Сколько американцев погибло во вьетнаме. Потери американцев во вьетнаме


Человеческие потери США во Вьетнаме и потери авиации

Господствующий лидер на нашей планете – США привыкли всегда и во всем выходить победителями или, по крайней мере, уж точно не проигравшими. Но и в американской истории есть постыдное пятно, избавиться от которого не удается вот уже полвека. И этим пятном является война во Вьетнаме.

Американские солдаты во вьетнамских джунгляхАмериканские солдаты во вьетнамских джунглях

До сих пор эти страницы истории являются загадочными и до конца не выясненными. Почему Америка вмешалась в ситуацию во Вьетнаме? На каких основаниях? Как удалось обмануть весь американский народ и выставить миролюбивых, наивных вьетконгов агрессорами в их глазах – до сих пор непонятно.

Вьетконги понесли значительно большие потери в сравнении с СШАВьетконги понесли значительно большие потери в сравнении с США

Но все это – не более, чем почва для размышлений. Нам же остается анализировать факты и точные данные.По многим данным потери США во Вьетнаме разнятся, в зависимости от того, кто предоставлял информацию и кого стоит относить к числу «потерь». Эта цифра варьируется от 40 до 60 тысяч человек. Если учитывать не только число погибших в боях, но и пропавших без вести, умерших от болезней и форс-мажорных ситуаций, случившихся во время войны, то это примерно 58 220 американцев.

Стена Памяти в Вашингтоне - меморил погибшим солдатам во ВьетнамеСтена Памяти в Вашингтоне — меморил погибшим солдатам во Вьетнаме

Многие командиры, которые прошли всю войны от начала и до конца, поддерживающие связь в дальнейшем со своими бойцами, заявляли, что даже после окончания войны, число потерь только увеличивалось: умирали те, кто получил раны, те, кто был болен, некоторые кончали жизнь самоубийством.Чак Дин, ветеран войны, писал, что по его подсчетам свели счеты с жизнью 150 тысяч американцев. Однако, цифра весьма сомнительная и непроверенная.

По последним подсчетам во Вьетнаме погибло 60 000 американцевПо последним подсчетам во Вьетнаме погибло 60 000 американцев

Ранения получили 303 тысячи бойцов, при чем речь идет не о ранениях в виде ссадины или царапины. Большинство из этих людей вернулись домой калеками, инвалидами.Около 800 военных с американской стороны попали в плен за все время войны. В основном это были сбитые авиаторы.

Раненные бойцы армии СШАРаненные бойцы армии США

Кстати, потери авиации США во Вьетнаме были довольно внушительными. Стоит заметить, что со стороны Америки война велась в основном по воздуху: наносились авиаудары, бомбились города и села. По сегодняшним подсчетам потери ВВС США во Вьетнаме составляют порядка 5000 самолетов.

Потери авиации США составляют близко 5000 самолетовПотери авиации США составляют близко 5000 самолетов

Для США война во Вьетнаме была четвертой по мощности, разрушительности и масштабности после Гражданской, и двух мировых войн.И все равно, все эти потери – ничто по сравнению с жуткими цифрами, которыми характеризуются последствия этого бедствия для вьетнамской стороны.

Среди мирного населения Вьетнама насчитывается около 3 млн погибшихСреди мирного населения Вьетнама насчитывается около 3 млн погибших

Народная армия Вьетнама вместе с партизанскими отрядами потеряла около 1 млн 100 тысяч человек. Из числа мирного населения были убиты более 3 млн человек.

Ветераны Вьетнамской Войны получают медаль "За отвагу" от президента Барака ОбамыВетераны Вьетнамской Войны получают медаль «За отвагу» от президента Барака Обамы

Урон, который нанесла война вьетнамскому народу и государственности, трудно посчитать и даже вообразить. Люди натерпелись много горя и страданий за то, что их взгляды на устройство собственного общественного строя и государства шли в разрез с американскими, ну и конечно же – за дружбу с СССР.

