Подводный робот-невидимка "Морская тень" завершил испытания на Балтике. Подводный глайдер


подлодки противника не скроются от российских дронов

Будущее, когда обнаружение подводных лодок противника перестанет быть проблемой для российского флота, уже наступило. Разрабатываемый подводный роботизированный автономный необитаемый аппарат-планер, который называют глайдером, успешно прошел испытания, расширившие его возможности. О том, что из себя представляет глайдер и где он может применяться, сайту телеканала «Звезда» рассказали в научно-производственном предприятии «Океанос».

По словам экспертов, за рубежом разработки в этом направлении ведутся уже несколько десятков лет. Среди уже созданной техники – донные базовые станции, ретрансляторы, беспилотные подводные робототехнические системы наблюдения за подводной обстановкой. Все последние разработки интегрируются в единые системы и отвечают принципу ведения сетецентрической войны.

Подобные разработки есть и в России. Двадцать седьмого октября под Санкт-Петербургом состоялись демонстрационные спуски подводного глайдера, разрабатываемого Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и ЗАО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос». Разработку аппарата курируют в Главном научно-исследовательском испытательном центре робототехники Минобороны РФ.

Картинка

Что такое глайдер?

«В самом общем виде глайдер – это автономный необитаемый подводный аппарат многократного использования, который перемещается в водном пространстве подобно планеру, – с минимальным расходом энергии и по заданной программе. Для перемещения в воде используется новый принцип перемещения – планирование за счет изменения плавучести и дифферента», – рассказали сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе компании «Океанос».

Он может использоваться как универсальная платформа-носитель различных инструментов для исследования любых акваторий Мирового океана, а также собирать океанографическую информацию и ретранслировать команды на погруженные объекты.

Картинка

Как сообщили сайту телеканала «Звезда», инициативная разработка отечественного подводного глайдера с универсальными функциями начата в 2011 году. К научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам уже на первой стадии был привлечен Физико-технический университет имени Иоффе.

Первый лабораторный практический образец подводного глайдера с рабочей глубиной погружения до 100 метров был создан в 2012 году. Уже через год специалисты СПбГМТУ провели серию гидродинамических расчетов по нескольким вариантам архитектуры глайдеров, а затем создали его математическую модель.

Картинка

После испытаний продувочной модели в аэродинамической трубе в 2014 году НПП «Океанос» создал полноразмерный образец подводного глайдера. Под него был написан софт, который позволяет глайдеру работать как в режимах теле- так и автономного управления движением по препрограммируемым заданиям.

В 2015–2016 годах компания проводит широкомасштабные, в том числе длительные морские испытания. При этом в нем уже используются радиоизотопные и термогенераторные энергетические модули.

На голову выше зарубежных аналогов

Внешне глайдер похож на торпеду с крыльями. Длина аппарата без хвостовой антенны – 3000 миллиметров, а диаметр без крыльев – 310 миллиметров. Масса – 150 килограммов. Скорость глайдера составляет всего один-два узла (3,7 километра в час), однако она не является определяющей характеристикой. В то же время более высокая скорость облегчает навигацию, повышает устойчивость на курсе и дает возможность более эффективно бороться с дрейфом и преодолевать течения.

Его уникальные возможности в другом: он может планировать в воде до шести месяцев благодаря литий-ионному аккумулятору на 70 АЧ. При этом аппарат может нести на себе полезную нагрузку массой 13–17 килограммов.

Именно эта характеристика относит его к классу тяжелых военных глайдеров, способных перевозить акустическое оборудование, ретрансляторы и антенны длиной 15 метров. При этом российский глайдер на голову выше своих зарубежных аналогов.

Технические характеристики российского аппарата сравнимы с аналогичными аппаратами производства США, Европы и КНР. Аппараты Spray, Slocum и Sea Glider способны перевозить всего четыре-пять килограммов полезной нагрузки.

Между прочим, военный глайдер российской армии был продемонстрирован на форуме «Армия-2016» в сентябре. Согласно данным ГНИИЦ РТ, в состав роботизированного комплекса входят исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-автономного необитаемого подводного аппарата, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления и средства ретрансляции.

Картинка

Начальник ГНИИЦ РТ Минобороны России полковник Сергей Попов отмечал тогда, что продолжение работы над комплексом представляет интерес для российских вооруженных сил.

В то же время существующий глайдер является пока ходовым стендом для испытания различных методик управления подводными аппаратами и их узлами. Сегодня полный цикл стендовых и натурных испытаний проходит уже вторая версия глайдера.

В ходе последних испытаний глайдер подтвердил возможность работы в полностью автономном режиме с достижением расчетной скорости. Он сам вышел в режим связи и сохранял заданный курс. В конце испытаний аппарат продемонстрировал аварийное всплытие с помощью надувного понтона.

Таким образом, полностью подтвердилась возможность использования аппарата в качестве буксировщика подобных антенн. Это существенно расширяет возможности применения глайдеров.

По словам экспертов, при использовании большого количества таких аппаратов, способных находиться в Мировом океане от шести месяцев и до пяти лет, можно выстроить целую пространственно-временную структуру, которая в сетецентрическом режиме и во взаимодействии со спутниками наблюдала бы за подводной обстановкой. В таком случае местонахождение иностранных подводных лодок будет оперативно отслеживаться.

Автор: Михаил Рычагов

tvzvezda.ru

Глайдер: подводный разведчик и торпедоносец

9:45 / 26.08.14

Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Подводные планеры – глайдеры могут решать широкий круг задач в интересах гражданских и военных структур. Эти аппараты способны месяцами находиться в автономном плавании. Как считают военные специалисты, сегодня нет ни одной военно-морской задачи, которую нельзя было бы решить с использованием подводных «планеров».

Фото: padronel.files.wordpress.com

В последнее время на ряде специализированных выставок все чаше можно увидеть аппараты под названием глайдер. Но многие посетители, как показывает опыт, зачастую имеют лишь самое общее представление об этих аппаратах. Недалеко ушел от них и автор, который впервые услышал о них не ранее 2013 г. Что же это за чудо - аппараты с целым комплексом достоинств?

Ранее газета «Известия» сообщала, что по плану развития российского ВМФ в ближайшие два года должны быть разработаны такие аппараты. Первые образцы новой техники должны быть созданы к 2017 г. Минобороны высказало пожелание получить аппарат с глубиной погружения 300 метров, скоростью движения 0,5 м/с и способностью работать в автономном режиме около трех месяцев.

Глайдер Гавиа / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Глайдер (underwater glider - подводный планер) представляет собой автономный подводный аппарат (АНПА), который движется за счет изменения своей плавучести. С начала 2000 гг. используются в научных исследованиях, военном деле и др. областях. Принцип движения подводных планеров в 1989 г. впервые предложил океанограф Генри Стоммел (Henry Stommel) по аналогии с движением рыб и китообразных. 

Более подробно о двух таких аппаратах в эксклюзивном интервью «Оружию России» рассказал Евгений Татаренко, профессор кафедры «Информационно-измерительной техники» Самарского государственного технического университета (СамГТУ). По его словам, он уже около 30 лет занимается этой тематикой, а СамГТУ является одной из ведущих отечественных организаций, которая занимается вопросами разработки и применения глайдеров.

Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Профессор рассказал, что в ВУЗе созданы подводно-волновой и подводный планирующий («подводный робот») в виде торпеды глайдеры. Они отличаются конструктивно и принципами перемещения в водной среде. Но эти и др. аппараты роднит то, что все они перемещаются («планируют») в водной среде за счет изменения своей плавучести как рыба. Глайдер двигается «совершенно бесшумно при очень малом расходе энергии» и поэтому ресурс таких аппаратов исчисляется месяцами. «Мы можем сделать аппарат, который будет автономно работать в течение полугода», - уверенно сказал Татаренко. 

Сравнительные размеры глайдера и осетра / Фото: svit24.net

 Он отметил, что в настоящее время глайдеры могут использоваться для решения широкого круга задач в интересах силовых структур. Подводные «планеры» могут вести разведку и анализ окружающей обстановки, осуществлять противоминную и противолодочную борьбу, искать затонувшие объекты и охранять акватории, инспектировать подводные трубопроводы и кабели военного назначения, доставлять грузы на дно и многое другое. Кроме того, они могут вести различные гидрологические и научные исследования.

Для использования в качестве боевого средства глайдер может стать носителем различных средств поражения. В частности, он может нести разрабатываемые сегодня 120-мм микроторпеды. Они могут быть оснащены взрывчатым веществом, которое по своей эффективности сравнимо с 530-мм торпедой.

 

Торпедный глайдер МАКО разработки СамГТУ / Фото: yandex.ru

«Военные эксперты считают, что сегодня нет таких военно-морских задач, для решения которых не могли бы использоваться глайдеры», - сказал профессор. Он считает, что глайдеры являются сегодня наиболее перспективным и современным средством подводной морской робототехники. Важным достоинством глайдеров представитель СамГТУ считает отсутствие необходимости в судне сопровождения.

Волновой глайдер разработки СамГТУ представляет собой дистанционно управляемую роботизированную платформу из двух взаимосвязанных частей. Верхняя похожа на доску для серфинга и находится на поверхности воды. «Доска» с оборудованием (средства электропитания, навигации, связи, различные датчики и др.) кабелем связана с подводной частью.

 

Волновой глайдер разработки СамГТУ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Она представляет собой специальное устройство для преобразования энергии волн в энергию поступательного движения вперед за счет свободно поворачивающихся плавниковых движителей (крыльев). «Крылья» используют энергию набегающей волны и двигают подводную часть вперед, которая тянет за собой надводную часть.

Как отметил Татаренко, размеры аппарата «соизмеримы с размерами рыбы и его не могут обнаружить средства гидролокации». Волновой глайдер доставляется в назначенный район и при попадании в воду аппарат раскрывает сложенные «крылья-плавники», самостоятельно регулирует свою плавучесть, определяет местоположение и в автономном режиме по программе выполняет поставленную задачу. Аппарат уже прошел испытания на Волге.

 

Принцип действия волнового глайдера СамГТУ / Схема: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Помимо легкости развертывания и автономности работы волновой глайдер модульной конструкции имеет неограниченный запас плавания и может действовать на мелководье. По словам Татаренко, этот аппарат был создан за полгода силами 4 человек и по своим возможностям не уступает зарубежным аналогам. «Сегодня мы делаем уже третий аппарат, более технологичный и дешевый, который может производиться серийно», - заявил профессор.

«Подводный робот» торпедного типа представляет собой подводный планирующий аппарат, который двигается за счет изменения своей плавучести. Этот показатель регулируется размещенным внутри глайдера гидропневмоаккумулятором в виде цилиндра с насосом, клапаном и мягким баком. Цилиндр разделен мембраной на две части, в которых размещается полимерное масло (сравнимо по плотности с водой) и воздух.

Торпедный гайдер Сам ГТУ на испытаниях.  Фото regionsamara.ru

При накачивании масла оно давит на мембрану, воздух сжимается, становится тяжелее и аппарат опускается вниз. Для движения всего аппарата вверх процесс происходит наоборот. Татаренко отметил, «так как глайдер не имеет движителя с винтом в привычном понимании», энергия тратится только на работу насоса. Профессор сказал, что «это очень малозатратный аппарат и энергии хватает на несколько месяцев, что очень выгодно».

Аппарат длиной 2 м оснащен крыльями с размахом 1,3 м. При массе 50 кг глайдер может нести 5 кг полезной нагрузки и плавать со скоростью до 0,5 м/с на глубинах до 1000 м в течение более 60 суток. Наряду с указанными преимуществами волнового глайдера, «торпедный» глайдер невосприимчив к воздействию волн и может использоваться в режиме висения над заданной точкой.

 

Торпедный глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Татаренко отметил, что до настоящего времени не существует единой концепции использования глайдеров совместно с другими роботизированными средствами. «Главное, чтобы был заказчик, а мы сделаем все, что нам закажут», - подчеркнул он. Он выразил надежду на то, что ведущиеся сегодня работы, где интегратором выступает «Концерн «Моринформсистема-Агат», окажут положительное влияние на дальнейшее развитие и применение глайдеров.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Григорий Будлянский www.arms-expo.ru

www.arms-expo.ru

В Самаре разработаны новые подводные глайдеры » Военное обозрение

В последние годы на различных выставках вооружения, военной и специальной техники все чаще появляются разработки нового класса. Несколько организаций из разных стран мира проявляют свой интерес к т.н. глайдерам (underwater glider – «подводный планер»). Подобная техника предназначается для выполнения различных задач, связанных с длительным нахождением под водой. Характерной особенностью глайдеров, определяющей их облик, является отсутствие каких либо движителей привычного вида, например гребных винтов или водометов. Вместо них для движения предлагается использовать систему изменения плавучести аппарата или иные оригинальные системы.

К настоящему времени несколько разработчиков перспективной техники уже успели сформировать «классический» облик подводного глайдера. Это автономный аппарат с корпусом вытянутой обтекаемой формы и плавниками, напоминающими крылья летательных аппаратов. Внутри корпуса имеется оборудование, необходимое для выполнения поставленных задач, аппаратура управления, а также система изменения плавучести аппарата. За счет изменения плавучести глайдер может не только менять глубину погружения, но и двигаться вперед. По принципу движения глайдер похож на планеры, из-за чего и получил свое название.

До недавнего времени подводные глайдеры создавались только зарубежными организациями. Не так давно перспективным направлением заинтересовалось и российские инженеры. Как пишет информационное агентство «Оружие России», тематикой глайдеров в настоящее время занимается Самарский государственный технический университет (СамГТУ). К настоящему времени созданы два проекта глайдеров, отличающиеся друг от друга архитектурой и используемыми идеями.

Самарскими специалистами разработаны подводно-волновой и подводный планирующий глайдеры. В основе обоих проектов лежат разные идеи, позволяющие получить схожие результаты различными способами. При этом, несмотря на отличия, оба глайдера имеют схожие характеристики. Они способны работать автономно в течение длительного времени, поскольку их бортовые механизмы имеют крайне низкое энергопотребление. Имеются наработки для создания глайдера с автономностью до полугода. Кроме того, аппараты при движении под водой не создают шум и не выдают себя им.

Подводно-волновой глайдер состоит из двух частей: одна из них должна находиться на поверхности воды, другая – «нырять» на заданную глубину. Оба агрегата соединены кабелем. Надводная часть аппарата внешне похожа на доску для серфинга и оснащается набором различного оборудования, в том числе аккумуляторами и средствами обмена данными. Подводная часть аппарата имеет два корпуса сигарообразной формы, связанные друг с другом вертикальной пластиной, и оснащается т.н. плавниковым движителем: набором плоскостей, свободно поворачивающихся вокруг горизонтальной оси. Плавниковый движитель использует энергию волн и двигает подводную часть глайдера вперед. При помощи кабеля она тянет за собой надводную.

Предполагается, что глайдер подводно-волнового типа будет доставляться в заданный район любым подходящим транспортным средством и сбрасываться в воду. Далее аппарат должен раскрыть плавники, самостоятельно определить свое местоположение, отрегулировать плавучесть и приступить к выполнению поставленной задачи.

«Оружие России» приводит слова профессора кафедры «Информационно-измерительная техника» СамГТУ Евгения Татаренко, согласно которым подводно-волновой глайдер имеет неограниченную дальность плавания и способен работать на мелководье. На разработку этого аппарата ушло порядка полгода, над проектом трудились всего четыре человека. При этом получившийся подводный глайдер по своим возможностям не уступает зарубежным аналогам.

Подводный планирующий глайдер имеет иную архитектуру и другой принцип работы. Он представляет собой автономный аппарат с сигарообразным корпусом большого удлинения и крыльями-плавниками. Движение такого глайдера обеспечивается при помощи плавников и гидропневмоаккумулятора. Последний представляет собой полый цилиндр, разделенный гибкой мембраной. В одной часть цилиндра находится воздух, в другой – специальное масло, по плотности сравнимое с водой. Имеющийся на аппарате насос должен накачивать в гидропневмоаккумулятор масло, вследствие чего в нем изменяется объем, занятый воздухом. При нагнетании масла в цилиндр объем воздуха уменьшается и плавучесть аппарата падает. Для увеличения плавучести следует откачать масло из цилиндра.

Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Теряя плавучесть, глайдер начинает опускаться вниз, а крылья-плавники заставляют его двигаться вперед и буквально планировать в воде. За счет правильного управления курсом и плавучестью аппарата возможно длительное плавание по заданному маршруту с выполнением поставленной задачи. Существующий планирующий глайдер разработки СамГТУ имеет длину около 2 м и плавники размахом 1,3 м. При общем весе 50 кг аппарат может нести до 5 кг полезной нагрузки. Использованный способ движения позволяет аппарату развивать скорость до 0,5 м/с (1,8 км/ч) и погружаться на глубину до 1000 м. Обеспечена автономность до 60 суток.

При соответствующих доработках созданные в Самаре подводные аппараты могут использоваться для выполнения различных задач. Они могут вести разведку или выполнять анализ обстановки, искать подводные лодки и морские мины противника, использоваться для контроля за состоянием подводных коммуникаций, патрулировать акватории и даже нести вооружение. К примеру, для решения боевых задач в настоящее время разрабатываются малогабаритные торпеды калибра 120 мм. Размеры таких боеприпасов позволят вооружить ими подводные глайдеры, а характеристики самих «планеров» обеспечат высокую эффективность использования оружия.

Подводные глайдеры ввиду гибкости применения представляют большой интерес как для военных, так и для ряда гражданских структур. Они могут использоваться в интересах обороны, а также для выполнения различных исследований и т.п. работ. По некоторым данным, военно-морской флот России заказал разработку подобной перспективной техники и желает увидеть новые образцы к 2017 году. Эти глайдеры должны передвигаться со скоростью до 0,5 м/с, погружаться на 300 метров и работать без обслуживания в течение трех месяцев. К проекту привлечены несколько конструкторских бюро и других организаций. Подробности этой программы пока остаются неизвестными.

Торпедный глайдер МАКО разработки СамГТУ / Фото: yandex.ruВолновой глайдер разработки СамГТУ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский Торпедный глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

По материалам сайтов:http://arms-expo.ru/http://i-mash.ru/http://izvestia.ru/

topwar.ru

Глайдер (Морская тень)

Автономный необитаемый подводный планер. Может вести поисковые работы, глубоководную разведку. Аппарат двойного назначения. Испытывался в составе перспективных подводных комплексов ВМФ РФ осенью 2016 года. 

Тип аппарата - подводный глайдер, подразумевает что он движется за счет изменения собственной плавучести. Адресован океанологам, нефтегазодобывающим компаниям и военным. 

В состав комплекса входят: исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-аппаратов, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления, а также средства ретрансляции. 

 

Внешний вид

фото: ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос"

фото: ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос"

фото 2018.08, пресс-служба соревнований подводной робототехники Аквароботех-2018 

Фото 2017.08.30 services.tvzvezda.ru  

Фото 2017.08.28 flotprom.ru  

 

Разработчики 

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) и ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий Океанос"

 

Видео

 

Краткие характеристики

Аккумулятор 70 А-ч.

Время работы в автономном режиме - 6-8 месяцев

Скорость - около 1 км/ч (по другим данным - 3.7 км/ч), до 2 узлов.

Полезная нагрузка - 13-17 кг. 

Один вертикальный руль, два горизонтальных.

Сигарообразная форма. 

Длина - 3 м

диаметр без крыльев - 310 мм.

Масса - 150 кг.

Антенны длиной до 15 м.

Есть возможность аварийного всплытия с помощью надувного понтона.

Глайдер разрабатывается в модификациях - исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-автономного необитаемого подводного аппарата, глайдер-ретранслятор, средство ретрансляции. 

При использовании не нуждается в судне сопровождения.  

Корпус из композитных матерериалов

 

Статус

2017.09.27 Проведены испытания "Морской тени" на Балтийском море.  

2017.06.28 На выставке МВМС-2017 в июле 2017 года показывают глайдер "Глайдер-2.5". У новинки больше различных полезных нагрузок, также повысилась точность управления и ряд характеристик. В частности, улучшено ПО робота. Управление по навигации и океанографии - выбрано в качестве заказывающего управления МО РФ. 

Разработки с 2012 года. Испытания в Финском заливе завершены в конце октября 2016 года. Испытывался с радиоизотопными и термогенераторными энергомодулями. Идет разработка доработанной версии - Глайдер 2.1, который будет двигаться, как за счет принципа подводного планирования, так и за счет складного гребного винта. Это позволит беспилотнику при необходимости резко ускоряться. 

 

Новости

2018.08.29 С АНПА "Морская тень" выступила на соревнованиях подводной робототехники "Аквароботех-2018" команда Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и АО «Научно-Производственное предприятие подводных технологий "ОКЕАНОС" (г.Санкт-Петербург). Команда заняла первое место по классу "глайдер", впрочем, других участников с аппаратами этого класса на соревнованиях не было. 

2017.09.28 АНПА "Морская тень" в августе испытали на Балтийском море. Испытания были организованы ГНИИЦ робототехники МО и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Новая модификация аппарата построена по гибридной схеме - у него есть гребной винт, что позволяет АНПА при необходимости преодолевать течение. 

2017.08.26 Гибридный двигатель поможет "Морской тени" преодолевать течение. 

2017.06.29 В центре внимания "МВМС-2017": глайдеры совместного производства "ОКЕАНОС" и СПбГМТУ. 

2016.12.19 В "Океанос" говорят о разработке "уникального подводного глайдера" 

2016.11.02 В С.Петербурге успешно завершились демонстрационные спуски подводного глайдера. 

+ +

robotrends.ru

Подводные глайдеры

ПОДВОДНЫЙ ГЛАЙДЕР - автономный необитаемый подводный аппарат, приводимый в движение гидродинамическими силами за счет изменения плавучести. Глайдеры перемещаются по специфической «пилообразной» траектории в заданном диапазоне глубин.

ПОДВОДНЫЙ ГЛАЙДЕР - универсальный инструмент для любых акваторий Мирового океана, в том числе для Арктической зоны, где он может использоваться в "подледном" режиме на автономных временных интервалах.

 

Натурные испытания подводного глайдера  отработка аварийных систем в условиях ледовой обстановки  

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ГЛАЙДЕРОВ:

  • океанография и экология - мониторинг водной среды, детальное обследование локальных донных объектов
  • мониторинг и безопасность - патрулирование акваторий и сооружений, долговременный мониторинг выбранных районов Мирового океана
  • поиск и обследование - поиск и обследование затонувших объектов, инспекция подводных сооружений и коммуникаций (трубопроводов, кабелей и пр.)
  • ретрансляция сигналов в средах вода-вода, воздух-вода, вода-воздух
  • использование в составе сложных гетерогенных робототехнических систем
  • решение задач двойного назначения

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  • большая автономность (более 4 месяцев)
  • большая дальность хода – способность «покрывать» значительные по площадям акватории
  • малая шумность и низкий уровень физических полей
  • использование в широком коридоре глубин (до 1000 м)
  • эффективное использование в составе роботизированных комплексов различного назначения
  • сменная модульная полезная нагрузка
  • сбор и передача информации в центр обработки в масштабе времени близком к реальному
  • возможность оперативной корректировки программного задания миссии при сеансе связи
  • относительно низкая стоимость производства и эксплуатации – не требует судна обеспечения, простая транспортировка, легкость развертывания системы
  • Высокая технологичность изготовления, в т.ч.:
    • перспективные, разрабатываемые в РФ источники питания
    • перспективные средства цифровой связи, в т.ч. разрабатываемые в РФ.
    • унификация средств связи и интерфейсов планирования миссий с принятыми на снабжение БПЛА
  • Возможность группового использования
  • Возможность работы в Арктике

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА:

Работа в рамках проекта начата в 2011 году и координируется Санкт-Петербургским Государственным Университетом (СПбГМТУ). АО«НПП ПТ«Океанос» является одним  из соразработчиков проекта "подводный глайдер".

АО «НПП ПТ «Океанос» разрабатывает и изготавливает уникальные электронные модули системы управления подводными аппаратами с максимальным замещением импортных комплектующих.

Первый практический образец в России глайдер МАКО (с рабочей глубиной до 100 м) разработан и испытан в 2012г.

www.oceanos.ru

Глайдер: подводный разведчик и торпедоносец

9:45 / 26.08.14

Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Подводные планеры – глайдеры могут решать широкий круг задач в интересах гражданских и военных структур. Эти аппараты способны месяцами находиться в автономном плавании. Как считают военные специалисты, сегодня нет ни одной военно-морской задачи, которую нельзя было бы решить с использованием подводных «планеров».

Фото: padronel.files.wordpress.com

В последнее время на ряде специализированных выставок все чаше можно увидеть аппараты под названием глайдер. Но многие посетители, как показывает опыт, зачастую имеют лишь самое общее представление об этих аппаратах. Недалеко ушел от них и автор, который впервые услышал о них не ранее 2013 г. Что же это за чудо - аппараты с целым комплексом достоинств?

Ранее газета «Известия» сообщала, что по плану развития российского ВМФ в ближайшие два года должны быть разработаны такие аппараты. Первые образцы новой техники должны быть созданы к 2017 г. Минобороны высказало пожелание получить аппарат с глубиной погружения 300 метров, скоростью движения 0,5 м/с и способностью работать в автономном режиме около трех месяцев.

Глайдер Гавиа / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Глайдер (underwater glider - подводный планер) представляет собой автономный подводный аппарат (АНПА), который движется за счет изменения своей плавучести. С начала 2000 гг. используются в научных исследованиях, военном деле и др. областях. Принцип движения подводных планеров в 1989 г. впервые предложил океанограф Генри Стоммел (Henry Stommel) по аналогии с движением рыб и китообразных. 

Более подробно о двух таких аппаратах в эксклюзивном интервью «Оружию России» рассказал Евгений Татаренко, профессор кафедры «Информационно-измерительной техники» Самарского государственного технического университета (СамГТУ). По его словам, он уже около 30 лет занимается этой тематикой, а СамГТУ является одной из ведущих отечественных организаций, которая занимается вопросами разработки и применения глайдеров.

Глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Профессор рассказал, что в ВУЗе созданы подводно-волновой и подводный планирующий («подводный робот») в виде торпеды глайдеры. Они отличаются конструктивно и принципами перемещения в водной среде. Но эти и др. аппараты роднит то, что все они перемещаются («планируют») в водной среде за счет изменения своей плавучести как рыба. Глайдер двигается «совершенно бесшумно при очень малом расходе энергии» и поэтому ресурс таких аппаратов исчисляется месяцами. «Мы можем сделать аппарат, который будет автономно работать в течение полугода», - уверенно сказал Татаренко. 

Сравнительные размеры глайдера и осетра / Фото: svit24.net

 Он отметил, что в настоящее время глайдеры могут использоваться для решения широкого круга задач в интересах силовых структур. Подводные «планеры» могут вести разведку и анализ окружающей обстановки, осуществлять противоминную и противолодочную борьбу, искать затонувшие объекты и охранять акватории, инспектировать подводные трубопроводы и кабели военного назначения, доставлять грузы на дно и многое другое. Кроме того, они могут вести различные гидрологические и научные исследования.

Для использования в качестве боевого средства глайдер может стать носителем различных средств поражения. В частности, он может нести разрабатываемые сегодня 120-мм микроторпеды. Они могут быть оснащены взрывчатым веществом, которое по своей эффективности сравнимо с 530-мм торпедой.

 

Торпедный глайдер МАКО разработки СамГТУ / Фото: yandex.ru

«Военные эксперты считают, что сегодня нет таких военно-морских задач, для решения которых не могли бы использоваться глайдеры», - сказал профессор. Он считает, что глайдеры являются сегодня наиболее перспективным и современным средством подводной морской робототехники. Важным достоинством глайдеров представитель СамГТУ считает отсутствие необходимости в судне сопровождения.

Волновой глайдер разработки СамГТУ представляет собой дистанционно управляемую роботизированную платформу из двух взаимосвязанных частей. Верхняя похожа на доску для серфинга и находится на поверхности воды. «Доска» с оборудованием (средства электропитания, навигации, связи, различные датчики и др.) кабелем связана с подводной частью.

 

Волновой глайдер разработки СамГТУ / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Она представляет собой специальное устройство для преобразования энергии волн в энергию поступательного движения вперед за счет свободно поворачивающихся плавниковых движителей (крыльев). «Крылья» используют энергию набегающей волны и двигают подводную часть вперед, которая тянет за собой надводную часть.

Как отметил Татаренко, размеры аппарата «соизмеримы с размерами рыбы и его не могут обнаружить средства гидролокации». Волновой глайдер доставляется в назначенный район и при попадании в воду аппарат раскрывает сложенные «крылья-плавники», самостоятельно регулирует свою плавучесть, определяет местоположение и в автономном режиме по программе выполняет поставленную задачу. Аппарат уже прошел испытания на Волге.

 

Принцип действия волнового глайдера СамГТУ / Схема: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Помимо легкости развертывания и автономности работы волновой глайдер модульной конструкции имеет неограниченный запас плавания и может действовать на мелководье. По словам Татаренко, этот аппарат был создан за полгода силами 4 человек и по своим возможностям не уступает зарубежным аналогам. «Сегодня мы делаем уже третий аппарат, более технологичный и дешевый, который может производиться серийно», - заявил профессор.

«Подводный робот» торпедного типа представляет собой подводный планирующий аппарат, который двигается за счет изменения своей плавучести. Этот показатель регулируется размещенным внутри глайдера гидропневмоаккумулятором в виде цилиндра с насосом, клапаном и мягким баком. Цилиндр разделен мембраной на две части, в которых размещается полимерное масло (сравнимо по плотности с водой) и воздух.

