МКБ «Радуга»г.Дубна Московской обл., ул.Жуковского, д.2А. Радуга рлс


Подавитель агрессии «Радуга» — Zone Chronicles, энциклопедия S.T.A.L.K.E.R.

Материал из S.T.A.L.K.E.R. Wiki

Подавитель агрессии «Радуга» (также известен у сталкеров как Выжигатель мозгов, Радар или Дятел, ранее «Усилитель счастья „Солнышко“») — психотронная установка, расположенная на подступах к центру Зоны. Сначала использовалась для экспериментов по работе с ноосферой, позже была переоборудована для предотвращения доступа посторонних в Припять и на ЧАЭС. Создана на основе советской загоризонтной РЛС «Дуга». Участок леса возле самого Радара известен уже не как Рыжий лес, а как Мёртвый лес.

В 2012 году отключена Стрелком.

Установку не пришлось строить с нуля, по техническим характеристикам сооружения подходила ЗГРЛС типа «Дуга» изветсная как объект Чернобыль-2.

В середине 1970-х годов в СССР был создан комплекс из по крайней мере трёх загоризонтных радиолокационных станций, получивших название «Дуга» (индекс 5Н32). Их главной задачей было обнаружение запусков межконтинентальных баллистических ракет. Первой была возведена экспериментальная установка возле г. Николаева на территории УССР, затем рабочие станции возле Чернобыля и в Комсомольске-на-Амуре. Последняя получила название «Дуга-2». Николаевская РЛС была направлена в сторону Китая, чернобыльская и комсомольская — на США через Северный ледовитый океан. Военные НАТО называли эти станции «Russian Woodpeckers» — «Русскими дятлами» — за характерный звук, который работающие станции издавали в эфире.

Первый узел чернобыльской станции был смонтирован в 1976 году, первые испытания завершились в 1979 году. На выбор Чернобыля в качестве места для размещения станции несомненно повлияла близость ЧАЭС — мощного источника энергии для гигантской станции. Под огромными антеннами возник секретный городок Чернобыль-2, прототип Лиманска, для примерно 1000 человек обслуживающего персонала и членов их семей.

Неподалёку от станции возвели вспомогательный комплекс для «возвратно-наклонного зондирования ионосферы» — ВНЗ «Круг».

В ходе эксплуатации выяснилось, что «Дуга» успешно распознаёт массовые пуски ракет, однако имеет проблемы с обнаружением одиночных целей или небольших групп. Для устранения выявленных недостатков РЛС в 1985 году встала на модернизацию.

Однако завершить испытания модернизированная станция не смогла. Эксплуатацию прекратили 26 апреля 1986 года после Чернобыльской аварии. Весь персонал был вывезен, часть оборудования демонтирована и отправлена в Комсомольск-на-Амуре.

Оставшиеся две РЛС прекратили своё существование к началу 90-х годов и были полностью разобраны. Чернобыльская станция оказалась в Зоне отчуждения, и потому её демонтаж был невозможен. Вскоре этим воспользовались.

После возникновения Зоны отчуждения 1986 года Чернобылем заинтересовалась группа учёных, называвших себя «О-Сознанием»: 30-километровая Зона оказалась идеальным полигоном для проведения их исследований. Под боком — мощный источник энергии (всё ещё работающая ЧАЭС) и отсутствие лишних глаз и ушей.

Целью «О-Сознания» было изучение ноосферы — информационной оболочки земли. Для проверки того, существует ли она вообще, и был создан «излучатель Кайманова». Он представляет собой мощный источник пси-излучения. Сигнал, посланный излучателем, был получен в Карибском море с определёнными искажениями. Характер этих искажений, по мнению учёных, и доказал существование ноосферы.

Достоверно неизвестно, была ли переоборудованная «Дуга» тем самым излучателем, с помощью которого провели этот эксперимент. В любом случае, огромные бесхозные антенны РЛС были использованы «О-Сознанием» для монтажа излучателя Кайманова. Оборудование охлаждения пси-излучателя и сам пси-излучатель находились в подземной лаборатории под излучателем.

По мере того, как учёные продвигались в своих исследованиях, они решили напрямую подключиться к ноосфере, объединив свои умы в единую сеть. Чтобы обезопасить свои тела, они решили закрыть посторонним путь к центру Зоны. Гигантские антенны РЛС с установленным излучателем оказались идеальной кандидатурой. Очевидно, не случайно созвучие названий: «Радуга» — «Дуга» (по другим данным, «Радуга» — это название всего проекта по подключению к ноосфере).

Строительство и функционирование[править | править вики-текст]

Макет из лаборатории X-8 Табличка-надпись на этом же макете

Разработкой и сборкой «Радуги» занимались лаборатории «X», разбросанные по всей Зоне. Подходящими оказались антенны «Дуги».

