ПТ-76 плавающий танк: описание, характеристики и интересные факты. Пт 76 танк


описание, характеристики и интересные факты

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.

пт 76 плавающий танк

История создания

Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).

Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.

Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование "плавающий танк ПТ-76" и был принят на вооружение.

Конструкционные особенности

Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:

  1. Отделением управления, размещенным в носовой части.
  2. Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
  3. Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).

плавающий танк пт 76 с 60

В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.

Танк ПТ-76: характеристики

Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:

  • Тип машины – плавающий танк.
  • Год выпуска – 1951.
  • Состав экипажа – три человека.
  • Схема компоновки – классическая.
  • Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
  • Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
  • База – 4,08 м.
  • Колея – 2,74 мм.
  • Просвет дорожный – 37 см.
  • Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
  • Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
  • Дальность выстрела – до 12 км.
  • Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
  • Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
  • Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч - на плаву.
  • Вес – 14 тонн.
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.
  • Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
  • Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
  • Мощность удельная – 17,1 л. с/т.

Приспособления наблюдения и связи

Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.

танк пт 76 характеристики

Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.

В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.

Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части

По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.

При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.

танк пт 76 описание

Модификации

На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:

  1. Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
  2. Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
  3. В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
  4. На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.

пт 76 и бтр 50 великолепные и ненужные поплавки

Интересные факты

Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.

Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.

В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.

пт 76 легкий плавающий танк

Участие в других военных конфликтах

Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:

  • Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
  • Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
  • Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
  • Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.

В завершение

Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.

модернизированный танк пт 76б

Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».

fb.ru

великолепные и ненужные «поплавки» » Военное обозрение

Опыт Второй мировой войны со всей очевидностью показал, сколь нелегкая задача – преодоление водных преград. Пожалуй, в наибольшей степени трудности с ее разрешением испытывала Красная армия.

Проблема переправы

Во-первых, в 1943–1945 годах по мере продвижения на запад нашим войскам пришлось переправляться через огромное количество рек, озер, проливов и лиманов. Дело осложнялось тем, что на территории как СССР, так и Восточной Европы реки по большей части текут или с севера на юг, или с юга на север. При этом из-за направления вращения Земли восточные берега низкие, а западные – высокие. Последнее обстоятельство создавало дополнительные проблемы при форсировании.

Во-вторых, оснащенность Красной армии переправочными средствами оставляла желать лучшего. К тому же все они имели низкую тактическую подвижность. Например, наиболее удачный и один из лучших в мире в тот период отечественный понтонно-мостовой парк Н2П перевозился на тележках, буксируемых тракторами С-65, реже – на автомобилях ЗИС-5. Самоходных переправочных средств, способных двигаться сразу за боевыми порядками наступающих войск и в одном с ними темпе, не было вообще.

Что же касается плавающих танков, строившихся в довоенные годы тысячами, то использовать их в качестве переправочных средств первого броска не представлялось возможным. С одной стороны, по причине малого количества таких машин, оставшихся в строю к 1943 году, а с другой – из-за слабости вооружения и низкой технической надежности. К тому же эти танки из-за невысоких характеристик плавучести могли только сами преодолевать водные преграды, ничего и никого не доставляя на противоположный берег.

Несколько улучшить ситуацию помогли появившиеся в советских войсках уже в ходе войны американские плавающие автомобили Ford GPA и GMC DUKW, поставлявшиеся по ленд-лизу. Они не обладали ни броней, ни вооружением, но благодаря только одному преимуществу – амфибийности сыграли существенную роль в форсировании таких крупных рек, как Дунай, Висла, Свирь, Даугава, Одер, и других. В этих случаях удавалось решать боевые задачи сравнительно быстро и с минимальными потерями.

Беспрецедентные требования

Вторая мировая завершилась. Однако проблема преодоления нашей армией значительных водных преград оставалась нерешенной. Между тем после знаменитой речи Черчилля в Фултоне началась холодная война, грозившая перерасти в войну вполне «горячую». Главным ТВД в этом случае становилась Центральная Европа, где реки и озера встречаются через каждые 40–50 километров. Чтобы сохранить высокую тактическую подвижность, войскам надлежало форсировать их с ходу, что требовало принятия на вооружение целого комплекса переправочных средств – и классических возимых, и высокомобильных самоходных.

В конце 40-х годов разработаны и в начале 50-х поступили в инженерные войска Советской армии понтонно-мостовые парки ТПП, ПВД-20 и ППС. Кроме того, в этот же период велось интенсивное проектирование новых переправочно-десантных средств, которых не имела РККА ни до Великой Отечественной, ни в пору противоборства с вермахтом.

В 1948 году в ОКБ инженерных войск под руководством А. Ф. Кравцова на базе артиллерийского тягача М-2 создали плавающий гусеничный транспортер К-61. Годом позже на вооружение был принят большой плавающий автомобиль БАВ, созданный на ЗИСе под руководством В. А. Грачева, а в 1952-м – МАВ (ГАЗ-46), спроектированный на Горьковском автозаводе под руководством главного конструктора А. А. Смолина. В конструкциях обеих амфибий использовались узлы и агрегаты грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 (6х6) и знаменитого «козлика» ГАЗ-69 (4х4). Тактико-техническими заданиями к этим машинам предъявлялись весьма жесткие требования, которые удалось выполнить. В частности, осенью 1950 года два опытных образца плавающего автомобиля БАВ совершили большой испытательный пробег через Крым на Кавказ с преодолением вплавь Керченского пролива в условиях достаточно серьезного волнения и немалого расстояния по реке Кубань.

Особое место в этой обширной программе создания переправочно-десантной техники занимали плавающие бронированные машины. Техзаданием, подготовленным сразу после окончания Великой Отечественной, предусматривалась разработка плавающего легкого танка и бронетранспортера с максимально возможной степенью унификации. Тактико-технические требования, выдвинутые военными, были беспрецедентными: не только снабдить легкий танк 76-мм пушкой, но и наделить его способностью перевозить на плаву десант из 20 человек. Бронетранспортер в свою очередь должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или перебрасывать на себе (в полном смысле этого слова) вплавь все тяжелое вооружение стрелкового полка. Словом, речь шла о десантно-штурмовых бронированных машинах первого броска.

Создание танка и бронетранспортера поручили заводу № 112 «Красное Сормово», по-видимому, посчитав, что судостроительное предприятие, которое приобрело за годы войны опыт и в танкостроении, лучше других справится с этой задачей. Проектирование боевых машин, получивших индексы Р-39 и Р-40 соответственно, началось в 1946 году. В 1948-м опытный образец плавающего танка проходил испытания, но их не выдержал. После этого постановлением Совета министров СССР от 15 августа 1949 года разработку, изготовление и представление на государственные испытания плавающих танка и бронетранспортера возложили на ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданный в Ленинграде на базе филиала Опытного челябинского танкового завода № 100. Вся стендовая отработка узлов и механизмов была сосредоточена в городе на Неве, а подготовкой документации занималась объединенная конструкторская бригада, находившаяся в Челябинске. В нее включили также горьковских и сталинградских специалистов. Здесь следует отметить, что согласно постановлению правительства изготовителем будущего плавающего танка должен был стать Сталинградский тракторный завод.

В 1950 году выпущены опытные образцы машин и начались их заводские испытания по программе, согласованной с заказчиком. Эти апробации дали много интересного, даже неожиданного и, конечно, потребовали доработки конструкции, которая свелась в основном к усилению нижней части корпуса, улучшению герметичности узлов ходовой части и внесению ряда других незначительных изменений. К июню 1950 года танк был готов к государственным испытаниям.

«Амфибийные кулаки»

Успешное завершение испытаний послужило основанием для выхода постановления Совета министров СССР от 6 августа 1951 года, в соответствии с которым машину приняли на вооружение Советской армии как плавающий танк ПТ-76.

Герметичный корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 8–16 миллиметров, ему придали форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление при движении на плаву. В сварной башне, имевшей вид усеченного конуса, устанавливалась 76-мм танковая пушка Д-56Т (боекомплект – 40 выстрелов) с дульным тормозом реактивного типа и спаренный с орудием 7,62-мм пулемет СГМТ (1000 патронов). В корме машины монтировался 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель В-6 (мощность 240 л. с. при 1800 об/мин) с подогревателем, эжекционной системой охлаждения и механизмом защиты от попадания воды. Пятискоростная коробка передач была заимствована у танка Т-34. Находившиеся в ходовой части пустотелые опорные катки обеспечивали дополнительный запас плавучести. Движение на плаву осуществлялось при помощи гидрореактивного водометного движителя. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 44 км/ч, на плаву – 10,2 км/ч. Запас хода по шоссе – 370 километров, на плаву – 120.

В течение 15 лет серийного производства ПТ-76 неоднократно подвергался модернизации, связанной в основном с улучшением вооружения, приборов наблюдения, средств связи, установкой дополнительного оборудования, изменением формы и размеров бронекорпуса.

Танки, выпущенные после 1959-го, получили обозначение ПТ-76Б. Их изготовление продолжалось по 1969 год. За это время было построено 4127 ПТ-76 и ПТ-76Б (941 поставили за рубеж).

Первые серийные ПТ-76 поступили в войска в 1952 году. Ими укомплектовывались роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий. Полученные армией несколько позже бронетранспортеры БТР-50 пошли на комплектование мотострелковых батальонов тех же полков. Таким образом, в танковом полку Советской армии создавался своего рода «амфибийный кулак», способный обеспечить форсирование любой водной преграды с ходу или после кратковременной подготовки в условиях неядерной войны. Плавающим танкам и бронетранспортерам предписывалось принять на себя все мотострелковые подразделения танкового полка с тяжелым вооружением и в один-два приема перебросить их через водную преграду. Затем, поддерживая мотострелков огнем и маневром, способствовать захвату и удержанию плацдарма до переправы главных сил.

Однако такой подход к использованию ПТ-76 и БТР-50 сохранялся недолго. К середине 50-х годов развитие новых средств ведения войны, и в первую очередь ракетно-ядерного оружия, заставило по-новому взглянуть на тактическое использование традиционных видов вооружения и боевой техники. Возможность ведения неядерной войны, во всяком случае на центральноевропейском ТВД, всерьез уже никем не воспринималась. Тогда-то и были пересмотрены взгляды на применение плавающих танков и бронетранспортеров. Комплекс сил и средств «первого броска» через водные преграды стал не нужен.

Невостребованные ПТ-76 решили направить в разведывательные подразделения. По-видимому, сработал некий стереотип еще довоенных времен: если легкий и плавающий – значит, разведывательный. По штату 1962 года, просуществовавшему почти без изменений до конца 80-х, в танковой или мотострелковой дивизии насчитывалось до 19 ПТ-76. Они входили в состав отдельных разведывательных батальонов дивизионного подчинения, а также разведрот танковых полков.

