Противотанковые ежи: как работают. Памятник "Противотанковые ежи". Противотанковый еж как работает


как работают. Памятник "Противотанковые ежи"

У Великой Отечественной войны есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т-34, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, автоматы ППШ), производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые противотанковые ружья и пушки-сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам-бронебойщикам, действуя с ними заодно.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» - вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Немецкие танки

Немецкие танки в первые годы войны (T-I, T-II и T-III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток – передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок двутавровой балки пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач – штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер - пример настоящего русского офицера, два Георгиевских креста, полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной – для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23-м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках – один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…

fb.ru

Противотанковый ёж: гениальное изобретение против вражеские танков

Весь ход Второй мировой войны продемонстрировал, что эффективными на полях сражений могут быть не только системы вооружений с превосходными характеристиками, но и достаточно дешевые, простые решения. Так, небольшая по размерам противотанковая мина была в состоянии не просто серьезно повредить танк противника, но и полностью его уничтожить при удачном раскладе, а простая бетонная пирамида могла стать непреодолимым препятствием для бронетехники. Среди простых и одновременно эффективных средств заграждений и вооружений особую славу во время войны снискали противотанковые ежи. Очень простые и удобные в производстве, они серьезно помогли красноармейцам в боях 1941 года и даже стали одним из символов Великой Отечественной войны, который запечатлен на многочисленных фотографиях и кадрах кинохроники тех лет.

Противотанковый ёж — это простейшее противотанковое заграждение, обычно представляющее собой объемную шестиконечную фигуру. Они начали применяться при постройке укреплений с 1930-х годов, к примеру, использовались на границе Чехословакии и Германии. Противотанковые ежи уступали по эффективности минным заграждениям, однако их можно было производить в очень больших количествах из подручных материалов без использования высоких технологий и сравнительно легко перебрасывать с одного участка фронта на другой, что в военное время было особенно ценно.

По всей видимости, впервые попытка использования подобного заграждения против танков была предпринята в Чехословакии (отсюда английское название заграждения — Czech hedgehog, «чешский ёж»). Конструкция, предложенная инженерами данной страны, повторяла принцип древних рогаток, которые эффективно использовались против конницы на протяжении многих веков и были известны еще со времен Древнего Рима. При этом чехи считали, что заграждение должно быть массивным и абсолютно неподвижным. Несовершенным подобное препятствие было еще и потому, что при его производстве тратилось много времени и средств, так как оно изготавливалось с применением железобетона.

Принципиально новый вид конструкции противотанкового ежа открыл советский генерал-майор инженерных войск Михаил Гориккер. Гориккер был не только хорошим изобретателем, но и отважным солдатом. Родившийся еще в 1895 году в городе Берислав Херсонской губернии он принял участие в Первой мировой войне, став кавалером двух солдатских Георгиевских крестов 3-й и 4-й степени. С 1918 года в Красной Армии, принимал участие в гражданской войне. В межвоенный период построил хорошую военную карьеру, окончил Военную академию механизации и моторизации РККА имени Сталина, служил военным инженером мотомехвойск РККА, командовал опытными танковыми частями, занимал пост начальника Московского танково-технического училища.

В июне 1941 года Михаил Гориккер являлся начальником Киевского танково-технического училища, после начала войны он был назначен и главой Киевского гарнизона, а также руководителем обороны города. Уже на 12-й день войны, 3 июля 1941 года он спроектировал и рассчитал свой вариант противотанкового ежа, который позволил ему войти в историю войн XX века. Его инженерное заграждение, известное также как «звездочка Горрикера», сыграло заметную роль в сражениях 1941 года при обороне Одессы, Киева, Москвы, Ленинграда, Севастополя и в других операциях Великой Отечественной войны.

Революционность идеи генерала Гориккера заключалась в том, что противотанковый ёж не закреплялся на месте, подобно его чешским аналогам, а также не вкапывался в землю наподобие надолбов. При наезде на такое препятствие ёж начинал перекатываться, постепенно приподнимая боевую машину над поверхностью земли. При попытке «сняться» с ежа танк часто самостоятельно не мог этого сделать. Подвижность ежей была революционной и шла вразрез с многочисленными статичными противотанковыми препятствиями тех лет. Под натиском вражеского танка противотанковый ёж переворачивался, оказываясь у него под днищем. В результате боевая машина приподнималась над землей, очень часто наезд на такое препятствие сопровождался выходом из строя ходовой части. При этом немецкие танки с передним расположением трансмиссии было особенно уязвимы для ежей, так как наезд на них мог вывести ее из строя. При самом благоприятном для обороняющихся войск раскладе под воздействием собственной массы танк, севший на ежа, мог пробить днище и не мог продолжить дальнейшее движение.

Проведенные испытания показали, что конструкция «шестиконечной звездочки» (именно так Гориккер назвал свое изобретение, из-за чего в некоторых военных документах оно проходило как «звездочка Гориккера») является эффективной. Оптимальным материалом для изготовления подобных противотанковых заграждений был стальной двутавровый профиль, а наилучшим способом соединения элементов конструкции — косынки на заклепках. На практике в реальных условиях ежи очень часто изготавливали из всего, что имелось под рукой — различных уголков, швеллера или рельса, которые соединялись между собой зачастую обычной сваркой даже без косынок. В годы Великой Отечественной войны противотанковые ежи (довольно часто изготовленные не по правилам — очень большие, связанные между собой или недостаточно прочные) использовались очень активно, в том числе в городских боях, став одним из символов войны, который сегодня можно встретить в любом художественном фильме о тех событиях.

При изготовлении «ежей» на местах очень часто встречались случаи, когда их конструкция нарушалась, распространенной ошибкой было увеличение их размеров — в полтора, а то и в два раза. Такая ошибка лишала конструкцию задуманного изобретателем предназначения. Основная суть противотанкового заграждения заключалась в том, что оно должно было быть выше клиренса танка, но при этом ниже или равной по высоте верхнему краю нижнего лобового бронелиста. Только при таких условиях препятствие могло переворачиваться, а не сдвигаться с места танком. Идея был подкреплена проведенными расчетами и испытаниями. Максимальная высота ежа должна была составлять — от 0,8 до 1 метра. Учтена была и самая рациональная расстановка подобных заграждений на местности: 4 ряда в шахматном порядке. Простота конструкции данного заграждения позволила в сжатые сроки тяжелого 1941 года обеспечить Красную Армию новым противотанковым заграждением, а вес конструкции делал ее легкой в установке и достаточно мобильной.

Испытания ежей состоялись уже 1-3 июля 1941 года на малом танкодроме Киевского танково-технического училища, куда специально прибыла комиссия и было доставлено несколько «звездочек Гориккера». Интересным представляется тот факт, что противотанковые заграждения были изготовлены из рельсового утиля. Как впоследствии выяснилось, происхождение сырья особо не влияло на само изобретение. В качестве танков, которые должны были попытаться преодолеть подобное заграждение, были использованы легкие машины — Т-26 и БТ-5.

Результат проезда танков по четырехрядному противотанковому заграждению был замечательным для изобретателя и его детища. Во время первой же попытки преодолеть препятствие танк Т-26 лишился люка масляного насоса, были повреждены маслопроводящие трубки. В результате через 3-5 минут все масло из двигателя вытекло наружу, что привело к вынужденной остановке боевой машины. На ремонт нанесенных ежами повреждений ушло несколько часов. БТ-5 показал себя лучше. Разогнавшись, этот легкий танк смог преодолеть ряд «звездочек». Но этот трюк стоил ему погнутого днища корпуса, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов. Танку потребовался двухчасовой ремонт.

Первые же реальные испытания показали, что новые противотанковые заграждения могут выводить из строя бронетехнику, подтвердив свою эффективность. При этом испытателям танкодрома Киевского танково-технического училища было поручено разработать оптимальный порядок расстановки подобного заграждения на местности. В итоге была выработана рекомендация расставлять противотанковые ежи рядами через каждые 4 метра, а расстояние по фронту между соседними заграждениями должно составлять полтора метра для переднего ряда и 2-2,5 метра для остальных рядов. При такой расстановке, разогнавшись и преодолев первый ряд ежей, танк уже не мог продолжать движение с заданной скоростью и просто застревал между рядами препятствий, попутно он мог получить повреждение корпуса или внутренних агрегатов, а также становился удобной целью для противотанковых средств обороняющейся стороны.

По результатам проведенных в начале июля испытаний комиссия признала препятствие в виде шестиконечных звездочек эффективным противотанковым заграждением. Была дана рекомендация широко применять его в полосе укрепленных районов, дефиле и на особо важных направлениях. В заключении содержались и примерные расчеты. Так количество «звездочек» на километр фронта оценивалось в 1200 штук. Средний вес варианта облегченной конструкции, выпущенного с использованием сварки, составлял 200-250 кг. При этом особо подчеркивалось, что конструкция может быть выпущена любым заводом в большом количестве. Также отмечалось, что перевозить их к месту применения можно в готовом виде автомобильным и железнодорожным транспортом.

Полоса обороны из противотанковых ежей, установленных в четыре ряда в шахматном порядке, становилась очень серьезным препятствием для танков противника. Которые либо застревали в них, пытаясь их преодолеть, либо становились легкой мишенью для артиллерии. Заграждение получилось настолько идеальным, что в будущем конструкция даже не дорабатывалась. Противотанковые ежи стали одним из символов битвы за Москву осенью-зимой 1941 года. Только на ближних подступах к Москве было установлено порядка 37,5 тысяч подобных препятствий.

Правда, немцы достаточно быстро оценили воздействие новинки на свои танки и пришли к решению, что сначала стоит делать проходы в таких заграждениях и лишь затем двигаться вперед, а не сходу пытаться перебраться через них. Помогал им и тот факт, что ежи никак не были прикреплены к поверхности, на которой они устанавливались. Используя пару тройку танков, немцы могли при помощи обычных тросов достаточно быстро растащить ежи, образовав брешь для прохода бронетехники.

Красноармейцы парировали это установкой противопехотных мин рядом с противотанковыми ежами, а также, при наличии такой возможности, размещением пулеметных точек и противотанковых орудий вблизи заграждений. Так попытки растащить установленные ежи путем привязывания их к танку могли быть сурово наказаны обороняющимися. Еще одним приемом, который призван был затруднить проделывание проходов в таком заграждении, стало связывание ежей друг с другом или привязывание их к разнообразным предметам, расположенным на местности. В итоге немецким саперам и танкистам приходилось на месте решать эту «головоломку» с цепями и тросами, часто делая это под огнем противника.

В настоящее время одним из наиболее известных памятников, которые были открыты в нашей стране в честь событий Великой Отечественной войны, является монумент «Ежи», расположенный на 23-м километре Ленинградского шоссе в Московской области. При этом величественный монумент в виде трех ежей, которые отметили рубеж, до которого смогли дойти немцы в 1941 году, хранит тайну. На нем указаны фамилии создателей монумента, но нет фамилии изобретателя, который и придумал конструкцию противотанкового ежа. Имя Михаила Львовича Гориккера было увековечено только в августе 2013 года, когда на жилом доме в Москве на Тишинской площади, в котором жил военный изобретатель, была торжественного открыта мемориальная доска в его честь.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

как работают. Памятник Противотанковые ежи

У Великой Отечественной войны есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т 34, штурмовики Ил 2, бомбардировщики Пе 2, автоматы ППШ), производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые противотанковые ружья и пушки сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам бронебойщикам, действуя с ними заодно.

Немецкие танки

Немецкие танки в первые годы войны (T I, T II и T III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток – передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок двутавровой балки пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач – штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер пример настоящего русского офицера, два Георгиевских креста, полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т 26 и БТ 5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной – для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23 м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках – один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…

autogear.ru

как работают. Памятник "Противотанковые ежи"

У Великой Отечественной войны есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т-34, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, автоматы ППШ), производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые противотанковые ружья и пушки-сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам-бронебойщикам, действуя с ними заодно.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» - вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Немецкие танки

Немецкие танки в первые годы войны (T-I, T-II и T-III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток – передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок двутавровой балки пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач – штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер - пример настоящего русского офицера, два Георгиевских креста, полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной – для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23-м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках – один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…

загрузка...

worldfb.ru

Кто придумал противотанкового "ежа"?: starcom68

Весь ход Великой Отечественной войны наглядно показал: эффективными могут быть не только сложные системы вооружения с превосходными характеристиками, но и простые и дешевые изделия. Так, небольшая противотанковая мина может не только серьезно повредить, но и вовсе уничтожить вражеский танк, а простая бетонная пирамида способна просто не пропустить его на свою территорию. Среди таких простых и эффективных видов заграждений и вооружений особую славу в годы войны получили противотанковые ежи. Чрезвычайно простые и удобные в производстве, они значительно помогли красноармейцам в боях и даже сумели стать символами войны.