Ветераны войны во Вьетнаме на фоне Стена ПамятиВетераны войны во Вьетнаме на фоне Стена Памяти

И тем не менее – Вьетнам выстоял. Ни число оружия, ни вооружений, ни количество солдат, ни их военная подготовка, ни передовые технологии не смогли помочь США в этом противостоянии. Вьетнамцы сражался за свою землю, за жизнь своих детей. Их высокий моральный боевой дух заметно выигрывал на фоне американцев, которые были деморализованы и не понимали, за что должны положить свои жизни.Война во Вьетнаме – яркий пример того, как человеческий фактор играет решающую роль в ходе войны.

Похожие посты

lifevietnam.ru

Потери авиации США во Вьетнаме + современная роль ПВО: nosikot

Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа - боевые потери, остальное - ЛП. Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 - ЗРК (в основном С-75, с 1972 появились С-125 и ПЗРК "Стрела"), еще около 100 - истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле. Американцы "радуются", что относительные потери небольшие - примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге цифра на порядок выше.Отмечу потери нек-рых типов:- 31 Б-52 (у нас считают 34)- 765 Ф-4 "Фантом"- 243 Ф-100 "Супер Сейбр"- 382 Ф-105 "Тандерчиф" (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)- 373 А-4 "Скайхок"- 106 А-7 "Корсар"- 140 Ф-8 "Крусейдер"- 256 А-1 "Скайрейдер"- 84 OV-10 "Бронко"- 3.197 UH-1 "Хьюи"- 277 АН-1 "Кобра"- 842 ОН-6 "Кейюс"- 132 СН-47 "Чинук"Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации - в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! - после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА - это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг - ок. 13.000 самолетов и вертолетов.

Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот - потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами - 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского "учета" - работа станций наведения без реального пуска).В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха - соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) - возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!

nosikot.livejournal.com

Потери авиации США во Вьетнаме: nosikot

Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа -

- боевые потери, остальное - ЛП. Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 - ЗРК (в основном С-75, с 1972 появились С-125 и ПЗРК "Стрела"), еще около 100 - истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле. Американцы "радуются", что относительные потери небольшие - примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге, уровень потерь оказался на порядок выше.Отмечу потери нек-рых типов:- 31 Б-52 (у нас считают 34)- 765 Ф-4 "Фантом"- 243 Ф-100 "Супер Сейбр"- 382 Ф-105 "Тандерчиф" (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)- 373 А-4 "Скайхок"- 106 А-7 "Корсар"- 140 Ф-8 "Крусейдер"- 256 А-1 "Скайрейдер"- 84 OV-10 "Бронко"- 3.197 UH-1 "Хьюи"- 277 АН-1 "Кобра"- 842 ОН-6 "Кейюс"- 132 СН-47 "Чинук"Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации - в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! - после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА - это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг - ок. 13.000 самолетов и вертолетов.

Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот - потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами - 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского "учета" - работа станций наведения без реального пуска).В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха - соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) - возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!Но сейчас нам, вообще-то, интересен, конечно же, недавний опыт Запада в нанесении МРАУ по противнику без сильной ПВО - хотя ситуация в Сирии/Ираке вполне ведь может и измениться - не в нашу пользу и надо быть к этому готовыми - не так как в 2008 году...

