Подводный буксировщик Rotinor Seabob BlackShadow 730: скутер для боевых пловцов. Подводный буксировщик


Подводные буксировщики | FreeDiver.me

Недавно, встретив под водой в Туламбене группу дайверов с подводными скутерами, в очередной раз задумался о приобретении скутера для себя. По этому поводу решил написать короткую статью на эту тему.

Подводный буксировщик (Diver Propulsion Vehicles - DPV) или подводный скутер может быть использован как в качестве полезного средства, так и просто для удовольствия и развлечения. Начало их использования восходит к истокам подводного плавания. Изначально буксировщики создавались лишь для профессионального применения, в первую очередь военного. Разработанные для нужд военных, чтобы позволить преодолевать большие расстояния под водой или перевозить крупногабаритные предметы и боеприпасы, они быстро стали популярными среди гражданских водолазов. Подводные скутеры стали часто появляться в телевизионных программах 60-х годов и фильмах. Джеймс Бонд использовал их в Thunderball и более поздних фильмах. Советский кинематограф тоже не обошел скутеры стороной. Помните в "Брилиантовой руке" Папанов на нем плавал?

В мирных целях буксировщики применяются для археологических работ. Например, Жак Ив Кусто использовал их для картографирования дна, оснастив буксировщики лагом и компасом, можно очень точно разметить территорию. Подводные скутеры активно используются при проведении подводной киносъемки, т.к. обеспечивают постоянную скорость движения и позволяют перемещать часто очень громоздкие подводные камеры.

Преимущества использования подводного буксировщика в рекреационном дайвинге очевидны: он дает дайверу возможность преодолевать большие расстояния и позволяет использовать меньше энергии. Использование меньшего количества энергии в контексте дайвинга означает медленный расход воздуха и большее время дайва. Многие дайверы также говорят, что наличие подводного скутера позволяет им лучше сконцентрироваться на своем дыхании. При нырянии с берега, наличие буксировщика позволит достичь дайв-сайта, находящегося дальше от места входа в воду. При нырянии с лодки, скутер также позволит увидеть гораздо больше. Например, многие затонувшие корабли слишком велики, чтобы успеть их исследовать за один балон. Т.о. сочетание скорости и меньшего расхода воздуха позволяет дайверу увидеть больше и сделать дайв длиннее.

Возможности использования буксировщиков во фридайвинге еще более безграничны. Дополнительная свобода и удовольствие от полета без каких-либо затрат энергии. А экономия воздуха еще более важна, чем при плавании с аквалангом. Если вы еще не видели эти потрясающие видеоролики от WaterBorn, обязательно посмотрите. Без использования скутеров снять такое было бы просто невозможно.

Есть несколько основных типов подводных буксировщиков. Наиболее распространенным является тип "буксир". Устройство выглядит как небольшая торпеда с защищенным гребным винтом, которая тянет дайвера за собой. На устройстве имеются органы управления и ручки с обеих сторон. Дайвер держится за ручки и ​​использует их для управления скоростью вращения двигателя и выбора направления движения. Как правило, на всех скутерах есть система защиты - если вы выпустили его из рук, двигатель останавливается.

Один из самых маленьких вариантов таких скутеров - SeaDoo.

Другой вариант, когда буксировщик похож на санки и дайвер лежит на нем всей грудью. Один из популярных скутеров этого типа SeaBob.

Между прочим, недавно 27 сентября 2016 года 67-летний Wolfgang Kulow поставил мировой рекорд по самому большому расстоянию, пройденному под водой на скутере. За 4 часа он проплыл на скутере SEABOB F5 S 20 км от датского острова Lolland до немецкого Fehmarn.

Бывают и совсем извращенные варианты "подводных мотоциклов", которые используются в качестве развлечения для туристов. Мы встречали такие в Таиланде и на Бали. Но для личного использование такое рассматривать не стоит;)

Еще есть вот такой вариант, который называется Subwing. Это не совсем скутер, т.к. у него нет собственного двигателя, он цепляется к лодке и движется за ней. Для дайверов такой варинат не подойдет. Это скорее подводный серфборд, но штука очень интересная, с удовольствием бы на такой полетал.

На что обращать внимание при выборе

DPV обладают очень широким спектром возможностей и цен. Цены могут варьироваться от нескольких сотен долларов до многих тысяч. Есть среди них такие, которые предназначены в основном для развлечения, чтобы не затрачивая усилий неглубоко полетать между кораллами. Но существуют и более серьезные аппараты, способные работать на больших глубинах. Они используются техническими дайверами, обследующими подводные пещеры или другие крупные объекты. Буксировщики, используемые в пещерах для прохождения длинных маршрутов, по запасу хода могут быть сравнимы с военными моделями и оснащаются подводными источниками света.

Поэтому в первую очередь вы должны определиться, для чего именно вы будете использовать подводный скутер и выбирать функциональность исходя их этого.Тип материала.Максимальная глубина.Развиваемая скорость.Тип аккумулятора, срок работы, время зарядки, количество циклов заряда-разряда.Вес на суше.Возможности технического обслуживания.

Опасности подводных буксировщиков

Есть несколько опасностей, о которых нужно помнить, используя DPV. Очевидно, наиболее опасным для дайверов является скорость изменения глубины. Неконтролируемый быстрый подъем может привести к декомпрессионной болезни или повреждению легких и газовой эмболии. Слишком быстрое погружение и изменение давления может привести к проблемам с продувкой и повреждению барабанной перепонки.

Другой риск связан с возможностью уплыть слишком далеко, так что заряда батареи не хватит, чтобы вернуться обратно. Поэтому при пользовании буксировщиком всегда стоит использовать "правило одной трети": одну треть заряда батарей вы можете потратить, чтобы отплыть куда-то, вторая треть предназначена для возвращения назад, а последняя треть остается в запасе на непредвиденный случай.

Для многих любительских буксировщиков скорость движения составляет лишь 2-4 км/ч. Вода оказывает значительное сопротивление при движении через нее поэтому, даже при движении с такой скоростью надо следить за тем, чтобы в азарте подводного полета с вас не сорвало маску. Если же скорость будет выше, а у отдельных мощных буксировщиков она достигает 6 км/ч, то потребуется очень тщательная подгонка оборудования, чтобы набегающий поток воды ничего не оторвал и не повредил.

Необходимо тщательно следить, чтобы не было никаких болтающихся элементов снаряжения, иначе их может затянуть в винт. Женщинам по этой же причине при пользовании буксировщиком необходимо прятать длинные волосы.

Одним словом, с подводными скутерами не так все просто. Есть даже отдельные курсы у того же PADI, где учат правильному их использованию.

Поделитесь в комментариях, если у вас есть опыт ныряния с буксировщиком.

 

freediver.me

скутер для боевых пловцов » Военное обозрение

Несмотря на активное развитие оборонной промышленности, Россия все еще не может полностью снабжать свою армию всеми необходимыми изделиями. Некоторые виды продукции пока приходится покупать за рубежом. При этом импортная продукция используется в самых разных сферах, в том числе в составе снаряжения и вооружения специальных подразделений. Не так давно стали известны некоторые подробности сотрудничества российского министерства обороны и зарубежных производителей специальных систем. Утверждается, что в одном из направлений уже существующее сотрудничество будет продолжаться.

3 ноября информагентство РИА Новости опубликовало сведения, оглашенные руководством немецкой компании Rotinor. Это предприятие разрабатывает и выпускает системы передвижения для аквалангистов. Подобная техника представляет интерес для различных структур, в том числе для специальных подразделений вооруженных сил. Среди прочих, как оказалось, подводные скутеры-буксировщики, закупает и российская армия. О подобном сотрудничестве зарубежного предприятия и российского министерства обороны рассказал главный конструктор фирмы Rotinor Энтони Симмондс.

Аквалангисты используют аппарат Seabob BlackShadow 730. Фото Hisutton.com

Любопытные сведения были оглашены в ходе международной выставки Indo Defence 2016, проходившей в индонезийской Джакарте. Э. Симмондс рассказал, что его предприятие сотрудничает с российским военным ведомством с 2013 года. За прошедшие три года было подписано несколько контрактов на поставку оборудования, предлагаемого для использования боевыми пловцами. Последний на данный момент контракт был подписан в этом году. В 2017-м планируется заключить еще одно соглашение на поставку определенной техники. Главный конструктор подводных скутеров не стал раскрывать подробности контрактов, сославшись на деликатность темы.

В то же время, конструктор упомянул модель техники, поставляемой российским военным. Спецподразделения страны-заказчика получают подводные буксировщики модели Seabob BlackShadow 730 (SBS 730). Изготовляются и передаются заказчику аппараты, рассчитанные для буксировки двух или четырех пловцов. Прочие подробности соглашений, такие как количество и сроки поставки техники, пока не подлежат публикации по вполне понятным причинам. Кроме того, обе стороны международных договоров не уточняют, какие именно подразделения становятся эксплуатантами получаемой техники.

Общий вид скутера SBS 730. Фото компании Rotinor / Rotinor.com

Компания Rotinor является известным производителем буксировщиков для аквалангистов. Она выпускает несколько моделей подобной техники, отличающихся некоторыми особенностями конструкции и характеристиками. При этом все образцы скутеров основываются на одних и тех же идеях, а также унифицированы по некоторым узлам и агрегатам. Основные наработки и изделия, лежащие в основе продукции компании, запатентованы, что дает производителю определенные преимущества перед конкурентами.

Проект Seabob BlackShadow 730 создавался в конце прошлого десятилетия. В 2010 году компания Rotinor впервые представила свою новую разработку. Для более успешного продвижения на рынке полноценные образцы, макеты и рекламные материалы регулярно появлялись на различных выставках вооружений и военной техники. Результатом такой рекламы стало получение нескольких заказов на поставку техники вооруженным силам разных стран. Известно о закупке такой техники специальными подразделениями США, Испании, Ирландии и других стран. Кроме того, значительное число подводных аппаратов в соответствующей комплектации было приобретено различными организациями или частными лицами.

Изделие Rotinor SBS 730 представляет собой сравнительно крупный подводный аппарат, оснащенный набором различного оборудования того или иного назначения. Основной задачей скутера является буксировка пловцов, позволяющая быстро попасть в требуемую точку. Для этого он оснащается водометным движителем оригинальной конструкции и средствами навигации. В базовой конфигурации Seabob BlackShadow 730 способен буксировать двух аквалангистов. Заявлена возможность доработки тех или иных элементов буксировщика в соответствии с пожеланиями заказчика. В частности, аппарат может использовать навигационную систему требуемого типа.

Вид сверху. Фото компании Rotinor / Rotinor.com

SBS 730 имеет корпус обтекаемой формы, позволяющий снизить сопротивление среды при движении на всех допустимых скоростях и глубинах. Нос корпуса выполнен в виде агрегата сложной формы, образованной несколькими изогнутыми плоскостями. При этом нижняя часть носа имеет узкий участок, переходящий в соответствующий выступ днища. В центральной части носа предусматриваются два углубления для монтажа фар. Еще один характерный уступ находится выше. Крупный носовой обтекатель занимает около трети общей длины аппарата.

Бортовые агрегаты носового обтекателя получают срезанную заднюю часть, что необходимо для размещения пловца-водителя. Одновременно с этим центральная часть обтекателя сохраняет свою высоту, после чего плавно переходит в агрегат, над которым должен размещаться аквалангист. Кормовая часть корпуса имеет сечение, близкое к прямоугольному. На кормовой стенке располагается круглое сопло водометного движителя. Проектом Seabob BlackShadow 730 предусматривается необычная конструкция днища. Зауженная часть носа переходит в агрегат прямоугольного сечения, проходящий под центром корпуса и выполняющий функции киля. Под местом водолаза на бортах корпуса имеются выступающие входы водометного движителя. Для улучшения основных параметров корпус получил бортовые продолговатые элементы, соединяющие широкую носовую часть с кормой. Рядом с входными окнами движителя в них имеются отверстия необходимого размера.

Компоновка буксировщика. Фото Copybook.com

Носовая и центральная части корпуса отдаются под размещение аккумуляторов, части систем управления, навигационной аппаратуры и т.д. Примечательно, что высокие требования к дальности хода привели к использованию крупного отсека аккумуляторных батарей. Объем для их размещения начинается в носовой части корпуса и продолжается почти до места водолаза. Узкая кормовая часть скутера вмещает двигатель и устройства водометного движителя.

Все органы управления помещаются на внешней поверхности корпуса. Для контроля за работой систем предлагается использовать приборную доску с индикаторами, помещенную непосредственно на верхней поверхности корпуса. Рядом с ней имеется небольшой дополнительный пульт. Основными органами управления являются две рукоятки, помещенные по бокам от центрального агрегата, в нишах позади обтекателя. На этих рукоятках также имеется набор кнопок. Некоторые образцы скутера оснащаются дополнительным прозрачным козырьком, помещенным перед приборной доской.

В корме аппарата SBS 730 помещается движитель типа E-Jet. Это устройство представляет собой очередной вариант водометного движителя с электрическим приводом. В его конструкции применяются некоторые оригинальные идеи, что позволило компании-разработчику получить патент на такое изобретение. В собранном виде E-Jet представляет собой устройство, состоящее из двух основных частей. Носовой отсек, выполненный в виде цилиндра с головным и хвостовым обтекателями, является кожухом ходового двигателя. К хвостовому обтекателю присоединяется ротор, помещенный внутри кольцевого канала.

Использование аппарата одним пловцом. Фото Copybook.com

Движитель E-Jet в собранном виде помещается в продольном канале кормовой части корпуса буксировщика. Забор окружающей воды предлагается производить при помощи бортовых входов, после которых она поступает в единую трубу. Центральная часть трубы имеет увеличенное сечение, что связано с компоновкой движителя и местоположением двигателя. Позади кожуха двигателя канал сужается до диаметра ротора. Для улучшения параметров потока и получения максимально возможных характеристик за ротором имеется еще один конический обтекатель, а канал сопла выполнен сужающимся.

Через системы управления, контролирующие параметры его работы, двигатель соединяется с батареей литий-ионных аккумуляторов. Система управления скутером-буксировщиком позволяют ступенчато регулировать мощность двигателя. Максимальная мощность двигателя составляет 7 л.с. и может изменяться с шагом в 10%. От выбранной мощности электродвигателя зависит скорость передвижения и расход энергии аккумуляторов, сказывающийся на дальности плавания.

Схема движителя E-Jet из патента на изобретение. Рисунок Hisutton.com

Общая длина аппарата Rotinor Seabob BlackShadow 730 составляет 1,76 м, ширина – 0,47 м. Масса буксировщика на воздухе – 110 кг. Максимальная скорость движения достигает 6,2 узла. Максимальная дальность плавания – 11 морских миль. Конструкция изделия позволяет совершать погружения на глубину до 60 м. Тем не менее, при этом требуется соответствующая подготовка личного состава. При работе двигателя на 50% мощности скутер может работать в течение 3 часов 15 минут. Увеличение мощности до 70% приводит к сокращению времени работы до 2 часов 10 минут. После истечения этого времени аккумуляторы нуждаются в перезарядке.

Подводный буксировщик SBS 730 управляется одним человеком. Во время движения он должен держаться за рукоятки управления, при этом его тело находится над кормовой частью корпуса аппарата, не мешая работе водометного движителя. Одновременно с этим обеспечивается хорошая видимость приборной доски и ее индикаторов. Также возможно использование скутера для буксировки двух аквалангистов. Второй человек в таком случае должен держаться за водителя. Маневры должны осуществляться путем изменения взаимного положения аквалангиста и буксировщика. Такие действия приводят к изменению направления вектора тяги и выполнению требуемого маневра.

