ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА). Подводный аппарат


Подводный аппарат

обитаемый подводный аппарат ПайсисПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (а. submarine unit; н. Unterwassergerat; ф. appareil sous-marin; и. equipo submarino) — судно или техническое устройство, перемещающееся в толще воды и (или) по дну и используемое для научных исследований, поисковых и аварийно-спасательных операций, а также производственных работ под водой. В частности, подводные аппараты применяются для проведения геологических и геофизических измерений вблизи океанского дна с целью изучения геологического строения дна океана, состава слагающих его пород, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в Мировом океане, а также при эксплуатации месторождений, для осмотра и ремонта буровых платформ и т.п.

Подводные аппараты делятся на 3 основных класса: обитаемые нормобарические, обитаемые гипербарические и необитаемые (телеуправляемые). Подводные аппараты классифицируются также по типу выполняемых работ — на гидрофизические, геологические, поисковые, специализированные рабочие, осмотровые и др.; по характеру перемещений в водной среде — на буксируемые, плавающие, перемещающиеся (в т.ч. шагающие) по грунту; по способу подачи электропитания — на привязные, автономные и комбинированные; по глубине проведения работ — для малых глубин (до 600 м), средних глубин (до 2000 м) и глубоководные (свыше 2000 м).

К нормобарическим обитаемым подводным аппаратам относятся привязные и автономные исследовательские и транспортные средства, в герметическом корпусе которых поддерживаются параметры дыхательной смеси, близкие к нормативным атмосферным. Примером аппаратов этого типа является подводный аппарат "Пайсис", предназначенный для океанологических (в т.ч. геологических) исследований (рис. 1).

Он состоит из прочного металлического корпуса (обитаемого отсека), вокруг которого на трубчатой раме смонтированы отдельные элементы различных бортовых функциональных систем: движительно-рулевого комплекса, служащего для передвижения и маневрирования подводного аппарата на поверхности и под водой; электроэнергетической установки; системы погружения и всплытия, обеспечивающей значительное изменение плавучести путём заполнения водой или продувки воздухом цистерн главного балласта; уравнительно-дифферентной системы, позволяющей изменять в широких пределах угол наклона (дифферент), скорость погружения и всплытия подводного аппарата вплоть до зависания аппарата на выбранном рабочем горизонте. Аппарат снабжён также системами: гидравлики, служащей для привода забортного навесного оборудования и манипуляторов; научной информации, включающей в себя датчики океанологических параметров, регистрирующую аппаратуру и фототелевизионный комплекс; связи и навигации, необходимой для определения местонахождения аппарата и передачи информации с подводного аппарата на поверхность и обратно. Состав воздушной смеси, температура и влажность в обитаемом отсеке поддерживаются системой жизнеобеспечения. Для придания необходимой внешней формы аппарату служит съёмный легкий корпус. Упрощённой модификацией нормобарических обитаемых подводных аппаратов являются спускаемые на тросе с надводного судна батисферы и гидростаты — толстостенные наблюдательные камеры, способные выдерживать давление больших глубин, с иллюминаторами и входным люком, оснащённые светильниками, фотокиноаппаратурой, телефонной связью и измерительными приборами. Гидростаты в отличие от шарообразных батисфер имеют цилиндрическую форму со сферическими днищами. Для достижения предельных глубин (до 11 км) используются батискафы (рис. 2) — обитаемые подводные аппараты, состоящие из лёгкого стального корпуса-поплавка, наполненного для создания положительной плавучести бензином, и жёстко соединённой с ним батисферы (гондолы), в которой размещается экипаж, научные приборы и оборудование аппарата.

батискаф АрхимедВсплытие и погружение батискафа обеспечивается за счёт сбрасываемого переменного балласта. Однако, несмотря на возможность достижения предельных глубин, батискафы имеют малую манёвренность, а также значительную массу и габариты, что вызывает проблему транспортировки подводных аппаратов на большие расстояния.

В гипербарических обитаемых подводных аппаратах акванавт выполняет работу непосредственно в водной среде в условиях повышенного давления (см. Водолазные работы). К гипербарическим относятся обитаемые подводные аппараты с выходом водолазов в воду (рис. 3), в т.ч. мобильные подводные технические базы и лаборатории.

Основные преимущества этих аппаратов — возможность доставки акванавтов на значительные расстояния от места погружения и обеспечения длительной их работы под водой, а также возможность стыковки с камерами подводных технических комплексов и транспортировки в них обратно людей и оборудования. Конструктивно такие подводные аппараты во многом аналогичны нормобарическим обитаемым аппаратам и отличаются от них наличием водолазного отсека, предназначенного для транспортировки водолазов под давлением, соответствующим давлению окружающей среды на рабочем горизонте; баллонов для хранения газовых смесей системы жизнеобеспечения водолазов, большим количеством навесного оборудования и инструмента, а также источниками энергии значительной мощности.

К необитаемым подводным аппаратам относятся погружаемые под воду и управляемые с поверхности технические средства, оснащённые специальным оборудованием, приборами и инструментами, соответствующими характеру выполняемых задач. В этот класс входят разнообразные по назначению и конструкции привязные, буксируемые и автономные телеуправляемые подводные аппараты Типичным представителем этого класса является привязной телеуправляемый подводный аппараты "СФ-1" (рис. 4), состоящий из прямоугольной трубчатой рамы, на которой установлены цистерны положительной плавучести, дифферентная цистерна, баллон со сжатым воздухом для продувки балластно-дифферентной системы.

подводный аппарат ПС-1 202В центральной части рамы смонтированы контейнеры с электронной аппаратурой и станцией гидравлики. Движительный комплекс включает в себя винты горизонтального и вертикального хода. Аппарат оснащён буровым блоком, батометрами, фототелекамерами, датчиками физических и химических параметров воды, манипулятором. Сигналы с навигационных приборов (гирокомпаса, лага, эхолота и др.), установленных на подводном аппарате, по кабелю поступают в ЭВМ, расположенную на обеспечивающем судне, что позволяет управлять аппаратом с большой точностью. Буксируемые телеуправляемые подводные аппараты обычно не имеют движительных комплексов и дифферентных систем, а их перемещение осуществляется за счёт хода судна-носителя. Такие подводные аппараты в основном представляют собой гидроакустические и (или) фототелевизионные комплексы, предназначенные для съёмки и картографирования донной поверхности. Автономные телеуправляемые подводные аппараты (рис. 5) отличаются отсутствием кабельной линии связи и электроснабжения с судна-носителя.

При этом управляющие и информационные сигналы передаются по гидроакустическому каналу. Такие подводные аппараты обычно состоят из корпуса обтекаемой формы с размещёнными внутри блоками навигационных приборов и управления движительно-рулевого комплекса, источниками тока относительно большой энергоёмкости и развитыми бортовыми системами сбора и обработки информации.

Телеуправляемые подводные аппараты обычно имеют малые массу и габариты, обладают неограниченным временем работы под водой и высокой манёвренностью. Обитаемые подводные аппараты в отличие от телеуправляемых более универсальны по назначению, позволяют проводить уникальные визуальные наблюдения и отбор большого количества образцов донных пород.

Исторический очерк. К первым подводным аппараты относятся подводные лодки малого водоизмещения, построенные из дерева голландским механиком К. ван Дреббелем (1620) и русским изобретателем-самоучкой Е. Никоновым (1724). В 1776 была создана металлическая подводная лодка "Черепаха" американским инженером Д. Бушнеллом, с 30-х гг. 19 века аналогичные подводные аппараты стали строиться в России, Германии и Франции, Первоначально создавались нормобарические обитаемые привязные подводные аппараты. В 1911 американским инженером Г. Гартманом был построен первый гидростат, в котором с научными целями была достигнута глубина 640 метров. В 1923 в CCCP инженером Е. Г. Даниленко был создан гидростат, предназначенный для поиска затонувших судов. В 1927 на нём совершила погружение по геологической программе геолог М. В. Клёнова (первая женщина-гидронавт). В 1929 американские учёные У. Биби и О. Бартон сконструировали первую батисферу "Век прогресса", позволившую достигнуть глубины свыше 1300 м.

телеуправляемый аппарат СФ-1Первые расчёты и проекты автономных обитаемых подводных аппаратов были предложены в середине 30-х гг. советскими учёными К. Э. Циолковским и Ю. А. Шиманским. В 1948 первый автономный подводный аппарат — батискаф "ФРНС-2" был построен швейцарским учёным О. Пиккаром и при испытаниях без экипажа на борту достиг глубины 1400 метров. По проектам О. Пиккара во Франции и Италии были созданы в 1953 более совершенные батискафы "ФРНС-3" и "Триест" (в 1960 Ж. Пиккар и Д. Уолш достигли дна Марианской впадины).

Малогабаритный, легкотранспортируемый обитаемый подводный аппарат для малых глубин ("Ныряющее блюдце") впервые был построен в 1959 под руководством французского океанолога Ж. Ива Кусто. Начиная с 60-х гг. в различных странах интенсивно строятся малогабаритные автономные обитаемые подводные аппараты. Если в 1970 в мире насчитывалось 45 обитаемых подводных аппаратов, то в 1986 — более 300 аппаратов. Большая часть автономных обитаемых подводных аппаратов рассчитана на глубины до 1500 метров. Для увеличения глубины с начала 80-х гг. стальные обитаемые сферы обитаемых подводных аппаратов заменяются более лёгкими титановыми. Строительство в 1967 (в США) первого гипербарического подводного аппарата "Дип Дайвер" положило начало развитию подобных аппаратов с выходом водолазов в воду. Создаются мобильные крупнотоннажные (до 800 т) подводные исследовательские и технические аппараты, обеспечивающие работу и отдых водолазов в режиме длительного пребывания под давлением.

Предшественником современных телеуправляемых аппаратов является подводный аппарат "КУРВ-I", разработанный в 1965 в США для проведения поиска и подъёма затонувших объектов на поверхность. В последующие годы появились телеуправляемые подводные аппараты нового поколения, имеющие увеличенную глубину, более совершенную фототелевизионную и гидроакустические аппаратуру, а также манипуляторные устройства (например, "КУРВ-II", "КУРВ-III", "Теленавт-1 " — США, "Манта" — CCCP). Производство подводных аппаратов этого типа постоянно увеличивается (в 1970 в мире насчитывалось 26 телеуправляемых подводных аппаратов, к 1986 создано более 400 аппаратов). В 80-х гг. создаются полностью автоматические автономные телеуправляемые подводные аппараты с рабочей глубиной погружения 6000 м.

автономный аппарат СПУРВСреди привязных телеуправляемых подводных аппаратов за рубежом с начала 80-х гг. получили распространение малогабаритные (до 800 мм), лёгкие (до 100 кг) и мобильные привязные аппараты (типа "PCB-225" и "Скорпио" — США; "Трек" — Канада), для доставки которых к месту работы используются специальные подводные боксы-носители, связанные с обеспечивающим судном кабелем-тросом, а с аппаратом тонким кабелем нейтральной плавучести, не оказывающим влияние на его динамику. На последующих образцах телеуправляемых подводных аппаратов (типа "ТРОУ" — Канада и "СФ-1 " — ФРГ) устанавливаются балластные системы, увеличивающие манёвренность аппаратов и позволяющие осуществлять жёсткую посадку на грунт для производства бурильных работ.

Одним из первых необитаемых буксируемых подводных аппаратов явился океанологический комплекс "Дип тоу", созданный в 1963 в США. В последующие годы были созданы буксируемые подводные аппараты ("Ангус", "ДСС-125", и "Арго" — США, "Звук" — CCCP), позволяющие осуществлять поисковые операции, картографирование и фотосъёмку дна. В начале 80-х гг. в ФРГ был построен буксируемый геологоразведочный подводный аппарат "Манка-01", предназначенный для отбора и экспресс-анализа проб железомарганцевых конкреций.

Первые геологические исследования с применением подводных аппаратов были проведены в 1962 с борта французского батискафа "Архимед" в жёлобе Пуэрто-Рико (около 9000 м). В последующие годы выполнялись обследования береговых каньонов, коралловых рифов, полей железомарганцевых конкреций и фосфоритов. С 70-х гг. было организовано несколько американских и французских геологических экспедиций по изучению океанических рифтовых зон (в 1973 — Срединно-Атлантического рифта, в 1978-79 — зоны восточно-Тихоокеанского поднятия и Галапагосского рифта).

Первые советские геологические экспедиции с использованием подводного аппарата типа "Пайсис", "Звук", "Манта" были проведены на озере Байкал (1977), в Красноморском рифте (1979-80) и рифте Рейкьянес в Атлантическом океане, в Тихом океане (80-е гг.).

www.mining-enc.ru

Подводный аппарат — WiKi

Батискаф «Триест»

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

До наших дней дошли миниатюры, повествующие, что в IV веке до н. э. Александр Македонский совершил погружение на морское дно в каком-то подводном аппарате. Изображения не отличаются технической достоверностью, так, на одном Александр погружается в аппарате, похожем на водолазный колокол, на другом — в вертикально стоящем цилиндре, на третьем — в стеклянной бочке. Македонский одет то в арабский костюм, то в мантию европейских королей предположительно XIII века. Также неизвестно, могли ли стеклодувы в IV веке до н. э. изготавливать большие прочные стеклянные сосуды. Если Александр Македонский и погружался в морскую пучину, то на очень небольшую глубину, иначе аппарат просто бы не выдержал давления воды, и ненадолго, иначе воздух быстро бы стал непригодным для дыхания.

Подводный обитаемый аппарат «Алвин»

Подводные аппараты делятся на две основные категории: Обитаемые подводные аппараты (ОПА) и Подводные роботы

По глубине погружения подводные аппараты условно делят на аппараты:

  • для малых глубин — до 200 м
  • для средних глубин — до 2000 м
  • глубоководные — свыше 2000 м

По степени зависимости от обеспечивающего судна:

  • автономные, способные погружаться, всплывать и перемещаться самостоятельно;
  • неавтономные, связанные при погружении с обеспечивающим судном тросом или кабелем.

Подводные обитаемые аппараты

По конструктивным особенностям в отдельные группы можно выделить аппараты следующих категорий:

  • батискаф — особенностью является наличие поплавка заполненного бензином; способны погружаться на любые глубины Мирового океана, включая предельные;
  • батиплан — буксируемый аппарат-«подводный планер» для наблюдений на небольших глубинах;
  • аппараты с отсеком для выхода водолазов в воду — оснащены гипербарическим отсеком для транспортировки водолазов;
  • спасательные аппараты — оснащены пассажирским отсеком, стыковочным устройством и шлюзовой камерой для спасения экипажей подводных лодок;
  • многоместные туристические подводные лодки — служат для подводных экскурсий, имеют пассажирский салон и дополнительные иллюминаторы.
  Подводный телеуправляемый трубоукладчик «Flex-jet»

Подводные необитаемые аппараты

ru-wiki.org

Подводный аппарат - это... Что такое Подводный аппарат?

Батискаф «Триест»

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

Считается, что в IV в. до н.э. Александр Македонский совершил погружение на морское дно в особом стеклянном аппарате. Но тогда глубина, на которую он погрузился, очевидно, была очень небольшой, иначе аппарат просто бы не выдержал давления воды или закончился бы воздух.

Подводный обитаемый аппарат «Алвин»

Классификация подводных аппаратов

Подводные аппараты делятся на две основные категории: Обитаемые подводные аппараты (ОПА) и Подводные роботы

По глубине погружения подводные аппараты условно делят на аппараты:

  • для малых глубин — до 200 м
  • для средних глубин — до 2000 м
  • глубоководные — свыше 2000 м

По степени зависимости от обеспечивающего судна:

  • автономные, способные погружаться, всплывать и перемещаться самостоятельно;
  • неавтономные, связанные при погружении с обеспечивающим судном тросом или кабелем.

Подводные обитаемые аппараты

По конструктивным особенностям в отдельные группы можно выделить аппараты следующих категорий:

  • батискаф — особенностью является наличие поплавка заполненного бензином; способны погружаться на любые глубины Мирового океана, включая предельные;
  • батиплан — буксируемый аппарат-«подводный планер» для наблюдений на небольших глубинах;
  • аппараты с отсеком для выхода водолазов в воду — оснащены гипербарическим отсеком для транспортировки водолазов;
  • спасательные аппараты — оснащены пассажирским отсеком, стыковочным устройством и шлюзовой камерой для спасения экипажей подводных лодок;
  • многоместные туристические подводные лодки — служат для подводных экскурсий, имеют пассажирский салон и дополнительные иллюминаторы.
Подводный телеуправляемый трубоукладчик «Flex-jet»

Подводные необитаемые аппараты

См. также

  • ОСА-3 600 — подводный обитаемый динамически стабилизированный аппарат разработки института «Гипорыбфлот».
  • Бентос-300 — cерия из двух советских экспериментальных подводных лодок разработки института «Гипорыбфлот».
  • Батискаф — глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и других исследований.
  • Подводная лодка

Литература

  • Д. В. Войтов Подводные обитаемые аппараты. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Подводные аппараты, Л., 1966.

dic.academic.ru

Подводный аппарат Википедия

Батискаф «Триест»

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

До наших дней дошли миниатюры, повествующие, что в IV веке до н. э. Александр Македонский совершил погружение на морское дно в каком-то подводном аппарате. Изображения не отличаются технической достоверностью, так, на одном Александр погружается в аппарате, похожем на водолазный колокол, на другом — в вертикально стоящем цилиндре, на третьем — в стеклянной бочке. Македонский одет то в арабский костюм, то в мантию европейских королей предположительно XIII века. Также неизвестно, могли ли стеклодувы в IV веке до н. э. изготавливать большие прочные стеклянные сосуды. Если Александр Македонский и погружался в морскую пучину, то на очень небольшую глубину, иначе аппарат просто бы не выдержал давления воды, и ненадолго, иначе воздух быстро бы стал непригодным для дыхания.

Подводный обитаемый аппарат «Алвин»

Классификация подводных аппаратов

Подводные аппараты делятся на две основные категории: Обитаемые подводные аппараты (ОПА) и Подводные роботы

По глубине погружения подводные аппараты условно делят на аппараты:

  • для малых глубин — до 200 м
  • для средних глубин — до 2000 м
  • глубоководные — свыше 2000 м

По степени зависимости от обеспечивающего судна:

  • автономные, способные погружаться, всплывать и перемещаться самостоятельно;
  • неавтономные, связанные при погружении с обеспечивающим судном тросом или кабелем.

Подводные обитаемые аппараты

По конструктивным особенностям в отдельные группы можно выделить аппараты следующих категорий:

  • батискаф — особенностью является наличие поплавка заполненного бензином; способны погружаться на любые глубины Мирового океана, включая предельные;
  • батиплан — буксируемый аппарат-«подводный планер» для наблюдений на небольших глубинах;
  • аппараты с отсеком для выхода водолазов в воду — оснащены гипербарическим отсеком для транспортировки водолазов;
  • спасательные аппараты — оснащены пассажирским отсеком, стыковочным устройством и шлюзовой камерой для спасения экипажей подводных лодок;
  • многоместные туристические подводные лодки — служат для подводных экскурсий, имеют пассажирский салон и дополнительные иллюминаторы.
Подводный телеуправляемый трубоукладчик «Flex-jet»

Подводные необитаемые аппараты

См. также

  • ОСА-3 600 — подводный обитаемый динамически стабилизированный аппарат разработки института «Гипорыбфлот».
  • Бентос-300 — серия из двух советских экспериментальных подводных лодок разработки института «Гипрорыбфлот».
  • Батискаф — глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и других исследований.
  • Подводная лодка

Литература

  • Д. В. Войтов Подводные обитаемые аппараты. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н. Подводные аппараты, — Л., 1966.
  • Королёв А. Б. Штурм гидрокосмоса 1923—2013, — М., 2013.

wikiredia.ru

Подводный аппарат — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Батискаф «Триест»

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

До наших дней дошли миниатюры, повествующие, что в IV веке до н. э. Александр Македонский совершил погружение на морское дно в каком-то подводном аппарате. Изображения не отличаются технической достоверностью, так, на одном Александр погружается в аппарате, похожем на водолазный колокол, на другом — в вертикально стоящем цилиндре, на третьем — в стеклянной бочке. Македонский одет то в арабский костюм, то в мантию европейских королей предположительно XIII века. Также неизвестно, могли ли стеклодувы в IV веке до н. э. изготавливать большие прочные стеклянные сосуды. Если Александр Македонский и погружался в морскую пучину, то на очень небольшую глубину, иначе аппарат просто бы не выдержал давления воды, и ненадолго, иначе воздух быстро бы стал непригодным для дыхания.

Подводный обитаемый аппарат «Алвин»

Классификация подводных аппаратов

Подводные аппараты делятся на две основные категории: Обитаемые подводные аппараты (ОПА) и Подводные роботы

По глубине погружения подводные аппараты условно делят на аппараты:

  • для малых глубин — до 200 м
  • для средних глубин — до 2000 м
  • глубоководные — свыше 2000 м

По степени зависимости от обеспечивающего судна:

  • автономные, способные погружаться, всплывать и перемещаться самостоятельно;
  • неавтономные, связанные при погружении с обеспечивающим судном тросом или кабелем.

Подводные обитаемые аппараты

По конструктивным особенностям в отдельные группы можно выделить аппараты следующих категорий:

  • батискаф — особенностью является наличие поплавка заполненного бензином; способны погружаться на любые глубины Мирового океана, включая предельные;
  • батиплан — буксируемый аппарат-«подводный планер» для наблюдений на небольших глубинах;
  • аппараты с отсеком для выхода водолазов в воду — оснащены гипербарическим отсеком для транспортировки водолазов;
  • спасательные аппараты — оснащены пассажирским отсеком, стыковочным устройством и шлюзовой камерой для спасения экипажей подводных лодок;
  • многоместные туристические подводные лодки — служат для подводных экскурсий, имеют пассажирский салон и дополнительные иллюминаторы.
Подводный телеуправляемый трубоукладчик «Flex-jet»

Подводные необитаемые аппараты

Видео по теме

См. также

  • ОСА-3 600 — подводный обитаемый динамически стабилизированный аппарат разработки института «Гипорыбфлот».
  • Бентос-300 — серия из двух советских экспериментальных подводных лодок разработки института «Гипрорыбфлот».
  • Батискаф — глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и других исследований.
  • Подводная лодка

Литература

  • Д. В. Войтов Подводные обитаемые аппараты. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н. Подводные аппараты, — Л., 1966.
  • Королёв А. Б. Штурм гидрокосмоса 1923—2013, — М., 2013.

wikipedia.green

Современные подводные аппараты

подводный аппарат будущего

 

Океан самая большая и чуждая среда обитания, здесь кроется огромная мощь и всесокрушающее давление. До недавнего времени человечеству был закрыт доступ в эту часть планеты. Исследования подводного мира стали возможными благодаря современным  подводным аппаратам.

 

Океан изобилует пищей, ресурсами и даже сокровищами. Он мало исследован, так как человек лучше приспособлен на суше. Под водой он чувствует себя неуверенно. На глубине 10 метров давление удваивается. С глубиной давление все больше дает о себе знать. Боль в ушах чувствуется уже в нескольких метрах от поверхности. Пульсирующую боль можно унять, только зажав нос или продув уши. Чем больше глубина, тем опаснее баротравмы. Человек может погрузиться только до нескольких сот метров, иначе давление способно раздавить его. С повышением давления мир существенно меняется. Через несколько метров кислород, который является газом жизни, становится токсичным. Поэтому ныряльщикам приходится дышать тщательно подобранной смесью газов.

 

У некоторых людей мечтой всей жизни было ныряние и создание морских машин для подводных исследований, способных выдерживать высокое давление и перенести человека в подводный мир. И они добились своего - миллионы ныряльщиков работают и отдыхают под водой. За это маленькое  достижение заплачено множество жизней. Основной опасностью является декомпрессионная или кессонная болезнь. Чем глубже человек погружается, тем больше газа впитывает его тело. Если ныряльщик вдруг начнёт подниматься слишком быстро, в его организме образуются азотные пузырьки. Эти пузырьки могут заблокировать маленькие сосуды и нарушить доступ крови к жизненно-важным органам. В результате возникают сильнейшие судороги, боли в груди и затруднения дыхания. Газ начинает искать выход, а человек может остаться калекой или даже погибнуть. Единственное спасение декомпрессионная камера. Помещая человека в камеру, уменьшают количество пузырьков в крови, а кислород помогает удалить из организма инертные газы, создающие угрозу жизни. 

 

Но несмотря на опасности океан продолжает привлекать человека.

  

подводные аппараты

 

В мире полно энтузиастов, которые проектируют подводные аппараты. Некоторые машины настолько легки, что их можно даже переносить. Но в то же время они достаточно прочны - акриловая сфера аппарата способна выдержать давление воды на глубине почти 1000 метров - глубже большинства современных подводных лодок. Обычный акваланг позволяет погружаться на 30-40 метров.

 

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon»

 

  Обитаемый подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon» создает внутри давление в одну атмосферу - за бортом в 100 раз выше. Морская машина спущена на воду в 1996 году. Подводный аппарат приводится в движение с помощью электрического двигателя потребляющего энергию от аккумуляторных батарей. Заряда хватает на 4 часа. Глубина погружения до 1000 метров. Акриловый корпус защищает пилотов от смертоносного давления в 100 атмосфер. «Deep Flight Super Falcon» не похож на другие обитаемые подводные аппараты. Изначально морская машина «Deep Flight Super Falcon» была подводной лодкой, спроектированной для миллионера Тома Перкинса (Tom Perkins) и его суперяхты «Maltese Falcon» компанией «Hawkes Ocean Technologies». Заметив, каким спросом пользуется их разработка, представители компании решили превратить проектирование подводных аппаратов в бизнес. Помимо оригинального подводного аппарата за 1,3 миллиона долларов, «Hawkes Ocean Technologies» продает вариант мини-субмарин с открытыми кабинами за 350 тысяч долларов.

 

подводный аппарат «Deep Flight Super Falcon» на глубине

  

«Deep Flight Super Falcon» на воде

 Технические данные подводного аппарата «Deep Flight Super Falcon»:Длина - 3,5 м;Размах крыльев - 2 м;Глубина погружения - 1000 м;Скорость - 6 узлов;Экипаж - 2 человека;

 

прогулка на подводном аппарате «SportSub»

 

морская машина «Aviator»

 

морская машина «Aviator»

 

проект подводного аппарата «Deep Flight Aviator» 

  

морская машина «Deep Flight»

 

морская машина «Deep Rover»

Очень важно создать машины, способной противостоять подводной стихии - это давняя цель человечества, ведь океан занимает 2/3 части планеты.

 

Некоторые подводные аппараты могут самостоятельно исследовать океан. Их называют необитаемые подводные аппараты. Сегодня в подводном мире господствуют подводные роботы. Умные, самоходные роботы, строят нефтепроводы и различные сооружения на больших глубинах. Автономные подводные аппараты или аппараты дистанционного управления (АДУ) имеют сверхпрочные корпуса, эффективные манипуляторы и видеокамеры, передающие изображение высокой четкости. Они имеют совершенные двигатели и управляются посредством команд передаваемых по кабелям связи.

  

подводный робот «Oceaneering»

 Необитаемый подводный аппарат «Oceaneering» может работать на глубине до 6500 м, способен поднять 270 кг. Его манипулятор может выполнять семь действий.

 

Сегодня подводные роботы успешно справляются со многими задачами, которые раньше выполняли водолазы - чистка и ремонт трубопроводов, замена задвижек и проверка их герметичности. Нефтяная и газовая промышленность способствовали совершенствованию подводных роботов. Причина их развития - экономичность и практичность. Менеджеры нефтяных компаний поняли, что использование АДУ сэкономит затраты на содержание водолазов а также спасет множество жизней. Применение современных технологий сделало подводные аппараты надежнее. Современные морские машины это мощные и эффективные инструменты, но их эффективность зависит от таланта их операторов. Многие из них опытные видео-геймеры. Они используют свои уникальные умения в управлении этими замечательными морскими машинами. Хорошие операторы умеют двухмерное изображение с экрана мысленно преобразовать в трёхмерное.

 

научный подводный робот «Ventana»

 

залив Монтеррей

 С помощью автономных подводных аппаратов собирается материал, поднимаются редчайшие формы подводной жизни для морских исследовательских институтов.

 

Подводный робот «Ventana» один из самых совершенных научных АДУ. Его механические руки способны работать под водой с точностью до 13 мм. С его помощью транслируется изображение в реальном времени посредством спутниковой связи в аквариум залива Монтерей, где видом морских глубин и обитателей могут полюбоваться зрители. В мире больше нет такой туристической программы.

 

 

Некоторые инженеры вообще пытаются исключить присутствие человека в подводных работах. Их детище автономный глубоководный аппарат (АГА). В морскую машину задают программу, и она самостоятельно направляется к месту и выполняет работы. И они уже существуют.

 

Современные подводные аппараты, управляемые человеком или дистанционно - это воплощение многолетних усилий человеческого ума.

korabley.net

ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА) - это... Что такое ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА)?

 ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА) Обитаемое или необитаемое инженерное сооружение для проведения подводная наблюдений и работ в автономном подводная плавании в сопровождении судна-носителя (ПА автономный) или при непосредственной связи с судном-носителем с помощью троса или кабель-троса (ПА привязной). Для выполнения подводных работ по своему назначению ПА могут опускаться в море на тросе или кабель-тросе с борта судна-носителя, лежащего в дрейфе (ПА опускаемый), буксироваться в подводном положении судном-носителем (ПА буксируемый), дрейфовать в толще воды (ПА дрейфующий) или перемещаться под водой с помощью собственных движителей (ПА самоходный). Установившейся общепринятой система классификации ПА пока нет. В зарубежной практике для классификации и обозначения ПА используют аббревиатуры из начальных букв английских слов, означающих основные классификационные признаки: М - обитаемые (manned), Т-привязные (tethered), P - самоходные (propelled), В - донные (bottomed), U - необитаемые (unmanned), F - автономные (free), I - несамоходные (inert), S-плавающие в толще воды (suspended). например, обозначение ПА группы UTBP расшифровывается как "необитаемый привязной донный самоходный ПА". Обитаемые ПА управляются экипажем, находящимся непосредственно в ПА, необитаемые - либо экипажем, находящимся на судне-носителе (дистанционно, по кабель-тросу), либо автоматически, по заданной программе. Автономные ПА имеют полный комплекс систем и устройств, обеспечивающих самостоятельное подводное плавание. Привязные ПА могут буксироваться в подводном положении судном-носителем и получать от него по кабель-тросу электроэнергию и информацию, поэтому часть системы у них отсутствует. Обитаемые ПА имеют сухой герметичный проч. корпус, воспринимающий гидростат, давление воды, в котором находятся экипаж (2-6 чел.), системы жизнеобеспечения, средства навигации и связи,органы манипуляторов, вспомогательный или аварийный аккумуляторы и др. оборудование, размещение которого вне прочного корпуса невозможно. Конструкция прочного корпуса обеспечивает необходимую прочность при минимальной массе и во много определяет архитектуру ПА в целом (см. Прочность подводного аппарата). Основные формы прочных корпусов: цилиндрическая, подкрепленная шпангоутами (до глубин 2000 м), сферическая и полисферическая. До глубин 3000-4000 м. прочность корпуса сферической и полисферической формы из высокопрочных конструкционных материалов позволяют обходиться без легковесного заполнителя, т. к. прочный корпус имеет достаточную плавучесть. Для больших глубин погружения ПА строят по типу батискафа, т. е. с использованием легковесного заполнителя для создания необходимой плавучести. В качестве конструкционного материала для прочных корпусов применяют в основном высокопрочные стали. Прочный корпус имеет входной люк и иллюминаторы, снаружи закрыт легким корпусом (проницаемым, не воспринимающим давление забортной воды), который придает ПА внешнюю форму, обеспечивает необходимые гидродинамические характеристики и условия для работы устройств, размещаемых снаружи. К их числу относятся: движительно-рулевые комплексы, устройства манипуляторов, светильники, телевизоры и научная аппаратура. В легком корпусе размещены балластные цистерны, системы гидравлики, система воздуха высокого давления, в килевой части - аккумуляторные батареи, твердый балласт и, при необходимости, гайдропное устройство. Для аварийного всплытия ПА может сбросить твердый балласт, аккумуляторные батареи и часть оборудования. Архитектура легкого корпуса ПА зависит от его назначения и необходимости выполнения им специфичных операций. Если ПА построен по типу батискафа, то в легком корпусе размещаются легковесный заполнитель и система регулирования плавучести. Если ПА построен с целью проведения спасательных или водолазных работ (см. Спасательный подводный аппарат, Водолазный подводный аппарат), то в килевой части легкого корпуса размещаются стыковочные устройства и шлюзовые камеры. В последнее время создаются специализированные ПА с буровыми установками. На некоторых ПА имеются всплывающие рубки для аварийного спасения экипажа. ПА, предназначенные только для доставки аквалангистов (водолазов) в полном снаряжении к месту работ в подводном положении (подводный аппарат-транспортировщик), не имеет прочного корпуса. Применение обитаемых ПА разнообразно: научные исследования, сбор образцов грунта, обследование затонувших объектов, спасение экипажей затонувших подводных судов, доставка водолазов к месту работы с выходом их на глубине или переходом в подводные лаборатории либо монтажные камеры нефтегазовых установок. Скорости ПА 6-12 км/ч. Автономность в основном 8- 12 ч, создаются ПА с автономностью 2-4 недели В настоящее время правила проектирования обитаемых ПА регламентированы многими классификационными обществами мира (Американское бюро судоходства, Германское Ллойд, французское и норвежское Бюро Веритас и др.). Необитаемые ПА - в основном привязные, буксируемые или самоходные, управляемые дистанционно по кабель-тросу с пульта, расположенного на судне-носителе. Двигаются в толще воды или по дну. Оснащены научной и телевизионной аппаратурой, светильниками, системами стабилизации глубины, манипуляторами (при необходимости), а также навигационной системой, связанной с навигационной системой судна-носителя. Самоходные необитаемые ПА имеют движительно-рулевые комплексы. По кабель-тросу осуществляется подача электроэнергии с судна-носителя, а также научная, навигационная и телевизионная связь, необходимая для дистанционного управления. Основные области применения: научно-исследовательские, поисковые работы, простейшие монтажно-демонтажные и ремонтные работы на нефтяных и газовых подводная установках. Автономные необитаемые ПА - дрейфующие или самоходные - управляются автоматически по заданной программе. Могут использоваться в толще воды и на дне в научно-исследовательских целях. Применение их пока незначительно. (См. также Автономный обитаемый подводный аппарат, Буксируемый подводный аппарат, Спортивно-туристский подводный аппарат.)

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.

  • ПЛЯЖ
  • ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ-АВТОМАТ

Смотреть что такое "ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА)" в других словарях:

  • Подводный аппарат —         (a. submarine unit; н. Unterwassergerat; ф. appareil sous marin; и. equipo submarino) судно или техн. устройство, перемещающееся в толще воды и (или) по дну и используемое для науч. исследований, поисковых и аварийно спасательных операций …   Геологическая энциклопедия

  • ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ — ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, небольшое судно для подводных исследований и подводных работ. Современные подводные аппараты произошли от простых устройств. Водолазные колокола были приспособлениями с открытым дном, в которых людей погружали в воду.… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ — ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, обитаемое или необитаемое сооружение для подводных наблюдений, исследований, поисковых работ и т.п. Различают подводные аппараты: автономного плавания, в том числе самоходные (например, батискафы, спортивно туристские,… …   Современная энциклопедия

  • Подводный аппарат — обитаемое или необитаемое техническое средство, предназначенное для проведения различных работ и исследований под водой. Способен погружаться на большие глубины, обладает достаточной автономностью и маневренностью и оснащен комплексом аппаратуры… …   Морской словарь

  • подводный аппарат — Плавучее средство для погружения в глубины моря или озера в научных или спортивных целях, может быть необитаемым или обитаемым, автономным или управляемым извне …   Словарь по географии

  • Подводный аппарат — ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, обитаемое или необитаемое сооружение для подводных наблюдений, исследований, поисковых работ и т.п. Различают подводные аппараты: автономного плавания, в том числе самоходные (например, батискафы, спортивно туристские,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Подводный аппарат — Батискаф «Триест» Подводный аппарат (англ. Submersible) небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные… …   Википедия

  • ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ — подводное судно, как правило, небольших размеров, предназнач. для выполнения науч. исследований, поисковых работ и рабочих операций, связанных с подъёмом затонувших предметов, эксплуатацией подводных скважин, трубопроводов и т. п. П. а. различают …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • подводный аппарат — прочная, герметичная камера, обычно небольших размеров, оснащённая техническими средствами для проведения научных исследований, поиска, выполнения подводных работ и других задач во взаимодействии с обеспечивающим судном носителем. В зависимости… …   Энциклопедия техники

  • ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ-АВТОМАТ — Необитаемый автономный самоходный или дрейфующий подводный аппарат, управляемый автоматически по жестко заданной программе или дистанционно по гидроакустическому каналу с судна базы подводных исследований. Может использоваться в толще воды или на …   Морской энциклопедический справочник

Книги

  • Звезда КЭЦ. Прыжок в ничто. Небесный гость, Беляев Александр Романович. Отправляясь вместе с любимой девушкой в погоню за таинственным Палеем, молодой биолог Артемьев и не подозревал, что путешествие приведет его… за пределы Земли. В обстановке строжайшей… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Пиранья. Флибустьерские волны, Александр Бушков. На берегах Карибского моря под видом авантюриста-кладоискателя, затесался капитан третьего ранга Кирилл Мазур со своими спутниками, не знающими жалости ни к себе, ни к врагу. Им приказано… Подробнее  Купить за 90 руб электронная книга
  • Пиранья. Звезда на волнах, Александр Бушков. На берегах Карибского моря под видом авантюриста-кладоискателя, затесался капитан третьего ранга Кирилл Мазур со своими спутниками, не знающими жалости ни к себе, ни к врагу. Им приказано… Подробнее  Купить за 90 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (ПА)» >>

sea_enc_reference.academic.ru