Малые противолодочные корабли проекта 11415. Противолодочный корабль


Большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой

Большие противолодочные корабли БПК проекта 1155 типа«Удалой,  - самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России, из оставшихся в строю (можно сказать от флота остались, рожки и ножки). После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы многие постройки 1960-1970-х годов были списаны, и не только? тут =>> Авианосцы России потерянный флот авианесущих кораблей. Все фото кликабельны, представлены наиболее интересные фото БПК проекта 1155.

фото ВМФ России

Атлантический океан, 26 октября 1983 г большой противолодочный корабль Удалой

Напомню, захват доминирующих позиций в мировом масштабе на океанах и морях, никогда перед ВМФ СССР и его преемницей ВМФ России, не стоял. Но как морской державе, имеющей свои локальные интересы на определенных морских просторах, сильный флот необходим. Ключевые интересы, само собой в Черном море, но даже в большей степени в Арктике. Не пройдет и пятилетки (скорее даже меньше), и завершится борьба за Арктику. Незаметно, но она уже началась. Пока мы имеем, не смотря на все экономические коллизии, самый мощный военный флот, именно в акватории Северного Ледовитого океана. Это, чтобы было понятно, что наш флот далеко не самый мощный в мире, и даже не второй. Поэтому и требования к кораблям, узкоспецифичны, для выполнения определенных задач, не более того.

очень красивое фото ВМФ России

БПК "Адмирал Чабаненко" в Панамском канале, 5 декабря 2008 г

Одной из основных задач советско­го ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками - для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки- охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155. Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки, усложнил и до того, нелегкую борьбу с ними.

фото проекта 1155

БПК Адмирал Чабаненко и американский ракетный крейсер Сан Хасинто в Средиземном море, 18 января 2008 г

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, с 1977 года его сменил В. Мишин.В результате противолодочникам потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах, против этого не попрешь, с миниатюрностью проблемы были всегда), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения. Для примера, на большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой надо было воткнуть гидроакустический комплекс «Полином», предыдущее поколение «Титан» и «Титан-2» ему уступало по всем параметрам.  Так вот, масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. Но обо всем по порядку.

судьба многих судов в те годы незавидна

90-е БПК "Удалой" в отстое, фото

Незавидна судьба первого корабля серии, после недолгой службы, выведен в резерв в 96, исключили  из боевого состава флота в 2001г. После частичной разборки, затонул в 2002 году, недалеко от п. Белокаменка в Кольском заливе. В 2006 г поднят со дна и пущен на иголки.

фото БПК Удалой

Корпус Удалого после подъема, 31 марта 2006 г

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новую серию на старых стапелях. Предыдущее поколение к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения.  В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. Как помним носовая часть изменена под гидроакустический комплекс «Полином».

фото проекта 1155

БПК Адмирал Виноградов и эсминцы ВМС Индии Ранджит и Рана, 26 апреля 2007 года

На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку. В тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей - первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено.

фото СЕРИИ БПК

Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко Северный флот и норвежсий фрегат Otto Sverdrup, причал №1 в Североморске, 11 сентября 2009 г

Помимо перечисленного вооружения, установлены две 45-мм пушки, не имеющие хоть какой-то боевой ценности и используемые в качестве салютных. В системе Минсудпрома корабли проекта 1155 были известны под шифром «Фрегат». На флоте считают, что система пожаротушения проекта 1155 малопригодна для выполнения своих задач.

Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением. Говоря проще, все таки получили, более менее универсальный корабль, на котором мы и вошли в 21 век, впрочем все еще и продолжаем идти.

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей за счет еще одного вертолета, установки второй РЯС и улучшения эксплуатационных характеристик.Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград).

Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 БПК, восемь из них- на «Янтаре». Все они вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

фото большие противолодочные корабли проекта 1155

БПК Симферополь 16 июля 1991 г визит в Мейпорт, США

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза. Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов - двух- и четырехместные, для матросов - кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКАМГЭУ та же, что и на СКР (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины - либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

фото корабли ВМФ России

Слева последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР, справа Адмирал Трибуц, 33-й причал, Владивосток, 14 февраля 2008 г

По сравнению с паротурбинной (котло- турбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности - у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 - современники и близкие им по размерам).

вооружение БПК

4-трубные 533-мм торпедные аппараты

Гидроакустический комплекс «Полином»Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая МР760 «Фрегат-МА» - трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» - двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км. МР212 «Позитив» - РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114») антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 - самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

интересные фото

штат Калифорния, залив Сан-Диего БПК Адмирал Виноградов, 1990 г июль

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕУРК-5 «Раструб-Б» - универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы - 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы - 21,5 км, скорострельность - 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

сравнительные размеры разных видов судов

БПК Адмирал Харламов и малый противолодочник Юнга Североморск, 29 июля 2006 г

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями на дальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр./мин. «Кинжал» - зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы - 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет. Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

на военно-морской базе США Апра на острове Гуам в Тихом океане на совместных учениях

БПК «Маршал Шапошников» в Перл-Харборе, 24 октября 2003 г

В настоящий момент в строю осталось всего восемь БПК (самые многочисленные корабли именно этого проекта) , поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

Более универсальный проект 11551

Вскоре после вступления в строй первых БПК проекта 1155 тип Удалой, стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 - комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000.

фото коробля и высших чиновников страны

Президенты Медведев и Чавес на борту БПК "Адмирал Чабаненко", 27 ноября 2008 г

ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2». Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10, заложили в 1990 году. Последовавшие события (перестройка и гласность, если кто не помнит) значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го.

Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го. По мнению специалистов, БПК проекта 11551 представляет сбалансированный многоцелевой корабль, во многом превосходящий по боевым возможностям эсминец проекта 956, при этом лишенный недостатков последнего.

фото вооружений

Адмирал Виноградов Владивосток, 20 августа 2007 ПЛУР «Раструб-Б«

ТТХ большого противолодочного корабля БПК проекта 1155 тип Удалой

  • Водоизмещение, т: нормальное: 6945 полное: 7670
  • Размерения, м: длина: 162,8 ширина: 19 осадка: 5,2 (7,87 м по обтекателю ГАК «Полином»)
  • ГЭУ - 4 газотурбинные установки общей мощностью 61 ООО л. с.
  • (2 маршевых по 8000 л. с. и 2 форсажных по 22 500 л. с.)

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 30 (14 на маршевых ГТУ)
  • дальность, мили: 5700 (при 14 узлах)
  • Экипаж, чел.: 220

Вооружение:

  • противолодочное: 2 х 4 ПЛУР «Раструб-Б»,
  • два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000;

артиллерийское:

  • две 100-мм АУАК-100,
  • две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630М;

зенитное:

  • 2 ЗРК «Кинжал»;

торпедное:

  • два 4-трубных ТА калибра 533 мм;

авиационная группа:

  • два противолодочных вертолета Ка-27

toparmy.ru

Большой и малый противолодочный корабль

Для того чтобы понять, как зародились большие и малые противолодочные корабли, какие факторы повлияли на тактику их использования и современное состояние, следует углубиться в историю.

