Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33). Р 33


Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33).

Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33, «изделие 410»).

Разработчик: МКБ «Вымпел» Страна: СССР Начало разработки: 1968 г. Испытания: 1975-1980 гг. Принятие на вооружение: 1981 г.

У каждого, даже не слишком усердного читателя «Зарубежного военного обозрения» внешний облик ракеты Р-33 вызывает вполне определенные ассоциации с американской ракетой аналогичного назначения AIM-54A «Phoenix», тем более, что калибры ракет совпадают с точностью до миллиметра. Зная историю создания ракеты Р-3 (К-13), можно было предположить очередную историю с воспроизведением удачного образца зарубежной техники. Однако Р-33 представляет чисто отечественную разработку, а некоторое сходство с «главным калибром» американского истребителя F-14 вполне естественно при близких требованиях по летно-тактическим характеристикам и условиям размещения на носителе.

Разработка ракеты началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П в целом.

В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 года предусматривалась разработка самолета Е-155МП — модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон». Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела» А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисноват по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива — К-13 и К-23. Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие — заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.

Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем разработчики перешли на «нормальную» аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности. Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты.

Р-33. Компоновочная схема.

 

Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.

В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракет с полуактивными ГСН на различные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникса» бортового оборудования проявилась в ее цене — без малого миллион долларов за каждую ракету.

Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его продолжительности.Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету.

Корпус ракеты состоит из нескольких отсеков, соединенных силовыми хомутами:— первый отсек — ГСН, контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель;— второй отсек — аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом;— третий отсек — РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком;— четвертый отсек (вокруг газовода РДТТ) — газогенераторы, турбогенератор с блоком регулирования и рулевые машины, работающие на горячем газе, вырабатываемом газогенераторами.

Тип БЧ — осколочно-фугасная Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями. На начальном этапе испытаний (1973 г.) отрабатывалось два типа боевых частей — осколочно-фугасная и стержневая.

Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории — два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК «Взлет». С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.

В ходе летных испытаний, проведенных в 1975-1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень на базе МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 года до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.

Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 года под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с «Вымпелом» при выпуске зенитных ракет комплекса «Куб». Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета «красных» получила обозначение «АА-9 Amos».

По основным характеристикам ракета соответствовала директивным документам на разработку. Однако, спустя несколько лет с начала серийного производства и эксплуатации комплекса и ракеты выявилась потребность и появились возможности для проведения модернизации. Конструкторы продолжили работы по совершенствованию комплекса МиГ-31-33 и его ракетного вооружения в направлении увеличения дальности пуска ракет, расширения диапазона высот поражаемых целей, наращивания мощности боевого снаряжения, повышения точности наведения, обеспечения более высокой помехозащищенности. Для увеличения числа одновременно обстреливаемых целей предусматривалось применение более совершенной цифровой инерциально-активной радиолокационной системы управления взамен аналоговой полуактивной.

2.Проекции ракеты Р-33.2.Проекции ракеты Р-33.

Проекции ракеты Р-33.

Модификации:— К-33 («изделие 410») — наименование проекта и ракеты до принятия на вооружение.— Р-33 — базовая.— Р-33С — доработанная. Отличается активной радиолокационной ГСН, первая советская ракета, оснащенная встроенной цифровой БЦВМ. Дальность пуска увеличена до 160 км. Применяется на МиГ-31Б, МиГ-31М.— Р-33Э — экспортный вариант Р-33С.

Носители:— Ту-148 (проект) — в конце 1960-х годов велись предварительные работы по комплексу перехвата с РЛС «Заслон» и перспективными ракетами К-33. Количество одновременно атакуемых целей — 2. Работы свернуты весной 1968 г. в угоду развитию проекта Е-155МП / МиГ-31.— МиГ-31 и его модификации.

ТТХ:

Длина, мм: 4250Диаметр корпуса, мм: 380Размах крыла, мм: 900Размах стабилизатора, мм: 1180Масса, кг: 490Масса БЧ, кг: 47Тип БЧ: осколочно-фугаснаяСкорость максимальная, М: 4,5Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели, км: 120Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели, км:-максимальная: 40-минимальная: 2,5Максимальная скорость цели, км/ч:-в передней полусфере: до 3500-в задней: до 2300-2400Высота полета цели, м: 25/50-28000.

3.Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.3.Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.

Ракета Р-33 перед установкой на МиГ-31.

4.Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.4.Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.

Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31.

5.Ракеты Р-33 под МиГ-31.5.Ракеты Р-33 под МиГ-31.

Ракеты Р-33 под МиГ-31.

6.Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид сзади.6.Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид сзади.

Ракеты Р-33 под МиГ-31. Вид сзади.

7.Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.7.Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.

Ракеты Р-33 под фюзеляжем МиГ-31.

.

.Список источников:А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».В.Н.Шунков. Самолеты спецназначения.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Модернизированная Р-33 » Военное обозрение

В начале сентября сего года специалисты представили вниманию широкой общественности новейшую модификацию старой и хорошо известной многим ракеты Р-33. На протяжении целых тридцати лет именно эта ракета являлась основным вооружением истребителя-перехватчика МиГ-31. Впрочем, этот истребитель и был единственным, на котором использовалась ракета этого типа. Однако модификация, получившая название РВВ-БД, не только превосходит свою предшественницу по ряду характеристик, но и может быть установлена практически на любой истребитель. Если Р-33 была эффективной на дальности в 120 километров, то новая разработка имеет дальность полета в 200 километров. Ещё более важным является тот факт, что теперь каждая ракета снабжена собственным радаром, что значительно повышает возможность уничтожения цели, несмотря на любые виражи и попытки ухода.

Многие скептики утверждали, что Р-33 является просто копией американского аналога AIM-54 «Феникс». Главным аргументом таких скептиков является удивительно похожий внешний вид. Действительно, одинаковый калибр, схожесть формы и примерно одинаковая длина могут поставить в тупик многих любителей, которые увлекаются боевой техникой, но не разбираются в ней на профессиональном уровне. Однако любой специалист лишь посмеется над такими доводами. Ведь Р-33 является исключительно отечественной разработкой, которая была создана лучшими умами военных ученых. Близкие внешние характеристики легко пояснить – одинаковые требования к ракетам и очень похожие условия использования просто создали две ракеты, которые удивительно похожи друг на друга, по крайней мере, по внешней форме, которая соответствовала аэродинамическим условиям.

Впервые о необходимости создания ракеты подобной Р-33 заговорили ещё в далеких шестидесятых годах двадцатого века. Тогда было принято решение создать ракету, которая могла бы стать основным оружием модификации истребителя МиГ-25. Как известно, следующая модель истребителя получила название МиГ-31. И для нового самолета нужна была уникальная ракета, которая могла бы иметь дальность полета в 120 километров. После создания целой серии ракет с постоянными улучшениями и было создано новое вооружение – Р-33. Внешне походя на американский аналог, она значительно превосходила его в надежности, отличалась простотой и имела гораздо более низкую стоимость. Все это стало возможным благодаря быстрой электронной переброске радиолуча. Надо сказать, что такое новшество позволило в сравнительно малые сроки провести перевооружение, приняв Р-33 в качестве основного вооружения для МиГ-31. В США же специалистам пришлось столкнуться с серьезной проблемой – каждая ракета «Феникс» обходилась в один миллион долларов. Так что перевооружение серьезно затянулось в связи с обычной нехваткой финансирования. Это же послужило причиной того, что «Феникс» практически не применялся на учениях, да и во время боевых действий его применяли с большой неохотой. По причине той же дороговизны в 2004 году было принято решение снять эту ракету с вооружения. Ну, а Р-33 продолжает успешно модифицироваться, что позволяет ей постоянно соответствовать мировым аналогам.

Сама же ракета Р-33 также отличалась простотой. В целом она состояла из четырех отсеков. Первый из них вмещал радио- и контактный взрыватель, а также ГСН. Во втором находился автопилот и фугасно-осколочная БЧ. В третьем отсеке располагалась силовая установка, которая состояла из двухрежимного двигателя, работающего на твердом топливе, а также удлиненный газовод и сопловый бак. И, наконец, четвертый отсек вмещал в себе газогенератор, турбогенератор и рулевые машинки, работающие на горячем газе, который постоянно собирался вокруг газовода.

Ракета, как и многочисленные предшественники, располагалась в катапультных установках под фюзеляжем.

Максимальная дальность полета стала возможной благодаря применению двухэтапного наведения. Во-первых, это инерциальное управление, которое задействовано лишь в начале полета. В конце полета наведение производится путем полуактивного наведения, когда цель захватывается всеракурсной ГСН. Непосредственно перед запуском ракеты угловое целеуказание для положения анкеты задается самолетом-носителем. Великолепно продуманная система ракеты способна самостоятельно обнаруживать цель на фоне земной поверхности, после чего распознавать помехи и устранять их, что значительно повышает вероятность попадания. Надо сказать, что пассивные помехи не оказывают никакого воздействия на ход работы ГСН. Прекрасно проработанная конструкция оперения, система для управления ракетой практически во всем диапазоне и возможность поражения мишеней на самых малых высотах позволяли Р-33 сохранять свою актуальность и конкурентоспособность до тех пор, пока не появились более современные аналоги, такие как РВВ-БД.

topwar.ru

К-33 / Р-33 - AA-9 AMOS

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Ракета К-33 / Р-33 / "изделие 410" - AA-9 AMOSРакета К-33С / Р-33СРакета Р-33Э Ракета класса "воздух-воздух" большой дальности. До весны 1968 г. велись предварительные проработки проекта комплекса перехвата с перехватчиком Ту-148 с РЛС "Заслон" (дальность обнаружения целей - 110-115 км, дальность пуска ракет - 80-90 км). После гибели Главкома авиации ПВО А.Кадомцева весной 1968 г., руководство ПВО сделало выбор в пользу проекта системы перехвата с самолетом Е-155МП. Постановлением Совмина СССР от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка модернизированного МиГ-25 - перехватчика Е-155МП. Комплекс перехвата включал в себя РЛС "Заслон" и ракеты с дальностью пуска 120 км.

Разработка ракет К-33 поручалась ГосМКБ "Вымпел" под руководством заместителя главного конструктора КБ В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а позже заместителя главного конструктора КБ и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю.К.Захарова. Конкурирующим с К-33 проектом был проект ракеты ОКБ М.Р.Бисновата - К-50. Предполагалась разработка пяти вариантов ракет - с радиолокационной ГСН, с тепловой ГСН, с комбинированной радиолокационно-тепловой ГСН, с активной радиолокационной ГСН и вариант ракеты со сменными БЧ. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).

Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. - первоначально ракета имела аэродинамическую схему "утка" и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта - с многофункциональной ГСН МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.

Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ (ист. - Захаров Ю.).

Для проведения испытаний компонентов комплекса перехвата были созданы самолеты-лаборатории - для испытаний ГСН ракет К-33 - ЛЛ-21 на базе МиГ-21 (зав.№76211524), для испытания РЛС "Заслон" и ракет - самолет-лаборатория ЛЛ-2 / ЛЛ-104-518 на базе Ту-104 (зав. №42324). Переоборудование Ту-104 осуществлялось НТК "Взлет" начиная с 1970 г.  На Ту-104 начиная с 1972 г. отрабатывалась работа РЛС "Заслон" и ГСН МФБУ-410, установленных в массо-габаритные макеты ракет ГВМ-410. Для проведения испытаний в течение 1972 г. изготовлены 8 пусковых экземпляров ракет (для неуправляемых пусков), 1 бросковую ракету и 5 программных ракет (без ГСН, но с автопилотом).

 

Ракета Р-33 самолета МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/). Ракеты Р-33 на одном из авиасалонов, 1990-е годы (http://rbase.new-factoria.ru).

Одна из первых фотографий МиГ-31 с ракетами АА-9, сделанная на Западе (Armee-Rundschau. № 4 / 1989).

МиГ-31 борт №592 на испытаниях с ракетами Р-40 (под крылом) и К-33 (http://www.airwar.ru).

 

Автономные пуски ракет К-33 и отработка катапультного пускового устройства велись на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке опытных самолетов Е-155МП (МиГ-31). Для проведения этих пусков на самолете были переоборудованы три из четырех АПУ-40 - в катапультные установки АКУ-410 и рельсовые пусковые АПУ-410. В 1973 г. выполнено три пуска ракет, произведено 25 облетов. В этом же году (1973 г.) опытное производство подготовило еще 19 пусковых и программных ракет, а так же массо-габаритных макетов. Изготовлены первые ГСН (производство НИИП). Следом за подкрыльевыми установками АПУ-410 и АКУ-410 сконструирована и испытана встроенная подфюзеляжная АКУ-33. Начата отработка ГСН ракет на летающей лаборатории ЛЛ-21 и РЛС "Заслон" на ЛЛ Ту-104.

Программа автономных испытания ракет К-33 завершена в 1974 г. 11 стрельбами пусковыми и программными ракетами с носителя  МиГ-25П-10 с рельсовыми пусковыми установками. Исследовались полетные температурные режимы конструкции ракет, определены их вибрационные характеристики. Всего в 1974 г. изготовлено уже 40 ракет, в том числе пять телеметрических, которые были использованы для совместных испытания с РЛС «Заслон». Подготовлены первые АКУ-33 и боевые части ракет Б-410. В Ахтубинске организована техническая позицию с размещенными на ней двумя фургонами с ГСН МФБУ-410, которые испытывались на земле при пролете над ними ЛЛ-2 (Ту-104) с работающей РЛС «Заслон».

Первый полет прототипа

МиГ-31 (самолет №831) состоялся 16 сентября 1975 г. До конца 1975 г. выполнено еще 12 полетов. В 1975 г. выполнено 20 баллистических программных пусков ракет К-33 с МиГ-25П-10, после чего самолет поставлен на доработку под катапультные пусковые установки АКУ-33. С октября 1975 г. начали пуски телеметрических ракет с Ту-104ЛЛ с рельсовых ПУ.

В 1976 г. начата отработка АКУ-33 на самолете МиГ-25П-10. Осуществлено 17 автономных пусков с наземного образца пусковой установки, а также семь сбросов с АКУ-33 на МиГ-25П-10. Предварительно на этом самолете выполнили еще 20 пусков программных и телеметрических ракет. С апреля 1976 г. начаты стрельбы по парашютным мишеням ПРМ-2. В 1977 г. всё это позволило перейти к отработке катапультного старта и пускам с самолета МиГ-31 №831. На этом самолете была завершена программа заводских испытаний, а позже к испытаниям был подключен и второй МиГ-31 - №832. Было проведено несколько пусков по целям, а в 1978 г. с него осуществлено 23 наземных сброса ракет К-33. Первый пуск телеметрической ракеты в переднюю полусферу по самолету-мишени МиГ-17 был выполнен 26 марта 1977 г. и завершился прямым попаданием. Всего в течение 1977 года проведено 32 пуска. Первые пуски по низколетящим целям в переднюю полусферу выявили необходимость внесения доработок в автомат захвата цели и в автомат захвата помехи. Начиная с апреля 1978 г. проводились пуски ракет с доработанными ГСН, проходившие успешно. Так же в течение 1978 г. исправлена ситуация с забиванием приемного канала МФБУ-410 телеметрическим сигналом от бортовой телеметрической системы. В августе 1978 г. состоялись испытания с одновременным обстрелом одним истребителем МиГ-31 четырех целей.

Государственные испытания комплекса перехвата начались в марте 1979 г. Помимо восьми программных ракет с МиГ-31 №832 были запущены четыре зачетные управляемые ракеты, которые уничтожили три мишени. По результатам доработок с установкой теплостойкой пиротехники были сняты полетные ограничения по АКУ-33. В 1980 г. завершился и второй этап государственных испытаний комплекса.

В ходе летных испытаний в 1975-1980 г.г. отработана конструкция оперения ракеты, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах.

Ракета К-33 принята на вооружение ВВС СССР в составе комплекса перехвата МиГ-31-33 с РЛС "Заслон" Постановлением Совмина СССР №436-132 от 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 (ист. - Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.).

Серийно производилась с 1976 г. по 1980 г. на Калининградском машиностроительном заводе (здесь выпущены опытные и первые двадцать серийных ракет, ист. - Захаров Ю.) и с 1981 г. по 1993 г. на Долгопрудненском машиностроительном заводе (завод №207). Ракета Р-33, несмотря на кажущуюся идентичность и равенство диаметров корпусов, не является ни клоном ни копией американской ракеты AIM-54 Pheonix, По крайней мере, исходя из анализа заслуживающих доверия источников информации. 

Пусковая установка - запуск осуществляется со встроенной под фюзеляжем в полуутопленном положении в корпус самолета установки АКУ-33 (авиационная катапультная установка). На опытном прототипе МиГ-25П-10 проходили испытания подкрыльевые установки АПУ-410 и АКУ-410.

Р-33Э под МиГ-31

Система управления и наведение: На начальном этапе проектирования ракеты предполагалось создание ракет с несколькими типами ГСН. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).:- радиолокационная полуактивная ГСН РГС-33;- тепловая ГСН ТГС-33;- комбинированная тепло-радиолокационная ГСН. - радиолокационная активная ГСН;

Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ. В процессе разработки ракеты неоднократно перекомпоновывался аппаратурный отсек и в итоге длина ракеты выросла на 200 мм, что привело к необходимости изменения длины самолета носителя почти на 500 мм (ист. - Захаров Ю.).

На базовой модели ракеты (К-33) - система управления МФБУ-410 (многофункциональный блок управления) с инерциальной системой управления с радиокоррекцией на маршевом участке и всеракурсныи полуактивным радиолокационным наведением на конечном участке траектории. В ГСН применяется индикаторный гиростабилизатор с использованием датчика угловых скоростей, что обеспечивает возможность захвата цели в полете по завершении первой трети траектории.

РЛС "Заслон", установленная на носителе МиГ-31, является РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным сканированием радиолучем обозреваемого пространства. Это обеспечивает одновременное наведение 4 ракет с полуактивными ГСН на 4 различные цели без использоваия активной РЛ ГСН, например, принятой на ракете "Феникс". Это существенно удешевило аппаратуру установленнную на ракете. разработка РЛС "Заслон" и систем комплекса - НПО "Фазотрон", главный конструкторв - В.К.Гришин. Разработку ГСН осуществлял НИИ "Агат", ведущий конструктор ГСН - Б.И.Ермаков, при общем руководстве Иосифа Акопяна. Производство первых образцов ГСН велось в НИИП, серия развернута на Рыбинском приборостроительном заводе.

Ракета Р-33:Конструкция - нормальная аэродинамическая схема с крыльями малого удлиннения с большой хордой, верхняя пара рулей складывается при подвеске под самолет носитель. Корпус ракеты малого удлиннения и большого диаметра обеспечивает размещение ракет под фюзеляжем носителя в два ряда (по длине) и обеспечивает размещение антенны ГСН большого диаметра.

Бугельная система подвески ракеты заимствована от ракеты Р-40 (ист. - Захаров Ю.).

Проекции ракеты Р-33 - AA-9 AMOS (автор - И.В.Приходченко, Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).

(http://testpilot.ru)

Корпус ракеты состоит из нескольких отсеков, соединенных силовыми хомутами:- первый отсек - ГСН, контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель;- второй отсек - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом;- третий отсек - РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком;- четвертый отсек (вокруг газовода РДТТ) - газогенераторы, турбогенератор с блоком регулирования и рулевые машины, работающие на горячем газе, вырабатываемом газогенераторамиВ первоначальном проекте ракета имела аэродинамическую схему "утка" и была подобна ракете К-100.Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от ракет предыдущего поколения (типа Р-40) применением пассивной схемы теплозащиты с использованием термоматов. Эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету. Двигатель - однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком ТТХ ракет:
  К-33 для Ту-148 (проект) К-33 / Р-33 Р-33С / Р-33Э
Длина   4250 мм 4150 мм
Диаметр корпуса   380 мм 380 мм
Размах крыла   900 мм (в первом варианте эскизного проекта - 1100 мм) 900 мм
Размах стабилизатора   1180 мм 1180 мм
Масса   480 кг / 491 кг (по др.данным)520 кг (по др.данным - Ангельский) 490 кг
Масса БЧ   47 кг (в первом варианте эскизного проекта - 35 кг) 47 кг
Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели 80-90 км 120 км  160 км
Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели- максимальная- минимальная   - 40 км- 2.5 км  
Скорость максимальная   4.5 М 4.5 М
Максимальная скорость цели в передней полусфере - до 3500 км/чв задней - до 2300-2400 км/ч до 3.5 М  
Высота полета цели 50-26000-28000 м 25-50 - 28000 м  
Разница в высоте полета перехватчика и цели   до 10000 м  
Перегрузка цели максимальная   8 G / 3-4 G (по др.данным - Ангельский)  
Тип БЧ - осколочно-фугасная Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями. На начальном этапе испытаний (1973 г.)  отрабатывалось два типа боевых частей - осколочно-фугасная и стержневая.

Модификации:

- К-33 /

"изделие 410" - наименование проекта и ракеты до принятия на вооружение.- ГВМ-410 - габаритно-весовой макет ракеты К-33 ("изделие 410").- Р-33 / "изделие 410" (1981 г.) - базовый вариант ракеты.

- Р-33С / "изделие 420" ? (1990 г.) - модернизированный серийный вариант ракеты для комплекса вооружения МиГ-31Б, ракета оснащена активной РЛ ГСН с БЦВМ;

- Р-33Э - экспортный вариант ракеты, в некоторых источниках именуется "энергетическим", что кажется нам сомнительным. Технически скорее всего полностью идентичен Р-33С.

Р-33Э

- Р-33М (наименование условное) - согласно отрывочным, неподтвержденным официально, данным модернизированный вариант ракеты Р-33С с полауктивной РЛ ГСН. Вероятно, в 2009-2010 г.г. модификация принята на вооружение ВВС. Возможно, так же, что модификация существует только "на бумаге" или является домыслом. Разработка ГСН велась НИИП им.Тихомирова (ист. - http://www.missiles.ru/VPK-missiles-sys.htm).- Р-33 мод.2011 (наименование условное) - согласно сообщениям СМИ осенью 2011 г. были завершены испытания новой модификации ракеты Р-33 - РВВ-БД. На самом деле речь шла о варианте ракеты Р-37.

Носители:- Ту-148 (проект) - в конце 1960-х годов велись предварительные работы по комплексу перехвата с РЛС "Заслон" и перспективными ракетами К-33. Количество одновременно атакуемых целей - 2. Работы свернуты весной 1968 г. в угоду развитию проекта Е-155МП / МиГ-31.

- МиГ-31 и его модификации.

В западных СМИ в 1980-1990-е годы иногда ошибочно упоминалась в составе вооружения других типов самолетов. Статус: СССР / Россия - 2013 г. - состоит на вооружении. Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).

Экспорт: на май 1997 г. данных об экспорте нет.Источники:

Авиационная выставка на Ходынке (г.Москва) в августе 1989 года.Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Бакурский В., Ильин В., Персидский залив: война в воздухе.// Крылья Родины NN 7, 9 / 1991Гордон Е., Из семейства реактивных. // Крылья Родины N 9 / 1991.Гордон Е., Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. // Крылья Родины. N 5 / 1992.Гордон Е., "Тяжелые" "МиГи". // Крылья Родины. N 9 / 1992.Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. № 22 / 1997 г.Захаров Ю. Р-33. Как её создавали? // Вестник корпорации тактическое ракетное вооружение. №11 / 2014 г.Ильин В., "Английская гончая" с красными звездами. // Крылья родины. N 2-3 / 1993.Левин М., Пустил и забыл. // Крылья родины. N 1-2 / 1993.Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995.Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996.Музей Вооруженных Сил СССР (март 1988 г.)Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993.Никифоров А., То что надо! // Аэроплан. N 2 / 1993.Никифоров А., Федот, да не тот. // Аэроплан. N 4 / 1993.Р-33. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.Ригмант В. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева. // Авиация и космонавтика. №9 / 2001 г.Российское ракетное оружие 1943-1993, изд-во "ПИКА", С-Пб, 1993 г.Советские вооруженные силы, 1988 (г.Томск, SARC)Техника воздушного флота. N 2 / 1990.Техника и вооружение , N 3 / 1989Управляемая ракета большой дальности Р-33. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2012 г.ЦАГИ. Новости зарубежной науки и техники. Серия: авиационная и ракетная техника. Техническая информация. N 3-4 / 1989.Enciclopaedia of modern aircraft armament. (Великобритания), 1988Jonic publications, 1988, 1989US News & World Report (США), N 18 / 1989Worlds armament and disarmament, SIPRI Yearbook (Швеция), 1975, 1976, 1977, 1979 , 1981

militaryrussia.ru

Российская модернизированная ракета Р-33 | Армейский вестник

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» Р-33

В начале сентября 2011 года Россия представила новую версию ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (по классификации НАТО АА-9 Amos). В течение последних тридцати лет ракета Р-33 использовалась только на истребителях-перехватчиках МиГ-31. Но новая модель (РВВ-БД) может быть использована на любом истребителе. Дальность её полёта составляет 200 км и в отличие от своей «предшественницы», чья дальность составляла 120 км, имеет свой собственный радар.

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» Р-33

• Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и двумя складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена головка самонаведения (ГСН), контактный взрыватель и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре.

• В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твёрдотопливного ракетного двигателя с удлиненным газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвертый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением «Заслон», установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок.

Основные характеристики ракеты Р-33:Калибр – 380 ммДлина – 4150 ммРазмах крыла – 900 ммРазмах рулей – 1180 ммМасса – 490 кгДальность пуска мин. — 2,5 кмДальность пуска макс. – 200 кмСкорость полёта — 4,5 МПерегрузка цели – 4 gМасса боевой части – 47 кгВероятность поражения цели – 0,65Максимальная скорость цели — 3000 км/ч

• Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полета и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном участке. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер цели и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.

Ракета Р-33 под истребителем МиГ-31

• Управляемая ракета Р-33 сходна с американской ракетой AIM-54 «Феникс» (снята с вооружения в 2004 году). Американская ракета была принята на вооружение в 1974 году, а ракета Р-33 — в 1981-м.

• Ракета «Феникс» могла поразить цель, которая находилась на расстоянии 200 км. AIM-54 «Феникс» была сконструирована исключительно для использования на истребителе F-14, имеющем мощный радар и систему управления огнем. Самолет F-14 мог отслеживать 24 цели одновременно и запускать шесть ракет одна за другой в разные цели. Во время первых испытаний четыре из шести ракет были сбиты.

• Ракета AIM-54 «Феникс» массой в 500 кг двигалась со скоростью 1300 м/сек и имела боеголовку весом 61,4 кг. Она была довольно дорогой: ее стоимость составляла свыше миллиона долл. В 1980-х годах ракета AIM-54 «Феникс» была модернизирована, усовершенствования в основном коснулись электроники. Всего было построено 5 тысяч ракет, ни одна из которых так и не сбила ничего в бою.

• По сообщению некоторых источников (информация так и не подтвердилась), Иран использовал ракеты AIM-54 «Феникс», чтобы сбивать иракские самолеты во время Иранско-иракской войны. Иран был единственной страной, получившей «Феникс». По слухам, американские техники, прежде чем покинуть страну, вывели из строя 285 иранских ракет (когда исламские повстанцы свернули монархию в 1979-м).

Американская ракета AIM-54 "Феникс"

• Ракета AIM-54 «Феникс» была создана, чтобы сбивать русские бомбардировщики, подбирающиеся близко к американским авианосцам, чтобы запускать свои противокорабельные ракеты. Во время многочисленных испытаний так и происходило. Однако ситуация изменилась с окончанием Холодной войны в 1991 году, после которой «Феникс» был снят с вооружения, так и не получив возможности поучаствовать в реальных сражениях.

• Были зафиксированы случаи, когда американские истребители «проникали» на территорию противника. Одним из таких случаев было неудачное проникновение иранского F-14 в Россию, хотя, по сообщению некоторых источников, именно иранская сторона передала информацию, которая помогла СССР модернизировать Р-33.

• Негласная «борьба» за лидерство между Р-33 и AIM-54 «Феникс», наверное, закончилась, хотя то и дело всплывают публикации, в которых сравниваются эти две модели. Здесь следует отметить, что «Феникс» из-за крайней дороговизны практически не используют при учениях. Нет даже статистики её применения. В то время как Р-33 модернизируется, и модернизируется успешно.

/Ксения Семенова, arms-expo.ru/

army-news.ru

Управляемая ракета большой дальности Р-33 (К-33)

]]>Ракета Р-33]]> Разработка ракеты Р-33 большой дальности для дальних перехватчиков была начата МКБ "Вымпел" в конце 60-х гг. Это был советский ответ на разработанный в США истребитель F-14a с ракетой AIM-54A "Phoenix". Ракета Р-33 вместе с истребителем МиГ-31 составила многоканальный комплекс дальнего перехвата "Заслон".

Однако концепция отечественного комплекса "Заслон" существенно отличалась от американской. Отечественный комплекс предназначался для территориальной ПВО районов страны с редкой сетью аэродромов и наземных средств наведения. Это требовало повышенной автономности действий, больших рубежей перехвата и зон ответственности, многоканальности обстрела целей в пределах всего боекомплекта. Для обеспечения этих требований на перехватчике МиГ-31 была использована РЛС с фазированной антенной решеткой, имеющая значительно большие возможности по поиску, обнаружению, сопровождению целей и обеспечению их подсвета по сравнению с РЛС AWG-9 с механической антенной. Благодаря практической безынерционности переброса луча станции с ФАР в режиме подсвета нескольких целей оказалось возможным в ракете Р-33 применить полуактивную РГС с обеспечением приемлемой точности наведения одновременно четырех ракет на четыре цели.

Вся система управления комплекса, включая РЛС с ФАР "Заслон" и полуактивную РГС ракеты, разрабатывалась НПО "Фазотрон" под руководством главного конструктора В. К. Гришина. По концепции построения и реализованным характеристикам комплекс МиГ-31 с РЛС "Заслон" опередил уровень зарубежной техники и до настоящего времени сохраняет лидерство, не имея близких аналогов за рубежом.

Ракета предназначена для перехвата и уничтожения летательных аппаратов различных типов, в том числе маловысотных крылатых ракет, на расстоянии более 100 км при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в свободном пространстве и на фоне земли, в широком диапазоне высот и скоростей полета целей.

28 августа 1978 года впервые в мире состоялся летный эксперимент по одновременному поражению четырех радиоуправляемых мишеней ракетами Р-33 перехватчика МиГ-31 с системой управления вооружением (СУВ) «Заслон». Четыре опытные ракеты Р-33, выпущенные из одного истребителя, поразили все четыре цели с первого раза.

Государственные лётные испытания ракеты были завершены в конце 1980 года на опытных истребителях МИГ-31. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 мая 1981г. №436-132 первая отечественная ракета класса «воздух–воздух» Р-33 большой дальности была принята на вооружение авиации ПВО советской армии. Ею стали оснащать перехватчики воздушных целей МИГ-31 в составе комплексов перехвата МИГ-31-33.

Первые двадцать ракет Р-33 были серийно изготовлены в г.Калининград (г.Королёв), в КПО «Стрела» (ныне – головное предприятие КТРВ). После этого серийное производство было передано на Долгопрудненский завод, где ракета изготавливалась более десяти лет.

На западе ракета получила обозначение AA-9 AMOS.

Дальнейшим развитием Р-33 стала ракета К-37М (изделие 610М), предназначенная для вооружения перехватчика МиГ-31БМ.

Состав

]]>Р-33]]>Мощная РЛС «Заслон» истребителя, одновременно сопровождающая до 10 целей, автоматически выбирает из них наиболее опасные и может наводить в одной атаке сразу четыре Р-33. В барражирующем полете истребителя ракеты находятся в полуутопленном положении под фюзеляжем для снижения сопротивления и увеличения продолжительности патрулирования. Запуск ракет производится при помощи катапультных установок АКУ-33, выводящих их на достаточное расстояние от самолета. Расположение Р-33 под фюзеляжем привело к особенностям ее схемы — невозможность установки развитого крыла заставила выполнить его в виде вытянутых гребней, а выступающая за их пределы верхняя пара рулей складывается при нахождении ракеты на подвеске. В то же время размещение ракет под фюзеляжем последовательно в два эшелона потребовало ограничить их длину, сделав корпус компактным и плотно скомпонованным. Диаметр корпуса при этом увеличился до 380 мм, что диктовалось и потребностью размещения габаритной антенны РГСН.

Аэродинамическая ]]>схема]]> ракеты Р-33 - нормальная. В конструкции Р-33 широко использован титан и сталь, а защита отеков от кинетического нагрева в полете обеспечена теплоизолирующим покрытием — герметиком и теплозащитными матами, без системы принудительного охлаждения. Двигатель ракеты — двухрежимный, обеспечивающий стартовый разгон и маршевую скорость, расположен вблизи центра тяжести ракеты. Энергоблок в хвостовой части включает газогенераторы рулевых машин и турбогенератор электроснабжения.

Большая дальность полета Р-33 достигнута применением двухэтапного наведения: инерциального на первом участке и полуактивного радиолокационного после захвата цели всеракурсной РГСН. Информация о перемещении цели поступает на ракету с борта носителя перед пуском, а в расчетной точке начинается управление от ГСН с помощью РЛС истребителя.

При разработке Р-33 ее основной вероятный противник определялся как крылатые ракеты и ударные самолеты, прорывающие рубежи ПВО на малых высотах и под прикрытием средств РЭБ. С учетом этого система наведения комплекса имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить селекцию от помех. Так, пассивные помехи вообще не влияют на работу РГСН. Р-33 способна поражать цели, летящие на высотах от 25 — 50м до 26 — 28км со скоростью до М=3.5 с превышением или принижением относительно носителя до 10км, причем одновременно пущенные ракеты могут наводиться «Заслоном» на объекты во всем диапазоне высот и дальностей — от земли до практического потолка. Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 4g, уничтожаются с вероятностью 0.6-0.8.

Р-33 могут оснащаться обычной или «специальной» (ядерной) БЧ, хотя необходимость подсветки цели РЛС истребителя до самого попадания и ограничивает возможность применения ракет в ядерном исполнении (чтобы не сорвать наведение, после пуска экипаж вынужден продолжать полет в направлении цели). В варианте Р-ЗЗЭ («энергетическом») ракеты получили двигатель с увеличенным временем работы, обеспечившим большую дальность.

Система управления ракеты включает инерциальную навигационную систему и полуактивную радиолокационную головку самонаведения.

Полуактивная радиолокационная головка самонаведения, разработанная НИИ "Агат", захватывает цель уже после пуска с самолета-носителя. До захвата наведение ракеты осуществляется инерциальной системой. Протяженность участка полета до перехода на самонаведение составляет 10-20% всей протяженности траектории. Применение ракеты обеспечивает комплекс вооружения "Заслон" перехватчика МиГ-31. На МиГ-31 установлена бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой, способная одновременно наводить 4 ракеты на 4 цели, летящие на разных высотах.

Боевая часть - ]]>осколочно-фугасная]]>.

Ракета Р-33 впервые разрабатывалась параллельно с созданием истребителя МИГ-31 и впервые для её пуска был применён катапультный старт с помощью АКУ, встроенной в силовую схему фюзеляжа самолёта. Это интегральное решение совместной конструкции «самолёт–катапульта–ракета», не имеющее аналогов.

Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты - Р-33С с активной РГСН. Р-33С - первая советская ракета, оснащенная встроенной цифровой БЦВМ.

На МиГ-31М и МиГ-31БМ возможна подвеска до 6 Р-33С и одновременное поражение до 6 целей.

Тактико-технические характеристики

  Р-33 Р-33С Р-33Э
Дальность пуска максимальная,км 120 160 160
Скорость полета максимальная ,М 4.5 - 4.5
Длина ракеты,мм 4250 - 4150
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380 - 380
Размах крыльев, мм 900 - 900
Размах рулей, мм 1180 - 1180
Стартовый вес, кг 491 - 490
Вес боевой части, кг 55 - 47
Максимальная перегрузка поражаемых целей 8g - -
Максимальная скорость поражаемой цели, км/ч 3700 - -

rbase.new-factoria.ru

Р-33 (К-33, изделие 410, AA-9 «Amos»)УР «воздух-воздух» большой дальности

Вымпел

   Разработка ракеты Р-33 началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П в целом.     В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон»; (ракета могла быть использована и для перехватчика Ту-148). Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела»; А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисновата по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива - К-13 и К-23. Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В. Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие - заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.     Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем разработчики перешли на нормальную аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности. Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты.     Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН.     В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракете полуактивными ГСН на различные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникс» бортового оборудования проявилась в ее цене - без малого миллион долларов за каждую ракету.     Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его продолжительности.     Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету.     Ракета, состоящая из четырех соединенных силовыми хомутами отсеков, выполнена по ставшей уже классической компоновочной схеме. В первом отсеке располагается полуактивная ГСН, за ней - контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель, во втором отсеке - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом. Третий отсек представляет собой однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком, вокруг которых скомпонован четвертый отсек с установленными в нем газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинами, работающими на горячем газе.     Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории - два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК "Взлет". С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.     В ходе летных испытаний, проведенных в 1975..1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 г. до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.     Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с "Вымпелом" при выпуске зенитных ракет комплекса "Куб". Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета "красных" получила обозначение АА-9 Amos.     Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты - Р-33С с активной РГСН. На МиГ-31М и БМ возможна подвеска до 6 Р-33С и одновременное поражение до 6 целей.     На экспорт предлагается под обозначением Р-33Э.

Источники информации:

  1. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» / Р.Архангельский, «Авиация и Космонавтика» 3'2003 /
  2. «Авиация и Космонавтика» 8'99
  3. «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
  4. "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс" / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /
  5. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  6. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  7. AA-9 AMOS / FAS /
  8. Russian Air-to-Air Missile AA-9 (Amos) /Watson's military page/

testpilot.ru

33 - это... Что такое Р-33?

Р-33
Технические характеристики УРВВ
Калибр, мм 380
Длина, мм 4150
Размах крыла, мм 900
Размах рулей, мм 1180
Масса, кг 490
Дальность пуска мин., км 2,5
Дальность пуска макс., км: 120[1] (160[2][3])
Скорость полёта, М 4,5
Перегрузка цели, g 4[4]
Боевая часть ОФ
Масса боевой части, кг 47
ГСН ИУ+ПАРГ
Двигатель РДТТ

Р-33 (К-33, «изделие 410», по классификации НАТО: AA-9 Amos) — советская/российская ракета класса «воздух—воздух» большой дальности. Ракета обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, максимальная скорость цели 3000 км/ч[4]. Вероятность поражения цели 0,65[5]. Система наведения комбинированная, инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке.

История создания

Конструкция

Сравнение с аналогами

Название, индекс Страна Статус Максимальная дальность[ср 1], км Год принятия на вооружение Масса (стартовая / боевой части), кг Количество ступеней Носители[ср 2] Изображение AIM-47 Falcon (англ.)русск. В-148 AIM-54 Phoenix Р-33 Р-37 AIM-152 AAAM[ср 4] КС-172
 США   На вооружение не принималась 210   360 / ? 1 YF-12 (англ.)русск.
 СССР На вооружение не принималась 250   650 / 60 1 Ту-148, МиГ-25
 США   В настоящее время стоит на вооружениитолько ВВС Ирана[ср 3] 184 1974 год 460 / 60,75 1 F-14
 СССР Россия Эксплуатируется 160 1981 год 490 / 47 1 МиГ-31
 СССР Россия Эксплуатируется 300 1989 год 600 / 60 1 МиГ-31, Су-27, Су-35
 США На вооружение не принималась 270 Разработка прекращенав 1992 году 172 / 22,7 1 F-15, F-22
 Россия В разработке (лётные испытания) 400   750 / 50 2 Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА

Примечания:

  1. ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Примечания

Литература

  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 10-11. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

dic.academic.ru