Самоходная пушка «Конденсатор-2П» (индекс 2А3, СССР). Пушка кбм 2


Самоходная пушка «Конденсатор-2П» (индекс 2А3, СССР) » Военное обозрение

Самоходное орудие «Конденсатор-2П», индекс ГРАУ 2А3 – тяжелая самоходная установка весом в 64 тонны, способная отправить 570 килограммовый снаряд на дальность в 25,6 километра. Серийно не выпускалась, всего было изготовлено 4 орудия. Впервые самоходное орудие было показано на параде на Красной площади в 1957 году. Показанная САУ произвела фурор среди отечественных зрителей и иностранных журналистов. Некоторые иностранные специалисты высказывали предположение о том, что показанные во время парада машины были бутафорскими, рассчитанными на эффект устрашения, на самом же деле это была реальная артсистема калибра 406-мм, отстрелянная на полигоне.

К созданию 406-мм самоходной пушки особой мощности в СССР приступили в 1954 году. Данная САУ предназначалась для поражения обычными и ядерными снарядами крупных промышленных и военных объектов противника, находящихся на удалении более 25 километров. На всякий случай в СССР приступили к разработке 3-х ядерных суперорудий: пушки, миномета и безоткатного орудия, калибрами существенно превышавшими существующие атомные пушки. Выбранный огромный калибр возник в результате неспособности советских ядерщиков произвести компактный боеприпас. В процессе разработки в целях обеспечения секретности артсистеме было присвоено обозначение «Конденсатор-2П» (объект 271), уже позднее орудие получило свой настоящий индекс 2А3. САУ разрабатывалась параллельно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока» (объект 273), согласно постановлению Совета Министров от 18.04.1955 года.

Артиллерийская часть САУ (механизм наведения и заряжания, качающаяся часть) проектировалась ЦКБ-34 под управлением И. И. Иванова, здесь ей был присвоен индекс СМ-54. Горизонтальная наводка пушки осуществлялась с помощью поворота всей САУ, при этом точная наводка осуществлялась при помощи специального электромотора через механизм поворота. Наведение орудия по вертикали осуществлялось при помощи гидравлических подъемников, вес снаряда составлял 570 кг., дальность стрельбы составляла 25,6 км.

По причине того, что подходящего шасси для монтажа столь крупного орудия в СССР не было, в ОКБТ ленинградского завода им. Кирова для САУ 2А3 «Конденсатор-2П» на базе узлов, деталей, технических решений ходовой части тяжелого танка Т-10М (объект 272) была создана новая восьмикатковая ходовая часть, получившая обозначение «объект 271». При разработке данного шасси разработчики основное внимание уделили необходимости восприятия больших сил отдачи при произведении выстрела. Разработанное ими шасси имело опускающиеся ленивцы и гидроамортизаторы, которые должны были частично гасить энергию отдачи. Моторно-силовая установка для данной САУ была позаимствована у тяжелого танка Т-10, практически не претерпев каких-либо изменений.

В 1955 году на заводе №221 были закончены работы по созданию 406-мм экспериментального баллистического ствола СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к орудию СМ-54. В августе этого же года на заводе была готова первая полностью укомплектованная артиллерийская часть орудия СМ-54. Ее монтаж на шасси Кировского завода был завершен 26 декабря 1956 года. Испытания САУ «Конденсатор-2П» проходили с 1957 по 1959 год на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом, также известном, как «Ржевский полигон». Испытания проходили совместно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока». До проведения данных испытаний многие специалисты скептически относились к тому, что данная самоходная артустановка сможет пережить выстрел без разрушения. Однако, 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор-2П» вполне успешно прошла испытания пробегом и стрельбой.

На первом этапе испытания САУ сопровождались многочисленными поломками. Так при выстреле сила отдачи пушки СМ-54, установленной на САУ, была такой, что самоходная пушка на гусеничном ходу откатывалась на несколько метров назад. При проведении первых стрельб с использованием имитаторов ядерных снарядов у САУ были повреждены ленивцы, которые не выдержали огромных сил отдачи данного орудия. В ряде других случаев были отмечены случаи с разваливанием аппаратуры установки, срывом с креплений коробки передач.

После проведения каждого выстрела инженеры внимательно изучали состояние материальной части, определяли слабые детали и узлы конструкции, придумывали новые технические решения для их ликвидации. В результате таких действий конструкция САУ непрерывно совершенствовалась, надежность установки повышалась. На испытаниях также была выявлена низкая маневренность и проходимость САУ. При этом победить все обнаруженные недостатки не удавалось. Не удавалось целиком погасить отдачу орудия, при выстреле пушка отъезжала назад на несколько метров. Также был недостаточен угол горизонтального наведения. Из-за своих значительных массогабаритных характеристик (вес около 64 тонн, длина вместе с пушкой – 20 метров) для подготовки позиций САУ 2А3 «Конденсатор-2П» требовалось значительное количество времени. Заданная точность стрельбы орудия требовала не только точной наводки, но и тщательной подготовки артиллерийской позиции. Для заряжания пушки использовалось специальное оборудование, при этом заряжание осуществлялось только в горизонтальном положении.

Всего было изготовлено 4 экземпляра 406-мм САУ «Конденсатор-2П», все они были показаны в 1957 году во время парада на Красной площади. Не смотря на скептицизм ряда иностранных военных и журналистов, установка была боевой, хотя и обладала рядом существенных недостатков. Мобильность артиллерийской системы оставляла желать лучшего, она не могла проходить по улицам малых городов, под мостами, по проселочным мостам, под линиями электропередач. По данным параметрам и по своей дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической ракетой «Луна», поэтому на вооружении войск САУ 2А3 «Конденсатор-2П» так и не поступила.

topwar.ru

82 мм безоткатное орудие Б-10 (52-М881)

  

 

В связи с  недостаточными боевыми качествами имеющегося на вооружении стрелковых и воздушно-десантных войск станкового гранатомета СГ-82, его неспособности к поражению пехоты противника на достаточно больших дальностях и принятием на вооружение в армиях вероятного противника танков нового поколения, в начале 50-х годов прошлого века Министерством Обороны СССР в лице Главного артиллерийского управления (ГАУ) был объявлен конкурс по созданию 82 мм безоткатного орудия с улучшенной по сравнению с СГ-82 технологией производства, весом не более 100 кг, бронепробиваемостью 200-250 мм, способностью к поражению живой силы и легких укреплений полевого типа противника на дальности не менее 4000 м. В конкурсе приняли участие Специальное конструкторское бюро (СКБ-4), ныне Конструкторское бюро машиностроения (КБМ, г. Коломна) под руководством Б.И. Шавырина и Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ , г. Королев), которым руководил известный создатель артиллерийских систем В.Г. Грабин. Представленное конкурсной комиссии орудие  разработки СКБ-4 представляло собой динамо-реактивную конструкцию с нагруженным стволом и уширенной каморой и соплом. Ствол  соединялся с помощью шарнира с довольно простым по конструкции  треногой-лафетом, который имел съемный колесный ход, с помощью которого орудие перемещалось силами расчета на короткие расстояния. Подъемный и поворотный механизмы - винтового типа. Прицельные приспособления обеспечивали ведение огня как прямой, так и полупрямой наводкой и даже с закрытой огневой позиции (ЗОП). Несмотря на то, что работа над созданием орудия и устранением недостатков выявленных на полигонных испытаниях шла тяжело и требовала от конструкторского коллектива СКБ-4 полной отдачи сил (так, в ходе испытаний удалось снизить давление пороховых газов в стволе при производстве выстрела с 3000 до 400 атмосфер, что привело к значительному понижению уровня звука), именно их разработка была рекомендована к принятию на вооружение в начале 1954 г. под названием 82 мм безоткатное орудие Б-10. Серийное производство Б-10 было организованно на Тульском машиностроительном заводе и выпускалось до 1964 г. В Советской Армии орудие служило противотанковым средством мотострелковых и парашютно-десантных батальонов. На экспорт поставлялось в страны - участники Организации Варшавского Договора, также в Алжир, Анголу, Афганистан, Вьетнам, Египет, КНДР, Камбоджу, Китай,  Кубу, Монголию, Сирию. В Китае на основе Б-10 были созданы и производились безоткатные орудия "Тип-65" и "Тип-65-1" . Применялось в 1956 г. в ходе венгерских событий, войны во Вьетнаме и многочисленных локальных конфликтах.   

   Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                                         Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 4
2 Калибр мм 82
3 Масса в боевом положении с колесным ходом кг 85,3
4 Масса в боевом положении без колесного хода кг 71,7
5 Длина по корпусу мм 1850
6 Длина ствола мм 1660
7 Время перевода в боевое положение сек. 30-40
8 Масса снаряда БК-881

                            О-881

кг 3,87

3,89

9 Начальная скорость полета снаряда м/сек 320
10 Скорострельность выстр./мин. 5-6
11 Максимальная дальность стрельбы О- 881 м 4470
12 Эффективная дальность стрельбы БК-881 по бронецелям                                                               м 390
13 Угол горизонтального обстрела град. 360
14 Максимальный угол возвышения град +30
15 Угол склонения град. -20
16 Высота линии огня мм 450, 750, 850
17 Бронепробиваемость максимальная мм до 200
18 Прицельные приспособления   оптический прицел ПБО-2, механический прицел (целик, мушка)

 

cris9.armforc.ru

КУЛЬТИВАТОР КБМ 8.2 (Прицепной) | ВяткаАгроДизель

Расчет стоимости за 15 минут!

Узнать стоимость

Культиватор КБМ 8.2 предназначен для сплошной предпосевной обработки почвы и обработки паров с одновременным боронованием. Оборудован приспособлением для присоединения зубовых или пружинных борон.Обеспечивает качественное рыхление почвы на заданную глубину (5-12 см) с уничтожением сорняков.Рама собирается с помощью гидравлики, а это позволяет: снизить транспортную ширину до 4 м; сэкономить период подготовки к работе; исключить необходимость в добавочном транспорте на привоз двух культиваторов и сцепки.С помощью радиальной подвески рабочих частей обеспечивается повтор рельефа почвы.Стрельчатые лапы изготовлены из стали 65Г, режущие края наплавлены сормайтом.Увеличенная рама из бруса (вместо 80х80мм стала 100х100мм), а также использование раскосов не допускают возможности изгиба. Стальные держатели стоек лап переносят существенные нагрузки.Усиленная сница предохраняет прицепное устройство от возможной поломки. Прицепной культиватор КПС-8 имеет комплект гидросистемы (рукава высокого давления, гидроцилиндр, штуцер, дроссель).Культиватор агрегатируется с тракторами тягового класса 3 т.с. (Т-150, Т-150К, МТЗ-1223)

тип агрегатирования

полуприцепной

Ширина захвата, м

8

Глубина обработки, см

4-8

Производительность, га/ч

6-9,6

Рабочая скорость, км/ч

8-12

Транспортная скорость, км/ч

20

Количество пружинных стоек, шт.

72

Количество рядов рабочих органов, шт.

4

Количество стрельчатых или оборотных лап, шт.

72

Количество опорных колес, шт.

4

Количество планочно-зубовых выравнивателей, шт./количество зубьев, шт.

Борона роторная, количество катков

4

Масса, кг, не более

2200

Габаритные размеры рабочие (транспортные), длина, ширина, высота, мм

5000 (3800) х8050 (4300) х1100 (2800)

Давление в шинах транспортных колёс, кгс/см²

3-3,5

Давление в шинах опорных колёс, кгс/см²

6,2

Агрегатируется с тракторами класса тяги (тс) / л.с.

3,0 / 180

Обслуживающий персонал, чел.

1

Параметры: 8150х4990х1122 масса 2120

Параметры: 8150х4990х1122 масса 2220

Узнать стоимость

www.vyatka-agro.ru

Текущая деятельность ОАО "Специальное конструкторское бюро машиностроения"

История ОАО "Специальное конструкторское бюро машинстроения" (СКБМ) в Кургане начинается с 1954 года, когда на Курганском машиностроительном заводе было создано Специальное конструкторское бюро (СКБ), взявшее на себя техническое сопровождение выпуска тягача АТ-С. В 1956 году СКБ начало разработку собственного среднего гусеничного артиллерийского тягача «Объект 650». Потребности Вооруженных сил СССР в новом тягаче оказались настолько велики, что в 1959 году, еще до завершения государственных испытаний, тягач был принят на вооружение под индексом АТС-59. Серийный выпуск АТС-59 велся на КМЗ с 1961 по 1968 годы. АТ-С и АТС-59 активно экспортировались.В развитие АТС-59 в середине 1960-х годов СКБ КМЗ разработало гусеничный артиллерийский тягач с полностью закрытым кузовом «Объект 668», принятый на вооружение в 1970 году под индексом АТС-59Г. В связи с постановкой в производство на КМЗ боевой машины пехоты БМП-1 разработки ОКБ Челябинского тракторного завода, производство АТС-59Г было передано с КМЗ в Польшу. В начале 1970-х годов СКБ КМЗ было передано с ОКБ ЧТЗ и техническое сопровождение БМП-1. В результате СКБ КМЗ стало в итоге ведущим отечественным конструкторским бюро по созданию боевых машин пехоты. В дальнейшем СКБ работало над модернизацией БМП-1, создав ее варианты БМП-1К (командирский), БМП-1С (с аппаратурой визирования АВ-1) и БМП-1ПГ (с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомета).

Ввиду выявившейся неудачности комплекса вооружения БМП-1, основу которого составляла маломощная 73-мм пушка 2А28 «Гром», в 1972 году начались работы по созданию новой БМП с новым вооружением. В качестве конкурирующих вариантов рассматривались машины, вооруженные 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 73-мм длинноствольной пушкой «Зарница», причем свои версии машин обоих типов были представлены СКБ КМЗ и ОКБ ЧТЗ. В итоге был выбран вариант СКБ КМЗ с 30-мм пушкой («Объект 675»). В 1978 года эта машина прошла войсковые испытания, после чего в апреле 1980 года была запущена в серийное производство на КМЗ под обозначением БМП-2.

Об истории сменившей ее БМП-3 мы уже рассказывали, поэтому посмотрим, чем занимается СКБМ в настоящий момент.

Разработанная ОАО "Специальное конструкторское бюро машинстроения" (СКБМ, Курган) перспективная боевая машина пехоты "Драгун", являющаяся дальнейшим развитием БМП-3. В БМП проведена перекомпоновка, двигатель размещен спереди, что позволило сделать свободный выход в корму (с) bmpd

Один из первых опытных образцов бронетранспортера БТР-МДМ, чей пробег составляет 20000 км (с) bmpd

Он же, только сбоку (с) bmpd

Боевая машина десанта БМД-4М с боевым отделением от БМП-3 вместо "Бахчи" (ОКР "Синица"), также называемая БМД-4М2. В боевом отделении появился дополнительный прицел-прибор наведения команлира (ППН-К) (с) bmpd

Еще одна перспективная тематика по продлению жизненного цикла БМП-3 - бронетранспортер БТ-3Ф. Изначально был разработан в интересах Индонезии, которая ищет замену своим устаревшим бронетранспортерам БТР-50П. Заказчик готов взять несколько сот машин.Также интерес к БТ-3Ф проявляет Министерство обороны России (с) bmpd

Вариант модернизации БМП-3 в рамках ОКР "Каркас-2" - упор делает в пользу повышения защищенности (с) bmpd

Еще один вариант модернизированной БМП-3 с цифровой системой управления огнем (с) bmpd

Что-то жутко секретное. Даже не стали говорить, что это такое (с) bmpd

Дизельный двигатель ЯМЗ-7801 с автоматической коробкой передач, который рассматривается в качестве основной силовой установки для перспективного семейства машин "Курганец-25" (с) bmpd

bmpd.livejournal.com

"ГНОМ"- Мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой

Советская межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета "Гном" была уникальной разработкой 60-х годов прошлого века, но и по сегодняшний день она представляет собой наиболее продвинутую технологию позволяющую с помощью ПВРД первой ступени не только нанести удар по другому континенту, но и вывести полезную нагрузку на низкую орбиту.

В конце 50-х гг. правительством СССР была поставлена задача перед ракетчиками: создать мобильный комплекс межконтинентальной дальности, максимально приспособленный к требованиям войск и с учетом максимальной допустимой нагрузки мостов(стратегическим, укрепленным) в СССР - вес всего комплекса не должен был превышать 65 тонн.

Ограничение по массе комплекса определяло максимальный вес ракеты в 32-35 тонны (масса пустого транспортера примерно равна массе ракеты). Решением задачи о предельно простом в эксплуатации комплексе было и остается применение твердотопливных двигателей.

Однако у ТТРД есть серьездный недостаток — меньший, чем у жидкостных, удельный импульс.

Соответственно, при прочих равных, для достижения той же дальности условиях нужно больше топлива, ракета будет тяжелее.

В то время уже проектировались твердотопливная ракета РТ-1, при стартовой массе 34т летевшая на 2400 км, и РТ-2, соответственно — 51т и 10000 км.Но для нового мобильного комплекса это было много, требовалось получить вес не более 32 т!

Указ от 2.06.1958 под № 708-336 Совета Министров СССР определил список нескольких бюро, которые должны были начать разработку на таких ракет. В их числе были КБ:Королева, Макеева, Тюрина, Цирульникова и Янгеля.

Однако обычные жидкостные или твердотопливные ракетные конструкции того периода период не имели ТТХ, для удовлетворения требований ограничению по весу. О ,чём и было доложено на верх.

Работы были официально закрыты указом СМ СССР № 138-48 от 5 февраля 1960 года.

Однако Борис Шавырин,непосредственно не участвующий в разработке предложил совершенно инновационную альтернативу-использовать в качестве первой ступени прямоточный воздушно реактивный твердотопливный двигатель.

В описываемый период выдающийся конструктор минометов Б.И. Шавырин возглавлял КБМ-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ (г. Коломна).Непобедимый С.П. возглавил КБМ после смерти Б.И. Шавырина в 1965 г. и продолжил его разработки.

Шавырин не дожил буквально сутки до первых стендовых испытаний

Это идея дошла до Д.А.Устинова и настолько заинтересовала его, что он дал добро на проведение НИОКР.

Теоретические обоснования были предлагаложены еще Фридрих Артурович Цандер: в качестве окислителя задействовать атмосферный воздух. Во-первых, почти вдвое уменьшается масса топлива (не требуется компонент -окислитель), а во-вторых, удельный импульс воздушно-реактивного двигателя в принципе должен быть чуть ли не в 10 раз больше (по подсчетам Цандера).

По информации некоторых западных источников вероятным прототипом "Гнома" послужила БР малой дальности PR-90.

Высшая точка траектории 40 км. Максимальная дальность полета: 100 км.Вес ТТУ 200 кг, Время работы ТТУ:120 сек. Время работы маршевого ПВРД ТТ 550 сек , Вес топлива 300 кг топлива.Полная масса : 1500 кг. Вес БЧ : 550 кг.Эквивалентная ракета с ЖРД (такая, как американский Lance) весила бы в два раза больше. В пересчете на аналог с ТТРД (такой, как французский Pluton) вес составил бы в три раза больше.Проект отменен в 1961 году. Свой прямоточный двигатель Шавырин предлагал Янгелю для его ракеты 8К99. /Найти информацию в отечественных источниках о PR-90 не удалось/

Шавырин чуть было не сделал «Гном» еще более уникальной и совсем футуристической, но уже по компоновочной схеме.

Первую, прямоточную ступень он предложил разместить впереди последующей. В ее хвостовую часть вставлялась вторая, уже чисто ракетная, с боеголовкой. И в полете, при разделении, маршевые двигатели стягивали бы первую ступень со второй.

При всей оригинальности, это чуть не загубило идею на корню: несмотря на то, что «вложенную» ракету предложил еще Оберт в 1929 г., а реализована такая схема и по сей день только применительно к противолодочным системам. Подобная схема применяется на макеевской Р-39/РСМ-52 (подобным образом размещен блок всплытия, но там дело происходит под водой при наличии архимедовой силы и достаточно вязкой среды).

В последующем был выбран более консервативный вариант.

Предполагались варианты базирования:

мобильный,морской, в том числе и на разрабатываемых экранопланах (корабль-макет 'Каспийский монстр') и скрытый шахтный.

Твердое топливо для двигателя первой ступени было разработано в НИИ ПХ под руководством Николая Силина. Твердотопливные заряды ускорителя разработаны в АНИИ ХТ под руководством Якова Савченко. Смесевые твердотопливные заряды второй и третьей ступеней разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова.

Ракета оснащалась пороховым аккумулятором давления. Размещалась в полуконтейнере, который стыковался с камерой сгорания (корпус камеры сгорания ВРД составлял часть конструкции контейнера). Это позволило снизить массу всего комплекса.

Самоходная пусковая установка размещалась на шасси тяжелого танка. ПУ разработана в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа Котина. Шахтная пусковая установка разрабатывалась в ЦКБ-34 под руководством Евгения Рудяка. Комплекс средств преодоления ПРО создавала в НИИ-108. Автономная инерциальная система управления была разработана в ЦНИИ автоматики и гидравлики (ЦШАГ) под руководством Ильи Погожева.

Стендовый двигатель для отработки в Тураево имел металлический корпус. Позже в хотьковском ЦНИИ специального машиностроения был разработан стеклопластиковый корпус.

Об испытаниях вспоминает начальник научно-технического направления главный конструктор направления КБМ, лауреат Государственной премии, членкорреспондент РАРАН Олег Мамалыга:

"Был разработан и успешно защищен на межведомственной комиссии эскизный проект ракеты. Позже были разработаны рабочие чертежи. В конце октября 1965 года, через несколько дней после смерти Бориса Ивановича Шавырина, состоялся первый запуск прямоточного ВРД на стенде в Тураево. Максимальный расход воздуха при работе двигателя был очень высокий - 1 200 килограммов в секунду. Всех мощностей стендов в Тураево не хватало, чтобы обеспечить работу двигателя на максимальном режиме. Пришлось монтировать дополнительное оборудование. При запуске в окрестных домах из окон вылетали стекла. Никто в мире никогда не делал и не испытывал таких двигателей. Это был уникальный проект..."

Смесевые твердотопливные заряды второй и третьей ступеней разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова. Ракета оснащалась пороховым аккумулятором давления. Размещалась в полуконтейнере, который стыковался с камерой сгорания (корпус камеры сгорания ВРД составлял часть конструкции контейнера). Это позволило снизить массу. Самоходная пусковая установка размещалась на шасси тяжелого танка Т-10. Вес пусковой установки с ракетой должен был составлять около 60 тонн. ПУ разработана в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа Котина. Шахтная пусковая установка разрабатывалась в ЦКБ-34 под руководством Евгения Рудяка. Комплекс средств преодоления ПРО создавала в НИИ-108. Автономная инерциальная система управления была разработана в ЦНИИ автоматики и гидравлики (ЦШАГ) под руководством Ильи Погожева.

В случае начала серийного производства планировалось развернуть по разным сведениям от 10 до 20 подвижных перезаряжаемых пусковых установок. Срок хранения ракеты в ТПУ составлял около 10 лет.

Гном это трехступенчатая ракета. Четыре ТТ ускорителя,расположенные по внешнему диаметру основного корпуса, разгоняли МБР до скорости 1,75Маха. В Этот момент запускался маршевый ПВРД, который работая от 60 до 70 секунд разгонял ракету по оптимальной аэродинамической траектории до скорости 5.5 Mach. На конечном этапе обычный ТТРД следующих ступеней придавал БГ весом 535 кг почти орбитальную скорость. Предполагалось,что БЧ могла иметь ЯЗ мощьностью до 0,5 мегатонный.

Разработка по неизвестным причинам прекращена в конце 1965 года.Hа вооружение МБР «Гном» не поступал.

Вот что писал по этому поводу Сергей Александров (Техника Молодежи N 2' 2000 "Фамилия такая",интерьвю с С.Непобедимым): "...однако дальше стендовых образцов ракета 'не пошла', заработали факторы, от техники далекие. Конструктор Московского института теплотехники А.Д. Надирадзе, опираясь на имеющийся уже у него опыт создания мобильной оперативно-тактической ракеты 'Темп', предложил проект МБР на обычных твердотопливных двигателях, но стартовой массой 26 т. Его поддержало руководство Миноборонпрома, и в результате мы имеем 45-тонный 'Тополь' на 7-осной МАЗовской 'сороконожке', в составе комплекса суммарной массой 98 т... "

Вероятно наработки и технологии все же не были забыты:

PS.2008. Россия провела испытания 20-ти метровой высокоскоростной ракеты Тополь-М (SS-25). На новой модификации комплекса "Тополь" последняя ступень оснащена атмосферным гиперзвуковым твердотопливным прямоточным двигателем.

По сообщению ряда наблюдателей вместо того, чтобы лететь по обычной баллистической траектории, ракета продолжила полёт на высоте в 30 км. со скоростью около 5 махов.

"Есть две возможности добиться таких результатов. Первая - существует вероятность простой модернизации с помощью аэродинамических поверхностей - тогда эта технология не нова. Вторая - ramjet двигатель был запущен на высоте 30 км, когда ракета летела со скоростью около 7 Махов. Так как русские лидируют в ramjet-технологиях, это было бы вполне реальным", так комментирует и Duncan Lennox из Jane's Strategic Weapon Systems.

Бори́с Ива́нович Шавы́рин (27 апреля (10 мая) 1902, Ярославль — 9 октября 1965, Москва).

Закончил Ярославский вечерний рабочий факультет (1925), затем МВТУ им. Н. Э. Баумана (1930) по специальности «инженер-механик по артиллерийскому вооружению». Работал инженером в производственном отделе Орудийно-оружейно-пулемётного объединения, параллельно занимался преподавательской деятельностью, вёл в МВТУ курс сопротивления материалов.

Накануне Великой Отечественной войны Наркомат госбезопасности завёл на Шавырина уголовное дело по обвинению его во «вредительстве, злостном и преднамеренном срыве создания миномётов», распоряжение о его аресте было подписано наркомом госбезопасности и генеральным прокурором. Однако по настоянию наркома вооружений Б. Л. Ванникова он не был осуждён.

Серге́й Па́влович Непобеди́мый (род. 13 сентября 1921, Рязань). Окончил МВТУ в 1945 году по специальности «инженер-механик по боеприпасам», тема дипломного проекта — «Ракетный комплекс повышенной дальности для борьбы с танками»Считается ,что Сергей Павлович ушел сам из КБМ- тем самым выразив протест против ликвидации комплекса «Ока»— по Договору о ракетах средней и меньшей дальности,причем никоим образом под него не попадавшего .

КБМ- головное предприятие по разработке комплексов оперативно-тактических ракет, противотанковых и переносных зенитноракетных комплексов, а также не стратегической системы противоракетной обороны.

В настоящее время начальником и главным конструктором государственного предприятия "КБ машиностроения" является Николай Гущин.Продукция:"Шмель"2К15. 3М6[АТ-1. Snapper],"Шмель"2К16. 3М6[АТ-1. Snapper],"Малютка" 9К11. 3М14 [АТ-3А. Sagger A],"Малютка" 9К14. 9М14 [АТ-3А. Sagger A],"Малютка-М" 9К14М. 9М14М [АТ-3В. Sagger В],"Малютка-П" 9К14П. 9М14П[АТ-3С. Sagger С],"Малютка" 9К14. 9М14-2 [АТ-3А. Sagger A],"Штурм-В" 9К113. 9М114 [АТ-6. Spiral],"Штурм-С" 9К113. 9М114[АТ-6. Spiral],"Штурм" "Атака" 9М120,"Хризантема" 9М123"Стрела-2" 9К32. 9М32[SAZGrail],"Стрела-2М" 9К32М. 9М32М[SAZGrail],"Стрела-3" 9К34. 9М36[S.А-14. Gremlin],"Стрела-3М" 9К34М. 9М36М [SА-14. Gremlin],"Игла-1" 9М39 [SA16. Gimlet] "Игла" 9М313[SA18. Gimlet],"Игла" 9М313 (авиационный вариант)"Точка" (ОТР-21). 9К79. 9М79[SS-21. Scarab],"Точка-Р" (ОТР-21) 9К79 [SS-21. Scarab],"Точка-У" (ОТР-21). 9К79-1. 9М721 [SS-21. Scarab]"Ока"(ОТР-23). 9М714[SS-23. Spider],"Ока-У" (ОТР-25) [SS-X-26] и герой рассказа "Гном".

Использованы материалы:http://www.astronautix.comhttp://tmru.bizland.comhttp://kbm.ru/http://www.liveinternet.ruhttp://www.kap-yar.ru

Использованы фотографии:http://www.astronautix.comhttp://kbm.ru/http://radikal.ruhttp://www.milrus.com

topwar.ru

КБМ готово к экспорту новейших разработок

5:00 / 23.08.14

«Лучник-Э» - новый зенитно-ракетный комплекс / Фото: Ростех

Конструкторское бюро машиностроения, входящее в холдинг "Высокоточные комплексы", готово осуществлять экспортные поставки своих новейших разработок. В частности, речь идет о новейшем войсковом зенитном ракетном комплексе (ЗРК) «Лучник-Э». Об этом сообщил генеральный директор – генеральный конструктор КБМ Валерий Кашин.

«Мы готовы вести поставки ЗРК "Лучник-Э" в том случае, если это будет необходимо», – сообщил Валерий Кашин.

Разработка новейшего ЗРК велась КБМ в инициативном порядке. «Лучник-Э» – наша инициативная разработка, она выполнялась исходя из того, что за рубежом находится большое количество ЗРК «Стрела-10», но при этом производство к ним зенитной управляемой ракеты (ЗУР) прекращено. Как следствие, были просьбы некоторых стран предложить более современный комплекс, – сказал Валерий Кашин. – «Лучник-Э» на базе переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла-С» работает на той же дальности, но с большим уровнем эффективности и повышенной помехозащищенностью».

Сегодня «Лучник-Э» готов для запуска в производство. «Нами получена соответствующая литера на документацию, разрешающая начать серийное производство», – подчеркнул Валерий Кашин.

ЗРК "Лучник-Э" / Фото: Виталий Кузьмин

ЗРК «Лучник-Э» представляет собой глубокую модернизацию ЗРК «Стрела-10». Комплекс оснащен восемью ЗУР, аналогичными применяющимся в ПЗРК «Игла-С», что исключает трудности снабжения войск ПВО ближнего действия. Особенностями «Лучника-Э» являются возможность производить залповый пуск ЗУР по одной цели, а также способность одновременно отслеживать порядка четырех целей. Максимальная высота поражения цели достигает 3,5 тыс. м, дальность – 6 тыс. м. ЗРК «Лучник-Э» может применяться при сопровождении танковых колонн. Плавающее шасси МТЛБ обеспечивает возможность ведения стрельбы на плаву. Экипаж машины состоит из четырех человек: механика-водителя, двух операторов зенитного ракетного вооружения, стрелка-радиста. Ранее сообщалось, что к новой машине проявляли интерес Туркменистан, Азербайджан и Казахстан.

НПК «КБМ» также готово производить оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер-М" для экспортных поставок в случае поступления соответствующих заказов. «Мы готовы вести переговоры и, как только будут подписаны контракты, приступим к их выполнению», – сообщил Валерий Кашин.

По его словам, сегодня корпорация вышла на заданный производственный режим, обеспечивающий поставки Министерству обороны России двух бригадных комплектов ОТРК «Искандер» в год.

ОТРК «Искандер-М» / Фото: Антон Тушин

Валерий Кашин отметил, что реализация программ гособоронзаказа и развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) создали объективные предпосылки к выполнению экспортных поставок «Искандера». «Производство сейчас находится в таком состоянии, что если поступит заказ – выполним», – заверил Валерий Кашин.

Ранее он заявил о готовности предприятия экспортировать «Искандеры», но отметил, что зарубежным клиентам было рекомендовано не обращаться с соответствующими запросами раньше 2015 года. По его словам, это было связано с наличием долгосрочного контракта от Минобороны, потребовавшего нарастить объемы выпуска в 4–5 раз. Глава КБМ отметил тогда, что компания вместе с «Рособоронэкспортом» уже возобновила усилия по продвижению «Искандеров» на экспорт.

В ходе выставки «Оборонэкспо-2014» глава холдинга «Высокоточные комплексы», в который входит НПК «КБМ, Александр Денисов также сообщил, что ОТРК «Искандер» разрешен к экспорту и будет поставляться за рубеж при поступлении соответствующего заказа.

Ранее сообщалось об интересе Казахстана к экспортной версии комплекса «Искандер-М».

В ближайшее время КБМ рассчитывает завершить испытания нового комплекса активной защиты (КАЗ) для перспективной бронетанковой техники. «Те требования, которые Нижний Тагил (корпорация «Уралвагонзавод») выдвинул к новому комплексу активной защиты, существенно отличались от той компоновки КАЗ, которая производилась для танков Т-80, – отметил Валерий Кашин. – В результате потребовались существенная перекомпоновка всего комплекса и проведение соответствующих испытаний». «Рассчитываю, что в ближайшее время испытания будут завершены», – добавил он.

В 1990-е годы крупнейший американский производитель бронетехники – компания «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системз» (General Dynamics Land Systems) – проявляла интерес к закупке российского КАЗ "Арена". Одним из требований американской стороны было обязательное предоставление боевого экземпляра «Арены» для испытаний на американском полигоне. Однако российская сторона отказалась пойти на этот шаг, полагая, что в результате передачи КАЗ «Арена» для испытаний на территории США, будет утрачен ряд чувствительных технологий, сообщила пресс-служба Ростеха.

Справка

НПК «Конструкторское бюро машиностроения» входит в состав холдинга Ростеха «Высокоточные комплексы». За время своего существования бюро изготовило свыше 40 различных образцов вооружения. Среди них: ПТРК «Малютка», «Штурм-С» и «Штурм-В», ПЗРК «Стрела-2» и «Игла», ТРК «Точка», «Точка-У» и ОТРК «Ока».

Холдинг "Высокоточные комплексы" создан с целью объединения научно-технического потенциала группы профильных предприятий. Холдинг специализируется на создании перспективной военной и специальной техники в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий.

Техническая справка 

Зенитный ракетный комплекс ближнего радиуса действия «Лучник-Э»

ЗРК БД «Лучник-Э», разработанный ОАО «НПК «КБМ» совместно с предприятиями ОАО «САЗ» и ОАО «ГРПЗ», предназначен для защиты малоразмерных объектов и войсковых подразделений (в том числе при совершении марша) от ударов низколетящих средств воздушного нападения поражением их самонаводящимися ЗУР 9М342 из состава ПЗРК «Игла-С» (9К338) в условиях организованных и естественных оптических помех, в дневных и ночных условиях с обеспечением автоматического обнаружения и сопровождения обстреливаемой цели.

Фото: Павел Птицин

Комплекс способен днем и ночью поражать современные самолеты тактической авиации, вертолеты, крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Комплекс способен поражать воздушные цели в движении со скоростью до 20 км/ч. 

Особенности ЗРК БД «Лучник-Э»: 

  • высокая мобильность и автономность действий, высокая проходимость, может преодолевать водные преграды на плаву, транспортироваться на внешней подвеске вертолета, воздушным, железнодорожным и водным транспортом и на полуприцепах
  • высокая скрытность боевого применения за счет использования пассивных средств круглосуточного обнаружения и сопровождения воздушных целей
  • может применяться автономно или в составе подразделения (батареи) ПВО с обеспечением автоматизированного боевого управления с батарейных командных пунктов типа 9С737МК «Ранжир-МК», ППРУ-М1, ПУ-12, и т.п. 
  • автоматический поиск по данным внешнего целеуказания или автономный поиск целей сканированием в заданном секторе, ручной или автоматический захват и автоматическое сопровождение до 4 целей станцией оптико-электронной круглосуточной (СОЭК) БМ
  • возможность выбора режима стрельбы ракетами в зависимости от условий воздушной обстановки, типа цели и требуемой эффективности ее поражения
  • дополнительная возможность стрельбы по целям двумя стрелками-зенитчиками «с плеча» с использованием пусковых механизмов, входящих в комплект БМ
  • повышенный возимый боекомплект ракет. 

Фото: Виталий Кузьмин

Фото: Виталий Кузьмин

Тактико-технические показатели

Количество ракет на ПУ/ в боеукладке, шт 8 / 8
Виды стрельбы одиночный, последовательный и залповый пуски, вдогон и навстречу 
Углы наведения ПУ, градусов:
по азимуту 360
по углу места от – 15 до +70
Количество независимых огневых каналов (с учетом организации стрельбы с плеча членами расчета), шт3, из них:
1 канал с ПУ БМ
2 канала  с использованием членами расчета двух МП 9П522
Дальность обнаружения цели км:
КР, ДПЛА не менее 6
вертолет  не менее 10
самолет не менее 4,5
Время реакции комплекса, не более, с8,5
Время перевода боевой машины ЗРК БД из походного положения в боевое и обратно, минне более 3
Время перезаряжания двумя членами расчета всего боекомплекта из 8-ми ракет, мин не более 15
Время перевода в боевую готовность развёрнутых средств боевой машины из выключенного состояния, мин 3
Максимальная скорость передвижения по суше / на плаву, км/ч 61,5 / 5-6
Расчет, человек 3

Состав: Боевые средства: 

  • боевая машина И34 (в БМ предусмотрено размещение двух пусковых механизмов 9П522 из состава ПЗРК «Игла-С»)
  • средства поражения – ракеты 9М342 из состава ПЗРК «Игла-С» 

Средства технического обслуживания: 

  • подвижный контрольный пункт 9В866-2 для регламентных проверок ЗУР 9М342 и ПМ 9П522
  • комплект контрольно-проверочной аппаратуры 9Ф719-2 для регламентных проверок ЗУР 9М342 и ПМ 9П522 (для баз и арсеналов)
  • комплект технического обслуживания 288.30.00.000 для технического обслуживания БМ

Учебно-тренировочные средства:

  • учебный комплект АКЯТ.00002 для обучения оператора поиску, обнаружению и захвату цели, а также проведению пуска ракет
  • макет ЗУР в пусковой трубе габаритно-массовый 9М342-МАКЕТ.000 для обучения перезаряжанию БМ ракетами
  • комплект габаритно-массовых макетов модуля универсального пускового 288.50.00. 000 для обучения перезаряжанию БМ ракетами

 

Техническая справка 

На сегодняшний день одними из лучших в классе оперативно-тактических ракетных комплексов являются российские «Искандеры», выпускаемые на мощностях «Конструкторского бюро машиностроения» в Коломне. Организация входит в холдинг «Высокоточные комплексы». 

ОТРК "Искандер-М" / Рисунок: expert.ru 

Началу создания оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» положил Договор по ракетам средней и малой дальности (РСМД) 1987 года, а также отказ от применения ядерного оружия во время войны. В связи с этим требовалось создать военный комплекс, с помощью которого возможно управлять ракетой на всей траектории полета и попадать точно в цель. 

Важна была и высокая степень автоматизации процессами обмена информацией и управления боевой работой. Впервые «Искандер» представили в августе 1999 года на аэрокосмическом салоне МАКС. На сегодняшний день по тактико-техническим характеристикам «Искандер» превосходит существующие отечественные и зарубежные ракетные комплексы. 

Комплекс состоит из ракеты, самоходной пусковой установки, транспортно-заряжающей машины, машины технического обслуживания, пункта подготовки информации и комплекта арсенального оборудования. Сегодня существуют три вида комплексов: «Искандер-М», «Искандер-Э» и «Искандер-К». 

Первый предназначен исключительно для российской армии,  второй – экспортный вариант, третий оснащен крылатыми ракетами. Комплексы отличаются уровнями секретности и «распределением» ракет. 

Фото: Пресс-служба МО РФ

Фото: Пресс-служба МО РФ

ОТРК также могут быть оснащены разными типами ракет.  По своим характеристикам «Искандер-М» превосходит зарубежные аналоги в своем классе по точности и скорости подготовки ракет к запуску. Кроме того, за счет уникальной стелс-технологии «Искандер-М» имеет повышенную вероятность преодоления противоракетной обороны.  

Для вывода ракеты на цель в комплексе используют инерциальную систему управления. Она захватывается автономной корреляционно-экстремальной оптической головкой самонаведения (ГСН). Принцип действия самонаведения ракеты основывается на формировании оптической аппаратурой ГСН изображения местности в месте цели. Ракета маневрирует с большими перегрузками и летит по непредсказуемой траектории. 

Ожидается, что в будущем «Искандер-М» станет основой ракетных формирований Сухопутных войск РФ. До 2020 года на вооружение поставят 120 новых ракетных комплексов.  Производством «Искандеров» занимается коломенская Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения», входящая в холдинг «Высокоточные комплексы». Бюро основано в 1942 году. И за 70 лет своего существования изготовило свыше 40 различных образцов вооружения. Среди них:  ПТРК «Малютка», «Штурм-С» и «Штурм-В», ПЗРК «Стрела-2» и «Игла», ТРК «Точка», «Точка-У» и ОТРК «Ока».  

Цель будет пражена / Фото: peacekeeper.ru

Тактико-технические показатели

Дальность стрельбы, км   50-280
Время пуска ракет, мин 4-15
Интервал между пусками, мин 1
Количество ракет на СПУ/ТЗМ 2/2
Дальность прямого выстрела, мдо 700
Прицельная дальность, мдо 550
Бронепробиваемость  (под углом 60 градусов к нормали)до 750
Тип БЧ 

кассетная,

осколочно-фугасная,

проникающая

Система управленияавтономная инерциальная с оптической ГСН
Масса ракеты/БЧ, кг 3800/480
Двигатель ракеты       РДДТ
Температурный диапазон, град. + 50
Срок эксплуатации, год   10, в т.ч. 3 в полевых условиях  

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  www.arms-expo.ru

www.arms-expo.ru

130-мм пушка М-46 / 52П482

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)М-46 / 52П482130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор -  М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ - 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ - 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М - "Мотовилиха", район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г., а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 - 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С ( в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение ), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г., на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.

130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.). Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы").

Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.

Конструкция - массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.

При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.

ТТХ пушки:Расчет - 8-10 чел

Длина орудия в походном положении - 11.73 мДлина ствола - 7,6 м / 58 калибровШирина орудия в походном положении - 2.45 мУглы наведения по вертикали - от -2 до +45 градУглы наведения по горизонтали - сектор 50 град

Масса в походном положении - 8550 кгМасса боевая - 7700 кгМасса снаряда - 33.4 кг (ОФС)

Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)Скорость снаряда начальная - 930 м/сКучность стрельбы:- по дальности, Вд/Х мак - 1 / 267 - по боку, Вб - 14 мСкорострельность - 8 выстр/мин

Боеприпасы:- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Статус: СССР / Россия

Экспорт:Египет:- 1994 г. - пушка состоит на вооружении.

130-мм пушки М-46 на параде в Египте (О'Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.). Израиль:- 1994 г. - пушка состоит на вооружении (трофейные арабские пушки). Боеприпасы производятся в т.ч. для поставок на экспорт.

Индия:- 1994 г. - есть на вооружении. Кроме пушки так же на вооружении состоит САУ "Катапульта" с пушкой М-46 на шасси танка "Виджаянта".

- 2001 г. - Индия заключила с израильской компанией Soltam контракт на модернизацию 180 пушек М-46 с переоснащением стволами калибра 155 мм. Позднее соглашение было расширено до 500 орудий.

- 2013 г. 18 января - Министерство обороны Индии объявило о планах закупить 400 модернизированных буксируемых пушек М-46. Проект модернизации пушек подготовлен Министерством обороны совместно с индийскими компаниями Tata, Larsen & Toubro и Bharat Forge. модернизация подразумевает замену ствола на ствол с калибром 155 мм длиной 45 калибров.  Модернизация пушек будет производиться в Индии. Предположительно подрядчиком будет компания Tata и работы с пушками будут весьись на заводе в Бангалоре. По данным СМИ сейчас на вооружении ВС Индии 2200 пушек М-46.

Модернизированная 155-мм пушка М-46 ВС Индии (фото - Jane's, обработано).

Самоходная пушка Arjun Catapult с пушкой М-46 в качестве артиллерийской части установки. Выставка DefExpo-214, Индия, 06.02.2014 г. (http://defenceforumindia.com/).

Китай - выпускалась под названием 130-мм пушка Тип 59-1. Так же к пушке выпускался широкий спектр оригинальных боеприпасов, включая снаряд ERFB-BB с дальностью стрельбы 38000 м.

Ливан:- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).

Сирия:- 1970-е годы - первые поставки пушек М-46.

Огонь ведет батарея пушек М-46 122-го полка вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Самоходный вариант пушки М-46 на шасси грузовика Mercedes 4140 103 артиллерийского полка правительственной Сирийской армии в окрестностях Дамаска. Положение орудия сразу после выстрела. Вероятно, январь-февраль 2013 г. (http://imp-navigator.livejournal.com).

ЮАР:- 1994 г. - пушка состоит на вооружении (трофейные ангольские пушки). Боеприпасы производятся в т.ч. для поставок на экспорт.

Источники:130-мм буксируемая пушка М-46. Сайт http://mz.perm.ru, 2008 г.Лента.ру. 2013 г.О'Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. М., 2000 г.Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

militaryrussia.ru