Рассказы про военного летчика. Профессия летчик военный


описание, где учиться, необходимые качества

Лётчик (Пилот) - авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом).

Лётчик — авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом).

Особенности профессии

Лётчиками, как правило, называют военных авиаторов. А гражданских – пилотами.

Кроме того, есть лётчики экспериментальной авиации – они занимаются испытаниями новых моделей  воздушных судов и производят заводской облёт серийно выпускаемых.

Состав лётного экипажа зависит от типа воздушного судна и условий полёта.В него помимо командира (первого пилота) могут входить второй пилот, штурман и др. (Состав экипажа экспериментального самолёта или вертолёта определяется разработчиком.)

«Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации». «Попав в авиацию, забудь такое основополагающее слово как режим дня. Его не будет никогда. Забудь слова: рациональное питание, спорт, воскресенье, праздник, отпуск летом, супружество, секс, друзья, дети... Нет, все это будет присутствовать. Где-то рядом. Урывками. Суррогатом. Как исключение, как удача, как подарок судьбы. Если случайно совпадут сразу несколько факторов».

(Из книги «Записки ездового пса» бывшего командира Ту-154 Василия Ершова)

Командир управляет самолётом, принимает решения о взлёте и посадке, о действиях экипажа в сложных ситуациях.Получив разрешение авиадиспетчера, первый пилот выруливает на взлетно-посадочную полосу, где самолет берет разгон и, оторвавшись от земли, набирает высоту.Он управляет самолётом в соответствии с расчётной траекторией полёта и временем.

Принимать решения командиру помогают сообщения диспетчеров, показания приборов и так называемое чувство полёта, которое складывается из звука работающего двигателя, ощущений вибрации и крена.

Лётчику, а особенно командиру корабля, приходится работать в жестких временных рамках, когда на каждую операцию отведено  совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым включиться в решение сложных задач, которые в полёте могут возникнуть неожиданно.

И от военного, и от гражданского лётчика работа требует полной отдачи времени, сил и помыслов.Кроме того, авиация находится в постоянном развитии. Появляются всё новые и новые машины. Поэтому авиаторы учатся всё время, постоянно сдают разнообразные экзамены, переучиваются с одного типа самолета на другой.

Важные качества

Для лётчика важны высокое чувство ответственности, лидерские качества, отсутствие страха высоты, высокая эмоционально-волевая устойчивость, способность к быстрому переключению внимания, быстрая реакция, высокий интеллект, усидчивость, стремление овладевать чем-то новым.Необходимо безупречное здоровье, острые зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, устойчивость вестибулярного аппарата.

Знания и навыки

Необходимо знание воздушного судна, а также навыки управления им.При работе на международных линиях необходимо знание разговорное английского языка.

Где учат

Военный лётчиков и пилотов гражданских авиалиний готовят в лётных училищах.

Гражданская авиация

  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)

 

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Имеет филиал: Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж).И др.

Военная авиация

  • Качинский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"

(Качинский им. А.К. Серова филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)Готовит лётчиков на самолётах с высшим военно-специальным образованием.Название до 2010 г.:

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (Военный институт).

 

  • Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков (военный институт).

(филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)Готовит летчиков на вертолетах с высшим военно-специальным образованием.И др.

«Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации». «Попав в авиацию, забудь такое основополагающее слово как режим дня. Его не будет никогда. Забудь слова: рациональное питание, спорт, воскресенье, праздник, отпуск летом, супружество, секс, друзья, дети... Нет, все это будет присутствовать. Где-то рядом. Урывками. Суррогатом. Как исключение, как удача, как подарок судьбы. Если случайно совпадут сразу несколько факторов».(Из книги «Записки ездового пса» бывшего командира Ту-154 Василия Ершова)

 

www.profguide.ru

Дорога в небо » Военное обозрение

В былые добрые времена многие мальчишки, да и девчонки, мечтали стать летчиками. К этой плеяде относился и автор данной статьи. Но в далекие тридцатые-сороковые годы, когда IX съезд ВЛКСМ провозгласил лозунг «Комсомолец на самолет!», молодые ребята видели в профессии летчика лишь чарующую романтику, ни с чем не сравнимый престиж человека неба. О других сторонах этой очень сложной, с высокой степенью риска профессии как-то не было принято говорить.

В настоящее время многие молодые люди тоже хотят стать военными летчиками. Считаю, что ребятам, которые мечтают связать свою судьбу с профессией летчика, полезно будет знать мнение человека, который посвятил летной работе практически всю свою жизнь — от школьника до полковника, военного летчика первого класса.

В этой статье я попытаюсь изложить свой взгляд, свое видение профессии летчика, то есть как бы со стороны посмотреть на свой долголетний «авиационный» путь и сделать вывод: правильно ли я поступил после окончания средней школы, что выбрал профессию летчика.

Сразу хочу оговориться: я летчик истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.

Сам процесс становления летчика можно сравнить с бегом на длинную дистанцию по сильно пересеченной местности с большим количеством различного рода препятствий. Чтобы «не сойти» с дистанции, молодой человек, который твердо решил стать военным летчиком, прежде всего должен иметь огромное желание летать. Поступать в летное училище не по зову сердца, а «за компанию» со своими друзьями ни в коем случае нельзя. Такой «соискатель» профессии летчика, даже если и проскочит всеми правдами и неправдами в летное училище, будет учиться без всякого желания. Теоретические занятия для него будут казаться пыткой. А, как известно, без глубоких знаний по всем теоретическим дисциплинам учебной программы хорошим летчиком стать нельзя. Кроме того, не всегда прекрасные бытовые условия летного училища и строгая воинская дисциплина могут ассоциироваться у такого «соискателя» с нарушениям «прав человека».

Прославленный советский летчик М. М. Громов, говоря о летной профессии, подчеркивал, что профессиональное воспитание человека следует начинать до овладения профессией, а воспитание осознанности выбора доводить до убеждения, а затем до уровня веры с последующим формированием отношения к авиации как к своему идеалу.

Нельзя не согласиться со столь глубоким высказыванием знаменитого пилота.

Я убежден, что именно в детстве мечта стать летчиком наиболее надежно «поселяется» в душе молодого человека. И с этого момента вся его последующая жизнь, дела и поступки подчинены этой мечте. Она станет своего рода программой жизни будущего летчика, его путеводной звездой. Молодой человек начинает с жадностью ловить всю информацию об авиации. Книги, журналы, кинофильмы, рассказы бывалых летчиков, посещение музеев, авиационных выставок — все это весьма благотворно сказывается на морально-психологической подготовке юноши к его будущей профессии. Сам того не замечая, он начинает более серьезно относиться к учебе. У него появляется тяга к совершенствованию физической культуры, он навсегда расстается с вредными для человека привычками.

Когда кончаются школьные годы, у молодого человека, который носит в душе мечту стать летчиком, нет проблемы куда пойти учиться. Можно смело сказать, что он уже морально подготовлен поступить в летное училище. Остается только узнать, когда там начинаются вступительные экзамены и условия приема.

В любом летном училище на экзаменах приемная комиссия прежде всего проверяет уровень знаний абитуриента по основным общеобразовательным дисциплинам. При этом, члены комиссии выявляют истинные знания у поступающего, которые зачастую далеко не соответствуют тем оценкам, которые значатся в аттестате об окончании средней школы. Поэтому экзаменаторы смотрят на аттестат зрелости, как на любой другой документ, который должен быть «в наличии».

На вступительных экзаменах в летное училище особое внимание уделяется экзамену по физической подготовке. Дело в том, что авиация, на протяжении всей истории, никогда не уважала хилых, бледнолицых, слабо развитых в физическом отношении людей.

Несведущему человеку часто кажется, что летчики в воздухе выполняют всякие там выкрутасы (перевороты, петли, полупетли, бочки, пикирование, горки и т. п.) ради развлечения, как бы от нечего делать. На самом же деле, выполняя каждую из перечисленных фигур пилотажа, летчик испытывает на себе пяти-шестикратные перегрузки в течение длительного времени, а отсюда следует, что слабо подготовленному в физическом отношении человеку в воздухе делать нечего.

