Противотанковая мина ТМ-35. Противотанковая мина тм 35


Противотанковая мина – одно из эффективных средств борьбы

«Стремительно двигающиеся немецкие танки могли в одно мгновение смять всю переднюю линию обороны, однако тут на поле боя стали происходить интересные вещи. Первая машина буквально споткнулась на ровном месте, подскочив, словно спичечный коробок, а после застыла замертво. Над подбитой машиной появился султан пламени, чуть позже вместе с грохотом взрыва появились густые клубы дыма. Следом за головной машиной, соседний Т-IV налетел на мину и завертелся на месте. В течение 5 минут 4 вражеские стальные машины были выведены из строя. В окопах бойцы молча наблюдали за превосходными результатами ночной работы саперов». Примерно в таком ключе выглядит действие противотанковых минных заграждений, часто используемых на полях сражений Второй Мировой войны.

Танк после взрыва мины

Описанная в романе Симонова «Живые и Мертвые» картина наглядно иллюстрирует, насколько к месту оказались умело и правильно выставленными советские противотанковые мины.

Противотанковые мины на сухопутном фронте

Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.

На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.

Противотанковая мина Первой мировой войны

Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.

Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР

Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.

Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.

Т-4

В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.

Техническим продолжением стало появление в 1935 году первого серийного образца. Противотанковая мина ТМ-35, выпущенная в 1935 году стала основным огневым и поражающим средством инженерных войск Красной Армии. В отличие от предыдущей модели, мина имела более совершенный взрыватель, который срабатывал при нажимном усилии в 100-160 кг. Противогусеничный фугас срабатывал только при наезде на него транспортного средства большого веса.

В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.

ТМ35

Следом за ТМ-35 на вооружение инженерных войск Красной Армии поступает противотанковая мина ТМ-39 и ТМД-40. Все перечисленные образцы имели мощный боезаряд, в действие приводились с помощью взрывателя прижимного действия. Характерным недостатком всех мин довоенного периода стала их одноразовость. После установки на боевой взвод, мины невозможно было ни обезопасить, ни извлечь из грунта.

С этими образцами минного оружия Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну. Недостаточное внимание со стороны Высшего Военного руководства страны привело к тому, что в самый тяжелый период, осенью и зимой 1941 года, Красная Армия оказалась не готова к эффективной противотанковой обороне. Немецкие танковые колоны стремительно прорывались через оборонительные порядки на открытой местности, успешно взламывали фланги обороняющихся советских частей. Отсутствие противотанковых мин в необходимом количестве не позволяло создать прочную и устойчивую оборону на самых танкоопасных направлениях.

Противотанковая мина ТМ и Великая Отечественная война

Активное применение минного оружия в ВОВ началось еще в конце 1941 года, когда Красная Армия пыталась создать вокруг Москвы мощную эшелонированную оборону. Войск, способных полностью прикрыть все направления в то время катастрофически не хватало. Отсутствовала в должном количестве противотанковая артиллерия. Было решено укрепить основные направления главного удара немецких войск в полосе Западного фронта и фланги, которые держали войска Калининского и Юго-Западных фронтов. В течение двух недель, которые предшествовали началу операции «Тайфун» советские инженерные части выставили в подмосковных полях до 200 тыс. мин. В основном использовались модели ТМ35, ТМ39, ТМ41 и ТМД40. На некоторых участках устанавливались новые мины ЯМ-5, рассчитанные на многоразовое использование.

ТМ41

Советские фугасы, расставленные на обширных площадях, существенно ограничили маневр немецких ударных танковых соединений, заставив их прорывать оборону на узких участках. Однако наиболее массово противотанковые мины ТМ41 использовались на полях сражений под Курском, где советской армии удалось оборудовать глубокоэшелонированную оборону против немецких ударных частей. Большая часть потерь немецких танков и САУ, участвующих в сражении на северном и южном фасе Курской дуги пришлось именно на действие минного оружия. ТТХ советских противотанковых мин, которые выпускались уже в последующие годы, существенно увеличили не только мощность заряда, но и обеспечивали лучшие эксплуатационные качества. При освобождении территории мины, которые ставились в начальный период войны, приходилось подрывать с помощью танковых тралов. Более поздние минные постановки обезвреживались саперами в режиме разминирования. В конце войны основным минным боеприпасом стала противотанковая мина ТМ-44, отличающаяся большим зарядом. Эту модель можно было установить даже под водой.

Подорванная техника под Курском

Немецкие мины на Восточном фронте начали появляться на поле боя, начиная с 1942 года. Стратегия постоянных ударов не была рассчитана на создание пассивной обороны. Первые минные поля, выставленные немцами, появились в полосе обороны 16 и 18 армий вермахта под Ленинградом и на Ржевском выступе, где необходимо было создать прочную оборону. Основными боеприпасами в немецкой армии стали T.Mine35 и T.Mine42. По принципу действия и ТТХ они были идентичным поздним советским образцам этого оружия. Немецкие боеприпасы отличались надежной конструкцией взрывателя, к тому же они были изначально рассчитаны на последующее разминирование.

Минные поля

Немцы, являясь новаторами в военной тактике, сумели и в минной войне проявить инициативу. Минные постановки имели смешанную схему, где в промежутках между противотанковыми минами устанавливались противопехотные мины. В отличие от светских минных полей, которые были проходимы для пехоты, немецкие минные позиции были настоящим сюрпризом для советских саперов.

Современная эпоха противотанковых мин

Противотанковая мина ТМ поздних модификаций продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и после войны. Большая часть боеприпасов, оставшихся на складах после войны, были переданы ряду «братски стран в качестве оборонительного средства. В Советской Армии вплоть до середины 60-х годов на вооружении были противотанковые мины, созданные еще во время Великой Отечественной войны.

