Подводная лодка С-189 (32 фото). Подводная лодка с 189


Подводная лодка С-189 - Прогулки с дилетантом

Удивительные есть в нашей стране музеи. У берегов Васильевского острова в Санкт-Петербурге пришвартована подводная лодка, поднятая со дна, восстановленная, и превращённая в уникальный частный музей. Давайте спустимся в герметичные отсеки лодки С-189 и посмотрим, каково служилось советским подводникам 1950-х годов.

1. Васильевский остров, волны Большой Невы. Академия художеств и шпиль Петропавловского собора на горизонте.

2. Купола Успенского храма.

3. Фасад Горного института.

4. Прозерпина, вырываясь из объятий Плутона, немного раскрошила ему руку.

5. Знаменитый Балтийский завод и ледокол «Красин».

6. На противоположном берегу - круизные лайнеры и специальные суда.

7. Не менее знаменитые Адмиралтейские верфи.

8. Гигантский плавучий док.

9. Корпус строящейся подводной лодки.

10. Причал «Набережная Лейтенанта Шмидта».

11. Лебёдка на пассажирском терминале причала.

12. А вот и рубка подлодки С-189, с гордо поднятым российским флагом.

13. Через один из люков спускаемся в отсек.

14. С-189 относится к классу средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613. Лодки этого типа оснащались шестью торпедными аппаратами: 4 в носу и 2 на корме. Мы оказались в хвостовом торпедном отсеке, откуда и начнем осмотр.

15. Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы, всего было построено 215 штук.

16. Проект 613 был разработан на основе германской «электролодки» тип XXI.

17. Цельносварной прочный корпус подлодки разделен водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков.

18. Следующий - дизельный отсек.

19.

20.

21. За ним - электромоторный.

22.

23.

24. Далее - жилые помещения старшин.

25. Следующим отсеком идёт центральный пост.

26. Здесь расположены все основные органы управления.

27. И, разумеется, перископ.

28. Вид наверх, в рубку.

29. Пару слов об истории конкретно лодки С-189. Она была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года.

30. Выведена из состава флота в 1990 году, а в 1999 году затонула в Купеческой гавани Кронштадта, погрузившись на грунт у причала.

31. К счастью, С-189 крупно повезло. В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина она была поднята и отремонтирована в доке на Канонерском заводе. С 18 марта 2010 года она работает как частный музей.

32. А мы идем дальше и оказываемся в аккумуляторном и жилом отсеке. Этот отсек имеет сечение в виде вертикальной восьмёрки. В нижней части, большего диаметра, размещаются аккумуляторные батареи.

33. Каюта командира.

34. Радиорубки.

35. Акустический пост.

36.

37.

38.

39.

40. Газовый анализатор.

41. Камбуз.

42. И, конечно, гальюн.

43. Задвижка вентиляции для удаления нежелательных запахов.

44. Первый, третий и седьмой отсеки отделялись вогнутыми переборками, рассчитанными на давление в 10 атмосфер (что соответствует глубине 90 м).

45. Через одну такую переборку мы попадаем в носовой отсек - торпедный и отсек-убежище. Прямо над торпедами висят койки.

46. Кислородноизолирующий прибор.

47. Пульт 2Р-4 прибора управления торпедной стрельбой ПТУС-Л4-2.

48. Четыре торпедных аппарата в носовой части лодки.

49.

50. В носовом отсеке на стеллажах могло храниться до 6 запасных торпед.

51. Внутренность торпедного аппарата калибром 533 мм.

deletant.livejournal.com

История

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после второй мировой войны в мире. По классификации НАТО - Whiskey class.

Технический проект разработан ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") и утвержден Советским Правительством в августе 1948 года. Первая лодка 613 проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950 года и вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1950 по 1958 год подводных лодок проекта 613 было построено в СССР 215 единиц, а также в Китае (по советской лицензии) - 21 единица. Это первые подводные лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.

