Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18. Р 36м2


Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М2 «Воевода»

Самая мощная МБР в мире, способна стартовать через пылевое облако ядерного взрыва.

Комплекс Р-36М2 «Воевода» стал развитием более ранней системы Р-36М. На вооружение принят 11 августа 1988 года. Является самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракетой.

Ракета разрабатывалась исходя из двух основных задач: увеличение энергохарактеристик ракеты с форсированием двигателей и повышение стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Требовалось обеспечить применение ракеты в условиях ответно-встречного удара, т. е. в условиях одновременного нанесения ядерных ударов противника по позиционным районам с шахтами Р-36М2.

Ракета 15А18М массой 211 тонн и длиной 34 метра выполнена двухступенчатой (не считая ступени разведения боевых блоков), двигатели жидкостные. Максимальная дальность применения в зависимости от нагрузки 11−15 тысяч км. Запуск из состояния боеготовности осуществляется за 62 секунды.

Ракета выполнена с защитным покрытием, ослабляющим воздействие гамма-излучения и рентгеновского излучения, в сравнении с предыдущими образцами в 20 раз снижен радиус зоны поражения блокирующим ядерным взрывом. Ракета способна стартовать после непоражающего воздействия ядерного взрыва по своей шахте и не теряет боевых возможностей при поражении соседней шахты.

Установка ТПК с ракетой 15А18М/Р-36М2 в шахту П. У. Фото: Независимый портал г. Ужура

При прохождении зоны высотных блокирующих ядерных взрывов над позиционным районом система управления ракеты выключается, что позволяет проходить буквально «через ядерный гриб» без потери функций бортовой автоматики. После прохождения систему управления запускается заново и корректирует полет ракеты.

Полезная нагрузка ракеты — 8800 кг. Для сравнения: полезная нагрузка «Тополя» 1000 кг, «Тополя-М» 1200 кг, «Булавы» — 1150 кг. По техническому заданию боевое оснащение ракеты Р-36М2 предусматривалось в четырех вариантах,

  • «тяжелый моноблок»: боевая часть мощностью по разным данным около 20−25 Мт;
  • «легкий моноблок»: боевая часть мощностью около 8 Мт;
  • разделяющаяся головная часть с 10 неуправляемыми боевыми блоками мощностью по 750 кт;
  • разделяющаяся головная часть смешанной комплектации с шестью неуправляемыми блоками по 750 кт и четырьмя управляемыми боевыми блоками по 150 кт.

Боевое оснащение также включало в себя комплекс средств прорыва ПРО: тяжелые и легкие имитаторы целей, дипольные отражатели, станции постановки активных помех и пр.

Памятник ТПК ракеты Р-36М2/15А18М, г. Оренбург. Фото: Zmey Kaa Kobra

На данный момент Россия имеет около полусотни ракет типа Р-36М2, на которых развернуто до половины всех боевых блоков РВСН, а если считать с ракетами морского базирования, то около трети. Проведенные работы по продлению ресурса (ОКР «Зарядье») позволяют оставить эти ракеты в строю как минимум до 2022 года. В данный момент на замену «Воеводам» разрабатывается новая тяжелая ракета под шифром «Сармат».

defendingrussia.ru

Р-36М2 "Воевода" (15А18М) - межконтинентальная баллистическая ракета

Р-36М2 "Воевода" (15А18М) - баллистическая ракета

Технические предложения по созданию модернизированного БРК тяжелого класса, получившего обозначение Р-36М2 "Воевода" и индекс 15А18М, были разработаны в июне 1979 г. Разработка проекта ракетного комплекса была завершена в июне 1982 г. В ракете Р-36М2 реализован ряд новых технических решений. Так, двигатель второй ступени полностью погружен в бак горючего (ранее такая схема использовалась только на БРПЛ), изменена конструкция транспортно-пускового контейнера. В отличие от Р-36М, 10 боевых блоков на агрегатно-приборном блоке размещены на специальной раме в два яруса.

