Политический процесс и мировая политика - Мировой политический процесс. Политический мир


Мир политический - политологический словарь

Мир политический - это мир политических явлений, процессов, который существует в своей тотальности для каждого социального субъекта; множество и единство политических форм взаимодействия, взаимосвязи тенденций, которые определяют функционирование и развитие личности, общества и государства; система и совокупность народов, государств, их институтов, социальных сообществ, а также организаций и движений, которые имеют определенные политические цели в сфере международных отношений; обусловлено множеством конкретных общественных различий и динамикой их обновления открытое политическое поле существования и бытия социальных субъектов различных уровней и масштабов; форма цивилизационной организации жизни личности, общества, государства, человечества.

Мир политический для каждого человека, общества, отдельного государства (или коалиции государств) свой. В этом плане системообразующими характеристиками С. п. является отношение человека к власти, политическая коммуникация (информация) и организация. Система взаимодействия человека и власти осуществляется посредством использования информации и организации. При этом власть внешне проявляется как сила. В свою очередь, организация заявляет о себе как о процессе производства информации и осуществления власти, а снаружи - как миропорядок. Информация - это и знание, и сила, и коммуникационная действие. Благодаря внешней энергии информация должна наладить и утвердить внешнее состояние согласия, сотрудничества или борьбы. Информация предстает как развернутая сила, носитель смысла, который в форме знаний - проектов превращается в стремление, решение и конкретное действие. Тем самым обеспечивается политическое развитие, реализация и познания воли к власти - такой родовой механизм самореализации личности, обществ и человечества в С. п., благодаря ему, при его помощи, в его измерении. Поэтому человечество должно строить свое отношение к политическому миру на разумной основе, используя современные концепции, теории.

Интерпретация С. п. с точки зрения отношения к нему дает возможность рассматривать его как мировой политический процесс в многогранном измерении. Концептуальные основы такого процесса содержатся в теории "мировых систем", которую создали И. Уоллерстайн и. Галтунг. Согласно этой теории мировой политический процесс является функцией макросистемы, состоящей из отдельных подсистем. Гетерогенность макросистемы, которой в этом случае является С. п., определила характер эволюции мирового политического процесса от биполярности в 50-80-х годах XX в. стремление создать однополярный С. п. с государством - гегемоном (или коалицией государств) или вообще в будущем под началом мировой верхушки.

Существенное распространение параметров мирового политического процесса свидетельствует новый миропорядок, который еще недостаточно легітимізувався, но очень остро напоминает человечеству о себе через войны (Афганистан, Югославия. Ирак и т.п.) и дальнейшую интернационализацию (расширение ЕС, создания ЕЭП и др.) и современную глобализацию світополітичних (ООН, 7+1, НАТО и т.д.) и мирохозяйственных связей, отношений (ВТО, МВФ, ВБ и т.п.).

Структура С. п. - структура мирового политического процесса состоит из множества политически значимой деятельности, политических отношений, политических акций различных по уровню активности социальных субъектов. С. п. присущи такие черты: многообразие переплетения интегральных и дезінтегральних политических процессов; наличие спонтанных и сознательных политических акций; собственная субстанциональность социальных субъектов; неопределенность и значительная динамика качественно новых политических ситуаций; нарушение норм международного права, прав человека и гражданина; отчуждение личности от институтов власти и политических партий, которое проявляется в абсентеїзмі, международном терроризме, наркомании и других формах социальной патологии.

Реальный С. п. - это сложный мир, который отражает взаимоотношения человека и государства в каждый конкретный момент. За историческими периодами это выглядит так. На первом - государственно-центристском - этапе (примерно с XVI в.) подход к С. п. базировался на положении о государстве как носителя верховной власти над человеком. С. п. в пределах конкретной территории проживания людей представляет собой поле тяготения верховной власти, поле однополюсной направленности политики.

На втором этапе содержание С. п. постепенно менялся. Политика и правила политической игры были окончательно отделены от этических обоснований. В политике уже видели поле согласия и выполнения некоторого разумного общественного договора в отношениях государства и гражданского общества, а также его представителей (индивидов и их групп) между собой. При этом государство все еще доминировала над гражданином.

XX век внес значительные коррективы в архитектуру С. п.: появились новые политические отношения, теоретические модели политики, а также политические актеры. Начинается третий - социоцентрический - этап в развитии представлений о С. п., когда на смену положению о монополии единой верховной и суверенной государственной власти пришли идеи плюрализма, обсуждение интересов различных социальных групп, которые распределяют между собой сферы влияния на общество и государство. Со становлением в большинстве развитых стран мира демократических систем меняется основная парадигма видения С. п.: от государственного моноцентризма к социальному полицентризма, от доминирования государственной власти к участию во власти всех основных групп граждан.

В конце XX - начале XXI в. имеют место признаки наступления нового четвертого - цивілітарного - большого этапа в эволюции понимания С. п., который должен сопровождаться преобразованиями научных парадигм и отражать новейшие изменения в самом реальном смысле политики, политической жизни человека, в функционировании государства.

Безусловно, и на этом этапе роль государства в политике очень велика. Более того, по некоторым направлениям она будет усиливаться, что будет проявляться в возрастании роли исполнительной власти и управленческого аппарата во всем мире. Эти тенденции отражают действие закона возрастания роли организации в развитии современной цивилизации.

Речь идет также о возникновении безусловно новых подходов к осмыслению политики, политической власти, политического человека и государства, которые отражают их взаимоотношения, прежде всего в самых развитых странах мира. Иначе говоря, концептуальные подходы к толкованию С. п. позволяют сделать вывод о существовании различных социальных и научных сторон политики и многомерный характер этой важной части человеческого бытия.

Головатый М. Ф. Социология политики. - К., 2002; Политологический энциклопедический словарь: Новч. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. - К., 1997; Храмов В. О., Мирончук В. Д. Основы политологии. - К., 2000.

В. Храмов

na-uroke.in.ua

Военно-политическая обстановка в мире: обзор событий и анализ

Мир меняется на наших глазах, право сильного уже прерогатива не только США и ее сателлитов, как написали бы в старые добрые времена. Россия пошла по такому же пути и использовала силу в Сирии. Официальная риторика Пекина носит все более жесткий характер как страны, имеющей не только экономические амбиции, но и собирающейся стать третьим в мире государством, которое способно решать вопросы военным путем. Три критических узла - Сирия, Украина и Корейский полуостров, где столкнулись интересы многих стран, определяют военно-политическую обстановку в мире. На фоне этих "горячих" точек немного в стороне от главного информационного потока остался Афганистан, который находится в неравновесном состоянии и может взорваться в любой момент.

Север становится доступней

Глобальное потепление, наверное, все-таки есть. Климат в Арктике стал теплее. Этот факт и разработка новых технологий добычи природных ресурсов значительно повысили интерес к региону многих стран мира. Причем не только стран, находящихся в арктическом поясе. К развитию Северного морского пути и добычи углеводородов в северных широтах хотят подключиться Китай, Корея, Индия, Сингапур. Региональные же игроки - Россия, США, Канада, Норвегия, Дания - наращивают свое военное присутствие в полярных районах своих стран. Россия восстанавливает военные базы на архипелаге Новая Земля.

Норвежская армия

Страны НАТО ведут мониторинг воздушной обстановки в регионе и также наращивают свои разведывательные и военные возможности. Для развертывания сил усиления в Норвегии организованы склады оружия и военной техники. Глава этой страны внес предложение на саммите НАТО в Польше о разработке новой стратегии альянса, которая разрешала бы постоянное присутствие объединенных военно-морских сил в северных широтах. Также предлагалось шире привлекать к совместным учениям вооруженные силы нерегиональных стран альянса и нейтральных - Швеции и Финляндии. И Россия, и страны НАТО проводят военные учения, воздушное патрулирование арктических регионов и полеты стратегической авиации. Политический мир в Арктике существует на фоне усиления вооруженного присутствия.

На западном направлении без перемен

Наверное, мало кто в России и странах НАТО, кроме откровенных ястребов, верит в открытое военное столкновение. Но анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что политика стратегического сдерживания и ослабления экономического потенциала, проводимая в отношении России, несомненно является явной угрозой безопасности. Вдоль всей западной российской границы строится военная инфраструктура альянса. В прибалтийских странах разворачиваются четыре батальонные тактические группы и создаются координационные центры по приему и развертыванию дополнительных сил, такие же центры созданы в Болгарии, Польше и Румынии. В этом году будут развернуты ракеты-перехватчики на базах противоракетной обороны в Польше и Румынии, про которые долго говорили, что они не направлены против России. Чиновники НАТО объявили, что этим они прикрыли южное направление от удара баллистическими ракетами.

Заправка в воздухе

Администрация президента США Дональда Трампа намерена заставить страны Североатлантического альянса тратить положенные 3% от бюджета страны на оборону. Что в обозримой перспективе значительно усилит количество вооружений, сосредоточенных вблизи границ России. Но все-таки большую опасность представляют формально привязанные к определенным событиям экономические ограничения.

Украина - тоже Запад

Существенную угрозу национальной безопасности России представляет конфликт в восточных областях Украины. Надежда на мир после заключения Минских соглашений, определивших дорожную карту по прекращению военных действий и реинтеграции отдельных районов Луганской и Донбасской областей, так и не реализовалась. В регионе сохраняется высокая вероятность возобновления боевых действий. Продолжаются взаимные обстрелы вооруженных сил Украины и самопровозглашенных республик. Инициатива по введению миротворческих сил, предложенная и Россией, и Украиной, не реализовалась из-за разного понимания вопроса касательно того, куда их вводить и кто будет входить в эти силы. Этот конфликт будет долго влиять на военно-политическую обстановку в мире как одна из точек борьбы с глобальным доминированием США. Обстановка на востоке Украины во многом является отражением ситуации в мире, где происходит усиление противостояния между глобальными игроками. Для России это очень неприятный конфликт не только из-за близости к границам, но и потому, что он всегда может служить информационным поводом для введения новых санкций.

Южное направление

С момента вывода советских войск из Афганистана угроза национальной безопасности с этого направления только возросла. Несмотря на то что непосредственной границы с этой страной Россия не имеет, возможное проникновение террористов и союзнические обязательства обязывают внимательно следить за обстановкой в регионе. В обзорах военно-политической обстановки в мире отмечается, что в последние годы замечено увеличение количества террористических и религиозно-экстремистских бандформирований. И это не может не вызывать опасений. Ответ на вопрос, что происходит сегодня в мире, невозможен без изучения ситуации в Афганистане.

Женщины военные

Почти треть боевиков являются выходцами из бывших среднеазиатских республик, входящих в том числе в Исламское движение Узбекистана, которое уже участвовало в подготовке террористических актов в России, Союза исламского джихада и других. В отличие от самой большой вооруженной силы движения Талибан, ставящего своей целью создание Афганского халифата, эти организации хотят создать исламское государство в центральноазиатских республиках. На юго-западе основным фактором, дестабилизирующим военно-политическую обстановку в мире, поскольку здесь тоже сталкиваются интересы многих государств, является увеличение количества стран, где ведется вооруженная борьба с международным терроризмом, - это Сирия, Ирак, Йемен, Ливия. Периодически обостряется обстановка в зоне Нагорного Карабаха, где Армения и Азербайджан противостоят друг другу. Грузия стремится в НАТО и Европейский Союз и хочет восстановить территориальную целостность. Позитивным моментом является то, что пришедшая к власти партия "Грузинская мечта - демократическая Грузия" объявила о возможности только мирного пути воссоединения с Абхазией и Южной Осетией.

Сирийский перекресток

Некогда процветающая ближневосточная страна, почти полностью разрушенная, страдает от одного из самых длительных военных конфликтов 21-го века. Начавшись как гражданская, эта война быстро переросла в борьбу всех против всех, в которой участвуют десятки стран. Столкновение многочисленных интересов влияет не только на обстановку в регионе, но и на всю современную военно-политическую обстановку в мире.

Удар по Дамаску

Правительственные войска Сирийской республики при поддержке иранских сил и российских военно-космических сил воюют с террористической организацией ИГИЛ и вооруженными отрядами оппозиции, которые в той или иной степени сотрудничают с различными экстремистскими группировками. На севере страны свою войсковую группировку ввела Турция, которая борется с курдами. США с союзниками противостоят России, Ирану и Сирии, поддерживая оппозицию и периодически нанося ракетные удары по правительственным сирийским войскам, обвиняя Дамаск в применении химического оружия. Израиль также наносит ракетные удары по объектам на территории Сирии, мотивируя это своими национальными интересами.

Будет ли мир

В мире военно-политическую обстановку уже сравнивают с ситуацией во времена Карибского кризиса. Пока прямого военного столкновения между российскими и американскими войсками удается избегать. Правительству Сирии при содействии российского центра по примирению враждующих сторон удалось установить режим прекращения огня со многими вооруженными группировками оппозиции. Бои ведутся в основном против отрядов ИГИЛ, турецкие войска при поддержке отрядов сирийской оппозиции на севере также теснят боевиков. Курдские отряды при поддержке авиации западной коалиции во главе с США наступают на город Раку. Территория, контролируемая ИГИЛ, значительно уменьшилась.

Развалины в Сирии

15-16 февраля в Астане (Казахстан) прошел очередной раунд переговоров по установлению мира в Сирии. При посредничестве России, Ирана, Турции, Иордании, участии ООН и США представители правительства Сирии и десяти оппозиционных группировок, обсуждали вопросы поддержания перемирия, обмена пленными и мониторинга текущей ситуации. Стороны пока далеки от начала прямых переговоров, но первый шаг к миру сделан. Межсирийские переговоры с оппозицией проходят и в Женеве, где главным препятствием было требование немедленного ухода президента Сирии Башара Асада. Но на последней встрече США предварительно высказали согласие с тем, чтобы Асад остался до новых выборов президента Сирии. Прорыва нет, но есть надежда. Еще одна площадка для мирных переговоров - проходящий в Сочи Конгресс национального диалога, соорганизаторами которого выступают Россия, Турция и Иран, основные гаранты перемирия в Сирии.

Восток - дело тонкое

Главным фактором, влияющим на развитие военно-политической обстановки в мире, является усиление Китая как регионального и глобального игрока. Китай проводит модернизацию своих вооруженных сил. США стремятся сохранить свое лидерство в регионе, укрепляя связи в военной сфере со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В том числе используя спорные вопросы Китая с Вьетнамом и Филиппинами по островам в Южно-Китайском море и пытаясь выступить в роли международного арбитра. Под предлогом защиты от северокорейской ядерной угрозы в прошлом году США начали строительство базы противоракетной обороны THAD в Южной Корее, что было расценено Китаем как угроза своей национальной безопасности. Китай ввел санкции против Южной Кореи, вынудив ее обещать не развертывать далее систему ПРО. Япония наращивает мощь своих вооруженных сил, стремится повысить роль армии в решении политических вопросов и получила возможность использовать военную силу за рубежом.

Корейский путь

Запуск ракеты

Самым главным драйвером новостей почти весь 2017 год была перебранка между президентом США Дональдом Трампом и лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Продвинутый пользователь "Твиттера" обзывал Кима человеком-ракетой, в ответ его осыпали тоже неблаговидными прозвищами, и так продолжалось до Нового года. Поводы, конечно, были не такие веселые. КНДР в феврале 2017 года совершила пуск ракеты "Кванменсон" со спутником на борту. С учетом четвертого ядерного испытания, которые Пхеньян провел 6 января, все страны расценили этот пуск как испытание баллистической ракеты. Эксперты рассчитали, что дальность полета ракеты может составить 13 тысяч километров, то есть она теоретически может достичь США. В ответ ООН объявили санкции единогласным решением членов Совета безопасности, в том числе и России. В течение года КНДР совершила еще несколько пусков и объявила о своей способности оснастить ракеты ядерными боеголовками. В ответ ООН ввел новый пакет санкций, кроме того, США ввели свои экономические ограничения, расценив эти пуски как угрозу национальной безопасности. Дональд Трамп сказал: "Это самые жесткие санкции, которые когда-либо вводились против отдельной страны". Также президент США объявил о возможности военного решения корейской проблемы и направил свои авианосцы к Корейскому полуострову. Пхеньян в ответ объявил о возможности ответного ядерного удара. Ситуация в мире обострилась, возможность различных военных сценариев серьезно обсуждается экспертами. Все новостные обзоры о том, что происходит в мире сегодня, начинались с ситуации вокруг ядерной программы Пхеньяна.

Олимпийское примирение

Все изменилось на Корейском полуострове после новогоднего примирительного выступления лидера Северной Кореи, где он сказал о возможности участия в Олимпийских играх в Южной Корее и диалога о сложившейся ситуации. Стороны провели серию переговоров на высоком уровне. Команда Северной Кореи приняла участие в Олимпийских играх, страны обменялись выступлениями музыкальных коллективов. Это способствовало снижению напряженности военно-политической обстановки в мире, все поняли - войны пока не будет.

Новогоднее выступление

Делегация Южной Кореи во главе с начальником Управления национальной безопасности при президенте Чон Ын Еном провела серию переговоров со всеми заинтересованными сторонами. После переговоров с Ким Чен Ыном они лично доложили о результатах президенту США Дональду Трампу, председателю КНР Си Цзиньпину, премьер-министру Японии Синдзиро Абэ и высшим должностным лицам своих стран. По результатам челночной дипломатии готовится межкорейский саммит и встреча президента США и лидера КНДР. Майкл Помпео, директор ЦРУ, будущий государственный секретарь, посетил Пхеньян 18 апреля и провел переговоры с Ким Чен Ыном.

Остальной мир

Латинская Америка и Африка тоже вносят посильную лепту в военно-политическую обстановку в мире. Основные проблемы латиноамериканских стран лежат больше в политической и экономической плоскости: усиление конкуренции и борьбы за природные ресурсы, низкий контроль за некоторыми территориями. Очень остро стоят вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и преступными вооруженными группировками, которые порой контролируют целые районы страны. В регионе на политическую ситуацию влияют спорные территориальные вопросы, которые пока пытаются решить путем переговоров. Но страны региона тоже усиленно наращивают мощь вооруженных сил. В Африке основной угрозой стабильности военно-политической обстановке в мире по-прежнему является Ливия, где продолжается вооруженный конфликт между сторонниками и противниками радикальной исламизации при участии местных племен. Во многих других частях Африки действуют экстремистские группировки, которые занимаются контрабандой наркотиков и оружия, незаконной миграцией.

В целом особенности современной военно-политической обстановки в мире показывают возможное нарастание количества региональных конфликтов и вызовов национальной безопасности России.

fb.ru

Политика мировая - что это такое? Международная политика и ее особенности

Люди, внимательно (да и не очень) следящие за новостями, приходят к одному выводу. Чтобы не поддаваться панике, не портить себе нервы, необходимо иметь собственные представления о событиях. А это невозможно, если не представляешь, что такое политика. Мировая арена на самом деле не особенно велика. Достаточно четко представлять силы и интересы нескольких игроков, чтобы понимать, что и почему происходит. Давайте с ними разберемся.

О чем речь пойдет?

политика мироваяМировая политика и международные отношения – тема сложная. Более-менее подробно о ней рассказать в маленькой статье невозможно. Тем не менее указать основныепринципы и тенденции того, что происходит на мировой арене, вполне можно. А смотреть необходимо и слушать не всех, кто решит высказываться на ту или иную тему. Для начала стоит определиться с силами, для которых политика (мировая) является полем игры. Их несколько. Большинство политологов ассоциируют их с государствами. Так и мы поступим, чтобы не путаться.

Вот перечень тех стран, для которых мировая политика и международные отношения являются темой жизненно важной. То, что происходит в этой области, может принести им или взлет влияния, или полное разрушение. Сразу заметим, что данный перечень - не аксиома. Со временем на арене появляются новые игроки, возникают иные варианты и обстоятельства. Итак: США, Китай, Россия, Европейский Союз. Для данных стран политика мировая является сферой ответственности и приложения максимальных усилий. Есть и иные игроки. Среди них можно выделить ядерные державы (тот, у кого есть дубинка, заслуживает внимания). Другой аспект, обязательно учитываемый при рассмотрении мировой сцены, - экономика. Поэтому необходимо присмотреться к тяжеловесам в данной сфере.

Определение

мировая политика и международные отношения

Понятие мировой политики многогранно. Ее природа проистекает из взаимодействия многих факторов. В первую очередь, как сказано выше, учитываются противоборство и взаимодействие различных сил. У любого (даже самого малого) государства есть собственные интересы. Оно ведет торговлю, заботится о безопасности граждан, строит условия для их процветания. Автономно ныне делать это невозможно. Мир стал глобальным, то есть уровень взаимодействия различных стран, проникновения друг в друга культур стал необратимым. То есть государство, что имеет большее влияние, может регулировать процессы развития общества в своих интересах. Таким образом, политика мировая является нескончаемым процессом борьбы за власть (если коротко). Государства постоянно взаимодействуют между собой, стараясь создать условия для получения приоритетов во всех областях взаимоотношений.

Международная политика

Если рассматривать данный процесс в функциональном смысле, то можно выделить несколько тем, учитываемых любым национальным правительством, выходящим на мировую арену. международная политика А именно: сила, гегемония, баланс и взаимозависимость. Важнейшее, что приходится учитывать, – это возможности войны и мира. Международная политика не может рассматриваться в отрыве от своего «источника». То есть каждая страна преследует свои цели, опираясь на национальные традиции и интересы. Таким образом, в международной политике учитываются не только сиюминутные, сложившиеся в данных условиях цели, но и типичные процессы, традиционное поведение, исходящее из исторических контекстов. В своей деятельности в данной области странам необходимо опираться на анализ многих факторов, в том числе понимание природы возникновения войн, кризисов или союзов.

Структура мировой системы

В исторической ретроспективе политические глобальные процессы можно разделить на определенные этапы. Первый – нулевой. Он не имеет значения, так как не влияет на современное положение вещей. Далее выделяют досовременный, нынешний, последующий. При этом мировое взаимодействие постоянно интенсифицируется. Для регулирования процессов всю систему необходимо обеспечивать соответствующими структурами, обеспечивающими регулирование экономических, социальных, культурных, политических сфер. Естественно, надстройки эти взаимодействуют меж собой, обеспечивая согласованность своей деятельности.

Цели мировой системы

Описываемые участники игры вместе должны соответствовать определенным критериям, чтобы хотя бы минимально удовлетворять потребности современности. Выделяют четыре основные их функции. Первая - средства коммуникации. Системе необходимо создать условия для возможности беспрепятственного обмена информацией, ее свободной передачи и обработки. Второе - создание и интегрирование необходимых подсистем. Третье - критерии верности. Это означает, что вся система должна постоянно коррелировать с целым с учетом выработанной концепции полезности. Четвертое - системы общественных ценностей, включающие в себя коллективную память, самопознание, самоопределение и осознание, возможность интерпретации собственного опыта.

мировая политика сша

О гегемонии

Мировая политика США направлена на построение «однополярного мира». Это своеобразная система, в которой одна из стран (Штаты) выполняет лидирующую роль. Она признается международным сообществом критерием и одновременно гарантом взаимовыгодного сотрудничества и развития человечества. США свою деятельность по построению такого мирового порядка строят на двух «столпах». Они являются лидерами в финансовом взаимодействии, а также в военном сотрудничестве. Эти два приоритета по желанию можно использовать в качестве «кнута» или «пряника». Так как Штаты имеют наибольшую по отношению к другим государствам долю в МВФ, они влияют на его решения по выделению кредитов. А армию используют для разрешения (или создания) кризисов.

Проблемы мировой политики

Разнонаправленность векторов целей различных объединений и стран приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Одной из главнейших угроз в настоящее время является международный терроризм. Глобальная безопасность строится путем снижения рисков различного уровня. Ее обеспечение возможно только при условии взаимодействия всех государств. В условиях глобализации выстраивается единство человечества, основанное на социологических характеристиках, имеющих одинаковый порядок. Однако различия в условиях жизни в государствах приводят к возникновению радикальных течений, в том числе и террористического толка.

мировая политика россииКритическая неоднородность экономического и культурологического развития стран при достаточно широком информационном поле создает условия для возникновения и проявления недовольства, желания отдельных группировок изменить порядок вещей. На разрешение данных конфликтов, устранение их причин направлена мировая политика. Цели ее – создание безопасного, комфортного и удобного для жителей «глобального мира».

О России

проблемы мировой политики

Практически неразрешимые противоречия между интересами стран приводят к возникновению угрозы скатывания человечества в очередной структурный кризис. Дело в том, что нынешний мировой порядок уже не удовлетворяет потребностям общества. То и дело происходят «сбои» в работе его органов и структур. Мировая политика России направлена на решение данных противоречий. Держава предлагает партнерам задуматься о будущем человечества, выстраивать отношения таким образом, чтобы учитывать потребности (по возможности) всех членов сообщества. В данной работе необходимо обращать внимание на культурные особенности, развитие экономических и политических структур, возможные тенденции и исторически сложившиеся особенности стран. Баланс в мировой структуре может быть достигнут путем взаимного уважения ее членов. Россия предлагает создавать союзы и объединения на равноправной основе, отказавшись от «гегемонии» одного из игроков. Данная позиция будет способствовать не только развитию различных государств, но и снижению уровня глобальных рисков.

Тенденции развития международных отношений

мировая политика целиПолитологи считают, что историю развития человечества можно ориентировочно поделить на пять этапов. Каждый из них заканчивался кризисом, который своевременно, но не бескровно преодолевался. В двадцать первом веке человечество столкнулось с новым вызовом. Военное разрешение данного конфликта с тем, чтобы выжить хотя бы некоторой части населения планеты, по мнению экспертов, практически невозможно. Накоплено слишком много оружия массового уничтожения. Если применить всего один ядерный заряд, то планета может просто умереть вместе со всеми жителями.

То есть можно сказать, что международная система развивается спиралеобразно, регулярно натыкаясь на кризис. При этом динамика и острота его растут в геометрической прогрессии, включая все новые измерения. Если Первая мировая война была связана с разделом влияния в Европе, то ныне стоят вопросы владения всеми мировыми ресурсами. Кроме того, сама глобальная политическая система скатилась к стагнации. Она требует переформатирования, основы которого пока еще не определены и не разработаны. К примеру, ООН явно уже не имеет того влияния, для которого была создана. Другие международные организации растеряли и финансовые, и политические ресурсы. Мир все больше скатывается к «боям без правил». Требуется переформатирование всей системы, пока не разразилась последняя война.

fb.ru

Мировая политика

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире”.

Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира. 1986 г.

§ 1. Мировая политика и мировой политический процесс

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Международные отношения характеризуются совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, хозяйственно-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и коммуникационных связей и отношений между всеми основными субъектами мирового общества.

В качестве основных субъектов мирового сообщества (и международного права) выступают прежде всего государства и международные организации. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. [c.436] Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.

К ведущим субъектам международных отношений, непосредственно создаваемым государствами, относятся их международные политические или военно-политические организации. Среди них: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

К числу важных субъектов международных отношений, безусловно, относятся авторитетные международные общественные и профессиональные организации. В этом ряду: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

Можно говорить о международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государства, когда оно находится в стадии формирования.

В современных условиях проявляются объективные тенденции расширения числа участников международных отношений. Усиление взаимозависимости народов и обществ привело к тому, что к главным действующим лицам международных отношений можно относить не только государства, но и конкретные личности. Все в большей степени признается международно-правовая субъектность индивида. В соответствии с ней отношения между индивидом и международным правом проходят через его государство. Так, международные нормы, непосредственно касающиеся индивида (например, принципы уважения прав человека) должны признаваться и осуществляться государством1. Международно-правовая субъектность индивида особенно ярко проявляется в деятельности известных национальных политических или общественных лидеров, которые обычно выступают и как лидеры мировой политики. [c.437]

В целом можно говорить о растущей значимости общепризнанных норм международного права для мирового сообщества. Так, в п. 4 ст. 17 Конституции Российской Федерации указывается, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.

Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой – любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, “правила мировой политической игры”. Иначе говоря, речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех и других на формирование и внутренней, и внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние на отношения внутри любой страны. Это связано с обострением экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными конфликтами в различных регионах мира, с увеличением ответственности мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран, с невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств – членов мирового сообщества.

В практике современных международных отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников международных отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. [c.438] Одновременно действует тенденция усиления интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочения институциональных форм широкого политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и соперничества и даже противоборства различных государств.

Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка. Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с сохраняющимся разнообразием особенностей развития народов. Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации, гуманизации, демилитаризации, “открытого диалога культур” пока не носят системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от поведения и функционирования субъективных факторов.

В условиях мира и социально-культурного обновления международные отношения все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Мы наблюдаем сотрудничество системы правовых государств, множества международных организаций и ассоциаций, прямых связей между миллионами граждан различных государств. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных международных проблем.

Международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.

Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире. [c.439]

Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.

Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

mirznanii.com

Политический процесс и мировая политика

Страница 32 из 40

Мировой политический процесс.

Как уже говорилось выше, политический процесс - одна из основных, базовых категорий политологии. Он протекает как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Мировым политическим процессом называется совокупная деятельность народов, государств, общественных движений и организаций.

Мировой политический процесс составляют следующие структурные элементы:

а) политически значимая деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) и других легитимных международных органов, организаций и учреждений;

б) политические акции институтов регионального и субрегионального характера, носящих межгосударственный, наднациональный характер, а также соответствующих общественных группировок и организаций;

в) внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых государств, располагающих для этого необходимыми атрибутами, материальными и иными средствами.

Последние годы характеризуются тем, что мир и в целом, и во всех своих составных частях непрерывно меняется. С одной стороны, как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются дезинтеграционные процессы, заметно увеличился разрыв в экономическом развитии многих стран. С другой стороны, на глобальный политический процесс оказывают возрастающее воздействие мощные интеграционные процессы в экономике: динамичное формирование единого мирового рынка, развитие мировых производительных сил, успехи научно-технической революции.

Ведущим критерием в мировом политическом процессе становится движение народов и государств по пути демократии. Всеобщее значение приобрело стремление народов построить современное развитое гражданское общество и правовое государство, где реально существовали бы политический плюрализм, разделение властей, национальная и культурная автономия и местное самоуправление, экономические, политические, социальные и индивидуальные свободы и права, высокий уровень благосостояния населения, его надежная социальная защищенность.

Главной особенностью современного мирового политического процесса является одновременное развитие двух противоположных тенденций: к объединению и разъединению; действие двух сил - центробежной и центростремительной. Первая тенденция выражается в: формировании мировых производительных сил, развитии НТР, интернационализации хозяйственной деятельности в масштабах как регионов, так и всей планеты, интеграции различных факторов производственного и непроизводственного, в том числе информационного, назначения, прогрессе в сфере управления макроэкономическими и производственно-технологическими инновациями. Центробежные тенденции обусловлены одновременным существованием на планете народов, обществ и государств, находящихся на различных стадиях цивилизационного и формационного развития, огромными различиями в уровне благосостояния, в развитии культуры, образования и просвещения, медицинского обеспечения, занятости, обострением проблем, связанных с национально-этническими и религиозными факторами. Все это зачастую препятствует эффективному развитию и мирному сосуществованию народов и государств, носят дезинтеграционный характер, порождают как отчуждение между людьми, так и недоверие между государствами, распри и конфликты, гонку вооружений, войны.

Единство современного мира не является поэтому абсолютным. Оно относительно. Многообразие мира трансформируется в многообразие проблем, с которыми постоянно сталкивается человечество. Для решения существующих и вновь возникших глобальных, региональных и межгосударственных проблем требуются объединенные усилия мирового сообщества. Дезинтеграция преодолевается интеграцией, консолидацией прогрессивных, миролюбивых сил, выражающих своими действиями ведущие тенденции цивилизованного развития. Именно поэтому современному мировому политическому процессу присущи многовариантность и альтернативность развития.

Рубеж 80- 90-х гг. ознаменовался крупными изменениями в развитии мирового сообщества, что было связано в первую очередь с крушением прежних режимов и широкими демократическими преобразованиями в Восточной Европе. Эти изменения получили огромный международный резонанс и имели многочисленные последствия.

Изменилась геополитическая карта мира. В прошлом осталась борьба двух мировых систем, существовавших военно-политических блоков, военно-стратегическое соперничество СССР и США. Начался реальный процесс ядерного и химического разоружения, значительного сокращения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. В Западной Европе успешно проходят интеграционные процессы, в настоящий момент затрагивающие уже политическую сферу.

С другой стороны, это внезапное радикальное изменение баланса сил и интересов на рубеже 80-90-х гг. привело к прямым и косвенным опасным последствиям. Среди них - вооруженные конфликты в Югославии, на территории бывшего СССР, глубокий экономический и социально-политический кризис, поразивший практически все постсоциалистические страны, дезинтеграция в СНГ, отдельных районах РФ. События в Югославии приобрели характер долговременного дестабилизирующего фактора на европейском континенте. До сих пор полностью не урегулирован ближневосточный кризис. С испытанием ядерного оружия Индией и Пакистаном возникла реальная опасность его расползания по планете.

На развитие мирового политического процесса существенное влияние оказывает то обстоятельство, что после распада СССР наметились две альтернативные его тенденции. Первая из них воплощена в намерении определенных политических кругов США добиться установления однополюсного мира, в котором господствовала бы одна мощная в экономическом и военном отношении держава. Весомым подтверждением данного желания является военная операция США и его союзников по НАТО в Югославии. Вступление трех стран бывшего социалистического лагеря (Польши, Венгрии и Чехии) в НАТО, явное стремление других стран Центральной и Восточной Европы присоединиться к Североатлантическому альянсу, так же как и возрастающая роль и значение НАТО (при явном снижении роли ООН) в мировой политике, явно свидетельствуют в пользу этой тенденции. Другая тенденция воплощает движение народов и государств к многополюсному миру, что в большей степени соответствует реальному положению дел и перспективам формирования нового мирового порядка. В 90-е гг. определились, наряду с США, такие мощные полюсы экономической, политической и финансовой мощи, как Япония и Европейский союз. Несомненно будут усиливать свои геополитические позиции Россия, Китай, Индия, Бразилия, Иран, Египет и другие страны.

Но и многополюсный мир сам по себе еще не гарантирует международной безопасности и стабильности: многочисленные войны, в том числе две мировые, обрушились на десятки стран именно в таком мире.

Перспективные тенденции развития мирового политического процесса связаны с расширением функций социальной самоорганизации человечества. Это естественно-исторический процесс, благодаря которому макросистема мира будет развиваться в нарастающей прогрессии за счет своих внутренних свойств и возможностей. Человеческая цивилизация представляет собой единство многообразия. Она обладает колоссальным потенциалом прогрессивного и разновариантного движения к более высоким формам своей организации. Главное, чтобы эти реальные возможности были осуществлены на практике в мировом сообществе в целом, а также в масштабе регионов и каждого отдельно взятого государства.

libsib.ru