Логико-методологические аспекты теории противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ. Пво вмф


Перечень вопросов, выносимых на зачёт в 7 семестре по вус 473100 «Кораблестроение, судоремонт и обеспечение боевых и технических свойств кораблей»

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник 1 отдела УВЦ

капитан 1 ранга

А.Р.Виловатых

«___»_____________20__г.ПЕРЕЧЕНЬвопросов, выносимых на зачёт в 7 семестре по ВУС – 473100 «Кораблестроение, судоремонт и обеспечение боевых и технических свойств кораблей».

ВУС -472400 «Эксплуатация и ремонт автоматических и телемеханических систем

управления техническими средствами кораблей».

ВУС – 472600 «Эксплуатация и ремонт корабельных атомных энергетических установок».

ВУС -710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной,

специальной техники и имущества».

в 5 семестре ВУС -472000 «Эксплуатация и ремонт корабельных торпед и торпедных аппаратов»

ВУС-710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной,специальной техники и имущества»Дисциплина: «Тактика Военно-Морского Флота».

Раздел № 3. Основы тактики ВМФ.

  1. Виды и рода вооружённых сил ВС РФ.

Виды вооружённых сил:1. Сухопутные войска – вид ВС, предназначенный для прикрытия государственной границы, прочного удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся группировок противника и овладение его территорией во взаимодействии с другими видами ВС.

^ вид ВС, предназначенный для отражения агрессии в воздушном пространстве, защиты от ударов с воздуха административно-политических, промышленно-экономических центров и районов страны, группировок войск важных военных объектов, а также для поражения группировок войск и объектов противника с применением ядерного оружия и обычных средств поражения, для обеспечения боевой деятельности войск других видов ВС.

^ вид ВС, предназначенный для обеспечения национальной безопасности РФ в океанских стратегических районах и морских зонах в мирное время и на океанских (морских) театрах войны в военное время.^ 1. Войска воздушно-космической обороны – род войск, предназначенный для повышения боевых свойств ВС РФ за счет возможности информационно-космических комплексов и систем, а также для защиты центров, районов страны, группировок войск от ударов противника из космоса.

2^ род войск, предназначенный для сдерживания потенциального агрессора, поражения в ядерной войне совместно с другими компонентами стратегических ядерных сил или самостоятельно ракетно-ядерными ударами наиболее важных объектов, составляющих основу экономического потенциала противника, уничтожения его стратегических и других средств ядерного нападения, поражения крупных группировок войск, нарушения государственного и военного управления, дезорганизации тыла.

3. ^ род войск ВС, является средством верховного главного командования, предназначен для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу, а также участвует в миротворческой деятельности под эгидой ООН.

  1. ^
Военно-морской флот-вид ВС, предназначенный для обеспечения национальной безопасности РФ в океанских стратегических районах и морских зонах в мирное время и на океанских (морских) театрах войны в военное время.
  1. ^

- Разрушение важных объектов противники на побережье и в глубине территории

- Противолодочная оборона своих объектов и сил, поиск и уничтожение ПЛ противника

- Уничтожение боевых кораблей и судов противника в составе групп и одиночно

- Ведение разведки и обеспечение наведения своих сил на группировки противника

- Обеспечение развертывание и боевой устойчивости РПЛСН

  1. ^

- Поиск и уничтожение подводных лодок противника в прибрежных удаленных районах

- уничтожение групп и отдельных надводных боевых кораблей, десантных отрядов и конвоев противника

- Обеспечение развертывания сил флота в районы боевых действий и возвращения их в пункты базирования

-Обеспечение перехода морем конвоев и оборона морских коммуникаций

- Обеспечение перевозки морем, высадки и огневой поддержки морских десантов

- Постановка минных заграждений и борьба с минной опасностью

- Содействие своим войскам, действующим на приморских направлениях

  1. ^

- Оперативное искусство

- Стратегия

- Тактика

  1. Задачи ВМФ в мирное время.

- Боевое патрулирование и боевое дежурство боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника;-боевое обеспечение РПЛСН (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН) на маршрутах и в районах боевого патрулирования;-поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника и слежение за ними на маршрутах и в районах решения задач в готовности к уничтожению с началом военных действий;-наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками вероятного противника, слежение за ними в районах их боевого маневрирования в готовности к нанесению ударов по ним с началом военных действий;-вскрытие и затруднение деятельности сил и средств разведки противника в морях и районах океана, прилегающих к нашему побережью, наблюдение и слежение за ними в готовности к уничтожению с началом военных действий;-обеспечение развертывания сил флотов в угрожаемый период;

выявление коммуникаций и оборудования океанских и морских театров в стратегически важных районах Мирового океана;-изучение вероятных районов боевых действий и условий использования различных родов сил ВМФ, применения оружия и технических средств;-разведка за деятельностью иностранных кораблей и авиации;

защита судоходства;-выполнение внешнеполитических акций правительства;

участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом ядерном сдерживании;-обеспечение неядерного сдерживания от угрозы или применения военной силы против РФ с океанских и морских направлений;-защита и охрана Государственной границы РФ в подводной среде;

-защита и охрана Государственной границы РФ в воздушном пространстве и контроль его использования;-защита Государственной границы РФ на суше и море военными методами;-содействие Пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ;-содействие внутренним войскам и органам внутренних дел МВД РФ в пресечении внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории РФ, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения в порядке, установленном законодательством РФ;-оборона морского побережья;-содействие войскам гражданской обороны и органам МЧС РФ в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

  1. ^
- бригада, дивизия (соединения)

- эскадра, флотилия (объединения)

  1. Дайте определение понятия тактика.

Теория и практика подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов ВС и родов войск (сил) и специальных войск

  1. ^

-поражение наземных объектов противника на удаленных территориях;

обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения;-нанесение поражения ударным противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам;- поддержание благоприятного оперативного режима;-поддержка с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях;-оборона морского побережья.

  1. ^

- поиск и уничтожения ракет и МПЛ противника

- уничтожение авианосцев и др. крупных кораблей

- уничтожение кораблей противолодочных группировок

- уничтожение десантов конвоев, отрядов боевых кораблей

- обеспечение развертывания и действий сил своего флота

- ведение воздушной разведки наведения и выдачи целеуказаний.

  1. ^

Тыловое обеспечение – состоит из мероприятий направленных на обеспечение сил флота всем необходимым для жизни, боевой деятельности и предназначенных для материального, технического, медицинского, аварийно-спасательного и другого обеспечения.

  1. ^

Оперативное искусство – разрабатывает принципы и способы подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативных объединений видов ВС.

  1. ^
-перевод сил (войск) с мирного на военное время и их оперативное развертывание;-участие в локализации возможных приграничных вооруженных конфликтов;-защита судоходства и производственной деятельности в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а при необходимости – в кризисных зонах мирового океана.
  1. ^
Род сил ВМФ России, предназначенных для прикрытия сил флотов, войск, населения и объектов на морском побережье от воздействия надводных кораблей противника; обороны военно-морских баз и других важных объектов флотов с суши, в том числе от морских и воздушных десантов; высадки и действий в морских, воздушно-морских десантах; содействия сухопутным войскам в противодесантной обороне десантноопасных районов морского побережья; уничтожения надводных кораблей, катеров и десантно-транспортных средств в зоне досягаемости оружия.
  1. Что входит в систему базирования подводных лодок. (если попадется, то Вам заменят этот вопрос)
  1. ^

Изучает и разрабатывает способы подготовки и ведения морского флота разнородными и однородными силами флота, а так же действия соединений (групп) кораблей и подразделений сил флота в ходе общевойскового боя, ведущегося на приморских направлениях.