Ракета Р-36М2 "Воевода" (15А18М) - видео

Летные испытания комплекса Р-36М2, оснащенного разделяющейся головной частью 15Ф173, начались в марте 1986 г. и завершились в марте 1988 г. Первый полк с ракетами Р-36М2 был поставлен на боевое дежурство 30 июля 1988 г. Комплекс Р-36М2 с РГЧ 15Ф173 был принят на вооружение 11 августа 1988 г. и поставлен на боевое дежурство в декабре 1988 г. Летные испытания ракеты с головной частью 15Ф175 были завершены в сентябре 1989 г. и в августе 1991 г. этот вариант был принят на вооружение (23 августа 1990 г. на вооружение был принят вариант Р-36М2 с моноблочной головной частью).В настоящее время в развернутом состоянии находятся только ракеты Р-36МУТТХ и Р-36М2. По состоянию на апрель 1997 г. в России оставалось 186 развернутых пусковых установок этих ракет (из 6 пусковых установок ракеты извлечены). Ликвидация 104 пусковых установок, находившихся в Казахстане, была завершена в сентябре 1996 г.

Установка ТПК с ракетой Р-36М2 "Воевода" (15А18М) в шахту

Установка ТПК Р-36М2 "Воевода" (15А18М) в шахту

Крышка ШПУ 15П718М ракеты Р-36М2 "Воевода" в открытом положении

Крышка ШПУ 15П718М ракеты Р-36М2

Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М2 "Воевода"

Принята на вооружение 11 августа 1988 г. (с РГЧ 15Ф173),23 августа 1990 г. (с моноблочной ГЧ),1991 г. (с ГЧ 15Ф175)
Количество ступеней 2+блок разведения
Топливо хранимое жидкое
Тип пусковой установки шахтная ПУ с минометным стартом
Количество и мощность боевых блоков моноблочная или РГЧ ИН 10x550-750 кт
Масса головной части / забрасываемый вес 8800 кг
Максимальная дальность 11000 с РГЧ, 16000 км с моноблочной ГЧ;15000 км
Система управления автономная инерциальная
Точность ПО 500 м
Максимальный диаметр 3.0 м
Длина 34.3 м
Стартовая масса 211.1 т
Масса топлива нет данных
Окислитель азотный тетраоксид
Горючее НДМГ

Стартовая позиция МБР Р-36М2 (15А18М) "Воевода"

Стартовая позиция МБР Р-36М2 (15А18М) "Воевода"

ракета Р-36М2 "Воевода" в выставочном комплексе «Салют, Победа!»

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М2 "Воевода" в выставочном комплексе «Салют, Победа!» города Оренбург

Верхнее днище первой ступени ракеты 15А18М

Приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

Р-36М Википедия

Тип Статус Разработчик Главный конструктор Годы разработки Начало испытаний Принятие на вооружение Производитель Годы производства Единиц произведено Годы эксплуатации Основные эксплуатанты Модификации Основные технические характеристики ↓Все технические характеристики
P-36М
по классификации МО США и НАТО — SS-18 Mod.1,2,3 Satan
Пуск конверсионной ракеты-носителя «Днепр» на базе МБР 15А18 комплекса 15П018
Межконтинентальная баллистическая ракета
на боевом дежурстве
СССР СССР КБ «Южное»
1969-1971: М. К. Янгель с 1971: В. Ф. Уткин
15А14: со 2 сентября 1969 15А18: с 1976 15А18М: с 9 августа 1983[1]
15А14: 21 февраля 1973 - 1 октября 1975 15А18: октябрь 1977 - ноябрь1979 15А18М: март 1986 - июль 1988[1]
15А14: 30 декабря 1975 (РГЧ) 15А18: 18 сентября 198015А18М: 11 августа 1988
ПО Южмаш
с 1970 года
500100 Р-36М2
Р-36М до 1982 года
СССР СССР/Россия Россия РВСН
ракеты семейства Р-36М: Р-36М (15А14)Р-36М УТТХ (15А18)Р-36М2 (15А18М)Р-36М3 "Икар" космические ракеты : «Днепр»(15А18) (конверсионная)

Р-36М:Масса: 211,4 тДиаметр: 3 мДлина: 34,6 мЗабрасываемый вес: 8800 кгТип ГЧ: 1х25 Мт, 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт или 10х1 МтМаксимальная дальность: 11000—16000 кмОбобщённый показатель надёжности: 0,935

 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета (10 фото)

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

Натовцы дали название «SS-18 «Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х — 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.

SS-18 «Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую раету «Минитмен-3».

«Сатана» — самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиобазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров.

«Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах «; по первоначальным сообщениям — 2500-4500 psi, некоторые шахты — 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны.

Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

Но, даже если американцы их увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки «Сатаны» практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть «прожжена» лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления «Сатаны» дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

САТАНА — самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса — Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36:

  • по точности стрельбы — в 3 раза.
  • по боеготовности — в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации — в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки — в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки — в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор — В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

Система управления ракетой — автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы — программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ — куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) — Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета сатана, ракета, оружие

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ — 15П018, код СНВ — РС-20Б, по классификации МО США и НАТО — SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные

nlo-mir.ru

Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18

]]>]]>В целом компоновочная схема ракеты ]]>15А18]]> подобна 15А14 и включает первую, вторую и боевую ступени. В составе ракеты 15А18 использованы без доработок I и II ступени ракеты 15А14. Наддув топливных баков - химический: баки горючего - впрыском окислителя, баки окислителя - впрыском горючего. Материал корпуса топливных баков - алюминиево-магниевый сплав. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 замкнутого типа с системой управления расходом топлива. Вторая ступень оснащена однокамерным маршевым и четырёхкамерным рулевым ракетными двигателями (ЖРД РД-0229 и РД-0257), выполненных по закрытой и открытой конструктивной схеме соответственно. Разделение ступеней, отделение боевой ступени - газодинамическое.

Для ракеты 15А18 была разработана новая ступень разведения 15Б157 диаметром 3м и высотой 1м, снабженная ЖРД с качающимися камерами, работающими на основных компонентах топлива, и новая РГЧ 15Ф183 с десятью новыми скоростными блоками 15Ф162, снаряженными зарядами повышенной мощности А134ГА. Двигатель 15Д177 для ступени разведения был выполнен четырехкамерным, по открытой схеме без дожигания генераторного газа, двухрежимный (тягой 2000кгс и 800кгс) с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой для создания наиболее оптимальных условий при разведении всех ББ на вероятных театрах военных действий.

Одна из конструктивных особенностей двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. При транспортировке и полете ракеты КС располагались внутри ступени разведения. После отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводили камеры за наружный контур отсека, разворачивали их в рабочее положение для реализации "тянущей" схемы разведения ББ и закрепляли пневматическими фиксаторами. На этом двигателе впервые была введена проверка отсутствия засорения магистралей методом продувки воздухом с замером перепадов давления ротаметрами.

Новая РГЧ 15Ф183 была выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Впервые были разработаны и применены безымпульсные устройства отделения ББ и пружинные толкатели, закручивающие ББ вокруг оси в момент их отделения от платформы.

Модернизация системы управления заключалась в реализации более полных законов управления со сведением практически к нулю методических ошибок, а также увеличением памяти БЦВМ. При этом точность стрельбы была улучшена в 2.5 раза, время готовности ракеты к пуску сократилось до 62с.

Система прицеливания с улучшенными параметрами, что достигнуто за счет повышения точностных характеристик аппаратуры, повышения удароустойчивости и ударопрочности, в т.ч. автоматического гирокомпаса в разарретированном положении, применения системы упреждающего запуска и квантового оптического гирометра с высоким быстродействием, позволяющим проводить многократную коррекцию прицеливания при заданных моделях ядерного воздействия по ШПУ.

Боевой стартовый комплекс (см. ]]>схему]]>) для МБР Р-36М УТТХ разработан в КБ Специального Машиностроения (Средств Механизации) под руководством главного конструктора В.С.Степанова, включает 6 шахтных пусковых установок типа ОС (одиночный старт) высокой защищенности и один унифицированный командный пункт КП 15В155 (15В52У) высокой защищенности контейнерного типа. КП 15В52У разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина и А.А.Леонтенкова. КП размещается на подвеске в шахте на специальной амортизации. Вес КП - 130т. Диаметр ШПУ - 5.9м, высота -39м. Большая степень заимствования агрегатов и систем из комплекса 15П014 и их освоение предприятиями промышленности обеспечили высокую технологичность систем и оборудования созданного комплекса и возможность производства его с минимальными затратами в короткие сроки. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики всего комплекса, возросла защищенность шахтных пусковых установок и пунктов управления.

]]>Ракета Р-36]]>

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (см. ]]>фото]]>), устанавливается в шахтную пусковую установку и находится в заправленном состоянии на боевом дежурстве в полной боевой готовности. ТПК с термостатированием. Длина 27.9, диаметр 3.5м. Тип старта - минометный, со специальным поддоном на котором крепится ПАД, после выхода из ШПУ поддон отделяется пружинным толкателем и уводится в сторону пороховым ракетным двигателем. Система амортизации ТПК в ШПУ - маятникового типа, горизонтальная - двухпоясная с гидродемпферами, вертикальная - с пневматическим амортизатором. Изготовление пневматических амортизаторов было развернуто на Волгоградском заводе "Баррикады".

Для загрузки ТПК с МБР типа Р-36М и командного пункта 15В52У в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости (см. ]]>фото]]>) с тягачом на базе МАЗ-537. В состав основных узлов и систем установщика входят: рама, стрела, механизм подъема и опускания стрелы, задний колесный ход, полиспасная система, гидросистема, электрооборудование, вспомогательное оборудование. Масса автопоезда 69914кг, нагрузка на переднюю ось - 42000кг, нагрузка на заднюю ось - 27914кг, радиус поворота - 35м. Длина - 26460мм, высота - 4600мм, ширина - 3350мм.

Боевое применение комплекса обеспечивается в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, в т.ч. после ядерного воздействия по БРК

rbase.new-factoria.ru

Ракеты Р-36М и Р-36М2 «Воевода»

Мало какие комплексы в арсенале отечественных РВСН вызывали у потенциального противника такое желание «сократить и уничтожить», как Р-36М и Р-36М2. Эти тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты по сей день не имеют себе равных по сочетанию дальности, забрасываемой массы и возможности точного поражения целей противника на большой площади.

РОЖДЕНИЕ Р-36М

Ракета создавалась КБ «Южное» (г. Днепропетровск) для замены тяжелой Р-36. Руководил разработкой М. К. Янгель, после его смерти в 1971 году — В. Ф. Уткин. Для первой ступени был принят маршевый двигатель РД-264, разработанный в КБ Энергомаш (г. Химки МО), для второй — двигатель РД-0228 разработки КБ химавтоматики (г. Воронеж). Автономная инерциальная система наведения разработана НИИ-692 (г. Харьков), при этом впервые в нашей стране применена бортовая цифровая ЭВМ (БЦВМ). Комплекс средств преодоления ПРО «Лавр» разрабатывался в московском ЦНИИРТИ. Доработку шахтных пусковых установок под ракеты Р-36М вело КБ специального машиностроения в Ленинграде. Пороховые аккумуляторы давления для минометного старта ракеты создавало Люберецкое НПО «Союз». Головным предприятием по разработке унифицированного защищенного командного пункта ракетного комплекса было ЦКБ тяжелого машиностроения (г. Москва). Производство ракет организовали на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

d3955e4fa154

Летно-конструкторские испытания Р-36М проходили на Байконуре в 1972-1975 годах. 25 декабря 1974 года встали на боевое дежурство первые Р-36М с моноблочной головной частью, год спустя — с разделяющейся головной частью (РГЧ). Комплекс Р-36М с ракетой 15А14 принят на вооружение в числе других ракетных комплексов Постановлением Правительства от 30 декабря 1975 года. В США и НАТО Р-36М получили обозначения SS-18 Mod. 1,2,3 и Satan.

С УЛУЧШЕННЫМИ ТТХ

16 августа 1976-го появилось постановление о разработке ракеты Р-36М УТТХ. 31 октября 1977 года начались летно-конструкторские испытания, продолжавшиеся до ноября 1979-го. Первые ракеты с РГЧ индивидуального наведения 15Ф183 поставлены на боевое дежурство 18 сентября 1979-го. На вооружение Р-36М УТТХ принят постановлением от 17 декабря 1980 года. ГРАУ присвоило комплексу индекс 15П018, ракете — 15А18, индекс 15А18-1 получили модернизированные Р-36М с новыми РГЧ. В США и НАТО за ракетой оставили обозначение SS-18 Satan, добавив индекс Mod. 4. К 1983 году на всех шахтных пусковых установках ракеты Р-36М заменены Р-36М УТТХ.

Р-36М2 «ВОЕВОДА» — КОМПЛЕКС ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

В соответствии с Постановлением Правительства от 9 августа 1983 года, КБ «Южное» во главе с В. Ф. Уткиным развернуло работы по ракете Р-36М2. Речь шла прежде всего о том, чтобы обеспечить гарантированное нанесение ответно-встречного удара в условиях применения противником ядерного оружия по позициям МБР и прорыв боевыми частями перспективной системы ПРО противника.

НПО «Электроприбор» (бывший НИИ-692) разрабатывало радиационностойкую систему наведения, минское НПО «Интеграл» — элементную базу, КБ Энергомаш — двигатели первой ступени, КБ химавтоматики — двигатели второй ступени. В КБ машиностроения (г. Коломна) создавали комплекс активной защиты пусковых установок от ядерных боевых блоков и высокоточного оружия противника. С марта 1986 по март 1988-го продолжались летно-конструкторские испытания ракет. 30 июля 1988 года первый полк Р-36М2 заступил на боевое дежурство.

Комплекс Р-36М2 в варианте с РГЧ принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 августа 1988 года. В августе 1991 года успели принять на вооружение Р-36М2 с моноблоч ной ГЧ. Так сформировался комплекс 15П018М с многоцелевой МБР тяжелого класса 15А18М, известный под именем «Воевода». К тому времени работы по Р-36М2 весьма своевременно были переведены с Украины в Россию.

Двухступенчатая ракета 15А18М выполнена с последовательным расположением ступеней и системы разведения боевого оснащения. Корпус ракеты изготовлен из алюминиевого сплава с защитным покрытием. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пыли и крупных частиц грунта, образующихся в облаке наземного ядерного взрыва — дабы обеспечить пуск даже при ядерном ударе по позиционному району ракет. Первая ступень оснащена двигателем РД-274, составленным из четырех однокамерных РД-273, управление производится отклонением камер сгорания. Вторая ступень оснащена однокамерным маршевым двигателем РД-0225 тягой 85,3 тс (двигатель «утоплен» в полости бака горючего) и рулевым РД-0257 с четырьмя поворотными камерами сгорания и одним турбонасосным агрегатом.

Двигатели выполнены по замкнутой схеме, работают на высококипящем топливе: горючим служит несимметричный диметилгидразин, окислителем — тетраоксид диазота. Автономная инерциальная система наведения с БЦВМ собрана на элементах повышенной радиационной стойкости. Пуск ракеты производится по одному из плановых целеуказаний, но возможно оперативное перенацеливание по неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Ракета поставлялась с завода в ампулизированном виде, в пусковом контейнере. Устанавливается в шахте на пневмогидравлических амортизаторах. Глубина ствола ШПУ — 39 м. К Р-36М2 приняты РГЧ 15Ф173 и моноблочная 15Ф175 с «легким» боевым блоком. РГЧ включает десять боевых блоков, установленных на раме в два яруса и прикрытых сбрасываемым обтекателем. Двигательная установка разведения выполнена в виде четырехкамерного ЖРД тягой 1,9 тс с поворотными камерами сгорания.

    1688      

warfor.me

Р-36М, УТТХ, М2

МБР Р-36М (15А14), Р-36М УТТХ (15А18), Р-36М2 (15А18М) "Воевода" SS-18 Mod 1,2,3,4,5 "Satan" по классификации НАТО (РС-20А,Б и В по договору ОСВ-2)

Разработка, испытания и развертывание Создать тяжелую ракету третьего поколения для замены устаревающих к тому вре- мени Р-36 естественно поручили Днепропетровскому КБ «Южное» разработавшему ракету Р-36. После смерти М.К.Янгеля КБ возглавил академик В.Ф.Уткин. При создании новой ракеты получившей обозначение Р-36М было использовано все лучшее, что накопил коллектив при проектировании предыдущей ракеты. По существу это была не модифика- ция Р-36, а новая ракета. Недаром в НАТО этой ракете присвоили очередной индекс «SS-18». Создание ракеты шло параллельно с разработкой других ракет третьего поко- ления отличительными особенностями ракет этого поколения является применение РГЧ ИН, автономной системы управления с БЦВМ, размещение ракет и командного пункта в сооружениях высокой защищенности, возможность дистанционного переприцеливания перед пуском, наличие на ракетах более совершенных средств преодоления ПРО, более высокую, боевую готовность, применение более совершенной системы боевого управле- ния, повышенную живучесть комплексов. Были резко повышены характеристики боевой эффективности за счет увеличения точности ракет и общей мощности их боевого осна- щения. МБР Р-36М впервые стартовала 21 февраля 1973г. с полигона Байконур. ЛКИ ракеты завершились в начале 1975г. а испытания всего ракетного комплекса удалось завер- шить только к октябрю 1975г. Чтобы не задерживать развертывание было принято реше- ние о постановке МБР Р-36М на дежурство в ШПУ ракет Р-36. Первый ракетный полк был развернут в декабре 1974г. в г.Домбаровский (13-я ракетная дивизия РВСН). Первые ракеты имели моноблочную ГЧ (15В86) мощностью 24 Мт. на Западе они получили индекс SS-18 Mod 1. С ноября 1975г. в полки стали поступать Р-36М оснащенные РГЧ ИН с 8-ю ББ (15Ф143) мощностью 0,9мт. каждая (большая часть стоявших на боевом дежурстве ракет Р-36М имели эти ГЧ). На Западе эти ракеты получили индекс SS-18 Mod 2. С июля 1978г. по август 1980г. проводились испытания ракеты с маневрирующими ГЧ 15Ф678 но на вооружение они так и не поступили. На вооружении эта ракета простояла до середины 80-х годов, пока не была заменена ракетой Р-36М УТТХ. МБР Р-36М УТТХ отличалась от своей предшественницы более совершенной системой управления и доработанным агрегатно-приборным блоком. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики всего БРК. Возросла защищенность ШПУ и пунктов управления. Р-36М УТТХ проходила испытания на полигоне Байконур с октября 1977г. до ноября 1979г. Ракета несла уже ГЧ с 10 ББ (15Ф173) мощностью 0,55 мт. каждая они разме- щались в два яруса на специальной раме и прикрывались обтекателем. точность наведения каждой боевой части на свою цель составляла 500 м. На Западе новая ракета получила индекс SS-18 Mod 4. Максимальная дальность составляла 11000км. Небольшое количество ракет были оснащены моноблочными ГЧ (15В86) и на западе обозначались как SS-18 Mod 3. С моноблочной головной частью у этой ракеты дости- галась дальность 16 000км. В сентябре 1979г. первые три полка Р-36М УТТХ в г.Жангизтобе, г. Домбаровском и г. Ужуре заступили на боевое дежурство. Группировка достигла своего апогея в 1983г. когда количество пусковых установок Р-36М всех модификаций составило 308 единиц 204 из них имели степень защищенности от ударной волны на уровне 500 кг/кв.см. (остальные 175), что позволило надежно укрыть ракеты от усовершенство- ванных МБР «Минитмен-3». Дивизии, оснащенные комплексами Р-36М различных модифика- ций были дислоцированы в позиционных районах под городами Карталы Челябинской обл. (46 ШПУ), Домбаровский Оренбургской обл.(64 ШПУ), Ужур Красноярского края (64 ШПУ), Алейск Алтайского края (30 ШПУ), Державинск в Казахстане (52 ШПУ), Жангизтобе в Казахстане (52 ШПУ). К концу 70-х годов назрела необходимость создания ракет способных преодоле- вать перспективную американскую ПРО и имеющих повыенную стойкость (ракеты и всего комплекса) к действию поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-техническое предложение по БРК Р-36М2 было разработано КБ «Южное» в июне 1979г. Разработка комплекса начата в соответствии с постановлением правительства от 9 августа 1983г. Для новой ракеты был модернизирован двигатель 1-ой ступени. Тяга РД-274 (в составе четырех двигательных блоков РД-273) за счет повышения давление газов в камере сго- рания до 230атм. и увеличения частоты вращения ТНА до 22500об/мин. возросла до 144т. Доводочные испытания завершены в мае 1985г. Серийное производство двигателей было развернуто на «Южмаше». Однокамерный маршевый двигатель 2-ой ступени РД-0225, выполненный по замкнутой схеме, был разработан в 1983-1987г.г. в КБ Химавтоматики под руководством А.Конопатова. В марте 1986г. начались летно-конструкторские испытания Р-36М2 с РГЧ 15Ф173. Первый пуск из ШПУ на площадке №101 закончился крупной аварией. Из-за того что не прошла команда на наддув баков 1-ой ступени, двигатель не запустился. Ракета, выйдя из шахты под действием порохового аккумулятора давления, упала обратно в ствол шахты. Взрыв 200т. топлива внутри шахты был таким, что 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой установки усеяли округу. На месте пус- ковой установки образовалась огромная воронка. Обошлось без жертв. Испытания ракеты, оснащенной ГЧ 15Ф173 были завершены в марте 1988г. В сентябре 1989г. завер- шены летные испытания ракеты, оснащенной моноблочной ГЧ. 11 августа 1988г. поста- новлением правительства комплекс Р-36М2 с ГЧ 15Ф173 имеющей 10ББ принят на вооруже- ние (по другим источникам ракета имела ГЧ 15Ф183 с 10ББ мощностью по 0,75 мт.). На заподе эта модификация имела индекс SS-18Mod 5. 23 августа 1991г. принят на воору- жение ракетный комплекс Р-36М2 с моноблочной ГЧ 15Ф175. мощностью 20мт известный на Западе как SS-18 Mod 6. Конструкторам удалось внедрить ряд новых конструктивных решений, что повысило характеристики МБР и упростило эксплуатацию. Началась замена ранних модификаций на Р-36М2. Общее количество пусковых установок при этом оста- лось неизменным, что соответствовало советско-американским соглашениям. Новые ракеты размещались в ШПУ, разработанные для ракеты Р-36М. Первые ракетные полки, имеющие на вооружении Р-36М2, заступили на боевое дежурство под г. Домбаровский Оренбургской обл. в декабре 1988г. До 1990г. комплексы поставлены на боевое дежур- ство в дивизиях, дислоцированных под г.Ужур и Державинск. Производство «тридцать шестых» прекратили в августе 1990г. После распада СССР ракетные комплексы, находившиеся в дивизиях под Державинском и Жангизтобе в Казах- стане, были сняты с боевого дежурства. В августе-сентябре 1996г. завершено извле- чение ракет из ШПУ в Казахстане. Ракеты отправлены на утилизацию в Россию. В 1999г. боевое дежурство в дивизиях российских РВСН, дислоцированных вблизи городов Алейск Карталы, Домбаровский и Ужур, несли комплексы, размещенные в 180 ШПУ. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет и способны нанести сокрушительный ответный ядерный удар по противнику. На Западе им даже присвоили название «Сатана». Именно по этому, американские представи- тели на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружений доби- вались запрета на модернизацию «тяжелых» ракет и их полного сокращения. Сейчас РВСН РФ располагают 75 БРК, оснащенными ракетами «Сатана» (750 ядерных боезарядов). Это примерно половина всего ядерного потенциала России, который насчитывает 1677 боезарядов. Вероятно, к середине 2015 г. оставшиеся МБР будут сняты с вооружения. Конструкция Р-36М это двухступенчатая ракета с последовательным разделением ступеней. Баки окислителя и горючего разделены промежуточным совмещенным днищем. Вдоль корпуса ракеты проходят трубопроводы пневмогидравлической системы и бортовая кабельная сеть, закрытые кожухом. Двигательная установка 1-ой ступени состоит из четырех автономных однокамер- ных ЖРД, имеющих турбонасосную подачу топлива, выполненных по замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме в хвостовой части ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полетом ракеты. Двигательная установка 2-ой ступени состоит из однокамерного маршевого и четы- рехкамерного рулевого ЖРД, Рулевой двигатель второй ступени состоит из четырёх поворотных камер сгорания и одного ТНА. Двигатели выполнены по закрытой и открытой схемам соответственно. Все двигатели работают на НДМГ и азотном тетраксиде. В ракете реализован целый ряд оригинальных технических решений, например, так называ- емый химический (путем впрыска окислителя в бак горючего и горючего - в бак окис- лителя) наддув баков, торможение отделяемой ступени за счет истечения газов над- дува и др. На ракету была установлена инерциальная система управления, работу которой обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Его применение позволило добиться высокой точности стрельбы. МБР этого типа несли особенно мощное боевое оснащение. Существовало два варианта головных частей: моноблочная термоядерная (24Мт.) и РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.). Кроме того имелся комплекс преодоления систем ПРО. По сообщениям средств массовой информации, для ракеты Р-36М2 разрабатывались платформы разведения, способные нести до 20 и до 36 ББ, однако международные дого- воры накложили ограничения на их количество (не более 10). Ракета Р-36М2 оснащена новым, более совершенным комплексом средств преодоления ПРО и способна прорвать систему СОИ в случае, если эта система будет развернута в США. 10 ББ блоков, при- крытые сбрасываемым в полёте обтекателем, размещены на специальной раме в два яруса. Двигательная установка разведения представляет собой четырёхкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полёте. Ракета имеет повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. Конструк- торы предусмотрели возможность пуска Р-36М2 даже после нанесения вероятным против- ником ядерного удара по позиционному району ракет. Ракета покрыта темным теплоза- щитным покрытием облегчающим прохождение через пылевое облако, образовавшееся после ядерного взрыва. Датчики измеряющие нейтронное и гамма- излучение регистри- руют опасный уровень и на время прохождения ракетой ядерного «гриба» выключают систему управления, при этом двигатели продолжают работать, а система остается застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего автома- тика системы управления включается и корректирует траекторию. Состав комплекса и его эксплуатация Ракета Р-36М, помещенная в транспортно-пусковой контейнер (ТПК), устанавлива- лась в ШПУ повышенной защищенности. После проведения заправочных операций она могла находиться в заправленном состоянии длительное время. Подготовка к старту и пуск осуществлялись автоматически после получения системой управления команды на пуск. Наиболее важные параметры ракеты находились под постоянным контролем, что повышало надежность выполнения боевой задачи. Ракета имеет «минометную» схему старта. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разра- ботан в ЦКБ тяжедого машиностроения под руководством Б.Аксютина. Заряды пороховых аккумуляторов давления ракеты разработаны в ФЦДТ «Союз» под руководством Б.Жукова. Гарантийный срок эксплуатации БРК 15П118М, а также входящих в его состав тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 изначально составлял 10-15 лет, но мог быть продлен до 20-25 лет. Российский президент В.Путин в 2006г. подписал федеральный закон «О ратификации соглашения между прави- тельством РФ и Кабинетом министров Украины о продлении срока эксплуатации ракет- ного комплекса 15П118М». Соответствующее межправительственное соглашение было подписано 21 февраля 2006г. в Москве, срок действия подписанного соглашения – до 2012 г. Сотрудничество российских и украинских предприятий в данной сфере с момента развала СССР практически не прекращалось. Будучи основным разработчиком

комплекса, КБ «Южное» осуществляет авторский надзор над использованием изделия. С целью продления сроков эксплуатации изделия РВСН РФ приблизительно раз в два года проводят контрольные пуски ракет, а специа- листы КБ делают соответствующее заключение. Оплата этих работ составляет весомую часть финансирования деятельности КБ. ТТХ Р-36М Р-36М УТТХ Р-36М2 Макс. дальность км. с РГЧ ИН - 11000 - 11000 моноблочной ГЧ - - 16000 - 15000 Длина ракеты м. - - 34,3 Макс. диаметр м. - 3 - 3 - 3 Стартовая масса т. - 220 - 217 - 211 Тяга ДУ т. 1-ой ступени у земли - 144 Масса ГЧ т. – 7,6 - 8,8 Предельное отклонение м. - 500

      
Наверх

rocketpolk44.narod.ru