Экскурс в историю

В конце XX века в странах Европы активно обсуждалась проблема, связанная с защитой флотов от миноносцев. С изобретением в 1865 году русским учёным Александровским торпеды, в те времена получившей название «самодвижущаяся мина», морские державы по всему миру начали активно развивать свои минные силы, результатом чего стало то, что к концу века большая часть флотов всех стран мира состояла преимущественно из вооруженных торпедами мелких судов, получивших название «миноносцы».

Встал вопрос о противодействии этим проворным судам, способным наносить флоту противника колоссальный ущерб. Решение было найдено в Великобритании, где в 1881 году со стапелей верфи в Чатеме сошёл таранный миноносец «Полифемус», ставший единственным кораблём в британском флоте, оснащённым тараном. «Полифемус» был предтечей эскадренных миноносцев (эсминцев), которые, в свою очередь, являлись предками противолодочных кораблей.

Опыт мировых войн

малый противолодочный корабль

Расцвет эсминцев пришёлся на мировые войны. В Первую мировую войну из-за боязни потерять крупные корабли в открытом боевом столкновении воюющие стороны активно использовали эсминцы в боевых операциях. И именно в Первую мировую они столкнулись с подводными лодками, став основным средством борьбы с ними. Во времена Второй мировой войны эсминцы претерпели ряд серьёзных изменений, ещё больше приблизившись к противолодочным кораблям. Наравне с постепенным отказом от торпедного вооружения и заменой его бомбомётами и глубинными бомбами стало расти противовоздушное вооружение эсминцев, а сами они начали использоваться в качестве многоцелевых кораблей, став «пушечным мясом» флотов противника.

мпк малый противолодочный корабль

В СССР во время Второй мировой войны существовал особый класс кораблей, предназначенных преимущественно для борьбы с подводными лодками. Речь идёт о так называемых охотниках за подводными лодками. Именно от них и пошли современные противолодочные корабли.

От эсминца к противолодочному кораблю

Появление противолодочных кораблей связано в первую очередь с холодной войной и развитием подводных лодок. После Второй мировой войны остро встал вопрос о ядерной войне. Военные доктрины СССР и США предполагали нанесение ядерных ударов по территории противника с использованием всех имеющихся средств: бомб и баллистических ракет. Последние, помимо стационарных позиций и мобильных платформ, располагались и на атомных подводных лодках, полностью защищённых от ядерных ударов и способных запускать ракеты в непосредственной близости от противника. Встал вопрос о противодействии этим лодкам, для чего и были начаты работы по строительству кораблей, заточенных исключительно под борьбу с подлодками.

Опыт СССР

В Советском Союзе вопросами противолодочной борьбы озаботились в 1960-х годах. Выдвигались различные идеи, а особо горячие головы в штабе ВМФ в начале 70-х предлагали даже создать систему противолодочной обороны по аналогии с системой ПВО, охранявшей небо Страны советов. Такой скрупулёзный подход обеспечил то, что в составе советского флота к концу существования СССР имелся весь спектр противолодочных кораблей, главным образом предназначенных для поиска и уничтожения подлодок или охраны крупных ударных кораблей. Конвойная служба, чем в основном занимались эсминцы, не входила в спектр задач нового подкласса.

Противолодочные корабли ВМФ СССР, согласно классификации 1990-го года, делились на противолодочные крейсеры (ПКР), большие противолодочные корабли (БПК), сторожевые корабли (СКР) и малые противолодочные корабли (МПК).

Первое поколение

В 60-х годах в строй ВМФ СССР вступило первое поколение противолодочных кораблей, представленное моделями проекта 61, сторожевыми кораблями проекта 159 и проекта 31 и малыми противолодочными кораблями проекта 204. Они несли самые совершенные на тот момент времени гидроакустические станции и были вооружены противолодочными торпедами и реактивными бомбомётами. Но из-за малой дальности действия станций, недостаточной дальности действия вооружений и отсутствия вертолётов первые противолодочные корабли обладали невысокой эффективностью и быстро были заменены новыми, проекты которых начали воплощаться в металле с 1967-го года.

Второе поколение

Первыми кораблями второго поколения стали противолодочные крейсеры проекта 1123, не обладавшие возможностью базирования вертолётов и мощным противолодочным зенитным вооружением. Следом в строй вошли большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134В, специально приспособленные для действий в океане и имевшие на вооружении вертолёты, современные гидроакустические станции, ракетно-торпедные и зенитно-ракетные комплексы.

Но возможности судостроительной промышленности СССР были весьма ограничены, и произвести нужное количество больших противолодочных кораблей было сложно, что делало практически невозможным воплощение планов командования ВМФ СССР по наращиванию потенциала противолодочных сил флота. Решением данной проблемы стало развёртывание производства сторожевых кораблей проектов 1135 и 1153М, в отличие от БПК имевших меньшее водоизмещение, но без вертолётов и зенитно-ракетных комплексов.

Сторожевики предполагалось использовать в бою совместно с вертолётоносцами и авианесущими крейсерами, чем и было обусловлено отсутствие вертолётов. Одновременно с производством сторожевиков были начаты переоборудование морально устаревших ракетных кораблей 57бис в большие противолодочные и модернизация отдельных противолодочных моделей первого поколения.

малый ракетный корабль проекта 1124м

Во второй половине 1970-х годов были заложены малые противолодочные корабли проекта 1124М. За ними последовала еще одна модель. Это были малые противолодочные корабли проекта 1124. Они характеризовались наличием двух гидроакустических станций, различавшихся по конструкции. Большинство этих кораблей вошло в состав Пограничных войск КГБ под шифром «Альбатрос». Одновременно была начата постройка малых противолодочных кораблей проекта 12412, разработанных на базе ракетного катера проекта 1241 «Молния».

малый противолодочный корабль 12412

Корабли второго поколения уже к середине 1980-х годов устарели, и перед конструкторами встал вопрос замены устаревшей техники. Но намеченная программа модернизации не была реализована из-за недостатка средств и всё той же ограниченности возможностей судостроительной промышленности.

Частичной модернизации были подвергнуты несколько сторожевых кораблей проекта 1135. В общем же, корабли второго поколения почти не проходили систематических ремонтов. Это и привело к тому, что в 90-х годах большинство из них было списано в утиль. Ныне в составе ВМФ РФ находится 22 малых противолодочных корабля. Два из них заслуживают отдельного внимания. Среди них и малый противолодочный корабль «Уренгой».

Железный «Альбатрос»

малый противолодочный корабль альбатрос

Первый малый противолодочный корабль «Альбатрос» сошёл со стапелей Зеленодольского судостроительного завода в 1967 году и сразу же был отмечен военными специалистами из-за его скоростьи и манёвренности. Головной корабль серии посещал во время отдыха в Ялте Л. И. Брежнев. Появление новых противолодочных кораблей быстро перестало быть секретом для вероятного противника. «Альбатросов» классифицировали как корветы и присвоили им кодовое имя Grisha.

