Эскадренные миноносцы проекта 7-У. Проект 7


Инженерные системы зданий в Москве – Лучшие цены!

Инженерные системы – это совокупность технических решений, которые предназначены для обеспечения здания или сооружения необходимыми для жизнедеятельности ресурсами (вода, тепло, электроэнергия). Любое сооружение нуждается в максимуме таких ресурсов, поэтому инженерные системы должны проектироваться вместе со зданием и установка их происходит непосредственно в процессе строительства. Без этих систем здание будет непригодным для жизни и нефункциональным.

К инженерным системам относятся системы электроснабжения, водоснабжения и канализации, наружного и внутреннего освещения, вентиляции и кондиционирования, газоснабжения, теплоснабжения, связи и сигнализации.

Закажите инженерные системы зданий от компании «Проект7»

 

Мы предлагаем инженерные системы зданий по лучшим ценам!

Инженерные системы зданий делятся на внутренние и наружные. К первым относятся электропроводка, системы водоснабжения и канализации, газоснабжения и другие системы, находящиеся внутри объекта. Наружные инженерные системы – это системы освещения и другие, которые находятся снаружи здания. ООО «Проект 7» к услугам всех, кому необходимо оборудовать объект всей необходимой инфраструктурой. Мы рады предложить вам качественный монтаж по лучшим ценам в Москве; при этом наши мастера используют самое лучшее оборудование – трубы, коммутацию, шаровые краны и прочие комплектующие, необходимые для монтажа систем водоснабжения, отопления, электроснабжения и других необходимых для полноценной жизнедеятельности систем.

Монтаж инженерных сетей, выполняемый сотрудниками ООО «Проект 7», выполняется в строгом соответствии со всеми строительными нормативами и правилами, признанными во всем мире. Поэтому надежность наших систем мы можем твердо гарантировать: отзывы многочисленных заказчиков, которые вы можете прочитать на сайте, только подтверждают это. Высокий профессионализм наших мастеров дает возможность проводить все необходимые коммуникационные системы на самый сложный объект, объяснять в деталях каждому заказчику все нюансы процесса монтажа простым и доступным языком, формируя тем самым максимально доверительные отношения. Нашим специалистам доверяют крупные строительные подрядчики, девелоперские компании; среди наших заказчиков присутствуют и государственные ведомства, которые также доверяют нам обеспечение водой, газом и электричеством наиболее ответственные объекты.

Если у вас возникла необходимость установить на вашем объекте инженерные системы (компания, которая сделает эту работу качественно, должна быть найдена заранее), вы обратились по правильному адресу. ООО «Проект 7» - компания, известная в Москве и за ее пределами как поставщик наиболее качественных монтажных услуг по ценам, приемлемым для большей части заказчиков.

За 10 лет успешной работы на рынке монтажных услуг у нас появилось множество постоянных заказчиков; ООО «Проект 7» зарекомендовало себя как один из лучших в Москве монтажников. Богатый опыт и высокая квалификация мастеров, работающих в нашей компании, дает возможность оперативно осуществлять монтаж электропроводки, водопровода и других инженерных систем, необходимых для нормального функционирования здания – будь то жилой дом, офисный центр, административное здание или развлекательное заведение. Мы используем наиболее качественное оборудование и комплектующие, которые обладают большим эксплуатационным сроком, поэтому установленные нами системы служат очень долго. Каждый объект, оборудованный нашими специалистами, сопровождается гарантийным обслуживанием. Прямое сотрудничество с поставщиками необходимого оборудования дает нам возможность предлагать самые доступные по цене и при этом качественные инженерные системы в Москве.

projectseven.ru

Проект дома 7 на 7

Каждый человек имеет определенные цели в жизни. Одной из них кто-то видит строительство собственного дома. Этому предшествует серьезная подготовка, которая включает в себя покупку участка, а также необходимых строительных материалов. Но правильный подход к решению этих вопросов невозможен без качественного планирования. Оно включает в себя составление продуманного проекта, в котором будут учтены потребности семьи и особенности местности. В статье будут рассмотрены варианты планирования жилища с площадью 7×7.

Этажность

Прежде чем выбрать конкретный план для строительства будущего дома, необходимо определиться с тем, какой он будет этажности. Преимущество нескольких этажей в доме понятны сразу. Второй этаж расширяет пространство, создавая дополнительную территорию, которую можно использовать для проживания хозяев или для приема гостей. Но второй этаж абсолютно необязателен для создания максимально комфортных условий для проживания. Стоит подумать о преимуществах одноэтажного дома перед тем, как соглашаться на проект в несколько этажей. Среди основных важно оценить следующие:

  • экономия материала;
  • меньшие сроки по возведению;
  • упрощенная конструкция;
  • особый подход к планированию пространства;
  • безопасность.

Двухэтажный дом действительно может быть лучшим решением в том случае, когда планируется проживание большой семьи. Но при возведении одноэтажного проекта расход материала значительно меньше, что позволяет сократить бюджет на реализацию задумки. При этом есть возможность осуществлять строительство более качественно, не экономя на количестве. В большинстве случаев возведение одноэтажного здания занимает меньше времени. Это включает в себя также и внутреннюю отделку, которая подчас требует больших усилий и ресурсов, чем выгон стен. Есть правило, которое гласит, что чем конструкция проще, тем она надежнее. Его можно применить и к одноэтажному строению. Конструкция одноэтажного дома обладает большей прочностью и способна выдержать большие ветровые нагрузки при правильных расчетах. Если в доме есть пожилые родители, то лестница на второй этаж может стать непреодолимым препятствием, что также может быть причиной выбора одноэтажных проектов.

Виды проектов

Когда этажность здания уже определена, можно перейти к выбору способа составления проекта. Существует два варианта:

  • типовой;
  • индивидуальный.

Первый вариант проекта позволяет взять за основу уже готовые решения, которые были проверены годами. Преимуществами такого вида проекта является возможность сэкономить, т. к. используются стандартные материалы. Кроме того, всегда есть возможность увидеть уже реализованный типовой проект в готовом виде и оценить, стоит ли на него соглашаться. Если есть требуемые знания, то составить проект будущего дома можно самостоятельно. Есть также вариант заказать индивидуальный проект архитектору и дизайнеру. В этом случае будет возможность корректировать каждый из узлов в будущем здании. Кроме самого проекта, есть преимущество выбрать тип отделки и увидеть на объемной модели, как это будет смотреться после завершения. Индивидуальный проект позволит наилучшим образом спланировать пространство на каждом из планируемых этажей дома с размерами 7 на 7.

Готовые проекты

Именно так может выглядеть первый из двух этажей дома с общей площадью в 98 квадратных метров. Как видно, правильная планировка позволила разместить все необходимые помещения для комфортного проживания. Площади кухни в 8 квадратных метров будет вполне достаточно, чтобы свободно разместить там кухонный гарнитур и небольшой обеденный стол. При этом максимальная эффективность используемого пространства достигается расположением кухонного уголка углом. Окно при этом остается открытым, что не перекрывает приток естественного освещения. Так как большая семья не сможет поместиться за обеденным столом на такой кухне, дополнительно предусмотрена возможность принимать пищу в зале или гостиной. Ее площадь составляет чуть больше 19 м2, такого пространства будет достаточно, чтобы провести время не только с друзьями, но и с семьей.

Совет! При желании планировка кухни может быть осуществлена иным образом.

Настенные шкафы перевешиваются на стену, которая находится напротив, стол перемещается в другой угол. В этом случае открывается возможность соорудить дополнительный проем без дверей, который объединит гостиную и кухню. В этом случае также потребуется изменить расположение мягкой мебели и обеденного стола.

Совмещенный санузел сложно назвать просторным, но он полностью выполняет поставленные перед ним задачи. Общая площадь помещения, которое отведено под него составляет 4 квадратных метра. Расширить его в этом проекте нет возможности, т. к. еще присутствует небольшой тамбур и место, где располагается лестничный пролет. Последний имеет две секции, что позволило сделать его максимально компактным. Второй этаж можно назвать зоной отдыха, т. к. там размещены спальни, которые невозможно было разместить на первом этаже.

Площадь спален достаточная для комфортного пребывания. Одну из них можно сделать меньше, использовав оставшееся пространство для гардеробной, где будет удобно разместить все вещи, т. к. она не предусмотрена на первом этаже, а загромождать пространство шкафами сложно назвать хорошим решением. На втором этаже есть козырек, который полностью закрывает террасу первого этажа. В этом проекте сборка дома производится из бруса, но это с успехом можно сделать и из пеноблока, если правильно рассчитать нагрузку на фундамент и соорудить дополнительный армпояс.

Одноэтажный дом с общей площадью в 49 квадратных метров отлично подойдет для небольшой семьи. Ниже приведен примерный вариант того, как может быть осуществлена планировка. Основное пространство в проекте занимает гостиная и кухня. В этом случае первая выступает еще и спальней. При желании принимать гостей, проект можно несколько подкорректировать. Одним из вариантов будет уменьшение площади кухни и объединение ее с гостиной. В гостиной сооружается дополнительная перегородка, которая отделит еще одно помещение в 8 квадратных метров, которое будет использоваться как спальня. В этом случае появляется возможность с комфортом разместить гостей.

Так как лестница на второй этаж отсутствует, то в прихожей может быть задействовано все пространство под потребности хозяев. Площади в 5 квадратных метров будет вполне достаточно, чтобы снять верхнюю одежку. Санузел выполняется совмещенным, чтобы сэкономить пространство. При желании в нем можно будет свободно разместить ванну, которая устанавливается вдоль меньшей стены. Приятным дополнением является терраса. Если в ней нет особой необходимости, тогда ее площадь может быть использована, чтобы расширить пространство в доме. Тогда появляется возможность разместить отдельную гардеробную комнату. Так как общее внутреннее пространство небольшое, то лучше отдать предпочтение светлым отделочным материалам, которые смогут визуально расширить пространство. Отлично подойдет отделка в минималистичном стиле, где важное место отведено удобству использования привычных предметов.

На такой компактной площади можно отвести место и для эркера, как показывает следующий проект. В доме, который будет строиться по такому проекту, без особых сложностей поместится семья с двумя детьми. В зоне эркера на первом этаже находится гостиная. Это хорошее решение, которое позволяет увеличить естественное освещение, которое играет важную роль не только в экономии, но и в визуальном увеличении пространства. На схеме проекта ниже хорошо видно, как может быть реализована объединения пространства кухни и гостиной. В этом случае присутствуют небольшие перегородки, который позволяют функционально разделить зоны. При этом единое пространство дает возможность расположить большее число людей и не мешает процессу общения во время приготовления.

Площади кухни более чем достаточно для размещения в ней всей необходимой мебели и техники. Так как территория в санузле небольшая, то стиральная машинка может быть расположена непосредственно на кухне, как это делается в большинстве современных проектов. Другим решением может стать использование пространства под лестницей со стороны ванной комнаты. именно там можно расположить стиральную и сушильную машину, которые не будут занимать места в основном помещении. Можно видеть, что частично в проекте пространство под лестницей уже занято. Там можно разместить небольшое подсобное помещение или гардеробную.

Проект второго этажа также хорошо виден на этой визуализации. Можно заметить, что над гостиной располагается большая спальная комната. Дополнительно в ней можно сделать кабинет, поставив стол в эркере. Это просто идеальный вариант, т. к. для работы с бумагами требуется хорошее освещение. На втором этаже по проекту также находится небольшая детская комната. Она может быть использована для младшего ребенка, а вторая спальня – для старшего. Удобным дополнением является второй санузел, который избавит от необходимости ходит на первый этаж. Этот вариант проекта 7 на 7 может быть реализован не только из бруса, но и по каркасной технологии.

В проекте дома 7 на 7 необязательно должно быть строгое распределение этажей по зонам. В этом варианте на первом этаже также располагается одна небольшая спальня. Она станет отличным решение, когда возникает необходимость разместить гостей. Кухне отведен небольшой уголок, где размещается гарнитур. Обычно этого достаточно для приготовления пищи, а гостиная одновременно служит и столовой. Определенным недостатком такого проекта является маленькая прихожая, в которой свободно сможет поместиться только один человек. Ее можно расширить, использовав под нее пространство холла.

Второй этаж этого проекта имеет функциональное распределение помещений по образцу предыдущего варианта. Заметно уменьшился размер холла, где нет возможности разместить какую-либо мебель, а только осуществить вход в одну из комнат. Видео о подобном проекте есть ниже.

Резюме

Как видно, даже при желании построить дом 7 на 7 в нем можно разместить все, что необходимо для максимального комфорта. При этом помещения остаются довольно просторными даже для семей с детьми. Быстрее всего такие проекты реализуются по каркасной или модульной технологии. Во втором случае происходит сборка дома из готовых блоков, которые соединяются между собой. В качестве отопления таких домов лучше использовать теплый пол по всей площади. Он будет прекрасно справляться со своими задачами, а радиаторы не будут загромождать пространство.

bouw.ru

Эсминцы проекта 7 Википедия

Эскадренные миноносцы проекта 7«Грозный»ПроектСтранаИзготовителиОператорыПоследующий типЗапланированоПостроеноОтмененоОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеНавигационное вооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружение Изображения на Викискладе
проект 7-У
53
28
6
Проектное: 1425 тонн (стандартное), 1715 тонн (полное) Фактическое:1525 — 1670 тонн (стандартное)
112,5-8 м (максимальная)
10,2 м
3,1 м
2 ПТУ ГТЗА-24, 3 котла
48 000 л. с.
38 узлов(проектная)37,35-39,05 узлов (полная)
2640 миль (на 19,83 узлах, проектная)
всего 246 (в том числе 15 офицеров)
гирокомпас «Курс-1»
4×1 130/50-мм Б-13
2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм ДШК или ДК
2 бомбомёта БМБ-1 (только на кораблях заводов № 199—202)
2×3 533-мм ТА 39-Ю; 60 мин КБ-3 или 65 обр. 1926 г. или 95 мин обр. 1912 г.

ru-wiki.ru

Эскадренные миноносцы проекта 7-У - это... Что такое Эскадренные миноносцы проекта 7-У?

Эскадренные миноносцы проекта 7-Утипа «Сторожевой» Проект Страна Изготовители Операторы Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Противолодочное вооружение Минно-торпедное вооружение
 СССР
ССЗ № 189[1],ССЗ № 190[2],ССЗ № 198,ССЗ № 200
БФ ВМФ СССРЧФ ВМФ СССР
1 854 тполное 2 404 т
112,0 м
10,2 м
4,1 м
2хТЗА «Парсонса» или «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода
54 000 л. с. импортные механизмы60000 л. с. отечественные
2
эконом.: 20,17 узлмакс.: 36,8 узл. с импортными механизмами39 узл. с отечественными
1490 морских миль на ходу 17,8 узловэконом.: 1 380 мильполный: 700 миль
271в том числе 15 офицеров
4 x Б-13-2С2 x 34-К3 x 21-К4 x ДШК
2 x БМБ-1
2 х ТА 1-Н, морские мины КБ-3

Эскадренные миноносцы проекта 7-У, известные также как тип «Сторожевой» — тип эскадренных миноносцев, строившихся для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах. Проект 7-У был заложен, как усовершенствованный проект 7.

Предпосылки

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев — «новиков»:

Такие эсминцы, построенные еще перед Первой мировой войной, не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

Проект 7

В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина В. А. была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7»[3].

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и еще 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 — для Черноморского флота и 22 — для Тихоокеанского флота.

Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе[1] и № 190 ССЗ им. Жданова[2] в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.

Проект 7-У

13 мая 1937 года британский эскадренный мино­носец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдате­ля за ходом боевых действий враждую­щих сторон (в Испании шла граждан­ская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линей­ным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетичес­кой установки, был назван «вре­дительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а ос­тальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окон­чательный проект Наркомат ВМФ утвер­дил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсмин­цев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Послед­ние 6 строившихся единиц, находив­шихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938—1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Представители

Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». В ходе заводских испы­таний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка ко­рабля и, как следствие, — его понижен­ная остойчивость. Работы по устранению (остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта), а также ликвида­ция множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. В результате, к началу Великой Отечественной войны судостро­ители успели сдать заказчику лишь по­ловину всех из 18 заявленных кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испыты­вали уже в боевых условиях.

Название Завод Стапельный № Заложенпроект 7 Перезаложенпроект 7-У Спуск В строю Флот
«Сторожевой» ССЗ № 190 517 1936 1938 1938 1940 БФ
«Стойкий» ССЗ № 190 518 1936 1938 1938 1940 БФ
«Страшный» ССЗ № 190 519 1936 1938 1939 1941 БФ
«Сильный» ССЗ № 190 520 1936 1938 1938 1940 БФ
«Смелый» ССЗ № 190 521 1936 1938 1939 1941 БФ
«Строгий» ССЗ № 190 523 1936 1938 1939 1942 БФ
«Скорый» ССЗ № 190 524 1936 1938 1939 1941 БФ
«Свирепый» ССЗ № 190 525 1936 1938 1939 1941 БФ
«Статный» ССЗ № 190 526 1936 1938 1939 1941 БФ
«Стройный» ССЗ № 190 527 1936 1938 1941 1942 БФ
«Славный» ССЗ № 189 293 1936 1939 1939 1941 БФ
«Суровый»до 1940 — «Летучий» ССЗ № 189 297 1936 1939 1939 1941 БФ
«Сердитый»до 1940 — «Летучий» ССЗ № 189 298 1936 1938 1939 1940 БФ
«Совершенный»до 1940 — «Бесстрашный» ССЗ № 200 1073 1936 1938 1939 1941 ЧФ
«Свободный»до 1940 — «Бесшумный» ССЗ № 200 1074 1936 1938 1939 1942 ЧФ
«Способный»до 1940 — «Подвижный» ССЗ № 200 1075 1936 1939 1939 1941 ЧФ
«Смышлёный»до 1940 — «Полезный» ССЗ № 200 1077 1936 1938 1939 1940 ЧФ
«Сообразительный»до 1940 — «Прозорливый» ССЗ № 200 1078 1936 1939 1939 1941 ЧФ

Тактико технические характеристики

Корпус

Главным отличием эсминца проекта 7-У от проекта 7 стала компонов­ка машинно-котельных отделений. Четыре (против трех) котла увеличенных габаритов уже не умещались внутри корпуса. Теперь они возвышались над главной палубой при­мерно на 2 метра, съедая объём централь­ных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была кле­паной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен такой недостаток данной стали, как хрупкость. Лис­ты, изготовленные из неё, при попада­нии осколков бомб и снарядов раскалы­вались и сами давали большое количест­во осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установка

В 1936 году Наркомат внеш­ней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспо­могательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запус­каться в холодном состоянии, без пред­варительного подогрева, что теорети­чески уменьшало время подготовки ко­рабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Мет­ро-Виккерс» 7 достались ленинград­ским № 189 и № 190, а еще один отпра­вили на базу КБФ в качестве резервно­го. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаев­ский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на ко­рабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторон­ним протоком газов, снабженные пет­левыми пароперегревателями. Поверх­ность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый ко­тел размещался в изолированном от­делении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по срав­нению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более гро­моздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не ос­тавалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра (ГК) у эс­минцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудий Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изго­товленных заводом «Большевик». Со­гласно утвержденным чертежам на над­стройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, од­нако в ходе строительства от послед­них отказались, установив вместо них более легкие козырьки непосредствен­но на орудийных щитах. Бое­запас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости пог­ребов) корабль мог брать до 185 вы­стрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача бое­припасов осуществлялась вручную, до­сылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, пере­мещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три ма­локалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой тру­бы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемё­тов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещен­ным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтиро­вать 37-мм автоматы 70-К на над­стройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пуле­мет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Силь­ный», «Стойкий», «Славный», «Стороже­вой», «Строгий», «Стройный») получи­ли третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» име­ли на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавли­вавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрель­бы — пороховую и пневматическую. Ско­рость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что поз­волило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за па­лубу. Кроме того, в кон­струкцию ТА был внесен ряд усовершен­ствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при­менить свое вполне современное торпед­ное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооруже­ние эсминцев типа «Сторожевой» прак­тически ничем не отличалось от исполь­зуемого на предшественниках. На рас­положенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин об­разца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хра­нились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, спо­собные стрелять бомбами Б-1 на даль­ность до 110 м.

Навигационное вооружение

Система управления огнем главного калибра — ПУС «Мина», созданная ленин­градским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Ее основным элемен­том являлся центральный автомат стрель­бы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вы­рабатывал координаты, скорость и кур­совой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикаль­ной наводки орудий. ЦАС-2 считался от­носительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможнос­ти были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которо­го в схему автоматически поступали дан­ные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кор­мовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На неко­торых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополни­тельно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенит­ным огнем не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы су­ществовали лишь на бумаге. Первая сис­тема МПУАЗО «Союз-7У» была установ­лена буквально накануне войны — в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя до­статочно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы — аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффектив­на в борьбе с пикирующими бомбарди­ровщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заме­ной неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах — черноморском «Свободном» и балтий­ском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Эскадренные миноносцы проекта 7-У — Википедия

13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938—1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Война показала что для эсминцев не имело особого значение компоновка машинной установки, так несмотря на тот факт, что эсминцы типа «Navigatori» были ЭМ с эшелонным расположением механизмов, «Vivaldi» во время операции 11 — 16 июня 1942 года потерял ход от одного единственного попадания 120-мм снаряда в кормовое машинное отделение.

КорпусПравить

Главным отличием эсминца проекта 7-У от проекта 7 стала компоновка машинно-котельных отделений. Четыре (против трех) котла увеличенных габаритов уже не умещались внутри корпуса. Теперь они возвышались над главной палубой примерно на 2 метра, съедая объём центральных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была клепаной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен такой недостаток данной стали, как хрупкость. Листы, изготовленные из неё, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установкаПравить

В 1936 году Наркомат внешней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. Запас топлива хранился в топливных танках, вмещавших 484 тонн мазута. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

ВооружениеПравить

Главный калибрПравить

Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудия Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Согласно утвержденным чертежам на надстройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, однако в ходе строительства от последних отказались, установив вместо них более легкие козырьки непосредственно на орудийных щитах. Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружениеПравить

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых углов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружениеПравить

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Использовались 533-мм торпеды 53-38, 53-38У и 53-39. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось применить своё вполне современное торпедное оружие в бою.

Противолодочное вооружениеПравить

Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Навигационное вооружениеПравить

Система управления огнём главного калибра — ПУС «Мина», созданная ленинградским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Её основным элементом являлся центральный автомат стрельбы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. ЦАС-2 считался относительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которого в схему автоматически поступали данные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На некоторых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополнительно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенитным огнём не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы существовали лишь на бумаге. Первая система МПУАЗО «Союз-7У» была установлена буквально накануне войны — в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя достаточно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы — аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заменой неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах — черноморском «Свободном» и балтийском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Эскадренные миноносцы проекта 7 - это... Что такое Эскадренные миноносцы проекта 7?

Эскадренные миноносцы проекта 7

«Грозный»

Проект Страна Изготовители Операторы Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Двигатели Мощность Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Зенитная артиллерия Противолодочное вооружение Минно-торпедное вооружение
 СССР КНР
ССЗ № 35ССЗ № 189ССЗ № 190ССЗ № 198ССЗ № 199ССЗ № 200ССЗ № 202
ВМФ СССР
Проектное: 1425 тонн (стандартное), 1715 тонн (полное) Фактическое:1525 — 1670 тонн (стандартное)
112,5-8 м (максимальная)
10,2 м
3,1 м
2 ПТУ ГТЗА-24, 4 котла
48 000 л. с.
37,35-39,05 узлов (полная)
2200 миль (на 20 узлах, проектная)
(в том числе офицеров)
4×1 130/50-мм Б-13
2×76-мм 34-К, 2×45-мм 21-К, 2х12,7-мм пулемёта (ДШК или ДК)
2 бомбомёта БМБ-1 (только на кораблях постройки заводов № 199—202).
2×3 533-мм ТА 39-Ю60 мин КБ-3, или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г.

Эскадренные миноносцы проекта 7, также известные как тип «Гневный», — тип эскадренных миноносцев так называемой «сталинской серии», строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 1930-х годов, один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории российского и советского флотов. Самые массовые советские эскадренные миноносцы 1920-х—1930-х годов. Разработка эсминцев нового проекта, предназначавшихся для усиления ВМС РККА[1], велась с конца 1933 года коллективом Центрального конструк­торского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством В. А. Ники­тина и П. О. Трахтенберга.

Всего было заложено 53 единицы[2]. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке в шторм после спуска на воду (кораблём командовал будущий главком ВМФ СССР С. Г. Горшков) и не был достроен[3].

Примечания

  1. ↑ К началу 1930-х годов в составе ВМС РККА находилось только 17 эсминцев — все устаревшего типа «Новик»
  2. ↑ Эсминцы проекта 7
  3. ↑ Впоследствии в «Решительный» переименовали другой эсминец серии, заложенный под названием «Поспешный».

Литература

dic.academic.ru

Эскадренные миноносцы проекта 7-У — WiKi

13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), был подорван на дрейфующей мине.

В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

Таким образом, в течение 1938—1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

Война показала что для эсминцев не имело особого значение компоновка машинной установки, так несмотря на тот факт, что эсминцы типа «Navigatori» были ЭМ с эшелонным расположением механизмов, «Vivaldi» во время операции 11 — 16 июня 1942 года потерял ход от одного единственного попадания 120-мм снаряда в кормовое машинное отделение.

Корпус

Главным отличием эсминца проекта 7-У от проекта 7 стала компоновка машинно-котельных отделений. Четыре (против трех) котла увеличенных габаритов уже не умещались внутри корпуса. Теперь они возвышались над главной палубой примерно на 2 метра, съедая объём центральных надстроек.

Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была клепаной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен такой недостаток данной стали, как хрупкость. Листы, изготовленные из неё, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

Энергетическая установка

В 1936 году Наркомат внешней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7-У.

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. Запас топлива хранился в топливных танках, вмещавших 484 тонн мазута. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудия Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Согласно утвержденным чертежам на надстройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, однако в ходе строительства от последних отказались, установив вместо них более легкие козырьки непосредственно на орудийных щитах. Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых углов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».

К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Использовались 533-мм торпеды 53-38, 53-38У и 53-39. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось применить своё вполне современное торпедное оружие в бою.

Противолодочное вооружение

Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Навигационное вооружение

Система управления огнём главного калибра — ПУС «Мина», созданная ленинградским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Её основным элементом являлся центральный автомат стрельбы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор, который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. ЦАС-2 считался относительно малогабаритным аппаратом. На практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которого в схему автоматически поступали данные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

На некоторых кораблях («Способный» и «Сообразительный») дополнительно были установлены автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот приборов управления зенитным огнём не было. Еще в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы существовали лишь на бумаге. Первая система МПУАЗО «Союз-7У» была установлена буквально накануне войны — в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя достаточно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы — аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Хотя система действовала в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками, она значительно усилила ПВО корабля. В 1942 году «Союз-7У» (с заменой неудачного СВП-1 на новый СВП-29) смонтировали еще на двух эсминцах — черноморском «Свободном» и балтийском «Строгом». На остальных же кораблях проектов 7 и 7-У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми».

ru-wiki.org