Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 ( Стрела-1М ). Пзрк стрела 1


Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс "Стрела-1" » Военное обозрение

Комплекс начали разрабатывать 25.08.1960 в соответствии с Постановлением СМ СССР. Срок представления предложений по дальнейшим работам (с учетом стрельбовых испытаний экспериментальной партии образцов ракет) - III квартал 1962 года. Постановлением предусматривалась разработка легкого переносного зенитного ракетного комплекса, состоящего из двух частей весом не более 10-15 килограмм каждая.

Комплекс был предназначен для поражения воздушных целей, которые летят на высотах от 50-100 метров до 1-1,5 километров со скоростями до 250 метров в секунду, на дальности до 2 тыс. м. Головной разработчик комплекса в целом и зенитной управляемой ракеты – ОКБ-16 ГКОТ (позднее было преобразовано в КБ точного машиностроения (КБТМ) Министерства оборонной промышленности). Данная организация в военные годы и первые послевоенные годы под руководством главного конструктора Нудельмана А.Э. добилась значительных успехов в области разработки зенитного корабельного и авиационного малокалиберного пушечного вооружения. К началу 1960-г гг. ОКБ уже закончила разработку сложного противотанкового комплекса оснащенного радиоуправляемой ракетой "Фаланга". При разработке ЗРК "Стрела-1" (9К31), в отличие от других ракетных комплексов ближнего действия (таких как, американские "Ред Ай" и "Чапарел"), было принято решение использовать на ракете не инфракрасную (тепловую), а фотоконтрастную головку самонаведения. В те годы из-за низкого уровня чувствительности инфракрасных головок самонаведения не обеспечивалось выделение целей в передней полусфере, в связи с чем стрельбу по самолетам противника вели только "вдогон", главным образом, после выполнения ими боевых задач. В таких тактических условиях существовала большая вероятность уничтожения зенитных ракетных комплексов еще до пуска ими ракет. В то же время, применение фотоконтрастной головки самонаведения обеспечивало возможность уничтожения цели на встречном курсе.

Главной организацией-разработчиком оптической ГСН для зенитной управляемой ракеты было определено ЦКБ-589 ГКОТ, главным конструктором – Хрусталев В.А. Впоследствии ЦКБ-589 было преобразовано в ЦКБ "Геофизика" МОП, работы по головке самонаведения для управляемой ракеты "Стрела" возглавил Хорол Д.М.

Уже в 1961 г. провели первые баллистические запуски ракет, к середине следующего года – телеметрические и программные пуски. Данные пуски подтвердили возможность создания комплекса, который в основном отвечает утвержденным требованиям Заказчика - Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны.

В соответствии с тем же Постановлением велась разработка и другого переносного зенитного ракетного комплекса – "Стрела-2". Габаритные показатели и масса данного ракетного комплекса были меньше, чем у ЗРК "Стрела-1". Первоначально разработка "Стрелы-1" в какой-то мере подстраховывала работу по "Стреле-2", которые были связаны с большей степенью тех. риска. После решения принципиальных вопросов, связанных с разработкой ЗРК "Стрела-2", встал вопрос о дальнейшей участи комплекса "Стрела-1", который имел практически те же ЛТХ. Для целесообразного использования ЗРК "Стрела-1" в войсках, руководство ГКОТ обратилось в Правительство и к Заказчику с предложением установить для данного ракетного комплекса более высокие требования по максимальной досягаемости по высоте (3,5 тыс. м) и дальности поражения (5 тыс. м), отказавшись от переносного исполнения ракетного комплекса, перейдя к размещению на автомобильном шасси. При этом предусматривалось увеличение массы ракеты до 25 кг (с 15 кг), диаметра – до 120 мм (со 100 мм), длины - до 1,8 м (с 1,25 м).

Заказчик к этому времени определился с концепцией боевого использования зенитных ракетных комплексов "Стрела-1" и "Стрела-2". Переносной комплекс "Стрела-2" используют в батальонном звене противовоздушной обороны, а самоходный ЗРК "Стрела-1" – в полковом звене ПВО, в дополнение к зенитной самохоке "Шилка", дальность стрельбы которой (2500 м) не обеспечивает поражение вертолетов и самолетов противника до рубежа запуска ими управляемых ракет по объектам и позициям танкового (мотострелкового) полка (от 4000 до 5000 м). Таким образом, зенитный ракетный комплекс "Стрела 1", имеющий расширенную зону поражения, отлично вписывался в разрабатываемую систему войсковой противовоздушной обороны. В связи с этим соответствующие предложения промышленности поддержали.

Несколько позже в качестве базы для самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" использовалась бронированная разведывательная дорожная машина БРДМ-2.

Предусматривалось, что зенитный ракетный комплекс, имеющий расширенные боевые возможности, представят для совместных испытаний в III квартале 1964 года. Но из-за трудностей с отработкой головки самонаведения работы затянулись до 1967 г.

Гос. испытания опытного образца ЗРК "Стрела-1" проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне (руководитель полигона Финогенов М.И.) под руководством комиссии возглавляемой Андерсеном Ю.А. Комплекс приняли на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25.04.1968 г.

Серийное производство боевой машины 9А31 зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" наладили на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет 9М31 - на Ковровском механическом заводе МОП.

Нудельман А.Э., Школиков В.И., Терентьев Г.С., Паперный Б.Г. и др. за разработку ЗРК "Стрела-1" удостоили Государственной премии СССР.

ЗРК "Стрела-1" в составе взвода (4 боевые машины) входили в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею ("Шилка" - "Стрела-1") танкового (мотострелкового) полка.

Боевая машина 9А31 комплекса "Стрела-1" оснащалась ПУ с размешенными на ней 4 зенитными управляемыми ракетами, находящимися в транспортно-пусковых контейнерах, оптическими средствами прицеливания и обнаружения, аппаратурой пуска ракет и средствами связи.

Комплекс мог вести огонь по вертолетам и самолетам, летящим на высотах 50-3000 метров со скоростью до 220 м/с на догонном курсе и до 310 м/с на встречном курсе при курсовых параметрах до 3 тыс. м, а также по дрейфующим аэростатам и по зависшим вертолетам. Возможности фотоконтрастной головки самонаведения позволяли вести огонь лишь по визуально видимым целям, находящимся на фоне сплошной облачности или ясного неба, при углах между направлениями на солнце и на цель более 20 градусов и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2 градусов. Зависимость от фоновой обстановки, метеоусловий и освещенности цели ограничивала боевое применение зенитного комплекса "Стрела-1". Но, среднестатистические оценки данной зависимости с учетом возможностей действий авиации противника, в основном, в тех же условиях, а в дальнейшем практическое использование ЗРК на учениях и во время военных конфликтов показали, что комплекс "Стрела-1" мог применяться довольно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).

Чтобы снизить стоимость и повысить надежность боевой машины наведение ПУ на цель осуществлялось за счет мускульных усилий оператора. При помощи системы рычажно-параллелограммных устройств оператор руками выводил связанные между собой пусковую раму с ракетами, грубый визир и объектив оптического визирного устройства на требуемый угол места (от -5 до +80 градусов), а ногами, при помощи коленных упоров соединенных с сидением, наводил пусковую установку по азимуту (при этом отталкивался от конуса, закрепленного на полу машины). Передняя стенка башни в секторе 60 градусов по азимуту выполнялась из пулестойкого прозрачного стекла. Пусковые установки в транспортном положении опускалась к крыше машины.

Стрельба в движении обеспечивалась почти полной естественной уравновешенностью качающейся части, а также благодаря совмещению центра тяжести пусковой установки с ракетами с точкой пересечения осей качания боевой машины, благодаря способности оператора отражать низкочастотные колебания корпуса.

В ЗУР 9М31 была реализована аэродинамическая схема "утка". Ракета наводилась на цель при помощи головки самонаведения по методу пропорциональной навигации. Головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной цели на фоне неба в электрический сигнал, который содержит данные об угле между линией визирования "ракета-цель" и осью координатора ГСН, а также об угловой скорости линии визирования. Чувствительными элементами в головке самонаведения служили неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.

За головкой самонаведения последовательно размещались рулевой привод аэродинамических треугольных рулей, аппаратура системы управления, БЧ и оптический взрыватель. За ними располагался твердотопливный ракетный двигатель, на его хвостовом отсеке закреплялись трапециевидные крылья. На ракете применялся двухрежимный однокамерный ракетный твердотопливный двигатель. Ракета на стартовом участке разгонялась до скорости 420 метров в секунду, которая на маршевом участке поддерживалась примерно постоянной.

Ракета по крену не стабилизировалась. Угловая скорость вращения относительно продольной оси ограничивалась использованием роллеронов - небольших рулей на хвостовом оперении (крыле), внутри которых были установленны диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от дисков вращающихся на большой скорости разворачивал роллерон так, что креновое вращение ракеты затормаживалось возникающей аэродинамической силой. Подобное устройство впервые было применено на ракете "Сайдуиндер" класса "воздух-воздух" американского производства и на К-13 – ее советской копии, запущенной в серийное производство одновременно с началом разработки ЗРК "Стрелы-1". Но на данных ракетах роллероны, имеющие по окружности небольшие лопатки, раскручивались задолго до запуска под воздействием воздушного потока, который обтекал самолет-носитель. Чтобы своевременно раскрутить роллероны зенитной управляемой ракеты конструкторы комплекса "Стрела-1" использовали простое и изящное устройство. На роллерон был намотан тросик, закрепленный на транспортном пусковом контейнере свободным концом. Роллероны при старте раскручивались тросиком по схеме, которая была аналогична используемой для запуска лодочных моторов.