Вооружение корабля состоит из 57-миллиметровой артиллерийской установки, 30-миллиметровой арт. установки, ЗРК "Оса-М", двух реактивных бомбомётов, 533-миллиметровых торпедных аппаратов, глубинных бомб и мин. Скорость в 35 узлов кораблю обеспечивает газовая турбинная установка.

«Казанец» на службе Балтийского флота

малый противолодочный корабль Казанец

В 1970-х годах в ГДР был разработан проект противолодочного корабля, получивший кодовый номер 1331. Он разрабатывался на основе советского проекта 1124 при участии советских специалистов и был одним из первых военных судов, созданных в ГДР. Таким образом советское руководство хотело дать немцам возможность приобрести опыт самостоятельного проектирования и строительства военных кораблей. На Западе данные корабли получили кодовое имя Parchim-II class.

Одним из кораблей серии является ныне находящийся в составе Балтийского флота малый противолодочный корабль «Казанец». Он был заложен на стапеле судоверфи в Вольгстаде по заказу СССР 4 января 1985 г. и спущен на воду 11 марта того же года. С 1986 г. находится в списках кораблей ВМФ СССР, в 1987-м официально вошел в состав Балтийского флота, в 1992-м - в состав ВМФ РФ.

«Казанец» располагает мощным противолодочным, артиллерийским и зенитным вооружением, двумя гидроакустическими станциями и радиолокационной станцией дальнего действия. Скорость хода в 25 узлов обеспечивает трёхвальная установка.

Следует также отметить, что корабль отличается качеством постройки, добротностью и надёжностью, как и всякая немецкая техника.

Также в состав ВМФ РФ входит и брат-близнец «Казанца» – малый противолодочный корабль «Уренгой».

Третье поколение

В 80-х годах была начата новая программа постройки противолодочных кораблей, результатом которой стала постройка двух серий кораблей: больших противолодочных проекта 1155 и сторожевиков проекта 11540. Работы велись ударными темпами.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 были оснащены двумя вертолётами, гидроакустической станцией дальнего действия «Полином» и противолодочным ракетным комплексом «Раструб-Б». Оснащение сторожевиков было куда скромнее: один вертолёт, гидроакустическая станция и противолодочный ракетный комплекс.

Корабли обоих проектов оснащены многоканальными зенитно-ракетными комплексами и 100-миллиметровыми артиллерийскими системами. Также сторожевики проекта 11540 имеют возможность оснащения комплексом противокорабельных ракет «Уран», таким образом являясь первыми отечественными многоцелевыми фрегатами.

Современное состояние

В 2001 году на Амурской судоверфи был заложен головной корабль новой серии больших противолодочных кораблей проекта 20380, которые призваны стать первыми в эре российского судостроения. Это принципиально новый тип ракетных противолодочных кораблей, рассчитанных на обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок, надводных целей любого ранга, в том числе и авианосцев, истребителей последнего поколения, крылатых ракет и торпед. Также корабли обладают достаточно мощным артиллерийским вооружением, чтобы поддержать огнём высадку десанта. В составе Балтийского флота сейчас находится 4 экземпляра проекта 20380. Это «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий».

малый противолодочный корабль проекта

Оснащены новые корабли мощным вооружением, которое позволяет им на равных сражаться с любым противником. Скорость в 24 узла обеспечивают 4 дизельных двигателя.

Перспективы развития противолодочных кораблей

Исходя из современной политической карты мира и последних событий задача обеспечения безопасности рубежей нашей родины выходит на первое место в списке первостепенных. Угроза ядерной войны после холодной не только не исчезла, но и, наоборот, возросла, потому нашей стране нужны противолодочные корабли, способные на равных бороться с подводными лодками вероятного противника.

fb.ru

Малый противолодочный корабль

 

Весной 1977 года американская космическая разведка обнаружила на полигоне Черноморского флота ВМФ СССР необычный сверхскоростной корабль на подводных крыльях. За характерный внешний вид западные эксперты окрестили этот корабль «бабочкой», но понять его боевое предназначение сразу не удалось. Разгадка скрывалась в названии.

 

Имя Александра Куноховича тесно связано с появлением в СССР нового класса боевых кораблей - малых противолодочных. Наибольшую известность среди них получил проект 1124 «Альбатрос». Именно для взаимодействия с ним и был создан экспериментальный «крылатый» охотник за субмаринами, в котором воплотились мечты талантливого конструктора судостроителя.

 

 

Жизнь выдающегося инженера и родоначальника малых противолодочных кораблей тесно связана с Ростиславом Алексеевым. Их соперничество в юношеские годы на парусно-моторных судах переросли в разработку судов на подводных крыльях, когда они оба возглавили конструкторские бюро. На счету Алексеева уже были гражданские суда на подводных крыльях «Ракета», «Метеор» и «Комета», а у Александра Викторовича Куноховича охотники за подводными лодками - малые противолодочные корабли. Мало кто знает, что однажды Алексеев даже предложил старому другу - главному конструктору Зеленодольского ПКБ объединится, чтобы сосредоточить усилия на военном кораблестроении. Время требовало наращивание скорости хода кораблей. В результате, Ростислав Алексеев в Горьковском ПКБ стал создавать боевые экранопланы, а Зеленодольское бюро закрепило за собой тематику малых противолодочных кораблей. СССР как воздух нужны были быстроходные боевые корабли, которые могли бы защищать акватории портов и суда находящиеся в море от возможных атак подводных лодок. Вести единоборство с американскими субмаринами в ближней морской зоне СССР в то время должен был корабль проекта 204, но пока Зеленодольские конструкторы создавали этот первый малый противолодочный корабль, он уже отстал от современных требований.

 

После внезапной гибели атомной подводной лодки «Трешер» США все равно продолжило создание высокоскоростных подлодок. Проблема стала настолько серьезной, что в июле 1964 года в СССР состоялось специальное совещание руководства военно-морского флота и судостроителей посвященный проекту нового противолодочного корабля. После чего в разработку был запущен новый корабль, шифр которого «Альбатрос». При разработке корпуса противолодочного корабля конструкторы испытали большие трудности. Он должен был подходить для стремительного броска не только в район атаки подводной лодки, но и для бесшумного движения с минимальной скоростью обмана ее акустического поиска. Кром того надо было рассчитать конструкцию способную противостоять ударам волн и боевым повреждениям. Точные расчеты судостроителей подтвердились даже через 30 лет.

 

 

В средине 60-х началась разработка проектно-технической документации. К тому времени разрыв в ядерной гонке между СССР и США стал катастрофическим. По числу баллистических ракет США превзошли СССР в 2,5 раза, а по подводным ракетоносцам в 20 раз. Также в это время Америка начала разработку универсальной торпеды Мк-48. Ее ход и дальность позволяли американским субмаринам атаковать советские корабли, не входя в их зону самообороны. Для советского флота стояла одна задача - научиться обнаруживать противника до начала боевых действий и находиться в готовности 1-2 минуты для уничтожения подводной лодки.