  1. ^
Военно-морской флот

- Подводные силы

- Надводные силы

- Морская авиация

- Береговые войска

- Морская пехота

- Соединения и части специального назначения ВМФ

  1. ^

- боевые корабли

- боевые катера

- корабли спец. назначения

- морские суда обеспечения

- котера и рейдовые суда обеспечения

  1. Дайте определение понятия «пункт базирования подводных лодок» (если попадется, то Вам заменят этот вопрос).
  1. Из каких Сил состоит ВМФ.
  1. МСЯС (морские стратегические ядерные силы) – РПКСН, самолеты морской ракетоносной авиации.
  2. МСОН (морские силы общего назначения) – все остальное.
  1. Какие классы кораблей и судов входят в группу боевые корабли.

- Авианесущие корабли

- Ракетно-артиллерийские

- Десантные

- Противолодочные корабли

- Минно-тральные

- Многоцелевые

  1. Дайте определение понятия «пункт рассредоточенного базирования». (если попадется, то Вам заменят этот вопрос).
  1. ^ .

Главные положения тактики излагаются в тактических документах:

-Боевой Устав ВМФ

-ТР ПЛ, ТР ПЛК, ТР ТРК и.т.д.

  1. ^

. - Малые ракетные корабли (МРК)

- Ракетные катера (РКА)

- Малые противолодочные корабли (МПК)

- Сторожевые катера (СКА)

- Малые артиллерийские корабли (МАК)

- Артиллерийские катера (АКА)

- Торпедные катера

- Десантные катера на ВП

- Малые ракетные корабли на ВП

- Малые десантные корабли на ВП

  1. Дайте определение понятия «пункт манёвренного базирования»
(если попадется, то Вам заменят этот вопрос).
  1. Назначение надводных кораблей

- предназначены для решения разнообразных задач, выполнение которых другими силами неэффективно или невозможно.

  1. Дайте определение понятия «плавучая база подводных лодок».
(если попадется, то Вам заменят этот вопрос).
  1. ^

-подводные лодки специального назначения,

-корабли управления,

- учебные корабли,

- разведывательные корабли.

  1. ^

-уничтожение надводных кораблей и транспортов противника, подводных лодок;-обеспечение высадки морских десантов;-огневая поддержка войск, действующих на приморских направлениях;-охрана и прикрытие КОН, ДесО, КУГ.

  1. ^

- Корабли и суда обеспечения ВМФ

- Суда для боевой подготовки, поддержания боевой готовности и повседневной деятельности

- Учебные корабли

  1. ^

- Поражение надводных и некоторых наземных целей

- Прикрытие действий сил, пунктов базирования, прибрежных морских коммуникаций и береговых объектов флота от воздействия надводных кораблей противника.

- Прикрытие действий группировок сухопутных войск от воздействий группировок противника.

- Поддержка ударных сил флота в ударах по надводным целям противника.

- Поддержка артиллерийских частей сухопутных войск в ударах по некоторым наземным объектам противника.

  1. ^

- Поиск и уничтожение подводных лодок противника.- Уничтожение боевых кораблей и судов противника, действующих в составе соединений и групп, а также одиночно.- Разрушение военно-морских баз, портов и других береговых объектов.- Обеспечение развертывания и действий сил своего флота.- Ведение воздушной разведки на морском театре, наведение своих ударных сил на противника и целеуказание.- Уничтожение морских десантов противника в районах формирования, на переходе морем и в пунктах высадки.

userdocs.ru

Средства противовоздушной обороны советского флота в годы войны

К концу Первой мировой войны авиация уже представляла серьёзную угрозу для боевых кораблей. Для защиты от воздушного противника на вооружение Российского Императорского флота были приняты несколько образцов зенитных орудий отечественного и иностранного производства.

Первоначально для зенитной стрельбы переделывались имеющиеся в значительных количествах «противоминные орудия»: 47-мм миллиметровые пушки Гочкиса, 57-мм Норденфельда и 75-мм Канэ.Позже на корабельных палубах стали устанавливаться специально разработанные зенитные полуавтоматические пушки Лендера обр. 1914/15гг.

По требованию Морского ведомства, угол возвышения производимых Путиловским заводом орудий был увеличен до +75°. Орудие обладало хорошими для своего времени характеристиками: боевая скорострельность 10-12 выстр./мин, дальность до 7000 м, достягаемость по высоте до 4000 м.

Так же на вооружение поступили закупленные в Великобритании тумбовые 40-мм автоматические зенитные пушки Виккерса и 37-мм автоматические зенитные пушки Максима выпускаемые Обуховским заводом. К концу 1916 года сорок 40-мм пушек «Виккерс» имелось на Балтийском и Черноморском флотах.

40-мм пушка Виккерс

Обе системы имели сходную конструкцию. Установки могли вести круговой обстрел, с возвышением от —5 до +80°. Питание — из ленты на 25 патронов. Патроны снаряжались осколочными снарядами с 8- или 16-секундной дистанционной трубкой. Темп стрельбы—250-300 выстр./мин. Зенитные автоматы этих типов были сложны и дороги в производстве, имели невысокую надёжность.

37-мм автомат Максима в Артиллерийском музее

Вскоре после окончания Гражданской войны наш флот остался без зенитных автоматов. В течении почти 20 лет основу ПВО кораблей составляли 76-мм пушки и 7,62-мм пулемёты.

В 30-е годы в рамках военно-технического сотрудничества с Германией , были получены документация, полуфабрикаты и действующие образцы 20-мм и 37-мм зенитных автоматов. После чего было решено запустить их в серийное производство на заводе №8 в подмосковных Подлипках. Но наша промышленность так и не сумела освоить их массовое производство.

В качестве временной меры на вооружение в 1934 году была принята 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К. По сути это была 45-мм противотанковая пушка установленная на морской станок.

За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Данное орудие абсолютно не удовлетворяло моряков в качестве зенитного. Для этого оно имело низкую скорострельность (25 выстрелов в минуту) и отсутствие на снарядах дистанционного взрывателя, так что цель могла быть поражена только прямым попаданием ( что было крайне маловероятно). Для стрельбы по морским и береговым целям орудие было маломощным. По своим характеристикам оно практически соответствовало 47-мм орудию Гочкиса, которое было выпущено в 1885 году.

Несмотря на то, что данное орудие совершенно не отвечало требованиям зенитной обороны, из-за прекращения работ по более совершенному зенитному орудию, производство 21-К велось в годы Великой Отечественной войны, а также и после её завершения. Всего было произведено более 4000 таких орудий.

В 1936 году на вооружение поступило морское 76-мм зенитное орудие 34-К. Прототипом данной артустановки послужила немецкая полевая зенитная полуавтоматическая 75-мм пушка фирмы "Rheinmetall", лицензию на производство которой получил в начале 30-х годов Советский Союз, наладивший на её основе производство армейской зенитки типа 3-К. До окончания производства в 1942 году на заводе им.Калинина было построено около 250 орудий.

76,2-мм зенитные орудия 34-К

Незадолго до начала войны на вооружение был принят весьма удачный 12,7-мм пулемёт ДШК.

Пулемет ДШК устанавливался на морской тумбовой стационарной установке, состоящей из основания с вращающейся тумбой, поворотной головки для крепления пулемета и наплечника, приставного приклада-упора для обеспечения удобства наведения пулемета при стрельбе по быстроперемещающимся целям. Питание пулемета патронами, прицелы и методы ведения огня были одинаковы с ДШК пехотного образца.

К 22 июня 1941 года в нашем ВМФ имелось 830 одноствольных пулеметов ДШК на тумбовых установках. Первые же дни войны показали абсолютное превосходство ДШК над 7,62-мм пулеметами. Об эффективности действия ДШК моряки не стеснялись говорить и в высоких сферах: «Пришлось снимать вооружение с катеров, приходивших в базу с моря, и ставить на катера, уходящие в море. Опыт войны показал, что пулеметы ДШК на флоте завоевали большой авторитет, без них командиры не хотят выходить в море».

Подавляющее большинство ДШК было установлено на тумбах, однако во время войны отечественные конструкторы разработали много других типов установок ДШК, на катерах использовались одинарные и спаренные турельные и башенные установки.

В ходе Великой Отечественной войны наш флот получил от промышленности 4018 пулеметов ДШК. За это время союзники поставили 92 - 12,7-мм счетверенных пулеметов Виккерса и 1611 - 12,7-мм спаренных пулеметов Кольта- Браунинга.

12,7-мм спаренная установка пулеметов Кольта- Браунинга

Так же накануне войны в 1940 году на вооружение приняли 37-мм морскую зенитную установку 70-К, созданную на базе автоматической 37-мм зенитной пушки 61-К.

Она стала основным автоматическим оружием катеров и линкоров, эсминцев и крейсеров, на флот в военные годы всего поступило 1671 такая артустановка.

Охлаждение 70-К было воздушным, что было большим недостатком. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало менять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1 часа. Зачастую вражеские бомбардировщики и торпедоносцы такой возможности не предоставляли. Спаренные 37-мм зенитные установки В-11 с водяным охлаждением поступили на вооружение только после войны.

Кроме того, для флота больше бы пошел калибр 45-мм (такая сухопутная установка была создана и успешно испытана), что позволило бы увеличить эффективную дальность зенитного огня и поражающее действие снаряда.

Кроме 37-мм 70-К союзниками было поставлено 5500 американских и канадских 40-мм Бофорсов, значительная часть которых попала в ВМФ.

В военное время основным противником нашего флота была именно авиация. Вскоре после начала боевых действий к нашим флотоводцам пришло понимание того, что для отражения массированных налётов вражеских торпедоносцев и пикировщиков необходимы скорострельные зенитные автоматы с ленточным питанием калибра 20-25-мм.

Для этого предпринимались попытки создания на базе авиапушек ШВАК и ВЯ морских зенитных установок, но по ряду причин дело дальше вооружения ими малых плавсредств и катеров не продвинулось.

20-мм зенитная установка ШВАК

В небольших количествах производились 25-мм установки 84-КМ, созданные на базе армейского зенитного автомата 72-К, но она так же имела обойменное питание.

Во второй половине войны эта проблема была частично решена за счёт поставок по ленд-лизу. В СССР союзниками было поставлено 1993 20-мм автомата. “Эрликоны” были и в составе вооружения поставляемых в ВМФ военных судов. Основная их часть использовалась на Севере и Балтике, на Черноморском театре военных действий их находилось всего 46.

20-мм зенитная установка "Эрликон"

В состав зенитного вооружения средних и крупных боевых кораблей входили так же универсальные установки калибра 85-100-мм. Теоретически они так же могли вести зенитный огонь, по крайней мере, углы возвышения позволяли это делать. Но они были не стабилизированы и далеко не на всех кораблях, где они устанавливались, имелись централизованные системы управления зенитным огнём, что сильно снижало их боевую ценность.

Универсальная 85-мм артустановка 90-К сменила в производстве 76-мм орудие 34-К. Но военное время произведено их было не много, всего около 150 орудий.

Универсальная 85-мм артустановка 90-К

В середине 30-х годов СССР для вооружения крейсеров типа "Светлана": "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Червона "Украина" закупил в Италии 10 100-мм двуствольных установок разработанных инженером-генералом Эудженио Минизини.

100-мм АУ Минизини крейсера "Красный Кавказ"

Наведение установок осуществлялось с помощью ручного привода, со скоростью 13 град/сек по горизонту и 7 град/сек по вертикали. Стрельба велась по данным ПУАО. Достягаемость по высоте составляла 8500 м. Скорострельность 10-12 выстр/мин.

После гибели "Червоной Украины" установки были сняты и ими довооружили оставшиеся крейсера. Установки к этому времени были уже малоэффективными против современных самолётов из-за малых скоростей наводки.

Крейсер "Червона "Украина"

В 1940 году на вооружение была принята 100-мм одноствольная универсальная установка Б-34, которая была унифицирована по боеприпасам со 100-мм Минизини. До начала войны промышленность успела произвести 42 орудия этого типа.

Универсальная 100-мм установка Б-34

Она имела ствол длиной 56 калибров, начальную скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы по воздушным целям 15000 м., потолок 10000 м. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Скорострельность - 15 выстр./мин.

Первые Б-34 устанавливались на крейсерах проекта 26 («Киров») без электропривода и управлялись вручную. В виду этого они могли вести только заградительный зенитный огонь.

Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) "Горизонт".

Крупным недостатком всех наших универсальных орудий калибра 85-100-мм было отсутствие во время войны электрических или электрогидравлических приводов, что существенно ограничивало скорость наводки и возможность централизованного управления огнём. В тоже время универсальные установки калибра 88-127-мм в других странах такую возможность имели.

Советский военно-морской флот понёс очень серьёзные потери в войне, особенно в начальный период. Самые большие потери понёс КБФ - более 130 боевых кораблей и подводных лодок, ЧФ - около 70, СФ - около 60.

За всю войну наши линкоры и крейсера не имели боестолкновений с кораблями противника аналогичного класса. Большая часть крупных надводных кораблей была потоплена силами Люфтваффе. Причинами потерь в основном были просчёты в планировании и слабость зенитного вооружения.

Источники:http://ruguard.ru/forum/index.php?topic=651.0;wap2http://flot.sevastopol.info/arms/guns/70k.htmhttp://militaryrussia.ru/blog/topic-95.html

topwar.ru

Пожар на базе ВВС и ПВО ВМФ России в Щурове: starcom68

29 июля 2010 года сгорела техника и военное иммущество на Центральной авиационно-техническая базе ВВС и ПВО ВМФ РоссииВойсковая часть 13180 расположена на окраине Щурова под Коломной. Была основана в 1948 году.Основнями задачами военнослужащих части являются приёмка, хранение и обработка авиационного, гидрографического и штурманского имущества, поступающего от промышленных предприятий, авиационно-технических частей, военно-учебных заведений и ремонтных предприятий Военно-морского флота. На протяжении 60 лет на обеспечении ЦАТБ стоят Северный флот, Тихоокеанский флот, Балтийский флот, Черноморский флот, Каспийская флотилия, Санкт-Петербургская военно-морская база, части Военно-воздушных сил ВМФ РФ. Сегодня на ЦАТБ хранится более 65 тысяч тонн и находится в стадии обработки около 2 тысяч тонн вагонов авиационно-технического имущества.

 

    

     

     

     

     

     

На правом фото сгоревшие вертолетные винты для Ка-27. Их стоимость можно понять отсюда:ЛОТ №3 Предмет государственного контракта: поставка лопастей несущего винта вертолетов типа Ка-27 – 4 комплектаНачальная (максимальная) цена контракта : 21000000.00RUBМесто поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: 2 к-та в в/ч 13180 г. Коломна, Московской области, 2 к-та в в/ч 21788 г. Крымск Краснодарский Край.Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: не позднее 25.11.2010г.     

Сгрревшие лопасти винтов самолетов м автомобильные двигатели

Странно, что при низовом пожаре (ветки берез на предпоследнем фото не пострадали) температура огня была столь высокой что расплавился алюминий.Источник фотографий - Севастопольский городской форум: http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=11&t=265611&start=325

 

Фрагмент космосъемки центральной части базы

Фрагмент космосъемки южной части базы По информации различных СМИ на базе сгорело 200 самолетов, что явно не соответствует действительности, если только они не находились в разобранном состоянии (см. фото после пожара и из космоса). Однако, отсутствие объективной информации со стороны военных только способствует распространению слухов.Пожарные расчеты на базе отстутствовали, тушили два расчета с соседней части и местные жители прибежали когда уже было поздно.

В связи с пожаром Президент РФ Дмитрий Медведев 4 июля предупредил о неполном служебном соответствии Главкома ВМФ Высоцкого и уволил ряд высокопоставленных сотрудников Минобороны в связи с пожаром на базе ВМФ в Коломенском районе Московской области. О своих решениях Медведев объявил на расширенном совещании членов Совета безопасности РФ по вопросам обеспечения противопожарной безопасности спецобъектов."Главкома ВМФ адмирала Высоцкого предупредить о неполном служебном соответствии, начальника главного штаба ВМФ - первого заместителя главкома Татаринова предупредить о неполном служебном соответствии, начальника тыла ВМФ Сергеева - уволить", - сказал глава государства.Он объявил об увольнении еще целого ряда высокопоставленных представителей ВМФ России: начальника морской авиации ВМФ Куклева, замначальника авиации ВМФ полковника Рассказова, временно исполняющего обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу Манакова, а также начальника базы 2512, где произошел пожар. http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=15375818&PageNum=0

А "мебельщик" даже выговора не получил...

 

starcom68.livejournal.com

Модернизация ПВО Морской пехоты ВМФ РФ

Модернизация ПВО Морской пехоты ВМФ РФ основана на усовершенствовании ЗРК «Оса-АКМ» с использований технологий ЗРПК Панцирь-С и развитии способностей БМП-3Ф поражать воздушные цели с использованием технологий Конструкторского бюро точного машиностроения им. А.Э.Нудельмана.

Модернизация ЗРК Оса-АКМ на основе решений ЗРПК Панцирь-С1

 

Преимуществом зенитного ракетного комплекса Оса-АКМ является наличие амфибийного авиатранспортабельного шасси, и значительная дальность обнаружения целей (до 45 км). Недостатком является недостаточная дальность поражения воздушных целей (10км).

 

Направление модернизации. 

Основным направлением модернизации может быть замена ЗУР  9М33 ( Масса снаряженной 128 кг, Диаметр 206 мм, Длина 3158 мм) на ЗУР Панцирь-С1 (Масса ракеты в контейнере 72,5 кг, Диаметр 170мм, Длина ракеты в контейнере 3300 мм).

Значительное снижение массы ракеты, наряду со снижением массы аппаратуры,  позволяет увеличить боекомплект с 6 ЗУР до 12 ЗУР, одновременно увеличив досягаемость воздушных целей по дальности и высоте.

Одновременно следует заменить РЛС и радидиоэлектронную аппаратуру ЗРК «Оса-АКМ»  на современные образцы, унифицируя блоки с ЗРПК Панцирь-С1:

 

Результаты модернизации: 

 

Модернизация БМП-ЗФ на основе решений Конструкторского бюро точного машиностроения им. А.Э.Нудельмана

 

 

За счет незначительной модернизации и разработки новых снарядов можно значительно  повысить способность БМП-3Ф поражать воздушные цели:

1. Разработка корректируемого (управляемого) артиллерийского снаряда калибра 100мм (на основе решений по 57мм управляемому артиллерийскому снаряду):

1.1. В качестве высокоточного средства поражения используется специальная зенитная ракета, которая строится по схеме управляемого артиллерийского снаряда, хранится в боеукладке, запускается из нарезного ствола пушки и наводится по лазерному лучу.

1.2. УАС выстреливается с высокой начальной скоростью и практически сразу располагает необходимыми для наведения поперечными ускорениями. Снаряд может выстреливаться в направлении на цель или в расчетную упрежденную точку. В первом случае наведение ведется по методу трех точек. Во втором случае наведение осуществляется путем корректировки траектории полета снаряда. В обоих случаях производится телеориентирование снаряда в лазерном луче.

1.3. Для обнаружения, слежения за целью и наведения УАС применяется разрабатываемая для модернизированного ЗРК «Стрела 10МЗ» ("Стрела-10МЛ") телетепловизионная система управления с автоматическим захватом и слежением за целью, оснащенная также лазерным дальномером и лазерным каналом наведения. Оптикоэлектронная система управления (ОЭСУ) обеспечивает всесуточность и ограниченную всепогодность применения комплекса, а также возможность работы с места и с ходу. Лазерный канал ОЭСУ оснащается системой отклонения луча на углы упреждения.

2. Доработка спаренных орудий калибра 100мм и 30мм с целью увеличения угла вертикального наведения (оптимально до 85 градусов).

3. Установка на БМП-3Ф системы наведения УАС от Конструкторского бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана.

4. Повышение могущества 30мм боеприпасов для поражения воздушных целей на малой дальности.

5. Использование отсека десанта для хранения увеличенного боекомплекта УАС, а также необходимой системы управления превратит БМП-3Ф в эффективную высокомобильную пушечную боевую машину ПВО (БМПВО), визуально не отличимую от БМП-3Ф.

 

alternathistory.com

Логико-методологические аспекты теории противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 17-25

Логико-методологические аспекты теории противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ

Полковник Г.Б. РЫЖОВ,

кандидат военных наук

РЫЖОВ Геннадий Борисович родился 21 августа 1961 года.

Окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков (1982). Затем проходил службу на различных командных должностях в авиационных частях Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота.

За период службы в авиации ВМФ пятым из военных летчиков РФ освоил полеты и боевое применение с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Имеет 40 посадок на корабль в условиях Заполярья, Атлантики и Средиземноморья. За испытания и освоение новой авиационной техники награжден орденом Мужества. Освоил девять типов летательных аппаратов штурмовой и истребительной авиации, в том числе и корабельного базирования. Имеет квалификацию «военный летчик-снайпер».

В 1999 году окончил с отличием Военно-морскую академию, в 2001 досрочно, на год раньше, окончил адъюнктуру, защитив кандидатскую диссертацию. В 2005 году назначен в Военную академию Генерального штаба ВС РФ доцентом кафедры с должности заместителя начальника кафедры Военно-морской академии. Имеет более 60 научных и учебно-методических трудов, из них 35 работ разработаны автором лично.

ЛОГИКА научного познания является философской категорией, цель которой - применение аппарата современной логики и методов к научному познанию, в том числе и к такой области знаний, как противовоздушная оборона оперативно-стратегических объединений ВМФ. Логика в научном познании рассматривается как необходимое, но недостаточное условие анализа всякого процесса или явления. Поэтому вполне очевидно, что для объективного исследования противовоздушной обороны флота весьма важен и методологический аспект.

Логике науки посвящено множество философских исследований, уходящих корнями к Аристотелю. В наше время интерес ученых к этой философской дисциплине не ослабевает, о чем свидетельствуют труды Г.И. Рузавина, Е.В. Ушакова, С.А. Лебедева, A.M. Новикова, Д.А. Новикова, Л.А. Микешиной и других видных деятелей российской науки. Анализ исторических, философских трудов и научных изысканий по современной логике показывает, что и те, и другие, несмотря на разницу во времени, имеют одну общность. В них центральное место занимают логический анализ систем научных знаний, логические структуры теоретического и эмпирического знания, из чего следует, что круг основных проблем логики науки принадлежит изучению логических структур научных теорий.

Теория противовоздушной обороны флота как «наиболее развитая форма научного знания» должна представлять внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризует именно логическая зависимость одних элементов от других. В этом смысле рассматриваемая теория должна не просто представлять сумму связанных между собой знаний, но и содержать определенный механизм построения знания.

Теория ПВО флота в данном случае интересует нас как форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания процессов противовоздушной обороны. Отсюда следует, что система взаимосвязанных утверждений и доказательств есть не что иное, как логика разрабатываемой теории, а методы объяснения и предсказания процессов противовоздушной обороны принадлежат к методологическому аспекту рассматриваемой теории.

Логика построения теории противовоздушной обороны флота, отвечающей требованиям полноты и непротиворечивости, представлена на рисунке.

Логический аспект научного познания ПВО флота

В основу теории должен быть положен следующий постулат: в новых, изменившихся условиях противовоздушная оборона в операциях и боевых действиях объединений ВМФ должна быть качественно иной, адекватно соответствующей основным угрозам с морских и океанских направлений. Этот постулат развивается в формулировании двух основных идей, соответствующих главным целям противовоздушной обороны флота, связанным со срывом ударов воздушного противника и с сохранением боеспособности обороняемых объектов от ударов средств воздушного нападения.

О том, что условия кардинальным образом изменились, свидетельствует сравнительный анализ исторического опыта применения авиации, войск и сил ПВО в вооруженной борьбе на море и анализ условий и факторов, влияющих на противовоздушную оборону флота в современных условиях. Так, например, если в годы Второй мировой войны средства воздушного нападения на море действовали по четырем вариантам: «берег против моря», «море против берега», «море против моря», «берег через море против берега», то в современных условиях из-за существенного сокращения боевого состава корабельных сил ВМФ наблюдается устойчивая тенденция к смещению характера применения СВН к варианту «море против берега».

Кроме того, в конце XX столетия качественно изменился и состав группировок СВН в сторону увеличения дальностей и скоростей полета, улучшения их точностных характеристик. Кардинально изменились и их носители на море, берегу и в воздухе, появились подводные носители, т. е. базирование средств воздушного нападения стало всесредным, что повлекло за собой изменения в формах применения средств воздушного нападения (воздушно-морские наступательные операции, кампании).

Вместе с тем существующие теоретические подходы к организации противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ, сформировавшиеся в 80-х годах прошлого столетия, существенных изменений не претерпели.

Таким образом, началом разработки теории ПВО оперативно-стратегических объединений ВМФ является выявление существующих проблем в данной области исследования, которые, по мнению автора, имеют место.

Следующим шагом в разработке данной теории должно стать определение объекта исследования. Объектами познания становятся те существующие независимо от человека и его сознания явления и предметы, которые включены в человеческую деятельность. При этом объективная реальность выступает как объект для каждого познающего индивида. Следовательно, под объектом познания понимаются объективные свойства, отношения и явления, которые включены в процесс познания.

Исходя из сказанного применительно к рассматриваемой теории ее объектом будет вся противовоздушная оборона флота в целом. Из совокупности свойств, отношений и явлений объекта познания выделяются фиксированные отношения, взаимодействия и преобразования, которые составляют предмет данного исследования.

В предмете выделяется относительно ограниченный, понятный для специалистов круг проблем. По мере развития познания набор и содержание последних могут изменяться, сохраняя известную преемственность. При этом всегда существуют стержневые проблемы, одинаковые для всех стадий данной области познания.

Основываясь на вышеизложенном, можно предположить, что предметом рассматриваемой теории будет являться совокупность свойств или процессов, а также связей, закономерностей, принципов, характеризующих противовоздушную оборону оперативно-стратегических объединений ВМФ.

Процесс противовоздушной обороны флота может быть рассмотрен в двух аспектах, наиболее полно характеризующих ее сущность.

С точки зрения системного подхода к элементам, составляющим основу ПВО флота, относятся следующие подсистемы: система разведки и оповещения о воздушном противнике; система истребительного авиационного прикрытия; система зенитно-ракетной обороны. Кроме того, к основным элементам системы ПВО флота следует отнести мероприятия оперативного обеспечения, в частности радиоэлектронной борьбы и оперативной маскировки, проводимые в интересах противовоздушной обороны.

Следовательно, с одной стороны, процесс противовоздушной обороны флота характеризуется построением его системы ПВО, с другой - противодействиями двух антагонистических систем - системы ПВО флота и системы воздушного нападения противника, взаимосвязанных между собой одним из законов диалектики - «законом единства и борьбы противоположностей», т. е. процессом противоборства. Содержанием противодействия системы ПВО флота будет функционирование (адаптивная реакция) всех перечисленных выше подсистем на воздействие воздушного противника.

Таким образом, к предмету теории ПВО оперативно-стратегических объединений ВМФ можно отнести такие процессы противовоздушной обороны, как построение системы ПВО и ее функционирование. При этом функционирование заключается в применении вышеназванных подсистем, средств РЭБ и оперативной маскировки по единому замыслу, в определенных формах и целесообразными способами.

То, что предметом рассматриваемой теории являются также закономерности и принципы, не требует доказательств, так как это вполне очевидно и к тому же достаточно обосновано в философских и научных трудах, посвященных изучению различного рода теорий.

Определившись с объектно-предметными основаниями теории ПВО оперативно-стратегических объединений ВМФ, необходимо проанализировать опыт, существующий в этой области знаний. В основе любой теории всегда лежит исходный эмпирический базис знания, т. е. определенная информация, полученная в результате исследования имеющихся исторических фактов, а также путем прямого и непосредственного чувственного наблюдения в ходе экспериментов и учений.

Главная особенность объекта и предмета теории ПВО флота состоит в том, что проведение с ними прямых полномасштабных экспериментов невозможно. Об этом убедительно свидетельствует практика оперативной подготовки флотов. Следовательно, закономерности и принципы рассматриваемой теории не могут быть с необходимой достоверностью выведены только и непосредственно из опыта применения вооруженных сил, как это имеет место, например, в естественных науках - путем отсеивания по результатам эксперимента выдвигаемых гипотез.

Кроме того, существуют еще и специфические для данной познавательной области теоретические знания. К таковым следует отнести исследования ученых Военно-морской академии, Военной академии воздушно-космической обороны, Военно-воздушной академии по проблемам ПВО флота. Анализ этих работ показал, что некоторые из них посвящены применению отдельных родов войск и сил в интересах ПВО флота, часть работ затрагивает тактический уровень. Отдельные исследования посвящены вопросам взаимодействия и управления войск и сил ПВО флота, а также способам ПВО оперативных объединений ВМФ. Поэтому их не следует отождествлять с понятием «теория оперативно-стратегических объединений ВМФ», однако результаты данных работ должны обязательно учитываться при разработке названной теории.

Не исследовав имеемый опыт и теоретические знания, зачастую невозможно достоверно выявить проблемную область, так как возникновение проблемы связано с установлением недостаточности или непригодности прежних методов и средств для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов познания. Ошибка в формулировании проблемы неизбежно приведет к фальсификации объекта и предмета исследования. Поэтому на практике в военных науках, таких как стратегия, оперативное искусство и тактика, разработка проблематики, объектно-предметных оснований и эмпирической базы теории происходит параллельно. Связующее звено здесь - гипотеза, которая выступает как форма предварительного, проблематического объяснения: с ее помощью происходит поиск, отбор и оценка новых фактов.

Теория ПВО флота помимо того, что она имеет внутренние взаимосвязи, которые необходимо будет выявить в процессе ее разработки, имеет как категория военной науки вполне определенные взаимосвязи и место в структуре военной науки. Поэтому следующим логическим шагом должно быть определение ее связей и места в системе военной науки.

В предвоенные годы в Советском Союзе были заложены основы теории ПВО страны, которые были существенно уточнены в ходе Великой Отечественной войны. Теория ПВО флота непосредственно связана с основными компонентами теории ПВО страны и как область военной деятельности основывается на определяющих положениях теорий стратегической, оперативной и тактической ПВО. Вместе с тем рассматриваемая теория неразрывно связана с теориями применения всех родов сил ВМФ.

На современном этапе противовоздушная оборона флотов имеет ярко выраженный оперативный характер, так как системы ПВО создаются в интересах сохранения группировок войск (сил), участвующих в операциях и боевых действиях этих объединений. Для противоборства с воздушным противником формируются группировки ПВО флота, включающие разнородные по своему составу войска и силы, действующие определенными способами по единому замыслу и плану в форме боевых действий против воздушного противника. Поэтому при определении места разрабатываемой теории в системе военного искусства можно утверждать, что ее объект и предмет относятся к предметной области теории оперативного искусства ВМФ. Из этого следует, что и рассматриваемая теория в целом является составной частью этой теории.

Внутри каждой отрасли познания должны существовать принятые критерии истины, т. е. понятия и категории. Поэтому вполне логично, что для выявления закономерностей и определения принципов теории ПВО флота необходима разработка и уточнение исходных данных, в роли которых выступают понятия. В общем смысле понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. С точки зрения логики понятие - это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по общим и в совокупности специфическим для них правилам.

Иными словами, если мы обладаем понятием о каком либо предмете, то тем самым мы обладаем информацией о некоторых свойствах и отношениях этого предмета, достаточной для того, чтобы выделить его среди других предметов и использовать это в какой-либо системе знаний.

Как же определить понятия в предлагаемой теории, если оперативное искусство ВМФ оперирует большим количеством специфических, только ему присущих понятий, каждое из которых характеризуется содержанием и объемом?

В данном случае предлагается следующий подход, который базируется на конструкциях и правилах определения понятий, изложенных Н.И. Кондаковым.

Под содержанием понятия «ПВО флота» предлагается понимать совокупность общих, существенных признаков отражаемых им предметов или явлений, а под объемом - совокупность обобщаемых предметов или явлений. По мере увеличения степени обобщения объем понятий возрастает. Поэтому в ряде однородных понятий они находятся в отношениях смыслового подчинения, субординации. Подчиняющее понятие с большим объемом называется родовым, а подчиненное, объем которого входит в родовое,- видовым. Обобщение однородных понятий может достигать предела. В итоге образуется понятие с максимальным объемом, называемое категорией.

Например, понятие «воздушный бой» обобщает военные действия подразделений и частей истребительной авиации в воздухе, а «противовоздушный бой» - все многообразие боевых действий кораблей в море, зенитно-ракетных и радиотехнических частей на суше и истребительной авиации в воздухе при отражении одного группового или одиночного удара воздушного противника. Поэтому понятие «воздушный бой» является подчиненным, т. е. видовым, по отношению к понятию «противовоздушный бой». Следующей ступенью обобщения и образования понятий с увеличивающимся объемом является «противовоздушное сражение». Оно включает в себя несколько воздушных и противовоздушных боев, проводимых одновременно при отражении массированного удара воздушного противника в течение относительно длительного времени (1,5-2 ч и более). Понятие «противовоздушное сражение» является пределом обобщения форм военных действий войск и сил ПВО флота, а следовательно, и категорией теории ПВО оперативно-стратегических объединений ВМФ в целом.

Определившись в понятиях и категориях, можно приступать к выявлению закономерностей и определению принципов теории ПВО флота. При их разработке следует руководствоваться требованиями формальной логики.

Далее следует переходить к разработке методологических аспектов данной теории, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Таким образом, требование полноты теории противовоздушной обороны флота обеспечивается логическим построением структуры исследования предметной области, которая охватывает в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта.

Требование непротиворечивости будет удовлетворяется за счет соблюдения законов формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), а также путем проведения исследований по разным (несовпадающим) основаниям. Основными видами объясняющих оснований могут быть история ПВО флота, функциональное значение ПВО в операции флота, ее структурные особенности как системы, поиск факторов, влияющих на эффективность противовоздушной обороны, и др. Объясняющие исторические, функциональные, структурные, номологические и каузальные основания должны применяться в комплексе в той или иной пропорции.

Очевидно, что при данной логике теории любая вводимая в дальнейшем кем-либо какая-либо инновация может быть четко идентифицирована и однозначно отнесена к конкретному условию реализации конкретного принципа конкретной идеи.

Возвратившись к нашему утверждению, что логика теории является необходимым, но недостаточным условием анализа всякого процесса или явления, перейдем к рассмотрению основных методологических аспектов данной теории.

В общем понимании методология - это совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в какой-либо науке. Методологический анализ, являясь формой самосознания теории, проясняет строение и организацию, способы получения и обоснования знания.

Несмотря на то что не существует некоего универсального, единственного научного метода, научная деятельность всегда управляется текущими регулятивными принципами, методологическими стандартами. В различных науках всегда действует то или иное сформировавшееся реальное методологическое поле.

Методы военной науки, как и любой другой, являются инструментом, с помощью которого она осуществляет исследование предмета и решение научных проблем. Методы позволяют добывать, систематизировать и анализировать знания, делать обобщения, выводы, заключения и проверять их истинность.

Основываясь на приведенных позициях, можно сказать, что методология теории ПВО флота должна отвечать на следующие основные вопросы: какие общенаучные методы и методы военной науки должны быть использованы для исследования ПВО флота, по каким закономерностям должно осуществляться построение и преобразование системы ПВО флота в операции, а также формирование способов и форм применения сил и войск ПВО флота?

Если будут получены ответы на эти вопросы, можно считать, что найден путь, следуя которому возможно систематизировать известные и приобретенные новые знания о применении войск и сил ПВО флота.

В целом методологический арсенал науки обширен и многообразен, и потому его принято делить по степени общности применения методов. Так, в отечественной литературе существует деление на четыре группы методов: предельно общие, общенаучные, частнонаучные и специальные методы. Данный методологический подход предлагается применить и к способам получения и обоснования знаний противовоздушной обороны флота.

В военных исследованиях по проблемам ПВО флота, на наш взгляд, следует воспользоваться общенаучными методами, методами других наук (частнонаучными) и специфическими методами собственно военной науки (табл.). Все они должны опираться в своей основе на всеобщий, универсальный диалектический метод, определяющий исходные принципы и общие пути решения научных и практических задач.

Диалектический метод включает весь арсенал категорий, законов, принципов диалектического и исторического материализма, которые могут быть применены к анализу процессов ПВО в целом и решению проблем противовоздушной обороны флота в частности. Он нацеливает прежде всего на материалистический подход к военным явлениям во всех их связях и развитии, в сложном взаимодействии материальных и духовных, социальных и природных факторов. Диалектика требует объективного подхода, всестороннего и конкретного анализа, сочетания качественных и количественных оценок, выявления глубинных причин военных явлений, проникновения в их сущность.

Главное, что составляет ядро диалектического метода, - это выявление противоречий, понимание тождества, взаимопереходов, борьбы противоположностей. «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть ... диалектики».

Именно таким путем должно двигаться подлинно научное познание процессов ПВО флотов.

Систему ПВО флота и систему воздушного нападения противника необходимо рассматривать как единое, но противоречивое целое, выявлять их внутренние противоположности, их тождество, переходы друг в друга. При этом исследование должно идти от явлений к сущности, от меньшей к большей глубине, от конкретной действительности к абстрактным понятиям и определениям, к целостному, объективному познанию предмета.

Таблица

Методологический аспект научного познания ПВО флота

Опираясь на диалектику, военная наука использует общенаучные методы познания, приспосабливая их к решению своих специфических задач, оценивая в то же время изучаемые явления с помощью собственных, только ей присущих категорий, законов, закономерностей и принципов.

В число основных общенаучных методов, применяемых военной наукой, входят эмпирические и теоретические методы. Основными эмпирическими методами для ПВО флота могут быть: наблюдение, эксперимент, моделирование, обследование, сравнение. Основные теоретические методы могут включать: системный подход; исторический метод изучения действительности; качественный подход с приемами вычленения, сравнения, обобщения, определения, классификации, систематизации; количественный подход, в котором решающая роль принадлежит приемам счета, измерению, математическим методам исследования; методы теоретического анализа и синтеза, формализации, моделирования; индуктивный и дедуктивный методы; эвристические (мышление вслух, мысленный эксперимент, мозговая атака и др.).

Используя диалектические подходы, военная наука разрабатывает собственные средства и методы познания. К числу основных частнонаучных и специфических методов исследования процессов ПВО флота можно отнести широко применяемый в военной науке военный эксперимент. Он осуществляется в форме целевых флотских, командно-штабных и опытных учений, исследовательских военных игр, моделирования операций и боевых действий. На учениях, военных играх с помощью этого метода могут исследоваться и отрабатываться самые различные вопросы подготовки и применения сил и войск ПВО флота, совершенствования систем ПВО, апробации способов применения группировки ПВО флота, методов управления войсками и силами и др.

Кроме того, целесообразно использовать графоаналитический метод в исследовании противовоздушной обороны флота, так как процессы ПВО носят динамичный характер. Графоаналитическое моделирование боевых действий войск и сил ПВО флота осуществляется для выявления поведения противоборствующих сторон, оценки различных исходов их столкновений, определения новых возможностей, выработки целесообразных способов и форм применения группировки ПВО флота.

Поскольку к предмету рассматриваемой теории относятся построение системы противовоздушной обороны, способы и формы применения группировки ПВО флота, совершенно очевидно, что необходим специальный комплекс методик и научно-методических подходов для получения знаний об этих процессах. Как представляется, в данный комплекс должны войти: научно-методический аппарат оценки эффективности противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ; методика построения системы противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ; методика формирования способов применения группировки ПВО флота; научно-методический подход к определению форм применения войск и сил ПВО ВМФ.

Таким образом, изложенные автором наиболее целесообразные логико-методологические аспекты теории противовоздушной обороны оперативно-стратегических объединений ВМФ позволяют объяснять, прогнозировать и получать новые знания о таких процессах, как построение системы ПВО флота и функционирование группировки ПВО, различными способами и в определенных формах.

Философский словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1987. С. 241.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 677.

Далее оперативно-стратегическое объединение ВМФ и флот - понятия идентичные.

Рыжов Г.Б. Войска и силы ПВО на приморских направлениях в 1941-1945 г. // Морской сборник, 2006. № 8.

Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. Японская авиация во Второй мировой войне. М.: Изд-во «ACT», 1999.

Ричардс Д.,Сондерс X. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939-1945 гг. М.: Воениздат, 1963.

Ш а в р о в И.Е., Галкин М.М. Методология военно-научного познания. М.: Воениздат, 1997.

Философский энциклопедический словарь. С. 677.; Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии физики. М.: 1975. С. 30-42.

Новиков А.М. Докторская диссертация. М.: Изд-во «Эгвес», 2003. С. 25.

Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. СПб.-Норринг, 1999. С. 941.

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 720.

Философский энциклопедический словарь. С. 278.

Микешина Л.А. Философия науки. М.: Изд. дом Международного университета в Москве, 2006. С. 223.

Военная наука. М.: ВАГШ, 1992. С. 50.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. С. 95.

Л е н и н В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 316.

militaryarticle.ru

Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации

Авиация военно-морского флота Российской Федерации (авиация ВМФ, морская авиация) — род сил Военно-морского флота России (ВВС и ПВО ВМФ). Также была известна как Военно-воздушные силы военно-морского флота СССР (ВВС ВМФ).

Состояла до 2011 года[1] из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Условно делится на корабельную авиацию[2][3] и авиацию берегового базирования.

Ракетоносцы и штурмовики предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океанской и прибрежной зонах, для нанесения ракетных и бомбо-штурмовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам противника. Противолодочная авиация предназначена для поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок. Истребительная авиация предназначена для контроля обширного воздушного пространства и завоевания превосходства в воздухе над морскими ТВД. Поисково-спасательная авиация предназначена для спасения и оказания помощи терпящим бедствие экипажам морских и воздушных судов. Военно-транспортная авиация ВМФ осуществляет парашютное десантирование морской пехоты, пассажирские перевозки личного состава ВМФ и военных грузов. Специальная авиация выполняет специальные задачи в интересах ВМФ РФ, других родов войск Министерства Обороны, а также Генерального Штаба МО РФ.

Корабельная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Её основными боевыми задачами в вооружённой борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Палубные вертолёты морской авиации используются для целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они могут использоваться для огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Корабельная авиация России представлена двумя типами самолётов: истребитель Су-33 и учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ. По состоянию на 2009 год, в составе ВМФ России имеется один тяжёлый авианесущий крейсер 063 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на борту которого, во время походов, базируются самолёты Су-33, Су-25УТГ и вертолёты Ка-27 и Ка-29.

В Великую Отечественную войну авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота[источник не указан 268 дней], при этом торпедоносцы считались самыми «убиваемыми» в ВВС РККА[источник не указан 268 дней]. Первые бомбовые удары по Берлину выполнялись экипажами 1-го Минно-торпедного полка ВВС КБФ под командованием полковника Преображенского (после войны — командующего ВВС ВМФ СССР)[источник не указан 268 дней].

История

30 ноября 1916 г. начальником Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. В. Русиным утверждено «Положения о дивизионе корабельной авиации».

Структура МА РФ до 2010 года

Северный флот

  • 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова[2][3]
  • 403-й отдельный смешанный авиационный полк[3]
  • 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный Киркенесский Краснознамённый полк[3][4]
    • 1-я корабельная вертолётная эскадрилия
    • 2-я корабельная вертолётная эскадрилия
    • 3-я транспортно-боевая вертолётная эскадрилия
  • 924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный полк[3]
  • 73-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия[3][5]

Черноморский флот

  • 25-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк[6]
  • 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк[6]
  • 917-й отдельный смешанный авиационный полк[6]

Тихоокеанский флот

  • 289-й отдельный смешанный противолодочный авиационный полк[7]
  • 317-й отдельный смешанный авиационный полк[7]
  • 568-й отдельный смешанный авиационный полк[7]
  • 865-й отдельный истребительный авиационный полк[7]
  • 71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья[7]

Балтийский флот

  • 4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиационный полк[8]
  • 689-й гвардейский истребительный авиационный полк[8]
  • 125-я отдельная вертолетная эскадрилья[8]
  • 396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья[8]
  • 398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья[8]

Пункты базирования (на 2010 год)

Базовый противолодочный самолёт Ил-38

Северный флот

Черноморский флот

Тихоокеанский флот

Балтийский флот

  • Аэродром Донское - авиабаза закрыта за ненадобностью
  • Аэродром Черняховск
  • Аэродром Чкаловск
  • Аэродром Храброво

Боевой состав МА РФ до 2010 года

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения Северный флот Черноморский флот Тихоокеанский флот Балтийский флот
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (авиаполк) Су-33, Су-25УТГ Североморск-3
403-й отдельный смешанный авиаполк Ан-12, Ан-26, Ил-38, Ту-134 Североморск-1
830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк Ка-27, Ка-29 Североморск-1
924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиаполк Ту-22М3 Оленегорск
73-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья Ту-142 Кипелово
25-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк

917-й отдельный смешанный авиаполк

Ка-27,Ми-14,Ми-8,Ан-2, Ан-12, Ан-26, Бе-12 7057 Авиабаза Кача
43-й отдельный морской штурмовой авиаполк Су-24, Су-24МР 7059 Авиабаза Гвардейское
289-й отдельный смешанный противолодочный авиаполк Ил-38, Ка-27, Ка-29 Николаевка
317-й отдельный смешанный авиаполк Ил-38 Елизово
568-й отдельный смешанный авиаполк Ту-22М3,Ту-142МР, Ту-142М3 Каменный Ручей
865-й отдельный истребительный авиаполк МиГ-31 Елизово
71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья Ан-12, Ан-24, Ан-26 Кневичи
4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиаполк Су-24 Черняховск
689-й гвардейский истребительный авиаполк Су-27 Чкаловск
125-я отдельная вертолетная эскадрилья Ми-8, Ми-24 Чкаловск
396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья Ка-27,Ка-29 Донское
398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья Ан-24, Ан-26 Храброво

Техника и вооружение

поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПС

Национальный военно-промышленных комплекс России полностью удовлетворяет все потребности Авиации военно-морского флота. Закупки авиатехники за рубежом не производятся.

Однако, с распадом Советского Союза, возникли существенные трудности с производством новых самолетов и вертолетов для ВМФ РФ, поэтому авиационный парк с 1991 года фактически почти не обновлялся, если не считать мелкосерийного производства вертолетов Ка-29, Ка-31, Ка-32, самолетов Су-33, Су-24, Ту-22М3 и Ту-142. Свыше 90 % авиационной техники ВМФ РФ сегодня относится ко второму и третьему поколениям и произведено еще на советских предприятиях.

Данные о технике и вооружении Авиации ВМФ России взяты со страниц журнала Aviation Week & Space Technology.Ошибка в сносках?: Отсутствует закрывающий тег </ref> | |- |Су-24 | СССР |фронтовой бомбардировщик |51 | |- |Су-25УБ Су-25УТГ | СССР  СССР |учебно-боевой учебно-тренировочный |14 1[источник не указан 875 дней] | |- |Су-27 | СССР |многоцелевой истребитель |53 | |- |Су-33 | Россия |многоцелевой истребитель |18[9] | |- |МиГ-31 | СССР |истребитель-перехватчик |30[10] | |- |Ту-22М Ту-22У | СССР  СССР |бомбардировщик учебный бомбардировщик |62 5 | |- |Ту-142 | СССР |противолодочный самолёт |24 | |- ! colspan="6" |Вертолёты |- |Ка-25 | СССР |противолодочный вертолёт |42 | |- |Ка-27 | СССР |противолодочный вертолёт |85 | |- |Ка-29 | СССР |транспортно-боевой вертолёт |30 | |- |Ми-8 | СССР |многоцелевой вертолёт |16 | |- |Ми-14БТ Ми-14ПЛ | СССР  СССР |буксировщик минных тралов противолодочный вертолёт |3 21 | |- |Ми-24 | СССР |транспортно-боевой вертолёт |30 | |}

Опознавательные знаки морской авиации Вооружённых сил РФ

Ниже представлены бортовые опознавательные знаки летательных аппаратов морской авиации:

  • Опознавательный знак

  • Знак на фюзеляж

Форма одежды военнослужащих морской авиации

Повседневная военная форма одежды военнослужащих морской авиации полностью соответствует военной форме военнослужащих ВМФ РФ. Чёрные (парадные золотые) погоны имеют голубой просвет или голубой кант, обозначающий принадлежность к авиации. Военнослужащие по призыву на шинелях и бушлатах носят голубые погоны, на фланелевых рубахах — голубые погончики (кроме робы — рабочего платья). На левом рукаве повседневной и парадной форме одежды, а также иногда и на специальной (лётно-технической) нашивается эмблема морской авиации. Также военнослужащие морской авиации обеспечиваются полевой камуфлированной формой. Фактически, повседневной формой одежды для военнослужащих и гражданского персонала авиабазы является лётно-техническое обмундирование (ЛТО) костюмы или комбинезоны светло-бежевой или голубой (тропичка), синей, чёрной (зимняя техсостава) или камуфлированной расцветки (для всех категорий), без знаков различия.

Воинские звания военнослужащих морской авиации

Воинские звания военнослужащих — армейские, за исключением рядового состава: матрос, старший матрос, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Балтийский флот усилил ПВО

Минобороны России перевооружает дивизию противовоздушной обороны Балтийского флота. Она получит новейшие сверхдальнобойные зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300В4. Соединение, развернутое в Калининградской области, защищает от ударных самолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов промышленные объекты, социальную инфраструктуру, а также воинские части и военные корабли. Благодаря дальнобойным гиперзвуковым ракетам С-300В4 могут поражать цели на расстоянии до 400 км. По словам экспертов, новейшая система станет важнейшим элементом обеспечения безопасности Калининграда.

Как рассказали «Известиям» в главном штабе ВМФ, перевооружение зенитно–ракетных полков 44-й дивизии ПВО Балтийского флота на ЗРС С-300В4 идет с начала года. Личный состав уже принимает новую технику и обучается ее эксплуатировать.  

— Зенитно-ракетные системы С-300В часто путают с С-300ПМ и ПМУ. Но это совершенно разные системы, — пояснил «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. — С-300В относятся к системам войскового ПВО. Они защищают колонны войск на марше, артиллерийские позиции и штабы. А вот «обычные» С-300 прикрывают важные промышленные объекты, мосты, плотины и электростанции. С-300В более маневренная, практически все ее машины на гусеничном ходу. В составе каждой зенитной батареи С-300 есть специальный радар, который обнаруживает цели и наводит на них ракеты. А у С-300В4 такой радар стоит на каждой пусковой установке.

Первая модель С-300В была принята на вооружение Советской армии в 1988 году. Одной из главных целей для ЗРС были американские баллистические ракеты «Першинг» (Pershing) и крылатые «Томагавк» (Tomahawk). Поэтому в состав системы вошли два типа пусковых установок (ПУ): с ракетами ближнего и дальнего радиуса действия.

С-300В обнаруживает цели с помощью уникальной секторной радиолокационной станции. В отличие от обычных РЛС, поворачивающихся на 360 градусов, секторный радар ведет наблюдение только на отдельном направлении. При этом он видит цели гораздо дальше и обнаруживает их более оперативно и с высокой точностью.

С-300В4 — это фактически новая зенитно-ракетная система. Она оснащена современными цифровыми системами управления радарами. Первый бригадный комплект ЗРС был передан российскому военному ведомству в 2014 году.

В 2015-м арсенал С-300В4 пополнился уникальными зенитными ракетами. Дальнобойная ракета развивает гиперзвуковую скорость (около 9 тыс. км/ч) и поражает цели на расстоянии до 400 км. А ракета ближнего радиуса перехватывает небольшие скоростные и высокоманевренные цели в радиусе 150 км.

— С-300В4 — современная, надежная и дальнобойная система, — рассказал «Известиям» бывший командующий зенитно-ракетными войсками генерал-лейтенант Александр Горьков. — В сочетании с другими средствами ПВО, размещенными в Калининграде, ЗРС станет важнейшим элементом системы нестратегической противоракетной обороны этого района. С-300В4 смогут эффективно перехватывать как аэробаллистические цели (летят по баллистической траектории, но не покидают земную атмосферу. — «Известия»), так и воздушные.

44-я дивизия ПВО — одно из самых молодых соединений противовоздушной обороны российской армии. Дивизии сформирована 1 декабря 2014 года на базе 3-й бригады Воздушно-космической обороны. Штаб соединения дислоцируется в Гвардейске Калининградской области. В составе дивизии — 183-й и 1543-й зенитно-ракетные полки, а также 81-й радиотехнический полк. Эти воинские части защищают от воздушной угрозы воинские части и корабли Балтийского флота, важные промышленные и социально-бытовые объекты Калининградской области.

1629

www.globalwarnews.ru