Контактный магнитоэлектрический датчик при прямом попадании или неконтактный электронно-оптический датчик в случае пролета вблизи цели задействовали ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм) на подрыв БЧ управляемой ракеты. При большом промахе ПИМ через 13-16 секунд из боевого положения выводился и не мог подорвать боевую часть. Зенитная управляемая ракета при падении на землю деформировалась, а не взрывалась, не нанося своим войскам значительного ущерба.

Диаметр ракеты составлял 120 мм, длина – 1,8 м, размах крыла - 360 мм.

Ракета 9М31, наряду с ракетой комплекса "Стрела-2", была одной из первых отечественных зенитных управляемых ракет, которая хранилась, транспортировалась в транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. К раме пусковой установки пыле-брызгозащитный ТПК 9Я23, предохранявший ракеты от механических повреждений, крепился при помощи бугелей.

Боевая работа зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" осуществлялась следующим образом. При визуальном самостоятельном обнаружении цели или при получении целеуказания стрелок-оператор наводит пусковую установку с занитными управляемыми ракетами на цель, используя оптический визир для повышения точности. Одновременно происходит включение питания борта первой управляемой ракеты (через 5 с – второй) и открываются крышки ТПК. Услышав звуковой сигнал о захвате головкой самонаведения цели и визуально оценив момент входа в зону пуска цели, оператор, нажав кнопки "Пуск", осуществляет старт ракеты. Во время движения ракеты по контейнеру срезается кабель электропитания управляемых ракет, при этом в ПИМ снималась первая ступень предохранения. Огонь велася по принципу "выстрелил и забыл".

Во время испытаний определили вероятности поражения одной управляемой ракетой при стрельбе навстречу цели, движущейся на высоте 50 м со скоростью 200 м/с. Они составляли: для бомбардировщика – 0,15..0,64, для истребителя – 0,1..0,6. При увеличении высоты до 1 км и скорости до 300 м/с вероятности для бомбардировщика составили 0,15..0,52 и для истребителя – 0,1..0,42.

Вероятность поражения целей, движущихся со скоростью 200 м/с при стрельбе вдогон составила от 0,52 до 0,65, а со скоростью 300 м/с – от 0,47до 0,49.

В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии по проведению испытаний с 1968 по 1970 гг. была проведена модернизация комплекса. В состав зенитного ракетного комплекса ввели пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ "Вектор" Минрадиопрома. Данный радиопеленгатор обеспечивал обнаружение цели с включенными бортовыми радиосредствами, ее сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира. Также предусматривалась возможность целеуказания по информации с зенитного ракетного комплекса оснащенного пассивным радиопеленгатором другим комплексам "Стрела-1" упрощенной комплектации (не имеющим пеленгатора).

Благодаря усовершенствованию ракеты уменьшили ближнюю граница зоны поражения ЗРК, повысили точность самонаведения и вероятность поражения целей летящих на малых высотах.

Также разработали контрольно-проверочную машину, которая позволяет контролировать работу боевых средств зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" с учетом введенных при модернизации изменений.

Гос. испытания модернизированного ЗРК "Стрела-1М" были проведены на Донгузском полигоне в мае-июле 1969 года под руководством комиссии, возглавляемой Воропаевым В.Ф. На вооружение войск противовоздушной обороны сухопутных войск зенитный ракетный комплекс "Стрела-1М" приняли в декабре 1970 года.

По результатам испытаний ЗРК мог обеспечивать поражение вертолетов и самолетов, летящих на высотах 30-3500 м, со скоростью до 310 м/с, при курсовых параметрах до 3,5 км, и маневрирующих с перегрузками до 3 едениц на дальностях от 0,5...1,6 до 4,2 км.

В модернизированном комплексе, по сравнению с комплексом "Стрела-1", ближняя граница зоны была уменьшена на 400-600 метров, а нижняя зона - до 30 метров. Вероятность поражения неманеврирующей цели при равномерных фонах увеличилась и на высотах до 50 метров при скорости цели 200 м/с при стрельбе навстречу для бомбардировщика составляла 0,15-0,68 и для истребителя - 0,1-0,6. Эти показатели при скорости 300 м/с на высоте 1 км составили, 0,15-0,54 и 0,1-0,7 соответственно, а при стрельбе вдогон - 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

Боевая работа зенитного ракетного комплекса "Стрела-1М" имела некоторые отличия от автономной работы ЗРК "Стрела-1". Все комплексы взвода на местности ориентировались в единой для зенитной ракетно-артиллерийской батареи "Стрела-1" - "Шилка" системе координат. Между машинами поддерживалась радиосвязь. Командир зенитного ракетного комплекса по звуковому и световому индикаторам кругового обзора осуществлял контроль за радиотехнической обстановкой в зоне действия радиопеленгатора. При появлении звуковых и световых сигналов командир оценивал госпринадлежность цели. После принятия решения о принадлежности обнаруженного сигнала к РЛС самолета противника, командир, используя внутреннюю связь, сообщал командиру батареи, оператору своей машины и остальным боевым машинам взвода направление на цель. Командиром батареи осуществлялось целераспределение между машинами взводов ЗСУ и ЗРК. Оператор, получив данные о цели, включал систему точного пеленгования, разворачивал ПУ на цель. Убедившись в принадлежности полученного сигнала к средствам противника, при помощи синхронных сигналов в шлемофоне и на световом индикаторе сопровождал цель до ее попадания в поле оптического визира. После этого оператор наводил на цель ПУ с ракетами. Затем аппаратура пуска переводилась в режим "Автомат". Оператор, при подходе целей к зоне пуска, включал кнопку "Борт" и подавал напряжение на борт управляемой ракеты. Производился пуск ракеты. Предусмотренные в ЗРК режимы работы "Вперед"-"Назад" давали возможность оператору в зависимости от положения относительно комплекса цели, ее скорости и типа осуществлять стрельбу вдогон или навстречу. Так, например, при запусках вдогон по всем типам целей, и при пусках навстречу по малоскоростным целям (вертолетам) задавался режим "Назад".

Батареей управлял начальник противовоздушной обороны полка через автоматизированные ПУ – ПУ-12 (ПУ-12М) – которые имелись у него и командира батареи. Распоряжения, команды, а также данные целеуказания на комплексы "Стрела-1" от ПУ-12(М), который являлся батарейным командирским пунктом, передавались по каналам связи, образованным при помощи радиостанций, имевшихся на данных средствах управления и поражения.

ЗРК "Стрела-1" и "Стрела-1М" экспортировались из СССР в другие страны достаточно широко. ЗРК поставлялись в Югославию, в страны-участницы Варшавского договора, в Азию (Вьетнам, Индию, Ирак, Северный Йемен, Сирию), Африку (Анголу, Алжир, Бенин, Гвинею, Египет, Гвинею-Биссау, Мадагаскар, Ливию, Мали, Мозамбик, Мавританию) и Латинскую Америку (Никарагуа, Кубу). Используясь этими государствами, комплексы многократно подтверждали простоту своей эксплуатации и достаточно высокую эффективность во время учебных стрельб и военных конфликтов.

Впервые зенитные ракетные комплексы "Стрела-1" были использованы в 1982 году в боевых действиях в Южном Ливане в долине Бекаа. В декабре следующего года этими комплексами были сбиты американские самолеты А-7Е и А-6Е (возможно А-7Е был поражен переносным комплексом семейства "Стрела-2"). Несколько ЗРК "Стрела-1" в 1983 году были захвачены на юге Анголы южно-африканскими интервентами.

Основные характеристики зенитных ракетных комплексов типа ''Стрела-1":Наименование: "Стрела-1"/"Стрела- 1М";1. Зона поражения:- по дальности – 1..4,2 км/0,5..4,2 км;- по высоте – 0,05..3 км/0,03.. 3,5 км;- по параметру - до 3 км/до 3,5 км;2. Вероятность поражения одной управляемой ракетой истребителя - 0,1..0,6/0,1..0,7;3. Максимальная скорость поражаемой цели навстречу/вдогон – 310/220 м/с;4. Время реакции – 8,5 с;5. Скорость полета управляемой ракеты – 420 м/с;6. Масса ракеты - 30 кг/ 30,5 кг;7. Масса боевой части – 3 кг;8. Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4;9. Год принятия на вооружение – 1968/1970.

topwar.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 ( Стрела-1М )

]]>]]>Боевая машина 9А31 ЗРК "Стрела-1" оснащалась пусковой установкой с размешенными на ней четырьмя ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, аппаратурой запуска ЗУР, оптическими средствами обнаружения и прицеливания, а также средствами связи .

При разработке комплекса "Стрела-1" 9К31 в отличие от других ЗРК ближнего действия было принято использование на ракете не инфракрасной (тепловой), а фотоконтрастной ГСН. В те годы низкий уровень чувствительности инфракрасных ГСН не обеспечивал выделение цели в передней полусфере, и поэтому стрельба по самолетам противника могла вестись только "вдогон". В таких тактических условиях вполне возможно было уничтожение ЗРК еще до пуска им зенитных ракет. Напротив, применение фотоконтрастной ГСН обеспечивало возможность обстрела целей на встречных курсах.

Комплекс мог вести стрельбу по самолетам и вертолетам, летящим на высотах от 50 до 3000 м со скоростями до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах при курсовых параметрах до 3000 м, а также по зависшим вертолетам и по дрейфующим аэростатам. Возможности фотоконтрастной ГСН позволяли вести стрельбу только по визуально видимым целям на фоне ясного неба или сплошной облачности, при углах между направлениями на цель и на солнце более 20° и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2°. Зависимость от освещенности цели, метеоусловий и фоновой обстановки ограничивала боевое использование комплекса "Стрела-1". Однако, среднестатистические оценки этой зависимости с учетом возможности действий авиации противника, как правило, только в тех же условиях, а в дальнейшем - также и практическое применение комплекса на учениях и в военных конфликтах показали, что ЗРК "Стрела-1" мог использоваться достаточно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).

Для снижения стоимости и повышения надежности боевой машины наведение пусковой установки на цель осуществлялось мускульными усилиями оператора. С помощью системы рычажно-параллелограммных устройств он руками выводил м требуемый угол места (в диапазоне от -5° до +80°) связанные друг с другом пусковую раму с ракетами, объектив оптического визирного устройства и грубый визир, а ногами посредством соединенных с сидением коленных упоров вкруговую наводил пусковую установку по азимуту, отталкиваясь от закрепленного на полу машины конуса. Передняя стенка башни оператора в секторе 60° по азимуту была выполнена из прозрачного пулестойкого стекла. В транспортном положении ПУ опускалась к крыше боевой машины.

Стрельба в движении обеспечивалась за счет почти полной естественной уравновешенности качающейся части и совмещения центра тяжести ПУ с ракетами с точкой пересечения осей качания машины, благодаря способности человека-оператора парировать низкочастотные колебания корпуса машины.

Зенитная управляемая ракета 9М31

Зенитная управляемая ракета 9М31 (см.]]>схему]]>) была выполнена по аэродинамической схеме "утка" и наводилась на цель с помощью ГСН по методу пропорциональной навигации. ГСН преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной на фоне неба цели в электрически сигнал, содержащий информацию об угле между осью координатора ГСН и линией визирования "ракета-цель", а также о значении угловой скорости линии визирования. В качестве чувствительных элементов ГСН использовались неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.

За ГСН последовательно располагались рулевой привод треугольных аэродинамических рулей, аппаратура системы управления, боевая часть и оптический взрыватель. Далее устанавливались твердотопливный ракетный двигатель, на хвостовом отсеке которого были закреплены трапецевидные крылья ракеты. На ракете был применен однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. На стартовом участке ракета разгонялась до скорости около 420 м/с, которая затем поддерживалась примерно постоянной на маршевом участке.

Ракета не стабилизировалась по крену. Угловая скорость относительно продольной оси ограничивалась за счет использования роллеронов -своего рода небольших рулей на крыле (хвостовом оперении), внутри которых были вмонтированы диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от быстровращающихся дисков разворачивал роллерон таким образом, что возникающая аэродинамическая сила затормаживала креновое вращение ракеты. Подобное устройство было впервые применено на американской ракете класса "воздух-воздух" "Sidewinder" и на ее советской копии К-13, запущенной в серию одновременно с началом разработки "Стрелы-1". Однако на этих ракетах роллероны с небольшими лопатками по окружности раскручивались задолго до пуска ракеты под воздействием воздушного потока, обтекающего самолет-носитель. Для своевременной раскрутки роллеронов ЗУР конструкторы ЗРК "Стрела-1" использовали изящное и простое устройство. На роллерон наматывался тросик, свободным концом закрепленный на ТПК. При старте роллероны раскручивались тросиком по схеме, аналогичной применяемой для пуска лодочных моторов.

При прямом попадании в цель контактный магнитоэлектрический датчик, а в случае пролета ракеты вблизи цели - неконтактный электронно-оптический датчик, задействовали предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) на подрыв боевой части ЗУР. При большом промахе предохранительно-исполнительный механизм через 13...16 с выводился из боевого положения и уже не мог подорвать БЧ. При падении на землю ЗУР не взрывалась, а деформировалась, не нанося значительного ущерба своим войскам.

Длина ракеты составляла около 1,8 м, диаметр - 120 мм, размах крыла - 360 мм.

Наряду с ракетой переносного комплекса "Стрела-2", ракета 9М31 была одной из двух первых отечественных ЗУР, которые хранились, транспортировались в транспортно-пусковом контейнере и запускались непосредственно из него. Пылебрызгозащитный транспортно-пусковой контейнер 9Я23, предохранявший ракету от механических повреждений, крепился к раме ПУ с помощью бугелей.

Организационная структура и боевая работа.

Комплексы "Стрела-1" входили в составе взвода (четыре боевые машины) в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею ("Стрела-1" - "Шилка") мотострелкового (танкового) полка.

Боевая работа ЗРК "Стрела-1" осуществлялась в следующем порядке. При получении целеуказания или при самостоятельном визуальном обнаружении цели стрелок-оператор наводил пусковую установку с ЗУР на цель, используя для повышения точности оптический визир. Одновременно включалось питание борта первой ЗУР (через 5 секунд -второй ЗУР) и открывались крышки транспортно-пусковых контейнеров. Услышав звуковой сигнал о захвате цели ГСН и визуально оценив момент входа цели в зону пуска, оператор нажатием кнопки "Пуск" осуществлял старт ракеты. При движении ракеты по контейнеру срезался кабель электрического питания ЗУР, при этом в предохранительно-исполнительном механизме снималась первая ступень предохранения. Стрельба велась по принципу "выстрелил и забыл".

По результатам испытаний были определены вероятности поражения одной ЗУР при стрельбе навстречу цели, летящей со скоростью 200 м/ с на высоте 50 м. Они составляли от 0,15 до 0,64 - для бомбардировщика и от 0,1 до 0,6 - для истребителя. При увеличении скорости цели до 300 м/с и высоты до 1000 м вероятности составили от 0,15 до 0,52 - для бомбардировщика и от 0,1 до 0,42 - для истребителя.

При стрельбе вдогон вероятность поражения целей, летящих со скоростью 300 м/с, составила 0,47...0,49, а со скоростью 200 м/с -0,52...0,65.

Модернизация

В 1968-1970 гг. была проведена модернизация комплекса:

  • в состав ЗРК был введен пассивный радиопеленгатор (ПРП) разработки Ленинградского НИИ "Вектор", обеспечивающий обнаружение целей с включенными бортовыми радиосредствами, их сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира, причем, предусматривалась возможность целеуказания по данным ЗРК с пассивным радиопеленгатором другим ЗРК "Стрела-1" упрощенной комплектации - без пеленгатора.
  • благодаря усовершенствованию ракеты была уменьшена ближняя граница зоны поражения комплекса, повышена вероятность поражения целей на малых высотах и точность самонаведения.
  • разработана контрольно-проверочная машина, позволяющая контролировать работу штатных боевых средств комплекса "Стрела-1" с учетом изменений, введенных в него при модернизации.

]]>]]>Государственные испытания модернизированного комплекса "Стрела-1M"(см. ]]>схему]]>, ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>) проводились на Донгузском полигоне с мая по июль 1969 г. На вооружение войск ПВО СВ ЗРК "Стрела-1М" был принят в декабре 1970 г.

По результатам испытаний комплекс мог обеспечивать поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с, на высотах от 30...40 до 3500 м, при курсовых параметрах до 3500 м, и маневрирующих с перегрузкой до 3 ед. на дальностях от 500... 1600 до 4200 м.

По сравнению с ЗРК "Стрела-1" в модернизированном комплексе ближняя граница зоны поражения была уменьшена на 400...600 м, а нижняя - до 30 м.

Вероятность поражения неманеврирующих целей при равномерных фонах возросла и при стрельбе навстречу составляла при скорости цели 200 м/с на высотах до 50 м 0,15-0,68 - для бомбардировщика и 0,1-0,6 - для истребителя. При скорости цели 300 м/с на высоте 1000 м эти показатели составили, соответственно 0,15-0,54 и 0,1-0,7, а при стрельбе вдогон - 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

Боевая работа ЗРК "Стрела-1M" имела некоторые особенности по сравнению с автономной работой комплексов "Стрела-1". Все комплексы в составе взвода ориентировались на местности в единой системе координат для зенитной ракетно-артиллерийской батареи "Стрела-1" - "Шилка". Между боевыми машинами поддерживалась радиосвязь. Командир ЗРК по световому и звуковому индикаторам кругового обзора контролировал радиотехническую обстановку в зоне действия пассивного радиопеленгатора. При появлении световых и звуковых сигналов командир оценивал государственную принадлежность цели и после принятия решения о принадлежности сигнала к РЛС самолета противника по внутренней связи сообщал оператору своей боевой машины, командиру батареи и остальным боевым машинам взвода ЗРК направление на цель. Командир батареи осуществлял целерасп ределение между боевыми машинами взводов ЗРК и ЗСУ. Получив информацию о цели, оператор включал систему точного пеленгования, разворачивал пусковую установку на цель и, убедившись в принадлежности сигнала к средствам противника, с помощью синхронных сигналов на световом индикаторе и в шлемофоне сопровождал цель до попадания ее в поле зрения оптического визира, а затем наводил пусковую установку с ракетами на цель. Аппаратура пуска устанавливалась в режим "Автомат". При подходе цели к зоне пуска оператор включал кнопку "Борт", подавал напряжение на борт ЗУР, и производил ее пуск. Предусмотренные в комплексе режимы работы "Вперед"-"Назад" позволяли оператору в зависимости от типа, скорости и положения цели относительно комплекса осуществлять стрельбу навстречу или вдогон. Так, при пусках вдогон по всем типам целей, а также при пусках навстречу по малоскоростной цели (вертолету) задавался режим "Назад".

Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированные пункты управления ПУ-12 (ПУ-12М), имевшиеся у него и у командира батареи. Команды, распоряжения и данные целеуказания на ЗРК "Стрела-1" от ПУ-12 (ПУ-12М), являвшимся батарейным командирским пунктом, поступали по каналам связи, образованным с помощью радиостанций, имевшихся на этих средствах поражения и управления.

rbase.new-factoria.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1

Модернизация

В 1968-1970 гг. была проведена модернизация комплекса:

в состав ЗРК был введен пассивный радиопеленгатор (ПРП) разработки Ленинградского НИИ "Вектор", обеспечивающий обнаружение целей с включенными бортовыми радиосредствами, их сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира, причем, предусматривалась возможность целеуказания по данным ЗРК с пассивным радиопеленгатором другим ЗРК "Стрела-1" упрощенной комплектации - без пеленгатора.благодаря усовершенствованию ракеты была уменьшена ближняя граница зоны поражения комплекса, повышена вероятность поражения целей на малых высотах и точность самонаведения.разработана контрольно-проверочная машина, позволяющая контролировать работу штатных боевых средств комплекса "Стрела-1" с учетом изменений, введенных в него при модернизации.Государственные испытания модернизированного комплекса "Стрела-1M"(см. схему, фото 1, фото 2) проводились на Донгузском полигоне с мая по июль 1969 г. На вооружение войск ПВО СВ ЗРК "Стрела-1М" был принят в декабре 1970 г.

По результатам испытаний комплекс мог обеспечивать поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с, на высотах от 30...40 до 3500 м, при курсовых параметрах до 3500 м, и маневрирующих с перегрузкой до 3 ед. на дальностях от 500... 1600 до 4200 м.

По сравнению с ЗРК "Стрела-1" в модернизированном комплексе ближняя граница зоны поражения была уменьшена на 400...600 м, а нижняя - до 30 м.

Вероятность поражения неманеврирующих целей при равномерных фонах возросла и при стрельбе навстречу составляла при скорости цели 200 м/с на высотах до 50 м 0,15-0,68 - для бомбардировщика и 0,1-0,6 - для истребителя. При скорости цели 300 м/с на высоте 1000 м эти показатели составили, соответственно 0,15-0,54 и 0,1-0,7, а при стрельбе вдогон - 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

Боевая работа ЗРК "Стрела-1M" имела некоторые особенности по сравнению с автономной работой комплексов "Стрела-1". Все комплексы в составе взвода ориентировались на местности в единой системе координат для зенитной ракетно-артиллерийской батареи "Стрела-1" - "Шилка". Между боевыми машинами поддерживалась радиосвязь. Командир ЗРК по световому и звуковому индикаторам кругового обзора контролировал радиотехническую обстановку в зоне действия пассивного радиопеленгатора. При появлении световых и звуковых сигналов командир оценивал государственную принадлежность цели и после принятия решения о принадлежности сигнала к РЛС самолета противника по внутренней связи сообщал оператору своей боевой машины, командиру батареи и остальным боевым машинам взвода ЗРК направление на цель. Командир батареи осуществлял целерасп ределение между боевыми машинами взводов ЗРК и ЗСУ. Получив информацию о цели, оператор включал систему точного пеленгования, разворачивал пусковую установку на цель и, убедившись в принадлежности сигнала к средствам противника, с помощью синхронных сигналов на световом индикаторе и в шлемофоне сопровождал цель до попадания ее в поле зрения оптического визира, а затем наводил пусковую установку с ракетами на цель. Аппаратура пуска устанавливалась в режим "Автомат". При подходе цели к зоне пуска оператор включал кнопку "Борт", подавал напряжение на борт ЗУР, и производил ее пуск. Предусмотренные в комплексе режимы работы "Вперед"-"Назад" позволяли оператору в зависимости от типа, скорости и положения цели относительно комплекса осуществлять стрельбу навстречу или вдогон. Так, при пусках вдогон по всем типам целей, а также при пусках навстречу по малоскоростной цели (вертолету) задавался режим "Назад".

Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированные пункты управления ПУ-12 (ПУ-12М), имевшиеся у него и у командира батареи. Команды, распоряжения и данные целеуказания на ЗРК "Стрела-1" от ПУ-12 (ПУ-12М), являвшимся батарейным командирским пунктом, поступали по каналам связи, образованным с помощью радиостанций, имевшихся на этих средствах поражения и управления.

fishki.net

Стрела-1 | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Стрела-1

Классификация:

Зенитный ракетный комплекс

Боевая масса:

7 т

Экипаж:

3 человека

Производитель:

Россия (СССР)

Годы эксплуатации:

1968 г. - настоящее время

Основные операторы:

Россия и СССР Индия

Длина корпуса:

5750 мм

Ширина корпуса:

2350 мм

Высота:

2550 мм (в походном)3990 мм (в боевом)

Тип брони:

Стальная катаная

Другое вооружение:

4 х ЗУР 9М31

Тип двигателя:

Карбюраторный восьмицилиндровый V-образный

Скорость по шоссе:

95 км/ч

Скорость по пересечённой местности:

10 км/ч (на плаву)

Преодолеваемый брод:

Плавает

9К31 "Стрела-1" или SA-9 Gaskin — советский зенитно-ракетный комплекс. Комплекс принят на вооружение в 1968 году.

    История созданияПравить

    Зенитный ракетный комплекс "Стрела-1" создавался для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых подразделений от воздушных ударов противника.

    25 июля 1960 года постановлением СМ СССР была начата разработка ЗРК "Стрела-1". Разработка велась одновременно с созданием ПЗРК "Стрела-2". ЗРК "Стрела-1" разрабатывался как лёгкий переносной зенитный комплекс в качестве запасного варианта и предназначался для противодействия воздушным целям, действующим на высотах от 50-100 метров до 1000—1500 метров, на дальности до 2 км и со скоростью 250 м/с (900 км/ч).

    Головным разработчиком всего комплекса в целом 9К31 "Стрела-1" и ЗУР 9М31 являлось ОКБ-16, а главным конструктором был назначен А. Э. Нудельман. Разработка головок самонаведения была поручена ЦКБ-589 и должна была вестись под руководством Хрусталева В.А, однако после преобразования ЦКБ-589 в ЦКБ "Геофизика" разработка головки самонаведения велась под руководством главного конструктора Хорола Д. М.

    После того, как разработки ЗРК "Стрела-1" и ПЗРК "Стрела-2" были окончены, было принято решение продолжить работы в направлении ЗРК "Стрела-1" и использовать комплекс в роли полкового и батальонного средства ПВО. Для этого была поставлена задача увеличить дальность и высоту поражения целей, а также разместить комплекс на автомобильном шасси.

    После завершения государственных испытаний, 25 апреля 1968 года ЗРК "Стрела-1" был принят на вооружение постановлением СМ СССР.

    Боевая машина 9А31Править

    В качестве базы использована БРДМ-2. На боевой машине размещается пусковой комплекс, аппаратура запуска ракет, а также оптические средства обнаружения целей, средства связи и другое оборудование. Внутри размещён экипаж, состоящий из трёх человек: механик-водитель, оператор-наводчик и командир.

    Пусковая установкаПравить

    Конструкция пусковой установки представляет собой вращающуюся бронированную башню. Передняя стенка состоит из пуленепробиваемого стекла и наклонена под углом в 60°. За стеклом находится оператор наводчик. По бокам башни установлены пусковые установки с ЗУР. Благодаря высокой степени уравновешенности качающейся части, стрельба может вестись в движении.

    Зенитная управляемая ракета 9М31Править

    В качестве основного вооружения используется одноступенчатая, твёрдотопливная ракета. Ракета выполнена по оригинальной конструкции по аэродинамической схеме "утка". Захват и наведение на цель осуществляла фотоконтрастная головка самонаведения. Принцип работы основывается на выделении контрастной цели на фоне неба с помощью неохлаждаемых сернисто-свинцовых фотосопротивлений и преобразования разницы между их освещённостью в управляющие сигналы.

    Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью и контактными и неконтактными взрывателями. Если ракета промахивалась, то через 13 - 16 секунд происходила блокировка боевой части и ракета без подрыва падала на землю.

    • 9К31М "Стрела-1М" — Модернизированный вариант "Стрела-1".

    В декабре 1970 года модернизированный вариант ЗРК "Стрела-1М" закончил прохождение государственных испытаний и был принят на вооружение. Модернизированный комплекс имел большую дальность, уменьшенную на 400—600 метров ближнюю и до 30 метров нижнюю границу зоны поражения.

    Благодаря введению в состав комплекса пассивного радиопеленгатора 9С12, была увеличена дальность и вероятность обнаружения целей. Пеленгатор был способен оценивать воздушную обстановку и сопровождать цели до момента обнаружения оптическими приборами. Кроме того, пеленгатор мог выдавать целеуказания другим боевым машинам, которые не оснащены пеленгатором.

    В качестве основного вооружения использовалась ЗУР 9М31М, которая обладала улучшенными лётными характеристиками и более точной системой наведения.

    • Россия:
    • Ангола — 20 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Алжир — около 20 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Босния и Герцеговина — 6 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Египет — 20 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Индия — 200 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Йемен:
    • Куба — некоторое количество 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Мавритания — около 4 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Монголия — некоторое количество 9К31, по состоянию на 2013 год.
    • Ливия — некоторое количество 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Сербия — 12 9К31М, по состоянию на 2012 год.
    • Сирия — 20 9К31, по состоянию на 2012 год.
    • Хорватия — некоторое количество 9К31, по состоянию на 2012 год.

    Служба и боевое применениеПравить

    Боевое применениеПравить

    • Гражданская война в Ливане — в 1983 году сирийские ЗРК 9К31 сбили самолёты ВМС США A-6 Intruder и совместным огнём с Стрела-2 A-7 Corsair;
    • Гражданская война в Анголе — в 1985 году трофейным ЗРК 9К31 спецназом ЮАР был сбит военно-транспортный самолёт Ан-12 ВВС СССР;
    • Война в Персидском заливе — иракским ЗРК 9К31 был сбит американский штурмовик A-10 Thunderbolt II, пилот взят в плен;
    • Косовская война.

    Трофейные машиныПравить

    • В 1983 году захвачены несколько машин 9К31 южно-африканскими войсками в боевых действиях на юге Анголы.

    ru.warriors.wikia.com

    Зенитный ракетный комплекс 9К31 «Стрела-1» и «Стрела-1М»

    Описание

    Боевая машина 9А31 ЗРК «Стрела-1» оснащалась пусковой установкой с размешенными на ней четырьмя ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах, аппаратурой запуска ЗУР, оптическими средствами обнаружения и прицеливания, а также средствами связи.

    При разработке комплекса «Стрела-1» 9К31 в отличие от других ЗРК ближнего действия было принято использование на ракете не инфракрасной (тепловой), а фотоконтрастной ГСН. В те годы низкий уровень чувствительности инфракрасных ГСН не обеспечивал выделение цели в передней полусфере, и поэтому стрельба по самолетам противника могла вестись только «вдогон». В таких тактических условиях вполне возможно было уничтожение ЗРК еще до пуска им зенитных ракет. Напротив, применение фотоконтрастной ГСН обеспечивало возможность обстрела целей на встречных курсах.

    Комплекс мог вести стрельбу по самолетам и вертолетам, летящим на высотах от 50 до 3000 м со скоростями до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах при курсовых параметрах до 3000 м, а также по зависшим вертолетам и по дрейфующим аэростатам. Возможности фотоконтрастной ГСН позволяли вести стрельбу только по визуально видимым целям на фоне ясного неба или сплошной облачности, при углах между направлениями на цель и на солнце более 20° и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2°. Зависимость от освещенности цели, метеоусловий и фоновой обстановки ограничивала боевое использование комплекса «Стрела-1». Однако, среднестатистические оценки этой зависимости с учетом возможности действий авиации противника, как правило, только в тех же условиях, а в дальнейшем — также и практическое применение комплекса на учениях и в военных конфликтах показали, что ЗРК «Стрела-1» мог использоваться достаточно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).

    Для снижения стоимости и повышения надежности боевой машины наведение пусковой установки на цель осуществлялось мускульными усилиями оператора. С помощью системы рычажно-параллелограммных устройств он руками выводил м требуемый угол места (в диапазоне от -5° до +80°) связанные друг с другом пусковую раму с ракетами, объектив оптического визирного устройства и грубый визир, а ногами посредством соединенных с сидением коленных упоров вкруговую наводил пусковую установку по азимуту, отталкиваясь от закрепленного на полу машины конуса. Передняя стенка башни оператора в секторе 60° по азимуту была выполнена из прозрачного пулестойкого стекла. В транспортном положении ПУ опускалась к крыше боевой машины.

    Стрельба в движении обеспечивалась за счет почти полной естественной уравновешенности качающейся части и совмещения центра тяжести ПУ с ракетами с точкой пересечения осей качания машины, благодаря способности человека-оператора парировать низкочастотные колебания корпуса машины.

    Зенитная управляемая ракета 9М31 была выполнена по аэродинамической схеме «утка» и наводилась на цель с помощью ГСН по методу пропорциональной навигации. ГСН преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной на фоне неба цели в электрически сигнал, содержащий информацию об угле между осью координатора ГСН и линией визирования «ракета-цель», а также о значении угловой скорости линии визирования. В качестве чувствительных элементов ГСН использовались неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.

    За ГСН последовательно располагались рулевой привод треугольных аэродинамических рулей, аппаратура системы управления, боевая часть и оптический взрыватель. Далее устанавливались твердотопливный ракетный двигатель, на хвостовом отсеке которого были закреплены трапецевидные крылья ракеты. На ракете был применен однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. На стартовом участке ракета разгонялась до скорости около 420 м/с, которая затем поддерживалась примерно постоянной на маршевом участке.

    Ракета не стабилизировалась по крену. Угловая скорость относительно продольной оси ограничивалась за счет использования роллеронов – своего рода небольших рулей на крыле (хвостовом оперении), внутри которых были вмонтированы диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от быстровращающихся дисков разворачивал роллерон таким образом, что возникающая аэродинамическая сила затормаживала креновое вращение ракеты. Подобное устройство было впервые применено на американской ракете класса «воздух-воздух» «Sidewinder» и на ее советской копии К-13, запущенной в серию одновременно с началом разработки «Стрелы-1». Однако на этих ракетах роллероны с небольшими лопатками по окружности раскручивались задолго до пуска ракеты под воздействием воздушного потока, обтекающего самолет-носитель. Для своевременной раскрутки роллеронов ЗУР конструкторы ЗРК «Стрела-1» использовали изящное и простое устройство. На роллерон наматывался тросик, свободным концом закрепленный на ТПК. При старте роллероны раскручивались тросиком по схеме, аналогичной применяемой для пуска лодочных моторов.

    При прямом попадании в цель контактный магнитоэлектрический датчик, а в случае пролета ракеты вблизи цели — неконтактный электронно-оптический датчик, задействовали предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) на подрыв боевой части ЗУР. При большом промахе предохранительно-исполнительный механизм через 13...16 с выводился из боевого положения и уже не мог подорвать БЧ. При падении на землю ЗУР не взрывалась, а деформировалась, не нанося значительного ущерба своим войскам.

    Длина ракеты составляла около 1,8 м, диаметр — 120 мм, размах крыла — 360 мм.

    Наряду с ракетой переносного комплекса «Стрела-2», ракета 9М31 была одной из двух первых отечественных ЗУР, которые хранились, транспортировались в транспортно-пусковом контейнере и запускались непосредственно из него. Пылебрызгозащитный транспортно-пусковой контейнер 9Я23, предохранявший ракету от механических повреждений, крепился к раме ПУ с помощью бугелей.

    Комплексы «Стрела-1» входили в составе взвода (четыре боевые машины) в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею («Стрела-1» — «Шилка») мотострелкового (танкового) полка.

    Боевая работа ЗРК «Стрела-1» осуществлялась в следующем порядке. При получении целеуказания или при самостоятельном визуальном обнаружении цели стрелок-оператор наводил пусковую установку с ЗУР на цель, используя для повышения точности оптический визир. Одновременно включалось питание борта первой ЗУР (через 5 секунд - второй ЗУР) и открывались крышки транспортно-пусковых контейнеров. Услышав звуковой сигнал о захвате цели ГСН и визуально оценив момент входа цели в зону пуска, оператор нажатием кнопки «Пуск» осуществлял старт ракеты. При движении ракеты по контейнеру срезался кабель электрического питания ЗУР, при этом в предохранительно-исполнительном механизме снималась первая ступень предохранения. Стрельба велась по принципу «выстрелил и забыл».

    По результатам испытаний были определены вероятности поражения одной ЗУР при стрельбе навстречу цели, летящей со скоростью 200 м/ с на высоте 50 м. Они составляли от 0,15 до 0,64 — для бомбардировщика и от 0,1 до 0,6 — для истребителя. При увеличении скорости цели до 300 м/с и высоты до 1000 м вероятности составили от 0,15 до 0,52 — для бомбардировщика и от 0,1 до 0,42 — для истребителя.

    При стрельбе вдогон вероятность поражения целей, летящих со скоростью 300 м/с, составила 0,47...0,49, а со скоростью 200 м/с – 0,52...0,65.

    В 1968–1970 годах была проведена модернизация комплекса:

    • в состав ЗРК был введен пассивный радиопеленгатор (ПРП) разработки Ленинградского НИИ «Вектор», обеспечивающий обнаружение целей с включенными бортовыми радиосредствами, их сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира, причем, предусматривалась возможность целеуказания по данным ЗРК с пассивным радиопеленгатором другим ЗРК «Стрела-1» упрощенной комплектации — без пеленгатора.
    • благодаря усовершенствованию ракеты была уменьшена ближняя граница зоны поражения комплекса, повышена вероятность поражения целей на малых высотах и точность самонаведения.
    • разработана контрольно-проверочная машина, позволяющая контролировать работу штатных боевых средств комплекса «Стрела-1» с учетом изменений, введенных в него при модернизации.

