Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10». Пзрк стрела 10


Зенитный ракетный комплекс 9К35 "Стрела-10СВ"

]]>]]>В состав комплекса 9К35 входит:

  • боевая машина (БМ) 9А35, оборудованная пассивным радиопеленгатором целей,
  • боевая машина 9А34 (без радиопеленгатора),
  • ЗУР 9М37,
  • контрольно-проверочная машина.

В отличие от ЗРК "Стрела-1М" комплекс 9К35 (см. ]]>проекции]]>) размещался не на колесной машине БРДМ-2, а на гусеничном многоцелевом тягаче МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволила увеличить возимый боекомплект с четырех до восьми ЗУР (четыре - на направляющих пускового устройства и четыре - в корпусе самохода). При этом потребовалась длительная отработка приборного оборудования боевой машины, на которое воздействовали мощные вибрации гусеничного шасси, несвойственные ранее применявшимся колесным машинам.

В ЗРК "Стрела-10СВ" использовался электропривод пускового устройства, а не мускульная сила оператора, как в комплексе "Стрела-1М".

Ракета 9M37.

Для комплекса "Стрела-10СВ" была разработана новая ракета, получившая обозначение 9М37 (см. ]]>компоновочную схему]]>). В состав ракеты 9М37 входила двухцветная головка самонаведения, в дополнение к примененному в ЗРК "Стрела-1M" фотоконтрастному каналу использовался и тепловой (инфракрасный) канал, что повышало боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в условиях помех. Фотоканал использовался как резервный, так как в отличие от теплового он требовал охлаждения, которое могло обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Для ограничения скорости проворота ракеты по крену на ЗУР применены расположенные позади крыльев отдельно стоящие роллероны. При сохранении диаметра корпуса и размаха крыла ЗУР комплекса "Стрела-1" длина ракеты 9М37 увеличена до 2,19 м.

Для повышения эффективности боевого снаряжения при сохранении прежней массы (3 кг) осколочно-фугасной боевой части в БЧ ЗУР 9М37 были использованы стержневые поражающие элементы. При прямом попадании в цель контактный датчик, а в случае пролета ракеты вблизи цели - неконтактный электронно-оптический датчик, задействовали предохранительно-исполнительный механизм на подрыв боевой части ЗУР.

]]>]]>

Введение в комплекс "Стрела-10СВ" аппаратуры оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, позволило своевременно осуществлять пуски ракет. Ее основу составляли когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивавший определение дальности до цели (в пределах от 30 до 10300м с максимальной ошибкой не более 100м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30м/с), а не аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяло границы зоны пуска с максимальными ошибками 300-600м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1-0,2°.

В комплексе "Стрела-10СВ" появилась возможность обстреливать более скоростные цели по сравнению с ЗРК "Стрела-1М" расширились границы зоны поражения. Если комплекс "Стрела-1М" не был защищен ни от естественных, ни от организованных оптических помех, то ЗРК "Стрела-10СВ" при работе с использованием теплового канала ГСН был защищен от естественных помех и в определенной мере - от одиночных преднамеренных оптических помех-ловушек. Однако в ЗРК "Стрела-10СВ" еще оставались многие ограничения эффективной стрельбы с использованием как фотоконтрастного, так и теплового каналов ГСН ЗУР.

]]>]]>

ЗРК 9К35 организационно объединялись в зенитный ракетный взвод "Стрела-10СВ" зенитной ракетно-артиллерийской батареи (взвод ЗРК "Стрела-10СВ" и взвод комплекса "Тунгуска") зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Взвод состоял из одной боевой машины 9А35 и трех машин 9А34. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М), который в дальнейшем предполагалось заменить на унифицированный батарейный командирский пункт "Ранжир".

Централизованное управление комплексами "Стрела-10СВ" в составе батареи и зенитного дивизиона полка предлагалось осуществлять так же, как и комплексами "Тунгуска" - путем передачи команд и целеуказаний от батарейного командирского пункта и командного пункта ПВО полка по радиотелефону (до оборудования ЗРК аппаратурой передачи данных) и по радиотелекоду (после такого оборудования).

Средства связи:

  • Радиостанция Р-123М;
  • Танковое переговорное устройство ТПУ-4.

Экипаж: командир БМ, старший оператор и механник-водитель. Помимо личного оружия экипажа на каждой боевой машине находится пулемет ПК с двумя боекомплектами.

rbase.new-factoria.ru

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10»

Боевая машина 9А34 зенитного ракетного комплекса "Стрела-10" обеспечивает поражение аэродинамических целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с - на догонных курсах), на высоте от 0,025 км до 3,5 км, на дальности от 0,8 до 5 км при курсовом параметре до 3 км. При наличии целеуказания от средств управления и при отсутствии организованных помех обеспечиваться вероятность поражения цели одной зенитной управляемой ракетой (ЗУР) одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3-5 единиц, не менее 0,5-0,6.

Возимый боекомплект составляет 12 ЗУР. Боевая машина 9А34 авиатранспортабельна (перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом Ми-6) и имеет возможность преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины составляет 12,5 т.

Командирская боевая машина 9А35 оборудована пассивным помехозащищенным радиопеленгатором целей 9С16, а боевая машина 9А34 его не имеет.

Используемые зенитные управляемые ракеты - 9М37

Боевая машина 9А34 (9А35) оснащена аппаратурой оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, что позволяет своевременно осуществлять пуски ракет.

Основу аппаратуры оценки зоны пуска составляет когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивающий определение дальности до цели в пределах от 0,43 до 10,3 км (с максимальной ошибкой не более 100 м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30 м/с), а также аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяет границы зоны пуска с максимальными ошибками 300-600 м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1-0,2 градусов.

В качестве базовой машины используется гусеничный многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволяет перевозить до восьми ЗУР 9М37 в транспортно-пусковых контейнерах, половина из которых находится на направляющих пускового устройства, а остальные размещаются в корпусе самохода.

В боевой машине 9А34 (9А35) ЗРК "Стрела-10" используется электропривод пускового устройства. Скорость кругового горизонтального наведения составляет от 0,3 до 100 град, в секунду. Максимальная скорость вертикального наведения в диапазоне углов - от -5 до +80 градусов. Оператор ведет наблюдение через бронестекло в секторе 90x120 градусов. При сложенном пусковом устройстве высота боевой машины не превышает 2,2 м. Заряжание пускового устройства четырьмя ракетами осуществлялась вручную за 3 минуты.

Масса боевой машины 9А35 составляет 12,35 т, а 9А34 - 12,29 т, длина - 6,93 м, ширина - 2,85 м.

Зенитная управляемая ракета 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует пассивное самонаведение.

Для этого, в состав ракеты 9М37 комплекса "Стрела-10" входит двухдиапазонная головка самонаведения: фотоконтрастного (0,4-0,8 мкм) диапазона и инфракрасного диапазона (3,5-5 мкм), что повышает боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в сложных метеорологических условиях и при использовании противником помех. Фотоконтрастный канал используется при стрельбе по приближающимся целям, а также как резервный, поскольку в отличие от теплового (инфракрасного) не требует охлаждения, которое может обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Для ограничения скорости поворота ракеты по крену на ЗУР применяются расположенные позади крылья и, стоящие отдельно от них, роллероны, которые выполнены без обычного для этих устройств роторов, раскручиваемых набегающим воздушным потоком. Вместо них роллероны связаны с расположенными внутри корпуса роторами с газодинамической раскруткой.

Для повышения эффективности боевого снаряжения в ЗУР 9М37 вместо осколков используются стержневые (режущие) поражающие элементы массой 9 г, разлетающиеся со скоростью до 1300 м/с. Масса взрывчатого вещества боевой части - 1,1 кг.

Длина ракеты 9М37 составляет 2,19 м.

ru.uos.ua

Зенитный ракетный комплекс 9К35М4 «Стрела-10М4»

Самоходный комплекс войсковой ПВО ближней зоны на гусеничном шасси, новая модернизация хорошо известного образца.

Самоходный ЗРК ближнего рубежа «Стрела-10» был принят на вооружение ПВО сухопутных войск СССР в 1976 году, и до сих пор находится в эксплуатации.

Предназначен для защиты войсковых подразделений в различных формах боя и на марше от средств воздушного нападения и разведки, пикирующих и летящих на малых и сверхмалых высотах. Монтируется на шасси универсального транспортера МТ-ЛБ (четыре ракеты на пусковой установке и четыре запасных в боевом отделении).

Комплекс неоднократно совершенствовался. Версия «Стрела-10М4», впервые публично представленная в 2005 году на авиасалоне МАКС в Жуковском, — одна из последних версий модернизации для этого заслуженного комплекса ПВО. Ее автором, как и всего комплекса, является «КБточмаш им.А.Э.Нудельмана», входящее в холдинг «Высокоточные комплексы» (из состава госкорпорации «Ростех»).

ЗРК Стрела-10М4, авиасалон МАКС-2005. Фото: Юрий Пашолок

Задачей модернизации комплекса было обеспечить ему возможность работы в любое время суток и в условиях ограниченной видимости, а также возможность проведения автономного автоматического секторного поиска целей. Для этих целей на боевой машине установлена новая оптико-электронная система, включающая тепловизор, а также автомат захвата цели. Комплекс способен работать в условиях мощной постановки помех, включая и оптические.

Комплекс «Стрела-10М4», в дополнение к обычной ракете 9М37, получил ракету 9М333 калибром 120 мм, имеющую доработанные двигатели, а также новую пассивную оптико-инфракрасную головку самонаведения с тремя приемниками разных спектральных диапазонов: фотоконтрастным, инфракрасным и помеховым (с логической селекцией целей на фоне оптических помех).

Ракета удлинена до 223 см, обладает большей массой боевой части (5 кг вместо 3 кг у предыдущих ракет комплекса), имеет поражающие элементы большей длины и сечения.

Комплекс, как и предыдущие версии, несет восемь таких ракет. Зона поражения по дальности 800−5000 метров, по высоте 10−3500 метров. Скорость поражаемых целей до 416 м/с на встречных курсах, до 305 м/с на догонных.

defendingrussia.ru

9К35 Стрела-10 Зенитно-ракетный комплекс

Описание:

Зенитный ракетный комплекс 9К35"Стрела-10" принят на вооружение советской армии в 1976 году. Он предназначен для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых полков от средств воздушного нападения. Способен поражать низколетящие воздушные цели. Состоит на вооружении армий СНГ, а также поставлялся в ряд стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В состав комплекса входят боевая машина (с пассивным радиопеленгатором 9С16 или без него) с ракетами и средства обеспечения (контрольно-проверочная машина, машина технического обслуживания и агрегат внешнего электропитания). В качестве базы для боевой машины комплекса "Стрела-10" используется многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ.

Боевая машина выполнена в модульном варианте: пусковая установка с аппаратурой управления размещена на вращающейся башне. На повышение проходимости боевой машины благотворное влияние оказывает и оригинальная конструкция самой пусковой установки. Она сделана складывающейся, чего нет ни на одном из известных зенитно-ракетных комплексов мира. В походном положении пусковая установка находится в сложенном состоянии. Боекомплект состоит из восьми ракет. К качающейся части пусковой установки подвешивается четыре. Еще четыре ракеты находятся в возимом боезапасе в кормовой части. Предусмотрена возможность ведения огня как с места, так и в движении при скорости до 30 км/ч. Зенитная управляемая ракета комплекса "Стрела-10" выполнена по аэродинамической схеме "утка". Она состоит из головки самонаведения, автопилота, взрывного устройства, неконтактного датчика цели, двигательной установки, контейнера. Головка самонаведения работает в двух каналах - инфракрасном и фотоконтрастном. В дальнейшем на вооружение были принят модернизированные вариант зенитного ракетного комплекса 9К35 "Стрела-10". Так, в 1979 г. появился зенитный ракетный комплекс 9К35М "Стрела-10М", а в 1981 г. - зенитный ракетный комплекс 9К35М2 "Стрела-10М2".

Зенитный ракетный комплекс 9К35М3 "Стрела-10М3", являющийся последней модификацией комплекса 9К35 "Стрела-10". Он предназначен для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых полков от средств воздушного нападения. Комплекс способен поражать низколетящие воздушные цели, в том числе самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и дистанционно пилотируемые летательные аппараты. В состав комплекса входят боевая машина (9А35М3 с пассивным радиопеленгатором или 9А34М3 без него) с ракетами и средства обеспечения (контрольно-проверочная машина, машина технического обслуживания и агрегат внешнего электропитания).

В качестве базы для комплекса "Стрела-10М3" используется многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ с высокоэкономичным и экологически чистым двигателем. Благодаря низкому удельному давлению на грунт машина способна двигаться по дорогам с низкой несущей способностью в том числе по болотам, снежной целине и песчаной местности, а также преодолевать водные преграды вплавь. Ходовая часть с независимой торсионной подвеской и гидроамортизатором обеспечивает хорошую маневренность и высокие показатели плавности хода, что благотворно влияет на точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Боевая машина выполнена в модульном варианте: пусковая установка с аппаратурой управления размещена на вращающейся башне, что позволяет установить ее на любом транспортном средстве грузоподъемностью более 3 т. На повышение проходимости боевой машины благотворное влияние оказывает и оригинальная конструкция самой пусковой установки. Она сделана складывающейся, чего нет ни на одном из известных зенитно-ракетных комплексов мира. В походном положении пусковая установка находится в сложенном состоянии и высота ее не превышает 2220 мм. Это снижает заметность комплекса (особенно на марше) и позволяет перевозить его современными самолетами транспортной авиации. Из походного помещения в боевое пусковая установка переводится всего за 40 с, так что складывающаяся система особого влияния не боеготовность не оказывает. Боекомплект состоит из восьми ракет. К качающейся части ПУ подвешивается четыре. Поскольку их центр масс расположен на оси качания, обеспечивается полное уравновешивание систем независимо от количества находящихся на ней ракет. Еще 4 ракеты находятся в возимом боезапас в кормовой части. Перезарядку пусковой установки ракетами боезапаса подготовленный экипаж может выполнить собственными силами в течение 3 мин. Относительно небольшие габаритно-массовые характеристики ракет комплекса позволяют осуществлять их проверки, перезаряжание, укладку и складирование без применения специальных транспортно-перегрузочных средств.

Скоростные электромеханические приводы наведения боевой машины дают возможность быстро маневрировать огнем и производить пуски сразу по двум целям, движущимся с разных направлений. Оригинальное решение, примененное в конструкции системы наведения, позволяет автоматически разворачивать пусковую установку вслед за движением цели после захвата ее головкой самонаведения ракеты. Предусмотрена возможность ведения огня как с места, так и в движении с короткой остановки. Система обнаружения комплекса основана на использовании оптических средств и действует по принципу "вижу-стреляю". Оператор пусковой установки осуществляет наблюдение за воздушной обстановкой через бронестекло с широким полем зрения 90х120 градусов или прицел, поле зрения которого может быть 15 или 30 градусов. Кроме того в состав средств обнаружения входит трехдиапазонная головка самонаведения ракеты. Одна из четырех машин, входящих в состав огневого подразделения (9А35МЗ) дополнительно оснащается пассивным радиопеленгатором для обнаружения и перемещения в поле зрения оператора объектов, оснащенных бортовыми импульсными радиотехническими системами. Объектами пеленгации могут быть радиолокационные бомбовые прицелы, станции переднего обзора летательных аппаратов и другие излучающие средства. Пассивный режим работы радиопеленгатора снижает вероятность обнаружения комплекса и исключает возможность воздействия противорадиолокационных ракет противника. Боевые машины оснащены необходимой аппаратурой для приема и реализации целеуказания, опознавания национальной принадлежности цели, оценки зоны пуска, осуществления запуска ракеты, а также средствами связи и навигации. Современное электронной оборудование позволяет использовать комплекс как автономно, так и в режиме централизованного целеуказания. В последнем случае его возможности существенно расширяются. Три других машины батареи (9А34МЗ) пеленгаторов не имеют, но могут получать информацию целеуказания от командирской по радиосвязи. Кроме того, все машины оснащены системой централизованного приема целеуказаний от радиолокационных средств других подразделений ПВО по телекодовой радио- или проводной связи. При получении такой информации пусковые установки автоматически разворачиваются в сторону цели при ее удалении до 30 км. Такой же разворот осуществляется и при движении цели после ее захвата головкой самонаведения ракеты. Таким образом, в составе систем обнаружения и наведения комплекса "Стрела-10МЗ" полностью исключены активные (излучающие) средства. Это обеспечивает его неуязвимость он систем разведки и поражения противника, действующих на принципе обнаружения и наведения по источниками излучения и повышает живучесть комплекса в бою. Особенно важно это свойство комплекса при борьбе с низколетящими целями. Оно выгодно отличает его от аналогов, имеющих командные линии наведения и радиолокационные станции обнаружения.

Зенитная управляемая ракета комплекса "Стрела-10М3" имеет двигатели, работающие на твердом ракетном топливе, управляются системой управления, получающей сигналы от трехканальной оптической головки самонаведения. Поражение цели осуществляется осколочно-фугасной боевой частью стержневого типа, массой 5 кг. Надежное поражение даже малоразмерных целей достигается не только при попадании, но и при промахе до 3 м, потому что боевая часть оснащена контактно-неконтактным взрывателем, а зоны разлета поражающих элементов адаптированы к различным условиям встречи с целью. Особо следует остановиться на головке самонаведения, имеющей ряд конструктивных отличий, выгодно отличающих ее от более ранних образцов. Как уже отмечалось она имеет 3 канала: фотоконстрастный, инфракрасный и помеховый. Такой выбор датчиков определяет возможность комплекса осуществлять захват и наведение ракет на цели в условиях сложных фоновых образований в атмосфере, а также при использовании противником организованных оптических и тепловых помех, выстреливаемых в любых направлениях. Оператор включает требуемый канал головки самонаведения перед пуском в зависимости от реально складывающейся помеховой обстановки.

Наличие в головке фотоконтрастного и инфракрасного каналов обеспечивает надежное поражение целей как на встречных, так и на догонных курсах в различных формах боя. Наиболее близкий по характеристикам к "Стреле-10МЗ" зарубежный аналог - американский зенитно-ракетный комплекс "Чаппарел" - имеет только инфракрасный канал, что определяет его способность поражать цели лишь на догонных курсах. Такое преимущество российской системы в современных условиях высокоманевренных боевых действий может сыграть немаловажную роль в противовоздушной обороне войск. Комплекс состоит на вооружении армий СНГ, а также поставляется в ряд стран Европы, Азии, Африки и латинской Америки. Простота конструкции основного оборудования комплекса, удобство и надежность его эксплуатации обеспечили ему хорошую репутацию среди военных специалистов. "Стрела-10М3" обладает высокой боевой эффективностью, хорошо защищен от организованных оптических помех, а также имеет расширенные по сравнению со "Стрелой-10М2" возможности по борьбе с малоразмерными целями.

Технические характеристики:

    Боевая масса, т 12,3 Экипаж, чел. 3 Ракета: Стартовая масса, кг 42,5 Масса боевой части, кг 5 Длина ракеты, мм 2190 Калибр, мм 120 Боекомплект, ракет 8 Зона поражения, км: По дальности 5 По высоте 0,25 - 3 Углы наведения ПУ, град. : Горизонтальный 360 Вертикальный -5 - +80 Скорость наведения ПУ, град/с: По углу места 0,3-50 По азимуту 0,3-100 Габаритные размеры, м: Длина 6,45 Ширина 2,85 Высота в походном положении 2,22 Броневая защита, мм 7-14 Максимальная скорость движения, км/ч 60 (на плаву - 5-6) Запас хода, км 500 Двигатель дизельный, восьмицилиндровый Максимальная мощность, л.с. 240

military-informer.narod.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К35 Стрела-10СВ (СССР)

В ходе локальных войн на Ближнем Востоке успешно использовались относительно недорогие полковые и дивизионные ЗРК с оптико-электронными системами обнаружения целей советского производства. Так как их применение ограничивалось погодными условиями, то в связи с этим в 1968 году было начато проектирование самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ». А полномасштабные работы по комплексу начались в июле 1969 года. Предназначался он для ПВО мотострелковых и танковых полков и представлял собой глубокую модернизацию ЗРК "Стрела-1М". В состав комплекса 9К35 вошли, боевые машины 9А35, 9А34, ракета 9М37 и вспомогательное оборудование. Интересно, что первоначально предполагалось наряду с ракетой 9М37 вести стрельбу и ракетами 9М31М от зенитного ракетного комплекса "Стрела-1М".

Головным разработчиком комплекса в целом, а также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБ точного машиностроения Миноборонпрома (главный конструктор А. Э. Нудельман). Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя являлось ЦКБ "Геофизика" Миноборонпрома. Изготовлением шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой на неё артиллерийской части — Саратовский агрегатный завод Миноборонпрома. Серийное производство ракет велось на Ковровском механическом заводе.

Заводские испытания первого опытного образца комплекса начались в августе 1971 года. Но они вскоре замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения, поэтому совместные (государственные) испытания ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» завершились лишь в мае 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение же 9К35 «Стрела-10СВ» была принята в 1976 году после многих доработок и длительных споров между разработчиками, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.

Ракета 9М37, выполненная по аэродинамической схеме "утка", имела управляющие органы (рули) в передней части корпуса, а неподвижный стабилизатор — в задней. Она оснащалась однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем и пассивной двухканальной головкой самонаведения. Основной канал наведения оптический. Его аппаратура работала в видимой части спектра солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала сопровождать её. Инфракрасный же канал использовался только в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех.

К числу преимуществ такой системы перед радиолокационными системами наведения ракет комплексов "Куб" и "Круг" можно отнести более низкую стоимость, невосприимчивость к радиолокационным помехам и неуязвимость боевых машин для ракет типа "Шрайк", наводившихся по лучу радиолокатора. Недостатками её следует считать невозможность стрельб по цели, заходящей со стороны солнца (угол между направлением на цель и солнцем должен был превышать 20°), и чуствительность к инфракрасным и оптическим помехам создаваемым противником.

Ракета 9М37 с боевой частью 9Н125 со стержневыми поражающими элементами помещалась в контейнере, который обеспечивал пылебрызгозащищенность и при пуске выполнял роль направляющей. На контейнере размещались пороховой газогенератор и элементы системы охлаждения головки самонаведения.

При проектировании в качестве базового шасси боевой машины (пусковой установки) рассматривалось три кандидатуры: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ. Все три машины гусеничные, так как "стрелы" предпопагалось использовать совместно с "Щилками". В конце концов, лучшим вариантом признали бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. На его базе создали две машины - 9А35 и 9А34. Разница между ними небольшая, первая оснащалась пассивными радиопеленгаторами 9СШ, а 9А34 их не имела. Радиопеленгатор служил для обнаружения и точного пеленгования целей, летящих с работающей бортовой радиолокационной аппаратурой.

Корпус 9К35 «Стрела-10СВ» сварен из стальных плит толщиной не более 7 мм, обеспечивающих защиту от огня лёгкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Внутри корпус машины делится на несколько отделений: трансмиссионное, управления, моторное, боевое. Трансмиссионное отделение находится в передней части машины. В нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок, бортовые передачи и элементы системы смазки. Доступ к трансмиссии обеспечивает крышка на верхней передней бронированной плите.

Отделение управления расположено сразу же за трансмиссионным и отделено от него перегородкой из броневой стали. В нём размещаются два сиденья — механика-водителя (слева) и командира (справа). Обзор обоим обеспечивают лобовые окна, которые при необходимости закрываются стальными защитными крышками, и шесть обогреваемых перископов. Над сиденьями в крыше корпуса имеются люки, через которые механик-водитель и командир садятся в машину и выходят из неё. Между сиденьями механика-водителя и командира под специальным защитным кожухом находится промежуточный редуктор и вал отбора мощности на блок "коробка передач-механизм поворота".

Моторное отделение занимает часть корпуса за отделением управления вдоль левого борта машины. В нём установлен двигатель с некоторыми элементами вспомогательных систем, а также главный фрикцион. Доступ к двигателю обеспечивается через сьемную панель в крыше корпуса. ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» оснащен 8-цилиндровым 4-тактным дизелем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, развивающим мощность 177 кВт при 2100 об/мин, что позволяет машине двигаться по дорогам с твёрдым покрытием с максимальной скоростью 61,5 км/ч. Радиатор системы охлаждения находится в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса.

Ходовая часть ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» состоит, применительно к одному борту, из шести обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины.

Подвеска состоит из двенадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

Как и базовый тягач МТ-ЛБ, ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» является плавающей машиной. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, предотвращающий заливание водой передней части машины. При движении на ппаву 9К35 «Стрела-10СВ» развивает скорость 6 км/ч.

Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое около 20 секунд, а обратно — 2-3 минуты. В отличие от ЗРК "Куб" и "Круг", боевая машина комплекса 9К35 «Стрела-10СВ» не имеет специального двигателя, работающего на генератор бортовой сети. Поэтому комплекс может работать только при работе основного двигателя или при подключении внешнего источника электропитания.

Пусковая установка оснащена аппаратурой оценки зоны поражения 9С86 для автоматического определения дальности до цели, радиальной скорости цели в пределах 450—10000 м и вычисления углов упреждения пуска ракеты, отрабатываемых приводами наведения пусковой установки. В состав аппаратуры входят когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн и аналоговое счетно-решающее устройство. Для определения государственной принадлежности воздушных целей, оборудованных ответчиками "Кремний-2", "Кремний-2М", "Пароль" и др., на машине установлен радиозапросчик 1РЛ246-10-2, работающий при наклонной дальности до 12000 м и высотах от 25 до 5000 м.

На пусковой установке в походном и боевом положениях размещены четыре ракеты в контейнерах, прикреплённых к раме пусковой установки с помощью бугелей. Масса одного контейнера с ракетой 74 кг. Перезаряжание полного боекомплекта производится вручную за три минуты. В боеукладке машины имеются четыре запасные ракеты. Углы наведения составляют по вертикали от -5° до +80° при скорости наведения 50 град/с, а по горизонтали — 360° при скорости наведения 100 градусов в секунду.

Расчет боевой машины состоит из трех человек командира, оператора и механика-водителя. Для самообороны на корпусе боевой машины закрепляется 7,62-мм пулемет ПКТ.

Действие комплекса происходит следующим образом: данные целеуказания от пункта управления ПУ-12 или командирской машины "Овод М-СВ" поступают по радио или проводной связи к оператору комплекса, который наводит пусковую установку в направлении цели и с помощью оптического визира 9Ш127 производит точное прицеливание. При автономной работе комплекса цель обнаруживает командир по индикатору радиопеленгатора, а оператор окончательно прицеливается и при попадании цели в нулевое кольцо визира нажимает кнопку "слежение — пуск" до первого упора. При этом открывается передняя крышка контейнера ракеты. После захвата цели головкой самонаведения ракеты, радиодальномер начинает излучать зондирующие импульсы, и параллельно с ним запросчик определяет государственную принадлежность цели. После этого происходит пуск, и связь ракеты с машиной прерывается, т.е. реализуется принцип "выстрелил и забыл».

Комплексы 9К35 «Стрела-10СВ» вошли в состав зенитных батареи мотострелковых и танковых полков. Причем батареи состоят из взвода ЗРК и взвода "Шилок". Взвод первых состоит из одной машины 9А35 и трех 9А34. В качестве командного пункта используется пункт управления ПУ-12 (9С482) на шасси БТР-60ПБ, который предполагалось заменить на унифицированный батарейный командный пункт "Ранжир" (9С737). созданный на шасси МТ-ЛБУ и принятый на вооружение в 1989 году.

В 1977 году начались работы по модернизации комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Модернизация состояла в усовершенствовании головки самонаведения ракеты и аппаратуры её запуска. Модернизированная головка могла производить селекцию теплоизлучающих целей по траекторным признакам, что позволяло отличить часть инфракрасных ловушек от цели. Испытания модернизированного комплекса проходили с января по май 1978 года на Донгузском полигоне, а на следующий год он был принят на вооружение под названием «Стрела-10М».

В том же 1979 году началась вторая модернизация комплекса. Основной целью её являлось обеспечение боевыми машинами автоматического приема и отработки данных целеуказания от средств управления полкового звена ПВО. Для этого их оснастили дополнительными радиостанциями Р-123М для приёма теле-кодовой информации. Кроме того, предполагалось обеспечить их плавание с полным боекомплектом (8 ракет). Для этого пусковые установки оснастили специальными поплавками из пенополиуретана, и комплекс получил возможность запускать ракету даже на плаву.

В июле - октябре 1980 года на том же полигоне были проведены испытания модернизированного образца ЗРК. А в 1981 году комплекс под названием 9К35М2 «Стрела-10М2» приняли на вооружение. В 1983 году началась третья модернизация "Стрелы-10". В её состав ввели новую ракету 9М333, которая по сравнению с 9М37М имела улучшенные двигатель и контейнер, новые головку самонаведения, автопилот, неконтактный взрыватель и боевую часть. Неконтактный взрыватель, имевший в два раза больше лазерных импульсных излучателей, формирующих восьмилучевую диаграмму направленности, существенно повысил вероятность поражения малоразмерных целей.

Последняя модификация была принята на вооружение в 1989 году под названием 9К35М3 «Стрела-10М3». Организационная структура подразделений оснащённых «Стрела-10М3», осталась без изменений. Ракеты 9М333 и 9М37М можно запускать со всех модификаций боевых машин комплекса.

ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» широко экспортировалась как в страны Варшавского договора, так и в развивающиеся страны. Комплекс достаточно успешно применялся в ходе боевых действии в Ливане и Анголе.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ»Боевая масса, т 10,9 Экипаж, чел. 3 Габаритные размеры, мм длина 6454ширина 2850высота в походном положении 2300 высота в боевом положении 3800 клиренс 395Бронирование противопульное Вооружение 4 ракеты 9М37; 7,62-мм пулемёт Боекомплект 8 ракет 9М37 Наклонная дальность стрельбы, м. максимальная 5000 минимальная 800 Двигатель ЯМЗ 238В. 4-тактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 177 кВт Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 61,5на плаву 5-6Запас хода по шоссе, км 500 Запас топлива, л 450 Преодолеваемые препятствия подьем, град, 30 высота стенки, м 0,7 ширина рва, м 2,7 глубина брода, м плавает

www.dogswar.ru

Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс "Стрела-10"

Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс "Стрела-10"

С созданием ЗРК "Стрела-1" открылась возможность формирования в полковых зенитных дивизионах ракетно-артиллерийских батарей, состоявших из взвода с четырьмя ракетными комплексами и взвода из четырех "Шилок", что позволяло реализовать преимущества как ракетного, так и пушечного вооружения с учетом складывающейся в конкретном случае боевой обстановки. Однако ЗРК "Стрела-1" не полностью отвечал задачам ПВО из-за чрезмерной зависимости возможности применения ракет с фотоконтрастной ГСН от метеоусловий, ограниченного боекомплекта, недостаточной помехозащищенности.

Кроме того, по результатам испытаний и учебных стрельб выявилась трудность определения момента пуска ракеты. В силу вполне объяснимого психифизиологического состояния операторы стремились запустить ракету как можно раньше, зачастую за пределами досягаемости цели. Для пригодных только для стрельбы вдогон комплексов "Стрела-2" эта проблема не стояла — стрелки-зенитчики в силу тех же причин пускали ракету при минимальном удалении пролетевшей над ними цели.

С учетом роста скоростных показателей фронтовой авиации вероятного противника реализуемый для комплекса "Стрела-1" диапазон скоростей поражаемых целей представлялся уже недостаточным. Совершенствование конструкций самолетов, реализация других мероприятий по повышению их живучести требовали применения на ракете более совершенных боевых частей.

С учетом в целом высокой стоимости боевой машины ЗРК, а также прогресса, достигнутого в разработке следящих приводов, было пересмотрено и решение об отказе от использования привода наведения пускового устройства, принятое при создании ЗРК "Стрела-1" для достижения высокой надежности и дешевизны. Скорость ручного наведения не всегда соответствовала возможностям скоростной цели, особенно внезапно появившейся, при усталости оператора. Ручное наведение также не оставляло резервов на увеличение массы ракеты, неизбежное при реализации мероприятий по ее совершенствованию. Кроме того, по уровню проходимости боевые машины ЗРК "Стрела-1" на базе БРДМ-2 уступали гусеничной технике, что затрудняло их применение в составе танковых частей.

Работы по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-1 °CВ" (9К35) начались по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 г. № 595–204.

Наряду с разработкой ЗРК "Стрела-1 °CВ" проводились, но не были завершены работы по унифицированному с ним корабельному комплексу, а также по ЗРК "Стрела-11" для воздушно-десантных войск с боевой машиной на шасси БМД-1.

В соответствии с ТТТ комплекс "Стрела-1 ОСВ" должен был обеспечивать поражение целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с — на догонных курсах) на высоте от 0,025 км до 3,0–3,5 км, на дальности от 0,8–1,2 до 5 км при параметре до 3 км. При наличии целеуказания от средств управления ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек, должна была обеспечиваться вероятность поражения одной ЗУР одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3–5 единиц, не менее 0,5–0,6.

Комплекс должен был вести борьбу с целями как автономно при визуальном обнаружении целей, так и в системе централизованного управления при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М). Возимый боекомплект должен был составлять 12 ЗУР. Боевые машины должны были быть авиатранспортабельными (перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом Ми-6) и иметь возможность преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины лимитировалась 12,5 т.

Как и при разработке ЗРК "Стрела-1", головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом, а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно-проверочной машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ) МОП (главный конструктор — А.Э. Нудельман), а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя — Центральное конструкторское бюро "Геофизика" МОП (главный конструктор — Д.М. Хорол).

Кроме того, в создании комплекса принимали участие НИИ электронных приборов (НИИЭП) МОП, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) МОП, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) Министерства сельскохозяйственного машиностроения (МСХМ), Саратовский агрегатный завод МОП, НИИ "Поиск" МОП.

Несмотря на то, что вскоре было начато проектирование обладавшего большими боевыми возможностями зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска", создание простого невсепогодного комплекса "Стрела-1 °CВ" в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа "Стрела-1" продолжалось с учетом ряда технико-экономических факторов. При этом также исходили из тактического назначения такого комплекса как дополнения к комплексу "Тунгуска", способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.

К началу 1973 г. ЗРК "Стрела-1 °CВ" в составе боевой машины 9А35, оборудованной пассивным помехозащищенным радиопеленгатором целей 9С16 и 9А34 (без 9С16), ракеты 9М37 и контрольно-проверочной машины был предъявлен для проведения совместных испытаний. Испытания ЗРК "Стрела-1 °CВ" проводились на Донгузском полигоне (начальник полигона O.K. Дмитриев) с января 1973 г. по май 1974 г.

После их окончания разработчики ЗРК, представители ГРАУ МО и 3 НИИ МО высказались за принятие комплекса на вооружение. Однако председатель комиссии по проведению испытаний Л.А. Подкопаев, представители полигона и Управления начальника войск ПВО СВ были против этого, так как ЗРК "Стрела-1 °CВ" не полностью соответствовал ТТТ по уровню вероятности поражения цели, показателям надежности боевой машины, по возможности стрельбы на плаву. Компоновка боевой машины не обеспечивала удобство работы расчета. Комиссия рекомендовала принять ЗРК на вооружение после устранения недостатков, что и было осуществлено по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976 г.

Зенитный ракетный взвод "Стрела- 1 °CВ" из одной боевой машины 9А35 и трех 9А34 совместно со взводом комплексов "Тунгуска" организационно должен был входить в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М), который в дальнейшем предполагалось заменить на унифицированный батарейный командирский пункт "Ранжир".

Функционирование боевых машин комплекса обеспечивалось с применением машин техобслуживания 9В915 и контрольно-проверочных машин 9В839.

Централизованное управление комплексами "Стрела- 1 °CВ" в составе батареи и зенитного дивизиона полка предлагалось осуществлять так же, как и комплексами "Тунгуска" — путем передачи команд и целеуказаний от батарейного командирского пункта и командного пункта ПВО полка по радиотелефону, а в дальнейшем, после оборудования ЗРК аппаратурой передачи данных — и по радиотелекоду.

В отличие от ЗРК "Стрела-1 М" комплекс 9К35 размещался не на колесной машине БРДМ-2, а на гусеничном многоцелевом бронированном тягаче МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволила увеличить возимый боекомплект с четырех до восьми ЗУР в ТПК, половина из которых находилась на направляющих пускового устройства, а остальные размещались в корпусе самохода. При этом потребовалась дополнительная отработка приборного оборудования боевой машины, на которое воздействовали мощные вибрации гусеничного шасси, не свойственные ранее применявшимся колесным машинам.

В ЗРК "Стрела-1 °CВ" использовался электропривод пускового устройства, а не мускульная сила оператора, как в комплексе "Стрела-1М". Скорость кругового горизонтального наведения составляла от 0,3 до 100 град, в секунду. Максимальная скорость вертикального наведения в диапазоне углов — от -5 до +80 град, была вдвое меньше. Оператор вел наблюдение через бронестекло в секторе 90x120 град. При сложенном пусковом устройстве высота боевой машины не превышала 2,2 м. Перезарядка пускового устройства четырьмя ракетами осуществлялась вручную за 3 минуты.

Масса боевой машины 9А35 составляла 12,35 т, 9А34 — 12,29 т, длина — 6,93 м, ширина — 2,85 м.

В состав ракеты 9М37 комплекса "Стрела-1 °CВ" входила двухцветная головка самонаведения. В дополнение к примененному в ЗРК "Стрела-1М" фотоконтрастному (в данном случае более узкого диапазона — 0,4–0,8 мкм) каналу использовался и инфракрасный канал в диапазоне 3,5–5 мкм, что повысило боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в сложных метеоусловиях и при использовании противником помех. Фотоканал использовался при стрельбе по приближающимся целям, а также как резервный, поскольку в отличие от теплового не требовал охлаждения, которое могло обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Пусковое устройство с зенитными ракетами в ТПК, аппаратурой и средствами оценки зоны и прицеливания

Схема БМ 9А35 ЗРК "Стрела-10"

БМ 9А35 ЗРК "Стрела-10" в походном положении и ее схема

БМ 9A35M3 ЗРК "Стрела-10МЗ" в походном положении. На бортах корпуса видны откидывающиеся поплавки из пенополиуретана.

Компоновочная схема ЗУР 9МЗ7ЗРК "Стрела-10"

1 — комбинированная ГСН; 2 — рулевая машинка; 3 — бортовая аппаратура; 4 — боевая часть; 5 — неконтактный взрыватель; 6-РДТТ; 7- роллероны

БМ 9А35 ЗРК "Стрела-10"в боевом положении

Для ограничения скорости проворота ракеты по крену на ЗУР применялись расположенные позади крыльев стоящие отдельно от них роллероны, выполненные без обычного для этих устройств роторов, раскручиваемых набегающим воздушным потоком. Вместо них роллероны были связаны с расположенными внутри корпуса роторами с газодинамической раскруткой. При сохранении диаметра корпуса и размаха крыла ЗУР комплекса "Стрела-1" длина ракеты 9М37 увеличилась до 2,19 м.

Для повышения эффективности боевого снаряжения при сохранении общей массы прежней боевой части в ЗУР 9М37 вместо осколков были использованы стержневые (режущие) поражающие элементы массой 9 г, разлетающиеся со скоростью до 1300 м/с. Масса взрывчатого вещества возросла до 1,1 кг

Введение в комплекс "Стрела-1 °CВ" аппаратуры оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, позволило своевременно осуществлять пуски ракет в 98 % случаев, в то время как на "Стреле-1" это достигалось только в 75 % стрельб. Основу аппаратуры оценки зоны пуска составляли когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивавший определение дальности до цели (в пределах от 0,43 до 10,3 км с максимальной ошибкой не более 100 м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30 м/с), а также аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяло границы зоны пуска с максимальными ошибками 300–600 м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1–0,2 град.

Кроме того, комплекс оснащался наземным радиозапросчиком 1РЛ246 для определения на наклонных дальностях до 12 км государственной принадлежности целей, летящих на средних высотах, и до 10 км при высоте полета цели от 0,025.

В комплексе "Стрела-1 °CВ" появилась возможность обстреливать более скоростные цели по сравнению с ЗРК "Стрела- 1М", расширились границы зоны поражения. Если комплекс "Стрела- 1М" не был защищен ни от естественных, ни от организованных оптических помех, то ЗРК "Стрела-1 °CВ" при работе с использованием теплового канала ГСН был защищен от естественных помех и в определенной мере — от одиночных преднамеренных оптических помех-ловушек. Однако в ЗРК "Стрела-1 °CВ" еще оставались многие ограничения эффективной стрельбы с использованием как фотоконтрастного, так и теплового каналов ГСН ЗУР.

По совместному решению ГРАУ МО и Миноборонпрома и согласованному между ними ТТЗ в 1977 г. разработчики комплекса "Стрела- 1 °CВ" провели его модернизацию путем усовершенствования ГСН ЗУР и аппаратуры запуска ракет боевых машин 9А34 и 9А35. Комплекс получил название "Стрела-10М" (9К35М).

ГСН ракеты 9М37М селектировала цель от организованных оптических помех по траекторным признакам, что позволило снизить эффективность тепловых помех-ловушек. По всем другим характеристикам комплекс 9К35М остался аналогичным комплексу "Стрела-1 °CB", за исключением некоторого увеличения (на 2–3 с) работного времени при стрельбе в условиях помех.

Испытания ЗРК 9К35М проводились с января по май 1978 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) под руководством комиссии, возглавляемой Н.В. Юрьевым. Комплекс "Стрела-10М" был принят на вооружение в 1979 г.

В 1979–1980 гг. по поручению ВПК от 31 июня 1978 г. была проведена дальнейшая модернизация комплекса "Стрела-10М".

В ходе модернизации была разработана и введена в боевые машины комплекса аппаратура 9В179-1 для автоматизированного приема от батарейного командирского пункта ПУ-12М и командного пункта начальника ПВО полка ППРУ-1 ("Овод-М-СВ") или от РЛС обнаружения, оснащенных аппаратурой АСПД-У, а также аппаратура 9В180 отработки целеуказаний, обеспечивавшая автоматизированное наведение пускового устройства на цель. Введены в комплект боевых машин комплекса откидывающиеся от бортов боевых машин поплавки из пенополиуретана для преодоления водных преград вплавь с полным боекомплектом ЗУР и пулеметом, а также дополнительная радиостанция Р-123М для обеспечения приема телекодовой информации.

Полигонные испытания опытного образца комплекса, получившего название "Стрела-10М2" (9К35М2), были проведены на Донгузском полигоне в июле-октябре 1980 г. под руководством комиссии, которую возглавлял Е.С. Тимофеев.

В результате испытаний было установлено, что в заданной зоне поражения с использованием автоматизированного приема и отработки ЦУ (при самонаведении ЗУР по фотоконтрастному каналу без помех) ЗРК обеспечивает эффективность стрельбы одной ЗУР по истребителям на встречных курсах, составляющую 0,3 на дальности 3,5 км и 0,6 в диапазоне дальностей от 1,5 км до ближней границы зоны, что превышало эффективность стрельбы комплекса "Стрела-10М" на 0,1–0,2 на тех же дальностях. Это достигалось за счет увеличения дальности обнаружения цели с 6,8 до 8,4 км, сокращения работного времени при целеуказании с 8,5 до 6,5 с, увеличения частости непропуска цели с 0,7 до 1, сокращения времен доведения целеуказания до оператора в 2,5 раза и отработки целеуказания в 2 раза.

В 1981 г. комплекс "Стрела-10М2" был принят на вооружение.

По инициативе ГРАУ МО и 3 НИИ МО и последовавшему за ней решению ВПКот 1 апреля 1983 г. № 111, в период 1983–1986 гг. под шифром "Китобой" была проведена модернизация ЗРК "Стрела-10М2". Она осуществлялась кооперацией предприятий, разработавшей ЗРК "Стрела-10" и другие его модификации.

По сравнению с ЗРК "Стрела-10М2", модернизированный комплекс должен был иметь большую зону поражения и обладать более высокой эффективностью и помехозащищенностью в условиях интенсивных организованных оптических помех, обеспечивать стрельбу по всем типам низколетящих воздушных целей (самолетам, вертолетам, крылатым ракетам, дистанционно пилотируемым аппаратам).

Совместные испытания опытного образца ЗРК "Китобой" проводились с февраля по декабрь 1986 г. в основном на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И. Ткаченко) под руководством комиссии под председательством А.С. Мельникова. Часть стрельб была проведена на Эмбенском полигоне. В 1989 г. после доработки ЗУР 9М33З ЗРК был принят на вооружение Советской Армии под названием "Стрела- 10МЗ" 9K35M3.

Входящие в состав ЗРК боевые машины 9A34M3 и 9A35M3 имели усовершенствованную аппаратуру запуска ЗУР, которая позволяла осуществлять более надежный захват цели ГСН ракеты, а также новый оптический визир с двумя каналами с переменными полем зрения и кратностью увеличения, Широкопольный канал обеспечивал поле зрения 35 град, и увеличение 1,8х, а узкопольный — поле зрения 15 град, и увеличение 3,75х, обеспечивавшие увеличение дальности обнаружения малоразмерных целей на 20–30 %.

Новая ЗУР 9М33З, по сравнению с ракетой 9М37М, имела несколько доработанные двигатель и контейнер, а также новую ГСН 9Э425 с тремя приемниками в различных спектральных диапазонах: ранее примененных фотоконтрастном и инфракрасном, а также в помеховом, на нехарактерных для излучения реальных целей длинах волн 1–1,Змкм, с логической селекцией цели на фоне оптических помех по спектральным и траекторным признакам, что значительно повысило помехозащищенность комплекса.

Подвижный пункт управления 9С482М6 (ПУ- 12М) на базе БТР-80

Подвижный пункт управления ПУ-12 на базе БТР-60

Хорватский вариант ЗРК "Стрела-10" — Strijela 1 °CRO

Основные характеристики ЗРК семейств "Стрела-1" и "Стрела-10"

Наименование «Стрела-1» «Стрела- 1М» «Стрела-1 °CВ» «Стрела-10М» «Стрела-10М2» «Стрела-10МЗ»
1. Зона поражения, км — по дальности 1,0–4,2 0,5–4,2 0,8–5,0
— по высоте 0,05-3,0 0,03-3,5 0,025-3,5 0,01-3,5
— по параметру 3
2. Вероятность поражения цели одной ЗУР 0,1–0,6 0,1–0,7 0,1–0,5 0,3–0,6
3. Максимальная скорость поражаемых целей*, м/с 310/220 415/310
4. Время реакции, с 8,5 6,5 8,5 6,5 7,0
5. Скорость полета ЗУР, м/с 600 (максимальная) 700 (максимальная)
6. Масса ЗУР, кг 30,5 40 42
7. Масса боевой части, кг 3 5
8. Число ЗУР на боевой машине 4 8
9. Год принятия на вооружение 1968 1970 1976 1979 1981 1989

*в числителе — навстречу, в знаменателе — вдогон

Новый автопилот обеспечивал более устойчивую работу ГСН и контура управления ЗУР в целом в различных режимах запуска ракеты и ее полета в зависимости от помеховой и фоновой обстановки.

Новое неконтактное взрывательное устройство ЗУР было выполнено на основе четырех импульсных лазерных излучателей с оптической схемой, формирующей восьмилучевую диаграмму направленности, приемника отраженных от цели сигналов. Удвоенное по сравнению с ЗУР 9М37 количество лучей повысило эффективность поражения малоразмерных целей.

Боевая часть ЗУР 9М33З обладала увеличенной массой (5 кг вместо 3 кг в ЗУР 9М37) и оснащалась стержневыми поражающими элементами массой 19 г, большего сечения и большей длины. За счет увеличения разрывного заряда до 2,6 кг скорость разлета стержней была повышена до 1850 м/с. Контактный взрыватель состоял из предохранительно-детонирующего устройства, пускового устройства, механизма самоликвидации, контактного датчика цели и передаточного заряда.

В целом ЗУР 9М33З была значительно совершеннее ракеты 9М37, однако не удовлетворяла требованиям по работоспособности при высоких температурах (до 50 град. С) и по поражению малоразмерных целей на пересекающихся курсах, что потребовало ее доработки по завершении совместных испытаний. Длина ракеты увеличилась до 2,23 м, габариты контейнера до 2,3x0,303x0,32 м. Масса контейнера с ракетой составила 70 кг. Ракеты 9М33З и 9М37М могли быть использованы во всех модификациях комплекса "Стрела-10".

Комплекс 9K35M3 обеспечивал при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов — также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивал не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с — вдогон), и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200–250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражались на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале — только выше 25 м).

Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижались до 65 % в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30 % и 50 % в тепловом канале. В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышало допустимой по ТТЗ величины 25 %. В комплексе 9K35M3 стало возможно до пуска обеспечивать надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М33З при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивалось с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

Наиболее отличившиеся создатели комплекса "Стрела- 1 °CВ" (А.Э. Нудельман, М.А. Морейно, Е.Д. Конюхов, Г.С. Терентьев и другие) были удостоены Государственной премии СССР.

Серийное производство боевых машин всех модификаций комплекса "Стрела-1 °CВ" было организовано на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет — на Ковровском механическом заводе МОП.

Подвижный зенитный ракетный комплекс SDPR SA VA — вариант "Стрелы-10", выпускавшийся в Югославии на базе БТР М-80

Пусковая установка зенитного ракетного комплекса SDPR SA VA

ГСН зенитной управляемой ракеты ЗРК SDPR SA VA

ЗРК "Стрела-1 °CВ" поставлялись в ряд зарубежных стран (в т. ч. в Афганистан, Алжир, Анголу, Болгарию, Венгрию, Индию. Иорданию, Ирак, Северную Корею, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию, Словакию, Чехию, Югославию) и использовались в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. В частности, они применялись ливийцами в боевых действиях в Чаде. Ангольцами (или кубинцами) в 1987–1988 гг. был сбит южноафриканский "Мираж F-1". В ходе боевых действий в Чаде и в Анголе несколько ЗРК "Стрела-10" были захвачены противником.

После распада СССР на Украине был разработан зенитный пушечно-ракетный комплекс "Донец" с использованием шасси танка Т-80УД, элементов вооружения и башни зенитной самоходной установки ЭСУ-23-4 и четырех контейнеров с ракетами семейства "Стрела-10", размещенных попарно по бортам башни.

В дальнейшем в России была разработана программа модернизации более ранних модификаций ракет с доведением до уровня 9М33З путем замены ГСН на 9Э47МЗ, аппаратурного отсека, неконтактного взрывателя, боевой части и доработки контейнера. Доработанные ракеты получили обозначение 9М35МД.

Применение модернизированного оптического прицела 9Ш127М взамен 9Ш127 обеспечит возможность поражения малоразмерных целей типа крылатых ракет, высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов на дальностях до 3–4 км.

Для обеспечения всесуточного применения комплексов "Стрела-10" разработан и испытан вариант дооснащения боевой машины ночным прицелом. Проведенные испытания подтвердили возможность обнаружения вертолета Ми-8 ночью на дальности 10 км.

На МАКС-2001 была представлена боевая машина "Гюрза" — усовершенствованная пусковая установка комплекса "Стрела- 10", на которой взамен пассивной радиолокационной системы пеленгации применена инфракрасная оптико-электронная система обнаружения с полусферическим блоком датчиков, размещенным в верхней части штатного поднимаемого пускового устройства. Новая машина также оснащается цифровой вычислительной системой. В отличие от ранее применявшихся средств обеспечивается обнаружение целей на вдвое большей дальности, эффективная работа по летательным аппаратам с неработающими на излучение радиолокаторами. Пеленгация целей осуществляется не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости до угла места 30 град.

В целом процесс совершенствования ЗРК семейства "Стрела-1" — "Стрела-10М" представляет собой положительный пример эволюционного развития вооружения с непрерывным наращиванием боевых возможностей, высокой степенью преемственности и взаимозаменяемости образцов различных лет разработки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ЗРК-БД «Стрела-10»

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» предназначен для непосредственного прикрытия подразделений и частей сухопутных войск во всех видах боя и на марше, а также малоразмерных объектов военного и гражданского назначения от ударов низколетящих средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов) при их визуальной видимости.

Создание самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-10СВ" (9К35) проводилось по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 г.

Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска", создание более простого невсепогодного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа "Стрела-1" было признано целесообразным по экономическим соображениям.

ЗРК "Стрела-10" постоянно модифицируется. В настоящее время комплекс 9К35М3 обеспечивает при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов - также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивает не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с - вдогон) и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200-250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражаются на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале - только выше 25 м). Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижаются до 65% в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30% и 50% в тепловом канале (вместо допустимого по ТТЗ снижения на 25%). В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышает 25%. В комплексе 9К35М3 стало возможно до пуска обеспечить надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М333 при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивается с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

ЗРК БД "Стрела-10" поставлялся в ряд зарубежных стран и использовался в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Он вполне оправдал свое предназначение и в боевых действиях, и на учениях.

Тактико-технические характеристики

Комплекс Стрела-10СВ Стрела-10M Стрела-10M2 Стрела-10M3
Ракета 9М37 9М37М 9М37М 9М333
Зона поражения, км
по дальности 0,8..5 0,8..5 0,8..5 0,8..5
по высоте 0,025..3,5 0,025..3,5 0,025..3,5 0,01..3,5
по параметру до 3 до 3 до 3 до 3
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,1..0,5 0,1..0,5 0,3..0,6 0,3..0,6
Макс. скорость поражаемых целей (навстр./вдогон), м/с 415/310 415/310 415/310 415/310
Скорость полета ЗУР, м/с 517 517 517 517
Время реакции, с 6,5 8,5 6,5 7,0
Масса ракеты, кг 40 40 40 42
Масса боевой части, кг 3 3 3 5
Число ракет на боевой машине 8 8 8 8
Год принятия на вооружение 1976 1979 1981 1989

muzei-pvzrkku.su