  • X-8 в Восточной Припяти под Дом быта "Юбилейный" и X-7 под генераторами: занимались разработкой конструкции и теоретическими изысканиями;
  • X-18 к востоку от Радара проводила опыты по влиянию пси-излучения на живые организмы и, видимо, собирала основные компоненты устройства;
  • X-16 в районе озера Янтарь осуществляла окончательную сборку и испытания блока. В частности, примерно до 2012 года там оставался искусственно выращенный биологический источник пси-излучения, фактически — гигантский мозг;
  • X-10 в Рыжем лесу непосредственно обслуживала находящийся там же подавитель агрессии.
  • X-19 в Рыжем лесу непосредственно строила и испытвала находящийся там же Радар.

Судя по имеющимся документам, проектирование (во всяком случае отдельных компонентов) началось ещё до развала СССР, а строительство велось на протяжении 1990-х — начала 2000-х годов.

В 2006 году эксперимент по прямому контакту с ноосферой дал сбой и образовалась Зона. После появления первых сталкеров необходимость в защитной установке стала неотложной, и в 2006 году или немногим позже «Радуга» заработала на полную мощность. Остаётся неизвестным, насколько серьёзной была переделка Каймановского излучателя и потребовалась ли она вообще.

«Излучатель» воздействовал на людей, подобравшихся слишком близко, и вносил необратимые изменения в деятельность их мозга; такие люди превращались в зомби. Зомби получались вполне агрессивными, однако их разум был фактически уничтожен, и опасности для «О-Сознания» они уже не представляли. Таким образом прямой путь к центру Зоны был закрыт.

О воздействии установки на животных Зоны известно очень мало. Согласно сохранившимся документам «О-Сознания», на обычных животных с высокоорганизованным мышлением (собак, лошадей) излучатель влиял так же, как на людей. Собственно, многие мутанты, по-видимому, как раз и являются изменёнными пси-излучением животными. На самих мутантов, уже изменённых, «Радуга», по-видимому, не действовала.

Безвредна была «Радуга» и для фанатиков Монолита. Именно они эксплуатировали её в последние годы работы.

В то же время, оставались по крайней мере несколько обходных путей, которые позволяли попасть к ЧАЭС, минуя «выжигатель». Одним или несколькими из них в своё время воспользовалась группа Стрелка.

Отключение[править | править вики-текст]

В 2012 году Стрелок проник в некоторые из секретных лабораторий проекта «X»; полученные данные помогли ему отключить «Выжигатель мозгов», что открыло для сталкеров путь в Припять и к ЧАЭС. Недоступный до тех пор центр Зоны слыл «Клондайком артефактов», однако на деле слухи оказались преувеличенными.

  • Вид из космоса

  • Отсюда рукой подать до Припяти и ЧАЭС

  • Работа излучателя

stalker-ru.gamepedia.com

РЛС "Дуга" - противоракетный щит Родины :: SYL.ru

В обстановке жёсткого противостояния двух политических систем особо важное значение имели разработки новых видов вооружений, позволявших удерживать баланс сил в определённой стабильности. Одной из таких систем, появившихся в период холодной войны, была радиолокационная станция, вошедшая в историю создания военно-технических комплексов под названием РЛС «Дуга».

Начало работ по созданию РЛС

С появлением в арсеналах ведущих армий мира ракет дальнего диапазона действий возникла необходимость создания локаторов, способных фиксировать их пуски на максимально возможном расстоянии. Работы в этом направлении начались в Советском Союзе ещё в 1946 году, когда конструктор Н. И. Кабанов первым в мире предложил идею загоризонтного обнаружения самолётов возможного противника в диапазоне коротких волн при удалении до 3000 км.

В научно-исследовательской работе, получившей кодовое название «Веер», принимали участие многие конструкторские бюро страны, и вскоре появился первый макетный образец установки, позволявший отслеживать пуски ракет с Байконура на расстоянии 2500 км. В дальнейшем для проведения углублённых работ в этой области был создан научно–исследовательский институт дальней радиосвязи. Сокращённо он назывался НИИДАР.

Первенец отечественных локационных станций

В 1970 году в районе Николаева появился первый в стране опытный образец РЛС «Дуга» ― результат работы коллектива конструкторов под руководством Ф. А. Кузьминского. Узел прекрасно зарекомендовал себя во время испытаний по установлению точного времени пуска отечественных баллистических ракет из района Дальнего Востока по целям, находившимся на полигоне Новой Земли.

Через пятнадцать лет вблизи Чернобыля была создана значительно усовершенствованная РЛС «Дуга-1», которая была поставлена на боевое дежурство системы ПВО Советского Союза. Причиной выбора места для её строительства рядом с атомной электростанцией послужила высокая энергоёмкость системы. Любопытно, что за характерное постукивание, издаваемой при работе, на Западе эта станция получила название ― Russian Woodpecker ("Русский дятел").

Причины создания локационного комплекса

Основной задачей, которую должна была выполнять РЛС «Дуга» являлось предупреждение о возможном начале ядерного нападения Америки на нашу страну в течение первых двух-трёх минут. Известно, что баллистической ракете, запущенной с территории США, потребуется для достижения советских границ около тридцати минут. При условии своевременного поступления информации даже такой незначительный отрезок времени позволит принять определённые меры.

Технические характеристики этой, новейшей по тем временам станции позволяли фиксировать также пуск американских баллистических ракет «Томагавк» с подводных лодок, находившихся в акватории Атлантического океана. Загоризонтная РЛС «Дуга» ("Припять"), столь успешно прошедшая целый ряд государственных испытаний, после аварии, случившейся в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции, была законсервирована, а через год правительство приняло решение о её закрытии.

Принцип действия РЛС

Метод слежения, применявшейся в системах, которыми была оборудована станция в Чернобыле, называется загоризонтной радиолокацией и даёт возможность отслеживать запущенные баллистические ракеты по оставляемому ими огненному шлейфу, который тянется за ними после запуска. На расстоянии шестидесяти километров от станции был установлен мощный передатчик, посылавший через территорию Западной Европы и Гренландии радиоимпульсы, достигавшие Америки и возвращавшиеся обратно. Локаторы Чернобыльской станции их улавливали, затем для получения информации они обрабатывались уникальным, крупнейшим по тем временам компьютером.

Строительство новой станции на реке Амур

В 1982 в другом районе страны - в Комсомольске-на-Амуре - была построена доработанная и усовершенствованная загоризонтная РЛС «Дуга-2». Эта модифицированная система радиусом своего действия охватывала весь Тихий океан вплоть до побережья Америки. Прослужив более двадцати лет и успешно выполняя поставленные перед ней задачи, она была впоследствии снята с боевого дежурства как морально устаревшая и уступила место более современным системам дальнего обнаружения воздушных объектов противника. Одной из причин её закрытия стал также пожар, в результате которого загоризонтная РЛС «Дуга-2» получила серьёзные повреждения.

Конструктивные недостатки станций «Дуга»

Впоследствии создатели систем, подобных РЛС «Дуга» (Чернобыль), и той, что была построена в Комсомольске-на-Амуре, обнаружили в их конструкции значительные недоработки. Так, например, подобные станции, эксплуатируемые в условиях северных широт и предназначенные для контроля воздушных трасс межконтинентальных баллистических ракет, пролегающих через Северный полюс, способны были зафиксировать лишь массовый старт ракет, да и то с большой погрешностью. Причиной этого были постоянные хаотические возмущения атмосферы, наблюдаемые в этом районе. В результате РЛС «Дуга», включая все её модификации, была снята с вооружения.

Среди комплексов дальнего обнаружения воздушных целей противника также следует отметить и аналог РЛС «Дуга» ― «Флаг МР-800». Его размеры значительно меньше, чем у предшественника, и состоит он из двух радиолокаторов, обращённых тыльными сторонами друг к другу. Это достаточно компактная установка, что придаёт ей мобильность и позволяет базироваться на судах военно-морского флота.

www.syl.ru

РЛС «Дуга» охраняла наше небо 20 лет

Во время «холодной войны» противоборствующие стороны угрожали друг другу, главным образом, ракетами с ядерными боезапасами. Однако руководители стран, возглавлявших противостоящие блоки и обладавших самыми мощными арсеналами смертоносного оружия, а именно СССР и США, понимали, что возможный успех в случае перехода войны из «холодной» в «горячую» стадию возможен только в том случае, если большая часть выпущенных противником ракет будет вовремя обнаружена и перехвачена, а фактор внезапности - нивелирован. Так возникло понятие «раннего обнаружения».

Работы велись с обеих сторон, они были совершенно секретными. Сам уровень готовности страны к отражению ядерного нападения составлял государственную тайну не меньшую, а может быть и большую, чем количество боеголовок и средств их доставки.

В СССР вопросами разработки систем обнаружения пусков баллистических ракет занимался специальный Научно-исследовательский институт ДАР, во главе с генеральным конструктором Ф.А. Кузьминским, начиная с 1960 года.

При проектировании системы в качестве основного фактора обнаружения враждебных ракет использовался отраженный от ионосферы возмущающий сигнал, возникающий в момент пуска и генерируемый факелом сопел.

К 1970 году опытная РЛС «Дуга», а именно такое название получил проект, была практически готова и испытана на советских ракетах, плановые запуски которых осуществлялись с космодрома Байконур, кораблей Тихоокеанского флота и наземных пусковых установок на Дальнем Востоке. Радиолокационная станция показала неплохую результативность в условиях малого уровня помех ионосферы. Правительством было принято решение о строительстве мощной РЛС «Дуга» в Николаевской области. Место выбрано неслучайно, эта станция могла контролировать пространство над всем Черным морем, Турцией, Израилем и значительной частью Европы в радиусе 3000 километров. Как могла разворачиваться дальнейшая внешнеполитическая обстановка в тот момент, можно было только догадываться.

Загоризонтная РЛС «Дуга» встала на боевое дежурство в день 54-го юбилея Октябрьской революции. Несмотря на обстановку крайней секретности, полностью исключить утечку информации было сложно, у станции слежения были огромные размеры, высота антенн достигала 135 метров, а длина составляла сотни метров. Кроме этого, РЛС «Дуга» создавала эфирные помехи в виде импульсов, напоминающих стук, за что и получила, практически сразу, прозвище «русского дятла» среди военных стран НАТО, занимающихся электронной разведкой. Впрочем, некоторая осведомленность вероятного противника, возможно, была полезной. Она сдерживала излишнюю самонадеянность и воинственность и остужала горячие головы в Пентагоне, возбужденные возникшим перевесом в количестве ядерных зарядов, а также наличием на вооружении крылатых ракет настильной траектории «Томагавк», которые обнаружить обычными РЛС было трудно.

