Атомная подводная лодка. Подводная лодка с 12


Погибшую в войну подлодку С-12 нашли в Финском заливе

Моряки Балтийского флота обнаружили в Финском заливе затонувшую подводную лодку времен Великой Отечественной войны.

Как сообщили ivbg.ru  в пресс-службе ЗВО, в ходе изучения офицерами Балтийского флота архивных документов были получены предположительные координаты места гибели советской подводной лодки «С-12» в Финском заливе в районе острова Большой Тютерс.

При обследовании дна в данном районе с применением современного поискового оборудования экипажем морского тральщика «Александр Обухов» на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка. При дополнительном осмотре объекта было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С».

Фото: пресс-служба ЗВО

Как отметили специалисты, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12.

В настоящее время планируется провести учения, в ходе которых при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки.

С-12 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис времён Второй мировой войны. Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года.

В сентябре-ноябре 1942 года лодка совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои девять торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt», ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache», он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, С-12 завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.

30 июля 1943 года С-12 отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

ivbg.ru

С-12 — WiKi

Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года под командованием В. А. Тураева.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года С-12 встретила в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте на прохождении испытаний. В 1941 году в поход не выходила. В сентябре-ноябре 1942 года совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои 9 торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt» (5959 брт), ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache» (6300 брт), он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, «Эска» завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.

В 1943 году Тураев был снят с должности командира, причём официальные причины — недостаточные знания, самоустранение от командования, хищения членами экипажа продовольствия[1], а фактической причиной историки называют конфликт с командиром бригады С. Б. Верховским, которого Тураев неоднократно критиковал за безграмотные действия[1]. 30 июля 1943 года С-12 под командованием А. А. Бащенко отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

29 июня 2018 года обнаружена в районе острова Большой Тютерс тральщиком балтийского флота «Александр Обухов» во время тестирования современного гидролокационного оборудования. Лодка лежит на глубине 70 метров на ровном киле, по результатам осмотра и сравнения ТТХ опознана как тип IX-бис. Анализ данных о гибели подводных лодок этого типа однозначно указывает на С-12. Планируется проведение учений Балтфлота, одной из целью которых будет окончательное опознание корабля.

ru-wiki.org

С-4 (подводная лодка) — Википедия

С-4 <th colspan="3" align="center">Shadowgraph S-56 submarine.svg <th colspan="3" align="center">История корабля</th> Основные характеристики Размеры <th colspan="3" align="center">Силовая установка</th> </tr><tr> <td colspan="3"> Дизель-электрическая
  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С</td>
Вооружение
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Либава, Ленинград
Спуск на воду 17 сентября 1936
Выведен из состава флота начало 1945
Современный статус потоплена
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1090 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-минное вооружение 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К
К:ВП: Статьи без изображений (тип: )К:ВП: Статьи без изображений (указано в Викиданных)

С-4 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. Заложена 3 января 1936 года на заводе № 189 под стапельным номером 277 и литерным обозначением «Н-4» как головная лодка серии IX-бис. Спущена на воду 17 сентября 1936 года, вступила в строй 27 ноября 1939 года под командованием Д. С. Абросимова (назначен в июле 1938 года).

Участвовала в советско-финляндской и Великой Отечественной войне: перебазирование флота из Таллина в Кронштадт 28-29.8.1941; совершила 6 боевых походов, потопила 4 (в том числе 10.8.1941 — «Кайя», 12.10.1944 — «Терра», 13.10.1944 — «Талата») судна и повредила транспорт «Райнтом».

История службы[править]

Советско-финская война[править]

В январе 1940 года С-4 совершила поход к берегам Швеции для наблюдения за шведским и финским флотами, однако из-за тяжёлых условий занять позицию не смогла. Вмёрзла в лёд, была освобождена канонерской лодкой «Красное знамя». 8 февраля прибыла в Либаву.

Великая Отечественная война[править]

23 июня 1941 года вышла из Усть-Двинска и заняла позицию в районе Мемеля. Имея с одной стороны множество контактов с надводными целями, а с другой — указание топить только крупные корабли, командир дважды отказывался от атаки. 27 июня «С-4» обнаружила подводную лодку, через некоторое время она была опознана как «Л-3». 9 июля «С-4» вернулась на базу на острове Саремаа.

10 августа 1941 года с дистанции 6 кабельтовых произвела торпедную атаку конвоя (1 танкер (3000 тонн), 1 транспорт, 2 вспомогательных судна, 3 тральщика, несколько сторожевых кораблей).[1] После выстрела торпед на мелководье лодка обозначила себя на поверхности, и командир принял решение лечь на грунт на глубине всего 20 м. Лодка подверглась бомбардировке 33 глубинными бомбами. После всплытия ночью у носа и кормы были обнаружены буи освещения. Из-за многочисленных повреждений (повреждена обшивка цистерн главного балласта, ограждение горизонтальных рулей, деформирован прочный корпус) лодка начала возвращение в базу. В вечерней сводке Совинформбюро от 14 августа было сообщено об уничтожении немецкого танкера водоизмещением 15 000 тонн. То, что лодке удалось всплыть, осмотреться и безнаказанно уйти, газета «Правда», в статье «Рейд отважных подводников» от 24 августа 1941 года, прокомментировала следующим образом:

Корма лодки медленно отрывается от грунта, но весь корабль не может всплыть. Нос как будто отяжелел, прирос к грунту. Командиры Брук и Рохмистров весь воздух посылают в носовую часть подводной лодки. Теперь все в порядке. Лодка быстро всплывает. Со звоном от­кинулся люк. На мостике мгновенно по­явились вооруженные подводники. Коман­дир смотрит по сторонам. Тихо. Вдали маячат силуэты фашистских кораблей, стоящие на якоре. Немцы не сомневались, что советская подводная лодка больше не увидит света. К утру они, очевидно, собирались доставить водолазов, чтобы проникнуть внутрь лодки, захватить кар­ты и документы. Но советские подводники перехитрили врага. Мотористы сразу дали полный ход, и лодка с максимальной скоростью дви­нулась в новый боевой поход.[2]

24 ноября лодка вышла на позицию к юго-западу от Виндавы. Точная судьба лодки неизвестна. По немецкой версии 4 января 1945 года немецкий миноносец Т-33 протаранил и потопил подводную лодку типа «С» в районе с координатами 55°01′05″ с. ш. 19°40′00″ в. д. / 55.01806° с. ш. 19.66667° в. д. / 55.01806; 19.66667 (G) (O).

Потопленные корабли[править]

Подтверждено потопление танкера "Терра" (1533 брт., 13.10.1944), а также потопление судна в результате атаки 12.10.1944. В качестве потопленного корабля указывается рыболовный траулер "Таунус" (218 брт.) или тральщик "М-3619".

Результаты ещё 2 атак нуждаются в подтверждении. Возможно, были потоплены танкер "Кайя" (3223 брт., 10.08.1941) и рыболовный траулер "Золлинг" (260 брт., 20.10.1944).

Поиски подводной лодки[править]

На лето 2013 года запланированы поиски советской подводной лодки С-4. Их проведут сотрудники калининградского музея Мирового океана. По словам руководителя направления подводной археологии музея Д. Мамонтова, ранее сотрудники МЧС проводили исследование подводного дна в районе Балтийска при помощи гидролокатора и получили снимки, на которых есть объект, напоминающий подводную лодку[3].

В районе мыса Таран обнаружена затонувшая субмарина времен войны, подводная лодка была обнаружена при обследовании морского дна на глубине 70 метров. При её дополнительном осмотре с помощью подводных телеуправляемых аппаратов и последующем сравнении полученных данных с  характеристиками советских подводных лодок было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам  серии «С». Как отмечают в управлении поисковых и  работ БФ, отсутствие данных о других подводных лодках, затонувших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о том, что найдена именно она.

В 2014 году лодка была идентифицирована. youtu.be/FDc196wF3FE

  • Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.
  • Чирва Е. В. Подводная война на Балтике. 1939—1945 .-М.: Яуза, Эксмо, 2009.

wp.wiki-wiki.ru

Атомная подводная лодка Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «ПЛА», которая имеет и другие значения: см. ПЛА (значения). Для этого термина существует аббревиатура «АПЛ», которая имеет и другие значения: см. АПЛ (значения). Первая в мире атомная подводная лодка USS «Nautilus» (SSN-571) на ходовых испытаниях

Атомная подводная лодка (АПЛ, ПЛА) — подводная лодка с ядерной силовой установкой.

История[ | код]

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус» (англ. USS Nautilus), и она была спущена на воду 21 января 1954 года[1][2][3].

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность[4]. Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс[5].

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой[1].

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР.

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер — 401.

Особняком стоит Франция, которая начала строить АПЛ примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между проведением обслуживания — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.

Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1954 году — USS Nautilus, и в СССР в 1958 году — К-3 «Ленинский комсомол».

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101).

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611), причё

ru-wiki.ru

Не каждая подлодка могла похвастаться столькими «…: mikle1

Не каждая подлодка могла похвастаться столькими «приключениями» за один выход в море. С-12 Василия Тураева вернулась на базу, несмотря на вражеские бомбёжки, многочисленные поломки и подрывы. Однако осенний поход 42-го примечателен не только поэтому: за время плавания субмарина вписала несколько рекордов в историю той войны.

Режим «Тишина»

11 ноября 1942 года. Субмарина С-12 медленно ползёт в глубине финского залива на восток. Домой.

На борту строгий режим тишины: переборки задраены, переход из отсека в отсек разрешён со строгими ограничениями, только при смене вахты. Большинство приборов и механизмов выключены. Работает один электродвигатель на малый ход, а в центральном посту тихо шуршат лаг и гирокомпас.

Нельзя откачивать воду из трюмов, нельзя включать дифферентовочную помпу, нельзя создавать ни малейшего шума… противник всегда рядом. Акустик периодически докладывает о далёких шумах. Но обольщаться не стоит: враг может лежать в дрейфе прямо над головой, вслушиваясь в глубину.

Замереть должны не только механизмы, но и люди. Все, кто не стоит вахту, отдыхают лёжа. На лодке дефицит двух жизненно важных ресурсов: воздуха и электричества. Жёсткая экономия этих ресурсов — суровая необходимость.

Лишь ночью лодка всплывает на несколько часов. Чтобы проветрить помещения, зарядить батареи, пополнить запасы сжатого воздуха, осушить трюмы и постараться определить по звёздам своё местоположение, ежеминутно ожидая появления противника. Но до ночи ещё надо дожить.

Подводная лодка типа «С»

Главный враг советских подводников в Финском заливе — даже не самолёты и надводные корабли. Это мины, с которыми они живут в одной подводной среде.

Тысячи мин всех типов усеяли залив вдоль и поперёк. Проход между ними становится вопросом скорее удачи, нежели мастерства.

Командир С-12 Василий Тураев практически всё время проводит в центральном посту. Он не молод — старше большинства командиров подлодок на пять-семь лет. Сын бедняка, добившийся всего своим умом и упорством. Выпускник военно-морской академии, убеждённый подводник, он сам попросился на «большую» лодку, отказавшись от должности командира соединения.

Тураев переходит в соседний отсек. Там его со стармехом ждёт горячий чай. Да какой чай — чай давно вышел… кипяток, едва окрашенный спитой заваркой.

Внезапно лодку сотрясает оглушительный взрыв, вжимающий её в морское дно. Всё летит кувырком, освещение гаснет, двигатели встают… Сквозь пронзительную тишину слышно только как хлещет вода, поступающая в корпус корабля.

Блокадная зима

Кампанию 41 года С-12 и её командир пропустили: в июне лодка только готовилась к испытаниям. А с катастрофическим началом войны было не до боевой подготовки нового корабля. Всю зиму субмарина простояла вмерзшей в лёд Невы.

В условиях всё уменьшавшихся пайков, постоянных бомбёжек Ленинграда, тяжёлых фронтовых сводок и неуверенности — выстоит ли город? — многие не выдерживали и начинали искать забвения на дне стакана. Не стал исключением и сам Тураев.

Экипаж С-12 распадался на глазах. Всё это закончилось закономерным разносом от начальства.

За «недисциплинированность, извращение дисциплинарной практики и пьянство» Тураева понизили в звании: с капитана 3-го ранга до капитан‑лейтенанта.

Весной 42-го лодка приступила к боевой подготовке. Однако в осаждённом городе единственным «полигоном», которым могли воспользоваться подводники, был глубоководный кусок Невы в районе Охтинского моста, в шутку прозванный «Охтинским морем». Там моряки отрабатывали простейшие упражнения.

Василий Андрианович Тураев у перископа в боевой рубке

В свой первый боевой поход С-12 отправилась в середине сентября 42 года c условно готовым экипажем. Ожидалось, что поход будет коротким: зима близко.

Рекордный поход

«Прелести» прорыва через проложенные немцами и финнами противолодочные рубежи Тураев и его команда ощутили сполна и сразу.

Ещё в самом начале поход мог закончится из-за внезапной атаки финского самолёта (кстати, это был трофейный советский бомбардировщик «СБ»). Точно сбросив глубинные бомбы, он вызвал надводную команду «охотников». Однако С-12 повезло: охотники решили, что имеют дело с возвращающейся лодкой. Они начали искать субмарину в восточном направлении, пока Тураев медленно уводил её на запад.

Потом — из-за ошибки экипажа, неверно оценившего последствия бомбёжки, — вспыхнула аккумуляторная батарея.

Ещё одним «приключением» стало застревание корабля в неизвестном подводном препятствии. Вероятно, в обломках затонувшего в 1941 году советского гидрографического судна «Азимут». Пока С-12 шумно пыталась освободиться, «на огонёк» успели финские и немецкие сторожевики. Тураеву удалось задним ходом выбраться из плена и спрятать лодку в подводном каньоне. В результате большинство обрушившихся глубинных бомб разорвалось над ней.Даже после прорыва в большую Балтику лодку продолжали преследовать неудачи, поломки и промахи.

Когда в перископ Тураева вплыла редчайшая цель — немецкий броненосец «Шлезиен» — атаковать не удалось: заклинили крышки кормовых торпедных аппаратов. Затем несколько атак сорвались из-за плохой подготовки экипажа: подводники не успевали выпускать торпеды и не могли удерживать лодку на перископной глубине.

Продолжались и технические отказы. Самым серьёзным стал выход из строя обоих компрессоров. Больше суток С-12 не могла ни погружаться, ни всплывать.

То, что корабль вообще держался на плаву, в немалой степени было заслугой прикомандированного на лодку дивизионного инженер-механика Виктора Коржа. Весь поход проводя ремонтные работы на коленке, он совершал невероятные чудеса, которые считались в принципе невозможными в полевых условиях.

Тураев, несмотря на все проблемы, упорно возвращался на позицию и просил командование продлить поход.

Удача улыбнулась ему дважды в конце октября. Торпеды С-12 повредили два крупных немецких транспорта («Мальгаш» и «Сабина Ховальд») из перехваченных конвоев. Причём по «Сабине Ховальд» Тураев попал торпедой с 14 кабельтовых (более 2500 м) — что стало самым дальним успешным выстрелом отечественных подводников в ту войну.

К сожалению, из-за малых глубин и близости портов неприятельские суда не погибли. После продолжительного ремонта немцы снова ввели их в строй.

Транспорт «Мальгаш» после попадания торпеды С-12

В обратный путь лодка пошла только восьмого ноября. К этому времени на ней заканчивалось всё, включая продукты и топливо. Моряки в прямом смысле слова затягивали пояса потуже.

Возвращение

Когда прогремел взрыв, С-12 возвращалась на базу. Подлодка задела противотральную трубку мины и едва уцелела — рвануло в 20 метрах над ней.

Экипаж, поднаторевший в аварийных ситуациях во время похода, быстро дал ход и уменьшил поступление воды. Меньше чем через час после подрыва С-12 подверглась бомбардировке финским самолётом. Бомбардировщик заметил на поверхности воды масляный след, который оставляла непрерывно откачивающая за борт воду лодка.

Со вторым взрывом сильно повезло: перекошенные люки и клапаны, из которых и поступала вода, встали от нового сотрясения на место.

Уже после похода на прочном корпусе нашли 13 прогибов от всех перенесённых взрывов, а с верхней палубы собрали два ведра мелких осколков глубинных бомб и верхнюю часть морской мины.

С-12 вернулась в Ленинград 18 ноября 1942 года, когда по корпусу идущей лодки уже скрёб битый лёд.

Её 62-суточный поход стал абсолютным рекордом длительности среди боевых походов наших субмарин в Великую Отечественную.

https://warhead.su/2018/03/21/prokachat-ekipazh-rekordnyy-pohod-podlodki-vasiliya-turaeva?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=warhead_lal&utm_content=prokachat-ekipazh-rekordnyy-pohod-podlodki-vasiliya-turaeva&utm_term=www.kurier.lt&utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=warhead-lal&utm_term=www.kurier.lt

mikle1.livejournal.com