Атомная подземная лодка "Боевой Крот". Секретные разработки СССР. Подземная ракета


Атомная подземная лодка "Боевой Крот". Секретные разработки СССР

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе

Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием "Путешествие к центру Земли". Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга "Подземный огонь" Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал "Гиперболоид инженера Гарина". Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году "Победителях недр" Григорий Адамов низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки

Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом немецкой разведки, который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под горой Благодать, осуществлялись пробные "заплывы" лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о "Стальном кроте". Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подводные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит "Змея Мидгарда". Это проект Риттера.

После завершения Великой Отечественной войны органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки "Змеи Мидгарда".

Не менее замечательным проектом являлся "Морской лев" (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве.

О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта "Морской лев"

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием "Морской лев" попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с атомным двигателем, по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка "Боевого Крота"

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа "Боевым Кротом". Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка "Боевой Крот" в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка "Боевой Крот" была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. Ядерный реактор "Боевого Крота" позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч.

Для чего была предназначена атомная подземная лодка "Боевой Крот"?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие "субтерины", использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания "Боевого Крота". Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой "крот" раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. Советский Союз в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.

fb.ru

США ответили на русские ракеты — через подземный гипертуннель

Виктор Мараховский, для РИА Новости

Вначале — немного прорывов в будущее. Великий инноватор Илон Маск, уже подаривший миру копеечные многоразовые ракеты, повсеместный спутниковый суперинтернет, сверхзвуковой поезд-гиперлуп в вакуумной трубе и (только что) подземный туннельный троллейбус, гоняющий со скоростью 200 километров в час, — анонсировал новый прорыв.

Уже в следующем году в первый тестовый полет будет отправлен первый грузовой марсианский корабль.

Спустя три года, в 2022 году, этот корабль отправится непосредственно на Марс. Как сообщается, конечная цель миссии — "высаживание на Марсе семян, чтобы создать там условия для появления человеческой колонии".

Маск запланировал первый полет "марсианского" корабля на 2019 годОжидается, что многоразовая ракетная система SpaceX BFR будет способна совершать межпланетные путешествия, а один полет будет стоить меньше пяти-шести миллионов долларов. В дальнейшем на Марсе можно будет построить стеклянные купола и электростанции. После появления инфраструктуры на Красной планете "начнется предпринимательский бум, потому что Марсу понадобится все, начиная от литейных цехов и заканчивая пиццей".

Конечно, на пути к марсианским пиццериям есть некоторые трудности. Можно их даже перечислить. Мы зануды, нам несложно.

Глава SpaceX Илон Маск во время демонстрации устройства ракеты BFR на Международной астронавтической конференции

Например:

1) У планеты Марс отсутствует магнитное поле. Это не значит, что ориентироваться там приходится по солнцу. Это значит, что поверхность планеты беззащитна перед жестким радиационным солнечным излучением. Защита экипажей будущих длительных космических миссий от радиации по-прежнему остается проблемой, далекой от практического решения.

Ученые из России, ЕКА и НАСА "объявили войну" космической радиации2) Атмосфера планеты Марс содержит совершенно ничтожное количество кислорода, а погода даже на экваторе антарктическая. Так что посадить там семена — столь же практично, как отправка красной машины в глубины Солнечной системы под музыку Боуи.

3) Проекты купольных поселений, предлагавшиеся на Земле последние лет пятьдесят, до сих пор нигде не реализованы (даже там, где они бы очень пригодились, например на северных приисках). При столкновении с реальностью прожекты эти порождают дикое количество проблем, решить которые пока никому на практике не удалось.

4) Нынешние запуски ракет "Фалькон" на околоземные орбиты обходятся заказчикам Маска (а заказчики — сюрприз для прихожан Церкви Коммерческого Космоса — почти сплошь государственные/оборонные структуры) примерно в 90 миллионов долларов штука. Должно произойти что-то очень интересное, чтобы корабль, покрывающий в миллион раз большее расстояние, чем "фальконы", внезапно начал стоить в 18 раз дешевле.

С другой стороны, как метко пишут комментаторы в соцсетях, "ведь худо-бедно у него получается воплощать обещанное. Я бы не был так пессимистичен. Может, не в 22 году, может, не за пять миллионов, но есть подозрения, что таки запустит."

И вот об этом действительно стоит поговорить.

Штука вся вот в чем. В реальности все, что Маском выполнено, то не прорыв, а все, что прорыв, — не выполнено.

Пока, конечно.

На самом деле, уважаемые читатели, нет никакого гиперлупа — спустя шесть лет и 200 миллионов привлеченных долларов есть только макет дизайна капсулы гиперлупа, представленный недавно в Дубае. В макете можно посидеть и сделать себяшку.

Илон Маск заглядывает в испытательный трек Hyperloop в Калифорнии

Гiперлупу — быть! В Сети высмеяли план Киева запустить сверхзвуковые поездаНа самом деле нет никакого подземного троллейбуса — есть только высококачественные (В. В. Путин с его ракетами должен горько плакать) компьютерные ролики, показывающие, как этот супертроллейбус спускается на лифте в мегатоннель и мчит вперед.

Кстати, на самом деле нет и никаких мегатоннелей.

На самом деле нет и космического маскового интернета — и пока не вполне понятно, как его реализовать.

На самом деле нет и никаких копеечных ракет. Как уже было сказано выше, заказчикам масковы "фальконы" обходятся на уровне или чуть дороже российских "Союзов".

Имеются, правда, картинно самосажающиеся первые ступени "фальконов", известные как многоразовые. Но, во-первых, никто до сих пор не в курсе, как глубоко эту многоразовость приходится восстанавливать после каждого запуска. А во-вторых — никто не знает, сколько это стоит.

Имеются также электромобили от Маска и солнечные панели от Маска. Но мы никак не можем назвать их прорывными. Потому что если бы они были столь прорывны, то какого черта США недавно влупили пошлины на ввоз китайских солнечных панелей? И почему Маск только что попросил Д. Трампа поднять в десять раз пошлины также и на ввоз китайских электромобилей?

Мы, кажется, забыли еще одно совершенно реальное изделие: огнеметы для вечеринок и защиты от инопланетян.

…Но проблема не в инноваторе Маске. В конце концов, реальному научно-техническому прогрессу он никакого вреда не наносит. А своим шоу-прогрессом даже поддразнивает и воодушевляет человеческое стремление к настоящим прорывам.

Российский дрон сеет панику в ВашингтонеПроблема совсем в других людях, и она вскрылась недавно.

Если быть точным — она вскрылась после послания Федеральному собранию президента России В. В. Путина.

Путин, как мы помним, сообщил о созданных страной оборонных технологиях. Среди которых — неуловимая для американских ПРО ракета и подводный сверхскоростной дрон.

Так вот: интернет мира (в отличие от военных специалистов потенциальных противников) взорвался криками "не верим!"

И главным аргументом в пользу того, что Путин однозначно блефует, — сотни тысяч жителей нашей и зарубежных стран назвали вот что.

Во время послания Путин демонстрировал древнюю и примитивную компьютерную графику.

Владимир Путин выступает с ежегодным посланием Федеральному собранию в ЦВЗ "Манеж". 1 марта 2018

Ну разве может страна, которая не в состоянии нарисовать нормальный промотизер, соорудить настоящую ракету? Ну глупости же.

То есть давайте просто вдумаемся. Вооружения, уже поступающие в войска военной супердержавы, — нереальны, потому что у них нет нормальной презентации. И потому что о них рассказал человек, у которого даже твиттера нет.

(Тут, правда, есть небольшое противоречие. Если у Путина нет даже твиттера, то как он мог управлять армией хакеров и гениев сетевого воздействия, взломавших, как известно, по его приказу выборы в США, Новой Зеландии, референдумы в Великобритании и Каталонии и далее везде. Впрочем, не будем слишком занудными).

А вот технологии, которые пока состоят из 3D-концептов, роликов, макетов и шоу с возвращающимися ступенями, — реальны. Причем реальны для миллионов наших современников. Причем реальны куда более, чем не сопровожденные крутым 3D суперракеты и дроны, воплощенные только в грубом железе.

Все это говорит об одной пугающей вещи.

У нас на планете выросло поколение, измеряющее реальность чего бы то ни было качеством его виртуальной презентации. Не видящее разницы между миром материальным и многочисленными воображариумами, окружающими его.

Этот вид современников дивным образом верит только тому, что видит, — но при этом напрочь лишен критического восприятия того, что ему показывают. Функция "сверять показанное с источниками/знаниями" у него отключена. Потому что сверять некогда и зачастую не с чем.

Метро будущего: Илон Маск показал подземный скоростной электробусИ поэтому в его мире не существует никаких "Кинжалов". Зато имеются гиперлуп, марсианское купольное поселение с пиццериями в 2020-х, а также, вероятно, такие образцы американского вооружения, как молот Тора, скипетр Локи и лассо Чудо-Женщины.

И конечно, гоночный подземный электробус, наносящий своей прорывной офигательностью сокрушительный удар по милитаристским потугам отсталой России и ее сказочного тирана.

И как лечить этот вид (в частности, его отечественных представителей) — честно говоря, непонятно. Не интернет же им отключать.

 

ria.ru

Зеркальная ракета Циферова - экспедиции в неведомое известное

На обочине одного из митингов переступал с ноги на ногу человек, державший над головой самодельный плакатик с незамысловатой надписью «Долой бюрократов!» Красными буквами на белом фоне. Конечно, плакат был глуп и безлик, что понимал сам автор. Что поделать, не был он силен в буквах и фразах, зато столь же мощен он был в схемах, чертежах, расчетах. Даже фамилия у него была вполне математическая — Циферов. Правда, соответствовала она лишь математике в том понимании, в каком ее знают школьники да бухгалтера. Сам же Циферов ведал ее много-много глубже.

Звали Цыферова — Михаил Иванович. Частое в русском языке имя-отчество. Глинка, Калинин и еще сотни тысяч никому не известных Михаилов Ивановичей по всей русской земле.

Он пошел на митинг потому, что сегодня ему больше идти было некуда. Труд его жизни замер в блестящее и неподвижное изделие…

Люди, проходившие мимо, внимания на него не обращали. Его внешность казалась им малоприметной, да вообще его никто не знал. Разнообразных эстрадных артистов да трибунных крикунов знают, конечно, много лучше, вернее — их просто ЗНАЮТ. У них даже берут автографы. Между тем неприметные вроде бы гении, вроде Михаила Ивановича, и есть те люди, которые определяют пути, ведущие цивилизацию в ее будущее. Такого никогда не смогут совершать ни эстрадные, ни трибунные двуногие громкоговорители.

Михаил Иванович бросил свой плакат на улице, больше держать его не хотелось. Он направился домой, но по дороге изменил направление своего движения. Зашагал в сторону вокзала, влез в брюхо полутемной электрички, поехал…

Он не жаждал славы, не алкал известности. Он только желал жизни тому, что выплыло из его мыслей. Возможно, оно было и рождено в мыслях, но, может, пришло в них откуда-то извне, снаружи, точно не от людей… Давать жизнь его детищу никто не собирался, а сам он был не тем человеком, который мог ее дать ибо кроме головы да умелых рук больше ничего не имел.

Нальется ли его чудо жизненной силой — завтра? В это трудно поверить, потому что едва ли власть возьмут такие же люди, как он. Скорее, туда прорвутся трибунные громкоговорители которые так жаждут в обществе — верха, любою ценой, ни с чем не считаясь. Что там будет с «верхом» нынешним — не суть важно, скорее всего — смогут договориться, они уж поймут друг друга. Едва ли в их союзе будет больше жизни и для людей, и для металла, чем сейчас!

Дома ждали жена и сын. Как жена гения, супруга Циферова не была обласкана его вниманием к себе. Мысли Михаила всегда вращались на просторах, далеких от нее. А так как творение гения не обрело жизни, то она не имела за отсутствие ласк никакого вознаграждения. И потому была мрачна и сварлива, даже — зла. Сын же сочувствовал отцу и с удовольствием обучался у него, чего мать, конечно, не одобряла. «Шел бы лучше в юристы или экономисты. Им и платят много, и по телевизору их с утра до ночи показывают! А что инженера?! Плюнул — да растер!» — ворчала она.

Из электрички Михаил Иванович выбрался на пригородной платформе и зашагал к даче знаменитого некогда формата «шесть соток». Из жилых построек — домишка с собачью конуру, да два сараюшки. Земля на участке была ровной и гладкой, вовсе не знакомой с лопатой и тяпкой. Это вызывало частые недоуменные взгляды радикулитных соседей.

Сам Циферов был уверен, что земельные участки работникам НИИ выдавали лишь для того, чтоб подготовить их к возможной войне. Объяви военный день в Институте, заставь рыть окопы, к примеру, так все попрячутся и разбегутся, липовых справок о болезни принесут, или еще что-нибудь. Вдобавок специальный человек нужен. А на даче то же самое — добровольно и с песней, и тот, кто имеет шесть соток, на войне уже не упадет в обморок от вида лопаты, или от необходимости сделать марш-бросок. И в блиндаже проживет тоже без кровохарканья. Михаил Иванович был с этим согласен, но свою службу Родине видел все-таки в другом.

В сараюшке, обитом серой вагонкой, обитал первый, экспериментальный образец его детища, высотой в человечий рост. В таком виде он мог сделать много-много полезной работы, а если его увеличить раз в десять, то число его «профессий» возросло бы раз в сто.

Первая буква книги его гигантского труда была написана в 1962 году.

Старинный телевизор КВН сквозь большую линзу показывал блестящую иглу с огненным хвостом, вонзившуюся в небо. Потом экран (вернее — лупу) занимал смеющийся весельчак в летной форме с майорскими погонами на плечах и звездой Героя на груди. Кругом ликовала народная толпа, и чувствовалась, что радость людей искренна, и течет она от самых их сердец. Власти эту радость разделяли, потому первые космические годы прошли, как времена удивительного единства «верхов» с «низами».

Больше всех почуяли легкость времени, конечно, дети, которые без подсказок родителей и воспитателей играли в космонавтов. «Космическим кораблем» для них могло сделаться хоть поваленное дерево, хоть сломанные качели. В ЖЭКах быстро нашлись умные головы, и для поддержки ребячьего почина принялись варить во дворах игрушечные ракеты и красить их серебристой краской. Проблема выращивания «космического поколения» была решена.

Миша в ту пору был студентом Горного Института. Разумеется, от прорыва в космос не осталось в стороне и горное дело. Космические корабли требовали для себя редкоземельных металлов и титана, которые прежде никто не добывал, ибо не было в них нужды. Ныне требовалось отыскивать их месторождения, разрабатывать технологии добычи и обогащения, что оказывалось непросто из-за малого содержания этих элементов в горной породе. Редкие металлы на то и редкие, чтоб их было мало, а титан хоть и не редок, но сильно распылен по всей земной коре…

Но Циферов думал не об этом. У него возникла удивительная мысль о том, что полет в космос должен обязательно сопровождаться и зеркальным прорывом в земные глубины. Зачем?! Однозначно Михаил Иванович сказать об этом не мог, но он чувствовал, что именно так должно быть согласно знаменитому закону диалектики, гласящему о единстве и борьбе противоположностей. На каждый тезис должен быть антитезис, вместе они дадут синтез и переведут жизнь на новый уровень. Эту истину зубрили не только в институтах, но и в последних классах школ, но, увы, учителя диалектики чаще всего не понимали сами того, чему учат, и, конечно, не могли сделать и какие-нибудь выводы.

А Циферов смело предположил, что бросок высоту без симметричного броска в глубину, рано или поздно приведет к тому, что космонавтика зачахнет, остановится на близких к Земле орбитах.

Так Миша и увлекся машинами, способными быстро проходить сквозь горные породы. Громоздкие проходческие щиты, которые он изучал на занятиях, грызли породу столь медленно, что невольно наводили на мысль насчет изобретения чего-нибудь более быстрого. Их громоздкость вместе с тем требовала для установки муравьиных объемов ручного труда самой грубой, самой суровой его разновидности — с отбойным молотком и лопатой, с кайлом и кувалдой.

Скоро Миша беседовал с дедом, изобретателем из уходящей в прошлое, дореактивной поры.

«С детства кротиков люблю. Как в детстве этих интереснейших зверей находил, так не отрываясь наблюдал, как они лапками в землю зарываются. Иной раз поймаю кротишку, в ящик с землей посажу, и смотрю, как он копается. Лучше всякого кино! Под землей крот — король, а на земле он, конечно — беспомощен, его глаза лишь пятно света и видят. Мальчишки часто их потому обижают, и я, всегда за кротов заступался, в драку из-за них лез, меня самого Кротом дразнили даже! Но я не обижался, ведь Крот — благородное животное, и кличка такая не обидна!

Так я и решил машину придумывать, чтоб землю наподобие крота рыла. Тогда рентген только-только появился, я как об этом узнал, так сразу со своим кротом Нибелунгом в медицинский институт отправился. Там его рентгеном и снимал, пока он землю в ящике рыл, кадр за кадром, чтоб знать в точности, как его кости и суставы работают. Все рассмотрел, по кадрам! Эта коллекция снимков и сейчас у меня на память хранится. Правда, Нибелунг вскоре издох, жаль его было до слез! Тогда еще не знали, что рентген, когда его много — вреден. Теперь скажу, что хорошо, что я о том не знал. Ведь если бы я знал, то пришлось бы мучиться и метаться между жалостью к кроту и необходимостью делать работу. А так Нибелунга похоронил в родную стихию, но работу — сделал!

После осталось дело техники. Перевести лапы Нибелунга в металл, пользуясь знаниями по механике и сопромату. Сделал я чертежи, заказал изготовление железного крота, после испытывал его, искал ошибки и недоработки, снова исправлял, опять заказывал. Потом оставалось тихонько ждать принятие изобретения к серийному производству. Голову и туловище, разумеется, я заменил на кабину управления и источник энергии. Готовое изделие мы по общему согласию назвали «Субтеррина», что значит — подземная. По сходству с субмариной, что в переводе с латыни значит — под— морская. Ну, благозвучнее, в вольном переводе — подводная. А название «Нибелунг», увы, не прижилось…»

— Почему же Вы крота своего так странно назвали? — удивился Циферов.

— В те годы Гитлеровская Германия еще не считалась врагом. Ее тогда считали не просто союзником, но — другом. Слова «фашист» еще вообще ничего не значило, а по отношению к немцам его и не применяли. В Германии видели социалистическое государство, только иного рода, чем мы. Кстати, тогда много русских новорожденных назвали Адольфами и Эльзами, Германами (Титов — живой пример) и Евами. Наверное, и у Вас такие на курсе есть?!

— У нас есть Герочка, Гертруда Владимировна. Только я думал, что ее имя от сокращения «Герой труда»…

— Эх, такие имена-сокращения были в моде в 20-е годы, и те Гертруды — уже сорокалетние дамочки, а не молодые девчонки, как ваша! Кстати, если уж про имена заговорили, то один мой помощник назвал свою дочку Субтеррина. Имя, наверняка единственное в мире!

— Значит, о Вашей подземной лодке даже такая память есть?!

— Уже нет, она сменила имя на Катерина, и правильно, как я считаю, сделала. А вот папа ее сделал глупость! Что за имя такое — «подземная»?! Каждый знает, что там, под землей, только мертвецы лежат! И лодка наша тоже мертворожденной оказалась…

— Ну а Нибелунг все же откуда? Такого имени я не слыхал!

— Ах, да… В ту пору и немецкие сказки на русский переводили и издавали. Была и такая толстая книга сказок «Сказания о Нибелунгах». Там — про народ, который в сердцевине Земли живет, куда когда-то с поверхности, с погибшей земли на Северном Полюсе ушел. Для него земное ядро — это Солнце, оно светит ему и греет его. Черное Солнце. В их честь своего крота я и назвал!

— Вы верили в тот народ?!

— Как сказать! Мечтал пробраться туда, в сердцевину Земли, и посмотреть, есть там люди, или — нету. Жаждал просто. Но моя машина была на то не способна по своей конструкции, и потому в такую глубину все одно — не пробилась бы. Крот же только мягкую почву роет. Лапы машины по сравнению с кротовыми я усилил фрезами, она смогла проходить не только пески и глины, но также — известняк, песчаник, глинистые сланцы, даже мрамор. Но не гранит или базальт! Через них уже не пробиться! Для официальной задачи такой проходимости и не требовалось.

Идея копать подкопы под вражью оборону — стара как мир. Подкопы еще древние римляне практиковали, а Иван Грозный под стены Казани подкопался. Но защиты от подкопов с тех пор так толком и не придумали. От танков она — есть, от самолетов — есть, а от подземной лодки — нет. И сделать ее сложно, ведь горные породы хорошо поглощают и звук, и температуру, и ход радиоволн искажают. Вот и получается удар по противнику с той стороны, где он менее всего ждет, выход в тыл, со всеми вытекающими военными последствиями!

— Почему тогда на вооружение это удивительное оружие не взяли?!

— Образцы часто ломались, — вздохнул дед, — И никуда не деться! Когда много движущихся частей — много и поломок, и никак их не сократить! Наткнется на гранитный валун под землей, к примеру, и одной лапы уже нет. Это как минимум. И с энергетикой сложно. На аккумуляторах много не пророешь, с дизелем под землю не полезешь, кабеля далеко не протащишь. Была идея атомный реактор ставить, но это каких размеров лодка должна быть! Да и при ее аварийности никто бы реактор и не стал ставить. Но самое худшее оказалось в том, что она не могла укреплять за собой забой, и он мог обрушиться. Это привело к трагедии, которую без слез вспоминать не могу… В Крыму это было… Помню, тепло, птички заливаются, от аромата молодых весенних буков пьянеешь шибче, чем от вина, которого тоже — хоть утони. И все это — когда Ленинград в поганом черном снегу тонет!

Помню испытателей. Веселые были ребята, смешливые. Чкалова хотели перещеголять. Ведь он — в воздухе летает, где уже все более-менее известно, а они — под землю собрались, область, для полетов не предназначенную. У одного на кителе дыра была, может и случайная, но он сам про нее со смехом говорил, что — для ордена. Началось испытание, машина вгрызлась в породу и ее корма исчезла в прокопе. Вскоре стих и звук двигателя. А через три часа мне доложили, что пропала связь. Я, в чем был, полез в забой вслед за ней, хоть он и рухнуть мог, кровлю ведь ничего не укрепляло. Там не особенно и пролезешь — все отброшенной породой завалено, «Субтеррина» же за себя ее выбрасывала. И вот я окончательно уперся в стену из камней. Что делать?! Вызвали спасателей, те вручную завал разгребали, пока самих не завалило, трое погибли. На том все и закончилось. Так соколики и остались там, в горе, и как они умирали — одному Богу ведомо…

Проект закрыли, вернее — законсервировали, но расконсервировать его уже никто не собирался. И я не противился. Ребят было жаль, и если мой корабль оказался убийцей, то пусть и он не живет, как бы тяжко для меня это не было. Для кого как, но для меня люди — важнее, это я тогда понял.

— Я слышал, у Вас одна из экспериментальных моделей хранится? Можно на нее посмотреть?!

— Конечно, можно!

Дед провел Мишу в ангар, и тот увидел что-то сложно-механическое, более напоминающее какое-то фантастическое насекомое, чем крота. Глазом инженера Циферов определил, что при таком количестве зубчатых сцеплений и шарниров поломки будут неизбежны при каждом движении. Старый изобретатель как будто прочитал его мысли и покачал головой:

— Что же… Мы всегда ограничены теми средствами, какие нам, в конце концов, дает сама эпоха. Римляне, в конце концов, даже на отбойный молоток рассчитывать не могли! Даже на стальное кайло — и то вряд ли! Все же моя машина работала под землей раза в четыре быстрее самого совершенного проходческого щита. Да и современные щиты она бы раза в полтора обогнала!

— Щитам быстрей и не надо. Все равно на работы, которые за ним идут, например — на укрепление кровли, много больше времени уходит!

— Я сделал, что смог, а что не мог — то просто не мог, — закончил разговор дед.

И Циферов тут же поставил сам себе смелую задачу — создать реактивное устройство, способное достичь центра Земли.

Михаил Иванович раздобыл в НИИ, куда был направлен трудиться после института, автоген. Его он привез на дачу, и там упоенно работал с ним, вызывая смешки соседей. «Нет бы подхалтурить, сварить кому-нибудь что-нибудь, раз инструмент есть! А он, дурачок, какой-то глупостью занимается, камни им протыкает! Делать ему больше нечего, наверное! Одно слово — интеллигенция!»

Миша тем временем кромсал образцы горных пород, которые либо находил сам, либо брал у друзей-геологов. Сперва легко расправлялся с песчаником да известняком, потом много больше трудился над мрамором, кальцитом и сланцами, и, наконец, сразился с гранитом, гнейсами и базальтом. Их сопротивление он тоже преодолел. Результаты опытов он математически обработал и свел в таблицу. Вышло отлично — даже стойкие против буров и фрез породы сдавались пламени! Надо только температуру огня правильно подбирать! Вдобавок после огневой обработки стены тоннеля представляют из себя запекшуюся твердую корку, которая может быть отличной временной крепью. Материал для нее — сама удаляемая огнем порода, которая вместо превращения в отвал, который надо удалять, способна сослужить еще неплохую службу!

А если пламя еще совместить с буром?! Лучше всего — турбобуром, который им будет и в движение приводиться… То эффект получится вообще невообразимый! К тому же этот бур можно с поворотной головкой соединить, и тогда будет возможность быстро рулить всем агрегатом!

После настала пора обратиться к ракетчикам. Ведь зная, как создана космическая ракета, они могут помочь и с созданием ракеты подземной, как ее подобия, хоть и антипода. Но, все, что касалось ракет, было в те годы обернуто в кокон секретности. Даже само слово «ракета» полагалось произносить в строго отведенных случаях — на первомайских демонстрациях и детсадовских утренниках, на школьных уроках мужества да на патриотических выставках. Но упаси Боже произнести его в какой-нибудь научной организации, тем более — засекреченной! Даже в самих ракетных НИИ слово «ракета», как это не удивительно — никогда не употреблялось, вместо него вставляли ни к чему не обязывающее хитрое словечко «изделие»…

Ни командировки, ни разрешение на получение подробной технической информации, Циферову, который был инженером миролюбивого НИИ «Гипрогормаш» никто, конечно бы, не дал. И попытка его получить имела бы мало предсказуемые последствия — от инфаркта у начальника до вызова «куда следует».

Потому свою ракету Циферов создавал с нуля. Из-за этого подземную ракету трудно назвать родной сестрой ракеты космической. Если она и сестра — то лишь двоюродная. Многое в ней отличается от покорительницы Небес.

В отличие от Королева, Циферову не пришлось думать об ограничении массы топлива. Но зато и топлива требовалось много больше, ведь по плотности породы земной коры с воздухом едва ли сравнимы. И оболочка должна быть много прочнее, а, значит — толще. А вот мощь реактивной струи может быть меньше — ей не надо длительное время преодолевать земное притяжение. Но огненные струи должны бить не в одном направлении, а — сразу в двух. Вперед — чтобы расправляться с породами, которые окажутся на пути, и назад — чтоб толкать саму ракету. Размеры подземной ракеты могут быть и больше, чем у космической «сестрицы», а вес при движении вниз не только не мешает, но наоборот — помогает!

Эскиз, представляющий собой «снимок» фантазии автора, был готов. Начались дни рабочих расчетов, черчения, консультаций у узких специалистов по устройству отдельных узлов будущей машины. В этой работе были свои трудности, и свои смешные моменты. Начиная с того, что трудился Циферов восновном — дома и ночью, а в НИИ, где ему полагалось трудиться над какой-то темой, названия которой он сам не помнил, изобретатель просто спал, подложив портфель под голову (портфели тех времен были для этого удобны). В конце концов все было закончено, и отправилось на экспериментальный завод, и там, как не удивительно, было принято и воплощено в металл, и явлено отцу-изобретателю.

В душе Циферова навсегда разноцветным фейерверочным взрывом застыл тот день, когда кавалькада из трех автомобилей — автокрана, грузовика и его личного «Москвича» по пригородному шоссе отправилась на полигон. «Полигон», конечно — громко сказано, просто — необрабатываемое сельскохозяйственное поле. Кран снял с грузовика первый в мире реактивный подземный снаряд, и Циферов при помощи двух помощников поставил его вертикально на специальные упоры. Фотограф (тогда фотография была еще сло

civil-disput.livejournal.com

подземная ракета - это... Что такое подземная ракета?

 подземная ракета adj

geol. unterirdische Rakete

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • поджар отпечатка валиков на ленте стекла
  • подкрадывающаяся подводная лодка

Смотреть что такое "подземная ракета" в других словарях:

  • Подземная лодка — У этого термина существуют и другие значения, см. Подземная лодка (значения) …   Википедия

  • Подземный реактивный снаряд — Подземный реактивный снаряд  устройство для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах различной плотности со скоростью до 1 м/с при помощи реактивных струй. Разработано Михаилом Ивановичем Циферовым в 1948 году.[1][2] …   Википедия

  • Список зданий и войск «Периметра» — Это список внутриигровых объектов компьютерной игры «Периметр». Сюда включены здания, войска и некоторые другие активные объекты, значимые для игрового процесса, присутствовавшие в оригинальной игре. В соответствии с цветовой гаммой, заданной… …   Википедия

  • Радужные коды — «Радужные» коды  серия кодовых названий различных Британских военных научных проектов начиная со Второй мировой войны до 1958 года, когда они были заменены более привычной цифро буквенной системой. Британское Министерство снабжения впервые… …   Википедия

  • Операция «Облачный столп» — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • 2009 год в науке — 2007 – 2008  2009  2010 – 2011 См. также: Другие события в 2009 году 2009  Международный год астрономии (ЮНЕСКО)[1]. Содержание …   Википедия

  • МИНА — (фр. mine). Выражение лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНА (фр., от mener вести). 1) подкоп под неприятельские укрепления, для взрыва их. 2) рудокопная подземная галерея. 3) снаряд для взрыва… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Операция «Литой свинец» — Конфликт в секторе Газа Арабо израильский конфликт …   Википедия

  • Гуревич, Георгий — Георгий Иосифович Гуревич Дата рождения: 11 (24) апреля 1917(19170424) Место рождения: Москва Дата смерти: 18 д …   Википедия

  • Гуревич Георгий Иосифович — Георгий Иосифович Гуревич Дата рождения: 11 (24) апреля 1917(19170424) Место рождения: Москва Дата смерти: 18 д …   Википедия

  • Гуревич Г. — Георгий Иосифович Гуревич Дата рождения: 11 (24) апреля 1917(19170424) Место рождения: Москва Дата смерти: 18 д …   Википедия

universal_ru_de.academic.ru

Мифы о подземных лодках - Мастерок.жж.рф

Практически с самого начала своего существования человек хотел то подняться в небеса, то опуститься под землю, и даже достичь центра планеты. Однако все эти мечты воплощались лишь в фантастических романах и сказках: «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Подземный огонь» Шузи, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого. и только в 1937 году Г.Адамов в своем произведении «Победители недр» описал в качестве достижений советской власти конструкцию подземной лодки. Создавалось даже впечатление, что описание это было основано на реальных чертежах.  Несмотря на то, что в настоящее время невозможно определить, что лежало в основе столь смелых догадок и описаний Адамова, все же очевидно, что основания к тому имелись.

Давайте посмотрим, какими мифами (или не мифами ? ) живет интернет по этой тематике ?

Существует немало легенд относительно того, кто первым в мире приступил к разработкам подземных лодок и были ли они вообще разработаны, потому как документальных материалов по данной теме практически нет.

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов.   В 1918 году он сделал чертежи такого аппарата Но в том же году он погиб от руки немецкого агента, который, кроме того, еще и похитил все разработки. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

По мнению американцев, первым в мире разработками в данной отрасли начал заниматься Томас Алва Эдисон. Однако, согласно более достоверной информации, на рубеже 20-30 годов прошлого столетия в Советском Союзе была разработана конструкция первой подземной лодки. Авторами ее стали инженеры А. Треблев, А.Баскин и А.Кирилов. Вместе с тем, предполагалось, что основное предназначение аппарата будет сводиться к отрасли нефтедобычи.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Что было взято за основу при разработке лодки — на данный момент сказать сложно: то ли это был настоящий крот, то ли прежние наработки ученых. В результате была создана небольшая модель, оснащенная электромотором, приводившим в действие специальные приспособления для ее движения и режущие приспособления. Тем не менее, первые опытные образцы проходили испытания в уральских рудниках. Конечно, это был всего лишь опытный образец, уменьшенная копия аппарата, а не полноценная подземная лодка. Испытания не были успешными, и в силу многочисленных недоработок, очень низкой скорости аппарата и ненадежности двигателя все работы по подземоходу были свернуты. А потом началась эпоха репрессий, и большинство тех, кто принимал участие в разработках, были расстреляны.

Тем не менее, несколькими годами позже, накануне Второй Мировой войны об этом фантастическом проекте советское руководство все же вспомнило. В начале 1940 года Д.Устинов, который в скором времени стал наркомом вооружения Советского Союза, вызвал к себе П.Страхова, доктора технических наук, который занимался конструированием проходческих подземных комбайнов. Разговор, который между ними состоялся, представляет интерес. Устинов интересовался, слышал ли конструктор о разработках автономного подземного самоходного аппарата 30-х годов, проводимых Треблевым. Страхов ответил утвердительно. Тогда нарком сообщил, что для конструктора имеется куда более важная и срочная работа, связанная с созданием самоходного подземного аппарата для нужд Советской армии. Страхов согласился принять участие в проекте. Ему были выделены неограниченные человеческие ресурсы и материальные средства, и якобы уже спустя полтора года опытный образец проходил испытания. Созданная конструктором подземная лодка могла работать в автономном режиме около недели, именно на такой период были рассчитаны запасы кислорода, воды и пищи.

Тем не менее, когда началась война, Страхов вынужден был переключиться на возведение бункеров, поэтому дальнейшая судьба созданного им подземного аппарата конструктору неизвестна. Но вполне можно предположить, что опытный образец так и не был принят государственной комиссией, а сам аппарат распилили на металл, поскольку на тот период времени армии были гораздо нужней самолеты, танки и подлодки.

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).

В Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

Руководство Третьего Рейха нуждалось в любом сверхоружии, которое помогло бы достичь мирового господства. Согласно сведениям, которые были обнародованы уже после окончания войны, в Германии велись разработки подземных военных аппаратов, которым были присвоены названия «Subterrine» и «Midgardschlange». Последний из названых проектов предполагался как сверхамфибия, которая могла осуществлять движение не только на земле и под землей, но и под водой на глубине порядка ста метров. Таким образом, аппарат создавался в качестве универсального боевого транспортного средства, состоявшего из большого количества соединенных между собой отделений-модулей. Модуль имел длину, равную шести метрам, ширину – около семи метров, и высоту – порядка трех с половиной метров. Общая длина аппарата составляла примерно 400-525 метров, в зависимости от того, какие задачи ставились перед данным транспортным средством. Подземный крейсер имел водоизмещение 60 тысяч тонн. Согласно некоторым данным, испытания подземного крейсера проводились еще в 1939 году. На борту его помещалось большое количество малых снарядов и мин, подземные боевые торпеды «Fafnir», спаренные пулеметы, разведывательные снаряды «Alberich», транспортный челнок «Laurin» для сообщения с поверхностью. Экипаж аппарата оставлял 30 человек, а внутри он очень напоминал устройство подводной лодки. Аппарат мог развивать скорость по земле до 30 километров в час, под водой – три километра, а в каменистом грунте – до двух километров в час.

Подземная лодка представляла собой аппарат, в передней части которого размещалась буровая головка с четырьмя бурами (диаметр каждого составлял полтора метра). Головка приводилась в движение девятью электродвигателями, общая мощность которых составляла порядка 9 тысяч лошадиных сил. Ходовая часть его была выполненная на гусеницах, и обслуживалась 14 электродвигателями, имевшими общую мощность около 20 тысяч лошадиных сил.

э

Под водой лодка двигалась при помощи 12 пар рулей, а также 12 дополнительных двигателей, обща мощность которых составляла 3 тысячи лошадиных сил.  В пояснительной записке к проекту было предусмотрено строительство 20 таких подземных крейсеров (каждый стоил порядка 30 миллионов рейхсмарок), которые планировалось использовать для нападений на стратегически важные французские и бельгийские объекты, и для минирования портов Англии.

После того, как вторая Мировая война была закончена, советская контрразведка недалеко от Кенигсберга обнаружила штольни неизвестного происхождения и назначения, а недалеко от них – остатки конструкции, предположительно — «Midgardschlange».

Помимо этого, в некоторых источниках упоминается и еще один немецкий проект, менее амбициозный, но не менее интересный, который был начат намного раньше — «Subterrine» или «Морской лев». Патент на создание его был получен еще в 1933 году и выдан он был на имя немецкого изобретателя Хорнера фон Вернера. Согласно замыслу изобретателя, его аппарат должен был иметь скорость порядка семи километров в час, экипаж – 5 человек, нести боезаряд, равный 300 килограммам. Предполагалось, что он сможет двигаться не только под землей, но и под водой. Изобретение сразу же было засекречено и передано в архив. И если бы не началась война, об этом проекте вряд ли кто-нибудь вспомнил. Однако граф фон Штауфенберг, который курировал некоторые военные проекты, совершенно случайно наткнулся на него. К тому же, в те годы Германия как раз разработала военную операцию под названием «Морской лев», целью которой было вторжение на Британские острова. Поэтому существование подземной лодки с аналогичным названием могло оказаться весьма полезным. Идея заключалась в следующем: подземный аппарат, на борту которого должен находиться диверсанты, должен был пересечь Ла-Манш, а затем добраться в нужное место под землей. Тем не менее, как свидетельствует история, этим планам не суждено было осуществиться, потому как Герману Герингу удалось убедить фюрера в том, что для капитуляции Англии вполне хватит бомбежек, тем более, что для достижения данной цели требовались «Фау», а, соответственно, и огромные материальные средства. В итоге операцию «Морской лев» отменили, а сам проект был закрыт, несмотря на то, что Геринг так и не сумел выполнить свои обещания.

Между тем, аналогичные по своим функциям машины разрабатывались и в Англии. Их, как правило, обозначали аббревиатурой NLE (то есть военно-морское и сухопутное оборудование). Основное предназначение их сводилось к рытью проходов через вражеские позиции. По этим проходам техника и пехотинцы должны были проникать на территорию противника и организовывать неожиданные атаки. Английские разработки имели четыре названия: «Нелли», «Экскаватор без участия человека», «Культиватор 6» и «Белый кролик». Окончательный вариант английского проекта представлял собой аппарат длиной около 23,5 метров, шириной около 2 метров, высотой около 2,5 метров и состоял из двух отделений. Основное отделение было размещено на гусеничном ходу, и очень напоминало танк. Вес его составлял сто тонн. Второе отделение, которое имело вес около 30 тонн, было предназначено для рытья траншей глубиной до 1,5 метров и шириной до 2,3 метров. В английской разработке имелось два мотора: один приводил в движение конвейеры и резаки в переднем отделении, а второй – приводил в движение саму машину. Аппарат мог развивать скорость до 8 километров в час. После достижения крайней точки движения «Нелли» должна была останавливаться, превратившись в платформу для выхода техники.

Однако проект был закрыт после падения Франции. До того периода было выпущено всего пять машин. К концу Второй мировой четыре из них были разобраны. Пятую машину постигла та же участь в начале 50-х годов.

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Спецагенты ведомства Берии обнаружили чертежи и остатки странного механизма. Изучив находки, эксперты пришли к выводу, что перед ними аппарат для проделывания ходов под землей. Генерал Абакумов отправил его на доработку.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

После проведенных исследований они пришли к выводу, что аппарат можно использовать в военных целях. Примерно в то же время советский инженер М.Циферов получил патент на создание подземной торпеды – аппарата, который мог передвигаться под землей со скоростью один метр в секунду. Идеи Циферова продолжил его сын, но решить проблему поддержания курса ракеты так и не удалось. В 1950 году патент на создание термобура, который очень напоминал ракету, получили А.Качан и А.Бричкин.

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Тем более что проектом заинтересовался лично товарищ Хрущев, сменивший у руля государства умершего Сталина. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в крымских степях срочно стали возводить огромный завод. А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!

Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился. Во время второй серии испытаний произошел загадочный взрыв, и подземная лодка со всем своим экипажем погибла, оказавшись замурованной глубоко в земной толще.

Вновь начались разработки подземных аппаратов. Инженеры и ученые, которые были привлечены к решению данной проблемы, предложили проект создания атомной подземной лодки. Специально для первого опытного производства в кратчайшие сроки был построен секретный завод (он был готов к 1962 году и находился на Украине, недалеко от поселка Громовка). В 1964 году на заводе якобы была выпущена первая советская подземная атомная лодка, которая получила название «Боевой крот». Она имела диаметр около 4 метров, длину 35 метров, титановый корпус. Экипаж аппарата состоял из 5 человек, помимо него на борту могли помещаться еще 15 человек десанта и тонна взрывчатых веществ. Основная задача, которая ставилась перед лодкой, заключалась в уничтожении подземных ракетных шахт и бункеров противника. Существовали даже планы доставить эти лодки к берегам американской Калифорнии, где часто случаются землетрясения. Лодка могла бы оставить ядерный заряд и подорвать его, вызвав тем самым искусственное землетрясение, а все последствия списать на стихию.

Испытания атомной подземной лодки, по некоторым данным, начались в 1964 году, в ходе их были получены поразительные результаты. В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области, так как там более твердые грунты, и в подмосковном Нахабино

На фото следы испытаний. Здесь прошла субтеррина.

Дальнейшие испытания проводились уже на Урале, однако во время одного из них произошла трагедия, в результате которой лодка взорвалась и весь экипаж погиб. После инцидента испытания были прекращены. Более того, когда к власти пришел Л.Брежнев, проект вообще закрыли и засекретили. А в 1976 году с целью дезинформации, в прессе, по инициативе начальника Главного управления по охране государственных тайн Антонова, начали появляться сообщения не только об этом проекте, но и о существовании в Советском Союзе подземного атомного флота, в то время как остатки «Боевого крота» ржавели под открытым небом.

Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

Говорят еще, что есть запатентованные технологии проходческих машин, которые не оставляют за собой породы, т.к. по сути тоннель не прорубают, а проплавляют. Есть даже косвенные «улики», что такие машины существуют, например программа DUMB (Deep Underground Military Bases), где есть тоннели, но нету выброса пород. Конечно, существует масса сумасшедших патентов, а прямых улик нету и по сути это все домыслы, но саму возможность существования таких машин отрицать нельзя.

Или вот еще: подобными разработками в 40 годах занимались и американцы. Их проект выглядел примерно так: лодка представляла собой полый 2-х или 3-х этажный цилиндр без днищ, заполненный 800 неграми. Часть негров, сосредоточенная в передней части цилиндра, при помощи кирки, лома и лопаты пробивали скальные породы. Падающие вниз камни другая группа негров измельчала кувалдами и молотками и затаривала в мешки и тачки. Третья группа вывозила отходы на поверхность. Четвертая группа токала цилиндр вперед. При хорошей кормежке и смены групп местами достигалась приличная скорость проходки — примерно 2-3 метра в сутки. В дальнейшем планировалось устанавливать на этих аппаратах вооружение или забивать все свободное пространство динамитом, для нанесения неожиданного удара по противнику.

Многих энтузиастов создания «подземоходов» не устраивает идея дробления пород механическим способом. Как показывают современные проходческие щиты, при таком процессе тратится огромное количество энергии. И тем не менее щит движется со скоростью несколько метров в сутки. Это не «плавание», а скорее «ползание».

Ускорить процессы проходки пытались не раз. В 1948 году инженер М. Циферов получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды – аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с (для сравнения: скорость агрегата Требелева – 12 м/ч). Циферов предложил способ бурения с помощью скрытого взрыва. Им была сконструирована специальная головка бура, напоминающая гигантское сверло с режущими кромками. В пороховом отсеке располагался заряд, взрывавшийся от электрического запала. В момент взрыва пороховые газы создавали в камере сгорания давление в 2–3 тыс. атмосфер! С огромной силой они вырывались из узких щелей головки, их реактивные потоки вращали бур. Как только отгорала одна шашка, из специального отсека подавалась новая.

Однако штанга или трос, на которых висит бур, при погружении более чем на 10–12 км могут оборваться, не выдержав собственного веса. Чтобы преодолеть это ограничение, Циферов предложил еще и подземную… ракету. Она была п

masterok.livejournal.com

Какая польза «Луне семь» от ракеты Циферова?: alboros

Как ранее мы выясняли, самые хорошие селениты – это живые селениты. А чтобы землянин стал хорошим селенитом, ему надо глубоко зарыться Луну, уйти в подлунный мир. Инструменты для этого есть: обычные горнопроходческие комплексы, после несущественной доработки, можно использовать для создания «подземной» базы, если зона работ будет герметизирована и заполнена газами с давлением близким к атмосферному.

В плане сбора необходимых инструментов в рюкзак будущих переселенцев, можно рекомендовать запастись такой хорошей вещью как подземная ракета Циферова. Вещь действительно стоящая – это устройство для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах различной плотности со скоростью до 1 м/с при помощи реактивных струй. Разработано Михаилом Ивановичем Циферовым в 1948 году. По результатам испытаний опытной установки скорость проходки скальных грунтов должна была составить 5 метров в минуту в скальных грунтах и до 100 метров в минуту в обычных.

Твердотопливная версия подземной ракеты, испытанная в 1968 году представляла собой наполненный твёрдым топливом цилиндр, в носовой части которого находилось несколько сопел Лаваля. Подземная ракета устанавливалась носом вниз; горючая смесь поджигалась расположенным в хвостовой части электрозапальным устройством, и сверхзвуковая струя раскалённых газов, вырываясь из направленных вниз сопел, разрушала грунт под снарядом, а сопла среднего яруса, направленные вбок, расширяли скважину. Газогрунтовая смесь, обтекая ракету, выносила породу на поверхность, значительно охлаждаясь стенками скважины. При этом движение снаряда вглубь скважины происходило за счёт его собственного веса. За несколько секунд ракета Циферова проделывал скважину глубиной в десятки метров и диаметром 250—1000 мм в зависимости от характера грунта.

В 1980-х годах под руководством сына конструктора, Владимира Михайловича Циферова, была разработана подземная ракета, работающая на паре «кислород — бензоводяная смесь». Эта ракета создавала скважину десятиметровой глубины диаметром 500 мм за одну минуту. Новая модель подземной ракеты обладает в 17 раз меньшим весом по сравнению с буровой установкой ЛБУ-50Г, требует меньшего почти в 3 раза расхода горючего, и имеет в 6—9 раз большую производительность. Было разработано устройство, позволяющее управлять курсом подземной ракеты, т.е. теперь она может создавать скважины различной направленности, включая горизонтальные. Также было создано устройство для забора кернов в ходе движения ракеты.

Такие вот дела. И хотя появились новые инструменты бурения, использующие водяные струи под давлением в тысячи атмосфер, тем не менее в рюкзаке лунного колонизатора ракета Циферова будет не лишней.

alboros.livejournal.com

«Объект 100»: каким был подземный ракетный комплекс на южных рубежах СССР? | Законы и безопасность

Его ракеты должны были поражать натовский десант, движущийся от берегов Турции к Крымскому полуострову, прикрывая развертывание Черноморского флота. При этом уничтожить саму подземную ракетную цитадель было практически невозможно.

Наверное, многие представители старшего поколения помнят художественный фильм «Одиночное плавание» — зрелищный (по тем временам) военный боевик, призванный демонстрировать мощь советского Военно-морского флота.

Основные события фильма разворачивались на сверхсекретной американской ракетной базе, укрытой в толще скал некоего необитаемого острова. Тогда при просмотре фильма мало кому приходила в голову мысль: «А существует ли такая база на самом деле?» Современному же человеку любопытно все!

Так вот: база, показанная в фильме, существовала на самом деле, причем это была наша база. И находилась она вовсе не в далеких южных морях, а на юге Крымского полуострова в горах недалеко от Балаклавы. Как съемочной группе удалось получить разрешение на доступ к объекту, которого даже не существовало в открытых документах, — загадка. Благодаря этому фильму мы можем увидеть, как выглядел тот самый объект — «Утес», или «Сотка» («Объект 100»), а также стартовые ракетные комплексы «Прогресс».

Скрытый от посторонних глаз густой зеленью леса, «Объект 100» компактно расположился на высоте 510 метров на склоне горы недалеко от форта «Южная Балаклава». Блуждающий взгляд несведущего туриста, следующего по дороге от Балаклавы к мысу Ай-я, вряд ли заметит серые стены бетонных сооружений сквозь ветки молодых деревьев.

Столь хорошая скрытность объекта с учетом отсутствия специальной маскировки, наверное, устроила бы военных. Только сейчас это уже не имеет никакого значения. Военным объект давно не нужен, а маскировка из растительности сейчас защищает разве что от случайных посетителей.

«Объект 100» был первым ракетным комплексом крылатых ракет подземного базирования. Его строительство началось в 1954 году, осуществлялось оно 95-м специализированным управлением подземных работ Черноморского флота.

Над созданием «Сотки» работало несколько тысяч человек, все они проходили строгую проверку и давали подписки о неразглашении. В скале вырубались жилые и технические помещения, хранилища ракет и топлива, устанавливались дизельные электростанции, устраивались запасы воды и продовольствия. Построенная подземная цитадель имела полную автономность, обеспечивая жизнедеятельность объекта при его герметизации в случае атомного удара.

Ракетная батарея могла произвести одновременный пуск восьми мощных ракет, которые могли уничтожить корабль любого класса. Первый пуск состоялся в 1957 году, до 1965 года было проведено 25 практических стрельб. Трижды — в 1961, 1971 и 1982 годах — было проведено перевооружение комплекса, в 1982 году были приняты на вооружение ракеты типа ЗМ44 «Прогресс», способные нести ядерные боеголовки на расстояние в 300 километров. Тогда же «сотка» приобрела статус «ядерного» объекта.

В 1996 году «Объект 100» был передан Военно-морским Силам Украины и законсервирован. В том же году начался демонтаж оборудования, превратившийся в варварское разграбление под контролем военных и охранников некой севастопольской частной фирмы. К 2005 году ценное и уникальное оборудование было разрезано на куски и продано по смешным ценам. По словам местных жителей, металл отсюда вывозили тяжелыми грузовиками. Сейчас охраны нет совсем, и доступ к объекту получили различного рода мародеры.

Огромный подземный комплекс, способный выдержать ядерный удар, имевший собственную систему жизнеобеспечения, не смог пережить развал СССР, и, так и не испытав ни одного боя, погиб. Не под ударами вражеских ракет или десанта, а под натиском беззакония и алчности.

К настоящему времени тотально разграбленный объект опустел. Зияют внушительные провалы проемов пусковых комплексов, лишенных многотонных стальных крышек, уходят во тьму тоннели с остатками вывороченных из сверхпрочного бетона металлических конструкций. Где-то капает вода, и это единственный звук в мертвых коридорах.

Колоссальный подземный комплекс сегодня идеально подходит для съемок фильма о последствиях ядерной войны или очередного техногенного «ужастика». Каноны подобных фильмов мы переняли у «запада», у тех самых Джонов, Биллов и Джеков, которых весело громили советские солдаты-десантники в далеком 1986-м году («Одиночное плавание»).

Им повезло — они верили, что у нашего народа есть неоспоримое преимущество перед ними… А реальность нашего времени такова, что остатки «американской базы», огромный, некогда секретный «Объект 100», постепенно затягивает густая крымская растительность.

shkolazhizni.ru