Советские авиационные боеприпасы. Пушка нс 23


23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-23

 

Разработанная перед войной советская 23-мм авиапушка ВЯ была, пожалуй, лучшей в своем классе – мощная, скорострельная, безотказная, достаточно легкая и технологичная. Она стала основой вооружения самого массового самолета всех времен – штурмовика Ил-2. Однако, при всех своих качествах она имела слишком большое усилие отдачи. Дело в том, в предвоенные годы разработанный новый унитарный патрон 23х152В, используемый в пушке ВЯ, оказался черезчур мощным. В попытке создать унифицированную артсистему, одинаково пригодную как для наступательного оружия истребителей, так и для штурмовиков, никто из руководства НКАП и АУ не задумался об обратной стороне могущества боеприпаса – неизбежной отдаче, воздействующей на конструкцию планера самолета, куда должна была быть установлена пушка. А, между тем, усилие отдачи пушки ВЯ достигало по разным данным от 2.5 до 4 тонн. Очень и очень существенно для конструкций конца 30-х, начала 40-х годов.  В результате попытки установить пушку ВЯ в развале цилиндров двигателей истребителей не были успешны, нося лишь экспериментальный характер.

Уже в ходе войны стало очевидным, что отечественная истребительная авиация осталась недовооруженной. Основу наступательного вооружения наших Яков и Ла составляла хоть и скорострельная, но исключительно тяжелая пушка ШВАК стрелявшая весьма слабыми патронами. Запущенная уже во время войны программа создания более совершенной 20-мм пушки, решала задачу лишь отчасти – разрабатывать новый более мощный 20-мм патрон в условиях военного времени было немыслимо, поэтому конкурсные работы по новым 20-мм системам не решали вопроса мощности вооружения, предполагая использование того же слабого ШВАК-овского боеприпаса.

В этой связи в начале 1943 года в ОКБ-16, которое после гибели Я.Г. Таубина возглавил его давний коллега и сподвижник Александр Эммануилович Нудельман, были предприняты ряд работ по созданию новой более мощной авиационной системы. Надо сказать, что подход к вопросу, хотя и носил характер своего рода импровизации военного времени, в итоге получился весьма успешным.

Как уже отмечалось выше, организация производство принципиально нового боеприпаса в условиях военной экономики было делом чрезвычайно сложным и дорогостоящим. Это десятки единиц штамповой оснастки, объединенной в автоматическую линию. Мало того, что эта оснастка требует длительной отладки, полученный патрон надо еще заставить безотказно работать в разработанной под него новой автоматики артсистемы. Предвидя эти трудности, коллектив ОКБ-16 пошел по простому пути, совместив отработанную в промышленности гильзу мощного патрона от противотанкового ружья 14.5х114 с 23-мм снарядом от патрона ВЯ, для чего горловина 14.5-мм гильзы была просто увеличена в диаметре введением в технологическую линию готовых штампов дополнительной операции раздачи. Получившийся боеприпас, известный как 23х115 мм, сохранял отличную баллистику снаряда ВЯ при большой разрушительной силе, но при этом сравнительно небольшой для такого калибра пороховой заряд позволял получить умеренные параметры по отдаче потенциального оружия, разрабатываемого под этот патрон.

Параллельно с разработкой боеприпаса в ОКБ-16 была начата работа над авиационной пушкой, имевшей заводское обозначение «115П». Главным конструктором орудия стал заместитель А.Э. Нудельмана талантливый конструктор-самоучка  Александр Степанович Суранов. В группу разработчиков также вошли  Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин.

Пушка «115П» повторяла конструкцию разработанной перед этим 37-мм пушки НС-37, пропорционально уменьшенной в габаритах, в свою очередь, концептуально являвшейся доработанной конструкцией предвоенных работ Г.Я. Таубина, прежде всего 23-мм пушки ПТБ-23.

Автоматика орудия работала на основе короткого (90 мм) отката ствола, запирание патронника осуществлялось поворотом затвора. Зарядка электропневматическая, для чего использовались два пневмоцилиндра. Первый – двигал назад затвор, сжимая возвратную пружину, второй сжимал пружину приемника. Оба цилиндра включались одновременно через электромагнитный клапан.

Гашение отдачи затвора осуществлялось пружинно-гидравлическим буфером. Для повышения технической скорострельности применялся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы - при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи рассыпной металлической ленты только с левой стороны. 

Отработанная на предыдущем проекте 37-мм пушки НС-37 конструкция, позволила А.С. Суранову при разработке 23-мм пушки «115П» избежать длительного процесса проб и ошибок. Пушка получилась весьма компактной и легкой для своего класса – масса тела орудия составляла всего 37 кг при длине менее 2 метров, шириной 165 мм и высотой 256 мм. Ствол длиной 1450 мм и массой 13.2 кг имел 10 правосторонних нарезов глубиной 0.35 мм и шириной 4.825 мм. Угол подъема витков 5 град. 12’. Умеренная мощность снаряда явилось следствием относительно невысоких характеристик орудия – начальная скорость снаряда около 690 м/с. Темп стрельбы изначально достигавший 700 выстр/мин ради надежности был искусственно ограничен величиной 600 выстр\мин.

Наземные государственные испытания пушки проходили в период с ноября 1943 года по май 1944-го уже под обозначением НС-23 – Нудельман-Суранов, 23-мм.  Параллельно ей проходили сравнительные испытания аналогичные системы конкурирующих КБ – 23-мм авиапушка С.В. Владимирова В-23, разработанная в ОКБ-2 как увеличенный вариант 14.5-мм пулемета КПВ, а также разработка ОКБ-15 Ш-23 Б.Г.Шпитального. Однако, по комплексу характеристик конкурирующие разработки значительно уступали изделию ОКБ-14, к тому же отставали по срокам доводки.

23-мм пушка НС-23

  4 мая 1944 года завершились наземные испытания пушки НС-23, а 7 июня 1944 года были завершены и летные испытания пушки, установленной в моторном исполнении на истребителе Як-9УТ. После чего 10 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение с организацией производства на заводе №2 в Коврове.

До конца 1944 года было выпущено около 300 пушек, в 1945-м еще 600 штук. Первоначальная версия пушки предполагала лишь крыльевое и моторное исполнение. Под обозначением НС-23КМ ее «примеряли» для вооружения штурмовиков Ил-8 и Ил-10.

Повоевать новой пушке на фронтах 2-й Мировой практически не довелось, лишь весной 1945 несколько попавших на фронт истребителей Як-9УТ, вооруженных моторпушкой НС-23 и парой синхронных Б-20 успели поучаствовать в завершающих боях... Но впереди была война в Корее, где пушка НС-23 приняла самое активное участие. В 1946 году под новые истребители Лавочкина была разработана синхронная версия пушки НС-23С. На тот момент главный разработчик А.С. Суранов покинул коллектив ОКБ-14 и доработкой пушки занимался занявший место заместителя Нудельмана другой талантливый оружейник Арон Абрамович Рихтер.

Синхронные пушки НС-23 на истребителе Ла-9

Вскоре синхронные версии НС-23 стали поступать в войска, став основой вооружения последних советских поршневых истребителей Ла-9 и Ла-11 по 4 и 3 штуки соответственно.

Пушками НС-23 в первые послевоенные годы вооружали практически все новые отечественные реактивные самолеты первого поколения – МиГ-9, Як-15, первые серии МиГ-15, большое количество опытных машин. Четыре крыльевых НС-23 с боекомплектом по 150 выстрелов стали основой вооружения штурмовиков Ил-10 и Ил-10М. Под истребители Як-17 выпускались пушки НС-23КМ с удлиненным стволом. В качестве оборонительного вооружения пушки НС-23 почти не применялись. Лишь опытный бомбардировщик Ил-22 имел кормовую одинарную установку с пушкой НС-23.

Послевоенное производство пушек НС-23 постоянно наращивалось. В 1946 году завод №2 выпустил 530 штук, в 1947 – 5993, в 1948 – 7798; 1949 - 2952; в 1950 – 4298. С 1951 года производство пушек НС-23 велось на Тульском заводе № 535, где было изготовлено еще 6000 пушек: в 1951-м – 3584, в 1952 – 395, в 1953-м  еще 2021 штук, после чего производство было завершено.

Не смотря на высокую надежность и хорошие эксплуатационные качества пушки НС-23, безотказно работавшие в любых температурных режимах и из любого положения, они все же обладали рядом недостатков, главным образом, недостаточной по меркам послевоенного времени темпом стрельбы. Отдача пушки, хотя и была значительно ниже пушек ВЯ, составляя около 1.5 тонн, все же была высока. В этой связи в 1947 году была предпринята работа по усовершенствованию системы.

Проект модернизации пушки возглавил Арон Абрамович Рихтер, занявший пост заместителя   главного конструктора ОКБ-16 вместо покинувшего этот пост А.С. Суранова. Итогом работ явилась доработанная система, получившая обозначение НР-23 (Нудельман-Рихтер).

23-мм авиапушка НР-23

Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер, более эффективный, чем комбинированный пружинно-гидравлический. Возвратная пружина, располагавшаяся на НС-23 открыто вокруг ствола, на НР-23 была упрятана под кожух. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс. пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18 572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

Боеприпасы 23х115 мм к пушкам НС-23 и НР-23, унифицированы по снарядам с патронами 23х152В от пушек ВЯ и включали в себя те же сколочно-зажигательно-трассирующие, бронебойно-зажигательные и практические снаряды аналогичными по массе,  наполнению ВВ и маркировке. Общая масса снаряда составляла 340 грамм, масса порохового заряда 33 грамма.

 

Модификация

НС-23

НР-23

Калибр, мм

23

Тип автоматики

Короткий откат ствола

Масса тела орудия, кг

37

39

Масса орудия с пневмосистемой зарядки

54.9

57.1

Масса ствола

13.1

13.1

Длина, мм

1985

2018

Длина ствола, мм

1450

1450

Темп стрельбы, выстр/мин

600

800-950

Начальная скорость снаряда, м/с

690

Емкость магазина

Лента

Масса снаряда, г.

200

Тип боеприпаса

23x115

 

 

Источники:

Сергей Монетчиков журнал "Братишка", 03-2004;

 

Александр Попов, 23-мм боеприпасы;

 

Кирилл Рябов, Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм 

 

 

 

 

alternathistory.com

НС-23 (23-мм) — War Thunder Wiki

Пушка НС-23 в американском музее ВВС

Описание

НС-23 (сокр. Нудельман-Суранов) — советская авиационная пушка калибра 23 мм. Была создана группой инженеров Опытно-конструкторского бюро №16 (А. Э. Нудельман, А. Суранов, Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин) в конце 1943 года. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Машины оснащающиеся этим вооружением

НС-23К:

Основные характеристики

  • Калибр: 23×115 мм
  • Темп стрельбы: 600 выстрелов/мин
  • Начальная скорость снаряда: 700 м/с
  • Вес секундного залпа: 1,98 кг
  • Боезапас: 60-150 патронов (в зависимости от модели самолета)
Общий вид авиапушек НС-23 с патронными коробками (на примере Ла-9)

При скорострельности около 600 выстрелов в минуту (около 900 у НР-23) орудие НС-23 обеспечивает начальную скорость снаряда на уровне 700 м/с (при 900 м/с у ВЯ-23). Уступает в весе секундного залпа пушке НР-23 (которая выдает 2.96 кг/с) и имеет равное значение с ВЯ-23 - 1,98 кг/с.

Состав лент

В игре представлены следующие виды снарядов:

  • ОЗТ — осколочно-зажигательный трассирующий снаряд.
  • БЗ — бронебойный зажигательный снаряд.

Стандартная лента включает в себя БЗ-ОЗТ снаряды. Для поражения бронированных целей используется чередование ОЗТ-БЗ-БЗ-БЗ снарядов. Против воздушных целей - сочетание ОЗТ-ОЗТ-ОЗТ-БЗ. Лента скрытной атаки состоит только из БЗ снарядов.

Шаблон:Авиапушки КК

Применение в бою

Наиболее эффективной лентой является вариант для борьбы с воздушными целями, поскольку БЗ снаряд пробивает броню 25 мм лишь с дистанции в 200 метров. Основное назначение пушки - борьба с легкой бронетехникой и истребителями противника на средней дистанции в догфайте или на пролетах в пикировании.

НС-23 не рекомендуется к использованию при перехвате бомбардировщиков (за исключением высокой сноровки и опыта пилота). К примеру, если на сбитие истребителя противника вполне хватит 20-40 снарядов (1-3 коротких залпа), то тут даже если попадать без промаха, вам придётся расстаться с половиной всего боезапаса. По этой же причине полезно использовать возможность раздельной стрельбы из спаренных пушек (на Ла-9 и Ил-10 (1946)). Кроме того, учитывая непростую баллистику полета и разброс снарядов пушки, советуем избегать лобовых атак.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая убойная сила ОЗТ снаряда
  • Эффективная дальность стрельбы до 700 м

Недостатки:

  • Малый боекомплект
  • Сильная отдача и разброс при стрельбе
  • Требуется время на изучение баллистики

Историческая справка

Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Принята на вооружение 10.10.1944 г. взамен пушки ВЯ, после разработки нового патрона меньшей мощности. Снижение начальной скорости снаряда признали менее значимым, чем уменьшение отдачи при выстреле, пагубно влиявшей на прочность самолета и устойчивость полета. Кроме того, уменьшение габаритов и массы патрона существенно увеличивало боекомплект. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра. Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ (крыльевая и моторная) с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

Медиа

  • Носовое расположение из 4-х пушек НС-23 на истребителе Ла-9

  • Пушка НС-23 с газоотводной трубой в разобранном виде

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

wiki.warthunder.ru

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе оружия. Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.

НС-23

Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.

Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.

Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

НР-23

В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.

НР-23 (на заднем плане) в сравнении с Н-37 (на переднем плане) в дрезденском музее Бундесвера

В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

АМ-23

В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.

Техники выполняют обслуживание пушки АМ-23 в полевых условиях

Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.

Осмотр пушек АМ-23 на нижней подвижной установке ДТ-7НС бомбардировщика Ту-16

Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.

Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.

Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL и антеннами станции РЭБ "Саяны-М" на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010 г. (автор фото - Алексей Власов, http://russianplanes.net)

В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.

В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).

Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.

В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.

Пушки АМ-23 в дистанционно-управляемой башне дальнего бомбардировщика 3МД

Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.

По материалам:http://airwar.ru/http://airpages.ru/http://museum-arms.ru/http://russianarms.mybb.ru/http://zid.ru/Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 1999

topwar.ru

Гильзы от советских авиационных боеприпасов - Боеприпасы

 

Патрон 12,7×108 мм

Во время войны использовался с крупнокалиберными пулеметом ДШК и авиационным УБ.

 

Диаметр пули, мм:     13,01Длина патрона, мм:     146,7Диаметр дульца гильзы, мм:     13,56Длина гильзы, мм:     108Диаметр закраины гильзы, мм:     21,69Масса пули, г:     48,2Масса патрона, г:     125Начальная скорость, м/с:     820

 

бронебойно-зажигательная пуля Б-32 к патрону 12.7*108

Наиболее распространен патрон 12,7х108 с пулей Б-32. Такая пуля имеет носик окрашенный в черный цвет с красной полоской, на самой пуле 2 каннелюры.Разбираться такую пулю нельзя, т.к это приведет к травмам и ожогам от воспламенения зажигательного состава.

Кроме бронебойно-зажигательных пуль (помимо пули Б-32 существует еще несколько типов) существуют пули к патронам 12.7*108 содержащие взрывчатые вещества, и по сути скорее являющиеся маленький снарядом

Пули мгновенного действия содержащие ВВ

ШВАК 12.7

В 1934 году был принят на вооружение патрон "12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова" так же называемый "ШВАК" (Шпитальный-Владимиров, авиационный, крупнокалиберный). Серийный выпуск пулемётов ШВАК 12.7 производился с 1935 до принятия на вооружение 20-мм пушки ШВАК в 1936 году

Патроны для пулемётов ДК, ДШК и ШВАК снаряжались идентичными пулями и различались только конструкцией гильзы. Исключение составляют только патроны раннего образца, снаряжавшиеся пулями без каннелюры и пулями Б-30 с мельхиоровой оболочкой. Гильза патрона пулемёта ШВАК имеет выступающую закраину гильзы. При заряжании закраина гильзы упирается в уступ пенька ствола. Закраина также служит для зацепа за неё лапок экстрактора при экстракции стреляной гильзы и для обеспечения подачи патрона. Гильза патрона ШВАК равна по длине гильзе патрона пулемётов ДК и ДШК, но имеет одно центральное запальное отверстие для капсюля системы Боксера.

 

Сравнительная таблица характеристик патронов 12.7 ШВАК и 12.7 ДШК:

20-мм ШВАК

Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный - советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка под  патрон 20x99R. Использовалась на самолетах И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. Турели с ШВАК так же устанавливались на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

 

СХЕМА ОТ ДЖОННИ

 Типы снарядов к ШВАК 20мм:

ОЗ - с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного

ОЗТ - с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер

ОФ - с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками

ОФЗ - с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками

БЗ - твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке

БЗТ- как БЗ но с трассером

ПУ - гремучая смесь в взрывчатой оболочке

ПУТ - цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

 

Фрагммет рассыпной ленты авиационной пушки ШВАК 20мм

 

Гильзы 23-мм ВЯ

Пушка Волков-Ярцев-23 была разработана для создававшегося штурмовика Ил-2. Принята на вооружение в 1941 году под именем ВЯ-23, всего таких пушек было произведено 64 655 штук. Используемые боеприпасы - 23х152 мм. с осколочно зажигательными, бронебойно-зажигательными, осколочно-зажигательно-трассирующими снарядами. У осколочно-зажигательных снарядов мембрана или головная часть взрывателей окрашивается в красный цвет. 

 

Гильзы 37-мм НС-37Авиационная пушка НС-37 (сокращение от Нудельман-Суранов) производилась с 1943 по 1945гг. В Нс-37 использовался боеприпас 37×198 мм. Предназначалась для установки на истребители ЛаГГ-3 и Як-9Т (в развал блока цилиндров двигателя), штурмовики Ил-2 (в подкрыльевые гондолы) и Су-8 (под фюзеляжем). За время войны было было произведено 6833 таких пушки.

Звено от ленты НС-37:

Гильзы НС-23

В 1943 г. был разработан новый 23-мм патрон с уменьшенным зарядом. На базе 14,5 мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Вместе с новой гильзой использовался штатный 23-мм снаряд массой 200 гр. Специально к новому патрону НС-23 была разработана и лента. Вес такого патрона со звеном ленты получился почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ-23.Конструкция пушки НС-23 аналогична конструкции пушки НС-37. 10 октября 1944 года пушка НС-23 и патрон к ней приняты на вооружение.

Про патроны:

Маркировка специальных патронов 7.92 маузер

Патрон 8x50 R к винтовке Лебеля

Клейма патронов 7.62*25 ТТ

Специальные патроны 7.62*54R

Маркировка гильз трехлинейных патронов раннего выпуска

Нестандартные клейма патронов 7.92 маузер

Следы на гильзах оставляемые оружием

Легендарный 7.92х57 Mauser

Немецкий патрон Patrone 318 к противотанковому ружью PzB

Немецкий Унитарный патрон 7,92x57 мм Mauser

ПАТРОНЫ К ПИСТОЛЕТАМ ВЕРМАХТА

Немецкая бронебойная пуля с сердечником из вольфрама S. m.K.H

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

23 - это... Что такое НС-23?

НС-23 (сокр. Нудельман-Суранов) — советская авиационная пушка калибра 23 мм

Разработка

В 1943 г. в ОКБ-16 был разработан новый 23-мм патрон с уменьшенным зарядом, использованный при создании нескольких новых легких 23-мм авиапушек. На базе 14,5 мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Применив штатный 23-мм снаряд массой 200 г и эту гильзу, создали новый патрон. Начальная скорость снаряда в стволе длиной 1450 мм составляла 700 м/с. За счет снижения начальной скорости снаряда до 700 м/с удалось уменьшить габариты системы и усилия отдачи; при этом массу пушки удалось снизить почти вдвое. Было разработано и новое звено. Вес такого патрона со звеном оказался почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ-23.

Под новый патрон, группой инженеров ОКБ-16 (А. Э. Нудельман, А. Суранов, Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин) была создана пушка НС-23. Конструкция НС-23 аналогична конструкции пушки НС-37. Наземные государственные испытания НС-23 закончились 4 мая 1944 года, а 7 июня 1944 года были завершены и летные испытания на Як-9. 10 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение.

Производство

Производство пушек началось на заводе № 2, где было выпущено 22 479 пушек НС-23:

год кол-во 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950
300
608
530
5993
7798
2952
4298

С 1951 года производство пушек НС-23 велось на Тульском заводе № 535, где было изготовлено 6000 пушек:

год кол-во 1951 1952 1953
3584
395
2021

Всего с 1944 по 1953 год на обоих заводах было изготовлено 28 479 пушек НС-23.

Варианты

  • НС-23С: С механизмом синхронизации (разработал А. А. Рихтер в 1946 году), этим вариантом были вооружены поршневые истребители Ла-9 (4хНС-23С) и Ла-11 (3хНС-23С)
  • НС-23КМ: Крыльевая и моторная пушка, ею вооружались поршневые штурмовики Ил-10 (4хНС-23КМ), реактивные истребители Як-15 (2хНС-23КМ), Як-17УТИ (НС-23КМ), МиГ-9 (2хНС-23КМ) и МиГ-15 (2хНС-23КМ).
  • НС-23КМ с удлиненными стволами: Як-17 (2хНС-23КМ).

Тактико-технические характеристики

  • Тип оружия: одноствольная автоматическая пушка
  • Калибр: 23х115 мм
  • Принцип действия: отдача при коротком ходе ствола
  • Длина пушки: 1985 мм
  • Длина ствола: 1450 мм
  • Ширина пушки: 165 мм
  • Высота пушки: 256 мм
  • Масса пушки: 37 кг
  • Темп стрельбы: 600 выстрелов/мин
  • Начальная скорость снаряда: 700 м/с
  • Боеприпасы:
    • БЗ патрон с бронебойно-зажигательным снарядом массой 200 г, содержавшим 5-7 г зажигательного вещества, без взрывателя. Бронепробитие по нормали 25-мм брони на дистанции 200 м.
    • ОЗ патрон с осколочно-зажигательным снарядом массой 200 г, содержавшим 13-15 г взрывчатого вещества с головным взрывателем А-23.

Литература

Примечания

dic.academic.ru

НР-23 (23-мм) — War Thunder Wiki

23-мм авиационная пушка НР-23

Описание

НР-23 (Нудельмана-Рихтера 23-мм) — советская авиационная пушка калибра 23-мм. В связи с совершенствованием оборонительного вооружения к пушкам НС-23 были предъявлены требования большей универсальности и симметричного двустороннего механизма подачи патронной ленты. В декабре 1946 года в ОКБ-16 началась разработка на основе конструкции пушек НС-23 макетного образца. Новая пушка получила обозначение НР-23 в честь конструкторов А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Характеристика Значение
Масса, кг 39
Длина, мм 2018
Длинна ствола, мм 1450
Патрон мм 23×115
Темп стрельбы выстрелов/мин 800-950
Начальная скорость снаряда м/с 680
Вес секундного залпа кг/с 2.96
Вид боепитания двухстороннее непрерывное ленточное

Состав лент

  • БЗ - патрон с бронебойно-зажигательным снарядом
  • ОЗТ - патрон с осколочно-зажигательным снарядом
Лента Состав
Стандартная БЗ- ОЗТ
Бронецели ОЗТ-БЗ-БЗ-БЗ
Воздушные цели ОЗТ-ОЗТ-ОЗТ-БЗ
Скрытная БЗ

Шаблон:Авиапушки КК

Применение в бою

Пушки НР-23 неплохо проявляют себя в качестве оборонительного вооружения на самолете Ту-4, однако на истребителе, где нет возможности взять достаточное количество боекомплекта, пушки выступают не с лучшей стороны. Малый боекомплект и сильный разброс вынуждают вести прицельную стрельбу. Однако всё окупает хороший секундный залп и хорошая убойность 23-мм снарядов. Не рекомендуется использовать истребители вооруженные пушками НР-23 для борьбы с бомбардировщиками. Тип ленты наиболее подходящий для данных пушек: Лента для поражения воздушных целей.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Вес секундного залпа 2,96 кг/c
  • Двухсторонний механизм подачи боекомплекта

Недостатки:

  • Высокий разброс и отдача
  • Маленький боекомплект на истребителях

Историческая справка

В 1943 году был разработан новый 23-мм патрон с уменьшенным зарядом. На базе 14,5-мм патрона была создана путем переобжима новая 23-мм гильза. Новый патрон был создан с применением новой гильзы и снаряда 23-мм пушки ВЯ-23. Масса снаряда составляла 200 грамм. При стволе длиной в 1450 мм начальная скорость выстрела составляла 700 м/с.

Под новый патрон в 1944 году была разработана пушка НС-23. Ей вооружались такие самолёты как: Ил-10 (1946), Ла-9, МиГ-9, МиГ-15 и Як-15. После войны пушкам НС-23 были предъявлены требования большей универсальности с целью использования их не только как курсового, но и оборонительного вооружения на бомбардировщиках. Новая пушка А. Э. Нудельмана и А. А. Рихтера вскоре получила название НР-23. Так же она предназначалась для замены устаревших пушек Б-20.

Впервые пушки НР-23 установили на реактивный истребитель Ла-15 в 1948 году и в этом же году пушка НР-23 была пущена в серию. НР-23 была принята на вооружение в 1950 году, но работы по доводке закончились только в 1951 году. За это время был установлен гидробуфер, а живучесть ствола увеличилась с 3000 до 6000 выстрелов.

Пушки производились с 1948 по 1956 год, за это время было изготовлено 70 383 пушек.

Медиа

  • Пушки НР-23, задняя турель Ил-28

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

wiki.warthunder.ru

Немного о..23-мм боеприпасах - Русское оружие.

Wed, Oct. 1st, 2008, 10:03 pm a_popov: Немного о..23-мм боеприпасах

Начнем с известных мне типов вооружения, использующих боеприпас калибра 23-мм. Соответственно я беру только вооружение советского-российского производства.

1.Спаренная зенитная установка ЗУ-232.Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», АЗП-23 (авт. пушка)3.НС-23 и НР-23 авиационные4.Зенитные автоматы 2А14, 3У-1, ЗУ-40, ЗУ-575, ЗУ-14 (тот же 2А14),5.МП-6, ТКБ-198, ТКБ-201(ВЯ)6.У-23 (на базе ВЯ)7.АМ-23 (авиационные автоматы)8.ГШ-23,ГШ-6-237.Р-23 (револьверного типа)

Понятно, что список неполный. С удовольствием добавил бы ваши сведения сюда. Особенно интересует информация по корабельным автоматам.

Поехали дальше...Толчком к созданию 23-мм систем вооружения послужил недостаточно мощный патрон системы ШВАК (Шпитальный—Владимиров—авиационный—крупнокалиберный) калибра 20-мм, и в 1937 году Наркомат вооружения выдал задание на проектирование мощной 23-мм авиационной пушки. В 1939 году был создан унитарный выстрел, 200 гр. снаряд калибра 23-мм выигрывал у 91 гр. снаряда ШВАК по всем показателям...

Под новый патрон в ОКБ-14 были разработаны пушка ТКБ-198 конструкции Галкина-Салищева и пушка ТКБ-201 конструкции Волкова-Ярцева, в далнейшем известная нам как ВЯ. И в ОКБ-16 под руководством Таубина была создана пушка МП-6.Наиболее удачной из всех разработок оказалась пушка ВЯ, пушка оказалось очень мощной например в авиации ее ставили только на штурмовики ИЛ-2. Также хочеться отметить, что под патрон ВЯ были спроектированы ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» и ее модификации 23-мм.

А теперь боеприпасы.Известные мне 23-мм боеприпасы:1.осколочно-зажигательные2.осколочно-зажигательно-трассирующие3.осколочно-фугасно-зажигательные4.осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующие5.бронебойно-зажигательно-трассирующие6.бронебойно-зажигательные БЗ-А

Хотелось бы сразу отметить, что боеприпасы с гильзами 115-ММ предназначены для НР-23, НС-23, ГШ-23, АМ-23. Тогда как боеприпасы с гильзами 152-мм, мощными, как раз от пушки ВЯ, предназначены для ЗСУ, ЗУ-23.

Ну и на последок боеприпасы по системам вооружения:

Боеприпасы к НР/НС (если не ошибаюсь, польского производства)
Боеприпасы к ГШ + пирокартридж (опять же если не ошибаюсь)
Как раз тот самый..от ВЯ
Боеприпасы к ЗСУ

На сегодня все.От вас принимаются поправки, замечания, пиздюли критика...Кажись с ОЗ накосячил.. с картинкой.

зы Если интересует текстовая информация по истории создания и т.д. - могу дописать.

Wed, Oct. 1st, 2008 06:47 pm (UTC)vitus1

Спасибо, интересно.Можно еще добавить ГШ-6-23, Р-23 (единственная у нас револьверной схемы)...эээ... что-то еще вроде было..Из боеприпасов помнится, еще есть ПРЛ - дипольные отражатели при подрыве расбрасывает.

Wed, Oct. 1st, 2008 06:51 pm (UTC)a_popov

ГШ-6-23, Р-23 сейчас добавлю..а по ПРЛ можно поточнее?

Thu, Oct. 2nd, 2008 06:11 am (UTC)vitus1

Приказом Главкома ВВС от 9 февраля 1962 г. 23-мм противорадиолокационные патроны ДОС-15 (дипольными отражателями) к пушкам AM-23 были приняты на снабжение. Вес патрона составил 332 г, длина 198 мм. Длина отражателей 15 мм, диаметр 35 мк. Патрон получил индекс ПРЛ-АМ-23 (9-А-418). Современный 23-мм противорадиолокационный снаряд ПРЛ содержит дипольные отражатели. Время срабатывания вышибного устройства 7-9 с.

и еще

23-мм снаряд инфракрасных помех ИК представляет собой ловушку-излучатель, создающий на координаторе тепловой головки самонаведения сигналы ложных целей. Время горения донного излучателя снаряда ИК не менее 3,8 с. Диапазон излучения помех 1,8-6 мкм.

Thu, Oct. 2nd, 2008 09:56 am (UTC)a_popov

спасибо...

Wed, Oct. 1st, 2008 06:54 pm (UTC)yareactor

Эх, мне бы агрегат на дачу - ворон погонять, если что, на чердаке бы держал, под сдвижным листом кровли... А то и вовсе пристроечку сделать на манер обсерватории, пусть все соседи думают, что я фанат астрономии.

Wed, Oct. 1st, 2008 07:40 pm (UTC)a_popov

добрая штука

Wed, Oct. 1st, 2008 07:25 pm (UTC)muphlon

А для чего rotating band?

Thu, Oct. 2nd, 2008 06:32 am (UTC)t_igor

Ещё каждый N-ый (5-й или 10-й, не помню) БЗТ вместо медного пояска снабжён «размеднителем», который должен счищать медь осевшую в стволе. На ОФЗТ, вроде, размеднитель не ставят. А не трассирующие снаряды на Шилке не используются.

Wed, Oct. 1st, 2008 09:22 pm (UTC)rethunter

направляющий поясок это... врезается в нарезы.

Thu, Oct. 2nd, 2008 06:03 am (UTC)ping_ving: Не знаю точно, но догадываюсь

Что деталь у нас называется "ведущий поясок".Она врезается в нарезы ствола и приводит снаряд во вращение.

Thu, Oct. 2nd, 2008 06:16 am (UTC)vitus1: Re: Не знаю точно, но догадываюсь

Обтюратор по-научному...Помнится, на экзаменах вояки "коварный" вопрос прогульщикам задавали - чем отличается пуля от снаряда...

Fri, Oct. 3rd, 2008 06:29 pm (UTC)a_popov

мммм я имел ввиду артиллерийские боеприпасы..а на вашей ссылке мой кс как раз изображен :)

Sat, Oct. 4th, 2008 05:43 am (UTC)politcorrector

Надо корректно ставить условия задачи © :)В принципе по "ассортименту" я догадался, поэтому и поставил "?"

Sat, Oct. 4th, 2008 05:44 am (UTC)politcorrector

Да, со ссылкой смешно вышло.

Sat, Oct. 4th, 2008 08:16 am (UTC)a_popov

:)

Sat, Oct. 4th, 2008 08:14 pm (UTC)ivan_sc

Вы правильно сказали, что упомянутые боеприпасы имели разную гильзу. А следовательно и разную мощность. Но сказали это как-то между строк. А в результате получилась какая-то каша. Это всё равно что посвятить статью 7.62-мм патронам и вперемешку описывать патроны автоматный, револьверный, винтовочный и пистолетный.Сделайте основной классификацию по длине гильзы и всё будет Ok!

Sun, Oct. 5th, 2008 08:58 am (UTC)a_popov

Спасибо..принято

ru-guns.livejournal.com