nosikot.livejournal.com

Сколько американцев погибло во вьетнаме

Почему в Афганистане погибли не 5 тысяч американцев?В афганистане погибли порядка тысячи американских военных с момента входа войск в октябре 2001 года. Часто сравнимаемый со Вьетнамом, Афганистан - гораздо менее крупная операция, при том что количество войск превышает в десть раз количество войск во Вьетнаме. Однако во Вьетнаме погибло 58 тысяч человек. Это означает, что во Вьетнаме у военного была в шесть раз больше вероятность быть убитым.Десятки тысяч американских солдат были убиты. Огромные потери понёс вьетнамский народ, где счёт безвозвратных потерь пошёл на миллионы. Большинство погибших вьетнамцев были мирными людьми: старики, женщины, дети…Любая война - дело страшное, противоестественное, ведущее к ожесточению и омертвлению человеческой души.Но то, что творили во Вьетнаме граждане страны, более всех других ратующей за свободу и демократию, выходит за рамки человеческих представлений. Убитым отрезали головы, снимали скальпы, отрезали уши и делали из них ожерелья… Варварские массовые убийства более 500 мирных жителей (стариков, женщин, детей), совершённые с особой жестокостью в деревне Сонгми 16 марта 1968 года, вызвали возмущения и протесты мировой общественности, в том числе и в США. Но американские солдаты продолжали убивать…Зачастую, живых вьетнамцев привязывали за ноги к боевой технике и волокли по земле до тех пор, пока тела несчастных не превращались в бесформенные куски ободранного мяса.7 февраля 1965 г. американская авиация начинает осуществление операции Flaming Dart (Пылающее копье) - первой среди операций по уничтожению военных и промышленных объектов на территории Северного Вьетнама.На этом этапе боевых действий самолеты США наносили систематические массированные бомбовые удары, используя наиболее простые тактические приемы. Ударные самолеты, количество которых в одном налете порой достигало 80, выполняли полет к цели на наиболее благоприятных высотах (порядка 2500-4000 м) использовали простейшие способы бомбометания и пуска ракет. Сравнительно невысокая точность попадания с лихвой компенсировалась количеством сбрасываемых боеприпасов. Во избежание поражения огнем зенитной артиллерии экипажи просто не снижались в опасную зону. Классический вариант прикрытия - перехват на дальних подступах к охраняемым объектам - в условиях полного превосходства противника не давал должного эффекта, и вьетнамские МиГ-17 применяли единственно верную тактику: они барражировали на малых высотах и ближних подступах к охраняемым объектам и, маскируясь на фоне земли, ожидали подхода основной ударной группы. При се обнаружении МиГи выходили из засады и, используя небольшое преимущество в скорости (на 200-300 км/ч на высоте 3000 м) и маневренности перед инертными ударными самолетами с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске, расстреливали их в упор. Именно так 4 апреля 1965 г. действовала четверка МиГ-17Ф против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D (пилоты: капитан Джеймс Мэгнессон, майор Фрэнк Бэннэт). Это были первые из 320 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.Через пять дней и американская авиация одержала свою первую победу, хотя и дорогой ценой. 9 апреля в 8 часов 40 минут самолет F-4B Phantom II (сср.номер 151403, экипаж: лейтенант Т.Мэрфи и флагофицер Р.Фэган) из ставшей спустя семь лет знаменитой 96-й истребительной эскадрильи (VF-96) с авианосца "Рэнжер", вступил в воздушный бой с четырьмя МиГ-17. После того, как ракетой средней дальности AIM-7 Sparrow удалось сбить один МиГ-17, Phantom II сам попал под губительный огонь пушек МиГов и упал в море. Экипаж погиб. 3 мая лейтенант Фом Нгок Зан на МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk. 20 июня 1965 г. в 18 часов 25 минут два МиГ-17Ф атаковали четверку палубных поршневых штурмовиков А-1Н Skyraider из 25-й штурмовой эскадрильи (VA-25) с авианосца "Мидуэй". Один из МиГов после неудачного маневра попал под мощный огонь 20-мм пушек двух А-1Н (пилоты Ч.Хартман и К.Джоисон), был сбит и упал в морс.Всего в период с февраля по июль 1965 г. по американским данным северовьетнамские ВВС потеряли в воздушных боях четыре МиГ-17 (все на счету флота, три из них сбиты F-4B). Американские потери составили четыре или пять F-105D, два палубных штурмовика и один F-4.Северный Вьетнам. Июль - декабрь 1965 г.Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северовьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны - советский зенитно-ракетный комплекс С-75. 24 июля 1965 г. дивизион под командованием майора Ф.Ильиных (офицер наведения - старший лейтенант В. Константинов) ракетным залпом сбил в 30-40 км к юго-востоку от Ханоя три истребителя-бомбардировщика F-4C Phantom И. Самолеты шли с бомбовой нагрузкой в плотном строю на высоте 2-х тысяч метров. Американцы признали сбитым только один F-4, а два других - поврежденными. Три дня спустя сорок шесть F-105 нанесли удар по этой батарее. Итоги налета автору неизвестны.До 27 ноября американская авиация уничтожила восемь вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) три F-105 Thunderchief, два F-8 Crusaider, два F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Отражая налеты, советский персонал ЗРК понес значительные потери и, по мере обучения вьетнамцев, постепенно заменялся. Для этого при каждом советском расчете существовал параллельный - вьетнамский. Однако в течение всей войны в большинстве частей ПВО (впрочем, как и в других родах войск ВНА) имелись советские военные специалисты.Резко возросшее число боевых потерь и прежде всего психологический эффект, который произвело применение во Вьетнаме мощных зенитных ракет средней дальности, заставили американское авиационное командование отказаться от ранее выработанной тактики. Поскольку С-75 уверенно поражал цели на средних и больших высотах, то американской авиации пришлось перейти к полетам на малых и предельно малых высотах. При умелом использовании самолетами рельефа местности обнаружение и сопровождение их радиолокационными станциями становилось затруднительным. Эта переориентация сразу же отразилась на условиях ведения воздушной борьбы: северовьетнамские истребители теперь намного реже получали от РЛС наведения достоверную информацию о летевших у земли самолетах противника. Засады МиГ-17-х постоянно срывались, значительно снизилась эффективность атак по свободно маневрирующим целям.Но в то же время полеты американских самолетов у земли увеличивали вероятность поражения их огнем ствольной артиллерии и стрелкового оружия. Поэтому к концу 1965 г. число зенитных орудий в ПВО ВНА было удвоено и превысило 2000. Значительное количество из них имело радиолокационное управление огнем, например, советский 57-мм зенитно-артиллерийский комплекс С-60. Впоследствии, анализируя итоги войны, американские специалисты пришли к выводу, что более половины из общего количества сбитых истребителей-бомбардировщиков было поражено огнем малокалиберной зенитной артиллерии, которая считалась давно исчерпавшей свои возможности. Еще одним минусом тактики "малых высот" было резкое ослабление мощи ударов, наносимых вынужденно небольшими по составу группами самолетов.Учитывая большие потери, понесенные при попытках уничтожить ЗРК, американское командование сделало ставку на качественно новые средства борьбы с ними - специально оборудованные самолеты эскадрилий Wild Weasel. Эти самолеты (первоначально F-100F, несколько позднее F-105F, еще позднее - с 1972 г. - F-4C и F-105G) оснащались аппаратурой обнаружения и подавления работающих на излучение РЛС и вооружались противорадиолокационными ракетами AGM-45 Shrike, a позднее и более совершенными AGM-78 Standard-ARM. Одержав первую победу 20 декабря 1965 г. за период до 11 июля 1966 г. семь F-100F Wild Weasel уничтожили девять ЗРК, потеряв при этом три самолета. Только один из них был сбит, два других столкнулись в воздухе.Северный Вьетнам. Январь - декабрь 1966 г.Начало нового 1966 г. ознаменовано качественным скачком в применении авиации обеими сторонами, которому во многом способствовали переход американцев к новым тактическим приемам и появление на вооружении ВВС ВНА новых типов истребителей. Благодаря активному использованию средств РЭБ американцы получили возможность комбинировать действия маловысотных групп самолетов, прорывавших ПВО, с массированными ударами со средних высот.Наряду с продолжающимися поставками МиГ-17 советского и китайского производства, с 1966 г. отмечается применение новых модификаций этого Сколько американцев погибло во вьетнаме, правда, не получивших широкого распространения. Это были МиГ-17ПФ (J-5A) с РЛС "Изумруд" и тремя пушками НР-23. В ходе исследований возможностей усиления вооружения МиГ-15 и МиГ-17, по заказу вьетнамского правительства в Чехословакии был изготовлен опытный образец МиГ-15, вооруженный помимо двух 23-мм пушек двумя ракетами Р-Зс(7)- на месте демонтируемой 37-мм пушки устанавливался теплопеленгатор. Позднее, примерно с 1968 г. во Вьетнаме применяли и МиГ-17Ф со стандартным пушечным вооружением и двумя ракетами Р-Зс.По некоторым данным в феврале 1966 г. северовьетнамские ВВС получили сверхзвуковой истребитель F-6(8), имевший большую скорость и более мощное вооружение, чем МиГ-17. Но широкого применения самолет не получил, его активное участие в воздушных боях отмечается лишь с весны 1972 г.Настоящий шок у американцев вызвало применение во Вьетнаме самолета МиГ-21. Первый бой с его участием состоялся 23 апреля 1966 г(9). После чего американцы стали применять усиленное прикрытие ударных групп истребителями Phantom II, возможности ведения воздушного боя которых примерно соответствовали МиГ-21. Три дня спустя - 26 апреля 1966 г. F-4C сбил первый МиГ-21. Наибольшее распространение во Вьетнаме получил МиГ-21ПФ-В (изд. 76 - специальный вариант МиГ-21ПФ для климатических условий Вьетнама с антикоррозионными покрытиями агрегатов) и появившийся позже МиГ-21ПФМ (изд. 94 с креслом КМ-1). Отмечалось и применение более ранней модификации МиГ-21Ф-13 (изд. 74, вероятно, чехословацкого производства).Первые же воздушные бои показали, что благодаря меньшей, чем у F-4, удельной нагрузке на крыло, МиГ-21 имеет лучшую горизонтальную маневренность, особенно на больших высотах и малых скоростях. Исходя из этого, северовьетнамские летчики безо всякой опаски стали ввязываться в ближний бой. Но большинство МиГ-21 были вооружены всего двумя ракетами Р-Зс, которые имели низкую величину допустимой перегрузки в момент пуска (всего в 1,4 единицы!). В противном случае ракета не сходила с направляющих - срабатывала система блокировки. Из-за этого при умелом маневрировании противника применение ракет Р-Зс становилось затруднительным. Отсутствие пушечного вооружения и малый запас ракет стали причинами потерь многих МиГ-21 - ведь после пуска обоих УР самолет становился безоружным! Хотя к тому времени в Советском Союзе специально для МиГ-21ПФ/ПФМ был разработан 'подвесной пушечный контейнер ГП-9 с 23-мм пушкой ГШ-23, автор не располагает свидетельствами о применении его во Вьетнаме. Вместе с тем достоверно известно о широком применении ГП-9 в Индо-Пакистанском вооруженном конфликте 1971 г. Кстати, столкнувшись с аналогичной проблемой на беспушечном "Фантоме" модификаций F-4B/C/D/J в боях с МиГ-17, американцы немедленно стали оснащать свои самолеты подвесными пушечными установками. Позже встроенное артиллерийское вооружение как на "Фантоме" (F-4E), так и на последних сериях МиГ-21 (МиГ-21М и т.д.) стало стандартным. Другим недостатком МиГ-21 была слабая бортовая РЛС, что пивязывало его к системе уязвимых наземных станций целеуказания и наведения. В то же время отсутствие тяжелой РЛС делало его легким и маневренным.Указанные недостатки МиГ-21 вьетнамцы компенсировали тактикой "серии ракетных атак", особенно эффективной при численном перевесе противника. Атакующие МиГи осуществляли пуски управляемых ракет вдогонку противнику на скорости 1,2М. Этот прием, требовавший высокого мастерства пилота и грамотного наведения с командного пункта, обеспечивал неожиданность атаки, достаточную результативность и практическую неуязвимость атакующего. Довольно широко практиковалось совместное использование разных типов истребителей (МиГ-17, -19, -21): дозвуковые МиГ-17, обладавшие преимуществами на малых высотах, вытесняли американские истребители-бомбардировщики наверх, где их встречали ракетными атаками МиГ-21 Известны случаи использования МиГ-17 в качестве своеобразной приманки, атакуя которую американские F-4 сами попадали под удар.В 1965 г. на авиабазу Дананг (Южный Вьетнам) специально для борьбы с МиГами было переброшено авиакрыло известных американских истребителей F-104C Starfighter. Однако даже не вступая в воздушные бои, они быстро доказали свою неэффективность использовались исключительно для нанесения ударов по наземным целям, и только в Южном Вьетнаме.Если за первые четыре месяца 1966 г. в воздушных боях было сбито одиннадцать американских самолетов различных типов и девять северовьетнамских (по американским данным только шесть) - соотношение 1,2:1, то с вводом в бой МиГ-21 картина резко изменилась: с мая по декабрь США потеряли сорок семь, а ДРВ - только двенадцать самолетов - соотношение 4:1 (по американским данным потери ДРВ - двадцать самолетов: пять МиГ-21, два Ан-2, остальные - МиГ-17)Северный Вьетнам. Январь 1967 г. - март 1968 г.Рост боевых потерь вынудил американцев принять срочные меры: летчики - истребители, чей налет составлял менее 1500-2000 часов, были отправлены на специальные авиабазы в США для переподготовки. Плотная и насыщенная программа включала полузабытый ими пилотаж в ближнем маневренном воздушном бою, комплексное применение артиллерийского и ракетного вооружения, отработку как индивидуальных, так и групповых тактических приемов. Возросший профессионализм американских пилотов не мог не отразиться на содержании и результатах воздушных боев.2 января 1967 г. летчики 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла под командованием полковника Р.Олдса на F-4 сбили за один день семь МиГ-21, не потеряв при этом ни одного своего самолета (по американским данным). Другим способом борьбы с нараставшей угрозой со стороны северовьетнамских истребителей стали массированные удары по аэродромам базирования МиГов. Главной задачей этих налетов, начавшихся в мае 1967 г. стало систематическое выведение из строя ВПП и рулежных дорожек.Несмотря на предпринятые меры потери американской авиации над Северным Вьетнамом продолжали расти. Если в последнюю неделю июля было сбито 11 само. юв, то в первую августа - 13, а в дальнейшем две потерянные машины в день стати обычным явлением в информационных сводках. По данным северовьетнамского командования, в 1967 г в воздушных боях уничтожено 124 американских самолета и потеряно 60 своих (соотношение 2:1). По американским источникам потери авиации ДРВ составили 76 истребителей, в том вчисле от ВВС США 59 самолетов(10), от авиации флота - 17(11).Таким образом, соотношение потерь 2:1, зафиксированное еще в начале войны в воздухе, было восстановлено, чему способствовали постоянные изменения в тактике действий противоборствующих сторон: на новые варианты воздушного нападения всегда изыскивались эффективные меры защиты. Основные причины, приведшие к снижению эффективности действий американской авиации, по мнению зарубежных специалистов, заключались в следующем:Во-первых, если пилотов и удалось обучить ведению маневренного воздушного боя, то подогнать под него "неманевренный" самолет оказалось довольно сложно: экипаж тяжелого "Фантома" мог лишь уклоняться от атак противника, не имея при этом возможности из-за больших, чем у МиГ-21, радиуса и времени разворота занять тактически выгодное положение для ответной атаки.Во-вторых, условия сопровождения бомбардировщиков к объекту удара сковывали действия пилотов F-4. Они не могли себе позволить бросить прикрываемую ударную группу и ввязаться в продолжительный бой с истребителями противника, а были обречены только на отражение их атак.В-третьих, вьетнамским летчикам уалось навязать противнику свою схему боя, строившегося по плану перехвата, что вынуждало американцев действовать в оборонительном ключе и при переходе в атаку прибегать к выполнению сложных и недостаточно эффективных маневров.31 марта 1968 г. американские бомбардировки севернее 19-й параллели были прекращены, в Париже начались мирные переговоры. Более трех лет воздушной войны, стоившей Америке 3495 потерянных самолетов, не дали ожидаемого эффекта, о чем красноречиво свидетельствовали события тех лет в Южном Вьетнаме__________________Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

hotelsvietnam.ru

Потери авиации во Вьетнамской войне — WiKi

В ходе войны во Вьетнаме (1957—1975) военная авиация сыграла значительную роль, используясь для выполнения самых различных задач. Наиболее интенсивно авиацию применяли Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-морские силы (ВМС) и Корпус морской пехоты (КМП) Соединённых Штатов Америки. Свою авиацию имела и американская Армия, однако это были в основном небоевые самолёты (лёгкие разведчики, транспортные). Гораздо менее интенсивно свою авиацию использовали Демократическая Республика Вьетнам, Республика Вьетнам, Австралия.

Ниже приведена информация о потерях самолётов сторонами конфликта. Следует помнить, что, как и в случае с другими военными потерями, приведённые цифры не претендуют на абсолютную точность. Как показывает история войн, подсчёт потерь всегда затруднён неполнотой информации, ошибками исследователей или официальных лиц при составлении документов, а иногда и намеренными искажениями объективных данных. Тем не менее, при всех возможных ошибках и неточностях существующие источники предоставляют значительный объём информации относительно авиационных потерь в ходе Вьетнамской войны.

Указанные цифры включают как боевые (в результате действий противника или от «дружественного огня»), так и небоевые (аварии и катастрофы по техническим причинам, из-за ошибки пилота, в плохих погодных условиях и т. д.) потери. Территориального разделения нет — приведены все потери в регионе Юго-Восточной Азии (Северный Вьетнам, Южный Вьетнам, Лаос, Камбоджа, потери над водой), так или иначе связанные с боевыми действиями 1957—1975 годов. Если модификации самолёта не имели собственного названия, их потери, как правило, входят в потери базового варианта. Например, потери разведчиков RF-4 «Фантом II» указаны в сумме потерь F-4 «Фантом II». Наоборот, самолёт радиоэлектронной борьбы Грумман EA-6 «Праулер» приводится отдельно от штурмовика Грумман A-6 «Интрудер», поскольку имеет собственное название.

С 1 января 1964 года по 30 сентября 1973 года Южный Вьетнам потерял 1018 самолётов и вертолётов.[9]

За 1974 год Южный Вьетнам потерял 299 самолётов и вертолётов. Из США восполняли эти потери.[10]

Армия Северного Вьетнама в 1975 году захватила на аэродромах 877 самолётов и вертолётов Южного Вьетнама. Количество сбитых и разбившихся неизвестно. На аэродоме Тан Сон Нат было уничтожено несколько десятков самолётов и вертолётов.[11]

ru-wiki.org

Потери авиации США во Вьетнаме: nosikot

Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа -

- боевые потери, остальное - ЛП.Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 - ЗРК (в основном С-75, с 1972 г. появились С-125 и ПЗРК "Стрела"), еще около 100 - истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле. Американцы "радуются", что относительные потери небольшие - примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге, уровень потерь оказался на порядок выше.Отмечу потери нек-рых отдельных типов ЛА:- 31 Б-52 (у нас считают 34)- 765 Ф-4 "Фантом"- 243 Ф-100 "Супер Сейбр"- 382 Ф-105 "Тандерчиф" (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)- 373 А-4 "Скайхок"- 106 А-7 "Корсар"- 140 Ф-8 "Крусейдер"- 256 А-1 "Скайрейдер"- 84 OV-10 "Бронко"- 3.197 UH-1 "Хьюи"- 277 АН-1 "Кобра"- 842 ОН-6 "Кейюс"- 132 СН-47 "Чинук"Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации - в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! - после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА - это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг - ок. 13.000 самолетов и вертолетов.

Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот - потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами - 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского "учета" - работа станций наведения без реального пуска).В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха - соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) - возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!Но сейчас нам, вообще-то, интересен, конечно же, недавний опыт Запада в нанесении МРАУ по противнику без сильной ПВО - хотя ситуация в Сирии/Ираке вполне ведь может и измениться - не в нашу пользу и надо быть к этому готовыми - не так как в 2008 году...

nosikot.livejournal.com

Потери авиации США во Вьетнаме: nosikot

Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа -

- боевые потери, остальное - ЛП. Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 - ЗРК (в основном С-75, с 1972 появились С-125 и ПЗРК "Стрела"), еще около 100 - истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле. Американцы "радуются", что относительные потери небольшие - примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге, уровень потерь оказался на порядок выше.Отмечу потери нек-рых типов:- 31 Б-52 (у нас считают 34)- 765 Ф-4 "Фантом"- 243 Ф-100 "Супер Сейбр"- 382 Ф-105 "Тандерчиф" (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)- 373 А-4 "Скайхок"- 106 А-7 "Корсар"- 140 Ф-8 "Крусейдер"- 256 А-1 "Скайрейдер"- 84 OV-10 "Бронко"- 3.197 UH-1 "Хьюи"- 277 АН-1 "Кобра"- 842 ОН-6 "Кейюс"- 132 СН-47 "Чинук"Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации - в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! - после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА - это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг - ок. 13.000 самолетов и вертолетов.

Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот - потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами - 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского "учета" - работа станций наведения без реального пуска).В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха - соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) - возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!Но сейчас нам, вообще-то, интересен, конечно же, недавний опыт Запада в нанесении МРАУ по противнику без сильной ПВО - хотя ситуация в Сирии/Ираке вполне ведь может и измениться - не в нашу пользу и надо быть к этому готовыми - не так как в 2008 году...

nosikot.livejournal.com