РЛС «Дуга» была очень энергоемкой, поэтому следующие два ее образца монтировались неподалеку от электростанций. После аварии в Чернобыле одну из них пришлось закрыть по понятным причинам. Низкая стойкость получаемого сигнала при высоком уровне ионосферных помех побудила отказаться от эксплуатации двух остальных. Их место заняли системы раннего обнаружения нового поколения.

fb.ru

МКБ Радуга

  • октябрь 1946 - ОКБ-2
  • 12 октября 1951 - филиал ОКБ-155-1
  • 06.1965 - машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
  • 19.06.1972 - Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга»
  • 07.09.1978 - Дубненское производственное объединение «Радуга»
  • 12.05.1982 - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»

    БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (29.12.1912 - 1974) – Советский авиаконструктор, лауреат Ленинской (1961 г.) и Государственной (1970 г.) премий. За успехи в создании образцов новой техники награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и пятью медалями СССР. В 1968 году получил ученую степень доктора технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973), имел шесть авторских свидетельств.     С 1931 года работал в авиационной промышленности. После окончания МАИ в 1938 г. работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова. Весной 1941 Березняк, работавший начальником бригады механизмов, совместно с А.М.Исаевым начинают разработку эскизного проекта истребителя с ЖРД конструкции Душкина. После одобрения проекта первый советский ракетный истребитель БИ-1 был построен в кратчайшие сроки. Осенью 1941 Б.Н.Кудрин произвел на нем 15 полетов без двигателя. Испытания были продолжены после эвакуации на Урал. 15 мая 1942 г. капитан Г.Я.Бахчиванджи выполнил первый полет на БИ-1 с установленным ЖРД. Была достигнута максимальная скорость ок. 800 км/ч. Но 27 марта 1943 г. погиб Бахчиванджи, т.к. самолет на большой скорости был затянут в пикирование. В серии БИ не выпускался, т.к. продолжительность полета была слишком мала, а обслуживание и полеты самолета с азотной кислотой в качестве окислителя было весьма опасным.     С 1946 г. Березняк - заместитель главного конструктора ОКБ-2 Г.Рессинга. На заводе №1 (ранее - № 458 ) в п.Иваньково (ныне - г.Дубна) ведется разработка, изготовление и испытания экспериментального самолета 346 с двухкамерным ЖРД с целью достижения околозвуковых скоростей.     В 1948-49 у А.Я.Березняка был проект истребителя-перехватчика («468» ?) с трехкамерным ЖРД с тягой в 10 т плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 т для возвращения на аэродром и посадки. Ожидалась скорость, соответствующая М=1,8. Время набора высоты 20 км - 20 мин и дальность - 750 км. Проект не был осуществлен.     Постановлением Совета Министров от 01.09.1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС (разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И.Микоян) и выполнению работ по опытной тематике.      12 октября 1951 года на основании приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе № 1 организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б» - создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и заместителем главного конструктора назначается А.Я. Березняк. 2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256 (п/я 6).     С марта 1957 года А.Я.Березняк - главный конструктор. Работы по тематике «Б» велись до середины 60-х годов, затем в 1966 г. филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию - Машиностроительное КБ «Радуга».За это время под руководством М.И.Гуревича и Березняка созданы такие крылатые ракеты как КС, КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других. Для обеспечения опытной отработки систем многих крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.     В 60-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4, Т-4М и Т-4МС была разработана гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45.     С 1970 в МКБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС системы "Спираль".     Кроме управляемых снарядов для оснащения самолетов дальней авиации, здесь создавались морские противокорабельные и противолодочные ракеты, а также управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой авиации.     Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается: «на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И.Микояна создать производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498». Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается Н.П.Федоров, главным конструктором и первым заместителем директора назначается А.Я.Березняк.     В 1973 г. для борьбы с наземными РЛС была создана УР Х-28.

    СЕЛЕЗНЕВ Игорь Сергеевич (р. 23.09.1931) - Советский авиаконструктор, д.т.н., академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.     После окончания Московского авиационного института работал в МКБ и объединении «Радуга» в разных должностях (ведущий конструктор, зам. главного инженера, зам. главного конструктора, главный конструктор). С 1974 г. он главный конструктор ДПКО «Радуга» и первый заместитель директора.     В сентябре 1978 года вместо ДПКО объединение было переименовано в ДПО (Дубненское производственное объединение). А 12 мая 1982 года приказом министра ОКБ выделяется из ДПО «Радуга» в самостоятельную опытно-конструкторскую организацию - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Селезнев становится Генеральный конструктором МКБ.     Идея создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, принадлежит нашей стране. Еще в 1971 г., за четыре года до начала таких работ в США, МКБ обратилось в правительство с инициативным предложением. Но тогда эта программа не нашла должного признания, и лишь когда западная пресса заговорила о создании американцами нового класса ракетного оружия, подобную разработку решено было начать и у нас, причем в достаточно жесткие сроки. Благодаря хорошему научному и техническому заделу, имевшемуся в то время, Радуга и ее смежники практически не отстали от американцев в сроках создания и доводки стратегических КР. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратами и в строго установленные сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 г. В сжатые сроки был создан оригинальный летательный аппарат (Х-55) со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.     Одним из существенных отличий данных крылатых ракет от предшествующих систем авиационного оружия стало применение новых методов навигации. По-существу это и обеспечило автономный полет КР независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).     Работы по созданию стратегических КР были оценены руководством страны очень высоко. Их участники удостоились пяти Государственных премий СССР и одной Ленинской премии, 1500 человек получили правительственные награды.     Носителями КР стали самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.     В 1978 г. для замены Х-28 была разработана более совершенная противолокационная/противокорабельная ракета Х-58, также вошедшая в состав вооружения ударных самолетов фронтовой авиации.     Во второй половине 70-х - начале 80-х гг. была создана сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета «Москит». В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение легких ракетных катеров, кораблей на воздушной подушке, эсминцев, экранопланов. Его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации. Когда ракету выставили на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском, это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Иностранцы были потрясены необычными свойствами оружия.     «Москит» по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день противокорабельные ракеты. «Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. От «Москита» нельзя уклониться, а сбить «Москит» вообще невозможно.     Важнейшим направлением работ МКБ стало освоение гиперзвуковых скоростей. В начале 1990-х годов в МКБ была разработана крылатая ракета нового класса - гиперзвуковая Х-90 (AS-19 Koala). Поскольку она не была принята на вооружение, на ее основе создан гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Посетители выставки МАКС-95 могли видеть его на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М=4-5.     Для отработки различных решений гиперзвуковых ЛА будущего МКБ предлагает летающую лабораторию «Радуга Д2», созданную на базе заслуженной КР Х-22.     В 1989 году МКБ по собственной инициативе в рамках конверсионных работ приступило к созданию ветроэнергетических установок (ВЭУ).

    ТРУСОВ Владимир Николаевич (р. 14.05.1942) - После окончания Дагестанского механического техникума он с 1960 по 1964 год работал сначала техником, а затем инженером-конструктором на предприятии п/я 7 в г. Каспийске Республики Дагестан.     После окончания с отличием Куйбышевского авиационного института в 1968 году Владимир Трусов поступил на работу в «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я.Березняка».     Благодаря глубоким теоретическим знаниям, большой работоспособности и таланту организатора и инженера он вскоре стал ведущим специалистом предприятия. Работал практически на всех инженерных должностях: инженера-конструктора всех категорий в проектном отделении, ведущего конструктора по теме, заместителя главного конструктора, заместителя генерального конструктора, а с 1993 года - генеральным директором предприятия.     Имеет более 30 свидетельств на изобретения СССР, патентов и свидетельств РФ и более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Он кандидат технических наук и награжден орденом «Дружбы народов», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ему присвоены звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» и «Почетный гражданин г.Дубны».

    Литература:

  • "От гидросамолетов до суперсовременных ракет" / Г.А.Савельев /
  • Все цвета «Радуги» / «Вестник воздушного флота» 1996. /
  • «Солнечный ожог» российского ВПК / «ОГОНЕК», N 08, 24 февраля 1997 /
  • Создатель крылатых ракет

Ракеты МКБ «Радуга»

testpilot.ru

Х-58 (изделие 112 или Д7, AS-11 «Kilter»)УР «воздух-поверхность»

    Ракета Х-58У предназначена для поражения радиолокационных станций (РЛС) без вхождения самолета-носителя в зоны поражения зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) типа «Hawk», «Nike Hercules», «Patriot».     Разработка противорадиолокационной ракеты Х-58У (изделие Д-7) была начата в дубненском ОКБ-2-155 (с 1967 г. получившего название ОКБ «Радуга») в середине 1960-х гг. Она предназначалась для замены сложной в обслуживании Х-28.     Первоначально ракета имела индексы Х-24 и Х-28М, но позже была переименована в Х-58.     Основным носителем ракет стал специализированный самолет МиГ-25БМ, на который подвешивается до четырех ракет Х-58. Установка ракеты Х-58 на самолет типа МиГ-25 была задана постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1972 году. Вместе с базовым самолетом МиГ-25 потребовалась и доработка ракеты под установку на этот самолет. Прототип самолета МиГ-25БМ был создан в 1976 году. В дальнейшем ракету Х-58 стали применять с нескольких типов самолетов фронтовой авиации ВВС с обеспечением подвески 2-4 ракет на самолете-носителе. Носителями ракеты Х-58У являются истребители-бомбардировщики Су-17М3, Су-17М4, Су-24, Су-24М и МиГ-25БМ, а также Су-30МК, Су-33, Су-34, Су-35, Су-39.     На базе ракеты Х-58 создано несколько серийных модификаций - одна из них Х-58У с увеличенной дальностью стрельбы и доработанной системой управления. Х-58У отличается от Х-58 новым двигателем и усовершенствованным аэродинамическим оперением.     В настоящее время МКБ «Радуга» кроме Х-59У предлагает проект применения комплекса ракетного оружия с ракетой Х-58Э с зарубежных самолетов-истребителей типа «Мirage-IIIЕ», F-15, F-16.     Аэродинамическая схема ракеты Х-58 нормальная самолетная, с крестообразным расположением треугольных крыльев и цельноповоротным хвостовым оперением. Стартовый вес ракеты Х-58У 640 кг, вес фугасной боевой части 150 кг.     Ракета Х-58У программируется перед пуском встроенной спецаппаpатypой «Фантасмагоpия» (Су-24М) или подвесной - «Вьюга».     Отечественные самолеты, в основном, оборудованы встроенной системой разведки и целеуказания ракетам Х-58У - «Фантасмагория».     В состав ракетного комплекса с ракетой Х-58Э (экспортный вариант) входят:

  • ракета,
  • универсальный подвесной контейнер «Вьюга»,
  • авиационное катапультное устройство,
  • пульт оператора и индикатор цели.

    Боевая часть pакеты осколочно-фyгасная с готовыми поражающими элементами. Система управления ракеты - комбинированная, состоит из пассивной радиолокационной головки самонаведения (ПРГС) соответствующего литера, блока управления и блока электрофрикцонных машин. Ракета оснащалась пассивной радиолокационной головкой самонаведения, способной отслеживать РЛС в широком диапазоне частот, в том числе РЛС, работающие в прерывистом режиме излучения и с перестраиваемыми параметрами. В зависимости от поставленной боевой задачи на ракетy yстанавливается соответствyющая модификация пассивной pадиолокационной ГСH.     Пуск ракеты осуществляется с авиационного катапультного устройства. В течение 15 (5) с после принудительного отделения от самолета-носителя автономная система управления стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену. В вертикальной плоскости, плавно изменяя угол тангажа, она обеспечивает полет с набором высоты до тех пор, пока текущий угол пеленга не станет равным заданному (вычисляется на борту самолета-носителя и запоминается в схеме памяти системы управления ракеты в момент ее пуска). Затем производится разворот ракеты на цель с заданной перегрузкой до момента равенства нулю угла пеленга. После этого система управления переходит на пассивное радиолокационное самонанедение по методу пропорционального сближения.     ПРГС обеспечивает селекцию радиолокационной цели в пространственном стробе ± 5° по несущей частоте и по периоду повторения, автосопровождение цели, выбранной летчиком (оператором), в диапазоне углов: по курсу ±30°, по тангажу - от +10° до -47°. В режиме автосопровождення ПРГС выдает в систему управления сигналы пропорциональные углу пеленга и угловой скорости линии визирования цели. Перед целью ракета делает «горку».     Круговое вероятное отклонение (вероятность попадания - 80%) - 20 м.     Целеуказание, электропитание, контроль, предстартовую и предпусковую подготовку ракеты Х-58Э (Х-58У) обеспечивает универсальный аппаратурныи контейнер, подвешиваемый на пилон самолета-носителя. На самолетах-носителях фронтовой авиации типа Су-24 и Су-22 подвешивается по две ракеты.     Для транспортировки и хранения ракеты Х-58У используется герметизированный контейнер.     По рекламной информации: создается усовершенствованная модификация ракеты Х-58А для поражения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета Х-58 оснащена активной радарной ГСН.

Описание Геометрические и массовые характеристики Летные данные Авиационная пусковая установка Транспортный контейнер
Разработчик МКБ «Радуга»
Кодовое наименование НАТО AS-11 «Kilter»
Тип противокорабельная противолокационная
Число ступеней 1
Обозначение Х-58 (А) Х-58У Х-58Э
Год 1978
Длина, м 4,8 4,813 4,850
Диаметр фюзеляжа, м 0,38 0,38
Размах крыла, м 1,17 1,17
Масса, кг 650 640 650
Вес БЧ, кг 160 (140) 149 150
Тип БЧ осколочно-фyгасная с готовыми поpажающими элементами
Радиус поражения, м2 20
Тип взрывателя
Тип ГСН инерциальная с активной РЛГСН инерциальная с пассивной РЛГСН
Аппаратура целеуказания   «Ягуар» «Фантасмагория»,«Вьюга-17»
Диапазон частот РЛС-цели A, A1,B, B1,C (в том числе, в прерывистом режиме излучения и с перестраиваемыми параметрами)
Точность стрельбы (КВО), м 5-8
Тип боеголовки неконтактный
Дальность пуска, км с высоты 10 км 180 120 (250) 250
максимальная с МиГ-25БМ   200  
с высоты 100 м 60 80 60
минимальная   10 10
Высота пуска, м 100-10000 100-22000
Скорость пуска, км/ч 550-1800 550-2800
Скорость полета, м/с (км/ч) 800 (2880) 450-600 (до 3,6М)
Тип АКУ-58
Разработчик МКБ «Вымпел»;
Вес пустой ПУ, кг 185
Длина ПУ, мм 3810
Ширина ПУ, мм 130
Высота ПУ, мм 220
Вес пустого,кг 350
Длина,мм 5635
Ширина,мм 990
Высота, мм 874

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. «Отечественные авиационные тактические ракеты», А.В.Карпенко, С.М. Ганин / «Бастион» N1, 2000г. /
  3. Авиация и космонавтика №8. 1999
  4. Противорадиолокационная ракета Х-58У / Ракетная техника /
  5. Raduga Kh-58 (AS-11 Kilter) / FAS /
  6. УР Воздух-Земля / «Уголок неба» /

testpilot.ru

МКБ Радуга

  • октябрь 1946 - ОКБ-2
  • 12 октября 1951 - филиал ОКБ-155-1
  • 06.1965 - машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
  • 19.06.1972 - Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга»
  • 07.09.1978 - Дубненское производственное объединение «Радуга»
  • 12.05.1982 - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»

    БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (29.12.1912 - 1974) – Советский авиаконструктор, лауреат Ленинской (1961 г.) и Государственной (1970 г.) премий. За успехи в создании образцов новой техники награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и пятью медалями СССР. В 1968 году получил ученую степень доктора технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973), имел шесть авторских свидетельств.     С 1931 года работал в авиационной промышленности. После окончания МАИ в 1938 г. работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова. Весной 1941 Березняк, работавший начальником бригады механизмов, совместно с А.М.Исаевым начинают разработку эскизного проекта истребителя с ЖРД конструкции Душкина. После одобрения проекта первый советский ракетный истребитель БИ-1 был построен в кратчайшие сроки. Осенью 1941 Б.Н.Кудрин произвел на нем 15 полетов без двигателя. Испытания были продолжены после эвакуации на Урал. 15 мая 1942 г. капитан Г.Я.Бахчиванджи выполнил первый полет на БИ-1 с установленным ЖРД. Была достигнута максимальная скорость ок. 800 км/ч. Но 27 марта 1943 г. погиб Бахчиванджи, т.к. самолет на большой скорости был затянут в пикирование. В серии БИ не выпускался, т.к. продолжительность полета была слишком мала, а обслуживание и полеты самолета с азотной кислотой в качестве окислителя было весьма опасным.     С 1946 г. Березняк - заместитель главного конструктора ОКБ-2 Г.Рессинга. На заводе №1 (ранее - № 458 ) в п.Иваньково (ныне - г.Дубна) ведется разработка, изготовление и испытания экспериментального самолета 346 с двухкамерным ЖРД с целью достижения околозвуковых скоростей.     В 1948-49 у А.Я.Березняка был проект истребителя-перехватчика («468» ?) с трехкамерным ЖРД с тягой в 10 т плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 т для возвращения на аэродром и посадки. Ожидалась скорость, соответствующая М=1,8. Время набора высоты 20 км - 20 мин и дальность - 750 км. Проект не был осуществлен.     Постановлением Совета Министров от 01.09.1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС (разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И.Микоян) и выполнению работ по опытной тематике.      12 октября 1951 года на основании приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе № 1 организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б» - создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и заместителем главного конструктора назначается А.Я. Березняк. 2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256 (п/я 6).     С марта 1957 года А.Я.Березняк - главный конструктор. Работы по тематике «Б» велись до середины 60-х годов, затем в 1966 г. филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию - Машиностроительное КБ «Радуга».За это время под руководством М.И.Гуревича и Березняка созданы такие крылатые ракеты как КС, КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других. Для обеспечения опытной отработки систем многих крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.     В 60-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4, Т-4М и Т-4МС была разработана гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45.     С 1970 в МКБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС системы "Спираль".     Кроме управляемых снарядов для оснащения самолетов дальней авиации, здесь создавались морские противокорабельные и противолодочные ракеты, а также управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой авиации.     Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается: «на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И.Микояна создать производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498». Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается Н.П.Федоров, главным конструктором и первым заместителем директора назначается А.Я.Березняк.     В 1973 г. для борьбы с наземными РЛС была создана УР Х-28.