Надо сказать, что в войсках переквалификацию ПТ-76 в разведывательный восприняли без особого энтузиазма: ничего себе разведчик, по габаритам превосходящий средний танк Т-54, наиболее массовый тогда в армии. Даже окоп для ПТ-76 нужно было рыть больший, чем для «пятьдесятчетверки». На марше из-за меньшей удельной мощности он попросту от нее отставал. К тому же для выполнения разведывательных функций ПТ-76 не оснастили никаким специальным оборудованием (дополнительные приборы наблюдения и средства связи). Каких только прозвищ не надавали ПТ-76 в войсках: катер с пушкой, плывун и совсем уж презрительное – поплавок.

Вместе с частями, в которых они находились в штате, ПТ-76 принимали участие в венгерских (1956) и чехословацких (1968) событиях. Не исключено, что какое-то количество ПТ-76 имелось и в составе 5, 108 и 201-й мотострелковых дивизий, вошедших в декабре 1979 года в Афганистан.

Но в целом крест на карьере в Сухопутных войсках как ПТ-76, так и БТР-50 поставило появление боевой машины пехоты БМП-1. Принятая на вооружение в 1966-м, она начала поступать в первую очередь в мотострелковые батальоны танковых полков и мотострелковые полки танковых дивизий, а заодно и в разведывательные подразделения этих частей и соединений, постепенно вытесняя из них ПТ-76 и БТР-50.

Следует подчеркнуть, что конструкция ПТ-76 полностью соответствовала задаче, ради решения которой он создавался, – форсирование водных преград с ходу, захват и удержание плацдарма до подхода главных сил. Вся история боевого применения ПТ-76 (главным образом в иностранных армиях) только подтверждает, что во всех случаях, когда эти машины использовались по назначению, им сопутствовал успех. Он обеспечивался исключительными водоходными качествами, в жертву которым принесли в первую очередь броневую защиту. По этому вопросу дискутировать не стоит: броню ПТ-76 можно было «проткнуть» из крупнокалиберного пулемета.

Что же касается вооружения, то для 50-х годов 76-мм орудие Д-56Т являлось весьма мощной артсистемой: ведь основу танковых парков большинства стран – вероятных противников СССР – составляли боевые машины периода Второй мировой войны, вполне доступные для его бронебойных снарядов. Да и впоследствии 76-мм пушке многие цели оказались «по зубам», особенно на близких дистанциях. Впрочем, основное назначение пушки ПТ-76 – не борьба с бронированными целями, а огневая поддержка переправляющихся мотострелковых подразделений или десанта морской пехоты. Танк был призван играть роль штурмового орудия, причем уже на стадии переправы или преодоления вплавь полосы прибоя. Отсюда и наличие в ТТЗ требования о возможности ведения огня на плаву, выполнение которого стало одной из причин разработки водоизмещающего корпуса большого размера. Устойчивая платформа с большим запасом плавучести необходима не только для стрельбы с воды, но и для перевозки десанта: ведь что ни говори, а 20 пехотинцев с оружием – это 2–2,5 тонны.

…Что нам негоже

Основной парадокс судьбы ПТ-76 заключается в том, что в большинстве случаев о нем приходится говорить в сослагательном наклонении: если бы использовался, если бы модернизировался... В Советской армии ни для ПТ-76, ни для БТР-50 применения по назначению не нашлось. Ну а для роли танка-разведчика ПТ-76 не подходил совершенно, как, впрочем, и БТР-50 не годился на роль тяжелого бронетранспортера в мотострелковых подразделениях танковых дивизий. Никакой необходимости в слабобронированном и плохо вооруженном, но зато плавающем БТР в частях, оснащенных неплавающими средними танками, не было. Тут-то как раз самым негативным образом проявлялись недостаточная удельная мощность, чрезмерные габариты и даже большая вместимость. Как известно, бронетранспортеры обычно рассчитаны на перевозку одного пехотного отделения. Попадание же снаряда в БТР-50 до спешивания десанта (весьма неудобного, кстати сказать, перевозчика) становилось фатальным сразу для двух отделений.

В итоге можно прийти к выводу, что эксплуатация ПТ-76 и БТР-50 была адекватной их ТТХ только в морской пехоте. Но для нее не стоило выпускать несколько тысяч танков и бронетранспортеров – хватило бы и нескольких сотен, учитывая, что численность данного рода сил ВМФ СССР в мирное время не превышала 12,5 тысячи. Уже с середины 60-х начались интенсивные поставки этих машин за рубеж. Особенно они выросли в следующем десятилетии, когда на экспорт пошли ПТ-76 и БТР-50 из наличия Вооруженных Сил. Армия просто избавлялась от того, что ей не подходило. Вероятность большой войны в Европе заметно снизилась, да и случись она, то была бы другая. Необходимость в форсировании с ходу большого количества водных преград в рамках пресловутого 72-часового броска к Ла-Маншу, равно как и преодоление Английского канала, отпала сама собой. ПТ-76 оказался ненужным.

Вот ведь как получилось: выдающаяся конструкция, созданная в рамках логически обоснованной концепции боевого применения (а это бывает редко), оказалась без надобности. Почему? Да потому, что необходимость в форсировании водных преград с ходу возникала только в условиях неядерной войны. Появление ядерного оружия просто похоронило эту концепцию.

Действительно, если даже допустить, что СССР нанес удар первым (а такая возможность, пусть даже теоретическая, категорически отрицалась советским руководством) и разом уничтожил весь потенциал ответного удара стран НАТО, пострадав при этом незначительно, то стремительное продвижение в глубь Западной Европы не имело уже никакого смысла. На зараженной радиацией территории, превращенной в зону сплошных разрушений, воевать было бы просто не с кем. Ну а при более реалистичном сценарии и некому. Создание в таких условиях боевых машин с амфибийными свойствами и уж тем более их массовое производство становились просто бессмысленными. Тем не менее в нашей стране за последние 50 лет с постоянством, достойным лучшего применения, разработано беспрецедентное количество плавающих боевых машин. Какая в этом была необходимость? Нужны ли нашей армии многочисленные плавающие БТР и БМП? И если да, то зачем? Поговорим об этом в следующих статьях.

topwar.ru

Плавающий танк ПТ-76 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.

Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.

Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.

Плавающий танк ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76

Создание плавающего танка ПТ-76

Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).

Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на  Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.

К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.

6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.

Конструкция плавающего танка ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76

Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.

Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.

Модификации и спецмашины на базе танка ПТ-76

  • В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм.
  • В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается  гирополукомпас ГПК-59.
  • С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте.
  • На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна», дивизионная установка разминирования УР-67.
чертеж плавающего танка ПТ-76

чертеж плавающего танка ПТ-76

Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Танк ПТ-76 Россия характеристики

Танки

Самолеты

Танк ПТ-76В послевоенные годы советские конструкторы продолжали самобытный путь развития отечественного танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией. Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Бронемашина имеет большой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование.

Танк ПТ-76

В начале 1960-х годов танк прошел глубокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б. В разведывательных подразделениях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части размещен пост управления,включающий в себя рабочее место механика-водителя с сидением,приборами,педалями и рычагами,курсоуказателями и средствами связи. Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы противопожарного оборудования, часть ЗИП и другое оборудование. В башне и подбашенном пространстве корпуса расположено боевое отделение.

Танк ПТ-76

В нем размещены пушка, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть боекомплекта, танковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование. Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекционной продувки канала ствола. Ее боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бронебойно-трассирующим и 8 с кумулятивным снарядами.

Танк ПТ-76

Боеприпасы размещены в стеллажной укладке на 24 выстрела на вращающемся полу боевого отделения, в укладке на 14 выстрелов в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутиковой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом составляет 4000 м , с боковым уровнем - 12000 м. Техническая скорострельность достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет ручные и электрические приводы наведения. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность составляет 200 - 250 выстрелов в минуту. Питание ленточное, в каждой ленте содержится по 250 патронов. Общий боекомплект насчитывает 1000 патронов, 4 коробки с патронными лентами размещены в башне танка.

Танк ПТ-76

Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопический шарнирный прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным увеличением и полем зрения 16°. Наблюдение и ориентирование осуществляется также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5°) и 2 призменных 1-кратных приборов ТИП (поля зрения по горизонту 70°, по вертикали 17°). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.

В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П "Заря", обеспечивающий точность стабилизации по вертикали и скорости наведения от 0,05° до 6° в секунду, и скорости от 0,1° до 20° в секунду. Углы стабилизированного наведения составляют по вертикали от -4° до +30°, по горизонтали -360°. Стабилизатор "Заря" характеризуется зависимой линией прицеливания, наличием электрического привода для пушки и электрического привода для башни, а также гироскопическими задающими устройствами. В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором размещается автомат АК-47 калибра 7,62-мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.

Танк ПТ-76

Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10-мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5°). Нижний лист большей толщины 13-мм наклонен на 45°. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13-мм, а нижние 10-мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6-мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Для измерения мощностей доз гамма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-ЗБ.

Танк ПТ-76

В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка. На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10-мм до 20-мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухо-подводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.

Танк ПТ-76

Избыточное давление создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с автоматической установкой при пожаре в МТО. На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2.

Танк ПТ-76

При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л. с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240-260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером. Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов.

Приводы управления движением машины механические. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двухстороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц,также как и опорные катки,с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми, зубчатые венцы ведущих колес являются несъемными. Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна закрытых решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна,при движении назад-через два окна,находящихся на бортах танка в кормовой части при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов,что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Тактико-технические характеристики легкого плавающего танка ПТ-76 
Боевая масса, т 14
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 7625
ширина 3140
высота 2195
клиренс 370

Вооружение:

  76,2-мм нарезная пушка Д-56Т; один 7,62-мм пулемет СГМТ
  40 выстрелов, 1000 патронов
Двигатель Двигатель В-6, четырехтактный, 6-цилиндровый,дизельный, жидкостного охлаждения, мощность 240 л.с при 1800 об/мин.
Удельное давление на грунт, кг/см 0.49
Скорость по шоссе, км/ч 44
Скорость на плаву, км/ч 12
Запас хода по шоссе, км 260

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,10
ширина рва, м 2,8

Источники:

  • Танк ПТ-76Б. Дополнение к руководству по материальной части;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
  • Плавающий танк ПТ-76 [Бронеколлекция Спецвыпуск 2004-01 (05)];
  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки".

wikiwar.ru

Отечественные легкие танки образца 1945-65 годов – плавающий танк «ПТ-76»

Один из первых послевоенных танков ПТ-76 воплотил в себе приобретенный опыт боевых действий в ходе 2-й мировой войны. Возросли практически все технические показатели, боевые показатели от них не отстали, калибр устанавливаемых пушек вырос до 122 мм и, что так было жизненно необходимо вооруженным силам, во время преодоления различных преград, таких, например, как водные, танк мог вести боевые действия.

Если сравнить танк с предыдущим поколением танков данного класса «Т-38» и «Т-40», а с ними танк вооруженных сил США «LVT (А)», можно увидеть, насколько советские конструкторы сделали качественный рывок в построении плавающего танка.

Водометный движитель для преодоления водных преград был впервые применен на ПТ-76. Движитель работал по принципу выстреливания воды через выхлопные трубы с огромной скоростью. Применение данного способа переправы дало возможность отказаться от руля корабельного выполнения, танк управлялся при водном передвижении с помощью управления заслонками при выбросе воды. Оба двигателя - водометный и силовой - могли работать одновременно при выходе из воды и при входе в нее.