Проектом предложено использование развитого комплекса средств навигации. В соответствии с пожеланиями заказчика, SBS 730 может оснащаться электронным компасом и средствами спутниковой навигации. Тип используемой спутниковой системы определяется покупателем. Кроме того, в носовой части корпуса может монтироваться активная гидроакустическая станция с цифровой обработкой данных. Дополнительным средством упрощения навигации в подводном положении являются носовые фары. Предлагаемый комплекс средств позволяет осуществлять управление буксировщиком в различных условиях, в том числе и при плохой видимости.

SBS 730 на выставке AAD 2010 в ЮАРю Фото Armyrecognition.com

С точки зрения общих характеристик скутер Seabob BlackShadow 730 является неплохим представителем своего класса техники. В то же время, заявлены некоторые преимущества такой разработки перед аналогами. Главные плюсы проекта связаны с применением оригинального водометного движителя. Изделие E-Jet создает повышенное давление позади ротора, что позволяет более эффективно использовать мощность двигателя. Кроме того, правильная архитектура движителя позволяет исключить образование пузырькового следа позади сопла. Отсутствие подобных демаскирующих признаков и физических полей позволяет обеспечить малозаметность буксировщика и его «пассажиров». Таким образом, боевые пловцы получают возможность скрытно выдвигаться в район выполнения поставленной задачи.

Подводный буксировщик SBS 730 позиционируется производителем как разработка, приспособленная для использования специальными подразделениями вооруженных сил, тогда как другая продукция компании Rotinor может использоваться иными эксплуатантами. По имеющимся данным, к настоящему времени скутеры немецкого производства уже успели заинтересовать потенциальных заказчиков и стать предметом нескольких контрактов на поставку серийной продукции. Достоверно известно о закупках аппаратов Seabob BlackShadow 730 силами специальных операций Ирландии, Испании и Корпуса морской пехоты США. Кроме того, согласно некоторым источникам, в общей сложности такую технику приобрело около двух десятков стран.

Пара пловцов с буксировщиками фирмы Rotinor. Фото Copybook.com

В некоторых источниках упоминается, что компания Rotinor не имеет полноценного и постоянно работающего серийного производства подводных аппаратов. Подобная техника выпускается в составе партий определенного объема, заказываемых покупателями. По разным данным, стоимость одного аппарата составляет 60-80 тыс. евро. При необходимости доработок конструкции в соответствии с пожеланиями заказчика стоимость может увеличиваться.

Благодаря последним заявлениям главного конструктора подводной техники, стало известно, что среди заказчиков продукции компании Rotinor присутствуют и российские военные. Первый российско-немецкий договор на поставку буксировщиков, по имеющимся данным, появился в 2013 году. В дальнейшем было подписано еще несколько подобных соглашений. Очередной контракт должен появиться в следующем году. Подробности имеющихся договоров, тем не менее, не оглашаются по причине секретности: получателем новой импортной техники являются структуры, особенности работы которых не должна становиться достоянием общественности.

Сотрудничество российского министерства обороны и немецкой коммерческой компании вызывает определенный интерес, однако при этом является поводом для появления определенных вопросов, касающихся причин закупки иностранной продукции. Наличие заказов специальной техники показывает ее необходимость. В то же время, отечественная промышленность, насколько известно, пока не может предложить военным специализированные подводные скутеры с требуемыми характеристиками, приспособленные для использования спецподразделениями. В подобной ситуации военное ведомство было вынуждено заказать необходимые изделия заграничного производства.

Боевые пловцы сил специальных операций Испании и их буксировщик. Фото Hisutton.com

Тем не менее, по некоторым данным, разработка подобной техники уже ведется, однако пока такой проект находится на стадии проектирования. В сентябре этого года заместитель главного конструктора СПМБМ «Малахит» по вооружению Андрей Курносов рассказал, что в настоящее время специалисты бюро занимаются разработкой перспективного скутера, способного передвигаться в надводном и подводном положении. Однако отмечалось, что речь идет о разработке гражданского назначения. Возможно, в дальнейшем новые идеи и решения будут использоваться в военной сфере, однако пока об этом говорить рано.

В итоге складывается неоднозначная ситуация. Армия, прибегнув к помощи зарубежных специалистов, смогла получить требуемые образцы техники для боевых пловцов. Имеющаяся задача была успешно решена, и, как показывают последние заявления Э. Симмондса, сотрудничество в этой области будет продолжаться. Одновременно с этим наблюдается неудовлетворительная ситуация с собственными разработками аналогичного класса. Насколько известно, отечественные предприятия пока не предлагали министерству обороны проекты подводных скутеров-буксировщиков, пригодных для использования в специальных подразделениях.

Остается надеяться, что существующие нужды вооруженных сил будут оформлены в виде технического задания для отечественной промышленности, благодаря чему появятся новые собственные проекты требуемой техники. Армии нужна новая техника различных типов, часть которой в нашей стране пока не производится. В существующих реалиях освоение производства образцов совершенно новых для нашей страны типов и классов является важнейшим делом и поэтому должно иметь соответствующий приоритет.

По материалам сайтов:https://ria.ru/https://rg.ru/https://utro.ru/http://rotinor.com/http://hisutton.com/http://armyrecognition.com/http://copybook.com/http://survitecgroup.com/

topwar.ru

ПОДВОДНЫЕ БУКСИРОВЩИКИ (9 фото) « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал

Пожалуй, впервые с таким изобретением как скутер или подводный буксировщик DPV (diver propulsion vehicle), рядовые советские граждане познакомились в 1968 году, в гениальной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Помните сцену, когда Папанов, обеспечивая «клёв» на Белой Скале, был пойман на рыболовную снасть? Так вот, спасался он тогда как раз при помощи этого самого буксировщика 🙂

бриллиантовая рука

Кадр из фильма “Бриллиантовая рука”

Как правило, всё самое полезное и высокотехнологичное в нашу жизнь приходит из оборонной промышленности. Буксировщики – не исключение.

Изначально они были разработаны как средство перемещения диверсионных и контрдиверсионных групп специального назначения и могли нести на себе как одного или группу боевых пловцов, так и снаряжение, спецоборудование или боеприпасы.

подводный буксировщик-1

И сохранялось за «спецами» право пользоваться буксировщиками вплоть до конца девяностых прошлого столетия. Позже начало развиваться направление компактных средств доставки водолазов, а ещё позже идею подхватили частные энтузиасты-разработчики, благодаря которым на сегодняшний день скутер стал таким доступным для обычных дайверов. Сегодня цвета, формы и размеры буксировщиков настолько разнообразны, что рынку скутеров может позавидовать даже рынок мобильных телефонов.

Итак, что такое современный буксировщик? Следует изначально разделить модели на Fun-сектор и на Prof-сектор.

буксировщик-Fun-сектор

Fun-сектор. Название говорит само за себя: основная задача таких скутеров – обеспечить их владельца положительными эмоциями. С их помощью взрослые и дети могут плавать под водой с аквалангом или заниматься снорклингом. Как правило, это компактные буксировщики, с относительно небольшими скоростью и запасом хода. Они могут быть простейшими – «нажал-поехал» – или начиненные интеллектуальными «примочками», такими как автоматический контроль глубины и плавучести, уровень заряда батарей и т.п. Стоимость их прямо пропорциональна «наворотам»: от $200 до нескольких тысяч за luxury-модель.

буксировщик-Prof-сектор

Если вы до сих пор не пробовали плавать с буксировщиком – они доступны в аренду в большинстве дайв-центров. Попробуйте при первой же возможности! Ведь что может принести более яркие впечатления от ландшафтного дайвинга, как ни возможность расслабиться и посвятить всё свое внимание окружающим тебя красотам? Попробуйте – равнодушными вы не останетесь. Как говорил один авторитетный дайвер: «No scooter – no diving».

буксировщик-проф

Prof-сектор. Основная задача профессиональных буксировщиков – понижение нагрузки, выполняемой дайвером. Как известно, физические нагрузки отражаются на дайвинге не самым лучшим образом. Интенсивная работа ластами против сильного течения или преодоление больших расстояний под водой, во-первых, повышают расход газа (а это сокращает время погружения и существенно удорожает дайвы на технических гелиевых смесях). Во-вторых, что самое опасное – интенсивные нагрузки, и как следствие, сильное насыщение, повышают риск заболевания декомпрессионной болезнью. Поэтому для профессиональных водолазов или подводных исследователей скутер часто становится просто обязательным.