ТМ62М

В 1962 году на оснащение инженерных войск Советской Армии поступила новая модель противотанковой мины, тип ТМ-62. Конструкция и устройство этого боеприпаса стали базовыми для целого семейства мин, которые стали основным типом инженерно-оборонительных средств в Советской Армии, а после и в вооруженных силах РФ. Противотанковая мина модификации ТМ-62М является базовой моделью и представляет собой универсальный боеприпас противогусеничного действия. Основным взрывчатым веществом является 7-8 кг тротила, взрывчатка ТГА или МС. Мину можно установить в грунте, в снежном покрове и даже в воде. Срок действия боеприпаса не ограничен. Даже при условии разрушения металлического корпуса мина сохраняет свои боевые характеристики.

militaryarms.ru

Противотанковая мина ТМ-35

Противотанковая мина ТМ-35 Первая отечественная серийная противотанковая мина Т-4 не отличалась высокими характеристиками и надежностью. Кроме того, страна имела ограниченные возможности, из-за чего мина так и не пошла в массовое производство. Тем не менее, необходимость создания нового оружия для борьбы с бронетехникой противника не пропала. В результате к 1935 году была разработана новая мина – ТМ-35. Противотанковая мина ТМ-35 была принята на вооружение в 1935 году и вскоре стала поступать в инженерные подразделения Красной Армии. Это изделие было лишено некоторых недостатков предыдущего Т-4, что открыло ему дорогу в войска и позволило активно использоваться вплоть до 1941-42 годов. Главной причиной такого успеха можно считать достаточно удачную (в сравнении с Т-4) конструкцию, лишенную недостатков предыдущей разработки. Опыт эксплуатации Т-4 был учтен при создании нового оружия, что позволило избавиться от некоторых отрицательных черт. Тем не менее, и новая мина, как выяснилось позже, не была лишена недостатков. Развитие промышленности позволило оснастить мину ТМ-35 металлическим корпусом. Он состоял из основного ящика и крышки характерной формы, представлявшей собой усеченную пирамиду. Корпус мины имел размеры 23х22 см, общая высота с установленной крышкой – 8,5 см. Проектом предусматривалось использование только одного типа корпуса, благодаря чему все серийные мины весили около 5,2 кг. Для удобства переноски на одной из стенок корпуса предусматривалась проволочная ручка. Общий вид мины ТМ-35. Фото Saper.etel.ru Корпус мины ТМ-35 представлял собой металлический штампованный ящик. На его стенках имелись выступающие зубцы, которые предлагалось использовать при окончательной сборке мины. Крышка корпуса состояла из изогнутой верхней части и ровного внутреннего листа. На одной из сторон ящика и крышки предусматривалась петля, при помощи которой они соединялись друг с другом. Петля позволяла открывать крышку для окончательной сборки мины перед установкой. Возле одной из стенок корпуса располагалась коробка размерами 10х2,5х5 см. Рядом с ней в корпусе просверливалось отверстие, оснащенное сдвижной крышкой. Внутренний торец коробки имел отверстие для установки взрывателя. Вокруг коробки в корпусе помещался основной заряд мины. Размеры корпуса позволяли использовать 6 шашек взрывчатого вещества весом 400 г и 2 шашки весом 200 г. Таким образом, общий заряд боеприпаса весил 2,8 кг. При необходимости мина могла снаряжаться порошкообразным взрывчатым веществом, но в таком случае в корпус помещалось не более 2,4 кг взрывчатки. Для поражения цели могли использоваться тротил, аммотол, французская смесь или иное доступное взрывчатое вещество. Внутри коробки корпуса располагался взрыватель и связанные с ним детали. Взрыватель МУВ, соединенный с капсюлем-детонатором №8 (по другим данным, использовался запал МД-2) помещался внутрь мины через отверстие в передней стенке корпуса. При этом капсюль-детонатор проходил через отверстие во внутренней стенке корпуса и контактировал с одной из шашек взрывчатого вещества. Над взрывателем находился подвешенный на оси рычаг изогнутой формы, изготовленный из плоской металлической пластинки. Именно он должен был отвечать за срабатывание взрывателя. Кроме того, в средней части крышки предусматривался специальный болт, контактировавший со свободным (верхним) плечом рычага. Общая компоновка мины. Рисунок Saper.etel.ru Взрыватель МУВ имел достаточно простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса находились боевая пружина и ударник. Последний во взведенном положении выдвигался из корпуса и фиксировался Р-образной чекой. Для безопасной транспортировки использовалась дополнительная предохранительная чека. В донной части корпуса взрывателя имелась резьба для установки капсюля-детонатора. При извлечении чеки боевая пружина должна была сдвигать ударник и приводить к воспламенению пиротехнической смеси капсюля. Мины ТМ-35 поставлялись в войска в разобранном виде. Пустые корпуса перевозились отдельно от шашек взрывчатого вещества и взрывателей. Окончательная сборка мины производилась саперами перед выходом на выполнение боевой задачи. При подготовке мины к использованию в корпус вкладывался набор из восьми шашек или засыпалось порошкообразное взрывчатое вещество. После этого мина была готова к доставке на место установки. Для установки изделия ТМ-35 помимо взрывателя МУВ и капсюля-детонатора №8 требовались два специальных шаблона для проверки состояния различных деталей. Один шаблон представлял собой длинный деревянный пруток, диаметр которого совпадал с диаметром взрывателя МУВ. Такой шаблон использовался для проверки места установки взрывателя и капсюля-детонатора перед их установкой: с его помощью проверялось правильное взаимное положение нескольких деталей, включая качающийся рычаг и гнездо шашки, контактирующей с капсюлем-взрывателем. Корпус мины, виден рычаг. Фото Dimon777/Forum.guns.ru Второй шаблон представлял собой металлическую пластинку с вырезом нужного размера. Во время установки мины следовало открывать крышку и проверять положение нажимного болта. Он не должен был выступать из нижней детали крышки больше чем на установленное расстояние. В правильном положении нижняя часть болта могла касаться свободного плеча рычага, но не должна была давить на него. После проверки всех элементов мины сапер должен был поместить на место взрыватель без предохранительной чеки и капсюль-детонатор. Для этого сдвигалась крышка на передней стенке мины и цилиндрические детали аккуратно вводились внутрь боеприпаса. Во время установки взрывателя минер должен был попасть капсюлем-детонатором в отверстие задней стенки внутренней коробки корпуса, а также надеть кольцо боевой чеки взрывателя на заостренный конец плеча рычага. На своем месте взрыватель фиксировался при помощи крышки на стенке, возвращенной на свое место. После установки всех необходимых деталей следовало аккуратно закрыть крышку корпуса и закрепить ее на своем месте. Для удержания крышки использовались несколько зубцов на верхней грани корпуса, которые загибались и входили в зацепление с боковой поверхностью крышки. Готовую к использованию мину можно было устанавливать в лунку соответствующих размеров или размещать на поверхности грунта. Также допускалась установка в снег. Разрез мины ТМ-35. Рисунок Saper.etel.ru По принципу работы взрывателя мина ТМ-35 мало отличалась от предыдущей Т-4. В ней, как и ранее, использовался рычаг, связывавший датчик цели и взрыватель. Подрыв мины новой модели должен был производиться при давлении на верхнюю часть крышки размерами 18х18 см с усилием порядка 120-260 кг. При этом происходила деформация конструкции крышки, вследствие чего нажимной болт опускался и давил на свое плечо рычага. Вторым концом рычаг должен был вытаскивать чеку взрывателя, освобождая его ударник. После извлечения чеки происходил взрыв. Противотанковая мина ТМ-35 могла иметь заряд весом 2,4-2,8 кг. Это позволяло уничтожать автомобильную технику или наносить повреждения бронированным машинам. Срабатывание штатным образом под людьми исключалось ввиду сравнительно низкой чувствительности датчика цели. Тем не менее, со временем мины с металлическим корпусом могли становиться опасными и для людей. Какие-либо средства, затруднявшие обезвреживание или делавшие его невозможным, не предусматривались. Однако и в таком случае мина могла представлять опасность для саперов. Изделие ТМ-35 имело металлический корпус, что сказывалось на сроке ее службы.