Для предотвращения неустойчивости танка, центр тяжести выполнен в максимально возможном нижнем положении, для этого были смещены все основные узлы и вооружение. Повышенная герметичность и плотный погон башенного блока дали возможность танку заходить в водные преграды на полном ходу, пересекать их при штормовом волнении и совершать длительные перемещения водным путем.

Боевое оружие плавающей амфибии стало мощнее оружия предыдущих танков, имеющих возможность пересечения большой воды. Спаренная с пулеметом калибра 7.62 мм пушка «Д-56ТМ» калибра 76 мм имеет боезапас в 40 снарядов и 1000 патронов к пулемету. Дополнительное вооружение - один АКМ, 20 патронов к пистолету для подачи световых сигналов и 15 гранат «Ф-1».

Открывать огонь танк мог, находясь в воде, горизонтально пушка в воде наводилась с помощью изменения положения танка в воде, вертикально пушка могла управляться обычно, с помощью механизмов наведения.

Силовой двигатель «В-6» имел дизельное исполнение и обеспечивал танк мощностью до 240 л.с. Танк мог передвигаться по земле со скоростью порядка 45 километров в час и пересекать водное пространство со скоростью 10 км/ч. Дизель оснащался 5-ступенчатой коробкой передач и механикой передачи усилия на водометные блоки. Выхлопные окончания имели защиту от проникновения воды при внезапной остановке двигателя. Танк оборудовался системой для откачки попавшей внутрь корпуса воды.

Для обеспечения прикрытия наступательных действий имелась дымовая термическая аппаратура, применение которой обеспечивало дымовое прикрытие, равное расстоянию в 250-450 метров, в зависимости от погодных условий. У экипажа танка имелись ПНВ для ведения наблюдения в ночное время, в дневное время, личный состав оценивал обстановку в перископические блоки.

Танк получил противопожарную разработку – в случае появления огня или дыма в двигательном отсеке, срабатывало устройство управления углекислотными баллонами, также имелась система ручного управления противопожарной системой.

Конструкторам удалось создать очень легкий танк, вес ПТ-76 был меньше веса Т-34 в 1.5 раза и составлял 14 тонн.

Танк выпускался с 51 года более 15 лет и имел несколько модификаций.

Модернизация

ПТ-76Б – модернизированная версия ПТ-76, отличалась от родителя стабилизированной установкой орудия «Д-56ТС» для наведения в плоскостях, что улучшило точность попадания снарядов в цель, также улучшили на орудии систему выброса пороховых газов, используя для этого эжектор. Небольшие изменения в работе орудия понизили силу отдачи при стрельбе из него.

ПТ-76Б был одним из козырей морской пехоты, уступая обычным танкам в броне и оружии, имеет неоспоримую подвижность при преодолении водного пространства, обеспечивают и прикрывают высадку основных сил морского десанта при ведении боевых действий.

Последние изменения в танке производили в 1967 году, когда увеличили кормовой лист до 8 мм, обновили стартер – «СТ721» с увеличенной мощностью до 11 кВт, с проработанным приводом для краткосрочной работы при 24 В., имевший пониженные весовые и габаритные характеристики. Также установили трак с увеличением на 12 мм толщины, выполненный с гребнями, не имеющими окон, установили последнюю разработанную радиостанцию «Р123» с ТПУ нового образца «Р124». Последовала и замена пулемета на плавающем танке, вместо «СГМТ» установили «ПКТ» калибра 7.62 мм.

Модификация

«Тип 63» - Китайский танк, построенный на базе «ПТ-76», производился в 70-х годах, имел орудие 85-мм калибра и переделанную башню китайского производства, которая имела полусферическую форму.

«БТР-50» - плавающая боевая машина, построенная на базе танка «ПТ-76», вооружение – 85-мм пушка или миномет, вмещал в себя до 20 человек личного состава десантных подразделений или морской пехоты. Имел возможность ведения боевых действий прямо в воде.

«МЛТБ» - многоцелевая транспортная машина легкого бронирования. Вооружение транспортера состояло из 7.62-мм «ПКТ», использовался для транспортировки личного состава до 11 человек и в качестве тяговых машин. Имел возможность пересекать водные преграды с помощью вращения гусеничных лент.

«АСУ-85» - самоходная установка для авиадесанта, использовалась в военно-десантных войсках, имела базу танка «ПТ-76».

«2К1 Марс» и « 2К6 Луна» - комплексы тактических ракет. В комплекс входили пусковые установки «2П16» на базе танка «ПТ-76».

«ГСП» - самоходный паром в гусеничном исполнении. Использовался для переправы военной техники через водные препятствия.

Объект «914» - прототип БМП. Созданная Волгоградским КБ, в серийное производство не поступила.

topwar.ru

ПТ-76: русский танк, который может плавать | Военное дело | ИноСМИ

Советский ПТ-76 может показаться неким курьезом холодной войны, будучи легким плавающим танком с тонкой броней и слабой пушкой. Казалось, что ему крепко достанется на современном поле боя, где действуют тяжелые системы вооружений и мощные танки.

Но плавающий ПТ-76 установил удивительный рекорд. Он вел в бой вооруженных ножами солдат в Гималаях, топил артиллерийские катера в дельте Ганга, вступал в огневые дуэли с мощными американскими танками «Паттон» во Вьетнаме и участвовал во внезапных десантных наступлениях по обе стороны одной и той же ближневосточной войны.

Эта статья состоит из двух частей, и в первой мы расскажем об истории и характеристиках ПТ-76, о том ужасном потрясении, каким данный танк стал для американских войск во Вьетнаме, а также об исторических способах борьбы с этой машиной.

Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе была создана целая серия легких плавающих танков, в состав которой вошли Т-37, Т-38 и Т-40. Однако эти легкобронированные машины с экипажем из двух человек и с вооружением из одного-единственного пулемета не могли составить конкуренцию немецким танкам, вторгшимся в СССР в 1941 году. За первые полгода войны большая часть этих танков была уничтожена, и им на смену пришли более тяжелые машины.

Однако советские военные вернулись к своему замыслу после окончания Второй мировой войны. В 1949 году было принято постановление о производстве опытного образца Объекта 740, конструктором которого стал Николай Шашмурин, работавший на Кировском заводе в Ленинграде.

Для движения танка по воде Шашмурин использовал два новаторских водометных движителя, размещенных по бокам. Экипажу из трех человек достаточно было опустить водоотражательный щиток и включить водооткачивающие насосы, после чего танк мог перемещаться по реке или по морю со скоростью 10 километров в час, используя для поворота рули на водометных движителях. При необходимости танк мог плыть несколько часов и даже вести на плаву стрельбу из главного орудия.

Эта машина весом 14,6 тонны обладает хорошей проходимостью на суше благодаря свечной подвеске Кристи и гидравлическим амортизаторам. Правда, ПТ-76 вряд ли можно назвать подвижным и юрким, так как максимальная скорость у него 43 километра в час.

Корпус танка из стального проката необычайно большой и имеет тонкую броню, что обеспечивает ему плавучесть. Толщина брони на башне не превышает 25 миллиметров, а на наклонном корпусе она вдвое тоньше. Этого достаточно, чтобы защитить экипаж от автоматной пули, но не от 12,7-миллиметрового пулемета или осколков тяжелых артиллерийских снарядов.

Производство танка началось в 1951 году. Свое название ПТ-76 (плавающий танк) получил благодаря установленной в башне нарезной пушке Д-56 калибра 76 миллиметров. Калибр и длина ствола у нее были такие же, как у пушки Ф-34, которая устанавливалась на танке Т-34 времен Второй мировой войны. Но у Д-56 был более мощный боеприпас.

Боекомплект танка состоял из 40 снарядов — осколочно-фугасных и бронебойных, которые пробивали броню толщиной 100-127 миллиметров. Более поздние танки ПТ-76 получили кумулятивные боеприпасы БК-350М, пробивавшие 200-280 миллиметров брони. Такие снаряды стали серьезной угрозой для танков той эпохи, хотя дальность у них была невелика.

Спаренный с пушкой башенный пулемет калибра 7,62 миллиметра был вспомогательным оружием. Еще на башне ПТ-76 устанавливался тяжелый 12,7-миллиметровый пулемет ДШК. В таких же больших масштабах на базе этого танка было налажено производство бронетранспортера БТР-50.

Танки Т-90А во время репетиции военного парада в МосквеThe National Interest22.01.2017The National Interest09.11.2016The National Interest14.10.2016Различные источники утверждают, что к 1968 году в Советском союзе было построено от четырех тысяч до 12 тысяч ПТ-76. Его шасси стали основой для многих других боевых бронированных машин, таких как авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-85, зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 и зенитно-ракетный комплекс «Куб».

Но у танка Т-76 было несколько недостатков. Нестабилизированное главное орудие отличалось низкой точностью стрельбы на ходу, у экипажа не было защиты от ядерного, химического и биологического оружия, а прибор ночного видения имелся только у механика-водителя. В 1959 году был разработан вариант танка ПТ-76Б, где были учтены все недостатки, кроме последнего. У танка появилась пушка Д-56ТМ со стабилизацией в двух плоскостях, модернизированный корпус, новые дополнительные топливные баки и форсированный двигатель В-6М.

Советские ПТ-76 состояли на вооружении в частях морской пехоты, а также в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена. От тысячи до двух тысяч танков были поставлены на экспорт в 25 с лишним стран. Китай сделал собственную версию — танк Тип 63. Он произвел 1 500 таких танков. Но Тип 63 не был точной копией советского Т-76, поскольку там использовался двигатель китайского производства и более мощная пушка калибра 85 миллиметров.

Вьетнамские танки-призраки

Всю первую половину Вьетнамской войны Северный Вьетнам создавал свой собственный скромный танковый парк, но в бой его не вводил. Но во время Тетского наступления в 1968 году он, наконец, применил свои «железные машины», когда армия Северного Вьетнама поддержала партизан Вьетконга в ходе мощного наступления на крупные города и военные базы на всей территории Южного Вьетнама.

Ханой снабжал вьетконговцев по тропе Хо Ши Мина, которая проходила через территорию Лаоса. Чтобы следить за передвижениями по этой тропе, лаосское правительство направило туда 700 военнослужащих из состава батальона BV-33, которые разместились в форте в городе Хуайсай. Этот опорный пункт также защищал более двух тысяч беженцев.

23 января 1968 года, за неделю до Тетского наступления, 24-й полк армии Северного Вьетнама атаковал этот лагерь в ночное время при поддержке танков ПТ-76 из состава 198-го танкового батальона. Эти танки прошли расстояние в 1 300 километров по тропе Хо Ши Мина, после чего вступили в бой. Это был первый танковый бой армии Северного Вьетнама.

Прошел он не очень гладко. ПТ-76 несколько раз застревали в болотах, из-за чего пехоте, не привыкшей воевать вместе с танками, пришлось первой вступить в бой с лаосским батальоном. Но когда в драку ввязались ПТ-76, лаосские военные в беспорядке отступили.

Северовьетнамские войска захватили форт за три часа до прибытия лаосских подкреплений, а выжившие солдаты и беженцы ушли на восток, найдя со временем убежище в Южном Вьетнаме на базе спецназа в Лангвее.

Но это было лишь начало их злоключений. Спустя две недели в полночь 7 февраля батальон северовьетнамской армии при поддержке 11-13 танков ПТ-76 из состава 198-го танкового батальона атаковал Лангвей. Длинный периметр базы обороняли 500 гражданских ополченцев и монтаньяров (одна из народностей Вьетнама). Их поддерживали 350 уцелевших лаосских бойцов и 24 американских спецназовца под командованием капитана Фрэнка Виллоуби (Frank Willoughby).

Разведка предупреждала о наличии танков у северовьетнамских войск, действовавших в этом районе, но танковая атака все равно стала настоящим потрясением для американцев. Тем не менее, из находившегося в лагере безоткатного орудия M40 калибра 106 миллиметров удалось подбить три легкобронированных машины. В одной из них находился женский экипаж. Но это не сдержало натиск северовьетнамских танкистов, которые уничтожали заборы, заграждения из колючей проволоки и проделывали проходы в минных заграждениях, прокладывая дорогу пехоте.

Наступающие уничтожили из 76-миллиметровых пушек безоткатные орудия, а потом стали один за другим разрушать укрепленные бункеры.

Американские коммандос начали с короткой дистанции вести огонь из 66-миллиметровых одноразовых гранатометов M72. Его реактивные снаряды должны были с легкостью пробивать слабую броню ПТ-76, но они давали одну осечку за другой. Спецназовцы часто промахивались, а когда попадали, никакого эффекта это не давало. Один расчет попал в танк девятью снарядами, но безрезультатно.

Другой группе охотников за танками удалось поджечь ПТ-76, попав в его заднюю часть. Это был четвертый и последний танк, подбитый в том бою.

К половине третьего ночи легкие танки уже катились по центру лагеря, стреляя из пушек и пулеметов, и окружая американских военнослужащих, укрывшихся в командном бункере.

Ни артиллерийскими обстрелами, ни авиаударами, ни контратакой силами лаосских войск во главе с двумя офицерами американского спецназа выбить наступающие вьетнамские войска не удалось. Ближайшая база морской пехоты в Кхешани должна была поддержать лагерь Лангвей в чрезвычайных обстоятельствах, но ее командование отказалось прислать подкрепление, так как само очутилось в осаде.

«Горячая десятка» лучших танков мираGlobal Conflict29.11.2016Выжившие южновьетнамские, американские и лаосские военнослужащие бежали из Лангвея на следующий день, когда лагерь пал. Они оставили 300 погибших.

Армия Северного Вьетнама очень результативно применяла свои ПТ-76 против войск, не обладавших противотанковым оружием. Но вскоре северовьетнамские танкисты встретили мощное сопротивление со стороны американских танков М48 «Паттон», которые весили в три раза больше, имели 90-миллиметровые орудия и башенную броню толщиной 175 миллиметров.

Первая схватка двух машин оказалась весьма необычной. Спустя три месяца после падения Лангвея самолет-разведчик заметил экипаж ПТ-76, который мыл свой танк в реке Бенхай. Летчик сообщил координаты танка 3-му бронетанковому батальону корпуса морской пехоты, который дислоцировался на базе Контхиен. Танкисты задрали стволы своих орудий высоко в небо и начали вести огонь с закрытых огневых позиций.

Танки «Паттон» во Вьетнаме часто выполняли задачи артиллерии, но чтобы танк таким способом вел стрельбу по другому танку — это случалось крайне редко. Третий осколочно-фугасный снаряд попал точно в танк, и экипаж был вынужден оставить машину, которую позднее добил самолет F-4 «Фантом».

Прошел год, и 3 марта 1969 года танки ПТ-76 северовьетнамской армии пошли в авангарде ночного наступления 66-го полка на позиции американского спецназа в Бен-Хете, где находилась батарея мощных самоходных орудий М107 калибра 175 миллиметров.

Взвод в составе трех «Паттонов» из роты В 1-го батальона 69-го танкового полка охранял лагерь по периметру, укрывшись на позициях за мешками с песком. Кроме того, там было две зенитных самоходных установки М48 Duster. Услышав звук приближающихся танков противника, головной «Паттон» включил свой мощный прожектор.

Внезапно один из четырех наступавших ПТ-76 подорвался на противопехотной мине, и огонь взрыва высветил силуэты остальных машин. Тишину ночи разорвал грохот выстрелов, когда американцы и вьетнамцы открыли огонь бронебойными снарядами. Один «Паттон» подбил ПТ-76 вторым выстрелом.

Между тем, командир роты капитан Джон Стовалл (John Stovall) уселся на башне командирского танка, освещенный лучом ксенонового прожектора. В этот момент в машину угодил 76-миллиметровый снаряд, сбросивший с башни Стовалла и командира танка, и убивших двоих членов экипажа. Их быстро заменили танкисты из резерва, и танк снова открыл огонь.

Американская база запросила поддержку 81-миллиметровых минометов и ударных самолетов AC-47, а танки израсходовали противотанковые боеприпасы и переключились на осколочно-фугасные. Наконец, на базу прибыл второй взвод «Паттонов», вынудив северовьетнамских военных отступить. На следующее утро американцы нашли возле периметра лагеря два подбитых ПТ-76 и один БТР-50ПК. Это был единственный бой между американскими и северовьетнамскими танками в годы Вьетнамской войны.

Три года спустя, в июне 1972 года в Бен-Хете снова появились северовьетнамские плавающие танки. Но на сей раз их постигло страшное и историческое возмездие со стороны американцев.

За месяц до этого во Вьетнам прибыла на испытания группа вертолетов UH-1B с новыми противотанковыми ракетами BGM-71 TOW. Их отправили на помощь лагерю, и вертолетчики своими ракетами с управлением по проводам уничтожили три ПТ-76 из пусковых установок XM26. Остальные танки отошли.

Охотившиеся за танками вертолеты UH-1 «Ирокез» через неделю подбили еще пять ПТ-76 в окрестностях Контума. Первые версии ракет TOW пробивали броню толщиной 430 миллиметров, а поэтому 25 миллиметров стали на лобовой части башни ПТ-76 никак не защищали экипаж.

Таким образом, ПТ-76 заслужил сомнительную славу как один из первых танков, уничтоженных противотанковыми ракетами с борта вертолета. Правда, можно сказать, что это была стрельба из пушки по воробьям.

Когда американцы ушли из Вьетнама, северовьетнамские танкисты стали чаще использовать более тяжелые Т-54, Тип 59 и захваченные у американцев легкие танки M41 Bulldog. Они активно применяли их вместе с ПТ-76 в самых разных сражениях, в том числе, за города Лок Нинь и Ан Лок в 1972 году. Эти танковые части возглавили наступление 1975 года, которое привело к падению Сайгона.

Во вьетнамской армии по сей день состоят на вооружении сотни модернизированных танков ПТ-76, а также Тип 63 китайского производства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Танк ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76В послевоенные годы советские конструкторы продолжали самобытный путь развития отечественного танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией. Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Бронемашина имеет большой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование.

В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке

В начале 1960-х годов танк прошел глубокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б. В разведывательных подразделениях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части размещен пост управления,включающий в себя рабочее место механика-водителя с сидением,приборами,педалями и рычагами,курсоуказателями и средствами связи. Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы противопожарного оборудования, часть ЗИП и другое оборудование. В башне и подбашенном пространстве корпуса расположено боевое отделение.

ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов

В нем размещены пушка, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть боекомплекта, танковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование. Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекционной продувки канала ствола. Ее боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бронебойно-трассирующим и 8 с кумулятивным снарядами.

На плаву ПТ-76 перемещается при помощи гидрореактивного водометного движителя

Боеприпасы размещены в стеллажной укладке на 24 выстрела на вращающемся полу боевого отделения, в укладке на 14 выстрелов в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутиковой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом составляет 4000 м , с боковым уровнем - 12000 м. Техническая скорострельность достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет ручные и электрические приводы наведения. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность составляет 200 - 250 выстрелов в минуту. Питание ленточное, в каждой ленте содержится по 250 патронов. Общий боекомплект насчитывает 1000 патронов, 4 коробки с патронными лентами размещены в башне танка.

ПТ-76 выпускался в 1951 - 1987 гг. ПТ-76 поставлялись и за рубеж, в частности, во Вьетнам, Югославию, Сирию, Эфиопию, Индию, Индонезию, Иран, Кубу, а также в некоторые страны - участники Варшавского Договора.

Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопический шарнирный прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным увеличением и полем зрения 16°. Наблюдение и ориентирование осуществляется также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5°) и 2 призменных 1-кратных приборов ТИП (поля зрения по горизонту 70°, по вертикали 17°). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.

В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П "Заря", обеспечивающий точность стабилизации по вертикали и скорости наведения от 0,05° до 6° в секунду, и скорости от 0,1° до 20° в секунду. Углы стабилизированного наведения составляют по вертикали от -4° до +30°, по горизонтали -360°. Стабилизатор "Заря" характеризуется зависимой линией прицеливания, наличием электрического привода для пушки и электрического привода для башни, а также гироскопическими задающими устройствами. В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором размещается автомат АК-47 калибра 7,62-мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.

Танки ПТ-76 принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме и в индо-пакистанских конфликтах

Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10-мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5°). Нижний лист большей толщины 13-мм наклонен на 45°. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13-мм, а нижние 10-мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6-мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Для измерения мощностей доз гамма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-ЗБ.

В ходе производства ПТ-76 трижды модернизировали

В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка. На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10-мм до 20-мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухо-подводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.

Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат

Избыточное давление создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с автоматической установкой при пожаре в МТО. На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2.

Танк ПТ-76 широко применялся в странах Юго-восточной Азии.

При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л. с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240-260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером. Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов.

Приводы управления движением машины механические. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двухстороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц,также как и опорные катки,с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми, зубчатые венцы ведущих колес являются несъемными. Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна закрытых решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна,при движении назад-через два окна,находящихся на бортах танка в кормовой части при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов,что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Тактико-технические характеристики легкого плавающего танка ПТ-76 
Боевая масса, т 14
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 7625
ширина 3140
высота 2195
клиренс 370

Вооружение:

  76,2-мм нарезная пушка Д-56Т; один 7,62-мм пулемет СГМТ
  40 выстрелов, 1000 патронов
Двигатель Двигатель В-6, четырехтактный, 6-цилиндровый,дизельный, жидкостного охлаждения, мощность 240 л.с при 1800 об/мин.
Удельное давление на грунт, кг/см 0.49
Скорость по шоссе, км/ч 44
Скорость на плаву, км/ч 12
Запас хода по шоссе, км 260

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,10
ширина рва, м 2,8

Источники:

  • Танк ПТ-76Б. Дополнение к руководству по материальной части;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
  • Плавающий танк ПТ-76 [Бронеколлекция Спецвыпуск 2004-01 (05)];
  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки".
< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru