Многоцелевые российские ядерные подводные лодки «Ясень». Подводная лодка ясень википедия


Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — WiKi

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания[12]. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания[13]. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию[1]. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России[14].

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М»[15]. От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности[16]. Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий[17]. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году[18].

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М»[19]. Ввод в строй ожидается в 2019 году.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года[20][21].

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года[22][23][24].

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года[25].

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года[26].

На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года[27].

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж[28]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме[29].

ru-wiki.org

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — википедия фото

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания[12]. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания[13]. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию[1]. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России[14].

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М»[15]. От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности[16]. Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий[17]. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году[18].

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М»[19]. Ввод в строй ожидается в 2019 году.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года[20][21].

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года[22][23][24].

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года[25].

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года[26].

На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года[27].

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж[28]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме[29].

org-wikipediya.ru

технические характеристики АПЛ Северодвинск и Казань, описание конструкции

Не так давно военно-морской флот Российской Федерации пополнился подводными лодками проекта «Ясень». С верфей Северодвинска сошло четыре субмарины проекта 885М, а 19 марта 2015 года заложена еще две лодки проекта «Ясень-М», получившая имя «Архангельск» и «Пермь». Именно эти подводные ракетоносцы сегодня служат щитом нашей Родины от агрессии извне.

Оснащённые новейшим оборудованием и вооружением, имея высокую скорость и скрытность при действии на глубине – даже эта четверка ракетоносцев способна своими действиями остановить войну или наоборот, стереть с лица земли корабельную группу или флот средних размеров. Кроме этого многоцелевые подводные лодки этого проекта на равных могут бороться и с субмаринами противника.

Содержание статьи

История создания

Подводные лодки проекта 885, «Ясень» представляли собой серию атомных крейсеров – ракетоносцев, обладающих повышенными характеристиками скрытности при действии на глубинах, широким ассортиментом торпедно-ракетного вооружения которое позволило бы нанести ракетный удар по территории страны-агрессора, либо атаковать крупные корабельные группы вероятного противника с использованием атомного оружия.

атомная подводная лодка проекта 885

Движителем субмарины должна была служить энергия атома, заключённая в водо-водяном реакторе. Новая атомная подводная лодка, вошедшая в проект 885, была зашифрована под кодовым названием «Ясень», подводная лодка типа «Гранай» по классификации НАТО.

К работе над проектом приступили в конце 80-х годов прошлого века. Над «Ясенем» трудились лучшие конструкторские бюро страны. И был получен соответствующий результат.

АПЛ типа «Ясень» и на сегодняшний день, спустя 40 лет после начала разработки, представляют собой грозную силу, не уступающую, а в ряде случаев и превосходящую подводный флот противника. Проект подводных лодок 885, «Ясень», получивший литеру «М» представлял собой подводные лодки с обновлённой начинкой, улучшены были практически все характеристики крейсера.

Первая субмарина серии, получившая имя «Северодвинск» заложена в конце 1993 года.

Постройка подводного крейсера неоднократно замораживалась, были перебои с финансированием, с поставкой ресурсов и материалов. В итоге в 1996 году проект заморозили.

Но в 2003 году все работы были возобновлены, конструкция крейсера восстановлена, улучшена, и в июле 2010 года АПКр «Северодвинск» вошёл в состав российского подводного флота. Это первая и единственная подводная лодка 885 проекта, остальные корабли строились по теме «Ясень-М», или пр. 885МАПКр «Казань» вторая подводная лодка этого проекта, работы начаты в 2009 году.

В 2013 году был заложен «Новосибирск», очередной ракетоносец проекта «Ясень-М». Следующая субмарина получила имя «Красноярск», в 2015 заложен «Архангельск» и последней была заложена подводная лодка проекта 885М – «Пермь».

Предполагается довести количество кораблей серии 885 до 7-8 единиц, дополнительно к ним разработать и произвести не менее 20 глубоководных ракетоносцев проекта 885М поколения 4++, которые на голову должны превосходить имеющиеся субмарины в составе флотов «вероятного друга».

Описание конструкции

В отличие от более ранних лодок, проект 885 имеет полуторакорпусную конструкцию. Практически роль лёгкого корпуса выполняют обтекатели носовой и кормовой части, а также ограждение боевой рубки и надстройки. Внутри корпус разделён на ряд отсеков. Внесены изменения в размещение вооружения.

Классическая компоновка субмарин предполагает размещение торпедного вооружения в носовом отсеке подводной лодки, ракетное обычно размещается за рубкой. В АПЛ проекта «Ясень» торпедное вооружение размещено побортно, в средней части корпуса.

характеристика АПЛ "Северодвинск"

Трубы торпедных аппаратов размещены под углом к центральной плоскости лодки. Там же за ограждением выдвижных устройств размещены и пусковые ракетные шахты комплекса «Оникс».

Движителем АПКр является водо-водяной атомный реактор мощностью 200МВт. Размещённый в прочном корпусе он передаёт пар на генераторы, которые в свою очередь вырабатывают ток для гребных электродвигателей.

В свою очередь электродвигатели вращают многолопастные гребные винты, обеспечивая подводный ход лодки со скоростью до 31 узла. Кроме того электрогенераторы обеспечивают электричеством и все оборудование подводной лодки.

Подводная лодка из проекта 885 «Ясень» – новое слово в истории субмарин.

Ввиду своей универсальности и для снижения стоимости производства принята нетрадиционная компоновка. Для обеспечения скрытности под водой поверхность корпуса и рубки укрыта под шумопоглощающим резиноподобным покрытием.

Начинка лодки представлена наиболее современными средствами поиска и связи.

Особенности в характеристике АПЛ проекта 885:

  • полуторный корпус лодки;
  • расположение отсеков вооружения;
  • размещение в носовых отсеках аппаратуры контроля и слежения;
  • пониженная шумность;
  • широкий ассортимент ракетного и торпедного вооружения.

Для спасения экипажа в ограждении рубки установлена сферическая подъёмная спасательная капсула.

спасательная капсула АПЛ

В ней способен разместиться весь экипаж субмарины. Подобное устройство было использовано при спасении с АПЛ «Комсомолец», в 1989 году. Но в этом случае все ошибки предыдущего проекта были учтены и исправлены.

Оценка проекта

Данная модель подводных лодок, получила множество положительных отзывов от стран-конкурентов. Представители командования Королевского морского флота Великобритании, признали, что проект 885М «Ясень» не имеет аналогов и может сравниться лишь с американскими разработками в области ядерного подводного оборудования SeaWolf и Virginia, разработка которых была приостановлена по финансовым причинам.

Характеристики

Для понимания важности проекта, необходимо понять особенности его строения. Характеристика данной модели является базовой, при создании всех атомных подводных лодок.

Мощь и сила АПЛ проекта 885

Подлодка 885М «Ясень», обладает техническими характеристиками, которые превосходят АПЛ «Virginia».

 885М «Ясень»АПЛ типа "Virginia"
Особенности корабляМПЛАРКМПЛАТАРК
Надводная скорость (в узлах)1625
Глубинная скорость (в узлах)3135
Оптимальное глубина погружения (в метрах)520250
Максимальное глубина погружения (в метрах)600488
Плавание в автономном режиме (сутки)10090
Вместимость (человек)64От 100 до 120
Разрешение водоизмещения над водой (в тоннах)8 6007800
Разрешение водоизмещения под водой (в тоннах)13 8007925
Максимальная длина (в метрах)139.2114,8
Максимальная ширина (в метрах)1310,5
Средне-допустимая осадка (в метрах)9.49,3
Установка силоваяВодо-водяной реактор ОК-650ВАтомный реактор типа GE S9G,
Минно-торпедное оборудование10 штук 533-мм торпедных установок (УСЭТ-80, могут использоваться любые торпеды и ракето-торпеды этого калибра)боезапас к ТА - 26 торпед Mk.48, Mk.46 и ПКР Harpoon
Ракетное вооружение8х4 ПУ Оникс, Калибр - Х-101 , в планах - X-10212 вертикальных ПУ КР Tomahawk, 4 533-мм ТА

Боевая информационная система управления «Округ», встроена в каждую субмарину 885М «Ясень». Это позволяет Центру управления вести контроль над состоянием подлодки, вооружением, указывать цели и передавать любую другую информацию.

Звукоподводная сеть передачи данных защищена, что позволяет соблюдать полную конфиденциальность.

Благодаря внедрению модификаций, АПЛ 885М «Ясень», намного превзошли самые современные разработки американских разработчиков субмарин-ракетоносцев. Таким образом, к 2020 году, военно-морской флот РФ будет обладать самыми внушительными АПЛ в мире.

Видео

warbook.club

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — википедия орг

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания[12]. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания[13]. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию[1]. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России[14].

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М»[15]. От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности[16]. Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий[17]. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году[18].

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М»[19]. Ввод в строй ожидается в 2019 году.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года[20][21].

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года[22][23][24].

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года[25].

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года[26].

На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года[27].

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж[28]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме[29].

www-wikipediya.ru

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — Википедия РУ

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.

Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания[12]. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания[13]. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию[1]. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России[14].

Вторая подводная лодка — К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М»[15]. От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности[16]. Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий[17]. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году[18].

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М»[19]. Ввод в строй ожидается в 2019 году.

Четвёртая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года[20][21].

Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года[22][23][24].

Шестая подводная лодка — К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2016 года[25].

Седьмая подводная лодка — К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2017 года[26].

На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года[27].

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж[28]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме[29].

http-wikipediya.ru

Ядерная подводная лодка проекта 885 «Ясень»

АПЛ Северордвинск проект 885 Ясень Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.Ген. конструктор В. Н. ПяловВ. Н. Пялов

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть. АПЛ Ясень

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

АПЛ Ясень

Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 8 АПЛ подобного типа. АПЛ СеверодвинскАПЛ «Северодвинск»

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

КР КалибрКрылатая ракета «Калибр»

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Боевые возможности

Пуск крылатой ракеты с АПЛ СеверодвинскПуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Схема боевого применения КРСхема боевого применения крылатых ракет

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

www.techcult.ru

АПЛ «Ясень» для русского флота

АПЛ «Ясень» для русского флота

Создавать новый облик атомных подлодок 4-го поколения СССР начал одновременно с США в 1977 году. Предполагалось создать нескольких типов: противолодочный, многоцелевой, противоавианосной. Позднее ограничились работой над проектом единой многоцелевой подлодки, но способной решать самый широкий круг задач. Проектировщиком новой субмарины стало КБ «Малахит», имевшее на то время богатый опыт создания успешных многоцелевых АПЛ.

• Новая субмарина, созданная по проекту 885, получила секретный шифр «Ясень» (НАТО — «Gra-nay»). Закладка головного корабля под именем «Северодвинск» состоялась в конце 1993 г. в городе Северодвинске на предприятии Севмаш. Вскоре из-за недостаточного финансирования строительство замедлилось.

• Подлодки проекта 885 построены по одновальной схеме. Максимально прочный корпус из специальной стали. Благодаря особенностям конструкции лодка считается самой малошумной субмариной в кораблестроительной истории. По имеющимся сведениям, на корабле применен малошумный водометный движитель и также имеются два подруливающих устройства.

• Военные эксперты, как западные, так и отечественные сошлись во мнении, что АПЛ проекта 885 по уровню гидроакустической заметности находятся на одном уровне с американскими АПЛ «Си Вульф», обладая при этом большей универсальностью, чем американцы.

• Ядерную энергетическую установку субмарины класса «Ясень» относят к закрытым реакторам 4-го поколения, в которых используется интегральная компоновочная схема. Преимуществом подобной компоновки является локализация встроенного теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также полное отсутствие патрубков и трубопроводов значительного диаметра.

• Подобная схема предусматривает использование оборудования, которое обладает сверхвысокой надежностью. По утверждению ряда специалистов, новые уникальные корабельные реакторы смогут без дополнительной перезарядки служить гораздо большее время, чем применяются сейчас. Известно, что существующие сегодня энергетические установки обладают возможностью работать 25-30 лет. Иными словами, жизнь ядерного реактора сопоставима со сроком жизни самой подлодки.

Атомная подводная лодка «Северодвинск»

• Точная дата, когда подлодка «Северодвинск», головной корабль серии новых субмарин отправится сдавать «выпускные экзамены» в акватории Белого моря, заранее не афишируется, но и особого секрета из этого уже не делают. «Ожидайте известий во 2-ой половине августа», — заявили в администрации города Северодвинска, которая установила полное официальное шефство над боевым экипажем одноименного с городом корабля.

• В июле 2010 года АПРК «Северодвинск» спустили на воду для проведения достроечных работ и первых швартовных испытаний. Приведём основные ТТХ АПЛ проекта 885 «Ясень»:— длина максимальная — 120 метров;— ширина наибольшая — 15 метров;— осадка — 10 метров;— водоизмещение максимальное — 11800 тонн;— крейсерская скорость подводная — 30 морских узлов;— экипаж судна — 85 человек.

• Субмарина оборудована всплывающей спасательной камерой для всего экипажа. «Это первая многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, и достаточно символично, что она названа именем вашего прекрасного города», — сказал тогда, обращаясь к жителям Северодвинска, президент РФ Дмитрий Медведев, специально посетивший северную верфь для присутствия на церемонии спуска.

• Рекордный по длительности (почти 18 лет) срок строительства стал следствием небывалого и резкого сокращения оборонных госзаказов и краха научно-производственной кооперации непосредственно в военном кораблестроении. Добавились сюда и немало других значимых факторов как объективного, так и субъективного характера. Однако, как бы там ни было, современный корабль на плаву, необходимые достроечные работы завершены, боевой экипаж обучен. По словам Владимира Пялова, генконструктора СПМБМ «Малахит», готовность подводного крейсера оценивается примерно в 98,9 процента.

• Сейчас подходят к завершению комплексные швартовные испытания. Буквально вслед за этим последует первый выход в открытое море. И не просто лёгкая прогулка, а напряженная испытательная программа ходовых возможностей, рассчитанная на срок в два месяца. Столь долгое рождение первого «Ясеня», как указывают его создатели, связано не только с возникшими в стране экономическими трудностями, но и принципиально новыми вооружением и архитектурой субмарины.

• «Северодвинск» несет на борту мощный комплекс вооружения, в который входят сверхзвуковые крылатые баллистические ракеты «Оникс». Он совмещает в себе качества быстроходной и малозаметной торпедной АПЛ с боевыми возможностями ракетного крейсера, к которым относился погибший «Курск».

• В носовой оконечности подлодки расположены 533-мм и 650-мм торпедные аппараты. Из них могут выстреливаться телеуправляемые и самонаводящиеся по кильватерному следу торпеды, а также перспективные крылатые ракеты последнего поколения, способные поражать, как подводные и надводные цели, так и наземные.

• Также подлодка получила новейшие комплексы навигации и связи, оснащена принципиально новой и уникальной по своим характеристикам ядерной энергетической установкой. Наблюдатели отмечают, что «Северодвинск» отличается от предыдущих ракетных АПЛ, в том числе проектов 949А и 971, как по дальности поражающего действия вооружения имеющегося на борту, так и по размерам, и техническим возможностям.

• Учитывая эти показатели можно сделать вывод, что проект 885 «Ясень» не предназначен для модернизированной замены какой-либо предыдущей устаревшей серии, а по мере необходимости заполняет существующую «нишу» в подводной обороне государства. Такой крайне «нестандартный для русских» вариант подхода к собственной обороне весьма настораживает иностранных аналитиков.

• Западные эксперты предполагают, что подлодки класса «Ясень», оснащенные малозаметными, высокоточными крылатыми ракетами, смогут взять на себя значительную часть неядерного сдерживания, при этом оставаясь весьма серьезной угрозой для подлодок, транспортных и боевых кораблей противника.

• Экипаж подлодки «Северодвинск» был сформирован на базе 11 дивизии подводного Северного флота в 2005г., прошел обучение в специальном 270-м учебном центре ВМФ расположенном в Сосновом Бору. В октябре 2009 г. моряки, входящие в состав экипажа прибыли из Заполярья на базу в Северодвинск и уже восемнадцать месяцев вместе со сдаточной заводской командой готовят свою субмарину к вступлению в боевой состав российских ВМФ.

• Военно-морской флот России получит до 2020 года не менее 8 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Северодвинск» (проект 885, шифр «Ясень»), сообщило в пятницу, 12 августа, «РИА Новости» со ссылкой на главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого.

/Сергей Вознесенский, topwar.ru/

army-news.ru