Последний самурай (интересные факты истории) (3 фото). Правда ли что самураи проверяли мечи нападая на случайный прохожих


10 интересных и малоизвестных фактов о самураях

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин — такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината — копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало — традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони — это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера — такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал — эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений — например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых — он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ — двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто — тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса — дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима — кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины — большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии — всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми — так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения — рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку — ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири — быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо — по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку — процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти — фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

9 невероятный фактов о Японии, которые имели место в истории

4. Самураи проверяли мечи, нападая на случайных прохожих

В средневековой Японии считалось позорным, если меч самурая не мог разрубить тело противника одним ударом. Поэтому для самурая было крайне важным наперед знать качество своего оружия и проверить каждый новый меч еще до реальных сражений. Самураи обычно тестировали мечи на преступниках и на трупах. Но был еще один метод, который назывался цудзигири («убийство на перекрестке»), в рамках которого целями становились случайные простолюдины, имевшие несчастье выйти на перекресток в ночное время. Сначала случаи цудзигири были редкими, но в конечном счете это стало такой проблемой, что власти сочли необходимым запретить подобную практику в 1602 году.

 

5. Трофейные носы и уши

Во время правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею два раза между 1592 и 1598 годами. Хотя Япония в конце концов вывела свои войска из этой страны, ее вторжения были очень жестокими и привели к гибели одного миллиона корейцев. В это время для японских воинов не было редкостью отрезать головы своих врагов в качестве военных трофеев. Но поскольку везти с собой головы назад в Японию было довольно затруднительно, солдаты вместо этого начали отрезать уши и носы.В итоге в Японии были созданы целые памятники для этих жутких трофеев, которые были известны как «гробницы ушей» и «гробницы носов». Одна из таких гробница в Киото содержит десятки тысяч трофеев. В другой в Окаяме хранилось 20000 носов, которые в итоге вернули Корее в 1992 году.

6. Отец камикадзе совершил харакири

К октябрю 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси считал, что единственным способом выиграть Вторую мировую войну является печально известная операция «Камикадзе», в рамках которой японские пилоты-смертники врезались на своих самолетах в корабли союзников. Ониси надеялся, что такие нападения настолько шокируют США, что вынудят американцев отказаться от войны. Вице-адмирал пребывал в таком отчаянии, что как-то даже сказал, что он был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней для победы.

Услышав о капитуляции императора Хирохито в августе 1945 года, Ониси обезумел, когда понял, что он зря отправил на смерть тысячи камикадзе. Он счел, что единственным приемлемым искуплением будет самоубийство и совершил сэппуку 16 августа 1945 года. В своей предсмертной записке Ониси извинился перед «душами погибших и их безутешными семьями», а также попросил молодых японцев бороться за мир на планете.

saintasia.ru

Последний самурай (интересные факты истории)

Когда в августе 1945-го бешено сопротивлявшуюся Японию вынудили принять полную и безоговорочную капитуляцию, многие высшие чины страны и около пятисот боевых офицеров покончили жизнь свирепым мучительным ритуальным сэппуку. Младший лейтенант Хироо Онода, патриот не менее пламенный, харакири делать не стал. Партизаня согласно приказу родины в филиппинских джунглях, он не поверил в то, что Япония могла проиграть. А не поверив - продлил мировую войну на отдельно взятом тихоокеанском острове еще на три десятка лет... Сто миллионов как одна пуля В глаза, нос и уши била живописная, ароматная, звенящая красота небольшого острова Лубанг, затерянного среди семи тысяч островов Филиппинского архипелага. Но Хироо Онода, преисполненный чувства долга, не был склонен к любованию природой. На днях он, 23-летний курсант японского армейского училища Накано, которое готовило офицеров разведки, недоучившись, досрочно получил звание младшего лейтенанта и ответственное задание - его отправили на этот остров командиром спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу врага. Шел январь 1945-го, на тихоокеанском театре боевых действий развернулась неистовая баталия, которой предстояло стать последней масштабной битвой Второй мировой войны. Американцы круто брали реванш за унизительную растерянность и сдачу позиций первых лег войны с Японией начиная с 7 декабря 41-го, когда они позорно прошляпили разгромное нападение японцев на Перл-Харбор. Тогда императорское войско Страны восходящего солнца, победно повторив блицкриг Германии на западе, всего за пять месяцев выбило вооруженные силы Британии и США из Гонконга, Бирмы, Голландской Ост-Индии, Малайи, Сингапура и Филиппин. Уже к середине 42-го Японская империя распростерлась на территории Юго-Восточной Азии почти н десять миллионов квадратных километров, а население оккупированных ею стран составило около 400 млн человек. Хироо Оиода, преисполненный, как все вокруг, гордости за японское превосходство над ничтожным миром, так и не понял, с каких пор вдруг все переменилось. В крупных морских сражениях США удалось переломить ход войны, и теперь янки выбивали с островов отчаянно сопротивлявшиеся японские гарнизоны и целые армии. Японцы фанатично стояли не на жизнь, а на смерть - преданные древнему кодексу самураев, они предпочитали убить себя, но не сдаться. На острове Сайпан, одном из крупнейших Марианских островов, из 50 тысяч японцев не осталось в живых никого, ни военных, ни гражданских - те, кто не был убит, массово кончали жизнь самоубийством. Па небольшом островке Иэ возле Окинавы в контратаку, спланированную японским военным гарнизоном, ринулись вооруженные взрывчаткой все гражданские от мала до велика, вплоть до молодых женщин с младенцами на спинах. А при штурме атолла Кваджалейн экипаж одного американского танка натурально обалдел: на него напали пять японских офицеров, вооруженных лишь мечами, которыми они в ярости колотили по броне. В октябре 44-го полуразгромленная, но рвавшаяся сражаться до последнего Япония поразила мир ударным отрядом камикадзе - летчиков-самоубийц, самолетов -снарядов и подлодок-малюток» нацеленных на самоуничтожение вместе с гибелью противника. За считанные дни на Филиппинах из остатков морской авиации были сформированы четыре эскадрильи смертников, получившие имена-символы: «Асахи» - «Восходящее солнце», «Ямадзакура» - «Дикая вишня», «Сикисима» - поэтическое имя Японии, и «Ямато» -древнее название Японии. Общее для них название «Камикадзе» означало «Божественный ветер». Главной целью атак неумолимого божественного ветра были авианосцы, составлявшие основу американского флота. Летя низко над водой, почти касаясь волн, чтобы избежать обнаружения радиолокаторами, камикадзе внезапно поражали цель. Или, наоборот, подойдя к цели на высоте 6-7 километров, они бросались в крутое пике. Уже через 10 дней после первого вылета группа из 22 самолетов, пилотируемых смертниками, потопила американский авианосец «Сент Ло» и вывела из строя шесть других. Во время неистовых боев за остров Окинава ТОЛЬКО одни смертники поразили 24 из 36 потопленных американских и британских кораблей и 164 из 168 сильно поврежденных судов. До середины aвгycтa 45-гo в самоубийственных атаках вознеслось к японскому богу около четырех тысяч морских и армейских летчиков-камикадзе. Хироо Онода тоже рвался совершить что-то такое самоотверженное- В сердце засели зовущие к подвигу лозунги: «Итиоку геку-сай» - «100 миллионов вместе погибают славной смертью» и «Итиоку итиган» -«100 миллионов как одна нуля». Обидно обойденный знаменитыми предками, он именно так и ощущал свою сопричастность с прямыми наследниками самураев - как одна нуля. Майор Танигути, доставивший младшего лейтенанта с его небольшим отрядом и основательным арсеналом на остров Лубанг, опытным глазом перехватил во взгляде Оноды фанатичный жертвенный блеск. Потому особо выделил в зачитанном им приказе; «Самоубийство категорически запрещено!» В планы командования не входило» чтобы эти юнцы, напоровшись на засаду, или что там еще может случиться, показательно вспороли себе животы или разнесли головы выстрелом! Приказ гласил, что в задачи спецотряда входит террор, подрывная работа, сбор информации о противнике. «Для этого требуется выжить в любых, самых сложных условиях», -строго добавил Танигути от себя. Л также заявил, что приказ не имеет права отменить никто, кроме него самого. И - тенно хейка банзай! - да здравствует император! С тем майор отбыл. Когда жареные бобы расцветут Группу Оноды составили капрал Сюоти Симада, рядовой высшего класса Кинсити Кодзука и рядовой первого класса Юнги Акаци. Они обустроили базу в неприступной горной чащобе. Чтобы выковырять их оттуда, надо было сначала их найти. Американские военные пытались, филиппинская полиция старалась - безрезультатно. Зато то и дело обнаруживались их следы. Японские бойцы невидимого фронта ВЗЯЛИСЬ за дело рьяно, и дымок от тлеющих головешек военного склада или в одночасье сгоревшей машины ядовито вычерчивал в воздухе вопрос, кто на острове хозяин. Тем временем за пределами острова тихоокеанский военный конфликт близился к тяжкой развязке. Уже отгремело сражение за остров Окинава - 82 дня ожесточенных атак и исступленного сопротивления, небывалые потери американского и британского флота и союзных войск, 100 тысяч погибших японских солдат и с ними трети жителей острова. Уже американские атомные бомбы с милыми именами «Малыш» и «Толстяк» стерли с лица земли 6 августа Хиросиму и 9 августа - Нагасаки. И 200 тысяч человек - больше, чем в светопреставлении Хиросимы и Нагасаки, - погибло в Токио в страшном пожаре от массированных американских бомбардировок. Уже Сталин дал отмашку на включение Советского Союза в войну с Японией, и дальневосточные части Красной армии пошли на разгром миллионной Квантунской армии в Манчжурии. И, наконец, оглушительное объявление императора Хирохито о капитуляции, череда жутких самоубийств среди военачальников и первых лиц государства - и подписание акта о капитуляции 2 сентября 1945 года. Все. Конец войне. Отряд Хироо Оноды обо всем этом ничего не знал. Связь с командованием давно прервалась. Диверсанты вели свою войну в полной изоляции от мира. Впрочем, не одни они - таких отрядов на островах оставалось немало. Потому с американских самолетов полетели над неспокойными районами листовки с сообщением о конце войны. Из лесов десятками выходили растерянные японцы. На Лубангс - в другой части острова - в плен сдались около сорока боевиков. Однако Онода был не так-то прост. Он понял: если янки нагло летают над островом, значит, их еще не добили японские летчики. А листовки -провокация. В ответ враг получил новую порцию взрывов. Ну, конечно, Онода был прав. Янки поняли, что их обман раскрыт, и пошли к ним сдаваться. Идут с голыми руками и оруг в мегафон что-то о капитуляции - животики надорвешь. Ну нет! Только пленных Оноде недоставало - кому их сдавать-то? На всякий случай пальнули разок, чтоб не приставали. С того дня стали ждать, что на остров приедут представители японских властей забрать пленных американцев. Но те все не ехали. А над островом опять закружились листовки. Онода, заглянув для интереса в одну, так и вскинулся. Там был напечатан приказ командира 14-й армии генерала Ямаситы Томоюки о капитуляции и сдаче оружия. До чего додумались подлые янки! Пошли на подделку приказа и подписи непобедимого командира, гордо прозванного «Малайским тигром»! Симада и Кодзука в один голос согласились: опять провокация. И только Лкаци засомневался - вдруг то, о чем сообщают листовки, правда? Нa него уставились три пары негодующих глаз. «Не может быть правдой приказ потомка самурая о сдаче оружия, - отрезал Онода. - Скорее жареные бобы расцветут!» Не зря, оказывается, Юити Акаци нес пораженческую чушь. Он оказался слабаком - поверил вражеской пропаганде. Однажды, уже на пятом году их партизанской войны, Акаци потихоньку отбился от группы. Они-то думали - заблудился. Искали. И увидели; он выходит с поднятыми руками к филиппинскому полицейскому патрулю - сдался. Изменник. Но, похоже, презренному дезертиру было наплевать, что о нем думают бывшие соратники. Акаци вернулся па родину в 1951 году. Там его не ждали - еще с сентября 45-го кто-то вписал всю четверку в списки геройски погибших Пришлось вразумлять чиновников. Наконец ошибка была исправлена, Оиоду и его команду официально вернули в строй живых. Осталось всего ничего - найти их и убедить, что война окончена. После рассказов Акаци эта задача не считалась легкой. Не так-то просто было и договориться с филиппинскими властями, чтобы бывших оккупантов допустили к поискам соотечественников. Пока все улаживали, подошел 1954 год. По донесениям, приходившим в столицу Филиппин от полиции осгрова Лубаиг, Группа О поды упорно не прекращала боевых действий. В очередной раз на облаву двинули подразделение горных стрелков филиппинской армии, и в перестрелке был убит Сюоти Симада. Онода и его единственный теперь подчиненный Кодзука оружие так и не сложили. Стойкий оловянный вояка По небольшой поляне в горах, густо поросших лесом, бродил небольшого роста, сухонький - в чем душа держится - преклонного возраста японец и что есть силы выкрикивал в темноту чащи: Сколько воспоминаний Вы разбудили в душе моей, О вишни старого сада!.. Почтенный господин Сюдзиро Онода был вполне в своем уме, хотя выглядело действо более чем странно. По теплилась надежда, что вид престарелого отца и проникновенные строки хайку, знакомые Хиро с детства, выманят наконец упертого партизана из его логова. И то сказать - на дворе стоял 1972 год, уже 27 лет как кончилась война, а стойкий воин давно несуществующей Японской империи все еще неистово воевал за нее. Теперь он остался один - его напарник Кодзука месяц назад был убит в стычке с филиппинским патрулем. Онода ушел отстреливаясь. Так в Японии узнали, что он еще жив. Власти всполошились: а как же награда - посмертно? Оказалось, в мае 69-го после безуспешных поисков их с Кодзукой вторично объявили погибшими и посмертно наградили орденом Восходящего солнца 6-й степени. Никто не мог взять в толк, как после множества попыток филиппинцев покончить с диверсантами они остались невредимыми. Год за годом джунгли прочесывали отряды спецназа, были задействованы вертолеты, в горы поднимался батальон солдат. Однако Онода легко уходил от них и откровенно издевался, запутывая следы. Он хорошо изучил лес. Точно знал, по какой открытой местности следует перемещаться в камуфляже из сухих листьев, а по какой - только из свежих Филиппинские солдаты этой науки не знали, и он играючи проскальзывал у них под носом. В перерывах между поисковыми операциями целые делегации японцев взывали к Оподе и Кодзуки, когда тот еще был жив, с просьбой сложить оружие. Полгода на острове пробыл Тошно - брат Оноды, пытался вызвать Хиро на переговоры. Но тот не позволил себя надуть. На беду свою брат решил спеть в микрофон, динамик исказил голос, и Онода окончательно убедился: самозванец. Тошио уехал ни с чем. С самолетов сбрасывали свежие газеты, чтобы забурившиеся лесные люди узнали наконец о положении дел в мире и Японии. Несгибасмый Онода газеты почитывал, но лишь для того, чтобы лишний раз убедиться - фальшивка. Как-то воздушная почта сбросила им письма от родных - каждый узнал почерк своих близких. Что ж, ясно, что их держат в плену и заставляют писать под диктовку. ...И вот - еще попытка. Охрипший отец вес бродил неприкаянно по поляне, сотрясая воздух трехстишиями, и убеждался - нет здесь сына. Разве что спрятался в другой части острова. А единственный зритель, на которого был рассчитан этот театр одною актера, был здесь, все видел и слышал. Онода подобрался совсем близко, рукой подать, смотрел на взывающего к нему постаревшего родителя и хитро улыбался; он раскусил происки американцев. Те, видно, крепко пригрозили отцу, иначе как они могли заставить его приехать сюда. Врешь - не возьмешь! Оноду не вводило в заблуждение то, что на своем участке войны он уже много лет не видел американцев. Это тоже их военная хитрость: подставлять под его пули одних филиппинцев. Он поверил бы, что янки ушли отсюда лишь в одном случае - если бы здесь оказались солдаты императорской армии. А раз наши еще не заняли острой, значит, война не окончена, и он, Хиро Онода, готовит им плацдарм в тылу врага. Чем дальше в лес, тем злее партизаны Однажды, это случилось уже в 1974-м, во «владения» Оноды вторгся лазутчик нового поколения американских подстав. Во-первых, он был действительно из другого поколения - очень молод, еще и не родился, наверное, когда Онода заступил на этот пост. Во-вторых, он был в полном одиночестве - обычно заявлялись целыми делегациями, и даже отца сопровождали какие-то люди. В-третьих, он не пытался взывать к Оноде, что удивительно - просто ходил по лесу, срывал растения, складывал в сумку, на поляне вытащил сачок, погнался за бабочкой. Ботаник, значит. А почему он так внимательно приглядывается к следам на земле? Осторожными перебежками Онода пошел в обход. Сделал круг, выслеживая затаившихся соратников лазутчика. Никого. Взял еще больший круг. Ни одного человека. Странно. Вернулся к ботанику -бабочки, значит, его интересуют! И, вскинув ружье, решительно вышел из зарослей. По всем правилам военного времени он объявил неопознанному агенту врага, что берет его в плен. Студент Норио Сузуки, па которого столь неожиданно напал Онода, был личностью авантюрной. Не так давно его исключили из японского университета, и он, обнаружив кучу свободного времени, отправился в путешествие по маршруту Филиппины- Малайзия - Сингапур - Бирма- Непал и далее куда глаза глядят. Друзьям он объявил, что собирается искать Оноду, панду и Ужасного Снежного Человека. Из этих трех уникальных существ заросший лесовик более походил на Оноду, хотя и Ужасный Снежный Человек не исключался. Все же сильно обветшавшее военное обмундирование императорской армии, подобное которому Сузуки видел однажды в музее, склоняло к первой версии. Потому он охотно и с большим любопытством пошел к чудаку в плен. Чем-то расположил жизнерадостный студент непрошибаемого Оноду. Допрос, который он учинил, сам собой перешел в диалог. И Онода вдруг заколебался. Хотя до конца поверить, что война действительно окончилась давным-давно, что капитуляция Японии и те листовки - все было правдой, что газеты и делегации его не обманывали, не смог. Это было бы слишком сильным ударом. Увидев, что лед тронулся, Сузуки обрадовался. Он уже представлял себе, с каким триумфом привезет Оноду в Японию. Не тут-то было. Даже если предположить, что все так, рассудил Онода, тогда почему майор Танигути не прибыл, чтобы лично отменить приказ? Майор заявил, что никто, кроме него, не может отменить приказ, значит, он, Онода, будет ждать майора и поверит только ему одному. А что, если майора давно нет в живых? - хотел спросить ошеломленный Сузуки, но благоразумно промолчал. Он понимал, что этого упрямца не переубедить, и пообещал разузнать о его бывшем командире все, что сможет. Они договорились о тайнике для конспиративной переписки. Распрощавшись со студентом, Онода еще долго скрытно вел его, проверяя, правда ли, что он один, и не встречает ли его где-то тайное сопровождение. А затем перенес свой временный лагерь за много километров от места их пребывания и аккуратно уничтожил все следы. Кури бамбук - мы проиграли К счастью, Танигути оказался жив. В результате бурной деятельности, которую развернул Сузуки в Токио, власти откопали бывшего майора в каком-то книжном магазине. После войны он занялся книжной торговлей и благополучно забыл о младшем лейтенанте и том приказе - ведь после капитуляции военные приказы потеряли силу. Собирали Тапигути па встречу с Онодой как на спектакль: раздобыли мундир старого образца, перепечатали приказ о капитуляции. Эта встреча стоит того, чтобы узнать подробности из первых рук. Отрывок из книги Оноды «Несдаваться. Моя тридцатилетняя война»: «Я прятался в зарослях, коротая время. Был почти полдень 9 марта 1974 года. Мой план: подождать до вечера, когда еще можно будет различать человеческие лица. Слишком яркое освещение означает опасность, но если будет слишком темно, я не смогу убедиться, что человек, с которым я встречаюсь, действительно майор Танигути. Кроме того, поздние сумерки -хорошее время для отхода, если мне вдруг понадобится отходить. В два часа пополудни я осторожно выполз из своего укрытия и пересек реку выше назначенной точки... Я забрался на маленький холм, с которого мог не только наблюдать за местом встречи, но и следить за окрестностями. Именно в этом месте я встретился и беседовал с Норио Сузуки двумя неделями раньше. Всего двумя днями раньше сообщение от Сузуки, в котором он просил меня встретиться с ним, снова было осгавлено в договоренном ящичке, и я пришел. Я беспокоился, что это могла быть ловушка. Если так, враг мог поджидать меня на холме. На вершине холма я выглянул из зарослей и невдалеке увидел желтую палатку. Я мог разглядеть японский флаг, развевающийся над ней.... Солнце начало садиться. Я проверил свою винтовку и перешнуровал ботинки... Я перепрыгнул через ограду из колючей проволоки и пробрался в тень ближайшего дерева «боса», остановился, сделал глубокий вдох и снова осмотрел палатку. Все было тихо. Бремя пришло. Я покрепче взял винтовку, выпятил грудь и вышел на открытое место. Сузуки стоял спиной ко мне, между палаткой и кострищем. Он обернулся и, увидев меня, пошел ко мне со вскинутыми руками. «ЭтоОнода, - прокричал он> - майор Танигути, это Онода!» Я остановился примерно в десяти метрах от палатки, из которой раздался голос: «Зго действительно ты, Онода? Я встречу тебя через минуту». По голосу я определил, что это был майор Танигути. Неподвижно я ждал его появления... Через несколько мгновений майор Танигути вышел из палатки в полном обмундировании и с армейской фуражкой на голове. Вытянувшись до кончиков пальцев, я выкрикнул: «Лейтенант Онода прибыл в ваше распоряжение!» «Замечательно!» - ответил он, подходя ко мне и похлопывая по левому плечу. «Я тебе привез кое-что от министерства здоровья и благополучия». Он вручил мне пачку сигарет с изображением императорской печати в виде цветка хризантемы на ней. Я принял ее и, держа ее перед собой в знак должного уважения к императору, отступил на два или три шага назад. На небольшом отдалении стоял Сузуки наготове со своим фотоаппаратом. Майор Танигути сказал: «Я зачитаю тебе приказ». Я перестал дышать, когда он начал зачитывать документ, который держал торжественно двумя руками. Достаточно тихо он прочел: «Распоряжение штаба, четырнадцатая полевая армия, - а продолжил более уверенно и громко: - Приказ Специального батальона, начальник штаба, Бекабак, 19 сентября, 19 ч. 00 мин. 1. В соответствии с Императорским распоряжением Четырнадцатая полевая армия прекратила все боевые действия. 2. В соответствии с распоряжением военного командования № А-2003 со Специального батальона при штабе снимаются все военные обязанности. 3. Подразделениям и бойцам из состава Специального батальона предписывается прекратить любые военные действия и операции и перейти под командование ближайшего вышестоящего офицера. Если нахождение офицера невозможно, связаться с американскими или филиппинскими силами и следовать их указаниям. Начальник штаба Специального батальона четырнадцатой полевой армии майор Иосими Танигути». Я стоял смирно, ожидая, что будет дальше. Я был уверен, что майор Танигути подойдет ко мне и прошепчет; «Так много слов. Я передам тебе настоящий приказ позже». Действительно, тут был Сузуки, и майор не мог говорить со мной конфиденциально в его присутствии. Проходили секунды, но он так и не сказал ничего больше. Ранец у меня на плечах вдруг показался очень тяжелым. Майор Танигути медленно сложил приказ, и я впервые понял, что никаких ухищрений не было. Никакой уловки нет - все, что я услышал, было правдой. Секретного послания не было. Мы действительно проиграли воину! Как мы могли оказаться такими слабыми? Внезапно все вокруг потемнело. Буря вскипела во мне. Я почувствовал себя дураком из-за напряжения и предосторожностей, с которыми я пришел сюда. Хуже того - что я вообще делал тут все эти годы? Постепенно буря улеглась, и впервые я по-настоящему понял: моя тридцатилетняя партизанская война резко завершилась». Туда, где много диких обезьян Вписаться в новые реалии оказалось неимоверно трудно. Безо всякой научной фантастики машина времени перенесла 52-летнего Хироо Оноду прямо из 1944 года, в котором он все эти тридцать лет, в сущности, прожил, в Японию 80-х с ее небоскребами, сверкающими огнями, неоновой рекламой, странной музыкой. Тут вода текла из крана, еда продавалась в магазине, а спать полагалось на кровати. Поворочавшись на кровати, он укладывался на голом полу. Шумиха в газетах, на радио и телевидении его достала. Оноду встретили с триумфом как национального героя. Ему предложили баллотироваться в палату представителей парламента Японии, но он отказался. Кабинет министров Японии подарил Оноде 1 000 000 иен, однако младший лейтенант пожертвовал всю сумму святилищу Ясукуни в Токио, в котором почитаются души воинов, погибших за Японию в XIX-XX веках. Оноде устроили встречу с премьер-министром Японии. И должна была состояться аудиенция у императора Сева. Но, к вящему изумлению публики, Онода отказался, скромно заявив, что недостоин приема у его величества - ведь никаких особых подвигов он не совершил. Шумиха не утихала. Во всеобщий вопль восторженности по поводу патриотизма и верности долгу встряли негодующие голоса про воспевание духа милитаризма. Конца этому не было. А тут еще и спать на земле не дают. Онода плюнул на все и ... уехал в Бразилию. Там в глубинке он обустроил ферму, развел коров и завел жену. Но, видно, спокойная жизнь была не для него. В 1996 году он неожиданно объявился на Филиппинах на острове Лубанг. Здесь у Оноды были неоконченные дела. Когда он после приказа майора Танигути дисциплинированно сдался филиппинскому патрулю, в стране развернулись демонстрации с требованиями упечь его в тюрьму. Ведь, кроме американцев, он и его подчиненные убили 30 и ранили 100 филиппинских полицейских. Но президент Филиппин Фердинанд Маркое принял решение о помиловании Оноды. И вот теперь он приехал, чтобы лично передать 10 тысяч долларов местной школе. В отеле остановиться не захотел, попросил у губернатора острова разрешения поселиться в землянке в джунглях. Наконец-то он вернулся в свою стихию. Однако примирения не вышло. Когда он приходил в деревню, люди отворачивались. Никто не подавал ему руки. И он уехал. Онода все же нашел свое призвание в новых реалиях. Он основал в Японии школу для мальчиков, где стал учить их искусству выживания в любых обстоятельствах. На три летних месяца он увозит своих подопечных в горные районы Хоккайдо, где ребята с удовольствием окунаются в суровую романтику выживания. А бывший диверсант - в воспоминания о жестких буднях, которые из сегодняшнего далека кажутся едва ли не самыми счастливыми в жизни. И когда его вновь одолевают журналисты, задавая вопросы о том времени, он терпеливо втолковывает, как несмышленым: «Не сдавался, потому что обязан был действовать лишь по приказу прямого начальника. О гибели подчиненных не жалел. Возникало лишь желание отомстить за их смерть. О родителях не вспоминал. Полагал: раз они считают меня погибшим, значит, дух их возвышается, а это продлит им жизнь». 6 декабря 2004 года Онода стал первым из японцев, который был награждён медалью Сантоса-Дюмона, высшей наградой ВВС Бразилии для гражданских лиц. Он также получил звание почётного гражданина бразильского штата Мату-Гросу от правительства этого штата. 3 ноября 2005 года японское правительство наградило Оноду медалью Чести с синей лентой «за заслуги перед обществом». Несмотря на свой преклонный возраст, Онода продолжал вести дела в Японии и Бразилии, периодически посещая обе страны: в основном он проживал в Японии, но каждый год минимум три месяца проводил в Бразилии. Он являлся членом таких правоцентристских организаций, как Национальный Совет защиты Японии и Японское собрание. Онода — автор нескольких монографий и книг, посвящённых его 30-летнему пребыванию на Филиппинах, а также вопросам Второй мировой войны; наиболее известная из них — мемуары под названием «Моя тридцатилетняя война на Лубанге». Умер Онода 16 января 2014 года в Токио, не дожив до 92 лет 2 месяца.

Онода сдается Филиппинским властям.

fishki.net

Развенчание мифа о самураях

В массовом сознании самурай является идеальным воином, а также философом, поэтом и эстетом. Но действительно ли представители военного сословия Японии были таковыми в реальности? И если нет, то как возник миф про идеального самурая? Об этом рассказывает очередная статья из постоянной серии "Мельница заблуждений".

Образ самурая, этакого воина без страха и упрека, готового каждую минуту пожертвовать жизнью ради своего господина, уже давно весьма популярен во всем мире. Интересно, что, по данным различных опросов, в наше время более всего "самураемания" распространена в Европе и США и менее всего — в странах Юго-Восточной Азии, в том числе и в самой Японии. В Стране восходящего солнца сейчас книги и фильмы о самураях стремительно теряют свою популярность, тогда как успех любого произведения искусства, в котором хотя бы в эпизодах упоминаются представители военного сословия Японии, сразу же гарантирован.

Чем же так привлекателен самурай для жителей современного мира? Во-первых, тем, что, как было сказано выше, он, без всякого сомнения, каждую секунду может пожертвовать жизнью ради высоких идеалов, в числе которых первое место занимает верность своему господину. Кроме того, самурай представляется этаким человеком чести, предпочитающим смерть позору, для которого само служение своему сюзерену является высшей наградой и который с презрением смотрит на остальных людей, занятых лишь собственным обогащением.

Смотрите видеосюжеты здесь и здесь

Также многим самурай представляется весьма образованным членом средневекового японского общества, ценителем прекрасного, талантливым поэтом и мастером чайной церемонии. Ну и наконец, самурай считается экспертом по бою на мечах, а также истинным адептом "культа меча", а фехтование, как известно, до сих пор один из самых зрелищных видов единоборств.

Все это и делает образ самурая, созданный писателями, режиссерами и художниками, весьма привлекательным. Однако если дать слово историкам, то выясняется, что все эти представления о воинах средневековой Японии абсолютно не соответствуют действительности (так же, как и представления о благородстве и галантности европейских рыцарей). Но каковы же были реальные японские самураи?

Читайте также: Мельница заблуждений: Саломея неповинна

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно совершить небольшой экскурс в историю Страны восходящего солнца. Впервые это слово появляется в письменных источниках примерно в VII—VIII веках, и происходит оно от глагола "сабурау", который означает "служить". Примечательно, что исходно те, кого называли самураями, вовсе не были воинами, тем более профессиональными, поскольку в те времена в Японии армия набиралась из крестьян на основе рекрутской системы только по мере необходимости, а в мирное время стражу составляли представители аристократии, к которым слово "сабурау" было неприменимо. Но вот у этих-то самых "военных мирного времени" было множество слуг, которых и называли самураями. В большинстве случаев в их обязанности входили всего лишь различные работы по хозяйству, а также сопровождение своего хозяина на различных официальных мероприятиях.

Однако уже в IX веке, когда стало ясно, что рекрутская система не работает, поскольку тогдашние крестьяне "косили" от армии не хуже нынешней российской молодежи, началось создание профессиональных военных отрядов. Особенно активно этот процесс шел на севере острова Хонсю, где японцы находились в состоянии хронической войны с "варварами" эмиси (предки современных айнов). Эти отряды формировались, прежде всего, из тех самых самураев. Так потихоньку они становились профессиональными воинами.

Впервые самураи проявилисебя в таком качестве во время войны Гэмпэй между кланами Минамото и Тайра (XII век). После этого не одна междоусобица и не один военный конфликт без них не обходился. Примечательно, что до середины XIX века, когда самураи перестали существовать как класс, эти воины только один раз принимали участие в отражении внешней угрозы (монгольское вторжение в XIII веке), да и то армию хана Хубилая разбили, в общем-то, не они, а внезапно налетевший тайфун (который после назвали камикадзе - "ветер богов"). Также всего один раз они приняли участие во внешней экспансии (война в Корее XVI века).

Сначала четкого различия между самураями и представителями других сословий в Японии не было. В "солдаты удачи" мог поступить любой желающий, в том числе и простой крестьянин. В XV веке таких новичков именовали асигару (дословно: "легкие ноги"), и они были вооружены лишь бамбуковыми пиками. Их использовали в основном как пушечное мясо, поэтому жизнь большинства асигару была весьма короткой. Но те, кому удавалось уцелеть, становились самураями, а один из них, будучи по происхождению сыном дровосека, умудрился даже стать фактическим правителем Японии. Звали его Тоетоми Хидэеси.

Именно этот человек и предпринял первую попытку превратить самураев в замкнутое сословие. Согласно его указу (конец XVI века) принадлежность к военному сословию стала наследственной. Он же под страхом смертной казни запретил ношение оружия всем жителям страны, кроме самураев. Его преемник Токугава Иэясу завершил обособление этого сословия, наделив самураев различными привилегиями: например, они не платили налогов, обладали судебной властью и только их назначали на всегосударственные должности. Произошло это лишь в начале XVII века.

 

Интересно, что именно в данное время раздробленная Япония наконец-то объединилась и все войны в стране закончились. Поэтому самураям фактически не с кем было сражаться. Удивительно, что не прошло и двух десятков лет мирной жизни, как боевая подготовка этих профессиональных воинов упала, что называется, до нуля. Документы того времени пестрят жалобами различных дайме (правители областей) и государственных чиновников на то, что подчиненные им самураи не умеют обращаться с оружием, не знают элементарных правил воинского искусства и совершенно недисциплинированны.

Именно в это время, чтобы хоть как-то предотвратить быстрое разложение военного сословия, и начал создаваться миф о самурае, краткое содержание которого было изложено выше. Тогда же появился и знаменитый кодекс самурайской чести "Бусидо", основанный на литературных произведениях Дайдодзи Юдзана (1639-1730) "Начальные основы воинских искусств" и "Сокрытое в листве" ("Хагакурэ") Дзётё Дзинъэмона Ямамото (1659-1719). Собственно говоря, именно эти два литератора и являются первыми создателями современного образа "идеального самурая", который, если честно, во многом был выдуман ими самими. Однако зерна попали на хорошую почву — в течение уже четырех столетий их "идеальный самурай" вполне себе затмевает реального.

А каковы же были реальные самураи? На самом деле, если учитывать, что все крупные битвы Японии были выиграны в результате предательства (кроме, пожалуй, битвы при Нагасино в 1575 году), сложно говорить о том, что верность господину была главной самурайской добродетелью. Во все времена отряды самураев спокойно переходили из одного противоборствующего лагеря в другой, и это никем публично не осуждалось, наоборот, даже поощрялось (тем, что изменников всегда щедро награждали).

Некоторые кланы даже специально делились на две части, которые поддерживали разных противников — чтобы в независимости от того, кто победит, получить причитающиеся за службу деньги (так поступали, например, сацумские семейства Симадзу, Оути и Сибуйя в XIV—XV веках). Это несколько противоречит представлению о том, что самураи служили бескорыстно, просто из чувства долга. А некоторые полководцы того времени (да и более позднего тоже) считали предательство обычным элементом военной стратегии. Например, Акэти Мицухидэ (XVI век) как-то сказал, что "честные люди встречаются лишь среди простолюдинов, для самурая же ложь и предательство — необходимая часть воинского искусства".

Представление о храбрости самураев тоже весьма преувеличено. Известны случаи, когда огромное войско разбегалось лишь при приближении противника, так и не вступив с ним в бой (например, в битвах при Фудзигава и Курихара, XII век). Кстати, фантастическую трусость самураи проявляли во время вышеупомянутой войны в Корее — об этом свидетельствуют не только японские, но также корейские и китайские источники. Часто отряд плохо вооруженных местных партизан легко обращал в бегство крупное японское соединение.

Насчет же предпочтения смерти бесчестью следует заметить, что подобный способ решать проблемы был характерен для всех японцев того времени, а не являлся "визитной карточкой" исключительно самураев. Этот обычай появился в Стране восходящего солнца вместе с буддизмом. Известно, что среди адептов учения Будды весьма популярно ритуальное самоубийство (при котором монах, например, сознательно морит себя голодом или с помощью специальных упражнений останавливает дыхание). В упрощенной форме он со временем распространился по всей Японии — известно много случаев, когда самоубийство совершали жители целых деревень, протестуя таким образом против повышения налогов. Просто самураи сводили счеты с жизнью наиболее красивым и зрелищным способом — вспарывая себе живот в специально подобранной для этого обстановке.

То, что самураи в массе своей были ценителями прекрасного, а также поэтами, философами и художниками, тоже вызывает сомнения. Дело в том, что во время междоусобных войн представители военного сословия, начиная сражаться с подросткового возраста, редко доживали до двадцати пяти лет. За это время они толком-то читать и писать научиться не успевали, что уж тут говорить о какой-то литературной деятельности (согласно документам XV—XVI веков, безграмотность среди самураев была просто фантастической). Конечно, в семнадцатом столетии, после окончания войн, уровень их образованности резко возрос, но именно тогда-то они, как мы знаем, перестали быть воинами. Так что времени на создание произведений искусства стало достаточно.

Что касается мастерского владения мечом, то и здесь не все так просто. В литературе времен междоусобных войн поединки на мечах описываются крайне редко, зато везде говорится о том, что любимым оружием самураев был лук. Позже, когда португальцы завезли в Японию аркебузы, большинство самураев стремилось приобрести именно их. Да и особенности строения доспехов разных эпох говорят о том, что их основной функцией была защита именно от стрел, а вот фехтовать в них было весьма неудобно. Так что, судя по всему, меч являлся для самурая лишь вспомогательным оружием. Что касается "культа меча", то он появился еще до самураев, поскольку данное оружие являлось одним из символов императорской власти.

Читайте также: Мельницазаблуждений: Бастилию не штурмовали

Итак, как мы видим, реальные самураи на самом деле мало чем отличались от ландскнехтов или рыцарей средневековой Европы. Это были обычные профессиональные солдаты со всеми их достоинствами и недостатками. Однако миф о себе они создали действительно красивый. Который смог пережить самих самураев более чем на сто лет. И умирать пока явно не собирается…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

www.pravda.ru

7 мифов о чести Самураев

Популярное изображение Самураев как воинов чести, духовности и благородства на самом деле не всегда соответствовало реальности. Каждое поколение рассказывает историю Самурев согласно его собственным ценностям и представлениям вместо изложения исторических фактов.

1. Миф о Сеппуку для сохранения честиПопулярные мифические Самураи спешат совершить Сеппуку (ритуального самоубийства) чтобы сохранить честь. Во время Сепуку Самурай разрезает себе живот ритуальным коротким мечем Вакизаши или ножом Танта.Историческим фактом является то, что Самураи действительно иногда прибегали к Сеппуку. Однако причиной этого не всегда являлось сохранение чести. Большинство Самураев совершавших Сеппуку делали это чтобы не попасть в плен и не быть казненным от рук врагов. Однако существоал еще один куда более меркантильный мотив: если Самурай убивал себя с помощью Сеппуку то по закону его имущество оставалось его наследникам и семье, если же самурай был схвачен и казнен как преступник или пленный, то он терял все имущество. Поэтому Самураи с помощью Сеппуку чаще всего защищали свое имущество.

2. Самураи не отступаютИсследования говорят о том, что Самураи были так же практичны на поле битвы, как и любые другие воины. Отчёты, написанные самурайскими воинами рассказывают о том, как самураи шли в атаку, а затем отходили, когда начинали нести потери.

3. Самурай зависим от мечаВоин-самурай обычно изображается полностью зависимым в битве от своего меча (катаны). Действительно, Бушидо учит, что катана – это душа самурая. Однако в реальности самураи пользовались самым различным оружием от коротких ножей (танта) до пушек. Исследования говорят, что стрелы и длинные копья, называемые яри, были основным оружием в больших битвах. В феодальной Японии катана была очень дорогим предметом, передаваемым из поколения в поколение. Фактически, их вполне могли считать слишком дорогими, для использования в бою, т.к. зачастую они были самой дорогой вещью во владении самурая.

4. Самураи – джентльменыСреди эрудитов бытует мнение, что все самураи были законопослушны и преданы. Современным романтизм изображает самураев прилежными последователями кодекса Бушидо. На самом деле драки и споры среди самураев были обычным делом, и самураи могли быть неверными и предателями. Примеры своенравности самураев достаточно легко найти в истории, например Акеши Мицухиде, который предал своего хозяина и совершил множество актов обмана.

5. Самураев было малоПервое подробное исследование во времена эры Меджи оценивает число самураев в 1 млн. 774 тыс, при населении в 25 млн. человек. Это означает, что они составляли примерно 7% от населения к концу XIX в. Большинство современных японцев могут обнаружить самураев в своём генеалогическом древе.

6. Самураи были милосердныЧасто самураи изображаются как люди, разделяющие современные взгляды на честность и справедливость. Их даже изображают защитниками бедных против тирании элиты. Нет ничего более далёкого от правды. Самураи использовались феодалами для сбора налогов и оброка с обычных людей. Самурай мог убить простолюдина из-за малейшей обиды и большинство населения Японии их боялось. Рассказывают, что самураи испытывали новые мечи на пленниках. Маловероятно, чтобы самураи разделяли современные идеи справедливости и равенства, в таком виде, как из изображают в популярных мифах.

7. Все самураи были закалены в битвахВо времена эры Эдо были значительные периоды мира, во время которых не велось значительных битв. В такие долгие периоды многие самураи становились больше учёными, чиновниками, администраторами или бездельниками, чем воинами. Самураи постепенно утрачивали свои военные функции, а их катаны и вакизаши становились больше статусными символами, чем оружием.Когда пришло время модернизировать японскую армию, с тем, чтобы она могла противостоять иностранным угрозам, император Мейи решил, что самураи не годятся для такой задачи. В результате самураи были отстранены от военного дела и постепенно исчезли.

jyrnalist.com.ua

разбираем мифы . Чёрт побери

Большинство из нас узнало о самураях из коротенького параграфа в библиотечном учебнике зарубежной истории. Голливудские же режиссеры раскрасили эту картинку широкими идеалистично-сопливыми мазками. В результате большая часть из нас представляет самурая кем-то средним между идеальной машиной для убийств и смазливо-проникновенным Томом Крузом в фильме «Последний самурай». Сегодня будем рубить правду-матку о самураях…

Самураи – это легендарные воины и, пожалуй, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами, которые сражались со злом (и друг с другом), вооружённые мечами и закованные в пугающую броню, следуя строгому моральному кодексу, который стоял во главе всей их жизни. По крайней мере, таково общепринятое представление о них. На самом деле, самураи были гораздо более многогранными и интересными…МифыСамураями могли становиться только люди знатного происхождения

Самураи, как правило, были довольно бедны. Каждый самурай принадлежал своему господину и жил немногим лучше обычных крестьян. Некоторым все же удавалось достичь определенного уровня богатства, однако самурай, как и прежде, оставался всего лишь вассалом своего хозяина. Более того, большинству самураев, дабы прокормить свою семью, приходилось возделывать землю наравне с прочим крестьянским населением.С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Во время войны большая часть самураев была обычными рядовыми солдатами, а не военачальниками, отдающими приказания.

Самурай готов в любую минуту пойти на смерть ради своего господина.

Фильм «Последний самурай» овеял образ самурая неким героически-романтичным флером. В жизни же все было куда более прозаично. Во время междоусобных войн множество самураев переходило на сторону то одного, то другого господина.Если в результате таких «разборок» мелких феодалов, самурая чем-то не устраивал его господин, он переходил на сторону другого. Без угрызений совести и харакири.Однако, приказы своего господина он был обязан выполнять беспрекословно (в том числе и убить себя либо пойти вдесятером против тысячной армии). Кстати, последнее – довольно частый способ избавиться от неугодного самурая.

Единственным оружием самурая был меч.

На самом деле это не так. С одним мечом далеко не уедешь. Многие самураи еще и мастерски владели луком и техникой рукопашного боя. Кстати, не все из них были такими уж совершенными бойцами. Нет, среди них, конечно, были и настоящие мастера своего дела, однако далеко не все.

Правительство Японии уничтожило самураев как класс

Описанная в фильме «Последний самурай» история о притеснениях самураев как класса –очередной прием по выдавливанию слезы у зрителей. Дело в том, что после объединения Японии практически прекратились войны. И самураи, как класс, остались не у дел. Содержать их стало незачем, да и не выгодно. Вот и пришлось самураям срочно переквалифицироваться в торговцев либо земледельцев. Процесс этот происходил постепенно сам собой, западная цивилизация в этом не участвовала.

Самурай отличается невиданным для обычных людей благородством.

Как и любые другие войны, к тому же выходцы не из знатных родов, самураи имели довольно типичный для того времени склад ума. Да, у них существовал свой кодекс чести, которому они следовали в бою, однако они относились крайне презрительно ко всем, кто был ниже их по социальному положению. Своих врагов, равно как и низших по классу соотечественников, самураи считали чем-то вроде животных. Самурай спокойно мог обманывать, предавать, насиловать, если это не затрагивало честь его господина.В общем, самураи были не столь благородны и романтичны, как нам их обрисовала фабрика звезд. Военное время требовало от них поведения солдат, которое редко отличается исключительным благородством.

Факты

Женщины «Самураи»

В то время как «самурай» это чисто мужской термин, в японском социальном классе, именуемом буши (bushi), в том, откуда происходили самураи, были женщины получавшие образование в сфере боевых искусств и стратегии наравне с мужчинами.Этих женщин называли Онна-бугэйся (Onna-Bugeisha), и они участвовали в сражениях наряду со своими коллегами мужского пола. Их излюбленным оружием обычно была нагината (naginata), копьё с изогнутым, похожим на меч лезвием, которое была практичным, многофункциональным и относительно лёгким.Из-за того, что в исторических текстах было относительно мало упоминаний об этих воительницах (традиционная роль японских дворянок заключалась в хранении семейного очага), мы привыкли полагать, что они были всего лишь крошечным меньшинством.Тем не менее, последние исследования показывают, что японские женщины участвовали в боях намного чаще, чем нам сообщают книги по истории. Когда человеческие останки, найденные на месте битвы Сенбон Матсубару (Senbon Matsubaru), произошедшей в 1580 году, были подвергнуты тесту ДНК, 35 из 105 тел были женскими. Исследования на других местах раскопок дали аналогичные результаты.

Броня

Самым странным в самураях, вероятно, является их нелепо выглядящая, богато украшенная броня. Однако стоит отметить, что каждая её часть была функциональной. Броня самураев, в отличие от доспехов европейских рыцарей, всегда создавалась с учётом мобильности. Хорошая броня должна была быть прочной, но и достаточно гибкой, чтобы позволить своему владельцу свободно двигаться на поле боя.Броня изготавливалась из лакированных пластин кожи или металла, тщательно связанных друг с другом шнурками из кожи или шелка. Руки были защищены большими, прямоугольными наплечными щитами и лёгкими, бронированными рукавами. Правая рука часто была без рукава для обеспечения возможности максимально лёгкого движения.Самой непонятной частью брони был шлем Кабуто (kabuto), который также играл свою роль. Его чашеобразная часть была сделана из соединённых заклёпками металлических пластин, в то время как лицо и лоб были защищены доспехами, которые привязывались за головой и под шлемом.Известной особенностью шлема является подшлемник как у Дарт Вейдера (дизайн шлема Дарта Вейдера был на самом деле навеян шлемом самураев). Он защищал владельца от ударов стрел и мечей, наносимых со всех углов. На многих шлемах также были украшения и присоединяемые части, в том числе усатые, демонические маски Менгу, которые защищали лицо владельца и пугали врага. Кожаная кепка, носимая под шлемом, обеспечивала крайне необходимую подкладку.Хотя с течением времени броня самураев претерпела значительные изменения, её внешний вид всегда оставался достаточно похожим для неопытного глаза. Она была настолько хорошо сделанной и эффективной, что армия США на самом деле основала первые современные бронежилеты на дизайне брони самураев.

Гомосексуализм

Не многие знают о том, что самураи были очень раскрепощёнными, когда дело доходило до сексуальных отношений. Так же, как и спартанцы, ещё одна культура воинов, самураи не только принимали присутствие однополых отношения в своей культуре, но и активно поощряли их.Эти отношения, как правило, образовывались между опытными самураями и начинающими, молодыми людьми, которых они тренировали (опять же, очень похоже на культуру спартанцев). Эта практика была известна как вакашудо (wakashudo), «путь молодости», и по найденным свидетельствам через неё проходили все представители класса самураев. На самом деле, вакашудо было таким привычным делом, что дайме, возможно, пришлось бы отвечать на некоторые неудобные вопросы, если бы он отказался участвовать в этой практике.Хотя вакашудо считалось одним из основополагающих аспектов пути самурая, история предпочла об этом умолчать. Портреты самураев в популярной культуре, представленные режиссером Акиром Куросавой (Akira Kurosawa) и его другом, актёром Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune), также никогда не рассматривали этот аспект.

Западные самураи

Читатели, которые смотрели фильм «Последний Самурай» могут припомнить, что при особых обстоятельствах, кто-то из-за пределов Японии мог сражаться на стороне самураев, и даже стать одним из них. Эта особая честь (которая включала выдачу оружия самураев и присвоение нового, японского имени) могла быть оказана только влиятельными лидерами, такими как дайме (территориальными владельцами) или самим сегуном (военачальником).Известны истории четырех западных мужчин, которые удостоились присвоения им звания самураев: искатель приключений Уильям Адамс (William Adams), его коллега Ян Йостен ван Лоденстейн (Jan Joosten van Lodensteijn), офицер военно-морских сил Юджин Коллаче (Eugene Collache), и торговец оружием Эдвард Шнелл (Edward Schnell). Из четырёх, Адамс был первым и самым влиятельным: он был знаменосцем и советником самого сёгуна.Забавно то, что ни один из тех людей, на которых был основан образ персонажа играемого Томом Крузом (Tom Cruise) в фильме «Последний Самурай» (Фредерик Таусенд Вард (Frederick Townsend Ward) и Жуль Брунет (Jules Brunet)) так не получил звание самурая.

Количество

Многие люди думают, что самураи были либо редкими элитными силами (такими как Морские Котики в США или Спецназ в России) или небольшой, строго определённой кастой дворян. Однако на самом деле, самураи были отдельным социальным классом.Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит в непосредственной близости к знати». Со временем термин эволюционировал и стал ассоциироваться с классом буши, в частности со средним и высшим эшелонами солдат.Это означает, что этих могучих воинов было гораздо больше, чем мы обычно предполагаем. На самом деле, на пике их власти, до 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за их большого количества и длительного влияния на историю Японии, говорят, что в каждом японце, живущем на сегодняшний день, есть, по крайней мере, немного самурайской крови.

Мода

Самураи были рок-звёздами своего времени, и их стиль одежды оказал огромное влияние на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением самых формальных случаев, самураи не одевались вычурно, или чтобы произвести впечатление. Хотя их одежда была тщательно выкроенной, каждый её аспект был разработан в соответствии с их потребностями в качестве воинов.Самураи одевались для скорости, путешествия и свободы передвижения. Их обычный наряд состоял из шаровар хакама и кимоно или хитатарэ, жилета из двух частей с торчащими наплечниками. Костюм оставлял руки свободными, а жилет хитатарэ можно было быстро сбросить в случае неожиданной атаки. Кимоно обычно делалось из шёлка благодаря его прохладности, приятному ощущению на коже, и внешнему виду. В качестве обуви использовались либо деревянные башмаки или сандалии.Самой отличительной частью моды самураев, была прическа пучком, которая также была самой широко распространённой. За исключением буддийских монахов (которые бреют головы), люди всех сословий носили прическу пучком на протяжении сотен лет. Привычка совмещать волосы, завязанные в пучок с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости: бритый лоб делал ношение шлема более удобным.

Оружие

Будучи солдатами, самураи использовали огромное количество разнообразных видов оружия. Изначально они носили меч, который назывался тёкуто (chokuto). По сути он был более тонкой и маленькой версией прямых мечей, которые использовались средневековыми рыцарями.По мере достижения прогресса в сфере методов изготовления мечей, самураи перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратилась в катаны. Катана, пожалуй, является самым знаменитым типом меча в мире и, безусловно, самым знаковым из всех видов самурайского оружия. Бусидо (Bushido) (кодекс самурая) гласил о том, что душа самурая находится в его катане, что делало её самым важным оружием, которое только было при самурае. Обычно катаны носились с более маленьким лезвием в паре, которое называлось дайсё «daisho». Это лезвие было символом статуса, и использовалось исключительно классом самураев.Несмотря на то, что некоторые самураи действительно дрались лишь с катаной в руках, большинство из них предпочитало более практичный подход. Мечи были далеко не единственным оружием, которое было у них в распоряжении. Они зачастую использовали юми (yumi), длинный лук, в использовании которого они практиковались почти с религиозным рвением. Копья были скорее символом личной храбрости на поле боя, и, в конце концов, были заменены на тщательное планирование и тактику.Когда в 16 веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Их излюбленным дальнобойным оружием была танегашима (tanegashima), винтовка с ударно-кремнёвым замком, которая стала популярной среди самураев периода Эдо и их пехотинцев.

Образование

Будучи неотъемлемой частью знати своей эпохи, члены класса самураев были гораздо большим, нежели просто воинами. Большинство самураев были очень хорошо образованными. В то время, когда очень немногие европейцы могли читать, уровень грамотности самураев был чрезвычайно высок. Они также получали образование в сфере математики.В соответствии с Бусидо, самурай должен был стараться улучшить себя различными путями, включая те, которые не связаны с военными действиями. Вот почему класс самураев принимал участие в ряде культурных и художественных обрядов.Поэзия, альпинарии, картины, написанные монохромными чернилами, и чайные церемонии были привычными аспектами культуры самураев. Они также изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

Физические характеристики

Внушительная броня и оружие самураев помогали им казаться гигантскими, и в поп-культуре они часто изображались довольно большими и хорошо сложенными. И это абсолютная противоположность действительности. В действительности, большинство самураев были совсем крошечными.Рост самураев 16-го века, как правило, варьировал от 160 до 165 сантиметров, кроме того, они были очень худыми. Для сравнения, рост европейских рыцарей того же периода, вероятно, колебался от 180 до 196 сантиметров.Более того, благородные самураи, возможно, не были, такими «чистыми», как хотелось бы соревнующейся во всём со всеми Японии. По сравнению со среднестатистическим японцем, члены класса самураев были заметно более волосатыми, и их кожа была светлее. Их профиль, а именно, их переносица была также заметно более европейской.По иронии судьбы, доказательства указывают на то, что на самом деле самураи происходят от этнической группы, называемой айны, считающейся японцами низшей по происхождению, представители которой часто становятся объектами дискриминации.

Ритуалы самоубийства

Одной из самых страшных вещей в пути самурая является сэппуку (также известное как «харакири»). Это ужасное самоубийство, которое должен был совершить самурай, если он был не в состоянии следовать бусидо или если он был захвачен врагом.Сэппуку было как добровольным, так и использовалось в качестве наказания. В любом случае, это, как правило, считалось как чрезвычайно почетным способом смерти.Большинство людей знакомы с версией харакири на «поле боя», смерть от которой была быстрым и грязным делом. Она выполнялась путём прокалывания живота коротким лезвием и перемещения его слева направо, пока человек не разрезал себя практически напополам или, по сути, не выпотрошил себя.В этот момент, присутствующий при самоубийстве человек, обычно друг самурая, обезглавливал выпотрошенного самурая мечом (в противном случае смерть была бы крайне долгим и болезненным процессом). Тем не менее, полноценный сэппуку был гораздо более сложным процессом.Формальный сэппуку это длинный ритуал, который начинался с торжественного купания. Затем самурая одевали в белые одежды и подавали его любимую еду (так же, как последняя еда людей, приговоренных к смертной казни). После того как он заканчивал есть, на его пустую тарелку клалось лезвие. Он должен был написать предсмертную поэму, традиционный текст танка, в котором он выражал свои последние слова.После того как стихотворение было закончено, он хватал лезвие, обертывал ткань вокруг него (чтобы оно не порезало его руку), и совершал самоубийство. И опять-таки присутствующий при самоубийстве человек, добивал его, отрезая ему голову. Тем не менее, он стремился оставить небольшую полоску плоти впереди, так, чтобы когда голова падала вперёд, она могла остаться в объятиях мертвого самурая. Это так же делалось для того, чтобы голова случайно не отлетела на зрителей, что принесло бы вечный позор помощнику убившего себя самурая.

 

chert-poberi.ru

10 малоизвестных фактов о самураях, которые умалчивают в литературе и кино

У японских самураев сложилась почти мифическая репутация. Идея о воинах, мастерски владеющих катаной и придерживающихся благородного кодекса, невероятно романтична. К тому же она была подкреплена легендами и фильмами. Но на самом деле многие реальные факты о самураях умалчиваются, поскольку это разрушило бы романтичный флёр, созданный кинематографом и литературой.

Накидки «хоро»

Самураи носили массивные 2-метровые накидки хоро, которые были набиты легкими материалами и взмывали вокруг тела самурая при малейшем ветре. Хоро должны были защитить самурая от стрел. А еще хоро были главным символом статуса воина. Убитого в бою врага, на котором был надет хоро, хоронили с почестями.

Самурайские мечи

В XIII веке, когда на Японию напали монголы, жители Страны восходящего солнца впервые столкнулись с армией, экипированной в тяжелую броню. Их мечи в тот момент не выдерживали никакой критики. Тонкое японское оружие застревало в монгольских кожаных доспехах, а зачастую попросту ломалось пополам. Эти тонкие самурайские мечи ломались так часто, что от них были вынуждены отказаться и начать делать более крупные и тяжелые мечи, чтобы противостоять монголам.

Самураи-«неженки»

В феодальной Японии считалось, что мужчина, который проводит ночь с женщиной, является неженкой. Самураи верили, что секс с женщинами оказывает «феминизирующий» эффект на ум и тело мужчины. Самурай женился, если ему это было необходимо для продолжения рода, но он никогда не позволял себе увлечься своей женой. Если самурая видели целующим свою жену в общественных местах, то его мужественность оказывалась под вопросом. При этом гомосексуальные связи воспринимались как что-то обыденное.

Поручитель-любовник

Когда мальчик учился искусству самураев, он часто жил в паре со зрелым мужчиной. Старший учил мальчика боевым искусствам, этикету, кодексу чести, а взамен использовал его для удовлетворения похоти. Это называлось «судо», что означает «путь от мальчика к подростку». Когда мальчику исполнялось 13 лет, обычно он клялся в верности учителю и жил с ним следующие шесть лет. Это считалось совершенно нормальным. Один японский поэт писал: «Молодой человек без старшего поручителя-любовника уподобляется молодой девушке без жениха». К этому действительно относились, как к браку.

Немедленно и при свидетеле

Если к самураю обращался неуважительно кто-то из низшего класса, то он мог убить этого человека на месте. При этом было несколько правил. Самурай должен был сделать это немедленно и при свидетелях. Более того, не сделать подобное считалось постыдным.

Только правая штанина

Самураи начали параноидальным образом относиться к своей ванной комнате после случая с даймё Уэсуги Кэнсином, которого в XVI веке убили в туалете. Убийца пробрался в туалет и ударил Уэсуги Кэнсина копьем, застав того врасплох со спущенными штанами. После этого его соперник Такэда Сингэн обеспокоился тем, что кто-то может проделать что-то подобное с ним, и принял меры. С тех пор все мастера боевых искусств начали учить адептов ходить в туалет с полностью спущенной правой штаниной, чтобы обеспечить себе свободу действий. Ванные комнаты самураев планировались так, чтобы быть защищенными от ассасинов.

Посмертный запах

Легендарный самурай по имени Сигэнари Кимура провел свой последний бой в 1615 году, защищая замок в Осаке. Он смело вывел свои войска на поле боя, предварительно тщательно обрезав волосы и окурив свой шлем благовониями. Кимура знал, что он не выживет и решил «позаботиться» о своем будущем убийце, оставив ему ароматный труп. Он знал, что его голова станет чьим-то трофеем и хотел, чтобы она хорошо пахла.

Собака в доспехах

Сегодня сохранился по крайней мере один набор самурайской брони, сделанной на заказ для собаки. Уже не известны подробности относительно того, как использовалась собачья броня, но ученые считают, что, вероятно, броня не предназначалась для боя, а скорее она использовалась во время парадов или просто была заказана кем-то из коллекционеров. Тем не менее в один прекрасный момент в истории какой-то самурай ходил по улицам японского города с собакой, одетой в полную боевую броню.

Сякухати

Одним из самых странных видов самурайского оружия являются сякухати — бамбуковые флейты. Первоначально это были просто музыкальные инструменты, на которых играли буддийские монахи. Со временем флейты преобразились, когда группа буддистов под названием комусо начала ходить с корзинами на головах, играя на флейте и проповедуя. Самураи поняли, что эти люди с корзинами на головах являются попросту идеальной маскировкой и начали притворяться ими. Шпионы самураев, которых засылали для подавления восстаний, выглядели как монахи в комусо. При этому на флейтах самураев были шипы для использования их в качестве оружия самообороны.

Преданность самурая

Кодекса самураев на самом деле не существовало до 1600-х годов, а до этого самураи постоянно предавали своих хозяев. Даже после этого лояльность самурая существовала только на бумаге, но никак не в реальной жизни. Если хозяин не заботился о самурае и достойно не награждал воина, который защищал его, то самураи, как правило, использовали любой шанс, чтобы зарезать его и перейти служить к тому, кто платит больше. Когда западные миссионеры впервые приехали в Японию, они были шокированы тем, сколько увидели предательств и убийств «в спину».

Источник — kulturologia.ru

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

travelask.ru