 

Достоверно обнаружить подлодку с новым оружием могла только неподвижная акустическая антенна. Это и потребовало оптимизировать модель боевого применения малого противолодочного корабля проекта «Альбатрос». Корабль должен был нести дозорную службу в море и одновременно производить гидроакустическую разведку без хода. Убедившись в отсутствии цели стремительно изменить район поиска. В случае обнаружения субмарины и скоростных торпед, атаковать их глубинными бомбами и собственным торпедным оружием. Предусматривалась передача данных о цели и другому кораблю или вертолету. В случае воздушного нападения противника малый противолодочный корабль проекта 1124 мог отразить его зенитно-ракетным комплексом и автоматической пушкой. Уничтожение малоразмерных объектов велось огнем кормовой артиллерийской установкой.

 

 

Увязать решение такого количества разнообразных боевых задач в конструкции одного корабля водоизмещением в 1000 тонн Зеленодольским конструкторам удалось первыми в мире. При проектировании малого противолодочного корабля отрабатывались десятки новаторских решений. Опыт инженеров высоко оценили в судостроительной отрасли, его даже применили в других конструкторских бюро при создании больших противолодочных кораблей.

 

Оснастить малый противолодочный корабль торпедами калибром 533 мм аппаратами как основное средство поражения субмарин противника как у эсминцев и крейсеров удалось впервые. Электрические торпеды СЭТ-65 позволяют поражать объекты противника на глубине до 400 м. Причем стрелять из этих установок можно и по надводным кораблям. Дальнобойные торпеды способны преследовать цель по кильватерному следу и нести более 300 кг взрывчатого вещества, поэтому противолодочные корабли проекта «Альбатрос» опасны даже для авианосцев, в слежении за которыми их неоднократно привлекало командование флота.

 

Компактная энергоустановка малого противолодочного корабля должна была обеспечить движение в широком диапазоне скоростей, от малых - при обследовании глубин, до стремительных - во время выхода на цель. Вес и оборудование было строго ограничено. В результате на каждый из бортовых винтов «Альбатроса» работают по 112 цилиндров сверх эффективных дизелей. На среднюю линию вала смонтировали дополнительную форсажную газовую турбину мощностью 18000 л. с. Данная силовая установка превысила даже характеристики первой атомной подводной лодки «Ленинский Комсомол», которая по размерам была втрое больше. Помимо высокой скорости на малых противолодочных кораблях установлены средства обнаружения субмарин с большой дальностью действия. Решение было найдено в установке на корабле сразу двух гидроакустических систем. Одну станцию по традиции разместили в обтекателе под корпусом, ведущая поиск на ходу и выдавала целеуказания во время атаки. А настоящей изюминкой в конструкции «Альбатроса» стала опускаемая гидроакустическая станция «Эшелон», которая позволила охотнику за субмаринами заглянуть под температурные слои океанской воды. Она принесла свои плоды. Уже во время испытаний станция превзошла по дальности обнаружения субмарин почти в два раза - до 80 кбт.

 

Чтобы уложиться в жесткие сроки сдачи малых противолодочных кораблей, было принято решение, для их строительства определить города расположенные в глубине страны Хабаровск и Киев. В проект заложили возможность необычной переброски кораблей на флоты по внутренним речным артериям, а основным местом строительства малого противолодочного корабля стал старейший ОАО «Зеленодольский завод» им. А. М Горького.

 

 

31 августа 1970 года первый «Альбатрос» вошел в боевой состав советского флота и стал настоящей грозой для подводных сил стран НАТО. На западе его сразу отнесли к классу корветов или многоцелевым кораблям ближней морской зоны. По боевой эффективности советский малый противолодочный корабль превзошел даже фрегаты.

 

Военные корабли проекта «Альбатрос» составили основу сил особых соединений советского военно-морского флота - охрану водных районов. Военные моряки получили от промышленности почти 90 однотипных кораблей, которые стали на флоте не заменимыми.

 

В конце 80-х в районе Севастополя на государственные испытания вышел четвертый советский авианосец «Баку». Интерес разведок стран НАТО к этому сверхмощному кораблю был столь велик, что для слежения за ним турецкому военному флоту выделили новейшие на то время малошумные подводные лодки немецкой постройки. Тогда в марте 1987 года перед экипажами малых противолодочных кораблей была поставлена задача, очистить акваторию от присутствия этих субмарин. Свои боевые возможности продемонстрировал противолодочный корабль МПК-52, который на протяжении 22 часов держал под прицелом иностранную подлодку, что и вынудило командиру увести ее в собственные территориальные воды.

 

 

Эффективность гидроакустики кораблей проекта «Альбатрос» позволяет до наших дней не быть морально устаревшей системой. За прошедшее время малые противолодочные корабли проекта 1124 стали по-настоящему универсальными и являются самыми быстроходными в российском флоте.

korabley.net

Малые противолодочные корабли проекта 1124

малый противолодочный корабль «Луцк»

 

Надводные корабли проекта 1124 шифр «Альбатрос» считаются наиболее удачными малыми противолодочными кораблями постройки второго поколения и не имеют аналогов в мире. Предназначены согласно проекту для противодействия подводным лодкам противника в ближней зоне военно-морских баз, портов, рейдов и пунктов рассредоточения стоянки кораблей, на путях развертывания сил военно-морского флота для несения противолодочного дозора и охраны кораблей и судов на переходе морем.

 

Около 70 малых противолодочных кораблей и 20 пограничных кораблей проекта 1124 были получены от промышленности и на сегодняшний день продолжают эксплуатироваться на флотах России и Украины. Кроме прямого предназначения им довелось осуществлять слежение за крупными надводными кораблями вероятного противника, совершать межокеанские переходы, применять оружие по врагам на берегу, а боевая служба для черноморских кораблей в Средиземном море стала обычным делом. Эти боевые корабли стали настоящими «рабочими лошадками» любого надводного флота. Появление класса малых противолодочных кораблей в советском военно-морском флоте стало логичным развитием проекта катеров охраны водного района. Именно проект 122-БИС положил начало разработке проекта противолодочных кораблей, обладавших достаточной мореходностью, дальностью плавания, высокой скоростью и сильным противолодочным вооружением.

 

 

проектирование и строительство малых противолодочных кораблей

 

К началу 60-х потребность советского флота в новых эскортных кораблях и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения резко возросла. Новые боевые корабли должны были обеспечить развертывание подводных лодок, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев в прибрежных районах. Этому способствовало появлению в ведущих морских державах субмарин нового поколения с дизельными и ядерными силовыми установками. Резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского военно-морского флота - в том числе и ближней зоне.

 

малый противолодочный корабль проекта 1124

 

Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны.  Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский. В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Специалисты Зеленодольского ПКБ были скованы жесткими рамками предложенного задания и, чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Основной трудностью при проектировании корабля стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

 

В опытовом бассейне ЦНИИ имени А. Н. Крылова была проведена серия буксировочных испытаний моделей корпуса будущего боевого корабля, подтвердившая скоростные качества спроектированных обводов корпуса. Поведение военного судна на волнении изучалось в бассейне на самоходной модели.

 

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

 

Уже в июне 1964 года командование ВМФ и руководство министерства судостроительной промышленности рассмотрели представленный эскизный проект нового малого противолодочного корабля проекта 1124. 

 

конструктивные особенности малого противолодочного корабля  

 

Особое внимание при строительстве было уделено судовой силовой установке. Требовались возможность длительного поддержания относительно невысокого хода при поиске субмарины и способность немедленного развития скорости до 35 узлов при ее атаке. Оптимальным вариантом была признана комбинированная трехвальная дизель-газотурбинная установка. На каждый бортовой вал работал один дизель экономичного хода мощностью 10000 л.с., а на средний вал - форсажная газовая турбина мощностью 18000 л. с. Управление всеми тремя агрегатами предусматривалось дистанционно. В итоге в техническом проекте удалось реализовать практически все требования военно-морского флота, создав сильно вооруженный быстроходный противолодочный корабль с водоизмещением 900 тонн.

 

Уже 26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный Металлист» имени Горького был заложен корпус головного малого противолодочный корабля. В списки кораблей ВМФ СССР первенец серии был зачислен 12 января 1967 года. Появление новых малых противолодочных кораблей в составе советского флота не ускользнуло от внимания условного противника. Их отнесли к классу корветов и присвоили кодовое наименование классификации НАТО «Grisha».

 

малый противолодочный корабль проекта 1124

 

корвет по классификации НАТО «Grisha»

 

артиллерийская установка АК-176 главное отличие МПК 1124

 

выстрел РБУ-6000

 

дивизион противолодочных кораблей

 

малый противолодочный корабль

 

МПК «Комсомолец Грузии»

 

МПК «Суздалец»

 

 

МПК «Александровец»

 

 

представитель последней серии МПК 1124МУ

 

РБУ-6000 Смерчь-2 и ЗРК ОСА-М с ЗУР 9М33 на МПК-43

 

стрельба из артустановки АК-630М на малом противолодочном корабле и выстрел учебной торпеды

 

Военно-морской флот СССР заказал 38 кораблей проекта 1124. С высочайшим одобрением Л. И. Брежнева проект открыл «зеленый свет» массовому строительству и для морских частей погранвойск. Для их нужд были разработаны малые противолодочные корабли проекта 1124П.

 

Удачный тип надводного корабля решено было развивать, оснащая более современными образцами вооружения. Самой радикальной модификацией стал проект 1124М. Малый противолодочный корабль получил более мощную артиллерийскую установку АК-176, переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-3» более мощную радиолокационную станцию общего обнаружения «Топаз-2В». Вместо подкильной гидроакустической станцией «Аргунь» боевые корабли получили новую ГАС «Платина». Из-за возрастания водоизмещения на 10 процентов судостроители были вынуждены снять «РБУ-6000». Всего флоты получили 90 кораблей различных модификаций. 

 

С начала 90-х минувшего века малые противолодочные корабли проекта 1124 постепенно выводятся из эксплуатации, но полноценной замены им пока не предвидится и моряки вынуждены прилагать максимум усилий по сохранению в строю оставшихся. Малые противолодочные корабли оказались самыми массовыми очень удачными представителям своего класса в составе флота. В проекте «Альбатрос» воплотились все лучшие достижения советского кораблестроения. На этих надводных кораблях были установлены самые мощные и наиболее современные на то время образцы вооружения.

 

Именно на них моряки «гоняли» дизельные и атомные подводные лодки стран НАТО. Ведущие морские державы после второй мировой войны почти не строили противолодочные корабли с водоизмещением до 1000 тонн, поэтому аналогов  проекту 1124 в мире нет. Малые противолодочные корабли продолжают нести боевую службу в наступившем XXI веке. В ВМС Украины на штате находятся несколько малых противолодочных кораблей, но их называют корветами.

 

МПК проекта 1124

 

МПК проекта 1124М

 

Технические характеристики малого противолодочного корабля проекта 1124М:

Длина -71,2 м;

Ширина - 10,15;

Осадка - 3,4;

Водоизмещение - 1055 тонн;

Силовая установка - два дизельных двигателя 20000 л. с. и одна газовая турбина 18000 л .с.;

Экипаж - 46 человек;

Скорость полного хода - 31,67 узла;

Дальность плавания - 2727 миль;

Экипаж - 80 человек;

Вооружение:

Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» - 1;

Артиллерийская установка 176 мм - 1;

Артиллерийский комплекс АК-630М -1;

Противолодочные средства РБУ-6000 -1;

Бомбосбрасывающие устройства - 2;

Двухтрубные поворотные торпедные аппараты 533 мм - 2;

korabley.net

Малые противолодочные корабли проекта 11415 — Global wiki. Wargaming.net

|

пр. 1141 «Александр Кунахович«Arrow_down.png

МПК пр.11451 «Владимирец»

Служба

СССР Российская Федерация

Исторические данные

12 мая 1984 года Заложен
20 августа 1990 года Спущен на воду
2013 год Выведен из боевого состава

Общие данные

369 / 475 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
50.0 / 9.9 / 7.3 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 газотурбинные установки ГГТА М10Д / 20 000 Главная ЭУ(тип/мощность)
газотурбинная установка ГГТА М16 / 10 000 Вспомогательная ЭУ(тип/мощность)
3 ед. Количество валов
60 / 14 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
200 / 1600 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
16 т. Запас топлива

1

2 газотурбинные установки ГГТА М10Д / 20 000 Главная ЭУ(тип/мощность)
газотурбинная установка ГГТА М16 / 10 000 Вспомогательная ЭУ(тип/мощность)
3 ед. Количество валов
60 / 14 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
200 / 1600 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
16 т. Запас топлива

Экипаж

39 чел. Общая численность

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 1 × 76-мм установка АК-176М;
  • 1 × 30-мм установки АК-630М.

Противолодочное вооружение

  • 8 (4 × 2) 400-мм торпедный аппарат ТР-224;
  • 8 самонаводящихся торпед СЭТ-72;
  • опускаемая ГАС «Звезда –М1-01».

Радиолокационное вооружение

  • рлс обнаружения надводных целей МР-200;
  • рлс управления артогнем «Вымпел»;
  • система опознавания «Нихром».

Однотипные корабли

Малые противолодочные корабли (МПК) проекта 11451 (шифр «Сокол», кодовое обозначение НАТО —Mukha class corvette) — тип малых противолодочных кораблей на подводных крыльях. Серийное производство этих кораблей стало возможным после разработки, постройки и практических испытаний опытного корабля «Александр Кунахович» проекта 1141.

Назначение малых противолодочных кораблей (МПК)

Малые противолодочные корабли в основном предназначались для выполнения следующих боевых задач:

1. Охрана и патрулирование отдельных районов, конвоев, кораблей.

2. Охрана военно-морских баз.

3. Поиск и уничтожение вражеских подводных лодок в прибрежной зоне морей в одиночку или группами.

Назначение и решаемые кораблем задачи

МПК пр.11451 предназначался для проведения поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, а так же для патрулирования отдельных районов. Особенностью данного корабля стали высокая скорость, мощное вооружение, ГАС с большой дальностью действия. Эти особенности позволяли применять тактику поисковых групп, состоящих из 3-4 кораблей, которые скачкообразно с высокой скоростью обследовали район поиска подводной лодки. Первый корабль, установивший контакт с целью, принимал функцию наводящего и непрерывно снабжал группу атакующих кораблей координатами цели. Корабль мог выполнять основные боевые задачи на удалении до 200 миль от берега.

Корабль выполнял следующие боевые задачи:

1. Сопровождение судов и кораблей в прибрежных районах в режиме противолодочной охраны.

2. Прикрытие входа (выхода) кораблей и подводных лодок в базы.

3. Перехват и уничтожение подводной лодки, осуществляющей прорыв в охраняемый участок через систему раннего оповещения. Одна группа кораблей могла обеспечить охрану участка протяженностью до 150 миль.

4. Контрольный поиск в указанном районе. Площадь обследуемого участка составляет 1800- 5500 миль /ч в режиме шумопеленгации.

История создания

Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40х – начале 50х годов проводились испытания различных крыльевых устройств на катерах пр. 123бис, М123бис, 123К, 184 и 183ТК. Тогда положительных результатов достичь не удалось. Но идея не умерла, и в конце 50х-годов к ней вернулись вновь, но уже на новом теоретическом и конструктивном уровне.

Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами и управляемой транцевой плитой. Данной крыльевой системой оснащались большие торпедные катера пр. 206М, строящиеся довольно большой серией. Однако малопогруженные крылья оказались немореходными.

Решение проблемы находилось в оснащение морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подводной силой.

Опытный МРК пр. 1240 "Ураган"

Еще одним важным событием для внедрения подводных крыльев на флот явилось создание легких газотурбинных установок с высокими показателями мощности.

С целью проверки правильности принятых конструктивных решений было построено два опытных корабля: малый ракетный (пр. 1240) и малый противолодочный (пр. 1141) Опытный корабль пр. 1240, разработанный конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз» был построен в Ленинграде в1978 году. Максимальная скорость корабля составляла 60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45 узлов) – 640 миль. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л. С.

Опытный МПК пр. 1141 "Александр Кунахович"

Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты типа «тандем». Корабль имел мощное ударное вооружение, а также скорострельную автоматическую установку АК- 630. Однако из-за сложной крыльевой системы и проблем с эксплуатацией корабль не пошел в серию.

Опытный МПК пр. 1141 разрабатывался Зеленодольским конструкторским бюро. Он был построен в 1977 году и передан в эксплуатацию под именем своего главного конструктора – «Александр Кунахович».Корабль имел крылья фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками. Даже при довольно большой волне амплитуда бортовой качки не превышает 3˚. Ходовые испытания показали возможность применения торпедного вооружения на скорости в 50 узлов и при волнении до 4 баллов. Прошедшие испытания, показали правельность конструктивных решений, и при разработке серийного МПК за основу был взят пр. 1141.

Новый корабль пр. 11451 спроектированный также Зеленодольским ПКБ в 1981 году. Он унаследовал многое из того, что прошло апробирование на опытном судне.

Теоретически поисково-ударная группа из четырех МПК пр. 11451 способна перекрыть акваторию Черного моря, обнаружить и уничтожить любую одиночную подводную цель

Предшественники

Опытные корабли: малый ракетный корабль пр. 1240 "Ураган", малый противолодочный корабль пр. 1141 "Александр Кунахович"

Конструктивные особенности

Крыльевое устройство

На МПК проекта 11451 применялось крыльевое устройство(КУ) с пересекающими водную поверхность элементами и автоматической стабилизацией (за стабилизацию отвечает система «Коралл») закрылками. КУ состояло из V-образных крыльев. Благодаря глубокопогруженности крыльевого устройство обеспечивалось высокая мореходность и и устойчивость на всем диапазоне скоростей. С использованием систем автоматики морехожность сохранялась при волнении до 5 баллов.

Носовое крыльевое устройство

КУ выполнялось из титана марки48-ОТЗВ (с пределом текучести 60 кг/мм 2 ). Конструкция была сварная, пустотелая с толщиной наружной обшивки до 40 мм. Использование титана и пустотелой конструкции было необходимо для снижения веса крыльевого устройства. КУ выполненное данным методом получалось на 24 т легче чем выполненное по такой же схеме из нержавеющей стали марки ОХ17Н7Ю, что позволяло существенно сэкономить запасы топлива и увеличить дальность плавания до 550 миль. В сложных участках крыла, где имелось пересечение крыла со стойкой и изломы, применялись литые титановые участки крыла необходимые для усиления конструкции. Крылья крепились к корпусу с помощью болтовых соединений. Кормовое крыло крепилось особым образом через шарнирное соединение, что позволяло производить ремонт каждой стойки независимо друг от друга. Имелась так же электрическая изоляция между крыльями и корпусом. Крыльевое устройство для МПК пр. 11451 рассчитывалось Казанским авиационным институтом им.А.Н.Туполева.

Движительный комплекс

Для приведения корабля в движение и выхода его на крыло использовались три угловые колонки, внутри которых размещались угловые редуктора приводившие в движение гребные винты типа «тандем». Кормовое крыльевое устройство Гребные винты на каждой колонке разновращающиеся. Применялся носовой гребной винт диаметром -1,22 м, и кормовой диаметром - 1,09м. Винты на МПК устанавливались трехлопастные.

Весь этот комплекс приводился в движение 2-я газотурбинными установками мощностью по 20 000 л.с., что обеспечивало движение корабля со скоростью 60 узлов. Для движения МПК на малых скоростях, в водоизмещающем положении использовались два водометных движителя ГД-1141. Для обеспечение приемлемой маневренности в водоизмещающем положении было предусмотрено носовое подруливающее устройство и две кормовые рулевые колонки, убирающиеся в специальные колодцы расположенные у транца.

Рулевые устройства

МПК пр. 11451 был снабжен уникальной системой автоматического управления «Коралл». Данная система осуществляет перекладку закрылок находящихся на носовом и кормовом крыле, а так же автоматическое управление рулями корабля. Корабль комплектовался двумя рулями направления установленными на крайних угловых колонках. Привод рулей осуществлялся гидроцилиндрами. Перекладка рулей осуществлялось на угол ±16. Управление закрылками так же осуществлялось гидравлическими цилиндрами, установленными внутри крыла непосредственно возле закрылок, что уменьшало длину управляющих штоков. Углы перекладки закрылок составляли ±9 градусов. Система «Коралл» так же успешно применялась для автоматического снижения качки. При включенной автоматике амплитуда качки уменьшалась втрое, а перегрузки в носовой части – в полтора раза.

Вооружение

Артилерийская установка АК-176М АК-630М - 30-мм автоматическая артустановка РЛС управления артогнем «Вымпел».

Зенитно-артиллерийское вооружение

Зенитно-артиллерийское вооружение МПК пр. 11451 состояло из 76.2-мм артиллерийской установки АК-176М и 30-мм АК-630М.

АК-176М была расположена на барбете в носовой части корабля, перед ходовой рубкой.

Основные ТТХ АУ АК-176М
год принятия на вооружение 1979
Число стволов 1
калибр, мм 76.2
длина ствола, калибров 59
углы вертикального наведения -10°, +80°
углы горизонтального наведения +168° на борт
скорость вертикального наведения, град/с 30
скорость горизонтального наведения, град/с 35
масса качающейся части, кг 2796
масса АУ без расчета и боекомплекта, кг 10 100
темп стрельбы, выстр/мин 120-130
длина непрерывной очереди до 75
готовый к стрельбе боезапас, шт. 152
расчет АУ, чел. 2
масса снаряда, кг 5.9
начальная скорость, м/с 980
дальность стрельбы, км 15.7
потолок, км 13.0

30-мм артиллерийская установка АК-630М размещалась на палубе первого яруса кормовой части надстройки корабля.

Основные ТТХ АУ АК-630М
количество стволов, ед 6
калибр, мм 30
темп стрельбы на ствол, выстрелов/мин 667-833
темп стрельбы на АУ, выстрелов/мин 4000-5000
боекомплект на АУ, выстрелов 3000
углы вертикального наведения -9° +85°
углы горизонтального наведения 30° (пр.)-180°-50° (лев.)

Для управление артиллерийскими системами огня на МПК была установлена РЛС «Вымпел». Данная система имела повышенную надежность и помехоустойчивость в сравнении с предыдущими аналогами. На корабле так же был предусмотрен дублирующий пост ведения огня для АК-630М.

Ракетное вооружение

ПЗРК 9К34 «Стрела-3»

Для поражения воздушных целей на МПК пр. 11451 был принят ПЗРК 9К34 «Стрела-3», который размещался в специальных помещениях внутри корабля. При боевой тревоге ПЗРК подавались в ручную на позицию пуска. Пуск осуществлялся с открытого пространства на палубе или надстройки. Корабль при этом шел с малой скоростью (водоизмещающее положение) для соблюдения безопасности и большей вероятности поражения воздушной цели.

Основные ТТХ ракеты ПЗРК 9К34
масса, кг 10.2
длина, м 1.427
диаметр, м 0.07
дальность поражения воздушной цели, м 300-6000
высота поражения воздушной цели, м 10-2500

Противолодочное вооружение

торпедный аппарат ТР-224

В корме корабля было установлено 2 четырехтрубных торпедных аппарата (ТА) ТР-224, которые предназначены для стрельбы по подводным лодкам (ПЛ) и надводным кораблям (НК) противника. ТА устанавливались на поворотном барбете. Угол поворота ТА составлял -35° в нос от диаметральной плоскости. Торпедный выстрел осуществлялся с помощью порохового заряда. Максимальная скорость корабля для проведения торпедной атаки составляет не более 45 узлов при волнение моря не более 5 баллов. Погрузка торпед осуществлялась в порту – убежище портовым краном. Время загрузки торпед в аппарат составляло порядка 40 мин. Для стрельбы использовались самонаводящиеся электрические торпеды СЭТ-72 которые предназначены для уничтожения ПЛ и НК неприятеля.

Система постановки пассивных помех

Система постановки пассивных помех ПК-16

На МПК пр.11451 в качестве установок создания помех управлению ракет было установлено две системы ПК-16. Установка ПК-16 имеет 16 снарядов для постановки ложной цели. Скорострельность установки до 2 выстрелов в минуту. Установка заряжалась реактивным неуправляемым снарядом ТРСРБ. Использование установки возможно при волнении моря до 5 баллов и скорости корабля до 60 узлов. Для создания одной ложной отвлекающей цели достаточно залпа из 2-3 снарядов, для ложной дезинформационной цели - 3-4 снаряда.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

МПК нес опускаемую ГАС «Звезда –М1-01» работающую только на стопе корабля, РЛС обнаружения надводных целей МР-200, систему опознавания «Нихром», РЛС управления артогнем «Вымпел».

История службы

Корабельная табличка Последствия шторма

Всего по пр. 11451 в 1978 и 1989 годах было построено всего два корабля. Предполагавшаяся большая серия МПК этого типа не состоялась.

Оба корабля данного проекта находились в составе Черноморского флота.27.07.1997 г. в Севастополе сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 25.06.1998 г. корабль получил новое имя - "Владимирец". В 1999 г. этот малый противолодочный корабль завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

11 ноября 2007 года во время сильного шторма в Севастопольской бухте МПК "Владимирец", находящийся в Севастополе на причале 13 судоремонтного завода в ремонте, в результате навала на него сорванного со швартовых заводского плавкрана, получил несколько пробоин левого борта и начал интенсивно принимать забортную воду.

Корабль находился в ковше Килен-бухты, где был ошвартован правым бортом к причалу. Левый борт корабля поддерживал плавкран ПК-12050. В течении последующих суток в спасательной операции были задействованы противопожарные катера ПЖК-37 и ПЖК-45, водолазное морской судно ВМ-125, рейдовые водолазные катера РВК-860 и РВК-1360, рейдовые буксиры РБ-136, РБ-247 и РБ-296.

Корабль с наложенными на места повреждений пластырями был переведен в плавдок "ПД-88", где прошел корпусной ремонт. В настоящий момент исключен из списка флота и передан для реконструкции в плавучий музей

Командиры

Командиры корабля: капитаны 3 ранга

А. Гришин -с 20.08.1990 по 24.03.1991гг.,

А. Лушин – с 24.03.1991 по 02.12.1995 гг.,

Г. Добында -с 19.09.1996 по 21.08.2000 гг.,

Ю. Алексеев -с 23.08.2000 по 04.07.2003гг.,

Н. Анисимов -с 02.10.2003 по 31.08.2005 гг.,

Д. Берге -с 31.08.2005 г.

Построенные корабли

Всего было заложено 4 корабля данного проекта. Два из них были доведены до конца и переданы флоту. Остальные не достроены и законсервированы. Столь малое количество объяснялось экономическими проблемами и развалом Советского Союза.

Название корабля Дата закладки Спуск на воду Передан флоту Примечания
МПК 220 «Владимирец» 12 мая 1984 20 августа 1990 30 декабря 1990, Черноморский Флот списан в 2013 году. Переоборудывался в качестве плавучего музея.
МПК 215 17 апреля 1982 8 августа 1987 31 декабря 1987, Черноморский Флот списан 15.03.2001, порезан на металлолом
«Луганськ» 1989 год строился для ВМС Украины, готовность корабля на 40%, законсервирован
«Львів» 1990 год строился для ВМС Украины, готовность корабля на 90%, законсервирован

Источники информации

Литература

  • Г.С. Дмитриев Соколиная охота (Малые противолодочные корабли проектов 1141 и 11451). — ООО Военная книга, 2008. — ISBN 978-5-902863-18-2

Ссылки

Галерея

  • Боевая тревога!