Поэтому каждый абитуриент при поступлении в летное училище проходит строгую медицинскую комиссию, в задачу которой входит проверка состояния здоровья молодого человека, как говорится, по всем швам. Врачи проверяют: сердце, легкие, зрение, слух, нервную систему, силу рук, быстроту реакции, время адаптации при переходе от дневного освещения к полной темноте, состояние вестибулярного аппарата, глубину зрения и т. д.

Короче говоря, тот абитуриент, который успешно проходит медицинскую комиссию, может считать себя поступившим в летное училище на 50 процентов.

Но бывают случаи (я свидетель одного из них), когда абитуриент прошел все комиссии, успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в училище. Теоретический курс училищной программы тоже прошел без затруднений. Но когда начались вывозные полеты на самолете Як-18, курсант, как говорят, забуксовал. Причина: он при выполнении посадки не мог определить момент выравнивания самолета на установленной высоте и выравнивал машину значительно выше, чем положено по инструкции. Эта серьезная ошибка курсанта (если бы он летел без инструктора) могла привести к потере скорости самолета, грубейшей посадке и даже поломке шасси.

Инструктор долго и упорно стремился научить своего подопечного правильно подводить самолет к земле, но тщетно. Курсант, как говорят в авиации, «боялся» земли. Значит, у него был какой-то глубоко спрятанный дефект зрения, который не смогла выявить даже медицинская комиссия. Этот дефект отрицательно влиял на так называемый глубинный глазомер, и курсант не мог правильно определить высоту выравнивания самолета на посадке.

Командованию училища жаль было отчислять крепкого краснощекого курсанта, но и выпускать его в самостоятельный полет было опасно. Вскоре он расстался с авиацией раз и навсегда.

Трудно сказать, знал ли этот молодой человек дефект своего зрения. Если не знал, то его винить нельзя. Но если знал и скрывал, стремился любой ценой стать летчиком, то шел явно по неверному пути.

Добиваться осуществления своей заветной мечты нужно, но только честным путем. Другие пути исключаются.

Итак, после сдачи вступительных экзаменов и прохождения различных комиссий, вчерашние выпускники общеобразовательных школ становятся курсантами летных училищ. Они прощаются с гражданской «Вольницей» и начинают новую жизнь по армейским законам.

Обучение будущих военных бойцов начинается с теоретической подготовки. Все дисциплины обширной учебной программы изучаются в строгой логической последовательности. Занятия ведут, как правило, высокоподготовленные преподаватели. Основными дисциплинами учебной программы являются: теория полета, авиационная техника, самолетовождение, теория воздушной стрельбы, метеорология и др.

В процессе теоретической подготовки курсанты сдают зачеты и экзамены по всем изучаемым дисциплинам. Помимо изучения чисто «авиационных» дисциплин, курсанты летного училища получают полную общевойсковую подготовку: досконально изучают воинские уставы, регулярно занимаются строевой подготовкой (будущий летчик-офицер должен иметь прекрасную строевую выправку). Другими словами, для курсанта летного училища первый курс является самым трудным, но в то же время и самым интересным. Каждый день — все новое. Процесс обучения настолько насыщен, что курсанту, как говорится, «некогда в небо глянуть».

Именно на этом этапе проверяется глубина и серьезность «влюбленности» курсанта в авиацию. Если его не страшат любые трудности в достижении своей мечты стать военным летчиком — значит, он на верном пути у цели.

После прохождения курса теоретической подготовки курсанты сдают экзамены и приступают к выполнению летной программы. Наступает весьма важный период для командования и инструкторского состава училища: научить курсантов, которые, возможно, никогда не поднимались в небо, самостоятельно летать.

Программа летной подготовки начинается с вывозных полетов, которым предшествует тщательная наземная подготовка. В ходе наземной подготовки курсанты изучают район предстоящих полетов по карте, а затем их сажают в транспортный самолет и облетывают район с той целью, чтобы курсанты с воздуха сами посмотрели наиболее характерные наземные ориентиры, населенные пункты, месторасположение стрелкового полигона и пилотажных зон. В ходе наземной и предварительной подготовки большое значение уделяется тренажам в кабине учебно-тренировочного самолета, на котором предстоит летать.

В это же время курсантов распределяют по летным группам (5-6 человек) и представляют инструктора, который будет их учить летать в течение всей вывозной программы.

И вот наступает долгожданный первый день полетов. Рано утром курсанты прибывают строем на аэродром уже в летном обмундировании. Радостные лица, улыбки, шутки. Еще бы! Ведь этот день знаменует начало осуществления заветной мечты стать летчиком.

За полчаса до начала полетов курсанты выстраиваются перед самолетами по своим летным группам во главе с инструктором. После необходимых указаний руководителя полетов следует очень приятная для любого летчика команда: «По самолетам!».

Первый полет с инструктором курсант запоминает на всю жизнь, несмотря на то, что управление самолетом полностью осуществляет инструктор с задней кабины. В последующих полетах учитель постепенно начинает «приобщать» к управлению самолетом ученика. В полете инструктор не только показывает, как и что нужно делать, но и объясняет, почему именно так нужно делать. Таким образом, курсант от полета к полету все больше и больше получает навыков управления самолетом.

После выполнения 40-45 полетов большинство курсантов бывает готово к самостоятельным полетам. И вот наступает день, когда инструктор в полете совершенно не вмешивается в управление машиной. Курсант сам взлетает, выполняет полет по кругу и производит посадку. Но инструктор в таком полете не просто сидит «сложа руки», а тщательно следит за всеми действиями обучаемого и готов в любую секунду вмешаться в управление машиной, если курсант допустит грубую ошибку. Но если таковой (таковых) нет, то инструктор после полета докладывает вышестоящему командиру, что курсант готов выполнить контрольный полет на допуск к самостоятельному вылету.

Выпустить в первый самостоятельный полет курсанта имеют право командир полка или командир эскадрильи. В день получения допуска к самостоятельному полету курсант чувствует себя на «седьмом небе». В этот исторический для курсанта полет всегда провожает инструктор. И я не ошибусь, если скажу, что нет такого курсанта, у которого бы не «ёкнуло» сердце в эти короткие минуты последних инструкторских указаний. В свою очередь инструктор, выпуская своего «питомца» в первый самостоятельный полет, волнуется не меньше курсанта. Учитель успокаивается только тогда, когда его ученик, заканчивая полет, благополучно произведет посадку.

Первый самостоятельный полет для курсанта — это целое событие. Его душевное состояние можно понять. Ведь молодой человек первый раз в жизни сам поднимает крылатую машину в воздух! В этот момент курсанта охватывает ни с чем не сравнимое чувство гордости за выбранную профессию.

В день самостоятельного вылета ему дают лишь один полет. Это делается для того, чтобы только что родившийся летчик в спокойной обстановке смог проанализировать каждый момент своего вылета и выявить причины допущенных в полете ошибок.

В последующих полетах курсант постепенно врастает в свою «самостоятельность», обретает уверенность в своих действиях. Летная программа в училище построена по принципу: обучение курсантов должно идти от простого к сложному.

Выполнив установленное количество самостоятельных полетов по кругу, курсант выполняет контрольный полет в пилотажную зону со своим инструктором, который показывает ему, как нужно выполнять фигуры простого пилотажа. После контрольного полета курсант самостоятельно выполняет полеты в зону и последовательно учится выполнять ту или иную фигуру. С каждым очередным полетом задания усложняются. После обработки пилотажа в зоне следуют полеты по маршруту и полеты на стрелковый полигон.

В процессе выполнения летной программы курсанта систематически контролируют (кроме инструктора) командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи, а иногда и командир полка. Постоянный контроль вышестоящих командиров благотворно влияет на летную подготовку курсантов.

Быстро летят годы обучения в училище. Курсантам кажется, что не так давно они сдавали вступительные экзамены, а уже подошло время готовиться к выпускным.

В летных училищах курсант сдает выпускные экзамены не только по теоретическим дисциплинам, но и по летной подготовке, когда он в реальном полете должен показать свое умение выполнять комплекс фигур по заданию экзаменатора. Экзамен принимает член государственной экзаменационной комиссии. Курсант, находясь в передней кабине учебно-тренировочного самолета, должен показать экзаменатору качество своей летной подготовки, которую он получил в училище. Проверяющий главное внимание обращает на выполнение взлета, выполнение комплекса фигур в пилотажной зоне, ведение визуальной ориентировки, возвращение на аэродром и посадку. Причем посадка самолета, как один из основных элементов полета, контролируется и оценивается скрупулезно.

После посадки самолета экзаменатор крепко пожимает руку курсанта и поздравляет его фактически с окончанием летного училища. А затем наступает непродолжительный период ожидания приказа Министра обороны о присвоении первичного офицерского звания «лейтенант».

День выпуска из училища курсантов считается великим праздником. В проведении этого мероприятия принимает участие весь личный состав училища. Курсанты, в заранее приготовленной офицерской парадной форме, выстраиваются перед зданием штаба училища. Знаменная группа под звуки духового оркестра выносит Знамя училища. Затем зачитывается приказ Министра обороны о присвоении офицерского звания, и начальник училища вручает каждому выпускнику диплом об окончании училища. После чего уже молодые лейтенанты последний раз проходят торжественным маршем перед руководящим составом училища. День выпуска заканчивается праздничным обедом. А утром следующего дня выпускники прощаются с родным училищем и отправляются в отпуск, по окончании которого молодые лейтенанты разъезжаются в различные строевые части согласно предписанию.

С момента прибытия в полк у молодых летчиков начинается служба в авиации, основным содержанием которой являются полеты.

Существенное влияние на молодых пилотов, их дальнейшую службу в строевой части оказывает микроклимат в коллективе. На первых порах здесь все новое: новый коллектив, как правило, новый тип самолета, новый район полетов и т. д. Нет необходимости говорить, какое огромное влияние оказывает на молодых летчиков руководящий и летный состав полка. В лице командиров всех степеней они видят своих наставников, учителей, высококлассных специалистов и стремятся подражать им во всем.

Обычно в течение месяца молодое пополнение изучает новую авиационную технику, район предстоящих полетов, основные документы, регламентирующие летную работу, сдают зачеты и таким образом получают допуск к полетам в боевом полку.

Полеты для любого летчика, а тем более молодого, который попал в авиацию не случайно, а по зову сердца, являются самым важным делом его жизни. И не зря поется в известной песне: «первым делом, первым делом самолеты...». В полку становление молодого летчика как воздушного бойца начинается с полетов днем в простых метеоусловиях по программе ввода в строй. В ней четко определено количество полетов по каждому упражнению. Затем следуют полеты в сложных метеоусловиях днем, полеты ночью в простых и сложных метеоусловиях. Проходя все эти ступени, молодой летчик постепенно обретает навыки настоящего воздушного бойца.

В напряженных армейских буднях лейтенанты не замечают, как быстро пролетает первый год службы в строевой части. А вместе с уходящим годом от них уходит и статус «молодые летчики». Теперь в летной работе и дальнейшей службе с этой категорией летного состава значительно повышается спрос за те или иные промахи, допущенные не только в воздухе, но и на земле без скидки на молодость. Командование полка, безусловно, учитывает то, что вчерашние молодые не станут в одночасье опытными летчиками, как «старики». Поэтому еще некоторое время лейтенантов больше ругают, чем наказывают за допущенные ошибки, особенно в полетах.

Находясь все время вот в такой «буче молодой кипучей», - как писал В.В.Маяковский, летчики постепенно втягиваются в полеты и уже не представляют свою жизнь без неба. Для них самым жестоким наказанием становится отстранение от полетов, но, как правило, к этой мере наказания командование полка прибегает очень редко.

Неудержимо летит время. Бывшие молодые летчики, прибывшие в полк со значком третьего класса, вскоре становятся летчиками второго, а затем и первого класса.

Первоклассный летчик — это золотой фонд Военно-воздушных сил. Он полностью подготовлен к боевым действиям в любых метеоусловиях как днем, так и ночью. Но это совершенно не означает, что теперь первоклассный летчик может летать от случая к случаю. Любой летчик может потерять навыки, если он не будет систематически летать. Профессиональная подготовка летчика не терпит больших перерывов в полетах.

Сама по себе летная работа весьма и весьма интересна. Однако в ней, как и в любой другой работе, есть не только романтика полета, но и неприятные моменты или, как их официально называют, особые случаи в полете. К ним относятся различного рода отказы авиатехники (остановка двигателя в полете, отказ гидравлической системы самолета, что тут же вызывает отказ управления самолетом, отказ генератора, компаса, радиосвязи и т. д.). К особым случаям в полете относятся и такие, как попадание летчика в опасные для полета метеоусловия (гроза, обледенение). Нельзя умалчивать о таком особом случае в полете, как иллюзия.

В толковых словарях иллюзия трактуется как обман чувств (нечто кажущееся). Она чаще всего проявляется при полетах в облаках днем и особенно ночью, над морем при плохой видимости. В чем опасность такого явления для летчика? Она заключается в том, что пилот не верит показаниям приборов, которые, как правило, работают отлично. Оказавшись в такой ситуации (летчики это хорошо знают), нужно приказать самому себе: «Пилотируй только по приборам!» Причины иллюзии — в необычном воздействии воздушной среды на человека, чьи ощущения приспособлены к земным условиям. Возникновение иллюзорных ощущений не является свидетельством неподготовленности или ослабленного здоровья летчика. Даже у высоко-подготовленного летчика с отменным здоровьем возникает иллюзия.

Наиболее характерные особые случаи в полете и действия летчика при возникновении этих случаев четко изложены в инструкциях по эксплуатации соответствующего типа самолета.

Безусловно, любой летчик, оторвавшись от взлетно-посадочной полосы, не думает о том, что в этом полете возникнет какой-то особый случай. Вместе с тем пилот на предварительной подготовке к полетам «на всякий случай» тщательно просматривает раздел инструкции «Особые случаи в полете».

В ходе встреч с выпускниками средних школ ребята иногда задают мне такой вопрос: «Испытывает ли пилот чувство страха в обычном нормальном полете?» Я всегда отвечаю, что нет, не испытывает, но тут же подчеркиваю, что у летчика, как и любого другого человека, есть чувство самосохранения. Оно обостряется в момент опасности, которая в свою очередь вызывает волнение человека. У каждого из нас волнение проявляется по-разному. У некоторых людей оно возрастает до такой степени, что человек теряет способность творчески и логично мыслить, чувствует физическую слабость. Такое состояние характеризуется полной потерей управления собой и называется страхом. Но летчик в случае возникновения опасности думает прежде всего о том, как побыстрее выйти из создавшегося положения, то есть думать о страхе некогда. В эти секунды в памяти летчика возникают указания инструкции о порядке действий в сложившейся ситуации.

Подводя итог написанному, следует сказать, что профессия летчика является одной из сложных профессий. Она требует разносторонних знаний, умений и навыков от человека, который до глубины души полюбил эту профессию.

Все о чем я написал — это пройденный мною путь в авиации. На этом пути, как говорится, было все: серьезные отказы авиационной техники; попадание в грозовые облака, когда самолет трясло так, что казалось, вот-вот оторвутся подвесные топливные баки; посадка на полностью обледеневший аэродром, когда самолет с величайшим трудом удалось удерживать на посадочной полосе; неоднократно «крутила» иллюзия. В разных полках, где мне приходилось служить, были катастрофы, гибли товарищи. Но при всем этом у меня никогда не возникала мысль: а не уйти ли из авиации? После каждого чрезвычайного происшествия в полку мы, летчики, стремились разобраться в причинах, которые привели к аварии или катастрофе, и тем самым извлекали уроки из несчастных случаев с той целью, чтобы самим не повторить их.

Порой, анализируя свой пройденный авиационный путь, я еще и еще раз убеждаюсь, что абсолютно правильно поступил, когда выбрал себе замечательную профессию военного летчика.

2006 год.

topwar.ru

Профессия военный лётчик. День открытых дверей в КВАУЛ им.Серова

"- Первым делом, первым делом - самолёты, - Ну а девушки? - А девушки потом!" Я никогда не задумывался о том, чтобы стать лётчиком. Даже в детстве не мечтал. И поэтому звонок от Лилии Павловны с предложением принять участие в коллективном походе с группой юношей десятиклассников нашей гимназии на день открытых дверей в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова принял с некоторой прохладцей. Согласитесь, кому хочется потратить свой единственный выходной день на поход туда, где (как мне казалось) не очень интересно. Но, подумав о том, что можно будет сделать неплохой репортаж, решил, что поеду.Утром проснулся с настроением, которое с натяжкой можно назвать "не очень", но любопытство взяло своё (прежде всего с точки зрения репортера), поэтому убрал отрицательные эмоции подальше и вместе с коллегой-фоторепортёром Ириной Валерьевной Куничкиной (конечно же это моя мамочка) к 8 утра прибыл в кабинет ОБЖ, где нас уже ожидал наш учитель ОБЖ Равиль  Хабибулович Джанзаков. Когда группа собралась, было проведено построение и инструктаж о правилах безопасности во время движения группы и поведения на территории училища. Мы внимательно выслушали, расписались на специальном бланке и отправились на остановку, где очень организованно погрузились в маршрутку и довольно быстро (без обычных в это время пробок) добрались до места назначения. Перед воротами училища было много людей, желающих попасть на территорию. А с обратной стороны ограды собралась большая группа военных и полицейских, которые заканчивали подготовку к встрече такого большого количества желающих. Мы расположились немного в стороне, всё такой же организованной группой (что было замечено нашим будущим экскурсоводом) и ровно в 9-00, когда ворота были приоткрыты, направились к входу.  Мы были прикреплены к 2-й экскурсионной группе (всего было 12 групп) и снова получили краткий инструктаж о том, что нам предстоит увидеть, а также маршрут нашего следования. Что интересно, несмотря на то, что всего на день открытых дверей прибыло около 700 человек (как было сказано на официальном сайте), совершенно не ощущалось, что людей так много. У каждой группы был чётко спланированный маршрут и время пребывания в том или ином месте. Сначала всех собрали в аудитории, где проходят занятия курсантов. Это довольно большое помещение, рассчитанное примерно на 400 человек (как мне показалось), но на самом деле туда набилось намного больше людей. Вместо 6 человек усаживались по 8-10 (в зависимости от толщины), а кому места не хватило - устроились у стены в проходе. Вот уж не подумал бы, что столько желающих стать военными лётчиками. Сначала подумал, что это просто любопытные (как я), но потом внимательно осмотрелся и понял, что большинство всё-таки будущие абитуриенты с родителями. Сначала нам показали фильм о том, чем занимаются курсанты на стрельбищах, потом на кафедру поднялись начальник училища Ляхов Виктор Павлович, начальники кафедр, отделов, служб и рассказали об особенностях условий приема, о требованиях к состоянию здоровья кандидатов на поступление, о том, что прежде чем допустить к экзаменам, сначала надо будет пройти тестирование на определение профессиональной пригодности, потом сдать минимум по физподготовке (подтягивание. бег 100 метров и 3 км) и только после этого пройти медкомиссию и уже на основании всех предварительных испытаний получить допуск к экзаменам (по результатам ЕГЭ). Всё это время кандидаты проживают в казармах, получают питание и всё необходимое совершенно бесплатно. Было задано много вопросов, некоторые из них мне показались достаточно интересными. Например, на вопрос "Почему в училище не берут девушек" начальник училища ответил: "Если девушки мечтают связать свою жизнь с авиацией, у них есть выход - стать женой военного лётчика". Конечно же это была шутка, потому что профессия предполагает неимоверные перегрузки, которым лучше не подвергать женские организмы.  И тут я узнал, что Костя собирается поступать в лётное училище. Это сразу заинтересовало меня, Илью и Амирхана, поэтому дальнейшую экскурсию мы рассматривали уже не просто как сторонние наблюдатели, а как любознательные товарищи, которым небезинтересно, где будет учиться наш одноклассник.  Вот такой отважно-любопытной четвёркой мы отправились на углубленную экскурсию по училищу. Сразу оговорюсь, что в группе были люди из разных городов и разных возрастов: подростки, юноши, девушки, родители и даже несколько совсем малышей. Видно их не с кем было оставить дома. вот и пришли в выходной всей семьёй, чтобы посмотреть, где (возможно) будет учиться их сын. По пути встретили ещё одного ученика нашей гимназии, и, поскольку он был с папой и мамой, мы решили, что он тоже будет пытаться сюда поступать.  Знакомство с бытовыми условиями училища наша группа начала со столовой. Ослепительно белые скатерти (надеюсь, это было сделано не для гостей), чистота и поразительное ощущение: каждому предмету есть своё место, ничего лишнего. Удивился, когда прочитал нормы продуктов на день. Я столько не съем. Хотя "начпрод" и сказал, что главная беда курсантов - лишний вес (так хорошо кормят), я не заметил слишком толстых. А потом понял, что для лётчиков существуют совсем другие нормативы по весу.  Потом наш путь продолжился под звуки духового оркестра прямо к казарме. Всего нам показали два корпуса: для 1-2 курса (казарма) и для 3-курсников (общежитие). После третьего курса курсанты, согласно специализации, отправляются в другие места, где проходит их дальнейшее обучение. уже на реальных самолётах. Всего подготовка военного лётчика длится 5 лет.  В казарме, несмотря на то, что был выходной и большинство курсантов отправилось в увольнение, жизнь шла своим чередом. У входа часовой по стойке "смирно" совершенно не обращал на нас внимание, хотя любопытные мамашки пытались задавать ему вопросы, что то типа "ой, ты же бедненький устал, сядь посиди, пока командиры не видят"... Но что поделаешь, женщины есть женщины (особенно сердобольные мамашки), а военная дисциплина - это совсем другое. Я тоже с любопытством поглядывал на часового, всё ждал, когда же он сдастся и проявит хоть какую-нибудь эмоцию, но потом заметил, что за ним также наблюдают и командиры (так с хитринкой поглядывали, тоже, наверное, ждали чего-то "этакого"), но курсант стоял нерушимо, как скала. Вот это дисциплина!  Но удивления только начинались. Сразу поразило. какой порядок везде! Всё подписано, так что никто не перепутает вещи. А я всё думал, как это военные быстро собираются, оказывается всё просто: на автоматизме. Даже спросонья можно найти свою одежду, так как она всегда на одном и том же месте. М-да, надо будет навести порядок у себя в шкафу, а то поиск чего-то необходимого иногда затягивается до невозможности. А ведь там только мои вещи. Казарма отличается от общежития прежде всего тем, что, так называемая "спальня" - это одно огромное помещение с двухэтажными кроватями. Я присмотрелся, как аккуратно застелены покрывала, все одинаково, даже полотенца висят на спинке кровати строго в определенном углу. И табуретки выстроены "по линеечке". На каждой кровати висят какие-то кожаные сумки, наверное там хранятся какие-то личные мелочи, но я не уточнял. Интересно, сколько "храпящих" курсантов приходится на эту территорию? Нам также показали бытовые комнаты, санузлы, душевые, комнаты для отдыха, чайные комнаты (да, есть и такие. где курсанты могут посидеть перед телевизором на уютном диване, попить чаю, поиграть на гитаре, почитать книги). Но об этом расскажет мама в своём блоге. Мы разделили с ней тематику. Мне - учебно-спортивная тема, ей-бытовая. И в казарме, и в общежитии есть комнаты для дежурной команды, где они получают инструктажи, готовятся к каким-то мероприятиям. Снова поразило. как ровно стоят столы и стулья, хотя ими постоянно пользуются. Наверное подобная аккуратность - это один из признаков собранности и сосредоточенности - основные качества военного. После казармы мы попали в общежитие, где уже курсанты живут по 3-6 человек в комнате. И снова всё тот же порядок. Наверное, они не валяются целый день в кроватях. как студенты в общагах. Да, сразу видно, что это территория мужчин. Нет даже намёка на женское понятие уюта. Никаких рюшечек-занавесочек, всё строго и предельно аккуратно. Чистоту наводят сами курсанты. а за соблюдением санитарных норм строго следят командиры.  Потом мы пошли в спортивный зал, где как раз проходила тренировка по мини-футболу. Так интересно было наблюдать за игрой, но время регламентировано, на подходе была другая группа, а у нас по времени - самый интересный этап: зал, где установлены тренажеры, на которых обучаются курсанты. Нам разрешили сфотографировать всё, но "для собственного использования", без права публикации в интернете. Поэтому соблюдаю правила.  Вот это диспетчерский пункт тренажерного комплекса, за которым инструктор полёта строго следит за тем, как курсант выполняет задание. Нам разрешили войти внутрь, где сразу оказались в совершенно невероятном месте. До этого я бывал в планетарии, где показывали звездное небо на сферическом экране, но то, что было здесь - совершенно не поддаётся описанию. Представьте, вы вдруг оказываетесь в небе. Причём вместе с пилотом совершаете фигуры высшего пилотажа... Я "сдался" на мёртвой петле,хотя многие выскочили намного раньше...

 Потом мы посетили музей, где рассказывается об истории российской авиации от самых первых попыток покорить небо, до наших дней. Помните фильм "В бой идут одни старики"? Оказывается он основан на реальных событиях и действительно была такая "поющая эскадрилья". В музее много интересных экспонатов разных лет, подарков от курсантов из других стран, обучающихся в разное время в училище. А у манекена лётчика-истребителя мы с Амирханом дружно вздохнули: какой-то он маленький и худенький. Да, не быть нас лётчиками-истребителями. Хотя для транспортной авиации вполне подходим. В музее установлен бюст Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова, имя которого присвоено училищу. И вот, только теперь, когда закончилась экскурсия, я понял. какая-же это всё-таки увлекательная профессия - военный лётчик. Сколько в ней загадочности,  мужества. непредсказуемости - настоящая профессия для целеустремлённых людей. И ещё я понял, что тем, кто хочет просто испытать себя, пощекотать нервишки, добавить разнообразия в жизни здесь делать нечего.Профессия военного лётчика - это не для того, чтобы гонять адреналин в крови. Быть военным лётчиком - это значит быть хладнокровным и уметь принимать решение за считанные мгновения. И вот стою я среди ребят из нашей группы и думаю, а скольким из них удастся осуществить свою мечту? О том, что кто-то побывал, увидел и передумал я даже говорить не буду. Стать военным лётчикам захотелось всем. Даже мне...

ivan-kuni4kin.blogspot.com

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК - рассказы про профессию

До армии военных летчиков я видел только в кино и в передачах, которые часто крутили по телевизору.

Но служа в армии я увидел их в живую и имел возможность общаться с ними, вести пусть не большие, но диалоги. Все это интересно мне. 

Наши летчики очень мужественные и сильные люди. Летать на старых самолетах, пусть и модернизированных, которым исполнилось уже давно 20 лет - это огромная смелость.

Но несмотря на старость летательных аппаратов, задачи поставленные им они выполняют блестяще. Я восхищаюсь авиацией, этими большими стальными птицами и летчиками, которые управляют ими.

Однако наша авиация пополняет свой летательный парк новыми учебно - боевыми самолетами Як - 130, которые очень красивы.

Дежуря на аэродроме, обеспечивая полеты в качестве старшего пожарного спасателя я видел этих красивых птиц, которые  меня восхитили.

Много песен написано в честь стальных птиц, и это вполне понятно. Когда взлетают самолеты и поднимаются все выше и выше - это восхитительное зрелище.

Я всегда мечтал пообщаться с русскими летчиками, которые летают на новых самолетах таких как Су - 30, Су - 34, Су - 35 и такая возможность мне предоставилась под конец своей армейской службы.

Су - 34 - огромная стальная птица, которая блестяще себя проявила в Сирии.

Русские летчики славные ребята со светлыми лицами, которые всем сердцем и душой отданы авиации.

С одним русским летчиком мне посчастливилось пообщаться и довольно не мало, около 20 минут я расспрашивал его обо всем.

 - Ну все солдат! Нам пора проверить Сушку( Су - 34).

Улыбнувшись капитан пошел к самолету. Вошел в него Он снизу по лестничке. Это было необычно.

Уже находясь в пожарной машине я долго вспоминал разговор с русским летчиком.

А летчики - это мужественные люди, которые служат Родине не за деньги, а по зову сердца. 

Забавные истории в военной авиации

автор: Сергей Федченко 

 

Одиссея лейтенанта Жукова

 

     Во время моей службы в Севастлейском Центре по переучиванию лётчиков на новую технику один лётчик из Албании умудрился посадить исправный самолёт “рассудку вопреки, наперекор стихиям” и всем инструкциям по эксплуатации “на брюхо”, то есть, забыв выпустить шасси. После того, как привезли “творение рук его” к нам на восстановление, мы  работали от рассвета до заката. Поэтому мы не особенно жаловали любопытных зевак и не внимали их советам, разве что во время перекура позволяли себе поболтать с ними, послушать их байки и анекдоты.

 

     Запомнились байки одного из них, техника из батальона аэродромного обслуживания, лейтенанта Жукова, своими мнимыми, а может быть частично и не мнимыми похождениями и историями. Если верить этому лейтенанту, то был он личностью, “приближённой к императору” в лице маршала Баграмяна, поскольку считался женихом то ли его внучки, то ли племянницы, и потому занимал в его штабе подполковничью должность. Но он не оправдал надежд маршала как жених, то ли был уличён в любвеобильности с кем-то другой, то ли в него безответно влюбилась дочь маршала, а потому впал в опалу и был сослан как лермонтовский Грушницкий в нашу глушь искупать грехи молодости, но вскоре будет прощён, и вот тогда снова взойдёт его звезда, придёт его звёздный час. 

 

    Мы делали вид , что верим ему и даже сочувствуем, чтобы он рассказал до конца свою небылицу, хотя и понимали всю абсурдность его рассказов. Как я сейчас думаю, случай этот хотя и клинический, но не такой уж и уникальный, если вспомнить истории с детьми лейтенанта Шмидта. Да что там ходить далеко в историю, когда несколько лет спустя после описываемых событий к нам в НИИ–2МО поступил якобы по протекции большого начальства капитан 3-го ранга Тихомиров, а вскоре пошёл слушок, что этот большой  начальник не кто иной, как главком ВМФ адмирал флота Горшков, по совместительству тесть Тихомирова. На вопросы, правда ли это, тот лишь загадочно улыбался, не подтверждая и не опровергая данную информацию. Так он благополучно дорос до капитана 1-го ранга, а когда один из дотошных кадровиков типа Семипядного, упоминавшегося уже в 1-й книге Воспоминаний, а может быть и он сам, стал докапываться до истины, оказалось, что всё не правда, но к Тихомирову претензий не могло быть, так как он никого не обманывал, нигде не писал в анкетах о своём высоком родстве и даже устно никому  из начальства не говорил такой неправды. А что болтали, так не писать же ему было опровержение. 

 

   Но самой неожиданной  и самой интересной историей  для помещения в книге Воспоминаний оказалась последующая встреча с техником из Севастлейки лейтенантом Жуковым. Произошла она в Перми в предбанном кафе–буфете, торгующем пивом и бутербродами. За одним из столиков сидел мой давний знакомый в потрёпанной солдатской шинели, как у Грушницкого из романа Лермонтова, с отсутствующим сзади хлястиком и без погон. Напротив него развалился какой-то забулдыга с лилово–сизым носом. 

 

    Жуков, увидев меня, обрадовался, как будто нашёл 3 рубля, и подойдя ко мне как раз и попросил 3 рубля взаймы, объяснив свою просьбу тем, что он “в дороге немного поиздержался”, сейчас летит посланником в одну из африканских стран вместе с послом, которого он сопровождает, и считает просто необходимым угостить его пивом.

 

    “Я дал ему трёшку, сам "сплюнул в догон…”.Больше я его не видел. Не хотел я тогда, не хочу и теперь ему зла, но боюсь, как бы не случилось с ним какое-нибудь несчастье, ибо все те, кому я одалживал трёшку, её мне не могли возвратить: один мой однокашник по академии Юрий Б. повесился, другой, безымянный знакомый–замёрз пьяный в сильный мороз, третий–товарищ по НИИ–2 МО Виталий Х. запил и сгинул в неизвестности, то ли умер, то ли ещё что-нибудь выкинул в этом роде.

 

     С тех пор я не люблю занимать не только “трёшки”, но и другие суммы, стараюсь не делать этого, заботясь о здоровье и жизни любителей “жизни взаймы”. Но не всегда это помогает: отказал как-то бывшему своему сотруднику Славе В. в “трёшке” на бутылку, а он  всё равно вскоре  всё же взял и умер.

 

 

Обмен желаниями

 

    Зимы на Урале морозные, в Перми морозы доходили до 40 градусов. Поэтому эксплуатировать лётную технику в таких условиях было очень тяжело. Зимой и мне было трудней на работе, но ещё тяжелей доставалось механикам и техникам, особенно когда температура была под  40;. Полёты и в такие морозы никто не отменял, и всё приходилось делать в меховых варежках, так как при касании металла голой рукой она сразу примерзала к нему, и оторвать её можно было только с кожей.

 

     Поэтому даже на простые операции типа завёртывания и откручивания гаек затрачивалось много времени. В один из таких морозов на стоянке появился главный инженер авиации корпуса ПВО и направился вдоль неё к стартово–командному пункту. Заметив под одним самолётом техника (это был лейтенант Звягинцев), он что-то спросил у него и проследовал дальше. 

 

     Примерно через полчаса он возвращался тем же путём в штаб полка и, увидев всё того же техника всё в той же необычной позе  под самолётом, бросил тому с укоризной: “Ну, что же ты всё возишься? Первый год что ли работаешь?” и получил в ответ: “Эх, товарищ полковник, мне бы ваши погоны!”. Полковник прошёл несколько шагов, видимо, обдумывая ответ, затем повернулся, сказал с неопределённой интонацией: “А мне бы твои яйца” и, задумавшись, не торопясь пошёл дальше.

 

       

Выговор в качестве поощрения за успех безнадёжного дела

 

   Мне и группе лётчиков и инженеров на стартовом командном пункте (СКП),  однажды довелось быть свидетелями того, как  при заходе на посадку один самолёт падал на наших глазах, завалившись на правое крыло. Была отличная видимость, мы все, видевшие это, замерли в ожидании взрыва, и вдруг самолёт начал выравнивать полёт на высоте в несколько десятков метров, лётчик включил форсаж и ушёл от опасной близости с землёй.

 

    Через несколько минут тот же самолёт снова зашёл на посадку и благополучно приземлился. Пилотом на нём был Паша Герман, крепкий парень, для которого усилия в 90 килограммов (такие усилия надо прилагать при управлении самолётом вручную после отключения отказавшей бустерной системы, приводящей к  заклинивании управления), оказались под силу. Да в такой ситуации, наверно, и менее сильный парень под воздействием стресса смог бы преодолеть и большее сопротивление ходу ручки управления.

 

      Правда, у Паши после посадки с лица пот катился градом и от физического, и от нервного напряжения, и сам он был красный, как варёный рак. Когда самолёт подрулил к СКП, несколько человек, оказавшихся поблизости, в том числе и я, поднялись по стремянке на плоскости самолёта, стали осматривать кабину и попросили включить тумблёр бустерного управления, оказалось, что гидравлическая система работает исправно, при незначительных усилиях на ручку управления рули высоты, поворота и элероны отклоняются в нужном направлении. И в то же время мы сами были свидетелями, как самолёт падал и выровнялся за несколько секунд до того, как мог врезаться в землю.

 

     Полёты прервали после посадки остававшихся в воздухе самолётов. Командир полка лично убедился в чудесной метаморфозе, несколько раз включая и выключая тумблёр бустерного  управления при работающих на малых оборотах двигателях, но эффекта заклинивания системы управления так и не добился. Тогда раздосадованный и огорчённый, он велел отогнать упрямый самолёт в технико–эксплуатационную часть (ТЭЧ) и проверять его при работающих двигателях до тех пор, пока отказ не повторится или самолёт не загорится. А потом добавил, что последнее–это шутка, но  если отказ не будет проявляться, проверять до тех пор, пока двигатели не израсходуют свой оставшийся ресурс. 

 

     Так и сделали, но ни то, ни другое не случилось, а через три дня реализовалась шутка командира: отчего-то загорелась бустерная жидкость в месте отстыковки хвостовой части самолёта на время проверки. Пожар быстро удалось потушить, самолёт обгорел не значительно, но всё равно подлежал отправке в ремонтный завод, что и было сделано ко всеобщему удовлетворению и облегчению, особенно командира и старшего инженера полка. 

“Пострадал” один лишь начальник ТЭЧ капитан Смородинников Виктор Григорьевич, получивший выговор за не удовлетворительную организацию проверки самолёта. Но таким исходом и он был крайне доволен, так как избавился от переживаний за судьбу “непонятного” самолёта и лётчиков, которым бы пришлось на нём летать, не загорись он так вовремя. 

 

    Вечером на радостях он с размахом отметил это событие, так что на следующий день руководил работами в ТЭЧ начальник группы регламентных работ по самолёту и двигателю капитан Куликов. На том “банкете” и я там был, и водку пил, и в рот попало и мне не мало, но поскольку я особым пристрастием к этому занятию не  страдал и мог в большинстве случаев во-время “притормозить”, то на следующий день вместо меня никому не пришлось руководить моей службой.

ljubimaja-professija.ru

ЛЕТЧИК ВОЕННОЙ АВИАЦИИ - стихи про профессию

автор: Юрий Оргин

 

Лётчик - испытатель - это я,

Результатов ждёт моя страна.

Своё дело точно знаю,

Я восьмёрки загибаю,

Мной гордится Родина моя.

 

Снова я на взлётной полосе,

Гермошлем захлопнул поплотней,

"Стриж", как пуля, очень быстрый

Отрывается со свистом,

Набирает метры в высоте.

 

Загорелось левое крыло.

В этот раз мне снова повезло.

Катапульту нажимаю,

С крикам "мама" вылетаю,

До земли  лететь мне далеко.

 

Приземлившись, висну я на сук, 

Режу стропы... кровь с обеих рук...

На пенёк упал со стоном.

Ноги целы, слава Богу.

На ветвях белеет парашют.

 

Трудная профессия моя.

Дома ждёт, волнуется семья.

Каждый день собой рискуя,

Точно знаю, не в пустую

На груди сверкают ордена.

Лётчикам ВВС

автор: Павел Малов

 

Сегодня будет лётная погода,

А лётная погода – наша жизнь,

Полёт – нет лучше в жизни эпизода,

Без неба нам никак не обойтись.

 

Открыты нам небесные просторы,

Мы лётчики, об остальном – потом,

На взлётной полосе ревут моторы,

Нам домом стал вторым – аэродром.

 

Конечно, всем нам хватит места в небе,

Не привыкать нам – жить на скоростях,

Ни на кого здесь не кидают жребий,

Штурвал в надёжных должен быть руках.

 

Пусть станут лучше наши результаты,

Пусть завтра в небе сменит сын отца,

Форсировали двигатель когда-то,

А надо ль нам форсировать сердца?!

 

Мы знаем – для надёжной обороны

Необходим всегда небесный страж,

Поэтому с желанием огромным

Показываем высший пилотаж.

Лётчики испытатели

автор: Летчик Алексей Шляхтин

 

Есть сложная должность пилотов,

Учить самолёты летать.

Открыть счёт начала полётов,

Как долго, для них трудно знать.

 

Профессия их – испытатель,

Он первым в кабину идёт.

Секретов и тайн изыскатель,

Конструктору их доведёт.

 

А взлёты все сложные чаще,

За каждым опасность стоит.

И после посадки: «Был слаще!»

Порою с усмешкой твердит.

 

Он в небе один лишь с машиной,

И помощь порой не придет.

А будет оценкой, вершиной,

Когда самолёт свой спасёт.

 

Тяжёлая в радость работа,

Прожить без неё трудно им.

Как выполнить план, вот забота,

На полосу сесть им двоим.

 

Понять их для всех невозможно,

Искать беды в небе порой.

А если нашёл, очень сложно,

Вернуться нормально домой.

 

Такие они все пилоты,

Что учат железо для нас.

Новейшие «Х» самолёты,

А мы их зовём лётчик – ас!

 

Я сам был когда-то пилотом,

Мечтал испытателем стать.

Завидовал классу, полётам,

Не смог мастерство их достать.

 

Но помню, с мечтой не расстался,

Я мысленно с ними я – там!

И счастлив, что путь тот достался,

Здесь честно скажу правду вам!

Полеты в СМУ

автор: Летчик Алексей Шляхтин

 

Туман накрыл аэродром,

А лайнер, вот он, на заходе.

Взлетающих не слышен гром,

Запрет прошел по непогоде.

  И экипаж решил садиться,

  До запасного далеко.

  Зайти задача, не убиться,

  Верхняя кромка высоко.

Для командира с -1 классом-

Есть штурман-мастер впереди.

Их называли в полку "асом",

А правый помогай, гляди!

  РП лишь видит цель экрана,

  Желанье кораблю помочь.

  Посадку даст, нет,еще рано,

  Прожектора включил, ведь ночь!

Там до земли остались метры,

Но полосы нет, не видать.

Диспетчер молвит -километры-,

Нам может место точно дать.

  Еще мгновенье, :"торец вижу!"

  Спокойно летчик доложил.

  "Буду садиться,понял, ниже..."

  Пилотом долго здесь служил.

После зарулит на стоянку,

Его давно заждались, ждут.

Подкатит техник вмиг стремянку,

Корабль обслужить дадут.

  Давно волненья позабылись.

  Полет окончен, молодцы!

  Попасть домой мечты их сбылись

  Небесных дел они творцы! 

Я лётчик СУ-24

автор: Капитан Ураган

 

(Олегу Пешкову)

 

Уже на земле обо всём забываю,

Когда грозной птицей в небо взмываю

В горячие точки, где зло и насилье,

Несут меня сами железные крылья,

Иду на задание в штатном режиме,

Я лётчик, я лётчик СУ - 24...

 

Кассетные бомбы, ракеты <<торнадо>>

Доставить посылку по адресу надо,

Устрою такую им бурю в пустыне,

Стоит нажать одну кнопку в кабине,

Прячется НАТО в своей штаб-квартире,

Я лётчик, я лётчик СУ - 24...

 

Одною рукою ввожу координаты-

Ровняю с землёю заводы и склады,

Весь мир на ладони, весь мир на прицеле.

Уничтожаю наземные цели,

Мочу террористов я даже в сортире, 

Я лётчик, я лётчик СУ - 24...

 

До нитки промок комбинезон, не иначе

Я выполнил в срок боевую задачу,

Теперь по приказу со скоростью звука

Иду я на базу с пустым бомболюком,

Машине моей нет аналогов в мире,

Я лётчик, я лётчик СУ - 24...

 

Иду я на базу, с потоками ветра-

Меня со спины атакуют ракетой,

Иду на вираж, выпускаю ловушки

Пробит фюзеляж, это вам не игрушки

Катапультируюсь в аварийном режиме,

Я лётчик, я лётчик СУ - 24...

 

Стропы упрямые тянут за плечи-

Две пули попали мне в сердце и в печень,

Глаза закрываю, на фоне заката

Сознанье теряю, прощайте, ребята!

Останусь я в небе на вечно отныне,

Я русский лётчик СУ - 24...

Грёзы морского лётчика

автор: Летчик Алексей Шляхтин

 

Нам часто снятся небо, море.

То наше счастье, жизнь судьба.

А расставанье с ними – горе,

И каждый день одна мольба.

 

Хотим вернуться в небо, Дайте

Штурвал, кабину каждый день.

И молодость мою отдайте.

А труд тяжёлый  нам не лень.

 

Вставать с зарёю на полёты.

Будить страну, как только взлёт.

И видеть, гладить самолёты, 

Что дарят радость и полёт.

 

Обнять всю землю под собою,

А нет земли, дали морей.

И небеса просить с мольбою,

Вернуть всё это поскорей.

 

Аэродром увидеть взлёта,

Что я оставил «отдохнуть».

Мгновенья счастья от полёта,

Высот прохладу вновь вдохнуть.

 

Домой вернуться в семью, зная,

Где ждут и верят, ты придешь.

Хоть далеко порой летая,

Дорогу в дом всегда найдёшь.

 

Тебя там помнят, любят, знают,

И труд твой дорог им всегда.

А шорох у дверей узнают,

Пришёл с полётов ты когда.

 

Уверен, это не вернётся,

Счастье даётся в жизни раз!

А вдруг судьба нам улыбнётся?

Штурвал к себе, руку на «газ».

Летчикам транспортной авиации ВВС

автор: Алексеевич Александр

 

Небо, над нами – небо…

Небо – большое море,

Небо нам дарит радость,

Небо приносит горе…

 

Небо, мы – над Кабулом.

Движемся по спирали.

В небе, возможно, след наш

«Стингер» возьмет едва ли.

 

Вот, наконец, стоянка.

Стоп. Мы уже на месте.

Дай Бог солдат замену

И не дай Бог груз «двести».

 

Горы, другое небо…

Это-Ташкент Восточный.

Где-то вдали граница.

Выжили – это точно.

 

Снова над нами небо,

Пусть сегодня ненастье:

Небо приносит горе,

Небо нам дарит счастье!

Такая у нас работа

автор: Летчик Алексей Шляхтин

 

Но как бы далеко мы не взлетали,

Там помнили всегда свой аэродром,

Где видели земли просторы, дали,

Взамен оставив берегу свой дом!

 

Уютная квартира в гарнизоне,

Любимая, прекрасная семья,

Нам грели душу, сердце в комбинезоне,

Вам летчики расскажут, не тая.

 

Конечно, расставание – это сложно,

Но кто-то должен море защищать.

Задачи выполняли осторожно,

Не любит небо вольности прощать!

 

Для нас оно – тяжелая работа, 

Награда за счастливую мечту.

Ответственность и за страну забота,

Вдыхая вкус кабины, красоту!

 

Порой полно проблем есть за штурвалом,

Домой оттуда трудно позвонить,

Мчат облака навстречу мощным валом,

И над планетой беленькая нить!

 

А нам, я знаю, хочется быть вместе,

С детишками возиться в тишине,

Не жалуемся, говорим без лести,

Как благодарны ласковой жене!

 

Пусть за бортом остались километры,

И не всегда по трассе виден след,

Нам не страшны гроза, бушуют ветры,

Ведь лучшей службы в «ВМФ»е, нет!

 

А, выполнив задание, вернемся,

Настанет снова радостнейший час.

В проблемы службы, быта «окунемся»,

Уверен «это» радует всех нас! 

Такие они, пилоты

автор: Летчик Алексей Шляхтин

 

И пусть по трассе непогода,

Там фронт, гроза, туман стоит.

Стращают нас в течение года,

«Лететь!» желание нам велит!

 

Мы – люди неба, мы – пилоты,

Все эти страхи победим.

С нами родные самолеты,

Взлетим, на месте поглядим!

 

Ах, как же там всегда красиво,

Нагромождение облаков!

Погода ниже вдруг «плаксива»,

Лишь нам приятен труд таков.

 

Ведь жить без скорости не можем,

И видеть Землю с высоты.

Порою жизнь за это «ложим»,

Ну как без милой красоты?

 

Ходить, топтаться по планете,

Нам больше небо по душе.

Промчаться, словно на ракете,

Здесь воздух – главное шоссе!

 

Турбины слышать звук желанный,

Кабины запах, краше нет!

И в планах летчик, очень странный,

Никто не знает дать ответ!

 

Они – особенные люди,

Прогресс и гордость всей страны.

Их не унять, такими будут,

Прекрасный цвет всей стороны!

 

А если что-то непонятно,

На миг в «то» счастье окунись,

Поверьте, это так приятно,

Вас «взлетка» ждет, не поленись!

ljubimaja-professija.ru

Сайт учителя Никифоровой М.В. - Профессия лётчик (пилот)

pilotyЛётчик — авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом).

Особенности профессииЛётчиками, как правило, называют военных авиаторов. А гражданских – пилотами. Кроме того, есть лётчики экспериментальной авиации – они занимаются испытаниями новых моделей воздушных судов и производят заводской облёт серийно выпускаемых.

Состав лётного экипажа зависит от типа воздушного судна и условий полёта. В него помимо командира (первого пилота) могут входить второй пилот, штурман и др. (Состав экипажа экспериментального самолёта или вертолёта определяется разработчиком.)

Командир управляет самолётом, принимает решения о взлёте и посадке, о действиях экипажа в сложных ситуациях.  Получив разрешение авиадиспетчера, первый пилот выруливает на взлетно-посадочную полосу, где самолет берет разгон и, оторвавшись от земли, набирает высоту.  Он управляет самолётом в соответствии с расчётной траекторией полёта и временем. Принимать решения командиру помогают сообщения диспетчеров, показания приборов и так называемое чувство полёта, которое складывается из звука работающего двигателя, ощущений вибрации и крена.

 Лётчику, а особенно командиру корабля, приходится работать в жестких временных рамках, когда на каждую операцию отведено совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым включиться в решение сложных задач, которые в полёте могут возникнуть неожиданно.

И от военного, и от гражданского лётчика работа требует полной отдачи времени, сил и помыслов. Кроме того, авиация находится в постоянном развитии. Появляются всё новые и новые машины. Поэтому авиаторы учатся всё время, постоянно сдают разнообразные экзамены, переучиваются с одного типа самолета на другой.

Важные качестваДля лётчика важны высокое чувство ответственности, лидерские качества, отсутствие страха высоты, высокая эмоционально-волевая устойчивость, способность к быстрому переключению внимания, быстрая реакция, высокий интеллект, усидчивость, стремление овладевать чем-то новым.  Необходимо безупречное здоровье, острые зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, устойчивость вестибулярного аппарата.

Знания и навыкиНеобходимо знание воздушного судна, а также навыки управления им. При работе на международных линиях необходимо знание разговорное английского языка.

Где учатВоенный лётчиков и пилотов гражданских авиалиний готовят в лётных училищах.

Гражданская авиацияУльяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиацииИмеет филиал: Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж). И др.

Военная авиацияКачинский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" (Качинский им. А.К. Серова филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского) Готовит лётчиков на самолётах с высшим военно-специальным образованием.  Название до 2010 г.: Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (Военный институт).

Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков (военный институт). (филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского) Готовит летчиков на вертолетах с высшим военно-специальным образованием.И др.

mvnik.ru

Реферат Военный лётчик

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Общая информация
  • 2 Первые лётчики
  • 3 Военный лётчик
  • 4 Лётчик-испытатель
  • 5 Известные лётчики
  • 6 Профессия лётчика в кино
  • 7 Литература
  • 8 Документальные фильмы
  • Примечания
  • 10 Иллюстрации

Введение

Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор.

1. Общая информация

Наиболее часто лётчиков делят на военных, гражданских и любителей (деление условное, так как порой военные лётчики переходят на гражданскую службу в гражданскую авиацию — например, это было характерно после окончания Второй мировой войны).[Существуют также лётчики экспериментальной авиации, производящие испытания как абсолютно новых воздушных судов, так и заводской облёт серийно выпускаемых.

Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации — пилот. Обучение профессиональных лётчиков (пилотов) производится в лётных училищах, пилотов-любителей — в аэроклубах.

С появлением авиационных симуляторов, доступных широкому кругу пользователей персональных компьютеров, в посвящённых симуляторам интернет сообществах говорят о появлении нового типа лётчиков — виртуальных. Несмотря на это, данное понятие не имеет отношения к реальной авиации.

Существует легенда о том, что русское слово «лётчик» придумал Велимир Хлебников, легенда была опровергнута в 1979 году[1].

2. Первые лётчики

  • Можайский Александр Фёдорович - российский изобретатель-авиаконструктор первого в мире самолёта (первый в мире патент на самолёт от 3(15).11.1881г. по заявке от 4(16).06.1880г.), совершившего первый в мире полёт 20 июня 1882г.
  • Братья Райт — американские изобретатели-авиаконструкторы.
  • Зверева, Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-пилот.
  • Кэйли, Джордж — английский учёный и изобретатель, один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов.
  • Лилиенталь, Отто — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц.
  • Пегу, Адольф — французский пионер авиации.

3. Военный лётчик

Советский лётчик на пяти рублях 1937 г.

В 1965 году введены почетные звания Заслуженный военный лётчик СССР и Заслуженный военный штурман СССР, в 1992 году — Заслуженный военный лётчик Российской Федерации и Заслуженный военный штурман Российской Федерации.

В числе выдающихся военных лётчиков:

  • Нестеров, Пётр Николаевич — Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова), впервые применил таран.
  • Маресьев, Алексей Петрович — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (Мересьева).
  • Шулайкина, Лидия Ивановна — единственная женщина-штурмовик в морской авиации.
  • Майданов, Николай Сайнович — Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, командир 325-го отдельного боевого транспортного вертолётного полка, полковник. Единственный военный лётчик являющийся Героем Советского Союза и России.

4. Лётчик-испытатель

.

14 августа 1958 — Учреждено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

5. Известные лётчики

  • Гагарин Ю. А.
  • Султан, Амет-хан
  • Бахчиванджи Г. Я.
  • Галлай М. Л.
  • Гризодубова В. С.
  • Гастелло Н. Ф.
  • Гарнаев, Юрий Александрович
  • Гарнаев, Александр Юрьевич
  • Кожедуб И. Н.
  • Леваневский С. А.
  • Покрышкин А. И.
  • Покрышев П. А.
  • Попков В. И.
  • Речкалов Г. А. (незаслуженно забыт; Дважды Герой Советского Союза)
  • Савицкая С. Е.
  • Сафонов Б. Ф.
  • Симонов, Михаил Васильевич
  • Талалихин В. В.
  • Уточкин С. И.
  • Чкалов В. П.
  • Шестаков С. А (незаслуженно забыт[источник не указан 149 дней]; участник (командир экипажей) дальних перелётов Москва—Токио—Москва (1927) и Москва—Нью-Йорк (1929))
  • Осканов С. С.
  • Луи Блерио
  • Чарльз Линдберг
  • Амелия Эрхарт
  • Ганс-У́льрих Ру́дель
  • Эрих Хартманн
  • Герман Геринг
  • Ханна Райтш
  • Рихтгофен, Манфред фон
  • Эрнст Удет
  • Ткаченко, Игорь Валентинович

6. Профессия лётчика в кино

.

  • Pilotseye.tv
  • «Им покоряется небо»
  • «В бой идут одни „старики“»
  • «Дни лётные»
  • «Мимино»
  • «Хроника пикирующего бомбардировщика»
  • «Экипаж»
  • «Top Gun»
  • «Эскадрилья Лафайет»
  • «Стелс»
  • «Рыцари неба»
  • «Авиатор»
  • «Небо и земля»
  • «Неподсуден»
  • «Высший пилотаж»
  • «История лётчика»
  • «Небесный тихоход»
  • «Перл-Харбор»

7. Литература

  • Василий Васильевич Ершов. «Раздумья ездового пса». Мемуары капитана Гражданской авиации. в библиотеке Максима Мошкова

8. Документальные фильмы

  • «Испытатели. Выжить в катастрофе.» (2005, Россия).

Примечания

  1. Борис Бухштаб. «Философия „заумного языка“ Хлебникова» - magazines.russ.ru/nlo/2008/89/bb4.html

10. Иллюстрации

  • Русские военные авиаторы готовы к полёту на германском фронте. Весна 1916

  • Серия почтовых марок СССР 20 лет РККА, 1938. Лётчик

  • Стандартная марка СССР Лётчик, 1949

  • Финская листовка 1939 года, обещавшая 10 тыс. долларов советским лётчикам за сданный самолёт.

скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 17:51:32Похожие рефераты: Заслуженный военный лётчик СССР, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, Лётчик-ас, Хан Ханс (лётчик), Ночной летчик, Лётчик-космонавт, Лётчик-космонавт РФ.

Категории: Авиационные профессии.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru