления на осколки либо готовые поражающие элементы (шарики, стержни). В большинстве изделий используется вариант, формирующий радиальное поле из осколков цилиндрической боевой части, осколочной рубашки. При разлете поражающие элементы образуют конус с усеченной вершиной с направлением движения, попутным ракете.

Планируемое разделение на поражающие осколки достигается посредством точечной закалки лазером или высокочастотными токами, нанесением насечек или «маски» из инертного материала. Осколочными поражающими элементами оснащаются боевые части ракет ближнего боя. В ракетных системах средней дальности применяется боевая часть, сформированная из стержней. Поражающие элементы располагаются наклонно вокруг взрывчатого вещества и между собой попеременно свариваются верхними и нижними концами. При раскрытии стержни образуют замкнутое кольцо большой поражающей силы. Ведутся перспективные разработки по управлению формированием и направлением действия осколочного поля.

Подрыв боевой части на оптимальном расстоянии осуществляется радиолокационным взрывателем, оснащенным одной или двумя антеннами. Современные ракеты класса “воздух-воздух” оснащаются лазерными установками, непрерывно отслеживающими расстояние до цели. На всех ракетах имеется инерционный детонатор на случай прямого попадания в цель.

На страже воздушных просторов

Для нашей страны, с ее огромными расстояниями и слаборазвитой наземной инфраструктурой на восточном и северном направлениях, ключевым звеном обеспечения обороноспособности являются ракеты “воздух-воздух”. Россия, совершив в последние годы технологический рывок, обладает целым спектром высокоэффективных боеприпасов. Отечественные ракеты предназначены не только для оснащения существующих летательных аппаратов, но и перспективных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов, принятие на вооружение которых ожидается в ближайшем будущем. Современные российские самолеты оснащены некоторыми типами ракет. О них будет сказано дальше.

Управляемая ракета Р-73 малой дальности

Изделие принято на вооружение в 1983 году, в натовской классификации AA-11 "Archer". Предназначается для уничтожения активно маневрирующих пилотируемых и беспилотных целей на максимальной скорости до 2 500 км/ч днем и ночью в любых погодных условиях в передней и задней полусферах. Для стрельбы по преследующим целям используется режим обратного старта. Двигатель с изменяемым вектором тяги и другие ноухау позволили превзойти все существующие мировые аналоги по маневренности. Возможно использование против неуправляемых аэростатов, вертолетов и крылатых ракет. Ракета входит в штатный комплект вооружения МиГ-29 и Су-27 последних модификаций, а также тактических бомбардировщиков Су-34 и штурмовиков Су-25. Производится в двух вариантах модификаций РМД-1 и РМД-2. Может использоваться для борьбы с крылатыми ракетами. Ракета поставляется на экспорт. Боеприпас обладает следующими характеристиками:

  • Масса - 110 кг.
  • Длина - 2,9 м.
  • Масса стержневой боевой части 8 кг.
  • Дальность пуска - 40 км (РМД 2).

Ракета ближнего маневренного боя РВВ-МД

Новейший боеприпас имеет всеракурсное инфракрасное наведение. Применение аэрогазодинамической системы маневрирования позволяет уничтожать цели с любых направлений. Предполагается, что этим образцом будут вооружаться все типы самолетов истребительной авиации и вертолеты. РВВ-МД и ракета “воздух-поверхность” Х-38 составят основу боевой мощи истребителя пятого поколения.

  • Стартовый вес не более 106 кг.
  • Длина ракеты - 2,92 м.
  • Масса боевой части со стержневым поражающим элементом - 8 кг.
  • Дистанция поражения целей до 40 км.

Авиационные ракеты “воздух-воздух” Р-27

Управляемый боеприпас создавался для вооружения истребителей четвертого поколения. По натовской классификации АА-10 "Alamo". Специфический боеприпас предназначен для уничтожения самолетов противника в ближнем маневренном бою и на средних дистанциях при максимальной скорости цели до 3 500 км/ч. Применена новая концепция управления и твердотопливный двигатель. На некоторых модификациях используются ускорители. Скорость ракеты “воздух-воздух” Р-27 в четыре с половиной раза превышает скорость звука. Характеристики в зависимости от модификации следующие:

  • Масса различных образцов колеблется от 250 до 350 кг.
  • Максимальная длина от 3,7 до 4,9 м.
  • Масса боевой части стержневого типа - 39 кг.
  • Дальность поражения объектов от 50 до 110 км.

