1942. Карты укрепрайонов Московской Зоны Обороны. Пво москвы на карте


Осколки золотого кольца ПВО Москвы. «Адуляр» и военный городок № 310: under_world_ru

Осенью 2014 года мне довелось побывать на некогда строго засекреченном объекте. В советские времена этот объект, как и ещё 55 воинских частей, составлявших кольцо противовоздушной обороны столицы, не только имел несколько периметров охраны, но даже отсутствовал на топографических картах.

Но для начала, немного истории.

Обострение противостояния социалистической и капиталистической политических систем в послевоенные годы и начавшаяся эпоха холодной войны послужили предпосылками для создания мощной системы защиты от нападения противника с воздуха.

Зенитно-ракетный комплекс С-25 «Беркут»

В августе 1950 г. правительством, во главе со Сталиным, было решено создать систему ПВО Москвы, которая получила название «Беркут». Руководство и контроль над созданием этой системы было возложено на Третье главное управление при Совете министров СССР, подчиняющееся Берии. Для решения поставленных задач было организовано Конструкторское бюро № 1 (КБ-1), ныне НПО «Алмаз», которое возглавил заместитель министра вооружений Константин Михайлович Герасимов, главным конструктором был назначен известный инженер-радиотехник Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем стал Александр Андреевич Расплетин, который впоследствии станет главным конструктором С-25. В состав руководства КБ-1 вошёл и сын Л.П. Берии, Серго Лаврентьевич Берия, окончивший в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи.

На основании проведенных исследований и расчётов было установлено, что для создания круговой системы ПВО Москвы необходимо 56 многоканальных зенитно-ракетных комплексов под управлением радиолокационных систем секторного обзора. Пусковые позиции решено было разместить на двух кольцах вокруг столицы. Внутреннее кольцо располагалось на расстоянии 45-50 км и включало в себя 22 ЗРК. Внешнее отстояло от Москвы на расстоянии 85-90 км и состояло из 34 позиций.

Именно создание двух колец противовоздушной обороны послужило причиной строительства дорог, именуемых Малым и Большим московскими кольцами, а в народе «бетонками», являющимися сейчас федеральными автодорогами А-107 и А-108.

Между собой ЗРК находились на расстоянии 12-15 км так, чтобы их сектора обстрела взаимно перекрывались. Впоследствии эта система из 56 пусковых позиций стала 1-й армией ПВО, состоявшей из 4 армейских корпусов, каждый из которых, соответственно, включал в себя 14 ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов.

Наблюдение за воздушными целями и наведение осуществлялось 56 радиолокационными станциями Б-200, названными в технической документации ЦРН – центральный радиолокатор наведения, а в армейской – РТЦ – радиотехнический центр.

Разработка системы ПВО велась рекордно быстрыми темпами. От момента принятия решения о её создании в конце лета 1950 г. и до выпуска первых опытных образцов ЗРК прошло чуть более двух лет. Уже 20 сентября 1952 г. опытные образцы радиолокационных систем Б-200 и ракет В-300 были отправлены на стрельбовые испытания.

В 1953 г. по настоянию военных, посчитавших новую систему ПВО исключительно сложной, были проведены сравнительные испытания установок системы «Беркут» и зенитной артиллерии, которые доказали безоговорочное преимущество управляемого зенитно-ракетного оружия.

7 мая 1955 г. новая система ПВО С-25 была принята на вооружение постановлением ЦК КПСС и правительства СССР. Этот комплекс простоял на вооружении 30 лет, обеспечивая неприкосновенность советского воздушного пространства.

Зенитно-ракетный комплекс С-125 «Нева»

Разработка этой ЗРС была начата КБ-1 осенью 1955 г. с целью обеспечить возможность поражения воздушных целей на малых высотах (от 100 м). Также, основной задачей, поставленной перед разработчиками стала мобильность всех составляющих этой системы. Первые ЗРК С-125 поступили на вооружение в 1961 г.

Зенитно-ракетный комплекс С-300 «Фаворит»На смену ЗРК С-25 в первой половине 1980-х гг. пришло новое поколение зенитно-ракетных систем - С-300 «Фаворит».

В 1984 г. зенитно-ракетный полк с позывным Адуляр первым провёл стрельбовые испытания нового ЗРК С-300, за что и был удостоен чести получить вымпел Командующего войсками ПВО СССР.

Главным конструктором ЗРС С-300 является Вениамин Павлович Ефремов.

В 1980-х гг. завершилось перевооружение 1-й армии ПВО на новые ЗРК С-300. На сегодняшний день практически все позиции С-25 ликвидированы, а их территории застроены дачными посёлками. На 17 из 56 бывших позиций С-25 сейчас базируются зенитно-ракетные полки, оснащённые комплексами С-300 и новейшей разработкой российских конструкторов – С-400.

Военная часть с позывным «Адуляр» и расположенный при ней военный городок № 310, более известные по географическим наименованиям находящихся рядом населённых пунктов Фёдоровка и Лесодолгоруково, входили в состав Московского кольца ПВО. В 1990-х гг. часть была расформирована. Военный городок, в котором проживали бывшие венные и технический персонал, был расселён в середине 2000-х гг. Некоторое время территория военного городка была закрыта и охранялась. Но впоследствии сам городок и воинскую часть ждала печальная участь, типичная для всех брошенных объектов – всё, что могло представлять хотя бы какую-нибудь ценность, было разграблено, металлические конструкции распилены на металлолом. На пусковых позициях ЗРК здания и постройки разрушены, практически, полностью.

Во время посещения бывших стартовых позиций ПВО и военного городка, при них расположенного, снял видео о том, что сейчас происходит на территории заброшенной войсковой части с позывным "Адуляр". Теперь и у вас есть возможность взглянуть на эти места почти "живьём". :)

under-world-ru.livejournal.com

Заброшенные военные объекты вокруг Москвы

Столицы всегда охраняются самыми передовыми разработками военно-промышленного комплекса, и Москва здесь не исключение. Вокруг города расположены десятки заброшенных оборонных объектов, многие из которых весьма зрелищны. Расскажем о некоторых из них.

Бывшие стартовые позиции зенитно-ракетного комплекса С-25

К юго-западу и западу от Москвы располагаются два заброшенных объекта. Ранее тут находились комплексы С-25 — зенитно-ракетные комплексы, взятые на вооружение в СССР в мае 1955 года. Основная задача комплекса — защита воздушного пространства над Москвой и на подступах к ней. Создание этой зенитно-ракетной системы (ЗРС) было одним из самых сложных, амбициозных и дорогостоящих занятий Советского Союза в послевоенные годы. Фактически она стала первой в мире действующей ЗРС такого масштаба.

Вся система обороны неба Москвы состояла из 56 зенитно-ракетных пусковых комплексов, расположенных вокруг столицы и образующих два кольца. Собственно, сами кольца сегодня можно найти на карте очень просто: это автодороги А-107 и А-108, также известные как Московское малое кольцо (45 км) и Московское большое кольцо (90 км).

Дороги были сделаны именно для нужд военно-транспортного сообщения и снабжения пусковых платформ ПВО. Бетонные плиты были уложены в несколько слоев специально для того, чтобы дороги могли выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Гражданскими дороги стали очень быстро, хотя официально были признаны таковыми лишь в конце 1980-х, и были покрыты асфальтом. При этом вплоть до сегодняшнего дня их все называют «бетонками».

Впервые на гражданских картах большая «бетонка» появилась в атласе Московской области в 1991 году. До этого путеводитель с картой «Подмосковье», выпущенный Главным управлением геодезии и картографии в 1956 году, содержал сведения лишь о части участков большого и малого колец.

На сегодняшний день часть пусковых площадок переоборудована, и на них установлены современные комплексы воздушной обороны С-300, а часть осталась в запустении. Один из пустующих объектов находится к западу от Москвы, на большом кольце, недалеко от поселка Лесодолгоруково, что на Волоколамском шоссе.

Всего на большом кольце располагалось 34 комплекса (остальные 22 —на малом). Сегодня тут сохранились несколько построек, а также стоит как памятник одна ракета. Вокруг красивый еловый лес, в котором также встречаются некоторые постройки военного назначения, вход в который ничем не ограничен, а на стенах и внутренних дверях сооружений остались предостерегающие надписи вроде «Вход воспрещен» или «Опасно для жизни». Еще тут можно встретить два военных агрегата на базе МАЗ-543 с колесной формулой 8х8. В общем, есть на что посмотреть.Координаты: 56.021221, 36.343330.

Вторая заброшенная пусковая позиция находится южнее, но тоже на большом кольце, между Калужским и Минским шоссе, неподалеку от поселка Васильчиново. Тут также сохранились некоторые постройки. Основной интерес вызывают радиокупола — сферические постройки, акустика внутри которых просто сумасшедшая. Любой звук доносящийся из центра шара, отражается от стен и возвращается обратно в центр, усиливаясь многократно.Координаты: 55.353058, 36.490833.

Полузаброшенный центр военной подготовки Николо-Урюпино

К западу от Москвы, в самой непосредственной близости от поселка Николо-Урюпино, находится объект, который нельзя назвать полностью заброшенным, но фактически он не используется. Работает лишь часть Центра, и попасть в нее можно, только будучи учащимся какой-нибудь военной кафедры. Большая часть этого полигона пустует и практически не охраняется.

Сам центр образовался в результате расширения военного полигона, основанного еще в 1921 году в соседнем поселке Нахабино, который, к слову, до сих пор действует. Территория центра находится в северной части полигона, ближе к Николо-Урюпино. Попасть сюда можно без проблем через поселок. Иногда на территории центра можно встретить военнослужащих, однако они абсолютно лояльны к гражданским — местные жители зачастую собирают тут грибы и просто гуляют.

На территории центра есть много всего интересного. Тут стоит несколько памятников, но основной интерес вызывают макеты боевой техники, окопы и траншеи. На лесистой местности находятся хаотично разбросанные фигуры бронетехники и самолетов. Кое-где вырыты учебные траншеи, стоят мобильные мосты и временные огневые точки.Координаты: 55.803406, 37.193233.

Недостроенный госпиталь внутренней службы безопасности

Постройка интересна в первую очередь тем, что в центральном и правом крыле есть доступ на крышу, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Внутри царит атмосфера постапокалипсиса: голые стены, разрисованные местными графити-художниками, мрачные коридоры и воющий ветер.

Левое крыло посещать не стоит, тут успели построить лишь каркас, и его надежность весьма сомнительна. Центральное и правое крыло сохранились значительно лучше, и следов обрушения не замечено. Помимо крыши и внутренней части здания, тут имеются и подземная часть. Трубно-кабельный коллектор и подвальная часть сохранились плохо, да и возможности передвижения там весьма ограниченны, хотя заглянуть туда стоит.

Хотя перемещаться тут можно свободно, но, как и на любом другом заброшенном объекте, следует соблюдать особую осторожность. Постройка выглядит весьма надежно, но не стоит забывать, что она стоит в таком виде уже почти четверть века, а гидроизоляция конструкции почти нигде не была выполнена до конца, и вода постепенно «точит» перекрытия.Координаты: 55.739265, 37.995358.

my-cccp.ru

Позиции С-25 "Беркут", Таблово - Блог о путешествиях и событиях с картинками

База в Таблово является одной из 56 позиций, образующих так называемое "Золотое кольцо" московской ПВО.

В конце 40-х годов XX века Советскому Союзу потребовалась комплексная защита территорий г. Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих проектов на то время по созданию ракетной системы ПВО, управляемый с помощью радиолокационной сети.

Решение о создании этой системы было принято в августе 1950 года, задача разработки московской системы ПВО, было возложена на московское КБ-1, во главе главных конструкторов С. Берия и П. Куксенко.

Военные части, оснащенные комплексами С-25, располагались на расстоянии 75-85 км от Москвы плотным кольцом (на расстоянии 10-15 км друг от друга). Были построены малое и большое бетонные кольца Москвы, соединяющие части ПВО и которые долгое время были недоступны гражданскому транспорту.

Военная часть, оснащенная С-25, представляла собой достаточно большой по площади объект, обслуживаемый большим количеством личного состава. Основным видом маскировки военный частей С-25 было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали от посторонних глаз целые улицы военных частей.

Размещение ЗРС С-25 на местности.

Сейчас база выглядит так.

Схема баз практически одинакова, поэтому, следуя по карте вдоль бетонного кольца, базы без труда обнаруживаются на расстоянии 10-15 км. друг от друга.Примечательно, что все базы своей "осью" смотрят на Москву.

Несмотря на грозные предупреждения, никаких сторожей, а уж тем более собак, тут нет.

КПП

На базе стоят какие-то старые яхты. Видимо сказывается близость Рузского водохранилища.

Остатки систем радионаведения.

Большинство из частей С-25 в 1990е годы XX века были расформированы. Сейчас кое-где на их территориях возводятся дачные участки.

Рузский район Московской области. Таблово. Октябрь 2009 г.

nissanovod.livejournal.com

Осколки золотого кольца ПВО Москвы / Моя Планета

Осенью 2014 года мне довелось побывать на некогда строго засекреченном объекте. В советские времена этот объект, как и ещё 55 воинских частей, составлявших кольцо противовоздушной обороны столицы, не только имел несколько периметров охраны, но даже отсутствовал на топографических картах.

Но для начала, немного истории.

Обострение противостояния социалистической и капиталистической политических систем в послевоенные годы и начавшаяся эпоха холодной войны послужили предпосылками для создания мощной системы защиты от нападения противника с воздуха.

Зенитно-ракетный комплекс С-25 "Беркут"

Фото с сайта mototravel.info

В августе 1950 г. правительством, во главе со Сталиным, было решено создать систему ПВО Москвы, которая получила название "Беркут". Руководство и контроль над созданием этой системы было возложено на Третье главное управление при Совете министров СССР, подчиняющееся Берии. Для решения поставленных задач было организовано Конструкторское бюро № 1 (КБ-1), ныне НПО "Алмаз", которое возглавил заместитель министра вооружений Константин Михайлович Герасимов, главным конструктором был назначен известный инженер-радиотехник Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем стал Александр Андреевич Расплетин, который впоследствии станет главным конструктором С-25. В состав руководства КБ-1 вошёл и сын Л.П. Берии, Серго Лаврентьевич Берия, окончивший в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи.

На основании проведенных исследований и расчётов было установлено, что для создания круговой системы ПВО Москвы необходимо 56 многоканальных зенитно-ракетных комплексов под управлением радиолокационных систем секторного обзора. Пусковые позиции решено было разместить на двух кольцах вокруг столицы. Внутреннее кольцо располагалось на расстоянии 45-50 км и включало в себя 22 ЗРК. Внешнее отстояло от Москвы на расстоянии 85-90 км и состояло из 34 позиций.

Именно создание двух колец противовоздушной обороны послужило причиной строительства дорог, именуемых Малым и Большим московскими кольцами, а в народе "бетонками", являющимися сейчас федеральными автодорогами А-107 и А-108.

Между собой ЗРК находились на расстоянии 12-15 км так, чтобы их сектора обстрела взаимно перекрывались. Впоследствии эта система из 56 пусковых позиций стала 1-й армией ПВО, состоявшей из 4 армейских корпусов, каждый из которых, соответственно, включал в себя 14 ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов.

Наблюдение за воздушными целями и наведение осуществлялось 56 радиолокационными станциями Б-200, названными в технической документации ЦРН - центральный радиолокатор наведения, а в армейской - РТЦ - радиотехнический центр.

Разработка системы ПВО велась рекордно быстрыми темпами. От момента принятия решения о её создании в конце лета 1950 г. и до выпуска первых опытных образцов ЗРК прошло чуть более двух лет. Уже 20 сентября 1952 г. опытные образцы радиолокационных систем Б-200 и ракет В-300 были отправлены на стрельбовые испытания.

Фото с сайта s.ru-vederko.ru

В 1953 г. по настоянию военных, посчитавших новую систему ПВО исключительно сложной, были проведены сравнительные испытания установок системы "Беркут" и зенитной артиллерии, которые доказали безоговорочное преимущество управляемого зенитно-ракетного оружия.

7 мая 1955 г. новая система ПВО С-25 была принята на вооружение постановлением ЦК КПСС и правительства СССР. Этот комплекс простоял на вооружении 30 лет, обеспечивая неприкосновенность советского воздушного пространства.

Зенитно-ракетный комплекс С-125 "Нева"

Фото с сайта vpk-news.ru

Разработка этой ЗРС была начата КБ-1 осенью 1955 г. с целью обеспечить возможность поражения воздушных целей на малых высотах (от 100 м). Также, основной задачей, поставленной перед разработчиками стала мобильность всех составляющих этой системы. Первые ЗРК С-125 поступили на вооружение в 1961 г.

Зенитно-ракетный комплекс С-300 "Фаворит"

На смену ЗРК С-25 в первой половине 1980-х гг. пришло новое поколение зенитно-ракетных систем - С-300 "Фаворит".

Фото с сайта news.am

В 1984 г. зенитно-ракетный полк с позывным Адуляр первым провёл стрельбовые испытания нового ЗРК С-300, за что и был удостоен чести получить вымпел Командующего войсками ПВО СССР.

Главным конструктором ЗРС С-300 является Вениамин Павлович Ефремов.

В 1980-х гг. завершилось перевооружение 1-й армии ПВО на новые ЗРК С-300. На сегодняшний день практически все позиции С-25 ликвидированы, а их территории застроены дачными посёлками. На 17 из 56 бывших позиций С-25 сейчас базируются зенитно-ракетные полки, оснащённые комплексами С-300 и новейшей разработкой российских конструкторов - С-400.

Военная часть с позывным "Адуляр" и расположенный при ней военный городок № 310, более известные по географическим наименованиям находящихся рядом населённых пунктов Фёдоровка и Лесодолгоруково, входили в состав Московского кольца ПВО. В 1990-х гг. часть была расформирована. Военный городок, в котором проживали бывшие венные и технический персонал, был расселён в середине 2000-х гг. Некоторое время территория военного городка была закрыта и охранялась. Но впоследствии сам городок и воинскую часть ждала печальная участь, типичная для всех брошенных объектов – всё, что могло представлять хотя бы какую-нибудь ценность, было разграблено, металлические конструкции распилены на металлолом. На пусковых позициях ЗРК здания и постройки разрушены, практически, полностью.

 

Во время посещения бывших стартовых позиций ПВО и военного городка, при них расположенного, снял видео о том, что сейчас происходит на территории заброшенной войсковой части с позывным "Адуляр". Теперь и у вас есть возможность взглянуть на эти места почти "живьём". :)

* * *

Если наш исторический репортаж вам понравился, приглашаю вас окунуться в историю ещё одного места - на сей раз гражданского предприятия, некогда бывшего лидером отрасли, а сегодня почти исчезнувшего с карты современной Москвы.

Заходите на наш канал ( https://www.youtube.com/user/UnderWorldRu )! Я буду очень благодарен вам, если вы подпишетесь на наш канал и оставите свою оценку или отзыв об увиденном материале! :)

www.moya-planeta.ru

Оборонительные рубежи вокруг Москвы в 1942 году

70 лет тому назад, 26 марта 1942 года, было принято постановление №1501сс "О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей". Хотя немецкие войска были отброшены от Москвы, в ходе зимнего контрнаступления, линия фронта находилась совсем недалеко - каких-нибудь 200 км. Потому, подмосковные рубежи обороны продолжали совершенствоваться и реконструироваться. Под катом находится схема развития рубежей Московской Зоны Обороны (МЗО), которая в 1942 году охватывала собой несколько прилегающих областей. Схема "разрезана" на отдельные кусочки, к некоторым из которых даны пояснения. Они могут оказаться интересны как московским дачникам, так и жителям близлежащих областей, многие из которых даже не представляют, что в 1941-1942 годах у них были построены рубежи обороны, готовые встретить врага. Объем выполненных работ (в кратчайшие сроки, в тяжелых зимних условиях) поражает. 

Итак, в постановлении №1501сс "О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей" в частности говорилось:

4. Военным Советам 7-й Армии, Волховского, Северо-Западного, Калининского, Западного, Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов и Начальнику ГУОС НКО (тов. Котляр) приступить к строительству и восстановлению оборонительных рубежей по линии:

а) рубеж по левому берегу р. Свирь от Вознесенье до Вороново;

б) рубеж по линии – ст. Бол. Вишера, Крестцы, отм. 258, оз. Селигер, Осташков, Селижарово, Пашина, Струэня, Тургиново, по восточному берегу р. Лама, Ярополец, Бородино, Полотняный завод, по восточному берегу р.р. Угра и Ока, до устья р. Упа, по правому берегу р. Упа, Крапивна, Донской – далее по восточному берегу р. Дон до Донская Негочевка, Землянск, Турово, Корицкое, Алексеевка, Ровеньки, Ново-Псков, отм. 189, Шульгинка, Ново-Айдар, Славяносербск, Ровеньки, Б. Крепкая и южнее Карповский 10 клм. и обводы городов Тулы, Воронежа, Ворошиловграда и Ростова.

Строительство оборонительных рубежей начать на главнейших направлениях, определяемых Генеральным Штабом Красной Армии.

Основные силы и средства обратить в первую очередь на строительство рубежей в границах Южного и Юго-Западного фронтов и Московской зоны обороны.

5. Строительство рубежей производить силами саперных армий и строительными организациями ГУОС НКО, для чего в составе ГУОС иметь семь Управлений оборонительного строительства.

6. Прекратить строительство следующих тыловых оборонительных рубежей:

обвод гор. Куйбышев;

Владимирский рубеж с обводом г. Владимир;

рубеж Рязанской области и

рубеж Богучар, Цымлянская.

(полный текст например здесь)

Московская Зона Обороны (МЗО) была создана 2 декабря 1941 г. на базе управления и войск обороны Москвы в составе 24-й и 60-й армий и частей ПВО. Как мы видим, эта дата практически совпадает с началом контрнаступления под Москвой. Однако, как признавался позже и сам Жуков, первоначально столь широкого контрнаступления не предусматривалось, необходимо было ликвидировать прорывы немецких войск. Но дальше - больше. Удалось не только ликвидировать прорывы, но и развить наступление, пусть и не всегда удачно.

Строительство рубежей непосредственно на подступах к Москве и в самом городе активизировалось осенью 1941 года. До октября 1941 года основные силы были брошены на строительство Ржевско-Вяземского рубежа и Можайской линии обороны. 9 октября 1941 года Генеральный штаб отдал директиву командующему Московским военным округом о срочном строительстве оборонительных рубежей в глубоком тылу восточнее Москвы. И хотя 14 октября эта директива Генерального штаба была отменена, строительство тыловых рубежей продолжилось в ноябре-декабре 1941 года, а на некоторых участках работы продолжались и в январе - необходимо было закончить начатое.

Оборонительный рубеж вокруг Москвы, вне ее тогдашней территории, и рядом с нынешней МКАД был практически построен осенью 1941 года и уже с октября заполнен войсками, которые не трогали до конца декабря 1941 года. Только после этого, они были использованы как свежие резервы для развития контрнаступления.

Однако, весной-летом 1942 года строительство развернулось с новой силой, а уже построенные рубежи поддерживались в боеготовом состоянии (что также было очень непросто). Часть рубежей было построено заново, часть перестроено. Например, значительной перестройке подвергся Можайский Укрепленный район. Некоторые из тех ДОТов, что мы сейчас видим на Бородинском поле, скорее всего не принимало участия в октябрьских боях 1941 года, а была построена позже, зимой и весной 1942 года. 

О невоевавших рубежах мало что известно. Поисковикам они не интересны, поскольку там не было боевых действий, краеведы тоже не всегда интересуются событиями 1941-1942 года, тем более, что уже во время войны сооружения были разобраны для нужд народного хозяйства, а многие из них находились в труднодоступных местах. О когда то существовавших рубежах напоминают оплывшие противотанковые рвы, ямы для ДЗОТов и землянок. Иногда попадаются бетонные противоосколочные колпаки (ЖБОТ), по которым можно проследить прохождение оборонительного рубежа.

Московская зона обороны была упразднена в соответствии с приказом НКО СССР от 15 октября 1943 г.

Предлагаемая карта, является копией, которая была изготовлена в августе 1942 года и которая отражает развитие оборонительных рубежей МЗО. Было бы преувеличением говорить, что это неизвестная страница Великой Отечественной Войны, скорее это то, о чем не любили вспоминать последние 30-40 лет. 

Общая карта, которая показывает расположение рубежей и укрепленных районов.

Москва: Московский оборонительный рубеж.

Этот рубеж был готов к декабрю 1941 года. Его остатки до сих пор можно встретить в Московских парках, возле МКАД и на Пироговском водохранилище. Вдоль рубежа был устроен противотанковый ров и установлены многочисленные пулеметные ДОТы с установками НПС-3.На юге он опирается на Москву реку, где стыкуется с Коломенским рубежом, который проходит по восточному берегу Москва-реки. На севере, к нему примыкает Дмитровский рубеж. С восточной стороны кольцо замыкает проектируемый рубеж, следов, постройки которого пока обнаружить не удалось.Обращу ваше внимание, что эти рубежи находились за границами Москвы, внутри (фактически по границам) существовал свой рубеж, за которым были еще рубежи и баррикады. Карту Московского Укрепленного района можно посмотреть на сайте "Старые карты Москвы", куда она была добавлена по моей просьбе. А посмотреть на расположение баррикад и их фотографии можно тут. 

Одинцово-Подольский оборонительный рубеж

Крупнее

Рубеж (так же известен как Хлебниковский) был построен еще до декабря, но практически не принимал участия в боевых действиях. Немецкие войска чуть чуть не дошли до него. Они касались его в районе Дедовска, но были быстро отброшены. Сам по себе это довольно интересный рубеж, который был оборудован, в том числе электрическими заграждениями. Следы этого рубежа попадаются в виде противотанковых рвов (один из включен в планировку коттеджного поселка) и бетонных пулеметных колпаков. Более серьезных сооружений (ДОТов) обнаружить не удалось. те, что есть (например в Новоивановском) относятся к Московскому оборонительному рубежу. Также из рубежа выделяют Одинцовский Укрепленный Район № 157 156 . Поиском и учетом фортификационных сооружений на территории Одинцовского района занимается отряд "Китежъ"

Дмитровский Укрепленный Район №64

Крупнее

Дмитровский УР смыкается с Московским оборонительным рубежом в районе Тарасовки и вдоль Учинского водохранилища уходит на север вдоль канала Москва-Волга, до Дубны. Этот рубеж был неплохо укреплен к зиме 1941 года, вдоль восточной стороны канала имелись многочисленные ДЗОТы. Сам берег канала патрулировали "зеленые фуражки", которые фильтровали отступающих, чтобы не допустить проникновения в тыл диверсионных групп.Правда, в районе Яхромы, как минимум, одной группе удалось пройти и захватить мост через канал. Это в итоге привело к драматическому бою за Перемиловские высоты. К счастью, рядом (на станции Хотьково) находились крупные войсковые резервы, которые и отбросили немцев за канал, а после погнали дальше.С моей точки зрения, прорыв в районе Яхромы и Перемилова был намного опаснее, чем мнимые дальнобойные орудия в Красной Поляне. Проткнув в Перемилово рубеж обороны, немецкие войска могли бы без помех перерезать железную дорогу на Ярославль, а после и Горьковское направление, что поставило МЗО в крайне сложное положение. Но это все из области альтернативной истории.Обратим внимание на два запроектированных УРа в районе станции Крюково и Красной поляны. Смысл их при новом строительстве не очень ясен. В ноябре 1941 примерно в этих местах были созданы оборонительные рубежи, которые и сыграли свою роль.

Коломенский укрепленный район УР №65

Крупнее

Коломенский УР примыкает к Московскому оборонительному рубежу в районе Капотни и идет вдоль Москва реки на юг к Коломне. Рубеж не очень известный и практически неизученный. Существуют кальки, накладки на карты, на которых отмечены положения противотанковых рвов и огневых точек. Железобетонные колпаки для этой линии изготавливались на ЖБИ в Лыткарино, там же изготавливались и сборные железобетонные ДОТы, которые можно встретить в Москве. Хотя после 1943 года поступила команда на их разборку, возможно их остатки еще реально встретить на этом оборонительном рубеже.Для поиска можно воспользоваться схемами этого УРаИзучение спутниковых снимков показало, что вдоль Москва-реки еще сохранились следу противотанковых рвов, хотя их было немного - поскольку главным препятствием являлась река. В Коломне к УР №65 примыкали Рязанский оборонительный рубеж и Промежуточный оборонительный рубеж.

Рязанский оборонительный рубеж

Крупнее

Начал строиться осень 1941 года, поскольку существовала реальная угроза захвата Рязани. Судя по карте, его готовность составляла 60 - 70%. Местным краеведам не удалось пока найти никаких значительных бетонных сооружений. Существуют остатки противотанковых рвов, ДЗОТов, землянок. Вероятно, еще во время войны или в первые годы после, рубежи проходящие по полям были распаханы. Однако при внимательном изучении спутниковых снимков, некоторые следы все же можно обнаружить. Для создания рубежей использовали реки, заболоченные участки, которые дополнительно усложняли рвами, одновременно делая их более удобными для обороны (фланкирования).При изучении спутниковых снимков попалась вот такая структура "канав", которая очень напоминает противотанковых ров. Центральная часть напоминает аналогичные переломы в районе рубежа на Ленинградском шоссе.

Михайловский оборонительный рубеж

Крупнее

К Рязанскому рубежу примыкает Михайловский оборонительный рубеж. Пока у меня нет по нему никакой дополнительной информации. На карте он отмечен, как предполагаемый. 

Тульский оборонительный обвод

Крупнее

Отмечен как восстанавливаемый. 

Ряжский оборонительный рубеж

Крупнее

Сталиногорский Укрепленный район (УР) № 161

Крупнее

Эта линия, которая включает в себя Сталиногорский, Тульский, Ханинский УРы активно строились как тыловые рубежи на случай неудачного развития событий на Курской Дуге. В некоторых местах еще можно найти рвы и возможно остались бетонные сооружения. 

Тульский укрепленный район (УР) № 160

Крупнее

По этому рубежу есть более подробная схема, по которой можно поискать противотанковые рвы и сооружения (хотя они  едва ли сохранились).

Ханинский Укрепленный район (УР) № 119

Крупнее

Калужский укрепленный район (УР) № 153

Крупнее

Окский отсечной рубежКрупнее

Между Калужским УРом и Тульским обводом. По Оке. В некоторых местах на Оке попадаются пулеметные колпаки. Наличие рвов пока не исследовалось.

Малоярославецкий Укрепленный Район № 154

Крупнее

Строился еще летом-осенью 1941 года (тогда он имел № 35), хотя из-за того, что не был в достаточной степени заполнен войсками (точнее практически не заполнен), и не смог сыграть должной роли. Наиболее известным узлом обороны является деревня Ильинское. В октябре 1941 именно там сражались курсанты из Подольска. Сейчас в Ильнском музей, один из ДОТов превращен в памятник. Впрочем, один из участков УРа был продан под частное строительство и новые хозяева полны решимости снести несколько ДОТов...

Можайский Укрепленный район № 152 (в 1941 году №36)

Крупнее

Пожалуй, наиболее известный подмосковный укрепленный район. Большинство широкоизвестных сооружений находятся на историческом бородинском поле. Менее известные, но не менее интересные находятся южнее у "автострады" Москва - Минск. В частности, там можно посмотреть ДОТ сержанта Харинцева, который в начале октября 1941 года подбил на этой дороге 6 немецких танков.Сами укрепления предствляют собой смесь сохранившихся ДОТов постройки осени 1941 года и дополнений сделанных в ходе реконструкции 1942. Составить представление о том, как выглядела линия в 1941 году можно посмотрев немецкую кинохронику.

Волоколамский Укрепленный район № 155 (в 1941 году №35)

Крупнее

Менее известный УР, полной карты сохранившихся сооружений пока нет, известно несколько ДОТов возле шоссе. Так, что у дачников живущих в районе Яропольца и Волоколамска, есть шанс стать "первооткрывателями" и изучить этот УР вооружившись GPS навигатором и фотоаппаратом. Наиболее известным узлом обороны является уже упомянутый Ярополец. Здесь сражались Кремлевские курсанты. 

Клинский Укрепленный район № 159

Крупнее

Прикрывал Москву с севера, вдоль Московского моря и проходил в районе Завидово, Конаково.К сожалению из-за закрытого статуса этих территорий, неизвестно, что там сохранилось в настоящий момент. При желании можно разглядеть несколько рвов образующих предмостное укрепление, но не более того. 

Промежуточный оборонительный рубеж

От Волоколамска до Коломны,

через Рузу и ДороховоКрупнее

Боровск

Крупнее

Серпухов и Коломну

Крупнее

Калязинский оборонительный рубежКрупнее

Строился еще зимой 1941 года, от нынешней Дубны и далее по Волге до Рыбинского водохранилища. Возле станции Волга (на водохранилище) до сих пор сохранилась система противотанковых рвов, которые прикрывали железнодорожный мост. Остатки сооружений и бетонные колпаки встречаются на всем протяжении рубежа, например в городе Мышкин. В Дубне, несколько пулеметных колпаков очищены от мусора и превращены в памятники местными энтузиастами. 

Тыловой оборонительный рубеж

К Калязинскому рубежу, чуть южнее города Углич, примыкал тыловой рубеж, который строился с осени 1941 года и был закончен зимой 1942 года. Дальнейшее его развитие было признано нецелесообразным, однако он находился на "запасном пути" до 1943 года. Он проходил по территории нескольких областей. Известно, что было активное строительство в Ярославской области, Ивановской, Владимирской и возможно Тамбовской областях. Это общий вид тылового рубежа МВО (Московского Военного Округа) дальше я дам его отдельные части.

Крупнее

Тыловой рубеж в Ярославской области

Крупнее

Наиболее очевидный рубеж. Начинается примерно в районе села Маймеры (тут можно заметить чуть южнее Маймеры прерывистые линии с характерными изломами) и идет в сторону Ростова Великого, вдоль рек. В отдельных местах, на карте можно заметить прохождение противотанкового рва. По некоторым сообщениям, в лесах могли сохраниться ДОТы или остатки ДЗОТов. Места там достаточно глухие, иногда болотистые, местные жители (Углич) об оборонительной линии не слышали.

Тыловой рубеж в Ивановской области

Крупнее

Оказалось довольно непросто проследить прохождение рубежа по территории Ивановской области. На картах были найдены "канавы", которые по своей трассировке и местоположению могли являться рвом. Мне удалось найти немало "подозрительных" участков, однако я в них не очень уверен. Надо смотреть на местности или искать более подробную схему.Это могут быть и канавы для осушения болот (добычи торфа). Впрочем, известно, что вокруг Иваново строился оборонительный обвод. Узлы обороны (или опорные пункты) строились и по направлению возможных прорывов танков.Например, возле поселка Лежнево ясно читаются изломы ПТР. Было бы интересно посмотреть на него на местности.

Тыловой рубеж во Владимирской области

Крупнее

Через Суздаль и Владимир, по речкам рубеж уходил в направлении городов Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный (Рязанская область). Существует информация об активном строительстве рубежа и обвода вокруг Владимира, однако о существовании на местности следов ПТ рвов или остатков сооружений мне неизвестно. Впрочем, учитывая то, что он проходит по достаточно глухим местам - есть надежда, что получиться что то обнаружить.

Тыловой рубеж в Рязанской области

Крупнее

Здесь с реки Гусь, рубеж переходит на Оку. А потому уходит на реку Цна в Тамбовскую  область при

gistory.livejournal.com

Москва осталась без ПВО - leg10ner

За годы правления вставателя с колен Вована сортирмочиловского, система ПВО гор. Москва полностью развалена, разрушена и разграблена. Москва осталась без прикрытия. То что вы видите на картинке это БЫЛО. Теперь уже нет.

Сеть объектов противовоздушной обороны Москвы, созданная в советскую эпоху, забыта и практически полностью разрушена. Военным пришлось отказаться от содержания бункеров и других секретных строений. Теперь многие из этих объектов превратились в руины.
Если долго ехать по подмосковным полям, а особенно в районе так называемой «большой бетонки», то рано или поздно попадешь на бетонку в прямом смысле. Сеть дорог из плит ведет к военным частям, многие из которых уже не несут боевого дежурства.

Въезды и выезды с этих дорог, как правило, перекопаны или завалены бетонными блоками. Но благодаря объяснениям местных жителей, прокатному автомобилю «Нива», нам удается попасть уже непосредственно на территорию воинской части. Где раньше красили бордюры, уже нет никакого намека на ровную дорогу.

«Сейчас, как видите, ни заборов нет, ничего! Просто жуть какая-то! Эти ангары такие страшные, дыры зияющие, проломы. Я сюда вообще не ходил ни разу», — рассказывает Михаил Абрамов.

«Большой бетонки» не было ни на одной советской карте, а иностранцам путь сюда был вообще заказан.

«Стояли на высоких вышках крутящиеся радары. В свое время я работал в ГАИ. Никого сюда не пускали, а в случае прорыва сразу шла патрульная машина и прекращала движение нарушителей», — говорит Михаил Абрамов.

Заезжаем внутрь. Несмотря на жару снаружи, под сводами сыро и гулко. Навигатор уже не понимает, где мы. Воздух затхлый. Сюда наш проводник идти категорически отказался. В глубине — система тамбуров, висят инструкции, при каких видах заражения какую дезинфекцию надо пройти. Герметичные двери уже растащили, и запутанная система комнат выводит в такой же огромный ангар на другой стороне холма.

В случае ядерного удара личный состав должен был существовать здесь автономно, при этом продолжая выполнение боевой задачи. Насколько долго это могло продолжаться? Запас питьевой воды примерно на 10 человек — 1600 литров. Дата последней заливки не читаема, ответственный за выдачу — лейтенант Сироткин.

Еще немного плутания по полям, и мы снова попадаем на дорогу из плит, упирающуюся в довольно широкую речку. В советское время за переправой следили военные, несмотря на то, что последний раз военная машина появлялась здесь очень давно, дорога почти проезжая.

Через какое-то время видим остатки забора, колючки у контрольно-пропускного пункта. Подъезжаем к аналогичным ангарам. Здесь наш проводник, бывший кочегар этой военной части, смело отправляется с нами внутрь.

«Канцелярия тут была – стеллажи, документация разная, папки», — объясняет Николай Рогов.

Жизнь, судя по газетам, замерла тут в середине 80-х годов. В комнате отдыха висит доска с портретами членов Политбюро. Места в бомбоубежище не очень много. В случае боевой тревоги здесь должны были находиться только офицеры. Никаких солдат и тем более кочегаров.

Подобных военных частей — целое кольцо вдоль секретной в прошлом бетонки. Строительство вблизи этих мест до сих пор не разрешают — это в самой востребованной, 100-километровой от столицы зоне.

Возвращаемся в Москву. Машину, пережившую столь насыщенный день, пора возвращать в прокатную контору.

http://news.mail.ru/inregions/center/50/society/4215030/

leg0ner.livejournal.com

1942. Карты укрепрайонов Московской Зоны Обороны: humus

хумус (humus) wrote, 2015-08-13 17:21:00 хумусhumus 2015-08-13 17:21:00 Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

humus.livejournal.com