www.postsovet.ru

Мины

Достаточно часто на местах боев приходится иметь дело с противотанковыми и противопехотными минами.

Противопехотная мина нажимного действия ПМД-6

Тип - фугасная, масса - 460-500 г, масса ВВ (тротил) - 200 г, размеры - 190 х 90 х 45 мм, взрыватель МУВ с Т-образной чекой, усилие срабатывания - 1-12 кгс. ПМД-б - одна из наиболее распространенных противопехотных мин, применявшихся Красной Армией в годы войны. Мина очень технологична, ее деревянный ящик можно изготовить даже во фронтовых условиях. ПМД-6 имела небольшое усилие срабатывания, что делало ее весьма чувствительной и вместе с тем опасной при установке. Появившаяся позднее ПМД-бМ была частично лишена этого недостатка - между верхней ее крышкой и корпусом запала помещалась металлическая пластинка, увеличивалось усилие срабатывания до 6-28 кгс. Мина имела малое количество металлических деталей, что затрудняет ее обнаружение металле искателем. Подобные по устройству, но более сложные в изготовлении и более мощные по действию мины применяли с середины войны и немцы (R-Mt-43).

 

Противопехотная осколочная мина заграждения ПОМЗ-2

Масса-1,5 кг, масса ВВ (тротиловая буровая шашка)-75 г, диаметр корпуса-60 мм, высота-130 мм, взрыватель МУВ с Р-образной чекой и запалом МД-2,радиус сплошного поражения 4 м. Опасны на расстоянии до 60 м.

ПОМЗ-2 часто встречается как в составе минных полей так и одиночными на тропах. Трофейные ПОМЗ-2 использовались немцами в заграждениях.Чугунный корпус мины имеет на наружной поверхности насечку для обеспечения равномерного дробления, внутри -- полость для размещения заряда ВВ (буровая шашка) и установка на колышек, забиваемый в грунт. На верхнем торце имеется отверстие для взрывателя. У мины ПОМЗ-2М соединение взрывателя резьбовое. Возможна установка немецких взрывателей с такой же резьбой.Мины устанавливались с одной или двумя проволочными растяжками общей длиной не более 8 м перпендикулярно вероятного пути наступления противника. Иногда привязывались к кольям проволочного заграждения, к деревьям. В настоящее время особой опасности не представляют, т.к. колышки, растяжки и боевые пружины, как правило, сгнившие. Особо опасны мины с осечками -- шток взрывателя в нижнем положении.

ПОМЗ-2М отличалась весом 1,2 кг и длиной 107 мм. Самодельные мины ПОМЗ-2 изготавливались также из консервных банок, обрезков труб, деревянных или металлических коробок, в которые помещали тротиловую шашку массой 75 или 200 г, а свободное пространство заполняли кусочками металла. Мина ПОМЗ-37 изготавливалась из корпусов 37 мм артиллерийских мин, снятых с производства.Аналогичные по устройству ПОМЗ-2,но с гладким корпусом мины с 1942 г. применялись немцами.ZuZ-42 и ZuZ-35,Stockmine(Sto. Mi).Опасны на расстоянии до 60 м, имели двойные растяжки до 30 м, Т-образные-до 15 м.

Германская противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения smi-35.