буксировщик- TORPEDO 2500 SEASCOOTER

Какие требования предъявляются к профессиональным буксировщикам?

– Простая и надежная схема. На таких буксировщиках вы не найдете «лишних» кнопочек или индикаторов;

– Продуманная конструкция. Управление должно производиться одной рукой с минимальными усилиями. При этом удерживать скутер руками не надо – при помощи стропы он крепится к паховому D-кольцу на брассовом ремне;

– Хороший запас хода – залог успешного погружения. Скорость таких скутеров может достигать до 90 м/мин, а время работы – минимум один час. Если посчитать, то речь будет идти о преодолении нескольких километров под водой. Для дайвера, гребущего ластами со средней скоростью 10-15 м/мин, это расстояние будет непреодолимым;

– Хорошее тяговое усилие. Скутер должен позволять тянуть против течения дайвера, к примеру, с громоздким ребризером на спине и целым набором стейджей, а в случае, если скутер напарника вышел из строя, то и напарника в довесок, со всем его снаряжением.

Из всего спектра профессиональных буксировщиков хочется выделить следующие:

буксировщик-Dive-Xtras CUDA 650

Dive-Xtras CUDA 650

Максимальная скорость – 81 м/мин

Время работы на максимальной мощности – 33 мин.

Запас хода до 2,7 км

Цена – ок. $6500

буксировщик-Hollis Р-160
Hollis Р-160

Максимальная скорость – 60 м/мин

Запас хода – до 3,5 км

Время работы на максимальной скорости – 60 мин.

Цена – ок. $4200

буксировщик-Halcyon HDV T-16
Halcyon HDV T-16

Максимальная скорость – 60 м/мин

Запас хода – до 4 км

Время работы на максимальной скорости – 70 мин.

Цена – ок. $5500

Характеристики (как и цена) буксировщиков впечатляют. Но, несмотря на кажущуюся простоту управления ими, они могут стать источником опасности как для дайвера, так и для окружающей его среды. Поэтому рекомендуется пройти специальные курсы управления скутером. Например, в GUE таких курсов два: DPV-обычный и DPV-пещерный, каждый из которых занимает минимум три дня в воде.

.

Источник: DiveInfo

.

.

.

Похожие новости

wwportal.com

Буксировщик подводный – что это?

Занятие дайвингом с использованием моторизированного подводного буксировщика представляет собой настоящее приключение. Устройства данной категории дают не только существенный выигрыш в скорости перемещения. В ходе одного погружения можно увидеть намного больше, чем это происходит при заплывах со стандартным набором оборудования.

Краткий экскурс в историю

буксировщик подводный

Буксировщик подводный разработан в 60-х годах прошлого века. Идея принадлежит итальянским военным инженерам Элиосу Тоски и Тезео Тезеи. Первые образцы подводных скутеров рассматривались в качестве средств, которые позволяли отдельным бойцам незаметно подбираться к кораблям противника, что находились на рейде либо стояли у причала.

Изначально буксировщик подводный был известен под определением «торпеда медленного хода». Впрочем, по причине недостаточно нестабильной плавучести в толще воды и трудностей с управлением, разработка именовалась военными не иначе, как «свинья».

Прототип представлял довольно громоздкую конструкцию, которая имела форму торпеды с несколькими сиденьями для экипажа. Последняя доставлялась к месту начала проведения военной операции на корабле, после чего погружалась под воду. Водитель и минер, облаченные в гидрокостюмы, садились на такое плавсредство верхом, добирались до вражеского судна, закрепляли на его борту взрывчатое вещество и совершали диверсию. Довольно часто военным приходилось оставлять такой буксировщик на месте и добираться до берега вплавь.

Что представляют собой современные буксировщики для дайвинга?

оборудование для дайвинга

Буксировщик подводный имеет вид миниатюрной торпеды. Приводится в действие такое плавсредство электродвигателем. В задней части конструкции имеется гребной винт. По обеим сторонам на корпусе содержатся рукояти. На них находятся кнопки для запуска и остановки мотора, а также контроллеры для изменения скорости передвижения. Выполнены кнопки в форме пластин, на которые удобно нажимать даже в том случае, если руки облачены в довольно толстые резиновые перчатки.

Как передвигаются на подводном буксировщике?

Пловец опускает оборудование для дайвинга под воду. Затем принимает горизонтальное положение и хватается за рукоятки устройства. Далее происходит запуск двигателя нажатием соответствующей кнопки. Аппарат начинает буксировать дайвера. Изменение направления движения осуществляется тягой за все те же рукоятки.

Преимущества

буксировщик для дайвинга

Какие преимущества дает буксировщик подводный во время занятия дайвингом? Прежде всего, скутер позволит совершать заплывы на более дальние расстояния без затраты физических сил. Даже если нет желания сильно удаляться от точки погружения, с таким оборудованием удастся увидеть больше интересного на морском дне.

Подводный скутер-буксировщик дает возможность обследовать обширные районы. Его использование позволит отыскать любой интересующий объект в определенной области. В частности, если объектом интереса является затонувший корабль, скутер сохранит немало сил и времени, которые будут расходоваться на его осмотр.

Буксировщик для дайвинга выглядит идеальным решением для людей с физическими недостатками. Если ограниченные возможности мешают свободно плавать, подводный скутер всегда придет на помощь, обеспечивая передвижение.

Такое оборудование для дайвинга способствует более длительному нахождению под водой. Ввиду отсутствия физических нагрузок на тело в ходе подобных заплывов, кислород из баллонов расходуется гораздо медленнее.

Какие опасности подстерегают дайверов, что используют буксировщики?

подводный скутер буксировщик

Существует несколько потенциальных опасностей при эксплуатации подводного скутера. Одной из главных является риск возникновения декомпрессионной болезни при развитии значительной скорости в толще воды либо в результате слишком быстрого подъема с глубины на поверхность.

Другая проблема заключается в ограниченном заряде батареи. Уплыв слишком далеко, дайвер может оказаться перед проблемой, связанной с остановкой двигателя в результате недостатка энергии. При этом будет достаточно сложно вернуться обратно вместе с тяжеловесным оборудованием.

Некоторые современные буксировщики способны развивать скорость до 6 км/ч. При движении в таком темпе с дайвера может сорвать маску под воздействием встречных потоков воды. Поэтому при использовании подводного скутера нужно сохранять внимательность и действовать рассудительно.

Сферы применения

подводный буксировщик sea doo

Буксировщик подводный может использоваться как в качестве полезного, так и развлекательного средства передвижения. Изначально такие устройства эксплуатировались исключительно профессиональными ныряльщиками. В настоящее время они активно применяются военными, которые незаметно преодолевают с их помощью значительные расстояния, транспортируют под водой боеприпасы, тяжелое снаряжение и крупногабаритные предметы.

В мирных целях подводные скутеры используются археологами, что ведут работы на морском дне. К их эксплуатации прибегают спелеологи, которые занимаются исследованием подводных пещер.

Популярный подводный буксировщик sea doo нередко применяется во время киносъемок. Он дает возможность операторам перемещать тяжелое оборудование, в частности, подводные камеры, поддерживая при этом стабильную скорость движения.

В сфере развлечений буксировщики эксплуатируются дайверами. Такое оборудование позволяет любителям подводного плавания получать удовольствие от ныряния у живописных рифов без необходимости затраты собственной энергии.

fb.ru

Подводный буксировщик - это... Что такое Подводный буксировщик?

Подводный буксировщик (англ. Diver Propulsion Vehicle, DPV) — аппарат, относящийся к снаряжению для подводного плавания и позволяющий аквалангисту преодолевать большие расстояния, не затрачивая при этом значительных усилий на гребки ластами.

В общем виде буксировщик представляет собой изготовленный из твёрдого материала обтекаемый корпус, разделенный на отсеки, где размещены:

  • Аккумуляторная батарея
  • Двигатель
  • Вал с гребным винтом

Вся конструкция при этом обладает нейтральной или близкой к ней плавучестью

Типы буксировщиков

Человекоуправляемая торпеда

Человекоуправляемая торпеда с двумя пловцами на борту

Эта разновидность буксировщика представляла собой средство боевого применения против кораблей противника, находящихся у причала или на рейде.

Идея конструкции принадлежит итальянским морским офицерам, лейтенантам-инженерам Тезео Тезеи и Элиосу Тоски. Официальное название — «торпеда медленного хода»,SLC[1], однако, из-за трудностей управления и поддержания нейтральной плавучести, аппарат был прозван «Свинья»[2]

Впервые это средство было применено итальянскими же боевыми пловцами, затем конструкция была скопирована англичанами по образцу захваченных итальянских «свиней».

Английский вариант получил название «Колесница»[3]

Немецкому же командованию секрет этого оружия был передан итальянцами, сконструированная специалистами германского ВМФ торпеда стала называться «Негер».

Особенности конструкции и применения «свиней»

В передней (головной)части корпуса торпеды располагался отделяемый заряд взрывчатого вещества со взрывателем, являвшийся по сути миной замедленного действия. В верхней части корпуса находилось сиденье для двух человек — водителя и минёра. В качестве силовой установки использовался электродвигатель.

Торпеда доставлялась к месту проведения операции при помощи плавсредства, обычно подводной лодки, при этом торпеда прикреплялась снаружи к корпусу лодки, Водитель и минер, одетые в гидрокостюмы и снабженные кислородными ребризерами для дыхания, сняв торпеду с креплений и сидя на ней верхом, пробирались под водой к вражескому кораблю и, прикрепив отделяемую головную часть к его днищу, включали часовой механизм взрывателя. После этого, верхом на той же торпеде нужно было добраться до корабля-носителя. Но часто из-за недостатков конструкции «свинью» приходилось затапливать, а боевые пловцы вынуждены были вплавь добираться до берега, где им либо удавалось перебраться к своим, либо они попадали в плен.

Скутер

Буксировщик для рекреационного дайвинга. В качестве движителя используется электродвигатель. На корпусе по сторонам размещаются рукоятки, расположенные на манер велосипедного руля, на которых находятся кнопки пуска/остановки двигателя а также регулирования скорости. Кнопки выполнены в виде пластин, позволяющих нажимать на них даже в толстых перчатках.

Дайвер принимает горизонтальное положение в воде, берется вытянутыми руками за рукоятки, после чего запускает двигатель нажатием на кнопку. Движущийся с помощью гребного винта вперед аппарат тянет (буксирует) пловца за собой.

Другие типы

  • Подводный буксировщик, может быть с ручным приводом винтов. Аквалангист крутит ручку которая расположена сбоку корпуса буксировщика, эта ручка приводит в действие винты подводного аппарата. Подобный буксировщик показан в фильме Бриллиантовая рука, в сцене рыбалки у Белой Скалы.

Литература

  • Кайус Беккер, Валерио Боргезе. Подводные легионы фюрера и дуче/Пер. с нем. Л. С. Азарха, А. Г. Бубновского, с итал. С. В. Славина.— М.: «Вече», 2005.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Подводный буксировщик Seabob BlackShadow 730: скутер для боевых пловцов

Несмотря на активное развитие оборонной промышленности, Россия все еще не может полностью снабжать свою армию всеми необходимыми изделиями. Некоторые виды продукции пока приходится покупать за рубежом. При этом импортная продукция используется в самых разных сферах, в том числе в составе снаряжения и вооружения специальных подразделений. Не так давно стали известны некоторые подробности сотрудничества российского министерства обороны и зарубежных производителей специальных систем. Утверждается, что в одном из направлений уже существующее сотрудничество будет продолжаться.

3 ноября информагентство РИА Новости опубликовало сведения, оглашенные руководством немецкой компании Rotinor. Это предприятие разрабатывает и выпускает системы передвижения для аквалангистов. Подобная техника представляет интерес для различных структур, в том числе для специальных подразделений вооруженных сил. Среди прочих, как оказалось, подводные скутеры-буксировщики, закупает и российская армия. О подобном сотрудничестве зарубежного предприятия и российского министерства обороны рассказал главный конструктор фирмы Rotinor Энтони Симмондс.

rotinor_seabob_blackshadow_730_1Аквалангисты используют аппарат Seabob BlackShadow 730.

Любопытные сведения были оглашены в ходе международной выставки Indo Defence 2016, проходившей в индонезийской Джакарте. Э. Симмондс рассказал, что его предприятие сотрудничает с российским военным ведомством с 2013 года. За прошедшие три года было подписано несколько контрактов на поставку оборудования, предлагаемого для использования боевыми пловцами. Последний на данный момент контракт был подписан в этом году. В 2017-м планируется заключить еще одно соглашение на поставку определенной техники. Главный конструктор подводных скутеров не стал раскрывать подробности контрактов, сославшись на деликатность темы.

В то же время, конструктор упомянул модель техники, поставляемой российским военным. Спецподразделения страны-заказчика получают подводные буксировщики модели Seabob BlackShadow 730 (SBS 730). Изготовляются и передаются заказчику аппараты, рассчитанные для буксировки двух или четырех пловцов. Прочие подробности соглашений, такие как количество и сроки поставки техники, пока не подлежат публикации по вполне понятным причинам. Кроме того, обе стороны международных договоров не уточняют, какие именно подразделения становятся эксплуатантами получаемой техники.

rotinor_seabob_blackshadow_730_2Общий вид скутера SBS 730.

Компания Rotinor является известным производителем буксировщиков для аквалангистов. Она выпускает несколько моделей подобной техники, отличающихся некоторыми особенностями конструкции и характеристиками. При этом все образцы скутеров основываются на одних и тех же идеях, а также унифицированы по некоторым узлам и агрегатам. Основные наработки и изделия, лежащие в основе продукции компании, запатентованы, что дает производителю определенные преимущества перед конкурентами.

Проект Seabob BlackShadow 730 создавался в конце прошлого десятилетия. В 2010 году компания Rotinor впервые представила свою новую разработку. Для более успешного продвижения на рынке полноценные образцы, макеты и рекламные материалы регулярно появлялись на различных выставках вооружений и военной техники. Результатом такой рекламы стало получение нескольких заказов на поставку техники вооруженным силам разных стран. Известно о закупке такой техники специальными подразделениями США, Испании, Ирландии и других стран. Кроме того, значительное число подводных аппаратов в соответствующей комплектации было приобретено различными организациями или частными лицами.

Изделие Rotinor SBS 730 представляет собой сравнительно крупный подводный аппарат, оснащенный набором различного оборудования того или иного назначения. Основной задачей скутера является буксировка пловцов, позволяющая быстро попасть в требуемую точку. Для этого он оснащается водометным движителем оригинальной конструкции и средствами навигации. В базовой конфигурации Seabob BlackShadow 730 способен буксировать двух аквалангистов. Заявлена возможность доработки тех или иных элементов буксировщика в соответствии с пожеланиями заказчика. В частности, аппарат может использовать навигационную систему требуемого типа.

rotinor_seabob_blackshadow_730_3Скутер SBS 730, вид сверху.

SBS 730 имеет корпус обтекаемой формы, позволяющий снизить сопротивление среды при движении на всех допустимых скоростях и глубинах. Нос корпуса выполнен в виде агрегата сложной формы, образованной несколькими изогнутыми плоскостями. При этом нижняя часть носа имеет узкий участок, переходящий в соответствующий выступ днища. В центральной части носа предусматриваются два углубления для монтажа фар. Еще один характерный уступ находится выше. Крупный носовой обтекатель занимает около трети общей длины аппарата.

