Атомный «Тайфун»: как не имеющая аналогов подлодка держала в страхе Запад. Подлодка тайфун


Самая большая подводная лодка в мире (32 фото)

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой».

Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“. Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас».

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер—проект 941 (шифр «Акула») — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта — «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека — торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков —19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус — из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин — в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу — ПЛАРБ типа «Огайо».

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10—12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение — SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина — 16,0м, диаметр корпуса — 2,4 м, стартовая масса — 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога — «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект — 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. — ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта — К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

Самая большая подводная лодка в мире (32 фото)

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Самая большая подводная лодка в мире (32 фото)

Интересные факты :

Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»

За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году

Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса

Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Самая большая подводная лодка в мире (32 фото)

Другие статьи:

nlo-mir.ru

как не имеющая аналогов подлодка держала в страхе Запад

Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 типа «Тайфун» – прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» – идет в Санкт-Петербург. Корабль, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса примет участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для гиганта станет военно-морская база Кронштадт.

 

«Дмитрий Донской» – последний корабль 941-го проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. АПЛ решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С ее борта проводились практически все испытательные пуски новейшей морской баллистической ракеты «Булава». Кроме того, «Дмитрий Донской» привлекается к испытаниям новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955-го и 885-го проектов типа «Борей» и «Ясень».

 

Роман «Охота за «Красным Октябрем» появился в 1984 году. В то время головной «Тайфун» только поступил на вооружение Северного флота. Его облик был строго засекречен. СССР построил лодку, не имеющую аналогов как по боевым возможностям, так и по составу вооружения. Но, несмотря на секретность, снимок «Тайфуна» в сдаточном доке попал в английский журнал Jane’s Defence. Сделала его якобы крановщица Северодвинского машиностроительного предприятия. КГБ вычислило ее по ракурсу, с которого был снят секретный объект. Так взорвалась «бомба».

 

 

Вряд ли, работая над романом, Клэнси знал о существование лодки 941-го проекта. Главный герой его произведения – советский командир подлодки «Красный Октябрь» Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) по сюжету принимает решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Но появление снимка придало и роману, и фильму особую остроту.

 

ТК-208 и сегодня будоражит сознание своими размерами. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина – 173 м, ширина – 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю КамАЗ. В его носовой части размещаются 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon.

 

 

Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся пять прочных корпусов. В них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное – каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира. Между двумя главными корпусами – пусковые шахты баллистических ракет. В носовой части лодки расположены шесть торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины.

 

 

Но, пожалуй, главным и самым неприятным для Запада открытием стало то, что в отличие от всех других советских АПЛ «Тайфун» мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед, создавая полынью, и тем самым выдавать свое местонахождение. «Тайфуну» она была не нужна. Заняв боевое положение и получив сигнал на применения оружия, экипаж производил пуск ракет. Но перед тем как стартовать, первыми к поверхности устремлялись реактивные снаряды, разбивавшие многометровый лед, и только следом за ними стартовали баллистические ракеты.

 

Из-за этой особенности 941-й проект нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара. Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте «Тайфун» невзлюбили, презрительно обозвав его «водовозом». По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) 941-й проект  проигрывал другой стратегической АПЛ проекта 667 БДРМ. При практически равных боевых возможностях он был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1-го ранга, а на «Тайфуне» – контр-адмирал.

 

Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и «Тайфуны». В настоящее время из шести субмарин только «Дмитрий Донской» находится в боевом составе как экспериментальная лодка. Два ракетоносца, «Архангельск» и «Северсталь», стоят у пирса Северодвинского машиностроительного предприятия в ожидании решения своей судьбы.

 

 

Первоначально их планировали порезать, как и другие корабли этого проекта, на металлолом в рамках российско-американского договора СНВ-2. На «Архангельске» даже вырезали ракетные шахты. Он так и стоит с развороченной верхней палубой, чтобы пролетающие американские спутники могли видеть его беспомощность. «Северсталь» пока не трогают. По словам моряков, окончательного решение по судьбе кораблей нет. Поэтому, несмотря на нерешенный статус, на них продолжают нести службу. В экипажах надеются, что временная отсрочка на исполнение приговора может означать, что корабли снова вернут в строй. Судить об этом можно по тому, что ГРЦ имени Макеева, создававший твердотопливную РСМ-52, сейчас снова занялся морской ракетой.

 

В настоящее время предприятие завершает конструкторские работы по новой тяжелой баллистической ракете «Сармат». Она предназначена для замены сухопутных РС-20 «Воевода» и поступит на вооружение уже в следующем году. Тем не менее между РСМ-52 и «Сармат» есть нечто общее – система управления, созданная для сменщицы РСМ-52 – ракеты «Барк». В 90-х, когда принимались решения по СНВ, ее как раз создавали для вооружения «Тайфунов». Однако проект закрыли. Сегодня, как видится, не окончательно.  Вполне может оказаться, что «Сармат» сделают универсальным. То есть запускать его станут не только из шахты, но и из-под воды. Последнее в ГРЦ Макеева умеют делать как нигде лучше.

 

 

Межфлотский переход ТК-208 – первая и, возможно, последняя боевая служба корабля с 1995 года. Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга капитан 1-го ранга Игорь Курдин рассказал, что «Дмитрий Донской» – единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции. Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря корабль пройдет в Кронштадт в надводном положении, сообщил Курдин.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

social.tvzvezda.ru

Крупнейшая атомная подлодка России приближается к странам НАТО | Военное дело | ИноСМИ

Подводные лодки проекта «Тайфун» (по кодификации НАТО) — это советская серия самых больших атомных подлодок в мире. Однако из-за сокращения финансирования военной сферы после распада СССР было принято решение утилизировать 5 подлодок и оставить одну под названием «Дмитрий Донской».

Недавно российское издание «Известия» сообщило, что подводная лодка «Дмитрий Донской» пройдёт через Балтийское море в Санкт-Петербург. В связи с этим страны Североатлантического альянса обеспокоены тем, что Россия перебазирует мощнейшее ядерное вооружение на позиции в непосредственной близости к странам НАТО.

В Советском Союзе было построено множество подводных лодок. «Дмитрий Донской» считается одним из самых «устрашающих военных изобретений» в истории человечества. На данный момент Военно-морской флот России располагает только одной подлодкой данного типа, и находится она неподалёку от Мурманска.

Арктическая экспедиция "Кара-зима 2015"Popular Mechanics24.05.2017NRK06.04.2017The National Interest09.02.2017По данным российских СМИ, маршрут плавания подлодки «Дмитрий Донской» был утверждён лично Владимиром Путиным. Подводный крейсер пройдёт через Данию, Финляндию, Швецию. Конечным пунктом станет Санкт-Петербург, где в июне пройдёт празднование Дня Военно-морского флота.

Подлодки проекта «Тайфун» (он же «Акула») являются типичным продуктом времён холодной войны. Советский Союз планировал построить восемь подводных лодок, в итоге серию ограничили шестью кораблями. На данный момент в эксплуатации находится лишь одна подлодка серии ТК-208 «Дмитрий Донской».

Длина судна составляет 173 метра, что сопоставимо с высотой десятиэтажного здания. Боекомплект подлодки может достигать до двухсот ядерных боеголовок и включать в себя 20 межконтинентальных ядерных ракет. Мощность ракет в тротиловом эквиваленте в шесть раз превышает мощность сброшенной на Хиросиму атомной бомбы. Вооружения атомной подлодки вполне достаточно, чтобы уничтожить полностью одну страну.

Театр военных действий — Балтийское море

Зачем России нужно демонстрировать военную мощь в Балтийском море? Считается, что в Балтийском море — самая высокая плотность размещения европейской военной техники. У России в этом регионе располагаются две военно-воздушных базы и одна военно-морская. Страны НАТО также наращивают присутствие в регионе.

Недавно страны Североатлантического альянса проводили военные учения в Балтийском море с участием 40 единиц военно-морской техники из 14 стран. В то же время в Эстонии, находящейся вблизи от Санкт-Петербурга, НАТО провело крупномасштабные учения «Весенний шторм», в которых было задействовано около 9 тыс. военнослужащих.

История российского подводного флотаРИА Новости21.03.2011The National Interest08.12.2014Данные манёвры вызвали незамедлительную реакцию Москвы. ВМФ России провел ряд военно-морских и военно-воздушных учений, чтобы в случае возможного нападения нанести ответный удар. На данный момент Россия с Белоруссией проводят совместные учения по ведению войны с применением электронного оружия. Некоторые специалисты считают, что появление подлодки «Дмитрий Донской» в Балтийском море является ответом на действия НАТО.