Одна из наиболее опасных находок этого класса. Имеет также названия: Die S-Mine, Springmine, обиходное название "мина-лягушка". Была принята на вооружение Вермахтом в 1936 г.

 

Снаряженный вес - 5 кг, вес разрывного заряда - 500 г (тротил + гексоген). Убойные элементы - стальные каленые шарики диаметром 8-10 мм количеством 300-340 шт. Опасны на расстоянии до 100 м, радиус сплошного поражения - 15 м. Применяемые взрыватели - ZuZZ-35, ZuZZ-42, SmiZ-35, AnZ-28, ZZ-35.

При срабатывании взрывателя луч огня от него по центральной трубке передается на пороховую трубку замедлителя вышибного заряда, затем воспламеняется вышибной заряд 3,5 г черного пороха, который выстреливает внутренний стакан мины на высоту до 15 м. Одновременно вышибной заряд воспламеняет три пороховых замедлителя, от которых на предельной высоте подлёта мины срабатывают детонаторы, разрывной заряд. Убойные элементы с силой разлетаются.

Smi-35 оказалась настолько удачной, что ее принцип впоследствие был использован в НАТОвской мине М-16 и советской ОЗМ-72. Мины Smi-35 широко применялись немцами на всех фронтах Великой Отечественной и помимо установки в плановых минных полях, устанавливались в самых неожиданных местах - на тропинках, в населенных пунктах и т.п.

Противотанковая мина ТМД-5

Мина противогусеничного типа. Имела массу 9-10 кг, взрыватель МВ-5 с запалом МД-2 нажимного действия. Размер - 320 х 290 х 160 мм. Усилие срабатывания - 200-500 кг. Мина представляет собой деревянный ящик с крышкой из досок толщиной 10 мм. Внутри заряд ВВ, детонатор, взрыватель с запалом. Сбоку - тесьмяная рукоятка для переноски, прибитая гвоздями. В крышке отверстие диаметром 50 мм для установки запала. В появившихся позднее ТМД-Б и ТМД-44 горловина закрывалась бакелитовой пробкой, а вместо трех поперечных дощечек на крышке было две. В качестве заряда использовался литой тротил, тротиловые шашки, брикеты из аммонита с водонепроницаемой оболочкой. Дополнительный детонатор - тротиловая шашка 200 г с запальным гнездом. Взрыватель МВ-5 механический, нажимного действия. Усилие срабатывания 10-30 кгс, ход срабатывания - 5-7 мм.

Немцы имели на вооружении аналогичную мину Holzmine-42, снаряжаемую 100 г шашками-кубиками.

Противотанковая мина ПМЗ-40

Имела массу заряда 3,2 кг, выпускалась в 1941-42 гг. Имеет цилиндрический корпус 240 мм в диаметре, подпружиненную крышку, в центре гнездо под взрыватель. Нижняя крышка имеет форму шестерни.

Противотанковая мина ТМ-35

Мина выглядит как квадратный стальной ящичек размером 210 х 210 х 57 мм. Верхняя крышка в виде усеченной пирамиды с выштампованными ребрами жесткости по диагонали. Сбоку ящичка стальная проволочная ручка для переноски, там же отверстие - гнездо под взрыватель МУВ с запалом МД-2. Имела массу 4 кг, ВВ - 2,8 кг. Дополнительная крышка в виде усеченной пирамиды крепится к основной крышке болтом или шплинтом. Болт несколько смещен относительно центра. При наезде на мину танка крышка мины продавливалась, центровой болт надавливал на язычок педали, который выдергивал предохранительную чеку. Иногда встречаются мины, срабатывающие от натяжения проволоки (с Р-образной чекой).

Противотанковая мина TMi-35, Германия

Аналогичные типы мин: Tmi-41, Tmi-42. Устанавливалась на танкоопасных направлениях иногда в несколько рядов и полос, часто в чередовании с противопехотными Smi-35 и других типов. Иногда имели элементы неизвлекаемости: боковой и донный взрыватель разных типов натяжного и разрезного действия. Усилие срабатывания - 90-200 кг. Имеет массу 8-10 кг, ВВ - 5,9 кг, взрыватель TmiZ-35. Форме круглая, диаметром 320 мм. В центре, вверху Т-образный взрыватель с массивной нависающим над корпусом латунным диском. На взрывателе надписи: Sicher (предохранитель) и Scharf (взвод). В наружной части взрывателя содержится только механическая его часть, поэтому мина даже с пустым гнездом взрывателя представляет опасность.

 

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожее

southklad.ru

Противотанковая мина ТМ-39 » Военное обозрение

Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39.

Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе.

Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели.

Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net

Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг.

Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой.

Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток.

Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru

Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг.

Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них.

Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов.

Конструкция взрывателя типа МУВ

По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда.

Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г.

Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования.

Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru

Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками.

Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом.

Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги.

Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net

Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений.

Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток.

Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя.

С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике.

Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net

Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны.

Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками.

Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют.

Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов.

По материалам сайтов:http://saper.etel.ru/http://eragun.org/http://lexpev.nl/http://primeportal.net/

topwar.ru

Инженерные боеприпасы (ТМ-39) - tm-39.html

Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Противотанковая мина ТМ-39

Противотанковая противогусеничная мина в металлическом корпусе. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника за счет разрушения элементов ходовой части (траки гусениц, колеса).