  • Первый экипаж

  • Вид сверху и планы надстроек

  • Вид с носа, вид с кормы, поперечные разрезы

  • Продольный разрез

  • МПК пр. 11451 "Владимирец". Фото в доке. Вид на передние крылья

  • МПК пр. 11451 "Владимирец". Фото в доке. Вид на угловые колонки и винты "тандем"

  • МПК пр. 11451 "Владимирец". Выход в море

  • МПК пр. 11451 "Владимирец". Экипаж на палубе

  • МПК пр. 11451 "Владимирец". Ходовая рубка

  • Разоруженный МПК "Владимирец". Конец службы

  • Модель МПК "Владимирец"

Видео

wiki.wargaming.net

большой противолодочный корабль - это... Что такое большой противолодочный корабль?

 большой противолодочный корабль большо́й противоло́дочный кора́бль (зарубежный аналог – фрегат), боевой корабль, предназначенный гл. обр. для поиска и уничтожения подводных лодок противника и обеспечения противолодочной защиты соединений своих кораблей в морских походах. Боевые корабли, оснащённые простейшими гидроакустическими средствами (т. н. «охотники» за подводными лодками), появились во время 1-й мировой войны. Противолодочные корабли специальной постройки с мощными гидроакустическими комплексами, позволяющими с большой точностью и на больших расстояниях определять местонахождение подводных лодок, стали поступать на вооружение флотов с 1960-х гг. Отечественный большой противолодочный корабль типа «Удалой» (введён в строй в 1980 г.) имеет водоизмещение 7500 т, скорость хода до 30 узлов (55.6 км/ч), дальность плавания 5700 миль (10 560 км), экипаж 220 человек, автономность 30 суток. Вооружение: 8 противолодочных ракет, 8 торпед, 64 зенитные ракеты, артиллерийские и бомбомётные установки, 2 вертолёта.

Большой противолодочный корабль «Зоркий»

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

  • большая интегральная схема
  • бомба

Смотреть что такое "большой противолодочный корабль" в других словарях:

  • Большой противолодочный корабль — противолодочный корабль для действия в удаленных районах океана. Вооружение ракеты торпеды, противолодочные самонаводящиеся торпеды, бомбометы, артиллерийские орудия, и т. д. Несет, как правило, 1 2 противолодочных вертолета. EdwART. Толковый… …   Морской словарь

  • Большой противолодочный корабль — БПК проекта 1155 «Адмирал Виноградов» У этого термина существуют и другие значения, см. БПК. Большой противолодочный корабль (БПК)  …   Википедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Удалой» (проект 1155) — Большой противолодочный корабль Тип «Удалой» (проект 1155) 12+1 единица Новое поколение ВПК, по водоизмещению и размерениям аналогичны эсминцам проекта 956. По существу, представляют собой газотурбинный вариант эсминцев с ПЛРК и ЗРК… …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Адмирал Зозуля» (проект 1134) — Большой противолодочный корабль Тип «Адмирал Зозуля» (проект 1134) 4 единицы Родоначальники самого крупного семейства БПК. Впервые в отечественном флоте применен ангар для вертолета. 3.8.1977 г. переклассифицирован в ракетные крейсера.… …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Кронштадт» (проект 1134-А) — Большой противолодочный корабль Тип «Кронштадт» (проект 1134 А) 10 единиц Развитие кораблей проекта 1134, но с ПЛРК вместо ударных ракет и новыми ЗРК. Кронштадт Заводской № 721. 30.11.1966 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова… …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Николаев» (проект 1134-Б) — Большой противолодочный корабль Тип «Николаев» (проект 1134 Б) 7 единиц Газотурбинный вариант БПК проекта 1134 А. «Азов» в ходе модернизации в 1984–1985 гг. вместо кормовой ПУ ЗРК «Шторм» получил новый ЗРК… …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Комсомолец Украины» (проект 61) — Большой противолодочный корабль Тип «Комсомолец Украины» (проект 61) 20 единиц Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по… …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль Тип «Надежный» (проект 61-МЭ) — Большой противолодочный корабль Тип «Надежный» (проект 61 МЭ) 5 единиц Модернизированный вариант БПК проекта 61. Строились по заказу Индии, но временно включались в состав ВМФ СССР. Надежный Заводской № 2201. 14.4.1976 г. зачислен …   Военная энциклопедия

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» — «Адмирал Пантелеев» Основная информация Тип Большой противолодочный корабль …   Википедия

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — Военный корабль Название = «Адмирал Чабаненко» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = Тип судна = большой противолодочный корабль Флаг = Россия Порт = Организация = Северный флот ВМФ России Изготовитель = Спущен = 14 декабря 1992… …   Википедия

dic.academic.ru

Малый противолодочный корабль - это... Что такое Малый противолодочный корабль?

Малый противолодочный корабль (сокращённо: МПК) — подкласс противолодочных кораблей по советской военно-морской классификации. Предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне.[1] В странах NATO малые противолодочные корабли классифицируются как противолодочные корветы — англ. corvettes ASW (anti-submarine warfare).

Малый противолодочный корабль проекта 204

Малые противолодочные корабли стали логичным развитием проектов катеров охраны водного района[2]: малых охотников типа МО-4 и проектов 199 и 201; больших охотников проектов 122, 122А, 122-бис (позднее переклассифицированых в МПК[3]). Они предназначены для противолодочной борьбы в ближней морской и прибрежной зонах[2][4].

Первым специально разработанным в СССР типом малых противолодочных кораблей стал проект 204 (в 1960—1968 годах построено 63 — 66 единиц)[5][6].

Дальнейшим развитием подкласса МПК стали малые противолодочные корабли проекта 1124 и его модификаций (построена 71 единица в варианте МПК).

Примечания

  1. ↑ Боевые средства флота. см.: Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. ↑ 1 2 Костриченко В. В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. — М.: Военная книга, 2005. — С. 4. — ISBN 5-902863-04-X
  3. ↑ Малые противолодочные корабли проекта 122 atrina flot
  4. ↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть II. Малые противолодочные корабли. — ISBN 5-8172-0095-3
  5. ↑ Костриченко В. В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. — М.: Военная книга, 2005. — С. 4, 9. — ISBN 5-902863-04-X
  6. ↑ Костриченко В. В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. — М.: Военная книга, 2005. — С. 12. — ISBN 5-902863-04-X

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть II. Малые противолодочные корабли. — 112 с. — ISBN 5-8172-0095-3
  • Костриченко В. В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. — М.: Военная книга, 2005. — 166 с. — ISBN 5-902863-04-X

См. также

dic.academic.ru