    СЕЛЕЗНЕВ Игорь Сергеевич (р. 23.09.1931) - Советский авиаконструктор, д.т.н., академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.     После окончания Московского авиационного института работал в МКБ и объединении «Радуга» в разных должностях (ведущий конструктор, зам. главного инженера, зам. главного конструктора, главный конструктор). С 1974 г. он главный конструктор ДПКО «Радуга» и первый заместитель директора.     В сентябре 1978 года вместо ДПКО объединение было переименовано в ДПО (Дубненское производственное объединение). А 12 мая 1982 года приказом министра ОКБ выделяется из ДПО «Радуга» в самостоятельную опытно-конструкторскую организацию - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Селезнев становится Генеральный конструктором МКБ.     Идея создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, принадлежит нашей стране. Еще в 1971 г., за четыре года до начала таких работ в США, МКБ обратилось в правительство с инициативным предложением. Но тогда эта программа не нашла должного признания, и лишь когда западная пресса заговорила о создании американцами нового класса ракетного оружия, подобную разработку решено было начать и у нас, причем в достаточно жесткие сроки. Благодаря хорошему научному и техническому заделу, имевшемуся в то время, Радуга и ее смежники практически не отстали от американцев в сроках создания и доводки стратегических КР. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратами и в строго установленные сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 г. В сжатые сроки был создан оригинальный летательный аппарат (Х-55) со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.     Одним из существенных отличий данных крылатых ракет от предшествующих систем авиационного оружия стало применение новых методов навигации. По-существу это и обеспечило автономный полет КР независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).     Работы по созданию стратегических КР были оценены руководством страны очень высоко. Их участники удостоились пяти Государственных премий СССР и одной Ленинской премии, 1500 человек получили правительственные награды.     Носителями КР стали самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.     В 1978 г. для замены Х-28 была разработана более совершенная противолокационная/противокорабельная ракета Х-58, также вошедшая в состав вооружения ударных самолетов фронтовой авиации.     Во второй половине 70-х - начале 80-х гг. была создана сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета «Москит». В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение легких ракетных катеров, кораблей на воздушной подушке, эсминцев, экранопланов. Его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации. Когда ракету выставили на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском, это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Иностранцы были потрясены необычными свойствами оружия.     «Москит» по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день противокорабельные ракеты. «Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. От «Москита» нельзя уклониться, а сбить «Москит» вообще невозможно.     Важнейшим направлением работ МКБ стало освоение гиперзвуковых скоростей. В начале 1990-х годов в МКБ была разработана крылатая ракета нового класса - гиперзвуковая Х-90 (AS-19 Koala). Поскольку она не была принята на вооружение, на ее основе создан гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Посетители выставки МАКС-95 могли видеть его на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М=4-5.     Для отработки различных решений гиперзвуковых ЛА будущего МКБ предлагает летающую лабораторию «Радуга Д2», созданную на базе заслуженной КР Х-22.     В 1989 году МКБ по собственной инициативе в рамках конверсионных работ приступило к созданию ветроэнергетических установок (ВЭУ).

    ТРУСОВ Владимир Николаевич (р. 14.05.1942) - После окончания Дагестанского механического техникума он с 1960 по 1964 год работал сначала техником, а затем инженером-конструктором на предприятии п/я 7 в г. Каспийске Республики Дагестан.     После окончания с отличием Куйбышевского авиационного института в 1968 году Владимир Трусов поступил на работу в «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я.Березняка».     Благодаря глубоким теоретическим знаниям, большой работоспособности и таланту организатора и инженера он вскоре стал ведущим специалистом предприятия. Работал практически на всех инженерных должностях: инженера-конструктора всех категорий в проектном отделении, ведущего конструктора по теме, заместителя главного конструктора, заместителя генерального конструктора, а с 1993 года - генеральным директором предприятия.     Имеет более 30 свидетельств на изобретения СССР, патентов и свидетельств РФ и более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Он кандидат технических наук и награжден орденом «Дружбы народов», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ему присвоены звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» и «Почетный гражданин г.Дубны».

    Литература:

  • "От гидросамолетов до суперсовременных ракет" / Г.А.Савельев /
  • Все цвета «Радуги» / «Вестник воздушного флота» 1996. /
  • «Солнечный ожог» российского ВПК / «ОГОНЕК», N 08, 24 февраля 1997 /
  • Создатель крылатых ракет

Ракеты МКБ «Радуга»

testpilot.ru

МКБ Радуга - это... Что такое МКБ Радуга?

Тип Год основания Прежние названия Ключевые фигуры Оборот Чистая прибыль Материнская компания Сайт
Открытое акционерное общество «Государственное машиностроительное конструкторское бюро „Радуга“ им. А. Я. Березняка»

ОАО

1951

ФГУП «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка»

Трусов Владимир Николаевич (директор)

▲ 4,5 млрд руб (2007)

▲ 258 млн руб (2007)

ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

http://www.ktrv.ru/about/structure/458/

ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка» — предприятие, специализирующееся на разработке и производстве крылатых ракет различного назначения. Расположено в городе Дубна.

Названия в разные годы

  • октябрь 1946 года — ОКБ-2
  • 12 октября 1951 года— филиал ОКБ-155-1
  • июнь 1965 года — машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
  • 19 июня 1972 года — Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга»
  • 7 сентября 1978 года — Дубненское производственное объединение «Радуга»
  • 12 мая 1982 года — Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
  • В рамках государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса России и в соответствии с Указом Президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года, ФГУП «ГосМКБ «Радуга» преобразовано в открытое акционерное общество и стало полноправным членом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Разработки

Более 40 наименований ракет, в том числе:

Ветроэлектрические станции «Радуга».[1]

Деятельность

  • Разработка управляемого оружия класса «воздух-поверхность»:[2]
    • комплекс «Овод-МЭ» с ракетой Х-59МЭ,
    • УР повышенной дальности Х-59МК,
    • УР «воздух-РЛС» — Х-58Э.
  • Корабельные ракетные комплексы «Москит-Е» с высокоскоростными противокорабельными УР 3М-80Е.[2]

См. также

Примечания

dic.academic.ru