Дисциплина победы: Всё о философии марша. Прусский строевой шаг


Прусский шаг Википедия

Печатный шаг (

также прусский шаг, или прусский церемониальный шаг, именуемый в странах НАТО гусиный шаг) — форма парадного церемониального шага военнослужащих, при движении во время военных парадов, в вооружённых силах некоторых стран мира, преимущественно России и странах бывшего Советского Союза, а также Китайской Народной Республике, Германской Демократической Республике и Италии (во время правления Муссолини).

Суть этого способа движения заключается в вытягивании ноги при шаге до такой высоты, при которой она составляет практически прямой угол с телом. Нога при этом в колене не сгибается, в отдельных вариантах шага носок стопы может выпрямляться (оттягиваться) до прямой линии с голенью. При совершении шага нога опускается на землю площадью всей стопы, издавая чёткий и ясный звук удара.

История возникновения

Печатный шаг (нем. Stechschritt) впервые был введён в Пруссии королём Фридрихом II Великим. По мнению многих исследователей, парадный печатный шаг имел огромное дисциплинарное и воспитательное значение для солдат, являясь символом дисциплины и порядка в войсках. Кроме того, скорость печатного шага — 75 шагов в минуту — позволяла поддерживать равнение в линии войск, что в XVII—XVIII веках было одним из необходимых условий успешного управления войсками на поле боя.

Про название «гусиный шаг»

Пример печатного шага в «немецком» стиле, который временно возродился при нацистах.

Термин «гусиный шаг» (нем. Gänsemarsch, англ. goose step) появился ещё при жизни Фридриха, именно так назвали «печатный шаг» англичане.

Позднее уже в годы Второй Мировой термин «гусиный шаг» приобрёл большую популярность и в США, так как именно выверенным «печатным шагом» маршировали войска Гитлера. Характерной чертой немецкого «гусиного шага» было то, что когда одна нога приближается к верхней точке, вторая нога приподнимается на носок (см. фото).

В годы Холодной Войны термин «гусиный шаг» получил широкое распространение в странах НАТО. И даже в отменившей «печатный шаг» ФРГ термин нем. Stechschritt был сменён термином нем. Ganseschritt. В то время как «печатный шаг» получил широкое распространение в социалистических странах, включая и ГДР, просто переименовавшую нем. Stechschritt в нем. Exerzierschritt.

Гусиный шаг в Италии

В Италии подобный парадный шаг имеет название «Passo Romano» (с итал. — «римский шаг») или «Passo dell’oca» (с итал. — «гусиный шаг») и был введен в 1939 году, во время правления Муссолини под немецким влиянием. Вот что пишут очевидцы парада с использованием этого шага:

«Тряслась земля под глухим грохотом, или, точнее, под ударами молота, под ногами легионеров. Я видел чернорубашечников совсем близко; когда они шли „passo romano“, их глаза сверкали, их губы были плотно сжаты, на лицах появилось новое выражение — не просто воинственное, а выражение удовлетворенной гордости, с которой молотобоец опускает свой молот и разбивает голову врага. Действительно, после первых десяти или двенадцати шагов рокот начал нарастать, как эхо ударов молота в ушах молотобойца удваивает свою силу. В духе необходимых революционных преобразований наших традиций, которое Вы осуществляете, „Passo Romano“ … является, и всегда будет оставаться, наиболее мощным инструментом … воспитания молодежи. Вот почему я задаюсь вопросом: не является ли музыка при парадном шаге излишней? В то время как барабан подчеркивает его, оркестр … отвлекает и приносит вред тому, что должно подчеркиваться тишиной и барабанами, я имею в виду эхо и вибрацию этого ритмичного, мощного, слитного бронзового удара».[1]

Упоминания в литературе

Джордж Оруэлл, известный британский писатель, автор знаменитого романа «1984» пишет о гусином шаге:

«Военный парад — на самом деле, род ритуального танца, нечто вроде балета, он выражает определенную философию жизни. Гусиный шаг, например, — одно из самых жутких зрелищ на свете, гораздо более страшное, чем пикирующий бомбардировщик. Это просто утверждение голой силы; он наводит на мысль — не случайно, намеренно — о сапоге, топчущем лицо»[2].

Печатный шаг в Германии

23 февраля 1956 года в бундесвере (армии Западной Германии) печатный шаг был запрещен, поскольку он использовался нацистской армией. Кроме того, западногерманская армия испытывала сильное влияние американских советников. После отмены в ФРГ печатного шага на его место вернулся шаг, распространенный в Пруссии до 1740 года. Его отличительной чертой служит небольшое сгибание в колене и выпрямление сразу же ноги. В старой германской армии печатный шаг использовался для парада, а старый шаг применялся для движения на местности. Армия ГДР до самого своего исчезновения продолжала маршировать способом печатного шага, мотивируя это преемственностью воинских традиций германских вооруженных сил.

Печатный шаг в России и других странах СНГ

В России печатный шаг, как форма парадного шага, был введен Павлом I, который при реформировании российской армии брал за образец уже устаревшую на тот момент прусскую военную машину. Павел любил повторять: «Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный»[источник не указан 3081 день]. Он охотно следовал советам Репнина и Аракчеева, полагавших что «Чем ровнее шаг, тем больше надежды на победу»[источник не указан 3081 день].

В настоящее время «чистый» образец печатного шага в ВС России можно увидеть при смене караула на Посту № 1 в Александровском саду Московского кремля. При этом, в Строевом уставе никак не оговорены особые формы строевого шага, поэтому высокий подъем ноги (от 90 до 120 градусов) является лишь данью традиции. В настоящее время во время официальных мероприятий смена караула осуществляется с поднятием ноги на угол не более 45 градусов.

В остальное время при движении в Вооруженных силах Российской Федерации нога во время шага поднимается не на прямой угол, а, в соответствии со Строевым Уставом, на 15 — 20 сантиметров от земли, однако, все так же, исходя из принципа гусиного шага, оттягивается носок, щиколотка и бедро являют собой прямую линию и стопа при опускании печатает землю.

Также строевой шаг, принятый в российской армии, сохраняется в вооруженных силах ряда постсоветских стран, где в последние годы наметилась тенденция к отказу от него. Например, в 2008 году от него отказалась Эстония, а в 2016 году - Казахстан[3].

См. также

Источники

Ссылки

wikiredia.ru

Самый парадный пост - «Чей строевой шаг круче?» - Ars longa vita brevis - Блоги

 Кажется, что только вчера было открытие Олимпиады в Сочи, где  две недели кипели страсти совсем нешуточные, а  уже сегодня Олимпиада торжественно закроется... Да, это были незабываемые дни и не только потому, что Игры  проходили в России, хотя и это обстоятельство очень греет душу. Такие большие турниры - всегда событие и драйва было столько, что ещё нескоро отойдем.

Я так подумал и решил, что в ожидании церемонии закрытия, неплохо бы вспомнить, как проходили триумфальные шествия в разное время и в разных местах, тем более, что и день у нас сегодня не простой, а Праздничный - смекаете?

Так что готовьте парадные мундиры и вперед - пройдемся "по главной улице с оркестром!"

 Music, please!

                                             Дина Гарипова и Военный хор - "Прощание славянки"

Расскажем вам немного за самый красивый военный (и не только) марш — самое узнаваемое на сегодня музыкальное произведение,  символизирующее Россию. 

                   Сочинил этот марш трубач-кавалерист Василий Агапкин в 1912 году  

                              

Агапкин отвез ноты в Симферополь, где жил и работал известный в музыкальных кругах того времени военный капельмейстер и издатель нот Яков Богорад. Мелодия так понравилась ему, что он бесплатно помог записать клавир и сделал нотную раскладку для оркестра.

Говорят, что название маршу — «Прощание славянки» - тоже придумал Богорад. А вскоре Богорад напечатал в типографии нотный тираж марша, где на обложке издания была изображена молодая женщина, прощающаяся с воином на фоне Балканских гор и отряда солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина". 

Впервые марш исполнил оркестр на строевом смотре запасного кавалерийского полка в Тамбове. А уже через два года его исполняли оркестры многих стран: Франции, Швеции, Норвегии, Польши, Югославии и  других.

Марши всякие нужны, марши всякие важны - напомню вам ещё два знаменитых марша

                                                                  "Entry Of The Gladiators - Julius Fucik"

 Чешский композитор Юлиус Фучик оставил о себе  память, написав в 1899 году «Большой хроматический марш».

Сочинить эту мелодию его вдохновил роман «Камо грядеши» Генриха Сенкевича, особенно та часть, где описывается схватка гладиаторов на арене римского амфитеатра. Позже композитор переименовал «Большой хроматический  марш» на «Выход гладиаторов». 