«Подводный замок»

Во времена холодной войны подлодки проекта «Тайфун» («Акула») тайно курсировали в акватории стран НАТО, тогда около двухсот управляемых снарядов было направлено на Соединённые Штаты. Проект подводной лодки был разработан Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Первый подводный крейсер был введён в эксплуатацию в начале 1970-х годов во время острого противостояния СССР и США.

«Тайфун» считается самой большой подлодкой в мире. Основной целью проекта было осуществление политики «взаимного гарантированного уничтожения». На судне было установлено около 20 пусковых ракетных установок, баллистических ракет с дальностью запуска 8300 километров, что позволяет уничтожить цель в другой точке земного шара.

Корабль состоит из двух расположенных параллельно модулей, диаметр каждого из них 7,2 метра. Водонепроницаемых отсеков всего 19. Двойная структура корпуса исключает возможность повреждения подлодки, даже противолодочные ракеты не представляют угрозы для «железного монстра». Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и состоит из двух водно-водяных реакторов, общая мощность паровой турбины составляет 50 тысяч лошадиных сил. Подлодка обладает высокой маневренностью и практически бесшумна.

По мнению многих военных экспертов, «Тайфун» является настоящим «железным монстром», его надводное водоизмещение составляет 24 тысяч тонн, а подводное достигает 48 тысяч тонн. Стоит также отметить, что при проектировании данной подлодки уделялось особое внимание созданию комфортных условий для членов экипажа. Корабль оснащён комнатой отдыха, спортивным залом и даже бассейном.

Кроме того, «Независимое военное обозрение», основываясь на опыте российских военно-морских служащих, сообщает, что, несмотря на все преимущества, подлодки серии «Тайфун» больше не могут эксплуатироваться по назначению, так как их техническое оснащение сильно устарело.

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»Il Giornale01.11.2016Expressen08.11.2016Observador04.10.2016Преемниками «Тайфуна» считаются атомные подводные крейсеры «Борей» и «Ясень». Подлодки проекта 885 «Ясень», благодаря возможности комбинировать ракетное вооружение, способны выполнять широкий круг задач: уничтожение наземных объектов, надводных крейсеров, а также подлодок разного типа.

Катастрофическая нехватка средств

В СССР планировалось построить намного больше подлодок серии «Тайфун», но из-за финансовых проблем пришлось отказаться от этого проекта. К тому же срок службы крейсеров составляет 20-30 лет, и каждые 7-8 лет подлодкам требуется капитальный ремонт.

На данный момент ВМФ России утилизировал три корабля проекта «Тайфун», два корабля были переведены в резерв, а также была проведена реконструкция подлодки «Дмитрий Донской». Согласно имеющимся сведениям «Дмитрий Донской» был введён в эксплуатацию в 1981 году, в 1990 году началась модернизация корабля, но из-за нехватки средств, реконструкция затянулась на 11 лет. Только в 2000 году ВМФ России получил необходимые средства для завершения модернизации, и в 2002 году был проведён пробный запуск баллистических ракет нового типа.

Начиная с 1996 года, Россия начала разработку ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Борей», в то же время Министерство Обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса под твёрдотопливные баллистические ракеты «Булава». По подсчётам России, модернизация одного судна типа «Тайфун» обойдётся дороже, чем строительство двух атомных подлодок серии «Борей». В связи с этим ВМФ России принял решение оставить лишь одну подлодку проекта «Тайфун» для проведения пробных запусков ракет, испытаний.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

как не имеющая аналогов подлодка держала в страхе Запад

 Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 типа «Тайфун» – прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» – идет в Санкт-Петербург. Корабль, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса примет участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для гиганта станет военно-морская база Кронштадт.

 

«Дмитрий Донской» – последний корабль 941-го проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. АПЛ решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С ее борта проводились практически все испытательные пуски новейшей морской баллистической ракеты «Булава». Кроме того, «Дмитрий Донской» привлекается к испытаниям новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955-го и 885-го проектов типа «Борей» и «Ясень».

 

Роман «Охота за «Красным Октябрем» появился в 1984 году. В то время головной «Тайфун» только поступил на вооружение Северного флота. Его облик был строго засекречен. СССР построил лодку, не имеющую аналогов как по боевым возможностям, так и по составу вооружения. Но, несмотря на секретность, снимок «Тайфуна» в сдаточном доке попал в английский журнал Jane’s Defence. Сделала его якобы крановщица Северодвинского машиностроительного предприятия. КГБ вычислило ее по ракурсу, с которого был снят секретный объект. Так взорвалась «бомба».

 

 

Вряд ли, работая над романом, Кленси знал о существование лодки 941-го проекта. Главный герой его произведения – советский командир подлодки «Красный Октябрь» Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) по сюжету принимает решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Но появление снимка придало и роману, и фильму особую остроту.

 

ТК-208 и сегодня будоражит сознание своими размерами. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина – 173 м, ширина – 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю КамАЗ. В его носовой части размещаются 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon.

 

 

Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся пять прочных корпусов. В них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное – каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира. Между двумя главными корпусами – пусковые шахты баллистических ракет. В носовой части лодки расположены шесть торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины.

 

 

Но, пожалуй, главным и самым неприятным для Запада открытием стало то, что в отличие от всех других советских АПЛ «Тайфун» мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед, создавая полынью, и тем самым выдавать свое местонахождение. «Тайфуну» она был не нужна. Заняв боевое положение и получив сигнал на применения оружия, экипаж производил пуск ракет. Но перед тем как стартовать, первыми к поверхности устремлялись реактивные снаряды, разбивавшие многометровый лед, и только следом за ними стартовали баллистические ракеты.

 

Из-за этой особенности 941-й проект нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара. Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте «Тайфун» невзлюбили, презрительно обозвав его «водовозом». По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) 941-й проект  проигрывал другой стратегической АПЛ проекта 667 БДРМ. При практически равных боевых возможностях он был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1-го ранга, а на «Тайфуне» – контр-адмирал.

 

Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и «Тайфуны». В настоящее время из шести субмарин только «Дмитрий Донской» находится в боевом составе как экспериментальная лодка. Два ракетоносца, «Архангельск» и «Северсталь», стоят у пирса Северодвинского машиностроительного предприятия в ожидании решения своей судьбы.

 

 

Первоначально их планировали порезать, как и другие корабли этого проекта, на металлолом в рамках российско-американского договора СНВ-2. На «Архангельске» даже вырезали ракетные шахты. Он так и стоит с развороченной верхней палубой, чтобы пролетающие американские спутники могли видеть его беспомощность. «Северсталь» пока не трогают. По словам моряков, окончательного решение по судьбе кораблей нет. Поэтому, несмотря на нерешенный статус, на них продолжают нести службу. В экипажах надеются, что временная отсрочка на исполнение приговора может означать, что корабли снова вернут в строй. Судить об этом можно по тому, что ГРЦ имени Макеева, создававший твердотопливную РСМ-52, сейчас снова занялся морской ракетой.

 

В настоящее время предприятие завершает конструкторские работы по новой тяжелой баллистической ракете «Сармат». Она предназначена для замены сухопутных РС-20 «Воевода» и поступит на вооружение уже в следующем году. Тем не менее между РСМ-52 и «Сармат» есть нечто общее – система управления, созданная для сменщицы РСМ-52 – ракеты «Барк». В 90-х, когда принимались решения по СНВ, ее как раз создавали для вооружения «Тайфунов». Однако проект закрыли. Сегодня, как видится, не окончательно.  Вполне может оказаться, что «Сармат» сделают универсальным. То есть запускать его станут не только из шахты, но и из-под воды. Последнее в ГРЦ Макеева умеют делать как нигде лучше.

 

 

Межфлотский переход ТК-208 – первая и, возможно, последняя боевая служба корабля с 1995 года. Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга капитан 1-го ранга Игорь Курдин рассказал, что «Дмитрий Донской» – единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции. Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря корабль пройдет в Кронштадт в надводном положении, сообщил Курдин.

Автор: Дмитрий Литовкин

Фото: Минобороны России/ Владимир Астапкович/ РИА Новости/ Владимир Поршнев/ «ПО «Севмаш»/ sevmash.ru

tehnowar.ru

Подводная лодка Тайфун. Оружие и военная техника. Добавил Иван Ворошилов — VilingStore.net

Подводная лодка Тайфун фото

Подводная лодка Тайфун

Нам было чем гордиться! В 60 – 80 годы прошлого века светлые умы нашего отечества активно вели строительство подводных ракетоносцев для первого в мире государства победившего социализма. Была поставлена задача: к концу столетия сделать советский подводный флот самым мощным и грозным в мире.

Разрабатывалось множество титанических планов и среди них одно из первых мест занимал проект 941, по которому была создана подводная лодка класса "Тайфун".

Задача для этих монстров

ставилась одна – лежать на дне Ледовитого океана и ждать приказа на нанесение ядерного удара из-под толщи льда – удара способного решить исход III мировой войны.

Водоизмещение в подводном положении

составляет 270 тыс. тонн. При полностью выдвинутых механизмах высота крейсера не меньше, чем у типовой брежневской 9-этажки.

Огромные размеры

обуславливались нахождением на борту 20 межконтинентальных ракет, класса Р-39. Каждая ракета имела по 10 ядерных боеголовок. На момент появления подводной лодки "Тайфун" это были самые мощные баллистические ракеты, которые когда-либо запускались с бортов атомных подлодок. Трудно представить себе ту разрушительную мощь, которой обладала всего лишь одна подводная лодка класса "Тайфун". Две сотни ядерных боеголовок, каждая из которых сравнима по мощности с бомбой сброшенной на Хиросиму, 200 городов потенциального противника превращенные в радиоактивную пустыню… Кто мог противостоять такой убийственной силе? и ее печальный конец…

Всего было построено 6 подводных лодок "Тайфун".

Из них в строю находится только одна, получившая личное имя "Дмитрий Донской". Две лодки готовятся к утилизации, а три уже утилизированы. Наши лучшие "друзья" – американские демократы с удовольствием помогли порезать на металл самые грозные лодки на планете. Однако на темном горизонте появилась тонкая полоска света. Недавно принятая программа по модернизации ВМС России дает надежду, что не все еще потеряно, и все еще можно возродить. Благо потенциал, оставшийся от великой страны, позволяет это сделать.

Источник: http://www.seapeace.ru/submarines

vilingstore.net

Сверхмощный ядерный «Тайфун» идет на Балтику — Рамблер/новости

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

Самая большая в мире атомная подводная лодка проекта 941 типа «Тайфун» — ТК-208 «Дмитрий Донской» и тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий» перейдут с Северного на Балтийский флот. Поход тяжелых крейсеров намечен на лето этого года. Корабли должны принять участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для них станет военно-морская база Кронштадт. Как сообщили «Известиям» в Главном штабе Военно-морского флота, решение командования ВМФ о переходе крейсеров подготовлено. Однако оно должно быть утверждено Владимиром Путиным. Соответствующий указ планируется подписать в ближайший месяц, но только после уточнения стоимости перехода. Сейчас экипаж атомной субмарины уже начал подготовку к походу в Кронштадт. Международный военно-морской салон будет проходить в Санкт-Петербурге на территории комплексов «Ленэкспо» и «Морской вокзал» с 28 июня по 2 июля. Празднование Дня Военно-морского флота традиционно отмечается в последнее воскресенье июля. Как уверены организаторы мероприятий, присутствие самых больших кораблей российского ВМФ на обоих мероприятиях серьезно поднимет их статус. ТК-208 еще и один из самых уникальных российских боевых кораблей. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина 173 м, ширина 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю «КамАЗ». В его носовой части размещались 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon. Также субмарина стала главным героем бестселлера Тома Клэнси «Охота за »Красным октябрем». Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Петр Великий» — самый большой надводный корабль российского ВМФ. Его длина 250, а ширина 29 м. Главный конструктор крейсера Геннадий Старшинов рассказывал «Известиям», что внутри корабля более 1,5 тыс. помещений различного назначения. По количеству и площади это больше, чем в Эрмитаже. Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга, капитан 1 ранга Игорь Курдин рассказал «Известиям», что «Дмитрий Донской» — единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции. — Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря «Дмитрий Донской» пройдет в Кронштадт в надводном положении, — пояснил Игорь Курдин. — В свое время Россия в одностороннем порядке признала Балтийское море безъядерной зоной. Поэтому прохождение через Балтику атомных крейсеров должно быть согласовано со всеми странами региона. Насколько я знаю, этот вопрос уже решен. «Дмитрий Донской» — последний корабль 941 проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. Корабль решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С его борта проводились первые пуски новейшей морской баллистической ракеты «Булава». Также корабль регулярно выходит на испытания новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955 и 885 проекта типа «Борей» и «Ясень». Для ТК-208 межфлотский переход станет первым боевым выходом с 1995 года.

​​​​​​​

Читайте также

news.rambler.ru

taifun

Н.Мормуль

Атомный подводный ракетоносец " Тайфун "

 

В противовес американскому " Огайо " в 80-е годы СССР создаёт подводную атомную лодку четвёртого поколения " Тайфун ", специально сконструированную для операций под арктическими льдами. Специально сконструированную для операций под арктическими льдами. При длине 170 м, ширине 25 м и высоте рубкой (не считая выдвижных устройств типа антенн и перископов) 26 м "Тайфун" имеет рекордное водоизмещение в 25000 т. Это самая большая лодка, когда - либо созданная в истории мирового флота. Если поместить её на суше, она займёт почти два футбольных поля. Уникальна и конструкция " Тайфуна " - это тримаран. В одной стальной оболочке содержатся два сверхпрочных титановых корпуса диаметром 10 м каждый, между ними - три таких же прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами и несколькими десятками торпед и ракетоторпед, кормовой с рулевым отсеком и центральный, где находится главный командный пункт. Два водо-водяных реактора по 190 МВт каждый и две турбины по 45 тыс.л.с. позволяют лодке развивать под водой скорость до 30 узлов. "Тайфун" может всплывать в арктических водах, ломая корпусом многометровые льдины, погружаться на глубину несколько сот метров и находиться в подводном положении практически неограниченное время. Условия жизни экипажа, состоящего из 50 офицеров, 80 мичманов и почти 40 матросов, отменные. В сущности, "Тайфун" - это пятиэтажный дом, часть помещений в котором занята оборудованием, а часть - приспособлена для жилья. Каюты рассчитаны на двух-четырёх человек. В них есть умывальник, письменный стол, книжные полки, шкаф для одежды, кондинционер и телевизор. По кабельной системе во время

боевой службы экипажу показывают видеофильмы. На борту имеются душевые, сауна с бассейном, оранжерея и даже вольеры с попугаями. "Тайфуны" вооружены твердотопливными ракетами. Пусковые шахты расположены в межкорпусном пространстве, между торпедным и центральным отсеками. Каждая лодка несёт 20 межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 (SSN-20 по западной терминологии) с 10 ядерными кассетными боеголовками высокой надёжности и точности попадания. Ракеты весом почти 100 тонн, высотой 16 м и диаметром 2,5 м способны поражать цели на расстоянии более 9 тыс. км. Как и на американских лодках, запуск ракет осуществляется вовсе не путём нажатия "красной кнопки". Для этого необходимо повернуть два ключа, один из которых находится у командира БЧ-2, а второй у командира лодки. Программа полёта ракет, записанная на перфоленту, вводится в вычислительный комплекс корабля лишь в период несения боевой службы в океане. В остальное время она хранится в опечатонной в сейфе командира корабля. Но подводники не в состоянии единолично принять решение о запуске ядерных ракет. Компьютер корабля сработает, если получит закодированный сигнал из ядерного чемоданчика президента страны. ЭВМ сопоставит этот код с тем, что заложен в её программу и лишь тогда даст разрешение на предствртовые операции. Теперь командир может ввести в систему перфоленту и набрать ряд известных лишь ему одному сигналов, которые вновь проконтролирует на достоверность компьютер. Дальнейшее - дело техники: ЭВМ сама сопоставит местонахождение лодки с координатами заданной цели и внесёт необходимые поправки. Эта система исключает несанкционированный запуск ракет с борта корабля, даже если он окажется захваченным террористами. Однако и подводникам не известно, на какие цели направлены их ракеты - подобной информацией распологает лишь генеральный штаб. В настоящее время в ВМФ действует шесть лодок класса " Тайфун ", спущенных на воду с сентября 1980 по конец 1986 г. (против 12 американских лодок класса "Огайо").

Тактико-технические данные атомного подводного ракетоносца СССР (России) " Тайфун "

Водоизмещение подводное

Водоизмещение надводное

Длина

Ширина

Высота с рубкой

Число реакторов и их мощность

Число турбин и их мощность

Мощность дизель-генератора

Глубина погружения

Число ракет

Число ядерных боеголовок в одной ракете

Дальность стрельбы

Численность экипажа

50000 тонн

25000 тонн

170 м

25 м

26 м

2 по 190 МВт

2 по 45000 л. с.

800 КВт

Несколько сот метров

20

10

9000 км

170 человек

Посмотреть фото " Тайфуна "

Назад

Hosted by uCoz

silent-hunter.narod.ru