Эта мина, является первой  советской противотанковой миной, имеющей удлиненный корпус. Однако в мировой практике это не единственная мина этого типа. В годы Второй Мировой войны Германия имела похожую мину Riegelmine  43 (R. Mi. 43) и ее развитие R. Mi. 44. Эта мина была во многом скопирована с итальянской мины V-3 и походила на венгерскую.В настоящее время Великобритания имеет мину с удлиненным корпусом L9A1 (распространенное название Barmine). Преимущество этих мин состоит в большой длине датчика цели (R. Mi. 43 - 80 см., L9A1 - 120 см, ТМ-39- 59 см.),  что позволяет в 2-4 раза увеличить вероятность наезда танка на мину, а следовательно, дает возможность снизить расход мин по сравнению с обычными круглыми или квадратными тоже в два-четыре раза. Но этим преимущество подобных мин и исчерпывается. Во-первых, большая часть заряда ВВ (30-60%) не выполняет полезной работы и расходуется впустую, т.к. практически никогда танк не наезжает на мину всей гусеницей; во-вторых, трудозатраты на установку подобных мин значительно выше.

Мина представляет собой металлический корпус (1) коробчатой формы, закрываемый с торцов двумя металлическими крышками (2). Крышки удерживаются на корпусе с помощью замков, подобные тем, что обычно используются для запирания ящиков.Сверху к корпусу прикреплена корытообразной формы крышка (3) в верхнюю поверхность которой ввинчены две шпильки (4), а в верхней плоскости коробки имеются два соответствующим им отверстия. Эта крышка играет роль нажимного датчика цели, а шпильки передают давление на два взрывных механизма (5), которые располагаются по концам корпуса сразу за крышками. Угловые ребра крышки прорезаны, что позволяет при наезде танка на мину боковым граням крышки расходиться в стороны, а самой крышке при этом опускаться вместе с болтами вниз.Остальное пространство корпуса заполнено семью 400-граммовыми тротиловыми шашками (могут также использоваться шашки из сплава "Л" или французской смеси) и четырьмя 200-граммовыми шашками.

Взрывные  механизмы свободно вставляются в корпус. Конструкция их аналогична конструкции взрывного механизма мины ТМ-35 и ТМД-40 (но там взрывные механизмы изготовлены из дерева.

Взрывной механизм представляет собой жестяную коробку (6), открытую сверху. В торцевых стенках коробки имеются отверстия, напротив которых в торцевые стенки впаяна направляющая трубка (7).На оси (8), опирающейся на отверстия в боковых стенках коробки, подвешен двуплечий рычаг (9), нижний заостренный конец которого входит в петельку  Р-образной боевой чеки взрывателя УВ (УВГ, МУВ).Взрыватель УВ (10) при снаряжении мины вставляется в отверстие в правой торцевой стенке так, чтобы петелька Р-образной боевой чеки наделась на заостренный конец двуплечего рычага. При наезде танка на мину, под его тяжестью боковые стенки крышки мины начинали разъезжаться в стороны и она попускалась вниз. Один из нажимных болтов (или оба сразу) концом надавливал на рычаг взрывного механизма, который поворачиваясь на оси выдавливал из взрывателя Р-образную боевую чеку, вследствие чего взрыватель срабатывал и подрывал заряд мины.

Мина гнезд для дополнительных взрывателей (на неизвлекаемость) не имеет. Обезвреживание возможно сдвиганием дверок в торцах корпуса, после чего становится возможным изъять из мины взрывные механизмы, из которых в свою очередь следует удалить взрыватели МУВ (вставив них предохранительные чеки и отвинтив затем запалы), после чего взрывные механизмы можно возвратить в мину. Таким образом мина ТМ-39 относится к извлекаемым обезвреживаемым минам.

Мина окрашивалась в темно-зеленый цвет. Маркировка наносилась на боковую стенку черной краской по трафарету.

Тактико-технические характеристики мины TМ-39
Тип мины………………………………….................. противотанковая противогусеничная нажимного действия.
Материал корпуса....................................................... железо кровельное
Вес общий.................................................................... 6.7 кг.
Масса  заряда ВВ (шашки 400гр. прес. тротила)....... 3.6 кг.
Длина............................................................................ 60 см.
Ширина........................................................................ 13 см.
Высота (по болтам)...................................................... 12.2 см.
Размеры датчика цели................................................. 58х10  см.
Усилие срабатывания................................................. 90-120 кг.
Взрыватель................................................................... УВ, УВГ, МУВ с Р-образной чекой (2 штуки)
Температурный диапазон применения..................... -40 - +40 градусов.
Время боевой работы.................................................. не определено

Мина была принята на вооружение в 1939 году и применялась в небольших количествах  в 1941-42 годах.  Мина пользовалась определенной популярностью в войсках, хотя в боевой работе была довольно неудобна и опасна из-за большого количества операций, которые было необходимо выполнить до начала минирования и в процессе минирования  (открыть крышки, вложить в мину шашки, ввинтить в  в два  взрывателя запалы, вставить взрыватели во взрывные коробки, причем взрыватели уже должны находиться в боевом положении, вставить коробки в мину,   установить крышки на место). Кроме того, работа  с миной в ночных условиях практически невыполнима из-за невозможности визуального контроля действий со взрывателем.

Корпус, изготовленный из кровельного неоцинкованного железа, несмотря на окрашивание, быстро ржавел и разрушался (6-8 месяцев в сырых грунтах), в результате чего поведение мины становилось непредсказуемым. Негерметичность корпуса приводила к проникновению песка или воды под крышку. Песок, забивая подкрышечное пространство, приводил к отказу мины. То же самое происходило и при замерзании проникшей внутрь мины воды.

Вдобавок, мина довольно слабая (всего 3.6 кг. заряд ВВ), что было ясно еще в предвоенные годы, но тогдашние Руководства рекомендовали производить при необходимости парную установку мин (т.е. две мины вместе), что приводило к большому расходу мин и преимущество большой длины мины совершенно утрачивалось.  При этом совершенно не учитывался фактор времени (слишком много времени уходит на подготовку к установке и установку мины) и возможная необходимость   установки большого количества мин. В этих условиях комплектование мин взрывателями, запалами, взрывчаткой непосредственно в саперной роте становится просто нереальным из-за огромного расхода времени, трудовых ресурсов и сложностей с удовлетворением заявок на получение разнообразных комплектующих. В военных условиях мины должны поступать в войска совершенно готовыми к использованию, а конструкция мины ТМ-39 этого не позволяла.