А когда в 1910 году канадский композитор и музыкант Луи-Филлип Лорандо сделал аранжировку этого марша для небольшого духового оркестра, аккомпанирующего на цирковых выступлениях, мелодия это моментально стала популярной. Ее стали исполнять все цирковые оркестры, под нее выходили на арену артисты разных жанров — те, кто составлял «гвоздь» программы. Этот марш и по сей день сопровождает выступления циркачей во всем мире.

                                                    Isaac Dunayevski - Entrée March (The Circus),1938

Этот цирковой марш вошел в историю после выхода советского кинофильма «Цирк» в 1936 году. Неизвестно, стала бы картина культовой, если бы не музыка композитора Исаака Дунаевского в этом фильме. «Выходной марш» моментально стал цирковым гимном.  Сначала в СССР, а вскоре и в зарубежных социалистических странах этим маршем стали открывать цирковые выступления. С «Выходного марша», или марша «Парад, алле», как его переименовали, и сегодня неизменно начинается каждое цирковое представление.  

( Ну, это было немного лирическое отступление от главной темы - спишем его на эйфорию от побед вчерашнего дня и предвкушения нового шоу закрытия Олимпиады )

 Порывшись в памяти и совершив прогулку по Интернету, выяснил, что никакого особенного разнообразия  в триумфальных шествиях и военных парадах как-то не наблюдалось - везде трубы трубят, барабаны  гремят, а герои дня проходят победным маршем. Тем не менее различия отыскались -  парадная военная форма везде разная, а строевой шаг и вовсе отдельная песня, у которой интересная история.

Вот у какой армии самый крутой строевой или церемониальный шаг, вы знаете? И вообще, где и когда это умение шагать строем возникло?

 Оказалось, что строевой шаг появился с появлением воинских построений, то есть когда перестали воевать толпой. 

(Вот это "воевать толпой" - сильно понравилось)

Первое военное построение - фаланга. Впервые стала использоваться греческими полисами примерно в 800-700 гг. до н. э. (так говорит история) . 

Лучшее её исполнение - фаланга Александра Македонского (!) Если бойцы будут двигаться вразброд, то строй нарушится. Для удержания строя необходимо двигаться строевым шагом, ритм должен задавать или командир (на расстояние голоса) или боевой барабан (слышно дальше)

 

Сам по себе строевой шаг - оружие и очень мощное. Даже в эпоху пулемётов бойцы бросали позиции и разбегались при виде такой безупречной боевой сплочённости, да под барабанную дробь...Что уж говорить о временах, когда пулеметов ещё не было?

                                                                          "Патриот"

На самом деле разделяют три вида - строевой, походный и церимониальный (гусиный). Строевой  шаг — это ходьба с темпом 110—120 шагов в минуту. Устав устанавливает размер в пределах 70-80 см. Походный - это тот же строевой, только после команды "Вольно!"

                                                        Марш Лейб-гвардии Преображенского полка

                                                         Раз-два-левой! Левой! Левой! 

Гусиный - церемониальный шаг, впервые введенный в Пруссии при Фридрихе II Великоми использовавшийся во время военных парадов. При этом шаге вытянутая нога должна подниматься вверх до такой высоты, чтобы она составляла прямой угол с телом. Яркий пример - кинохроники третьего Рейха, но смотреть не очень хочется, поскольку у нас праздник.

А вот у греческого  почетного караула очень интересные движения...

                                                           Почетный караул в Афинах

 Кстати, есть мнение, что "русский строевой шаг" хоть и некоторым образом производное от прусского, но, тем не менее, отдельный шедевр. Но нашел и другое соображение:"Классический прусский "гусиный шаг" медленнее, 75 шагов в минуту, но нога идёт выше. Советский быстрее, до 120, нога не так высоко, но движения совершенно те же". 

Добавляйте здесь свои знания и практический опыт на предмет, а я поздравляю всех джентльменов с  законным праздником и полюбуемся на свой парад.

                                            

 Sunday, hello!:)                                                    

www.sports.ru

Про "прусский шаг": tiberius66

"Прусский шаг, имеющий сейчас место, это еще с российских царских времен, времен преклонения перед Пруссией, перед ее армией. Этот шаг переняла российская царская армия. Он сохранялся и в армии Советского Союза, а сейчас остается в России. Раз мы уходим от всего прусского, советского, российского, то и уйти от этого строевого шага очень важно. Ведь уже и форму поменяли. Но нужно дальше уходить и во внешних элементах и по сути", - сказал 112.ua генерал Игорь Романенко.

...

"Мы работаем над вопросом, как уйти от "прусского" шага. В ближайшее время будут изменены Уставы вооруженных сил, в которых также будет определен строевой шаг. Определенные ритуалы будут меняться. Есть много предложений в отношении того, как поменять строевой шаг. Каким он будет? Увидим, работа в этом направлении ведется. На нынешнем параде пока останется, как есть", - рассказал начальник Главного управления морально-психологического обеспечения ВСУ генерал-майор Олег Грунтковский.

Он отметил, что "прусский шаг" в силу своих особенностей неудобен для военнослужащих. Как известно, при прусском (или как его еще называют печатном шаге) военнослужащий вытягивает ногу до такой высоты, при которой она составляет практически прямой угол с телом. В отдельных вариантах шага носок стопы может выпрямляться до прямой линии с голенью. При совершении шага нога опускается на землю площадью всей стопы, издавая четкий и ясный звук удара.

Такой шаг был введен в Пруссии королем Фридрихом Великим (1712-1786 гг.). Он использовался в качестве парадного церемониального шага военнослужащими на военных парадах в СССР и в Италии времен Муссолини.

https://112.ua/statji/parad-v-kieve-bez-tehniki-no...nr-i-voennymi-nato-406790.htmlДо "прусского шага" еще вам очень далеко ВСУ. Так и будете болтаться между НАТОвскими стандартами и отсутствием мозга в голове....

tiberius66.livejournal.com

Прусский шаг Википедия

Печатный шаг (также прусский шаг, или прусский церемониальный шаг, именуемый в странах НАТО гусиный шаг) — форма парадного церемониального шага военнослужащих, при движении во время военных парадов, в вооружённых силах некоторых стран мира, преимущественно России и странах бывшего Советского Союза, а также Китайской Народной Республике, Германской Демократической Республике и Италии (во время правления Муссолини).

Суть этого способа движения заключается в вытягивании ноги при шаге до такой высоты, при которой она составляет практически прямой угол с телом. Нога при этом в колене не сгибается, в отдельных вариантах шага носок стопы может выпрямляться (оттягиваться) до прямой линии с голенью. При совершении шага нога опускается на землю площадью всей стопы, издавая чёткий и ясный звук удара.

История возникновения[ | код]

Печатный шаг (нем. Stechschritt) впервые был введён в Пруссии королём Фридрихом II Великим. По мнению многих исследователей, парадный печатный шаг имел огромное дисциплинарное и воспитательное значение для солдат, являясь символом дисциплины и порядка в войсках. Кроме того, скорость печатного шага — 75 шагов в минуту — позволяла поддерживать равнение в линии войск, что в XVII—XVIII веках было одним из необходимых условий успешного управления войсками на поле боя.

Про название «гусиный шаг»[ | код]

Пример печатного шага в «немецком» стиле, который временно возродился при нацистах.

Термин «гусиный шаг» (нем. Gänsemarsch, англ. goose step) появился ещё при жизни Фридриха, именно так назвали «печатный шаг» англичане.

Позднее уже в годы Второй Мировой термин «гусиный шаг» приобрёл большую популярность и в США, так как именно выверенным «печатным шагом» маршировали войска Гитлера. Характерной чертой немецкого «гусиного шага» было то, что когда одна нога приближается к верхней точке, вторая нога приподнимается на носок (см. фото).

В годы Холодной Войны термин «гусиный шаг» получил широкое распространение в странах НАТО. И даже в отменившей «печатный шаг» ФРГ термин нем. Stechschritt был сменён термином нем. Ganseschritt. В то время как «печатный шаг» получил широкое распространение в социалистических странах, включая и ГДР, просто переименовавшую нем. Stechschritt в нем. Exerzierschritt.

Гусиный шаг в Италии[ | код]

В Италии подобный парадный шаг имеет название «Passo Romano» (с итал. — «римский шаг») или «Passo dell’oca» (с 

ru-wiki.ru

Печатный шаг — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Печатный шаг (также прусский шаг, или прусский церемониальный шаг, именуемый в странах ОСАД (NATO) гусиный шаг) — форма парадного церемониального шага военнослужащих, при движении во время военных парадов, в вооружённых силах некоторых стран мира, преимущественно России и странах бывшего Советского Союза, а также Китайской Народной Республике, Германской Демократической Республике и Италии (во время правления Муссолини).

Суть этого способа движения заключается в вытягивании ноги при шаге до такой высоты, при которой она составляет практически прямой угол с телом. Нога при этом в колене не сгибается, в отдельных вариантах шага носок стопы может выпрямляться (оттягиваться) до прямой линии с голенью. При совершении шага нога опускается на землю площадью всей стопы, издавая чёткий и ясный звук удара.

История возникновения

Печатный шаг (нем. Stechschritt) впервые был введён в Пруссии королём Фридрихом II Великим. По мнению многих исследователей, парадный печатный шаг имел огромное дисциплинарное и воспитательное значение для солдат, являясь символом дисциплины и порядка в войсках. Кроме того, скорость печатного шага — 75 шагов в минуту — позволяла поддерживать равнение в линии войск, что в XVII—XVIII веках было одним из необходимых условий успешного управления войсками на поле боя.

Про название «гусиный шаг»

Термин «гусиный шаг» (нем. Gänsemarsch, англ. goose step) появился ещё при жизни Фридриха, именно так назвали «печатный шаг» англичане.

Позднее уже в годы Второй Мировой термин «гусиный шаг» приобрёл большую популярность и в США, так как именно выверенным «печатным шагом» маршировали войска Гитлера. Характерной чертой немецкого «гусиного шага» было то, что когда одна нога приближается к верхней точке, вторая нога приподнимается на носок (см. фото).

В годы Холодной Войны термин «гусиный шаг» получил широкое распространение в странах НАТО. И даже в отменившей «печатный шаг» ФРГ термин нем. Stechschritt был сменён термином нем. Ganseschritt. В то время как «печатный шаг» получил широкое распространение в социалистических странах, включая и ГДР, просто переименовавшую нем. Stechschritt в нем. Exerzierschritt.

Гусиный шаг в Италии

В Италии подобный парадный шаг имеет название «Passo Romano» (с итал. — «римский шаг») или «Passo dell’oca» (с итал. — «гусиный шаг») и был введен в 1939 году, во время правления Муссолини под немецким влиянием. Вот что пишут очевидцы парада с использованием этого шага:

«Тряслась земля под глухим грохотом, или, точнее, под ударами молота, под ногами легионеров. Я видел чернорубашечников совсем близко; когда они шли „passo romano“, их глаза сверкали, их губы были плотно сжаты, на лицах появилось новое выражение — не просто воинственное, а выражение удовлетворенной гордости, с которой молотобоец опускает свой молот и разбивает голову врага. Действительно, после первых десяти или двенадцати шагов рокот начал нарастать, как эхо ударов молота в ушах молотобойца удваивает свою силу. В духе необходимых революционных преобразований наших традиций, которое Вы осуществляете, „Passo Romano“ … является, и всегда будет оставаться, наиболее мощным инструментом … воспитания молодежи. Вот почему я задаюсь вопросом: не является ли музыка при парадном шаге излишней? В то время как барабан подчеркивает его, оркестр … отвлекает и приносит вред тому, что должно подчеркиваться тишиной и барабанами, я имею в виду эхо и вибрацию этого ритмичного, мощного, слитного бронзового удара».[1]

Упоминания в литературе

Джордж Оруэлл, известный британский писатель, автор знаменитого романа «1984» пишет о гусином шаге:

«Военный парад — на самом деле, род ритуального танца, нечто вроде балета, он выражает определенную философию жизни. Гусиный шаг, например, — одно из самых жутких зрелищ на свете, гораздо более страшное, чем пикирующий бомбардировщик. Это просто утверждение голой силы; он наводит на мысль — не случайно, намеренно — о сапоге, топчущем лицо»[2].

Печатный шаг в Германии

23 февраля 1956 года в бундесвере (армии Западной Германии) печатный шаг был запрещен, поскольку он использовался нацистской армией. Кроме того, западногерманская армия испытывала сильное влияние американских советников. После отмены в ФРГ печатного шага на его место вернулся шаг, распространенный в Пруссии до 1740 года. Его отличительной чертой служит небольшое сгибание в колене и выпрямление сразу же ноги. В старой германской армии печатный шаг использовался для парада, а старый шаг применялся для движения на местности. Армия ГДР до самого своего исчезновения продолжала маршировать способом печатного шага, мотивируя это преемственностью воинских традиций германских вооруженных сил.

Печатный шаг в России и других странах СНГ

В России печатный шаг, как форма парадного шага, был введен Павлом I, который при реформировании российской армии брал за образец уже устаревшую на тот момент прусскую военную машину. Будучи поклонником Фридриха II Великого, Павел любил повторять: «Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный»К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3097 дней]. Он охотно следовал советам Репнина и Аракчеева, полагавших что «Чем ровнее шаг, тем больше надежды на победу»К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3097 дней].

В настоящее время «чистый» образец печатного шага в ВС России можно увидеть при смене караула на Посту № 1 в Александровском саду Московского кремля. При этом, в Строевом уставе никак не оговорены особые формы строевого шага, поэтому высокий подъем ноги (от 90 до 120 градусов) является лишь данью традиции. В настоящее время во время официальных мероприятий смена караула осуществляется с поднятием ноги на угол не более 45 градусов.

В остальное время при движении в Вооруженных силах Российской Федерации нога во время шага поднимается не на прямой угол, а, в соответствии со Строевым Уставом, на 15 — 20 сантиметров от земли, однако, все так же, исходя из принципа гусиного шага, оттягивается носок, щиколотка и бедро являют собой прямую линию и стопа при опускании печатает землю.

Также строевой шаг, принятый в российской армии, сохраняется в вооруженных силах ряда постсоветских стран, где в последние годы наметилась тенденция к отказу от него. Например, в 2008 году от него отказалась Эстония, а в 2016 году - Казахстан[3].

Печатный шаг в КНДР

См. также

Источники

  1. ↑ [fictionbook.ru/author/mussolini_benito/memuariy_1942_1943/read_online.html?page=14 «Мемуары 1942—1943», лист 14 из 26 :: в библиотеке FictionBook]
  2. ↑ Оруэлл Дж. Англия, моя Англия // [orwell.ru/library/essays/lion/russian/ Лев и Единорог. Эссе, статьи, рецензии] = The Lion and the Unicorn: Socialism and the English Genius. — М.: Московская школа политических исследований, 2003. — 480 с. — ISBN 5-93895-045-7.
  3. ↑ [lenta.ru/news/2016/02/04/cadence/ Назарбаев приказал отказаться от прусского строевого шага в армии Казахстана: Казахстан: Бывший СССР: Lenta.ru]

Напишите отзыв о статье "Печатный шаг"

Ссылки

  • [www.clubook.ru/encyclopaedia/gusinyjj_shag/?id=24543 Гусиный шаг в энциклопедии]
  • [fictionbook.ru/author/mussolini_benito/memuariy_1942_1943/read_online.html?page=14 Мемуары Бенито Муссолини]
  • [slovari.yandex.ru/dict/frazslov/article/4/b088.htm Словарь](недоступная ссылка с 14-06-2016 (835 дней))
  • [www.ostfront.ru/Text/Craig1.html Г. Крейг «Немцы»]
  • [www.orwell.ru/library/essays/lion/russian/r_eye Джордж Оруэлл «Англия, твоя Англия»]
  • [sibeykin.narod.ru/suv/4_.html Краткая биография Суворова]
  • [www.italingua.ru/dizionari/dizionari.php?tema=fraseologico/o&testa=fraseologico/_testa&menu=fraseologico/_menu Фразеологический итальянский словарь]
  • [www.erlib.com/Гавриил_Чуднов/Конструктор_С._И._Мосин/1/ Конструктор Мосин]
  • [www.luck.ru/day/day.php?day=23&month=02&r=2 Запрет гусиного шага в Бундесвере]

Отрывок, характеризующий Печатный шаг

– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать. Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил: – Ah! aujourd'hui on m'a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m'excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l'histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.] И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории. – В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала… Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. – Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.] Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись. – Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались… Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: – И весь свет узнал… Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: – Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. – Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C'est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. – Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. – Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный? – Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там. – Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню. От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину. Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным. – Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету. – Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами. Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем. – Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. – Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея. Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.] Ипполит, фыркнув, засмеялся. – Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.] Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил: – Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s'y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.] Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины. – Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки. Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой. – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием… Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами. – Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

wiki-org.ru

Печатный шаг — WiKi

Печатный шаг (также прусский шаг, или прусский церемониальный шаг, именуемый в странах НАТО гусиный шаг) — форма парадного церемониального шага военнослужащих, при движении во время военных парадов, в вооружённых силах некоторых стран мира, преимущественно России и странах бывшего Советского Союза, а также Китайской Народной Республике, Германской Демократической Республике и Италии (во время правления Муссолини).

Суть этого способа движения заключается в вытягивании ноги при шаге до такой высоты, при которой она составляет практически прямой угол с телом. Нога при этом в колене не сгибается, в отдельных вариантах шага носок стопы может выпрямляться (оттягиваться) до прямой линии с голенью. При совершении шага нога опускается на землю площадью всей стопы, издавая чёткий и ясный звук удара.

История возникновения

Печатный шаг (нем. Stechschritt) впервые был введён в Пруссии королём Фридрихом II Великим. По мнению многих исследователей, парадный печатный шаг имел огромное дисциплинарное и воспитательное значение для солдат, являясь символом дисциплины и порядка в войсках. Кроме того, скорость печатного шага — 75 шагов в минуту — позволяла поддерживать равнение в линии войск, что в XVII—XVIII веках было одним из необходимых условий успешного управления войсками на поле боя.

Про название «гусиный шаг»

  Пример печатного шага в «немецком» стиле, который временно возродился при нацистах.

Термин «гусиный шаг» (нем. Gänsemarsch, англ. goose step) появился ещё при жизни Фридриха, именно так назвали «печатный шаг» англичане.

Позднее уже в годы Второй Мировой термин «гусиный шаг» приобрёл большую популярность и в США, так как именно выверенным «печатным шагом» маршировали войска Гитлера. Характерной чертой немецкого «гусиного шага» было то, что когда одна нога приближается к верхней точке, вторая нога приподнимается на носок (см. фото).

В годы Холодной Войны термин «гусиный шаг» получил широкое распространение в странах НАТО. И даже в отменившей «печатный шаг» ФРГ термин нем. Stechschritt был сменён термином нем. Ganseschritt. В то время как «печатный шаг» получил широкое распространение в социалистических странах, включая и ГДР, просто переименовавшую нем. Stechschritt в нем. Exerzierschritt.

Гусиный шаг в Италии

В Италии подобный парадный шаг имеет название «Passo Romano» (с итал. — «римский шаг») или «Passo dell’oca» (с итал. — «гусиный шаг») и был введен в 1939 году, во время правления Муссолини под немецким влиянием. Вот что пишут очевидцы парада с использованием этого шага:

«Тряслась земля под глухим грохотом, или, точнее, под ударами молота, под ногами легионеров. Я видел чернорубашечников совсем близко; когда они шли „passo romano“, их глаза сверкали, их губы были плотно сжаты, на лицах появилось новое выражение — не просто воинственное, а выражение удовлетворенной гордости, с которой молотобоец опускает свой молот и разбивает голову врага. Действительно, после первых десяти или двенадцати шагов рокот начал нарастать, как эхо ударов молота в ушах молотобойца удваивает свою силу. В духе необходимых революционных преобразований наших традиций, которое Вы осуществляете, „Passo Romano“ … является, и всегда будет оставаться, наиболее мощным инструментом … воспитания молодежи. Вот почему я задаюсь вопросом: не является ли музыка при парадном шаге излишней? В то время как барабан подчеркивает его, оркестр … отвлекает и приносит вред тому, что должно подчеркиваться тишиной и барабанами, я имею в виду эхо и вибрацию этого ритмичного, мощного, слитного бронзового удара».[1]

Упоминания в литературе

Джордж Оруэлл, известный британский писатель, автор знаменитого романа «1984» пишет о гусином шаге:

«Военный парад — на самом деле, род ритуального танца, нечто вроде балета, он выражает определенную философию жизни. Гусиный шаг, например, — одно из самых жутких зрелищ на свете, гораздо более страшное, чем пикирующий бомбардировщик. Это просто утверждение голой силы; он наводит на мысль — не случайно, намеренно — о сапоге, топчущем лицо»[2].

Печатный шаг в Германии

23 февраля 1956 года в бундесвере (армии Западной Германии) печатный шаг был запрещен, поскольку он использовался нацистской армией. Кроме того, западногерманская армия испытывала сильное влияние американских советников. После отмены в ФРГ печатного шага на его место вернулся шаг, распространенный в Пруссии до 1740 года. Его отличительной чертой служит небольшое сгибание в колене и выпрямление сразу же ноги. В старой германской армии печатный шаг использовался для парада, а старый шаг применялся для движения на местности. Армия ГДР до самого своего исчезновения продолжала маршировать способом печатного шага, мотивируя это преемственностью воинских традиций германских вооруженных сил.

Печатный шаг в России и других странах СНГ

В России печатный шаг, как форма парадного шага, был введен Павлом I, который при реформировании российской армии брал за образец уже устаревшую на тот момент прусскую военную машину. Павел любил повторять: «Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный»[источник не указан 3015 дней]. Он охотно следовал советам Репнина и Аракчеева, полагавших что «Чем ровнее шаг, тем больше надежды на победу»[источник не указан 3015 дней].

В настоящее время «чистый» образец печатного шага в ВС России можно увидеть при смене караула на Посту № 1 в Александровском саду Московского кремля. При этом, в Строевом уставе никак не оговорены особые формы строевого шага, поэтому высокий подъем ноги (от 90 до 120 градусов) является лишь данью традиции. В настоящее время во время официальных мероприятий смена караула осуществляется с поднятием ноги на угол не более 45 градусов.

В остальное время при движении в Вооруженных силах Российской Федерации нога во время шага поднимается не на прямой угол, а, в соответствии со Строевым Уставом, на 15 — 20 сантиметров от земли, однако, все так же, исходя из принципа гусиного шага, оттягивается носок, щиколотка и бедро являют собой прямую линию и стопа при опускании печатает землю.

Также строевой шаг, принятый в российской армии, сохраняется в вооруженных силах ряда постсоветских стран, где в последние годы наметилась тенденция к отказу от него. Например, в 2008 году от него отказалась Эстония, а в 2016 году - Казахстан[3].

См. также

Источники

Ссылки

ru-wiki.org

Всё о философии марша — FURFUR

Мы не можем однозначно утверждать, когда зародилась культура военного шага, но можно точно сказать, что строевой шаг как таковой появился вместе с системой воинских построений. Возможно, это означает, что, как только перестали воевать «толпой» и появилось построение по флангам, строевой шаг стал обязательной частью дисциплины. История нам говорит следующее: в 800-700 гг. до н.э. греческие полисы стали использовать первое военное построение. Логика здесь простая: если бойцы будут двигаться рассредоточенно, то есть вразброд, строй тут же нарушается, а, чтобы его удержать, нужно двигаться строевым шагом. Командир, идущий впереди колонны, задаёт ритм с помощью голоса (это в случае небольших колонн) или барабанной дроби (для больших подразделений, так как звук барабана слышно всем). 

Но, говоря буквально, первоначально военный марш – это способ организованного перемещения военных единиц на поле боя из одного места в другое. Такой способ передислокации использовали самые развитые культуры древности, ограждая своих солдат от случайного смешивания с группой противника. Существовавшая система флагов помогала таким организованным группам солдат, например, ведущим наступления с разных флангов, отличать своих от чужих, а главнокомандующему  —вести стратегическую игру (то есть командовать) своими солдатами. 

Согласно словам Уильяма Барлоу (относительно современного разработчика теоретических и практических методов строевой дисциплины), «есть три типа солдат: те, кто  храбр, но не марширует, те, кто марширует, но не храбр, и те, кто храбр и марширует. Вот эти последние, в бою были лучше других!» 

Умение маршировать строем  — чуть ли не самое важное в военной дисциплине, ведь именно это умение позволяло организованно двигаться колонне во время пеших передислокаций. Истории известны и конные, и авто-, мото-марши, и на боевой технике, и на велосипедах. Но мы сконцентрируемся на пеших маршах и их функциональности. Распространённость и важность маршей позволила иначе посмотреть на обмундирование солдата и сделать его униформу удобнее. Так, в Российской Империи незадолго до революции была произведена ревизия униформы и экипировки с целью сделать её удобной, чтобы солдат чувствовал себя комфортно, маршируя на длительных дистанциях. Требования к пешим маршам изменились с распространением поездов, но расстояния до 600 километров солдаты все равно шли пешком. 

   

Напрашивается найти связь между строевым шагом (ритмом и синхронностью) и звуком пулемёта. При звуках пулемёта бойцы бросали свои позиции и бежали врассыпную, то есть монотонный, резкий и громкий звук ввергает противника в панику и сеет ужас (кстати, в арабском языке пулемет будет رشاش (рашаш) — от глагола сыпать, рассыпать). Чего уж говорить про те времена, когда не существовало никаких пулемётов. Приближающаяся военная колонна, двигающаяся синхронно под звуки ударов барабана, наводила ужас на врага. 

www.furfur.me