Бортовые агрегаты носового обтекателя получают срезанную заднюю часть, что необходимо для размещения пловца-водителя. Одновременно с этим центральная часть обтекателя сохраняет свою высоту, после чего плавно переходит в агрегат, над которым должен размещаться аквалангист. Кормовая часть корпуса имеет сечение, близкое к прямоугольному. На кормовой стенке располагается круглое сопло водометного движителя.

Проектом Seabob BlackShadow 730 предусматривается необычная конструкция днища. Зауженная часть носа переходит в агрегат прямоугольного сечения, проходящий под центром корпуса и выполняющий функции киля. Под местом водолаза на бортах корпуса имеются выступающие входы водометного движителя. Для улучшения основных параметров корпус получил бортовые продолговатые элементы, соединяющие широкую носовую часть с кормой. Рядом с входными окнами движителя в них имеются отверстия необходимого размера.

rotinor_seabob_blackshadow_730_4Компоновка буксировщика.

Носовая и центральная части корпуса отдаются под размещение аккумуляторов, части систем управления, навигационной аппаратуры и т.д. Примечательно, что высокие требования к дальности хода привели к использованию крупного отсека аккумуляторных батарей. Объем для их размещения начинается в носовой части корпуса и продолжается почти до места водолаза. Узкая кормовая часть скутера вмещает двигатель и устройства водометного движителя.

Все органы управления помещаются на внешней поверхности корпуса. Для контроля за работой систем предлагается использовать приборную доску с индикаторами, помещенную непосредственно на верхней поверхности корпуса. Рядом с ней имеется небольшой дополнительный пульт. Основными органами управления являются две рукоятки, помещенные по бокам от центрального агрегата, в нишах позади обтекателя. На этих рукоятках также имеется набор кнопок. Некоторые образцы скутера оснащаются дополнительным прозрачным козырьком, помещенным перед приборной доской.

В корме аппарата SBS 730 помещается движитель типа E-Jet. Это устройство представляет собой очередной вариант водометного движителя с электрическим приводом. В его конструкции применяются некоторые оригинальные идеи, что позволило компании-разработчику получить патент на такое изобретение. В собранном виде E-Jet представляет собой устройство, состоящее из двух основных частей. Носовой отсек, выполненный в виде цилиндра с головным и хвостовым обтекателями, является кожухом ходового двигателя. К хвостовому обтекателю присоединяется ротор, помещенный внутри кольцевого канала.

rotinor_seabob_blackshadow_730_5Использование аппарата одним пловцом.

Движитель E-Jet в собранном виде помещается в продольном канале кормовой части корпуса буксировщика. Забор окружающей воды предлагается производить при помощи бортовых входов, после которых она поступает в единую трубу. Центральная часть трубы имеет увеличенное сечение, что связано с компоновкой движителя и местоположением двигателя. Позади кожуха двигателя канал сужается до диаметра ротора. Для улучшения параметров потока и получения максимально возможных характеристик за ротором имеется еще один конический обтекатель, а канал сопла выполнен сужающимся.

Через системы управления, контролирующие параметры его работы, двигатель соединяется с батареей литий-ионных аккумуляторов. Система управления скутером-буксировщиком позволяют ступенчато регулировать мощность двигателя. Максимальная мощность двигателя составляет 7 л.с. и может изменяться с шагом в 10%. От выбранной мощности электродвигателя зависит скорость передвижения и расход энергии аккумуляторов, сказывающийся на дальности плавания.

rotinor_seabob_blackshadow_730_6Схема движителя E-Jet из патента на изобретение.

Общая длина аппарата Rotinor Seabob BlackShadow 730 составляет 1,76 м, ширина – 0,47 м. Масса буксировщика на воздухе – 110 кг. Максимальная скорость движения достигает 6,2 узла. Максимальная дальность плавания – 11 морских миль. Конструкция изделия позволяет совершать погружения на глубину до 60 м. Тем не менее, при этом требуется соответствующая подготовка личного состава. При работе двигателя на 50% мощности скутер может работать в течение 3 часов 15 минут. Увеличение мощности до 70% приводит к сокращению времени работы до 2 часов 10 минут. После истечения этого времени аккумуляторы нуждаются в перезарядке.

Подводный буксировщик SBS 730 управляется одним человеком. Во время движения он должен держаться за рукоятки управления, при этом его тело находится над кормовой частью корпуса аппарата, не мешая работе водометного движителя. Одновременно с этим обеспечивается хорошая видимость приборной доски и ее индикаторов. Также возможно использование скутера для буксировки двух аквалангистов. Второй человек в таком случае должен держаться за водителя. Маневры должны осуществляться путем изменения взаимного положения аквалангиста и буксировщика. Такие действия приводят к изменению направления вектора тяги и выполнению требуемого маневра.

Проектом предложено использование развитого комплекса средств навигации. В соответствии с пожеланиями заказчика, SBS 730 может оснащаться электронным компасом и средствами спутниковой навигации. Тип используемой спутниковой системы определяется покупателем. Кроме того, в носовой части корпуса может монтироваться активная гидроакустическая станция с цифровой обработкой данных. Дополнительным средством упрощения навигации в подводном положении являются носовые фары. Предлагаемый комплекс средств позволяет осуществлять управление буксировщиком в различных условиях, в том числе и при плохой видимости.

rotinor_seabob_blackshadow_730_7SBS 730 на выставке AAD 2010 в ЮАР.

С точки зрения общих характеристик скутер Seabob BlackShadow 730 является неплохим представителем своего класса техники. В то же время, заявлены некоторые преимущества такой разработки перед аналогами. Главные плюсы проекта связаны с применением оригинального водометного движителя. Изделие E-Jet создает повышенное давление позади ротора, что позволяет более эффективно использовать мощность двигателя. Кроме того, правильная архитектура движителя позволяет исключить образование пузырькового следа позади сопла. Отсутствие подобных демаскирующих признаков и физических полей позволяет обеспечить малозаметность буксировщика и его «пассажиров». Таким образом, боевые пловцы получают возможность скрытно выдвигаться в район выполнения поставленной задачи.

Подводный буксировщик SBS 730 позиционируется производителем как разработка, приспособленная для использования специальными подразделениями вооруженных сил, тогда как другая продукция компании Rotinor может использоваться иными эксплуатантами. По имеющимся данным, к настоящему времени скутеры немецкого производства уже успели заинтересовать потенциальных заказчиков и стать предметом нескольких контрактов на поставку серийной продукции. Достоверно известно о закупках аппаратов Seabob BlackShadow 730 силами специальных операций Ирландии, Испании и Корпуса морской пехоты США. Кроме того, согласно некоторым источникам, в общей сложности такую технику приобрело около двух десятков стран.

rotinor_seabob_blackshadow_730_8Пара пловцов с буксировщиками фирмы Rotinor.

В некоторых источниках упоминается, что компания Rotinor не имеет полноценного и постоянно работающего серийного производства подводных аппаратов. Подобная техника выпускается в составе партий определенного объема, заказываемых покупателями. По разным данным, стоимость одного аппарата составляет 60-80 тыс. евро. При необходимости доработок конструкции в соответствии с пожеланиями заказчика стоимость может увеличиваться.

Благодаря последним заявлениям главного конструктора подводной техники, стало известно, что среди заказчиков продукции компании Rotinor присутствуют и российские военные. Первый российско-немецкий договор на поставку буксировщиков, по имеющимся данным, появился в 2013 году. В дальнейшем было подписано еще несколько подобных соглашений. Очередной контракт должен появиться в следующем году. Подробности имеющихся договоров, тем не менее, не оглашаются по причине секретности: получателем новой импортной техники являются структуры, особенности работы которых не должна становиться достоянием общественности.

Сотрудничество российского министерства обороны и немецкой коммерческой компании вызывает определенный интерес, однако при этом является поводом для появления определенных вопросов, касающихся причин закупки иностранной продукции. Наличие заказов специальной техники показывает ее необходимость. В то же время, отечественная промышленность, насколько известно, пока не может предложить военным специализированные подводные скутеры с требуемыми характеристиками, приспособленные для использования спецподразделениями. В подобной ситуации военное ведомство было вынуждено заказать необходимые изделия заграничного производства.

rotinor_seabob_blackshadow_730_9Боевые пловцы сил специальных операций Испании и их буксировщик.

