Ракета-носитель "Протон-М". Досье. Протон ракета носитель


Ракета-носитель «Протон-М». Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. На 11 сентября 2017 г. в 22:23 мск запланирован запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М".

На околоземную орбиту будет выведен телекоммуникационный спутник Amazоnas-5, принадлежащий испанской компании Hispasat.

Предстоящий запуск станет 101-м для "Протона-М" и 415-м для всего семейства "Протон". Ракета "Протон-М" в 69-й раз будет использоваться для коммерческого запуска, а все семейство - в 100-й раз. В рамках контрактов компании ILS, имеющей эксклюзивное право на маркетинг "Протонов", запуск 11 сентября станет 95-м в истории.

Ракета-носитель

"Протон-М" - одноразовая ракета космического назначения. Принадлежит к семейству ракет-носителей "Протон", созданному в начале 1960-х гг. под руководством конструктора Владимира Челомея (первая ракета семейства именовалась УР-500, впервые стартовала в 1965 году). Предназначена для выведения в космос различных космических аппаратов, в том числе межпланетных автоматических станций, навигационных, военных, коммерческих спутников.

Разработчик и изготовитель - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ, Москва).

История

"Протону-М" предшествовала модификация "Протон-К", которая эксплуатировалась в 1967-2012 годах. Ракеты-носители этого семейства использовались для запусков всех советских/ российских орбитальных станций - первой в мире долговременной станции "Салют" (1971 год) и последующих шести одноименных станций (1973-1982 годах), модулей комплекса "Мир" (находился на околоземной орбите в 1986-2001 годах), а также российских модулей Международной космической станции (МКС). С помощью "Протонов" в космос запускались различные научные, военные и гражданские космические аппараты (спутники серии "Космос", "Экран", "Радуга", "Горизонт"), автоматические станции для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея.

Характеристики

"Протон-М" - трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса.

Длина - 56,2 м, максимальный диаметр - 7,4 м, стартовая масса - около 705 т. Применяемый в настоящее время головной обтекатель имеет длину 15,3 м и диаметр 4 м.

В первой ступени используются шесть жидкостных ракетных двигателей РД-276, которые были разработаны НПО "Энергомаш" им. академика В. П. Глушко (Химки, Московская область) под наименованием РД-275М (или 14Д14М). В настоящее время РД-276 серийно производятся пермским ПАО "Протон-ПМ". Работу второй и третьей ступеней обеспечивают жидкостные двигатели разработки Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА, Воронеж), изготовитель - Воронежский механический завод (ВМЗ, филиал ГКНПЦ). На второй ступени установлено три РД-0210 и один РД-0211, на третьей - двигательный блок РД-0212 (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого РД-0214). Во всех двигателях используется токсичное топливо гептил.

Основа системы управления ракеты - бортовой компьютер "Бисер-3" Научно-производственного центра автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина (Москва).

Дополнительно на ракете могут применяться разгонные блоки "Бриз-М" и КВРБ (кислородно-водородный разгонный блок) разработки ГКНПЦ, а также блок типа ДМ Ракетно- космической корпорации "Энергия" им. С. П. Королева (РКК "Энергия"; г. Королев, Московская обл.).

Максимальная грузоподъемность "Протона-М" составляет 22,4 т (на низкую опорную орбиту). В сочетании с блоком "Бриз-М" ракета может выводить полезную нагрузку весом более 6 т на геопереходную орбиту и до 3,7 т - на геостационарную.

Запуски и инциденты

Запуски "Протона-М" проводятся с космодрома Байконур (арендуется Россией у Казахстана). Коммерческую эксплуатацию ракеты на международном рынке космических услуг осуществляет компания ILS (International Launch Services, "Интернэшнл лонч сервисиз"; г. Рестон, штат Вирджиния, США), контрольный пакет акций которой принадлежит ГКНПЦ. Один запуск "Протона-М" обходится примерно в 65 млн долларов США.

Впервые ракета стартовала 7 апреля 2001 года с разгонным блоком "Бриз-М": на орбиту был выведен спутник телевещания "Экран-М". Первый коммерческий запуск "Протона-М" состоялся 30 декабря 2002 года с блоком "Бриз-М" и канадским космическим аппаратом Nimiq-2.

В период с июня 2016 года по июнь 2017 года в пусковой деятельности "Протона-М" был годовой перерыв. В частности, запуски были приостановлены из-за обнаружения в декабре 2016 года проблем в одном из двигателей (производства ВМЗ) ракеты.

Всего к 11 сентября 2017 года проведено 100 запусков ракеты-носителя - 90 успешных, пять аварийных и пять нештатных (по вине "Бриза-М" спутники выводились на нерасчетные орбиты). Из них 68 проведено по коммерческим программам (63 успешных, два аварийных, три нештатных).

Предыдущий запуск состоялся 17 августа 2017 года: ракета "Протон-М" с блоком "Бриз-М" вывела в космос спутник "Космос-2520" в интересах Минобороны России.

Перспектива

В сентябре 2016 года Космический центр Хруничева объявил о создании двух дополнительных модификаций на базе тяжелого "Протона-М": ракет среднего ("Протон средний", Proton medium) и легкого ("Протон легкий", Proton light) классов. Новые модификации будут стартовать в связке с блоком "Бриз- М". Они предназначены исключительно для коммерческих запусков (в рамках контрактов ILS). Первый запуск средней версии может состояться в 2018 г., легкой - после 2020 г. Кроме того, с 2020 г. на "Протонах" планируется применять увеличенный головной обтекатель длиной 16,25 м и диаметром 5,1 м, который позволит запускать крупногабаритные спутники.