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встречаем это инженерное сооружение. Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков.Ряды бетонных надолбов, Аахен, ГерманияЗаграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.Сперва появились надолбы – гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были достаточно эффективны в деле сдерживания противника, что, однако, с лихвой компенсировалось сложностью изготовления и установки. Требовалось нечто более простое.Генерал-майор технических войск Михаил Гориккер вошел в историю прежде всего как изобретатель «противотанкового ежа», известного также как «рогатка» и «звездочка Гориккера». Более полувека имя изобретателя «ежей» было неизвестно широкой публике. Гриф «секретно» плотно окутывал многолетний труд талантливого военного инженера.Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.Гориккер предложил собирать из металлического проката шестиконечную конструкцию, названную им «звездочкой». Теоретически, в качестве сырья для звездочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката – квадратная балка, тавр или швеллер – не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут все упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звездочке должны были применяться косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.Изготовление противотанковых ежей на окраине Москвы.Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений. Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке – превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк – стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливалась, «зависая» над землёй, и ее можно было подбить из противотанкового оружия. «Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии их создателя.Кинорежиссер Владимир Гориккер, сын генерала, приложил много усилий, чтобы в Москве появилась мемориальная доска в честь его отца. «Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролет колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином. Мне, пацану, назначение этих штуковин было непонятно. Думал даже, что отец просто, таким образом, пытается отвлечься, борется с бессонницей. Но, однажды, он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы запороли два танка!!!». Вот те на! В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а тут — не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин… Лишь значительно позднее я понял всю значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Сырец Киевского танково-технического училища», — вспоминает сын прославленного военного инженера.Простота предложенного заграждения позволила начать его испытания уже в первых числах июля-месяца. На малый танкодром Киевского танко-технического училища прибыла комиссия и были доставлены несколько звездочек. Интересен тот факт, что звездочки для испытаний были сделаны из рельсового утиля. Как впоследствии оказалось, происхождение сырья никак не влияет на заградительные качества изобретения Гориккера. В качестве танков, пытающихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырехрядному заграждению были просто замечательными. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звездочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу и боевая машина не смогла продолжать свой «рейд». На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного лучше: разогнавшись, он смог преодолеть звездочки. Однако это стоило ему погнутого днища и поврежденной трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть заграждение из звездочек наглядно показали их эффективность и испытателям танкодрома Киевского училища поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения. В итоге было рекомендовано расставлять звездочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать скоростное движение и попросту застревал между рядами звездочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.Вот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года. «Комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов. Бибдыченко, зав. отделом Обороннной Промышленности ЦК тов. Ялтанского, секретаря ГПК тов. Шамрило, Начальника Киевского Гарнизона генерал-майора тов. Гориккера, Директоров заводов: Большевик — тов.Курганова, 225 тов. Максимова, Ленкузня тов. Меркурьева и представителей КТТУ полковника Раевского и военинженера 2 ранга Колесникова провела испытания противотанкового препятствия — 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов. Гориккера.Заключение об испытаниях: Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения.Заключение: «Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждения можно широко применять в районе УРов, дефиле и особо важных направлениях».На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звездочки. Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно легкой мишенью.Простота изготовления звездочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано ежом. Именно под этим именем противотанковая звездочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых ежей и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде еж мог транспортироваться с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, новый еж пришелся по душе красноармейцам. Куда больше он «понравился» немецким танкистам. Дело в том, что поначалу все шло именно так, как и предполагалось Гориккером – видя незнакомое, но незакрепленное заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к времяпровождению в буквально подвешенном состоянии. Малоприятное событие, особенно если где-то рядом находится советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, поднятый над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка ежа пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем. Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам ежи делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный» еж. Другой проблемой звездочки Гориккера была требовательность к месту размещения – для эффективного противостояния танкам ей требовалась твердая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на еж. Что касается еще более твердого бетона, то не рекомендовалось ставить на него ежи. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть еж, а не напороться на него. Наконец, в некоторые моменты войны ежи не могли выполнять свои обязанности по более приятным причинам. Например, на окраинах Москвы такие заграждения были установлены еще осенью 41-го. Но, к счастью, Красная Армия не позволила противнику подобраться к ежам на окраине столицыПротивотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Гориккера воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трех рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Существует интересное мнение, гласящее, что немцы сами не производили ежи, а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так, по мнению некоторых историков, можно объяснить большое количество ежей перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьезные трудности даже с производством вооружений.В начале сентября 1941 года генерал Гориккер был отозван в Москву, где занимал должности начальника управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. После войны – командовал автомобильными училищами, умер в Москве в 1955. Кстати, идею наших «ежей» впоследствии использовали и немцы при обороне в 1944-1945 годах.Легендарное оборонительное заграждение «еж» сыграло решающую роль в ходе военных действий во время Великой Отечественной войны. «Ежи» остановили не один немецкий танк. Памятник им стоит на въезде в город Химки. Однако сегодня мало кто помнит их создателя — Михаила Гориккера. Лишь благодаря случайно найденным в домашнем архиве документам сыну генерала, кинорежиссеру Владимиру Гориккеру, удалось найти неопровержимые доказательства того, что «противотанковый еж» сконструировал именно его отец.Генерал Гориккер был не только выдающимся изобретателем, но и отважным солдатом. Участвовал в Первой и Второй мировых войнах и награжден солдатскими Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней, а также орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.Михаил Львович Гориккер родился в 1895 году в городе Берислав Херсонской губернии. Окончил в 1912 году педагогическое училище, работал учителем, участвовал в Первой мировой войне. С 1918 года — в Красной Армии, участник Гражданской войны. После окончания Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина Гориккер служил военным инженером мотомехвойск РККА, командовал опытными танковыми частями, занимал пост начальника Московского танково-технического училища. В 1940 году Гориккер одним из первых получил звание генерал-майора технических войск.В Великой Отечественной войне Гориккер принимал участие с самых первых дней. В июне 41-го, оставаясь начальником Киевского танково-технического училища, он был назначен также главой Киевского гарнизона и руководителем обороны Киева. 3-го июля 1941 года, на двенадцатый день войны Гориккер провел первые успешные испытания «противотанкового ежа» на полигоне под Киевом. После войны генерал Гориккер занимал должность начальника Рязанского, а затем Орджоникидзевского военно-автомобильного училища, а в 1951 года ушел в отставку.В настоящее время противотанковые ежи почти полностью вышли из употребления, хотя изредка их можно видеть рядом с воинскими частями или подобными им объектами. Также противотанковый еж, являясь одним из символов Великой Отечественной войны, активно использовался скульпторами в создании памятников. К примеру, памятник с ежами на Ленинградском шоссе недалеко от Москвы обозначает рубеж, на котором были остановлены немецкие войска. Подобные ему мемориалы можно встретить практически по всей Европе, в местах, где шли бои.Источник

starcom68.livejournal.com

Кто изобрёл "противотанкового ежа"? — Виртуальный Кореновск

Кто изобрёл "противотанкового ежа"?

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встретиться инженерное сооружение, прозванное в народе противотанковый «ёж». Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.

Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека-Михаил Львович Гориккер.

Михаил Львович - участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной – генерал-майор технических войск, начальник Киевского танкового училища.

Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.

Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений. Полоса обороны из «ежей» - четыре ряда в шахматном порядке – превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк – стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливалась, «зависая» над землёй, и ее можно было подбить из противотанкового оружия. «Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии их создателя.

Кинорежиссер Владимир Гориккер, сын генерала, приложил много усилий, чтобы в Москве появилась мемориальная доска в честь его отца. «Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролет колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином. Мне, пацану, назначение этих штуковин было непонятно. Думал даже, что отец просто, таким образом, пытается отвлечься, борется с бессонницей. Но, однажды, он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы запороли два танка!!!». Вот те на! В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а тут - не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин… Лишь значительно позднее я понял всю значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Сырец Киевского танково-технического училища», - вспоминает сын прославленного военного инженера.

Вот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года. «Комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов. Бибдыченко, зав. отделом Обороннной Промышленности ЦК тов. Ялтанского, секретаря ГПК тов. Шамрило, Начальника Киевского Гарнизона генерал-майора тов. Гориккера, Директоров заводов: Большевик - тов.Курганова, 225 тов. Максимова, Ленкузня тов. Меркурьева и представителей КТТУ полковника Раевского и военинженера 2 ранга Колесникова провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов. Гориккера.

Заключение об испытаниях

Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения.

Заключение: "Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждения можно широко применять в районе УРов, дефиле и особо важных направлениях".

В начале сентября 1941 года генерал Гориккер был отозван в Москву, где занимал должности начальника управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. После войны – командовал автомобильными училищами, умер в Москве в 1955. Кстати, идею наших «ежей» впоследствии использовали и немцы при обороне в 1944-1945 годах.

mykor.ru

как работают. Памятник "Противотанковые ежи"

У Великой Отечественной войны есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т-34, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, автоматы ППШ), производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые противотанковые ружья и пушки-сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам-бронебойщикам, действуя с ними заодно.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» - вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Немецкие танки

Немецкие танки в первые годы войны (T-I, T-II и T-III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток – передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок двутавровой балки пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач – штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер - пример настоящего русского офицера, два Георгиевских креста, полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной – для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23-м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках – один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…

загрузка...

fjord12.ru