Следует заметить, что в зависимости от завода-изготовителя внешний вид, размеры и конструкция мины могли заметно различаться.   Известны партии мин лишь с одним взрывным механизмом, а  противоположный торец мины был глухим. При этом заряд мины составлял 4 кг.Известны партии мин, не имевшие съемных крышек совсем. Вместо этого в торцах корпуса имелись отверстия для взрывателей, закрываемые поворотными круглыми заслонками, наподобие того, как это сделано  в мине ТМ-35.В начале статьи показана мина ТМ-39, имеющая на крышке два продольных выдавленных ребра жесткости, хотя чаще встречаются мины с гладкой поверхностью. крышки.

Остатки запасов мин ТМ-39 в 45-48 годах были переданы коммунистам Китая, ведшим в те годы гражданскую войну против режима Чан Кай-Ши. Использование китайцами этих мин проследить не удалось, но в шестидесятые годы во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе этих мин не встречалось. Встретить мину ТМ-39 в местах боев Великой Отечественной войны на территории России, Украины и Белоруссии маловероятно.

Июнь 2003 г.

Источники и литература

1. Учебник Инженерные войска. Военное издательство. Москва. 1982 г.2. А.Ф.Ильин-Миткевич. Краткий справочник по военно-инженерному делу. ВИА им. Куйбышева. Москва. 1941 г. 3. Коллекция мин Н. Илиева, Болгария.4. Cайт "Jane's" (www.janes.com) 5. Colin King Editor. Jane's Mines and Mine Clearance. 7. Информационно-методический сборник №5 2000 г. Центральный музей Вооруженных Сил России. 8.ORDATA II (Справочник-идентификатор армии США по иностранным боеприпасам).

---***---

 

©Веремеев Ю.Г. Главная страница-инженерные боеприпасы

 

saper.isnet.ru

Противотанковая мина ТМ-39

Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39. Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе. Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели. Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг. Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой. Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток. Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг. Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них. Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов. Конструкция взрывателя типа МУВ По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда. Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г. Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования. Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками. Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом. Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги. Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений. Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток. Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя. С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике. Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны. Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками. Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют. Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов. По материалам сайтов: http://saper.etel.ru/

http://eragun.org/ http://lexpev.nl/ http://primeportal.net/

super-orujie.ru

Инженерные боеприпасы (ТМ-46) - tm-46-а.html

Советская Армия

Противотанковые мины ТМ-46  и ТМН-46

Разница между этими двумя минами лишь в том, что ТМН-46 имеет в днище гнездо для дополнительного взрывателя неизвлекаемости. Поэтому мы будем здесь вести речь об обеих минах, как об одной, указывая на разницу там, где она имеется.

Принята на вооружение в 1946 году, заменив собой все советские металлические   противотанковые мины довоенных образцов и образцов времен Великой Отечественной войны (Т-4, ТМ-35, ТМ-39, ТМ-41, ТМ-43, ТМ-44).

С появлением мины ТМ-57 производство  ТМ-46 было прекращено, однако она оставалась на вооружении вплоть до конца восьмидесятых годов до тех пор, пока не были экспортированы в страны Африки и Юго-Восточной Азии последние запасы.

Мина ТМ-46 противотанковая противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника. Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезда колеса (катка) на нажимную крышку мины. На снимке слева: мина   в инертном снаряжении с  заглушкой.  Вторая заглушка на боковой стороне мины под ручкой для переноски   технологическая. Через нее на заводе в мину заливается тротил. В боевой работе эта заглушка никак не используется.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную или средствами механизации (прицепные минные раскладчики ПМР-1, ПМР-2, прицепные минные заградители ПМР-3, ПМЗ-4, гусеничный минный заградитель ГМЗ, вертолетная система минирования ВМР-2).

Срок боевой работы мины не ограничивается. При разрушении металлического корпуса мины от коррозии чувствительность мины возрастает с 250-400кг. до 3-5 кг (если мина используется со взрывателем МВ-5). Самоликвидатором мина не оснащается.

Мина поставляется в двух вариантах - ТМ-46 и ТМН-46. Второй вариант отличается наличием на дне мины второго гнезда для установки взрывателя неизвлекаемости (серии МУВ или ВПФ).

Мины ТМ-46  и ТМН-46 первых партий имели основным взрыватель  МВ-5 с запалом МД-2. При этом в гнездо дополнительного взрывателя (взрыватель неизвлекаемости) должен был вворачиваться запал МД-5М, на который в свою очередь навинчивался взрыватель серии МУВ или ВПФ.

От автора. Так что не стоит особенно обольщаться, увидев ТМ-46 с заглушкой вместо взрывателя (как на снимке в начале статьи. Если это мина старой серии, то под заглушкой может прятаться МВ-5, или что еще хуже, элемент необезвреживаемости ЭНО, который взорвет мину при попытке выкрутить из гнезда для взрывателя "заглушку".

При всей своей кажущейся простоте и непритязательности ТМ-46 самая коварная из всех советских противотанковых мин. Особенно она коварна в отношении, как это ни покажется странным, квалифицированных саперов. Ведь знать все до мелочей просто невозможно. Тем более, что мины ТМ-46 старых серий в современных (начиная с 1976г.) источниках не описываются вовсе, а ЭНО описан только в закрытых источниках.

Однако, вскоре специалисты пришли к выводу о том, что взрыватель МВ-5 небезопасен в применении. Он не имеет предохранительных устройств, детонатор запала обнажен, а гнездо для взрывателя находится слишком глубоко и проверка чистоты канала затруднительна. А в ночное время почти невозможна. Минеру на минном поле сложно и опасно вставлять взрыватель в гнездо.К тому же приходится выполнять целую серию действий в строгом порядке:1. Вывинтить  заглушку из гнезда.2. Проверить шаблоном чистоту канала гнезда взрывателя.3. Извлечь из сумки взрыватель и запал.4. Ввинтить запал во взрыватель.5. Осторожно опустить взрыватель в гнездо.6. Проверить вторым шаблоном, что взрыватель дошел до места.7. Завинтить заглушку на место.

Во время войны при  работе с минами   на это внимания не обращалось поскольку во главу угла ставилась универсальность взрывателей и простота изготовления мин. В послевоенное время главными стали безопасность минера, простота обращения с миной и  быстрота минирования.

От автора. Не стоит радостно восклицать что либо типа: "Ага, вот вам и доказательство, что Сталин не ценил солдатские жизни!". Дело в том, что так  во Вторую Мировую войну было во всех воюющих армиях, включая армии США, Англии, Франции.Кстати, в СССР в послевоенное время раньше, чем в демократических странах появились взрыватели, приводящие мину в боевое положение лишь через несколько минут после того, как будет извлечена предохранительная чека.

В целях упрощения работы с миной на минном поле и повышения безопасности был разработан взрыватель МВМ, который можно было ввинчивать в мину  еще в подразделении, а вместо семи операций по приведению мины в боевое положения осталась одна - извлечь предохранительную чеку. С принятием на вооружение нового взрывателя несколько упростилась конструкция мины.

Мины ТМ-46  и ТМН-46 последующих партий получили взрыватель МВМ с запалом МД-6. Это взрыватель вворачивался в гнездо в крышке мины взамен заглушки. В связи с там, что запал МД-6 представлял собой резьбовой штуцер, в который вставлен короткий капсюль-детонатора М-1, стало возможным отказаться от канала внутри промежуточного детонатора.

В мине ТМН-46 вместо запала типа  МД-5М   стал использоваться  запал МД-6Н, который отличался от запала МД-6 только наличием второй резьбы с противоположного конца. Это позволило отказаться от канала для запала и в промежуточном детонаторе для дополнительного взрывателя. Одной резьбой запал МД-6Н ввинчивается в резьбу донного гнезда, а на вторую может навинчиваться взрыватель   серии МУВ или ВПФ.

В связи с тем, что в минах последующих партий использовать взрыватель МВ-5 стало невозможным, первоначально на крышках мин по кругу наносилась дополнительная маркировка "ПОД МВШ-46 И МВМ". Позднее от дополнительной маркировки отказались.

Заметим, что взрыватели МВМ и МВШ-46 могли использоваться и в минах первых партий.

Взрыватель МВШ-46 штыревой. Он срабатывает от сгибания его колесом или гусеницей. Этот взрыватель несколько демаскирует мину, но его применение целесообразно при очень мягком, болотистом грунте или же когда мина устанавливается осенью в грязь, а ее работа предполагается зимой, когда грунт замерзнет. В таких случаях цель может не развить достаточного усилия для срабатывания взрывателя МВМ.

На снимке слева: мина ТМ-46 со взрывателем МВШ. Справа от мины лежит взрыватель МВМ.

 

Мины ТМ-46  и ТМН-46  специальных партий выпускавшиеся в небольших количествах, имели взрыватель МВ-5 с запалом МД-6. Только в минах специальных партий могли использоваться устройства необезвреживаемости ЭНО , которые вворачивались в мину взамен обычной заглушки над  взрыватель МВ-5 с запалом МД-6.В связи с тем, что в данных партиях мин взрыватель использует запал МД-6, для удержания взрывателя на месте над промежуточным детонатором имеется приемный стакан, расширяющийся кверху.Внешне пробка ЭНО не отличается от обычной стандартной заглушки, но имеет снизу устройство, которое ударяет по взрывателю МВ-5 при попытке вывинтить "заглушку".

От автора. Как отличить мину с ЭНО от мины с обычной заглушки? А никак. В том то и состоит коварство сего изделия. В принципе возможно отличить по разному оттенку мины и "заглушки". Ведь невозможно точное совпадение цвета изделий, изготовленных на разных заводах и в разное время. Однако  и обычная заглушка может отличаться по оттенку. Если, скажем, заглушки делают в одном цеху, а корпуса мин красят в другом. Единственное, что можно посоветовать - если видно явное различие оттенков цвета  заглушки и корпуса мины, то нужно полагать такую мину как имеющую пробку ЭНО. Впрочем, именно в этом и состоит цель противника - не позволить пользоваться своими минами

Мина хорошая и надежная. Однако уже в середине пятидесятых годов было признано, что 5.7 кг. тротила для современных танков недостаточно. Обычно взрыв ТМ-46 разбивал 3-4 трака гусеницы, повреждая и каток. Замена траков занимает у натренированного экипажа от 1 до 3 часов. Так что, если подбитый танк тут же не накроет огнем противотанковая артиллерия, то через непродолжительное время он снова будет в строю. Уже в 1956 году были разработаны более мощные мины ТМ-56 и ТМ-57, а затем и семейство мин ТМ-62.

Тактико-технические характеристики мин  ТМ-46 и ТМН-46
Тип мины................................................................................. противотанковая противогусеничная   фугасная
Масса мины............................................................................. 8.6 кг.
ВВ основного заряда............................................................ плавленый тротил,аммонит 50/50
Масса основного заряда ВВ................................................... 5.7кг.
Масса промежуточного детонатора (тетрил)...................... 40 гр. (1 промеж. детонатор в ТМ-46 и 2 промеж. детонатора в мине ТМН-46)
Габаритные размеры мины в боевом положении:                                   -диаметр...............................................                                   -высота.................................................                                   -высота.................................................. 30см.10.8 см. (со взрывателем МВМ  или с заглушкой),26.1 см. (со взрывателем МВШ-46)
Диаметр датчика цели............................................................ 20 см.
Усилие срабатывания взрывателя МВМ............................. 250-400 кг
Усилие срабатывания взрывателя МВШ-46...................... 190-400 кг. при угле отклонения стержня от вертикали 25-30 градусов
Время перевода в боевое положение с МВМ...................... мгновенно после извлечения предохранительной чеки
Впемя перевода в боевое положение с МУВШ-46............ сразу после вворачивания взрывателя в мину.
Время боевой работы............................................................. не определялось
Самоликвидация/самонейтрализация................................... нет/нет
Неизвлекаемость................................................................... да/нет
Необезвреживаемость.......................................................... да/нет
Устройство необезвреживаемости...................................... пробка ЭНО со взрывателем МВ-5 и запалом МД-6, устанавливаемая  вместо  заглушки гнезда основного взрывателя  и взрывающая   мину при попытке ее  вывинтить.
Штатный основной взрыватель........................................... первые партии - МВ-5 с запалом МД-2остальные партии - МВМ с запалом МД-6                                - МВШ-46 с запалом МД-10
Штатный взрыватель неизвлекаемости.............................. первые партии - МУВ или ВПФ с запалом МД-5Мостальные партии - МУВ или ВПФ с запалом МД-6Н
Температурный диапазон применения................................. -50 - +50

Заметим, что ЭНО может устанавливаться только вместо заглушки  гнезда основного взрывателя.

Окраска мины. Как правило, мина окрашивается в темно-зеленый или оливково-зеленый цвет. Отдельные партии могут быть окрашены в оливково-желтый или желто-сероватый цвет.

Маркировка.Наносится черными буквами краской на боковую сторону или на крышку мины и содержит:

ТМ-46 шифр мины
34-3-49 шифр завода изготовителя- номер партии- год изготовления
А-50 шифр снаряжения (здесь - основной заряд   аммонит 50/50)

Однако имеется достаточно много отклонений от стандартной маркировки. Так,  может отсутствовать  шифр мины, а вместо белой полоски инертных мин на месте обозначения шифра ВВ может быть надпись "ИНЕРТНАЯ". Инертные мины также имеют белые сектора на датчике цели (как показано на снимке в начале статьи).

Укупорка.

В ящике 4 мины ТМ-46 и  1 мина ТМН-46. Мины без взрывателей. Размеры ящика 75 на 36 и на 41 см. Вес брутто 56 кг.

Ящик со взрывателями МВ-5 имеет размеры 42.5 на 34.0 и на 15.5 см. Вес брутто 30 кг. В ящике две металлические коробки. В каждой коробке 360 взрывателей. Всего в ящике 720 взрывателей. Запалами взрыватели не комплектуются!

Ящик с запалами МД-2 имеет размеры 55 на 49 и на 17 см. Вес брутто 22 кг. В ящике 4 металлические коробки. В каждой металлической коробке 15 картонных коробок. В каждой картонной коробке 10 запалов. Всего в ящике 600 запалов.

Ящик с запалами МД-5М имеет размеры 55 на 49 и на 17 см. Вес брутто 22 кг. В ящике 4 металлические коробки. В каждой металлической коробке 15 картонных коробок. В каждой картонной коробке 10 запалов. Всего в ящике 600 запалов.

Ящик со взрывателями МВМ без запалов  имеет размеры  66.5 на 33 и на 27 см. Вес брутто 30 кг. В ящике две металлические коробки. В каждой коробке по 40 взрывателей. Итого в ящике 80 взрывателей.

Ящик с запалами МД-6 и МД-6Н имеет размеры  42.5 на 34 и на 15.5 см. Вес брутто 15 кг. В ящике 2 металлические коробки. В каждой металлической коробке 72 картонные коробки. В картонной коробке 4 запала МД-6 и 1 запал МД-6Н. Итого в ящике   720 запалов МД-6 и  144 запала МД-6Н.

Ящик со взрывателями МВШ-46 без запалов  имеет размеры 85 на 35 и на 28.5 см. Вес брутто 26 кг. В ящике 20 взрывателей  МВШ-46.

Ящик с запалами МД-10 имеет размеры  55 на 49 и на 17.2 см. Вес брутто 39 кг. В ящике 54 металлические коробки. В каждой металлической коробке по 20 запалов МД-10. Итого в ящике  1080 запалов.

Ящик с пробками ЭНО имеет размеры  65 на 45 и на 20 см. Вес  брутто 24 кг. В ящике 20 металлических коробок. В каждой металлической коробке по 5 ЭНО. Всего в ящике 50 ЭНО. Взрывателей и запалов в ящике нет!

Таким образом, укомплектование мин взрывателями и запалами,  ввинчивание взрывателей в мины, т.е. окончательное снаряжение мин  производится в минирующем подразделении. Разрешается перевозка мин с ввинченными взрывателями МВМ  в ящиках, равно и их переноска. Взрыватели же МВ-5 и МВШ-46 снаряжаются запалами и вставляются в мины только на месте минирования.Взрывателями неизвлекаемости МУВ и ВПФ мины не комплектуются. Они поставляются отдельно.

Приложение (описание взрывателей).

Источники

1.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство. Москва. 1976г. 2. Руководство по материальной части  части средств инженерного вооружения. Средства минирования и разминирования. Книга первая. Инженерные боеприпасы. Военное издательство. Москва. 1963г. 3. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г. 4.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга третья. Военное издательство. Москва. 1979г.

---***---

saper.isnet.ru