Ракеты "Протон-М" планируется использовать для запусков предположительно до 2025 года. На начало июня 2017 года Центр Хруничева имел восемь действующих контрактов на 15 коммерческих запусков "Протонов" до 2023 года. Впоследствии этот космический носитель может заменить разработанная ГКНПЦ тяжелая ракета "Ангара-5" (единственный испытательный запуск проведен в 2014 году), работающая на менее опасном топливе на основе керосина. 

tass.ru

Протон (ракета-носитель) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общие сведения Основные характеристики История запусков Первая ступень («Протон-М» 3-й фазы[4][5][6][7]) Вторая ступень («Протон-М» 3-й фазы[4][7]) Третья ступень («Протон-М» 3-й фазы[7][8])
РН «Протон»
«Протон-К» выводит на орбиту модуль «Звезда» для МКС
Страна СССР, Россия
Семейство «Протон»
Индекс 8К82, 8К82К, 8К82КМ
Назначение Ракета-носитель
Разработчик ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (КБ «Салют»)
Изготовитель ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
Стоимость запуска 65—70 млн USD[1][2]
Количество ступеней 3—4 (здесь и далее для «Протон-М» третьей фазы модификации)
Длина 58,2 м
Диаметр
Стартовая масса 705 т
Вид топлива НДМГ + АТ
Масса полезной нагрузки
 — на НОО 23 тонны[3]
 — на ГПО-1500 6,35 т (с РБ «Бриз-М»)
 — на ГПО-1800 7,10 т (с РБ «Бриз-М»)
 — на ГСО до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)
Состояние действующая
Места запуска Байконур
Число запусков 411 (на 09.06.2016)
 — успешных 364
 — неудачных 27
 — частично неудачных 20
Первый запуск 16.07.1965
Последний запуск 09.06.2016
Всего произведено 411
Варианты «Протон», «Протон-К», «Протон-М»
 
Длина 21,18 м
Диаметр 7,4 м
Сухая масса 30,6 т
Стартовая масса 458,9 т
Маршевые двигатели 6 × ЖРД РД-276
Тяга 10026 кН (зем.)
Удельный импульс 288 с
Время работы 121 с
Длина 17,05 м
Диаметр 4,1 м
Сухая масса 11 т
Стартовая масса 168,3 т
Маршевый двигатель ЖРД РД-0210 (3 шт.) и РД-0211 (1 шт.)
Тяга 2400 кН
Удельный импульс 320 с
Время работы 215 с
Сухая масса 3,5 т
Стартовая масса 46,562 т
Маршевый двигатель ЖРД РД-0213
Рулевой двигатель ЖРД РД-0214
Тяга 583 кН (маршевый) (31 кН (рулевой))
Удельный импульс 325 с
Время работы 239 с

«Прото́н» (УР-500 — Универсальная ракета, «Протон-К», «Протон-М») — одноразовая ракета-носитель (РН) тяжёлого класса. РН способна выводить на геостационарную орбиту (ГСО) грузы до 3,3 т, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в 1961—1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея. Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей средне-тяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого, наряду с американской РН «Сатурн-1Б».

РН «Протон» явилась средством выведения всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд» (советской лунно-облётной программы), а также тяжёлых ИСЗ различного назначения и межпланетных станций.

С середины 2000-х годов основной модификацией ракеты-носителя «Протон» стала РН «Протон-М», используемая для запуска как федеральных российских, так и коммерческих иностранных космических аппаратов[9].

В сентябре 2016 года Центр им. М. В. Хруничева объявил о расширении продуктовой линейки ракет-носителей (РН) «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М». Для этого планируется создать новые двухступенчатые модификации ракеты-носителя — «Протон Средний» (способна выводить на ГСО грузы до 2,2 т) и «Протон Лёгкий» (способна выводить на ГСО грузы до 1,45 т)[10].

Классификация грузоподъёмности

Класс Модификация Энергетические хар-ки

при ΔV = 1500 м/с*

Количество блоков 1-й ступени
Тяжёлый «Протон-М» 6 300 кг 1 центральный + 6 боковых
Средний «Протон Средний» 5 000 кг 1 центральный + 6 боковых
Лёгкий «Протон Лёгкий» 3 600 кг 1 центральный + 4 боковых

* с 4-метровым головным обтекателем

История создания

В начале 1960-х годов руководство СССР было заинтересовано в создании ракет, способных выводить в космос большую полезную нагрузку военного назначения, а также нести боеголовку в несколько десятков мегатонн в тротиловом эквиваленте. Проекты на разработку этих ракет представили все конструкторские бюро (КБ): КБ С. П. Королёва, которое в то время уже работало над межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) Р-9, представило проект тяжёлой «лунной» ракеты Н-1; КБ М. К. Янгеля предложило проект унифицированных МБР Р-46 и тяжёлой РН Р-56 со стартовой массой 1165—1421 т[11]; опытное конструкторское бюро № 52 (ОКБ-52) под руководством В. Н. Челомея предлагало создать семейство ракет различной стартовой массы для широкого диапазона забрасываемого груза: МБР лёгкого класса УР-100 («Универсальная Ракета»), МБР среднего класса УР-200, МБР тяжёлого класса УР-500 и сверхмощную РН УР-700[12].

Благодаря настойчивости Владимира Челомея, в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР 16 марта и 1 августа 1961 г., ОКБ-52 начало проектирование стратегической МБР УР-200 (8К81). Годом позже, по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 409—183 от 29 апреля 1962 г., в ОКБ-23 (в настоящее время КБ «Салют», подразделение ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), вошедшем в состав ОКБ-52 как филиал № 1 (3 октября 1960 года), началось проектирование ракеты УР-500[12][13][14]. Главным конструктором УР-500 был назначен Павел Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Труфанов[12], а затем — Дмитрий Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ «Салют». Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта всё это время оставался Виталий Выродов[14]. На разработку ракеты отводилось три года[13].

По первоначальному проекту УР-500 представляла собой четыре параллельно соединённые двухступенчатые ракеты УР-200 с третьей ступенью, изготовленной на базе модифицированной второй ступени УР-200. После тщательной проработки этого варианта оказалось, что такая конструкция ракеты не позволяет достичь желаемой относительной грузоподъёмности. Проведя углубленную проработку концепции ракеты, ОКБ-23 начало разработку УР-500 по трёхступенчатой схеме с последовательным (тандемным) расположением ступеней. Тем не менее, как и предполагалось на начальном этапе, в качестве верхних ступеней было решено применить модифицированный вариант УР-200[12].

Ракета разрабатывалась как в боевых вариантах: глобальной орбитальной и межконтинентальной баллистической ракеты (12 000 км) для поражения сверхмощной термоядерной головной частью (индекс — 8Ф17[15], мощность — 150 мегатонн[16]) особо важных целей в любой точке планеты, так и в варианте ракеты-носителя тяжёлых спутников[17].

Согласно конструктивно-компоновочной схеме, ракета изготовлялась на Машиностроительном заводе им. М. В. Хруничева и транспортировалась в разобранном виде железнодорожным транспортом на «Байконур». Диаметр центральных блоков ракеты был определён по размеру железнодорожного габарита погрузки — 4100 мм. В то же время, длина конструкции центрального блока первой ступени была определена необходимым объёмом окислителя в ускорителе первой ступени и длиной железнодорожного крупногабаритного груза[18].

Двигатели первой ступени, ЖРД РД-253, были разработаны в КБ Энергетического машиностроения (генеральный конструктор В. П. Глушко). Этот двигатель был отвергнут С. П. Королёвым для использования в ракете Н-1 из-за токсичности компонентов его топлива и недостаточного удельного импульса. Было решено, что после некоторой переделки РД-253 будет использован на первой ступени УР-500[12][14]. Для боевого варианта проектировался в том числе и маневрирующий боевой блок АБ-500[19].

В разработку новой ракеты были вовлечены и другие конструкторские бюро: КБ Химавтоматики изготовляло двигатели второй и третьей ступени (главный конструктор С. А. Косберг, а затем А. Д. Конопатов), «НИИ Автоматики и Приборостроения» — систему управления и электроавтоматики, КБ «Рубин» и КБ «Восход» — рулевые приводы, управляющие отклонением двигателей всех ступеней, НИИ Приборостроения — систему опорожнения баков, НИИ Точной механики — систему безопасности РН и КБ Киевского завода «Арсенал» — систему прицеливания[18].

Разработка ракеты горячо поддерживалась Н. С. Хрущёвым. Однако после его отставки было принято решение о прекращении работ по ракете УР-200, аналогичной по возможностям МБР Р-9 С. П. Королёва. Так как УР-500 включала в себя вариант УР-200, такая же участь грозила и ей. Тем не менее, благодаря твёрдой позиции академика М. В. Келдыша, в конце концов было решено использовать УР-500 как тяжёлый носитель для космических аппаратов (КА)[12][14].

В начале 1964 года были начаты работы по монтажу технологического оборудования наземного стартового комплекса на Байконуре. Первый пуск ракеты с использованием наземного оборудования состоялся 15 мая 1964 года. Проект межконтинентальной баллистической ракеты УР-500 был прекращен в 1964 году.[20]

Первый пуск с космическим аппаратом на новой двухступенчатой РН УР-500 состоялся 16 июля 1965 года с космическим аппаратом Н-4 № 1 «Протон-1». Этот спутник весом 12,2 т, кроме ионизационного калориметра СЭЗ-14 (Спектр, Энергия, Заряд до 1014 эВ) весом около 7 т и других служебных модулей, также включал часть агрегатов второй ступени[21][22]. Таким образом, без агрегатов второй ступени, масса полезной нагрузки РН УР-500 равнялась 8,4 т[23]. Всего в 1965—1966 годах были выполнены четыре запуска спутников «Протон». Хотя официально ракета была названа «Геркулес» (или, по другим данным, «Атлант»), в прессе она упоминалась по имени своей первой полезной нагрузки — «Протон»[24].

Начиная с июля 1965 года началась разработка трёхступенчатого варианта РН УР-500К (8К82К «Протон-К»). Новая РН была также разработана в филиале № 1 ОКБ-52. РН «Протон-К» должна была использоваться для вывода на отлётную траекторию новых КА для облёта Луны. Кроме того, начались работы над четвёртой ступенью РН «Протон-К» на базе пятой ступени ракеты-носителя Н-1, получившей название блок Д. Согласно этому проекту (УР-500К-Л-1), двухсекционный корабль 7К-Л1 (вариант «Союза») выводился на отлётную траекторию для полёта к Луне, совершал облёт Луны и благополучно возвращался. Полёты были запланированы сначала в беспилотном, а затем в пилотируемом вариантах[14][23].

Первый пуск трёхступенчатой ракеты «Протон-К» был произведён 10 марта 1967 года с блоком Д и КК 7К-Л1П («Космос-146»), прототипом будущего лунного корабля 7К-Л1[23][25]. Эта дата считается днём рождения РН «Протон-К»[26].

Из 11 запусков 7К-Л1 только полёт КА «Зонд-7» был признан полностью успешным, что означает, что общая вероятность совершения облёта Луны и приземления на

wiki-org.ru

Протон (ракета-носитель) Википедия

Общие сведения Страна Семейство Индекс Назначение Разработчик Изготовитель Основные характеристики Количество ступеней Длина (с ГЧ) Диаметр Стартовая масса Вид топлива Масса полезной нагрузки  • на НОО  • на ГПО-1500  • на ГПО-1800  • на ГСО История запусков Состояние Места запуска Число запусков  • успешных  • неудачных  • частично неудачных Первый запуск Последний запуск Всего произведено Варианты Первая ступень («Протон-М» 3-й фазы[4][5][6][7]) Длина Диаметр Сухая масса Стартовая масса Маршевые двигатели Тяга
РН «Протон»
«Протон-К» выводит на орбиту модуль «Звезда» для МКС
«Протон»
8К82, 8К82К, 8К82КМ
Ракета-носитель
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (КБ «Салют»)
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева
3—4 (здесь и далее для «Протон-М» третьей фазы модификации)
58,2 м
4,1 м (7,4 м)
705 т
НДМГ + АТ
 
23 тонны[3]
6,35 т (с РБ «Бриз-М»)
7,10 т (с РБ «Бриз-М»)
до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)
действующая
Байконур
415 (на 19.04.2018)
368
27
20
16.07.1965
19.04.2018
414
«Протон», «Протон-К», «Протон-М»
21,18 м
7,4 м
30,6 т
458,9 т
6 × ЖРД РД-276
10026 кН (зем.)

ru-wiki.ru

Ракета-носитель «Протон» | История космонавтики

Ракета-носитель «Протон»

Ракета-носитель "Протон"«Протон» — наименование советской 2-4- ступенчатой ракеты-носителя. Эксплуати- руется с 1965 года. Ракета-носитель «Протон» выполнена по схеме тандем — с поперечным делением ступеней. На всех ступенях ракеты установлены высокоэконо- мичные малогабаритные однокамерные жидкостные ракетные двигатели, работа- ющие с дожиганием продуктов газогене- рации после турбины в камерах сгорания с высоким уровнем давления. Топливо на всех ступенях двухкомпонентное (окислитель — четырехокись азота, горючее — несимметричный диметилгидразин).

На 1-й ступени «Протона» установлено 6 однокамерных двигателей «РД-253» (с общей тягой ~9 МН). На 2-й ступени — 4 однокамерных двигателя с тягой каждого ~0,6 МН. На 3-й ступени — один такой же двигатель и рулевой жидкостный двигатель тягой ~30 кН (выполнен по схеме без дожигания), который имеет 4 поворотные камеры, обеспечивающие управление направлением полета последней ступени и ее положением в пространстве. Общая длина (без полезного груза) 44,3 м, максимальный поперечный размер 7,4 м, масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, свыше 20 т. Оригинальная компоновочная схема, конструкция двигательной установки всех ступеней и бортовые системы, выполненные с учетом передовых достижений советского ракетостроения и позволили создать ракету-носитель с высокими эксплуатационными и энергетическими характеристиками, превышающими аналогичные характеристики ракеты-носителя «Сатурн-1B» (США) такого же класса.

Ракета-носитель «Протон» используется для запуска орбитальных станций «Салют». С помощью 2-ступенчатой ракеты «Протон» выводились в космос космические аппараты «Протон-1» — «Протон-3»; 3-ступенчатой — «Протон-4». С помощью ракеты-носителя «Протон» с дополнительной 4-й ступенью тягой 83 кН выводились в космос космические аппараты «Зонд-4» — «Зонд-8», «Луна-15» — «Луна-24»,«Венера-9» — «Венера-16″,»Марс-2» — «Марс-7», «Радуга»,

«Экран», «Горизонт», некоторые искусственные спутники Земли серии «Космос».

www.sovkos.ru

Ракета-носитель "Протон" - это... Что такое Ракета-носитель "Протон"?

Ракета-носитель "Протон"

16 июля 1965 года состоялся первый пуск ракеты УР-500 в двухступенчатом варианте с научной космической станцией "Протон-1" весом в 12 тонн, наименование которой впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем.

Задание на проектирование носителя тяжелых космических объектов - мощной универсальной ракеты УР-500 (внутренний шифр УР-500 - универсальная ракета со стартовым весом порядка 500 тонн) было получено от правительства СССР в 1962 году.

К этому времени работы по созданию ракеты-носителя тяжелого класса уже велись со второй половины 1961 года в филиале №1 ОКБ-52 (ныне КБ "Салют" Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева) под руководством Владимира Челомея.

Ракета-носитель «Протон-М»

Ракета-носитель «Протон-М»

В соответствии с постановлением правительства, ракета проектировалась не только как носитель космических аппаратов различного назначения, но и как мощная боевая баллистическая ракета, но уже в ходе создания ракеты-носителя первоначальное задание было изменено - вариант использования ракеты как боевой был снят с разработки. На завершающем этапе работ ракета создавалась исключительно как носитель космических аппаратов.

В основу компоновки ракеты-носителя был положен принцип обеспечения транспортировки частей ракеты с завода-изготовителя на космодром железнодорожным транспортом с выполнением минимального объема сборочных работ на техническом комплексе. Возможность провоза максимального габарита определила выбор диаметра центральных блоков ракеты (4,1 метра).

Первоначально создание тяжелой универсальной ракеты УР-500 предполагалось вести на базе универсальной УР-200, а именно соединить параллельно четыре ракеты УР-200, дополнив полученный "пакет" третьей ступенью (модифицированная вторая ступень ракеты УР-200).

Однако проведенный анализ, в том числе с учетом экспериментов на динамически подобном макете, показал неоптимальность такой схемы.

В конечном счете, была принята к проработке двухступенчатая схема с тандемным расположением ступеней. Первая ступень - новой разработки. Вторая ступень УР-500 представляла собой модифицированный вариант первой ступени ракеты УР-200.

Пуск ракеты Протон-М со спутником Intelsat-22

Пуск ракеты Протон-М со спутником Intelsat-22

Для первой ступени в конструкторском бюро академика Валентина Глушко был создан самый мощный в то время двигатель с "земной" тягой - 150 тонн, с дожиганием генераторного газа в камере сгорания. Высококипящими компонентами топлива для двигателя являются азотный тетраксид и нессиметричный диметилгидразин.

В январе 1962 года была выбрана конструктивно-компоновочная схема первой ступени. Она состоит из центрального блока большого диаметра и шести боковых блоков малого диаметра, расположенных симметрично вокруг центрального.

В состав каждого из боковых блоков входит бак горючего и автономный маршевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-253 конструкции Глушко. Центральный блок представляет собой только бак окислителя.

На второй ступени, как и на прототипе (УР-200), решили установить четыре двигателя ОКБ-154 (ныне ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики") Семена Косберга, увеличив степень расширения сопел. Управление ракетой на участке полета второй ступени осуществлялось качанием двигателей с помощью четырех рулевых машинок.

В начальный период производства ракеты возникли большие трудности, вызванные применением в конструкции нового, мало исследованного высокопрочного материала АЦМ. Готовые емкости из этого непластичного металла не выдерживали статических испытаний. Отмечались даже случаи их самопроизвольного разрушения во время длительного хранения. В связи с этим сплав был заменен на высокопластичный материал АМГ-6, хотя это и вызвало утяжеление изделий.

Для обслуживания УР-500 на Байконуре к 1965 году сдали технический комплекс с двумя рабочими местами и стартовый комплекс с двумя пусковыми установками.

Весной 1965 года завод имени М.В. Хруничева (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева) изготовил блоки ракеты УР-500. В первый испытательный полет вместо традиционного балласта решили вывести на околоземную орбиту спутник-лабораторию "Протон", предназначенный для изучения космических частиц высоких энергий. Он был изготовлен в ОКБ-52 (ныне ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"). После проверки всех систем носитель и спутник были отправлены по железной дороге на космодром.

Перед первым стартом не обошлось без неожиданностей: спешка при подготовке носителя на стартовой позиции чуть не привела к аварии. Из-за негерметичности одного из разъемов при заливке окислителя из заправочного трубопровода часть азотного тетраксида попала на электрожгуты. Проверка показала, что замыкания на корпус нет, Владимир Челомей принял решение произвести пуск.

Старт состоялся 16 июля 1965 года, выведение спутника "Протон" на низкую околоземную орбиту прошло успешно.

Кроме индекса 8К82 и "фирменного" обозначения УР-500, в первом запуске ракета имела и собственное имя - "Геркулес" (по другим источникам - "Атлант"), нанесенное большими буквами на поверхность второй ступени. Оно не прижилось, и в открытой печати вскоре было изменено на "Протон".

Проектирование и производство ракеты подобного класса в нашей стране велось впервые и ряд решений по УР-500, например, компоновочная схема первой ступени, не имели и не имеют аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

Летные испытания двухступенчатого варианта ракеты, начатые летом 1965 года, закончились через год - 6 июля 1966 года. Во время четырех пусков на орбиту было выведено три тяжелых спутника серии "Протон" для изучения энергетического спектра и химического состава частиц первичных космических лучей, интенсивности и энергетического спектра гамма-лучей и электронов галактического происхождения.

Третий по счету пуск, 24 марта 1966 года, был прерван из-за аварии на участке работы второй ступени - обломки носителя упали в районе Акмолинска.

После первых четырех пусков "Протона", проведенных для ускорения испытаний в двухступенчатом варианте, было принято решение о создании на его основе космического носителя тяжелого класса с увеличением стартовой массы до 700 тонн. Он используется в двух вариантах; трехступенчатом и четырехступенчатом, где роль четвертой ступени играет разгонный блок.

С 1967 года начались пуски ракеты в трех- и четырехступенчатом вариантах. Первая трехступенчатая ракета УР-500К с разгонным блоком Д стартовала 10 марта 1967 года с космическим аппаратом "Космос-146". Эта дата считается днем рождения ракеты-носителя "Протон-К".

Трехступенчатый "Протон-К" использовался для выведения полезной нагрузки на низкие орбиты, четырехступенчатый - для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты (в том числе на геопереходные орбиты, геостационарные орбиты и отлетные траектории).

С помощью ракеты-носителя "Протон" в космос выведены спутники "Космос", "Экран", "Радуга", "Горизонт", спутники для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея; пилотируемые орбитальные станции "Салют" и "Мир", а также входящие в их состав тяжелые специализированные модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа", российские модули Международной космической станции "Заря" и "Звезда".

В настоящее время для выведения полезных нагрузок в рамках Федеральной космической программы и коммерческих программ активно используется модернизированная ракета-носитель "Протон-М".

Ракета-носитель Протон-М. Архив

Ракета-носитель Протон-М. Архив

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Байконур: Ракетоноситель Протон

[Протон]  [Союз]  [Зенит]

ПРОТОН – САМЫЙ МОЩНЫЙ РН

Ракета-носитель "Протон - К" была разработана на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР- 500 в Конструкторском бюро "Салют". Оно долгое время было известно как Первый филиал ОКБ - 52, которое в те годы возглавлял Генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей.

Ныне КБ "Салют" входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

С 1961 года КБ приступило к проработке тяжелой МБР, получившей наименование УР-500. Поскольку в то время в СССР были созданы ядерные боеприпасы с мощностью свыше 100 мегатонн, то предназначение новой МБР не вызывало сомнений. Она должна была стать очередным "ежом" Никиты Сергеевича Хрущева для американцев.

Главным конструктором УР - 500 был назначен Павел Альбертович Ивенсен.

В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, а затем -Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ "Салют". Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта все это время оставался Виталий Андреевич Выродов.

Постановление Совета Министров СССР о создании МБР УР-500 вышло 29 / 04 1962 года. На разработку отводилось три года. В мае 1962 года приняли окончательную конструктивно-компоновочную схему, которая предусматривала блочную компоновку первой ступени с параллельным расположением топливных баков. Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода-изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета предполагалась двухступенчатой, тандемной схемы.

Основные проектно-технологические задачи создания ракеты были решены к концу 1964 года. В начале осени, во время визита на космодром Байконур политического руководства страны, В.Н.Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву полноразмерный макет УР-500, установленный на пусковом столе вновь созданного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной ракетой.

Казалось бы, для "пятисотки" все складывалось как нельзя лучше. Однако к исходу октября, после отставки Хрущева, отношение руководства страны к фирме В.Н.Челомея резко изменилось. Было принято решение о прекращении работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500.

Только благодаря твердой и настойчивой позиции академика М.В.Келдыша эту ракету удалось отстоять, но теперь уже не как боевую, а как носитель для космических аппаратов.

ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого облета Луны - были выделены средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, получивший название УР-500К. Решающее слово в пользу носителя на базе тяжелой МБР должен был сказать первый пуск УР-500 и В.Н.Челомей начал его подготовку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве полезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52.

Старт данного научно-исследовательского спутника, известного как "Протон-1", состоялся 16 июля 1965 года. Летные испытания двухступенчатого варианта РН, также названного "Протоном", закончились через год. В результате четырех пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии "Протон" (массой до 12,2 т).

Спутник "Протон-4" массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым вариантом носителя - "Протоном-К". Переход от двухступенчатой РН "Протон" к трехступенчатому варианту "Протон-К" был выполнен быстро и сравнительно легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, соединяющего ее с первой ступенью. Третья ступень была образована укорочением исходного варианта второй ступени и на ней был установлен один такой же маршевый ЖРД вместо четырех.

Таким образом, РН "Протон-К", созданная для выполнения первого этапа лунной программы, была успешно разработана в очень сжатые сроки. Проблемы у В. Н. Челомея возникли лишь с разработкой лунного корабля, поэтому руководством отрасли предпочтение было отдано его альтернативному варианту, представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К - Л1.

В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов лунный орбитальный корабль и разгонный блок"Д", созданные в рамках программы Н1-Л3.

В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний) по 20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН "Протон-К" с разгонным блоком "Д" и кораблем"Л1" в беспилотном вариант.е Успехом завершились полеты кораблей под названиями "Зонд-4" ..."Зонд-8".В целом, по результатам летных испытаний, на программу было выдано отрицательное заключение из-за недостаточной надежности как РН с блоком "Д", так и корабля "Л1".Программу прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на"Аполлоне-11" уже высадились на Луне.

Однако, отработанный при этом четырехступенчатый вариант РН"Протон-К" оказался настолько удачным для запусков КА на межпланетные траектории, что стал широко использоваться для выведения автоматическ. станций нового поколения к Луне ("Луна - 15"... "-24 ", 1969 - 1976 г.г.),Венере ("Венера-9"..."-16",1975-1983г.г.)и Марсу("Марс-2"..."-7",1971-1973г.г.).

Использование разгонного блока "Д", двигатель которого мог многократно включается в космосе, позволило "Протону-К" к тому же стать единственным национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту. Первый такой запуск был осуществлен 25 марта 1974 года("Космос-637").С тех пор большинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем, блок"Д" был модернизирован за счет установки на нем специального приборного отсека, и с 1976 года РН"Протон-К" с РБ постоянно осуществляет запуски КА "Радуга", "Экран", "Горизонт", а также иностранных КА. Масса этих спутников составляет более 2300 кг.

Трехступенчатый вариант носителя "Протон-К" обеспечил вывод на орбиту тяжелых долговременных орбитальных станций"Салют-1"..."-7"(1971 - 1982 г.г.), "Алмаз" (1987 и 1991 гг.) и транспортных кораблей снабжения "Космос-929", "-1267", "-1443", "-1686"(1977 - 1986 г.г.). В настоящее время на орбите функционирует орбитальный комплекс "Мир", который собран из модулей, также выведенных на орбиту "Протоном-К".

Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью увеличения грузоподъемности РН сейчас ведется ее модернизация под названием "Протон-М".

В настоящее время ГКНПЦ имени М. В. Хруничева участвует в грандиозном проекте создания Международной космической станции. Российский центр создает ключевые элементы станции - функционально- грузовой блок и служебный модуль. В качестве транспортного средства, которое должно обеспечить доставку элементов станции на орбиту, выбрана ракета-носитель "Протон-К".

space-russia.narod.ru

Ракета-носитель Протон - Энциклопедия по машиностроению XXL

Запуск космического аппарата Электро осуществлен 31 октября 1994 г. при помощи ракеты-носителя Протон . Наклонение геостационарной орбиты ИСЗ в течение срока активного существования не превышает 1.3°, долгота подспутниковой точки удерживается постоянной с точностью 0.2°.  [c.225]

Весомейшим вкладом космодрома Байконур в освоение космоса явились пуски ракет-носителей Протон с межпланетными станциями к Луне, Венере, Марсу, а также долговременными орбитальными станциями Салют и Мир .  [c.38]

Под новую мощную ракету-носитель Протон на космодроме потребовалось создать новые уникальные технические и стартовые комплексы.  [c.38]

Ракета-носитель Протон в отличие от Союза собирается с помощью оригинального горизонтального стапеля, основной частью которого является поворотное устройство. Центральный блок ракеты закрепляется на стапеле и последовательно поворачивается вокруг своей продольной оси на определенный угол, а снизу поочередно подводятся и стыкуются шесть боковых блоков первой ступени.  [c.38]

В-четвертых, в связи с тем, что ракета-носитель Протон имеет более совершенную автономную систему управления, обеспечивающую разворот ракеты по азимуту во время полета, в стартовой системе отсутствует сложный и дорогой механизм — поворотный круг.  [c.39]

Еще одной особенностью этого наземного комплекса является то, что в ракетах-носителях Протон применяются высокотоксичные компоненты ракетных топлив, такие как четырехокись азота (окислитель) и несимметричный диметилгидразин (горючее). Это также наложило соответствующие особенности на конструкцию и технологию заправочных систем, применяемые материалы, защитные средства обслуживающего персонала. Чем достигается безопасность работ Все емкости, трубопроводы, арматура заправочных систем проверяются на полную герметичность заправка ведется по замкнутому циклу, исключающему выход вредных паров в помещения или атмосферу организован отбор этих паров и их сжигание комплекс оснащен высокоэффективными автоматическими системами газового контроля и т.п.  [c.39]

Время проведения всех операций на стартовом комплексе по подготовке к пуску ракеты-носителя Протон составляет 4...5 суток. Оптимальное разделение технологических операций по подготовке ракеты-носителя и космических аппаратов между техническим и стартовым комплексами позволяет обеспечить минимальное время  [c.39]

Первый пуск ракеты-носителя Протон с тяжелым космическим аппаратом был проведен с нового стартового комплекса космодрома Байконур 16 июля 1965 г. За прошедшие после этого годы этот комплекс интенсивно использовался для обеспечения научных и народнохозяйственных космических программ, в том числе при запусках тяжелых космических объектов типа Протон , Луна , Венера , Марс , Экран , Горизонт , Мир , Салют и др.  [c.40]

В мае 1961 г. президент Соединенных Штатов Америки Дж. Кеннеди провозгласил важнейшей национальной программой высадку человека на Луну. В 1964 г. аналогичная программа была утверждена и в СССР. Наша лунная программа планировалась состоящей как бы из двух частей первая — облет Луны на космическом корабле, запускаемом ракетой-носителем Протон , и вторая — посадка и возвращение лунного модуля с одним космонавтом.  [c.40]

Некоторые параметры ракеты-носителя Протон могут быть улучшены, в первую очередь это относится к системе управления и отдельным эксплуатационным характеристикам. Кроме того, имеется потребность в увеличении объема, предоставляемого для размещения космического аппарата.  [c.88]

Модернизацию ракеты-носителя Протон предполагается провести, не прерывая плановых пусков ставится задача постепенного перехода от эксплуатации PH Протон к модернизированному Протон-М . При этом будет обеспечена возможность запуска модернизированным носителем полезных нагрузок, предназначенных и для существующего Протона .  [c.88]

Применение в составе ракеты-носителя Протон-М увеличенных головных обтекателей позволит увеличить примерно вдвое объем для размещения полезной нагрузки. Увеличенный объем головного блока позволит использовать на ракете-носителе четвертую ступень с двигательной установкой на компонентах топлива -жидкий водород/жидкий кислород.  [c.90]

Применение в составе ракеты-носителя Протон-М разгонного блока Бриз-М на компонентах топлива азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин позволит увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту, до 3-3,2 т.  [c.90]

РАЗГОННЫЙ БЛОК БРИЗ-М . Практика ПОДГОТОВКИ и использования ракет-носителей Протон для коммерческой эксплуатации показала необходимость значительного повышения характеристик разгонных блоков (РБ), используемых в составе PH. Для обеспечения конкурентоспособности российских средств выведения необходимо, чтобы они обладали возможностью раздельного и тандемного запуска полезной нагрузки, увеличенным объемом зоны размещения полезной нагрузки под головным обтекателем, возможностью выведения на геостационарные орбиты полезных нагрузок массой до трех и более тонн.  [c.90]

Рис. 50. Ракета-носитель Протон готовится к пуску Рис. 50. Ракета-носитель Протон готовится к пуску
Для предотвращения возможных аварийных ситуаций при заправке ракеты-носителя Протон компонентами топлива предусмотрены мероприятия, обес-  [c.129]

Первый пуск ракеты-носителя Протон был произведен в июне 1965 года со стартового комплекса космодрома Байконур.  [c.129]

Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществлять в грузовом отсеке орбитального корабля Буран (на экспериментальном этапе-ракетой-носителем Протон-К ). Для обеспечения длительного срока боевого дежурства на орбите и поддержания высокой готовности космических комплексов предусматривалась возможность посещения объектов экипажами—два космонавта на семь суток.  [c.603]

Электрон-3 и Электрон-4 . 16 июля и 14 ноября 1965 г. состоялись запуски тяжелых орбитальных автоматических станций Про-тон-1 (рис. 131,6) и Протон-2 , снабженных аппаратурой для исследования космических частиц высоких и сверхвысоких энергий вес каждой из этих станций — около 12 т. Затем 23 апреля и 14 октября 1965 г. на высокоэллиптические орбиты с апогеем 30—40 тыс. км были выведены спутники-ретрансляторы типа Молния-1 (рис. 131, е), оборудованные реактивными двигателями для периодической коррекции полета и обеспечиваюш ие сверхдальнюю телеграфную, телефонную и телевизионную связь (с передачей черно-белых и цветных телевизионных изображений) без использования дорогостоящих и сложных в эксплуатации кабельных и радиорелейных линий [18]. 25 апреля 1966 г. был осуществлен запуск третьего спутника-ретранслятора Молния-1 , имевшего целью продолжение экспериментов по установлению сверхдальней связи при совместном использовании нескольких спутников Через этот спутник были продолжены прямые двухсторонние радиотелефонные и телевизионные передачи между наземными приемопередающими пунктами Москвы и Владивостока. Через него же начались пробные передачи программ цветного телевидения между Парижем и Москвой. 6 июля 1966 г. мощная ракета-носитель вывела на околоземную орбиту с апогеем 630 км автоматическую станцию Протон-3 , оборудованную аппаратурой для комплексного исследования космических лучей  [c.428]

Сейчас на Байконуре создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки, подготовки пусков ракет-носителей типа Союз , Протон , Циклон , Зенит , Энергия с различными космическими объектами. Упрощенная схема космодрома Байконур представлена на рис. 7.  [c.29]

После войны В. П. Бармин конструировал стартовое оборудование для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5, первой межконтинентальной Р-7 и Протона и, наконец, сверхмощной ракеты-носителя Энергия . До 1993 г. Владимир Павлович продолжал активную научную и конструкторскую работу, будучи руководителем крупнейшего конструкторского бюро. С 1993 г. этот славный коллектив  [c.34]

Эти комплексы состоят из набора тех же сооружений и систем, что и для ракеты-носителя Союз . Однако класс ракеты Протон , ее конструктивные особенности повлияли на генеральный план наземного комплекса, конструкцию многих наземных технологических систем и агрегатов, а следовательно, и на технологию работ с ракетой-носителем и космическим аппаратом.  [c.38]

Как космическая создавалась и отечественная система Протон . Но родоначальницей всех ракетно-космических систем и исторически первой базовой ракетой была баллистическая межконтинентальная ракета, которую мы условно для сокращения будем впредь именовать СК по инициалам ее создателя. После некоторых доработок она стала первой в мире ракетой-носителем.  [c.67]

Во второй половине 1961 г. по инициативе и под руководством В. Н. Челомея начались поисковые работы по созданию ракеты-носителя тяжелого класса (внутренний шифр УР-500). Первоначально в соответствии с постановлением Правительства ракета проектировалась не только как носитель космических аппаратов, но и как мощная боевая баллистическая ракета. Однако уже в ходе создания PH первоначальное задание было изменено и боевой вариант ракеты был снят с разработки. Ракета создавалась уже исключительно как носитель и в дальнейшем стала известна как Протон . Характерно, что проектирование и производство ракеты подобного класса в нашей стране велось впервые и ряд решений по УР-500 - например, компоновочная схема первой ступени, не имел и не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.  [c.81]

В 1962 г. была начата разработка тяжелой универсальной боевой ракеты УР-500. В первых четырех пусках в двухступенчатом варианте (начало - 16 июля 1965 года) в качестве полезной нагрузки выводились научные космические аппараты Протон . Это название закрепилось и за ракетой и всеми ее вариантами. В 1965 г. на ее базе было решено создать ракету-носитель тяжелого  [c.82]

Подчеркнем, что приведенные результаты получены для применения в качестве базовых ракет-носителей (PH) Протон н разгонных блоков (РБ) ДМ , обеспечивающих доставку на орбиту ИСП Марса или Венеры полезную нагрузку порядка  [c.134]

В 1964 году Челомей представил командованию ВВС проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1 , оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности, и его пилотируемого варианта Р-2 массой 8 тонн. Ракетоплан выводился на низкую околоземную орбиту ракетой-носителем Сергея Королева Союз или УР-500 ( Протон ) самого Владимира Челомея. Перегрузка на спуске должна была составить всего лишь от 3,5 до 4 g, в отличие от 9-11 g на спускаемом аппарате типа Восток . Ракетоплан мог маневрировать по курсу в более широком диапазоне, чем вариант с крылом изменяемой стреловидности, и гарантировал быстрое приземление на советской территории почти с любой орбиты. Были сделаны уже и макеты этих машин, но...  [c.249]

Энергия — самая мошная из ракет, созданных ког-да-либо в СССР. Оценить это можно, исходя из того, что Энергия обеспечивает выведение в космос аппаратов массой в пять раз больше, чем эксплуатируемый носитель Протон , и в три раза больше, чем система Спейс Шаттл .  [c.475]

Первый российский спутник по программе АЛМАЗ ( Космос-1870 ) был выведен на орбиту 25 июля 1987 г. с полигона Тюратам при помощи ракеты-носителя Протон . В ходе полета предполагалось изучить потенциальные возможности космических аппаратов такого класса, а также провести ряд практически значимых экспериментов по наблюдению разливов нефти и изучению ледового покрова. Космический аппарат имел массу около 18.5 т и обеспечивал получение радиолокационных снимков с разрешением 30 м.  [c.155]

Такая прогрессивная конструкция и технология сборки позволяют на минимальных производственных площадях, с минимальным составом технологического оборудования довольно быстро собрать сложную систему. Собранная, проверенная и состыкованная с заправленным космическим аппаратом ракета-носитель Протон на железнодорожном транспортном агрегате в сопровождении вагона термоста-тирования тепловозом доставляется на старт. Здесь также имеется ряд существенных особенностей по сравнению с конструкцией и технологией работ на стартовом комплексе ракеты-носителя Союз .  [c.38]

Имя С. П. Королева, как создателя первых в мире космических ракетных систем, навсегда вписано в историю развития ракетной техники и стало ее знаменем. Но за последние два десятилетия у нас в Союзе выросли и развились и новые самостоятельные научно-технические школы, решающие вопросы ракетной техники на более высокой ступени технического развития. Одним из больших достижений последних десятилетий явилось создание ракеты-носителя Протон , в несколько раз более мощной, чем ракета, с помощью которой был осун ествлен запуск первого спутника. Начиная с 1965 г. с помощью этого носителя было обеспечено выведение на орбиту серии спутников и орбитальных станций массой до 20 т. При помощи этого носителя на траектории с облётом Луны был выведен ряд аппаратов серии Зонд , автоматы, доставившие на Землю лунный грунт и обеспечившие исследование Луны при помощи атомата-лунохода. Наконец, носитель Протон в сочетании с новыми дополнительными ракетными блоками, стартующими с низкой орбиты, позволил вывести к Марсу и Венере автоматические станции, совершившие посадку на поверхность этих планет, обеспечил выведение спутников достаточно большого веса на стационарные земные орбиты.  [c.15]

С помош,ью ракеты-носителя Протон в космос выведены спутники Космос , Экран , Радуга , Горизонт , аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, пилотируемые орбитальные станции Салют и Мир и входяпдие в их состав тяжелые специализированные модули Квант , Квант-2 , Кристалл , Спектр , Природа и др. космические объекты (рис. 32).  [c.85]

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР. Космодром СОСТОИТ ИЗ 9 стартовых комплексов с 15 пусковыми установками, 4 пусковых установки для испытания МБР, 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 34 технических комплексов, 3 заправочных станций для космических аппаратов, 2 аэродрома первого класса. На его территории находится один из крупнейших кислородно-азот-ных заводов. Отсюда стартуют ракеты-носители Протон , Зенит-2 , Союз-У , Союз-У2 , Молния-М , Циклон-2 , Рокот , стартовала тяжелая PH Энергия , МТКС Энергия - Буран . Общая площадь космодрома 6717 км1 Пока это единственная база у России для реализации пилотируемых программ и для запуска объектов  [c.121]

СК ракеты-носителя Протон отличается рядом оригинальных технических решений. Конструктивной особенностью стартовых и заправочных агрегатов и систем комплекса, обеспечивающих подготовку к пуску и проведение пуска PH, является то, что пристыковка заправочных, дренажных, электро- и пневмокоммуникаций к ней производится дистанционно, а отстыковка всех коммуникаций осуществляется в автоматическом режиме.  [c.128]

Очевидно, что по мере освоения космического пространства этн задачи видоизменяются и речь может идти лишь о задачах обозримой перспективы . Результаты выполненных исследований, итоги которых были подведены на основе проектно-баллис-тического анализа проблемы создания на базе ракеты-носителя Протон оптимальной структуры межпланетных автоматических комплексов, дают основание для формулировки следующих основных задач, сведенных для удобства в табл. 4.1.  [c.116]

Выведение НИСЗ на рабочие орбиты осуществляют по групповой схеме с помощью ракеты-носителя Протон и разгонного блока ДМ с космодрома Байконур.  [c.233]

Программа полета системы УР-500К-Л1 к Луне выглядела следующим образом. Космический корабль Союз 7К-Л1 (индекс 11Ф91 , беспилотный — Зонд ), снабженный ракетным блоком Д конструкции ОКБ-1, с экипажем из двух космонавтов выводится ракетой-носителем Протон-К на промежуточную орбиту Земли высотой в апогее — примерно 187 километров, в перигее — примерно 219 километров и наклонением 51,5°. Масса корабля 7К-Л1 с блоком Д на орбите ИСЗ достигает 20 тонн. При выведении корабль находится под головным обтекателем, который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы. Для спасения космонавтов в случае аварии ра-кеты-носителя на участке выведения имеется система аварийного спасения, которая с помощью твердотопливных двигателей уводит спускаемый аппарат с космонавтами на безопасное расстояние. Примерно через час после старта сбрасывался опорный конус системы аварийного спасения. После этого второй раз включалась двигательная установка блока Д , и корабль переводился на траекторию облета Луны. Затем блок Д отделялся. Масса корабля после этого составляла около 5,2 тонны.  [c.301]

Так как функциональный модуль по сути являлся уже освоенным ранее космическим аппаратом, для него нужйо было соблюсти такие же нагрузки, на которые он рассчитывался при запуске ракетой-носителем Протон-К . Поэтому  [c.605]

Исследования, которые проводились с помощью спутников, имеющих на борту устройство для стабилизации скорости вращения, явились прямым продолжением проведенных работ аппаратами, раскручивание которых для стабилизации вращением выполнялось с помощью верньерных двигателей последней ступени ракеты-носителя. С помощью спутников этой категории исследовались верхние слои атмосферы (плотность, давление, молекулярный и атомарный кислород и водород, температура электронов и ионов, концентрация положительных ионов и электронов), ионосфера (регистрация и исследование энергетических частиц), магнитное поле Земли (исследования низкочастотных колебаний магнитного поля), рентгеновское и ультрафиолетовое излучение Солнца, электроны и протоны солнечного и галактического происхождения, воздействия радиации на биологические объекты и др.  [c.108]

Одной из последних разработок Центра Келдыша является предложенная им и совместно с РКК Энергия разрабатываемая в настоящее время высокоэффективная двухрежимная солнечная тепловая энергодвигательная установка для разгонных блоков космических аппаратов. Использование солнечной энергии для подогрева водорода позволяет увеличить удельный импульс тяги, в результате чего баллистическая эффективность разгонного блока при выведении полезного груза с низкой на геостационарную орбиту возрастает в 1,5—2 раза, что позволяет выводить космические аппараты на ГСО ракетами-носителями среднего класса ( Союз-2 , Ямал ) с космодрома Плесецк вместо тяжелых ракет типа Протон с космодрома Байконур.  [c.24]

В 1961-1965 гг. был создан РД-253 для первой ступени PH Протон , что явилось большим достижением отечественного ракетного двигателестроения. Это самый мощный однокамерный ЖРД на высококипящих компонентах топлива, выполненный по схеме с дожиганием окислительного газа. В последующие годы дальнейшее развитие получили двигательные установки с замкнутым циклом на высокипящих компонентах, которые были созданы для боевых ракет-носителей. Это двигатели РД-264 и РД-268, позволившие создать современные высокосовершенные боевые ракеты.  [c.25]

Ракета-носитель GSLV (Индия) Союз-У, СОЮЗ-У2 Союз-2 Протон-М , Ангара Космос-3 М  [c.27]

Конструктивно-компоновочная схема PH Рокот представлена на рис. 38. Принцип конструирования баковых и небаковых отсеков, используемые для них материалы и производственная база те же, что и у PH Протон . Особенности конструкции PH Рокот связаны с тем, что ее прототип проектировался для шахтной установки. Так, обе ступени имеют топливные отсеки с совмещенными днищами при переднем размещении окислителя. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферической центральной части, имеющей выпуклость наружу. В образовавшемся таким образом пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени. В связи с этим переходный отсек оказывается небольшим и выполнен всецело с топливным отсеком из алюминиевого сплава АМг-6. Для крепления третьей ступени (РБ Бриз-КМ ) к исходной второй ступени добавлен переходный отсек клепаной конструкции. Полезный груз и головной обтекатель устанавливаются на третью ступень по традиционной для ракет-носителей схеме. Головной обтекатель - углепластиковый с сотовым заполнителем.  [c.97]

mash-xxl.info