Большие десантные корабли проекта 775. Проект 775


Большие десантные корабли проекта 775 — WiKi

Большие десантные корабли проекта 775 (по кодификации НАТО — Ropucha, польск. жаба) — серия больших десантных кораблей (БДК) построенных в Польше на верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске для ВМФ СССР. Корабли предназначены для высадки морского десанта на необорудованное побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Корабли этого проекта являются основой российского десантного флота. До 1977 года классифицировались как «средние десантные корабли».

На смену десантным кораблям проекта 775 должны были прийти корабли нового проекта 778, первые два корабля были заложены так же на верфи в Гданьске. После распада СССР, в 1992 году, оба недостроенных корабля нового проекта были разрезаны на стапелях.

Проект

ВМФ СССР нужен был новый десантный корабль для замены стареющих БДК проекта 1171. Корабль должен был стать специально спроектированным для десантных операций, иметь более мощное вооружение и живучесть, в отличие от проекта 1171, сделанных на основе сухогруза. Корабли проекта должны были занимать промежуточное значение между «Носорогами» и СДК. Проектирование осуществлялось в Польше. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, а главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1-го ранга Б. Н. Молодожников, потом — гражданский специалист М. И. Рыбников.

Конструкция

Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.

Вооружение

Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют две ПУ МС-73 РСЗО А-215 «Град-М» калибра 122-мм, способные вести огонь с интервалом 0,5 секунды на дальность 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм АУ АК-725 с дистанционным наведением. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775М вместо двух АК-725 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-176 и две установки АК-630М.

Радиотехническое вооружение

Управление механизмами наведения на кораблях проекта 775 и 775/II осуществляется при помощи приборов управления стрельбой МР-103 «Барс», а на кораблях проекта 775/III для управления артиллерийским вооружением установлена единая система управления огнём МР-123/176 «Вымпел». Для управления огнём реактивной артиллерии устанавливалась СУО ПС-73 «Гроза».Также корабли проекта оборудованы радиолокационной станцией общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км (на кораблях пр. 775/III вместо МР-302 установлена МР-352 «Позитив») и двумя навигационными РЛС МР-212/201 с дальностью действия до 64 км (в ходе постройки и модернизаций на корабли могли устанавливаться различные НРЛС: «Дон», «Вайгач», «Миус»).

Десантные возможности

Десантовместимость:

Либо:

  • вариант 1 - 13 средних (основных) танков;
  • вариант 2 - 13 БТР;
  • вариант 3 - 20 грузовых автомобилей;
  • личный состав десанта (при всех вариантах загрузки) — 150 чел.  

Размеры грузового отсека 55 × 6,5 × 4,5 м + 40 × 4,5 × 4,5 м., масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.

Служба

За время своей службы корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях не понеся потерь:

В 1986 году с началом очередного витка гражданской войны в Йемене эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден[источник не указан 437 дней].

В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра[источник не указан 437 дней].

Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине и Курилах[источник не указан 437 дней].

Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999 года, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек личного состава[источник не указан 437 дней].

12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием МПК «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМС Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября[источник не указан 437 дней].

22 марта 2011 года, десантный корабль Военно-Морских Сил Украины «Константин Ольшанский» прибыл в Ливию, где разгоралась гражданская война, для эвакуации граждан Украины. На борт были приняты 193 человека, из них 85 граждан Украины и 108 граждан из 14 других стран мира. 4 апреля корабль прибыл на Мальту, где были высажены 79 человек. 11 апреля корабль прибыл в Севастополь, доставив туда граждан Украины и стран СНГ[источник не указан 437 дней].

С начала военного противостояния в Сирии и по сей день (декабрь 2015), БДК данного проекта, трёх флотов Российской Федерации, принимают активное участие в доставке грузов сирийскому правительству (Сирийский экспресс), через российскую базу материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартус[источник не указан 437 дней].

В ночь с 5 на 6 марта 2014 года путём затопления на входе в бухту Донузлав (АР Крым) Черноморским флотом РФ своих старых кораблей БДК «Константин Ольшанский» был заблокирован на своей стоянке. После 18 дней обороны корабль был захвачен российскими военнослужащими. На начало августа 2014 года корабль входит в состав 197 бригады десантных кораблей Черноморского флота России[источник не указан 437 дней].

Состав серии

БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.

Цвета таблицы:Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян Серый  — находится на хранении

Фотографии

Примечания

Литература

  • Щербаков Владимир Десантные корабли ВМФ России. Часть 2 (рус.) // Техника и вооружение. — М.: Техинформ, 2014. — № 01. — С. 4-7. — ISSN 1682-7597.

Ссылки

ru-wiki.org

Большие десантные корабли проекта 775

  

 

 

 

  

 

Разрабатывая основы боевого применения десантных сил флота, руководство советских ВМС основываясь на опыте учений и боевых служб к началу 70-х годов прошлого века пришло к выводу, что в составе десантных сил флотов следует иметь несколько видов десантных кораблей: большие десантные корабли (БДК), обеспечивающие перевозку и десантирования батальона морской пехоты со средствами усиления, средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты и малые десантные корабли (МДК) - обеспечивающие, соответственно взвод. В составе ВМФ имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К)  в основном отвечающих вышеперечисленным требованиям. Что касается СДК, то состоящие на вооружении корабли проектов 770, 771 и 773 обеспечить перевозку и высадку роты морской пехоты были не способны и нуждались в замене. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту. До сих пор корабли для десантных сил флота создавались на основе имеющихся сухогрузов, или же это были совмещенные проекты (проект 1171). Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия "Северная верфь" ("Stocznіa Polnocna") в г. Гданьске. Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры. Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта. В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 БДК (их еще иногда называют БДК проекта 775/I).   Вторая серия состоящая из 16 кораблей (проект 775/II) строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения  и радиолокационным оборудованием. Строительство третей серии БДК не было осуществлено по причине распада СССР. Десантный корабль проекта 775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием с оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной техники и подразделений морской пехоты или морского десанта, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытую носовую аппарель, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовую аппарель или кормовой лацпорт .Корабль мог использоваться для постановок минных заграждений, а также  для перевозки морем различных грузов и пассажиров, кроме того, десантный корабль мог использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК проекта 775 принимали участие в различных операциях советского ВМФ. Так в 1986 г. они приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене. В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии. В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой  российского миротворческого контингента на территории Югославии. В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота (ЧФ) "Ямал" (БДК-67 проект 775) т "Саратов" (проект 1171) доставили и высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты ЧФ. Все БДК проекта 775 поступили на вооружение исключительно советского ВМФ. Вкратце судьба кораблей проекта: I серия : БДК-47 - введен в состав КБФ 1.7.1974 г. . списан 17.12.1994 г.; БДК-48 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-63 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-90 - введен в состав ТОФ 30.11.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-91 - введен в состав СФ 30.6.1976 г. . с 2000 г. БДК "Оленегорский горняк"; БДК-181 - введен в состав ТОФ 9.10.1976 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-182 - введен в состав СФ 30.11.1976 г. с 9.2.1999г. БДК "Кондопога" ; БДК-183 - введен в состав СФ 15.3.1977 г. с 10.4.2003г. с 10.4.2003 г. БДК "Котлас", списан 22.6.2005 г.; БДК-197 - введен в состав ТОФ 29.9.1977 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-200 - введен в состав СФ 1977 г. . списан 30.6.1993 г.; БДК-55 - введен в состав СФ 30.7.1978 г. с 2001 г. БДК "Александр Отраковский"; БДК-119 - введен в состав флота 27.2.1979 г. . передан ВМФ Южного Йемена в 2002 г.;   II серия : БДК-14 - введен в состав ТОФ 31.8.1981 г., списан 3.5.2001 г.; БДК-101 - введен в состав ТОФ 19.12.1981 г. с 24.1.2006 г. БДК "Ослябя"; БДК-105 - введен в состав КБФ 2.3.1982 г. списан 10.4.2002 г. ; БДК-98 - введен в состав ТОФ 28.9.1982 г. с 25.7.2011г. БДК "Адмирал Невельский"; БДК-32 - введен в состав СФ 1982 г. списан 10.4.2002г.; БДК-43 - введен в состав КБФ 15.5.1983 г. с 16.9.2000 г. БДК "Минск"; БДК-58 - введен в состав КБФ 9.12.1984 г. с 30.4.1999 г. БДК "Калининград"; БДК-45 - введен в состав КБФ 5.3.1985 г. с 2002 г. БДК "Георгий Победоносец"; БДК-56 - введен в состав КЧФ в 1985 г. в 1992 г. передан в ВМФ Украины, ныне БДК "Константин Ольшанский"; БДК-60 - введен в состав КБФ 31.12.1985 г. с 1986 г. БДК "Александр Шабалин"; БДК-43 - введен в состав КЧФ 30.9.1986 г. с 10.5.1989 г. БДК "Цезарь Куников"; БДК-46 - введен в состав КЧФ 30.11.1987 г. с 7.2002 г. БДК "Новочеркасск"; БДК-67 - введен в состав КЧФ 30.4.1988 г. с 3.1.2002 г. БДК "Ямал"; проект 775М : БДК-54 - введен в состав КЧФ 12.10.1990 г. с 23.11.1998 г. БДК "Азов"; БДК-11 - введен в состав ТОФ 24.1.2006 г. с 16.9.2000 г. БДК "Пересвет"; БДК-61 - введен в состав КБФ 10.7.1991 г. с 30.8.2000 г. БДК "Королев". На замену выбывших кораблей до сих пор не поступило почти ничего. Печально, товарищи офицеры.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                           Наименование характеристики

Единица измерения

Проект 775

Проект 775М

    1

Стандартное водоизмещение

              т

3450

3450

    2 Полное водоизмещение               т

4080

4080

    3

Длина

   м

112, 5

112, 5

    4

Ширина

   м

15

15

    5

Осадка

              м

3,7

3,7

    6

Скорость полного хода

         узлов

17,8

17, 8

    7

Дальность плавания на ходу в 12 узлов

         миль

6000

6000

   8

Грузоподъемность максимальная

т

615

615

    9

Мощность силовой установки: Дизели «Згода-Зульцер» 16ZVB40/48, 3 ДГ

             л.с.

2х9600

2х10 500

  10 Автономность

сут.

30

30

  11 

Экипаж офицеры/матросы и старшины

           чел.

17/81

17/81

  12

Вооружение ПВО:  - ПУ МТУ-4 ПЗРК ЗРК "Стрела" ("Игла")

к-т

2 (4)

4 ("Игла")

  13

Артиллерийское вооружение:  - 57 мм АК-725

                                                          - 76 мм АК-76М

                                                          - 30 мм АК-630М

                                          - 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М"

                                          - 45 мм 21КМ (БДК-11, БДК-67)

  к-т

2

-

-

2

2

-

1

2

2

2

  14 Боекомплект: - 57 мм выстрелов

                             - 76 мм выстрелов

                             - 122 мм НУРС

                             - мины

           шт. 2200

-

320

90

-

550

320

90

  15 Радио-техническое вооружение (РТВ):

- РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка"

- РЛС общего обнаружения МР-352 "Позитив-М"

- НРЛС "Дон" ("Миус", "Вайгач")

- комплекс РЭБ ПК-16

к-т  

1

-

1

-

 

-

1

1

2

  16 Десантовместимость: - основные танки

                                          - личный состав

шт.

10

340

10

340

 

cris9.armforc.ru

Проект 775 - это... Что такое Проект 775?

БДК проекта 775 Основная информация Параметры Технические данные Вооружение
БДК Ямал проекта 775
Тип Большой десантный корабль
Верфь Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша)
Тоннаж 3450 нормальное, 4080 полное
Длина 112,5 м
Ширина 15 м
Осадка 3,7 м
Силовая установка 2 дизеля
Мощность 2 x 10 500 л.с.
Скорость 17,8 узлов
Автономность плавания 6000 миль на 12 узлах
Экипаж 87 человек
Артиллерия 2 двуствольных АК-725 калибра 57 мм
Торпедно-минное вооружение до 90 мин
Ракетное вооружение 2 20-ствольные установки 122-мм РСЗО «Град»
Зенитное вооружение 4 ПЗРК «Стрела-2»

Проект 775 с правого борта

Проект 775 рядом с ГРКР Москва

Большие десантные корабли проекта 775 (ROPUCHA I по классификации НАТО) — проект советских БДК. Предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Грузовой отсек проходит по всей длине корпуса и имеет кормовую и носовую аппарели, облегчающие погрузку — разгрузку и позволяющие производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов. Рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 13 танков. Размеры грузового отсека 95×4,5×4,5 м, масса груза - до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах. Суммарная мощность дизель-генераторов 500 кВт. Корабли оборудованы РЛС обнаружения воздушных целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи. Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы. Артустановки АК-725 оснащены радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-103 и имеют боекомплект 1100 снарядов на установку. На некоторые корабли этого проекта устанавливались морские варианты РСЗО "Град".

Все корабли этого проекта строились в Гданьске, Польша. Всего, в общей сложности, произведено 25 кораблей проекта 775 , и 3 модернизированных, проекта 775М (отличаются вооружением), которыми была завершена серия.

БДК этого проекта строились в 1975—1985. Один корабль проекта 775 в 1979 был экспортирован в Йемен, где по-прежнему находится в составе ВМФ.

Корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из порта Аден (Йемен). В 1991 году, участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра. Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине, Курилах. Участвовали в оказании интернациональной помощи иностранным государствам в зонах боевых действий бассейна Индийского океана. Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта была в августе 1999, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию, когда за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек. 12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России - «Ямал» и «Саратов», под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец», высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции, БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. Были заложены два корабля этого проекта. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.

Корабли проекта 775 находящиеся в составе ВМФ России Исходное название Нынешнее название Год постройки Состояние
Северный флот
БДК-91 Олене­горский горняк 1976 в строю
БДК-182 Кондопога 1977 разоружен в 2007 году
БДК-32 БДК-32 1982 в строю
БДК-55 Александр Отраковский 1978 в строю
БДК-45 Георгий Победоносец 1985 в строю
Балтийский флот
БДК-43 Минск 1984 в строю
БДК-102 Калининград 1984 в строю
БДК-110 Александр Шабалин 1985 в строю
БДК-61 Королёв 1990 в строю
Черноморский флот
БДК-46 Новочеркасск 1987 в строю
БДК-64 Цезарь Куников 1986 в строю
БДК-54 Азов 1990 в строю
БДК-67 Ямал 1987 в строю
Тихоокеанский флот
БДК-14 БДК-14 1981 списан
БДК-98 БДК-98 1982 в строю
БДК-101 Ослябя 1982 в строю
БДК-11 Пересвет 1990 в строю

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Большие десантные корабли проекта 775

На Западе большие десантные корабли (БДК) проекта 775 получили условное наименование Ropucha, что в переводе с польского означает «Жаба». Но несмотря на столь несимпатичное прозвище, эти корабли оказались одними из самых удачных в своем классе.

Опыт крупномасштабных учений советского ВМФ 60-х годов прошлого века показал, что десантные суда, спроектированные на основе гражданских сухогрузных теплоходов, не вполне удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Флоту был необходим корабль с повышенными боевыми возможностями, способный принять на борт усиленную роту морской пехоты с полным комплектом вооружения, включая бронетехнику.

ПРОЕКТ

Проектирование нового корабля осуществлялось по советскому техническому заданию в Польше. Его главным конструктором стал польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Проекту был присвоен номер 775. Первоначально десантные корабли относились к подклассу средних (СДК), но вскоре их переклассифицировали в БДК океанской зоны. Серийная постройка кораблей также осуществлялась в Польше, на Северной верфи («Сточня Полночна») в Гданьске.

Всего в период с 1974 по 1991 год было сдано 28 БДК проекта 775; все они вошли в состав ВМФ СССР. Еще два корабля, заложенных по усовершенствованному проекту 778, остались недостроенными, и в 1992 году их разобрали на металл.

ОПИСАНИЕ

Особенности конструкции БДК проекта 775 — переменная осадка, сквозная танковая палуба и развитая надстройка. Танковая палуба размерами 95 х 4,5 х 4,5 м оборудована кормовым герметичным откидным лацпортом для погрузки техники с пирса при швартовке кормой и носовой аппарелью, позволяющей высаживать боевые машины на берег или в море при волнении до четырех баллов. Расчетная десантовместимость корабля — 300 человек с оружием и 10 основных боевых танков. Личный состав десантной роты размещается в кубриках и офицерских четырехместных каютах. Благодаря малой осадке и расположению гребных винтов внутри туннелей БДК может действовать на мелководье и совершать внутренние переходы по рекам.

Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 57-мм артустановок АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой МР-105 (дальность стрельбы — до 16 км, скорострельность — 100 выстрелов в минуту). Последние девять кораблей серии уже в ходе постройки дополнительно вооружили реактивной системой залпового огня (РСЗО) МС-73 «Град-М» с системой управления «Гроза» (две установки, дальность стрельбы — 21 км). РСЗО предназначалась для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника перед высадкой десанта. Наконец, три последних корабля (БДК-11, БДК-54 и БДК-61) строились по проекту 775/III (или 775М): вместо 57-мм артиллерии они получили одну 76-мм артсистему АК-176М и две шестиствольные 30-мм автоматические установки АК-630М. Кроме того, часть БДК была оснащена переносными зенитными ракетными комплексами самообороны «Стрела» или «Игла». БДК проекта 775 оборудованы радиолокационными станциями (РЛС) общего обнаружения МР-302 «Рубка» (на проекте 775/III — МР-352 «Позитив»), двумя навигационными РЛС, развитыми средствами радиосвязи и пассивными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Корабли проекта 775 входили в состав всех четырех флотов ВМФ СССР. Первоначально они имели литерно-цифровые обозначения,впоследствии им были присвоены названия: «Александр Шабалин» (бывший БДК-60), «Цезарь Куников» (БДК-64), «Калининград» (БДК-58), «Ямал» (БДК-67),«Азов»(БДК-54) и др. БДК принимали участие в учениях и маневрах, обеспечивали снабжение флотских гарнизонов на Камчатке, Сахалине, Курилах. В 1986 году они эвакуировали советских граждан из охваченного гражданской войной Йемена, в 1991 году участвовали в аналогичных операциях в Эфиопии. В августе 1999 года пять кораблей проекта 775 за два рейса доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию — всего 650 человек и 260 единиц техники.

12 августа 2008 года БДК «Ямал» принимал участие в высадке российского десанта в грузинском порту Поти. В 1979 году только что полученный флотом БДК-119 был передан Южному Йемену. Впоследствии он входил в состав ВМС объединенного Йемена, а в 2002 году был разоружен и переоборудован в сухогрузный теплоход.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БДК ПРОЕКТА 775 (1-Я СЕРИЯ)

  • Водоизмещение, т:— стандартное: 2768— полное: 4000
  • Размерения, м:— длина максимальная: 112,5— ширина максимальная: 15,0— осадка кормой: 3,7
  • Энергетическая установка: 2 дизеля «Згода-Зульцер» общей мощностью 19 200 л. с.
  • Скорость максимальная, узлы: 18 (33,3 км/ч)
  • Дальность плавания: 6000 миль на скорости 12 узлов
  • Вооружение: 4 х 57-мм орудия AK-725
  • Экипаж, чел.: 87 (включая 8 офицеров)
    6650      

warfor.me

Большие десантные корабли проекта 775

История появления и проектирования десантных судов проекта 775

Теория применения морского десанта в СССР предполагала 3 типа десантных судов:

  • Большие десантные корабли (БДК), для перевозки и десантирования батальона морской пехоты с боевыми машинами.
  • Средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты.
  • Малые десантные корабли (МДК), обеспечивающие боевые действия взвода морской пехоты.

К началу 1970-х в составе флота имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К), а вот с СДК вышла накладка — существующие суда проектов 770, 771 и 773 выполнить возложенные на них задачи были не способны и их требовалось заменить.

В 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по заданию на проектирование нового СДК. Серия получила индекс «проект 775» и должна была стать первой серией десантных кораблей специальной постройки — до этого для целей высадки десанта использовались в основном переделанные сухогрузы.

Большой десантный корабль проекта 775

Большой десантный корабль проекта 775

Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия «Северная верфь» («Stocznіa Polnocna») в г. Гданьске. Руководителем проекта был инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина.

Уже в ходе проектных работ разрабатываемый средний десантный корабль из-за постоянного роста водоизмещения, бsk переквалифицирован в большой десантный корабль. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Конструкция и серийная постройка десантных судов проекта 775

Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта.

В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 кораблей. Вторая серия состоящая из 16 кораблей строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения  и радиолокационным оборудованием. Строительство третьей серии не было даже начато в связи с развалом СССР. В настоящее время практически все БДК проекта 775 выведены из состава флота.

Десантный корабль проекта 775 это многопалубное, плоскодонное судно океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По всей длине корабля проходит танковая палуба, в носовой части судна размещена аппарель для спуска на сушу техники и пехотинцев, а на корме — кормовой лацпорт для выгрузки и загрузки плавающей техники.

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Также БДК проекта 775 могут использоваться для постановки минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров.

Применение десантных судов проекта 775

  • 1986 г. БДК проекта 775 приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене.
  • В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии.
  • В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой  российского миротворческого контингента на территории Югославии.
  • В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота «Ямал» (БДК-67 проект 775) и «Саратов» (проект 1171) высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты.

источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет

armedman.ru

БДК проекта 775

БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 775

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 (Ropucha class) предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой.

Опыт боевой службы и многочисленных учений в 60-70 годах ХХ века показал неудобство тех ДК, которые не могли перевозить и высаживать целое подразделения морской пехоты. Поэтому было принято, что БДК должен перевозить один батальон, СДК роту, а МДК взвод. Поскольку в этот период морская пехота была полностью оснащена бронетанковой техникой, то, соответственно, СДК должен был принимать от 10 до 13 средних танков. Этим требованиям не удовлетворяли имевшиеся СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту. До сих пор корабли для десантных сил флота создавались на основе имеющихся сухогрузов или же это были совмещенные проекты (проект 1171).

Проектирование десантных кораблей проекта 775 осуществлялось основе мощностей предприятия "Северная верфь им. Героев Вестерплятте" ("Stocznіa Polnocna") в г. Гданьске (ПНР). Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Корабли были заложены и построены на судоверфи «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти» ("Stocznia Polnocna") в Гданьске (Польша). С 1974 по 1991 год построено 28 кораблей данного проекта. Первая серия в 12 СДК была закончена в 1977 году. Вторая серия из 16 СДК (пр.775/II) была закончена в 1991 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М). Корабли второй серии отличались другой РЛС общего обнаружения, а с третьего корабля и другими артустановками (76-мм АК-176 вместо 57-мм). Два корабля третей серии БДК были спроектированы (проект 778?) под новые танки Т-80, но в ВМФ СССР так и не поступили, поскольку были арестованы поляками из-за неплатежей в 1992 году.

Большой десантный корабль проекта 775.

Конструкция

БДК проекта 775 - многопалубный корабль типа «ro-ro» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля, и развитой кормовой надстройкой. Надстройки изготовлены из легких сплавов. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 12 отсеков. Корпус на всем своем протяжении имеет двойное дно. Танковый трюм имеет высоту двух межпалубных пространств. Он отделен от наружных бортов продольными переборками. По высоте трюма, между этими переборками и наружной обшивкой корпуса, расположены кубрики для личного состава десанта, оба МО (в 10-м отсеке) с газоходами и шахтами вентиляции, а также механизмы обслуживания носового высадочного устройства и кормового закрытия-сходни. Под палубой танкового трюма расположены балластные цистерны (обеспечивающие проход корабля во время высадки к урезу воды), а в междудонном пространстве -топливные цистерны. Корпусные конструкции в носовой оконечности имеют специальные подкрепления, предотвращающие деформацию обшивки во время касания грунта.

БДК имеет 2 носовых якоря и специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованого берега, а также стягивает с мели при отходе от берега.

Большой десантный корабль проекта 775

Нормальное водоизмещение корабля составляет 4080 т, наибольшая длина - 112.5 м, ширина - 15,01 м, осадка – 3,6 м. Корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) в танковый трюме (длина 95 м, ширина 4.5 м, высота 4.5 м), на оборудованное, необорудованое побережье или на плав при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта на побережье...

Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. Кормовое закрытие-сходня представляет герметично закрывающийся лацпорт. Устройства управляются дистанционно с единого централизованного поста (основной режим) или с местных постов управления (резервный режим).

Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованое побережье с минимальным уклоном дна 2 - 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов), при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.

 

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-103, дальностью стрельбы до 9 км и боекомплектом в 1100 снарядов на каждую АУ. Скорострельность - 100 выстрелов в минуту. Осколочно-трассирующие снаряды оснащены контактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

Артиллерийская установка АК-725      Артиллерийская установка "АК-725"

 

На последних 6-и кораблях пр.775-II установлены 122-мм РСЗО БМ-21 «Град-М».

Радиолокационное вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи. Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы.

Силовая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизельных двигателя Zgoda - Sulzer 16ZVB40/48 мощностью по 9600 л.с. работающих на два гребных винта, расположенных в тоннельном образовании в кормовой оконечности корабля. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора ДГ-750 мощностью до 500 кВт. Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль.

Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 30 суток. Экипаж 98 человек, в т.ч. 8 офицеров.

Источники:

  • Апальков Ю.В. "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли", 2007 г.
  • Десантные корабли на портале "НАШ ФЛОТ".
  • Кофман В. "НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ"// "Моделист-конструктор", 1997, №08.
  • navalcadet.narod.ru

    большие десантные корабли проектов 775 и 1171

     

    К берегам древней Колхиды Корабли Черноморской военно-морской группы после захода для общего сбора в Новоозерном отправились к берегам Закавказья. Полтора года назад впервые эскадра Согласия зашла в гостеприимный грузинский порт Батуми, где в августе 2004 года состоялась церемония активации ЧВМГ под флагом грузинской стороны.  Работа в море причерноморцев проходит в спокойном режиме. Определенные трудности при совместном маневрировании задает погода.  Густой туман ухудшил видимость, добавив работы корабельным сигнальщикам и радиометристам. В один из дней резко усилился ветер. Но все трудности преодолеваются, хотя морякам приходится проявлять немало терпения и выносливости.  Прикомандированные на поход флагманский штурман части десантных кораблей капитан-лейтенант Игорь Дмитриев и командир БЧ-1 БДК «Новочеркасск» старший лейтенант Александр Козинцев  ведут прокладку, производят необходимые расчеты, несут положенные вахты.

    Сейчас на БДК «Ямал» находится группа десантников и водолазов под командой капитана Романа Ермакова.  Причем, в отличие от прошлых развертываний ЧВМГ костяк «черных беретов» составляют профессионалы. В тех же румынских или турецких ВМС   морские силы специального назначения представлены исключительно профессионалами. И при реальной работе по охране кораблей и проведении досмотровых операций показывают хорошие результаты. Морские десантники-черноморцы намерены не ударить лицом в грязь перед иностранными коллегами. В разговоре они без лишней скромности заявили – наступит момент, когда у них  будут учиться «морские котики» с берегов Блистательной Порты.Впрочем, дух здорового соревнования постоянно присутствует в боевой совместной работе эскадры «Общего моря». В соответствии с легендой учений с применением вертолета производится визуальная разведка зоны международного эмбарго. Пилоты винтокрылой машины с   фрегата УРО «Йылдырым», вне всякого сомнения, настоящие асы. Что неудивительно при принятой в морской авиации Турции системе отбора и подготовки экипажей. Практики полетов в реальных условиях им также не занимать. Но взаимная работа  кораблей ЧВМГ с нашим штурмовиком Су-24 также показала высокий класс российских авиаторов. Черноморский самолет с точностью до секунд прибыл в назначенный район, выполнил все предусмотренные планом учений действия.  Чем и заслужил слова благодарности командования эскадры «Общего моря».

    Румынская группа морских сил  специального назначения под командованием капитан-лейтенанта Костинела Джороя  провела учения по досмотру судна-нарушителя, который  изображал «Ямал».  Наши моряки первым делом обратили внимание  на экипировку и вооружение спецназовцев. Автоматическое оружие было представлено автоматами Калашникова АК-74 румынского производства. Но 9-мм пистолеты «Карпаты» оказались почти точной копией итальянской «Беретты», также выпускаемыми на берегах Дуная по лицензии. Мелочь, но и она не ускользнула от острого глаза «ямальцев». Наследники легендарных даков и римлян утоляли жажду не водой из общепринятых фляг, а  минералкой «Буковина» из пластиковых бутылочек.  «Наркотики» и нелегальный «эмигрант» были в короткий срок обнаружены и задержаны, документация судна проверена.  Солнечным апрельским утром,  накануне захода эскадры «Общего моря» в грузинские территориальные воды, вдали стали видны во всем великолепии скалистые заснеженные вершины Кавказа. Возвращение в Батуми Утром 14 апреля корабли Черноморской военно-морской группы. За время, прошедшее после первого развертывания под флагом румынской стороны в августе 2005  в руководстве грузинских военно-морских сил произошли определенные изменения. Так, заместитель  командующего по береговым войскам стал исполнять обязанности командующего ВМС. Как стало известно из официальных источников, полковник Коба Гурцкая обладает боевым опытом, во время грузино-абхазского вооруженного конфликта командовал батальоном. Недавно стал обладателем диплома об успешном окончании академии Вооруженных Сил Украины. На место начальника Батумского военно-морского района назначен капитан 2 ранга Михаил Баджелидзе. После протокольных визитов местным руководителям на фрегате УРО «Марашешти» состоялась пресс-конференция для представителей местных СМИ. Во всех городах Причерноморья, куда приходили корабли ЧВМГ, офицер по связям с прессой болгарский капитан-лейтенант Никола Стоянов проявил немало старания для помощи журналистам в полном и достоверном освещении мероприятий учений. Об оперативности работы местных газетчиков легко судить по следующим фактам. Наутро республиканская и городская газета «Аджария» вышла с фоторепортажем о прибытии кораблей эскадры «Общего моря». Настоящий профессионализм проявили сотрудники редакции Ирма Шершевадзе и Гурам Турашвили.Батуми – прекрасный город. Природа, казалось, наделила всеми красками этот благословенный уголок черноморского побережья. После затянувшейся крымской весны моряки попали  в  цветущий край. Погода здесь как в зоне субтропического, горного климата весьма переменчива. Солнце почти в одночасье может сменяться ненастьем. О чистоте моря убедительно свидетельствуют дельфиньи стада, заходящие в батумскую бухту поохотиться за рыбьими стаями. Весенняя путина в самом разгаре. На причалах множество местных рыболовов-любителей пытают свое рыбацкое счастье. Для причерноморцев принимающей стороной были организованы экскурсии по вечернему городу, в крепость Гонио-Аспар, в Ботанический сад. Нельзя не заметить, как на улицах аджарской столицы многочисленные рабочие обустраивают свой город. Несколько дней в гостеприимной Аджарии пролетают незаметно. Наш курс лежит в конечный порт нынешнего развертывания, в Новороссийск.  На прощании с Батумским ботаническим садом мы, пусть грузинские биологи на нас не обижаются, сорвали веточки канадской лиственницы, магнолии и цветок мушмулы. Почти две недели неувядаемая частица субтропической природы простояла в каюте, как напоминание о берегах Закавказья.    Российское «окончание» После расслабленного ритма жизни Батуми морские ворота юга России поражают своим динамизмом. На рейде Цемеской бухты, возле бесчисленных причалов находятся  на загрузке десятки многотоннажных судов – сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Днем на улицах города возникает ощущение почти московской  спешки – новороссийцам некогда терять время, надо торопиться зарабатывать деньги. Буквально как грибы после дождя поднимаются многоэтажные здания, выполненные в обычном европейском стиле.  Набережная недавно реконструировалась, стала просторнее, благоустроенней. Здесь, в Новороссийске, ордер Согласия завершает свои весенние учения. Но расставание кораблей обещает быть недолгим.   В августе причерноморские корабли вновь соберутся в Цемесской бухте. На сей раз, под командованием российского офицера. До скорой встречи, эскадра «Общего моря»!» О больших десантных кораблях можно говорить до бесконечности и все слова благодарности будут искренними. Вне сомнений, само существование Черноморского, «заграничного», флота России было бы весьма затруднительным. Не будь в его составе 197 бригады десантных кораблей. За истекшие   20 лет она перевезла на своих кораблях десятки тысяч людей, сотни тысяч тонн грузов и огромного количество техники.

     

    Уникальные снимок. Российский БДК "Ямал" и украинский БДК "Константин Ольшанский" в Новороссийске. Фото автора и из его личного архива.

    zapiskiprostozurnalista.blogspot.com