Авиационная ракета Р-77 средней дальности

Проектировалась для истребителя пятого поколения МиГ – 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 "Adder". Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.

  • Масса - 700 кг.
  • Длина изделия – 3,5 м.
  • Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами - 22 кг.
  • Максимальная дальность поражения объектов - 100 км.

На базе этого боеприпаса создана модификация “земля-воздух”. Ракета наземного базирования отличается большим диаметром двигателя.

Самонаводящаяся ракета РВВ-СД средней дальности

Новейший образец вооружения отечественных самолетов предназначен для уничтожения целей всех типов, в том числе и крылатых ракет на высотах до 25 км в условиях интенсивного радиолокационного противодействия противника. Применен активный комплекс наведения с использованием инерциальной радиокоррекции. Детонационное устройство использует лазерный неконтактный датчик.

  • Стартовый вес до 190 кг.
  • Длина – 3,7 м.
  • Тип боевой части - мультикумулятивная стержневая, масса – 22,5 кг.
  • Дистанция пуска до 110 км.

Ракета РВВ-АЕ среднего радиуса действия

Этот вариант ракеты создан для оснащения истребителей четвертого ++ поколения и предназначен для борьбы со всеми существующими типами летательных аппаратов, в том числе и крылатыми ракетами. Боеприпас может использоваться в любое время суток над сушей и акваторией моря в прибрежной зоне. Разработчиками предусмотрена установка на иностранные типы самолетов. В качестве детонатора применен бесконтактный лазерный взрыватель. Для маневрирования применяются решетчатые рули с электроприводом – техническое устройство аналогов в мире не имеет.

  • Максимальный стартовый вес - 180 кг.
  • Наибольшая длина – 3,6 м.
  • Боевая часть стержневая мультикумулятивная, масса - 22,5 кг.
  • Дистанция стрельбы до 80 км.

Управляемая ракета Р-33 большой дальности

Предназначена для вооружения истребителей-перехватчиков территориальной ПВО со слаборазвитой наземной инфраструктурой. В натовских справочниках обозначается как AA-9 "Amos". В комплексе с МиГ-31-33 была принята на вооружение в начале 80-х годов и составила один из элементов многоканальной системы перехвата "Заслон". Комплекс позволяет одновременно использовать весь боекомплект звена из 4-х самолетов. При этом радиолокационное оборудование самолетов и полуактивная ГСН ракеты предоставляют возможность одновременно поражать четыре объекта четырьмя ракетами. Р-33 создана для уничтожения самолетов и низколетящих крылатых ракет при любых погодных условиях, на фоне земли во всех диапазонах высот и скоростей и обладает следующими техническими данными:

  • Масса - 490 кг.
  • Длина - 4,15 м.
  • Масса осколочно-фугасной боевой части 47 кг.
  • Дальность пуска – 120 км, при дополнительном подсвечивании цели – до 300 км.

"Длинная рука" Р-37

На базе Р-33 для вооружения новейшего комплекса перехвата на основе Миг-31БМ разработана ракета большой дальности Р-37. В некоторых источниках именуется РВВ-БД и К-37. По натовской классификации AA-13 "Arrow". Испытания последних образцов завершены в 2012 году. При ее создании использован новый двухрежимный двигатель на твердом топливе и новейшая аппаратура управления и наведения. Во время испытаний поразила цель на рекордном расстоянии 307 км.

  • Стартовая масса различных модификаций от 510 до 600 кг.
  • Длина ракеты - 4,2 м.
  • Боевая часть - осколочно-фугасная, вес - 60 кг.
  • Дальность ракеты “воздух-воздух” Р-73 - 300 км, в экспортном исполнении - 200 км.

Превосходство останется за нами

Поступление на вооружение российской армии высокотехнологичных изделий в последние годы позволило значительно опередить западные державы. Разрабатываемые управляемые ракеты “воздух-воздух” будут оснащаться еще более мощными бортовыми вычислительными комплексами и быстродействующими сигнальными процессорами. Новое поколение ракет будет способно не просто отслеживать цель в условиях сильного радиолокационного и инфракрасного противодействия, но и осуществлять скрытое сопровождение атакуемого воздушного объекта.

fb.ru

Р-27 (авиационная ракета) - это... Что такое Р-27 (авиационная ракета)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Р-27.

Р-27 (По классификации НАТО АА-10 Alamo) — советская[2]управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности, разработанная предприятием ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова и выпускаемая украинской компанией «Артем».

Р-27 обеспечивает перехват самолётов и БПЛА в дальнем и ближнем воздушном бою, а также крылатых ракет[2]

История создания

В 1974 году было выдано задание разработать аванпроекты ракет «воздух-воздух» К-27. По результатам конкурса победителем стал проект «Вымпела», которому и была поручена дальнейшая разработка. Первые пуски К-27 были выполнены в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. Серийное производство Р-27 («изделие 470») организовано в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение (в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ)[3].

Модификации

  • Р-27Р — вариант с полуактивной РГС 9Б1101К (Дальность захвата цели с ЭПР 3 м² — 25 км (при секторе захвата цели 100 квадратных градусов[4])[5]) для поражения воздушных целей, в том числе при помеховом противодействии противника. Дальность пуска 0,5-60 км[2];
    • Р-27ЭР — вариант с полуактивной РГС увеличенной дальности. На 0,7 м длиннее и немного шире. Дальность пуска 0,5-95 км[2]. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27Т — вариант с пассивной ИК ГСН. Дальность пуска 50 км[2].
    • Р-27ЭТ — вариант с ИК ГСН и увеличенной дальностью пуска. Масса — 343 кг. Дальность пуска 90 км[2]. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27П — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 72 км.
    • Р-27ЭП — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032 и увеличенной дальностью пуска, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 110 км.

Описание

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т, Р-27Р, Р-27П предназначены для поражения воздушных целей (высокоманевренных самолетов, вертолетов и т. п.) в любое время суток, на всех ракурсах при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. Р-27 предназначена для поражения целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке до 8g. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29. Взрывательные устройства ракет выполнены на основе радиолокационных неконтактных и контактных датчиков цели. В компоновке ракет реализован модульный принцип конструкции. Ракеты входят в состав вооружения самолетов марки МиГ, Су и др. Подвеска ракеты на самолет-носитель, обеспечение необходимым электропитанием в совместном полете, боевой пуск и аварийный сброс осуществляется с помощью авиационного пускового устройства АПУ-470 или авиационного катапультного устройства АКУ-470.

Тактико-технические характеристики

Носители Су-27, Су-33, Су-34, Су-35, МиГ-29, Як-141
Длина ракеты, мм 3795 (4490)
диаметр корпуса: по отсеку аппаратуры управления 230, по РДТТ 230 (260)
Размах крыло, мм 774 (803)
Размах руля, мм 972
БЧ - стержневая несущего типа*, кг 39
Масса ракеты, кг 253 (350)
Дальность пуска, км 50 (90-110)
Калибр,мм 230
Скорость цели км/ч 3500[6]
Перегрузка цели, g 8
Скорость ракеты, М 4,5
Двигательная установка однорежимный РДТТ (двухрежимный РДТТ)
Время управляемого полета, с 60[7]
Система наведения инерциальная с радиокоррекцией + тепловая/полуактивная радиолокационная ГСН/пассивная РГСН
  • Специфическая для данной ракеты форма рулей — «бабочка» — обусловлена улучшением маневренности при косом обдуве.

На вооружении

Примечания

Литература

  • Кравцов В. Н., Несвит В. Ф., Русин М. Ю., «Устройство и конструкция боевых частей летательных аппаратов», Часть 2, ХАИ, 2005.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 10-11. — ISSN 0130-2701.
  • Плунский П., Антонов В., Зенкин В., Гордюков Н., Бедретдинов И., «Истребитель Су-27. Начало истории» — Москва: ООО "Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005
  • Фомин А. В., «Су-33. Корабельная эпопея» — Москва: Издательский дом «РА Интервестник», 2003

Ссылки

dic.academic.ru

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ. Отечественное ракетное оружие

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

Схемы авиационных ПУ и НАР

РС -82

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.

РС-132

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики "СБ". Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.

С -1

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.

С -2

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.

С -3

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.

РС-82

С -3К

Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.

С -21 (АРС-212)

Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса "воздух-воздух". Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.

Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..

С-24 (фото В.Друшлякова)

С -24

Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.

Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С-24Б

Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.

Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.

С -5 (АРС-57)

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.

С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях СССР в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.

С -5М

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.

С-5МО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.

С-5К

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.

С-5КО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-

руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.

С-5С

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.

НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала "Военный Парад")

НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала "Военный Парад")

С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС

Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса "воздух-поверх-ность". Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.

С-8М

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.

С -8С

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.

С-8Б

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.

С-8Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.

С-8КОМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-8БМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.

Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.

С-8ДМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.

Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.

С-8Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.

Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-13

С -13

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.

Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С -13Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.

С-13ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.

С-13Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.

С -25-О

Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса "воздух – поверхность". Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.

С-25ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.

С-25-0 (фото В.Друшлякова)

С-25Л (фото В.Друшлякова)

С-25ОФМ

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.

С-25Л

Авиационная твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО "Геофизика". Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.

С-25ЛД

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.

Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Управляемая авиационная ракета «Метеор» | Военное оружие и армии Мира

Ракету «Метеор» класса «воздух — воздух» большой дальности можно отнести к числу наиболее амбициозных и длительных европейских проектов авиационного вооружения.

То, что борьба за господство в воздухе начинается с самых больших дальностей, не новость. Это относится и к воздушному бою, начинающемуся задолго до рубежа прямой видимости целей. Ракета «Метеор» — попытка решить задачу борьбы с одиночными и групповыми воздушными целями на больших дальностях максимально быстро, в сложной обстановке, в условиях активного противодействия, различными типами истребителей.

БОЛЬШАЯ ДАЛЬНОСТЬ, БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ

В 1984 году шведская SAAB начала разработку сверхзвуковой ракеты воздушного боя большой и средней дальности Rb74.

Интерес к проекту со стороны шведских ВВС вскоре угас — возможно, по финансовым причинам, но новая ракета заинтересовала британскую компанию ВАЕ. Британские ВВС искали перспективную замену ракете «Скайфлэш», и в 1995 году был объявлен конкурс на разработку ракеты BVRAAM (Beyond Visual Range Air to Air Missile — ракета класса «воздух — воздух» для действия за пределами дальности прямой видимости).

Основными соперниками выступили проект «Метеор» компании ВАЕ (MBD) и FMRAAM компаний «Хьюз» и «Рейтеон» (развитие ракеты AMRAAM). В мае 2000 года британское министерство обороны объявило о выборе проекта «Метеор». Этому предшествовал целый ряд уточнений и пересмотров условий, тем более что проект привлек и других заказчиков. В 2001 году был составлен межправительственный контракт, в который вошли Великобритания, Испания, Италия, Франция, ФРГ и вернувшаяся в проект Швеция. Головным разработчиком стала образованная незадолго до того многонациональная корпорация MBDA (включившая и бывшую ВАЕ). Контракт был подписан в декабре 2002 года. Субподрядчиками выступили шведская «SAAB Бофос Динамикс», германские «Байерн Хими Протак», «Литеф ГмбХ», TDW, французская «Талес Эйрборн Системз», испанская «Инмисе Системас» и др.

Первый опытный пуск ракеты в воздухе проведен в декабре 2005 года с самолета «Грипен». В ходе разработки использовались решения и схемы, полученные при создании ракет других типов — MICA-RF и «Астер»/РААМБ. Несмотря на такой задел и солидный состав участников, изначальный срок поступления ракеты на вооружение — 2008 год — выдержать не удалось. Не удалось это сделать и в 2010-м, так что сроки поставки серийных ракет сдвинулись на 2014-2015-й и даже 2018 год.

НАЗНАЧЕНИЕ

Ракета «Метеор» предназначена для поражения существующих и перспективных воздушных целей за пределами дальности видимости на различных высотах, в том числе — на фоне земли, в любое время суток, со стороны передней или задней полусферы, при активном радиоэлектронном противодействии противника. Идея заключалась в совмещении высокой маршевой скорости, сокращающей время полета до цели, автономной системы наведения с радиокоррекцией на среднем участке траектории и «интеллектуального» самонаведения на конечном участке. Как и любой комплекс управляемого вооружения, «Метеор» применяется в рамках общей системы средств разведки, навигации, управления войсками и оружием и должна быть совместима с имеющимися и перспективными информационно-управляющими системами. Носителями ракеты могут выступать истребители «Тайфун», JAS-39 «Грипен», «Рафаль», F-35 «Лайтнинг».

КОНСТРУКЦИЯ

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с расположенными в хвостовой части крестообразными рулями и прямоугольными воздухозаборниками, установленными на корпусе так, что образуют обратное поперечное V. Система наведения — комбинированная. В головной части под обтекателем установлена активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), позади нее размещен блок командно-инерциальной системы наведения. Программа полета вводится перед пуском. Особенностью системы наведения «Метеор» является наличие канала радиосвязи для коррекции работы командно-инерциальной системы с целью уточнения наведения ракеты или компенсации ошибок инерциальной системы, накапливающихся за время полета (антенна цифрового радиоканала установлена позади обтекателя).

Сигналы коррекции могут поступать с самолета-носителя или, например, с самолета системы AWACS. Имеется также канал передачи на самолет-носитель телеметрической информации о состоянии систем ракеты. На конечном участке траектории включается в работу ГСН. Самонаведение производится по модифицированной схеме пропорционального наведения.

Для обеспечения наведения на цель с любого ракурса и на низколетящую цель (на фоне подстилающей поверхности) ГСН, кроме стандартного режима высокой частоты повторения импульсов, имеет режим средней частоты повторения. Сложные алгоритмы обработки сигнала позволяют ГСН отслеживать и поражать цели в составе группы, «отсекать» пассивные и активные помехи, в том числе — от средств противодействия противника. Управление полетом осуществляется поворотом рулей, снабженных аэродинамическим приводом.

Ракета имеет комбинированную двигательную установку. Маршевым служит прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой. ПВРД снабжен газогенератором с зарядом твердого тяжелого боросодержащего, обедненного кислородом топлива. Образуемый газ воспламеняется в канале ПВРД, смешиваясь с потоком воздуха увеличенного давления. Регулировка тяги ПВРД достигается изменением площади сечения сопла газогенератора. Для разгона до скорости, необходимой для запуска ПВРД (около 2 М), служит твердотопливный ускоритель, выполненный на основе заряда малодымного смесевого топлива и размещенный в едином корпусе с ПВРД. Осколочно-фугасная боевая часть оснащена контактным и неконтактным взрывателями. Неконтактный радиолокационный взрыватель определяет дальность до цели и обеспечивает подрыв на оптимальном расстоянии для нанесения цели максимального поражения. Его четыре антенны симметрично расположены вокруг головной части. Питание электрической сети ракеты — от термических батарей. Плотная компоновка систем и фактический отказ от крыла способствовали уменьшению габаритов и массы ракеты.

Ракета может маневрировать в полете с перегрузками до 10-11 g.

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Всерьез рассматривались возможности выполнения на основе «Метеора» зенитной управляемой и авиационной противорадиолокационной ракет.

    2327      

warfor.me

Авиационная ракета - это... Что такое Авиационная ракета?

 Авиационная ракета Авиационная ракета

вид оружия, применяемого с летательных аппаратов для поражения морских (береговых) и воздушных целей. Различают неуправляемые и управляемые авиационные ракеты. Наибольшее распространение получили управляемые авиационные ракеты, оборудованные системами самонаведения, телеуправления, автономного и комбинированного управления. Масса авиационной ракеты в ряде стран от нескольких десятков до нескольких сотен кг, дальность полета до 2 500 км и более.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь, 2010

.

  • Авиационная поисково-ударная группа
  • Авиационная торпеда

Смотреть что такое "Авиационная ракета" в других словарях:

  • авиационная ракета — aviacinė raketa statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Iš lėktuvo ir sraigtasparnio leidžiama raketa „oras–paviršius“ („oras–žemė“ ir „oras–laivas“) ir „oras–oras“. Ppr. tai vienpakopė kietojo kuro raketa. Skiriamos nevaldomosios (ppr. naudojamos… …   Artilerijos terminų žodynas

  • Авиационная ракета — ракета классов «воздух земля», «воздух корабль» и «воздух воздух», применяемая с ЛА для поражения наземных, морских и воздушных целей. А. р. являются, как правило, одноступенчатыми твердотопливными. Различают неуправляемые и управляемые А. р …   Словарь военных терминов

  • АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" — АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ ВОЗДУХ», боевая ракета, применяемая с летательного аппарата для поражения воздушных целей. Является составной частью авиационного вооружения. Авиационные ракеты класса «воздух воздух»… …   Военная энциклопедия

  • АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА "ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ" — АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ ПОВЕРХНОСТЬ», боевая ракета, применяемая с летательного аппарата для поражения наземных и морских целей. Является составной частью авиационного вооружения. Авиационные ракеты класса «воздух —… …   Военная энциклопедия

  • К-13 (авиационная ракета) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Неуправляемая авиационная ракета R4M — R4M (здесь R нем. Rakete, 4 масса снаряженной ракеты в кг, а М нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) неуправляемая авиационная ракета класса «воздух воздух». Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и …   Википедия

  • Неуправляемая авиационная ракета — См. также: Нар Неуправляемая ракета С 5М …   Википедия

  • Р-27 (авиационная ракета) — У этого термина существуют и другие значения, см. Р 27. Р 27 по кодификации НАТО АА 10 Alamo (рус. Дельтовидный тополь) …   Википедия

  • К-9 (авиационная ракета) — У этого термина существуют и другие значения, см. К 9. K 9/Р 38 Код НАТО: AA 4 Awl …   Википедия

  • Авиационная тактическая ракета Х-25мл — 1981 Авиационная тактическая ракета Х 25мл предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и… …   Военная энциклопедия

Книги

  • Найти "Сатану", Корецкий Д.. Дружба трех курсантов Академии ракетных войск совпала с событиями «холодной войны»: в строй вступает ракетная система «Периметр», обеспечивающая удар возмездия по возможному агрессору,… Подробнее  Купить за 315 руб
  • Найти "Сатану", Корецкий, Данил Аркадьевич. Дружба трех курсантов Академии ракетных войск совпала с событиями «холодной войны»: в строй вступает ракетная система «Периметр», обеспечивающая удар возмездия по возможному агрессору,… Подробнее  Купить за 303 руб
  • Найти "Сатану", Данил Корецкий. Дружба трех курсантов Академии ракетных войск совпала с событиями "холодной войны" : в строй вступает ракетная система "Периметр", обеспечивающая удар возмездия по возможному агрессору,… Подробнее  Купить за 234 руб
Другие книги по запросу «Авиационная ракета» >>

dic.academic.ru

Р-27 (авиационная ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Р-27.

Р-27 (По классификации НАТО АА-10 Alamo) — советская[3]управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности, разработанная предприятием ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова (Москва). Выпускается компанией «Артем» (Киев) и компанией «Вымпел» (Москва).[2]

Р-27 обеспечивает перехват самолётов и БПЛА в дальнем и ближнем воздушном бою, а также крылатых ракет[3]

История создания

В 1974 году было выдано задание разработать аванпроекты ракет «воздух-воздух» К-27. По результатам конкурса победителем стал проект «Вымпела», которому и была поручена дальнейшая разработка. Первые пуски К-27 были выполнены в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. Серийное производство Р-27 («изделие 470») организовано в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение (в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ)[4].

Видео по теме

Модификации

  • Р-27Р — вариант с полуактивной РГС 9Б1101К (Дальность захвата цели с ЭПР 3 м² — 25 км (при секторе захвата цели 100 квадратных градусов[5])[6]) для поражения воздушных целей, в том числе при помеховом противодействии противника. Дальность пуска 0,5-60 км[3];
    • Р-27ЭР — вариант с полуактивной РГС увеличенной дальности. На 0,7 м длиннее и немного шире. Дальность пуска 0,5-95 км[3]. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27Т — вариант с пассивной ИК ГСН. Дальность пуска 50 км[3].
    • Р-27ЭТ — вариант с ИК ГСН и увеличенной дальностью пуска. Масса — 343 кг. Дальность пуска 90 км[3]. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27П — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 72 км.
    • Р-27ЭП — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032 и увеличенной дальностью пуска, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 110 км.

Описание

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т, Р-27Р, Р-27П предназначены для поражения воздушных целей (высокоманевренных самолетов, вертолетов и т. п.) в любое время суток, на всех ракурсах при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. Р-27 предназначена для поражения целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке до 8g. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29. Взрывательные устройства ракет выполнены на основе радиолокационных неконтактных и контактных датчиков цели. В компоновке ракет реализован модульный принцип конструкции. Ракеты входят в состав вооружения самолетов марки МиГ, Су и др. Подвеска ракеты на самолет-носитель, обеспечение необходимым электропитанием в совместном полете, боевой пуск и аварийный сброс осуществляется с помощью авиационного пускового устройства АПУ-470 или авиационного катапультного устройства АКУ-470.

Тактико-технические характеристики

Носители Су-27, Су-33, Су-34, Су-35, МиГ-29, Як-141
Длина ракеты, мм 3795 (4490)
диаметр корпуса: по отсеку аппаратуры управления 230, по РДТТ 230 (260)
Размах крыло, мм 774 (803)
Размах руля, мм 972
БЧ - стержневая несущего типа*, кг 39
Масса ракеты, кг 253 (350)
Дальность пуска, км 50 (90-110)
Калибр,мм 230
Скорость цели км/ч 3500[7]
Перегрузка цели, g 8
Скорость ракеты, М 4,5
Двигательная установка однорежимный РДТТ (двухрежимныйruen РДТТ)
Время управляемого полета, с 60[8]
Система наведения инерциальная с радиокоррекцией + тепловая/полуактивная радиолокационная ГСН/пассивная РГСН
  • Специфическая для данной ракеты форма рулей — «бабочка» — обусловлена улучшением маневренности при косом обдуве.

На вооружении

Примечания

Литература

  • Кравцов В. Н., Несвит В. Ф., Русин М. Ю., «Устройство и конструкция боевых частей летательных аппаратов», Часть 2, ХАИ, 2005.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 10-11. — ISSN 0130-2701.
  • Плунский П., Антонов В., Зенкин В., Гордюков Н., Бедретдинов И., «Истребитель Су-27. Начало истории» — Москва: ООО "Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005
  • Фомин А. В., «Су-33. Корабельная эпопея» — Москва: Издательский дом «РА Интервестник», 2003

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

К-13 (авиационная ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем[2]. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать[4].

Видео по теме

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) -
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[5][6]
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.[7]
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[8]
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.[9]
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.[10]
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С[11].

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики[12]

Модификация Р-3С Р-3Р Р-13М Р-13М1 изделие 310 изделие 320 изделие 380 изделие 380М Принятие на вооружение Самолёты-носители/боекомплект Максимальная дальность, км Минимальная дальность, км Длина ракеты, мм Диаметр корпуса, мм Размах крыла, мм Размах рулей, мм Стартовая масса, кг Время управляемого полёта, сек. Максимальная скорость, м/с Допустимая перегрузка при пуске, g Перегрузка перехватываемой цели, g Боевая часть Система наведения Взрыватель Двигательная установка
1962 1967 1974 1976
МиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4 МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4 МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4 МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
7,6 8 15 15
0,9 1,5 0,9 0,3
2838 3417 (3120) 2875 2876
127
528 632 651
127 420 453
75,3 83,5 87,7 90,6
21 21 54 52
550
- - 3,7 5-6
3 2 7 8
ОФ 11,3 кг Стержневая 11,3 кг
ИК ГСН ТГС-13К ПАРЛ ГСН ПАРГ-13 (10-20 ГГц) ИК ГСН «Иней 70» с охлаждением фреоном ИК ГСН «Иней-М» с охлаждением фреоном
неконтактный оптический 454-К неконтактный радиовзрыватель «Ястреб» неконтактный радиолокационный «Синица»
ПРД-80А ПРД-80А ПРД-240 ПРД-240

Зарубежные варианты

Эксплуатанты

Афганистан Афганистан Алжир Алжир Ангола Ангола Болгария Болгария КНР КНР Куба Куба  Чехословакия ГДР ГДР Египет Египет Финляндия Финляндия Индонезия Индонезия Индия Ирак Ирак Ливия Ливия КНДР КНДР Польша Польша Румыния Румыния СССР СССР Сирия Сирия Вьетнам Вьетнам Йемен Йемен

Примечания

  1. ↑ История предприятия Архивная копия от 18 мая 2010 на Wayback Machine Оф.сайт ОАО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова
  2. ↑ 1 2 Р-13
  3. ↑ Р-3С
  4. ↑ "Sidewinder Room, " U.S. Naval Museum of Armament and Technology, Naval Air Weapons Station China Lake
  5. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2
  7. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  8. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  9. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  10. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  11. ↑ Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Оправдавший предназначение // АиВ, № 5, 2007
  12. ↑ Авиация ПВО России и научно–технический прогресс. — Дрофа, 2004. — С. 196. — 816 с. — ISBN 5-7107-8418-4.
  13. ↑ Beech, Eric. Iran and Romania reveal new weapons.  (англ.) // Flight International, 20 May 1989, p. 16

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green