Опытная противотанковая пушка С-40 (СССР). Пушка с


устройство 57мм автоматической зенитной установки, зенитка проекта 1944 года, характеристики (ТТХ)

Для того чтобы поразить быстро летящую на высоте цель артиллерийским зенитным огнём, требуется насытить небо перед ней градом снарядов. Это возможно лишь применением зенитных автоматических орудий среднего и малого калибра.

Во время Второй Мировой войны на вооружение воюющих стран состояли малокалиберные автоматические пушки с магазинным питанием калибром до 40 мм. После войны резко выросла высота и скорость полёта летательных аппаратов. Требовалось новое, более эффективное зенитное орудие. Им и стала 57-мм зенитная автоматическая пушка С-60.

Содержание статьи

История создания и применения С-60

Проект С-60 появился в 1944 году, в ЦАКБ (Центральном артиллерийском конструкторском бюро) Грабина. Общее руководство осуществлял знаменитый в будущем конструктор МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия) и СЗА (среднекалиберная зенитная артиллерия) Лев Локтев.

Новая 57-мм пушка должна была заменить состоявшую на вооружении ПВО СА (противовоздушная оборона советской армии) 37-мм зенитную пушку 61-К, которая мало того что была довольно неудачной конструкции, физически и морально устарела и не отвечала требованиям предъявляемым современной МЗА.

В 1960 году, после испытаний 57-мм зенитная пушка АПЗ-57 была принята на вооружение под обозначением комплекса С-60. В состав комплекса входило зенитное орудие, установленное на буксируемой платформе, система управления огнем автоматического и полуавтоматического типа.

Боевое крещение С-60 прошла в Корее, в ходе боевых действий выявились значительные недостатки системы подачи боеприпасов, которые в срочном порядке были исправлены в КБ.

Модернизированные орудия этого типа состояли на вооружении СА, кроме того поставлялись во многие страны Варшавского договора и кроме того в страны режим которых поддерживал СССР.

Так эти СЗА приняли участие в боях во Вьетнаме, где прекрасно показали себя при заградительной стрельбе по реактивным самолетам противника. С-60 использовались в ходе арабо-израильских войн, стояли в ПВО Кубы, воевали в Южной Америке и Центральной Африке.

Последнее боевое применение комплекса С-60 в СА было зафиксировано в середине 80-х, дивизион 998 зенитно-артиллерийского полка 201 мсд оснащённый этими орудиями располагался под Кундузом и исполнял функции сторожевого охранения.

На настоящее время в составе полков ПВО Российской армии комплексов С-60 нет, но в заграничных странах они по-прежнему несут свою службу, но уже зачастую в качестве средства огневой поддержки, а не зенитной артиллерии.

Описание АЗП-57 комплекса С-60

Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счёт гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.

Ствол длиной 4850 мм для снижения мощности отката снабжался однокамерным дульным тормозом реактивного типа. Охлаждение воздушное, при нагреве ствола свыше 400 градусов по Цельсию, принудительное охлаждение, оборудование для которого входит в ЗИП пушки.

Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.

Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырёхколёсная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.

Для буксировки применяется армейский грузовой автомобиль(6х6) или артиллерийский тягач.

Вес комплекса составляет около 4,8 тонн в походном положении. Перевод системы из боевого положения в походное, по нормативам занимает 2 минуты.

Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:

  • автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
  • в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
  • индикаторная, вручную.

Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчёт орудия 6-8 человек.

ТТХ С-60 по сравнению с одноклассниками

ХарактеристикиС-6060 SAK M1950Bofors L70
ПроизводительСССРШвецияШвеция
Длина ствола, мм448034202800
Калибр, мм572х5740
Масса, кг480029003850
Скорострельность, выстр/мин120120 на ствол240
Дальность/досягаемость по высоте, м6000/50006000/50005000/3000
ТранспортбуксируемаяСЗАУСЗАУ

При отличных баллистических характеристиках С-60 тем не менее не могла поддерживать и защищать колонны на марше, ввиду того что это была буксируемая пушка. Для того чтобы перевести систему в боевой режим требовалось время на развёртывание орудий, развёртывания системы управления и подвоз боеприпасов.

В то время как уступающие по характеристикам артсистемы вероятного противника изначально находились на самоходном шасси, что значительно ускоряло время их боевого развёртывания. Это в итоге и привело к снятию с вооружения и передаче в резерв этих орудий.

Дистанция применения орудия по глубине составляло до 6 км, при бронебойном или осколочном снаряде это было довольно эффективное средство поражения лёгкой бронетехники и живой силы противника.

Масса 57 мм снаряда составляла около 2,8 кг, технический темп стрельбы около 60-70 выстрелов в минуту.

В дальнейшем эти орудия в строю заменили более совершенные и снабжённые собственной радиолокационной станцией наведения ЗАК (зенитный артиллерийский комплекс) «Шилка» и «Тунгуска». Эти машины могли сопровождать колонны на марше, кроме того обладали достаточной скорострельностью для борьбы с реактивными самолётами противника.

Попытки модернизации и варианты

Ввиду невозможности прикрытия колонн на марше была предпринята попытка установить ЗАК на шасси тяжёлой бронетехники. Так появился зенитно-артиллерийский комплекс ЗПУ-57-2. В качестве базы использовалось шасси танка Т-55А.

Вместо закрытой башни использовалась открытая сверху вращающая рубка, в которой разместили спарку пушек АЗП-57, с системой наведения, комплекс получил название С-68.

Боекомплект комплекса составлял 300 выстрелов, которые были размещены в обоймах на стеллажах боеукладки корпуса и башни. Исключение составляли 52 снаряда расположенные под поликом башни.

Морская модификация пушки получила название АК-725, она устанавливалась на катера и корабли Советского ВМФ в период с 1950 по 1962 год. Так например этим комплексом были вооружены БДК (большие десантные корабли) того периода, а также большая часть ракетных катеров. Основным отличием от сухопутного варианта было водяное охлаждение стволов орудия и размещение боекомплекта в ленте.

Последняя попытка модернизации неплохого, в общем-то, орудия была предпринята в 90-е годы. Был разработан необитаемый модуль для установки на бронетехнику АУ220М, но на вооружение этот модуль в настоящее время не принят, так как военные посчитали, что для их целей на БМП вполне хватает 30 мм автоматических пушек и 100 мм пусковых установок.

В Польше была выпущена «Umbrella-57», которая представляет собой орудие АЗП-57 на новой платформе с усовершенствованной системой наведения.

Несмотря на совершенствование средств защиты и нападения сейчас активно ищется применение для устаревших, но все ещё грозных артиллерийских комплексов, в том числе и С-60. В настоящее время активно исследуется возможность применения этих орудий для вооружения бронетехники и использования их для поражения наземных целей.

Также рассматривается вариант применения этих орудия для вооружения скрытых огневых точек типа «Горчака», использования СЗА для вооружения лёгких катеров и судов флота.

Видео

warbook.club

Опытная противотанковая пушка С-40 (СССР)

Немецкие пушки с коническим каналом ствола произвели впечатление на советских военных, и в ЦАКБ (КБ Грабина) и ОКБ-172 начались работы над отечественными противотанковыми пушками с коническим каналом ствола. На основе трофейной 75-мм пушки PaK 41 с цилиндроконическим стволом в ЦАКБ в 1946 году были начаты работы над 76/57-мм полковой противотанковой пушкой С-40 с цилиндроконическим стволом.

Ствол С-40 имел калибр у казенной части 76,2 мм, а у дульной - 57 мм. Полная длина ствола составляла около 5,4 м. Камора была позаимствована у 85-ммзенитной пушки образца 1939 года. За каморой шла коническая нарезная часть калибра 76,2 мм длиной 3264 мм с 32 нарезами постоянной крутизны в 22 калибра. На дульную часть трубы была навинчена насадка с цилиндроконическим каналом. Вес системы составлял 1824 кг, скорострельность - до 20 выстр./мин, а начальная скорость 2,45-кг бронебойного снаряда составляла 1332 м/с. По нормали на дистанции 1000 м снаряд пробивал 230-мм броню, для такого калибра и веса пушки это был фантастический рекорд! Опытный образец пушки С-40 прошел заводские и полигонные испытания в 1947 году. Но на вооружение С-40 так и не поступила. Аргументы оппонентов прежние: технологическая сложность изготовления ствола, низкая живучесть, а также малая эффективность осколочного снаряда.

P.S. Также, что называется, по немецким следам, в СССР велись работы по зенитным орудиям с коническим стволом.

В августе 1943 года немецкая фирма «Рейнметалл» изготовил 15-см зенитное орудие GerКt 65F с коническим стволом и снарядом со стреловидным оперением. Снаряд со скоростью 1200 м/с позволял доставать цели на высоте 18 000 км, куда он летел 25 секунд. Однако живучесть ствола в 86 выстрелов поставила крест на карьере этой чудо-пушке. Документация на зенитные установки с коническим стволом попала в Артиллерийско-минометную группу Министерства вооружения СССР, и в 1947 году на заводе № 8 в Свердловске были созданы опытные советские образцы зенитных орудий с коническим каналом. Снаряд 85/57-мм пушки КС-29 имел начальную скорость 1500 м/с, а снаряд 103/76-мм пушки КС-24 – 1300 м/с. Для них были созданы оригинальные боеприпасы (засекреченные до сих пор).

автор: А.Райгородецкий

www.dogswar.ru

210-мм пушка С-72 / 305-мм гаубица С-73 (СССР)

Красная армия в годы Великой Отечественной войны практически не имела современной артиллерии особой мощности. Поэтому уже в 1945 г. в ЦАКБе была начата разработка орудий особой мощности. В.Г.Грабин счёл целесообразным создать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. В 1945 г. этот дуплекс получил шифр Н6.565. Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в двух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трёх повозках.

В 1945 г. возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 г. эта мортира не попала. Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод.

 

Питание электродвигателей системы производилось от генератора постоянного тока мощностью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения». Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом производилось с помощью специального механизма, имевшего электропривод. Заряжание пушки снарядом производилось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную. Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом производилось с помощью зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего сошника лобового бруса. Переход из походного положения в боевое и обратно производился с помощью автоматического крана грузоподъёмностью 20 т.

 

В начале 1950-х гг. орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу - С-73. В 1954 г. 280-мм пушке-гаубице, которую предполагалось установить на лафете дуплекса, присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 г. Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 г. «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 г. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы - С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.

 

280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного - 525 м/с и 19,2 км.

 

Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены заводские испытания опытного образца 305-мм гаубицы С-73. По результатам заводских испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку. Стрельбы из гаубиц производились с 26 марта по 7 декабря 1956 г., а также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, нагретый до температуры 40°С). При стрельбе подъём снаряда производился с помощью крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную с помощью досылателя. Подача заряда в камору осуществлялось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в ходе которой использовали механизм заряжания.

 

Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость... «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе... Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.

 

По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью кране легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком! Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 - это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности! Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» - 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Но всё это было напрасно - ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руководство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.

www.dogswar.ru

130-мм пушка С-69 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тип Страна История производства Конструктор Разработан Производитель Варианты Характеристики Масса, кг Скорость возки по шоссе, км/ч Длина ствола, мм Калибр, мм Угол возвышения Угол поворота Максимальнаядальность, м
130-мм пушка С-69
буксируемая пушка
ЦАКБ
с 1945 по 1949
ЦАКБ
С-69, С-70
7500(8050 на марше)
до 45
6545
130
-3..+45
-25..+25
27 000

130-мм пушка С-69 — советская опытная буксируемая пушка корпусной артиллерии периода 1950-х годов. Была создана в Центральном артиллерийском конструкторском бюро.