Торпедный гайдер Сам ГТУ на испытаниях.  Фото regionsamara.ru

При накачивании масла оно давит на мембрану, воздух сжимается, становится тяжелее и аппарат опускается вниз. Для движения всего аппарата вверх процесс происходит наоборот. Татаренко отметил, «так как глайдер не имеет движителя с винтом в привычном понимании», энергия тратится только на работу насоса. Профессор сказал, что «это очень малозатратный аппарат и энергии хватает на несколько месяцев, что очень выгодно».

Аппарат длиной 2 м оснащен крыльями с размахом 1,3 м. При массе 50 кг глайдер может нести 5 кг полезной нагрузки и плавать со скоростью до 0,5 м/с на глубинах до 1000 м в течение более 60 суток. Наряду с указанными преимуществами волнового глайдера, «торпедный» глайдер невосприимчив к воздействию волн и может использоваться в режиме висения над заданной точкой.

 

Торпедный глайдер (вариант) / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Г. Будлянский

Татаренко отметил, что до настоящего времени не существует единой концепции использования глайдеров совместно с другими роботизированными средствами. «Главное, чтобы был заказчик, а мы сделаем все, что нам закажут», - подчеркнул он. Он выразил надежду на то, что ведущиеся сегодня работы, где интегратором выступает «Концерн «Моринформсистема-Агат», окажут положительное влияние на дальнейшее развитие и применение глайдеров.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Григорий Будлянский www.arms-expo.ru

www.arms-expo.ru

Подводный робот-невидимка "Морская тень" завершил испытания на Балтике

МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Глубоководный бесшумный беспилотный глайдер "Морская тень", способный преодолевать подводные течения, успешно прошел испытания в Балтийском море, сообщил РИА Новости начальник управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ Игорь Кожемякин.

Ракеты. Архивное фотоВ России создают электромагнитные бомбы, парализующие технику противника

Испытания дрона провели Главный научно-исследовательский испытательный Центр робототехники (ГНИИЦ МО) и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ).

"В августе мы провели очередные успешные испытания глайдера "Морская тень" в акватории Балтийского моря. Новая гибридная модификация аппарата способна преодолевать течения за счет гребного винта. При этом отследить глайдер практически невозможно — он движется, практически не создавая шумов", — сказал Кожемякин.

По его словам, в ходе испытаний глайдер работал как в закрытых акваториях, так и в открытом море в зоне течений, что является "серьезным экзаменом для аппарата, не имеющего движительной установки". Он также отметил, что "Морская тень" отличается от предыдущих версий более "реалистичными характеристиками, точностью управления и расширенным набором полезных нагрузок".

Сотрудник предприятия в цехе военного завода. Архивное фотоВ России до конца года создадут ракету с лазерной головкой самонаведения

Глайдер — автономный необитаемый подводный аппарат, приводимый в движение гидродинамическими силами за счет изменения плавучести. Глайдеры перемещаются по специфической "пилообразной" траектории в заданном диапазоне глубин. Аппарат способен до полугода находиться в автономном плавании, передавая на берег гидрографическую информацию. При этом отследить глайдер практически невозможно — он движется за счет изменения совей плавучести, практически не создавая шумов.

"Морская тень" разработана Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом и Санкт-петербургским научно-производственным предприятием подводных технологий "Океанос". В августе на выставке-форуме "Армия-2017" глайдер был представлен публике в составе экспозиции главного научно-исследовательского цента робототехники Минобороны РФ (ГНИИЦ РТ). На данный момент ГНИИЦ РТ рассматривает глайдеры в качестве возможной системы для исследования мирового океана, в задачи которых входит определение гидрофизических параметров глубин, гидрометеорологических, гидрологоакустических и экологических параметров прибрежного шельфа.

Крылатая ракета производства американской компании Lockheed MartinЭксперт рассказал, чем опасна новая американская крылатая ракета

Длина аппарата — 3 метра, диаметр — 31 сантиметр, масса — 150 килограммов, максимальная скорость — 2 узла, вес полезный нагрузки — 15 килограммов. В состав комплекса входят исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-аппаратов, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления, а также средства ретрансляции.

СПбГМТУ совместно с АО "НПП ПТ "Океанос" проводит различные эксперименты по насыщению глайдера различными информационными системами и датчиками, в том числе и сторонних производителей, и возможностью транспортировки АНПА класса "микро".

Испытания глубоководного беспилотного глайдера "Морская тень". 27 сентября 2017

ria.ru