Ракетный комплекс Д-2 С БРПЛ Р-13(35-М-4). Р 13


Ракета Р-13

Подводная лодка проекта 658

Подводная лодка проекта 658

Подводная лодка проекта 629

Подводная лодка проекта 629

Боеприпас ракеты Р-13

Боеприпас ракеты Р-13

Корпус боеприпаса ракеты Р-13

Корпус боеприпаса ракеты Р-13

Старт ракеты Р-13 с подводной лодки проекта 629

Старт ракеты Р-13 с подводной лодки проекта 629

Компоновочная схема ракеты Р-13

Компоновочная схема ракеты Р-13

Ракета Р-13 (комплекс Д-2) – первая отечественная баллистическая ракета, разработанная специально для размещения на подводных лодках. Опытно-конструкторская разработка началась в 1960 г. после завершения первых этапов лётной отработки ракеты Р-11ФМ. Одноступенчатая схема ракеты не изменилась. Тем не менее, полученные результаты оказались весомыми в сравнении с Р-11ФМ, а именно: переход от ядерного к термоядерному заряду повысил мощность более чем в 50 раз при полуторакратном увеличении веса; дальность стрельбы возросла в 4 раза при увеличении стартового веса в 2,5 раза.

Уникальной разработкой в составе ракеты Р-13 стало создание (СКБ-385 и НИИ-1011 Минсредмаша) боевого блока (ядерного боеприпаса), в котором реализовали совмещение физической схемы в конструкциях корпуса блока и корпуса боезаряда. Убедительной демонстрацией боевых качеств морского стратегического оружия стал пуск ракеты Р-13 с подводной лодки, завершившийся натурным термоядерным взрывом мощностью 1450 тонн тринитротолуола 20 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля.

 

makeyev.ru

Ракетный комплекс Д-2 С БРПЛ Р-13(35-М-4)

]]>Схема Р-13]]>В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки. шахта со специальными системами относилась к корабельным устройствам (вентиляция, система затопления и осушения шахт, крышка шахты).

Р-13 - одноступенчатая ракета надводного старта с ЖРД на хранимом высококипящем топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива - самовоспламеняющиеся, окислитель - раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 - смесь ксилидина и триэтиламина. Для повышения безопасности бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего - в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Емкости горючего ракет размещались вне прочного корпуса подводной лодки — в ограждении рубки. Ракеты могли находиться в шахтах в заправленном состоянии до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Ракетный комплекс обслуживали 10 человек.

Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25.7т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Маршевый двигатель разработан в КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева. Комплекс наземного оборудования разработан в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова.

Система управления - инерциальная, разработана в свердловском ОКБ-626 (НПО автоматики) под руководством главного конструктора Николая Семихатова, предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.

Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.

Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов. Первая ракета могла стартовать через 4 минуты после всплытия, а не через 15, как у Р-11ФМ.

Механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60 (см.]]>схему]]>), имели оригинальные технические решения. К числу таких устройств относились:

  • цепной подъемник с цепями толкающего типа и электрогидравлическим приводом подъема стола;

  • пусковое устройство с механизмом автоматического разброса и сведения стоек этого устройства;

  • система амортизации и крепления ракеты по-походному;

  • устройство аварийного сброса неисправной ракеты за борт.

Для улучшения условий эксплуатации комплекса на ПЛ использована фиксированная установка ракеты на штыри пускового стола, исключающая выверку ракеты по вертикали и азимуту после ее погрузки на пусковой стол. Механизм подъема стола выполнен с двумя цепями толкающего типа с направляющими для цепей внутри шахты. Подъем стола производился до жестких упоров. При подходе к жестким упорам, автоматически включались гидротормоза привода подъема, обеспечивалось поджатие стола к упорам и надежное удержание его при качке и старте ракеты. Стол подъемника представлял сварно-литую конструкцию из двух тонкостенных отливок. На столе размещался поворотный стол с приводом для наведения ракеты по азимуту. На поворотном столе размещался пусковой стол, пусковое устройство, механизм разброса и сведения стоек и устройство аварийного сброса ракеты за борт. Вес подъемно-поворотного стола с устройствами, размешенными на нем и ракетой Р-13, составлял 33т. Высота подъема стола - 12м. Мощность электродвигателя привода подъема - 110КВт.

]]>Р-13]]>

Пусковое устройство корсетного типа имело четыре стойки с захватами, образующими верхний пояс, удерживающий ракету до старта. Схема пускового устройства с четырьмя стойками обеспечивала его одинаковую жесткость на качке при любом положении поворотного стола по азимуту и надежность расхождения ракеты с верхними захватами при старте. При старте ракеты и подъеме ее на 120мм с помощью копиров, расположенных на ее корпусе, происходило принудительное раскрытие замков пускового устройства и автоматический разброс стоек на угол 60° под действием мощного пружинного механизма. Для торможения стоек, в конце их откидывания в механизме разброса стоек были предусмотрены гидравлические тормоза. Сведение стоек после старта производилось автоматически двумя гидроцилиндрами при опускании стола в шахту с использованием направляющих для цепей подъемника как копиров.