История создания

В 1945 году в ЦАКБ параллельно с конструкторским бюро Пермского завода имени Ленина были начаты работы по созданию корпусного дуплекса, состоявшего из 130-мм пушки для замены 122-мм пушки обр. 1931/37 гг и 152-мм пушки или гаубицы для замены 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. В ЦАКБ 130-мм пушка получила обозначение С-69, а 152-мм гаубица С-69-1. 6 сентября 1948 года образец №1 пушки С-69 поступил на испытания. С июня по июль 1948 года на артиллерийском полигоне пушка С-69 проходила сравнительные испытания со 130-мм пушкой М-46. В общей сложности, испытания С-69 продолжались до 29 января 1949 года. По результатам испытаний, дуплекс С-69 и С-69-1 на вооружение принят не был[1].

Видео по теме

Описание конструкции

130-мм пушка С-69 имела свободный ствол с кожухом и казёнником. На дульном срезе устанавливался однокамерный сетчатый дульный тормоз с эффективностью 45 %. Ствольная группа устанавливалась на стальную люльку цилиндрической формы с боковыми продольными окнами. Штоки противооткатных устройств закреплялись на приливе в передней части люльки. Противооткатные устройства представляли собой гидравлический тормоз отката с пневматическим накатником. При углах вертикального наведения 35..40° откат орудия составлял 800 мм, при низких углах (от -3 до 20°) длина отката увеличивалась до 1200 мм. Слева от люльки крепился механизм вертикального наведения секторного типа. На нижнем станке устанавливался винтовой толкающий механизм горизонтального наведения. Нижний станок состоял из лобовой коробки с торсионным механизмом подрессоривания и раздвижных станин. При буксировке ствол орудия оттягивался назад на 1200-мм. На марше к орудию цеплялся двухколёсный орудийный передок[1].

Применяемые боеприпасы

Заряжание 130-мм пушки С-69 раздельно-гильзовое, баллистика была унифицирована со 130-мм корабельной пушкой Б-13 (с глубокой нарезкой), поэтому могла применять все типы её боеприпасов. Кроме того, были вновь разработаны осколочно-фугасный снаряд массой 33,3 кг и бронебойный снаряд массой 33,4 кг[1].

Номенклатура боеприпасов[1][2]
Индекс выстрела Индекс снаряда Масса снаряда, кг Масса , кг Длина снаряда, мм Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,м/с Максимальная дальность стрельбы, км
Бронебойные
Вновь разработанный 33,4 900
Полубронебойные
Черт. 2-918А А3-ПБ-46 33,4 1,67 630 2МР, 2МР3, 4МР3 900 27
Черт. 2-02138 А3-ПБ-46А 33,5 2,35 653 МР, МР3 900 27
Зенитные
Черт. 2-02740 А3-ЗС-46 33,4 2,64 653 ВМ-16 900 22,314
Черт. 2-057456 А3-ЗС-46Р 33,8 2,12 631,8 Изд. 62
Осколочно-фугасные
Черт. 2-05339 А3-ОФ-46 33,4 3,58 675 РГМ, РГМ-6, В-429 900 27
Черт. 2-05340 А3-ОФ-46 33,4 3,65 679 РГМ, В-429 900 27
Черт. 2-02742 А3-ОФУ-46 34,17 2,7 656 РГМ, РГМ-6, В-429 900 27
Вновь разработанный 33,3 900 27
Фугасные
Черт. 2-01641 А3-Ф-46 33,4 2,71 643 2МР 900 27
Осветительные
Черт. 2-07339 А3-СБ-46 34,5 0,03 640 МТ-6 675
Черт. 2-019652 А3-СП-46 25,8 0,03 512 ТМ-16
Противорадиолокационные
А3-РП-42/46 ТМ-16Л

Модификации

Самодвижущийся вариант

В 1947 году на базе пушки С-69 был спроектирован её самодвижущийся вариант, однако дальнейшего развития это направление работ не получило[1].

130-мм танковая пушка C-70

На базе буксируемой пушки С-69 в ЦАКБ был разработан её танковый вариант для установки в тяжёлый танк ИС-7. Пушка имела массу в 4255 кг. Для удаления пороховых газов из боевого отделения на стволе орудия устанавливался эжектор и была внедрена продувка ствола сжатым воздухом[3].

Таблица бронепробиваемости для С-69 и С-70[1]
Угол наклона, град \ Расстояние, м 200 500 1000 1500 2000
0 222 217 207 197 188
60 180 177 169 153 153
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.

130-мм пушка C-70А

130-мм пушка С-70А, представляла собой вариант пушки С-70 для установки в тяжёлую САУ Объект 263. В отличие от С-70 пушка С-70А имела более эффективный дульный тормоз и утяжелённый казённик для лучшего уравновешивания системы, кроме того, максимальный угол вертикального наведения был увеличен до 30°[4][5].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. // Библиотека военной истории / Под ред. Тараса А. Е.. — Минск: Харвест, 2000. — С. 696—698. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  2. ↑ Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. // Библиотека военной истории / Под ред. Тараса А. Е.. — Минск: Харвест, 2000. — С. 946—947. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  3. ↑ Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра.... — М.: Техинформ, 2008. — № 09. — С. 48—49. — ISSN 1682-7597.
  4. ↑ Проект 130-мм тяжёлой самоходной артиллерийской установки «Объект 263» // Карпенко А. В. Бастион : Военно-технический сборник. — Санкт-Петербург. — Вып. Часть 3. Тяжёлые самоходные артиллерийские установки. — № 8. — С. 39—40. — ISSN 1609-557X.
  5. ↑ Широкорад А. Б. Пушка для самого тяжёлого танка // Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия Грабина / Под ред. Харизонова Т.И. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 248. — 429 p. — 5000 экз. — ISBN 5-17-019107-3.

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. // Библиотека военной истории / Под ред. Тараса А. Е.. — Минск: Харвест, 2000. — С. 696—698, 946—947. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  • Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра.... — М.: Техинформ, 2008. — № 09. — С. 48—49. — ISSN 1682-7597.

wikipedia.green

С-60 — 57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка обр. 1950 г.

«Советская 57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка С-60. История создания и особенности конструкции.»

История создания 57-мм зенитной пушки С-60

57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка обр. 1950 г. С-60, была разработана в КБ Л. К. Локтева и поступила на вооружение Советской Армии в начале 1950-х годов взамен 37-мм буксируемой зенитной пушки обр. 1939 г.

Пушка предназначена для уничтожения воздушных целей на высоте до 6000 м (с применением артиллерийского вычислителя ПУАЗО) или 5500 м (при использовании полуавтоматического зенитного прицела), а также наземных, в том числе бронированных, целей на дальности до 12 000 м. В настоящее время для наведения и корректировки огня, для этих целей применяются интегрированные радиолокационно-вычислительные комплексы, по типу комплекса ВАЗА.

Пушка С-60 применяется в составе батареи. Для уничтожения воздушных целей используются унитарные выстрелы с осколочными трассирующими снарядами ОР-281 и 0Р-281У, а для уничтожения наземных бронированных целей — унитарные выстрелы с бронебойными трассирующими снарядами БР-281 и БР-281У. Осколочные снаряды оснащаются расположенным в боевой части взрывателем с самоликвидатором.

57-мм буксируемая зенитная автоматическая пушка С-60 обр. 1950 г.

Штатным тягачом пушки С-60 может быть автомобиль с колесной формулой 6х6: (ЗИЛ-151, «Урал-375Д» и др.) или артиллерийский тягач.

Кроме государств бывшего Советского Союза она состоит на вооружении армий более 35 стран, в том числе бывшего Варшавского договора, а также Алжира, Китая, Кубы, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Ливии и бывшей Югославии. Орудие производилось в СССР, а также по лицензии в Польше и Китае (Тип 59).

Конструкция 57-мм зенитной пушки С-60

Зенитная пушка С-60 является автоматическим оружием, действующим по принципу короткого отката ствола, запираемого с помощью поворота затвора. Ствол с нарезным каналом заканчивается однокамерным многооконным дульным тормозом.

На стволе установлен накатник пружинного типа. В орудии применяются поршнево-винтовой затвор, двигающийся вдоль оси пушки (перед первым выстрелом он открывается вручную), люлька цилиндрического типа, два пружинных уравновешивающих механизма буксирного типа, гидравлический шпиндельный тормоз отката с выравнивателем объема жидкости, полуавтоматический прицел векторного типа, щитовое прикрытие, четырехколесное шасси, подвешенное на рессорах опорных катков, а также верхний станок лафета с платформой, на которой расположены сиденья для трех дежурных.

На люльке расположен спусковой механизм, состоящий из автоматического и ножного спусков, а также механизм отвода затвора вручную. Пушка оснащена оборудованием для охлаждения ствола (после производства очереди из 40—50 выстрелов), принцип работы которого, основан на перекачивании жидкости через канал ствола.

C-60 приспособленная на шасси грузовика «Урал». Авторы занятной самоделки — сирийская арабская армия

Наведение орудия в обеих плоскостях производится с помощью электрического привода или вручную. Причем во время наведения вручную подъемный механизм имеет одну скорость наведения, а поворотный — две. Подъемный механизм установлен на платформе с левой стороны пушки, а поворотный механизм — с правой.

Питание С-6О происходит из обойм емкостью 4 выстрела, которыми вручную снаряжается магазин боеприпасов, расположенный с левой стороны люльки орудия.

В боевом положении орудие опирается на четыре винтовых подъемника (по одному с каждой стороны орудия), расположенных на откидных плечах, причем в случае необходимости из него можно вести стрельбу и из походного положения.

Модернизация зенитной пушки С-60

В 1990-х годах Научно-производственный центр профессиональной электроники Radwar S.A. (Польша) провел модернизацию пушек С-60 для их использования в зенитном артиллерийском комплексе «Амбрэлла-57», взаимодействующем с радаром N-22 для обнаружения низколетящих целей. Он состоит из батареи из четырех пушек С-6ОМ, машины управления огнем WD-95, монокуляра для производства наблюдения TZKM, а также полевого генератора PAD-20.

Пушки С-60М оснащены новой системой электроприводов и цифровыми системами для взаимодействия с машиной управления огнем, поэтому они могут наводиться на цель автоматически или полуавтоматически, а также вручную (аварийно). Машина управления огнем WD-95 обеспечивает прием и изображение получаемой от радара информации о ситуации в воздухе, обнаружение и слежение за целями с помощью телевизионной камеры или FLIR (до 10 км), выбор цели для уничтожения, автоматическое наведение каждой пушки, прием информации о координатах цели от монокуляра TZKM, главной задачей которого является поиск и слежение за целями.

С-60 на ближнем востоке — где-то музейный экспонат, а где-то, все ещё воюет

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

130-мм нарезная танковая пушка С-70 (СССР)

130-мм нарезная танковая пушка С-70 являлась опытным образцом пушки, разрабатывавшейся для тяжелого танка ИС-7. Пушка была спроектирована и изготовлена в 1947-1948 гг. НИИ АВ Министерства вооружения по заданию и ТТТ артиллерийского комитета ГАУ. В апреле-мае 1948 г. были проведены заводские, а в июне-июле того же года - полигонные испытания двух опытных образцов пушки. В конструкции пушки были предусмотрены: механизм заряжания, устройство продувки канала ствола после выстрела, усовершенствованный механизм наводки в вертикальной плоскости, сравнительно небольшая сила сопротивления откату, обеспечивавшая устойчивость танка.

Труба ствола-моноблока соединялась с казенником с помощью муфты. На дульной части ствола, имевшего длину 7440 мм (57,2 клб.), был установлен дульный однокамерный сетчатый тормоз. Пушка имела клиновой полуавтоматический затвор вертикального перемещения с электрозапальным, электромеханическим и механическим (дублирующим) спусковыми механизмами. Спусковой механизм располагался на левом щитке ограждения пушки. Подача электрического импульса к электрозапалу гальваноударной капсюльной втулки заряда и на электромагнит спускового механизма для механического разбивания гальваноударной капсюльной втулки осуществлялась при нажатии на клавишу, находившуюся на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Для производства выстрела механическим (ручным) спуском наводчику необходимо было нажать на спусковой рычаг. В устройстве продувки канала ствола после выстрела имелась система рычагов и трубок, обеспечивавших подвод и дозировку количества подводимого к каналу ствола воздуха из баллонов со сжатым воздухом. Расход воздуха на продувку ствола после каждого выстрела составлял 64 л.

 

На литой обойменного типа люльке были смонтированы все узлы качающейся части пушки, прицел, а также спаренные с пушкой пулеметы: 14,5-мм КПВ и два 7,62-мм РП-46. Масса качающейся части пушки с бронировкой равнялась 4756 кг, без бронировки - 4255 кг. Торможение отката ствола при стрельбе осуществлялось двумя гидравлическими тормозами отката. Цилиндры тормозов отката располагались в отверстиях в казеннике вверху слева и внизу справа. Штоки тормоза отката были закреплены в кронштейнах люльки. Цилиндры двух гидропневматических накатников располагались в отверстиях в казеннике вверху справа и внизу слева. Длина отката составляла 500-512 мм. Подъемный механизм секторного типа со сдающим (фрикционным) звеном имел независимые ручной и электромоторный приводы и обеспечивал паводку пушки по вертикали в диапазоне углов от +15° до -3°32'. Для прямой наводки применялись телескопический шарнирный прицел TШ-46B или танковый перископический прицел ТП-47А.

 

Стрельба из пушки могла вестись выстрелами раздельного заряжания с бронебойными или осколочно-фугасными снарядами. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м бронебойным снарядом была равна 1100 м. Бронебойный снаряд имевший массу 33,4 кг и начальную скорость 900 м/с, пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 230 мм с дистанции 1000 м.

www.dogswar.ru

Опытный артиллерийский дуплекс (пушка + гаубица) С-72 / С-73 (Н6.565) (СССР. 1945-1957 год)

Советская армия в годы Второй Мировой Войны имела весьма небольшое количество современной артиллерии особой мощности. Поэтому уже в 1945 году в ЦАКБ была начата разработка орудий особой мощности. Василий Гаврилович Грабин счёл целесообразным создать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. Этот дуплекс получил шифр Н6.565. Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в двух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трёх повозках. В конце 1945 года возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 года эта мортира не попала ...

Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод. Питание электродвигателей системы производилось от генератора постоянного тока мощностью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения». Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом производилось с помощью специального механизма, имевшего электропривод. Заряжание пушки снарядом производилось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную. Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом производилось с помощью зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего сошника лобового бруса. Переход из походного положения в боевое и обратно производился с помощью автоматического крана грузоподъёмностью 20 т.

В начале 1950-х годов орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу - С-73. В 1954 году решили создать новую 280-мм пушку-гаубицу, которую предполагалось установить на лафете дуплекса и ей присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 года Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 год «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 года. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы - С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.

280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного - 525 м/с и 19,2 км.

Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены заводские испытания опытного образца 305-мм гаубицы С-73. По результатам заводских испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку. Стрельбы из гаубиц производились с 26 марта по 7 декабря 1956 г., а также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, нагретый до температуры 40°С). При стрельбе подъём снаряда производился с помощью крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную с помощью досылателя. Подача заряда в камору осуществлялось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в ходе которой использовали механизм заряжания.

Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость... «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе... Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.

По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью кране легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком! Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 - это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности! Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» - 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Но всё это было напрасно - ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руководство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.

Источник - А.Б.Широкорад "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина".

raigap.livejournal.com