В ВМФ СССР подводные лодки 613 проекта несли службу на всех флотах. Их основное предназначение - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 1980-х годов в ВМФ СССР лодки проекта 613 несли боевое дежурство во всех морях и океанах, использовались для испытания нового вооружения, а также в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты, которые, в том числе, могли нести ракетное оружие.

Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 17 марта 1955 года "С-189"вошла в боевой состав ВМФ СССР. Этот день является корабельным праздником. 

В боевом составе флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года. За этот период "С-189" неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и на Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия в полигонах Ладожского озера. На "С-189" прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров. 

Подводная лодка неоднократно объявлялась "Отличным кораблем", награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1970 году за отличные показатели в боевой и политической подготовке занесена в Книгу Почета Ленинградской Военно-Морской базы. В октябре 1978 года впервые в истории ЛенВМБ принимала участие в состязательных торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок. "С-189" неоднократно участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

После исключения в 1990 году из состава флота, демонтажа оборудования и передачи в отдел фондового имущества поставлена в отстой для последующей утилизации. В 1998 году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой, и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта, погрузившись у 2-го причала на грунт. На подъем лодки у ЛенВМБ средств не было.

В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее "музейной". Однако их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, инициатива балтийских ветеранов-подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи ветерана ВМФ А.А.Артюшина,  взявшего на себя бремя организации финансирования проекта,  содействии заместителя командира ЛенВМБ по вооружению и эксплуатации Ю.И.Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В.Крамаренко и О.С.Салия в конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему "С-189" с грунта.

 После подъема лодку на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где она обрела второе рождение.Под надзором специалистов Российского Речного Регистра Канонерский судоремонтный завод выполнил работы по восстановлению корабля.

 В августе 2007 года после восстановления корпуса подводная лодка "С-189" отбуксирована на свое нынешнее место стоянки - к плавучему причалу Ленинградской военно-морской базы у набережной Лейтенанта Шмидта. Место стоянки «С-189» утверждено Главнокомандующим ВМФ РФ.

Затем два с лишним года ушло на восстановление внутреннего оборудования, придание отсекам первоначального вида. В это же время решалась и задача по организации на лодке  плавучего музея. 

Руководитель проекта по переоборудованию лодки, ныне Председатель Совета музея А.А.Артюшин, несмотря на многие организационные и технические сложности, смог осуществить с помощью заводских и военных специалистов восстановление оборудования, с установкой недостающих и вышедших из строя технических средств и вооружения. 

В феврале 2010 году в честь 55-летия "С-189" Почта Росси выпустила почтовую карточку, а 09 марта организовала спецгашение на борту подводной лодки.

20 марта 2010 года начало работу РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "МУЗЕЙ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "С-189", открыв посетителям доступ на борт.«С-189» является третьим плавучим кораблем-музеем Северной столицы (вместе с крейсером “Аврора” и ледоколом “Красин”).

В настоящее время деятельность музея включает, в том числе:

- Предоставлении возможности посещения Музея жителям и гостям нашего города.

- Предоставление возможности бесплатного посещения Музея ветеранами войны, труда и военной службы по приглашениям Музея.

- Предоставление возможности бесплатного посещения Музея для детей-сирот, воспитанников Нахимовского и Суворовского училищ, Кадетских Корпусов по заявкам руководителей учебных заведений.

- Проведение архивных изысканий с целью сохранения истории создания и службы подводных лодок 613 проекта в ВМФ СССР (по всем 215 единицам).

- Дальнейшее развитие экспозиции музея, поиск, приобретение, восстановление и установка на борту ПЛ «С-189» недостающих образцов техники.

 За восемь лет работы с 19 марта 2010 года наш Музей посетило более 75000 жителей и гостей Санкт-Петербурга, из них, бесплатно, более 5000 детей-сирот, воспитанников детских домов, Нахимовского, Суворовского училищ, Кадетских корпусов.

Кают-компания Музея стала традиционным местом встречи ветеранов ВМФ.

www.s-189.ru

Подводная лодка С-189 » Военное обозрение

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.В 1950 году на воду было спущена первая лодка нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной истории СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести.В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

3. В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

4. Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

5. Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодку

6. Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия.Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ ( ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.

7. На камбузе есть даже запасы вяленой воблы ....

8. Гальюн

9. Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

10. Переходим в пятый отсек - дизельный.

11. Управление камерами погружения

12. В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

13. Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

14. Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

15. Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

16. Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

17. Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

18. Внутри торпедного аппарата.Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

19. Коммуникации

20. Переборка между отсеками

21. В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

22. Койки располагаются прямо над торпедами.

23. Приборы управления рулями

24. Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

25. Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

26. Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

28. Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

29. Бесконечные сине-красные вентили

30. Перископ

31. Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

32. Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

topwar.ru

Подводная лодка С-189 (32 фото)

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.В 1950 году на воду было спущено первое судно нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной истории СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести. В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

Управление камерами погружения

Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодку

Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия. Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ ( ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.

На камбузе есть даже запасы вяленой воблы ....

Гальюн

Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

Переходим в пятый отсек - дизельный.

В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах. Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

Внутри торпедного аппарата. Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

Коммуникации

Переборка между отсеками

Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

Койки располагаются прямо над торпедами.

Приборы управления рулями

Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

Бесконечные сине-красные вентили

Перископ

Источник: aquatek-filips.livejournal.com

fishki.net

Музей "Подводная лодка С-189" в Санкт-Петербурге: история, отзывы, как добраться

Славный Санкт-Петербург богат музеями. Порой весьма необычными! Среди них есть музей-подводная лодка С-189. Это судно долгое время было действующим, побывало во множестве боевых походов. Именно эта подводная лодка С-189 участвовала на военном полигоне Ладожского озера в испытаниях нового оружия. Служила она верой и правдой с марта 1954 до 1990 года - более тридцати пяти лет. Тысячи моряков-подводников - офицеров, старшин, матросов - прошли службу на её борту. И сегодня подводная лодка С-189 работает, воспитывая подрастающее поколение в готовности защищать Родину.

подводная лодка с 189

Как получился музей

Это событие наверняка покажется тягостным даже далёкому от подводного флота человеку, когда судно, прослужившее тридцать пять лет, выходит из строя и становится на прикол, где медленно умирает, всеми забытое и заброшенное. Нет грустнее зрелища, чем кладбище кораблей...

Так произошло и в этот раз: подводная лодка С-189 умирала у причала порта Кронштадта целых девять лет. А в 1999 году окончательно потеряла плавучесть и затонула там же, в Купеческой гавани.

Так и осталась бы она на дне, если бы не счастливый для неё случай, который помог ей вернуться в жизнь и наполнил каюты и палубы людьми, которые больше никогда её не бросят. Подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге получила вторую жизнь, которую ей подарил бывший подводник Андрей Артюшин: он взял на себя все материальные затраты на ремонт и обустройство судна. Лодка была поднята со дна, поставлена в док Канонерского завода и постепенно обрела свой прежний боевой и суровый вид.

Набережная лейтенанта Шмидта

Подлодку капитально отремонтировали, восстановили интерьер, выхлопотали ей место на набережной лейтенанта Шмидта. И совсем недолго думали, что же делать с нею дальше. 18 марта 2010 года подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге стала частным музеем. Этот день можно считать вторым днём рождения, поэтому для новорождённой устроили настоящий праздник!

На первом же мероприятии состоялось торжественное гашение почтовой карты, где была изображена удивительная картина: подводная лодка С-189 на морском параде! Во всей красе её изобразил художник-маринист А. Заикин. Началась новая жизнь, которая уже ничем не напоминала то ужасное существование на приколе, когда лодку рвали на куски, разграбляя внутренности и воруя оборудование. Судно лишили плавучести ради лишнего килограмма металлолома - целых пять лет только небольшая часть рубки выглядывала из-под воды.

подводная лодка с 189 в санкт петербурге

Память

Музей открывался очень и очень долго: почти до самого конца уверенность в победе не была стопроцентной. Целый год ремонтировалась на Канонерском острове (Санкт-Петербург) музей-подводная лодка С-189. Фото процесса восстановления лучше никому не показывать - сердце кровью обливается... Но мало-помалу судно в порядок все же привели. Ещё год пришлось провести у достроечной стенки, где проходили работы по переоборудованию боевого судна в музей. Подводная лодка С-189 отзывы посетителей сейчас слышит только восторженные!

Правда, и гостей пустили на борт не сразу. В 2007 году был торжественно поднят флаг, что свидетельствовало об удивительных событиях, которые в нашей жизни ещё случаются. Но статус музея и своих первых посетителей только в 2010 году смогла получить подводная лодка С-189. Фото праздника можно показать всем - на счастье!

музей подводная лодка с 189

Как проходят экскурсии

В музее собралась команда, практически полностью состоящая из моряков-подводников, пусть и бывших, но настоящих профессионалов, хорошо знающих свое дело. Да и не только свое. Они знают всё, что пережила подводная лодка С-189, история ее звучит на экскурсиях. Да и сами экскурсии не похожи ни на какие другие. Во-первых, штатские находятся в полном распоряжении моряков-подводников и должны немедленно выполнять все поступающие команды. "Есть пройти к кассе и купить билет!" - отвечают гости, пусть и не с первого раза, но по-военному браво.

Это не экскурсия, а настоящее представление! Словно попадаешь в насыщенный морской романтикой военный быт. Спуститься гостям внутрь обязательно помогают, поскольку лазать по люкам привычно только подводникам. А внутри очень тесно! Потолки большинству людей не дают разогнуться по-настоящему. Все выступающие части наверху заботливо обмотаны чем-то мягким, и недаром такая предусмотрительность - многие благодарят за отсутствие синяков и шишек.

санкт петербург музей подводная лодка с 189 фото

Впечатления

Первым делом посетители попадают в торпедный отсек на корме, откуда начинается осмотр музея. Повезёт тем, кто выберет время в будний день, чтобы приобщиться к советскому подводному флоту. Как уже было сказано, внутри очень тесно, поэтому остаётся удивляться, как подводники могут действовать безошибочно быстро в боевых условиях. Даже когда на экскурсии десять человек - развернуться буквально негде.

А ведь подводная лодка С-189 спокойно вмещала пятьдесят шесть моряков, которые не сойдут через час на берег, не вдохнут свежего воздуха, не распрямятся и не потянут руки и ноги во все стороны! Они на подводной лодке жили и выполняли боевые задачи, долгими месяцами не видя сушу даже в перископ. Посетителям перископ показывают обязательно. Можно даже посмотреть, каким красивым Санкт-Петербург предстает перед глазами. Ещё одна причина посетить музей в будни: воскресными днями очередь на пирсе собирается очень и очень длинная.

подводная лодка с 189 фото

О проекте и торпедах

Об истории подводных лодок этого проекта гостям рассказывают на экскурсии. От экскурсовода мы узнаём, что С-189 - класс средних подводных лодок, с дизель-электрическим двигателем проекта 613, оснащенных торпедами - две на корме и четыре на носу. Их строительство велось до 1957 года, кстати, с 1950 года успели построить двести пятнадцать штук - это довольно внушительная цифра. Кстати, это самая массовая модель, лицензию на которую продали Китаю, где их построили более двадцати.

Цельносварной корпус кажется очень прочным. Многим становится интересно, как люди умудряются добывать металлолом? С тяжёлым сердцем экскурсоводы отвечают и на такие вопросы... Конечно, гораздо охотнее они рассказывают о проекте. Эти подводные лодки были проектированы с учётом технических решений, которые нашли немецкие конструкторы в своих последних и незавершённых моделей. Особенно это касается дизеля и его работы под водой. Всего отсеков на подлодке семь, осмотр начинается с последнего, на корме, где установлены торпеды.

Вооружение

Седьмой отсек служит убежищем, а дверь, ведущая в шестой, не рассчитана на большое давление. Сначала лодки такого типа вооружались артиллерийскими установками: 2М-8, 25-миллиметровым спаренным зенитным автоматом, позже - спаренным орудием, 50-миллиметровым СМ-24ЗИФ. Однако в 1956 году со всех лодок были сняты орудия, так как стали бесполезными и только добавляли лишний вес. Такая самооборона уже не помогала.

Проход из шестого отсека в пятый обустроен с настоящим переборчатым люком, который выдерживает 10 кг на каждый 1 см2. В пятом отсеке - дизели с Коломенского завода 37Д мощностью в 2000 лошадиных сил и компрессоры к ним. Почти такие же дизели стояли на тепловозах Packard. В первом отсеке целых четыре торпедных аппарата. Весь боекомплект составляет 10 боевых единиц, 4 из которых готовы уйти к цели, а 6 остаются в резерве. Интереснее торпед только 16 подвесных коек рядом. Матросы буквально жили на рабочих местах.

подводная лодка с 189 история

Про лодку

Во время экскурсии посетителей не покидает странное ощущение нереальности того мира, который остался за бортом. И кажется, что существует только море, только служба. Наверное, это потому, что во всех отсеках воссоздана реальная обстановка, в которой служили советские подводники. Именно такие лодки до конца 80-х годов ХХ века охраняли нашу страну на всех флотах. Эти суда - и разведчики, и минёры, но их главное предназначение - уничтожение транспортов и боевых кораблей противника.

Первая лодка проекта 613 была спущена на воду в 1950 году в Горьком, а через 4 года появилась С-189, единственно выжившая подводная лодка. Её строили на Балтийском заводе (в то время Судостроительный завод имени Орджоникидзе) менее полугода: в сентябре 1954 года она начала свою нелёгкую службу, которую выполняла вплоть до 1990 года. Тридцать пять лет в Балтийском море и Атлантическом океане она выполняла боевые задачи, много раз была названа лучшим кораблём, была награждена переходящим Красным знаменем обкома ВЛКСМ и занесена в Книгу Почёта. В 1978 году участвовала в торпедных стрельбах и отстрелялась точно в цель на отлично. Лодка побывала и на Неве, и на Химкинском водохранилище как украшение военно-морского парада. А потом всё закончилось...

Разные сведения

Этот музей поистине уникален. Посетители чувствуют необъяснимый трепет, когда попадают в этот грандиозный 18-метровый плавучий военно-исторический музей. Они сразу узнают столько нового, столько интересного, что голова идёт кругом. Хорошо, что военные сведения у экскурсоводов перемежаются интересными рассказами о длительных морских походах, забавными случаями из повседневной морской жизни, которая на суше кажется смешной или странной. Но не только об устройстве дизель-электрической подводной лодки узнает посетитель!

Например, хлеб. Тот самый, к которому мы все привыкли. Но привыкли мы к хлебу свежему. Как быть с этим в долгом плавании? Выручает спирт. Нет, не внутрь матроса! Хлеб пропитывался им для того, чтобы за многие месяцы боевого дежурства моряков буханку не подъела плесень. После пропитки его плотно заворачивали в целлофан. По мере надобности буханку нагревали на плите до тех пор, пока не испарится весь спирт. Посетители не верят, что после такой обработки изделия не теряют свои свойства - и вкусовые, и энергетические. Наверняка после экскурсии некоторые экскурсанты дома экспериментировали со спиртом и хлебом.

музей подводная лодка с 189 отзывы

И всё-таки ещё об оснащении

Посетителям покажут всё: все аккумуляторные батареи, все рации в рубке радиосвязи, все офицерские каюты и кают-компанию. Многим (особенно мужчинам всех возрастов) интересно радиоэлектронное оснащение: гидролокатор, станции шумопеленгования и обнаружения надводной цели.

Можно даже покомандовать в третьем отсеке на центральном командном пункте, где раньше располагались гидроакустики с радиометристами и штурман с перископом, откуда шло управление глубиной, курсом, всплытием, погружением. Здесь, на подводной лодке С-189, интересно всё - от гирокомпаса и торпедного аппарата до осушительного насоса и корабельных часов.

Нужная информация

Официально это учреждение культуры так и называется: музей "Подводная лодка С-189". Адрес его прост: набережная лейтенанта Шмидта, Ленинградская военно-морская база, плавучий причал, музей "Подводная лодка С-189". Как добраться до этого места, может подсказать любой местный житель. Сначала нужно приехать в Санкт-Петербург, например, поездом на Московский вокзал. Далее на метро до станции "Василеостровская", а затем на автобусе №1.

Если хочется одновременно посмотреть город, то садитесь на Невском проспекте на троллейбус №5, автобусы №27 и №22 и двигайтесь до площади Труда. Далее вас ждет приятнейшая прогулка через Благовещенский мост с выходом на набережную лейтенанта Шмидта. Касса работает до 18:00, а музей - до 19:00. В понедельник и вторник лучше не приезжать - в музее выходные дни. Всю необходимую информацию можно узнать на официальном сайте.

fb.ru

Подводная лодка С-189 - Жизнь в путешествиях

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.В 1950 году на воду было спущена первая лодка нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной истории СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Подводная лодка С-189

Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести.В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

Подводная лодка С-189

3. В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

Подводная лодка С-189

4. Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

Подводная лодка С-189

5. Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодку Подводная лодка С-189

6. Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия.Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ ( ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.Подводная лодка С-189

7. На камбузе есть даже запасы вяленой воблы ....

Подводная лодка С-189

8. Гальюн

Подводная лодка С-189

9. Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

Подводная лодка С-189

10. Переходим в пятый отсек - дизельный.

Подводная лодка С-189

11. Управление камерами погружения

Подводная лодка С-189

12. В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

Подводная лодка С-189

13. Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

Подводная лодка С-189

14. Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

Подводная лодка С-189

15. Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

Подводная лодка С-189

16. Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

Подводная лодка С-189

17. Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

Подводная лодка С-189

18. Внутри торпедного аппарата.Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

Подводная лодка С-189

19. Коммуникации

Подводная лодка С-189

20. Переборка между отсеками

Подводная лодка С-189

21. В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

Подводная лодка С-189

22. Койки располагаются прямо над торпедами.

Подводная лодка С-189

23. Приборы управления рулями

Подводная лодка С-189

24. Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

Подводная лодка С-189

25. Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

Подводная лодка С-189

26. Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

Подводная лодка С-189

27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

Подводная лодка С-189

28. Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

Подводная лодка С-189

29. Бесконечные сине-красные вентили

Подводная лодка С-189

30. Перископ

Подводная лодка С-189

31. Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

Подводная лодка С-189

32. Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

Подводная лодка С-189

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

aquatek-filips.livejournal.com

Подводная лодка С-189 - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...

Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.В 1950 году на воду было спущено первое судно нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной истории СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Подводная лодка С-189

Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести.В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

Подводная лодка С-189

3. В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

Подводная лодка С-189

4. Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

Подводная лодка С-189

5. Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодкуПодводная лодка С-189

6. Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия.Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ ( ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.Подводная лодка С-189

7. На камбузе есть даже запасы вяленой воблы ....

Подводная лодка С-189

8. Гальюн

Подводная лодка С-189

9. Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

Подводная лодка С-189

10. Переходим в пятый отсек - дизельный.

Подводная лодка С-189

11. Управление камерами погружения

Подводная лодка С-189

12. В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

Подводная лодка С-189

13. Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

Подводная лодка С-189

14. Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

Подводная лодка С-189

15. Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

Подводная лодка С-189

16. Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

Подводная лодка С-189

17. Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

Подводная лодка С-189

18. Внутри торпедного аппарата.Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

Подводная лодка С-189

19. Коммуникации

Подводная лодка С-189

20. Переборка между отсеками

Подводная лодка С-189

21. В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

Подводная лодка С-189

22. Койки располагаются прямо над торпедами.

Подводная лодка С-189

23. Приборы управления рулями

Подводная лодка С-189

24. Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

Подводная лодка С-189

25. Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

Подводная лодка С-189

26. Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

Подводная лодка С-189

27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

Подводная лодка С-189

28. Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

Подводная лодка С-189

29. Бесконечные сине-красные вентили

Подводная лодка С-189

30. Перископ

Подводная лодка С-189

31. Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

Подводная лодка С-189

32. Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

Подводная лодка С-189

p-i-f.livejournal.com