Вертикальность ракеты обеспечивалась выверенной горизонтальной плоскостью пускового стола. Исходное положение по азимуту обеспечивалось фиксирующими штырями пускового стола. Аварийный сброс ракеты обеспечивался для ПЛ пр.629 в условиях постоянного крена до 8° и амплитуды боковой качки до 5°. При этом поворотный стол устанавливался в положение «сброс», при котором ракета сбрасывалась на правый борт. Для сброса ракеты на пусковом столе имелась рамка, а в поворотном столе размещались два пневматических цилиндра, которые разворачивали рамку, в результате чего ракета, за счет момента от собственного веса, падала за борт.

Стартовая установка СМ-60 в составе комплекса Д-2 находилась на вооружении ВМФ в течение 12 лет. За это время отказов в пуске ракеты Р-13, по причине неисправностей механизмов и устройств установки СМ-60, не было. За время эксплуатации комплекса каких-либо замечаний по конструкции установки СМ-60 ее надежности и безопасности с флотов и управления ВМФ не поступало.

rbase.new-factoria.ru

ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

5:01 / 16.07.17Баллистические ракеты подводных лодок: ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) — баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках, которые именуются как (ПЛРБ и ПЛАРБ). Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) — одну из составляющих ядерной триады. Практически все реализованные штатные ПЛРБ являются атомными. Первые БРПЛ были малой и средней дальности.

Современные БРПЛ обладают межконтинентальной дальностью, оснащаются разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением и способны поразить одновременно несколько целей на удалении сотен километров друг от друга. [1]

Существуют также крылатые ракеты, размещаемые на соответствующих подводных лодках (ПЛАРК).

Французские БРПЛ M45 и M51 в корпусе ПЛАРБ / Изображение: ru.wikipedia.org

История создания

С момента создания боевых ракет витала в воздухе идея их запуска с борта подводной лодки. В силу малой дальности ракет их необходимо было запускать вблизи цели. Для стрельбы по прибрежным целям в качестве носителя ракет идеально подходила подводная лодка. С помощью неё можно было скрытно доставить к берегу ракеты и выпустить их по противнику.

Монтаж запуска БРПЛ «Trident-1» C-4 / Изображение: ru.wikipedia.org

Первый удачный старт ракет из-под воды был осуществлён в России 29 августа 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c экспериментальной подводной лодки конструкции К. А. Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Систему запуска ракет разработал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П. П. Ковалевский, он же управлял запуском ракет на испытаниях. [2]

Карл Андреевич Шильдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) — 11 (23) июня 1854) — военный инженер, инженер-генерал (1852) / Фото: ru.wikipedia.org

Модель подводной лодки конструкции К.А.Шильдера. 1834 г. Масштаб 1:10 / Фото: crimeaphile.livejournal.com

Многие изобретения К.А. Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 году, сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

Изображение: Kieuphong.xyz

Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. [3]

Испытания подводной лодки конструкции К.А. Шильдера в присутствии императора Николая I, 29 августа 1834 г / Изображение: horstveps.livejournal.com

Следующий успешный эксперимент по подводным запускам ракет был выполнен лишь более чем через сто лет в Германии. Согласно мемуарам генерала Вальтер Дорнбергера летом 1942 года рядом с Грейфсвальдер Ойе проводились эксперименты с запуском пороховых ракет с подводной лодки. На палубу было установлено импровизированное стартовое устройство для запуска тяжёлых реактивных снарядов, созданных для многоствольной установки «небельверфер». С глубины от 10 до 15 метров было произведено несколько залпов. Траектории полета ракет были безукоризненными: величина рассеяния уменьшилась, а дальность полета даже увеличилась — начальный (низкоскоростной) участок движения проходил сквозь воду, высокая плотность которой повышала эффективность стабилизаторов реактивного снаряда. Но отдел вооружений военно-морского флота, отвечавший за создание всех видов оружия морского базирования, не одобрил дальнейшую разработку, и работы были прекращены.

С осени 1943 года прорабатывались варианты удара ракетами Фау-2 по территории США. Подводная лодка должна была в течение тридцати дней со средней скоростью 12 узлов буксировать за собой три контейнера весом примерно 500 тонн. Их погружение и всплытие контролировались с подводной лодки. По прибытии к месту старта контейнеры слегка притапливались, и они занимали в воде вертикальное положение. Крышка верхнего люка откидывалась, и А-4, стоя на платформе, которая стабилизировалась гироскопами, заправлялась, подготавливалась к старту и запускалась в полет.

К середине декабря 1944 года была полностью подготовлена программа предварительных экспериментов, появились первые наброски конструкции. Но эвакуация Пенемюнде в первой половине февраля положила конец этому так и не состоявшемуся проекту.

После войны работы были продолжены в СССР и США.

26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением» (тема «Волна»). В результате данной программы была осуществлена разработка ракет Р11-ФМ с пуском ракет с подводной лодки в надводном положении. 16 сентября 1955 года с борта ракетной подводной лодки Б-67 был осуществлён первый в мире запуск БРПЛ. Реализация данной программы резко повысила возможности СССР по нанесению ядерных ударов по территории Западной Европы и США.

Сравнение российских и китайских БРПЛ (Р-29 (РСМ-40), Р-29Р (РСМ-50), Р-39 (РСМ-52) — SS-N-20 «Sturgeon», Р-29РМ (РСМ-54), Цзюйлан-1, Цзюйлан-2 / Изображение: ru.wikipedia.org

Параллельно эта тематика прорабатывалась и в США. В 1956 году была начата разработка ракеты Поларис с запуском с подводной лодки из подводного положения. А уже в сентябре 1958 года были проведены пуски с борта атомной подводной ракетной лодки «Джордж Вашингтон». Было положено начало подводной гонке вооружений, венцом которой стало появление сравнимых комплексов ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент» в США и «Тайфун» (Д-19/Р-39) в СССР.