    Государственные испытания модернизированного комплекса «Стрела-1M» проводились на Донгузском полигоне с мая по июль 1969 года. На вооружение войск ПВО СВ ЗРК «Стрела-1М» был принят в декабре 1970 года.

    По результатам испытаний комплекс мог обеспечивать поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с, на высотах от 30...40 до 3500 м, при курсовых параметрах до 3500 м, и маневрирующих с перегрузкой до 3 ед. на дальностях от 500... 1600 до 4200 м.

    По сравнению с ЗРК «Стрела-1» в модернизированном комплексе ближняя граница зоны поражения была уменьшена на 400...600 м, а нижняя — до 30 м.

    Вероятность поражения неманеврирующих целей при равномерных фонах возросла и при стрельбе навстречу составляла при скорости цели 200 м/с на высотах до 50 м 0,15–0,68 — для бомбардировщика и 0,1–0,6 — для истребителя. При скорости цели 300 м/с на высоте 1000 м эти показатели составили, соответственно 0,15–0,54 и 0,1–0,7, а при стрельбе вдогон — 0,58–0,66 и 0,52–0,72.

    Боевая работа ЗРК «Стрела-1M» имела некоторые особенности по сравнению с автономной работой комплексов «Стрела-1». Все комплексы в составе взвода ориентировались на местности в единой системе координат для зенитной ракетно-артиллерийской батареи «Стрела-1» — «Шилка». Между боевыми машинами поддерживалась радиосвязь. Командир ЗРК по световому и звуковому индикаторам кругового обзора контролировал радиотехническую обстановку в зоне действия пассивного радиопеленгатора. При появлении световых и звуковых сигналов командир оценивал государственную принадлежность цели и после принятия решения о принадлежности сигнала к РЛС самолета противника по внутренней связи сообщал оператору своей боевой машины, командиру батареи и остальным боевым машинам взвода ЗРК направление на цель. Командир батареи осуществлял целерасп ределение между боевыми машинами взводов ЗРК и ЗСУ. Получив информацию о цели, оператор включал систему точного пеленгования, разворачивал пусковую установку на цель и, убедившись в принадлежности сигнала к средствам противника, с помощью синхронных сигналов на световом индикаторе и в шлемофоне сопровождал цель до попадания ее в поле зрения оптического визира, а затем наводил пусковую установку с ракетами на цель. Аппаратура пуска устанавливалась в режим «Автомат». При подходе цели к зоне пуска оператор включал кнопку «Борт», подавал напряжение на борт ЗУР, и производил ее пуск. Предусмотренные в комплексе режимы работы «Вперед»-»Назад» позволяли оператору в зависимости от типа, скорости и положения цели относительно комплекса осуществлять стрельбу навстречу или вдогон. Так, при пусках вдогон по всем типам целей, а также при пусках навстречу по малоскоростной цели (вертолету) задавался режим «Назад».

    Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированные пункты управления ПУ-12 (ПУ-12М), имевшиеся у него и у командира батареи. Команды, распоряжения и данные целеуказания на ЗРК «Стрела-1» от ПУ-12 (ПУ-12М), являвшимся батарейным командирским пунктом, поступали по каналам связи, образованным с помощью радиостанций, имевшихся на этих средствах поражения и управления.

    Комплексы «Стрела-1» и «Стрела-1М» широко экспортировались СССР за рубеж. Они поставлялись в страны — участницы Варшавской договора, в Югославию, в государства Азии (Ирак, Сирию, Северный Йемен, Индию, Вьетнам), Африки (Алжир, Анголу, Бенин, Египет, Гвинею, Гвинею-Биссау, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мавританию, Мозамбик) и Латинской Америку (Кубу, Никарагуа), подтверждая свою достаточно высокую эффективность и простоту эксплуатации во время военных конфликтов и при проведении учебных стрельб.

    Впервые ЗРК «Стрела-1» был применены в боевых действиях в долине Бекаа в Южном Ливане в 1981 году. В декабре 1983 года этими ЗРК были сбиты американские самолеты А-6Е и А-7Е (последний, возможно был поражен переносным ЗРК семейства «Стрела-2»). В том же году несколько ЗРК «Стрела-1» были захвачены южно-африканскими интервентами на юге Анголы.

    war-arms.info

    Полковой самоходный ЗРК «Стрела-1» | Армейский вестник

    Комплекс начали разрабатывать 25.08.1960 в соответствии с Постановлением СМ СССР. Срок представления предложений по дальнейшим работам (с учетом стрельбовых испытаний экспериментальной партии образцов ракет) — III квартал 1962 года. Постановлением предусматривалась разработка легкого переносного зенитного ракетного комплекса, состоящего из двух частей весом не более 10-15 кг каждая.

    Комплекс был предназначен для поражения воздушных целей, которые летят на высотах от 50-100 метров до 1-1,5 километров со скоростями до 250 м/с, на дальности до 2 тыс. м. Головной разработчик комплекса в целом и зенитной управляемой ракеты – ОКБ-16 ГКОТ (позднее было преобразовано в КБ точного машиностроения (КБТМ) Министерства оборонной промышленности). Данная организация в военные годы и первые послевоенные годы под руководством главного конструктора Нудельмана А.Э. добилась значительных успехов в области разработки зенитного корабельного и авиационного малокалиберного пушечного вооружения. К началу 1960-г гг. ОКБ уже закончила разработку сложного противотанкового комплекса оснащенного радиоуправляемой ракетой «Фаланга».

    При разработке ЗРК «Стрела-1» (9К31), в отличие от других ракетных комплексов ближнего действия (таких как, американские «Ред Ай» и «Чапарел»), было принято решение использовать на ракете не инфракрасную (тепловую), а фотоконтрастную головку самонаведения. В те годы из-за низкого уровня чувствительности инфракрасных головок самонаведения не обеспечивалось выделение целей в передней полусфере, в связи с чем стрельбу по самолетам противника вели только «вдогон», главным образом, после выполнения ими боевых задач. В таких тактических условиях существовала большая вероятность уничтожения зенитных ракетных комплексов еще до пуска ими ракет. В то же время, применение фотоконтрастной головки самонаведения обеспечивало возможность уничтожения цели на встречном курсе.

    Главной организацией-разработчиком оптической ГСН для зенитной управляемой ракеты было определено ЦКБ-589 ГКОТ, главным конструктором – Хрусталев В.А. Впоследствии ЦКБ-589 было преобразовано в ЦКБ «Геофизика» МОП, работы по головке самонаведения для управляемой ракеты «Стрела» возглавил Хорол Д.М. Уже в 1961 г. провели первые баллистические запуски ракет, к середине следующего года – телеметрические и программные пуски. Данные пуски подтвердили возможность создания комплекса, который в основном отвечает утвержденным требованиям Заказчика — Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны.

    В соответствии с тем же Постановлением велась разработка и другого переносного зенитного ракетного комплекса – «Стрела-2». Габаритные показатели и масса данного ракетного комплекса были меньше, чем у ЗРК «Стрела-1». Первоначально разработка «Стрелы-1» в какой-то мере подстраховывала работу по «Стреле-2», которые были связаны с большей степенью технического риска. После решения принципиальных вопросов, связанных с разработкой ЗРК «Стрела-2», встал вопрос о дальнейшей участи комплекса «Стрела-1», который имел практически те же ЛТХ.

    Для целесообразного использования ЗРК «Стрела-1» в войсках, руководство ГКОТ обратилось в Правительство и к Заказчику с предложением установить для данного ракетного комплекса более высокие требования по максимальной досягаемости по высоте (3,5 тыс. м) и дальности поражения (5 тыс. м), отказавшись от переносного исполнения ракетного комплекса, перейдя к размещению на автомобильном шасси. При этом предусматривалось увеличение массы ракеты до 25 кг (с 15 кг), диаметра – до 120 мм (со 100 мм), длины — до 1,8 м (с 1,25 м).

    Заказчик к этому времени определился с концепцией боевого использования зенитных ракетных комплексов «Стрела-1» и «Стрела-2». Переносной комплекс «Стрела-2» используют в батальонном звене противовоздушной обороны, а самоходный ЗРК «Стрела-1» – в полковом звене ПВО, в дополнение к зенитной самохоке «Шилка», дальность стрельбы которой (2500 м) не обеспечивает поражение вертолетов и самолетов противника до рубежа запуска ими управляемых ракет по объектам и позициям танкового (мотострелкового) полка (от 4000 до 5000 м).

    Таким образом, зенитный ракетный комплекс «Стрела-1», имеющий расширенную зону поражения, отлично вписывался в разрабатываемую систему войсковой противовоздушной обороны. В связи с этим соответствующие предложения промышленности поддержали.

    Несколько позже в качестве базы для самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» использовалась бронированная разведывательная дорожная машина БРДМ-2. Предусматривалось, что зенитный ракетный комплекс, имеющий расширенные боевые возможности, представят для совместных испытаний в III квартале 1964 года. Но из-за трудностей с отработкой головки самонаведения работы затянулись до 1967 г.

    Гос. испытания опытного образца ЗРК «Стрела-1» проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне (руководитель полигона Финогенов М.И.) под руководством комиссии возглавляемой Андерсеном Ю.А. Комплекс приняли на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25.04.1968 г. Серийное производство боевой машины 9А31 зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» наладили на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет 9М31 — на Ковровском механическом заводе МОП.

    ЗРК «Стрела-1» в составе взвода (4 боевые машины) входили в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею («Шилка» — «Стрела-1») танкового (мотострелкового) полка. Боевая машина 9А31 комплекса «Стрела-1» оснащалась ПУ с размешенными на ней 4 зенитными управляемыми ракетами, находящимися в транспортно-пусковых контейнерах, оптическими средствами прицеливания и обнаружения, аппаратурой пуска ракет и средствами связи.

    Комплекс мог вести огонь по вертолетам и самолетам, летящим на высотах 50-3000 метров со скоростью до 220 м/с на догонном курсе и до 310 м/с на встречном курсе при курсовых параметрах до 3 тыс. м, а также по дрейфующим аэростатам и по зависшим вертолетам. Возможности фотоконтрастной головки самонаведения позволяли вести огонь лишь по визуально видимым целям, находящимся на фоне сплошной облачности или ясного неба, при углах между направлениями на солнце и на цель более 20 градусов и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2 градусов.

    Зависимость от фоновой обстановки, метеоусловий и освещенности цели ограничивала боевое применение зенитного комплекса «Стрела-1». Но, среднестатистические оценки данной зависимости с учетом возможностей действий авиации противника, в основном, в тех же условиях, а в дальнейшем практическое использование ЗРК на учениях и во время военных конфликтов показали, что комплекс «Стрела-1» мог применяться довольно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).

    Чтобы снизить стоимость и повысить надежность боевой машины наведение ПУ на цель осуществлялось за счет мускульных усилий оператора. При помощи системы рычажно-параллелограммных устройств оператор руками выводил связанные между собой пусковую раму с ракетами, грубый визир и объектив оптического визирного устройства на требуемый угол места (от -5 до +80 градусов), а ногами, при помощи коленных упоров соединенных с сидением, наводил пусковую установку по азимуту (при этом отталкивался от конуса, закрепленного на полу машины). Передняя стенка башни в секторе 60 градусов по азимуту выполнялась из пулестойкого прозрачного стекла. Пусковые установки в транспортном положении опускалась к крыше машины.

    Стрельба в движении обеспечивалась почти полной естественной уравновешенностью качающейся части, а также благодаря совмещению центра тяжести пусковой установки с ракетами с точкой пересечения осей качания боевой машины, благодаря способности оператора отражать низкочастотные колебания корпуса.

    В ЗУР 9М31 была реализована аэродинамическая схема «утка». Ракета наводилась на цель при помощи головки самонаведения по методу пропорциональной навигации. Головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной цели на фоне неба в электрический сигнал, который содержит данные об угле между линией визирования «ракета-цель» и осью координатора ГСН, а также об угловой скорости линии визирования. Чувствительными элементами в головке самонаведения служили неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.

    За головкой самонаведения последовательно размещались рулевой привод аэродинамических треугольных рулей, аппаратура системы управления, БЧ и оптический взрыватель. За ними располагался твердотопливный ракетный двигатель, на его хвостовом отсеке закреплялись трапециевидные крылья. На ракете применялся двухрежимный однокамерный ракетный твердотопливный двигатель. Ракета на стартовом участке разгонялась до скорости 420 м/с, которая на маршевом участке поддерживалась примерно постоянной.

    Ракета по крену не стабилизировалась. Угловая скорость вращения относительно продольной оси ограничивалась использованием роллеронов — небольших рулей на хвостовом оперении (крыле), внутри которых были установленны диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от дисков вращающихся на большой скорости разворачивал роллерон так, что креновое вращение ракеты затормаживалось возникающей аэродинамической силой.

    Подобное устройство впервые было применено на ракете «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» американского производства и на К-13 – ее советской копии, запущенной в серийное производство одновременно с началом разработки ЗРК «Стрелы-1». Но на данных ракетах роллероны, имеющие по окружности небольшие лопатки, раскручивались задолго до запуска под воздействием воздушного потока, который обтекал самолет-носитель. Чтобы своевременно раскрутить роллероны зенитной управляемой ракеты конструкторы комплекса «Стрела-1» использовали простое и изящное устройство. На роллерон был намотан тросик, закрепленный на транспортном пусковом контейнере свободным концом. Роллероны при старте раскручивались тросиком по схеме, которая была аналогична используемой для запуска лодочных моторов.

    Контактный магнитоэлектрический датчик при прямом попадании или неконтактный электронно-оптический датчик в случае пролета вблизи цели задействовали ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм) на подрыв БЧ управляемой ракеты. При большом промахе ПИМ через 13-16 секунд из боевого положения выводился и не мог подорвать боевую часть. Зенитная управляемая ракета при падении на землю деформировалась, а не взрывалась, не нанося своим войскам значительного ущерба.

    Диаметр ракеты составлял 120 мм, длина – 1,8 м, размах крыла — 360 мм. Ракета 9М31, наряду с ракетой комплекса «Стрела-2», была одной из первых отечественных зенитных управляемых ракет, которая хранилась, транспортировалась в транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. К раме пусковой установки пыле-брызгозащитный ТПК 9Я23, предохранявший ракеты от механических повреждений, крепился при помощи бугелей.

    Боевая работа зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» осуществлялась следующим образом. При визуальном самостоятельном обнаружении цели или при получении целеуказания стрелок-оператор наводит пусковую установку с зенитными управляемыми ракетами на цель, используя оптический визир для повышения точности. Одновременно происходит включение питания борта первой управляемой ракеты (через 5 с – второй) и открываются крышки ТПК. Услышав звуковой сигнал о захвате головкой самонаведения цели и визуально оценив момент входа в зону пуска цели, оператор, нажав кнопки «Пуск», осуществляет старт ракеты. Во время движения ракеты по контейнеру срезается кабель электропитания управляемых ракет, при этом в ПИМ снималась первая ступень предохранения. Огонь велся по принципу «выстрелил и забыл».

    Во время испытаний определили вероятности поражения одной управляемой ракетой при стрельбе навстречу цели, движущейся на высоте 50 м со скоростью 200 м/с. Они составляли:— для бомбардировщика – 0,15..0,64,— для истребителя – 0,1..0,6.

    При увеличении высоты до 1 км и скорости до 300 м/с вероятности для бомбардировщика составили 0,15..0,52 и для истребителя – 0,1..0,42. Вероятность поражения целей, движущихся со скоростью 200 м/с при стрельбе вдогон составила от 0,52 до 0,65, а со скоростью 300 м/с – от 0,47 до 0,49.

    В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии по проведению испытаний с 1968 по 1970 гг. была проведена модернизация комплекса. В состав зенитного ракетного комплекса ввели пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ «Вектор» Минрадиопрома. Данный радиопеленгатор обеспечивал обнаружение цели с включенными бортовыми радиосредствами, ее сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира. Также предусматривалась возможность целеуказания по информации с зенитного ракетного комплекса оснащенного пассивным радиопеленгатором другим комплексам «Стрела-1» упрощенной комплектации (не имеющим пеленгатора).

    Благодаря усовершенствованию ракеты уменьшили ближнюю граница зоны поражения ЗРК, повысили точность самонаведения и вероятность поражения целей летящих на малых высотах. Также разработали контрольно-проверочную машину, которая позволяет контролировать работу боевых средств зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» с учетом введенных при модернизации изменений.

    Гос. испытания модернизированного ЗРК «Стрела-1М» были проведены на Донгузском полигоне в мае-июле 1969 года под руководством комиссии, возглавляемой Воропаевым В.Ф. На вооружение войск противовоздушной обороны сухопутных войск зенитный ракетный комплекс «Стрела-1М» приняли в декабре 1970 года.

    По результатам испытаний ЗРК мог обеспечивать поражение вертолетов и самолетов, летящих на высотах 30-3500 м, со скоростью до 310 м/с, при курсовых параметрах до 3,5 км, и маневрирующих с перегрузками до 3 единиц на дальностях от 0,5…1,6 до 4,2 км.

    В модернизированном комплексе, по сравнению с комплексом «Стрела-1», ближняя граница зоны была уменьшена на 400-600 метров, а нижняя зона — до 30 метров. Вероятность поражения неманеврирующей цели при равномерных фонах увеличилась и на высотах до 50 метров при скорости цели 200 м/с при стрельбе навстречу для бомбардировщика составляла 0,15-0,68 и для истребителя — 0,1-0,6. Эти показатели при скорости 300 м/с на высоте 1 км составили, 0,15-0,54 и 0,1-0,7 соответственно, а при стрельбе вдогон — 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

    Боевая работа зенитного ракетного комплекса «Стрела-1М» имела некоторые отличия от автономной работы ЗРК «Стрела-1». Все комплексы взвода на местности ориентировались в единой для зенитной ракетно-артиллерийской батареи «Стрела-1» — «Шилка» системе координат. Между машинами поддерживалась радиосвязь. Командир зенитного ракетного комплекса по звуковому и световому индикаторам кругового обзора осуществлял контроль за радиотехнической обстановкой в зоне действия радиопеленгатора.

    При появлении звуковых и световых сигналов командир оценивал госпринадлежность цели. После принятия решения о принадлежности обнаруженного сигнала к РЛС самолета противника, командир, используя внутреннюю связь, сообщал командиру батареи, оператору своей машины и остальным боевым машинам взвода направление на цель. Командиром батареи осуществлялось целераспределение между машинами взводов ЗСУ и ЗРК. Оператор, получив данные о цели, включал систему точного пеленгования, разворачивал ПУ на цель.

    Убедившись в принадлежности полученного сигнала к средствам противника, при помощи синхронных сигналов в шлемофоне и на световом индикаторе сопровождал цель до ее попадания в поле оптического визира. После этого оператор наводил на цель ПУ с ракетами. Затем аппаратура пуска переводилась в режим «Автомат». Оператор, при подходе целей к зоне пуска, включал кнопку «Борт» и подавал напряжение на борт управляемой ракеты. Производился пуск ракеты.

    Предусмотренные в ЗРК режимы работы «Вперед»-«Назад» давали возможность оператору в зависимости от положения относительно комплекса цели, ее скорости и типа осуществлять стрельбу вдогон или навстречу. Так, например, при запусках вдогон по всем типам целей, и при пусках навстречу по малоскоростным целям (вертолетам) задавался режим «Назад».

    Батареей управлял начальник противовоздушной обороны полка через автоматизированные ПУ – ПУ-12 (ПУ-12М) – которые имелись у него и командира батареи. Распоряжения, команды, а также данные целеуказания на комплексы «Стрела-1» от ПУ-12(М), который являлся батарейным командирским пунктом, передавались по каналам связи, образованным при помощи радиостанций, имевшихся на данных средствах управления и поражения.

    ЗРК «Стрела-1» и «Стрела-1М» экспортировались из СССР в другие страны достаточно широко. ЗРК поставлялись в Югославию, в страны-участницы Варшавского договора, в Азию (Вьетнам, Индию, Ирак, Северный Йемен, Сирию), Африку (Анголу, Алжир, Бенин, Гвинею, Египет, Гвинею-Биссау, Мадагаскар, Ливию, Мали, Мозамбик, Мавританию) и Латинскую Америку (Никарагуа, Кубу). Используясь этими государствами, комплексы многократно подтверждали простоту своей эксплуатации и достаточно высокую эффективность во время учебных стрельб и военных конфликтов.

    Впервые зенитные ракетные комплексы «Стрела-1» были использованы в 1982 году в боевых действиях в Южном Ливане в долине Бекаа. В декабре следующего года этими комплексами были сбиты американские самолеты А-7Е и А-6Е. Несколько ЗРК «Стрела-1» в 1983 году были захвачены на юге Анголы южно-африканскими интервентами.

    Основные характеристики ЗРК типа «Стрела-1»:Наименование: «Стрела-1″/»Стрела- 1М»;Зона поражения:— по дальности – 1..4,2 км/0,5..4,2 км;— по высоте – 0,05..3 км/0,03.. 3,5 км;— по параметру — до 3 км/до 3,5 км;Вероятность поражения одной управляемой ракетой истребителя — 0,1..0,6/0,1..0,7;Максимальная скорость поражаемой цели навстречу/вдогон – 310/220 м/с;Время реакции – 8,5 с;Скорость полета управляемой ракеты – 420 м/с;Масса ракеты — 30 кг/ 30,5 кг;Масса боевой части – 3 кг;Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4;Год принятия на вооружение – 1968/1970.

    /По материалам topwar.ru/

    army-news.ru

    Боевая машина 9А31 зенитного ракетного комплекса 9К31 "Стрела-1"

      

     

     

     

      

    В конце 50-х годов прошлого века в связи с бурным развитием ударной (фронтовой) авиации и авиационных средств поражения возникла насущная необходимость в реорганизации и перевооружении частей и подразделений противовоздушной обороны (ПВО) сухопутных войск в тактическом звене (батальон, полк, дивизия). В качестве зенитного средства мотострелкового батальона было решено создать переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) способный поражать воздушные цели противника в диапазоне высот от 100 до 1500 м и на дальности до 2000 м. Разработку нового зенитного средства, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1960 г., поручили ОКБ-16 Государственного комитета по оборонной технике  (ГКОТ) г. Коломна (с 1966 г. - конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ), ныне государственное унитарное предприятие КБТМ ) под руководством известного конструктора А.Э. Нудельмана. Оптическая головка самонаведения ракеты (ГСН) создавалась в ЦКБ-589 ГКОТ (в дальнейшем ЦКБ "Геофизика") под руководством главного конструктора В.А. Хрусталева. Работа над созданием комплекса в ОКБ-16 была организована по двум направлениям, т.е. наряду с основным, разрабатывался и запасной вариант ПЗРК. В процессе проектирования и на этапе создания опытных образцов ЗРК, стало ясно, что оба проекта проработаны достаточно хорошо и достойны воплощения в серийные модели вооружения. Первые летные испытания двух видов ракет с ГСН подтвердили эти выводы конструкторского коллектива. В связи с этим принимается решение о разработке в ОКБ-16 не одного, а двух проектов ЗРК: самоходного с дальность поражения воздушных целей до 5000 м на высоте до 3500 м ("Стрела-1") и переносного с первоначальными характеристиками ("Стрела-2"). "Стрела - 1" рассматривалась как средство ПВО мотострелковых и танковых полков, действующее в боевых порядках общевойсковых подразделений. Наведение ракет обоих ЗРК осуществлялось по принципу фотоконтрастного выделения цели на общем фоне, оказавшийся достаточно эффективным. Требования по увеличению дальности и высоты поражения целей в первом проекте, привели к почти тридцатипроцентному  увеличению массы и габаритов комплекса. В качестве самоходного шасси была выбрана БРДМ-2, хорошо зарекомендовавшая себя к тому времени в качестве основы для боевых машин ПТУР 9П124 и 9П122. После прохождения государственных испытаний и опытных стрельб (пусков) комплекс совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 апреля 1968 г. был принят на вооружение под названием зенитный ракетный комплекс 9К31 "Стрела-1". В состав ЗРК входила боевая машина 9А31 с пусковой установкой 9П31, зенитная ракета 9М31 и контрольно-проверочная машина 9В25Б на шасси БРДМ-2. Серийное производство боевых машин было организовано в том же году на Саратовском агрегатном заводе. Ракеты производились на Ковровском механическом заводе. С началом серийного производства комплекса  в КБТМ продолжилась работа по дальнейшему совершенствованию 9К31. После успешных государственных испытаний, прошедших летом 1969 г. и ряда необходимых доработок, модернизированный комплекс под названием 9К31М был принят на вооружение в декабре 1970 г. В состав комплекса был введен пассивный радиопеленгатор 9С12, на части машин ( командирских)  устанавливался наземный радиозапросчик НРЗ-С1 "Луч-1" (1РЛ246). Модернизированная ракета имела более высокие полетные характеристики и была способна уничтожать воздушные цели в более широком диапазоне высот. В состав 9К31М входили боевые машины 9А31М и 9А31МР, ракета 9М31М, контрольно-проверочная машина 9В25БМ. ЗРК 9К31 и 9К31М состоял на вооружении зенитных ракетных дивизионов или зенитных ракетных артиллерийских батарей мотострелковых и танковых полков, а также зенитных подразделений морской пехоты ВМФ. Комплекс поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, Анголу, Алжир, Египет, Индию, Йемен, Ирак, Сирию, на Кубу, Ливию, Мавританию, Монголию, Югославию и в некоторые другие. Комплекс принимал участие в многочисленных  ближневосточных войнах, в гражданской войне в Анголе, а также во время агрессии стран НАТО против Югославии. Всего было произведено около 1350 боевых машин.              

        Тактико-технические характеристики

    №№

    п.п.

        Наименование характеристики Единица измерения 9К31 9К31М
    1 Экипаж чел. 3 3
    2 Вооружение: ракета   9М31 9М31М
    3 Боекомплект:  9М31, 9М31М                шт. 4 4
    4 Шасси   на базе БРДМ-2 на базе БРДМ-2
    5 Мощность двигателя ГАЗ-41 л.с. 140 140
    6 Максимальная скорость км/ч 95 95
    7 Скорость на плаву км/ч 10 10
    8 Боевая масса т 7,0 7,0
    9 Запас хода по топливу км 750 750
    10 Бронирование мм 5-14 5-14
    11 Длина по корпусу мм 5750 5750
    12 Ширина мм 2350 2350
    13 Высота  в походном положении мм 2550 2550
    14 Зона поражения по дальности максимальная м 4200 4200
    15 Зона поражения по дальности минимальная м 1000 400-600
    16 Зона поражения по высоте максимальная м 3000 3500
    17 Зона поражения по высоте минимальная м 50 30
    18 Угол горизонтального обстрела градус 360 360
    19 Максимальный угол возвышения градус 80 80
    20 Максимальный угол склонения градус -5 -5
    21 Время реакции с момента обнаружения цели сек. 8,5 8,5
    22 Вероятность поражения цели одной ракетой   0,1-0,6 0,1-0,7
    23 Максимальная скорость поражаемой цели (навстречу) км/ч 310 310
    24 Стартовая масса ракеты кг 30 30,5
    25 Максимальная скорость ракеты м/сек. 420 420
    26 Масса боевой части ракеты кг. 2,35 3
    27 Длина ракеты мм 1803 1803
    28 Калибр ракеты мм 120 120
    29 Размах стабилизаторов мм 360 360
    30 Пассивный радиопеленгатор 9С12 шт.   1
    31 Радиозапросчик 1РЛ246 шт.   1
    32 Радиоаппаратура   Р-123 Р-123

     

     

    cris9.armforc.ru