Тем не менее, по некоторым данным, разработка подобной техники уже ведется, однако пока такой проект находится на стадии проектирования. В сентябре этого года заместитель главного конструктора СПМБМ «Малахит» по вооружению Андрей Курносов рассказал, что в настоящее время специалисты бюро занимаются разработкой перспективного скутера, способного передвигаться в надводном и подводном положении. Однако отмечалось, что речь идет о разработке гражданского назначения. Возможно, в дальнейшем новые идеи и решения будут использоваться в военной сфере, однако пока об этом говорить рано.

В итоге складывается неоднозначная ситуация. Армия, прибегнув к помощи зарубежных специалистов, смогла получить требуемые образцы техники для боевых пловцов. Имеющаяся задача была успешно решена, и, как показывают последние заявления Э. Симмондса, сотрудничество в этой области будет продолжаться. Одновременно с этим наблюдается неудовлетворительная ситуация с собственными разработками аналогичного класса. Насколько известно, отечественные предприятия пока не предлагали министерству обороны проекты подводных скутеров-буксировщиков, пригодных для использования в специальных подразделениях.

Остается надеяться, что существующие нужды вооруженных сил будут оформлены в виде технического задания для отечественной промышленности, благодаря чему появятся новые собственные проекты требуемой техники. Армии нужна новая техника различных типов, часть которой в нашей стране пока не производится. В существующих реалиях освоение производства образцов совершенно новых для нашей страны типов и классов является важнейшим делом и поэтому должно иметь соответствующий приоритет.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Подводный буксировщик Rotinor Seabob BlackShadow 730 как новое средство доставки водолазов

Несмотря на активное развитие оборонной промышленности, Россия все еще не может полностью снабжать свою армию всеми необходимыми изделиями. Некоторые виды продукции пока приходится покупать за рубежом. При этом импортная продукция используется в самых разных сферах, в том числе в составе снаряжения и вооружения специальных подразделений. Не так давно стали известны некоторые подробности сотрудничества российского министерства обороны и зарубежных производителей специальных систем. Утверждается, что в одном из направлений уже существующее сотрудничество будет продолжаться.3 ноября информагентство РИА Новости опубликовало сведения, оглашенные руководством немецкой компании Rotinor. Это предприятие разрабатывает и выпускает системы передвижения для аквалангистов. Подобная техника представляет интерес для различных структур, в том числе для специальных подразделений вооруженных сил. Среди прочих, как оказалось, подводные скутеры-буксировщики, закупает и российская армия. О подобном сотрудничестве зарубежного предприятия и российского министерства обороны рассказал главный конструктор фирмы Rotinor Энтони Симмондс.

Любопытные сведения были оглашены в ходе международной выставки Indo Defence 2016, проходившей в индонезийской Джакарте. Э. Симмондс рассказал, что его предприятие сотрудничает с российским военным ведомством с 2013 года. За прошедшие три года было подписано несколько контрактов на поставку оборудования, предлагаемого для использования боевыми пловцами. Последний на данный момент контракт был подписан в этом году. В 2017-м планируется заключить еще одно соглашение на поставку определенной техники. Главный конструктор подводных скутеров не стал раскрывать подробности контрактов, сославшись на деликатность темы.В то же время, конструктор упомянул модель техники, поставляемой российским военным. Спецподразделения страны-заказчика получают подводные буксировщики модели Seabob BlackShadow 730 (SBS 730). Изготовляются и передаются заказчику аппараты, рассчитанные для буксировки двух или четырех пловцов. Прочие подробности соглашений, такие как количество и сроки поставки техники, пока не подлежат публикации по вполне понятным причинам. Кроме того, обе стороны международных договоров не уточняют, какие именно подразделения становятся эксплуатантами получаемой техники.

1478623827_rotinor-seabob-blackshadow-730-7

Компания Rotinor является известным производителем буксировщиков для аквалангистов. Она выпускает несколько моделей подобной техники, отличающихся некоторыми особенностями конструкции и характеристиками. При этом все образцы скутеров основываются на одних и тех же идеях, а также унифицированы по некоторым узлам и агрегатам. Основные наработки и изделия, лежащие в основе продукции компании, запатентованы, что дает производителю определенные преимущества перед конкурентами.Проект Seabob BlackShadow 730 создавался в конце прошлого десятилетия. В 2010 году компания Rotinor впервые представила свою новую разработку. Для более успешного продвижения на рынке полноценные образцы, макеты и рекламные материалы регулярно появлялись на различных выставках вооружений и военной техники. Результатом такой рекламы стало получение нескольких заказов на поставку техники вооруженным силам разных стран. Известно о закупке такой техники специальными подразделениями США, Испании, Ирландии и других стран. Кроме того, значительное число подводных аппаратов в соответствующей комплектации было приобретено различными организациями или частными лицами.Изделие Rotinor SBS 730 представляет собой сравнительно крупный подводный аппарат, оснащенный набором различного оборудования того или иного назначения. Основной задачей скутера является буксировка пловцов, позволяющая быстро попасть в требуемую точку. Для этого он оснащается водометным движителем оригинальной конструкции и средствами навигации. В базовой конфигурации Seabob BlackShadow 730 способен буксировать двух аквалангистов. Заявлена возможность доработки тех или иных элементов буксировщика в соответствии с пожеланиями заказчика. В частности, аппарат может использовать навигационную систему требуемого типа.

1478623791_rotinor-seabob-blackshadow-730-8

SBS 730 имеет корпус обтекаемой формы, позволяющий снизить сопротивление среды при движении на всех допустимых скоростях и глубинах. Нос корпуса выполнен в виде агрегата сложной формы, образованной несколькими изогнутыми плоскостями. При этом нижняя часть носа имеет узкий участок, переходящий в соответствующий выступ днища. В центральной части носа предусматриваются два углубления для монтажа фар. Еще один характерный уступ находится выше. Крупный носовой обтекатель занимает около трети общей длины аппарата.Бортовые агрегаты носового обтекателя получают срезанную заднюю часть, что необходимо для размещения пловца-водителя. Одновременно с этим центральная часть обтекателя сохраняет свою высоту, после чего плавно переходит в агрегат, над которым должен размещаться аквалангист. Кормовая часть корпуса имеет сечение, близкое к прямоугольному. На кормовой стенке располагается круглое сопло водометного движителя. Проектом Seabob BlackShadow 730 предусматривается необычная конструкция днища. Зауженная часть носа переходит в агрегат прямоугольного сечения, проходящий под центром корпуса и выполняющий функции киля. Под местом водолаза на бортах корпуса имеются выступающие входы водометного движителя. Для улучшения основных параметров корпус получил бортовые продолговатые элементы, соединяющие широкую носовую часть с кормой. Рядом с входными окнами движителя в них имеются отверстия необходимого размера.

1478623772_rotinor-seabob-blackshadow-730-1

Носовая и центральная части корпуса отдаются под размещение аккумуляторов, части систем управления, навигационной аппаратуры и т.д. Примечательно, что высокие требования к дальности хода привели к использованию крупного отсека аккумуляторных батарей. Объем для их размещения начинается в носовой части корпуса и продолжается почти до места водолаза. Узкая кормовая часть скутера вмещает двигатель и устройства водометного движителя.Все органы управления помещаются на внешней поверхности корпуса. Для контроля за работой систем предлагается использовать приборную доску с индикаторами, помещенную непосредственно на верхней поверхности корпуса. Рядом с ней имеется небольшой дополнительный пульт. Основными органами управления являются две рукоятки, помещенные по бокам от центрального агрегата, в нишах позади обтекателя. На этих рукоятках также имеется набор кнопок. Некоторые образцы скутера оснащаются дополнительным прозрачным козырьком, помещенным перед приборной доской.В корме аппарата SBS 730 помещается движитель типа E-Jet. Это устройство представляет собой очередной вариант водометного движителя с электрическим приводом. В его конструкции применяются некоторые оригинальные идеи, что позволило компании-разработчику получить патент на такое изобретение. В собранном виде E-Jet представляет собой устройство, состоящее из двух основных частей. Носовой отсек, выполненный в виде цилиндра с головным и хвостовым обтекателями, является кожухом ходового двигателя. К хвостовому обтекателю присоединяется ротор, помещенный внутри кольцевого канала. 1478623833_rotinor-seabob-blackshadow-730-2

Движитель E-Jet в собранном виде помещается в продольном канале кормовой части корпуса буксировщика. Забор окружающей воды предлагается производить при помощи бортовых входов, после которых она поступает в единую трубу. Центральная часть трубы имеет увеличенное сечение, что связано с компоновкой движителя и местоположением двигателя. Позади кожуха двигателя канал сужается до диаметра ротора. Для улучшения параметров потока и получения максимально возможных характеристик за ротором имеется еще один конический обтекатель, а канал сопла выполнен сужающимся.Через системы управления, контролирующие параметры его работы, двигатель соединяется с батареей литий-ионных аккумуляторов. Система управления скутером-буксировщиком позволяют ступенчато регулировать мощность двигателя. Максимальная мощность двигателя составляет 7 л.с. и может изменяться с шагом в 10%. От выбранной мощности электродвигателя зависит скорость передвижения и расход энергии аккумуляторов, сказывающийся на дальности плавания.

1478623802_rotinor-seabob-blackshadow-730-6 Схема движителя E-Jet из патента на изобретение. Рисунок Hisutton.com Общая длина аппарата Rotinor Seabob BlackShadow 730 составляет 1,76 м, ширина – 0,47 м. Масса буксировщика на воздухе – 110 кг. Максимальная скорость движения достигает 6,2 узла. Максимальная дальность плавания – 11 морских миль. Конструкция изделия позволяет совершать погружения на глубину до 60 м. Тем не менее, при этом требуется соответствующая подготовка личного состава. При работе двигателя на 50% мощности скутер может работать в течение 3 часов 15 минут. Увеличение мощности до 70% приводит к сокращению времени работы до 2 часов 10 минут. После истечения этого времени аккумуляторы нуждаются в перезарядке. Подводный буксировщик SBS 730 управляется одним человеком. Во время движения он должен держаться за рукоятки управления, при этом его тело находится над кормовой частью корпуса аппарата, не мешая работе водометного движителя. Одновременно с этим обеспечивается хорошая видимость приборной доски и ее индикаторов. Также возможно использование скутера для буксировки двух аквалангистов. Второй человек в таком случае должен держаться за водителя. Маневры должны осуществляться путем изменения взаимного положения аквалангиста и буксировщика. Такие действия приводят к изменению направления вектора тяги и выполнению требуемого маневра. Проектом предложено использование развитого комплекса средств навигации. В соответствии с пожеланиями заказчика, SBS 730 может оснащаться электронным компасом и средствами спутниковой навигации. Тип используемой спутниковой системы определяется покупателем. Кроме того, в носовой части корпуса может монтироваться активная гидроакустическая станция с цифровой обработкой данных. Дополнительным средством упрощения навигации в подводном положении являются носовые фары. Предлагаемый комплекс средств позволяет осуществлять управление буксировщиком в различных условиях, в том числе и при плохой видимости. 1478623767_rotinor-seabob-blackshadow-730-5 SBS 730 на выставке AAD 2010 в ЮАРю Фото Armyrecognition.com С точки зрения общих характеристик скутер Seabob BlackShadow 730 является неплохим представителем своего класса техники. В то же время, заявлены некоторые преимущества такой разработки перед аналогами. Главные плюсы проекта связаны с применением оригинального водометного движителя. Изделие E-Jet создает повышенное давление позади ротора, что позволяет более эффективно использовать мощность двигателя. Кроме того, правильная архитектура движителя позволяет исключить образование пузырькового следа позади сопла. Отсутствие подобных демаскирующих признаков и физических полей позволяет обеспечить малозаметность буксировщика и его «пассажиров». Таким образом, боевые пловцы получают возможность скрытно выдвигаться в район выполнения поставленной задачи. Подводный буксировщик SBS 730 позиционируется производителем как разработка, приспособленная для использования специальными подразделениями вооруженных сил, тогда как другая продукция компании Rotinor может использоваться иными эксплуатантами. По имеющимся данным, к настоящему времени скутеры немецкого производства уже успели заинтересовать потенциальных заказчиков и стать предметом нескольких контрактов на поставку серийной продукции. Достоверно известно о закупках аппаратов Seabob BlackShadow 730 силами специальных операций Ирландии, Испании и Корпуса морской пехоты США. Кроме того, согласно некоторым источникам, в общей сложности такую технику приобрело около двух десятков стран. 1478623846_rotinor-seabob-blackshadow-730-3 Двое пловцов с буксировщиками фирмы Rotinor. Фото Copybook.com В некоторых источниках упоминается, что компания Rotinor не имеет полноценного и постоянно работающего серийного производства подводных аппаратов. Подобная техника выпускается в составе партий определенного объема, заказываемых покупателями. По разным данным, стоимость одного аппарата составляет 60-80 тыс. евро. При необходимости доработок конструкции в соответствии с пожеланиями заказчика стоимость может увеличиваться. Благодаря последним заявлениям главного конструктора подводной техники, стало известно, что среди заказчиков продукции компании Rotinor присутствуют и российские военные. Первый российско-немецкий договор на поставку буксировщиков, по имеющимся данным, появился в 2013 году. В дальнейшем было подписано еще несколько подобных соглашений. Очередной контракт должен появиться в следующем году. Подробности имеющихся договоров, тем не менее, не оглашаются по причине секретности: получателем новой импортной техники являются структуры, особенности работы которых не должна становиться достоянием общественности. Сотрудничество российского министерства обороны и немецкой коммерческой компании вызывает определенный интерес, однако при этом является поводом для появления определенных вопросов, касающихся причин закупки иностранной продукции. Наличие заказов специальной техники показывает ее необходимость. В то же время, отечественная промышленность, насколько известно, пока не может предложить военным специализированные подводные скутеры с требуемыми характеристиками, приспособленные для использования спецподразделениями. В подобной ситуации военное ведомство было вынуждено заказать необходимые изделия заграничного производства. 1478623853_rotinor-seabob-blackshadow-730-4 Боевые пловцы сил специальных операций Испании и их буксировщик. Фото Hisutton.com Тем не менее, по некоторым данным, разработка подобной техники уже ведется, однако пока такой проект находится на стадии проектирования. В сентябре этого года заместитель главного конструктора СПМБМ «Малахит» по вооружению Андрей Курносов рассказал, что в настоящее время специалисты бюро занимаются разработкой перспективного скутера, способного передвигаться в надводном и подводном положении. Однако отмечалось, что речь идет о разработке гражданского назначения. Возможно, в дальнейшем новые идеи и решения будут использоваться в военной сфере, однако пока об этом говорить рано. В итоге складывается неоднозначная ситуация. Армия, прибегнув к помощи зарубежных специалистов, смогла получить требуемые образцы техники для боевых пловцов. Имеющаяся задача была успешно решена, и, как показывают последние заявления Э. Симмондса, сотрудничество в этой области будет продолжаться. Одновременно с этим наблюдается неудовлетворительная ситуация с собственными разработками аналогичного класса. Насколько известно, отечественные предприятия пока не предлагали министерству обороны проекты подводных скутеров-буксировщиков, пригодных для использования в специальных подразделениях. Остается надеяться, что существующие нужды вооруженных сил будут оформлены в виде технического задания для отечественной промышленности, благодаря чему появятся новые собственные проекты требуемой техники. Армии нужна новая техника различных типов, часть которой в нашей стране пока не производится. В существующих реалиях освоение производства образцов совершенно новых для нашей страны типов и классов является важнейшим делом и поэтому должно иметь соответствующий приоритет.

huntsmanblog.ru