Артиллерия резерваВерховногоГлавнокомандования Зенитная артиллерия Морская артиллерия Корабельнаяартиллерия Береговаяартиллерия

dic.academic.ru

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Бизнес 26 февраля 2015

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Видео по теме

Таблица

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики. Пушка д 30 характеристики


152-мм Пушка-гаубица Д-20 1955 Года

Артиллерийская система Д-20 была создана советскими конструкторами-оружейниками в 1955 году и получила индекс Главного Артиллерийского управления 52-П-546. Орудие создавалось в послевоенные годы в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Новая артиллерийская система должна была заменить аналогичное оружие МЛ-20 образца 1937 года, участвовавшее в ходе Второй мировой войны.

Основные особенности конструкции

Созданное орудие предназначалось для поражения хорошо укрепленных объектов и замаскированных целей на дистанции свыше 17 км. Обладая высоким углом наклона в 58⁰, пушка Д-20 могла вести навесной гаубичный огонь фугасными, бетонобойными и осколочно-фугасными снарядами по скрытым целям. Длинный ствол, мощный лафет и развитая колесная база позволяли использовать орудие этого типа в полосе фронта в качестве орудия непосредственной поддержки войск.

Орудие выполнено по классической схеме: буксируемый лафет с раздвижными станинами, ручная полуавтоматическая система заряжания. Длинный ствол в 34 калибра существенно увеличивал баллистические характеристики системы, делая ее универсальным огневым средством вооруженной борьбы. В Советском Союзе орудие выпускалось с 1954 года. Параллельно с этим советская новая пушка-гаубица Д-20 выпускалась в различных модификациях в Китае и в Румынии.

Одна из самых мощнейших артиллерийских систем XX века — советская пушка-гаубица Д-20, образца 1955 года

Тактико-технические характеристики советской пушки-гаубицы Д-20 образца 1955 года

  • Расчет — 10 человек.
  • Боевая масса — 5,65 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от -3 до +45 градусов, угол горизонтального наведения — 58 градусов.
  • Скорострельность: 4-6 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 17410 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивно-осколочные, зажигательные, активно-реактивные снаряды.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда — 43,5 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 2,5-3 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами АТ-Л, АТ-С, грузовым автомобилем Урал-375.

Орудие Д-20 калибра 152-мм успешно применялось в ходе многочисленных вооруженных конфликтов XX века, на Ближнем Востоке, во время войны во Вьетнаме и в Демократической Республике Афганистан.

Фото

militaryarms.ru

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Таблица

Название характеристики

Значение показателя

Начальная скорость снаряда

740 мм/секунду

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

70 градусов

Угол вращения в горизонтальной плоскости

360 градусов

Боевая масса

3,2 тонны

Максимальная скорострельность

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

16 километров

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз - съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать - упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

fb.ru

Гаубица Д-30 122-мм Фото. Фидео. Устройство. Скорострельность

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Буксируемая гаубица Д-30 - видео

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.

У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.

Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.

На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.

В СССР в одной танковой дивизии находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии - 72 (каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а артиллерийский - два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.

Модификации гаубицы Д-30

Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.

Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;

2А18М-1 — добавлен досылатель;

Д-30J — югославская модификация;

«Саддам» — иракская модификация;

Type-96 — китайская версия;

«Халифа» — суданская версия;

Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.

«Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А

- Принят на вооружение: 1963- Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)

Расчёт: 6 человек

Скорость снаряда Д-30А

- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

- Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг- Масса кумулятивного снаряда: 14 кг- Масса заряда (полного): 4 кг

Дальность стрельбы Д-30А

- Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Габаритные размеры Д-30А

- Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)- Длина нарезной части: 3,4 м- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м- Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м- Высота линии огня: 0,9 м- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м- Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м- Клиренс (минимальный): 0,325 м

- Число нарезов: 36- Наибольший угол возвышения: 70°- Наименьший угол склонения: −7°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°- Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л- Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л- Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л- Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м- Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Вес Д-30А

- Гаубица в боевом положении: 3200 кг.- Гаубица в походном положении: 3290 кг.- Ствол: 1,05 т- Затвор: 30 кг- Качающая часть: 1,5 т- Откатная часть: 1,23 т- Люлька: 210 кг- Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг- Верхний станок: 212 кг- Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг- Станины (две): 310 кг- Накатник в собранном виде: 73 кг- Колёса со ступицей: 148 кг- Лыжная установка: 270 кг

Скорострельность Д-30А

- Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин

- Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч

 

Фото гаубицы Д-30

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)Д-30 / 2А18Д-30А / 2А18МД-30А-1 / 2А18М-1122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9").  Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).122-мм гаубица Д-30А (публикация - 2012 г., фото - О.Балашов, http://www.mil.ru).

122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото - Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Конструкция - лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы - стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) - Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.

Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото - Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

ТТХ гаубицы:
  Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М
Расчет 7 чел 7 чел
Калибр 121,9 мм 121,9 мм
Длина орудия в походном положении 5400 мм 5400 мм
Длина ствола 4875 мм (38 калибров)  
Ширина орудия в походном положении 1950 мм 1950 мм
Углы наведения по вертикали от -7 до +70 град от -7 до +70 град
Углы наведения по горизонтали сектор 360 град сектор 360 град
Масса при буксировке   3400 кг
Масса боевая максимальная 3150 кг  
Дальность стрельбы максимальная - 15400 м (ОФС)- 21900 м (АРС) - 15300 м (ОФС, источник)
Скорость снаряда начальная 690 м/с  
Время перевода из транспортного положения в боевое 1.5-2.5 мин 1.5-2.5 мин
Скорострельность боевая 6-8 выстр/мин 6-8 выстр/мин (источник)
Скорость буксировки по асфальту или бетону 80 км/ч 80 км/ч

Боеприпасы:- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

- активно-реактивный снаряд (АРС).

- осколочный снаряд (ОС) - основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).Масса - 21.76 кг

- бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).Бронепробиваемость - 200 мм на дальности 630 м

- дымовой снаряд (ДС).

- осветительный снаряд (ОСС).

- агитационный снаряд (АГС).

- специальный химический снаряд - по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации:- Д-30 - базовая модель гаубицы.

- Д-30А / 2А18М - модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. - в производстве (источник).

- Д-30А-1 / 2А18М-1 - вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).

- САУ 2С1 - самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30. 

Статус: СССР / Россия- 1979-1989 г.г. - гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

- 2013 г. - состоит на вооружении ВС России.

Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия - была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам - была и возможно есть на вооружении.

ГДР - была на вооружении.

Египет - гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай - гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ  122-мм Тип 85.

КНДР - гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее). - 2013 г. 27 июля - на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).

Ливан:- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия - была и возможно есть на вооружении.

Польша - была и возможно есть на вооружении.

Румыния - была и возможно есть на вооружении.

Сирия:- 1970-1980-е годы - первые поставки- 2015 г. - есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.

Солдаты армии Башара Асада ведут бои около города Морек в Сирии, 07.10.2015 г. (фото - AP Photo/Alexander Kots, http://tass.ru). Судан:- 2013 г. февраль - на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект - 45 выстрелов, расчет - пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник).  122-мм гаубица Khalifa GHY02 созданная на базе гаубицы Д-30 (снятие ретуши наше, источник). Чехословакия - была и возможно есть на вооружении.

Эстония - гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.- 2014 г. - Д-30 есть на вооружении.

Гаубица Д-30 на показе военной техники в Валга в честь эстонского праздника, 23.06.2014 г. (фото - Jassu Hertsmann, http://rus.delfi.ee/). Югославия - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Источники:Артиллерийский завод №9. 2006 г. (источник).О'Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.Памятники Москвы. Гаубица Д-30. Сайт http://dervishv.livejournal.com, 2011 г.Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

militaryrussia.ru

122-мм гаубица Д-30 - это... Что такое 122-мм гаубица Д-30?

122-мм гаубица Д-30 Тип: Страна: История производства Производитель: Варианты: Характеристики Масса, кг: Длина, мм: Длина ствола, мм: Ширина, мм: Высота, мм: Экипаж (расчёт), чел.: Калибр, мм: Противооткатное устройство: Лафет: Угол возвышения: Угол поворота: Скорострельность,выстрелов/мин: Прицельная дальность, м: Максимальнаядальность, м: Изображения на Викискладе?:
гаубица
СССР
Завод №9
2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
3200 кг (в боевом положении)
5,4 м (в походном положении)
ствол: 38 калибров
1,9 м (в походном положении)
1,6 м (в походном положении)
8 человек
122 мм
гидропневматическое
трёхстанинный
от −7° до +70°
360°
1 выстрел в минуту (sustained), 7-8 в/мин. (max)
15300 м
22000 м (активно-реактивным снарядом)
122-мм гаубица Д-30
122-мм гаубица Д-30

Гаубицы калибром 122-мм Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18) и предназначена для выполнения следующих основных задач:

  • уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящихся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
  • уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
  • разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
  • проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
  • борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника. На вооружении 35 стран находится около 3600 орудий, без учёта стран СНГ[1]

В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.

Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.

Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Калибр 122мм

Начальная скорость

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный) 690 м/с Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный) 270—565 м/с Начальная скорость кумулятивного снаряда 740 м/с Наибольшее давление пороховых газов 250 МПа Наибольшая дальность стрельбы 15,9 км Масса осколочно-фугасного снаряда 21 кг Масса кумулятивного снаряда 14 кг Масса заряда (полного) 4 кг

Конструктивные

Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки) 4,66 м (38клб) Длина ствола без дульного тормоза 4,3 м (35клб) Длина нарезной части 3,4 м Число нарезов 36 Наибольший угол возвышения 70° Наименьший угол склонения −7° Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18° 360° Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами 66° Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами ±29° Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей 10,3 л Количество жидкости «Стеол М» в накатнике 9,7 л Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме 0.45 л Начальное давление в накатнике 4.6 МПа Нормальная длина отката 0,74-0,93 м Давление в уравновешивающем механизме 6МПа

Габаритные

Длина гаубицы в походном положении 5,4 м Ширина гаубицы в походном положении 2,2 м Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей) 1,8 м Высота линии огня 0,9 м Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0° 7,8 м Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении 5,6 м Клиренс (минимальный) 0,325 м

Массовые

Гаубица в боевом положении 3200 кг. Гаубица в походном положении 3290 кг. Ствол 1,05 т Затвор 30 кг Качающая часть 1,5 т Откатная часть 1,23 т Люлька 210 кг Тормоз откатых частей в собранном виде 75 кг Верхний станок 212 кг Нижний станок с неподвижной станиной 318 кг Станины (две) 310 кг Накатник в собранном виде 73 кг Колёса со ступицей 148 кг Лыжная установка 270 кг

Эксплуатационные

Скорострельность гаубицы 6-8 выстр/мин Время перевода из походного положения в боевое 1,5-2,5 мин Наибольшая скорость транспортировки 80 км/ч

Устройство гаубицы

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и затвора. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение

Гаубица Д-30 в больших количествах состоит на вооружении во многих странах мира. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Производилась кроме СССР в Ираке, Египте, Югославии и Китае. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок, в частности 2С1 Гвоздика. В Воздушно-десантных войсках гаубицу десантируют с воздуха на специальной платформе.

С 23 июня 2009 года две гаубицы (Д-30 1968 года выпуска и Д-30А 1978 года выпуска) используются для проведения традиционного полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

Место в организационно-штатной структуре

В ВС СССР и ВС РФ (до реформы 2008 года) входила в состав гаубичных артиллерийских дивизионов мотострелковых полков (постепенно заменялась САУ 2С1 «Гвоздика»), двух гаубичных артиллерийских дивизионов артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий и в артиллерийских полков воздушно-десантных дивизий[источник не указан 301 день].

Модификации

Semser — модификация Д-30 в вариант САУ на шасси КАМАЗ-63502.

На вооружении

  •  СССР
  •  Азербайджан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[2]+ 30 в 2010 реэкспорт из России[3]
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2007 год[4]
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2007 год[5]
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2007 год[6]
  •  Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[7]
  •  Белоруссия — 202 Д-30, по состоянию на 2007 год[8]
  •  Босния и Герцеговина — 81 Д-30, по состоянию на 2007 год[9]
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2007 год[10]
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[11]
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[12]
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[13]
  •  Грузия — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[14]
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[15]
  •  Египет — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[16]
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2007 год[17]
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2007 год[18]
  •  Израиль — 5 Д-30, по состоянию на 2007 год[19]
  •  Индия — 550 Д-30, по состоянию на 2007 год[20]
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2007 год[21]
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2007 год[22]
  •  Казахстан — 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[23]
  •  Камбоджа — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[24]
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2007 год[25]
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2007 год[26]
  •  ДР Конго — некоторое количество Д-30 или М-30, по состоянию на 2007 год[27]
  •  КНДР — 3 500 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[28]
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[29]
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[30]
  •  Ливан — 24 Д-30, по состоянию на 2007 год[31]
  •  Ливия — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[32]
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[33]
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[34]
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2007 год[35]
  •  Монголия — около 300 Д-30, по состоянию на 2007 год[36]
  •  Нигерия — 200 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[37]
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[38]
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[39]
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2007 год[40]
  •  Пакистан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[41]
  •  Перу — 42 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2007 год[42]
  •  Россия:
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[47]
  •  Сербия — 271 Д-30, по состоянию на 2007 год[48]
  •  Сирия — 500 Д-30, ещё более 50 САУ на шасси Т-34, по состоянию на 2007 год[49]
  •  Словакия — 52 Д-30, по состоянию на 2007 год[50]
  •  Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[51]
  •  Таджикистан — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[52]
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[53]
  •  Туркмения — 180 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Украина — 443 Д-30, по состоянию на 2007 год[55]
  •  Финляндия — 84 H 63, по состоянию на 2010 год[56]
  •  Хорватия — 42 Д-30, по состоянию на 2007 год[57]
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[58]
  •  Эстония — закуплено 36 штук [59].
  •  Эфиопия — около 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[60]

Примечания

Источник

Руководство службы «122-мм гаубица Д-30А (2А18М)», М. Воениздат МО СССР, 1981

Название характеристики

Значение показателя

Начальная скорость снаряда

740 мм/секунду

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

70 градусов

Угол вращения в горизонтальной плоскости

360 градусов

Боевая масса

3,2 тонны

Максимальная скорострельность

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

16 километров

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз - съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать - упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

Источник: fb.ru Автомобили Автобус Курганского автомобильного завода - КАвЗ-3976: описание, фото и технические характеристики

Советские автобусы, выпускаемые Курганским автомобильным заводом с индексом 3976, имеют достаточно длинную историю, которая исчисляется практически двадцатилетним стажем. Первая модель дебютировала в 1989 г. После это...

Автомобили ЗиЛ-135 ("Ураган"): фото и техническая характеристика

Первые военные грузовики значительно отличались от того, что создается сейчас. Еще во времена Великой Отечественной Войны особую популярность получили так называемые многоцелевые фургоны, различного рода штабные транс...

Автомобили ВАЗ-21310: отзывы, фото и технические характеристики

Автомобиль ВАЗ-21310 - удлиненный вариант базовой модели ВАЗ-2121, с пятидверным кузовом. Выпускается с декабря 1993 года, пользуется повышенным спросом. 5 февраля с конвейера в Тольятти сошел стотысячный экземпляр. К...

Автомобили ВАЗ-2106. Отзывы, цены, фото и технические характеристики

ВАЗ 2106 "Жигули" - советский автомобиль малолитражного класса с кузовом типа "седан", преемник модели ВАЗ 2103. Характеристики машины полностью отвечали требованиям того времени, и производство ВАЗ 2106, самого попул...

Бизнес Вертолеты Камова: все модели. Фото и технические характеристики

Первые вертолеты Камова (Ка) поднялись в воздух в далёком 1953 году. 14 апреля многоцелевой геликоптер Ка-15 стал пионером массового производства, созданным в опытном конструкторском бюро (ОКБ) имени Николая Ильича Ка...

Бизнес Тепловозы России. Новые тепловозы, фото и технические характеристики

Железнодорожный транспорт – это один из самых удобных и доступных по цене видов транспорта, которым пользуются миллионы людей. На территории РФ благодаря возможностям железной дороги ежедневно осуществляются тыс...

Бизнес Истребитель 6 поколения. Реактивный истребитель: фото и технические характеристики

Военно-воздушные силы - один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов - важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира - России, США, Китая - стремятся в э...

Новости и общество «Маузер 98К». Карабин Mauser 98K: фото и технические характеристики

Вторая мировая война стала наиболее трагической вехой в истории минувшего столетия. Она нанесла такие раны, которые заживут еще очень не скоро. Но именно она дала человечеству огромное количество новых технологий и ме...

Образование Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие подводные лодки Второй мировой войны были очень мощными, поскольку л...

Спорт и Фитнес Охотничье ружье "Зауэр": модели, фото и технические характеристики

Ружье «Зауэр», пожалуй, известно каждому охотнику в России, что неудивительно. С самого начала производственной деятельности фирма пыталась поставить свою продукцию на советский рынок, что в конце концов у...

monateka.com

122-мм гаубица Д-30 Википедия

Тип Страна История службы Принят на вооружение Войны и конфликты История производства Производитель Варианты Характеристики Масса, кг Тип тягача Длина, мм Длина ствола, мм Ширина, мм Высота, мм Экипаж (расчёт), чел. Калибр, мм Затвор Противооткатное устройство Лафет Угол возвышения Угол поворота Скорострельность,выстрелов/мин Прицельная дальность, м Максимальнаядальность, м
122-мм гаубица Д-30А
Д-30А на учебном полигонеАлматинского Института Сухопутных Войск
гаубица
СССР
1963
Завод № 9ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1]
2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
3200 (в боевом положении)
Урал-4320
5400 (в походном положении)
4660 (38 клб)
1900 (в походном положении)
1600 (в походном положении)
6
122
клиновый
гидропневматическое
трёхстанинный
от −7° до +70°
360°
7-8 
15300
22000 (активно-реактивным снарядом)
 122-мм гаубица Д-30А на Викискладе
122-мм гаубица Д-30

122-мм гаубица Д-30 — (Индекс

ru-wiki.ru