Помимо, ядерных сверхдержав СССР и США, в XX веке БРПЛ и ПЛАРБ были разработаны и взяты на вооружение всеми другими т.н. старыми ядерными державами — Великобританией с 1967 года (все БРПЛ - американской разработки), Францией с 1971 года, КНР с 1982 года. В XXI веке такие комплексы появились у некоторых т.н. молодых ядерных держав — Индия с 2008 года и КНДР с 2015 года.

Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

В начале 1954 года советская промышленность занялась разработкой первого отечественного ракетного комплекса с баллистической ракетой, предназначенного для установки на перспективные подлодки. Результатом этого стало появление комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ [4].

С целью упрощения работ было решено взять готовую ракету для сухопутных войск и адаптировать ее к применению флотом. В дальнейшем появилось предложение о создании нового комплекса с ракетой, изначально созданной для вооружения субмарин. Так появился комплекс Д-2 с ракетой Р-13. [5]

25 июля 1955 года Совет министров постановил начать разработку новой баллистической ракеты, предназначенной для вооружения подводных лодок. Создание нового проекта поручили ОКБ-1 / НИИ-88, возглавляемому С.П. Королевым. В дальнейшем роль головного разработчика передали СКБ-385 во главе с В.П. Макеевым. Кроме того, на правах субподрядчиков к проекту привлекались несколько других организаций. Так, ЦКБ-34 должно было разработать пусковую установку для новой ракеты, а НИИ-49 отвечал за создание приборного оснащения ракеты.

Сергей Королев / Фото: otdih-yuga.ru

Биографическая справка

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966 года, Москва) — советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950—1966).

Сергей Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с июля 1953 года. Полковник.

Скончался 14 января 1966 года в Москве, похоронен в некрополе у Кремлёвской стены.[6]

Виктор Макеев / Фото: Zlatmash.ru

Биографическая справка

Виктор Петрович Макеев (25 октября 1924 — 25 октября 1985) — создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.() Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Таджикской ССР[2]. Кандидат в члены ЦК КПСС (1971—1976), член ЦК КПСС (1976—1985). [7]

Вторая половина 1955 года ушла у специалистов ОКБ-1 на создание эскизного проекта. На этом этапе были определены основные особенности перспективного комплекса и его ракеты, а также сделаны несколько важнейших предложений. К примеру, было решено унифицировать комплекс Д-2 с разрабатывавшимся в то время Д-1 под ракету Р-11ФМ.

Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ / Изображение: topwar.ru

Предполагалось, что перспективные подлодки-носители ракет Р-13, в случае задержки с созданием последних, смогут получить вооружение в виде Р-11ФМ, хотя это и потребует некоторых доработок пусковой установки. В дальнейшем практика показала, что такое предложение имело смысл.

Ракета Р-13, ставшая памятником. Город Североморск / Фото Wikimedia Commons

Главным элементом нового ракетного комплекса должно было стать изделие Р-13 (индекс ГРАУ 4К50). Это была баллистическая ракета малой дальности (по нынешней классификации), предназначенная для атаки береговых целей с заранее известными координатами. Ракета должна была запускаться с подводных лодок на некотором удалении от берега и уничтожать цель при помощи специальной боевой части. Важной особенностью проекта было его происхождение: ракета Р-13 стала первым подобным отечественным оружием, созданным специально для применения на подлодках, а не переделанным из имеющегося «сухопутного» изделия.

К новой ракете предъявлялись особые требования, затруднявшие ее разработку. Изделие должно было иметь длину не более 12 м и диаметр до 1,3 м. При этом забрасываемый вес должен был достигать 1600 кг. Также ракета должна была отличаться прочностью конструкции, обеспечивающей ее хранение в заправленном виде и запуск в различных условиях. Решение подобных задач потребовало от разработчиков проекта применить ряд новых идей.

Изделие Р-13 представляло собой одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету с отделяемой боевой частью и автономной инерциальной системой управления. Подобная архитектура позволяла создать оружие с требуемыми боевыми характеристиками, пригодное для использования флотом.

Ракета получила цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем, на котором имелись несколько выступающих поверхностей. В хвостовой части корпуса предусматривался набор стабилизаторов. Головная часть ракеты отдавалась под размещение специальной боевой части. Позади нее располагался бак для окислителя, под которым находился приборный отсек с частью систем управления. Хвостовая часть корпуса отдавалась под бак для топлива и двигатель. Для экономии веса было решено делать баки несущими, благодаря чему появилась возможность объединить силовой набор ракеты с топливными емкостями. Еще одним интересным нововведением было промежуточное днище в верхнем баке (для окислителя), обеспечивавшее правильную балансировку ракеты вне зависимости от расхода топлива.

Хвостовая часть ракеты с соплами двигателя. Хороши видны пазы для перемещения рулевых камер / Фото: Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота. 1945-2000"

Для ракеты Р-13 был разработан новый жидкостный двигатель С2.713 с тягой 25,7 т, работавший на горючем типа ТГ-02 и окислителе АК-27И. Новый двигатель имел оригинальную конструкцию, в определенной мере улучшавшую управление ракетой, а также повышавшую другие ее характеристики. В составе двигателя имелись одна крупная центральная маршевая камера и четыре боковые поворотные рулевые. При помощи поворота рулевых камер вокруг горизонтальной оси ракета могла маневрировать. В составе двигателя имелись два турбонасосных агрегата и два газогенератора: по одному для маршевой и рулевых камер.

В промежутке между баками топлива и окислителя, рядом с центром тяжести ракеты, помещался приборный отсек с аппаратурой системы управления. Там находился набор гироскопических приборов, задачей которых было слежение за положением ракеты в пространстве. За счет установки гироскопов вблизи центра тяжести ракеты удалось значительно повысить эффективность их работы. По данным с гироскопов автопилот должен был вырабатывать команды для приводов рулевых камер двигателя. Также автопилот должен был следить за продолжительностью полета и в нужный момент отключать двигатель, а также сбрасывать головную часть с боезарядом.

Специальное боевое оснащение помещалось в отсеке с длинным коническим головным обтекателем, коротким цилиндрическим корпусом и небольшим коническим хвостовым обтекателем / Фото: bastion-karpenko.ru

Головной отсек ракеты Р-13 / 4К50 вмещал в себя ядерный боезаряд. Специальное боевое оснащение помещалось в отсеке с длинным коническим головным обтекателем, коротким цилиндрическим корпусом и небольшим коническим хвостовым обтекателем. На последнем предусматривались стабилизирующие ребра. Внутри корпуса располагался ядерный боевой блок мощностью 1 Мт, разработанный в НИИ-1011. Интересно, что на стадии разработки боевой части возникли проблемы с интеграцией заряда в имеющийся корпус. По этой причине специалистам НИИ-1011и СКБ-385 пришлось изменить компоновку ядерного боеприпаса с целью правильного размещения внутри корпуса. При этом корпус боевой части и ядерного заряда теперь представляли собой единый агрегат. Сброс головной части должен был осуществляться при помощи порохового толкателя.

Схема пусковой установки с ракетой (слева) и ракеты Р-13 (справа). 1 - боевая часть; 2 - бак окислителя; 3 - приборный отсек; 4 - бак горючего; 5 - маршевая камера двигателя, 6 - стабилизаторы; 7 - рулевая камера. / Изображение: Rbase.new-factoria.ru

Также была разработана учебная версия боевой части. Она отличалась отсутствие делящегося вещества, однако получала полный набор прочего оборудования, в том числе 300-кг инициирующий заряд взрывчатого вещества. Головную часть с таким оснащением предлагалось применять при испытаниях и в ходе учебных пусков.

Общий вид ракеты Р-13 / Фото: bastion-karpenko.ru

Ракета Р-13 имела длину 13,745 м и диаметр корпуса 1,3 м. Размах стабилизаторов составлял 1,91 м. Сухая масса ракеты определялась на уровне 3730 кг. Максимальный стартовый вес – 13,745 т, из них более 2300 кг приходилось на горючее и более 7770 кг – на окислитель.

Изделие могло развивать скорость свыше 2 км/с и благодаря этому подниматься на высоту до 145 км. Максимальная дальность стрельбы составляла 600 км. Минимальная дальность запуска – 148 км. Для полета на максимальную дальность требовалось чуть более 7 минут. Круговое вероятное отклонение при стрельбе на максимальную дальность составляло 4 км.

Подлодка-носитель ракеты Р-13 должна была получить набор специального оборудования для хранения и применения оружия. Основным элементом комплекса Д-2 была пусковая установка СМ-60 на основе стартового стола. Перевозить ракету предлагалось внутри шахты соответствующих размеров. Внутри шахты помещался подвижный стартовый стол с цепными подъемниками для вывода ракеты за пределы объема хранения. Стартовый стол, установленный на подъемном устройстве, имел поворотную платформу с удерживающими устройствами для ракеты. С помощью этой платформы предлагалось выполнять наведение ракеты по азимуту.

Пусковая установка подлодки пр. 629 сразу после старта ракеты. Стойки-захваты разведены / Фото: Rbase.new-factoria.ru

На стартовом столе крепились четыре стойки-захвата, удерживавшие ракету в вертикальном положении. Начиная подъем, ракета должна была инициировать автоматическое разведение стоек пружинным механизмом. После старта автоматика должна была складывать их. В экстренной ситуации экипаж подлодки мог сбросить ракету за борт. Для этого подавалась команда, по которой пневматический привод должен был смещать рамку на стартовом столе. Последняя наклоняла ракету на правый борт до недопустимых углов, после чего та должна была самостоятельно срываться с креплений и падать в воду.

Для расчета полетной программы и введения данных в автоматику ракеты предлагалось использовать устройство «Доломит». Выдачу координат для использования ракет должна была осуществлять штатная навигационная система лодки-носителя. Разные носители получали различные средства навигации.

Также в состав комплекса Д-2 входили некоторые средства, предназначенные для применения на берегу, при подготовке подводной лодки к выходу на боевое дежурство. В состав береговых средств комплекса входили специальные контейнеры для транспортировки ракет и боевых частей, автозаправщики, тягачи и т.д. При помощи этих систем предполагалось выполнять загрузку ракет на подлодку и осуществлять заправку, а также проводить обследование изделия после возвращения субмарины с дежурства.

Дизель-электрическая подлодка проекта 629. Фото Wikimedia Commons

Перед выходом подлодки в море следовало выполнять загрузку ракет и заправлять их. В связи со специфическими особенностями использованной топливной пары предлагалось заправлять ракету только окислителем. Горючее должно было храниться в отдельной цистерне на подлодке и заливаться в бак ракеты только в ходе предстартовой подготовки. Допускалось хранение ракеты в заправленном состоянии в течение трех месяцев. После этого следовало сливать окислитель, выгружать ракету и проверять состояние ее баков. Пройдя осмотр, ракета вновь могла загружаться на подлодку.

Вариант размещения ракет Р-13 в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru

Перед стрельбой экипаж подлодки должен был рассчитывать полетное задание и вводить его в автопилот ракеты. Кроме того, в это время производилась заправка баков. Непосредственно перед запуском лодка должна была всплывать и открывать крышку пусковой установки. Далее при помощи подъемника ракета выводилась за пределы подводной лодки. По команде на запуск включался двигатель. Как и в предыдущем проекте, были предложены некоторые новые агрегаты и методики, позволявшие снизить влияние качки на старт ракеты. За счет их применения допускался запуск при скорости носителя до 15 узлов и при качке до 5 баллов. Запуск двигателя и его вывод на номинальный режим производился с учетом положения субмарины и пусковой установки.

На подготовку ракеты к старту после всплытия лодки уходило порядка 4 минут. Сразу после запуска одной ракеты подлодка могла начать подготовку к новой стрельбе. При этом уже использованный стартовый стол возвращался в шахту, и та закрывалась крышкой, после чего начиналась подготовка новой пусковой установки либо производилось погружение. Через 12-15 минут после всплытия субмарина, произведя залп тремя ракетами, могла возвращаться в подводное положение.

Варианты размещения ракет Р-13 на АПЛ проекта 660 (верхнее изображение) и проекта 629 (нижнее изображение) в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru()bastion-karpenko.ru

В 1957-58 годах стартовали работы по проектам Р-13А и Р-13М, целью которых было повышение характеристик ракеты Р-13 / 4К50. Подробные сведения об особенностях проекта Р-13А отсутствуют. Работы по проекту Р-13М продолжались в течение некоторого времени, после чего были остановлены в пользу других проектов с большими перспективами.90 С середины 1954 года велись работы над несколькими проектами перспективных подводных лодок, которые предлагалось оснащать новыми ракетными комплексами. Среди прочих в ЦКБ-16 под руководством Н.Н. Исанина разрабатывался проект дизель-электрической подлодки 629. Изначальный вариант этого проекта не получил одобрения, из-за чего в 1956 году разработка новой субмарины фактически началась заново. Новый проект предусматривал строительство подлодок, способных нести комплексы Д-1 и Д-2 с ракетами Р-11ФМ и Р-13 соответственно.

Для эксплуатации новых ракет подлодка проекта 629 должна была получать систему «Доломит», а для навигации предлагался комплекс «Сигма» с астронавигационным перископом типа «Лира». Три пусковые установки СМ-60 должны были помещаться в четвертом отсеке подлодки, внутри корпуса и прочной рубки. Для размещения пусковых установок большой длины на нижней части корпуса появился крупный выступающий агрегат.

Так же в 1956 году началось проектирование атомной подлодки «658», которая так же должна была стать носителем ракет Р-13. Этот проект создавался в ЦКБ-18 под руководством С.Н. Ковалева. Новые АПЛ должны были получать систему управления «Доломит-1» с автоматом азимута и дистанции «Марс-629». Для навигации предлагалось использовать комплекс «Плутон-658». Ввиду сравнительно крупных габаритов подлодки удалось обойтись без каких-либо агрегатов, выступающих за пределы легкого корпуса.

Варианты размещения ракет Р-13 на АПЛ проекта 658 в проработках ЦНИИ-45 / Изображение: bastion-karpenko.ru

В 1957 году началась проработка проекта 660. Такая субмарина должна была использовать энергетическую установку, использующую надперекись натрия. Предполагалось, что с помощью новых двигателей лодка сможет развивать под водой скорость до 15 узлов или преодолевать до 2800 миль на экономической скорости.

Подлодки проекта 660 должны были нести по три ракеты Р-13. К середине 1958 года был разработан предварительный вариант проекта, анализ которого показал бесперспективность разработки. Отличаясь большей сложностью, новая субмарина должна была уступать существующим лодкам по основным характеристикам. Дальнейшие работы над проектом посчитали бессмысленными.

Комплект необходимой документации по комплексу Д-2 был подготовлен в начале 1957 года. Вскоре после этого стартовала подготовка к испытаниям отдельных агрегатов и ракеты в целом. В течение нескольких следующих месяцев проводились различные испытания перспективной боевой части, систем управления и т.д. В декабре 1959 года начались проверки двигателя С2.713. К весне следующего года все отдельные испытания завершились, что позволило начать подготовку к проверкам ракеты Р-13 в сборе.

В июне 1959 года первые опытные изделия Р-13 / 4К50 доставили на полигон Капустин Яр для проведения испытаний. Первые запуски ракеты осуществлялись с неподвижного стенда, после чего начались проверки на качающемся стенде, имитирующем качку подлодки. До марта 1960 года на полигоне выполнили 19 запусков, из которых 15 были признаны успешными. К этому времени уже начались проверки ракетного комплекса в составе оборудования подлодки.

В ноябре 1959 года одна из подлодок проекта 629, служивших в составе Северного флота, получила полный набор оборудования, необходимого для эксплуатации ракет Р-13. Испытательные стрельбы продолжались до августа 60-го. За это время было израсходовано 13 ракет. 11 изделий выполнили поставленные задачи, еще два пуска были аварийными.

В конце лета и начале осени 1960 года в Кольском заливе состоялись необычные испытания комплекса Д-2 с ракетой Р-13. Для них был построен натурный макет отсека подлодки проекта 629 со всеми агрегатами ракетного комплекса. На разных расстояниях от отсека устанавливались глубинные бомбы, мины и т.д., имитировавшие различное противолодочное оружие условного противника. В ходе шести испытаний были сформированы новые требования, позволявшие повысить защищенность ракет от атаки противника. В частности, именно по результатам этих испытаний было решено окончательно отказаться от хранения топлива непосредственно в ракете.

После доработок комплекса по результатам всех испытаний систему Д-2 вновь проверили, что открыло ей дорогу к применению флотом. 13 октября 1961 года ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 был принят на вооружение в составе средств подлодок проектов 629 и 658. С декабря 1959 года по декабрь 1962-го военно-морской флот Советского Союза получил 23 ДЭПЛ проекта 629. В тот же период боевой состав ВМФ пополнился восемью атомными субмаринами проекта 658.

Эксплуатация ракетного комплекса Д-2 продолжалась до начала семидесятых годов. За этот период субмарины-носители выполнили 311 запусков ракет. 225 стрельб завершились успешным поражением учебных целей. По имеющимся данным, по 38 неудачных стартов было связано с ошибками личного состава и неполадками различных систем. Причины 10 оставшихся аварий установить не удалось.

Запуск ракеты Р-13 / Фото: Rbase.new-factoria.ru

Особый интерес представляет запуск, выполненный подлодкой проекта 629 20 октября 1961 года. В ходе учений с кодовым названием «Радуга» одна из субмарин Северного флота выполнила стрельбу ракетой Р-13 со штатной специальной боевой частью. Ядерный боезаряд успешно поразил условную цель на полигоне на Новой Земле. Согласно открытым источникам, это был единственный случай использования ракеты Р-13 в полноценной боевой конфигурации. Более того, до или после мероприятия «Радуга» отечественные субмарины ни разу не стреляли баллистическими ракетами с ядерными боезарядами.

Ракета Р-13 была разработана специально для использования подводными лодками. Подобный подход к созданию нового вооружения полностью себя оправдал. От предыдущей Р-11ФМ новая ракета Р-13 отличалась повышенной надежностью, а также более высокими характеристиками. Изделие 4К50 получило возможность доставлять на дальность до 600 км боевую часть мощностью 1 Мт. Тем не менее, от главного недостатка предшествующей разработки в виде надводного старта избавиться так и не удалось. Эта особенность комплекса Д-2, в частности, приводила к заметному отставанию от зарубежных аналогов.

Рост основных характеристик ракеты, а также массовое строительство подлодок-носителей позволили значительно повысить ударный потенциал морской составляющей стратегических ядерных сил. Именно благодаря комплексу Д-2 с ракетой Р-13 удалось начать полноценное патрулирование вблизи территории вероятного противника и тем самым сократить имевшееся отставание в ядерных вооружениях.

Создание и эксплуатация комплекса Д-2 с ракетой Р-13 стало важным этапом в развитии отечественных вооружений для военно-морского флота. Решения, реализованные в проекте Р-13, в дальнейшем использовались при создании новых образцов аналогичного вооружения. После снятия комплекса Д-2 с вооружения эксплуатация его носителей продолжилась. Подлодки проектов 629 и 658 были перестроены по обновленным проектам и стали носителями новых ракетных вооружений.

Основные характеристики ПЛ с ракетой Р-13 [8] / Изображение: / Изображение: bastion-karpenko.ru

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Баллистические ракеты подводных лодок». 

2. Материалы сайта издания «Военное обозрение» статья Сергея Лебедева «Подводная лодка К. А. Шильдера». 

3. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Шильдер, Карл Андреевич». 

4. Материалы сайта «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ».

5. Материалы сайта издания RUFOR.ORG, публикация «Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13». 

6. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Королев, Сергей Павлович». 

7. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Макеев, Виктор Петрович».

8. Материалы сайта издания «ВТС «Бастион», журнал ВПК», публикация «Ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13».

Источник: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Станислав Закарян 1

Теги: БРПЛ, оснащение, ЯБ, образование, МСЯС, составляющая ядерной триады, первые БРПЛ, малая, средняя дальность

www.arms-expo.ru

Р-13 Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Р-13. Тип Статус Разработчик Главный конструктор Годы разработки Начало испытаний Принятие на вооружение Годы эксплуатации Основные эксплуатанты Основные технические характеристики ↓Все технические характеристики
Р-13
индекс ГРАУ: 4К50обозначение НАТО: SS-N-4 «Sark»
Р-13 на постаменте памятного знака «Ракета» в честь 25-летия Североморска.
БРПЛ
снята с вооружения
ОКБ-1/СКБ-385
В. П. Макеев
1955—1961
июнь 1959
13 октября 1961
1961—1972
ВМФ СССР
Максимальная дальность: 600 кмТочность (круговое вероятное отклонение): 4 кмЗабрасываемая масса: 1600 кгГоловная часть: ядерная, моноблочная, 1 Мт
 Изображения на Викискладе

Р-13 (индекс ГРАУ — 4К50, по классификации МО США и НАТО — SS-N-4 Sark, поначалу Snark[1]) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, которая в составе ракетного комплекса Д-2 состояла на вооружении подводных лодок проекта 629 и 658. Разработка начата в ОКБ-1 и продолжена в СКБ-385.

С её помощью был выполнен единственный в СССР пуск баллистической ракеты с ядерным боезарядом с борта подводной лодки. 20 октября 1961 года в ходе проведения учений «Радуга» подводной лодкой «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 по 1973 год было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 было признано успешными.

Ракета Р-13 стала первой в СССР ракетой, специально разработанной для запуска с подводных лодок. По сравнению с ранее принятой на вооружение Р-11ФМ, дальность её была значительно увеличена (со 160 до 600 км), а мощность ядерного боезаряда повышена. Однако основной недостаток — надводный старт — устранить не удалось.

Содержание

  • 1 История разработки
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Ракета Р-13
    • 2.2 Комплекс Д-2
  • 3 Модификации
    • 3.1 Р-13А
    • 3.2 Р-13М
  • 4 Развёртывание и эксплуатация
    • 4.1 Ядерные испытания
  • 5 Тактико-технические характеристики
  • 6 Оценка проекта
  • 7 Примечания
  • 8 Использованная литература и источники
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История разработки[ | код]

26 января 1954 года вышло постановление Совета Министров, согласно которому предусматривалась разработка специальной дизельной ракетной подводной лодки. Главное управление кораблестроения ВМФ в мае 1954 года выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку

ru-wiki.ru

Радиостанция 13-Р – Военная радиосвязь

 Носимая радиостанция КВ диапазона. Применялась в сетях стрелковых и артиллерийских полков. Изготовитель: СССР. 1941 г.

  • Диапазон частот – 1,75…4,25 МГц.
  • Виды работы – ТЛГ (А1) и ТЛФ (А3).
  • Выходная мощность – 0,5 Вт.
  • Питание – от сухих батарей БАС-60 (4 шт.) и аккумулятора 2НКН-10.

13-Р – КВ радиостанция общевойсковая. Применялась в низовых сетях стрелковых и артиллерийских полков (связь между ротой и батальоном, между батальонами и полком, между батареей и дивизионом, между наблюдательным пунктом и дивизионом).

Приемопередатчик собран по трансиверной схеме, вследствие чего обеспечивается двухсторонняя связь на общей для приема и передачи волне. Градуировка шкалы была выполнена в условных единицах, перевод показаний шкалы в номера волн осуществляется по таблице, нанесенной на передней панели. Прямой перевод показаний шкалы в значения частоты (кГц, МГц) не предусматривался.

Радиостанция 13-Р была разработана в конце 1941 года, начало выпуска – 1942 г.

Передатчик радиостанции 13-Р был собран на лампе СО-257, в качестве модулятора использовался выходной каскад приемника. Приемник – 6-ламповый супергетеродин на лампах СБ-242 (1 шт.) и СО-241 (5 шт.). Хотя по сравнению с 6Н-1 в приемнике 13-Р был не один, а два каскада УПЧ, тем не менее, ширина полосы пропускания приемника была около 10 кГц, что в условиях загруженных фронтовых КВ диапазонов должно было создавать массу неудобств, особенно при работе телеграфом.

К радиостанции придавались две антенны – штыревая высотой 2,65 м, состоявшая из 7 колен, и лучевая длиной 11 м. На том же каркасе был намотан противовес длиной 11 м, укладывавшийся на землю в виде петли при работе на штыревую антенну.

В войска радиостанции 13-Р поставлялись в укладочных ящиках из толстой фанеры, где размещались и приемопередатчик, и батареи питания, и вспомогательное имущество. Ящик на ремнях переносился за спиной радиста. Габариты укладочного ящика 320 х 435 х 235 мм, вес укладки с полной комплектацией – 20 кг.

 

Питание радиостанции.

Анодные цепи передатчика и приемника питаются от четырех последовательно включенных батарей БАС-60 №3 или №БАС-60 №12. Вариант с с БАС-60 №12 обеспечивает несколько большую продолжительность работы станции – 25-27 часов, чем с БАС-60 №3.

Цепи накала питаются от аккумулятора 2НКН-10. В упаковку радиостанции закладывается одновременно два аккумулятора (один рабочий, второй – запасной). В отдельных случаях, питание накала может осуществляется от четырех сухих элементов 4С, соединенных по два параллельно.

Вариант с аккумуляторами обеспечивает работу станции в течении 30-35 часов или 15-17 часов от одного аккумулятора. Вариант с батареями 4С обеспечивает работу станции в течении 50 часов. В крайних случаях, при отсутствии щелочных аккумуляторов и элементов 4С, можно использовать для питания цепей накала сухие элементы 3С. Продолжительность работы радиостанции при этом сокращается до 15-17 часов.

В общем случае, запас питания обеспечивает непрерывную работу станции на прием и передачу в течении 25-27 часов при соотношении времени передачи ко времени приема 1:3.

Радиостанция 13-Р была разработана в самом конце 1941 года, когда нехватка общевойсковых радиосредств в Красной Армии ощущалась очень остро. Производство КВ радиостанций батальонного звена 6-ПК и РБ в Москве было свернуто, а в Сарапуле и Новосибирске еще не начато. Боевые потери радиосредств восполнять было нечем.

В этой ситуации инициатива московского завода № 631 (так с 28.10.1941 назывался остаток производства бывшего завода № 203 имени Орджоникидзе, эвакуированного в Сарапул) по развертыванию производства упрощенных общевойсковых КВ радиостанций 13-Р пришлась как нельзя более кстати. В конце января 1942 г. Государственный комитет обороны даже принял специальное постановление о восстановлении производства войсковых радиостанций на заводе № 631 в Москве.

Радиостанция 13-Р разрабатывалась в расчете на максимальное использование “нормализованных” деталей и узлов, которые до войны выпускались для наших военных радиозаводов в Воронеже на заводе “Электросигнал”. Эти детали и узлы были теми же, что использовались для производства бытовых радиовещательных приемников 6Н-1, выпускавшихся в Воронеже с 1938 года по американской технологии.

Источник.

Материалы

[свернуть]

Похожие записи

Автор публикации

0

Неизменное хобби - радиосвязь. QTH - г. Донецк. Донецкая Народная Республика.

Комментарии: 28Публикации: 1505Регистрация: 11-08-2015

military.trcvr.ru

Р-13

Р-13М

Ракета класса "воздух-воздух" Р-13 разработана на Заводе опытного вооружения. Является дальнейшим развитием ракеты Р-3С. В системе управления ракеты применён метод пропорционального сближения, более приемленый для наведения на движущиеся цели. Для увеличения дальности пуска применён новый двигатель.

ГСН для повышения чувствительности охлаждается азотом.

В 1969 году ракету модернизировали. Дальность пуска была увеличена до 15 км, изменена форма оперения и рулей, мощность их приводов, увеличена чувствительность ГСН. Скорость отработки координатора обеспечивала ракете возможность отслеживать бустро маневрирующую цель без срыва захвата. Тепловой взрыватель заменён более надёжным радиовзрывателем "Колибри", подрвающим БЧ при сближении с целью до 5 м. Ракета Р-13М применялась на самолётах МиГ-21, МиГ-23, Су-17.

Модификации:

  • Р-13 - базовая.
  • Р-13М (К-13М, "изделие 380") - модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной ГСН, новым взрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение в январе 1974 года.
  • Р-13М1 ("изделие 380М") - модернизированная. Отличается увеличенным крылом, ГСН "Иней-М".

Технические характеристики

Габариты, мм:

диаметр фюзеляжа длина

- -
Стартовая масса, кг 90
Масса боевой части, кг -
Суммарный импульс тяги двигателя у земли, кгс/с -
Максимальная эксплуатационная перегрузка -
Разрешённая дальность пуска, км -
Максимальная скорость цели, км/ч -
Диапазон высот применения, км -

Литература

  1. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 24-25.

aviaros.narod.ru

Турбореактивный авиационный двигатель Р-13. - Российская авиация

Турбореактивный авиационный двигатель Р-13.

Разработчик: ОКБ-300 (С.А.Гаврилов) Страна: СССР Год постройки: 1963 г.

Двигатель Р-13, являвшийся дальнейшим развитием турбореактивного двигателя Р-11. Базовая версия Р-13 получила наименование Р-13-300. В двухконтурном турбореактивный двигатель Р-13-300, по сравнению с Р-11, был установлена полностью новая форсажная камера, новый пятиступенчатый компрессор высокого давления и новая камера сгорания с модифицированной системой запуска обеспечивающей запуск на больших высотах без применения дополнительного топливного бака.

В конструкции двигателя увеличилось количество титановых деталей. Вариант с форсажной камерой устанавливался на ряде модификаций истребителей МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, Миг-21МФ), Су-15ТМ и Су-15Т, без форсажной камеры — на самолетах Су-25 и Су-28.

Производился в Уфинском УМПО и Улан-Удинском УМПК. Выпускался так же по лицензии в Китае под обозначением LM WP13.

Модификации:

Р13Ф-300 — на двигателе установлена новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами и дополнительный форсажный насос. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют эксплуатацию двигателя в «чрезвычайном режиме» (режим повышенной форсированной тяги).Р13Ф2-300 — с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для Су-15ТМ.Р-95Ш — бесфорсажный для штурмовика Су-25.Р-13-300 производился в Китае с 1978 г под обозначением LM WP13. Предназначался для установки на самолёты F-7 и F-8. Известны следующие модификации:LM WP13A II — в двигателе введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифицированы камера сгорания и форсажная камера. Длина двигателя больше на 550 мм, а масса меньше на 10 кг.LM WP13F — повышена степень сжатия в компрессоре, увеличился расход воздуха. Устанавливался на истребителе F-7MG.

Технические характеристики:

Длина, мм: 0,907Высота, м: 1,095Диаметр входа, м: 1250Масса, кг: 1205Тяга на полном форсированном режиме, кН(кгс): 63.65 (6490)Удельный расход топлива в форсажном режиме, кг/кгс-ч: 2,093Тяга на рабочем режиме, кН( кгс): 39,92 (4070)Минимальный удельный расход топлива, кг/кгс-ч: 0,931Степень сжатия: 8,90Температура газов перед турбиной, °С: 1005Число ступеней турбины: 9Степень повышения давления в компрессоре: 9,1.

Двигатель Р-13 в музее Вадима Задорожного.Двигатель Р-13 в музее Вадима Задорожного.

Двигатель Р-13 в музее Вадима Задорожного.

.

.

Список источников:В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели.П.Н.Сергеев. Советский истребитель-перехватчик Су-15.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai