ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК. Пво комплекс


ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК. Техника и вооружение 1999 05-06

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПВО СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Сергей Петухов

Игорь Шестов

Ростислав Ангельский

На протяжении многих десятилетий, а в особенности – в связи с появлением атомного оружия руководство нашей страны в качестве одной из важнейших задач рассматривало совершенствование противовоздушной обороны. К сожалению, несмотря на огромные затраты на развитие сил и средств ПВО, вплоть до конца пятидесятых годов не удавалось пресечь позорную для наших Вооруженных Сил практику безнаказанных полетов самолетов-разведчиков США над территорией СССР. Потолок советских истребителей и досягаемость по высоте орудий зенитной артиллерии не обеспечивали возможность поражения самолетов U-2. Исключение составляла только зона вокруг Москвы, прикрытая первой отечественной зенитной ракетной "Системой-25" (С- 25). Только в 1958 году на вооружение Войск ПВО был принят первый отечественный подвижный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Систе- ма-75". С позиции сегодняшнего дня все многочисленные модификации этого комплекса (СА-75, С-75, С-75М – далее по тексту условно именуемые С-75) не были зенитно-ракетной системой, так как не имели централизованных средств боевого управления. Основные тактико-технические характеристики ЗРК обеспечивали возможность перехвата всех самолетов того времени, что было вскоре подтверждено известными эпизодами сбития самолетов U-2 над территорией СССР и его союзников.

В соответствии с решениями партийно-государственного руководства страны производство зенитных управляемых ракет (ЗУР) и наземного оборудования ЗРК С-75 начало осуществляться большими сериями широкой кооперацией заводов, что позволило за несколько лет развернуть зенитно-ракетные дивизионы для прикрытия крупнейших городов страны и ряда других важнейших объектов. Началось развертывание ЗРК С- 75 и на территориях стран Варшавского Договора, где они осуществляли задачи прикрытия важнейших объектов расположенных вне СССР групп советских войск. Комплекс С-75, созданный для Войск ПВО страны, поступил и на снабжение войск ПВО Сухопутных войск.

В мирное время (в годы "холодной войны" это было несколько условное понятие) ЗРК С-75 довольно успешно решали стоящие перед ними задачи, препятствуя полетам самолетов-разведчиков стран НАТО. Предусматривалось, что с началом боевых действий противостоящих сторон преобразованные во фронты группы войск при благоприятном ходе событий, громя противника, устремятся на Запад. Предполагалось, что зенитные ракетные части последуют за лавиной танков, обеспечивая их прикрытие от ударов с воздуха.

Но вот с передислокацией ЗРК можно было ждать серьезных неприятностей.

ЗРК С-75 считался подвижным, но в реальности был таковым разве только в сравнении с явно стационарным первенцем отечественного зенитно- ракетного вооружения – "Системой- 25" с ее врытыми в землю и бетонированными сооружениями.

В какой-то мере, подвижными в ЗРК С-75 были его огневые подразделения – зенитно-ракетные дивизионы (зрдн). Но их боекомплект обеспечивал только начало боевых действий. Далее его пополнение ракетами обеспечивалось техническим дивизионом, где осуществлялись:

– сборка маршевых ступеней ракет с пристыковкой аэродинамических поверхностей и установкой боевых частей и взрывателей;

– снаряжение ускорителей зарядами твердого топлива и установка на них стабилизаторов;

– стыковка маршевых ступеней с ускорителями;

– проверка аппаратуры ЗУР;

– заправка ракеты сжатым воздухом и компонентами топлива.

Еще задолго до начала массового практического применения ЗРК в локальных войнах стало ясно, что высокая плотность налетов тактической авиации противника потребует ускоренной подготовки ЗУР для пополнения боекомплекта, так что часть ракет технического дивизиона нужно привести в наивысшую степень готовности еще до начала боевых действий.

Из всех перечисленных операций большинство можно было осуществить заранее – были бы в части достаточные по объему хранилища. Но вот заправку окислителем нужно было проводить уже в боевых условиях – ракета не могла долго стоять с азотной кислотой в баке. Помимо агрессивности по отношению к двигательной установке ЗУР кислота была просто опасна для людей – заправку проводили расчеты, облаченные в комплекты химзащиты. Эти одеяния были плохо совместимы с отечественным климатом и погодой. При нашем менталитете нередкие нарушения правил обеспечения безопасности приводили к трагическим последствиями – отравлениям органов дыхания, попаданиям кислоты на кожу и далее внутрь человеческого организма.

Собранную и заправленную ракету везли в зенитный ракетный дивизион на транспортно-заряжающей машине (ТЗМ) – довольно громоздком и неповоротливом автопоезде, состоящем из седельного тягача с полуприцепом – на которой ЗУР многократно демонстрировали на парадах на Красной площади. Для перегрузки ракеты на пусковую установку требовалось немало ловкости и сноровки как от водителя, так и от личного состава стартовой батареи.

При передислокации пусковая установка на подкатных пристыковываемых колесных ходах также буксировалась тягачем – автомобилем. При развертывании для обеспечения устойчивости пусковой установки (ПУ) при старте ракеты необходимо было провести трудоемкие ручные операции по выставке пусковой установки на домкраты и снятию колесного хода, а при свертывании комплекса – проделать все в обратном порядке. При боевой работе размещенные в кузовах автомобилей или на прицепах кабины "Д" и "П" с аппаратурой комплекса оставались на колесном ходу, но для начала функционирования станции наведения ракет требовалось смонтировать крупногабаритные массивные антенны на крыше ее кабины "П", что производилось с использованием крана народнохозяйственного образца. В ходе учений были случаи опрокидывания этого крана. Источники электропитания размещались на отдельных прицепах, так что при развертывании зенитно-ракетного дивизиона необходимо было протянуть, пристыковать к машинам и ПУ множество кабелей. Управление и обмен информацией между агрегатами также осуществлялись по пристыковываемой кабельной сети.

Все средства комплекса размещались на колесном ходу, что серьезно ограничивало проходимость, а в плохих погодных условиях – также и скорость перемещения. В ряде районов вместо автомобильных тягачей применяли гусеничные, например использовали для буксировки транспор- тно-заряжающих машин многоцелевые тягачи МТ-ЛБ, что, однако, не решало проблемы обеспечения проходимости.

Таким образом, комплекс, разработанный для Войск ПВО страны, не удовлетворял требованиям к мобильным средствам прикрытия Сухопутных войск в условиях маневренных боевых действий.

Забегая вперед отметим, что последующее практическое применение ЗРК С-75 во Вьетнаме и на Ближнем Востоке осуществлялось в условиях, близких к применению войсковых средств ПВО. Для обеспечения живучести в условиях господства в воздухе авиации противника требовалась частая смена позиций, широко применялась стрельба "из засады". Зачастую дивизион менял позицию немедленно после первых же пусков ЗУР. В противном случае с высокой степенью вероятности следовал налет авиации противника с выводом из строя техники и личного состава. Для выживания ракетчикам нередко приходилось только отстыковать кабели и бросать их на оставляемой позиции.

