«Маятник» — обучающие материалы. При стрельбе качать маятник


Маятник Таманцева | | СИСТЕМА Реального Рукопашного Боя

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации «качания маятника» — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось... (Кстати вроде и  читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно. )

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

... Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес[12], и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность...

... – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

... Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево...

... В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ...

... Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник»[67], я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ...

... Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. ...

И наконец самое главное — разъяснение автора по сноске «качать маятник»[67]

67

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!..[28] Да ты любого парша[29] голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски[47] большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять этот самый «маятник» и по сей день...

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше... Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура — ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос — «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники... Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру. (форматы ТХТ и PDF)

Похожие статьи

srrb.ru

Маятник практической стрельбы » Военное обозрение

Мысли вслух самбиста и системщика.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно „качал маятник“: пританцовывал левымплечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, — нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. (с) В.О. Богомолов. «В августе 44-го»

Мнение самбиста будет такое. То, что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке.

Боевая подготовка существует с тех пор, как человеческие особи начали собираться в организованные управляемые группы с целью добычи пропитания, ограбления менее организованных или слабых сородичей или наоборот защиты от более сильных. С развитием научно-технического прогресса и появления новых орудий, боевая подготовка стала делиться на дисциплины, так появились борьба и бокс, фехтование, управление лошадью или танком.

Со временем, регулярные занятия и отработка приемов выделились в отдельную систему, которая получила название — спорт. В отличие от боевой у нее совершенно другие цели — физическая культура, здоровье, зрелищность, стремление к совершенству, бизнес. Соответственно другие внешние и внутренние связи и отношения. Так как спорт вышел из утилитарной практики и превратился в объект массовой культуры, он утерял часть своих прикладных качеств и оброс другими, придающими зрелищность и эстетику.Например, поединки в единоборствах разбивают и проводят тренировки и соревнования по весовым категориям спортсменов. Надо ли говорить, что в жизни не приходится выбирать весовую категорию напавшего на тебя противника. Аналогичный пример можно привести из любого вида спорта. Например, стойка Вивера из стрелковой подготовки, нужна как стойка киба-дачи каратэ в уличной драке. Поэтому из спортивной подготовки можно брать только элементы прикладного назначения и дополнять их той спецификой, которой нет в спорте, но может встретиться в жизни.

Вернемся к основной теме — перемещения во время стрельбы. В эпиграфе я дал литературное описание «маятника» из произведения В.Богомолова. Обратите внимание на уточнение — «нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге». Вспомните знаменитое выражение Мохаммеда Али — «порхать как бабочка, жалить как пчела». Маятник — это умение бойца перемещаться в пространстве во время поединка, а не умение поражать цель из оружия. В первую очередь он вырабатывается в подвижных видах спорта, там где требуется сохранить равновесие в неожиданных ситуациях — в боксе, борьбе и даже в футболе. Если начать заниматься наработкой навыков «маятника» сразу с пистолетом на огневой позиции, то ничего не получится.

Если начать движение из статической стойки, в ответ на внешнюю угрозу, потребуется потеря энергии на разгон, преодоление инерции тела, утрата времени. В состоянии маятника, вырабатывается рефлекс - реакция организма на внешнюю обстановку, которая может и не быть угрозой, но сигнал на изменение стойки уже пройдет. Опытный вратарь по замаху клюшки соперника может определить в какой угол ворот полетит шайба, и только еще более опытный определит что сейчас будет замах и уже начнет перемещение в нужную сторону. Борьба и бокс это соперничество двух комплексов рефлексов. Мозг не успевает обрабатывать изменяющуюся ситуацию, но по едва заметному замаху или даже по напряжению определенной группы мышц соперника, тело тренированного спортсмена уже начинает свою контригру по уклонению от удара или приема, а у высших мастеров по проведению встречного удара или приема. Развитие такой тактики великолепно поставлено в самбо, борьбе и боксе. Совершенно аналогично организм подготовленного бойца должен работать и при огневом контакте с использованием холодного или огнестрельного оружия. Герой романа Богомолова Таманцев в совершенстве владеет этим искусством. За счет маятника он уклоняется от выстрелов из пистолета, рефлекторно определяя момент и направление выстрела.

Ствол браунинга опять следовал за моими движениями - справа налево иобратно, и я чувствовал, знал, что в ближайшую секунду снова раздастсявыстрел.

Помимо совершенной физической подготовки в маятнике важную роль играет и аналитическая составляющая. Опытный боец или спортсмен постоянно в творческом поиске. Мысленно он отрабатывает различные приемы, которые могут встретиться в той или иной ситуации. Например, двигаясь по улице, он оценивает встречающихся ему мужчин и, возможно, женщин на предмет неожиданной атаки с их стороны и выбора контрмер со своей. Здесь нужно правильно оценить вес, комплекцию, опорную ногу, левша он или правша и даже психический портрет возможного противника.

Уклонение от опасности, смертельный удар, бросок, а бросок тоже может быть смертельным, выстрел из оружия, укол или порез ножом, - это всё апофеоз схватки, которой могут предшествовать самые различные ситуации. Нужно четко уяснить, что в основе боевой подготовки маятник — рефлекторное владение телом на различные жизненные ситуации, финалом которых должна быть физическая нейтрализация противника вплоть физического уничтожения любым оружием от кулака или пули до фарфоровой тарелки (по Пикулю), а не просто умение стрелять по македонски.

Как уже говорилось, в практической стрельбе мишени не стреляют в спортсмена. Он полностью сосредоточен на скоростном поражении целей. А что первично в огневом контакте, который отрабатывается в боевой подготовке? Это уход с линии встречного огня. Нужно определить опасность, ее вид и направление, выполнить уклоняющий маневр одновременно обнажая оружие и поражая противника. Выполнение уклоняющего или блокирующего маневра — одно из главных условий в боевой подготовке, но это снижает скорострельность, которая является главной в спортивной стрельбе, то есть имеем системное противоречие.

Давайте посмотрим на то, что вызывает когнитивный диссонанс у самбиста, когда он видит перемещение спортсменов-практиков во время стрельбы. Сперва немного борцовской физики - тело падает если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры организма. Задача спортсмена поддерживать оптимальное сочетание большей площади опоры при минимальных энергетических затратах с максимумом подвижности. «Не скрещивай ноги!» - это был первый совет, который я получил. когда впервые вышел на ковер и последний который дал сам уходя с ковра через двадцать лет, уронив при этом соперника весом 140 кг при собственном 72. Все перемещения в маятнике только приставным шагом! На соревнованиях по практической стрельбе нередко можно наблюдать такую картину:

На гладких спортивных площадках это может и помогает вести прицельный скоростной огонь по мишеням не заботясь о том, что у тебя под ногами. Но жизнь подсовывает туда сучки и камушки в неподходящий момент, это ее специфика. Уронить соперника со скрещенными ногами может даже ребенок. Самбист при этом не пострадает, так как страховка при падении это первое что он изучает на ковре, а вот неопытный спортсмен может и шею сломать, так как обе руки держатся за пистолет и как действовать в этом случае IPSC не объясняет.

Приведу еще пример. Переход в партер, или занятие позиции для стрельбы лежа. Рекомендуется два подхода - опускаясь на колени или с упора на свободную руку, в продолжение чего следует подброс филейной части с распрямлением ног.

Теперь сравним его с советским подходом. Боец принимает положение лежа делая шаг вперед и немного в сторону. Такое движение энергетически менее затратно, чем подброс тела в воздух, а смещение корпуса в сторону уменьшает вероятность попадания противником, то есть, одновременно выполняется уклоняющий маневр.

Давайте вспомним о рефлексах. Допустим, у бойца возникла угроза сбоку слева. Переходя в партер с шагом вперед вбок правой ногой (или отступая назад левой), у него остается возможность для поворота в сторону угрозы. Задача в боевой подготовке — выработать рефлекторный навык опускания на землю с шагом ногой противоположной направлению угрозы с одновременным доворотом корпуса в ее сторону.

Разумеется скрещением ног или переходом в партер, дело не ограничивается. Ошибки с точки зрения маятника делают стрелки-практики при прямых перемещениях, поворотах, разворотах, смене магазинов. Расположение кобуры и манипуляции с оружием при извлечении из нее и даже простое удержание оружия не всегда оптимальны для боевого маневренного поединка . Есть вопросы к оружию и мишеням. Например, качающаяся мишень легко прочитывается на фазе максимального отклонения, когда ее скорость минимальна, а вот внезапно появляющихся мишеней, я что-то не видел.

Системность боевой подготовки заключается в том, что изучаемые дисциплины должны дополнять друг друга . Противоречия здесь недопустимы, потому что их результатом будет потеря самого ценного что есть у человека.

topwar.ru

«Маятник» — обучающие материалы | | СИСТЕМА Реального Рукопашного Боя

В тот момент, когда тебе ничего не нужно, ты свободен. В остальное же время ты раб какой-нибудь фигни.

(Теткоракс)

Если присмотреться — в общем и целом в Сети тема «Маятника» оказывается совершенно не раскрыта — есть что-то загадочное, но как выглядит и самое главное как его делать совершенно непонятно. В принципе, как я понял, все «качание маятника» заключается в попеременных «наклонах корпусом» относительно вертикальной оси тела — в различных направлениях.(Поэтому так и называется — «маятник», и очевидно что раскачивать, из положения стоя можно только верхнюю часть туловища — «маятниковыми движениями»)

И опять же понятно чего-то необычного придумать — вряд-ли представляется возможным. (Если он такой общеизвестный — но никто толком не смог придумать чего-то сколько нибудь практичного — это все-таки вымысел на который просто не стоит отвлекать свое внимание.)

Более того в Сети практически невозможно найти сколько нибудь вразумительных материалов по этому самому «качанию маятника» и зачем это «качание» собственно нужно — просто и доступно.

Все что есть в Сети — про «качание маятника» — при этом все материалы по «качанию маятника» можно разделить как минимум на три следующих, самостоятельных направления:

  1. «Качание маятника» для стрельбы из пистолета (или «Стрелковый маятник» или «Стрельба по македонски» — с двух рук.
  2. «Качание маятника» в оригинальных системах рукопашного боя
  3. «Качание маятника» в боксе и спортивных единоборствах.

«Качание маятника» при стрельбе — возможно что Богомолов в своей книге под «качанием маятника» или стрельбой «по македонски» имел ввиду имел ввиду маятниковые движения корпусом с попеременным наведением каждого пистолета на осевую линию по которой и ведется стрельба.

Но вот что можно найти в сети по «стрелковому маятнику»

Просто переходы из одной позиции в другую — с выстрелом. Явно не стрельба «по македонски» — ничего особенного и доступно каждому.

 

Еще один «маятник» со стрельбой — довольно забавно — но по моему для подвижных и очень смелых парней.

 

Еще тренировки по оперативной стрельбе — тоже довольно забавно — ну бывает так — не размялся или одежда неудобная и вдруг не смог перекувыркнуться и застрял в такой позе. А там положим два фашиста с автоматами — ухохатываются стоят.

 

Уходы с линии атаки с использованием «маятника» — не знаю, довольно медленно и непонятно где использовать эти уходы с линии атаки — может на дуэли какой. (Понятно если бы подобные уходы были бы сколько нибудь эффективны — все об этом бы знали — и постоянно развивали. А так довольно рискованно — пробовать уходить с линии огня. Вообще шаг — это очень медленно и неудобно — нужно думать чтобы его сделать.)

 

Тоже «маятник» — но так кувыркаться конечно — что стоит «фашисту» повернуться и выстрелить когда кувыркающийся будет подниматься. (Ну на самом деле очевидно — против человека с огнестрельным оружием — лучше не кувыркаться — он сразу это неправильно поймет)

 

Защита «маятником» от стрельбы из Пистолета Пулемета Шпагина — тоже спорно — скорость стрельбы у ППШ — 1000 выстрелов в минуту — он просто разрежет на части — кувыркайся не кувыркайся.

 

«Качание маятника» в рукопашном бою — разнообразные попытки приспособить «маятниковое движение корпусом» для использования в рукопашном бою. Можно выделить следующие способы «качания маятника» :

«Маятник» Олега Мальцева — но на самом деле — уклоны из естественного положения.

 

«Маятник» Путилина

Коротенькое видео про использование «маятниковых движений» в рукопашном бою.

 

Двух часовой семинар Сергея Путилина про «качания маятника»

 

Еще семинар по «маятнику» Сергея Путилина — под названием «базовые упражнения» — видно техника идентичная технике Сергея Путилина.

 

Еще Сергей Путилин — про «маятник» на основе «казачьей плясовой»

«Маятник» Валерия Крючкова (САО «Стрела») — на самом деле наиболее практичное использование «маятниковых движений корпусом» — то есть именно про использование «маятниковых движений корпусом» в рукопашном бою — использование инерции предыдущего движения для увеличения скоростно-силовых характеристик следующего движения.

 

«Маятник с ножом» — и такой даже есть -  попеременные движения телом вперед назад. В принципе довольно любопытная техника передвижений.

 

«Маятник воинской традиции русского стиля» — опять возвратно-поступательные («маятниковые движения») корпусом — вперед-назад.

«Маятник» Сергея Лаврова — целый семинар «Маятник и его виды» продолжительностью полчаса. (

И еще Сергей Лавров — про «маятник»

 

«Маятниковые движения» в боксе и спортивных единоборствах — здесь на самом деле все серьезно — цена эксперимента нокаут. Поэтому на мой взгляд это и есть наиболее практичный, и главное проверенный способ «раскачивания маятника» — можно сказать вот такой, вот настоящий «маятник» и есть — который и возможно использовать в рукопашном бою.

Маятник Тайсона — что важно это реальная эффективность в боевых условиях.

 

Мастер класс ММА от российского бойца смешанных единоборств — Александра Шлеменко про «маятник» — тоже довольно интересно. По крайней мере -  понятно о чем идет речь и этого, мне например вполне достаточно.

 

Маятник в боксе от Александра Колесникова — так сказать классические боксерские «маятниковые движения корпусом» и их использование при атакующих и защитных действиях.

Вот собственно и все про «маятник» что можно встретить в российском сегменте Интернета. Совсем на мой взгляд немного. (Интересно «маятник» это чисто российское изобретение -  основывающееся на книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — или все таки и за рубежом есть подобные разработки — понятно что в боксе есть «маятниковые движения». А вот именно такие для стрельбы, ихнего рукопашного боя — загадочные какие-нибудь техники. Наверное есть — просто непонятно как они могут назваться. Ну может когда нибудь попадутся — любопытно было бы сравнить)

Похожие статьи

srrb.ru

Стрелковый маятник СМЕРШ - Портал VIPv.RU

РАСШИФРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯКогда–то, лет 35 назад, писателем В. Богомоловым в романе «Момент истины» был упомянут способ уклонения от чужого выстрела под названием «маятник». С тех пор этот самый «маятник» не даёт покоя спортсменам, военным и сотрудникам спецподразделений. Подробных инструкций по маятнику и по стрельбе «македонским хватом» никто не видел. В архивах ничего не осталось. Старослужащие на сей счет молчат вежливо с каменной улыбкой.

Постепенно сложилось мнение, что «маятник» - это миф или же засекреченный комплекс каких–то боевых перемещений, основанных на биоэнергетической методике.Автор вынужден разочаровать скептиков – писатель Богомолов не соврал и маятник действительно существует. Более того, офицерский маятник прост, как солдатская портянка. Настолько прост, что Богомолов, который явно умел всё это делать, не счёл необходимым подробно описывать его технологию. Да и роман создавался, как литературное произведение, а не как боевая инструкция.Как любой писатель, Богомолов упомянул об основных положениях маятника вскользь, создавая необходимую интригу, но то, о чём он упомянул, соответствовало истине. Расшифровка технологии «маятника», представленная в этом материале, выполнена по многочисленным и настойчивым заявкам сотрудников правоохранительных органов и антитеррористических спецподразделений.Для того, чтобы понять, как это делается, необходимо вернуться к статье « Скоростная стрельба из пистолета» (БИП № 4 за.2008 г.), а также к статье «Агрессивная зачистка» (БИП № 1 за.2002 г.). В этих материалах представлена методика тактической стрельбы из пистолета так называемым «условным способом». При этом выявляется весьма положительное качество такого способа – при стрельбе из пистолета, поставленного на бок, спусковое сдёргивание практически не имеет значения. Разброс от спускового сдёргивания будет получаться вверх-вниз, по вертикали ростового силуэта. Соответственно, при быстром спуске курка и быстром, даже рывковом движении спускового пальца на спуске, пули будут «расходиться» по вертикали. В любом случае противник будет поражен, если и не в точку прицеливания, то выше или ниже её, если не в грудь, то в плечо или в бедро. Он будет поражен – в данном случае прав будет тот, кто выстрелит первым.Стрельба из пистолета «условным способом» является сугубо тактическим методом боевой работы. «Условным способом» можно удобно и быстро стрелять в замкнутом пространстве, сидя за столом или сидя в машине.

фото 1Из пистолета, поставленного на бок, стреляют «за правый угол», чтобы не выставляться под встречную пулю (фото 1). Этот момент уже неоднократно описывался в литературе.

фото 2Собственно, когда–то всё и началось с того, что кто–то обнаружил, как легко, удобно и быстро взводится большим пальцем левой руки курок револьвера, поставленного на бок ( фото 2).

фото 3

фото 4

фото 5

А теперь сделайте эксперимент. Удерживайте пистолет так, как представлено на фото 3 - 5, подняв левое плечо, прижав левый локоть к рёбрам и повернувшись к мишени левым боком (левым плечом). Те, кто ранее занимался боксом, привычно примут эту изготовку, ибо она почти повторяет боксёрскую стойку. Но дело не в этом. Возьмите цель на мушку, целясь хоть правым, хоть левым глазом, как кому будет удобно.

фото 6В таком положении сделайте любой ногой, какой будет удобнее, шаг вперёд, то есть в сторону по фронту от мишени (фото 6). Вы обнаружите интересный балансовый феномен: - цель останется на мушке. Сделайте шаг назад по фронту от цели – цель снова останется на мушке. Именно этот балансовый феномен и положен в основу пистолетного стрелкового маятника.После нескольких минут такой тренировки начинайте делать шаги пошире, затем потренируйтесь делать небольшие прыжки вперёд – назад, затем увеличивайте амплитуду этих прыжков. Цель будет оставаться на мушке. Естественно, при прыжках мушка будет ходить вверх- вниз, но, как упоминалось ранее, при работе по вертикальной продолговатой цели это не имеет значения. Разумеется, чтобы мушка меньше прыгала вверх – вниз, необходимо следить, чтобы ваша «корма», то есть тазовая область, «ходила» на одном и том же уровне.

фото 7Всё вышеописанное и является базовым «ключом» для активного мятника. При работе македонским хватом с двумя единицами оружия руки немного вытягиваются, правое плечо максимально поднимается, плечевой пояс закрепощается (фото 7 ). В остальном изготовка остаётся такой же. Богомолов не соврал : «…с наганами в поднятых на уровень плеч руках…….пританцовывал левым плечом вперёд, всё рывками перемещая корпус из стороны в сторону , и всё время перемещаясь и сам, - нечто похожее , только попроще, проделывает боксёр на ринге».Здесь открывается ещё один интересный момент - если удерживать револьвер (пистолет) в общепринятом треугольнике, то в движении зацепиться мушкой за цель будет практически невозможно.

фото 8А два револьвера, удерживаемые македонским хватом в том же треугольнике, (фото 8), в перемещениях ведут себя очень даже спокойно и управляемо.Автор ещё раз вынужден огорчить любителей военной экзотики – вышеописанный способ стрельбы в перемещении был изобретен не в системе СМЕРШ и даже не в России. Он появился в Австро–Венгрии, был разработан каким–то младшим офицером мадьярского происхождения и в конце 19 столетия довольно быстро распространился по Европе. По тем временам он оказался простым, почти не требующим тренировки, невероятно губительным и обеспечивающим повышенную боевую живучесть тому, кто его применял. Среди западноевропейского дворянства, исповедовавшего благородство на дуэли, такая методика стрельбы сразу же была объявлена вульгарной. Тем более, что в маятнике повышенная точность стрельбы достигалась мужицкими потогонными тренировками. То, что отвергли аристократы, привилось в спецслужбах В 1898 году в той же Австро–Венгрии появился очень хороший, лёгкий в ходу и ставший весьма популярным восьмизарядный револьвер двойного действия системы Гассер кал. 8 мм. Это оружие имело угол наклона рукоятки близкий к 90 °, для удобства удержания «условным способом». Про рукоятку известного всем револьвера Наган можно сказать то же самое.

Сконструированный в 1926 году 6,35мм. пистолет Коровина (см. далее «Забытое оружие ГПУ» ) имеет очень специфическую форму рукоятки. Она как–то очень плохо «сидит» в руке при вертикальной постановке пистолета и как «влитая» помещается в ладони при стрельбе условным способом. Этот пистолет при вышеописанном маятникообразном перемещении как–то уж очень хорошо привязывается мушкой к цели. Как рассказывали старослужащие, этот образец и последующие разработки Коровина были механически сбалансированы для работы в маятнике. Нельзя сказать, что в те времена «маятник» качали все, кому не лень. Немецкий Парабеллум, австрийский Штеер и множество других коммерческих моделей, имеющих рукоятки с большим наклоном, для работы в маятнике не годились. Но конструкторы – оружейники тех времён старались выпускать пистолеты, пригодные как для традиционной стрельбы на точность, так и для маятника. Так, Советский ТТ очень хорошо проявил себя в маятнике, даже несмотря на очень сильный боеприпас. В маятнике отлично работали немецкие Маузер Никл, Маузер HSc, Чешска Зброевка, испанский Стар и проч.Однако вернёмся к технике исполнения маятника. У Богомолова: «….боксёр на ринге проделывает то же самое, только проще». Что делает боксёр на ринге – уход «нырком» вправо–влево. То же самое и в маятнике, только со стрельбой. При уходе нырком вправо боксёр делает прямой удар левой.

фото 9При работе македонским хватом стрелок при уклоне нырком вправо выдвигает вперёд левую руку и стреляет условным способом, захватывая цель на мушку левым глазом (фото 9).

фото 10При уходе нырком влево – то же самое, но только правой рукой, целиться правым глазом, захватывая цель или на мушку, или на правую боковую планку затвора (фото 10).Разумеется, рывок в сторону при таких нырках делается намного дальше и резче, чем в боксёрском поединке, ибо горячая пуля – это не кулак в перчатке. Обратный рывок делается также резко. Это позволит сделать упругая деформация мышц и связок, обслуживающих бедренные, коленные и голеностопные суставы, а также то, что в момент начала действия мышцы – разгибатели срабатывают заметно быстрее и сильнее.

фото 11

фото 12

Потренируйтесь делать такие прямые и обратные рывки с наклоном корпуса в окончательной фазе ухода нырком, «в сторону приземления» и с резким разгибанием его при отталкивании для рывка в обратную сторону (фото 11 – 12). Отталкивайтесь именно в сторону, а не вверх. Приобретенную инерцию используйте для максимального прыжкового перемещения в обратную сторону. Собственно, такая работа со стороны в сторону с наклонами корпуса и получила название «маятник».Чтобы всё вышеописанное получалось результативнее, научитесь делать это в максимально пониженном уровне на пружинящих полусогнутых ногах – чем ниже, тем лучше. Разумеется, при этом не забывайте визуально контролировать прицельный захват цели. Когда ноги переболят от непривычных нагрузок, наступит момент твёрдой уверенности – вы почувствуете, что способны управлять событиями. Но это ещё не всё. Стартовый толчок для резкого ухода в сторону происходит сначала с опорой на каблук, с немедленным последующим «включением» носка толчковой ноги. Для этого включается икроножная мышца и мышцы стопы. При резком прыжковом уходе в сторону работой стопы можно выиграть ещё сантиметров 30-40 прыжковой дальности. Это называется «маятник вразножку».

фото 13Естественно, при таком отталкивании человек «приземляется» на другую ногу каблуком, вывернутым наружу (фото 13). Тренированному бойцу это позволит при обратном отталкивании и включении стопы выиграть дополнительно ещё сантиметров 20. Именно поэтому при работе в маятнике необходимо иметь сильные накачанные ноги. фото 14Так или иначе при работе «вразножку» образуется повторяющаяся изготовка с каблуками, поставленными наружу (фото 14). Её ценность заключается в том, что она заметно облегчает и ускоряет перенос огня с цели на цель. И этот перенос можно делать на большой угол.

фото 15

фото 16

Если сотрудник проделывает всё это с одним пистолетом, необходимо натренировать быстрое перекладывание оружия из руки в руку для стрельбы в соответствующем наклоне, как представлено на фото 15–16. За пару дней тренировок оружие будет привычно «летать» из ладони в ладонь.Есть способ работы в маятнике без нырков, а только повернувшись левым плечом к противнику.

фото 17При зашагивании в сторону резко подать вперёд область таза с понижением уровня (фото 17). Зафиксировав её в пространстве (ни в коем случае не подавать назад),

фото 18при зашагивании следующей ногой резко согнуть корпус в пояснице (фото 18), выставленную вперёд ногу использовать как толчковую для прыжка назад . Это тоже надо делать в нижнем уровне. Вышеописанный прием применяется, когда противник собирается стрелять с бедра по среднему уровню, чтобы убрать живот и «корму» с линии чужого выстрела, и тогда, когда надо уберечь голову от горячей пули. Натренированные стрелки делают такие наклоны и резкие распрямления «одно за другим» очень быстро, с большой амплитудой и в чередующихся перемещениях вперёд–назад, то есть вправо–влево по фронту от противника. При этом они представляют собой «мельтешащую» цель, в которую можно попасть только случайно. Ещё более натренированные стрелки всё это делают в очень низком уровне, при широких зашагиваниях и мягких постановках ступней сначала на пятку с перекатыванием на носок и наоборот, с носка на пятку при движении в обратную сторону.Без надлежащей подготовки сделать такое не получится. Именно для тренировки вышеописанного нарабатывается так называемый суплес. Читаем у Богомолова: «Суплес – гибкость тела. Вырабатывается специальными тренировочными упражнениями, способствующими увеличению подвижности позвоночника и эластичности межпозвоночных хрящевых дисков, всего суставно–связочного аппарата и мышечной системы». Расшифровка: в слове «суплес» борцы–вольники узнают название борцовского приёма, а именно – прижать противника к себе, резко прогнуться назад и бросить его через себя (через спину).

фото 19Для отработки этого приёма борцы становятся «на мост» (фото 19).

фото 20Цирковые артисты и те, кто тренирует стрелковый маятник, тренируют выход из моста в положение стоя одним движением, без промежуточных опор (фото 20)

фото 21с последующим наклоном и широким шагом вперёд (фото 21). Кстати, хорошо наработанный суплес трудно переценить при работе пистолетом в качестве ударного оружия (см. статью Владимира Нечвоглода «Когда закончились патроны», «БИП», 2008, № 4) и вообще в рукопашном поединке.В литературе иногда встречается термин «встречный маятник». Для того, чтобы понять его сущность, потренируйтесь с напарником в холостой спарринг дуэли - когда партнер делает, допустим , уход влево от вас, уходите вправо – ваша цель останется на мушке. Разумеется, все перемещения вправо–влево от противника необходимо делать с разной амплитудой, чтобы более менее опытный стрелок но подловил вас в крайней точке перемещения.

фото 22

фото 23

У Богомолова есть упоминание: «….непрестанные обманные движения – финт игра». Это снова то же самое, что делает боксёр на ринге. В нашем случае после ухода c наклоном вправо (фото 22 - 23)

фото 24

фото 25

корпус не разгибается, а переносится по низу с рывком в противоположную сторону (фото 24 - 25)

фото 26

фото 27

с последующим подъёмом (фото 26– 27) или с перекатом через спину или плечо в нижнем уровне – есть разные варианты. В исполнении маятника такое делается с увеличенной амплитудой вверх–вниз вправо-влево. При накачанных ногах этот рывок можно делать прыжком в обратную сторону, не разгибая корпуса. Это обычные боксёрские «обманки».

фото 28

фото 29

Маятник не статичен - изготовку «условным способом» (фото 28) можно мгновенно трансформировать в изготовку для скоростной стрельбы . Для этого достаточно вытянуть руки и принять эту изготовку.Загадочный термин «маятник против маятника» или «встречный маятник» расшифровывается тоже просто. Если, допустим, противник перемещается влево от вас, перемещайтесь вправо от себя – у вашего пистолета, поставленного на бок, цель останется на мушке.Если вы просто стоите ровно, в момент неожиданно возникшей опасности просто согните ноги обеими коленями в одну сторону, одновременно разворачиваясь на каблуках ,

фото 30

фото 31

 и в ту же сторону резко согните корпус (фото 30-31). После этого стартового движения всё пойдёт само собой. Из описанных ранее маятниковых приёмов по ходу начнут складываться необходимые комбинации – точно так же, как на ринге. Особенно, если вы играете в пейнтбол с маркерами пистолетного типа, или вас в защитном костюме, маске и шлеме «обрабатывают» резиновыми пулями из травматического оружия. После того, как вы получите десяток ударов пейнтбольными шарами в бок – а это очень больно – у вас начнёт получаться очень быстро и результативно. В любом случае старайтесь перемещаться влево от себя, если противник стреляет с правой руки - ему будет неудобно разворачиваться вправо от себя. У Богомолова: «….стремительно перемещался влево…».Как видите, всё это несложно, но получается только после определённой наработки. Читаем у Богомолова : «Таманцев сейчас или после ужина будет ещё не менее получаса тренироваться ….. в качании маятника, в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес» В наше время, конечно, для этого надо бросить пить, курить и придётся сбросить лишний вес. Вопрос – сколько нужно тренироваться? Ответ: пока не начнёт получаться, и вы не перестанете получать в бок пейнтбольными шарами. Методика стрелкового маятника когда–то широко практиковалась во многих странах ( в том числе и в Германии ) и поэтому никогда не засекречивалась. Возникает вопрос - куда всё это делось? Ответ: - всё это и многое другое в СССР начало быстро исчезать из практики после 1937 года. Боевые технологии переносятся живыми людьми и забываются очень быстро. Боевые инструкции, отбыв циркулярный срок, уничтожаются по акту. Новые инструкции, как правило, составлять уже некому. Это ответ на извечный вопрос: «Куда девался кровавый опыт?»C «маятником» получилось то же самое – его начали забывать в конце 30 х годов. К тому времени многие носители оперативно–боевых методик были расстреляны, остальные «не высовывались» В спецслужбах СССР к началу войны упор был на выбивание информации, а не на специфическую «физкультуру». Место пистолета Коровина занял немецкий Вальтер ППК. Естественно, когда «прижмёт», боевые технологии пытаются восстановить, как могут. У Богомолова : «…весной ( 1944 г.) Таманцев ездил в Москву и показывал там своё искусство в стрельбе по–македонски большой группе офицеров и генералов». Поздновато спохватились генералы. Кстати, по слухам, судьба реального сотрудника, прообраза Таманцева, после войны была ужасной.В пятидесятые годы работе в маятнике, стрельбе навскидку и многому другому в Ленинградском военном институте физкультуры им. Лесгафта обучали членов ОСОДМИЛ (формирования добровольного содействия милиции). В периферийных органах, в частности, в уголовном розыске, маятник тренировали ещё в шестидесятых годах. Потом его забыли везде.Разумеется, по ходу реального боеконтакта возникает необходимость из крайней точки маятника сделать боевой кувырок или перекат с выходом на ноги. В маятнике существуют и другие пространственные перемещения. Но об этом, возможно, в следующих номерах журнала. Автор очень рад появлению в России клубов спортивного маятника и считает это занятие здоровым и полезным для сотрудников правоохранительных органов.

Алексей ПотаповЖурнал "Боевые Искусства Планеты"

www.vipv.ru

Маятник практической стрельбы

Что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке. Мысли вслух самбиста и системщика.

«Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно „качал маятник“: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, — нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге.» В.О. Богомолов. «В августе 44-го».

А мнение самбиста будет такое. То, что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке.

Объяснять этот тезис я буду с системной точки зрения, то есть рассматривать все возможные отношения предмета исследования с внесистемным окружением, и все внутрисистемные отношения элементов системы между собой. Модель таких отношений и будет является тем, что называется системой боевой подготовки. Внутрисистемные элементы боевой подготовки, это ее дисциплины — физическая, стрелковая, психическая. Физическая в свою очередь состоит из общефизической и специальной, включающей в себя ударную и борцовскую технику. Стрелковая подготовка тоже включает в себя несколько техник в зависимости от применяемого оружия. Внешней системный анализ определяет цель и назначение системы. Очевидно что боевая подготовка направлена с одной стороны на нанесение противнику физического ущерба с различной степенью тяжести — от уничтожения до пленения, с минимальными травмами, с абсолютным приоритетом сохранения жизни бойца и окружающих. Таким образом выполняется первый этап системного анализа — классификация объектов, связей и отношений, их наименования и определения. Потом строится собственно модель отношений. Полезные отношения участвуют в развитии системы. Вредные, именуемые противоречиями, тормозят развитие или вообще уничтожают ее. После этого собственно и делается анализ, вывод о предмете изучения.

Приступим.

Боевая подготовка существует с тех пор, как человеческие особи начали собираться в организованные управляемые группы с целью добычи пропитания, ограбления менее организованных или слабых сородичей или наоборот защиты от более сильных. С развитием научно-технического прогресса и появления новых орудий, боевая подготовка стала делиться на дисциплины, так появились борьба и бокс, фехтование, управление лошадью или танком.

Со временем, регулярные занятия и отработка приемов выделились в отдельную систему, которая получила название — спорт. В отличие от боевой у нее совершенно другие цели — физическая культура, здоровье, зрелищность, стремление к совершенству, бизнес. Соответственно другие внешние и внутренние связи и отношения. Так как спорт вышел из утилитарной практики и превратился в объект массовой культуры, он утерял часть своих прикладных качеств и оброс другими, придающими зрелищность и эстетику.

Например, поединки в единоборствах разбивают и проводят тренировки и соревнования по весовым категориям спортсменов. Надо ли говорить, что в жизни не приходится выбирать весовую категорию напавшего на тебя противника. Аналогичный пример можно привести из любого вида спорта. Например, стойка Вивера из стрелковой подготовки, нужна как стойка киба-дачи каратэ в уличной драке. Поэтому из спортивной подготовки можно брать только элементы прикладного назначения и дополнять их той спецификой, которой нет в спорте, но может встретиться в жизни.

Вернемся к основной теме — перемещения во время стрельбы. В эпиграфе я дал литературное описание «маятника» из произведения В.Богомолова. Обратите внимание на уточнение — «нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге». Вспомните знаменитое выражение Мохаммеда Али — «порхать как бабочка, жалить как пчела». Маятник — это умение бойца перемещаться в пространстве во время поединка, а не умение поражать цель из оружия. В первую очередь он вырабатывается в подвижных видах спорта, там где требуется сохранить равновесие в неожиданных ситуациях — в боксе, борьбе и даже в футболе. Если начать заниматься наработкой навыков «маятника» сразу с пистолетом на огневой позиции, то ничего не получится. Лучший вид единоборств, который приводит организм бойца к состоянию маятника, по моему мнению, это самбо, дополненный ударной техникой из бокса и удушающей из дзюдо. Почему именно эти виды и почему я не говорю о «боевом самбо», я не буду объяснять, это долго и не по профилю статьи.

В самбо, в отличие от восточных единоборств, не принято «отдыхать» во время тренировки. Даже во время перерыва между сериями бросков, слушая наставления тренера, нельзя садиться и даже просто неподвижно стоять, тело должно быть в постоянном движении.

Спортсмен как бы постоянно подтанцовывает, собственно и групповые энергичные танцы это эмоциональное развитие элементов боевой подготовки. Если начать движение из статической стойки, в ответ на внешнюю угрозу, потребуется потеря энергии на разгон, преодоление инерции тела, утрата времени. В состоянии маятника, вырабатывается рефлекс — реакция организма на внешнюю обстановку, которая может и не быть угрозой, но сигнал на изменение стойки уже пройдет. Опытный вратарь по замаху клюшки соперника может определить в какой угол ворот полетит шайба, и только еще более опытный определит что сейчас будет замах и уже начнет перемещение в нужную сторону. Борьба и бокс это соперничество двух комплексов рефлексов. Мозг не успевает обрабатывать изменяющуюся ситуацию, но по едва заметному замаху или даже по напряжению определенной группы мышц соперника, тело тренированного спортсмена уже начинает свою контригру по уклонению от удара или приема, а у высших мастеров по проведению встречного удара или приема. Развитие такой тактики великолепно поставлено в самбо, борьбе и боксе. Совершенно аналогично организм подготовленного бойца должен работать и при огневом контакте с использованием холодного или огнестрельного оружия. Герой романа Богомолова Таманцев в совершенстве владеет этим искусством. За счет маятника он уклоняется от выстрелов из пистолета, рефлекторно определяя момент и направление выстрела.

«Ствол браунинга опять следовал за моими движениями — справа налево и обратно, и я чувствовал, знал, что в ближайшую секунду снова раздастся выстрел.»

Помимо совершенной физической подготовки в маятнике важную роль играет и аналитическая составляющая. Опытный боец или спортсмен постоянно в творческом поиске. Мысленно он отрабатывает различные приемы, которые могут встретиться в той или иной ситуации. Например, двигаясь по улице, он оценивает встречающихся ему мужчин и, возможно, женщин на предмет неожиданной атаки с их стороны и выбора контрмер со своей. Здесь нужно правильно оценить вес, комплекцию, опорную ногу, левша он или правша и даже психический портрет возможного противника.

Уклонение от опасности, смертельный удар, бросок, а бросок тоже может быть смертельным, выстрел из оружия, укол или порез ножом, — это всё апофеоз схватки, которой могут предшествовать самые различные ситуации.

Нужно четко уяснить, что в основе боевой подготовки маятник — рефлекторное владение телом на различные жизненные ситуации, финалом которых должна быть физическая нейтрализация противника вплоть физического уничтожения любым оружием от кулака или пули до фарфоровой тарелки (по Пикулю), а не просто умение стрелять по македонски.

Может ли введение приемов и методов практической стрельбы в боевую подготовку дать что-то полезное для развития бойца? Бесспорным достоинством практической стрельбы является ее техника скоростного поражения целей, высокая культура обращения с оружием и превосходная система обеспечения безопасности при проведении стрельб. Очевидно, что все эти полезные качества можно использовать, а вот навыки по перемещению, разворотам, обращению с оружием, которые могут прочно закрепиться у бойца на уровне рефлекторного исполнения, могут привести к непоправимым последствиям.

Как уже говорилось, в практической стрельбе мишени не стреляют в спортсмена. Он полностью сосредоточен на скоростном поражении целей. А что первично в огневом контакте, который отрабатывается в боевой подготовке? Это уход с линии встречного огня. Нужно определить опасность, ее вид и направление, выполнить уклоняющий маневр одновременно обнажая оружие и поражая противника. Выполнение уклоняющего или блокирующего маневра — одно из главных условий в боевой подготовке, но это снижает скорострельность, которая является главной в спортивной стрельбе, то есть имеем системное противоречие.

«Слева захлопали выстрелы из „ТТ“, и, кинув туда взгляд, я увидел, что „лейтенант“, оборачиваясь, стреляет в Малыша, а тот, как я его учил, на бегу уклоняется, не очень ловко, но в целом грамотно.»

Давайте посмотрим на то, что вызывает когнитивный диссонанс у самбиста, когда он видит перемещение спортсменов-практиков во время стрельбы. Сперва немного борцовской физики — тело падает если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры организма. Задача спортсмена поддерживать оптимальное сочетание большей площади опоры при минимальных энергетических затратах с максимумом подвижности. «Не скрещивай ноги!» — это был первый совет, который я получил. когда впервые вышел на ковер и последний который дал сам уходя с ковра через двадцать лет, уронив при этом соперника весом 140 кг при собственном 72. Все перемещения в маятнике только приставным шагом! На соревнованиях по практической стрельбе нередко можно наблюдать такую картину.

На гладких спортивных площадках это может и помогает вести прицельный скоростной огонь по мишеням не заботясь о том, что у тебя под ногами. Но жизнь подсовывает туда сучки и камушки в неподходящий момент, это ее специфика. Уронить соперника со скрещенными ногами может даже ребенок. Самбист при этом не пострадает, так как страховка при падении это первое что он изучает на ковре, а вот неопытный спортсмен может и шею сломать, так как обе руки держатся за пистолет и как действовать в этом случае IPSC не объясняет.

Приведу еще пример. Переход в партер, или занятие позиции для стрельбы лежа. Рекомендуется два подхода — опускаясь на колени или с упора на свободную руку, в продолжение чего следует подброс филейной части с распрямлением ног.

Теперь сравним его с советским подходом. Боец принимает положение лежа делая шаг вперед и немного в сторону. Такое движение энергетически менее затратно, чем подброс тела в воздух, а смещение корпуса в сторону уменьшает вероятность попадания противником, то есть, одновременно выполняется уклоняющий маневр.

Давайте вспомним о рефлексах. Допустим, у бойца возникла угроза сбоку слева. Переходя в партер с шагом правой ногой, у него остается возможность для поворота в сторону угрозы. Задача в боевой подготовке — выработать рефлекторный навык опускания на землю с шагом ногой противоположной направлению угрозы с одновременным доворотом корпуса в ее сторону.

Разумеется скрещением ног или переходом в партер, дело не ограничивается. Ошибки с точки зрения маятника делают стрелки-практики при прямых перемещениях, поворотах, разворотах, смене магазинов. Расположение кобуры и манипуляции с оружием при извлечении из нее и даже простое удержание оружия не всегда оптимальны для боевого маневренного поединка . Есть вопросы к оружию и мишеням. Например, качающаяся мишень легко прочитывается на фазе максимального отклонения, когда ее скорость минимальна, а вот внезапно появляющихся мишеней, я что-то не видел.

Системность боевой подготовки заключается в том, что изучаемые дисциплины должны дополнять друг друга . Противоречия здесь недопустимы, потому что их результатом будет потеря самого ценного что есть у человека.

Автор: Андрей КуликовЛитература. В.О.Богомолов, «В августе 44-го».В.Жуковский, С.Ковалев, И.Петров, Пистолет в ближнем бою. Анатомия стрельбы. Психология стрельбы.В.С.Пикуль, «Честь имею».В.П.Волков, «Курс замозащиты без оружия САМБО». Только для сотрудников НКВД. А.А. Харлампиев, Борьба САМБО.А.А. Харлампиев, Тактика борьбы Самбо.Е.Чумаков, «Тактика борца самбиста».Маятник практической стрельбы. Статья в журнале «КАЛАШНИКОВ»

mensby.com

Маятник - Темной ночью

? Маятникtemniykot7 ноября, 2005Задали мне недавно вопрос, что я знаю о "маятнике". Пусть и здесь ответ будет.Шоб було ;)О «маятниках»О «маятнике» я кое-что знаю, но знать и владеть это разные вещи. К тому же знаком я более с восточной техникой уклонения от метательного оружия с последующим сближением и обезоруживанием, которая в принципе схожа с «маятником», но основана на несколько иных принципах. Хотя внешне, ИМХО, разница несущественная.Расскажу немного об уклонении и «маятнике» - одном и другом.Сразу предупрежу, что с людьми отлично владевшими "маятником" я не встречался и сам "качать маятник" не умею. Но я:1) встречался с людьми которые могли "уклоняться" (подробнее дальше)2) слушал рассказы профи о "маятнике" и уклонении3) видел видео и читал книгиПоэтому мнение, здесь приведенное, в основном ИМХО, но хочетсянадеятся, что довольно обоснованное.Я знаю о следующих «маятниках».Первый – это координационно-двигательное упражнение в стрельбе. Выглядит оно примерно так: выстрел – движение – выстрел – движение – выстрел и т.д.. Или так: выстрел – два шага вправо – выстрел – два шага влево – выстрел – два шага вправо – выстрел – etc. пока патроны не закончатся.Видел это упражнение в тире, кроме того, на видео «Русского стиля» (Кадочников), там его демонстрировал Оспищев С.В.Есть еще другой вариант:Начиная со стандартных 25 м вы бегом бежите на противника, хаотическими зигзагами смещаясь влево-вправо. Стойка низкая, пистолет удерживается двумя руками, огонь ведется как на бегу, так и на угловых моментах траектории. Хитрость в том, что на "углах" вы принимаете жесткую упорную стойку с заранее отработанной структурой, из которой производите один-два достаточно точных выстрела. На бегу же вы просто стреляете в направлении противника, чтобы не дать ему нормально целиться. Более «популярно» известен другой «маятник» - некий прием, доступный профи, с помощью которого можно с легкостью уклониться от выстрела (выстрелов) на небольшом расстоянии.Пойдем поступенно.«Маятник» первый – учебный (описание выше).Какая в нем нужда в бою я не знаю, могу только предположить, а в тире этот «маятник» подавали именно как учебное упражнение на координацию и движение с оружием.ИМХО, но указанный «маятник» именно учебное упражнение с элементами «маятника» боевого.«Маятник» второй – боевой.Одно время был очень популярен. Его даже упоминали в дешевых книжках-боевиках, когда главгерой приближался к противнику, а тот стрелял в него с десяти-пяти-трех метров и никак не мог попасть :) Предистория.В книжке у П.А. Гордикова указывается, что «маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова. [/COLOR]1929 годВасилий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. … Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку «противников», нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся.Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела «нападающего», так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова.Из фрагмента сложно сделать точный вывод, но ИМХО, тут Ощепков, видимо, демонстрировал все-таки технику уклонения, скорее всего таи-сабаки, а не «маятник», в современном понимании.Есть сведения – неподтвержденные документально, но очень похожие на правду – что НКВД и впоследствии СМЕРШ на основании разработок царских офицеров (может быть и Ощепкова) создали и применяли «маятник» уже более-менее технологично и широко.Вот как описывает «маятник» В. Богомолов в книге «Момент истины» («В августе 44-го») – о действиях контрразведки времен ВМВ:Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев "качает маятник" в наиболее трудном и эффективном исполнении – "вразножку".А вот что говорит о «маятнике» один из современных практиков Ю.Г. Маслак:Маятник - понятие достаточно широкое. В целом, как правильно формулирует Богомолов, это "наиболее оптимальное поведение во время скоротечного огневого контакта", включающее в себя скоростное извлечение оружия. приведение его в боевую готовность, скоростную стрельбу "по секторам", перемещения на поле боя, задействование "подсветки" и т.д. В современной России этой бедой по серьезному занимаются двое - Потапов и Ваш покорный слуга. Разница в школах следующая - Потапов жестко держится методик СМЕРШа времен ВОВ, немного забывая о реалиях нонешнего времени. В чем это выражается? В потаповской школе предусматривается активная работа корпусом - наклоны и т.п., в то время как я это не практикую. Почему? По одной простой причине: уже энное количество лет обязательным предметом снаряжения оперативника, спецназовца да и вообще любого военнослужащего в боевой обстановке является бронежилет! Активная же работа корпусом в бронежилете представляется мне, мягко говоря, нереальной ;)И практика это подтверждает! Кстати, в фильме "Август 1944-го", снятого по этой книге, Таманцев работает как раз по моей школе, а никак не по школе СМЕРШа тех лет! Мелочь, а приятно...В последнее время тему «маятника» не поднимают так как раньше, когда в каждом втором дешевом боевичке (книге) автор описывал, как главгерой «качая маятник» приближался к противнику и с легкостью его обезоруживал :)ИМХО, «маятник» не забыт, просто занимаются им те, которым это действительно нужно (и у кого хватает на это времени и денег). По отзывам, для того чтобы реально «качать маятник» уклоняясь от пуль, необходимо постоянно заниматься в течение достаточно длительного времени. Кстати, у Ю. Маслака в учебном курсе (курсах) «маятник» дается на высшем (третьем) уровне стрелковой подготовки, а стоимость этого уровня составляет 3 000$ 8-oА теперь немного о технологии.Примечание:1. названия приемов условные - чтобы было понятно без демонстрации, кроме того, в разных школах одни и те же приемы называются по-разному2. напомню, что говорю я больше о восточном уклонении и сближении с последующим обезоруживанием. Насколько оно схоже с «маятником» Маслака или Потопова мне неведомо. ИМХО, физика и психология должна быть одинаковой, а значит сходство большим.Прежде чем перейти к возможной технологии "маятника", поговорим немного об "уклонении", имея в виду уклонение от метательного снаряда. Техника уклонения от летящего снаряда начала разрабатываться чуть ли не тогда же, когда появились более-менее технологичные снаряды: стрелы, дротики, копья и т.д. Как и во многом другом, наибольших успехов в таких техниках добились на Востоке, хотя умельцы попадались и на Западе.Техника уклонения складывалась из нескольких приемов, большинство которых существует и в рукопашном бое.Это, например, "слив" - когда снаряд проходит впритирку с телом или даже "скатываясь" по телу. В рукопашке это мягкий блок в стиле айкидо, когда удар не отбивают или останавливают, а отводят в сторону или пропускают вскользь по телу.Также есть "отбивка" - когда снаряд отбивают рукой, ногой или подручным предметом. В рукопашке это жесткие блоки из карате.Еще один прием "захват" - уклонение телом с ловлей снаряда рукой (или зажимание снаряда в коленном сгибе, локтевом, подмышкой и т.п.). В рукопашке такие захваты также присутствуют, часто переходя в броски и болевые приемы."Захват" был очень популярен у многих бойцов, поскольку он позволял продемонстрировать личное мастерство и скорость реакции. А в некоторых восточных школах "захват" даже входил в экзаменационную программу. Я говорю, конечно же, о ловле стрел голыми руками.После возникновения арбалета "захваты" по большей части ушли из широкого потребления (на Западе), поскольку скорость болта много выше скорости стрелы и поймать его было не так просто.В основе большинства указанных приемов лежит, думаю, многим известный, принцип "таи-сабаки" - уход с линии атаки в результате разворота на 90 градусов:- головы,- "треугольника" - талия-плечи- или всего тела.С уменьшением снаряда и увеличением его скорости уклоняться было все сложнее и сложнее. К примеру, от копья, дротика и стрелы уклониться легче, чем от камня из пращи или от арбалетного болта.Здесь на помощь бойцам приходила боевая акробатика: уходы, прыжки, кувырки и т.п. Между прочим, не зря акробатика это то, чему учат в первую очередь в любой школе или секции боевых искусств. Если вы пришли заниматься БИ, а вас не учат акробатике, то бегите оттуда со всех ног - ничему хорошему вас там не научат.Так. Ну, мы подбираемся ближе к современному оружию и собственно к технике уклонения, которая, между прочим, не претерпела существенных изменений, к ней только добавилось пара нюансов, связанных со свойствами огнестрельного оружия. К примеру, мне говорили, что уходить от автомата нужно вниз и вправо (боковой кувырок или низкий прыжок в сторону), в том числе потому, что при выстреле отдача поднимает ствол вверх и вправо (от уклоняющегося это будет влево). Еще мне рассказывали, как нужно уклоняться от пистолета, там вроде как есть разница с уклонением от автомата, но грешен - забыл, в чем она заключается :(Собственно технология уклонения, точнее, что для этого нужно.В первую очередь внимание и "чувство удара" (в данном случае чувство выстрела) - т.е. знание о моменте удара/выстрела на грани интуиции. Иногда это еще называют "предугадыванием". Внимание необходимо для того, чтобы примечать движения глаз и мельчайших мышц противника - все это может подсказать не только момент выстрела, но и его направление.Во-вторых, тренировка «раскачки», т.е. постоянного переноса веса тела и смены уровней и направлений движения. Вообще, для того чтобы хорошо овладеть маятником, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. *** Основа "маятника" (кстати, противоречащая названию) - это неритмичные движения тела, обманывающие противника-стрелка и заставляющие его стрелять в то место, где вы были секунду (долю секунды) назад или - как кажется стрелку - будете в следующую секунду (долю секунды). Повторюсь для закрепления - маятник часов движется ритмично, а основа "маятника" в БИ это именно неритмичные обманывающие движения.Обман стрелка связан с несовершенством человеческого зрения и психологией.Например, человек воспринимает большую опасность явственней, чем меньшую. Т.е. если человек встает прямо, широко расставив ноги, раскрыв руки в широком захвате (раскинув руки как для объятия), то для противника он выглядит опаснее, чем человек, скажем в обычной правосторонней стойке с прижатыми к телу локтями и пригнутой головой. Для стрелка также человек "анфас" выглядит более привлекательной целью, чем человек в "профиль", так как последний меньше (но здесь есть один минус для современного воина. Как правило, редко какой бронежилет (из массовых) предусматривает защиту с боков)Еще одно свойство зрения - человеческие глаза лучше видят то, что расположено вверху и справа. Этим свойством зрения, между прочим, давным давно пользуются рекламщики - самое выгодное (и как правило заполненное наиболее важной информацией) место (блок) в уважающей себя рекламе - как раз сверху справа.Соответственно менее выгодное - незаметное - внизу слева.Здесь нужно сделать небольшую ремарку и добавить еще один секрет зрения - при опускании взгляда вниз (угол примерно 45 градусов от поверхности) фокус зрения несколько размывается, но становится лучше видно то, что находиться по бокам поля зрения (улучшается боковое зрение). Т.е. видно почти 180 градусов и видно лучше, чем когда линия взгляда направлена прямо. Об этом способе "видения" стоит помнить, когда вас окружили противники.Между делом: последнее время пересматриваю фильмы с Брюсом Ли и заметил, что когда Брюс попадает в кольцо противников, то опускает взгляд вниз ;)Из любопытного.Также не стоит забывать о "слепом пятне" - место на дне глазного яблока, где находится "узел" нервных окончаний.Точной информации не помню, а книжки под рукой нет, но примерно: при взгляде на стену с расстояния в 10 метров, область слепого пятна на стене примерно с метр диаметром.Где находится "невидимое" пятно? Если ту же стену разделить на четыре равные части, перечеркнув горизонтальной и вертикальной линиями, то "невидимое" пятно будет находиться примерно в районе правого нижнего участка стены.Почему мы не замечаем слепого пятна?Во-первых, потому что наши глаза привыкли большую часть информации додумывать, дописывать. Аналогия: это, знаете, как дома при отключении электричества - "знаю, что здесь стоит стул" и память услужливо "рисует" образ стула.Во-вторых, когда человек смотрит, казалось бы, "в одну точку", зрачок на самом деле не неподвижен, а постоянно совершает огромное количество микродвижений, незаметных при внешнем наблюдении без специальных приборов. И эти микродвижения покрывают в т.ч. зону слепого пятна.В-третьих, т.к. глаза у нас два и в силу своего расположения видят они немного по разному (положите на стол 5 копеек, закройте левый глаз и расположите ручку/карандаш/палец между глазом и монетой так, чтобы правый глаз не видел монету, потом закройте правый глаз, а левый откройте), то также зона слепого пятна перекрывается.Но зона слепого пятна покрывается не всегда и не всегда полностью.Конечно, на расстоянии работы «маятника» - средняя реальная дистанция скоротечного боевого контакта составляет 5 метров – «слепое пятно» вряд ли сыграет существенную роль. Так что запомните данную информацию просто для сведения.Еще одна причина обмана - инерция и зашоренность мышления.«Заинструктированный до слез» солдатик, к примеру, обычно мыслит планом: пункт 1, 2, 3 и т.д.Человек двинулся вправо и ствол повернулся вправо, а человек оказывается лишь обозначил движение вправо, а сам ушел влево. Ствол доворачивается влево, а человек уже ушел вправо. И т.д. Т.е. стрелок заранее (помните, что счет здесь идет на доли секунды!) для себя определяет точку, где - по его мнению - должен появиться противник и наводит туда ствол. Когда противник меняет направление движения, то стрелку необходимо некоторое время для корректировки плана, отмены запланированной задачи: "повернуть руку с пистолетом так, чтобы ствол смотрел в точку А" и для постановки новой задачи. Вот в эту разницу во времени должен уложиться человек, уклоняющийся от выстрела или "качающий маятник".Т.е. основную роль при освоении "маятника" играет все же не физическая подготовка, а знание физиологии, психологии мышления и поведенческой психологии. ИМХО, главное понять принцип, а «физика» уже нарабатывается и нарабатывается упражнениями.***А вот достаточно детальное описание "маятника" (учебного?) в израильской трактовке"К приемам преимущественно одноручной стрельбы относится и пресловутый " маятник ". Это система передвижений под огнем, основанная на некоторой инерционности процесса выстрела. Боец меняет скорость и направление движения раньше, чем противник успевает выжать спусковой крючок. В упрощенном виде техника "качания маятника" выглядит следующим образом: Вы находитесь лицом к противнику, оружие в вытянутой и опущенной несколько вниз правой руке. Резко бросаете тело вправо - вперед. Правая нога согнута в колене. левая нога полностью выпрямлена. Перемещаете корпус влево, левая нога согнута в колене, правая полностью выпрямлена. "Указываете" оружием на противника и производите выстрел. Далее подтягиваете правую ногу, поворачиваетесь к противнику правым боком. Ступни на ширине плеч параллельно друг другу, вы находитесь в устойчивой статичной позиции. Производите выстрел с использованием прицельных приспособлений. Производите аналогичный ложный выпад влево и процесс повторяется - бросок вправо, полуприцельный "сбивающий" выстрел, занимаете устойчивую позицию вполоборота к противнику, выстрел с тщательным прицеливанием, ложный выпад вправо и т.д. При этом вы продвигаетесь вперед зигзагообразно. Вы достигните успеха только если будете выполнять этот прием в очень быстром темпе (что достигается его предварительной отработкой до полного автоматизма) и в "рваном" ритме, избегая однообразных движений. Для выхода из под огня противника вы можете применять и перекаты в разнообразных направлениях. При перекате резко меняется уровень и направление движения тела, что затрудняет противнику ведение огня . В перекат входят из стойки или чаще из положения "с колена". При перекатах, прыжках, падениях и т. п. важно придать оружию такое положение, которое исключает возможность поражения самого бойца при случайном выстреле. Обычно пистолет прижимается к правой стороне головы стволом вертикально вверх. Менее рекомендуется положение, когда оружие прижимается к левой ключице с направлением ствола влево - вверх под углом 45 градусов. Излишне напоминать о необходимости вынимать палец из спусковой скобы. Проще всего выполнить перекат влево, Вы падаете на основание ладони левой руки (пальцы должны быть направлены вправо - назад) и перекатываетесь влево через предплечье, локоть, левое плечо, спину. При этом не забывайте прижимать подбородок к груди, иначе вы можете сильно удариться затылком. Далее, используя кинетическую энергию движения, вы выходите в положение "с колена" или в стойку. Можно применять этот прием при возникновении необходимости устранения задержки в стрельбе под огнем противника."По поводу «почитать-посмотреть».Иванова-Катанского («Шаг-маятник») советовать не могу, поскольку положительных отзывов ни об авторе, ни о книге не встречал – решайте сами. А вот Ю. Маслак и А. Потапов, думаю, вполне подойдут.Еще я однажды видел видеофильм с демонстрацией «маятника» (насколько помню, демонстрировал Иванов-Катанский).Из художественного: В. Богомолов «Момент истины» («В августе 44-го») и одноименный фильм. Низкого пошиба боевички брать ИМХО не стоит ;)Ссылки:Пистолетчик.ру - описание маятника с фотографиями.Ю.Г. Маслак - официальный сайт.сайт Батьки Ангела (Липецк?) - где есть кое что о «маятнике», но больше о рукопашной форме 8-0В. Богомолов "В августе 44-го" - электронная книга.В общем, явки и пароли я назвал, ищите и обрящете :)

temniykot.livejournal.com

Страница не найдена

  • Меню
    • Конвертер видео
    • Порезка Мп3
    • Радио
    • Популярное видео
    • Обзор игр для телефона
    • Обзор игр для PSP
    • Обзор игр для ПК
    • Обзор игр для IOS
    • Обзор игр для XBOX
    • Обзор игр для Андроида
    • Обзор игр для Планшета
    • Видео обзоры онлайн игр
    • Обзор Anno Online
    • Обзор Blood and Soul
    • Обзор Castlot
    • Обзор Counter-Strike
    • Обзор Dark Age
    • Обзор DarkOrbit
    • Обзор Demon Slayer
    • Обзор Demonion
    • Обзор Drakensang Online
    • Обзор Dreamfall Chapters
    • Обзор Forsaken World
    • Обзор Goalunited
    • Обзор Goodgame Empire
    • Обзор Imperia Online 2
    • Обзор Infestation
    • Обзор Infinite Crisis
    • Обзор Karos Online
    • Обзор Minecraft
    • Обзор Neverwinter Online
    • Обзор Panzar
    • Обзор Prime World
    • Обзор Rail Nation
    • Обзор Reborn Online
    • Обзор Royal Quest
    • Обзор Settlers Онлайн
    • Обзор Star Conflict
    • Обзор Travian
    • Обзор War Thunder
    • Обзор WarFrame
    • Обзор World of Dragons
    • Обзор World of Tanks
    • Обзор Ботва Онлайн
    • Обзор Драконы
    • Обзор Моя маленькая ферма
    • Обзор Пароград
    • Обзор Полный Пи
    • Обзор Правила войны
    • Обзор Седьмой Элемент
    • Обзор Танки онлайн
    • Обзор ТехноМагия
    • Обзор Угадай Слово

© 2011 - 2018    

zagame.net