Проблемы предотвращения ядерной войны и ограничения гонки вооружений. Предотвращение ядерной войны


Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны

Только процесс глобализации наконец-то начал доносить до людей одну простую истину: планета у нас одна. Если ее уничтожить, то жить элементарно будет негде. Все умрут. Поэтому так остро стоит проблема мира и разоружения. Казалось бы, чего уж проще: собраться и договориться. В ООН постоянно идут заседания, ответственные и мудрые люди стараются снизить уровень напряженности на планете, а новые очаги ее возникают, что грибы после дождя. И каждый раз приходится сообща рассуждать, как может быть решена проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Давайте заглянем в корень и постараемся рассмотреть лес за деревьями.

проблема мира и разоружения

Глобальные проблемы

Начнем с того, что трудностей себе человечество создало достаточно. Имеются в виду те сложные задачи, неразрешение которых приведет к исчезновению рода людского вместе с сияющей голубой планетой. И среди них проблема мира и разоружения стоит на одном из первых мест. Различные специалисты насчитывают до четырех десятков нерешенных задач. Одни стоят крайне остро, другие пока не так сильно влияют на нашу жизнь. Для простоты их обобщают в несколько категорий. А именно:

  • экологические,
  • демографические,
  • энергетические,
  • сохранения мира,
  • продовольственные,
  • освоения океана и космоса.

Согласитесь, каждая из приведенных групп задач касается всего населения планеты. Без продовольствия или воды, чистого воздуха или энергии мало кто выживет. Хотя, конечно, расколотые группы останутся, лишь бы планета не разлетелась на куски. Поэтому проблема мира и разоружения выдвигается политиками и учеными на самый первый план. Почему?

проблема мира и разоружения предотвращения ядерной войны

Глобальность человечества

Мы уже сказали о том, что проблема мира и разоружения касается каждого жителя Земли. Дело в том, что такого количества оружия, как теперь, никогда еще не существовало. Даже в конце прошлого века, когда две сверхдержавы решили снизить уровень напряженности и договориться об уничтожении определенной части своих арсеналов. Самым грозным оружием считается ядерное. Но теперь им официально обладают семь стран. А фактически – восемь или более. Понятно, что не каждое ядерное государство способно уничтожить планету. Да этого в современных условиях и не требуется. Понимаете, на планете столько «горячих точек», что если в одном месте вспыхнет, то пожар разгорится мгновенно. То есть пуск боевой ракеты приведет к нажатию красных кнопок во всех ядерных государствах. Давайте об этом поговорим подробнее, чтобы было понятно.

Геополитика в двух словах

Мы с вами не станем углубляться в различие морской и материковой цивилизаций. Чтобы понять, в чем состоит проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны, этого не нужно. А нам следует рассмотреть государства планеты с точки зрения суверенитета. Допустим, он во всей полноте есть у каждой державы. Следовательно, страны стараются решать собственные задачи, развиваться и так далее. Чужие интересы для них - дело второстепенное. Но ведь у человечества есть история. Она не состоит только из мирных веков и полного благоденствия народов. Все с точность до «наоборот». В нашей общей истории множество кровавых событий, территориальных споров, геноцида и других неприятностей. Все это приводит к тому, что возникают так называемые точки напряжения. Страны спорят из-за границ или ресурсов, не могут забыть старые обиды или давние войны. Понимаете, любой народ можно быстро подтолкнуть к войне. Поэтому так остра проблема мира и разоружения.

проблема мира и разоружения причины

Сущность проблемы

Но пока мы рассмотрели только один нюанс стоящей перед человечеством задачи. На самом деле здесь все намного сложнее. Да, национальные интересы приходится учитывать. Но их исторические, так сказать, корни отягощены экономическими трудностями. Если раньше страны могли жить более-менее приемлемо, используя собственные ресурсы, то нынче это становится все труднее. И примеры есть. Северная Корея, замкнувшаяся от мира, живет крайне бедно. Ей от общих достижений цивилизации достаются лишь крохи. От этого страдает население. Проблема разоружения и мира на земле заключается не в разрешении споров или устранении препятствий на пути развития отдельных стран. Суть вопроса состоит в построении такой системы, в которой станет работать независимый механизм нейтрализации причин конфликтов. То есть создание нового общества, где оружие элементарно не потребуется. Согласитесь, задача гигантская. К сожалению, мы, как и век назад, все еще в начале пути.

проблема мира и разоружения пути решения

Почему же так устроено наше глобальное общество?

Чтобы понять, имеет ли решение проблема мира и разоружения, причины ее возникновения необходимо исследовать тщательно и всесторонне. Считается, что создали ее две сверхдержавы: СССР и США. В прошлом веке, после изобретения ядерной бомбы, они устроили гонку вооружения. То есть пытались друг друга задавить количеством ракет и зарядов, совершенством носителей, имея в виду, что применять их не обязательно. Поверьте, сумасшедших, уверенных в том, что возможна перманентная ядерная война, в политике немного. Однако ситуация стремительно развивалась, закончившись созданием совершенно ненужного количества оружия массового уничтожения. Оно, будем надеяться, никогда не пойдет в ход. Однако для опрокидывания человечества в пучину регресса и его наличия достаточно.

Экономический аспект

Оружие – вещь дорогая. Его необходимо произвести, испытать (об изобретении не говорим), а еще и обслуживать. А это означает огромные траты на специализированные научные учреждения, военные части, заводы, добывающие и обрабатывающие предприятия. Все это стоит не просто денег. Суммы на содержание ядерных арсеналов идут огромные. Конечно, возражают некоторые, работа предприятия ВПК – это рабочие места. То есть люди получают место службы и заработную плату. Но приносит ли человечеству пользу такая деятельность? В мире множество стран производит и покупает оружие. На самом деле они тратят бесценные ресурсы не на развитие, а на смерть. Скажем откровенно: это не прогресс в цивилизационном смысле, это - сумасшествие. Однако система не изменяется. Конфликтов много, следовательно, спрос на рынке вооружений не падает. Ну а производителям того и надо. Они же деньги зарабатывают. И мало кто задумывается или подсчитывает, сколько хлеба или других полезных и нужных вещей можно было бы произвести вместо оружия. Насколько счастливее бы стала планета.

решение проблемы мира и разоружения

Отвлечемся на конспирологические теории

Разбирая, как может быть решена проблема разоружения и сохранения мира, мы обязательно наткнемся на простой вопрос: а кому это надо? Исследуя его, поймете, что заинтересованы в этом только простые люди. Владельцы же ВПК или банков имеют иное мнение на этот счет. Конспирологи объединили этих людей термином «глобальный предиктор». Считается, что существует некая «мировая верхушка», концептуально влияющая на процессы на планете. Вот ей-то война не помешает. Дело в том, что людей стало слишком много. И беда даже не в том, что их нечем кормить, как иногда пишут в СМИ. Вопрос в другом. Нормально контролировать, как считают ученые, можно чуть более двух миллиардов человек. Если общество станет больше (а это уже произошло), то его коллективное бессознательное вырвется из-под влияния манипуляторов. Его невозможно будет держать под контролем. Оно станет развиваться самостоятельно, рождая и реализуя идеи. Непредсказуемость крайне опасна - стараются нам внушить через СМИ «правители». Конспирологи уверены, что именно им не нужно решение проблемы мира и разоружения. Зачем? Лучше слегка проредить человечество, чтобы оно стало более послушным.

Экологический аспект

Глобальная проблема мира и разоружения, как уже отмечалось, отражается на всей планете. Это несложно заметить, некоторое время последив за лентой новостей. То в одной, то в другой точке земного шара вспыхивают вооруженные стычки. Они, понятно, не только жизни уносят. Окружающий пейзаж тоже рушится, становится безжизненной пустыней. Люди уходят со своих земель, перестают их обрабатывать и развивать. И пока речь идет только об обычном оружии. Представьте себе, что случится, когда в ход пойдут ядерные бомбы. Кроме того, ресурсы приходится добывать все более быстрыми темпами, разрушая недра, изменяя экологию. А ведь они конечны. Будущим поколениям может достаться безжизненная, перекопанная вдоль и поперек планета. Но и это еще не все.

проблема мира и разоружения сущность проблемы

Порождение новых конфликтных ситуаций

Есть театральная мудрость, гласящая, что если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит. В нашем случае она вполне применима. Количество оружия, циркулирующее по планете, таково, что горячие головы только и ждут случая пустить его в ход. На старые проблемы накладываются новые обиды. К примеру, если рассмотреть ситуацию на Ближнем Востоке, все станет понятнее. После разрушения Ливии и Ирака там идет непрекращающаяся война. В этом регионе ни дня не проходит без жертв. Люди бегут в Европу, создавая и там социальную напряженность. Кроме того, боевики ИГИЛ устраивают демонстративные акции с отрезанными головами и разрушенными святынями. Народы просто специально стравливают друг с другом. Мусульман с христианами, шиитов с суннитами, арабов с евреями. И выход не просматривается. В Африке происходит то же самое. А еще в прошлом году кровоточащая рана возникла и в центре Европы. На Украине идет война.

Проблема мира и разоружения: пути решения

Вряд ли всю сложность ситуации можно донести читателю в одной небольшой статье. Корни ее глубоки, игроков множество, каждый из них пытается настоять на собственной правоте. Что же делать? Зажмуриться и ждать Армагеддона? Конечно, нет. Во всяком случае политики, взявшие на себя ответственность за свои народы, не сидят сложа руки. Мировое сообщество давно пришло к мысли, что решить проблему можно только вместе. Необходимо вести непрекращающийся ни на минуту разговор обо всех составляющих данной глобальной угрозы. Спасти планету одной стране не под силу. А вот найти дипломатическое решение в отношении каждой имеющейся конфликтной ситуации, если все страны поддержат, можно и нужно. То есть пути известны. Следует разбить проблему на составляющие, не забывая о главной цели, и планомерно идти вперед. При этом участвовать в процессе должны все государства, признанные или нет. Ни у кого нет права игнорировать общечеловеческую деятельность по сохранению родной планеты.

глобальная проблема мира и разоружения

Заключение

Давайте подведем итог. Проблема сохранения мира является глобальной. Она касается каждого жителя Земли. Ее аспекты разносторонни. Она затрагивает экономические, социальные стороны существования человечества. Проблема эта не имеет границ. Спрятаться никому не удастся. Однако она вполне решаема. Но в процессе должны участвовать все страны и народы. Хотя не стоит говорить о теории. На практике так и происходит. Это мы видим в новостях. В Минске договариваются члены Нормандской четверки, в Вене шестерка подписывает соглашение с Ираном и так далее. Все это - события одного ряда. А именно усилия мировых игроков по мирному разрешению конфликтных ситуаций. Будем надеяться, что в таком ключе ситуация будет развиваться и дальше.

fb.ru

Предотвращение ядерной войны и сохранение мира. by trololo trololo on Prezi

Transcript of Предотвращение ядерной войны и сохранение мира.

Предотвращение ядерной войны и сохранение мира В наше время тема безопасности очень актуальна и понятна. В современную эпоху постоянных военных конфликтов просто необходим механизм их урегулирования, а особенно предотвращения. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что без мира не может быть развития и в обществе станет назревать конфликт. А без демократии невозможно достигнуть сколько-нибудь существенного развития; при отсутствии развития мир не может сохраняться в течение длительного периода времени. Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие :1.Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.2.Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.3.Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.4.Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.5.Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасностьПеречисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности ,а с другой – о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитиемВажное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно разделить на 4 группы :1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это : Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.) и др.2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.)3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие из уничтожение. Таковы : Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.)4.Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др. В наше время международное право решает проблемы угрозы миру и разрабатывает для этого арсенал конкретных средств. Это совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам можно отнести мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, т.к. они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права. В числе таких договоров – соглашение между РФ и США о предотвращении ядерной войны.Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две.Универсальная система коллективной безопасности – была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы.В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42). Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко разграничена.ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача : 1.Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения2.Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня3.Содействие поддержанию законности и правопорядка4.Предоставление гуманитарной помощи5.Наблюдение за ситуациейВо всех случаях операции должны строго выдерживать принципы :1.Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции2.Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон3.Финансирование международным сообществом4.Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ5.Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны)Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности . В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс. Действующие международные договоры и соглашения относительно разоружения:5 августа 1963г. представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля 1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств, обладающих ядерным оружием, и им не обладающих. Также говорится о прекращении гонки вооружений.Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. (Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести : Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др.Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г. и др.Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля 1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной. Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения. Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне.В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз ,обмены и контакты ученых, военных).Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.The End

Full transcript

prezi.com

Предотвращение мировой ядерной войны

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Географический  факультет               

Тема: «Предотвращение  мировой ядерной войны»

(реферат)            

Исполнитель: курсант 5-ого курса

Крайнов Д.В.             

Минск

2010

  Ядерная война — гипотетический военный конфликт между государствами или военно-политическими блоками, обладающими ядерным и термоядерным оружием. В такой войне главным средством поражения является ядерное оружие. Во второй половине XX века считалась одним из возможных вариантов развития холодной войны.

  Сегодня правительства большинства развитых стран осознают невозможность использования  ядерного оружия для достижения каких  бы то ни было экономических или  политических целей – настолько велики разрушительные последствия ядерных ударов. Весь сознательный мир помнит последствия ядерных атак на Хиросиму и Нагасаки в конце Второй Мировой войны. Прошло более 60 лет, а отголоски той трагедии еще слышны во всем мире. Но ведь и ядерная промышленность не стояла на месте, и последствия ядерной войны сегодня трудно представить.     Исследования, проведенные учеными разных стран, в том числе России, показывают, что самым губительным и наиболее вероятным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». То есть, все, что не пострадает в результате ударной волны от взрыва, что уцелеет после ядерной вспышки и радиационного излучения, пострадает от «ядерной зимы». В результате использования ядерного оружия над теми городами, которые станут главными объектами нападения, образуются черные, непроницаемые для солнечного света сажевые облака. Черные облака окутают всю Землю. Установится «ядерная ночь», а вместе с ней придет и холод. Земля начнет неизбежно остывать. Вследствие необратимых процессов в биосфере, изменятся климатические условия. Последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, они коснутся всех живущих на Земле. Вот почему предотвращение ядерной войны является глобальной проблемой человечества.

  Даже ограниченный ядерный конфликт, однако, несёт  в себе опасность радиоактивного заражения обширных территорий и  перерастания во всеобщий конфликт с  участием нескольких государств, обладающих ядерным оружием. По аналогии с теорией ядерной зимы можно сказать, что ограниченная ядерная война приведет в случае её возникновения к эффекту «ядерной осени» — долговременным негативным экологическим последствиям в рамках определённого региона.

  Ядерная осень — гипотетическое состояние климата одного из регионов Земли в результате ограниченной ядерной войны. Для моделирования ситуаций ядерной осени, как правило, используется модель конфликта, где суммарная мощность взрывов составляет от 5 до 40 мегатонн (обычно это эквивалентно использованию 300—400 тактических ядерных боезарядов и / или нейтронного оружия). Эксперты полагают, что подобный конфликт может привести к негативным экологическим последствиям для региона — выпадению кислотных осадков, заражению почв и локальным эпидемиям лучевой болезни и гибели нескольких урожаев. Возможно общее понижение температуры на 1—2 °С. Вероятно, в регионе произойдет массовая гибель широколиственных лесов. Хвойные леса, возможно, сумеют уцелеть и в перспективе несколько расширят свой ареал. В долгосрочной перспективе в регионе, пережившем эффект «ядерной осени», возможен сдвиг времен года: наступление зимы в середине октября, и весны — в середине апреля.

  Моделирование эффекта «ядерной осени» использовалось экспертами в начале 1980-х годов  при анализе возможного ядерного конфликта в Европе на базе евроракет. В 2000-е годы подобный эффект моделируется для гипотетических ограниченных ядерных  конфликтов в Индостане и на Корейском полуострове. Эффект «ядерной осени» может возникнуть и в результате поражения ядерных объектов одного из государств (гипотетическая операция США против Ирана и КНДР).

   Ведущие  страны мира, в первую очередь  Россия и США, в конце ХХ  века стали на путь сокращения  ядерных военных арсеналов. В  то же время сохраняется опасность  распространения ядерных вооружений  в мире. Растет число стран  ядерных держав. И хотя они обязуются использовать ядерную энергию в мирных целях, мировому сообществу еще предстоит выработать меры, препятствующие глобальной атомной угрозы.

  Для современного мира ядерная война является самым вероятным фактором техногенной катастрофы, с последующим уничтожением всей живой природы. Понижение температуры, ионизирующая радиация, уменьшение атмосферных осадков, попадание в атмосферу различных отравляющих веществ, а также увеличение воздействия УФ излучения – одновременное воздействие всех этих факторов приведет к необратимому нарушению жизненных сообществ и не способности к регенерации на длительном промежутке времени.

  Ученые  предвидят три возможных эффекта  мирового конфликта с применением  ядерного оружия. Во-первых, в результате всемирного снижения температуры на десятки градусов, а также уменьшения освещенности планеты, настанут так называемые ядерная зима и ядерная ночь. Все жизненно важные процессы на Земле будут отрезаны от основного источника энергии – солнца. Во-вторых, вследствие разрушения хранилищ радиационных отходов и атомных станций произойдет загрязнение всей мировой территории. Третьим фактором является голод планетарного масштаба. Таким образом, ядерная война приведет к сокращению сельскохозяйственных растений.

  Характер  влияния ядерной войны вселенского размаха на окружающий мир таков, что, когда бы она ни возникла, итог один – глобальная биологическая катастрофа, можно сказать конец света.

  Середина 70-х годов стала для людей  Земли, чем-то вроде переломного момента, когда многие наконец-то стали понимать все вероятные последствия межгосударственного обмена ядерными ударами, которые способны превзойти все самые худшие прогнозы. Однако, несмотря на это, все внимание ученых было приковано к изучению прямых поражающих наземных факторов, влияния воздушных взрывов ядерного характера, фактически они изучали тепловое излучение, ударную волну и радиоактивные осадки. Причем ученые начали брать в расчет глобальные экологические проблемы.

  Если на планете начнется ядерная война, в результате которой произойдут взрывы ядерных бомб, это приведет к тепловому излучению, а также радиоактивным осадкам локального характера. Косвенные последствия, такие как уничтожения систем распределения энергии, коммуникационных систем и общественных устоев, вероятнее всего приведут к серьезным проблемам. Пока существует вероятность того, что наступит ядерная война, ни в коем случае нельзя пускать на самотек катастрофическое влияние такой трагедии на биологическую сферу, потому что последствия могут быть не предсказуемы. 

  Влияние последствий ядерной  войны на пресноводные экосистемы. 

  Вероятные климатические изменения сделают  уязвимыми экосистему материковых  водоемов.

  Водоемы, которые содержат пресную воду, подразделяют на два вида: проточные (ручьи и реки) и стоячие (озера и пруды). Резкое понижение температуры и уменьшение уровня осадков скажется на стремительном сокращении количества пресной воды, которая запасена в озерах и реках. На грунтовые воды изменения повлияют менее заметно и медленнее.

  Качества  озер устанавливаются их содержанием  питательных веществ, подстилающими  породами, размерами, донными субстратами, количеством атмосферных осадков  и другими параметрами. Основными  показателями реакции пресноводных систем на климатические изменения являются вероятное понижение температуры и уменьшение инсоляции. Выравнивание колебаний температуры преимущественно выражено в больших водоемах с пресной водой. Однако экосистемы пресных водоемов в отличие от океана вынуждены значительным образом пострадать от перепада температуры, как следствие того, что произойдет ядерная война.

  Вероятность влияния низких температур на протяжении длительного периода может привести к образованию толстого слоя льда на поверхности водоемов. Как результат поверхность мелководного озера покроется значительным слоем льда, охватив большую часть его территории.

  На протяжении последних лет специалисты России, постепенно накапливали статистические данные по озерам, в которые входит информация о площади и объеме водоемов. Необходимо отметить, что большинство озер, из числа тех, которые известны и доступны человеку, котируются как мелкие. Такие водоемы находятся в группе, которая будет подвержена замерзанию почти на всю глубину.

  Исследование, проведенное Пономаревым совместно с сотрудниками, в рамках проекта Скопе-Энюуор, считается одним из основных направлением в оценке последствий ядерной войны для экосистем озер. В данном исследовании задействовали имитационную модель взаимоотношений озер и их водоразделов, а также воздействия на состояние озер промышленности, разработанную научно-исследовательским центром вычислительных технологий Санкт-Петербурга при Академии наук. В ходе исследования были рассмотрены три биотических составляющих – зоопланктон, фитопланктон и детрит. Они напрямую взаимодействуют с фосфором, азотом, инсоляцией, температурой воздуха и радиацией. По различным данным предположительная ядерная война начиналась или в июле, или в феврале.

  К более  долгосрочным и серьезным последствиям ядерная война приведет изменения климатических условий. В ход такого развития событий, освещенность и температура вернуться к первоначальным уровням, в период приближения зимы.

  Если ядерная  война произойдет зимой и вызовет  климатические волнения в этот период, в местах, где вода озер имеет нормальную температуру, приблизительную нулю, это повлечет за собой увеличение ледяного покрова.

  Угроза  для мелководных озер слишком  явная, так как возможно промерзание  воды до самого дна, что приведет к  гибели основного числа живых микроорганизмов. Таким образом, реальные климатические возмущения в зимний период коснутся пресноводных экосистем, которые не замерзают в нормальных условиях, и приведут к весьма серьезным биологическим последствиям. Текущие нарушения климата, начавшиеся весной или задержавшиеся как результат того, что произошла ядерная война, могут оттянуть процесс таяния льдов.

  С приходом морозов в конце весеннего  периода, возможно, произойдет глобальная гибель живых составляющих экосистем  под влиянием снижения температуры и уменьшением освещенности. В случае если снижение температуры до минусовой отметки произойдет летом, последствия могут быть не столь губительными, потому что многое стадии развития жизненных циклов будут позади. Чреватость последствий будет зависеть от длительности холодов. Будущей весной, продолжительность воздействия скажется особенно остро.

  Возмущения  климата осенью приведут к наименьшим последствиям для экосистемы северных водоемов, потому, что на тот момент все живые организмы успеют пройти стадии репродукции. Даже если численность фитопланктона, беспозвоночных и редуцентов уменьшится до минимального уровня, это не конец света, как только климат вернется к нормальному состоянию, они возродятся. Но все равно, остаточные явления могут еще продолжительное время проявляться на функционировании всей экосистемы, причем, вполне вероятны необратимые изменения.     

  Последствия ядерной войны 

  Вероятные последствия ядерной войны для живых организмов и окружающей среды пребывали в эпицентре внимания многих исследователей на протяжении 40 лет, после того как Япония подверглась воздействию атомного оружия.

  В результате проведения анализа данных по восприимчивости  экосистем к последствиям, которые  повлечет за собой ядерная война на экологическое окружение, очевидными становятся следующие выводы:

stud24.ru

Проблема мира и разоружения, предотвращение ядерной войны

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Угроза и предотвращение мировой ядерной войны

Количество просмотров публикации Угроза и предотвращение мировой ядерной войны - 414

Суть и классификация глобальных проблем современности

Глобальные проблемы современности

Лекция 17

Контрольные вопросы

1.Каковы особенности китайской модели экономических реформ?

2.Назовите основные направления структурной перестройки хозяйства КНР

3.Назовите отраслевую структуру китайского экспорта

4.Какие товары в основном импортирует КНР?

5.Назовите базовых партнеров Китая в международной торговле

6.Какие три ключевые принципа легли в основу процесса движения китайской экономики?

а

Глобальные проблемы объединяет, прежде всœего, их всœеобщий, универсальный характер. Размещено на реф.рфЭто вытекает из того обстоятельства, что они порождены самим типом современной цивилизации, характером производительных сил, подверженных взаимовоздействию и взаимопроникновению, что наиболее ярко проявляется уже с начала 90-х годов. Глобальные проблемы современности наиболее быстро стали развиваться с повышением темпов НТП, с повышением темпов развития мировой экономики, с появлением высокотехнологичных производств. Проявляются глобальные проблемы наиболее тревожно в малоразвитых и развивающихся странах.

Глобальные проблемы человечества имеют планетарный характер. Размещено на реф.рфΟʜᴎ характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью, проявляющимися в политических, экономических, научно-технических и других формах. Эти проблемы отражают углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализацию других общественных процессов на Земле. Глобальные проблемы современности требуют для своего решения объединœенных и эффективных усилий самого широкого союза социальных сил, неотложных совместных действий всœех государств и народов.

Для решения глобальных проблем создаются международные организации, деятельность которых направлена на выработку программ по решению какой-либо проблемы. Не маловажной частью претворения этих программ в жизнь является финансовое обеспечение их выполнения. Для финансирования решения глобальных проблем создаются различные международные фонды, привлекаются международные, государственные и частные инвестиции.

Для решения глобальных экономических проблем крайне важно довольно четко выделить предпосылки, определяющие их приоритетность:

1. нужны определœенные условия для развития планетарной мирной экономики. В этом смысле уменьшение расходов на военные приготовления представляется важной предпосылкой;

2. крайне важно обеспечить экономическую стабильность и равенство экономических возможностей для всœех;

3. крайне важно осуществить всœестороннюю разработку и решения в области экологических проблем;

4. крайне важно упрочить международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

5. крайне важно объединить усилия мирового сообщества против международного терроризма.

Классификация глобальных проблем человечества:

· угроза и предотвращение мировой ядерной войны;

· охрана окружающей среды;

· обеспечение человечества энергией и сырьем;

· продовольственная проблема;

· сокращение зон нищеты, голода и болезней;

· освоение космоса и мирового океана;

· борьба с мировым терроризмом.

Наличие в мире двух противоборствующих систем до распада СССР в некоторой мере держало баланс в проблеме мировой войны. После распада Советского Союза данный баланс нарушился, и военная угроза нависла над миром с большей силой.

Особую опасность представляет то обстоятельство, что появилась реальная возможность перейти к принципиально новым видам оружия. В этих условиях насущной задачей становится поиск новой модели международной безопасности. Само понятие ʼʼнациональная безопасностьʼʼ под влиянием радикальных перемен в международной политике, экономического и научно-технического развития, экономического дисбаланса и других факторов существенно расширилось и усложнилось. Теперь оно включает в себя не только обеспечение вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства, но и проведение активных политических и дипломатических мер по предотвращению войны, экономической и технологической безопасности, внутренней стабильности и нормальной жизнедеятельности страны.

По исследованиям ООН, проведенным группой ученых – экспертов из разных стран по вопросам экономического оснащения гонки вооружения, в вооруженных силах мира насчитывается около 29 млн. человек (11 млн. – в развитых и 18 млн. человек – в развивающихся странах). В областях, связанных с обороной, занято 60-80 млн. человек. Военные НИОКР поглощают около 25% мировых расходов на научные разработки и исследования, которыми занимаются 25% всœех ученых и инженеров. Военная промышленность оказывает сильное давление не только на окружающую среду, но на гражданскую инфраструктуру, отвлекает значительные валютные ресурсы стран, наиболее конкурентные технологии, превращая их в закрытый материал.

Чрезмерные военные расходы способствуют росту инфляции. В общей сложности на гонку вооружений приходится около 6% объёма мирового производства. В реальной жизни сокращение военного производства сопряжено со множеством противоречий. По этой причине конверсия требует детальной проработки. Как показал мировой опыт, главное здесь заключается не только в разработке программ на макроэкономическом уровне, но и на уровнях отдельных регионов, отраслей и предприятий.

Сегодня мировое сообщество всœе явственнее понимает крайне важно сть сохранения мира на Земле. При этом, не всœегда мнения о путях решения этой задачи в разных странах совпадают. По этой причине совершенно крайне важно приступить к формированию глобальной военной политики, которая должна быть в большей мере оборонной и даже ʼʼантивоеннойʼʼ, чем военной. Ее главная задача - не допущение войн, утверждение мирной жизни. Приоритетными должны быть мирные средства обеспечения безопасности государств, ограничение военных потенциалов, лишение вероятного противника возможности внезапного нападения, приспособление их для предотвращения войн и конфликтов.

Разоружение ведущих стран мира имеет еще и экономическую проблему, так как это мероприятие довольно дорогостоящее. По этой причине разработана программа помощи развивающимся странам для проведения сокращения вооружений и конверсии ВПК.

referatwork.ru

Проблемы предотвращения ядерной войны и ограничения гонки вооружений

Проблема предотвращения ядерной войны, сдерживания гонки вооружений - важнейшая в комплексе глобальных проблем. В работах многих буржуазных теоретиков вопрос о социальной природе войн, милитаризма, их социально - экономических корнях замалчивается, отвергается связь политики империалистических государств с интересами монополистического капитала. Буржуазные идеологи объясняют рост милитаризации в капиталистических странах ссылками на НТР. Утверждается, будто развитие науки и техники независимо от общественной системы неизбежно ведет к гонке вооружений, к насильственному разрешению внутренних и внешних противоречий. Производство оружия расценивается как фактор развития науки и техники. Даже войны с применением ядерного оружия трактуются как чисто «технический феномен». Некоторые буржуазные теоретики оценивают войну как «инструмент, который может быть применен в интересах мирового сообщества».

Исходя из якобы существующей «инстинктивной агрессивности» человеческого рода, проповедники милитаризма считают, что все попытки предупредить войны или хотя бы ограничить проявления агрессивности заранее обречены на неудачу. Поэтому движение масс в защиту мира, за ограничение гонки вооружений и другие антивоенные действия объявляются бесполезным делом. Другой аспект подобного подхода: социальные конфликты, войны в современный период объясняются как результат «невротической реакции» личности на окружающий мир, условия жизни. Но подобные концепции в условиях, когда в военных конфликтах может использоваться оружие, угрожающее самой жизни на Земле, встречают все меньше понимания и поддержки даже в самих капиталистических странах.

В более завуалированной форме те же идеи милитаризма и агрессии пропагандируются и обосновываются теоретиками, трактующими современное военное производство как фактор экономического и научно - технического развития. Представляя интересы военно - промышленного комплекса, они заявляют, что военные расходы —фактор, придающий динамизм экономике, средство решения проблемы безработицы и т. п.

Между тем военное производство оказывает прямое негативное воздействие на экономику. Во - первых, происходит растрата значительных средств и ценнейших ресурсов на ненужные для воспроизводства цели, что снижает общие темпы экономического роста. Во - вторых, военные расходы и дефицит госбюджета подхлестывают инфляцию. А инфляция —один из важнейших факторов падения производства. В - третьих, большая нагрузка на государственные бюджеты сокращает регулирующие возможности государства, усиливает стихию рынка и глубину диспропорций и экономических потрясений. В - четвертых, поскольку основные тяготы военных расходов ложатся на трудящихся, это резко тормозит развитие главной производительной силы общества. Многие буржуазные теоретики утверждают, что военное производство создает дополнительные рабочие места, сокращает безработицу. Но в действительности военные расходы усугубляют проблему занятости. Кроме того, обостряя международную обстановку, гонка вооружений подрывает развитие внешней торговли, что оказывает негативное воздействие на общественное производство.

Многие буржуазные ученые все глубже осознают смертельную опасность, которую несет человечеству ядерная война. В целом ряде работ можно встретить достаточно объективные оценки ущерба, связанного с форсированием гонки вооружений. Л. Браун отмечает, что каждый год в мире тратится на военные исследования в несколько раз больше средств, чем на поиски методов повышения продуктивности сельского хозяйства. Затраты на НИОКР военного назначения превосходят общие затраты на здравоохранение, охрану окружающей среды, разработку новых методов производства энергии.

Эгому подходу в буржуазной теории и идеологии противостоят теоретики, представляющие интересы военно - промышленного комплекса, неоконсервативных кругов. В своих работах защищают военные расходы Милтон и Роуз Фридмены. X. Брукс и Дж. Йонас утверждают, что СОИ внесет существенный вклад в развитие гражданских отраслей промышленности, будет способствовать усилению конкурентоспособности американских товаров. Л. Пфальцграф расценивает СОИ как «гарант мира».

Современная действительность заставляет трезво мыслящих западных теоретиков искать пути и средства исключения военной силы из арсенала международной политики, предотвращения мировой ядерной войны. Буржуазные ученые разрабатывают различные планы сохранения мира. Многие из них понимают значение развития международных экономических связей для предотвращения войны. Выдвигается много различных программ изменения международных экономических отношений. Среди них широко распространена идея создания на базе современных национальных государств мирового государства. Авторы этой идеи надеются подвести под здание всеобщего мира некий материальный фундамент в виде мирового хозяйства, основанного на частной собственности и свободном рынке Все варианты такого проекта строятся в расчете на эрозию социализма.

Есть множество и утопических, нереалистических проектов. Например, американцы Дж. Фейнберг и Дж. О Нил считают, что войны можно предотвратить путем переселения людей в космос - космические просторы необъятны и. следовательно, ни у кого не будет никаких территориальных претензий.

www.economindex.ru

Предотвращение ядерной войны и сохранение мира — доклад

Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. В  настоящее время разрабатывается  договор о сокращении и ограничении  наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы  безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.

Предотвращение ядерной  войны и сохранение мира.

Предотвращение ядерной  войны и сохранение мира В наше время тема безопасности очень актуальна  и понятна. В современную эпоху  постоянных военных конфликтов просто необходим механизм их урегулирования, а особенно предотвращения. Генеральный  секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что без мира не может  быть развития и в обществе станет назревать конфликт. А без демократии невозможно достигнуть сколько-нибудь существенного развития; при отсутствии развития мир не может сохраняться  в течение длительного периода  времени. Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к  числу которых, в частности, относятся  следующие : 1.Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений. 2.Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения. 3.Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни. 4.Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений. 5.Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности ,а с другой – о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно разделить на 4 группы : 1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это : Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.) и др. 2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.) 3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие из уничтожение. Таковы : Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.) 4.Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др.  В наше время международное право решает проблемы угрозы миру и разрабатывает для этого арсенал конкретных средств. Это совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно.  К этим средствам можно отнести мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, т.к. они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.  В числе таких договоров – соглашение между РФ и США о предотвращении ядерной войны. Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.  Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две. Универсальная система коллективной безопасности – была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы. В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42).  Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко разграничена. ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача :  Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности . В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс. Действующие международные договоры и соглашения относительно разоружения: 5 августа 1963г. представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля 1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств, обладающих ядерным оружием, и им не обладающих. Также говорится о прекращении гонки вооружений. Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. (Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести : Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др. Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г. и др. Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля 1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной. Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.  Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций. Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.) Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне. В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз ,обмены и контакты ученых, военных). Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением. Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.

 

Корейский кризис[2], также известен как Корейский ракетный кризис[3] — непрерывный ряд событий роста напряженности в отношениях между Северной Кореей, Южной Кореей, Соединенными Штатами и Японией, которые начались после запуска Северной Кореей спутника Кванмёнсон-3 12 декабря 2012 года и проведения ядерного испытания 12 февраля 2013 года. Кризис характеризуется чрезвычайной эскалацией риторики нового режима Ким Чен Ына[4].

Запуск Кванмёнсон-3[править | править исходный текст]

12 декабря 2012 года в  честь 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, Северная Корея запустила искусственный спутникКванмёнсон-3 в космос.

После запуска разразился скандал, потому что по просьбе США Совет Безопасности ООН утвердил новые санкции против страны с утверждением, что под видом запуска спутника на самом деле проводилось испытание баллистической ракеты. Запуск удивил многих; разные мировые СМИ, включая Китая, России и Японии сообщили, что Северная Корея вступила в ряды стран, способных производить и запускать космические спутники. Североамериканское аэрокосмическое оборонное командованиесообщило, что оба спутника и космический мусор «не привели к факторам, угрожающим безопасности Соединенных Штатов».

Северокорейское правительство  сообщило, что запуск имел цель только вывести спутник на орбиту. 22 января правительство приступило к его  регистрированию Организацией Объединенных Наций, заявив, что это спутник  наблюдения предназначен для мониторинга  сельскохозяйственных культур, лесных ресурсов и стихийных бедствий с  периодом обращения 95 минут 25 секунд.

Тем не менее, большинство  стран мира осудили данные действия, даже Китай, который согласно военному пакту обязан[источник не указан 141 день] защищать Северную Корею в случае агрессии. Ко всему этому, США, Япония и Южная Корея заявили, что это была военная месть за войну, с целью провоцирования политических оппонентов.

После запуска северокорейцы  отпраздновали данное событие. На следующий  день Северная Корея провела массовый праздник на площади в Пхеньяне.

Санкции Совета Безопасности ООН[править | править исходный текст]

После запуска, по просьбе  Японии, США и Южной Кореи, Совет  Безопасности ООН провел заседание, чтобы обсудить данные события и  в результате опубликовал заявление, в котором 15 членов совета посчитали  запуск спутника за испытания баллистической ракеты.

Наконец, 22 января 2013 года, было принято решение наказать Северную Корею за запуск спутника. Северная Корея осудила санкции Совета Безопасности, считая, что они были введены под эгидой Соединенных  Штатов для нарушения экономического и технологического развития страны, а также заявив, что для запуска  спутников используется такая же технология, которая используется для  баллистических ракет.

Ответ Северной Кореи[править | править исходный текст]

После введения санкций СБ ООН, 23 января правительство Северной Кореи объявило о продолжении  ракетных испытаний. Кроме того, Северная Корея непосредственно пригрозила США, что может запустить ракеты дальнего действия против этой страны.

Мы не скрываем, что мы будем  запускать серию спутников и  ракет дальнего радиуса действия и проводить ядерные испытания  в новом, более высокого уровня, этапе  борьбы против Соединенных Штатов, заклятого врага корейского народа.

Национальная комиссия по обороне Северной Кореи

Правительство Северной Кореи  обвинило США и Организацию Объединенных Наций в «беспрецедентном выступлении  против Севера» с новыми санкциями  и препятствованием усилиям Пхеньяна развивать экономику.

Хронология  событий[править | править исходный текст]

Январь[править | править исходный текст]

1 января

Ким Чен Ын в новогоднем обращении к народу призвал улучшить отношения с Южной Кореей[5][6].

24 января

В ответ на принятие резолюции  Советом Безопасности ООН, который  осудил их последний успешный запуск ракеты и ввода более жестких  санкций Северная Корея объявила о своих намерениях атаковать Соединенные Штаты с использованием ракетно-ядерного оружия. В заявлении она объявила США «заклятым врагом корейского народа»[7].

Февраль[править | править исходный текст]

12 февраля

Северная Корея провела  испытания ядерного оружия, которое  было осуждено на международном уровне.

15 февраля

2013 года Северная Корея  проинформировала Китай, что проведёт  одно или два испытания ядерного  оружия в этом году[8].

Март[править | править исходный текст]

В ответ на полёт над Корейским  полуостровом 28 марта двух стелс-бомбардировщиков B-2, способных нести ядерные боезаряды, Северная Корея пригрозила США своей готовностью к запуску ракет.

7 марта

  • В преддверии начала совместных военных учений Южной Кореи и США Северная Корея пригрозила разорвать соглашение о перемирии, заявив, что учения угрожают безопасности Северной Кореи и что США не желают вести переговоры о мирном договоре[9].
  • Южнокорейская газета «Джунан Ильбо» сообщила, что корабли ВМС США, оснащенные ядерным оружием, участвуют в учениях[10].
  • Пентагон публично объявил, что бомбардировщики B-52 из авиабазы «Андерсен» пролетали над Южной Кореей, тем самым демонстрируя наличие «ядерного зонтика»[11].

8 марта

  • Правительство Северной Кореи объявило, что выходит из всех пактов о ненападении с Южной Кореей в ответ на принятую резолюцию ООН 2094[12][13][14].
  • Также правительство КНДР заявило о закрытии совместного пересечения границы с Южной Кореей и отключении линии экстренной связи с Югом[12][13][14].

11 марта

США и Южная Корея начали военные учения на фоне высокой напряженности. Пхеньян решительно осудил эти учения[15].

13 марта

Северная Корея подтвердила  окончание действия перемирия 1953 года и объявила о разрыве декларации о ненападении между Северной и Южной Кореей[16].

16 марта

  • Министр обороны США Чак Хейгел объявил, что Форт-Грили на Аляске, возможно, придется открыть для защиты Соединенных Штатов от потенциальной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи[17].
  • США намереваются добавить ещё 14 ракет-перехватчиков, одних из ключевых компонентов наземной системы противоракетной обороны в Форт-Грили на Аляске, повысив тем самым общее количество ракет с 30 до запланированных администрацией Буша 44. В настоящее время 30 ракет размещены на двух площадках в США, четыре на авиабазе Ванденберг в Калифорнии и 26 в Форт-Грили на Аляске[18][19].

20 марта

Произошла кибер-атака против Южной Кореи, которая усилила напряжение в регионе.

27 марта

Публично объявлена Северной Кореей информация о разрыве линии  горячей связи между Пхеньяном  и Сеулом, последнего оставшегося  канала связи между двумя странами. В тот же день линия была отрезана. По данным Центрального телеграфного агентства Кореи, старший северокорейский  военный чиновник заявил: «В ситуации, когда война может вспыхнуть  в любой момент, нет необходимости  в дальнейшем содержать канал  военной связи»[20][21].

26 марта

  • США снова направил бомбардировщики Б-52 с Гуама на пролёт территории Южной Кореи в рамках учений «Фоул Игл». Эти полеты были, в соответствии с источниками в министерстве обороны США, предназначены для демонстрации возможностей Америки в поддержании «постоянного присутствия бомбардировщика» в регионе[22].
  • Япония развернула 3 эсминца японских морских сил самообороны (JMSDF), оснащенных системой противоракетной обороны. По данным японских СМИ, 2 эсминца выйдут из военно-морской базы Сасебо, которую Япония делит с американскими военными в префектуре Нагасаки, и направятся в Восточно-Китайское море. Один из этих кораблей из Сасебо подтверждается как JDS Chokai (DDG-176). Третий эсминец развернут с Майдзуру, префектура Киото, и направится в Японское море. Эти корабли могут быть либо класса Конго или класса Атаго. Все 3 суда оснащены RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) Block IA, ракетой, разработанной совместно с США. Япония также перевезла зенитные комплексы Patriot PAC-3 на Окинаву для возможного перехвата северокорейской ракеты, если она пролетит над японской территорией или территориальными водами[23].

28 марта

Два бомбардировщика ВВС  США B-2A Spirit Stealth совершили вылет туда и обратно от авиабазы Вайтмен (штат Миссури) к Корейскому полуострову[где?], где они выгрузили[уточнить]холостые боеприпасы. Беспрерывный полёт с дозаправкой топлива Пентагон назвал наглядной демонстрацией «способности США вести действия на длительной дистанции и наносить удары быстро и решительно». Также совершили полёт семь бомбардировщиков B-1B Lancer с авиабазы «Андерсен» на Гуаме[24][25][26].

30 марта

  • СМИ Северной Кореи сообщили, что северокорейское правительство заявило об объявлении «состояния войны» с Южной Кореей. В заявлении обещалось «нанесение ответного удара» против «любого провокационного акта».
  • Ким Чен Ын заявил, что северокорейские ракеты готовы к обстрелу американских баз в Тихом океане в ответ на полет над Корейским полуостровом двух бомбардировщиков B-2.
  • США предупредили КНДР о том, что эскалация военного противостояния приведет к дальнейшей изоляции. Пентагон заявил: «США полностью способны защитить себя и своих союзников от северокорейских ракетных атак. Мы твёрдо привержены идее защиты Южной Кореи и Японии»[27][28][29].

31 марта

Два истребителя F-22A Raptor были передислоцированы на авиабазу Осан, основную базу ВВС США в Южной Корее, с авиабазы Кадена на Окинаве, Япония[30][31].

Апрель

2 апреля

  • Профессиональный ИТ-интернет-журнал BGR выпустил статью о том, что хакерская группа Anonymous начала операцию «Северная Корея». Они требуют «ухода Ким Чен Ына в отставку», «установить свободную демократию», «отказаться от своих ядерных амбиций», «предоставить свободу доступа в Интернет» и т. д. Хакеры также заявили, что если Северная Корея не подчинится их требованию, они будут вести против неё кибер-войны​​.
  • Северная Корея заявила, что будет перезагружать ядерный реактор, способный производить плутоний в ядерном научно-исследовательском центре в Йонбёне, который был закрыт после шестисторонних переговоров в 2007 году[32].

3 апреля

  • Группа хакеров Anonymous заявила, что украли пароли всех 15000 пользователей в рамках кибер-войны против КНДР[33]. Через несколько дней Anonymous заявили, что взломали основной сайт Uriminzokkiri, а также страницы Twitter и Flickr, представляющие данный веб-сайт.[34].
  • Северная Корея закрыла доступ к промышленному району Кэсон в Южной Корее, а работникам было разрешено покинуть район (большинство остались добровольно продолжать работу)[35]. Продолжавший свою работу промышленный регион Кэсон ранее рассматривался как признак того, что кризис не такой серьёзный, как предполагалось. The New York Times сообщила после закрытия, что «судьба Кэсона рассматривается как решающее испытание, как далеко Северная Корея готова зайти в реализации угроз против Юга. Продолжение этого кризиса часто рассматривается как признак того, что словесная воинственность Пхеньяна не обязательно соответствует его действию»[36]. Ранее Кэсон уже закрывался три раза в 2009 году[37].
  • Пентагон отдал приказ развернуть усовершенствованную систему ПРО на Гуаме[38][39]. Эскадренный миноносец ВМС США USS Decatur (DDG-73), оснащенный системой противоракетной обороны Эгида, был направлен в заранее определенное место в западной части Тихого океана недалеко от Корейского полуострова, чтобы присоединиться к другому эсминцу USS John S. McCain (DDG-56) для выполнения миссии баллистической противоракетной обороны в ответ на растущую угрозу. Третий корабль, USS Fitzgerald (DDG-62), в случае необходимости также присоединится к миссии. Эти корабли вооружены противоракетной обороной SM-3, предназначеной для перехвата ракет на коротких расстояниях. Тем не менее, пресс-секретарь Министерства обороны США Джордж Литтл опроверг сообщения о том, что плавающий радар Х-диапазона используется для отслеживания ракет противника как часть системы противоракетной обороны, которая на данный момент развернута в водах Японии, заявив, что никаких решений не было сделано о том, что будет сделано с радаром, так как в море испытания в регионе завершились[40][41].
  • Северокорейские военные заявили, что «ратифицированное» беспощадное нападение Соединенных Штатов может привести к «превентивному» ядерному удару, и что война может разразиться «сегодня или завтра»[42].

referat911.ru