ЗРК С-75 с ракетой В-750 во Вьетнаме

Да и цели для комплексов С-75 при боевом применении в ходе локальных войн – высокоманевренные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики и постановщики помех на их базе – более соответствовали задачам, стоящим перед войсковой ПВО. Пуски ракет по стратегическим

бомбардировщикам В-52, рассматривавшимся как типовая цель для войск ПВО страны, были скорее исключением, чем правилом Все эти обстоятельства свидетельствовали о малой пригодности ЗРК С- 75 для ПВО Сухопутных войск. К тому же в ходе локальных войн не было масштабного передвижения своих войск, нуждающихся в прикрытии маневренными и мобильными ЗРК. Поэтому марш на позиции и развертывание комплексов можно было проводить в удобное время – ночью или при нелетной погоде. Мобильность и время развертывания не были показателями, определяющими успешность боевого применения комплексов. При обеспечении достаточной маскировки технические дивизионы могли даже не менять позиций в отличие от зенитных ракетных дивизионов, обнаруживающих себя излучением станций наведения ракет и пусками ЗУР.

Впервые задача создания войскового ЗРК была задана постановлением СМ СССР от 27 марта 1956 г., предусматривавшим разработку комплекса для поражения самолетов, летящих на высотах от 2000 м до 12000- 15000 м со скоростями до 600 м/с при наклонной дальности до 20 км. В отличие от процесса создания других комплексов, где в качестве головной организации, как правило, выступали ракетчики, при разработке отечественных ЗРК ответственность за комплекс в целом возлагалась на радиотехническую организацию. Такой порядок был установлен еще при создании "Системы-25", которая разрабатывалась кооперацией организаций во главе с СБ-1 (с 1951 года переименованным в КБ-1), в котором в должности главного инженера трудился C.Л. Берия, сын небезизвестного Л.П. Берия. Единственным известным исключением была безуспешная попытка создания комплекса "Даль" кооперацией во главе с ракетостроительным ОКБ-301 С.А. Лавочкина.

Головным разработчиком войскового ЗРК был определен НИИ-20 – организация, из которой в свое время выделилось СБ-1. Ракету со стартовым весом не более тонны поручили главному конструктору свердловского ОКБ-8 Л.В.Люльеву, до того времени разработавшему ряд зенитных пушек (КС-1, КС-12, КС-18 и др.)

Однако, начавшаяся разработка войскового ЗРК на этом этапе не вышла из проектной стадии, так как требования Заказчика – Главного артиллерийского управления (ГАУ) изменились в соответствии с возросшими возможностями средств воздушного нападения.

В 1957 году началась разработка тактико-технических требований к войсковым ЗРК, получившим "геометрические" наименования – "Круг" (большой дальности)и "Куб" (средней дальности). Включение в состав зенитного ракетного вооружения армейско-фронтового звена Сухопутных войск ЗРК двух типов было оптимальным решение по критерию "стоимость – эффективность", так как для поражения целей на малых высотах и средних дальностях нецелесообразно было использовать относительно дорогую ЗУР комплекса большой дальности. В какой-то мере такая система вооружения обосновывалась и созданием в США наряду с ЗРК семейства "Найк" маловысотного комплекса "Хок". Применительно к системе ПВО Сухопутных войск предусматривалась также и привязка создаваемых ЗРК к организационной структуре прикрываемых войск. Предполагалось, что прикрытие важнейших объектов фронтового и армейского уровней будут осуществлять соединения ЗРК большой и средней дальности, а в состав танковых дивизии будет включаться часть ЗРК малой дальности. Для обеспечения непосредственного прикрытия мотострелковых дивизий и полков предусматривалась организация зенитных частей и подразделений с ракетными и артиллерийскими средствами поражения целей на малых дальностях.

Разработку тактико-технических требований (ТТТ) к ЗРК "Круг" и "Куб" проводила небольшая группа сотрудников НИИ-3 ГАУ под руководством Б.В. Орлова, в которой основную роль играли А.И.Бакулин и Р.Д.Коган. Основные требования были успешно согласованы с промышленностью и приняты ГАУ.

К 1960 г. были разработаны требования к автономному самоходному ЗРК "Оса" и переносному ЗРК "Стрела".

ЗРК С-125 с ЗУР В-600П на Ближнем Востоке

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Комплекс С-500 - новейшая российская зенитно-ракетная система ПВО, ТТХ и описание, разработка и дата создания образца

Российский комплекс С-500 до сих пор разрабатывается концерном «Алмаз-Антей». Хотя точных сведений о нём нет, можно уже сейчас сказать, что этот комплекс по своим характеристикам будет превосходить все известные на сегодняшний день зарубежные аналоги. Чтобы точно понять, какими возможностями обладает данный комплекс ПВО, нужно рассмотреть всех его предшественников.

История появления первого комплекса противовоздушной обороны

Самым первым комплексом ПВО, который обеспечивал полную защиту от вражеских бомбардировщиков, стал С-25 «Беркут». На его создание советское руководство вдохновили ядерные бомбардировки авиацией США японских городов Хиросима и Нагасаки. Поняв, что ядерное оружие может за несколько секунд уничтожить целый город, правительство бросило все силы на то, чтобы защитить хотя бы Москву.

К 1955 году было построено и развёрнуто вокруг Москвы 56 ЗРК «Беркут». Так как первая атомная бомба в СССР была испытана летом 1949 года, к середине 1950-х годов военные имели целый арсенал атомного оружия. В случае ядерного удара со стороны США, Москва бы успела ответить, и комплексы ПВО С-25 защитили бы город.

«Беркуты» обладали следующими характеристиками:

  • Каждый комплекс мог вести несколько целей одновременно;
  • Высота поражения целей могла достигать 20 км;
  • Скорость целей могла достигать 1 500 км/ч.

56 комплексов, расположенных вокруг столицы СССР, могли обеспечить комплексную защиту от налёта 1 200 бомбардировщиков. Хотя С-25 имел один огромный минус – его стоимость была запредельной. В связи с этим защитить удалось только Москву, а на Ленинград средств уже не хватило. Главным конструктором системы ПВО «Беркут» был сын самого Берии. Она оказалась единственной многоканальной системой в мире.

Комплекс «Двина» и «Нева»

Уже в 1957 году на вооружении армии СССР появился новый более совершенный комплекс С-75, получивший название «Двина». Он стал намного компактнее по размерам и значительно дешевле в производстве. Эти комплексы ПВО были произведены в больших количествах, поэтому в армию СССР и другие страны было поставлено около 800 ракетных дивизий. ЗРК «Двина» обладали следующими характеристиками:

  • Они могли отслеживать несколько целей;
  • Скорость летящих самолётов могла достигать 2 300 км/ч;
  • Высота целей могла достигать 27 км.

В отличие от С-25, которым не удалось поучаствовать в боевых конфликтах, «Двина» впервые прославилась в Китае, когда местные зенитчики смогли сбить самолёт, принадлежащий Тайваню.

1 мая 1960 года советский зенитный комплекс смог остановить полёт американского самолёта U-2. Хотя считается, что на этом потери американских самолётов этой модели были закончены, китайцы сбили ещё пять U-2 над своей территорией.

Война во Вьетнаме показала, насколько новые ЗРК эффективны. Советская статистика говорит, что С-75 сбили более 1 200 самолётов, принадлежащих Соединённым Штатам Америки.

Комплекс С-125 «Нева» был создан в 1961 году. С его появлением у американцев появилась новая головная боль. Предыдущие системы ПВО не могли сбивать цели, находящиеся в радиусе менее трёх километров. Новый комплекс прекрасно справлялся с этими задачами. Минимальный радиус его действия составлял 20 метров. Теперь даже новейшие американские самолёты-шпионы не чувствовали себя в безопасности от советских ракет.

Самый знаменитый выстрел из данного комплекса прозвучал в 1999 году. 27 марта сербские зенитчики смогли сбить самолёт-невидимку F-117, принадлежащий США. При разборе данного инцидента оказалось, что ракеты произвели в 1975 году в СССР. Интересно, что все советские ЗРК С-125, которые поставлялись на экспорт, носили название «Печора».

С-200 «Ангара» или зенитка нового класса

Несмотря на то, что советские зенитные комплексы были лучшими в мире, существовала одна цель, которая была даже для них недостижима — новейший американский самолёт-разведчик SR-71, который мог развивать скорость до 3 500 км/ч. Советские зенитчики во Вьетнаме неоднократно пытались его сбить, но его скорость делала все попытки тщетными. Новый комплекс С-200 мог справиться даже с такими высокоскоростными целями, поэтому американские лётчики стали облетать территорию СССР стороной.

Комплекс «Ангара» обладал следующими характеристиками:

  • Дальнобойность достигала 250 км. Это паспортные данные, но на самом деле, ракета может поразить цель на расстоянии 300 км, что было продемонстрировано во время учений в 2001 году;
  • Скорость ракеты составляла 1,2 км/сек;
  • Масса ракеты составляла 7,1 тонны. В сочетании с огромным количеством поражающих элементов, это гарантировало поражение любого объекта в радиусе сотни метров.

После появления комплекса С-200 границы СССР стали недоступны для любых американских самолётов.

С-300 «Фаворит» и С-300В «Антей»

В 1979 году на вооружение приняли новый комплекс С-300. Данный ЗРК стал настоящим универсалом и смог не только объединить все предыдущие системы в своём лице, но и превзойти их. Характеристики С-300 выглядят следующим образом:

  • Дальность – 200 км;
  • Скорость – до 2,8 м/сек;
  • Высота цели может быть от 10 метров до 40 км.

Такая универсальность достигается за счёт использования различных ракет. Последние модификации С-300, которые используются в Российской армии в настоящее время, способны вступить в бой за 5 минут. Комплексу С-125 для этого нужно было не менее 1 часа 25 минут.

Современные модели С-300 также способны одновременно поражать 36 целей. В США существует примерный аналог российской системы ПВО, который называется «Патриот». По сведениям военных, его боевые качества значительно уступают российскому аналогу.

Несмотря на то, что система «Фаворит» является одной из лучших в мире, её предназначение – это защита различных промышленных и стратегических объектов. Для защиты войсковых группировок данная система не подходит, поэтому российские конструкторы разработали систему С-300В «Антей». Эта ЗРК установлена на гусеничной платформе, что позволяет ей двигаться вместе с танковыми подразделениями, не отставая от них. Но самое главное преимущество новой системы – это её быстрая подготовка к бою. Развёртывание системы «Антей» происходит за 5 секунд, что позволяет ей стрелять практически на марше.

Кроме того, главной угрозой для войсковых группировок являются не самолёты противника и крылатые ракеты, а ракеты аэродинамического типа, которые ещё называются оперативно-тактическими. Они способны лететь с огромной скоростью, которая может превышать скорость самолётов и крылатых ракет в 2 раза. Но система С-300В может перехватывать и такие ракеты. Основные характеристик мобильной ЗРК выглядят следующим образом:

  • Максимальная скорость цели может достигать 4,5 м/сек;
  • Скорость ракеты, выпущенной из С-300В достигает 7,5 скорости звука, что делает задачу увернуться от неё практически невозможной;
  • Высота поражения цели – до 37 км;
  • Дальность поражения цели – до 400 км.

Несмотря на то, что два зенитно-ракетных комплекса серии С-300 смогли обеспечить задачи по защите стратегических объектов и воинских подразделений, разработки более совершенного оружия не прекращались.

Самая совершенная система в мире С-400 «Триумф»

В 2007 году российские оружейники смогли полностью закончить разработку новой системы ПВО следующего поколения — С-400. Она объединила в себе достоинства систем С-300 и С-300В и с одинаковым успехом способна бороться как с самолётами противника, так и с баллистическими целями. Новая система способна даже перехватывать ракеты средней дальности, что было недоступно для систем серии С-300В. В 2015 году систему С-400 оснастили новейшими дальнобойным ракетами, которые планируется использовать и на системе С-500. Теперь ЗРК «Триумф» имеет следующие характеристики:

  • Максимальное расстояние до цели – 400 км;
  • Скорость целей может достигать 4,8 км/сек;
  • Высота летящей цели может быть от 5 метров до 185 км.

Подобными характеристиками не обладает ни одна известная система ПВО в мире. Американский аналог «THAAD» значительно уступает системе С-400.

Новейшая система С-500 «Прометей»

В настоящее время активно ведутся разработки системы противовоздушной обороны пятого поколения. Все работы проходят в формате строжайшей секретности, поэтому даже внешний облик системы С-500 неизвестен. Тем не менее, некоторые подробности всё же озвучены для широкой публики. Самое главное – это то, что новая система разрабатывается в качестве контраргумента американцам, которые в последние году окружают Россию своими системами ПРО.

С-500 будет уничтожать различные типы угроз, причём аэродинамические и баллистические цели будут ликвидироваться независимо друг от друга. Новая система – это не модернизация С-400, а новейшая разработка нового поколения. Если верить информации, которая была озвучена для официальных лиц, система «Прометей» сможет засекать цели на расстоянии до 800 км.

Задачи системы С-500

Главный принцип, по которому должна работать новейшая система ПВО – это раздельное уничтожение различных типов целей. Это уже было реализовано в системе С-400, но «Прометей» сможет делать это намного лучше и быстрее. Новая система должна будет уничтожать даже гиперзвуковые межконтинентальные ракеты, которые могут нести ядерные боеголовки.

За счёт своих характеристик система С-500 сможет уничтожать даже космические низкоорбитальные спутники и различные средства поражения, которые могут запускаться с орбитальных платформ различного типа. Основной же задачей комплекса является уничтожение баллистических ракет противника в определённых пределах. Таким образом, можно обеспечить безопасность не только различным стратегическим объектам, но и крупным городам и даже целым регионам.

Модификация С-500 «Триумфатор-М» способна поражать цели, летящие со скоростью 5 500 км/час. Ни одна из известных в мире систем ПВО не способна работать по таким сверхзвуковым целям. Для того чтобы осуществить это, понадобится мощнейший радиолокатор, способный взаимодействовать с новейшей вычислительной техникой.

Разработчики системы хотят внедрить высочайший уровень автоматизации, который практически исключит вмешательство человека-оператора в управление системой. Кроме того, планируется, что С-500 будет получать указание целей от авиации радиолокационного обнаружения. Системы будут размещаться на мощных грузовиках, имеющих формулу 10х10, что обеспечит им высокую проходимость в условия бездорожья.

Планируется, что первые поставки новых зенитно-ракетных комплексов начнутся в 2018 году. Войска воздушно-космической обороны уже сейчас начинают строить алгоритмы своей работы, опираясь на функции новейшей системы С-500.

На разработку новейшей системы противовоздушной обороны выделено более 10 миллиардов долларов, только по официальным данным. На самом деле денег уйдёт гораздо больше, ведь С-500 ещё придётся адаптировать и дорабатывать. Неудача в данном проекте приведет к серьёзной потере обороноспособности России, поэтому С-500 просто обязаны доработать в кратчайшие сроки.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Зенитный ракетный комплекс — Википедия РУ

Первые опыты

Первая попытка создать управляемый дистанционный снаряд для поражения воздушных целей была предпринята в Великобритании Арчибальдом Лоу. Его «воздушная цель» (Aerial Target), названная так для введения в заблуждение немецкой разведки, представляла собой радиокомандноуправляемый винтовой аппарат с поршневым двигателем ABC Gnat. Снаряд предназначался для уничтожения цеппелинов и тяжёлых германских бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС.

В 1935 году Сергей Королев предложил идею зенитной ракеты «217», наводящейся по лучу прожектора при помощи фотоэлементов. Работы над снарядом велись некоторое время до стадии отработки.

В самом начале Второй мировой войны Великобритания активно рассматривала различные проекты создания зенитных ракет. Из-за нехватки ресурсов, впрочем, большее внимание было уделено более традиционным решениям в виде пилотируемых истребителей и усовершенствованных зенитных орудий, и ни один из проектов 1939—1940 годов не был доведен до практического применения. С 1942 года в Великобритании велись работы над созданием зенитных управляемых снарядов Brakemine и Stooge, также не завершенные в связи с окончанием военных действий[2].

Первыми в мире зенитными управляемыми ракетами, доведенными до стадии опытного производства, были создававшиеся с 1943 года в Третьем рейхе ракеты «Рейнтохтер», Hs-117 «Шметтерлинг» и «Вассерфаль» (последняя к началу 1945 года была испытана и готова к запуску в серийное производство, которое так и не началось).

В 1944 году, столкнувшись с угрозой со стороны японских камикадзе, ВМФ США инициировал разработку зенитных управляемых снарядов, предназначенных для защиты кораблей. Были запущены два проекта — дальнобойная зенитная ракета Lark и более простая KAN[3]. Ни одна из них не успела принять участия в боевых действиях. Разработка Lark продолжалась до 1950 года, но, хотя ракета успешно прошла испытания, она была сочтена слишком устаревшей морально и никогда не устанавливалась на корабли.

Первые ракеты на вооружении

Первоначально в послевоенных разработках уделялось значительное внимание германскому техническому опыту.

В СССР велись работы по воспроизводству и развитию целого ряда немецких зенитных ракет, как управляемых, так и неуправляемых: «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг», «Тайфун» и других. Так немецкая «Вассерфаль» после некоторой доработки получила индекс Р-101, её разрабатывал НИИ-88, однако, из высокой загруженности тематикой баллистических ракет дальнего действия работы по ней продвигались медленно, а понимание важности системы боевого управления в тот период ещё отсутствовало. После серий испытаний, которые выявили недостатки в ручной системе наведения, а также ряд ошибок немецких конструкторов, было принято решение о прекращении модернизации трофейной ракеты.

В начале 1950-х принимается решение о начале разработки системы ПВО Москвы, которая должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника с участием до 1200 самолётов. Разработчиками советского зенитного ракетного комплекса по проекту «Беркут» (главные конструкторы Куксенко, Берия и заместитель главного конструктора Расплетин) в итоге была создана С-25 (принята на вооружение в 1955 году). Чрезвычайно эффективный для своего времени, комплекс оказался очень сложным и дорогим, и развёртывался только вокруг Москвы (2 кольца ПВО, 2000 км подъездных путей, 56 стартовых позиций многоканальных ЗРК и соответственно, 56 зенитных ракетных полков). От дальнейшего развертывания системы отказались по экономическим причинам[4]. Первым широко развёртываемым советским зенитно-ракетным комплексом стал С-75.

В США сразу после войны существовали де-факто три независимые программы разработки зенитных ракет: армейская программа «Nike», программа ВВС США SAM-A-1 GAPA и флотская программа «Bumblebee». Американские инженеры также предприняли попытку создания зенитной ракеты на базе германской «Вассерфаль» в рамках программы «Гермес», но отказались от этой идеи ещё на ранней стадии проработки.

Первой зенитной ракетой, созданной в США, была MIM-3 Nike Ajax, разработанная Армией США. Ракета имела определенное техническое сходство с С-25, но комплекс «Nike-Ajax» был гораздо проще советского аналога. В то же время MIM-3 Nike Ajax был гораздо дешевле С-25, и, принятый на вооружение в 1953, разворачивался в огромных количествах для прикрытия городов и военных баз на территории США. Всего к 1958 году было развернуто более 200 батарей MIM-3 Nike Ajax.

Третьей страной, развернувшей в 1950-х годах собственные ЗРК, была Великобритания. В 1958 году Королевские военно-воздушные силы Великобритании приняли на вооружение ЗРК Bristol Bloodhound, оснащенный прямоточным двигателем и предназначенный для защиты военно-воздушных баз. Он оказался настолько удачен, что его улучшенные версии состояли на вооружении до 1999 года. Британская армия создала аналогичный по компоновке, но отличающийся рядом элементов комплекс English Electric Thunderbird для прикрытия своих баз.

Помимо США, СССР и Великобритании, собственный ЗРК в начале 1950-х создала Швейцария. Разработанный ею комплекс Oerlikon RSC-51 поступил на вооружение в 1951 году и стал первым коммерчески доступным ЗРК в мире (хотя его закупки в основном предпринимались с исследовательскими целями)[5]. Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, но послужил основой для развития ракетостроения в Италии и Японии, закупивших его в 1950-х[6].

В это же время были созданы и первые ЗРК морского базирования. В 1956 году американский флот принял на вооружение ЗРК RIM-2 Terrier средней дальности, предназначенный для защиты кораблей от крылатых ракет и бомбардировщиков-торпедоносцев.

ЗУР второго поколения

В конце 1950-х — начале 1960-х развитие реактивной военной авиации и крылатых ракет привело к широкому развитию ЗРК. Появление летательных аппаратов, двигающихся быстрее скорости звука, окончательно отодвинуло на второй план тяжелую ствольную зенитную артиллерию. В свою очередь, миниатюризация ядерных боевых частей позволила оснащать ими зенитные ракеты. Радиус поражения ядерного заряда эффективно компенсировал любую мыслимую ошибку наведения ракеты, позволяя поразить и разрушить самолёт противника даже при сильном промахе.

В 1958 году США приняли на вооружение первый в мире дальнобойный ЗРК MIM-14 Nike-Hercules. Являвшийся развитием MIM-3 Nike Ajax, комплекс имел гораздо большую дальность (до 140 км) и мог оснащаться ядерным зарядом W31[en] мощностью 2-40 кт. Массово развертываясь на основе инфраструктуры, созданной для предшествующего комплекса «Аякс», комплекс MIM-14 Nike-Hercules оставался наиболее эффективным ЗРК мира до 1967 года[источник не указан 2112 дней].

В это же время ВВС США разработали свой собственный, единственный сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс CIM-10 Bomarc. Ракета представляла собой де-факто беспилотный истребитель-перехватчик с прямоточным двигателем и активным самонаведением. К цели она выводилась с помощью сигналов системы наземных радаров и радиомаяков. Радиус эффективного действия «Бомарка» составлял, в зависимости от модификации, 450—800 км, что делало его наиболее дальнобойным зенитным комплексом, когда-либо созданным. «Бомарк» предназначался для эффективного прикрытия территорий Канады и США от пилотируемых бомбардировщиков и крылатых ракет, но в связи с бурным развитием баллистических ракет быстро утратил своё значение.

Советский Союз в 1957 году принял на вооружение свой первый массовый зенитно-ракетный комплекс С-75, примерно аналогичный по характеристикам MIM-3 Nike Ajax, но более мобильный и адаптированный для передового развертывания. Система С-75 производилась в больших количествах, став основой ПВО как территории страны, так и войск СССР. Комплекс наиболее широко за всю историю ЗРК поставлялся на экспорт, став основой систем ПВО более чем в 40 странах, успешно применялся в военных действиях во Вьетнаме.

Большие габариты советских ядерных боевых частей препятствовали вооружению ими зенитных ракет. Первый советский ЗРК большой дальности С-200, имевший радиус действия до 240 км и способный нести ядерный заряд, появился лишь в 1967 году. На протяжении 1970-х ЗРК С-200 являлся наиболее дальнобойной и эффективной системой ПВО в мире[источник не указан 2112 дней].

К началу 1960-х стало ясно, что существующие ЗРК имеют ряд тактических недостатков: низкая мобильность и неспособность поражать цели на малых высотах. Появление сверхзвуковых самолётов поля боя, подобных Су-7 и Republic F-105 Thunderchief, сделало обычную зенитную артиллерию недостаточно эффективным средством защиты.

В 1959—1962 годах были созданы первые зенитные ракетные комплексы, предназначенные для передового прикрытия войск и борьбы с низколетящими целями: американский MIM-23 Hawk 1959 года, и советский С-125 1961 года.

Активно развивались и системы ПВО военно-морского флота. В 1958 году ВМФ США впервые принял на вооружение дальнобойный морской ЗРК RIM-8 Talos. Ракета дальностью от 90 до 150 км предназначалась для противостояния массированным налётам морской ракетоносной авиации и могла нести ядерный заряд. Ввиду чрезвычайной стоимости и огромных габаритов комплекса он развертывался сравнительно ограниченно, в основном на перестроенных крейсерах времён Второй мировой (единственным специально построенным под «Талос» носителем стал атомный ракетный крейсер USS Long Beach).

Основным ЗРК ВМФ США оставался активно модернизируемый RIM-2 Terrier, возможности и дальность которого были сильно увеличены, включая создание модификаций ЗУР с ядерными боевыми частями. В 1958 году также был разработан ЗРК малого радиуса действия RIM-24 Tartar, предназначенный для вооружения небольших кораблей.

Программа разработки ЗРК для защиты советских кораблей от авиации была начата в 1955 году, к разработке предлагались ЗРК ближнего, среднего, большого радиуса действия и ЗРК непосредственной защиты корабля. Первым советским зенитным ракетным комплексом ВМФ, созданным в рамках этой программы, стал ЗРК ближнего действия M-1 «Волна», который появился в 1962 году. Комплекс представлял собой морскую версию ЗРК С-125, использовавшую те же ракеты.

Попытка СССР разработать более дальнобойный морской комплекс М-2 «Волхов» на базе С-75 оказалась безуспешной — несмотря на эффективность самой ракеты В-753, ограничения, вызванные значительными габаритами исходной ракеты, применением на маршевой ступени ЗУР жидкостного двигателя и низкой огневой производительности комплекса, привели к остановке развития этого проекта.

В начале 1960-х свои собственные морские ЗРК создала также Великобритания. Принятый на вооружение в 1961 году Sea Slug оказался недостаточно эффективным и к концу 1960-х ВМФ Великобритании разработал ему на смену значительно более совершенный ЗРК Sea Dart, способный поражать самолёты на расстоянии до 75—150 км. В это же время в Великобритании был создан первый в мире ЗРК ближней самообороны Sea Cat, активно поставлявшийся на экспорт ввиду своей высочайшей надёжности и сравнительно малых габаритов[источник не указан 2112 дней].

Эпоха твёрдого топлива

Развитие технологий высокоэнергетического смесевого твёрдого ракетного топлива в конце 1960-х годов позволило отказаться от применения на зенитных ракетах сложного в эксплуатации жидкого топлива и создать эффективные и обладающие большой дальностью полёта твердотопливные зенитные ракеты. Учитывая отсутствие необходимости в предпусковой заправке, такие ракеты могли храниться уже полностью готовыми к пуску и эффективно применяться по противнику, обеспечивая необходимую огневую производительность. Развитие же электроники позволило усовершенствовать системы наведения ракет и использовать новые головки самонаведения и неконтактные взрыватели для существенного повышения точности ЗУР.

Разработка зенитных ракетных систем нового поколения началась почти одновременно в США и СССР. Большое количество технических проблем, которые предстояло решить, привели к тому, что программы разработки существенно затянулись, и лишь в конце 1970-х новые ЗРК поступили на вооружение.

Первым принятым на вооружение наземным ЗРК, полностью удовлетворяющим требованиям третьего поколения, стал советский зенитно-ракетный комплекс C-300, разработанный и принятый на вооружение в 1978 году. Развивая линейку советских зенитных ракет, комплекс впервые в СССР использовал твёрдое топливо для ЗУР большой дальности и миномётный старт из транспортно-пускового контейнера, в котором ракета постоянно хранилась в герметичной инертной среде (азот), полностью готовая к старту. Отсутствие необходимости в длительной предстартовой подготовке существенно сокращало время реакции комплекса на воздушную угрозу. Также за счет этого существенно повысилась мобильность комплекса, уменьшилась его уязвимость для воздействия противника.

Аналогичный комплекс в США — MIM-104 Patriot, начал разрабатываться ещё в 1960-х, но из-за отсутствия чётких требований к комплексу и их регулярному изменению его разработка чрезвычайно затянулась и комплекс был принят на вооружение лишь в 1981 году. Предполагалось, что новый ЗРК должен будет заменить устаревшие комплексы MIM-14 Nike-Hercules и MIM-23 Hawk в качестве эффективного средства поражения целей как на больших, так и на малых высотах. При разработке комплекса с самого начала закладывалось применение как против аэродинамических, так и против баллистических целей, то есть предполагалось использовать его не только для ПВО, но и для ПРО театра военных действий.

Существенное развитие (особенно в СССР) получили ЗРК непосредственной защиты войск. Широкое развитие ударных вертолётов и управляемого тактического вооружения привели к необходимости насыщения войск зенитными комплексами на полковом и батальонном уровне. В период 1960-х — 1980-х годов на вооружение были приняты разнообразные мобильные системы войсковой ПВО, такие, как советские, 2К11 «Круг», 2К12 «Куб», 9К33 «Оса» американская MIM-72 Chaparral, британская Рапира.

В это же время появились и первые переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).

Развивались и морские ЗРК. Технически первым в мире ЗРК нового поколения стала разработанная в 1960-х годах и принятая на вооружение в 1967 году модернизация американских морских ЗРК в части применения ЗУР типа «Standard-1». Ракеты этого семейства предназначались для замены всей предшествующей линейки ракет военно-морских ЗРК США, так называемых «трёх T»: Talos, Terrier и Tartar — новыми, в высокой степени универсализированными ракетами, использующими существующие пусковые установки, средства хранения и системы боевого управления. Тем не менее, разработка систем хранения и пуска ЗУР из ТПК для ракет семейства «Standard» по ряду причин откладывалась и была завершена лишь в конце 1980-х с появлением ПУ Mk 41. Разработка универсальных установок вертикального пуска позволила существенно увеличить скорострельность и возможности системы.

В СССР в начале 1980-х на вооружение ВМФ был принят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф «Форт» — первый в мире морской комплекс дальнего действия с базированием ракет в ТПК, а не на балочных установках. Комплекс представлял собой морскую версию наземного комплекса С-300, и отличался очень высокой эффективностью, хорошей помехозащищённостью и наличием многоканального наведения, позволяющего одной РЛС наводить сразу несколько ракет на несколько целей. Тем не менее, из-за ряда конструкторских решений: вращающихся револьверных ПУ, тяжёлой многоканальной РЛС целеуказания, комплекс получился очень тяжёлым и крупногабаритным и подходил для размещения лишь на крупных кораблях.

В целом, в 1970—1980-е, развитие ЗРК шло по пути улучшения логистических характеристик ракет путём перехода на твёрдое топливо, хранение в ТПК и применение установок вертикального пуска, а также увеличение надёжности и помехозащищённости аппаратуры за счёт применения достижений микроэлектроники и унификации.

Современные ЗРК

Современное развитие ЗРК, начиная с 1990-х, в основном направлено на увеличение возможностей поражения высокоманевренных, низколетящих и малозаметных целей (выполненных по стелс-технологии). Большинство современных ЗРК проектируется также, с расчётом на, по крайней мере, ограниченные возможности по уничтожению ракет малой дальности.

Так, развитие американского ЗРК «Patriot» в новых модификациях, начиная с PAC-1 (англ. Patriot Advanced Capabilites), было в основном переориентировано на поражение баллистических, а не аэродинамических целей. Предполагая аксиомой военной кампании возможность достижения превосходства в воздухе на достаточно ранних стадиях конфликта, США и ряд других стран рассматривают как основного оппонента для ЗРК не пилотируемые самолёты, а крылатые и баллистические ракеты противника.

В СССР и позднее в России продолжалось развитие линейки зенитных ракет С-300. Был разработан ряд новых комплексов, включая принятую на вооружение в 2007 году ЗРС С-400. Основное внимание при их создании уделялось увеличению количества одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, совершенствованию способности поражать низколетящие и малозаметные цели. Военная доктрина РФ и ряда других государств отличается более комплексным подходом к ЗРК большой дальности, рассматривая их не как развитие зенитной артиллерии, но как самостоятельную часть военной машины, совместно с авиацией обеспечивающую завоевание и удержание господства в воздухе. Противоракетной обороне от баллистических ракет уделялось несколько меньше внимания, но в последнее время ситуация переменилась. Сейчас разрабатывается С-500.

Особое развитие получили военно-морские комплексы, среди которых на одном из первых мест стоит система оружия «Иджис» с ЗУР «Стандарт». Появление УВП Mk 41 с очень высоким темпом пуска ракет и высокой степенью универсальности за счёт возможности размещения в каждой ячейке УВП широкой гаммы управляемого оружия (включая все виды приспособленных для вертикального пуска ракет «Стандарт», ЗУР ближнего радиуса действия «Си Спарроу» и её дальнейшего развития — ESSM, противолодочной ракеты RUR-5 ASROC и крылатых ракет «Томагавк») способствовало широкому распространению комплекса. На данный момент ракеты «Стандарт» состоят на вооружении флотов семнадцати государств. Высокие динамические характеристики и универсальность комплекса способствовали разработке на его базе противоракет и противоспутникового оружия SM-3.

http-wikipediya.ru

Презентация ЗРК "Сосна" - Блог "Вестника ПВО"

Холдинг "Высокоточные комплексы" (входит в состав ГК "Ростех") на форуме «Армия-2018» впервые продемонстрировалпервый серийный зенитно-ракетный комплекс «Сосна». Новый мобильный комплекс успешно прошел госиспытания и должен сменить в ПВО Сухопутных войск ЗРК семейства "Стрела-10М".

Комплекс "Сосна" предназначен для защиты войсковых частей и подразделений от средств воздушного нападения, в том числе от высокоточного оружия, а также от авиационных средств разведки вероятного противника в любых формах боевых действий, в том числе на марше. Разработку этого комплекса осуществляет КБточмаш им. А.Э. Нудельмана, в котором были разработаны ЗРК ближнего действия "Стрела-1" и "Стрела-10М".1.

ЗРК «Сосна» обеспечивает поражение цели на дальности до 10 км и высоте до 5 км в любое время суток и в любых метеоусловиях. Комплекс оснащен 12 новейшими малогабаритными зенитными ракетами «Сосна-Р» и высокоточной помехозащищенной оптико-электронной системы управления (ОЭСУ).2.

Малые масса и габариты ракет позволяют ЗРК действовать без специальной транспортно-заряжающей машины. Вращающаяся часть комплекса выполнена в виде боевого отделения, которое может устанавливаться на различные транспортные средства грузоподъемностью выше 3,5 т. На форуме представлен вариант комплекса на шасси МТ-ЛБ.3.

«ЗРК «Сосна» может применяться как в автономном режиме, так и в составе подразделения. Ракетное вооружение обеспечивает эффективное поражение всех типов целей во всем диапазоне условий их боевого применения, в том числе может успешно применяться против беспилотников и высокоточного оружия противника», - сообщил индустриальный директор кластера вооружений Госкорпорации Ростех Сергей Абрамов.4.

В верхней части боевой машины расположен необитаемый боевой модуль, основным элементом которого является оптико-электронная система. На гиростабилизированной платформе ОЭС размещены прицельные тепловизионные и телевизионные каналы, лазерный дальномер и лазерно-лучевая система управления ЗУР.5.

В составе боевого модуля имеются 12 зенитных управляемых ракет "Сосна-Р" в транспортно-пусковых контейнерах.6.

По сравнению с ЗРК предыдущего поколения типа "Стрела-10М" вес ЗУР в ТПК уменьшен в два раза, что позволяет отказаться от транспортно-заряжающей машины, а перезарядку производить вручную двумя бойцами.7.8.9.

В правой носовой части боевой машины размещено место командира-оператора с монитором и пультом для управления и производства стрельбы. Слева - место механика-водителя.10.

Общее управление системами боевой машины осуществляется с помощью цифровой вычислительной системы. Работа комплекса полностью автоматизирована. Наведение ЗУР реализуется с помощью автоматического и полуавтоматического режимов.11.

В автоматическом режиме без участия оператора осуществляется отработка целеуказания, захват и сопровождение цели с оценкой зоны стрельбы и пуск ракеты. В полуавтоматическом режиме, используемом преимущественно в сложной помеховой обстановке, в указанные процессы возможно вмешательство оператора.12.

Основные моменты, характеризующие ЗРК "Сосна":- система управления ЗРК полностью автоматизирована;- реализован абсолютно пассивный режим обнаружения целей и наведения ракет, что обеспечивает скрытность боевого применения комплекса и, как следствие, его высокую живучесть;- высокая помехозащищенность и возможность стрельбы на марше на достаточно высоких скоростях;- независимость от шасси - гусеничный или колесный, отечественный или импортный определяется заказчиком, на который впоследствии устанавливается боевой модуль;- высокий экспортный потенциал - значительное число зарубежных вооруженных сил имеют до сих пор на вооружении устаревшие ЗРК семейства "Стрела-10М".13.14.15.

По материалам пресс-релизов ГК "Ростех", КБточмаш.

saidpvo.livejournal.com

ЗРК «Багульник» - неизвестный компонент ПВО

Развитие и модернизация вооруженных сил подразумевают создание новых образцов оружия и техники разных классов. В последние годы особое внимание уделяется развитию противовоздушной обороны, благодаря чему были разработаны и приняты на вооружение несколько новых образцов. Одной из новинок последнего времени стал зенитный ракетный комплекс «Багульник». О его принятии на вооружение было объявлено в начале октября этого года.

7 октября заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков рассказал представителям прессы о последних достижениях в области перевооружения армии. По его словам, за последние пять лет на вооружение было принято 137 новых образцов оружия и техники. Среди новейших разработок присутствуют и средства ПВО. Одними из главных новинок в этой области стали зенитные ракетные комплексы «Стрела-10МН» и «Багульник». При этом представитель военного ведомства не стал уточнять количество заказанной и поставленной техники этих типов.

По известным причинам, армия и промышленность далеко не всегда публикуют полную информацию о новых разработках, но часть любопытных сведений все же становится достоянием общественности. Характерным исключением из такого негласного правила стал проект зенитного ракетного комплекса «Багульник». Первые сведения о существовании этого проекта были опубликованы много лет назад, но подробные данные технического и иного характера в дальнейшем почти не публиковались. Впрочем, к настоящему времени удалось составить достаточно подробную картину.

ЗРК «Сосна» — главный результат ОКР «Багульник»

Из-за дефицита информации специалистам и любителям техники приходилось полагаться на различные отрывочные сведения и оценки. Как следствие, существовавшая ранее картина являлась далеко не полной, а также имела массу белых пятен. Более того, на данный момент официальная информация о проекте «Багульник» ограничена всего несколькими фактами: известно о его существовании, о преемственности с существующими образцами, о некоторых характеристиках, а также о недавнем принятии готовой техники на вооружение. Тем не менее, попробуем рассмотреть доступные сведения и попытаемся сделать некоторые выводы.

Первые упоминания об опытно-конструкторской работе под шифром «Багульник» относятся ко второй половине прошлого десятилетия. Еще в 2007 году в прессе указывалось наличие нового проекта под названием «Багульник», при помощи которого предполагалось обеспечить перевооружение войсковой ПВО. По данным того времени, этот ЗРК рассматривался в качестве замены для существующих систем «Стрела-10». Высказывались предположения о технических и боевых характеристиках комплекса.

Также утверждалось, что «Багульник» будет принят на вооружение уже в 2008 году. Дополнять эту систему в полковом звене должен был переносной ракетный комплекс «Верба». Как стало ясно позже, эти прогнозы не оправдали себя. И «Верба» и «Багульник» были приняты на вооружение лишь в последние годы – с заметным опозданием относительно даты, называвшейся десять лет назад.

Оптико-электронные средства «Сосны»

В 2007 году газета «Красная звезда» огласила важную информацию о новом проекте. По ее данным, в рамках проекта «Багульник» был разработан новый стрельбовой модуль с индексом ГРАУ 9П337. Это изделие предназначалось для использования в составе зенитного ракетного комплекса с шифром «Сосна». При этом, как следовало из опубликованной статьи, к этому времени на предприятии «Туламашзавод» был построен опытный образец модуля.

Позже появились некоторые подробности организационного и технического характера, изрядно дополнившие имеющуюся картину. В 2008 году в рамках одной из военно-научных конференций министерства обороны генерал-полковник Николай Фролов, в то время командовавший войсковой ПВО, огласил перспективы развития зенитных систем. По его словам, в обозримом будущем следовало провести двухэтапную модернизацию существующего ЗРК «Стрела-10М3».

Конечным результатом нового проекта должен был стать зенитный комплекс под названием «Багульник», оснащенный лазерной системой наведения управляемой ракетой. Имея новую систему управления, такой ЗРК должен был осуществлять перехват различных воздушных целей, в том числе авиационных средств поражения. Для поиска целей следовало использовать пассивную инфракрасную станцию кругового обзора, для поражения – малогабаритную управляемую ракету. Также были определены желаемые параметры зоны поражения: 14 км по радиусу и 9 км по высоте.

В течение нескольких следующих лет перспективный зенитный комплекс «Багульник» в официальных сообщениях не упоминался. При этом время от времени появлялись те или иные сведения или оценки. Как утверждалось, новая информация просачивалась по неофициальным каналам. Кроме того, имеющиеся сведения об этом проекте и других современных разработках служили основой для новых выводов.

Сведения о создании комплекса «Багульник» путем двухэтапной модернизации существующего ЗРК «Стрела-10М3» привели к появлению предположения о разработчике проекта. Считается, что комплекс нового типа должен был создаваться московским Конструкторским бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана. Следует отметить, что в официальных материалах и сообщениях этого предприятия проект «Багульник» не упоминался.

Боевая машина на полигоне

На протяжении последних лет перспективный ЗРК с шифром «Багульник» неоднократно становился темой обсуждений, и общественность совместными усилиями смогла сформировать наиболее логичный технической облик этого образца. Впрочем, проверить эти предположения до определенного времени не удавалось.

Сведения десятилетней давности о создании стрельбового модуля 9П337 раскрывают суть нового проекта. Из них следует, что под шифром «Багульник» скрывается не полноценный зенитный комплекс, но лишь один из его элементов. Все изделие в сборе, в свою очередь, носит название «Сосна». Этот комплекс появился не так давно, но уже успел получить определенную известность. Кроме того, как недавно напомнило руководство Минобороны, он должен попасть в войска.

Еще в 2007 году появилась информация о разработке в рамках ОКР «Багульник» стрельбового модуля с индексом 9П337. Облик этого изделия долгое время оставался неизвестным, хотя и были основания считать, что он мог быть похожим на модули существующих ЗРК. К настоящему времени промышленность и военные раскрыли облик комплекса «Сосна», что позволяет внимательно рассмотреть отдельные его элементы.

Стрельбовой модуль 9П337 для ЗРК «Сосна» выполнен в виде башенки сложной формы, монтируемой на погон корпуса машины-носителя. В передней части корпуса модуля имеются средства для монтажа крупного блока оптико-электронной аппаратуры. Ее предлагается использовать для поиска целей и наведения ракет. В походном положении оптика прикрывается подвижными крышками.

По бокам башни монтируются две пусковые установки, каждая из которых оснащена креплениями для шести транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Такие установки имеют собственные приводы вертикальной наводки. Предварительное наведение в горизонтальной плоскости производится поворотом всей башни.

В первых сообщениях о боевом модуле 9П337 «Багульник» упоминалась совместимость этого изделия с зенитными управляемыми ракетами 9М337. Вскоре специалисты и любители техники получили возможность определить перспективы такого изделия, принимая во внимание известные сведения о нем. Было известно, что эта ракета разрабатывалась для ЗРК «Сосна», однако старт такого проекта изначально был связан с программой модернизации ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска».

Согласно последним данным, зенитный комплекс «Сосна» использует ракеты иного типа. Для поражения целей предлагается использовать изделия 9М340, в определенной мере напоминающие предыдущие 9М337. При схожих габаритах и массе новые ракеты «Сосны» / «Багульника» используют тот же принцип наведения. Управление летящей ракетой осуществляется лазерным лучом, посылаемым блоком оптики машины-носителя. Приемные устройства находятся в хвосте ракеты, что защищает управляющий канал от радиоэлектронного или оптического подавления.

Применяя ракеты 9М340, комплекс «Сосна» может поражать цели на максимальной дальности 10 км и высотах до 5 км. Максимальная скорость цели – 900 км/ч. При этом реальные показатели дальности и высотности, а также конфигурация защищаемого пространства зависят от различных факторов, прежде всего от типа цели. Так, низкоскоростные цели можно эффективно перехватывать во всем диапазоне допустимых дальностей и высот.

По известным данным, оптико-электронные системы ЗРК «Сосна» пригодны для ведения наблюдения в любых метеоусловиях и в любое время суток. При благоприятных условиях они способны найти воздушную цель на дистанции до 30 км – далеко за пределами зоны поражения. В случае авиационных средств поражения и иных сложных малогабаритных целей дальность обнаружения сокращается до 8-10 км. Найденный объект может быть взят на автосопровождение с последующим пуском ракеты. Примененная система наведения требует сопровождать цель вплоть до момента попадания в цель.

Интересной возможностью системы «Сосна» является возможность работы по наземным целям. При помощи управления с использованием лазерного луча ракета может быть направлена на танк, иную боевую машину или какое-либо сооружение. Эффективность зенитной ракеты в такой роли прямо зависит от типа цели и использованной боевой части. Этот режим не является основным, но в определенной мере повышает потенциал зенитного комплекса.

Летом 2013 года промышленность построила и представила опытный образец нового ЗРК «Сосна». Первый показ этой машины состоялся в ходе военно-научной конференции, посвященной развитию противовоздушной обороны сухопутных войск. В дальнейшем сообщалось, что в 2014 году опытная техника успешно справилась с предварительными испытаниями. Примерно через год начался новый этап проверок. Несколько месяцев назад прототип «Сосны» отправился на государственные испытания, которые планировалось завершить не позднее 2018 года.

Еще в начале 2016 года отечественная пресса сообщала о скором принятии комплекса «Сосна» на вооружение сухопутных войск. Согласно последним данным, оглашенным руководством военного ведомства несколько недель назад, подобный вопрос уже решен. Система «Сосна» либо уже поступает в войска, либо начнет поставляться в самом ближайшем будущем. Подписан ли приказ о принятии ЗРК на вооружение – пока не уточнялось.

Развитие противовоздушной обороны сухопутных войск идет по нескольким основным путям. Один из них предусматривает использование исключительно оптико-электронных систем в сочетании с лазерными средствами управления ракетой. Новая аппаратура создавалась вместе со стрельбовым модулем «Багульник», а боевая машина в целом получила обозначение «Сосна». Использование разных названий в свое время приводило к путанице и определенным затруднениям, но позже было установлено реальное положение дел. Теперь же вооруженные силы смогут использовать все преимущества, заложенные в новых проектах «Багульник» и «Сосна».

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru